Стиль казанского собора в питере – Архитектура, скульптура и живопись | Казанский Кафедральный Собор

«Казанский собор» Санкт-Петербурга: bykovvg_1952 — LiveJournal

Казанский кафедральный собор — один из крупнейших и главных храмов Петербурга
его еще называют Собор Казанской иконы Божией Матери. Он находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Сегодня гулял у него, поэтому показываю вечерние фото собора.



Построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным, для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге. Перед собором стоял обелиск. Деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.

У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.

После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Ранее на месте собора стояла часовня при больнице с 1710 года, а затем по указу императрицы Анны Иоановны была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости.

Она была открыта 6 (17) сентября 1733 года. Ее изображение слева, (автор мне не известен).

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.

Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Площадь Святого Петра      Римский собор святого Петра

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.

В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.

На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся».

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.

Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах.
1805 год — здание возведено до карниза;
начало 1806 года — установлены гранитные колонны;
1808-1811 годы — окончание внутренних штукатурных работ и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.

Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.

Высота собора достигает 71,5 метра.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое,  же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход  в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал ))) Ворота в Баптистерий

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Скульптуры перед входом в собор.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы… он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.

Всевидящее око… масоны, сними в то время не шутили… такое же око на долларе…

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.

Теперь сам собор, снятый два часа назад.

Канал Грибоедова.

Вид от собора на Невский и дом Зингера.

Северный фасад. Перед ним грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров.

Иду мимо собора по набережной канала Грибоедова.

В фильме Илтальячнцы в России колонну даже свалили… )))) но ни одна колонна во время съемок не пострадала.

Репродукция иконы Казанской Божьей матери.

Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города — Александра Невского.

Основа инфы (С) Википедия. Некоторые фото цинично (С) интернет.

bykovvg-1952.livejournal.com

Достопримечательности. Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге построен для размещения и поклонения особо почитаемой в России иконы Казанской Божией Матери, здесь находится ее список. Собор стал памятником Отечественной войне 1812 года и местом упокоения фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Является главным архитектурным ансамблем Невского проспекта.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Сайт: kazansky-spb.ru Ближайшая станция метро:Невский проспект Адрес: Казанская площадь, дом 2. Телефоны: 8(812)314-46-63, 8(812)570-45-28. Часы работы: с 6.30 до 20.00 (экскурсии с 11.00 до 17.00 по мере набора групп).

В настоящее время Казанский собор в Санкт-Петербурге действующий храм, поэтому вход бесплатный. Но необходимо соблюдать основные правила посещения православных церквей: женщинам заходить в собор с покрытой головой, а мужчинам наоборот без головного убора.

Казанский собор наряду с Исаакиевским собором и храмом Спаса на крови является одним из крупнейших и красивейших храмов Санкт-Петербурга и культурным памятником федерального значения.

История Казанского собора

История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с
Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.

Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.

Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.

Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.

Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.

Казанский собор памятник Кутузову

В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.

Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли

Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.

В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.

После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.

В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.

Могила Кутузова

Могила Кутузова

В соборе похоронен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Смерть настигла его в прусском городе Бунцлау 28 апреля 1813 года. Забальзамированное тело фельдмаршала месяц добиралось до Санкт-Петербурга. Торжественные похороны в Казанском соборе произошли только 25 июня 1813 года. Тело около трех недель дожидалось, когда собор будет готов к погребению.

Оформлением могилы занимался Андрей Воронихин. А.С.Пушкин посвятил Кутузову стихотворение:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Всё спит кругом; одни лампады

Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамён нависший ряд.

После похорон полководца возникла устойчивая легенда на многие годы, что сердце Кутузова захоронено отдельно — на кладбище Тиллендорф, рядом с городом Бунцлау.

Проверить эту версию решили 4 сентября 1933 года. Могила Кутузова была вскрыта по указу Первого секретаря Ленинградского обкома Кирова С.М. Согласно составленному акту забальзамированное сердце в серебряной банке находилось в гробу вместе с останками Кутузова.

Внешний облик собора

По православным канонам алтарь храма должен находиться на востоке, а вход на западе, и Казанский собор не исключение. Невский проспект протянулся с запада на восток, и чтобы храм не был повернут боком к главной улице города Воронихин придумал парадную колонаду. Колоннада в виде полукруга перед северным фасадом состоит из 96 колонн высотой 13 метров. Само здание скрывается за колонами, над которыми возвышается купол высотой 72 метра.

Проект Воронихина предусматривал еще колоннаду перед южным фасадом, но эта идея осталась не реализованной. По бокам колоннады у северного фасада находятся два пьедестала, на которых до 1824 года стояли гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что их заменят на бронзовые, но пьедесталы до сих пор пустуют.

Длина Казанского собора 72,5 метров, ширина — 56,7 метров, длина одного крыла колоннады составляет 42,7 метра. Стиль — ампир.

Собор украшен скульптурами внутри и снаружи. Наружные бронзовые скульптуры святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского выполнены скульпторами Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским. Внутренние скульптуры изготовлены Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Внутреннее убранство

Внутри храм больше напоминает дворец, а не русский храм. Украшением так же, как и снаружи служат колоннады из 56 колонн, высеченные из розового финляндского гранита. Каждая колона высотой 10,7 метров и весом 30 тонн.

Четыре пилона поддерживают купол с круглыми окнами, его диаметр более 17 метров. Пол облицован различными сортами карельского мрамора.

Иконостас собора, его стены и пилоны расписывали художники К. Брюллов, Бруни, Басин, Боровиковский, Бессонов, Угрюмов, Шебуев. Наиболее интересным является образ «Взятие Богородицы на небо» написанный Карлом Брюлловым. Сейчас он находится в Государственном русском музее.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — это выдающийся памятник архитектуры мирового значения.

dostop.ru

Список | Казанский Кафедральный Собор

В канун Светлого Христова Воскресения митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий дал интервью газете «Петербургский дневник» (№75 (2041) 24 апреля 2019). — Вы возглавляете Санкт-Петербургскую митрополию пять лет. Чего удалось достичь за это время?  – Главное мерило достижений для нас — сколько людей мы смогли привести к благочестивой жизни, стало ли благодаря нашему служению меньше совершаться грехов. Материальная жизнь столь увлекает людей, что духовное уходит на второй план. Эти приоритеты необходимо менять. И когда смотрим на окружающую действительность, видим, что работы еще много. Ищем новые методы и стараемся работать всесторонне: строим храмы, занимаемся молодежной, социальной и катехизической работой, открываем воскресные школы, ведем пастырское душепопечение. Словом …Подробнее >>

ОТКРЫТЬ СТАТЬЮ МАРИНЫ СТРИГАНОВОЙ В ФОРМАТЕ PDF 13 августа – память священномученика Вениамина (Казанского) Составляя портрет священномученика Вениамина Петроградского, лично знавший его митрополит Вениамин (Федченков) отмечал, прежде всего, его целомудрие: «он производил девственное впечатление…у целомудренного лицо цветет, а епископ Вениамин…  почти всегда улыбался». В своих «Записках» в январе 1954 года, митрополит Вениамин (Федченков), сокрушался, что «несмотря на мученическую смерть, глубокой памяти и почитания его в народных массах, по-видимому не осталось…»[1]. В 1992 году митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) был прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Что мы знаем о нем? [1]Вениамин (Федченков), митр. Записки епископа. Подробнее >>

Открыть PDF  или нажмите на обложку  Подробнее >>

Открыть PDF Подробнее >>

Открыть в PDF Протоиерей Николай Преображенский, Н.С. Крылов КАК ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРИОБРЕЛ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС Протоиерей Николай Иванович Преображенский — кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Казанского собора г. Санкт-Петербурга ([email protected]). Крылов Никита Сергеевич — главный специалист Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург) ([email protected]).   В статье рассматривается история формирования традиции празднования событий государственного масштаба, связанных с Казанской иконой Божией Матери, а также прослеживается линия имперской, санкт-петербургской, официозности, на которую также повлиял факт приобретения праздником в честь Казанской иконы Божией Матери общегосударственного статуса. Тем не …Подробнее >>

2 января Русской Православной Церковью празднуется день памяти великого угодника Божия святого праведного о. Иоанна Кронштадтского. Именно в этот день, 109 лет назад, в 1908 г., покинул юдоль земную великий пастырь и всея России чудотворец. Много горьких слёз пролилось тогда во всех концах страны. Во время заупокойной Литургии вдохновенную речь произнёс духовный сын батюшки, будущий настоятель Казанского собора столицы протоиерей Философ Орнатский: «… Непрерывное горение отца Иоанна верою, как горение свечи пред иконой, постоянный самосуд над собой, жизнь во Христе, принесение всего себя в жертву меньшей братии, все это и создало отца Иоанна. Его дела – плоды духа. …Отец Иоанн был наиболее полным и совершенным воплощением идеала доброго пастыря, душу свою полагавшего за овцы, под которым Господь Иисус Христос …Подробнее >>

С какой иконой Богородицы была освобождена Москва в 1612 году? Находившаяся в полках второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Димитрия Михайловича Пожарского икона, прославившаяся с 1611 года чудотворениями (об этом повествует Новый летописец и отдельное Сказание о пребывании иконы в 1611 году под Москвой и в Ярославле), являлась списком с явленного в Казани образа. Летом 1611 года, безусловно, по благословению Патриарха Ермогена (документальных свидетельств об этом мы не имеем), она была принесена с казанским ополчением из Казани в Москву. А весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского из Ярославля, где находилась чудотворная икона, отправленная сюда из-за нестроений под Москвой, двинулись с этим образом на освобождение столицы. С 1612 по 1632 год икона-освободительница стояла в приходской князя Пожарского Введенской …Подробнее >>

Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю). Повествование об обретении иконы в Казани, случившемся через 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства, мы находим в рукописи 1594 года Казанского митрополита (в будущем патриарха) Ермогена, установившего в 1595 году местное празднование 8 июля Казанскому образу Божией Матери (с 1649 года оно стало всероссийским). В повести описывается чудесное обретение иконы девицей Матроной на пепелище их дома. Матрона с матерью раскопали указанное Богородицей девочке во сне …Подробнее >>

Предлагается для Воскресной школы Казанского кафедрального собора пособие — курс «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (для 4-го и 5-го классов), составленное из материалов, опубликованных в приходской газете «Казанский собор» [можно найти на сайте Казанского собора в электронном виде номера газеты «Казанский собор» за 2011-2013: начиная с 2011, №3(63) и заканчивая 2013, №12 (96)].     Скачать документы можно нажав на ссылки ниже: Ссылка на файл «4-й класс_Основы православной культуры в Казанском соборе.pdf»(26 мб) Ссылка на файл «5-й класс_Основы православной культуры в Казанском соборе.pdf»(27 мб)    Подробнее >>

Интервью настоятеля Казанского кафедрального собора протоиерея Павла Красноцветова для портала «ПРИХОДЫ» (Елена КОСТАНДИС.  «Киот» для Казанской на Невском проспекте. http://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/25245/ )  и фоторепортаж Сергея ПЕТРОВА о жизни Казанского собора ( http://prichod.ru/photo-posters/751/ ). Подробнее >>

Пасхальные песнопения хора Казанского кафедрального собора. Сборники из серии «Хоровое наследие Петербурга», вышедшие в 2015 году:  «Церковные песнопения современных петербургских композиторов»,   «Василий Фатеев.  Духовная музыка (в 2-х томах)»,    «Духовная музыка для мужского хора».     Музыка, посвященная Казанскому собору.     Музыка современных композиторов: А. Алексеева, Кузнецовой Н. Подробнее в разделе Аудио  http://kazansky-spb.ru/texts/audio           Подробнее >>

Уважаемые петербуржцы, прихожане Казанского кафедрального собора, в 2015-м году завершился третий этап реставрации фасадов Казанского собора, в частности, северного фасада со стороны Невского проспекта.             Реставрация собора выполняется по согласованной в госорганах охраны культурного наследия России научно-проектной документации, соответствующей международным требованиям ЮНЕСКО.             Методика реставрации разработана на основе результатов научных исследований материалов натуры и исторических сведений о ремонтах собора на протяжении 2-х веков существования памятника.             За время реставрации Казанского собора выполнено: восстановление авторской …Подробнее >>

Восстановление православных храмов и духовных святынь России после разрушения их во времена господства атеистической идеологии в Советском Союзе явилось главнейшей задачей не только всего русского народа, но и других народов нашей страны, населяющих одну шестую часть земного шара. Одними из первых восстановлением порушенных храмов в 1991-1992 гг. занялись инженеры и учёные Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (аббревиатура — ПГУПС, это бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, ЛИИЖТ), сотрудники кафедры «Прочность материалов и конструкций». Перед восстановлением изучалось большое количество литературных, исторических источников, позволивших избежать ошибок в проектно-конструкторской документации. Данная статья, Подробнее >>

Урал – место уникальное. Урал место встречи Европы и Азии; Руси и Сибири; христианства, мусульманства и язычества; славян, тюрков и финно-угров. Урал – это сокровищница разнообразных полезных ископаемых – из 55 важнейших полезных ископаемых, разрабатываемых в России, на Урале представлено 48: от меди, угля, нефти, калийных солей до золота и «самоцветов» — драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Урал – это уникальная природа, множество рек, озер, пещер. Урал – это страшные лагеря, зоны, родина Красного террора. Урал – это Великие святые — Симеон Верхотурский, Стефан Пермский, Трифон Вятский.    В такое удивительное место отправилась по благословению настоятеля Казанского кафедрального собора прот. Павла Красноцветова группа паломников в сопровождении …Подробнее >>

Памяти священника Николая Николаевича Мочалкина Достижением последнего времени стало признание того, что русский классицизм, наряду с давно отмеченным уникальным «стилевым чутьём», дал миру не вторичный продукт подражания европейским образцам, как привыкли полагать, но первоклассные образцы самостоятельного творчества русского народа, заняв в мировом искусстве место, равное шедеврам западных христиан. «Именно в России представления об образе идеального классицистического храма, гармонично воспринятые русской православной культурой как живой источник культурной и духовной связи с древнехристианской традицией, стали реальностью во множестве церковных зданий»[1]. На протяжении допетровских столетий трепетно-благочестивое отношение зодчих к догматической символике форм, конструкций, их комбинаций, Подробнее >>

Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5. 7)    Михаил Ильич Соколов, один из выдающихся представителей петербургского духовенства, протоиерей Казанского собора, родился 30.09.1845 г. в семье священника Смоленской епархии. В 1861 г., окончив Архангельское Духовное Училище, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную Семинарию, где инспектором, а позже и ректором, был его родной брат, архимандрит Донат. В продолжение всего семинарского курса М.И. Соколов жил в его квартире, пользуясь обширной научной библиотекой брата. По инициативе архимандрита Доната, в Семинарии часто устраивались студенческие богословские диспуты, на которых М.И. Соколов блистал начитанностью и даром слова. Будучи студентом, М.И.Соколов вместе с товарищами 4 года трудился в детском сиротском приюте Св. Петра.  В этот период была …Подробнее >>

  Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой (Иоанна 12 гл., ст.26)    Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее …Подробнее >>

Сонет (итал. Sonetto, от sonare – звучать, звенеть) –  итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13 в. В  те  времена  форме,  числу  придавали  особенное,  символическое  и  мистическое  значение.  Такую  роль  играет  число «3» и  «14».  Сонет,  пожалуй,  единственная каноническая  строфическая  форма,  в  которой  словно  бы  уже  заложен  драматизм поэтической  мысли,  внутренняя  композиция  трёхчастной  пьесы. Первая часть –  тезис, вторая – антитезис, а  третья – синтез двух первых. Для  того  чтобы  форма  сонета  соответствовала  его  композиции …Подробнее >>

  ( Краткое жизнеописание) Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860-1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он  известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также  своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества.   Происхождение, семейное положение    Слева …Подробнее >>

В богослужебном календаре Русской православной церкви с 1800 года установлено празднование – ежегодно совершать 12 октября (25 окт. нового стиля) молитвенную память знаменательного события – перенесения в 1799 году из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя.     В 1951 году в Черногорский монастырь св. Василия Острожского как снег на голову нагрянули представители югославской спецслужбы «Удба». После недолгой ревизии было оформлено изъятие некоторых церковных «вещей» — так было записано в протоколе. Эти таинственные «вещи» не менее таинственно вдруг исчезают в том же году, и только через полтора десятка лет обнаруживаются их следы. В …Подробнее >>

Равноапостольный Николай, архиепископ  Японский (1836-1912) В дни празднования Святой Пасхи, с 1-го по 9-е мая 2008 г.,  с благословения Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, была совершена паломническая поездка в Японию клирика Казанского кафедрального собора, преподавателя Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии и Академии протоиерея Николая Преображенского, ктитора Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге протодиакона Василия Маркова и настоятеля Вырицкого храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерея Георгия Преображенского. По прибытии в Японию в аэропорту г. Токио паломников встречали давние знакомые и друзья о. Василия Маркова – диакон Подворья Русской Православной Церкви в Японии Иаков Нагая и его супруга Марина Нагая, бессменно …Подробнее >>

    СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР СКИПЕТРОВ, пресвитер Петербургский (1863 – 1918) (Память 19 января/1февраля) Священномученик Петр родился 4 июня 1863-го года в селе Станки Вязниковского Уезда Владимирской губернии в семье местного священника. После обучения в Шуйском Духовном училище Петр Скипетров поступает во Владимирскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1884-м году по первому разряду. Последний год семинарской учебы ознаменовался для Петра важным событием: 8 февраля 1884-го года он вступает в брак с дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора Заозерской Антониной Николаевной. Вероятнее всего, этот брак был устроен его братом, Михаилом Ивановичем Скипетровым, проживающим в то время в Петербурге и занимавшим одну из высоких должностей в …Подробнее >>

Давно замечено, что Юбилеи духовно богатых личностей имеют огромную духовную силу. Уже менее трех месяцев нас отделяет от даты, когда Русская Православная церковь и весь русский народ, будет праздновать Юбилеи двух выдающихся личностей, живших во второй половине XIX – начале XX веков. Первый из них – это святой праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев), 100-летие светлой памяти которого мы будем отмечать в 2 января 2009 года. Менее чем через неделю после этого – 8 января 2009 года будет праздноваться 160-летие со дня рождения другого замечательного человека — адмирала Степана Осиповича Макарова. Думается, что эти Юбилеи находятся рядом не случайно. Отец Иоанн Сергиев был близко знаком со многими видными деятелями русского флота. Среди них: начальник главного управления кораблестроения и снабжения …Подробнее >>

  «Божие благословение пусть пребывает с городом Кронштадтом. С нашим Краснознаменным Балтийским флотом.   С Отечеством нашим». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл   Посвящается памяти о. Иоанна Кронштадтского в 184-й год со дня его рождения и 105-й год со дня упокоения  Живя долгие годы в Кронштадте – цитадели русского флота, отец Иоанн Сергиев /19 окт. ст. ст. 1829 — 20 дек. 1908 (2 янв.1909)/ всегда интересовался делами флота, был знаком со многими моряками и всегда своими молитвами  помогал и окормлял их. Первые годы его служения пришлись на окончание Крымской войны 1853-1856 гг. В то время укреплением военно-морской крепости Кронштадта от неприятельского флота непосредственно занимался управляющий Морским министерством вице-адмирал великий князь …Подробнее >>

Андреевский флаг (на фото могила Кутузова и Андреевсий флаг  в обновленном ко дню Святой Пасхи 2014 года  дизайнерском оформлении) Перед Вами справа от могилы Михаила Илларионовича Кутузова в Казанском соборе кормовой флаг кораблей Российского флота, легендарный Андреевский стяг с линейного корабля «Георгий Победоносец». Под ним этот броненосец, переквалифицированный в линкор, принял участие в Первой Мировой и Гражданской войнах. 2 ноября 1920 года в составе Русской эскадры Черноморского флота линкор “Георгий Победоносец» покинул Севастополь и нашел своё последнее прибежище на севере Африки. В декабре в Тунисский порт Бизерта прибыла Русская эскадра, состоящая из 33 кораблей, на борту которых находилось более пяти тысяч человек, из них: 700 офицеров, около 2000 человек команды и 250 членов семей …Подробнее >>

В этом году впервые группа прихожан из Казанского собора отправилась в паломническую поездку на Святую Землю на Пасхальной Седмице с 21 по 27 апреля. По прибытию в Иерусалим в первый же день мы сумели посетить храм Гроба Господня. Сюда устремляются паломники всего мира, чтобы воочию увидеть место Воскресения Христа Спасителя. Радость охватывает и наполняет сердца паломников, когда они входят в Кувуклию, чтобы приложиться здесь к месту Воскресения Спасителя. На следующий день паломники отправляются пешком по Иерусалиму, вначале они посещают Троицкий собор в центре Иерусалима, а затем отправляются в Гефсиманию. Здесь в Гефсимании находится место Моления о чаше Спасителя, в этом же месте расположен подземный храм погребения Божией Матери, а также русский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Этот монастырь и храм был …Подробнее >>

До конца так и не верилось, что заветная мечта наконец-то исполнится и вот…  поездка уже позади. Благословением протоиерея отца Павла Красноцветова, настоятеля Казанского Собора, всё сложилось, хотя в какой-то момент из паломников мы едва не превратились в обычных туристов. Дело в том, что в аэропорту Тель-Авива нас встречал не священник, как мы ожидали, а экскурсовод и сказать, что то был легкий шок – не сказать ничего. Мы приуныли. Но только Милостью Божией не оставлены нигде, а уж тем более на Святой Земле, — группу из Санкт-Петербурга объединили с минской, где оказался протоирей отец Николай и во всех монастырях и храмах, которые нам удавалось посетить, служился молебен, возносились молитвы о путешествующих, страждущих, враждующих, недугующих, о исцеленииих и примирении, и о всех нас, православных …Подробнее >>

«Музыка есть одно из самых совершенных творений человеческого гения, выдающаяся вершина людской цивилизации. И потому нравственный долг культурного человека состоит в том, чтобы донести до слуха современников творения, ушедших  в вечность духовных композиторов, вплетая  таким образом новый цветок в венок благодарной о них памяти.» Архиепископ Ионафан (Елецких) Высоким достижением в развитии русской духовной музыки рубежа XIX-XXвеков являются произведения композитора и регента Казанского собора Санкт-Петербурга Василия Александровича Фатеева (1868-1942). Незаслуженно забытое в годы атеистического запрета, в настоящее время  его творчество новым светом, войдя  в золотой фонд православной церковной музыки. Теперь сочинения  Василия Фатеева исполняются как церковными, так и концертными …Подробнее >>

«…В Казанском кафедральном соборе есть любительский хор, который по репертуару и исполнительскому мастерству вполне соответствует профессиональному уровню», — такую высокую оценку этому коллективу дал в 2009 году М. Ващенко, в то время заведующий  Регентским отделением Санкт-Петербургской Православной  Духовной  Академии и Семинарии,  главный  регент  Князь-Владимирского собора. А ведь в этом хоре  нет профессиональных певцов, и уровень подготовки участников разный: кто-то учился в музыкальной школе, кто-то когда-то  пел  в детском хоре, а кто-то вообще не имел никакого опыта, но обладал хорошим голосом и музыкальным слухом. Хористы имеют разные профессии и принадлежат разным поколениям. Но есть нечто, объединяющее и сплачивающее их всех – это …Подробнее >>

Я пришла трудиться в Казанский собор в 2000 году, в книжную лавку. Много общалась с людьми, много читала. Однажды, рано утром, до службы в собор вошла группа детей с педагогами (паломники). Получив благословение у священника, они подошли к Казанской иконе Богородицы… и запели… Пение было тихим, но в полупустом храме пение далеко разносилось и было чудным. У меня защемило сердце (ведь я более 20 лет проработала учителем музыки и хормейстером): подумалось, как бы хорошо и у нас в храме создать детский хор!.. Потом, спустя полгода, ктитор Казанского собора протодиакон Василий Марков, услышав как мы с дочкой музицировали и пели, предложил: А вы могли бы вести детский хор? Я ответила: С радостью! Настоятель Казанского собора протоиерейПавел Красноцветов благословил и церковный совет согласился создать в Казанском соборе детский хор …Подробнее >>

О сборе пожертвований на голодающих в 1921-22г.  и последующем   насильственном изъятии  властями церковных ценностей  в одном  из  главных  соборов  России, о  публичных  выступлениях обновленцев,  и  их дальнейшей  преступной деятельности,  и о  том, как  Академия Наук,  Академия Художеств, Эрмитаж,  Русский музей, Отдел охраны памятников искусства и старины, и Главмузей, участвовали в спасении  иконостаса Казанского собора, расскажут   фрагменты  дневника  настоятеля прот. Н. Чукова,  не допустившего  эксцессов во время проводившегося   изъятия,  и сохранившего  в соборе чудотворную икону  и  все,  что возможно  было   Подробнее >>

Хор Казанского кафедрального собора. Стоят слева направо: 1-й ряд – Вагина Н. П., Семенкова Д. В., Лейбова Д. А., Румянцева С. С., Радченко Л. В., главный регент Возная С. А., пом. регента Янковский О. Ю., Черноусова М. А., Раковская А. Ю., Фиревич Е. А., Кузнецова Н. И., Франко Н. А.; за первым рядом – Семенков Е. В., Молодчинин А. В., Комлев А. В., Дмитриев С. В., Борисов А. Ю., Пономарев И. В., Заболотская А. Л., Алексеев А. Ю., Фотиева Л. А., Титов В. В., Григорьева И. В., Радченко О. В., Алексеев М. Н., Головизнин А. П., Палкин О. Н., Калинкина О. М., Жаровин К. Н.   В сентябре  2011 года главный храм молитвы православного народа Санкт — Петербурга — Казанский кафедральный собор празднует свой 200-летний юбилей. Храм освящен в 1811 году в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, Подробнее >>

kazansky-spb.ru

Восстановление Казанского кафедрального собора (автор доктор технических наук, проф. Лялинов Анатолий Николаевич)

30 сентября 2015

Восстановление православных храмов и духовных святынь России после разрушения их во времена господства атеистической идеологии в Советском Союзе явилось главнейшей задачей не только всего русского народа, но и других народов нашей страны, населяющих одну шестую часть земного шара.

Одними из первых восстановлением порушенных храмов в 1991-1992 гг. занялись инженеры и учёные Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (аббревиатура — ПГУПС, это бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, ЛИИЖТ), сотрудники кафедры «Прочность материалов и конструкций». Перед восстановлением изучалось большое количество литературных, исторических источников, позволивших избежать ошибок в проектно-конструкторской документации. Данная статья, представленная на сайте Казанского собора в расширенном варианте с соответствующими техническими описаниями, ссылками на литературу, на рабочие чертежи и места их хранения, предназначена для ознакомления с ходом проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по восстановлению утраченного убранства Казанского собора не только мирян, но и специалистов.

Казанский собор в Петрограде в июле 1922 года был захвачен обновленцами, а в 1932-1991 гг. превращен в Музей истории религии и атеизма. С весны 1991 года собор открылся для богослужений, но только разрешалось совершать их с 7:00 до 10:00 в приделе свв. Антония и Феодосия (где вначале полностью отсутствовал алтарь — престол, жертвенник, иконостас и иконы). Началось постепенное восстановление приходской жизни несмотря на конфликты с Музеем истории религии (атеизм из названия незадолго до этого, в марте 1990 года, выпал), который не спешил покинуть Казанский собор. Наконец, с назначением в 1996 году протоиерея Павла Красноцветова настоятелем Казанского собора, дело сдвинулось с мертвой точки, 14 декабря 1999 г. было подписано соглашения о передаче собора епархии, а в 2001 году музей перебрался в здание на Почтамтской улице, специально для него приспособленное.

Восстановление Казанского собора как храма началось с воссоздания на его куполе  креста, который во времена воинствующего атеизма был снят с купола храма, а на его месте был установлена «клизма» — позолоченный шар со шпилем.

Размеры креста вместе с молниеприёмником по высоте – 6900 мм, длина горизонтальной перекладины – 2100 мм, толщина 180 мм и вес креста — 268 кг.   Холодное золочение креста выполнялось под руководством главного технолога Казанского собора Д.А. Попова. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м (фото 1).

Установка креста на металлическую стойку производилось вертолётом 30 апреля 1994 года, накануне Пасхи за два часа до начала ночного богослужения. За водружением креста на своё место, находясь в машине, всё время наблюдал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Освящение этого креста митрополит ранее совершил  на вертолётной площадке Петропавловской крепости.

В настоящее время крест Казанского кафедрального собора по большим праздникам в вечернее и ночное время имеет лазерную подсветку, автором которой является Ридигер В.В. Научно-исследовательская работа Ридигера В.В. позволила выполнить лазерную подсветку крестов 17 храмов Санкт-Петербурга.

Второй важной работой явились исследования, расчёт и изготовление центрального иконостаса. Этот иконостас был покрыт художественным листовым серебром, которое в 1922 году было варварски разграблено, затем иконостас разобрали, многие иконописные работы отдали различным музеям, как считали в то время, навсегда. К великой радости верующих чудотворная Казанская икона Божией Матери, лишившись многих украшений на ризе, не попала в музейные хранилища, найдя в  1940 году после некоторых скитаний по храмам Ленинграда пристанище в Князь-Владимирском соборе, из которого была  возвращена в Казанский собор 19 июля  2001 года.  

Вся металлическая конструкция воссоздаваемого центрального иконостаса после её сборки подвергалась по оригинальным схемам, чертежам и фотоснимкам первичного иконостаса архитектурно художественному оформлению Научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация»(руководители работы М.И.Коледа и прот. Павел Красноцветов). Настоятель Казанского собора о. Павел в 1997 году предпринял первую попытку вернуть в собор двадцать старых икон, хранящихся ныне в запасниках Русского музея. Настоятелю, с помощью общественности, удалось отстоять от изъятия большие запрестольные иконы, находящиеся в центральном приделе собора и принадлежащие кисти Карла Брюллова, Федора Бруни, Петра Басина (фото 2).

Сегодня иконостас Казанского собора воссоздан, правда не с оригинальными иконами, а с их новыми списками, выполненными мастерами Санкт-Петербургской академии художеств – проф. А.К. Крыловым и его учениками.

В этом новом иконостасе вместо листового серебра установлены планшеты с прикреплённой лепниной, покрытые сусальным серебром и золотом. Средства на копию пожертвовали Казанскому собору, в частности, снова Донские казаки — предприниматели. Правда не 40+10=50 пудов (800 килограмм) серебра, как некогда пожертвовали собору казаки атамана графа М. И. Платова, отбившие серебро, похищенное из православных храмов России наполеоновскими мародерами в 1812 году, а деньгами и в разы меньше, но иконостас, несмотря на материальные трудности, был восстановлен в своем внешнем виде.

на фото 3 –временный иконостас в 1998 году

на фото 4 —  современный вид иконостаса: 12.04.2000 он был передвинут с прежнего места на 4 метра к центру храма

Следующим важным этапом восстановления Казанского собора явились работы по воссозданию иконостаса в приделе Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, расположенного слева от центрального иконостаса (фото 5).

Исследования и расчёт несущих конструкций этого иконостаса выполнялись также в ПГУПС.  Большое внимание приложил к расчёту ныне покойный доктор технических наук, профессор Тананайко Олег Дмитриевич. Всё украшение, художественное оформление этого иконостаса полностью выполнялись НИИ «Спецпроектреставрация»(руководитель проекта М.И. Коледа).

На частично сохранившемся иконостасе придела Рождества Богородицы, расположенном справа от центрального иконостаса,  пришлось вновь создавать центральные врата с аркой над ними (руководитель проекта арки проф. А.Н.Лялинов). 12 июля 2006 г. — Казанскому собору из Государственного музея истории религии при содействии министра культуры РФ Александра Соколова была передана древняя святыня — икона «Рождество Пресвятой Богородицы», занявшая свое исконное место в иконостасе (фото 6).

 В советское время руководством музея в центральном порушенном алтаре собора для удобства проведения экскурсий в полу были проделаны два боковых отверстия с обширными лестницами, ведущими к нижним помещениям собора.

В настоящее время после реконструкции в левой нише нижнего храма  располагается технически хорошо оборудованная купель для совершения Таинства крещения с полным погружением, а в правой — проход в верхний центральный алтарь. Автором настоящей статьи проводились детальные расчёты и разрабатывались все рабочие чертежи для преобразования обоих отверстий, а также для создания прохода на солею из нижних помещений собора.

Важным этапом восстановления Казанского собора явилось вторичное сооружение колокольни в бывшей звоннице храма. Колокола при безбожной власти были сняты и отправлены на переплавку. Поэтому перед коллективом кафедры «Прочность материалов и конструкций» встал вопрос о скорейшем создании звонницы собора.

К 1993 году мало сохранилось колоколов, которые были бы пригодны для звонниц. Нам удалось получить четыре колокола с завода «Монументскульптура» (Ленинград), которые оказались ещё не уничтоженными.

На первом ряду подвешено 6 колоколов, участвующих в звоне. Во втором ряду подвешено три колокола, среди которых колокол весом 1,2 тонны, изготовленный по нашим рабочим чертежам на четырежды краснознамённом Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. На фото 7 он показан на первом плане с языком, имеющим расчётный противовес для предотвращения излома языка.

Подвеска колокола выполняется через две фигурные тяги, охватывающие балку бесконтактно с металлической опорной системой (красный цвет). С двух сторон симметрично оси этого колокола приведён художественный барельеф с  изображением Божией Матери с Младенцем Христом. Строгое симметричное расположение одинаковых по площади и высоте барельефов частично снимает появление дополнительных супергармоник во время звучания колокола. Высота барельефных иконок 5-10 мм.

На фото 8 приведён общий вид колокола массой 4,4 тонны, изготовленный на четырежды Краснознамённом «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге по рабочим чертежам Петербургского университета путей сообщения (руководитель работ проф.А.Н. Лялинов).

В нижней части этого колокола вокруг него приведён фигурный орнамент, широко используемый в церковной практике. В средней части приведены две барельефные иконки. По одному диаметру изображены два Креста Господня. По второму диаметру, перпендикулярному к первому, изображены две барельефные иконки Божией Матери с Младенцем Христом (фото 9).

На самом верхнем уровне колокола вокруг него имеется надпись: «М-4400 кг . БЗ. Отлит колокол в Казанский собор благословением Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в лето 2003 при Президенте России Владимире Путине». Этот колокол для Казанского кафедрального собора является главным и называется Владимирским.

Для установки колокола в проектное положение выполнены расчёты и разработаны рабочие чертежи для горизонтальных консольных металлических конструкций, позволяющих по ним задвинуть колокол внутрь звонницы.

Освящение самого большого колокола и его подъём в проектное положение выполнялись при непосредственном участии настоятеля храма протоиерея Павла Красноцветова.

В самой верхней зоне колокол закреплялся в проектное положение аналогично колоколу в 1,2 тонны.

Автором настоящей статьи проведены разработки направленного отражателя звуковых волн главного колокола в направлении соседней улицы, автоматического привода его языка, на которые получены патенты. Автоматическое ударное устройство и рефлекторный отражатель звука в направлении Казанской улицы Санкт-Петербурга, предусмотренные проектом, пока не выполнены из-за отсутствия денежных средств.

Исследования центрального купола храма и его металлических конструкций привели к необходимости создания также надёжной молниезащитной системы от любого грозового разряда, который за столетний статистический период может возникнуть. Все земляные работы по установке на конкретном месте заземлителя производились под руководством главного технолога храма Попова Д.А.

По указанию настоятеля храма прот. Павла Красноцветова автором настоящей статьи разработана иконописная конструкция комнаты, которую предусматривалось установить в левом кольцевом отверстии при центральном входе в Казанский кафедральный собор.

Другим проектом предусмотрена подвеска также малого паникадила в центральной части храма, которая выполнена силами самого храма.

К автору настоящей статьи обращаются теперь различные научные, проектно-конструкторские организации, заинтересованные в восстановлении порушенных и новых святынь города и других районов страны и даже зарубежья.

Рабочие чертежи и научно-исследовательские работы по восстановлению деревянных и металлических конструкций Казанского кафедрального собора, выполненные Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I за последние 25 лет

  1. Главный иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге. Металлоконструкции. Общий вид. Руководитель проекта А.Н. Лялинов, 1999. Чертежи +21 спецификация. Тубус. Р.ч. № 220.00.00. Чертежи находятся на вечном хранении в научной библиотеке ПГУПС.

  2. СВИДЕТЕЛЬСТВО на полезную модель №25526 «Иконостас православного храма», авторы: Елизаров С. В., Лялинов А.Н., Попов Д.А., Тананайко О.Д. от 13 марта 2002 года.

  3. Иконостас Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Рабочие чертежи. Разработка А.Н. Лялинова. [20 отдельных листов-чертежи]. Р.ч. №№140.00.00, 620.00.00. Чертежи находятся на вечном хранении в научной библиотеке ПГУПС. СПб, ПГУПС ,1997.

  4. Исследования и разработка конструкции молниезащиты Казанского собора в Санкт-Петербурге. Руководитель работы А.П. Лялинов, рабочие чертежи №140.00.00., СПб, 1997. Чертежи находятся на вечном хранении в научной библиотеке ПГУПС.

  5. Исследования и расчёт конструкций главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге. Отчёт о НИР ПГУПС. Руководитель работ А.Н. Лялинов. 1998, 56 стр.

  6. Исследование, расчёт и разработка конструкции подвески колокола массой 1 т на колокольне Казанского собора в Санкт- Петербурге. Руководитель проекта А.Н. Лялинов, 2001. Р.ч. №165.00.00,730.00.00. ПГУПС.

  7. Исследования и расчёт элементов металлоконструкции главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге. Отчёт о НИР ПГУПС в двух частях — 52 стр, руководитель проекта А.Н. Лялинов, 1991.

  8. Исследования и расчёт элементов конструкции колокольни Казанского собора в Санкт-Петербурге. Отчёт о НИР. ПГУПС. Руководитель работ А.Н. Лялинов. 1995, 36 стр.

  9. Исследования, расчёт и разработка конструкции Креста и элементов конструкции надкупольного сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге. Руководитель Работ А.Н. Лялинов. Отчёт о НИР ПГУПС. 1992, 72 стр.

  10. Исследования, расчёт и разработка конструкции деревянной арки иконостаса Рождества Богородицы в Казанском соборе. Отчёт о НИР. Руководитель работ А.Н. Лялинов, 2001.13 стр.,15 рабочих чертежей. Р.ч. №860.00.00, время изготовления 2002 г.

  11. Проект организации производства работ по установке Креста на Казанский собор в Санкт-Петербурге. Отчёт о НИР. ПГУПС. Руководитель работ А.Н. Лялинов. СПб. 1993, 33 стр с илл.

  12. Разработка конструкции лестницы в подвальном помещении Казанского собора в Санкт-Петербурге. Рабочие чертежи. ПГУПС. Руководитель работ А.Н. Лялинов, 2000-2001. Р.ч. №№590.00.00, 620.00.00.

  13. Исследования, расчёт и разработка рабочих чертежей подвески паникадило массой 155 кг для Казанского кафедрального собора. Руководитель работы А.Н. Лялинов, 2006, р.ч. №3040.00.00. ПГУПС. Проект внедрён в систему подвесок храма.

  14. Исследование, расчёт и разработка рабочих чертежей иконописной комнаты для Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, руководитель работ А.Н. Лялинов, рабочие чертежи ПГУПС, тубус, 2008 г. Чертежи ждут своего исполнения.

  15. Реконструкция элементов конструкции под Крест Казанского собора. Чертежи ПГУПС. Руководитель работ А.Н. Лялинов, 1993.

  16. Расчёт и разработка рабочих чертежей колокола массой 4.4 т для: Казанского собора в Санкт-Петербурге, руководитель проекта А.Н. Лялинов, 2002.

  17. Установка Креста на Казанском соборе Санкт-Петербурга. Руководитель работ А.Н. Лялинов, рабочие чертежи ПГУПС. № 7.00.00 СБ, 1 рулон, 1992. Крест устанавливался вертолетом.

  18. Разработка несущих конструкций опорных балок для подвески колокола массой 4.4 т. Руководитель проекта А.Н. Лялинов, 2002 г., р.ч ПГУПС. №980.00.00.

  19. Направляющее устройство для передвижения колокола массой 4.4 т на звоннице Казанского србора в Санкт-Петербурге, р.ч. ПГУПС №990.00.00, время исполнения 2002 г.

  20. Подвеска колокола массой 4.4т в проектное положение, руководитель работ А.Н. Лялинов, 2002 г., р.ч. ПГУПС, №1000.00.00.

  21. Проект лестницы из солеи в нижнее помещение Казанского кафедрального собора, руководитель работы А.Н. Лялинов, 2003 г. Р.п. ПГУПС №1010.00.00.

  22. Проект реконструкции колокольни Казанского кафедрального собора. Руководитель проекта А.Н. Лялинов, Чертежи ПГУПС № 1140.00.00., 2004 год.

  23. Казанский собор. Издательство ООО «АРТДЕКО»,1999, 20 стр.

  24. Исследования и расчёт перекрытия и «Иконостаса Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Казанском соборе Санкт-Петербурга». Отчёт о НИР. ПГУПС. Руководитель работ А.Н. Лялинов. СПб, 2001, 33 стр.

  25. Исследования, расчёт, разработка конструкции деревянной арки иконостаса придела Рождества Богородицы в храме Казанского собора. Отчёт о НИР. Руководитель работ А.Н. Лялинов. СПб, 2002, 13 стр.

  26. Патент на полезную модель № 72361. Направленный отражатель звуковых волн. Авторы Елизаров С.В., Бенин А.В., Лялинов А.Н., М., 2007.

  27. Исследования, расчёт и разработка конструкции акустического рефлектора звонницы Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Научно-исследовательский отчёт. Руководитель работ А.Н. Лялинов, ПГУПС, 13 стр. с программой для ЭВМ, 2004. Проект ждет своего исполнения.

Литература

  1. Бондаренко А. Ф. Московские колокола ХУ11 в. «Русская панорама», М., 1998, 255 стр.
  2. Ковалив В.В. Раздайся, благовестный звон. «Православное Братство во имя Архистратига Михаила», Минск, 2003,157 стр.
  3. «Казанский собор». ООО «АРТДЕКО» Санкт-Петербург, 1999, 18 стр.
  4. «Казанский кафедральный собор 1811-2011», подготовленное под общей редакцией настоятеля Казанского кафедрального собора протоиерея Павла Красноцветова. Санкт-Петербург, Арт Деко, 45 стр.
  5. Летопись Новгородского Юрьева монастыря (сост.Улыбин В .В.). Санкт-Петербург, изд-во «Алетейя. Историческая книга», 202 стр.
  6. «Музыка колоколов». Сборник исследований и материалов, выпуск 2, отв. редактор и составитель А.Б.Никаноров, Санкт-Петербург, 1999, 369 стр.
  7. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково- Печерского монастыря, Санкт-Петербург. 2000, 192 стр.
  8. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, 435 стр.

Кратко об авторе статьи:

 

Профессором Анатолием Николаевичем Лялиновым создано практически новое научное направление, связанное с расчетом механических источников звука. Эта работа получила признание как в России (автор награжден золотой медалью Сергия Радонежского), так и за рубежом. На основе разработанной им методики проведены обследования колоколов, колоколен, куполов, иконостасов, крестов православных храмов в России, Белоруссии, Латвии.

Доктор технических наук проф. А. Н. Лялинов автор 140 работ в области строительной индустрии, железнодорожного транспорта, динамики вибрационных строительных машин, технологических процессов и акустических систем.

Проф. А.Н.Лялинов является заведующим Механической лабораторией, с 2005 года — начальником научно-исследовательской части Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. 

 

kazansky-spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *