Валаам (прорицатель) — Википедия
Валаа́м (др.-греч. Βαλαάμ, лат. Balaam, ивр. בִּלְעָם, Биль‘ам, Билеам[1]; гематрия — 142), в Пятикнижии — прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную. Имя отца Валаама — Веор.
По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев. Для того, чтобы сохранить свой народ — моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела, стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. 22-25). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. 31).
Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян, так как они были потомками Авраама. Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку — развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).
Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе:
Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых
Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.
Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. 2:15, Иуд. 1:11, Откр. 2:14).
В трактате Санхедрин Валаам упомянут среди четырёх простолюдинов, которые не имеют доли в грядущем мире (Олам ha-ба) из-за своего нечестия (Санг., X. 2), трое других: Ахитофел, Доик и Гиезий[2].
В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:
Надпись [Ba]лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: «Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: «Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем ?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. [cовер]шенно свобод[но …]
Тертуллиан и Иероним пишут о том, что Валаам имел действительно дар прорицания от Бога, но страсть к наживе помешала воспользоваться Валааму его даром.
В песнопениях Православной церкви волхвы, пришедшие поклониться рождению Христа, называются учениками Валаама. А самого Валаама называют в песнопениях «звездочётом».[3]
Пророки до Моисея и во времена Моисея |
|
---|---|
Пророки в эпоху Судей и объединённого царства | |
Письменные пророки | |
Другие пророки Израиля и Иудеи |
ru.wikipedia.org
Валаам — это… Что такое Валаам?
Валаам (евр. Билеам, «господин народа», «губитель народа»), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
dic.academic.ru
Валаам — Википедия
Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение, и памятник русского зодчества — Валаамский ставропигиальный мужской монастырь.
Кроме того, Валаам — это популярное туристическое направление.
На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до ближайшего берега — 22 км.
Вид на Никольский скит
Скалы на острове Валаам
Спасо-Преображенский монастырь
Географическое положение[править | править код]
Остров расположен в Ладожском озере. До острова Коневец — 60 км, до ближайшего к острову города Сортавала — 42 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км[1] по воде, из них 40 км по реке Неве (до внешней границы города), автомобильным сообщением — 316 км[2].
Природные особенности определяются положением архипелага в акватории крупнейшего в Европе озера — Ладожского.
Природная зона[править | править код]
Территория Валаамского архипелага относится к среднетаёжной подзоне таёжной зоны.
Гидрология[править | править код]
- два внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединённые между собой и с Ладожским озером каналами;
- девять небольших лесных озёр-ламб;
- разветвлённая сеть мелиоративных канав (XIX век).
Рельеф[править | править код]
Тектонический. Сильно расчленённый тип. Отметки высот над уровнем моря — в интервале от 5,1 до 58,3 м.
Климат[править | править код]
Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17°. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42 км). Средняя температура февраля −8°.
Климат Валаама | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | −8 | −7 | −2 | 4 | 12 | 17 | 20 | 17 | 12 | 5 | −1 | −6 | 5 |
Средний минимум, °C | −15 | −13 | −8 | −3 | 3 | 8 | 11 | 9 | 5 | 0 | −6 | −11 | −2 |
Норма осадков, мм | 15 | 10 | 15 | 15 | 25 | 35 | 60 | 70 | 60 | 40 | 20 | 15 | 380 |
Источник: Туристический портал |
Климат Валаама за последние 10 лет (2009 — 2018 гг) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 4,1 | 4,3 | 8,5 | 16,8 | 25,4 | 26,7 | 34,3 | 29,0 | 21,2 | 13,7 | 10,1 | 7,2 | 34,3 |
Средний максимум, °C | −3,8 | −3,8 | −0,1 | 5,2 | 11,7 | 14,9 | 20,9 | 19,7 | 14,6 | 7,6 | 3,5 | −0,1 | 7,5 |
Средняя температура, °C | −5,7 | −5,8 | −3 | 2,1 | 7,8 | 11,0 | 17,5 | 16,8 | 12,5 | 5,9 | 2,1 | −1,7 | 5,0 |
Средний минимум, °C | −7,6 | −7,8 | −5,7 | −0,3 | 4,7 | 7,6 | 14,8 | 14,6 | 10,7 | 4,4 | 0,7 | −3,3 | 2,7 |
Абсолютный минимум, °C | −21,7 | −28,5 | −22,4 | −11,3 | −2 | 1,2 | 6,1 | 7,9 | 1,3 | −7,5 | −14,3 | −22,1 | −28,5 |
Норма осадков, мм | 51 | 37 | 29 | 34 | 40 | 60 | 57 | 81 | 59 | 56 | 63 | 60 | 627 |
Источник: Компиляция данных с метеостанции |
Флора[править | править код]
На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями[3]. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).
«Карта острова Валаам и прилегающих к нему островов». «Валаамский монастырь и его подвижники : с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, четырнадцати рисунков и карты Валаамских островов». — СПб. : Валаамский монастырь, 1889Топонимика названия острова, возможно, происходит от финно-угорского слова «валамо» — высокая (горная) земля, смешавшись с именем пророка Валаама.
До 1940 г. остров был частью Финляндской Республики. Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки, здесь побывали художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.
Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). В 1970-х годах серию чёрно-белых линогравюр создал известный карельский художник-график А. И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.
После провозглашения независимости Финляндии в 1917 году остров остался частью Финляндии, однако вошел в состав СССР по итогам советско-финской войны 1939—1940 гг. В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме в здании Зимней гостиницы бывшего монастыря разместили Валаамский дом инвалидов[4].
Демография[править | править код]
Численность населения, чел. | |||||
---|---|---|---|---|---|
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | ||
1351 | 1132 | 937 | 487 |
Из истории острова
Административное управление[править | править код]
В 2003 году, когда был принят федеральный закон о местном самоуправлении, возник вопрос о статусе посёлка Валаам. Согласно этому закону в субъектах Российской Федерации должны быть разграничены органы местного самоуправления, — определены городские и сельские поселения, установлены их границы. Был принят соответствующий закон и в Республике Карелия[5]. И посёлок Валаам в числе прочих был включён в список муниципальных образований и наделён самостоятельным статусом муниципального образования — Валаамское сельское поселение. Однако в начале 2005 года главой администрации Сортавальского района С. В. Рыжковым было инициировано решение об упразднении самоуправления посёлка Валаам и включении его в состав города Сортавала. С этим решением не согласились некоторые жители Валаамского сельского поселения. Возникший конфликт перерос в судебную тяжбу в Верховном суде Республики Карелия, а затем и в Верховном суде Российской Федерации. В июле 2006 года в дело вмешался патриарх Алексий II.[6]
Мирское поселение на Валааме с 2006 года до момента ликвидации не имело официального административного статуса. Валаамцы-миряне хотели, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения, что дало бы им возможность участвовать в муниципальных выборах. Законность их требований подтвердил и Верховный суд Республики Карелия, однако руководство монастыря противилось этому, затягивая процесс присвоения официального статуса мирскому поселению[7][8][9][10][11][12].
1 мая 2016 года в здании «Зимней гостиницы» (один из трех многоквартирных домов на о. Валаам, в котором находилась также валаамская школа) произошёл сильный пожар[13]. После этого жителям здания пришлось покинуть остров. Школа закрыта, Валаамский ДК также упразднён. Поселение фактически прекратило своё существование. На начало 2018 года на острове постоянно зарегистрировано около 100 граждан[источник не указан 291 день].
Инфраструктура[править | править код]
В населённом пункте имеется амбулатория, отделение почтовой связи, пункт полиции, воинская часть, пожарная часть, продуктовый магазин.
ru.wikipedia.org
Почему остров Валаам назван в честь ветхозаветного лжепророка
В русской топонимии хватает названий с таинственной этимологией. Названий ярких, сочных, которые буквально искрятся смыслами. Одни смыслы веселят, другие-смущают, третьи-вселяют тревогу.
Благо, что попавшему в макабрический водоворот смыслов реципиенту непременно придут на помощь лингвисты и успокоят. Окажется, что внушающий русскому уху страх топоним вовсе финно-угорского происхождения и имеет безопасное значение. У русских лингвистов-дешифраторов топонимов, кажется, существует негласное правило – «То, что не поддается расшифровке, имеет финское происхождение»
Топоним «Валаам» не способен ввести в смущение людей, незнакомых с Ветхим Заветом. Округлое, несколько плотное, звучание этого слова источает если не спокойствие, то нейтральное настроение. Пожалуй, лишь финальное «-ам» несет легкий аффект – будто топоним, словно змей Уроборос, изловчившись, хочет поглотить свое окончание.
Знатоки же Ветхого Завета могут рассматривать «Валаам» совсем с иного угла: для этого им достаточно вспомнить вехи тезки острова – моавского волхва Валаама.
Итак, книга Чисел. Евреи, покинув Египет, на пути в Землю Обетованную встали станом «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона». Местный царь Валак в панике. Правда, у него есть могущественное оружие – маг Валаам…
«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».
Однако, выслушав посланцев моавского царя, Ваал взял паузу – сказал, что нужно посоветоваться с Богом. Всевышний не разрешил – «не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен», и волхв отправил послов восвояси. Но Валак не унимался; вскоре пред Валаамом предстало новое посольство с предложением великих почестей магу. Он снова обращается к Господу, и Всевышний ему позволяет. Правда, с условием – Ваалам может отправится в путь только, если послы снова придут к нему с просьбой, а главное — «делай то, что Я буду говорить тебе».
И волхв дрогнул: не дождавшись, третьего посольства он снаряжает ослицу и отправляется к Валаку. Дорогу ему преграждает ангел с мечом. Но видит ангела только ослица Ваалама. Маг избивал животное (между ними даже происходит трогательный диалог), пока Господь ни «отверз глаза Валаама», и тот не увидел ангела с мечом.
В итоге Господь позволяет магу отправиться к Валаку. Правда, Всевышний берет с Валаама обещание – «только говори то, что Я буду говорить тебе».
Моавский царь тщательно приготовился с церемонии проклятия, которую должен был провести Валаам. Однако вместо великой порчи Валаам трижды благословил еврейский народ – «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!». Для Моава все было кончено -«И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою».
Казалось бы – моавский жрец заслужил, чтобы попасть в сонм ветхозаветных праведников, однако из дальнейшего повествования мы узнаем, что Валаам погиб от меча израильского воина, и был истреблен весь род его… За что? Незадолго до казни маг якобы дал совет моавским женщинам растлить израильских воинов и тем самым спровоцировать гнев Всевышнего на евреев.
cyrillitsa.ru
Валаам — это… Что такое Валаам?
Валаа́м (карельск. Valamoi, фин. Valamo, фин. — высокая, горная земля) — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.
Также является популярным туристическим направлением.
География
На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км. Расстояние до берега — 22 км.
Природные условия
Природные особенности определяются положением архипелага в акватории крупнейшего в Европе озера — Ладожского.
Природная зона
Территория Валаамского архипелага относится к среднетаёжной подзоне таёжной зоны.
Гидрология
- 2 внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединённые между собой и Ладожским озером каналами;
- 9 небольших лесных озёр-«ламб»;
- разветвлённая сеть мелиоративных канав (XIX век).
Рельеф
Тектонический сильно расчленённый тип. Отметки высот над уровнем моря — в интервале от 5,1 до 58,3 м.
Климат
Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17°. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42 км). Средняя температура февраля: −8°.
Климат Валаама | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | −8 | −7 | −2 | 4 | 12 | 17 | 20 | 17 | 12 | 5 | −1 | −6 | 5 |
Средний минимум, °C | −15 | −13 | −8 | −3 | 3 | 8 | 11 | 9 | 5 | 0 | −6 | −11 | −2 |
Норма осадков, мм | 15 | 10 | 15 | 15 | 25 | 35 | 60 | 70 | 60 | 40 | 20 | 15 | 380 |
Источник: Туристический портал |
Флора
На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями[1]. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).
История
Топонимика названия острова, возможно, происходит от финно-угорского слова «валамо» — высокая (горная) земля, смешавшись с именем пророка Валаама.
Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные М. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.
Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). Ряд современных художников, в частности, известный петрозаводский график А. И. Авдышев, в 1970-х годах создал серию черно-белых линогравюр. Приезжал на Валаам и посвящал ему свои работы мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.
В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме в здании Зимней гостиницы бывшего монастыря разместили Дом инвалидов войны и труда[2], с 1954 года — интернат закрытого типа с особым режимом[3].
Посёлок Валаам
Демография
Численность населения, чел. | |||||
---|---|---|---|---|---|
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | ||
1351 | 1132 | 937 | 487 |
Из истории острова
Административное управление
В 2003 году, когда был принят федеральный закон о местном самоуправлении, возник вопрос о статусе посёлка Валаам. Согласно этому закону в субъектах Российской Федерации должны быть разграничены органы местного самоуправления, – определены городские и сельские поселения, установлены их границы. Был принят соответствующий закон и в Республике Карелия[4]. И посёлок Валаам, в числе прочих был включён в список муниципальных образований и наделен самостоятельным статусом муниципального образования – Валаамское сельское поселение. Но в начале 2005 года главой администрации Сортавальского района С. В. Рыжковым было инициировано решение об упразднении самоуправления посёлка Валаам и включении его в состав города Сортавала. Но с этим решением не согласились некоторые жители Валаамского сельского поселения. Возникший конфликт перерос в судебную тяжбу в Верховном суде Республики Карелия, а затем и в Верховном суде Российской Федерации. В июле 2006 года в дело вмешался патриарх Алексий II[5]
Инфраструктура
В посёлке из социально-бытовой инфраструктуры на острове имеется: детский сад, дом культуры с универсальным зрительным залом, общеобразовательная девятилетняя школа, больница (с 2007 г. — врачебная амбулатория), библиотека, отделение связи, продуктовый магазин.
Примечания
Литература
Ссылки
xzsad.academic.ru
Валаам – Библейская энциклопедия Брокгауза
Валаам
Валаам
[Еврейское Билеам, «господин народа», «губитель народа»]
Сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, Валаам, очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над аморейскими царями расположились лагерем на равнинах Моава на восточном берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к Валааму послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия Валаама, как правило, сбываются (Чис 22:6). В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины (стих 7), из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но Валаам отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израильский народ. Возможно моавитскому царю было известно, что Валаам знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более «знаменитых» посланников, чтобы они все-таки привели Валаама. Бог позволил Валааму пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему (стих 20). Однако Валаам прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 1:11), чем навлек на себя гнев Божий. На пути Валаама встал ангел Господень (Чис 22:22). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с Валаамом (стихи 23-30; 2Пет 2:16). «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке» (Чис 22:31). Тогда Валаам признал за собой грех и решил повернуть обратно (стих 34). Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. Валаам обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7-10,18-24; Чис 24:3-9,15-24). Господь использовал Валаама в качестве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1). Позднее Валаам дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16), и самому Валаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (смотрите Числа 25 главу). Валаам был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7 и следующие; Нав 13:22). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в котором предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17), и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10). Валаам служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.
← Вала предыдущее • следующее Валак →
bible.by
Самая большая ошибка в Ветхом Завете: ВАЛААМ.
Поле боя в земле моавитской чуть южнее Мёртвого моря и за спокойно несущим свои воды Иорданом, где израильтяне завершили кровавую битву с Мадиамом, сплошь усеяно трупами -горы трупов в беспорядке валяются по всему полю. Туда уже слетелись бесчисленные стервятники, а из пустыни сбежались дикие звери. Они жадно терзают мертвечину. Среди трупов мадианитян, оставшихся лежать после этой страшной бойни, один, судя по облачению, явно принадлежит пророку. Это человек по имени Валаам.
А битва описана в Чис. 31:
Отомсти мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдёшь к народу твоему . И пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужского пола; и вместе с убитыми их убили царей мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей мадиамских, и Валаама, сына Веора, убили мечом (Чис. 31:2, 7, 8). Не тот ли это Валаам, который пророчествовал, что «восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля»?
Не тот ли Валаам, который молил: «Да умрёт душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их»? Да, именно тот. Валаам, Божий пророк, по вдохновению произнёсший слова, числящиеся среди самых прекрасных в Писании, умер, сражаясь с детьми Божьими.НАЧАЛО
Новый народ Израиль, возглавляемый Моисеем, освободившийся от египетского рабства и направляющийся в Ханаан, внезапно появился у границ Моава и Мадиама. Моавские и мадиамские правители испугались этого громадного скопища людей и заручились помощью пророка из далёкого Вавилона по имени Валаам. Нам почти ничего не известно о его прошлом, кроме разве что одного: у него была такая репутация, что кого он проклянет, тот будет проклят, а кого благословит, тот будет благословен. Моавитяне придумали простой план: нанять Валаама, чтобы он проклял наступавшие израильские орды.
Царь моавитян Валак отправил к Валааму, жившему на реке Евфрат, послов с такой просьбой: …Вот народ вышел из Египта, и покрыл лицо земли, и живет он подле меня;итак, приди, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянёшь, тот проклят (Чис. 22:5, 6).
В стихе 7 говорится: «и пошли старейшины моавитские и старейшины мадиамские с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валака».
Валаам пригласил гостей переночевать у него, а сам начал вопрошать Господа, что ему делать. Бог сказал Валааму: «Не ходи с ними, не проклинай народа этого, ибо он благословен» (Чис. 22:12). На следующее утро Валаам передал гостям отказ Иеговы и отправил их домой.
Послы доложили о своей неудачной миссии Валаку, который тут же предположил, что Валаам намекает на большее вознаграждение. Порочные люди считают, что всякого человека можно купить. Поэтому Валак «послал ещё князей, числом более и знаменитее тех»,велев им передать ещё более настойчивую просьбу: «Не откажись прийти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю всё, что ни скажешь мне; приди же прокляни мне народ этот» (Чис. 22:16, 17). Но Валаам праведно ответил: «Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу переступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое» (Чис. 22:18).
ПАДЕНИЕ
В тот момент, который мог оказаться для Валаама звёздным часом, отвергни он всякие предложения, вдруг на поверхность всплыл первый намек на компромисс. Он пригласил гостей переночевать у него, сказав: «Я узнаю, что ещё скажет мне Господь». Очевидно,он хотел, если был хоть какой-то шанс, прибрать к рукам золото Моава.
Павел писал о тех, которые «не приняли любовь истины», за что «пошлёт им Бог действие заблуждения» (2 Фее. 2:10, 11). Они не хотели поступать правильно, и потому им было позволено заблуждаться до такой степени, что даже самих себя убедить, что их заблуждение есть истина.
Той ночью Бог велел Валааму пойти с князьями Валака. На следующий день рано утром он оседлал ослицу и отправился в Моав. «И воспылал гнев Божий за то, что он пошёл».
Днём, когда ослица шла между двумя стенами виноградника, Иегова поставил на её пути ангела. Увидев незримого ангела с обнажённым мечом в руке, она резко свернула в сторону. Валаам стал бить ослицу, та пошла, но пошатнулась и прижала его ногу к стене. Этого не мог стерпеть даже проповедник! Он стал немилосердно бить ослицу, которая в ответ вообще остановилась. Когда Валаам опять принялся бить её, животное, чьи уста Бог чудесным образом открыл, спросило: «Что я тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз?» (Чис. 22:28). Валаам сразу же ответил (как будто разговаривать с ослами для него было обычным делом): «За то, что ты издевалась надо мной: если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя». Тут Бог открыл пророку глаза, и он увидел ангела на дороге, «и преклонился, и пал на лицо своё». Тогда ангел сказал, что его путь не прав пред Богом. Валаам признался: «Согрешил я», — и спросил, не вернуться ли ему домой, «если это неприятно в очах» ангела. Но ангел ответил: «Пойди с людьми этими, только говори то, что Я буду говорить тебе».
Спустя какое-то время караван дошёл до границ Моава, где расположился станом Израиль. Там Валак построил семь жертвенников, от которых в небо поднимался дым, и отвёл Валаама на вершину горы, откуда хорошо был виден стан израильтян. Бог немедленно отослал Валаама назад с такими пророческими словами:
Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает зла. С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот народ живёт отдельно и между народами не числится. Кто исчислит песок Иакова и число четвёртой части Израиля? Да умрёт душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их (Чис. 23:8-10).
Моавский царь был очень разочарован, но продолжал добиваться своего, на этот раз приведя пророка на вершину горы Фасга, чтобы он лучше увидел огромное скопище народа. И снова Валаам по вдохновению ответил: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В своё время скажут об Иакове и Израиле: «Вот что творит Бог»» (Чис. 23:22, 23).
После этого Валак стал просить Валаама хотя бы не благословлять Израиль, если уж не может проклясть. Но всё же он ещё раз повёл Валаама, теперь на вершину Фегора, где были построены семь жертвенников и принесены в жертву семь тельцов и семь овнов. Здесь пророк произнес свои самые замечательные слова:
Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! …Вижу его, но ныне ещё нет; зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых. Эдом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города (Чис. 24:5, 17-19).
И Валак, раздражённый и испуганный, отпустил пророка Валаама, так ничего и не заплатив ему.
Как бы нам хотелось, чтобы на этом история закончилась! Валаам поступил опрометчиво, но вполне реабилитировал себя. Раздосадованный тем, что не получил обещанного вознаграждения, Валаам пошёл другим путём. Он придумал план добиться падения Израиля, подтолкнув их мужчин к связям со сладострастными моавитянками и мадианитянками. «И народ начал блудодействовать с дочерями Моава» (Чис. 25:1). Это произошло «по совету Валаама» и стало «поводом к отступлению от Господа» (Чис. 31:16). Его совет ослабил и развратив народ, став причиной смерти двадцати четырёх тысяч израильтян.
Израильтяне были посланы отомстить Мадиаму и разбить его армию. В этом бою и был убит Валаам, сражаясь с тем самым народом, которого Бог велел ему благословить и возвеличить.
ВЕЛИЧАЙШАЯ ОШИБКА
Вряд ли кто в Ветхом Завете совершил большую ошибку, чем Валаам. Он встаёт пере нами как уникальная личность, одарённая способностями, каких не было ни у кого из его современников. И всё уже он захотел служить двум мирам и лишился обоих! Через эту утрату он говорит с каждым из нас так, что этого нельзя не заметить.
Он играл со своей совестью
Случай с Валаамом указывает на неизбежную катастрофу, поджидающую тех, кто играет с совестью. Когда явились послы Валака, Бог ясно выразил Свою волю, и пророку было сказано не ходить. С каждым днём становилось всё очевидней, что он ищет лазейки, как бы заполучить золото Валака. Шаг за шагом он попирал свою совесть, пока открыто не ввёл Израиль в блуд.
Самая лучшая, а иногда и единственная защита от злодеяния — это решительное, резкое, окончательное «Нет!» Бог в каждого из нас вложил внутренний голос, называемый совестью. Правильно обученная, она зовёт нас к правде и предостерегает от неправды. Этот голос можно заглушать, пока его совсем не будет слышно. Подобно Валааму, мы можем убедить себя, что кривда есть правда, тьма — свет, а зло это добро.
Он обходил Божьи заграждения
То, что Валаам отпал от благодати, иллюстрирует опасность игнорирования препятствий, которые Бог ставит перед грешниками на их пути в ад. Иегова с самого начала поднял руку в знак протеста против нерешительного поведения Своего слуги. Со дня первого приглашения и до момента своей бесславной смерти он игнорировал Божье Слово, предупреждение ослицы, боль в раздробленной ноге и обнажённый меч ожидавшего ангела.
Ту же историю с тем же исходом мы часто видим в жизни современных отступников. Повсюду на ветру развеваются предупреждающие флажки… печаль в глазах друга, горестные складки на лицах родителей, голос совести, шепчущий на ухо по ночам. Но грешник продолжает плыть по течению, которое несёт его вниз по реке, к водопаду, и делать что-то уже поздно. Привычки цементируются; желания, которым долго потворствовать, становятся фактически непреодолимыми. И ведь ни один человек не приходит к роковому концу непредупреждённым, но многие игнорируют предупреждения на своем пути.
Он скатился так низко, что ниже не бывает
Валаам убеждает нас, что человек с высот может упасть очень низко. Он определённо представляет собой загадку. Мы почти ничего не знаем о его прошлом и о том, как он стал пророком. Но мы всё же знаем, что он сообщался с Богом, был вдохновлённым и просвещённым. Он произнёс некоторые самые известные фразы в Писании и всё равно умер, как собака в канаве! От заоблачных высот до грязной канавы — вот как низко он пал.
Чтобы оставаться верными, нужен постоянный труд на протяжении всей жизни и старание гораздо большее, чем слабенькое усилие один раз в неделю. Верность требует полной отдачи всех наших внутренних качеств, которые мы имеем сейчас и которые когда-либо будем иметь (Мф. 6:33; Лк. 14:33; 2 Пет. 1:5-8; Еф. 6:11-18; Кол. 3:1, 2). Мы должны раз и навсегда отказаться от всякого желания заполучить золото Моава или водить дружбу с Валаком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На фоне божественного возмездия Валаам вырисовывается как человек, совершивший величайшую ошибку во всём Ветхом Завете. Но это не было неизбежностью. Он сам избрал свою судьбу. То же можно сказать и о нас.
Три американских президента — Томас Джефферсон, Джон Куинси Адаме и Рутерфорд Хэйес- были выбраны на высокий пост с перевесом в один голос. Один-единственный голос привёл короля Карла 1 на плаху. За то, чтобы палач отрубил ему голову, было отдано 68 голосов, а против — 67. Один голос решает всё. Один выбор может сулить катастрофу или избавление. Одно решение может означать небеса или ад. Поэтому «изберите себе ныне, кому служить» (Иис. Н. 24:15).
Автор: Пол Роджерс
www.faithblog.info