С 5 мая 2018 года вступают в силу поправки в закон о туристской деятельности, изменяющие ряд требований, предъявляемых к туроператорам. Документ, опубликованный в «Российской газете», обязывает все российские компании, работающие в туриндустрии, в течение года вступить в объединение, подконтрольное правительству, а также начать платить взносы в компенсационный фонд. В противном случае сведения о недобросовестном туроператоре будут исключены из единого федерального реестра, и компания не сможет продолжать свою деятельность. Авторы поправок уверены, что собранные деньги станут гарантией того, что находящимся за рубежом туристам будет оказана экстренная помощь в случае, если фирма не выполнила своих обязательств.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, на финансирование компенсационного фонда туроператоры должны отчислять ежегодно 0,1% оборота от реализации турпродукта, но не менее 100 тысяч рублей. Еще до 0,05% предстоит отчислять на администрирование фонда. Таким образом, для компаний с оборотом менее 100 млн. рублей минимальный первый взнос в компенсационный фонд составит 150 тысяч рублей. В соответствии с принятыми поправками, правительство может ежегодно снижать сумму отчислений при отсутствии потребительских конфликтов.
В законе также есть положение о том, что средства компенсационного фонда по решению его руководящих органов и правительства можно инвестировать на другие цели. При этом эксперты отмечают, что в законе пока нет точных формулировок такого ключевого понятия, как «экстренный случай». Эксперт Общественной палаты Дмитрий Давыденко считает, что эти пояснения должны быть прописаны в постановлении правительства или в приказе Минспорттуризма.
В целом же вице-президент Ассоциации туроператоров считает, что поправки, внесенные в закон, мало чем могут помочь российским туристам. «Все они имеют отлагательную силу вступления и начнут действовать где-то через год. Поэтому к предстоящему летнему сезону нововведения вообще не будут иметь никакого отношения. Удивляет и то, что многие ключевые дополнения должны быть выполнены в виде подзаконных актов, которых пока не существует. Это наводит на размышления: будет ли все сделано в итоге по-человечески. Единственное, что уже точно придумали, это то, что ежегодно на содержание аппарата создаваемой ассоциации будет тратиться 5 млн долларов», — рассказал BFM.ru Владимир Канторович.
В последние время российский туристический бизнес столкнулся с рядом громких банкротств — «Капитал-тура» и «Ланта-тур вояж», скандал с «Идеальным миром» до сих пор не утих. Участники рынка видят корень зла в демпинге: туроператоры зачастую искусственно снижают цены на свои услуги, чтобы привлечь клиентов, а потом не справляются с нагрузкой. Президент медиа-холдинга «БАНКО», руководитель сети «ТБГ. Туристические бренды» Татьяна Дмитрова в беседе с BFM.ru ранее заявила: «У нас все делается, как в джунглях, у нас дикий бизнес». По её мнению, отсутствие должного законодательного регулирования отталкивает от нашего рынка европейских игроков.
По информации с сайта BFM.ru