Казанский собор в Санкт-Петербурге фото история кратко режим работы
В 2011 году Казанскому собору исполнилось двести лет. Юбилей он встретил в новом для себя качестве кафедрального собора. Позади остались превратности советской эпохи, храм вступил в новое столетие своей истории, которое, надеемся, будет для него более счастливым, чем минувшее.
Процесс возвращения Казанского собора к богослужебной жизни был не быстрым. Хотя уже в конце 1980-х годов музей передал Церкви мощи почитаемых святых, хранившиеся в запасниках, само здание собора продолжало использоваться для музейных нужд, 4 ноября (по новому стилю) 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов отслужил в Казанском соборе первую после долгих лет Божественную литургию. Для богослужений верующим предоставили северо-восточную часть храма, где прежде находился придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а совершаться службы, по договоренности с музеем, должны были только в воскресные и праздничные дни. Передача собора Церкви затянулась на несколько лет.
В 1998 году Казанский собор торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а спустя два года собор получил статус кафедрального.
В продолжение дореволюционных традиций, в соборе сейчас действуют воскресные школы — и для детей, и для взрослых.
Минувший 2011 год ознаменовался для Казанского собора двухсотлетним юбилеем. Празднования, приуроченные к нему, продолжались несколько дней (20—25 сентября) и включали в себя, помимо торжественного всенощного бдения и Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл, концерт духовной музыки, научно-практическую конференцию «Казанский собор — храм и памятник российской воинской славы», различные выставки и прочие мероприятия.
Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы.
posmotrim.by
Казанский собор Санкт-Петербурга — история, описание святыни
Приехав в Санкт-Петербург, можно долго бродить по его старинным улочкам, насквозь пропитанными вековой историей, можно безумно долго разглядывать достопримечательности, переносясь и переживая то одни, то другие события. Одним из крупнейших сооружений Петербурга есть легендарный Казанский кафедральный собор, при виде которого люди испытывают благоговейный трепет.
По обе стороны собора расходятся крылья здания, выполненные в виде колоннад. Такой архитектурный прием придает сооружению особой торжественности и величия. Стены самого собора щедро украшены барельефами, изготовленными из известняка. Все богатое убранство говорит о большом значении данного культового сооружения для российской империи той эпохи, а в совокупности с гениальным архитектурным планом выделяет собор в особое, святое место.
Создание проекта собора
Принятое решение о возведении нового Казанского собора послужило толчком для объявления конкурса на лучший проект здания, который растянулся на целых 3 года. Павел I выдвинул условие для конкурсантов, божье место непременно должно было напоминать другой шедевр архитектуры, собор Святого Петра в Риме. Задача была поистине непростой, ведь необходимо было создать колоннаду и вписать все элементы проекта в одну гармоничную линию со всеми уже существующими постройками тогдашнего Санкт-Петербурга.
Проект храма необходимо было создавать по всем канонам православной церкви и расположить алтарь так, чтоб он обязательно был обращен на восток, в то время как главный вход необходимобыло разместить с противоположной стороны, а именно с выходом на современную Казанскую улицу. В конкурсе пробовали свои силы многие талантливые архитекторы той эпохи в надежде увековечить свое имя с истории.
Сперва Павел I одобрил план здания Ч. Камерона, но граф А. С. Строганов, назначенный куратором возведения собора, в конце 1800 года убедил императора в необходимости одобрить иной проект. Так утвердили конкурсную работу А. Н. Воронихина, что стало темой для долгих будущих споров и жарких обсуждений в обществе и это неудивительно. Элита того времени сплошь и рядом состояла из снобов с громкими, можно сказать даже, могущественными фамилиями, а победитель такого важного и масштабного конкурса был простым смертным, крепостным Строгановых, которому дали вольную в 1786 году.
За огромный труд и вклад в историю великой российской империи Андрей Никифорович Воронихин был удостоен, в последствии, высокой чести и стал кавалером ордена Святого Владимира IVстепени, орденом Анны II степени, а также пожизненной пенсией.
Описание храма
По задумке Воронихина, главный вход разместили около Казанской улицы. Город увидел и принял в распоряжение еще одну жемчужину архитектуры, которой восторгаются и гордятся горожане и многочисленные гости тогдашней столицы. Общий план кафедрального собора сильно напоминает латинский крест, центральную часть которого венчает огромный купол. Величественные колонны, а их было 95, огибают небольшую площадь. Такой архитектурный прием был применен не просто так, он прикрывал и, можно сказать, защищал центральное здание собора.
Во время строительства, Воронихин руководствовался образом собора Святого Петра, но использовал лишь фрагмент римского проекта. Таким образом, на свет появилось самостоятельное, ни с чем не сравнимое, сооружение, гармонично вписанное в общую архитектуру Невского проспекта. Наружные колонны, многие элементы украшений, а также барельефы на фасаде собора, были выполнены из пудожского камня, разновидности известняка желтого оттенка. Это было выгодно и удобно, так как добывали материал неподалеку от Петербурга.
Множество великолепных статуй и скульптур, которых множество в городе, украшали храм. Вообще, в СПБ скульптуре отводится важное место, когда дело касается оформления фасадов сооружений. Верхушки боковых проездов щедро украсили красивыми барельефами, с западной стороны разместилось творение рук И.П. Прокофьева, а с противоположной использовали шедевры И. П. Мартоса. Внутри собора, над алтарем есть известный барельеф, вышедший из-под руки Д. Рашетта.
Северный вход украшают и повергают в благоговейный трепет массивные бронзовые двери работы Лоренцо Гиберти, аналог «Райских врат», от которых исходит особая энергетика защищенности. Охраняют проход, в отведенных для этого нишах, бронзовые статуи Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя, а также Владимира Равноапостольного и Александра Невского. Известными барельефами с библейскими сюжетами можно и сегодня полюбоваться, они прекрасно дополняют северный вход в храм.
Святыни Казанского собора
Только подумайте как выглядят 56 гранитных колон из розового гранита, которые умело украсили золочеными капителями. Впечатляет такой грандиозный вид и создается чувство бесконечногопространства.
Икона Казанской Божьей Матери многие годы была святыней императорской династии Романовых, которую привез Петр Великий. В XVII столетии для этой иконы в городе была возведена церковь Пресвятой Богородицы в аккурат на том самом участке, где сегодня высится кафедральный собор. Простояв несколько десятков лет, ее убрали вместе со всеми ближайшими сооружениями и получили огромную площадь для строительства собора, которое было закончено в 1811 году.
Так или иначе, но почти все события, имеющие значение для империи, были связаны с собором. Именно отсюда, по окончании церковной службы, присоединился к войскам М.И. Кутузов, прах которого привезли в собор летом 1813 года. Останки гениального воителя похоронили в специальном склепе внутри собора, а около него установили трофеи и знамена, добытые в сражениях.
Вообще, если брать общее внутреннее убранство, то можно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге выгодно отличался от остальных мест божьих особым богатством и подчеркнутой торжественностью. В каждом элементе просматривалось величие российской империи той эпохи. Первый главный иконостас создал талантливый автор всего проекта.
В 1836 году был преподнесен роскошный подарок всему Петербургу и храм обрел новый, изготовленный из французского серебра великолепный иконостас. Большинство образов святых писали самые гениальные художники того времени.
В интерьере святого места было множество изделий из серебра, которые исчислялись десятками. Ризы на старинных образах, балюстрада перед алтарем, кадило 1644 года со 180-ю свечами, дарохранительница преподнесенная в дар Анной Иоанновной, венцы тончайшей работы, которые были использованы при венчании самого князя Павла Петровича. Граф Строганов также не обошел вниманием храм и сделал свой вклад в виде роскошной дарохранительницы, изготовленной из уральских и сибирских драгоценных камней, а императрица Мария Федоровна преподнесла в дар святому месту золотой потир, инкрустированный алмазами и рубинами.
Казанский кафедральный собор оберегает ценную святыню династии Романовых — легендарную икону Божьей Матери. 21 июля, а также 4 ноября, в дни престольного праздника, именуемого днем Казанской Божией Матери, храм посещало множество горожан и службу перед чудотворной иконой проводили на площади перед входом в храм божий, так как внутри все прихожане уместиться просто не могли.
Кроме главной святыни, миряне преклонялись перед иными старинными ликами, иконе Спасителя, находившейся в иконостасе, святого Николая, а также известной на весь мир иконе ЧенстоховскойБожией Матери. Подобно другим храмам, Казанский собор имел Голгофу с частичкой Живоносного Гроба. Еще одна такая же частица была закреплена в великолепной иконе Воскресения, присланной патриархом Дамианом в 1906.
Глядя на все богатство и великолепие Казанского кафедрального собора, можно еще раз убедиться в величии и могуществе российской империи той эпохи. Этот шедевр зодчества, хотя бы раз вжизни, стоит увидеть каждому из нас и прикоснуться к истории.
biletsofit.ru
Казанский собор в СПб
Описание
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (СПб) является одним из самых красивых религиозных сооружений в Европе. История строительства главного храма нового города неразрывно связана со становлением Российской империи. Православная святыня – икона Казанской Божией Матери, хранящаяся в соборе, выражает духовные чаяния православного русского народа, является зримым носителем событий, связанных с судьбоносными поворотами в истории становления государства Российского. Казанский собор является хранилищем воинских артефактов – свидетелей величия русского оружия. Под сенью собора упокоен фельдмаршал Кутузов, под командованием которого была разгромлена армия Наполеона во время Отечественной войны 1812 года.
Следует обратиться к истокам. Икона Божией Матери была явлена во время взятия Казани русскими войсками после опустошительного пожара города в 1579 году в период царствования Ивана IV Грозного. Есть сведения, что сакральный смысл этого образа определяется как Одигитрия – охранительница. Эта православная святыня была столь важна для России, что по повелению царя Ивана Грозного в Казани был построен монастырь Пресвятой Богородицы, в котором была помещена обретенная чудотворная икона. В этот период было выполнено несколько списков, которые также обрели изначальную охранительную чудотворную силу.
Во времена смутного времени чудотворная икона была перевезена в Москву. Явление святыни перед русскими ополченцами объединило русских людей и одарило небывалым воинским духом в борьбе с польско-литовскими захватчиками. При царе Алексее Михайловиче икона Казанской Божией Матери приобрела всероссийское почитание и приобрела новый смысл – как покровительница дома Романовых. В это время икона принадлежала родственнице Петра I Прасковии Федоровне.
Царь Петр I привозит Казанскую икон в Санкт-Петербург. Будучи человеком широких взглядов, открытым своими помыслами ко всем прогрессивным достижениям Европы и всего мира, был глубоко религиозным православным отцом своего народа. История отечества для него были не пустые слова.
Церковь Рождества Богородицы, предназначенная для хранения Казанской иконы, появилась на месте Переведенской слободы на пересечении Невской першпективы и речки Кривуши. В 1733 году при императрице Анне Иоанновне на этом месте была построена каменная церковь, своим обликом напоминающая Петропавловский собор (автором проекта возможно был архитектор Доменико Трезини).
По высочайшему повелению императора Павла I в 1800 году рядом с церковью Рождества Богородицы на расчищенной предварительно площади начинается строительство грандиозного Казанского собора. По высочайшему пожеланию государя новый храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме, созданного великим скульптором и зодчим эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. В результате конкурса право на строительство собора выиграл архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Строительство храма продолжалось 10 лет. За эти годы на Российский престол взошел император Александр I. В результате победоносной Отечественной войны России с наполеоновской Францией Казанский собор приобрел свое новое мемориальное назначение. Под сенью храма были собраны исторические артефакты, явившиеся зримыми символами величия русской воинской славы. В стенах собора похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Архитектурный облик Казанского собора уникален. Храм в соответствии с православными канонами сориентирован с востока (Канал Грибоедова) на запад (Казанская улица) и расположен вдоль Невского проспекта. В плане он представляет собой латинский крест, в центре пересечения основного и поперечных объемов сооружен купол, наполняющий через проемы равномерным волнующим светом все внутреннее пространство храма. В восточной части иконостас и святыня русской православной церкви – икона Казанской Божией Матери являются центром и главным духовным смыслом собора. Напротив иконы упокоены останки фельдмаршала М. И. Кутузова.
Северный фасад, выходящий на Невский проспект, оформлен торжественным портиком. Полуциркульная двойная колоннада, фланкированная выразительными классическими порталами, образует Казанскую площадь, открытую в сторону Невского проспекта. В центре площади устроен фонтан в стиле французского классицизма. В створах восточного и западного порталов установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года: фельдмаршалу М. И. Кутузову и генералу Барклаю де Толли.
Андрей Никифорович Воронихин – автор проекта и создатель Казанского собора – мирового шедевра архитектуры, обладал удивительными качествами. Изучив лучшие образцы архитектуры Европы (собор Святого Петра в Риме, колоннада Бернини на площади Святого Петра; бронзовые барельефы на дверях входа в Баптистерий (крестильный дом) во Флоренции работы Лоренцо Гиберти XV века), молодой зодчий сумел соединить лучшие традиции архитектуры эпохи Возрождения и осуществить новаторские приемы строительного дела 19-го века. Градостроительный гений Воронихина также поражает. Соблюдя все условия религиозных канонов, он виртуозно вписал в существовавший на ту пору городской ландшафт грандиозный архитектурный ансамбль, во многом сформировавший облик всего Петербурга. Изысканная по своим пропорциям и одновременно торжественная в своем архитектурном ритме колоннада, покрытая классическим аттиком, зримо притягивает ко входу в храм божий.
Колоннада из красного гранита (колонны были вытесаны русскими мастерами из цельных скальных глыб, добытых под Выборгом) является главным конструктивным элементом и великолепным украшением внутреннего пространства собора. Все элементы интерьера выполнены из отделочных материалов, добытых в России. Особой благодарности заслуживает беспримерный трудовой подвиг российских мастеров и работников. Именно их природному таланту и усердию столь грандиозное архитектурно-инженерное сооружение было возведено всего за 10 лет.
Казанский собор в Санкт-Петербурге (СПб) является зримым олицетворением единых корней, из которых выросли лучшие духовные и культурные традиции Европы и России.
Автор Надежда Лебедева.
cityguidespb.ru
Доклад: Казанский собор
Казанский собор.
Лучшим украшением Невского проспекта является Казанский собор, возведённый в 1801-1811 годах для иконы «Казанская Божья матерь». В Санкт-Петербург икону привёз ещё сам Пётр 1. Строительство поручили архитектору Андрею Воронихину. Человек яркого природного дарования, он вошёл в историю русского искусства как автор колоннад у Большого каскада в Петергофе, Горного института и Казанского собора, ставшего вершиной его творчества.
В плане собор имеет форму вытянутого креста. В нём три входа : с запада, севера и юга. Каждый из них оформлен шестиколонным портиком. Поскольку по правилам православной церкви алтарь должен быть обращён к востоку, то главный вход в храм следовало делать с запада. Но в этом случае на Невский праспект выходил лишь боковой фасад собора. А именно он требовал парадного решения. Для зодчего в этом была немалая трудность, но Воронихин блестяще справился с ней. Он оформил обращённый к Невскому боковой фасад строиной полукруглой колоннадой из 94 колонн. Колоннаду и здание собора он поставил на высокий гранитный цоколь, на который ведут широкие ступени. Именно прекрасная колоннада, раскрытая в сторону Невского проспекта, делает здание торжественным и величественным.
С запада предполагалось образовать парадную площадь, замкнутую специально созданной Воронихиным решёткой. Решётка была поставлена, но при отсутствии второй колоннады с южной стороны собора, как предлагал Воронихин, она оказалась в стороне от собора.
Решётка Воронихина представляет собой большую художественную ценность. Её ажурные чугунные звенья установлены на цоколе из красного гранита и разделены гранитными столбами. Ажурную ткань решётки венчает орнаментальный фриз. Решётка образует полукруг длиной 171 метр.
Казанский собор строился во время Отечественной войны 1812 г. И культовое здание современники стали воспринимать прежде всего как памятник победам русского оружия.
13 июня 1813 г. в соборе был погребён прах М.И.Кутузова.
Значение собора как памятника Отечественной войны 1812 года окончательно утвердилось после того, как
в 1837 г. перед собором были установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.
С 1932 г. до начала 1990-х г. в здании собора находился Музей истории религии и атеизма. В настоящее время Казанский собор передан православной церкви.
Теги: Казанский собор Доклад Архитектура
dodiplom.ru
Доклад-сообщение «Казанский собор» | СПАДИЛО.РУ 👈
Доклад-сообщение по окружающему миру для 2-3 класса на тему «Казанский собор»
История
Проект Казанского собора принадлежит А. Воронихину. Он был создан для иконы Казанской Божьей Матери. Данная икона являлась святыней династии Романовых. В Россию ее доставил сам Петр Первый. в тридцатые годы восемнадцатого столетия построили Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, проект для которой подготовил М.Г. Земцов. Эта церковь располагалась там же, где сейчас находится Казанский собор.
В конце восемнадцатого столетия церковь и находящиеся рядом с ней здания снесли. На этом месте получилась свободная территория. В ее центре в 1801 году в конце лета заложили новый собор. Строительство продолжалось десять лет. Освещение собора провели в сентябре 1811 года.
Основной святыней храма является икона Казанской Божьей Матери. Во время войны с польской и шведской интервенцией икона присутствовала в сопровождении народного ополчения Пожарского. Потом она располагалась в Теремном Казанском соборе.
Архитектура
Колоннада в форме полукруга, которая украшает фасад собора с северной стороны, занимает небольшую территорию. Она образована девяносто пятью колоннами. А с правой и левой сторон она заканчивается монументальными порталами. Особым назначением колоннады является закрытие главного тела собора.
По правилам православия ориентирование храма выполнено с запада на восток. Тем же самым направлением обладает Невский проспект. По этой причине основной вход в храм выходит не на проспект, а на Казанскую улицу.
Полукружие колоннады выделяется в центральной части парадным портиком. По этой причине появляется впечатление, что основной вход в собор находится именно тут. Собор обладает формой латинского креста. Над центром скрещения возвышается внушительный купол на барабане большой высоты.
Через год после освещения собора из его стен после торжественного молебна воины отправились на Отечественную войну. Отсюда отправился управлять русской армией М.И. Кутузов. Великий полководец был похоронен в 1813 году в склепе Казанского собора, который находился в северной части храма.
В соборе хранилось большое количество военных трофеев: знамена, штандарты, ключи от побежденных городов и крепостей. В 1837 году на площади перед собором поставили памятники Кутузову и Барклаю де Толли. Их автором стал скульптор Б.И. Орловский.В 1929 году собор закрыли, а в 1932 году в его помещении был создан Музей истории религии и атеизма. Имевшиеся до этого момента в соборе иконы частично отправили в Государственный Русский музей.
Икону Казанской Божьей Матери отправили в Князь-Владимирский собор. Обстановка и внутреннее убранство были разорены и сильно пострадали во время модернизации и восстановления.
В конце двадцатого столетия собор возвратили во владения Епархии. К тому же получил свой прежний статус. В настоящее время он является главным Кафедральным собором Петербурга. В начале двадцать первого столетия в храм вернули икону Казанской Божьей Матери.
Чугунная ограда собора имеет особенную ценность в художественном плане. Она раположена со стороны Казанской улицы.
Скачать доклад «Казанский собор»
Скачать PDFРаспечататьspadilo.ru
Казанский собор история создания
Казанский собор: храм императорской семьи
Казанский кафедральный собор более двухсот лет является украшением Невского проспекта. Возведенный специально для списка иконы Казанской Богоматери, он сыграл важную роль в истории России и семьи Романовых.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
В годы правления Анны Иоановны на месте нынешнего собора была выстроена первая церковь на Невском проспекте — церковь Рождества Богородицы, архитектурой своей напоминавшая Петропавловский собор. В ней поместили список с чудотворной иконы Казанской Богоматери, привезенной в северную столицу, как полагают, императором Петром I. Каменное строение в стиле барокко было увенчано деревянным куполом, украшала храм деревянная многоярусная колокольня.
В стенах церкви Рождества Богородицы принесли присягу молодой Екатерине гвардия, Сенат и Синод в 1762 г.; здесь венчался будущий император Павел; отмечались военные победы русской армии. К концу XVIII в. здание ветшает и приходит понимание о необходимости его перестройки.
Новый собор
Идеи строительства нового храма не единожды возникали на протяжении второй половины XVIII в., окончательное решение было принято Павлом I. Еще будучи цесаревичем, он вернулся из путешествия по Европе с задумкой создать в Санкт-Петербурге храм по образу Базилики Святого Петра. С этой целью в 1799 г. проводится конкурс на лучший проект нового собора, в котором среди прочих принимают участие Ч. Камерон и Ж. Тома де Томон. Первоначально император отдает предпочтение проекту Чарльза Камерона, однако вскоре граф А.С. Строганов знакомит Павла I с работой талантливого архитектора Андрея Воронихина, своего бывшего крепостного.
Новый собор торжественно заложили в августе 1801 г. в присутствии императора Александра I. Гр. Строганов, получивший право руководства строительством, настаивал на использовании отечественных материалов, а при выборе мастеров отдавал предпочтение русским работникам. Возведение храма продолжалось 10 лет — в сентябре 1811 г. состоялось его освящение.
Архитектура и убранство
Собор выстроен в стиле позднего классицизма, в основании своем имеет латинский крест, вытянутый вдоль Невского проспекта на 71 м. Купол, напоминающий “древнюю великокняжескую корону” (А.Воронихин), возвышается в восточной части храма на 71 м. На протяжении почти полувека Казанский собор являлся самым высоким зданием Санкт-Петербурга. Колоннада северного фасада из 94 колонн раскрывается к Невскому проспекту, охватывая полукруглую парадную площадь.
Храм носит неофициальное звание музея российского природного камня. Стены его облицованы серым пудостским туфом, из которого также составлены наружные колонны. Во внутренней отделке использованы карельский мрамор, порфир, яшма, гранит.
Внутри храм разделен на 3 нефа рядами коринфских колонн из розового финского мрамора. В росписи стен принимали участие видные живописцы того времени Брюллов, Бруни, Боровиковский и другие. Иконостас, созданный архитектором К. Тоном из захваченного у отступающих французов серебра, в годы советской власти изъят у собора на переплавку. В настоящее время воссоздан.
Памятник ратным подвигам
Казанский собор в представлениях современников ассоциировался с Отечественной войной 1812 г. Отсюда генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов отправился к войскам под Смоленск, здесь иконе Богородице, как покровительнице отечества, молились и император, и простые горожане. В стенах собора хранились военные трофеи, а в 1813 г. по воле императора был похоронен М.И. Кутузов.
Спустя четверть века после победы в Отечественной войне на площади перед собором установили скульптуры полководцев Кутузова и Барклая де Толли в форменных мундирах.
Интересные факты и легенды
Казанская икона Богородицы считалась царской заступницей, и место ее хранения имело сакральной значение для династии Романовых. В Казанском соборе венчались все члены императорской фамилии, праздновалось трехсотлетие дома Романовых.
Первоначальный проект Андрея Воронихина включал еще одну колоннаду в южной части собора.
Пустующие постаменты на концах крыльев были предназначены для скульптурных изображений архангелов. По народному поверью, Михаил и Гавриил займут свои места, когда страну возглавит мудрый и честный правитель.
Долгое время считалось, что сердце захороненного в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова покоится на кладбище в Пруссии. С целью опровержения мифа в 1933 г. могилу полководца вскрыли и обнаружили банку с забальзамированным сердцем.
В советское время в здании храма был открыт Музей истории религии и атеизма.
www.istmira.com
Икона Божией Матери Казанская (Петербургский список)
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.
Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть города. Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.
Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.
Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.
После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному, эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.
Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.
В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.
Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр. 201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр. 198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано. В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр. 8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр. 455а, проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза.
Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.
Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала. Списком же считают этот образ и Строев, протоиерей К. Фоменко, историк С. Соловьев, московский митрополит Макарий, А. Завьялов, И. Покровский, профессор А. Дмитриевский, архимандрит Ф. Поздеевский, Н. Романский — в «Русском Паломнике», Ив. Конобеевский и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд. 1792 г., VIII, стр. 167).
Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236).
Таким образом, большинство авторов согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.
Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна. Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.
Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.
Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь. Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.
В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.
Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.
Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков. Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении. О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым.
Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов
azbyka.ru