Нилова пустынь мощи нила столобенского – Нило-столобенская пустынь

Содержание

Нило-Столобенская пустынь — Википедия

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бном[1] и частично на полуострове Све́тлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 км.

Происхождение названия[править | править код]

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил[править | править код]

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находится около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, однажды к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

В 1555 году Нил преставился и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман

[1].

Монастырь[править | править код]

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1820 году обитель посетил император Александр I[2]. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX века число постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В разные годы в Нило-Столобенской пустыни находились:

План монастыря в начале XIX века

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви. В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила[1].

Нило-Столобенская пустынь
  • Богоявленский собор. Начало постройки — 1671 год, окончание работ по отделке — 1833. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Якова Колокольникова-Воронина. В храме открыто покоятся мощи преподобного Нила, открытые в 1667 году и возвращённые в 1995-м. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.
  • Надвратный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
  • Крестовоздвиженский храм стоит в стороне от основного монастырского комплекса. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей.
  • Надвратный храм во имя преподобного Нила.
  • Храм во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным, позже — больничный. Одна из самых старых построек монастыря. В настоящее время практически полностью разрушен, восстанавливается.
  • Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году полностью разрушена, кирпичи пошли на дамбу, соединяющую остров с «большой землёй». В настоящее время на месте храма проводятся раскопки[1].

По состоянию на ноябрь 2012 года в монастыре было около 50 насельников, около 20 — в священном сане[1].

Монастырь имеет несколько подворий, в том числе в Торжке. В монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня, пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мёд. У монастыря есть своя ювелирная мастерская (возрождённый промысел)[3]. Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве. В монастыре действует гостиница для паломников

[1].

ru.wikipedia.org

Нило-столобенская пустынь

Главная святыня нашего монастыря – святые мощи Преподобного отца нашего, Небесного покровителя нашей обители, Нила Столобенского и всея России чудотворца, ныне почивают в Богоявленском соборе Ниловой пустыни. Более трехсот лет благочестивые паломники и богомольцы прибывают на остров Столобный поклониться Преподобному.

 

 ———————————————-

Икона Божией Матери Казанская

—————————————— 

Честная глава святителя Нектария, архиепископа Тобольского, игумена Столобенского и икона Божией Матери Абалакская

—————————————————

Икона святителя Спиридона Тримифунтского и крест с частицами святых мощей 

————————————————

Ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских

————————————————-

Утраченные святыни

За годы Советской власти бесследно исчезли богатая ризница обители и многие святыни Ниловой пустыни. До революции в Богоявленском соборе на передней стенке арки над святыми мощами Преподобного Нила находилась чудотворная келейная икона Преподобного – Селигерская–Владимирская икона Божией Матери, украшенная в 1873 году золотым окладом. Именно эта икона упоминается в житии святого, и пребывала с Преподобным всё время Его подвигов на острове Столобный.

В иконостасе Благовещенского придела собора размещалась прославленная святыня монастыря – первая икона Нила Столобенского, выполненная в 1595 году иноками Иовом и Нифонтом. В левом Никольском приделе имелась древняя икона Смоленской Богоматери, украшенная серебряным с позолотой окладом. В соборе также находилась особо почитаемая древняя Тихвинская икона Богоматери, мерой и подобием соответствовавшая явленному образу Богоматери в Тихвине.

Среди святынь монастыря упоминалась также древняя дубовая рака Преподобного Нила Столобенского, в которой святые мощи находились с 1667 года по 1764 год. Ризница обители в 1909 году насчитывала более двух тысяч предметов. Здесь также хранились многочисленные реликвии связанные с историей обители.

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь – это мужской монастырь на острове Столобный на озере Селигер. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Фото Наталии Фаустовой

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

 

Бриллианты для архимандрита

Фото Наталии Фаустовой

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич – водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна – шитую ризу, Петр I – богато украшенное Екангелие, Екатерина II – драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

 

Пустынное барокко

Фото Наталии Фаустовой

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все – когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова – живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново – поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

 

Предтеча Ломоносова

Фото Наталии Фаустовой

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем – в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения – Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что “как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя”.

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы “математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения”. Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им “Арифметику”. При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

 

Оковецкие чудеса

Фото Наталии Фаустовой

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось “чудо из чудес” – сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ – Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

“Сказание об Оковецких иконах” рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Фото Натальи Фаустовой

foma.ru

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь / Монастырский вестник

Полнота жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви, а также желание некоторых людей последовать его святой жизни на месте его подвигов, послужили причиной основания на острове монастыря.

Основан он был указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1594 году, имя преподобного дало название обители, а первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близ лежащего Николо-Рожковского монастыря.

Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преп. Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Российских Царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I, Также в синодике жертвователей обители встречаются многие князья, бояре, купцы и другие сановитые люди,

С начала XIX века Нило-Столобенская Пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Это духовное сокровище занимает значительное место в ряду главных святынь Православия. До революции по числу паломников монастырь занимал 1 место в Российском Православном мире, 2 место после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель, названную его именем, а особенно на молитву в день, когда праздновалось обретение честных мощей преподобного. В такие дни паломников собиралось до 45 тысяч. Преподобный Нил собирал у своей раки людей со всей России: от мала до велика, от простых крестьян до Царя.

В 1928 году Нило-Столобенскую пустынь постигла та же участь, как и большинство монастырей и храмов: монастырь был закрыт и за годы советской власти был сильно разрушен

В 1991 году монастырь был вновь передан Православной Церкви. Начинается возрождение обители.

В 1995 году произошло торжественное перенесение Патриархом Алексием II святых мощей Преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь.

В 2003 году были обретены мощи святителя Нектария, игумена Столобенского

Помимо церковных послушаний, братия трудится в экономской и келарной службах, в ризнице, монастырской гостинице, библиотеке, канцелярии, иконной лавке, свечной мастерской, занимается подготовкой новых книг к изданию, трудится на просфорне, пекарне, в молочном цехе, на огороде, проводит экскурсии для паломников, и если необходимо, то выходит на общие послушания. Монастырь имеет свою пасеку, от которой получает воск для изготовления свечей и великолепный мед, который не только вкусен, но и по-настоящему целебен, потому что собирают его пчелки в одном из самых экологически чистых районов Верхневолжья.

monasterium.ru

Нило-столобенская пустынь

 

 Богоявленский собор

 

Посреди монастыря находится главный собор нашей обители. Занявший центральное место в монастырском комплексе, своими размерами и архитектурными формами он определил масштаб и характер стилевого решения всех зданий и сооружений Ниловой пустыни. «Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей Тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней….» — так представляет его своим читателям жизнеописатель Ниловой пустыни начала 19 в. В. Успенский. Он построен на месте прежнего собора в 1821-1833 годах на пожертвования благотворителей, по благословению Тверского Архиепископа Симеона, по проекту архитектора Иосифа Шарлемана и освящен в 1833 году 10 сентября Архиепископом Тверским Григорием. В Российской Национальной библиотеке СПб хранится план Богоявленского собора, подписанный этим архитектором, а также подпись подтверждающая участие этого проекта в конкурсе на строительство Исаакиевского собора в столице. Архивные документы свидетельствуют, что подготовка к строительству велась несколько лет, выдвигались также проекты по перестройке и реконструкции старого собора. Возведение его осуществлялось под надзором «мастера каменных дел» архитектора Анжело Ботани. Архивы свидетельствуют, что настоятель монастыря и попечительский совет очень тщательно рассматривали все проекты, подбирали рабочих и закупали строительные материалы. Собор имеет три престола: главный (центральный) – во имя Богоявления Господня, с правой стороны – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – во имя Святителя Николая Чудотворца.

На сегодняшний день это наиболее восстановленный храм монастыря. Именно здесь совершается весь монастырский богослужебный чин. В Богоявленском соборе находится главная святыня обители – святые мощи Преподобного отца нашего Нила Столобенского.

 —————————————-

 

 

Храм Всех Святых

 

В северо-западном углу соборного двора находится самый старый храм нашей обители – храм Всех Святых. Небольшой четырехугольный храм, первоначально пятиглавый, впоследствии в 1832 году увенчанный ротондой с одной срединной главой, был построен в 1699-1701 годах и до перестройки алтаря в 1723 году называвшийся церковью Преподобного Нила. Во время постройки Богоявленского собора 1821-1833 годах она заменяла соборную церковь и в ней на это время были поставлены св. мощи Преподобного Нила.

Также называлась больничной церковью, так как в пристроенном корпусе прежде находилась монастырская больница.

В соответствии с программой восстановления памятников Министерства культуры в конце 2010 года в храме начались восстановительные работы – восстановление стен и крыши-ротонды. К моменту начала восстановления храм был значительно разрушен, и потребуются продолжительные работы для восстановления его в первоначальном виде.

 —————————————-

 

Храм Преподобного Нила Столобенского

 

Надвратный храм Преподобного Нила Столобенского расположен на святых восточных вратах в связи с Архиерейскими покоями. Храм построен в 1751-1755 годах на сборные деньги по благословению Тверского епископа Митрофана и освящен в 1755 году игуменом обители Феодосием . Первоначально церковь венчал восьмигранный фонарь с пятью главами, впоследствии в 1838 году, созвучно архитектуре возведенного нового Богоявленского собора, замененный ротондой с шейкой, увенчанной шаром с крестом. Храм построен по одному проекту с надвратным храмом Донского монастыря в. Москве.

—————————————-

 

 Храм святых Апостолов Петра и Павла

 

На западных вратах монастыря в связи с бывшими настоятельскими покоями (ныне монастырской трапезной) находится пирамидальная надвратная церковь во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла. Храм построен в 1760-1764 годах «при пособии вкладчиковъ», по благословению Тверского епископа Афанасия и освященная в 1764 году Тверским епископом Гавриилом. Иконостас этой церкви был замечателен множеством рельефных вырезанных из дерева и отживленных красками изображений ангелов и святых. Теми же особенностями (объемной лепниной и скульптурами) отличалось и всё внутреннее убранство этого храма.

—————————————-

 

Храм св. пророка Иоанна Предтечи

 

На западном возвышенном берегу острова Столобный, на том самом месте, где была пещера Преподобного Нила, ископанная им в первые дни по пришествии на остров для приюта на первую зиму и где в 1766 году было от Тверского епископа Гавриила, было благословение строить каменную часовню; находилась каменная двухэтажная четырехугольная пятиглавая церковь во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенная в 1777-1781 годах по благословению Тверского Архиепископа Платона, иждивением помещика Ивана Сергеевича Челищева и освященная в 1781 году 27 декабря архимандритом обители Иоанникием.

В нижнем этаже этой церкви находился храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроенный и освященный в 1798 году. В северо-западном углу этого нижнего храма – на месте, где была вышеупомянутая пещера Преподобного – было оставлено углубление, представляющее саму пещеру. Место пещеры, известное прежде по преданию, было открыто в 1777 году, при копании рвов под фундамент этого храма. Пещера Святого являлась особо почитаемым местом среди паломников. Именно в этом углублении был установлен первый скульптурный образ Преподобного Нила «в совершенный Его образ и возраст»; и многие, обращаясь к Святому, через него получали помощь и исцеление. Под этой церковью погребен и ктитор этого храма И.С.Челищев, немногим не доживший до освящения построенного им храма. При этой церкви находилось монастырское братское кладбище.

При советской власти храм был разрушен до основания. Уже в наши дни, усилиями волонтеров из молодежного православного движения, руины храма и фундамент были раскопаны и расчищены.

—————————————-

 

Храм Воздвижения Креста Господня

 

На юго-западной стороне острова Столобный, на месте прежде стоявшей каменной часовни построенной в память пребывания Преподобного Нила в пустыни Серемской, воздвигнут храм Воздвижения Честного Креста Господня. Храм одноглавый, в нижней части части квадратный и в верхней восьмиугольный, имевший ранее каменную ограду с двумя похожими на церковь входами, был построен в 1784-1788 годах «при пособии вкладчиковъ».

Устроение этой церкви в честь праздника Воздвижения Честного Креста было обусловлено тем, что первым, на памяти старожилов, первым строением в пустыни Серемской был на деревянном столбе деревянный крест с образом Преподобного Нила, поставленным с незапамятных времен неизвестным им лицом. Позднее изучение приходорасходных книг монастыря древних годов подтвердило установку этого креста насельниками обители в 1687 году. Внутренняя отделка этого храма отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи. Сам Император Александр I, при посещении обители в 1820 году, обозревая церкви монастыря, обратил внимание на изящность внутренней отделки этой церкви, поинтересовавшись у настоятеля: «давно ли сделан иконостас и работы стен? кто были мастера?» и заключив свои расспросы лестным отзывом –«заслуживают эти мастера внимания». Этими мастерами были Осташковские живописец Илья Верзин и резчик Кондратий Конягин. Первый был воодушевлен особым усердием к обители и Преподобному отцу Нилу ввиду благодарности по поводу выздоровления от тяжелой болезни. Второй впоследствии был пострижен в обители с именем Кесарий и благочестиво подвизался, трудясь на резных и лепных работах и на переписывании святоотеческих книг.

 

 

 

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-Столобенская пустынь

Религиозная организация мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Расписание богослужений:

Смотреть на сайте монастыря

История и описание:

Монастырь Нило-Столобенская пустынь Тверской епархии находится на острове Столобный живописного озера Селигер и является местом подвигов преподобного Нила Столобенского,

27 лет провел преподобный Нил па острове в уединении, проводя дни и ночи в молитве и богомыслии, он не позволял себе ни на минуту присесть или прилечь, но в случае крайнего изнеможения, стоял, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену его кельи. Преподобный Нил Столобенский — аскет, нестяжатель, пустынник, совершил исключительный и уникальный молитвенный подвиг. Скончался он 7 декабря 1555 года.

Полнота жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви, а также желание некоторых людей последовать его святой жизни на месте его подвигов, послужили причиной основания на острове монастыря.

Основан он был указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1594 году, имя преподобного дало название обители, а первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близ лежащего Николо-Рожковского монастыря.

Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преп. Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам Российских Царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I, Также в синодике жертвователей обители встречаются многие князья, бояре, купцы и другие сановитые люди,

С начала XIX века Нило-Столобенская Пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. Это духовное сокровище занимает значительное место в ряду главных святынь Православия. До революции по числу паломников монастырь занимал 1 место в Российском Православном мире, 2 место после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель, названную его именем, а особенно на молитву в день, когда праздновалось обретение честных мощей преподобного. В такие дни паломников собиралось до 45 тысяч. Преподобный Нил собирал у своей раки людей со всей России: от мала до велика, от простых крестьян до Царя.

В 1928 году Нило-Столобенскую пустынь постигла та же участь, как и большинство монастырей и храмов: монастырь был закрыт и за годы советской власти был сильно разрушен

В 1991 году монастырь был вновь передан Православной Церкви. Начинается возрождение обители.

Знаменем этого возрождения стало возвращение честных мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в 1995 году, привлекшие сотни, тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, назвав монастырь российской «Жемчужиной».

Церкви пустыни:

  1. Соборная Богоявленская, построена в 1833 г., с двумя приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая
  2. Над Святыми вратами Преподобного Нила Столобенского, построена в 1855 г.
  3. Всех Святых, построена в 1723 г. (восстанавливается)
  4. При настоятельских келиях Святых Апостолов Петра и Павла, построена в 1764 г.
  5. Вне монастыря на западной стороне острова двухэтажная с малой колокольней, построена в 1781 г., с двумя престолами: верхний Иоанна Предтечи, нижний Покрова Пресвятой Богородицы (разрушена)
  6. Вне монастыря на юго-западном углу острова в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
  7. На полуострове Светлице Святого Архистратига Михаила с приделом Святых Жен Мироносиц, построена в 1828 г. (разрушена)

Подворья монастыря:

  1. Церковь в честь Святителя Николая Мирликийского в Жабнах (скит)
  2. Церковь в честь Преображения Господня рядом с Оковецким источником (скит)
  3. Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Солнечном
  4. Спасо-Преображенский собор, г. Торжок
  5. Церковь в честь Входа Господня в Иерусалим г. Торжок
  6. Церковь в честь Троицы Живоначальной на погосте Серемха
  7. Церковь в честь Параскевы Пятницы в Домкино

Духовенство

  • Аркадий (Губанов Алексий Анатольевич), архимандрит — игумен / наместник
  • Антоний (Ходыкин Вячеслав Викторович), иеромонах — благочинный
  • Феодосий (Ходыкин Виктор Викторович), иеромонах — казначей
  • Фаддей (Пестов Олег Анатольевич), иеромонах — духовник
  • Димитрий (Севостьянов Александр Викторович), игумен — клирик
  • Варфоломей (Шабаршов Владимир Иванович), иеромонах — клирик
  • Иаков (Стёпкин Павел Владимирович), иеромонах — клирик
  • Митрофан (Заридзе Владимир Гурамович), иеромонах — клирик
  • Нил (Головин Виктор Юрьевич), иеромонах — клирик
  • Нектарий (Антонов Дмитрий Алексеевич), иеромонах — клирик
  • Савва (Яковлев Сергей Геннадьевич), иеромонах — клирик
  • Лаврентий (Михалев Владимир Николаевич), иеромонах — клирик
  • Герман (Фисенко Григорий Федорович), иеромонах — клирик
  • Иоасаф (Баркалов Вадим Петрович), иеромонах — клирик
  • Стефан (Киричук Николай Иванович), иеромонах — клирик
  • Иоанн (Захаров Владислав Георгиевич), иеромонах — клирик
  • Владимир Анатольевич Большаков, иерей — клирик
  • Пахомий (Любавин Олег Николаевич), иеродиакон — клирик
  • Онисим (Маштаков Олег Юрьевич), иеродиакон — клирик
  • Афанасий (Господарев Владимир Иванович), иеродиакон — клирик
  • Георгий (Братчиков Валерий Максимович), иеродиакон — клирик
  • Иларион (Хлопков Валерий Николаевич), иеродиакон — клирик

tvereparhia.ru

Нило-столобенская пустынь

К началу XX столетия Нилова пустынь представляла собой грандиозный комплекс, доминирующими сооружениями которого являлись Богоявленс­кий собор, архиерейские кельи, а также протяженная гранитная набережная с Архиерейской и Светлицкой башнями. Обитель утратила свой ранний уединенный живописный облик и стала более походить на петербургскую го­родскую площадь. В формировании подобного образа пустыни ведущая роль принадлежала не столько классическому центральному собору, сколько высо­кой гранитной набережной. Эта протяженная гранитная стена, окружавшая весь остров, как бы уравновешивала громады новых зданий собора и архи­ерейских келий, она «усиливала», «укрепляла» крохотную территорию остро­ва. Несмотря на различие функциональных, хронологических, стилистичес­ких особенностей, все здания и сооружения Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уни­кальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня.

 

 

—————————————-

 

Монастырские корпуса соборного двора

По восточной и южной сторонам центрального монастырского двора расположен сплошной двухэтажный корпус готической архитектуры с полуколоннами, куполами и пирамидками на углах, построенный в 1836-1838 годах. В юго-восточном углу, в связи с храмом Преподобного Нила, как и прежде, ныне размещаются Архиерейские покои.

 На южной стороне – бывший братский корпус (1800-1801 года постройки).

В юго-западной части корпуса находились ризница и казенная палата (1822 года постройки).

С западной стороны, примыкающий к корпусу бывшей казенной палаты, бывший казначейский и настоятельский корпус (1792-1794 года постройки) – ныне новая монастырская трапезная.

С северной стороны – двухэтажный бывший трапезный корпус. Первый этаж — самая старая сохранившаяся постройка монастыря  – построен в 1669-1672 годах. Второй этаж надстроен в 1758 и 1804 годах. Корпус в настоящее время реставрируется.

С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен —  реставрации не подлежат.

———————————————————-

 

Корпуса гостиного двора

К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. С прежнего времени возобновлена традиция украшать этот двор цветниками , клумбами и газонами. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах.

Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы.

К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. первый построен в 1762-1764 годах, второй в 1812 году. Эти дворы служили для размещения лошадей и экипажей, как монастырских, так и приезжающих почетных богомольцев.

———————————————————

 

 

Архиерейская пристань

Напротив святых восточных ворот обители в 183-1814 годах была построена каменная пристань, имеющая вид парадных ворот. Она была сооружена для принятия ежегодного Крестного хода из г. Осташков в праздник обретения св. мощей Преподобного Нила Столобенского. Крестный ход прибывал в обитель в 9 часов утра на барже, украшенной разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов с народом. По прибытии Крестного хода в Нилову пустынь, его встречали на этой пристани настоятель с братией. Крестный ход поднимался по лестнице к святым вратам и направлялся в соборную церковь, где совершалась литургия.

—————————————————

 

Надвратная Светлицкая башня

Со стороны дамбы и моста на полуостров Светлица в 1863 году была построена надвратная Светлицкая башня в стиле позднего классицизма. Эстетически эта башня композиционно увязывала Архиерейскую пристань и Богоявленский собор, выполненные в этом же архитектурном стиле. Функционально она служила для размещения на ее шпиле фонаря в ненастную погоду для заблудившихся.

———————————————

Набережная монастыря

Берега острова Столобный, для предохранения от размытия водами озера, были обнесены набережной из дикого тесаного гранита. Возведение набережной осуществлялось в течении 18 лет в 1833-1851 годах по проекту тверского архитектора И.Ф.Львова. Набережная была сооружена по всему периметру острова Столобный и по берегу соседнего полуострова Светлица.

———————————————

 

Хозяйственные строения

К югу монастыря по берегу залива озера, расположены каменные одноэтажные хозяйственные корпуса, построенные в 1769 и 1818 годах. Здесь размещались столярня, кузница, слесарня, лодочная и мучной амбар. Далее — рыбацкая, солодовня и пивоварня. Ныне здесь обустроены рабочие кельи, далее гараж, столярня, молочня и скотный двор, корпус бывшей пивоварни реставрируется.

 

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *