Казанский собор в санкт петербурге краткое описание – Казанский собор в Санкт-Петербурге фото история кратко режим работы

Казанский собор в Санкт-Петербурге фото история кратко режим работы

В 2011 году Казанскому собору исполнилось двести лет. Юбилей он встретил в новом для себя качестве кафедрального собора. Позади остались превратности советской эпохи, храм вступил в новое столетие своей истории, которое, надеемся, будет для него более счастливым, чем минувшее.

Процесс возвращения Казанского собора к богослужебной жизни был не быстрым. Хотя уже в конце 1980-х годов музей передал Церкви мощи почитаемых святых, хранившиеся в запасниках, само здание собора продолжало использоваться для музейных нужд, 4 ноября (по новому стилю) 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов отслужил в Казанском соборе первую после долгих лет Божественную литургию. Для богослужений верующим предоставили северо-восточную часть храма, где прежде находился придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а совершаться службы, по договоренности с музеем, должны были только в воскресные и праздничные дни. Передача собора Церкви затянулась на несколько лет.

В 1998 году Казанский собор торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а спустя два года собор получил статус кафедрального.

В продолжение дореволюционных традиций, в соборе сейчас действуют воскресные школы — и для детей, и для взрослых.

Минувший 2011 год ознаменовался для Казанского собора двухсотлетним юбилеем. Празднования, приуроченные к нему, продолжались несколько дней (20—25 сентября) и включали в себя, помимо торжественного всенощного бдения и Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл, концерт духовной музыки, научно-практическую конференцию «Казанский собор — храм и памятник российской воинской славы», различные выставки и прочие мероприятия.

Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы.

posmotrim.by

Казанский собор Санкт-Петербурга — история, описание святыни

Приехав в Санкт-Петербург, можно долго бродить по его старинным улочкам, насквозь пропитанными вековой историей, можно безумно долго разглядывать достопримечательности, переносясь и переживая то одни, то другие события. Одним из крупнейших сооружений Петербурга есть легендарный Казанский кафедральный собор, при виде которого люди испытывают благоговейный трепет.

По обе стороны собора расходятся крылья здания, выполненные в виде колоннад. Такой архитектурный прием придает сооружению особой торжественности и величия. Стены самого собора щедро украшены барельефами, изготовленными из известняка. Все богатое убранство говорит о большом значении данного культового сооружения для российской империи той эпохи, а в совокупности с гениальным архитектурным планом выделяет собор в особое, святое место.

Создание проекта собора


Принятое решение о возведении нового Казанского собора послужило толчком для объявления конкурса на лучший проект здания, который растянулся на целых 3 года. Павел I выдвинул условие для конкурсантов, божье место непременно должно было напоминать другой шедевр архитектуры, собор Святого Петра в Риме. Задача была поистине непростой, ведь необходимо было создать колоннаду и вписать все элементы проекта в одну гармоничную линию со всеми уже существующими постройками тогдашнего Санкт-Петербурга.


Проект храма необходимо было создавать по всем канонам православной церкви и расположить алтарь так, чтоб он обязательно был обращен на восток, в то время как главный вход необходимобыло разместить с противоположной стороны, а именно с выходом на современную Казанскую улицу. В конкурсе пробовали свои силы многие талантливые архитекторы той эпохи в надежде увековечить свое имя с истории.


Сперва Павел I одобрил план здания Ч. Камерона, но граф А. С. Строганов, назначенный куратором возведения собора, в конце 1800 года убедил императора в необходимости одобрить иной проект. Так утвердили конкурсную работу А. Н. Воронихина, что стало темой для долгих будущих споров и жарких обсуждений в обществе и это неудивительно. Элита того времени сплошь и рядом состояла из снобов с громкими, можно сказать даже, могущественными фамилиями, а победитель такого важного и масштабного конкурса был простым смертным, крепостным Строгановых, которому дали вольную в 1786 году.


За огромный труд и вклад в историю великой российской империи Андрей Никифорович Воронихин был удостоен, в последствии, высокой чести и стал кавалером ордена Святого Владимира IVстепени, орденом Анны II степени, а также пожизненной пенсией.

Описание храма


По задумке Воронихина, главный вход разместили около Казанской улицы. Город увидел и принял в распоряжение еще одну жемчужину архитектуры, которой восторгаются и гордятся горожане и многочисленные гости тогдашней столицы. Общий план кафедрального собора сильно напоминает латинский крест, центральную часть которого венчает огромный купол. Величественные колонны, а их было 95, огибают небольшую площадь. Такой архитектурный прием был применен не просто так, он прикрывал и, можно сказать, защищал центральное здание собора.


Во время строительства, Воронихин руководствовался образом собора Святого Петра, но использовал лишь фрагмент римского проекта. Таким образом, на свет появилось самостоятельное, ни с чем не сравнимое, сооружение, гармонично вписанное в общую архитектуру Невского проспекта. Наружные колонны, многие элементы украшений, а также барельефы на фасаде собора, были выполнены из пудожского камня, разновидности известняка желтого оттенка. Это было выгодно и удобно, так как добывали материал неподалеку от Петербурга.


Множество великолепных статуй и скульптур, которых множество в городе, украшали храм. Вообще, в СПБ скульптуре отводится важное место, когда дело касается оформления фасадов сооружений. Верхушки боковых проездов щедро украсили красивыми барельефами, с западной стороны разместилось творение рук И.П. Прокофьева, а с противоположной использовали шедевры И. П. Мартоса. Внутри собора, над алтарем есть известный барельеф, вышедший из-под руки Д. Рашетта.


Северный вход украшают и повергают в благоговейный трепет массивные бронзовые двери работы Лоренцо Гиберти, аналог «Райских врат», от которых исходит особая энергетика защищенности. Охраняют проход, в отведенных для этого нишах, бронзовые статуи Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя, а также Владимира Равноапостольного и Александра Невского. Известными барельефами с библейскими сюжетами можно и сегодня полюбоваться, они прекрасно дополняют северный вход в храм.

Святыни Казанского собора


Только подумайте как выглядят 56 гранитных колон из розового гранита, которые умело украсили золочеными капителями. Впечатляет такой грандиозный вид и создается чувство бесконечногопространства.


Икона Казанской Божьей Матери многие годы была святыней императорской династии Романовых, которую привез Петр Великий. В XVII столетии для этой иконы в городе была возведена церковь Пресвятой Богородицы в аккурат на том самом участке, где сегодня высится кафедральный собор. Простояв несколько десятков лет, ее убрали вместе со всеми ближайшими сооружениями и получили огромную площадь для строительства собора, которое было закончено в 1811 году.


Так или иначе, но почти все события, имеющие значение для империи, были связаны с собором. Именно отсюда, по окончании церковной службы, присоединился к войскам М.И. Кутузов, прах которого привезли в собор летом 1813 года. Останки гениального воителя похоронили в специальном склепе внутри собора, а около него установили трофеи и знамена, добытые в сражениях.


Вообще, если брать общее внутреннее убранство, то можно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге выгодно отличался от остальных мест божьих особым богатством и подчеркнутой торжественностью. В каждом элементе просматривалось величие российской империи той эпохи. Первый главный иконостас создал талантливый автор всего проекта.


В 1836 году был преподнесен роскошный подарок всему Петербургу и храм обрел новый, изготовленный из французского серебра великолепный иконостас. Большинство образов святых писали самые гениальные художники того времени.


В интерьере святого места было множество изделий из серебра, которые исчислялись десятками. Ризы на старинных образах, балюстрада перед алтарем, кадило 1644 года со 180-ю свечами, дарохранительница преподнесенная в дар Анной Иоанновной, венцы тончайшей работы, которые были использованы при венчании самого князя Павла Петровича. Граф Строганов также не обошел вниманием храм и сделал свой вклад в виде роскошной дарохранительницы, изготовленной из уральских и сибирских драгоценных камней, а императрица Мария Федоровна преподнесла в дар святому месту золотой потир, инкрустированный алмазами и рубинами.


Казанский кафедральный собор оберегает ценную святыню династии Романовых — легендарную икону Божьей Матери. 21 июля, а также 4 ноября, в дни престольного праздника, именуемого днем Казанской Божией Матери, храм посещало множество горожан и службу перед чудотворной иконой проводили на площади перед входом в храм божий, так как внутри все прихожане уместиться просто не могли.


Кроме главной святыни, миряне преклонялись перед иными старинными ликами, иконе Спасителя, находившейся в иконостасе, святого Николая, а также известной на весь мир иконе ЧенстоховскойБожией Матери. Подобно другим храмам, Казанский собор имел Голгофу с частичкой Живоносного Гроба. Еще одна такая же частица была закреплена в великолепной иконе Воскресения, присланной патриархом Дамианом в 1906.


Глядя на все богатство и великолепие Казанского кафедрального собора, можно еще раз убедиться в величии и могуществе российской империи той эпохи. Этот шедевр зодчества, хотя бы раз вжизни, стоит увидеть каждому из нас и прикоснуться к истории.

biletsofit.ru

Казанский собор в СПб

Описание

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (СПб) является одним из самых красивых религиозных сооружений в Европе. История строительства главного храма нового города неразрывно связана со становлением Российской империи. Православная святыня – икона Казанской Божией Матери, хранящаяся в соборе, выражает духовные чаяния православного русского народа, является зримым носителем событий, связанных с судьбоносными поворотами в истории становления государства Российского. Казанский собор является хранилищем воинских артефактов – свидетелей величия русского оружия. Под сенью собора упокоен фельдмаршал Кутузов, под командованием которого была разгромлена армия Наполеона во время Отечественной войны 1812 года.


Следует обратиться к истокам. Икона Божией Матери была явлена во время взятия Казани русскими войсками после опустошительного пожара города в 1579 году в период царствования Ивана IV Грозного. Есть сведения, что сакральный смысл этого образа определяется как Одигитрия – охранительница. Эта православная святыня была столь важна для России, что по повелению царя Ивана Грозного в Казани был построен монастырь Пресвятой Богородицы, в котором была помещена обретенная чудотворная икона. В этот период было выполнено несколько списков, которые также обрели изначальную охранительную чудотворную силу.

Во времена смутного времени чудотворная икона была перевезена в Москву. Явление святыни перед русскими ополченцами объединило русских людей и одарило небывалым воинским духом в борьбе с польско-литовскими захватчиками. При царе Алексее Михайловиче икона Казанской Божией Матери приобрела всероссийское почитание и приобрела новый смысл – как покровительница дома Романовых. В это время икона принадлежала родственнице Петра I Прасковии Федоровне.

Царь Петр I привозит Казанскую икон в Санкт-Петербург. Будучи человеком широких взглядов, открытым своими помыслами ко всем прогрессивным достижениям Европы и всего мира, был глубоко религиозным православным отцом своего народа. История отечества для него были не пустые слова.

Церковь Рождества Богородицы, предназначенная для хранения Казанской иконы, появилась на месте Переведенской слободы на пересечении Невской першпективы и речки Кривуши. В 1733 году при императрице Анне Иоанновне на этом месте была построена каменная церковь, своим обликом напоминающая Петропавловский собор (автором проекта возможно был архитектор Доменико Трезини).

По высочайшему повелению императора Павла I в 1800 году рядом с церковью Рождества Богородицы на расчищенной предварительно площади начинается строительство грандиозного Казанского собора. По высочайшему пожеланию государя новый храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме, созданного великим скульптором и зодчим эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти. В результате конкурса право на строительство собора выиграл архитектор Андрей Никифорович Воронихин.


Строительство храма продолжалось 10 лет. За эти годы на Российский престол взошел император Александр I. В результате победоносной Отечественной войны России с наполеоновской Францией Казанский собор приобрел свое новое мемориальное назначение. Под сенью храма были собраны исторические артефакты, явившиеся зримыми символами величия русской воинской славы. В стенах собора похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.


Архитектурный облик Казанского собора уникален. Храм в соответствии с православными канонами сориентирован с востока (Канал Грибоедова) на запад (Казанская улица) и расположен вдоль Невского проспекта. В плане он представляет собой латинский крест, в центре пересечения основного и поперечных объемов сооружен купол, наполняющий через проемы равномерным волнующим светом все внутреннее пространство храма. В восточной части иконостас и святыня русской православной церкви – икона Казанской Божией Матери являются центром и главным духовным смыслом собора. Напротив иконы упокоены останки фельдмаршала М. И. Кутузова.


Северный фасад, выходящий на Невский проспект, оформлен торжественным портиком. Полуциркульная двойная колоннада, фланкированная выразительными классическими порталами, образует Казанскую площадь, открытую в сторону Невского проспекта. В центре площади устроен фонтан в стиле французского классицизма. В створах восточного и западного порталов установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года: фельдмаршалу М. И. Кутузову и генералу Барклаю де Толли.

Андрей Никифорович Воронихин – автор проекта и создатель Казанского собора – мирового шедевра архитектуры, обладал удивительными качествами. Изучив лучшие образцы архитектуры Европы (собор Святого Петра в Риме, колоннада Бернини на площади Святого Петра; бронзовые барельефы на дверях входа в Баптистерий (крестильный дом) во Флоренции работы Лоренцо Гиберти XV века), молодой зодчий сумел соединить лучшие традиции архитектуры эпохи Возрождения и осуществить новаторские приемы строительного дела 19-го века. Градостроительный гений Воронихина также поражает. Соблюдя все условия религиозных канонов, он виртуозно вписал в существовавший на ту пору городской ландшафт грандиозный архитектурный ансамбль, во многом сформировавший облик всего Петербурга. Изысканная по своим пропорциям и одновременно торжественная в своем архитектурном ритме колоннада, покрытая классическим аттиком, зримо притягивает ко входу в храм божий.


Колоннада из красного гранита (колонны были вытесаны русскими мастерами из цельных скальных глыб, добытых под Выборгом) является главным конструктивным элементом и великолепным украшением внутреннего пространства собора. Все элементы интерьера выполнены из отделочных материалов, добытых в России. Особой благодарности заслуживает беспримерный трудовой подвиг российских мастеров и работников. Именно их природному таланту и усердию столь грандиозное архитектурно-инженерное сооружение было возведено всего за 10 лет.

Казанский собор в Санкт-Петербурге (СПб) является зримым олицетворением единых корней, из которых выросли лучшие духовные и культурные традиции Европы и России.

Автор Надежда Лебедева.

cityguidespb.ru

Доклад: Казанский собор

Казанский собор.

       Лучшим украшением Невского проспекта является Казанский собор, возведённый в 1801-1811 годах для иконы «Казанская Божья матерь». В Санкт-Петербург икону привёз ещё сам Пётр 1. Строительство поручили архитектору Андрею Воронихину. Человек яркого природного дарования, он вошёл в историю русского искусства как автор колоннад у Большого каскада в Петергофе, Горного института и Казанского собора, ставшего вершиной его творчества.

          В плане собор имеет форму вытянутого креста. В нём три входа : с запада, севера и юга. Каждый из них оформлен шестиколонным портиком. Поскольку по правилам православной церкви алтарь должен быть обращён к востоку, то главный вход в храм следовало делать с запада. Но в этом случае на Невский праспект выходил лишь боковой фасад собора. А именно он требовал парадного решения. Для зодчего в этом была немалая трудность, но Воронихин блестяще справился с ней. Он оформил обращённый к Невскому боковой фасад строиной полукруглой колоннадой из 94 колонн. Колоннаду и здание собора он поставил на высокий гранитный цоколь, на который ведут широкие ступени. Именно прекрасная колоннада, раскрытая в сторону Невского проспекта, делает здание торжественным и величественным.

          С запада предполагалось образовать парадную площадь, замкнутую специально созданной Воронихиным решёткой. Решётка была поставлена, но при отсутствии второй колоннады с южной стороны собора, как предлагал Воронихин, она оказалась в стороне от собора.

          Решётка Воронихина представляет собой большую художественную ценность. Её ажурные чугунные звенья установлены на цоколе из красного гранита и разделены гранитными столбами. Ажурную ткань решётки венчает орнаментальный фриз. Решётка образует полукруг длиной 171 метр.

          Казанский собор строился во время Отечественной войны 1812 г. И культовое здание современники стали воспринимать прежде всего как памятник победам русского оружия.

          13 июня 1813 г. в соборе был погребён прах М.И.Кутузова.

          Значение собора как памятника Отечественной войны 1812 года окончательно утвердилось после того, как

в 1837 г. перед собором были установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

          С 1932 г. до начала 1990-х г. в здании собора находился Музей истории религии и атеизма. В настоящее время Казанский собор передан православной церкви. 

           


Теги: Казанский собор   Доклад  Архитектура

dodiplom.ru

Доклад-сообщение «Казанский собор» | СПАДИЛО.РУ 👈


Доклад-сообщение по окружающему миру для 2-3 класса на тему «Казанский собор»


История

Проект Казанского собора принадлежит А. Воронихину. Он был создан для иконы Казанской Божьей Матери. Данная икона являлась святыней династии Романовых. В Россию ее доставил сам Петр Первый. в тридцатые годы восемнадцатого столетия построили Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, проект для которой подготовил М.Г. Земцов. Эта церковь располагалась там же, где сейчас находится Казанский собор.

В конце восемнадцатого столетия церковь и находящиеся рядом с ней здания снесли. На этом месте получилась свободная территория. В ее центре в 1801 году в конце лета заложили новый собор. Строительство продолжалось десять лет. Освещение собора провели в сентябре 1811 года.

Основной святыней храма является икона Казанской Божьей Матери. Во время войны с польской и шведской интервенцией икона присутствовала в сопровождении народного ополчения Пожарского. Потом она располагалась в Теремном Казанском соборе.

Архитектура

Колоннада в форме полукруга, которая украшает фасад собора с северной стороны, занимает небольшую территорию. Она образована девяносто пятью колоннами. А с правой и левой сторон она заканчивается монументальными порталами. Особым назначением колоннады является закрытие главного тела собора.

По правилам православия ориентирование храма выполнено с запада на восток. Тем же самым направлением обладает Невский проспект. По этой причине основной вход в храм выходит не на проспект, а на Казанскую улицу.

Полукружие колоннады выделяется в центральной части парадным портиком. По этой причине появляется впечатление, что основной вход в собор находится именно тут. Собор обладает формой латинского креста. Над центром скрещения возвышается внушительный купол на барабане большой высоты.

Через год после освещения собора из его стен после торжественного молебна воины отправились на Отечественную войну. Отсюда отправился управлять русской армией М.И. Кутузов. Великий полководец был похоронен в 1813 году в склепе Казанского собора, который находился в северной части храма.

В соборе хранилось большое количество военных трофеев: знамена, штандарты, ключи от побежденных городов и крепостей. В 1837 году на площади перед собором поставили памятники Кутузову и Барклаю де Толли. Их автором стал скульптор Б.И. Орловский.В 1929 году собор закрыли, а в 1932 году в его помещении был создан Музей истории религии и атеизма. Имевшиеся до этого момента в соборе иконы частично отправили в Государственный Русский музей.

Икону Казанской Божьей Матери отправили в Князь-Владимирский собор. Обстановка и внутреннее убранство были разорены и сильно пострадали во время модернизации и восстановления.

В конце двадцатого столетия собор возвратили во владения Епархии. К тому же получил свой прежний статус. В настоящее время он является главным Кафедральным собором Петербурга. В начале двадцать первого столетия в храм вернули икону Казанской Божьей Матери.

Чугунная ограда собора имеет особенную ценность в художественном плане. Она раположена со стороны Казанской улицы.

Скачать доклад «Казанский собор»
Скачать PDFРаспечатать

spadilo.ru

Казанский собор история создания

Казанский собор: храм императорской семьи

Казанский кафедральный собор более двухсот лет является украшением Невского проспекта. Возведенный специально для списка иконы Казанской Богоматери, он сыграл важную роль в истории России и семьи Романовых.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В годы правления Анны Иоановны на месте нынешнего собора была выстроена первая церковь на Невском проспекте — церковь Рождества Богородицы, архитектурой своей напоминавшая Петропавловский собор. В ней поместили список с чудотворной иконы Казанской Богоматери, привезенной в северную столицу, как полагают, императором Петром I. Каменное строение в стиле барокко было увенчано деревянным куполом, украшала храм деревянная многоярусная колокольня.

В стенах церкви Рождества Богородицы принесли присягу молодой Екатерине гвардия, Сенат и Синод в 1762 г.; здесь венчался будущий император Павел; отмечались военные победы русской армии. К концу XVIII в. здание ветшает и приходит понимание о необходимости его перестройки.

Новый собор

Идеи строительства нового храма не единожды возникали на протяжении второй половины XVIII в., окончательное решение было принято Павлом I. Еще будучи цесаревичем, он вернулся из путешествия по Европе с задумкой создать в Санкт-Петербурге храм по образу Базилики Святого Петра. С этой целью в 1799 г. проводится конкурс на лучший проект нового собора, в котором среди прочих принимают участие Ч. Камерон и Ж. Тома де Томон. Первоначально император отдает предпочтение проекту Чарльза Камерона, однако вскоре граф А.С. Строганов знакомит Павла I с работой талантливого архитектора Андрея Воронихина, своего бывшего крепостного.

Новый собор торжественно заложили в августе 1801 г. в присутствии императора Александра I. Гр. Строганов, получивший право руководства строительством, настаивал на использовании отечественных материалов, а при выборе мастеров отдавал предпочтение русским работникам. Возведение храма продолжалось 10 лет — в сентябре 1811 г. состоялось его освящение.

Архитектура и убранство

Собор выстроен в стиле позднего классицизма, в основании своем имеет латинский крест, вытянутый вдоль Невского проспекта на 71 м. Купол, напоминающий “древнюю великокняжескую корону” (А.Воронихин), возвышается в восточной части храма на 71 м. На протяжении почти полувека Казанский собор являлся самым высоким зданием Санкт-Петербурга. Колоннада северного фасада из 94 колонн раскрывается к Невскому проспекту, охватывая полукруглую парадную площадь.

Храм носит неофициальное звание музея российского природного камня. Стены его облицованы серым пудостским туфом, из которого также составлены наружные колонны. Во внутренней отделке использованы карельский мрамор, порфир, яшма, гранит.

Внутри храм разделен на 3 нефа рядами коринфских колонн из розового финского мрамора. В росписи стен принимали участие видные живописцы того времени Брюллов, Бруни, Боровиковский и другие. Иконостас, созданный архитектором К. Тоном из захваченного у отступающих французов серебра, в годы советской власти изъят у собора на переплавку. В настоящее время воссоздан.

Памятник ратным подвигам

Казанский собор в представлениях современников ассоциировался с Отечественной войной 1812 г. Отсюда генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов отправился к войскам под Смоленск, здесь иконе Богородице, как покровительнице отечества, молились и император, и простые горожане. В стенах собора хранились военные трофеи, а в 1813 г. по воле императора был похоронен М.И. Кутузов.

Спустя четверть века после победы в Отечественной войне на площади перед собором установили скульптуры полководцев Кутузова и Барклая де Толли в форменных мундирах.

Интересные факты и легенды

Казанская икона Богородицы считалась царской заступницей, и место ее хранения имело сакральной значение для династии Романовых. В Казанском соборе венчались все члены императорской фамилии, праздновалось трехсотлетие дома Романовых.

Первоначальный проект Андрея Воронихина включал еще одну колоннаду в южной части собора.

Пустующие постаменты на концах крыльев были предназначены для скульптурных изображений архангелов. По народному поверью, Михаил и Гавриил займут свои места, когда страну возглавит мудрый и честный правитель.

Долгое время считалось, что сердце захороненного в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова покоится на кладбище в Пруссии. С целью опровержения мифа в 1933 г. могилу полководца вскрыли и обнаружили банку с забальзамированным сердцем.

В советское время в здании храма был открыт Музей истории религии и атеизма.

www.istmira.com

Икона Божией Матери Казанская (Петербургский список)

Глав­ной свя­ты­ней Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Санкт-Пе­тер­бур­га яв­ля­ет­ся Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, во имя ко­то­рой со­бор был по­стро­ен в 1811 г. Эта ико­на, чу­дес­ным об­ра­зом яв­лен­ная в г. Ка­за­ни в 1579 г., яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых по­чи­та­е­мых икон во всем пра­во­слав­ном ми­ре.

День чу­дес­но­го яв­ле­ния об­ра­за (8/21 июля) стал еже­год­но от­ме­чать­ся как боль­шой празд­ник вна­ча­ле в Ка­за­ни, а за­тем и по всей Рос­сии. В том же 1579 г. царь Иван Гроз­ный ос­но­вал в Ка­за­ни мо­на­стырь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рый и бы­ла по­ме­ще­на об­ре­тен­ная ико­на. С нее сде­ла­ли несколь­ко ко­пий, неко­то­рые из ко­то­рых, как и са­ма из­на­чаль­ная ико­на, бы­ли при­зна­ны чу­до­твор­ны­ми.

Со вре­мен ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ико­на ста­ла рас­смат­ри­вать­ся как По­кро­ви­тель­ни­ца до­ма Ро­ма­но­вых и празд­ни­ки во имя ико­ны (8/21 июля и 22 ок­тяб­ря/4 но­яб­ря) из мест­ных — мос­ков­ских и ка­зан­ских — ста­ли об­ще­рос­сий­ски­ми.

При Пет­ре I в Санкт-Пе­тер­бург при­во­зят Ка­зан­скую ико­ну, при­над­ле­жав­шую ца­ри­це Па­рас­ко­вии Фе­до­ровне, род­ствен­ни­це Пет­ра. Со­глас­но по­след­ним ис­сле­до­ва­ни­ям она бы­ла спис­ком (ко­пи­ей) с из­на­чаль­но­го ка­зан­ско­го про­то­ти­па. По­сле дли­тель­но­го на­хож­де­ния в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те, она бы­ла по­ме­ще­на в но­вом Ка­зан­ском ка­фед­раль­ном, ко­то­рый был воз­ве­ден для нее ар­хи­тек­то­ром А.Н. Во­ро­ни­хи­ным. Ка­зан­ская ико­на ста­ла од­ной из глав­ных пра­во­слав­ных свя­тынь Санкт-Пе­тер­бур­га.

Ни­же при­во­дит­ся ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ский очерк об ис­то­рии Чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей ма­те­ри, ко­то­рая на­хо­дит­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Ав­то­ром очер­ка яв­ля­ет­ся ныне по­кой­ный до­цент Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии В.Н. Некра­сов.

По­ми­мо да­ра чу­до­тво­ре­ния, она пред­став­ля­ет боль­шой ин­те­рес в том от­но­ше­нии, что в преж­нее вре­мя, а имен­но, в XIX и на­ча­ле XX сто­ле­тий, су­ще­ство­ва­ли раз­но­об­раз­ные, ино­гда со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные, взгля­ды на про­ис­хож­де­ние этой ико­ны, но еди­но­го, об­ще­при­знан­но­го мне­ния по это­му во­про­су так и не бы­ло вы­ра­бо­та­но. Не воз­буж­да­ли спо­ра толь­ко ос­нов­ные фак­ты, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­рии пер­во­об­ра­за Ка­зан­ской ико­ны. Как из­вест­но, ори­ги­нал Ка­зан­ской ико­ны, со­став­ля­ю­щий раз­но­вид­ность Оди­гит­рии, был чу­дес­ным об­ра­зом от­крыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Ка­за­ни на ме­сте по­жа­ра, ис­тре­бив­ше­го неза­дол­го пе­ред этим зна­чи­тель­ную часть го­ро­да. Спи­сок, или ко­пия с но­во­яв­лен­ной ико­ны вме­сте с опи­са­ни­ем чу­дес, про­ис­шед­ших от нее, бы­ли вско­ре ото­сла­ны в Моск­ву ца­рю Ива­ну Ва­си­лье­ви­чу IV Гроз­но­му.

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри быст­ро сде­ла­лась из­вест­ной в ши­ро­ких мас­сах рус­ско­го пра­во­слав­но­го на­ро­да и ста­ла од­ним из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых в Рос­сии изо­бра­же­ний Ца­ри­цы небес­ной. По­сте­пен­но по­яви­лось мно­же­ство спис­ков с нее, рас­про­стра­нив­ших­ся по ли­цу рус­ской зем­ли. В 1611 г. Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, под­лин­ную или спи­сок с нее взя­ло с со­бой ка­зан­ское опол­че­ние, ко­то­рое от­пра­ви­лось под Моск­ву на по­мощь вой­скам Тру­бец­ко­го и За­руц­ко­го, пы­тав­ших­ся осво­бо­дить сто­ли­цу Рос­сии от поль­ско-ли­тов­ских ин­тер­вен­тов.

Оду­шев­лен­ные чу­до­твор­ным об­ра­зом рус­ские опол­че­ния в мае 1611 г. от­би­ли у по­ля­ков Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь. Но успе­хи рус­ских войск этим и огра­ни­чи­лись; сре­ди опол­че­ний на­ча­лись раз­но­гла­сия и ссо­ры. Ка­зан­ская дру­жи­на на­пра­ви­лась в об­рат­ный путь. В Яро­слав­ле со­рат­ни­ки встре­ти­лись с ни­же­го­род­ским опол­че­ни­ем, ко­то­рое под пред­во­ди­тель­ством кня­зя Д.М. По­жар­ско­го и Козь­мы Ми­ни­на шло на осво­бож­де­ние Моск­вы от по­ля­ков, и пе­ре­да­ли ни­же­го­род­цам свою чу­до­твор­ную ико­ну, вза­мен ко­то­рой в Ка­зань был по­слан бо­га­то укра­шен­ный спи­сок с нее.

Про­ник­нув­шись глу­бо­кой ве­рой в по­мощь свы­ше через чу­до­твор­ный об­раз Ца­ри­цы Небес­ной, опол­че­ние По­жар­ско­го и Ми­ни­на 22 ок­тяб­ря 1612 г. взя­ло при­сту­пом Ки­тай-го­род, а вско­ре очи­сти­ло и Кремль от по­ля­ков и лит­вы. По­сле осво­бож­де­ния сто­ли­цы от вра­га князь Д.М. По­жар­ский по­ста­вил Ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, спут­ни­цу и по­мощ­ни­цу его в по­хо­дах и бит­вах, спер­ва в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния (на Лу­бян­ке), а по­том, в 1636 г., во вновь по­стро­ен­ный им Ка­зан­ский со­бор, вбли­зи Крас­ной пло­ща­ди.

Царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич, узнав о чу­де­сах, быв­ших от ико­ны Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, по­ве­лел че­ство­вать в Москве чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри два­жды в год: 8 июля, в день яв­ле­ния ико­ны в Ка­за­ни, и 22 ок­тяб­ря, в па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от ино­зем­ных за­хват­чи­ков.

В 1649 г. по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча мест­ный мос­ков­ский (и ка­зан­ский) празд­ник в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри де­ла­ет­ся об­ще­рос­сий­ским. По­во­дом к это­му ука­зу по­слу­жи­ло рож­де­ние во вре­мя все­нощ­ной служ­бы на 22 ок­тяб­ря на­след­ни­ка, ца­ре­ви­ча Дмит­рия Алек­се­е­ви­ча.

Это ра­дост­ное для ца­ря со­бы­тие бы­ло при­пи­са­но им ми­ло­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей, и с это­го вре­ме­ни Алек­сей Ми­хай­ло­вич на­чи­на­ет смот­реть на мос­ков­скую ико­ну Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы не толь­ко как на из­ба­ви­тель­ни­цу Рос­сии от на­ше­ствия ино­зем­цев, но и как на По­кро­ви­тель­ни­цу ди­на­стии Ро­ма­но­вых. Этот взгляд был усво­ен и по­сле­ду­ю­щи­ми ца­ря­ми из до­ма Ро­ма­но­вых.

По­сле ос­но­ва­ния в 1703 г. Пе­тер­бур­га и пе­ре­не­се­ния сю­да сто­ли­цы Рос­сии Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­ла пред­ме­том бла­го­го­вей­но­го по­чи­та­ния и на бе­ре­гах Невы. В са­мом на­ча­ле XVIII сто­ле­тия здесь по­яв­ля­ет­ся чти­мый чу­до­твор­ный об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­ший­ся впо­след­ствии с 1811 г. в Ка­зан­ском со­бо­ре на Нев­ском про­спек­те. В го­ди­ны тя­же­лых ис­пы­та­ний рус­ские лю­ди при­бе­га­ли к это­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу, про­ся за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной. Из­вест­но, на­при­мер, что князь М.И. Ку­ту­зов, вождь рус­ской ар­мии в Оте­че­ствен­ную вой­ну 1812 го­да, воз­ло­жил об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри на се­бя, вве­ряя се­бя Ее все­силь­но­му охра­не­нию и по­мо­щи. По­сле раз­гро­ма ар­мии На­по­лео­на он все се­реб­ро, от­ня­тое ка­за­ка­ми от фран­цу­зов, при­нес в дар Ка­зан­ско­му со­бо­ру, счи­тая по­бе­ду над вра­гом про­яв­ле­ни­ем ми­ло­сти Ца­ри­цы Небес­ной.

По­сле 1812 г. ве­ра в чу­до­твор­ное за­ступ­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри ра­ди мо­литв пред Ее чу­до­твор­ным ка­зан­ским об­ра­зом еще бо­лее воз­рос­ла у жи­те­лей Пе­тер­бур­га, счи­тав­ших Бо­го­ма­терь в ли­це Ее чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны По­кро­ви­тель­ни­цей се­вер­ной сто­ли­цы.

В на­сто­я­щее вре­мя Ка­зан­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по-преж­не­му поль­зу­ет­ся огром­ным ува­же­ни­ем и по­чи­та­ни­ем со сто­ро­ны ве­ру­ю­щих. От­ку­да же она про­ис­хо­дит? По од­но­му мне­нию, бо­лее дру­гих рас­про­стра­нен­но­му, эта ико­на, есть та са­мая ико­на, ко­то­рая 8 июля 1579 г. яви­лась в Ка­за­ни; в Смут­ное вре­мя она бы­ла взя­та в Моск­ву, а от­ту­да в 1710 г. по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Пет­ра I пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург.

Ска­за­ний об этом рань­ше 30-х го­дов про­шло­го сто­ле­тия не на­блю­да­ет­ся. Но с кон­ца 30-х го­дов это мне­ние, уже как ис­то­ри­че­ский факт, ста­ло вхо­дит в раз­ные из­да­ния по ис­то­рии Пе­тер­бур­га, а в кон­це 60-х го­дов во­шло в «Ска­за­ние о чу­до­твор­но-яв­лен­ной Ка­зан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри с крат­ким опи­са­ни­ем С.-Пе­тер­бург­ско­го Ка­зан­ско­го со­бо­ра», в 1867 г.; за­тем, в «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ские све­де­ния о С.-Пе­тер­бург­ской епар­хии», вып. I, отд. П, из­дан­ные в 1869 г. С.-Пе­тер­бург­ским епар­хи­аль­ным ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ским ко­ми­те­том. Здесь ска­за­но, что яв­лен­ная и чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­ва­ла в Ка­за­ни толь­ко до на­ше­ствия по­ля­ков на оте­че­ство в 1612 г.

В 1710 го­ду свя­щен­ный па­мят­ник и сви­де­тель из­гна­ния по­ля­ков из Моск­вы и вос­ше­ствия до­ма Ро­ма­но­вых на цар­ский пре­стол — их се­мей­ный чу­до­твор­ный об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри — по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Пет­ра I пе­ре­не­сен из Моск­вы в Санкт-Пе­тер­бург, в освя­ще­ние но­вой на бе­ре­гах Невы сто­ли­цы.

Эти­ми же сло­ва­ми го­во­рит о пе­ре­не­се­нии Мос­ков­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри в 1710 г. в Пе­тер­бург и про­то­и­е­рей Г.С. Де­боль­ский в сво­ей кни­ге «Дни бо­го­слу­же­ния пра­во­слав­ной ка­то­ли­че­ской во­сточ­ной церк­ви», т. I, 1901 г., из­да­ние 10, СПб, стр. 201-202. Но он не бе­рет­ся су­дить, под­лин­ная это ка­зан­ская ико­на, или же толь­ко спи­сок с нее (там же, стр. 198). Рав­ным об­ра­зом и в ака­фи­сте, со­став­лен­ном про­фес­со­ром Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии П.С. Ка­зан­ским для ка­зан­ской ико­ны в Пе­тер­бург­ском Ка­зан­ском со­бо­ре и одоб­рен­ном Си­но­дом в 1867 г., го­во­рит­ся, что Петр Ве­ли­кий взял ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри из Моск­вы в Пе­тер­бург — в Пу­те­во­ди­тель­ни­цу сво­е­му во­ин­ству … и, как ограж­де­ния и освя­ще­ние но­вой сто­ли­цы, в серд­це го­ро­да по­ста­вил (икос 5), но от­ку­да и ка­кую имен­но ка­зан­скую ико­ну взял Петр I, об этом в ака­фи­сте ни­че­го не ска­за­но. В ано­ним­ной книж­ке под за­гла­ви­ем «Чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся в С.-Пе­тер­бург­ском Ка­зан­ском со­бо­ре», изд. 5, СПБ., 1896 г., цен­зор ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий, стр. 8-9; 13-14 и в ил­лю­стри­ро­ван­ном из­да­нии «Лав­ры, мо­на­сты­ри и хра­мы на Свя­той Ру­си. С.-Пе­тер­бург­ская епар­хия», СПБ., 1908 г., стр. 455а, про­во­дит­ся тот же взгляд на пе­тер­бург­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, как и в ука­зан­ных вы­ше «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ских све­де­ни­ях о С.-Пе­тер­бург­ской епар­хии». Свя­щен­ник Д. Бул­га­ков­ский со­гла­сен с тем, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург по­ве­ле­ни­ем Пет­ра I, но по его мне­нию, эта ико­на яв­ля­ет­ся спис­ком с ка­зан­ско­го пер­во­об­ра­за.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют Г.З. Ели­се­ев и ар­хи­манд­рит Ни­ка­нор, ко­то­рые, хо­тя и не за­ни­ма­ют­ся во­про­сом о пе­тер­бург­ской иконе Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, но по­ло­жи­тель­но утвер­жда­ют, что под­лин­ная ЯВЛЕННАЯ Ка­зан­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы все вре­мя, до ее по­хи­ще­ния в 1904 г., на­хо­ди­лась в Ка­за­ни, в жен­ском Бо­го­ро­диц­ком мо­на­сты­ре.

Чу­до­твор­ный же об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, быв­ший в опол­че­нии По­жар­ско­го и Ми­ни­на и впо­след­ствии по­став­лен­ный в мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре, был толь­ко СПИСКОМ с ка­зан­ско­го ори­ги­на­ла. Спис­ком же счи­та­ют этот об­раз и Стро­ев, про­то­и­е­рей К. Фо­мен­ко, ис­то­рик С. Со­ло­вьев, мос­ков­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий, А. За­вья­лов, И. По­кров­ский, про­фес­сор А. Дмит­ри­ев­ский, ар­хи­манд­рит Ф. Поз­де­ев­ский, Н. Ро­ман­ский — в «Рус­ском Па­лом­ни­ке», Ив. Ко­но­бе­ев­ский и др. В до­ка­за­тель­ство пра­виль­но­сти сво­е­го взгля­да ука­зан­ные ли­ца ссы­ла­ют­ся обыч­но на «Ни­ко­нов­скую ле­то­пись» и «Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах». В пер­вой рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Смут­ное вре­мя ка­зан­ские рат­ни­ки, при­шед­шие на по­мощь рус­ско­му вой­ску, сто­я­ще­му под Моск­вой … «при­не­со­ша (же) из Ка­за­ни Пре­чи­стые Бо­го­ро­ди­цы СПИСАНИЕ (под­черк­ну­то мною, В.Н.) с Ка­зан­ской ико­ны» (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­но­ву спис­ку, изд. 1792 г., VIII, стр. 167).

Во вто­рой чи­та­ем: «…При­не­со­ша из Ка­за­ни об­раз Пре­чи­стые Бо­го­ро­ди­цы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах, 1771 г., стр.236).

Та­ким об­ра­зом, боль­шин­ство ав­то­ров со­глас­ны в том, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы не есть яв­лен­ная ико­на Ее, об­ре­тен­ная в Ка­за­ни, а есть один из мно­го­чис­лен­ных древ­них спис­ков с ка­зан­ско­го под­лин­ни­ка. В та­ком слу­чае и пе­тер­бург­ская ико­на, да­же ес­ли бы она и ока­за­лась тож­де­ствен­ной с ико­ной мос­ков­ско­го Ка­зан­ско­го со­бо­ра, так­же бу­дет все­го лишь спис­ком с Ка­зан­ской яв­лен­ной ико­ны, но ни­как не ори­ги­на­лом. В дей­стви­тель­но­сти же пе­тер­бург­ская и мос­ков­ская ико­на не име­ют меж­ду со­бою ни­че­го об­ще­го: это два раз­лич­ных спис­ка с ка­зан­ско­го про­то­ти­па.

Мос­ков­ский свя­щен­ник Н. Ро­ман­ский при­во­дит ряд ис­то­ри­че­ских сви­де­тельств, под­твер­жда­ю­щих, что мос­ков­ский спи­сок в XVII и XVIII сто­ле­ти­ях пре­бы­вал имен­но в Москве, а не в дру­гом ка­ком-ли­бо ме­сте. Так, на ниж­нем по­ле мос­ков­ской ико­ны с ли­це­вой сто­ро­ны сде­ла­ны две над­пи­си — од­на от 1687 г., а дру­гая от 1754 г. Пер­вая гла­сит: «Сей пре­чи­стый об­раз по­нов­лял Ми­ха­ил Ма­лю­тин»; а дру­гая: «а се­го 1754 го­да — па­ки сей свя­той об­раз по­нов­ля­ла гос­по­жа ба­ро­нес­са Прас­ко­вья Ива­нов­на Стро­га­но­ва». Под­лин­ность вто­рой над­пи­си, по мне­нию от­ца Н. Ро­ман­ско­го, не под­ле­жит со­мне­нию, а по сло­вам Г. Тре­не­ва, ин­те­ре­со­вав­ше­го­ся во­про­сом о Ка­зан­ской иконе Бо­го­ро­ди­цы, под­пись Ма­лю­ти­на так­же под­лин­на и ему хо­ро­шо из­вест­на. От­сю­да отец Н. Ро­ман­ский де­ла­ет со­вер­шен­но пра­виль­ный вы­вод, что мос­ков­ская чу­до­твор­ная ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри не бы­ла пе­ре­не­се­на в Пе­тер­бург ни при Пет­ре I, ни по­сле него.

Боль­ше­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет мне­ние, опи­ра­ю­ще­е­ся на ар­хив­ные дан­ные, по ко­то­рым пе­тер­бург­ская свя­ты­ня яв­ля­ет­ся обет­ной ико­ной, вы­пол­нен­ной по за­ка­зу вдов­ству­ю­щей ца­ри­цы Па­рас­ко­вии Фе­до­ров­ны (1723), су­пру­ги ца­ря Иоан­на Алек­се­е­ви­ча (…1796), бра­та Пет­ра I. Та­ким об­ра­зом она мог­ла быть на­пи­са­на в са­мом кон­це XVII или в са­мом на­ча­ле XVIII сто­ле­тия.

К сто­рон­ни­кам это­го мне­ния при­над­ле­жат про­то­и­е­рей В. Жма­кин, упо­мя­ну­тые вы­ше А. За­вья­лов, Ф. По­кров­ский и дру­гие. По-ви­ди­мо­му, неко­то­рые ар­хив­ные до­ку­мен­ты и по­сле­ду­ю­щая ис­то­рия пе­тер­бург­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри под­твер­жда­ют их точ­ку зре­ния.

Из­вест­но, что 2 мар­та 1727 г. в Си­нод по­сту­пи­ло хо­да­тай­ство «Церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, что на Пе­тер­бург­ском ост­ро­ву, свя­щен­ни­ка Ива­на Сте­фа­но­ва с то­ва­ри­ща­ми и при­ход­ских лю­дей» (в чис­ле 23 че­ло­ве­ка, В.Н.) о том, чтобы Си­нод дал рас­по­ря­же­ние о воз­вра­ще­нии в ука­зан­ную цер­ковь об­ра­за яв­ле­ния Ка­зан­ской Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из С.-Пе­тер­бург­ско­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра, ку­да этот об­раз был взят в 1720 г Нов­го­род­ским ар­хи­ере­ем Фе­о­до­си­ем, ибо «…Тот яв­ле­ния Ка­зан­ской Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз по обе­ща­нию вновь на­пи­сан и укра­шен до­сто­бла­жен­ныя па­мя­ти ца­ри­цы и ве­ли­кия кня­ги­ни Па­рас­ко­вии Фе­до­ров­ны и от нас нема­лым ижди­ве­ни­ем». Прось­ба эта Си­но­дом бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и об­раз Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­див­ший­ся в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Пе­тер­бур­гом ост­ро­ве (сто­роне), на По­сад­ской ули­це, был пе­ре­не­сен ту­да, по всей ве­ро­ят­но­сти, из Ка­зан­ской ча­сов­ни, сто­яв­шей ря­дом с этой цер­ко­вью и на­зван­ной так, ви­ди­мо, по­то­му что там на­хо­ди­лась ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ча­сов­ня эта бы­ла устро­е­на не поз­же 1707 г., т.к. в кон­це это­го го­да, 25 но­яб­ря, им­пе­ра­тор Петр I из­дал имен­ной указ, ко­то­рым по­веле­ва­лось разо­брать все по­стро­ен­ные в Санкт-Пе­тер­бур­ге ча­сов­ни и об­ре­та­ю­щи­е­ся в них ико­ны и кни­ги пе­ре­дать в цер­ковь. Ес­ли, как утвер­жда­ет А. За­вья­лов, пе­тер­бург­ская ико­на бы­ла, по его вы­ра­же­нию, «со­ору­же­на» (т.е. на­пи­сан но­вый об­раз) по обе­ща­нию ца­ри­цы Па­рас­ко­вьи Фе­до­ров­ны и ижди­ве­ни­ем неко­то­рых при­ход­ских лю­дей и на­хо­ди­лась спер­ва в Ка­зан­ской ча­совне, то она мог­ла по­явить­ся на свет на ру­бе­же XVII и XVIII сто­ле­тий. Но, по мне­нию от­ца Н. Ро­ман­ско­го, вы­ра­же­ние «об­раз … вновь на­пи­сан» сле­ду­ет по­ни­мать в смыс­ле «вновь пе­ре­пи­сан», или пол­но­стью ре­ста­ври­ро­ван. В до­ка­за­тель­ство та­ко­го по­ни­ма­ния ука­зан­но­го вы­ра­же­ния Н. Ро­ман­ский в сво­ей ста­тье при­во­дит текст кон­трак­та, за­клю­чен­но­го 31 мая 1754 г. Го­судар­ствен­ной кон­то­рой с мос­ков­ским куп­цом Ше­ста­ко­вым и кре­стья­ни­ном Се­зе­мо­вым на ис­прав­ле­ние «раз­ных вет­хо­стей» в Мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре, кро­ме цер­ков­ной утва­ри, риз и книг, со­глас­но осмот­ру ар­хи­тек­то­ра Д. Ухтом­ско­го.

В этом кон­трак­теи ре­ест­ре, по­дан­ном по ис­пол­не­нии кон­трак­та 8 фев­ра­ля 1755 г. с от­мет­ка­ми свя­щен­ни­ков со­бо­ра о про­де­лан­ной ре­став­ра­ции, вы­ра­же­ние «вновь на­пи­сать» встре­ча­ет­ся не ме­нее 8 раз в от­но­ше­нии раз­ных об­вет­шав­ших икон и име­ет смысл, при­да­ва­е­мый ему Н. Ро­ман­ским. На­при­мер, «Во озна­чен­ном (же) ико­но­ста­се об­раз Ка­зан­ской Бо­го­ро­ди­цы, об­раз Страст­ныя Бо­го­ро­ди­цы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В ол­та­ре на гор­нем ме­сте Гос­по­да Са­ва­о­фа, ко­то­рый об­вет­шал, вновь на­пи­сать» и т.д.

Та­ким об­ра­зом, пе­тер­бург­ская ико­на Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, как толь­ко ре­ста­ври­ро­ван­ная, а не «со­ору­жен­ная» за­но­во, зна­чи­тель­но древ­нее, чем пред­по­ла­га­ет За­вья­лов и дру­гие ав­то­ры, сто­я­щие на той же точ­ке зре­ния, и мо­жет от­но­сит­ся в XVII или да­же к кон­цу XVI ве­ка. В этом нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го; как мы ви­де­ли, спи­сок с ка­зан­ской ико­ны был при­слан вско­ре же по­сле ее об­ре­те­ния ца­рю Ива­ну IV Гроз­но­му в Моск­ву; мож­но по­ла­гать так­же, что в цар­ских па­ла­тах в Москве на­хо­дись и дру­гие, та­кие же древ­ние или бо­лее позд­ние спис­ки Ка­зан­ской ико­ны, как очень чти­мой в цар­ской фа­ми­лии. Од­ну из та­ких ко­пий цар­ская се­мья мог­ла взять с со­бой при пе­ре­се­ле­нии в но­вую сто­ли­цу и по­ме­стить на пер­вых по­рах в Ка­зан­скую ча­сов­ню, вбли­зи от до­ми­ка Пет­ра I. Эта ко­пия и бы­ла ре­ста­ври­ро­ва­на ца­ри­цей Па­рас­ко­вьей Фе­до­ров­ной. Пред­по­ло­же­ние о та­кой ре­став­ра­ции мог­ло быть обос­но­ва­но бо­лее твер­до по­сле над­ле­жа­щей рас­чист­ки ико­ны, но это де­ло бу­ду­ще­го, по­ка же при­хо­дит­ся огра­ни­чи­вать­ся сви­де­тель­ства­ми ар­хив­ных до­ку­мен­тов. Из Ка­зан­ской ча­сов­ни, разо­бран­ной по ука­зу в 1707 г., ико­ну Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­нес­ли в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, при­хо­жан­кой ко­то­рой со­сто­я­ла вдов­ству­ю­щая им­пе­ра­три­ца, а от­ту­да в 1737 г. вме­сте с дру­ги­ми тре­мя то­го же на­зва­ния ико­на­ми во вновь по­стро­ен­ную ее до­че­рью, им­пе­ра­три­цей Ан­ной Иоан­нов­ной, ка­мен­ную цер­ковь так­же Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те и, на­ко­нец, в 1811 г. в Ка­зан­ский со­бор, где она и на­хо­ди­лась до за­кры­тия со­бо­ра. До 1727 г. эта ико­на ни­где в до­ку­мен­тах чу­до­твор­ная не на­зы­ва­ет­ся, в этом же го­ду по хо­да­тай­ству пе­ред свя­тым Си­но­дом прит­ча и при­ход­ских лю­дей Рож­де­ствен­ской церк­ви бы­ло раз­ре­ше­но ико­ну Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри вы­но­сить в до­ма при­хо­жан «ра­ди мо­ле­ния бо­ля­щих». Оче­вид­но, она про­сла­ви­лась да­ром чу­до­тво­ре­ния. А. За­вья­лов за­ме­ча­ет по это­му по­во­ду, что, по­ка не от­кры­ты но­вые до­ку­мен­ты, 1727 г. и сле­ду­ет счи­тать на­ча­лом при­зна­ния этой ико­ны чу­до­твор­ной. Впро­чем, он сам же до­пус­ка­ет, что ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий взял в 1720 го­ду дан­ную ико­ну в Тро­иц­кий со­бор быть мо­жет в пред­по­ло­же­нии, что она уже яв­ля­ет­ся чу­до­твор­ною, по­че­му и поль­зу­ет­ся в на­ро­де та­ким по­чи­та­ни­ем, хо­тя спе­ци­аль­ное рас­по­ря­же­ние свя­то­го Си­но­да об ото­бра­нии в церк­ви икон, ко­то­рые недав­но ока­за­лись чу­до­твор­ны­ми, вы­шло 21 фев­ра­ля 1722 г.

Для пол­но­ты кар­ти­ны не бу­дет лиш­ним ука­зать раз­ме­ры икон Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри: яв­лен­ной, мос­ков­ской и пе­тер­бург­ской. Пер­вая име­ет раз­ме­ры 6 х 5 верш­ков, вто­рая — 5 х 8 верш­ка, пе­тер­бург­ская — 13 х 12 верш­ков. Бо­го­ро­ди­ца на яв­лен­ной иконе, на­хо­див­шей­ся в Ка­за­ни, пред­став­ле­на в кра­си­вом гре­че­ском ти­пе с пра­виль­но по­стро­ен­ным ли­цом с воз­вы­шен­ным вы­ра­же­ни­ем. Вы­со­кие ху­до­же­ствен­ные до­сто­ин­ства ико­ны и гре­че­ский ха­рак­тер ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри сви­де­тель­ству­ют о при­над­леж­но­сти ико­ны ки­сти неза­у­ряд­но­го ху­дож­ни­ка и кос­вен­но — о ее древ­нем про­ис­хож­де­нии. О пер­во­на­чаль­ном пись­ме пе­тер­бург­ской ико­ны су­дить труд­но вслед­ствие ее пол­ной ре­став­ра­ции в на­ча­ле XVIII или в кон­це XVII ве­ка. Лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на пе­тер­бург­ской иконе в ее те­пе­реш­нем ви­де, зна­чи­тель­но усту­па­ет по ис­пол­не­нию ли­ку Бо­го­ро­ди­цы на Ка­зан­ском ори­ги­на­ле: про­пор­ции и фор­мы ли­ца ме­нее со­вер­шен­ны, и уже не за­мет­ны чер­ты гре­че­ско­го ти­па. Все вы­ше­из­ло­жен­ное за­став­ля­ет прид­ти к вы­во­ду, что мне­ние свя­щен­ни­ка Н. Ро­ман­ско­го о про­ис­хож­де­нии пе­тер­бург­ской ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри мож­но счи­тать наи­бо­лее при­ем­ле­мым.

До­цент Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии В.А. Некра­сов

azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *