Великий храм абу симбел – Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)

Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире..  А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно — присоединяйтесь

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!



Кликабельно , Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.


Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.

Фотографии в альбоме «Ранакпур» http://мастерок.жж.рф на Яндекс.Фотках


Рамзес побеждает врагов

А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.

источники
http://worlds.travel/great-temples/89-abu-simbel-egipet-asuan.html
http://www.mandalay.ru
http://cretaceous.ru

Вспомните остальные ДРЕВНОСТИ, которые мы обсуждали.

masterok.livejournal.com

Абу-Симбел, Египет — подробная информация с фото

Абу-Симбел (Abu Simbel)

Абу-Симбел — известный храмовый комплекс, величайшее архитектурное достижение Древнего Египта. Вместо того чтобы строить их из камня, Рамсес II высек храмы в утесах долины Нила на территории древней Нубии в 7 км от границы с Суданом. Сооружение Асуанской плотины в 1972 г. и создание озера Насер угрожало храмовому комплексу затоплением, поэтому было решено перенести его в сходную обстановку, где не было риска наводнения. На возвышенности возвели искусственный утес, имитировавший оригинал во всех отношениях.

Общая информация

Затем храмовый комплекс был разобран более чем на 1000 частей, некоторые весом до 15 т, перевезен на новое место и собран заново. Реконструкция почти безупречна. Рамсес II построил эти храмы в XIII в. до н. э. в зените своего могущества, распространив свою власть на всю империю. Храмы Абу-Симбела не только символизировали его величие, но и использовались для хранения золота и других ценных грузов, прибывавших из Центральной Африки на верблюдах.

Фасад храма Рамсеса II (ежедневно 6.00-17.00, летом до 18.00), один из наиболее популярных образов Древнего Египта, можно видеть на обложках многочисленных брошюр и путеводителей, но ничто не может подготовить вас к встрече с ошеломляющей действительностью. Четыре монументальных колосса Рамсеса II, обрамляющие вход, достигают высоты 20 м и обращены к восходящему солнцу, чтобы ежедневно наполняться энергией солнечного бога. Фараон сидит с невозмутимым видом, увенчанный двойной короной, символизирующей его власть над Верхним и Нижним Египтом. У его ног находятся члены его семьи, представленные в виде миниатюрных фигур. На барельефах, вырезанных на тронах фараона, изображены боги Нила. Между двумя центральными колоссами находится альков с небольшой статуей Ра-Хорахти

(солнечный бог Ра в сочетании с Гором), с которым Рамсес делит храм.

Этот храм не имеет двора, поэтому вы сразу входите в гипостильный зал. Резьба на колоннах изображает Рамсеса (в виде Осириса), совершающего подношения богам, а на стенах представлены сцены из его военных кампаний и триумфального возвращения с сотнями хеттских пленников. Северная сторона почти полностью посвящена самой важной победе в период его царствования — битве при Кадеше, когда молодой фараон разгромил хеттское войско возле сирийского города Кадеш.

Рядом с храмом Рамсеса II находится менее внушительный храм Нефертари, его любимой жены. Она тоже была обожествлена, и в фасаде из шести колоссов высотой 11,5 м она имеет одинаковый рост со своим мужем — редкая честь для супруги в Египте. Однако из шести статуй лишь две изображают Нефертари, а четыре остальные посвящены Рамсесу, подтверждая его более высокое положение. В святилище, посвященном Хатор, есть комната, где Рамсес и Нефертари совершали подношения богам, а также резные барельефы, изображающие фараона, отдающего почести своей обожествленной жене.

Большинство туристов совершают регулярные перелеты из Асуана в Абу-Симбел, которые занимают около 50 мин. По соображениям безопасности путешественники, которые отправляются в Абу-Симбел по суше, по-прежнему совершают организованные туры под охраной конвоя.

wikiway.com

Абу-Симбел, самый великий храм Древнего Египта

Дело было так: с каждым храмом, увиденным в Египте, я говорил себе — все, это самый крутой храм, круче уже не будет. Мединет Хабу, Дейр эль-Бахри,Луксор, Карнак, Эдфу и Ком Омбо — каждый храм поражал чем-то своим. Чем-то особенным. Храм Рамзеса III был самым первым, храм Хатшепсут — самым современным, Луксор — самым духовным, Карнак — самым большим, Эдфу — самым сохранившимся, Ком Омбо — самым гармоничным и крокодильим. В Абу-Симбел особенным было все и дважды. Это настоящее чудо света, пережившее не только все перепетии времен, но даже коммунизм Насера.

Для того, чтобы попасть в Абу-Симбел мы встали в четыре утра, и поехали 300 километров по Нубийской пустыне.

Тут реально нет ничего кроме песка

Где-то посредине ничего кто-то предприимчивый построил туалет для туристов (где даже нет канализации, просто стоит бидон с водой, которой можно помыть руки), и поставил в качестве достопримечательности клетку с пойманными песчаными лисятами

Когда мы поехали дальше, вдруг в какой-то момент показался город

Я уж было подумал, что у меня начался знаменитый мираж, но потом вспомнил, что добрейший Насер, один из уебков-коммунистов, когда-то правивший Египтом, построил тут неподалеку искусственное озеро, с целью, очевидно обеспечить водой тех людей которых сошлют жить в пустыню.

Ради этого озера Насер и его сподвижники в лучших традициях коммунизма затопили десятки древнейших египетских храмов, и разрушили почти все древнее культурное наследие страны, которые потом спасал весь мир. То же случилось и с Абу-Симбелом — храм пришлось «разобрать на части», и перенести на гору 60 метров выше.

Самое веселое, что Насер — это прямо как Ленин — умер, но его ебаное дело живет. Сюда по-прежнему планируют переселить сотни тысяч людей, которым якобы это озеру даст воду для сельского хозяйства и других нужд. В общем прямо как советский коммунизм, по которому сейчас многие ностальгируют. Разрушать умели на ура, а вот строить или думать — это нет.

Насера кстати в совке очень любили — орденами награждали, он был героем Советского Союза… Все как полагается. В СССР всегда умели выбирать себе союзников.

У меня есть много чего еще сказать, и про Насера, и про совковый коммунизм, но не буду, благо все-таки пост не об этом. Тем более, что уже совсем близко видно первый и более главным храм комплекса Абу-Симбел.

Комплекс Абу-Симбел состоит из двух громадных каменных храмов, построенных в ходе правления фараона Рамзеса II Великого (XIII век до н.э.).

Первый храм (на переднем плане) Рамзес II построил в память о себе, а второй (более дальний) — в память о своей жене Нефертари (не путать с Нефертити), в честь победы в знаменитой Битве при Кадеше

У входа в главный храм. Вы только посмотрите на эту монументальность. Офигеть. Жалко только, что тут так много людей (в отличие от Ком Омбо — http://lorien22.livejournal.com/371281.html, мне не удалось дождаться момента, когда все туристы очистили помещение)

Невероятно. Я считаю Петру заслуженным чудом света — http://lorien22.livejournal.com/274717.html, а монастырь Ад-Дир вошел в список десяти самых запоминающихся моментов моих путешествий — http://lorien22.livejournal.com/370477.html, но если быть честным — с храмом Абу-Симбел он не идет ни в какое сравнение.

Любопытная история связана с именем храма, Абу-Симбел.

Одна легенда гласит, что название произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (колос по арабски будет синбел)

А другая, более любопытная на мой взгляд (ее очень любят рассказывать местные тур-гиды), гласит что Абу-Симбел был мальчик, который во времена, когда храм еще был засыпан песком, и о нем никто не знал, водил к нему первых исследователей Египта примерно 200 лет назад. В итоге они назвали комплекс в его честь.

Перейдем к рассказу о Великом храме

Великий храм Абу-Симбела взяло построить двадцать лет, и достроен он был в 24-й год правления Рамзеса II (примерно 1265 год до н.э.). Он был посвящен богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху, а также самому фараону, обожествленному еще при жизни.

Он считается самым большим и самым красивым храмом, построенным в эпоху правления Рамзеса II (всего фараон построил шесть храмов), и одним из самых красивых в Египте (на мой взгляд самый красивый).

А вот мой любимый кадр Абу-Симбела. Черно-белый

Должен сказать, что черно-белые кадры в Египте получаются лучше всего (храм в Луксоре отличный тому пример — http://lorien22.livejournal.com/367716.html). Во первых так подчеркивается древность сооружений, а во-вторых погода в Египте не располагает к красочным цветным кадрам — в пустыне все засыпано песком тусклого желтого цвета, в городах правит смог.

Вообще древности Египта ревностно охраняют себя, и не поддаются легко фотографам и исследователям. Учитывая, что они пережили, их можно понять.

Возвращаясь к Великому храму — вход в него украшают четыре статуи фараона Рамзеса II, все облаченные в «пшент» — головной убор из двух соединенных корон: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта.

Помните знаменитый рельеф в Эдфу, нде две сиськастые женщины стоят вокруг фараона? — http://lorien22.livejournal.com/369876.html. Так вот это Птолемей VIII в короне пшент между богинями Уаджит в короне дешрет (слева, символизирует Нижний Египет) и Нехбет в короне хеджет (справа, символизирует Верхний Египет).

У подножия статуй фараона расположены жена Нефертати, мать Мут-Туй (Туйя), двое его первых сыновей — Амун-Хер-Хепешеф и Рамзес, и шестеро дочерей — Бинтанакх, Бакетмут, Нефертари, Беритамен, Небеттави и Исетнофрет. А над статуями мы видим фриз с 22 бабуинами, почитателями солнца, и охранниками входа в храм.

Бог-сокол Ра-Хорахти

Ну и наконец мы вплотную приблизились к входу

К моему огромному сожалению, и как вы уже наверное догадались, фотографировать внутри храмов в Абу-Симбеле строго запрещается. Можно лишь сквозь толпу снаружи сделать фото главного входного зала. Вот что у меня получилось.

То же самое уже происходило в Долине Царей, где расположены гробницы фараонов и в Дейр эль-Медине — http://lorien22.livejournal.com/368848.html, где находился город ремеслеников.


Пришлось довольствоваться рельефами снаружи

Вот единственный кадр, который я сделал внутри Великого храма. Показываю его далеко не из-за его художественной ценности, а из-за цены, которую пришлось за него заплатить. У меня чуть было не отняли фотоаппарат, стерли примерно двадцать кадров (с Абу-Симбелом вообще не связанных) и чуть было не выгнали из комплекса вообще. После этого я решил, что лучше фотографировать глазами.

Так что придется вам поверить мне на слово, когда я скажу, что внутрениие росписи храмов Абу-Симбела — это что-то невиданное. И я утверждаю это с полной ответсвенной после Мединет Хабу — http://lorien22.livejournal.com/363683.html, Эдфу — http://lorien22.livejournal.com/369625.html, Карнака — http://orien22.livejournal.com/368440.html и других. У меня просто не хватает слов, чтобы описать рельефы Великого храма.

Ну а мы перемещаемся ко второму храму, более «скромному»

Храм, посвященный богине Хатхор и жене фараона Нефертати назывался «Маленьким храмом». С ним связано два удивительных факта.

Первый — это второй раз в истории Египта, когда храм посвятили женщине (Я думал, что первый — это храм Хатшепсут — http://lorien22.livejournal.com/364736.html, но оказалось, что это храм, который Эхнатон посвятил своей жене Нефертити)

Второй — это один из единственных случаев в египетском искусстве, когда фараоны и царицы изображены одинакового роста!

Как мы видим, всего здесь шесть фигур — с каждый стороны портала по два изображения фараона (южный колосс в хеджете, белой короне Верхнего Египта — http://lorien22.livejournal.com/362124.html, а северный колосс в пшенте, двойной короне Объединенного Египта (Верхнего и Нижнего). По бокам изображены царицы

Вот оба храма в одном кадре. Лучше взять не удалось

Как я уже рассказывал, когда ублюдок Насер начал строить здесь свою плотину, реку, или чтобы это не было, он затопил Абу-Симбел (и десяток других храмов). Чтобы спасти храм, завербовался весь мир. В итоге весь Абу-Симбел распилили и перенесли на гору 60 метров выше.

Поэтому для меня этот храм является чудом света дважды — первый раз в древности, когда его строили, и второй раз — в современности — когда его перенесли.

Я смотрел на детали все время, что нам отвели в комплексе, и не мог понять. Как? Как его построили? Как его переносили? Как такое возможно? И это был редкий случай, когда я испытывал гордость за людей, за то, что они умеют делать, когда хотят.

Я, увы не умею. Мне остается только смотреть и удивляться. И радоваться, что есть такая возможность — лицезреть чудеса нашего мира, построенные тысячелетиями назад.

lorien22.livejournal.com

Храм Рамзеса II в Абу-Симбел. Как добраться и что посмотреть

Абу-Симбел — одна главных визитных карточек Египта, фасад его главного храма можно встретить на многочисленных календарях и открытках, однако, это одна из самых труднодоступных достопримечательностей страны, так как находится на самом юге страны у самой границы с Суданом, что от курортных мест очень далеко.



Построены были эти храмы в тогдашней Нубии в середине XIII века до нашей эры, то есть, более 3 тысяч лет назад. Рамзес II, прозванный «Строителем»и ставший одним из самых знаменитых фараонов во всей истории Египта, построил на скале после победы над хеттами два храма, один в честь себя, другой в честь свой первой жене — Нефертари.

В 60-е годы прошлого века из-за строительства дамбы вниз по течению Нила и создания искуственного озера Насер многие древнеегипетские храмы в Нубии были бы затоплены. Небольшие храмы забрали себе испанцы в Мадрид, голландцы в Лейден, американцы и тд. А самые большие храмы — храмы Абу-Симбел было решено разрезать на огромные блоки и поднять над уровнем будущего озера. И советские специалисты сделали это. Сейчас мы можем наблюдать собранные храмы, но швы практически незаметны


Озеро всего в 50 метрах от входа в главный храм


Как было и как стало

Добираться до Абу-Симбел достаточно сложно, я жил в Ассуане, ближайшем крупном городе. Поездка на машине займет здесь больше 3 часов в одну сторону. Между Ассуаном и более туристическим Луксором еще почти 3 часа. Еще 5 часов до Хургады, а до Каира 7 часов. Таким образом, либо очень длинный переезд, либо останавливаться на ночлег надо в Ассуане. Кстати, здесь могу порекомендовать вам очень необычный отель в нубийском стиле Ashry Narty Правда, в Ассуане еще есть аэропорт, но рейсы редки и могут отменяться.


Дорога от Ассуана до Абу-Симбела почти пустая, хотя тут часто встречаются остановки и пустые полицейские посты


А вот грузовичок завалился


Песчаные дюны и непонятные черные холмы


А еще тут часто можно встретить грузовики с верблюдами

Cам Абу-Симбел с натяжкой можно назвать городом, это скорее поселок, выстроенный для обслуживания туристов, приезжающих в храм.Здесь есть пара отелей, магазинчики, банки, почта, госучреждения и, в общем-то, больше ничего. Хотя само место, несмотря на то, что этот регион один из самых жарких на планете, почти курортный и весьма приятный.


Дальний берег — это уже Судан, всего пара километров до него от храмов

Стоимость билета на осмотр храма составляют 180 египетских фунтов. Но, чтобы поснимать внутри, надо заплатить еще 300 фунтов (10 евро). Делать этого не обязательно. Туристы приезжают группами, а без них смотрители легко разрешают фотографировать и так, за деньги, конечно. Я отдал 40 фунтов (2.2 доллара) и почти спокойно поснимал все в главном храме. За 25 я поснимал в малом храме, хотя смотритель и не пытался мне предложить сьемку, я просто отдел деньги и начал фотографировать.

У входа в храм  по обе его стороны много разных рисунков, таблицек, барельефов и прочих изображений

На входе в храм Рамзеса сидят 4 фигуры высотой около 20 метров. У них лицо фараона, хотя на самом деле это фигуры трех богов храма и фараона — Амону, Ра-Хорахти и Птаху. В ногах у них находятся фигуры детей, матери и жены фараона.


Одна из статуй раскалолась еще в античности и теперь голова ее покоится у ее же ног

Внутри храма много изображений, касающихся войны с хеттами, здесь и рисунки, посвященный битвам и достижениям самого фараона. А также разные сцены поклонения, включая поклонения самому Рамзесу II. Вот так выглядит план храма изнутри


Нижняя часть плана ( от цифры 1 до цифры 5) — это фасад, не помещения.

Внутри изначально вы попадаете в главный зал с 8 колоссами фараона. Здесь изображены изображены основные батальныфе сцены


В углу зала характерная фигура, отрубающая головы врагам

Попутно из главного зала вы можете пройти в  4 боковые галереи (молельни) справа и 2 слева.


Первая боковая галерея — молельня(?)


Вторая боковая галерея


Проход в две дальние галлереи справа


Комнатка с двумя дальними галереями


Третья галерея справа


Четвертая галерея справа


Комнатка с двумя левыми галереями


Первая галерея слева. Тут имеются квадратные ниши в стенах


А также есть дырка в стене, через которую видно вторую галерею


Вторая галерея

Далее из главного зала с колоссами вы проходите в малый зал с 4 квадратными колоннами


Проход в святилище


Поклонение фараону

В конце данного зала вас ждут еще три комнатки, в центре — святилище с тремя богами и фараоном, а по бокам две пустые комнатки, но тут обитают маленькие летучие мышки, которых часто можно встретиться в египетских храмах


Второстепенный холл перед святилищем

Храм был построен так, чтобы свет от входа всегда падал на статую фараона. Но дважды в год свет озаряет три статуи — Рамзеса, Ра-Хорахти и Амона (оба бога отвечают за солнце и свет), а вот статуя Птаха (бог-создатель) всегда остается в тени по непонятной для меня причине. Эти дни считаются священными и в течение них проводились особые ритуалы.


Статуи слева направо — Птах, Амон, фараон, Ра, перед ними алтарный камень


Боковая комнатка святилища


Летуцие мышки на потолке

О втором храме Абу-Симбела, храме в честь жены Рамзеса II Нефертари я расскажу отдельно

think-head.livejournal.com

Древности Египта. Перенос храма Абу Симбел

Когда в 1960-х годах прошлого века началось строительство Асуанской плотины на великой реке Нил, то под угрозой затопления оказались Храмы Абу-Симбел, посвящённые фараону Рамсесу II и его любимой жене Нефертари и построенные три тысячи лет назад. Операция по спасению храмов стала одним из самых масштабных международных инженерно-строительных проектов прошлого столетия.

В 1959 году правительством Египта (на тот исторический момент – Объединённой Арабской Республики) было принято решение о постройке огромной плотины, призванной регулировать уровень воды в реке, а также производить электроэнергию. Строительство Асуанской плотины финансировалось и предпринималось СССР, в Египте работали единовременно около двух тысяч советских инженеров, рабочих, руководителей. Проект ГЭС был разработан и испытан на модели в Советском Союзе.


На первом этапе подготовки храмы подробнейшим образом измерялись, фотографировались, а затем по составленным чертежам планировались линии распила камня. Также подробно картографировалась местность вокруг старого и нового места размещения храмов. Попутно проводились географические и геологические исследования, включавшие в себя свойства местного песчаника и поведение подземных вод, велись раскопки и земляные работы. Поскольку параллельно происходила постройка Асуанской плотины, уровень воды в Ниле повышался на несколько метров в год. Для защиты строительной площадки, в которую превратился Абу-Симбел, возвели временную дамбу, но во́ды Нила заставляли инженеров работать всё быстрее – вскоре территория храмового комплекса должна была быть затоплена.

Храмы Абу-Симбел и история их спасения в цифрах:

Фасад храмов высечен в скале высотой 31 и шириной 38 метров. Над фасадом высечен орнамент в виде двадцати двух бабуинов, приветствующих восход солнца. Размер каждой из этих обезьян составляет около 2,5 метров.

Фасад большого храма украшен четырьмя статуями фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из скульптур достигает четырёх метров. Вес каждой статуи превышает 1200 тонн.

Фасад Малого храма украшают шесть выполненных в полный рост фигур, высота каждой их которых составляет 11 метров. Между статуями фараона Рамсеса II помещены статуи его супруги Нефертари. Это редкий случай изображения жены фараона в изваяниях такого же размера, как фигуры самого царя.

В проекте по передвижке храмов Абу-Симбела принимали участие более 50 стран мира.

Затраты на проект перемещения храмов составили в ценах 1968 года около 42 миллионов долларов.

Пещерный храмовый комплекс был передвинут на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Для перевозки храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн.

Судя по археологическим данным, это место считалось священным ещё до того, как фараон РамсесII решил увековечить свои военные победы и справедливое правление постройкой величественных храмов. Многие века спустя, когда храмы оказались погребены под тоннами песка, арабские моряки назвали эту скалу Абу-Симбел – «отец хлеба», поскольку на берегу виднелся один из фрагментов каменного барельефа: мужчина в древнеегипетском фартуке, напоминавшем меру хлеба.

Заново открытыми храмы Рамсеса оказались лишь в 1813 году, когда швейцарский исследователь Буркхардт, путешествовавший переодетым арабом вверх по Нилу, добрался до третьих порогов великой реки. Он обратил внимание на огромные головы, увенчанные коронами фараонов, выступающие из песка, но проводники не могли ничего внятного рассказать об этих изваяниях. Буркхардт сообщил о своём открытии, и по его следам сразу же отправилась экспедиция известного авантюриста и кладоискателя Бельцони. Под его руководством храмы были раскопаны из песка, и, хотя ожидаемых сокровищ в них не обнаружилось, Бельцони записал в своём дневнике: «Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло ещё более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно изукрашенный храм – с барельефами, росписями и статуями».

В иероглифических надписях Абу-Симбел называется «священной горой», а весь комплекс построек и укреплений именуется «крепостью-городом Рамсеса». На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

Храмовый комплекс Абу-Симбела действительно оказался великолепным – как с исторической и художественной, так и с инженерной точки зрения. Оба храма – Большой и Малый, вырублены в скале из песчаника высотой около 100 метров. В обоих храмах прекрасные барельефы, росписи на стенах и множество криптограмм и надписей, восхваляющих фараона. Большой храм состоит из 14 помещений, проникающих в толщу скалы на 60 метров. Самый большой зал, украшенный восемью изваяниями бога-фараона, имеет размеры 18 на 16 метров и поднимается в высоту на 8 метров. В большом зале изображены в основном батальные сцены. Некоторые картины на стенах зала изображают победы фараона в Ливии и Нубии, но наиболее значительна сцена битвы при Кадете, где произошло решающее сражение египтян с хеттами.

Храм был построен с таким расчётом, что дважды в году поднимающееся утром солнце пронзает лучами всю анфиладу подземных залов и освещает статуи святилища. При переносе храма удалось восстановить его устройство так, чтобы это свойство сохранилось.

У входа в Большой храм стоят четыре колоссальные статуи двадцатиметровой высоты. Увенчанные коронами, с уреями на лбу и с накладными бородами, колоссы, восседающие на тронах, символизируют высшее могущество. Под их стопами – поверженные враги фараона. На тронах колоссов изображены боги Нила, которые связывают вместе папирус и лилию – знак единства обеих земель, Нижнего и Верхнего Египта. У ног колоссов находятся женские фигуры, которые выглядят очень хрупкими по сравнению с огромными статуями царя – это изображения Нефертари, любимой супруги Рамсеса, его матери и дочерей.

На бедре одного из изваяний Рамсеса найдена сделанная ножами надпись на древнегреческом языке, которую историки относят к VI веку до н.э.: «Когда царь Псамметих пришёл в Элефантину, те, которые пришли с Псамметихом, сыном Теокла, написали сие. Они плыли на корабле через Керкис до тех пор, пока позволила река. Потасимто вёл чужеземцев, Амасис вёл египтян. Архон, сын Амойбиха и Пелек, сын Удама, написали сие». Ионийские наёмники, увековечившие себя в этом акте вандализма, оставили один из древнейших образцов греческой письменности.

Малый храм более изящен и женственен – он посвящён Нефертари, «той, для которой сияет солнце». В нём всего 5 залов, так же украшенных статуями богов и царской четы. Как пишет писатель и путешественник Жак Кристиан в своей книге «В стране фараонов»: «Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает всё вокруг своей благородной красотой. При входе в храм изображён фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздаёт почести Амону-Ра и Хору».

Все эти прекрасно сохранившиеся под толщей песка культурные сокровища древней цивилизации должны были безвозвратно погибнуть на дне озера-водохранилища Насер. Но спасение храмов Абу-Симбела было объявлено акцией всемирной значимости под эгидой ЮНЕСКО. Началось спешное проектирование операции спасения.

Масштабы Асуанского гидроэнергетического комплекса можно оценить по его техническому паспорту: «Электромеханическое оборудование: количество агрегатов – 12. Мощность – 2100 мегаватт, выработка электроэнергии – 8 миллиардов киловатт-часов в год. В состав комплекса входят каменнонабросная плотина с глиняным ядром высотой 111 метров и длиной 3820 метров, 520 из которых приходится на русловую часть. Объём насыпи – 41,4 миллионов кубометров, подводящий канал длиной 1150 метров, отводящий канал длиной 538 метров, тоннельные водоводы длиной 282 метра и диаметром 15 метров, паводковый водосброс в виде бетонной водосливной плотины длиной 288 метров, водохранилище с полезным объёмом в 114 кубических километров. Под основанием плотины создана уникальная противофильтрационная завеса глубиной 165 метров, для строительства которой была специально разработана оригинальная система подводного уплотнения песчаных грунтов».

Помимо выработки электроэнергии, которой до сих пор хватает на весь Египет, Асуанская плотина дала стране возможность перевести 300 тысяч гектаров с сезонного орошения на постоянное и освоить ещё около 600 тысяч гектаров новых земель за счёт запасов воды в рукотворном озере Насер. Однако, помимо очевидной народнохозяйственной пользы, новая ГЭС создала несколько новых проблем, проявившихся не сразу – нарушился природный баланс движения ила и песка по Нилу; стала постепенно разрушаться его дельта; зе́мли, не получающие естественным образом ежегодного удобрения во время паводка, начали засаливаться. Эти проблемы постепенно решаются за счёт новых проектов, поддерживающих экологию великой реки, и только одна потеря должна была стать необратимой не только для Египта, но и для всей земной цивилизации. В зону затопления, образующуюся при пуске плотины, попадали уникальные памятники древних Египетских царств, в частности храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный за тринадцать веков до нашей эры.

Источник текстов


Перенос Абу-Симбел


Перенос древнего Египта

История мегапереноса всех времен — перемещение 20 ценнейших древних храмов Египта с целью спасти их от поднимающегося уровня воды в Ниле при строительстве Асуанской плотины. В этом проекте приняла участие 51 страна. Уникальные памятники архитектуры, храм царя Рамзеса II и храм его первой жены, царицы Нефертари, были перемещены в новое место — на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Но самое главное, удалось сохранить уникальную особенность храма Рамзеса II — каждый год, 22 февраля и 22 октября, восходящее солнце, проходя через ворота храма, освещало лики богов! Так было более 3000 лет. Так будет всегда!

УПД из комментариев:

Храмы строились на местах Силы. Перенос любого культового древнего артефакта — это полная потеря энергии, заложенной самой Землёй и ЕЁ связи с Космосом.
Сохранив камни и форму, люди не умеют сохранить Силу.
Таким же способом были обесточены все вывезенные в Европу египетские вещи. Без привязки к Месту — нет в них прежнего смысла. А заново «зарядить» их смогут только возродившиеся Боги. 😉

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
ЛУЧШИЕ ПОСТЫ БЛОГА |  РЕГРЕССИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ |  РЕИНКАРНАЦИЯ | КАРМА | ДЕТИ ЗВЕЗД |  ХРАНИТЕЛИ | СОЗНАНИЕ |  АВТОРСКИЕ СТАТЬИ | ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ |  ПОДКЛЮЧКИ И ПРЕДИКТОР |  ИСТОРИЯ |  ХРОНО | FAQ |  ПОСТЫ О ЧИСТКАХ | АВАТАРЫ БОГОВ МАТРИЦА  |  МНОГОМЕРНАЯ КАРТИНА ПРОИСХОДЯЩЕГОМЕДИЦИНАДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ  ХРОНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЛИ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ | ПИТАНИЕ  ВИДЕОДНКГРАДОСТРОЕНИЕ  ЖИВОТНЫЕ |   ОТЗЫВЫ О КУРСАХ И СЕАНСАХ |
КНИГА ПАМЯТИ ЗВЕЗДНОГО ПЛЕМЕНИ | ARTICLES IN ENGLISH | AUF DEUTSCH  |  О ПРОЕКТЕ | КУРСЫ ГИПНОЗА

Группы для новостей и обсуждений:   ВКонтакте   Facebook



digitall-angell.livejournal.com

Абу-Симбел

Чтобы не потеряться среди моря предложений от различных туристических агентств, большинство людей пытаются самостоятельно узнать о достопримечательностях Египта. Сейчас в специализированных изданиях можно найти любую информацию об этой стране и отзывы других туристов.

Одно из знаковых мест страны – храм Абу Симбел. Но далеко не все о нем знают. Конечно, ведь есть более популярные достопримечательности, чем Абу Симбел. Египет в первую очередь известен пирамидами Гизы и статуей Сфинкса. Но именно перед этим храмом 22 февраля и 22 октября собирается более 5 тысяч туристов.

История памятника Абу-Симбел

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Архитектура Абу-Симбел

Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеегипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид, но это нисколько не уменьшает его популярности у туристов, приезжающих в Египет. Этот ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.

Сама идея храма Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде привычного пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей их масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.

Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, они окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.

Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари повезло быть запечатленной в камне.

Малый храм находится в ста метрах от Большого, и построен он в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена.  Эти статуи находятся в затененных нишах, и благодаря этому на них создается игра света и тени, которая усиливает эффект от созерцания этих величественных фигур.

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Культурное значение храма Абу-Симбела

Сегодня этот памятник архитектуры, после пирамид и сфинкса, является главной достопримечательностью Египта. Абу-Симбел был внесен Юнеско в список всемирного наследия. И это неудивительно, ведь во время переноса этого храма исследователи были поражены искусством древнеегипетских архитекторов, которые придумали, как сделать горные породы естественной опорой для своего великого сооружения. Для этого они построили фасады Большого и Малого храма параллельно трещинам в скале.

Также были учтены свойства грунта, состоящего из песчаника, железо которого при окислении давало удивительное разнообразие оттеков: от розового до красного, от красного до лилового.

Ученые были восхищены искусством техники выполнения скульптур и тому, как египетские мастера умудрились столь точно придать черты фараона своим статуям.

Но особенно цениться Абу-Симбел поистине титаническими усилиями, которые были затраченными на его перенос, в котором участвовали, аж целых 50 стран.

Как попасть в Абу-Симбел

Это не так просто, как попасть в Луксор или посмотреть достопримечательности Каира. Абу-Симбел находится в 300 километрах от ближайшего крупного города Асуан. Обычно, туристические компании совмещают экскурсию в Асуан и Абу-Симбел. Даже из Асуана поездка сюда занимает почти весь день.

Эти 300 километров туристов везут в автобусах в составе организованного охраняемого конвоя. Египетские пустыни – места опасные, это только по время сафари бедуины мирные и развлекают туристов. Настоящие бедуины часто грабят проезжающие мимо машины и даже похищают людей. Не стоит надеяться попасть в Абу-Симбел на такси, придется покупать экскурсию, вопрос только – какая лучше?

Поездка из Хургады в Абу-Симбел занимает больше 10 часов, по этой причине однодневные экскурсии сюда не устраивают.

Из популярных курортов Египта на Красном море организовывают двухдневные туры по маршруту Луксор – Асуан — Абу-Симбел. Такие туры очень популярны, их можно купить в любом экскурсионном бюро или у отельного гида.

Еще один вид тура – на самолете местных авиалиний, такая поездка как раз умещается в один полный день. Время полета из Хургады в Асуан – 5 часов. Чисто теоретически, можно прилететь прямо в Абу-Симбел, ведь здесь есть собственный аэропорт. Но таких туров мы в продаже никогда не видели. Поищите, может быть повезет.

Лучший способ посмотреть Абу-Симбел – это круиз по Нилу, который начинается с осмотра пирамид в Гизе, Каирского музея, цитадели Каира и мечети Мухаммеда Али.

Далее туристы на круизном речном лайнере (на фото справа) приплывают в Луксор и смотрят Колоссы Мемнона, храм Хатшепсут, Долину Царей и гробницу Тутанхамона. На восточном берегу в Луксоре смотрят Карнакский и Луксорский храмы.

После плывут дальше вверх по Нилу до Эдфу, потом Ком-Омбо и заканчивается круиз экскурсией по Асуану и к хамам Абу-Симбел.

Такой круиз – это возможность посмотреть все значимые достопримечательности Египта за одну поездку. Из важнейших туристических мест в Египте вы пропустите только гору Моисея и монастырь Святой Катерины, так как они находятся далеко от Нила – на полуострове Синай.

Прибытие в Абу-Симбел

Thomas Cook, Misr Travel и другие агентства предлагают ежедневные экскурсии из Асуана по цене 95 долларов за автобус с кондиционером для группы из десяти человек. В то же время недорогие гостиницы, вроде Nubian Oasis и Noorhain, предлагают поездки в тесных микроавтобусах за 35-55 фунтов с человека.

Те и другие передвигаются в колонне туристических машин, которая покидает город в 4.30, через три с половиной часа прибывает в Абу-Симбел и отправляется обратно в 10.00. Такая программа позволяет почувствовать себя в сердце пустыни, но это означает, что сотни туристов прибывают в одно и то же время, заполняя храмы.

Если вы хотите насладиться ими в одиночестве и остаться в Абу-Симбеле на более долгий срок, в течение дня из Дсуана ходят пять общественных автобусов (20 египетских фунтов за 4 часа езды), которыми путешественники могут воспользоваться, убедившись, что в одной машине находится не больше четырёх туристов. Рейсы организуются Автобусной компанией Верхнего Египта и частной фирмой El-Gouna.

В обоих случаях отправной точкой является главная автобусная станция. Те, у кого больше средств, могут сэкономить время благодаря перелёту и заодно полюбоваться неповторимым видом озера Насер и Абу-Симбела. Программа полётов из Асуана и Луксора планируется Egypt Air в соответствии со спросом.

В оживлённые периоды совершается дюжина перелётов, и всего около трёх – когда туризм на спаде. Большинство людей выбирает перелёт из Асуана с возвращением в тот же день (за 658 египетских фунтов, включая пересадки в аэропорту). Если вы хотите остаться на ночь, вы должны выбрать рейс 11.15. Для тех, кто имеет больше времени и денег, комфортабельные круизы в Абу-Симбел – лучший способ осмотреть озеро Насер и храмы так, как их видели фараоны.

Два храма Абу-Симбела

Прижившееся в арабском (да и всем остальном) мире наименование храмового комплекса – Абу-Симбел, «отец хлеба» – не имеет ничего общего с назначением строений. Абу-Симбелом скалу песчаника назвали нильские судоводители, усмотревшие в одной из статуй божественного покровителя хлебных злаков.

Большой храм

Вырубленный в скале храмовый комплекс увековечивает память о фараоне Рамзесе II, которому посвящено большее сооружение, и его жене Нефертари – «хозяйке» меньшего храма. Рамзес II – весьма популярный персонаж древнеегипетской истории. Он вел победоносные войны, в промежутках между сражениями придерживался прогрессивной внешней политики, много строил, мудро управлял государством – чем еще при жизни завоевал право именоваться Великим.

Грандиозная затея древнеегипетских зодчих удалась как нельзя лучше. Стометровая скала песчаника вместила храмы. Помещения Большого храма углублены в массив камня на 60 метров. Высота залов достигает восьми метров. Полтора десятка помещений наполнены изваяниями и рельефными картинами, повествующими о славной жизни фараона.

Принято считать, что день рождения Рамзеса Великого приходится на 22-е февраля. В этот день солнечный луч проникает в глубины храма и освещает божественные воплощения фараона. Дату коронации Рамзеса египтологи соотносят с моментом осеннего озарения внутренних храмовых статуй: 20-го октября солнце освещает корону египетского правителя, изваянного из песчаника. По свидетельству очевидцев, освещенный солнцем лик фараона улыбается…

Малый храм

Второй, меньший храм Абу-Симбела, посвящен Нефертари-Меренмут, первой из законных жен правителя. На стене святилища начертано: «Рамзес возвел храм в вечной горе Нубии во имя великой своей супруги, возлюбленной фараоном Нефертари Мут. Нефертари угодна богам, для нее светит солнце».

В храме царицы Нефертари пять помещений. Среди скульптурных изображений – Рамзес в нескольких божественных ипостасях, богиня Хатхор, сама Нефертари в образе Изиды.

Фотосъёмка в Абу-Симбеле

Храмовый комплекс Абу-Симбел – неудобный объект для фотосъёмки. Огромный фасад нужно снимать утром, пока он не скрылся в тени, и требуется широкоугольный объектив, чтобы снимок вышел удачным. Фрагменты, впрочем, могут быть отображены телеобъективом (который к тому же помогает не передержать кадр при диафрагме 1-1,5).

Чтобы фотографировать Абу-Симбел с воздуха, садитесь на левую сторону лайнера и пользуйтесь по меньшей мере 200-миллиметровым телеобъективом со специальным фильтром. В зависимости от того, как много туристических групп посещает памятник, могут возникнуть трудности с фотографированием внутренних помещений храма. За использование фотоаппарата или видеокамеры плата не взимается, однако фотографирование со вспышкой запрещено.

Где жить и что поесть

Абу-Симбел — небольшая деревня, на территории которой расположена всего одна, хоть и такая значимая, достопримечательность. Именно поэтому здесь не встретишь большого разнообразия отелей и ресторанов.

Если вы планируете увидеть светозвуковое шоу, вам придется позаботиться о ночлеге в Абу-Симбеле. Представление начинается поздно вечером, так что в рамках однодневной экскурсии посетить его не удастся.

Отели

Nefertari Hotel Abu Simble

Чтобы туристы могли остановиться на ночь рядом с храмами, есть два отеля разной ценовой категории. Nefertari Hotel Abu Simble относится к классу 4 звезды и расположен почти в четырех километрах от центра населенного пункта. Здесь можно снять номер для некурящих и заказать трансфер от/до аэропорта.

Также туристы могут пользоваться услугами ресторана и парковки. На территории комплекса есть возможность арендовать конференц-зал. Отдыхающим предоставлен безлимитный интернет. Стоимость номера в сутки составляет около 100 у. е.

Tuya hotel предлагает апартаменты на порядок дешевле, ночь в отеле обойдется туристу в 60 у. е. За эти деньги отель предлагает следующие услуги: свободный интернет, стоянка, ресторан, аренда конференц-зала, возможность заказать трансфер до/из аэропорта, вечерняя развлекательная программа.

Рестораны и кафе

Eskaleh Eco Lodge

Кроме ресторанов в отелях, желающие вкусно поесть могут посетить ресторан Eskaleh Eco Lodge. Это заведение предлагает меню из традиционных блюд африканской кухни по привлекательным ценам.

Вкусная еда и уютная атмосфера ждут туристов в Alaa al-Rahman Restaurant, а поклонники изысканной кухни найдут для себя много интересных блюд в меню ресторана Ramsis.

Flower Nubia Cafe — единственное кафе в деревушке. Здесь туристам предложат огромный выбор всевозможных сортов чая, кофе и вкусную еду. Также это место славится своим отменным кальяном.

Несмотря на то что добраться до Абу-Симбела непросто, это место вполне заслуживает затраченных усилий и времени. Уникальные скальные храмы Нубии не могут не очаровать путешественника своим величием. Они призваны не только напомнить людям о могуществе фараона и о его любви к своей жене. Храмы — живое свидетельство того, какими грандиозными знаниями и умениями обладали люди того времени.

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.

Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.

После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.

Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.

Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).

Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

Интересные факты о храме Абу-Симбел

Спасенный от вод

Асуанская плотина Египта

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Джованни Баттисте Бельцони

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота Англии — Ирби и Мэнгли — удалось очистить от песка доступ ко входу в храм Абу-Симбел всего за месяц работ. Именно так троица впервые проникла туда 1 августа 1817 года. Но путешественник был, скорее всего, разочарован своим открытием, так как не нашёл сокровищ, которые ожидал увидеть. Между тем он стал первым, кто смог полюбоваться красотой разноцветных барельефов, описывающих военные кампании Рамсеса II в Сирии, Ливии и Нубии, а также великолепными столбами гипостильного зала, покрытыми изображениями фараона. Чтобы увековечить событие и оставить след о своём открытии, Бельцони с друзьями высекают свои имена и дату находки на северной стене храма.

lifxil.ru

Храмы Рамзеса II. Абу — Симбелл. Египет.

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире..  
Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс.

Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.


Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.


Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.


Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…


Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».


В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».


Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.


Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.


Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.


Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…


Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!


Кликабельно , Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.


Рамзес побеждает врагов

А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.


Оригинал взят у masterok в Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)
источники
http://worlds.travel/great-temples/89-abu-simbel-egipet-asuan.html
http://www.mandalay.ru
http://cretaceous.ru

 

art.mirtesen.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *