Владычная палата — Официальный сайт Новгородского музея-заповедника
Проект «Владычная (Грановитая) палата Новгородского Кремля»
Владычная (Грановитая) палата – единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. В настоящее время во Владычной палате проводятся исследовательские и реставрационные работы (ЦНРПМ – г. Москва, ГАП – И.В.Калугина).
Концепция музеефикации памятника основывается на том, что главным источником исторической и художественной информации является сама палата – выявленные первоначальные архитектурные формы и фрагменты древней росписи. Важнейший объект показа – так называемая Келья архиепископа Иоанна, украшенная фресками XV в. и росписью начала XIX в.
Три компартимента палаты предполагается использовать для размещения выставок. Одна из них – «Палата Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля» – будет располагаться на первом этаже в одностолпном зале. Она посвящена не только истории самого памятника, но и неразрывно связанным с ним темам: «Новгородские владыки и Владычный двор». В палате на Владычном дворе протекала жизнь новгородских святителей, игравших огромную роль в жизни средневекового города, немало сделавших для возвеличивания Новгорода, прославления его истории и святынь. Многие из архиереев были причислены к лику святых. Этот раздел будет раскрываться на таких экспонатах, как драгоценные кресты и иконы с изображением святителей; предметы, приписываемые им церковным преданием – фелонь архиепископа Моисея; шапочка и фелонь епископа Никиты; немногочисленные реликвии – ларец архиепископа Евфимия II и панагия патриарха Никона, а также берестяные грамоты, именные печати владык и владычных наместников. Один из древнейших изобразительных источников по теме «Владычный двор» – икона «Богоматерь Знамение с избранными святыми и изображением Новгородского Кремля» рубежа XVII-XVIII вв. Эта тема будет также иллюстрироваться материалами раскопок Владычного двора и планами рубежа XVIII – XIX вв.
Второй раздел выставки, посвященный истории Владычной палаты, будет раскрываться на материалах архивных изысканий (планы и чертежи XIX в., фото XIX – начала XX вв.) и архитектурно-археологических исследований (кирпичи, слюда, черепица, изразцы). Центральным экспонатом этого раздела должен стать макет-реконструкция Владычной палаты на первоначальную дату – своеобразный итог исследования памятника.
Экспозиция «Ювелирное искусство V – XVII вв.» будет располагаться в одностолпном зале с готическими сводами и в Крестовой палате на втором этаже палаты. Большую часть экспонатов составят предметы драгоценной богослужебной утвари из ризниц новгородских храмов и монастырей, размещение которых в интерьере палаты представляется правомерным. Согласно «Чину архиепископа Новгорода и Пскова» 1540-х гг. и «Чиновнику Новгородского Софийского собора» 1630-1640-х гг., в различных помещениях Владычной палаты за архиерейской трапезой совершался чин панагии, осуществлялось архиерейское благословение, происходило облачение диаконов. По свидетельству Описей первой половины XVIII в., убранство архиерейских палат включало многочисленные иконы, лампады, подсвечники и паникадила.
В готическом зале будут экспонироваться уникальные произведения византийского, древнерусского и западноевропейского ювелирного искусства V – XV вв. Первый раздел экспозиции – «Византийское ювелирное искусство V – XIII вв.» – представят золотые височные кольца и наперсные кресты, камеи, ларец из слоновой кости и иерусалим (малый сион) Софийского собора.
В этом же зале будут развернуты две наиболее значительные подтемы – «Ювелирное искусство Новгорода XI – начала XIII вв.» и «Ювелирное искусство Новгорода XIV – XV вв.». Среди ранних памятников – как монументальные предметы богослужебной утвари из Софийского собора – иерусалим (большой сион), два кратира, икона «Богоматерь Корсунская», так и миниатюрные произведения – ювелирные украшения из археологических раскопок, а также произведения, выполненные в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Искусство Новгорода XIV – XV вв. представят произведения мелкой пластики (наперсные иконки и кресты, панагии), воздвизальные кресты и софийский панагиар 1435 г., созданный, как и Владычная палата, по заказу архиепископа Евфимия II и отразивший в своем облике влияние готического искусства.
Третий раздел экспозиции готического зала будет посвящен западноевропейскому ювелирному искусству XII – XV вв., которое представят ларец, лиможские эмали и реликварий.
В Крестовой палате будут экспонироваться произведения древнерусского ювелирного искусства XVI-XVII вв. Эта подтема будет раскрываться на таком разнообразном материале как архиерейские посохи, митры и панагии, напрестольные Евангелия и кресты, евхаристические сосуды, иконы в окладах, кадила и водосвятные чаши.
Экспозицию ювелирного искусства предполагается завершить в бывшем Иоанновском корпусе XIX в., примыкающем к Владычной палате, где в трех залах второго этажа будет представлено русское и западноевропейское ювелирное искусство конца XVII – начала XX вв.
Показать полностью…
Грановитая палата
Владычная или Грановитая палата новгородского кремля — одно из интереснейших зданий некогда большого комплекса сооружений средневекового Владычного двора. Строительные работы осуществлялись повелением архиепископа Евфимия в 30-е годы XV века, о чем свидетельствуют упоминания в древних хрониках. Изображение палаты, иноземных мастеров-строителей сохранилось на летописной миниатюре XVI в.
Первоначально Владычная палата, выстроенная из кирпича, была окружена открытой галереей, типичной для готических построек, ее освещали стрельчатые высокие окна, в интерьер вели порталы с лучковым фронтоном. Живописные работы были выполнены в 1441 г. К сожалению, в последующие столетия здание снаружи и внутри претерпело значительные изменения.
Нижние этажи палаты служили для хозяйственных целей, использовались в качестве кладовых, погребов, столовых палат. Зал верхнего этажа имел церемониальное назначение, где новгородские владыки могли принимать гостей, вручать дары, устраивать заседания, праздничные трапезы, встречать послов. Здесь после проведения исследовательских работ открыта кирпичная кладка сводов с нервюрами, опирающимися на круглый столб в центре. В северо-восточном углу были обнаружены глубокие ниши с полукруглым завершением, в них сохранился растительный орнамент XV в.
Стены Владычной палаты помнят многие исторические события. Предполагают, что в парадном зале прозвучали слова указа московского Великого князя Ивана III 1478 г. о присоединении новгородских земель к Москве. Возможно, в январе 1570 г. в одном из помещений палаты Иван Грозный устроил «кровавый пир». В 1822 г. зал верхнего этажа стал церковью, освященной в честь новгородского архиепископа Иоанна. Церковь была упразднена после 1917 г.
Название палаты «грановитая» появилось в публикациях в I половине XIX в. из-за особенностей декоративного оформления сводов готическими нервюрами — «гранями». В 1930-е годы в главном зале была открыта выставка о реставрации новгородских памятников. В период оккупации Новгорода во время II Мировой войны под сводами верхнего этажа устроили ресторан и казино для немецких офицеров. В 1958 году здесь разместилась постоянно действующая экспозиция «Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI-XIX вв.».
Коллекция декоративно-прикладного искусства занимает ведущее место среди собраний Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Время сохранило высокие образцы золотого и серебряного дела, миниатюрной резьбы по кости, камню средневекового периода, являющиеся достоянием новгородской коллекции.
Памятники художественного металла Великого Новгорода XI-XIX вв., хранящиеся во Владычной (Грановитой) палате Кремля, происходят в основном из церковных и монастырских ризниц, из древнейшего в России храма Софийского собора. Эти драгоценные предметы культа, связанные с определенными кругами заказчиков, с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора, знакомят с христианскими представлениями о прекрасном.
В собрании Новгородского музея экспонируется уникальная храмовая утварь XI-XII вв., вдохновленная священными образцами Константинополя и Киева, примерами западноевропейского художественного мира. Дошедшие до нашего времени произведения злато- и среброделия Новгорода домонгольского периода — это в большинстве своем шедевры. Их немного: иерусалимы или сионы, два кратира, исполненные ювелирами Костой и Братилой в XI-XII вв., а также украшения, пластины с перегородчатыми эмалями.
Новгородские святыни обладают стилистическим единством, совершенным владением разнообразными техниками, щедрым использованием драгоценных материалов, ориентацией на византийские образцы.
Грановитая палата
Грановитая палата
Общий вид здания Владычной или Грановитой палаты
www.novgorod.ru
Концепция музеефикации памятника основывается на том, что главным источником исторической и художественной информации является сама палата – выявленные первоначальные архитектурные формы и фрагменты древней росписи. Важнейший объект показа – так называемая Келья архиепископа Иоанна, украшенная фресками XV в. и росписью начала XIX в. Три компартимента палаты предполагается использовать для размещения выставок. Одна из них – «Палата Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля» – будет располагаться на первом этаже в одностолпном зале. Она посвящена не только истории самого памятника, но и неразрывно связанным с ним темам: «Новгородские владыки и Владычный двор». В палате на Владычном дворе протекала жизнь новгородских святителей, игравших огромную роль в жизни средневекового города, немало сделавших для возвеличивания Новгорода, прославления его истории и святынь. Многие из архиереев были причислены к лику святых. Этот раздел будет раскрываться на таких экспонатах, как драгоценные кресты и иконы с изображением святителей; предметы, приписываемые им церковным преданием – фелонь архиепископа Моисея; шапочка и фелонь епископа Никиты; немногочисленные реликвии – ларец архиепископа Евфимия II и панагия патриарха Никона, а также берестяные грамоты, именные печати владык и владычных наместников. Один из древнейших изобразительных источников по теме «Владычный двор» – икона «Богоматерь Знамение с избранными святыми и изображением Новгородского Кремля» рубежа XVII-XVIII вв. Эта тема будет также иллюстрироваться материалами раскопок Владычного двора и планами рубежа XVIII – XIX вв. Второй раздел выставки, посвященный истории Владычной палаты, будет раскрываться на материалах архивных изысканий (планы и чертежи XIX в., фото XIX – начала XX вв.) и архитектурно-археологических исследований (кирпичи, слюда, черепица, изразцы). Центральным экспонатом этого раздела должен стать макет-реконструкция Владычной палаты на первоначальную дату – своеобразный итог исследования памятника. Экспозиция «Ювелирное искусство V – XVII вв.» будет располагаться в одностолпном зале с готическими сводами и в Крестовой палате на втором этаже палаты. Большую часть экспонатов составят предметы драгоценной богослужебной утвари из ризниц новгородских храмов и монастырей, размещение которых в интерьере палаты представляется правомерным. Согласно «Чину архиепископа Новгорода и Пскова» 1540-х гг. и «Чиновнику Новгородского Софийского собора» 1630-1640-х гг., в различных помещениях Владычной палаты за архиерейской трапезой совершался чин панагии, осуществлялось архиерейское благословение, происходило облачение диаконов. По свидетельству Описей первой половины XVIII в., убранство архиерейских палат включало многочисленные иконы, лампады, подсвечники и паникадила. В готическом зале будут экспонироваться уникальные произведения византийского, древнерусского и западноевропейского ювелирного искусства V – XV вв. Первый раздел экспозиции – «Византийское ювелирное искусство V – XIII вв.» – представят золотые височные кольца и наперсные кресты, камеи, ларец из слоновой кости и иерусалим (малый сион) Софийского собора. В этом же зале будут развернуты две наиболее значительные подтемы – «Ювелирное искусство Новгорода XI – начала XIII вв.» и «Ювелирное искусство Новгорода XIV – XV вв.». Среди ранних памятников – как монументальные предметы богослужебной утвари из Софийского собора – иерусалим (большой сион), два кратира, икона «Богоматерь Корсунская», так и миниатюрные произведения – ювелирные украшения из археологических раскопок, а также произведения, выполненные в сложнейшей технике перегородчатой эмали. Искусство Новгорода XIV – XV вв. представят произведения мелкой пластики (наперсные иконки и кресты, панагии), воздвизальные кресты и софийский панагиар 1435 г., созданный, как и Владычная палата, по заказу архиепископа Евфимия II и отразивший в своем облике влияние готического искусства. Третий раздел экспозиции готического зала будет посвящен западноевропейскому ювелирному искусству XII – XV вв., которое представят ларец, лиможские эмали и реликварий. В Крестовой палате будут экспонироваться произведения древнерусского ювелирного искусства XVI-XVII вв. Эта подтема будет раскрываться на таком разнообразном материале как архиерейские посохи, митры и панагии, напрестольные Евангелия и кресты, евхаристические сосуды, иконы в окладах, кадила и водосвятные чаши. Экспозицию ювелирного искусства предполагается завершить в бывшем Иоанновском корпусе XIX в., примыкающем к Владычной палате, где в трех залах второго этажа будет представлено русское и западноевропейское ювелирное искусство конца XVII – начала XX вв. |
novgorodmuseum.ru
Грановитая палата, 1433
Узнайте больше об изделиях, представленных на экспозиции!
Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.
В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI — XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.
Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII — XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г.
В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.
В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв.
Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI в. с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней — кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.
Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI в., овальным синолойным резным образом в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.
Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI вв., атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки. Они отмечены богатой орнаментальной отделкой, высокой техничностью и художественным достоинством. Таковы посохи владык Геронтия и архиепископа Пимена, водосвятная чаша 1593 г., кадило 1586 г.
Церковные древности XVII в., поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы. Высокий профессионализм новгородских чеканщиков и граверов демонстрируют кадила из Духова и Антониева монастырей, напрестольный крест работы Григория Лопкова 1690 г., софийские рипиды и панагия митрополита Макария, оклад большого складня «Святой Евфимий Вяжищский». Удивительно гармонично и торжественно блюдо 1659 г. для водоосвященного креста из Вяжищского монастыря. Логичное построение растительного орнамента, высота рельефа чеканки, четкость передачи декора в резном узоре, чистота отделки улавливаются в каждом произведении.
Интересны и важны работы эмальеров ХУII в. Это образцы православной утвари: большой потир из Софийского собора, оклады дорожных складней, Евангелия 1654 г., панагия из Георгиевского собора. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.
www.visitnovgorod.ru
Грановитая палата Новгородского кремля: evstratov_and — LiveJournal
Владычная (Грановитая палата Новгородского кремля была возведена, согласно летописи, в 1433 г. Немецкими мастерами по инициативе архиепископа Евфимия II (1429-1458), построившего на Владычном дворе в 30-40-е гг. XV в. целый комплекс сооружений.
Палата – единственное дошедшее до наших дней здание этого комплекса и самая ранняя из сохранившихся построек двора, древней резиденции новгородских святителей. Она является уникальным в истории древнерусской архитектуры памятником, выполненным в готическом стиле.
Первоначально это было монументальное структурно сложное сооружение, увенчанное высокой двускатной кровлей. В настоящее время палата, утратившая южную часть, а также ряд первоначальных архитектурных форм, включает восточный трехэтажный и западный двухэтажный объемы, к которым с юга пристроены соответственно паперть (1820-е гг.) и Корпус викариев или Иоанновский корпус (конец XIX в.).Сведений о первоначальном назначении постройки в ранних источниках не обнаружено, однако, по всей видимости, палата архиепископа Евфимия II – одного из наиболее выдающихся новгородских архиереев, фактически возглавлявшего и государственное управление – была связана с историей не только новгородской епархии и святителей кафедры, но и Великого Новгорода.
Здание много раз перестраивалось. Внутри это можно очень хорошо рассмотреть.
01
02
Снаружи тоже при реставрации постарались показать как раньше выглядело здание и как сейчас. Обратите внимание на окна. Насколько они смещены от первоначального варианта.
03
В палате сейчас находится музей. Он представляет собой Палату архиепископа Евфимия II, ее экспонаты позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника.
04
05
Фрески.
06
Митрополитские посохи.
07
08
Фрески тоже многократно переписывались. Тогда ни кто не ставил задачу сохранить старые. Как только они теряли парадный вид их или подновляли или переписывали заново.
09
10
11
12
13
Зал с очень красивым потолком.
14
15
16
17
Шахматы.
18
Утварь найденная на территории Новгородского кремля во время археологических раскопок.
19
Библия в золотом окладе.
20
evstratov-and.livejournal.com
Грановитая палата Новгородского Кремля: travel_russia — LiveJournal
Покажу вам великие достопримечательности Великого Новгорода. Сегодня — небольшая экскурсия по Владычной палате новгородского музея-заповедника. Кроме самой палаты и залов с интересными сводчатыми потолками и фрагментами древнейшей росписи на стенах огромный интерес представляет богатейшая ювелирная коллекция. Признаться, я побывала во многих музеях не только нашей страны, но эти экспонаты впечатлили меня более всего! Своей красотой, величием, оригинальностью и тем, как бережно здесь хранят историю.2. На сегодняшний день на территории новгородского Детинца, по которому мы еще и вечером с интересным экскурсоводом гуляли, из оригинальных строений древнего Владычного двора сохранилась лишь Грановитая палата. По историческим данным построена она была в тридцатые годы 15 века по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II.
3. Приглашаю на небольшую экскурсию. Памятник архитектуры в жанре кирпичной готики, включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.
4. В облике палаты с яркими элементами готики, стрельчатыми окнами и арками напрямую прослеживается тот факт, что в ее строительстве, начатом в далеком 1433 году, принимали участие немецкие мастера. Грановитая она именно из-за этих самых готических граней.
5. Кстати, именно в стенах этих залов в 1478 году Иван Васильевич третий озвучил Приказ о присоединении Новгородской земли к Русскому государству. Здесь решались важные государственные дела, проходили заседания судов и парламента, пиры и встречи иностранных послов. История в каждом кирпиче. Я такие места обожаю.
6. Фресками стены платы начали украшать сразу же после постройки, но до наших дней сохранились лишь некоторые из них, кропотливая работа по их восстановлению продолжается по сей день.
7. В 2009 году Великий Новгород отмечал своё 1150-летие. К этой дате, после начавшейся в 2006 и закончившейся лишь спустя 6 лет длительной масштабной реконструкции, была открыта обновленная Грановитая палата, облик которой огромными силами максимально приблизился к первоначальному.
8. Палата стала настоящей городской гордостью наряду с другими великими памятниками и привлекает даже зарубежных туристов.
9. Давайте посмотрим на богатейшую ювелирную экспозицию.
10. Здесь выставлены бесценные, потрясающие своим тонким мастерством работы.
11. Только посмотрите на эти вещи!
12. Панагиар из софийской ризницы.
13. Подсвечники к водосвятной чаше из Софийского собора конца 16 века.
14. Уникальная коллекция. Прекрасные предметы прикладного искусства Руси и Византии. Красивые, тонкие по работе изделия завораживают.
15. Евангелие 1681 года.
16. Оклад чудодейственной иконы «Богоматерь Знамение» 1854 года.
17. Необычайно величественно.
18. Напрестольные золотые кресты. Можно часами разглядывать каждый из них.
19. Византийский ларец 11 века из слоновой кости с металлическими накладками. Резьба, чеканка, золочение. Из Софийского собора.
20. Чеканная стопа конца 16 века выполнена из серебра в позолоте.
21. Кратиры Косты (Константина) из Софийского собора в Новгороде, литургические чаши. Считается, что они являются копиями каких-то византийских образцов. Выполнены чеканкой из серебра с золочением.
22. Коллекция Грановитой палаты Великого Новгорода одна из самых значительных в нашей стране. Этот ларец 12-13 века!
23. Настоящие сокровища соборов и монастырей Великого Новгорода и всей Руси.
24. Очень ценно, что именно здесь удалось сберечь святыни и традиции нашей истории.
25. Очень рекомендую посетить это место, не пожалейте средств и времени на экскурсию с гидом. Оно того стоит!
Огромное спасибо за такую интересную экскурсию по Грановитой палате Новгородскому музею-заповеднику.
travel-russia.livejournal.com
Владычная палата — это… Что такое Владычная палата?
Координаты: 58°31′22″ с. ш. 31°16′35″ в. д. / 58.522778° с. ш. 31.276389° в. д. (G) (O) (Я)58.522778, 31.276389
|
Влады́чная (или Гранови́тая) палата — памятник архитектуры XV века, построенный в стиле кирпичной готики, расположенный на территории Новгородского детинца. Является одной из старейших сохранившихся гражданских построек Руси[1][2]. Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.
История
Главный зал Владычной палаты.Палата, как часть комплекса Владычного двора, была заложена по приказу новгородского архиепископа Евфимия в 1433 году. Как сообщает Вторая Новгородская летопись, в строительстве участвовали заграничные мастера, что доказывается наличием в парадном зале звездчатых нервюрных сводов, стрельчатых окон и арок, вимпергов и некоторых других деталей, характерных для готической архитектуры[3]. В 1441 году памятник был расписан фресками. Икона XVI века «Видение пономаря Тарасия» содержащая изображение палаты, демонстрирует, что ранее постройка имела ступенчатые фронтоны с рядами стрельчатых ниш, известных как приём в готической архитектуре.
Парадный зал палаты являлся местом заседания суда и совета новгородской знати. В 1478 году именно там прозвучал указ Ивана III о присоединении Новгородской земли к Московскому государству.
Купол церкви архиепископа Иоанна над Владычной палатой (справа). Был разобран в 1930-годыВ последующие века здание претерпело значительные перестройки и свой нынешний облик приобрело к XIX веку. В частности был значительно изменён главный фасад, а поверх здания устроен карниз. В 1822 году в парадном зале была освящена церковь во имя архиепископа новгородского Иоанна.
В годы советской власти здание было отдано под музей и там располагалась выставка прикладного искусства. В рамках подготовки к празднованию 1150-летия города здание проходит реконструкцию, которая приблизит его к первоначальному облику[4].
Исследования памятника
В июне 2008 года Архитектурно-археологической экспедицией Санкт-Петербургского государственного университета рядом с палатой обнаружены останки сооружения XIV века, которое связывается с именем новгородского архиепископа Василия[5].
В самом здании были обнаружены обширные подземные залы[2].
В настоящее время ведутся активные реставрационные и исследовательские работы, в результате которых палате возвращается ее первоначальный готический вид. В частности будет восстановлена первоначальная галерея при входе в палату[6].
Примечания
Литература
- Гормин В.В. Грановитая палата: Краеведческий очерк. — Л.: Лениздат, 1980. — 64 с.
- Ядрышников В.А. Грановитая палата 1433 год. — Н.: Исторический паспорт НСНРПМ, 1981
- Владычная палата Новгородского кремля / Э. А. Гордиенко, 104,[3] с. ил. 16 см, Л. Лениздат 1991
Достопримечательности Великого Новгорода
|
dic.academic.ru