Храм египет – Храмы Древнего Египта фото с названиями и описанием

Храмы Древнего Египта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов. Храмовые постройки расположены по всей территории Древнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства.

Описание

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.

Один из крупнейших храмовых комплексов в Карнаке.

Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны, которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий.

[1]

Большим храмам принадлежали не менее крупные земельные участки, на которых работали простые люди, обеспечивавшие материальные нужды храма. Храмы являлись главными как религиозными, так и экономическими центрами. Жрецы, управлявшие этими мощными структурами, обладали большим влиянием, и, несмотря на их «условное» подчинение фараону, порой бросали вызов его власти.

Строительство храмов в Египте продолжалось, несмотря на понижение численности населения и окончательную потерю независимости в период Римской империи. С приходом христианства, египетская религия стала подвергаться всё большим нападкам со стороны христиан, стали закрываться храмы, последний из которых был закрыт для посещения в 550 году нашей эры. С течением времени, старые здания опустели и стали разрушаться. Но в начале XIX века в Европе вспыхнула новая волна интереса к Египту, что привело к зарождению науки египтологии и стало привлекать всё большее количество посетителей, которым было интересно увидеть руины древней цивилизации. Десятки храмов сохранились до наших дней, некоторые стали всемирно известными туристическими достопримечательностями. Туризм стал приносить немалые доходы в казну современной египетской экономики. Египтологи продолжают и в наши дни изучать руины и сохранившиеся храмы древнейшей цивилизации, так как они являются бесценным источником информации о древнем египетском обществе.

Функции

Религиозность

Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве жилья для жизни богов на земле. Слово «храм»

ḥwt-nṯr

что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма

[1]. Присутствие (англ.) бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет человеку общаться с богом посредством ритуальных действий. Согласно верованиям египтян, эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе.[2] В конечном счёте, всё сводилось в поддержании ключевой фигуры Маат — совершенного устройства природы и человеческого общества. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат[3], эта же цель была и у храмов.[4]

Фараону была доверена собственная божественная сила, поэтому он, как священный правитель, считался представителем от всего Египта к богам и наиболее важным сторонником истины.

[5] Теоретически, в его обязанности могло входить выполнение храмовых обрядов. В то же время неизвестно насколько часто фараон мог принимать участие в подобного рода церемониях. Наличие большого количества храмов на территории Египта делали невозможным его присутствие во всех их, поэтому в большинстве случаев эти обязанности отводились жрецам. Тем не менее фараон был обязан поддерживать, содержать и расширять храмы по всему государству.[6]

См. также

Примечания

  1. 1 2 Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
  2. ↑ Dunand and Zivie-Coche 2005, pp. 89-91
  3. ↑ Assmann 2001, p. 4
  4. ↑ Shafer, Byron E., «Temples, Priests, and Rituals: An Overview», in Shafer 1997, pp. 1-2
  5. ↑ Shafer, Byron E., «Temples, Priests, and Rituals: An Overview», in Shafer 1997, p. 3
  6. ↑ Wilkinson, 2000, pp. 8, 86

Ссылки

Литература

  • Arnold, Dieter. Building in Egypt: Pharaonic Stone Masonry. — Oxford University Press, 1991. — ISBN 0-19-511374-8.
  • Arnold, Dieter. The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. — Princeton University Press, 2003. — ISBN 0-691-11488-9.
  • Wilkinson, Richard H. The Complete Temples of Ancient Egypt. — Thames and Hudson, 2000. — ISBN 0-500-05100-3.

wikipedia.green

Храмы Древнего Египта Википедия

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной.

Олицетворявший модель мира храм по архитектурным канонам символизировал определённые религиозные представления древних египтян: потолок означал небо, стены — поля Иалу, пол — загробное царство

[1].

Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания.

«Древнеегипетский храм, в отличие от греческого, никогда не был завершённым сооружением, а постоянно разрастался за счёт новых пилонов, святилищ и залов, которые возводил следующий правитель»

[2].

Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэ

ruwikiorg.ru

Храмы Древнего Египта Википедия

Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов. Храмовые постройки расположены по всей территории Древнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства в различные исторические эпохи.

Описание[ | ]

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной.

Олицетворявший модель мира храм по архитектурным канонам символизировал определённые религиозные представления древних египтян: потолок означал небо, стены — поля Иалу, пол — загробное царство

[1].

Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания.

«Древнеегипетский храм, в отличие от греческого, никогда не был завершённым сооружение

ru-wiki.ru

Храмы древнего Египта

Как и гробницы, храмы строили из камня. Они создавались в качестве жилища для богов и имели множественные сходства с домами людей. О существовании ранних храмов древнего Египта мы можем судить благодаря тому, что более поздние храмы строились непосредственно на месте старых. К своему расцвету храмовое строительство пришло в период Нового царства. Именно храмы этой эпохи прославили архитектуру Древнего Египта, они по сей день возвышаются над современными поселениями и городами вокруг них. Интерьеры храмов, как и полагается, всегда были украшены изящно и богато. Нередко на стенах храмов изображались фигуры фараонов, сцены их жизни и побед. Кроме того, храмы были немаловажными политическими и социальными центрами. Жречество в период Нового царства обладало завидной властью, и храмы потому были независимыми и служили исключительно богам.

Рядом со Сфинксом в Гизе располагается нижний храм пирамиды Хефрена. С верхним храмом его соединяла дорога, а сам храм сфинкса примыкал ко двору пирамиды.
Храм сфинкса в Гизе ↑
В период V династии в древнем Египте начали строиться храмы, посвященные Ра – богу Солнца. От пристани на реке Нил к храму Солнца в Абусире вел мощеный коридор, снабженный верхним светом. Центр двора венчал обелиск, а возле храма стояла священная ладья, также посвященная богу Солнца.
↑ Храм Солнца в Абусире
В отличие от других храмов древнего Египта при гробницах, в храме Хатшепсут не было погребения. Сам храм в Дейр эль-Бакри располагался на трех террасах. К храму от молельни вела дорога, а по ее сторонам стояли фигуры сфинкса, высеченные из известняка. Нижняя терраса включала в себя двор с прудом, к ней примыкали два святилища – Татхор и Анубиса. Двор на средней террасе имел портик с четырехгранными колоннами. Верхняя терраса содержала обнесенный колоннадой третий двор. По бокам от нее возвышались статуи царя Хашепсут пятью метрами в высоту.
Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бакри ↑
Возле храма Рамсеса II с восточной стороны располагался пилон, а за ним находился открытый двор. В этом дворе стояло несколько статуй царя в обличии бога Осириса. Фасад дворца с северной стороны содержал портик и двойную колоннаду.
↑ Рамссеум
Вход в храм был обрамлен высокими трапециевидными каменными башнями, носящими название «пилоны». Сверху они накрывались карнизом и искусно украшались рельефом. Обычно передняя поверхность пилона содержала сюжеты из жизни царя, а задняя хранила рассказы в рисунках о ритуальных сценах Древнего Египта.
Пилоны ↑
Огромные вырубленные из камня статуи имеют название колоссы. Они изображают стоящего или сидящего фараона в обличии божества, с царским головным убором или короной. Вес колосса мог достигать 1 000 тонн. Располагались эти статуи, как правило, перед фасадом храма.
↑ Колоссы
Мифологическое происхождение Египта объяснялось символикой храмов. К примеру, стена, ограничивающая храм, обозначала границы воды вокруг этого места, а база, на которой и строилось святилище, была символом первозданного холма, на котором и основался Египет.
Культовые храмы времен Нового царства ↑

ri-kam.ru

ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ. Основы понимания архитектуры

ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ

 Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным. Однако есть и другой путь, который позволит достигнуть куда более ощутимых результатов. Этот путь связан с познанием человека той эпохи, его суждений, его представлений о природе и мире. Поэтому, если на наше счастье от этой глубокой древности до нас дошла лишь строчка, говорящая о взглядах создателя этих непонятных, иной раз даже каких-то таинственных сооружений, то мы получим в руки путеводную нить — ключ к пониманию существа заинтересовавших нас произведений — их композиции, составляющих частей, тех или иных приемов и отдельных детален, которые в совокупности определяют архитектурный замысел.

 Судьба, в данном случае, благоприятствовала нам. До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив — столицы Египта эпохи Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). В ней он так обращается к фараону: «Я дал тебе силу и победу над всеми странами; я распространил твою славу повсюду, страх перед тобою до четырех столбов неба… и поверг твоих врагов под твои сандалии… земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». Если такой неизмеримой силой, величием и славой был, по мнению египтян, наделен фараон, то каков же должен был быть сам бог Амон! Вот эта-то неземная сила и величие божества нашли свое выражение во всемирно известных грандиозных храмах Древнего Египта — в Карнаке, Луксоре и Эдфу. Здесь все было поставлено на службу прославления божества и его земного наместника — фараона.

1. Храм Хонсу в Карнаке. XII в. до н. э. План

 Из истории мы знаем, что храм — это, по представлениям того времени, земное жилище бога. Поэтому по размаху архитектурной композиции, по величию грандиозных архитектурных масс, по силе создаваемого тонко рассчитанного впечатления храм несравним с царским дворцом той эпохи, хотя в отдельных своих частях он все же зависел от него. А эта зависимость, эта связь не случайны. Ведь храм сооружался на средства фараона и как величайшее деяние его времени прославлял фараона — заказчика и вдохновителя постройки.

 Чтобы попасть в храм, чтобы удостоиться лицезреть его святыню, чтобы ощутить все величие божества, египтянину надо было приготовиться пройти ряд этапов — «ступеней очищения». С этой-то целью была разработана определенная последовательность частей египетского храма, воспринимаемого в процессе движения — во времени. Эта система поражает нас и сейчас своей продуманностью и вниманием к каждой детали (илл. 1).

 Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов — овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. Мерный ритм расстановки этих скульптур, их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно двигавшейся процессии. Каждый из сфинксов наделен деталью, которая создает представление о роли и значении идущего мимо этих своеобразных скульптур человека — голова каждого сфинкса опирается на небольшую человеческую фигурку. Различие в масштабе настолько велико, что сперва даже можно не заметить этой фигурки, но ее неоднократное повторение заставляет, наконец, глаз не только остановиться на ней, но и сопоставить ее с монументальной формой животного. А так как человек привык сравнивать себя, порой даже интуитивно, с различными предметами видимого мира для определения их размера, то сфинксы сразу же как бы вырастают в его сознании в масштабе, в то время как сам человек невольно начинает казаться неизмеримо малым, даже ничтожным перед лицом этих застывших таинственных стражей храма. Этот прием сопоставления масштабов, неоднократно повторяемый в архитектуре египетского храма, позволял достигнуть необычайно эффектных результатов, порабощая сознание древнего египтянина.

 Наконец, мы перед храмом, вернее перед его входом, поскольку само здание храма невидимо за двумя широкими и высокими стенами—пилонами, скрывающими его от нашего взора. В древности по сторонам храма располагались обнесенные высокими оградами сады. Ими могли пользоваться только жрецы, что не позволяло видеть храм с боковых точек зрения.

 Оба сужающиеся ввысь пилона отгораживают внешнее пространство от того, что ждет нас за ними. Перед пилонами поставлены четыре огромные статуи фараона — строителя храма, как бы охраняющие вход и вместе с тем его прославляющие. На плоскостях стен пилонов видна многометровая фигура фараона в мчащейся колеснице, поражающая маленькие фигурки врагов. Вновь это масштабное сопоставление фигур зрительно увеличивает пилоны, делает их поистине грандиозными. Этой же цели служил и другой, уже чисто архитектурный прием, заставляющий еще сильнее почувствовать всю колоссальность архитектурных форм. Между пилонами расположен портал входа в храм. Нетрудно заметить, что его большой размер согласован с размером скульптур и изображений на пилонах. Однако некогда в этот портал был вставлен другой, деревянный, значительно меньший, сквозь который проходили люди. Этот деревянный «человеческий» портал в сопоставлении с большим каменным порталом и пилонами как никакая другая деталь говорил о ничтожестве входившего человека по сравнению с изображениями фараона и самой архитектурой священного жилища божества.

 Мы минуем портал и входим на широкий обнесенный высокой каменной стеной двор. Вдоль стен идут колоннады (см. обложку), дававшие защиту паломникам от палящих лучей солнца. Но и тут впечатление от колоссальных архитектурных форм не покидает нас. На обратной стороне пилонов все те же грандиозные фигуры, резко очерченные врезанной в камне контурной линией — бороздой. Вглядываясь в эти изображения, мы видим, что их рисунок часто не считается с каменной кладкой стен. Более того, кладка порой как бы подчинена рисунку, поскольку различные по величине блоки камня не образуют ровных рядов, а предстают компактной единой массой так называемой циклопической кладки, поверх которой бегут линии рисунка фигур. Тут стоит вспомнить и представить себе излюбленные в Древнем Египте ночные шествия. Неровный, пляшущий свет факелов не только заставлял четче выглядеть божественные изображения, но и таинственно изменял их очертания благодаря бегущим полосам света и тени. Фигуры как бы оживали, двигались, изменялись.

2. Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Кон. XIV — нач. XIII вв. до н. э.

Это умение воспользоваться светом и тенью с целью обрисовать массивность стен архитектор Древнего Египта показал в такой детали, как венчающая часть пилона. Криволинейное очертание выкружки, как бы выбранной в массиве кладки, и нависающий полувал завершающей плиты «лепят» архитектурную форму, позволяют познать толщу пилонов, отделяют гладкую ослепительную поверхность их стен, готовую слиться с знойным небом. Этот прием «лепки» тенью архитектурных форм перенесен и в детали. Не менее последовательно применены зрительно тяжелые пропорции, выраженные обычно в целых числах (вспомним египетский треугольник с отношением сторон 3:4:5), так соответствующие незыблемости инертных каменных масс египетской архитектуры.

 За двором расположен гипостильный зал — «зал явлений» божества, сплошь заставленный могучими колоннами, несущими перекрытие из массивных каменных блоков (илл. 2). Колонны заканчиваются капителями, то собранными в бутоны, то распускающимися, в священный цветок Нила — лотос. Колонны уподоблялись каменному лесу, воздвигнутому по воле фараона, а перекрытие, окрашенное в синий цвет с золотыми звездами и изображениями парящих птиц, символизировало небо. Здесь, в этом таинственном месте, погруженном в полумрак, могли находиться лишь избранные. Свет проникал сюда либо через дверь, либо через окна, размещенные под потолком, там, где более высокие колонны прохода сменялись низкими. Далее, за гипостильным залом, располагалось святилище, совершенно лишенное света, куда могли войти лишь жрецы.

 Нетрудно заметить, что архитектурная композиция египетского храма, всего его грандиозного по размаху комплекса рассчитана на последовательное восприятие в течение определенного времени. Сперва длинная аллея сфинксов подготовляет человека к входу в храм. Затем следует зрительно тесный проход между гигантскими пилонами, за которыми открывается пространство двора храма. Он, в свою очередь, сменяется гипостильным залом — «залом явлений», с его лесом колонн, подавляющих своей массивностью вошедшего человека. Полумрак настраивает на восприятие чего-то необыкновенного. И, наконец, это необыкновенное — изображение божества — появлялось, несомое жрецами, возможно, в то мгновение, когда последний луч заходящего солнца, освещая таинственное святилище, проникал сквозь двери, преднамеренно расположенные друг против друга.

 Какая последовательность, какая логика композиционного построения, тесно связанная с восприятием мира и природы в ту далекую от нас эпоху! 

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Храмовая архитектура Древнего Египта

Нил делил Древний Египет не только географически, но и в плане архитектуры.

Храмы, жилые и административные постройки возводились на восточном берегу реки. Погребальные и заупокойные постройки – на западном.

Типовые особенности храмов Древнего Египта

Египетские храмы делились на три типа:

наземные. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре – прекрасные примеры этих храмов, воздвигавшихся на открытых пространствах;

скальные. Эти постройки вырубались в скалах. Наружу выходил лишь фасад. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой скальный тип;

полускальные. Это те храмы, которые могли сочетать в себе особенности первых двух типов. Храм царицы Хатшепсут в Долине Царей частично находится снаружи, а частично – в скале.

Посмотрите видео о храмовом комплексе в Карнаке

Древнеегипетский храм был симметричен в плане. Он начинался с аллеи сфинксов, которая вела к пилонам (от греч. – ворота, трапециевидные башни), перед которыми возвышались статуи богов и фараонов. Здесь же располагался обелиск – материализованный солнечный луч.

Авторство этого элемента традиционно приписывается египтянам. Оставляя пилоны позади, посетитель попадает во внутренний двор, окружённый колоннами – перистиль. За ним стоит гипостиль – колонный зал, освещённый солнечными лучами, падающими через потолочные просветы.

За гипостилем могли располагаться ещё меньшие комнаты, которые, в результате, приводили в святилище. Чем дальше вглубь храма – тем меньшее количество людей могло туда попасть.

Святилище было доступно лишь высшим жрецам и фараону. Традиционный строительный материал для храмов – камень.

Храмовый комплекс в Карнаке

Храм в Карнаке считался главным египетским святилищем. Он традиционно располагается на восточном берегу Нила и посвящён богу Амону-Ра. Эта постройка напоминает по своим размерам небольшой город (1,5 км на 700 м).

Возведение храма началось в XV веке до н. э. К строительству комплекса приложил руку не один фараон. Каждый из них выстраивал свои храмы и расширял масштабы постройки. Выдающимися архитектурными постройками считаются храмы Рамсеса I, II, III, Тутмоса I и III и фараонов из династии Птолемеев.

Комплекс состоит из трёх частей и в плане напоминает букву Т. Вход в храм обрамлён пилоном высотой 43 м, который открывает собой обширный прямоугольный внутренний двор, обставленный папирусовидными колоннами. Этот двор завершается ещё одним пилоном, впускающим посетителя в гипостильный зал.

Среди множества колонн можно заметить центральный проход, обставленный колоннадой высотой 23 м. Это самый высокий зал в Египте, потолок которого возвышается по центру, относительно боковых частей.

Через образованный выступ в зал падает свет, который играет на расписанных стенах и колоннах. В конце зала – новый пилон, за которым новый двор. Эта система залов приводила к священной комнате, где хранилась статуя бога.

С юга к храму примыкает озеро, на берегу которого расположен жук-скарабей из гранита немалых размеров. Когда-то карнакское святилище соединялось с храмом в Луксоре аллей сфинксов. Но теперь она разрушена, часть сфинксов остались нетронутыми временем. Они расположились ближе к карнакскому комплексу. Это высокие статуи львов с головами баранов.

Храмовый комплекс в Абу-Симбеле

Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.

 Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.

В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона. Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).

Рядом с храмом мужа прорублен в скале другой, посвящённый его жене – Нефертари. При входе внутрь в гигантских альковах возвышаются шесть 10 метровых статуй фараона и его жены. Святилище возводилось в честь богини Хатхор, которой были приданы черты Нефертари.

Храм царицы Хатшепсут

Этот заупокойный храм находится с запада от Нила и относится к полускальному типу храмов. Задолго до появления греческого Парфенона, это святилище преподносит шедевр архитектурной гармонии.

На крутых скалах Ливийского плоскогорья были установлены три террасы, соединённые пандусами. Вход на каждую из террас был обозначен белоснежным портиком с колоннами. Ко входному пилону нижней террасы вела аллея сфинксов, начинающаяся с побережья Нила. Ширина аллеи достигала 40 метров. Перед храмом был раскинут сад с Т-образными бассейнами. Гигантские статуи украшали постройку.         Поделиться:

nastroike.com

Храмы Древнего Египта | Туристический портал

Храмы, возведенные в Древнем Египте еще около 5 тысяч лет назад, до сих пор поражают воображение туристов и исследователей своим величием. Это одно из главных достояний Египта, сохранившихся в память о древней цивилизации.

Общее значение храмов в Древнем Египте

Историки и искусствоведы называют Египет колыбелью современной цивилизации. Особую роль в развитии культуры играли храмы, возводимые на территории Древнего Египта. Они возводились для поклонения богам, а также в роли усыпальниц для фараонов, которые считались наместниками богов на земле. Поэтому храмы располагаются на всей территории страны и весьма многочисленны.

В храмах древние египтяне совершали различные ритуальные обряды и жертвоприношения богам, проводились праздники и инсценировки различных мифологических сцен. Все эти действия проводились жрецами для поддержания божественного порядка во вселенной. Само слово «храм» дословно обозначало «дом бога».

Строительство храмов и их обеспечение предметами роскоши входило в обязанности фараонов. А вот простые жители к церемониям не допускались, более того — им запрещалось даже входить некоторые части храмов, чтобы не осквернить их своим присутствием. Служение в храмах считалось доступным только для приближенных к богам слоев населения.

Центральное место во всех Египетских храмах занимало Святилище. Изначально возводимое как небольшое помещение со статуями богов, в 1500-х годах до н.э. оно превратилось в огромный комплекс помещений и зданий, в монументальную архитектурную постройку. Все части постройки выполнялись в соответствии с определенным религиозным назначением. Как правило, в храме располагались и закрытые залы, и открытые площадки. Также храм был окружен и другими постройками, вынесенными за его стены.

Для обеспечения жрецов сем необходимым вокруг храмов существовали возделываемые поля, на которых трудились простые люди. Аккумуляция материальных ценностей в храмах делала их вполне самостоятельными и влиятельными экономическими центрами в округе.

Карнакский храм Древнего Египта

Карнакский храм располагается на территории древнего города Фивы и занимает площадь в 80 гектаров. Это некий комплекс храмовых сооружений на берегу Нила, неподалеку от современного Луксора.

Комплекс храмов на этой территории возводился даже не одной династией фараонов. Первые постройки возникли в 16 веке до н.э., а завершено строительство было лишь спустя 1300 лет. За этот период участие в возведении религиозных объектов в Карнаке приняло более 30 фараонов. Это сооружение признано самым масштабным религиозным комплексом в мире и крупнейшим музеем под открытым небом.

Монументальность строений действительно поражает. Например, в гипостильном зале Карнака располагается более 140 колонн высотою до 20 м. При этом размер каждой колонны настолько внушителен, что ее не могут обхватить даже 5 человек, взявшихся за руки.

Здесь же расположен знаменитый колосс Рамзеса II с изображенной у его ног любимой женой. В глубине комплекса находится 39-метровый обелиск из красного гранита и священное озеро, которое, по повериям местных жителей, исполняет желания.

В Карнакском храме каждый вечер можно увидеть световое представление и музыкальное шоу, повествующие об истории Древнего Египта.

Луксорский храм Древнего Египта

Луксор знаменит своим храмом, называемым «Внутренние палаты». Он был основан в 14 веке до н.э. Фараоном Аменхотепом III и в последствии украшен его потомками, которые добавили в архитектуру храма 74 колонны и статуи с изображением фараонов.

Длина комплекса Луксорского храма составляет около 260 м. Вход на территорию пролегает через массивные башни-пилоны шириною 70 м и высотою около 20 м. На северной стороне располагается 4 колосса и один из знаменитых обелисков из розового гранита высотою 25 м. Через территорию храма проходит аллея сфинксов, ведущая в зал с колоннадой, где сохранились 32 колонны. Это территория внутреннего храма, где расположено святилище Амона — бога Солнца. В 1989 году здесь было обнаружено 26 статуй, спрятанных в подполье храма.

В конце лета в Луксорском храме проходит фестиваль ОРЕТ, где осуществляются театрализованные инсценировки различных сцен из жизни Древнего Египта и его жрецов, совершавших обряды поклонения различным богам.

Долина Царей как пример храмового строительства Древнего Египта

В Древнем Египте был весьма сильный культ загробной жизни, считалось, что душа умершего фараона может благополучно достичь потустороннего мира только если его тело будет погребено в соответствующем сооружении и сохранено в целостности. Для этого первые фараоны строили себе роскошные усыпальницы в виде гробниц и возводили грандиозные храмы. Но позднее места захоронения стали более скромными. Один из примеров новых захоронений — Долина Царей на западном берегу Нила, неподалеку от Луксора.

Это место использовалось для погребения членов царских семей на протяжении 500 лет, начиная с 16 века до н.э. Здесь найдено более 60 гробниц. Примечательно, что гробницы и сам храм, служащий входом в них, вырезаны непосредственно в скале. Туннели уходят вглубь скальных пород на длину до 200 метров и под землю на расстояние около 100 м ниже уровня поверхности.

Каждая гробница украшена барельефами, рассказывающими о заслугах погребенного в ней фараона. Здесь нашли свое последнее пристанище и такие известные правители Древнего Египта как Тутанхамон, Аменхотеп II и Тутмос IV. И хотя некоторые гробницы периодически закрывают для туристов на техобслуживание, часть из многочисленных захоронений, практически ничем не выдающих свое местонахождение с поверхности, всегда доступна для посещения.

Древнеегипетские храмы Осириса в Абидосе и Хора в Эдфу

Храмы Абидоса, расположенного в 170 км от Луксора, играли в Древнем Египте большую роль. Они символизировали поклонение богу загробного мира Осирису и являлись некими воротами в потусторонний мир.

Один из самых известных храмов в Абидосе — это возведенный в 13 веке до н.э. храм Сети. Он был построен по приказу фараона Сети I, отца самого известного египетского фараона Рамзеса II. Фараон Сети внес большой вклад в развитие древнего государства, во время его правления было возведено множество храмов и скульптур.

Храм Сети в Абидосе впечатляет своими размерами. По своей сути это погребальный храм фараона. Выполнен он в форме буквы L из песчаных блоков и известняка. Постройка располагается на территории в 180 м в длину и 120 м в ширину.

Необычно и внутреннее устройство храма. В нем находится 7 святилищ с алтарями. В каждое помещение ведет отдельный вход. На рельефах святилищ сохранились изображения, повествующие об объединении земель Верхнего и Нижнего Египетского царства. В отдельном крыле храма обустроена галерея фараонов, где изображены барельефы самого Сети I и его сына, а также 76 их царственных предшественников.

Несмотря на то, что храм посвящен богу загробной жизни Осирису, в нем имеется и святилище Амона-Ра — главного египетского божества. Храм отличается тем, что здесь сохранилось большинство цветных изображений и барельефов, что невероятно ценно для историков.

Еще одно грандиозное сооружение — храм Хора в Эдфу, в 115 км от Луксора. Здесь найдено большое число прекрасно сохранившихся текстов, принадлежащих к греко-римскому периоду истории Древнего Египта.

Хор — один из богов Древнего Египта, принимавший облик сокола или солнечного диска с крыльями и символизировавший небо и солнце. Он также считался прародителем фараонов и первым наместником богов на египетской земле. Храм в его честь был возведен в Эдфу в период с 237 по 57 года до н.э., когда страной управляла греко-римская династия Птолемеев. Однако Рим объявил язычество вне закона и храм был заброшен. Его обнаружил полностью засыпанным песком в 1860 году французский египтолог Огюст Мариетт.

Вход в храм выполнен в виде пилона с воротами высотою 36 метров. Внутренний двор украшен колоннами и статуей Хора, выполненной из черного гранита. В большом зале храма находится 18 колонн и рисунок, представляющий астрономическую картину неба. В храме была своя лаборатория с начертанными на стенах рецептами мазей и зелий, библиотека со статуей богини письма Сешат, а также казна с драгоценностями. Находится в храме и фестивальная часть, служившая для проведения праздничных церемоний и жертвоприношений.

Заключение

Храмы Древнего Египта были важной религиозной составляющей жизни древней цивилизации. Они использовались как место для поклонения богам, символизировали божественное происхождение фараонов и служили их гробницами после смерти. Здесь происходил расцвет культуры и науки — при храмах действовали свои лаборатории, обсерватории, изучалась письменность и создавались уникальные тексты, рисунки и барельефы. К тому же, храмы играли большую экономическую роль в стране, аккумулируя в своих стенах значительные ресурсы и предметы роскоши.

В наши дни храмы Древнего Египта представляют большую культурную ценность и позволяют ознакомиться с историей и культурой древней цивилизации, прикоснуться к наследию египетских фараонов и лучше понять религиозные устои древних египтян.

warps.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *