Мозаики монастыря Осиос Лукас — Византийское искусство — LiveJournal
Оригинал взят у uchitelj в Мозаики монастыря Осиос ЛукасМозаик этого монастыря полно в сети, поэтому больше внимания здесь уделяется расположению, хотя и это хорошо описано в Википедии.Если честно, мозаики Дафни (внизу) понравились мне ГОРАЗДО больше.
Фрагменты «Уверения Фомы». Оба фото не мои.
Общий вид с мозаиками алтаря в центре
Справа в тромпе — Рождество
Сошествие Св.Духа на апостолов — над вимой
Сретение и Крещение — в тромпах
Далее нартекс
Уверение Фомы
Омовение ног
Сошествие во ад
Своды нартекса
https://ru.wikipedia.org/wiki/Осиос_Лукас
http://www.vvv.ru/forum_gallery/original_view.php?id=113077&tid=1
theofilakt.livejournal.com
Кафоликон монастыря Осиос Лукас — особенности архитектуры: uchitelj — LiveJournal
Возможно у кого-то возникала мысль, что я специально поехала в Грецию изучать церкви с куполом на тромпах, но, поверьте, это получилось совершенно случайно! Почаще бы такие случайности! 🙂На первый взгляд логичней было бы начать рассказ о них с кафоликона монастыря Осиос Лукас, как с самого раннего (XI в.), но он же кроме того и самый сложный, мне нелегко было с ним разбираться, да и обилие декора и живописи мешают сконцентрироваться на архитектуре. Вот и получилось, что этим хрестоматийным памятником я завершаю обзор греческой византийской архитектуры. Собственно принцип такого храма был описан уже не раз, поэтому я буду показывать его особенности по сравнению с Дафни и Софией из Монемвасии.
Итак, купол на восьми опорах вписан а крестообразное пространство. Переходом от столбов к куполу служат тромпы. В монастыре Луки эта схема читается гораздо труднее из-за мозаик и другого декора.
Первозданная чистота Софии в Монемвасии поможет восстановить ее в своем воображении. С четырех сторон к куполу примыкают ветви креста. В Осиос Лукас их торцевая поверхность сплошь заполнена окнами.
Монемвасия.
Основным конструктивным отличием кафоликона от остальных подобных церквей является его двухъярусность, или двухэтажность. Галереи второго этажа, украшенные изящными аркадами, усложняют и обогащают пространство, вместе с огромными окнами и облицованными мрамором гладкими стенами, придавая храму светский вид, что очень точно отметила renardetraisin.
Рукава креста перекрыты крестовыми сводами.
Общая черта рассматриваемых зданий — столбы попарно соединены арками, которые образуют отдельные угловые помещения или проходы. Церковь Луки больше остальных по размеру, и соответственно эти угловые помещения имеют здесь бОльшее значение.
Монемвасия.
Алтарная часть, при общей конструкции, выглядит значительно сложнее, богаче и светлее опять же за счет огромных окон.
http://renardetraisin.livejournal.com/129629.html
Официальное искуствоведение главными достоинствами этого храма считает вертикализм и центричность внутреннего пространства.
Монемвасия.
Юго-восточный угол.
Между центральным куполом и конхой в Монемвасии — невысокий свод…
…в Осиос Лукас — полноценный купол.
Тот же юго-восточный угол в церкви Дафни.
Планы монастыря Осиас Лукас и церкви Св.Софии в Монемвасии.
Очень наглядно видны все отличия на северной стене. Столбы в Осиас Лукас совершенно теряются среди арок, окон, мозаик и орнаментов.
Монемвасия.
Архитектура прекрасна, но меня, как вы сами понимаете, больше всего восхищает здесь декор. Столько плутео в одной церкви я еще не разу не видела. 🙂
Облицовка цветным мрамором просто восхитительна! Вот откуда эта привычная нам тосканская полосатость романских храмов. )
На светское здание похож не только интерьер, но и фасад церкви.
Юго-западный угол.
Посудите сами — двухэтажный дворец с огромными окнами и обильным декором. Крестово-купольная структура совершенно не читается на фасаде.
Западный фасад.
Фрагмент южного фасада.
Северный фасад.
И только апсида и купол недвусмысленно намекают на назначение здания.
Здесь мозаики http://uchitelj.livejournal.com/924960.html
алтарная преграда http://uchitelj.livejournal.com/924192.html
и декор фасада http://uchitelj.livejournal.com/928234.html
uchitelj.livejournal.com
Монастырь Осиос Лукас | «Вектор духовности»
Валентина Феофилактова
Декор фасадов
О православный греческом монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград. Правда большинство из них подозрительно новые и белые, но нет сомнения, что копировались они с точно таких же прототипов.
Я для себя разделила здешний декор на три группы — кирпичные узоры, оконные переплеты и мраморные рельефы.
На южном фасаде можно увидеть сразу все эти декоративные приемы.
Западный фасад. Таких огромных окон я, кажется, не встречала в византийских церквях. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, а значит это не сполии, а, скорее всего, сделаны специально для этого храма. Что касается рисунка — еще одна версия — реставраторы нашли фрагменты старых плит только с таким рисунком. 🙂
Судя по двери в центре фасада второго этажа, там был балкон.
Еще один фрагмент южного фасада.
Юго-западный угол. Чередование разных по размеру блоков камня с плинфой создает живописную игру на поверхности.
Апсида церкви Богородицы. Декор кафоликона и церкви близок по стилю, хотя церковь построена раньше.
Кирпичный декор на обоих храмах довольно традиционный.
Ряды поребрика и перегородчатой кладки чередуются с псевдо-куфическими надписями, выложенными из плинфы.
Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Из чего они сделаны — затрудняюсь сказать. Для каменных они, по-моему, слишком тонкие, издали больше похожи на терракотовые.
Кстати, цвет освещенных поверхностей немного искажен вечерним солнцем.
В одной из церквей в другом месте можно было разглядеть поближе такую старую решетку, и она была очень похожа на каменную.
На архивольте окна — фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.
Мраморные резные декоративные элементы — самая интересная часть декора.
Кусок подлинной древней плиты.
Над ней — интересный узор, напоминающий куфическую надпись.
Рельеф, похожий на предыдущий, но не тот.
Кронштейны и капители украшены процветшими крестами.
По сторонам окна — карниз с орнаментом из кринов.
Окна с витражами меня смущают своей современностью.
Плутео с подобными орнаментами встречаются очень часто в самых разных местах. Центральная композиция, правда, более редкая.
Большинство плит под окнами с таким узором.
Тоже довольно типичная «хищная» сцена на южной стороне кафоликона.
Барабан церкви Богородицы поразил меня еще несколько лет назад на фотографиях. Нигде больше не встречала ничего подобного.
Львиные маски, видимо, играют роль гаргулей.
И на «десерт» — красивая притолока с павлинами.
Она уж точно от эпистилия, так как правая чать отрезана и крест не в центре.
Мозаики
Мозаик этого монастыря в сети много, поэтому больше внимания здесь уделяется расположению.
Общий вид с мозаиками алтаря в центре
Справа в тромпе — Рождество
Сошествие Св.Духа на апостолов — над вимой
Сретение и Крещение — в тромпах
Далее нартекс
Уверение Фомы
Омовение ног
Сошествие во ад
Своды нартекса
Алтарная преграда кафоликона
Алтарная преграда храма в прекрасном состоянии, сохранился резной эпистилий с изображением грифонов и орнаментом. Отчетливо видны следы раскраски — вероятно раньше он был очень ярким.
По сторонам боковых столбов — еще две небольшие преграды в том же стиле, и тоже с резьбой и раскраской.
Икон на темплоне первоначально не было.
Очень типичный, можно сказать стандартный, орнамент на плутео. Скорее всего он имел какое-то символичное значение.
Левая сторона
Грифон левой стороны, со вспышкой и без вспышки
Правая сторона
Аналогично, снимок со вспышкой и без вспышки
Нижняя сторона эпистилия тоже с орнаментом
Капители в едином стиле с орнаментом
Небольшая преграда слева от алтаря
На ней тоже изображения животных
Капители похожи на центральную часть
Характерный орнамент из пальметок
Преграда справ от алтаря
К сожалению она хуже сохранилась
Капители попроще, на них изображены рыбы
Последние два снимка — слева от алтаря, перед ракой Св.Луки
Кафоликон
Этим хрестоматийным памятником я завершаю обзор греческой византийской архитектуры. Собственно принцип такого храма был описан уже не раз, поэтому я буду показывать его особенности по сравнению с Дафни и Софией из Монемвасии.
Итак, купол на восьми опорах вписан а крестообразное пространство. Переходом от столбов к куполу служат тромпы. В монастыре Луки эта схема читается гораздо труднее из-за мозаик и другого декора.
Первозданная чистота Софии в Монемвасии поможет восстановить её в своем воображении. С четырех сторон к куполу примыкают ветви креста. В Осиос Лукас их торцевая поверхность сплошь заполнена окнами.
Монемвасия.
Основным конструктивным отличием кафоликона от остальных подобных церквей является его двухъярусность, или двухэтажность. Галереи второго этажа, украшенные изящными аркадами, усложняют и обогащают пространство, вместе с огромными окнами и облицованными мрамором гладкими стенами, придавая храму светский вид.
Рукава креста перекрыты крестовыми сводами.
Общая черта рассматриваемых зданий — столбы попарно соединены арками, которые образуют отдельные угловые помещения или проходы. Церковь Луки больше остальных по размеру, и соответственно эти угловые помещения имеют здесь бОльшее значение.
Монемвасия.
Алтарная часть, при общей конструкции, выглядит значительно сложнее, богаче и светлее опять же за счет огромных окон.
Официальное искуствоведение главными достоинствами этого храма считает вертикализм и центричность внутреннего пространства.
Монемвасия.
Юго-восточный угол.
Между центральным куполом и конхой в Монемвасии — невысокий свод…
…в Осиос Лукас — полноценный купол.
Тот же юго-восточный угол в церкви Дафни.
Планы монастыря Осиас Лукас и церкви Св.Софии в Монемвасии.
Очень наглядно видны все отличия на северной стене. Столбы в Осиас Лукас совершенно теряются среди арок, окон, мозаик и орнаментов.
Монемвасия.
Архитектура прекрасна, но меня, как вы сами понимаете, больше всего восхищает здесь декор. Столько плутео в одной церкви я еще не разу не видела. 🙂
Облицовка цветным мрамором просто восхитительна! Вот откуда эта привычная нам тосканская полосатость романских храмов. )
На светское здание похож не только интерьер, но и фасад церкви.
Юго-западный угол.
Посудите сами — двухэтажный дворец с огромными окнами и обильным декором. Крестово-купольная структура совершенно не читается на фасаде.
Западный фасад.
Фрагмент южного фасада.
Северный фасад.
И только апсида и купол недвусмысленно намекают на назначение здания.
Снимки Валентины Феофилактовой (Обсуждение в ЖЖ)
vectork.org
Монастырь Осиос Лукас в Фокиде. Мозаики нартекса.
nedovolnay
Основан св Лукой Стириотом в 10 в.
В конце 10 в построен собор.
Слева на фото собор, справа — церковь Богородицы (первоначально св. Варвары) середины 10 в.
Монастырь известен благодаря мозаикам нач. 11 в. и фрескам.
nedovolnay.livejournal.com
Осиос-Лукас — Википедия
Монастырь | |
Осиос Лукас | |
Ὅσιος Λουκᾶς | |
Вид на алтарную часть храмов монастыря | |
38°23′41″ с. ш. 22°44′48″ в. д.HGЯO | |
Страна | Греция Греция |
---|---|
Местоположение | Дистомон-Арахова-Андикира[d] и Беотия[1] |
Конфессия | Православие |
Епархия | Элладская православная церковь |
Тип | мужской |
Архитектурный стиль | Архитектура Византии |
Основатель | Лука Елладский |
Дата основания | ок. 946 года |
Статус | памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Состояние | действующий |
Сайт | en.osiosloukas.gr |
Осиос-Лукас на Викискладе |
Осиос Лукас (греч. Ὅσιος Λουκᾶς) — православный монастырь в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским (отсюда название). Расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (ном Беотия) и в 37 километрах от города Дельфы (ном Фокида). Монастырь знаменит мозаиками, древнейшие из которых восходят к XI веку.
Содержание
- 1 История
- 2 Монастырские строения
- 2.1 Церковь Богородицы
- 2.2 Церковь Святого Луки (кафоликон)
- 2.2.1 Крипта
- 2.3 Прочие постройки
- 3 Мозаики кафоликона
- 3.1 Мозаики нартекса
- 3.2 Мозаики наоса
- 4
wiki2.red
Осиос Лукас Википедия
Монастырь | |
Осиос Лукас | |
---|---|
Ὅσιος Λουκᾶς | |
Вид на алтарную часть храмов монастыря | |
Страна | Греция |
Местоположение | Дистомон-Арахова-Андикира[d] и Беотия[1] |
Конфессия | Православие |
Епархия | Элладская православная церковь |
Тип | мужской |
Архитектурный стиль | Архитектура Византии |
Основатель | Лука Елладский |
Дата основания | ок. 946 года |
Статус | памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Состояние | действующий |
Сайт | en.osiosloukas.gr |
Медиафайлы на Викискладе |
Осиос Лукас (греч. Μονή Οσίου Λουκά, Монастырь преподобного Луки) — православный монастырь в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским (отсюда название). Расположен на западных склонах горы
ru-wiki.ru
Осиос Лукас, Hosios Loukas — Афины
- Адрес: Distomo 320 05, Греция
- Телефон: +30 21 3052 2228
- Сайт: osiosloukas.gr
Неподалеку от греческого города Дистомон в области Фокида находится православный монастырь Осиос Лукас, который основал преподобный Лука Элладский. Располагается обитель на живописном склоне горы Геликон. Этот один из самых крупных архитектурных памятников византийского периода, который в 1990 г. внесли в Список объектов Всемирного наследия.
Лука Стириот поселился на горе как отшельник примерно в 946 г. Постепенно рядом с ним селились другие люди, образовавшие монашескую общину. Позже здесь начали строительство храма святой Варвары. Умершего в 953 г. Луку похоронили в его келье, а над ней возвели небольшую церковь. Активное развитие монастыря началось при Филофее: были построены кафоликон и крепостная стена вокруг храма.
На протяжении многих веков монастырь неоднократно подвергался ограблениям и разрушениям. В период Второй мировой войны при бомбардировке была уничтожена трапезная и стены кафоликона. Реставрировать монастырь начали в 1958 г., а в 1986 в храм вернулись мощи его основателя, Луки Элладского.
Сегодня Осиос Лукас – действующий мужской монастырь, являющийся популярным среди паломников, посещающих Грецию.
Чем интересен монастырь Осиос Лукас?
На территории есть несколько построек, вызывающих неподдельный интерес у гостей:
- Церковь Богородицы. Это самое древнее строение на территории монастыря, которое ранее было посвящено святой Варваре, а сейчас – Богородице. Храм, венчающийся куполом на парусах, имеет двухъярусную галерею. Облицовка внешних стен выполнена из смешанных материалов: мрамора, белого камня и красного кирпича. Интерьеры украшают ажурные карнизы и резные капители. В церкви до наших дней сохранились фрески X-XII вв., самая известная из них – с изображением судьи Иисуса Навина.
- Кафоликон. Эта постройка относится к средневизантийскому периоду. Церковь октогональной формы имеет круговой обход в верхнем ярусе. На куполе диаметром 9 м располагаются 16 окон. Внутреннее убранство храма поражает своей красотой. Стены Осиоса Лукаса украшены мозаикой, которая представляет собой настоящее произведение византийского искусства. Картины изображают Богоматерь на троне, сошествие Святого Духа, сцены из Ветхого Завета, образы святых. Кроме этого, два придела и крипта украшены фресками, которые, возможно, создавались еще в XI веке.
- Крипта. Расположенное под землей сводчатое помещение имеет крестообразную форму. В крипте установили мраморный иконостас, а ее стены украшает мозаика и фрески с изображением евангельских сцен.
- Трапезная. Двухэтажное здание было построено позже остальных. Его стены также украшены фресками. Сегодня в бывшей трапезной располагается музей, где выставляются византийские скульптуры из монастыря, а также близлежащих областей.
- Башня. В единственном сохранившемся двухэтажном строении внизу располагалась водопроводная система, а второй этаж занимал небольшой храм, в котором находились большие часы. До наших дней дошли фрески с изображениями чудес Иисуса Христа.
Как добраться до монастыря Осиос Лукас?
Проще всего доехать до этого храма на автомобиле, следуя по трассе через A/D PAThE/A1/E75. На дорогу уйдет около 2 ч. Еще один вариант – доехать на автобусе до Ливадии, а оттуда до монастыря – на такси.
Посетить обитель святого Луки можно ежедневно. Летом монастырь работает с 08:00 до 19:00 с перерывом на обед с 14:00 до 16:00. В остальные периоды года сюда можно попасть с 08:00 до 17:00 без перерыва. Граждане Греции могут посещать монастырь бесплатно, а для иностранцев вход платный. При этом следует помнить, что для посещения нужно выбрать закрытую одежду.
womanadvice.ru