Каргопольская игрушка: народный промысел — Щи.ру
Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.
История промысла
Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.
Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.
В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.
Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.
Виды каргопольских игрушек
В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.
Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж — полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.
Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.
Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.
Технология изготовления
Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.
Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.
После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.
Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.
Роспись каргопольской игрушки
Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.
На фигурки всегда имелся узор — люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.
schci.ru
Урок изоискусства «О чём поведал каргопольский узор»
Текст этой презентации
Слайд 1
Урок изобразительного искусства в 1 классе
Работу выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Давыдова Ирина Сергеевна
Слайд 2
Каргопольский узор
Слайд 3
О чём же поведал каргопольский узор?
Слайд 4
Каргополь – небольшой городок в Архангельской области
Слайд 5
Освободившись зимой от сельскохозяйственных работ, каргопольчане целыми семьями принимались за создание глиняной посуды. А из остатков материала лепили маленькие незамысловатые фигурки.
Слайд 6
Символика Каргопольского узора
Каргопольская игрушка – одна из старейших разновидностей гончарного искусства.
Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен и идёт из глубины веков.
Слайд 7
Земля
Символика Каргопольского узора
Слайд 8
Зерно
Символика Каргопольского узора
Слайд 9
Росток- дерево жизни
Символика Каргопольского узора
Слайд 10
Солнце
Символика Каргопольского узора
Слайд 11
Символика Каргопольского узора
Цвет: красный, чёрный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый.
Геометрический узор
Слайд 12
Какие элементы каргопольского узора нашли вы?
Слайд 13
Повтори элементы каргопольского узора.
Рисуй сразу кистью!
Используй палитру каргопольского узора.
Творческое задание
Слайд 14
Рефлексмя
Из каких элементов состоит каргопольский узор и что они означают?
Какова палитра каргопольского узора?
Слайд 15
Спасибо за красоту!
Слайд 16
http://net.puslapiai.lt/_data/i/upload/2013/06/30/20130630195909-de7cdef7-me.png краски
http://2.bp.blogspot.com/-pEZcKBIZOEY/UX65Mg3uYsI/AAAAAAAACc/qSnJuXMTcRM/s1600/773f82bfc941.png хохлома
http://img-fotki.yandex.ru/get/9303/47407354.d0f/0_150c71_d6f70aa0_orig.png хохлома
http://www.rustoys.ru/toys/images/k/kargopolskaya_ptitsa.jpg птички
http://slav-museum.ru/wp-content/uploads/2013/08/4о.jpg на лошади
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2009/09/04/1420689.jpg Каргополь
http://ds8talm.edu22.info/attachments/Image/0_35462_86e9f44a_XL.png?template=generic солнце
http://volyanarodu.com.ua/sites/default/files/moratorii1.jpg пашня, земля
http://hitagro.ru/wp-content/uploads/2014/02/Wheat-skin-treatment.jpg зерно
http://www.aspiremag.net/inspire/wp-content/uploads/2010/12/Seedling-photo.jpg росток
http://gorod70.ru/upload/files/04/5c/a5.jpg девица с птицами
http://musafirova.ucoz.ru/_pu/2/45337399.jpg девица с караваем
http://www.maam.ru/upload/blogs/e578ff486e714908bd598f82feaed87a.jpg.jpg за самоваром
http://ic.pics.livejournal.com/lemur_/1598427/825844/825844_original.jpg полкан
http://fb.ru/misc/i/gallery/13346/792368.jpg парочка https://fs00.infourok.ru/images/doc/24/31768/hello_html_75574d2e.jpg
Ресурс
topslide.ru
Мастера каргопольской глиняной игрушки » Перуница
На юге Архангельской области, недалеко от того места, где Онега вытекает из озера Лача, спрятался в хвойных лесах, тронутых березовой сединой, тихий маленький городок Каргополь. Вынянченный и укрытый от врагов дремучим бором, он долго сохранял традиции, восходящие к самой глубокой древности.Как это ни странно на первый взгляд, но Каргополь приобрел особое значение для изучения культуры русского Севера не только благодаря периоду расцвета до XVI—XVII веков, но и в не меньшей степени по причине удаленности от больших городов.
Именно вследствие оторванности от основных культурных центров России (даже железная дорога, идущая из Вологды в Архангельск, обошла Каргополь на 89 километров) уклад жизни в Каргопольском уезде надолго законсервировался. Сюда почти не доходили влияния капризной моды. Привоз товаров из центра России был настолько незначителен, что местные крестьяне и ремесленики поневоле всё делали сами. И орудия труда. И одежду. И игрушки.
Игрушки в Каргополье мастерили из бересты, из дерева. Глиняные поливные и расписные игрушки дожили до наших дней. Эти игрушки изготовлялись гончарами — «горшечниками».
Одно из немногих упоминаний о каргопольской игрушке в дореволюционной печати — это несколько строк в книжке Ф. К. Докучаева-Баскова «Каргополь». Описывая каргопольские базары, собиравшиеся по понедельникам, автор рассказывает: «Из гончарных изделий местной работы можно видеть различную черную посуду, как-то: горшки различных величин, крышки к ним, латки (блюдцеобразные сосуды для сметаны), кринки, цветочники. Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры скорее напоминают изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы). В последнее время сбыт на эти игрушки пал, и производство их уменьшается».
Умирал промысел. Почти совсем прекратилось производство традиционной каргопольской игрушки. Но каргопольской народной керамике не дали умереть. В феврале 1967 года в Каргополе были созданы керамические мастерские, объединившие старых мастеров- надомников. Мастерские эти входят в фирму «Беломорские узоры», в которой работают народные умельцы всех районов щедрой на таланты Архангельской области.
Коллекция дружининских игрушек на витрине каргопольского музея сразу привлекает внимание. Их мало — десятка полтора глиняных расписных фигурок, прекрасных в своей цельности. Барышни в шляпах, в юбках колоколом стоят торжественно, немного напряженно, будто позируют. На руках — младенец или собачка, а то вдруг — две птицы, наверное гуси. Роспись нехитрая, но и неповторимая. Несколько прямых полосок, несколько коротких скрещивающихся штрихов, круг, пересеченный черными линиями. Каждый элемент орнамента в давние времена имел совершенно конкретное содержание, которое нам теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить.
И. Дружинин. Мужик изгородь городит. 30-е годы XX в. Деревня Гринево, Архангельская область. Каргопольский краеведческий музей.
По-видимому, дружининские пестуньи (няньки) и барышни ведут свой род от изображений древнеславянской богини плодородия, богини земли. Но одеты глиняные куклы Дружинина по моде XIX века.
Кроме барышень и нянек, мастер лепил животных. Тут и баран, и конь, и озорной бычок. Фигуры животных решены обобщенно, взяты самые характерные черты. А в игрушке «Сани» степень обобщения доведена до предела: сани сливаются с лошадью в одно целое так, что получаются сани с головой коня.
«Мужик городит изгородь» — типичный пример темы крестьянского труда в каргопольской мелкой пластике. В отличие от народной игрушки любой другой области, каргопольская глиняная скульптура особенно часто изображает нехитрые сценки труда, охоты, развлечений.
О жизни Дружинина известно не много. И. В. Дружинин родился в деревне Гринево Каргопольского района в 1885 году. Был он мастером на все руки. Одно время делал телеги, плотничал. Но больше всего душа его лежала к игрушкам. Горшков, в отличие от своих односельчан, он никогда не лепил. Умер мастер осенью 1949 года.
До недавнего времени Ульяна Ивановна Бабкина жила одна в деревне Гринево, километрах в семнадцати от Каргополя. Все ее соседи давно переехали — кто в Каргополь, кто в село Печниково. Еще бы! Там сельсовет, клуб, магазин, столовая не хуже городской, электричество. Ульяна Ивановна со своей избенкой не хотела расставаться ни за что. Вот и хлопотала она целыми днями в немудреном хозяйстве. Но и она поддалась уговорам родственников, переехала в Каргополь.
А когда-то в Гриневе было дворов пятьдесят.
Многие жители этой деревни занимались гончарством. Делал отменные горшки и отец Ульяны Бабкиной — Иван Павлович. Лепил Иван Павлович и игрушки. «Горшки-то все у нас делали, — рассказывает Ульяна Ивановна, — а игрушки только батюшка да Дружинин Иван Васильевич».
У. Бабкина. Скоморох на олене. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
В школе Ульяна Ивановна не училась. «Два дня всего и ходила в школу. Какое там ученье! Ни обутки, ни оболочки не было!» Всю жизнь она проработала в сельском хозяйстве. Жила бобылкой. Жених ее погиб в первую мировую войну. В мой последний приезд к Ульяне Ивановне осенью 1968 года мы отпраздновали ее восьмидесятилетие.
Обжигает свои изделия Ульяна Ивановна прямо в русской печке, как и все мастера Каргополья, пока варятся щи да каша. Расписывает глиняных зверей и человечков темперой, пользуясь фабричными кистями. Но это теперь, когда о Бабкиной узнали повсюду. Многие привозят и присылают ей краски и кисти.
А в прежние времена кисти она изготовляла сама, выстригая для этого шерсть у коровы или прядь конского волоса из гривы. И краски были самодельные. Молозиво или выпаренное молоко давали желтый цвет. Известка с молоком — белый. Сажа на молоке — черный. Красную краску получали из ржавого железа. Или же добавляли сурик для окрашивания железных крыш в прокипяченное льняное масло…
Любит Ульяна Ивановна жизнерадостные, веселые сюжеты. Если уж лепит мужика — то чаще всего с гармошкой! И медведю в лапы дает гармошку или «подарок» — блюдо с пирогами. А то вдруг посадит гармониста… на рога оленю! Многократно повторяющийся сюжет — люди в санях (фото на стр. 63). Только люди или с собакой, люди с медведем. Иногда это проводы рекрута в армию. Иногда — масленичное катание на санях, лихое и разудальное.
У. Бабкина. Гармонист на рогах у оленя. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
У. Бабкина. Катание на санях. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
У туристов, которые во что бы то ни стало хотят увезти с собой каргопольский сувенир, особой популярностью пользуется полкан.
У. Бабкина. Полкан. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
Большинство сюжетов взяты из жизни. Охотник, стреляющий в тетеревов. Охота на медведя (фото на стр. 64). В решении темы, в каждой детали ощущаются юмор и улыбка художницы, улыбка, с которой, невольно думается, лепила она и раскрашивала эту объемную картинку — будто иллюстрацию к хвастливому рассказу привирающего охотника. Медведь и корова — остро и с тонким чувством ритма решенная композиция. И в этой игрушке едва уловимая улыбка мастерицы скрадывает «кровожадность» сюжета. Игрушка смотрится сказкой, шуткой, веселой песенкой.
У. Бабкина. Медведь и корова. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
Трудно определить в словах особенности почерка Бабкиной как в лепке, так и в орнаментировке и раскраске глиняных фигурок. В общем-то она идет от традиционных приемов: чуть рыхлая по поверхности, довольно близкая по образу к натуре пластика. Довольно характерное укорочение пропорций по вертикали, «приземление» фигурки. Сдержанная, скупая роспись с преобладанием черного и белого цветов сплошными локальными пятнами. Традиционные элементы орнамента — круги с точками в центре, крестики, «елочки», зигзаги, гнезда точек.
У. Бабкина. Барышни. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
У. Бабкина. Барашек и коровушка. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
У. Бабкина. Медведь с подарком. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
У. Бабкина. Охота на медведя. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
Но несмотря на традиционный характер лепки и росписи, несмотря на то, что игрушки эти чем-то похожи на изделия других каргопольских мастеров, нет никакого сомнения, что Ульяна Ивановна — художница с собственным творческим лицом, с выраженной индивидуальностью. При всей наивности, а точнее, именно благодаря наивности, возведенной в высокий чистый стиль, Бабкина вполне может быть поставлена рядом с самыми яркими и одаренными мастерами Каргополья.
В Каргополе мы разыскали улицу Гагарина и почти в самом ее конце — дом Шевелевых. Шевелевы встретили нас радушно, как старых знакомых.
Гостеприимная хозяйка рассказала немного о себе. Клавдия Петровна Шевелева родилась в 1913 году в деревне Токарево, что в одиннадцати километрах от Каргополя. Родители ее, занимавшиеся главным образом сельскохозяйственными работами, в зимнее время лепили и обжигали горшки, поливные и расписные игрушки. Уже в детстве Клавдия Петровна делала латочки. Лепила она и игрушки, расписывая их мелом или синькой на молоке, отваром ольховой коры, настоем ржавого железа, раствором сажи. Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки, вички (прутики), размозженные на конце зубами.
Впоследствии Клавдия Петровна работала в колхозе, затем в столовой и гончарство забросила за недостатком времени. Но, выйдя на пенсию, она снова вспомнила рукомесло своего детства и, видя большой интерес к традиционной каргопольской игрушке, решила взяться за глину. Она лепила игрушки с 1965 года. А как только в Каргополе были организованы керамические мастерские, Клавдия Петровна стала работать в фирме «Беломорские узоры».
Я видел игрушки мастерицы, выполненные несколько лет тому назад, у одного коллекционера в Москве. Разница с новыми работами большая. Стал чище цвет. Линия стала плавной, но строгой. Пластически последние игрушки Клавдии Петровны выглядят вполне законченной малой скульптурой. Да и сюжеты разнообразнее.
К. Шевелева. Пряха и барышня. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.
К. Шевелева. Лиса с петухом и кошка. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.
Только одно утешало меня, когда я в 1974 году получил из Каргополя печальное известие о смерти Клавдии Петровны: подлинный художник живет и после смерти в своих произведениях. А Клавдия Петоовна была настоящим художником.
Александр Петрович Шевелев
Брат Шевелевой, Александр Петрович Шевелев, тоже лепит игрушки. Узнав об этом, мы отправились к нему. Разговор сразу же зашел об игрушках.
— Уходим мы от старинной игрушки, — сетовал мастер. — Ведь раньше красок не было, расписывали мелом да сажей. Как говорится, голь на выдумку хитра. Редко применяли, кроме мела и сажи, синьку. А теперь стали игрушку расписывать во все цвета! Это началось в двадцатых годах, а может быть, и раньше. Стремились к базару приготовить игрушку поярче, чтобы легче было продать. Так возник вторичный каргопольский стиль. Тоже, конечно, красиво, но старые игрушки строже, лучше.
Александр Петрович пригласил нас в свою мастерскую, где по полкам стояли игрушки, расписанные специфическим каргопольским орнаментом — звездочками, крестиками, цветными кругами, «елочками». Работы Александра Петровича, может быть, уступают изделиям его сестры в мастерстве росписи, но зато они смотрятся более законченными в пластическом отношении. В его игрушках нет ничего лишнего. Все сделано с тончайшим чувством особенностей материала, его вязкости в работе и хрупкости после подсушки и обжига.
А. Шевелев. Пошел гриб за грибами. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.
А. Шевелев. Конь-олень. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.
Если Шевелев «тянет» из глины рог барана, то делает это лишь настолько, чтобы рог не отвалился при малейшем толчке. Но этот чисто технический прием одухотворен пластическим чутьем мастера. Получается и прочно, и красиво.
Из работавших в ту пору, когда мы были в Каргополе, мастеров-игрушечников самым младшим был Сергей Егорович Дружинин.
Отец Сергея Егоровича игрушек не лепил, но гончаром был отменным и с двенадцати лет приучил к этому ремеслу сына. Сережа горшечное дело недолюбливал. Частенько бегал к дальнему родственнику, Ивану Васильевичу Дружинину, смотрел, как в руках старого мастера глина превращалась в забавные фигурки. С легкостью Сережа перенял у Ивана Васильевича приемы работы и сам начал лепить игрушки. Когда организовались керамические мастерские, Сергей Егорович стал мастером-надомником.
С. Дружинин
У Дружинина-младшего своя манера. Почерк его не повторяет стиля других каргопольских мастеров, и игрушки Дружинина легко отличить от изделий Шевелевых и Бабкиной.
В пластическом решении Сергей Дружинин ближе стоит к Шевелевым. Как и скульпторы этого семейства, он «чистый пластик», в отличие от Бабкиной, которая дает рыхлую пластику. Если у Бабкиной поверхность игрушки словно несет на себе бесчисленные отпечатки пальцев мастерицы, изобилует складками, морщинками, наплывами, то дружининские игрушки решены в строгой пластической манере, поверхность их почти глянцевита, гладка и не дробится. Работы Дружинина-младшего смотрятся более монументальными, чем игрушки Шевелевых. У Дружинина нет присущего Шевелевым стремления к развлекательности, к внешним эффектам.
С. Дружинин. Птица сирин. Глина. 1968 г. Село Печниково, Архангельская обл.
В отличие от работ Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Ивановны Бабкиной, Дружинин-младший почти никогда не орнаментировал свои игрушки, а если и вводил в роспись орнамент — то очень скупо. Ни кругов, ни «елочек» или «гребешков», столь характерных для каргопольской игрушки, в работах Сергея Егоровича почти никогда не встретишь.
Сергей Егорович Дружинин — скульптор явно не достигший своего творческого потолка. Сейчас трудно говорить о его возможностях. Он много обещал в своих работах и, несомненно, многого достиг бы, если бы не ушел от нас слишком рано.
Геннадий Блинов
«Чудо-кони, чудо-птицы»
www.perunica.ru
Картинки Каргопольской игрушки (38 фото) ⭐ Забавник
Каргопольская игрушка представляет собой русский художественный промысел. В основном такое творчество характерно для Архангельской области, но в последнее время Каргопольскую игрушку можно встретить и в других городах России.
Каргопольская игрушка — дедушки
Каргопольская игрушка — мишка и дед
Каргопольская игрушка — лиса и лис
Каргопольская игрушка — зайцы в лодке с дедом
Дедушки играют на балалайке — Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка — дед с собакой
zabavnik.club
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент | 1 мин | Приветствие учителя. | Приветствуют учителя | Умение сконцентрироваться на работу |
2. Повторение ранее изученного | 1 мин | — Ребята, посмотрите на выставку, давайте вспомним, как называлась тема прошлого урока? (зимний пейзаж — графика). – В старину, зимой, когда было холодно на улице, в русских сёлах, люди много мастерили. На улице холодно, никуда не выйдешь, поэтому сидели и мастерили. – Ребята, посмотрите на экран. Вам знакомы эти игрушки? Назовите, что это за игрушка. (Матрёшка). Как раз эту игрушку мастерили зимой. А это, что за игрушка? (птичка-свистулька). А эта игрушка вам знакома? (дымковская). Да, ребята, эта игрушка тоже из глины, но не дымковская, а какая узнаем на сегодняшнем уроке. | Отвечают на вопросы, оцениваю свои знания | Умение пользоваться полученной информацией |
3.Знакомство с новым материалом | 5 мин | — Ребята, как вы думает, какая тема нашего урока? О чём мы сегодня узнаем? (о лепной игрушке). – Тема нашего урока Каргопольская игрушка. Прочитаем вместе. — Что мы с вами будем выполнять? (рисовать игрушку). Правильно, молодцы. – А сейчас послушайте историю, где появилась каргопольская игрушка. – Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области. — Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно лепили мамок, медведя с тальянкой, кадриль, полкана, гармониста. – Игрушку из Каргополя росписывали разными цветами. Назовите цвета. – А теперь, ребята, посмотрите какими узорами росписывали игрушки. – Есть ли цветочки или листики на этих узорах. Как называются такие узоры? Мы видим разные фигурки. Круги, полоски, овалы, волнистые линии — такие узоры называются геометрические. –Значит орнамент какой, ребята? (геометрический). – Ребята, этими узорами украшались все фигуры. А какой фон у игрушки (белый). Как снег. — Ребята, посмотрите, где сохранён белый фон? (руки, лицо, голова, шея). — А где у нас цветной фон? (юбка, головной убор).
| Формулируют тему и цели урока Слушают историю | Умение самостоятельно определять круг учебных задач Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать |
4.Пед. показ | 3 мин | Сейчас я вам покажу, как вести работу. Сядьте удобно. 1) Вначале я окрашиваю головной убор, беру для этого голубой цвет, затем окрашиваю блузку, беру малиновый цвет. 2) А дальше я украшаю оставшийся белый фон узорами. Вот как я украсила дальше. Узоры будут на доске.
| Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | Умение следить и усваивать практические приёмы работы |
5. Постановка творческой задачи | 5 мин | — Сейчас каждый из вас получит рисунок, на котором дана фигурка. А ваша задача украсить фигурку так, чтобы она была похожа на настоящую каргополькую игрушку. Я желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Я думаю, что вы с лёгкостью справитесь с этим заданием и в конце урока у нас будет много красивых работ. | Принимают задачу общую и личную | Умение воспринимать задания, формирование, творческого отношения к работе |
6.Практическая работа | 20 мин | — Учитель дает общие указания классу. Следит за правильностью выполнения задания. Помогает, хвалит словом. | Самостоятельно выполняют задания | Умение правильно выполнять задания |
7. Подведение итогов. | 5 мин | — Итак, время творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Все положили кисточки. Послушайте меня. – С какой игрушкой познакомились? — Как она называется? — Где находится этот город? — А теперь приносим свои работы и кладём их на пол у доски. Я очень довольна вашей работой на уроке. Наш урок окончен! До свидания! | Осматривают выставку, оценивают достижение свои и других | Поведенческие умения, рефлексивные, умение анализировать результаты труда |
nsportal.ru
Экспедиция «На Север!»: Каргопольские мастера горбатого не лепят!
Слепила мама коника, а коник без ноги… Помните, как в садике лепили из глины? Как перед этим воспитательница мазала пахучим растительным маслом руки, чтобы глина не прилипала? А какие уродцы выходили из наших рук?У команды экспедиции «На Север!» в городе мастеров Каргополе была уникальная возможность самим слепить знаменитую каргопольскую игрушку — антагониста не менее известной дымковской. Нас радушно встретили и пригласили посетить каргопольский Центр народных ремёсел «Берегиня», где и рождаются эти глиняные поделки. А так же мы побывали в каргопольской кузнице и столярной мастерской.
Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные зомби, ножи, фигурки чудовищ и ужастиков стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.
А в 1993 году в Каргополе и был создан Центр народных ремесел «Берегиня», в котором работает пять мастеров по глиняной игрушке ( из них 3 мастера имеют звание «Народный мастер России»), а так же мастер по бересте, щепной птице, ткачеству, росписи по дереву, лоскутному шитью и тряпичной кукле. В Центре так же занимаются и обучением этим ремёслам детишек, а это вселяет надежду в то, что каргопольские традиции не прервутся!
Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Сины и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Глеб Крякин нашёл своих предков 🙂
Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о
alexio-marziano.livejournal.com
Каргопольская игрушка. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам
Возникновение
Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок.
Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Заюшка с морковкой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные зомби, ножи, фигурки чудовищ и ужастиков стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Каргопольская игрушка (мужичок)В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
История
Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Сины и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х—1940-х годах.
Хлеб-соль Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб.
Каргопольская игрушка, 1989 Иванов С.В., CC BY-SA 3.0В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Современная каргопольская игрушка
Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.
Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
У самовара Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».
ru.russianarts.online