Сицилийская икона божьей матери дивногорье – Икона Божией Матери Дивногорская-Сицилийская

Икона Божией Матери Дивногорская-Сицилийская

Див­но­гор­ская-Си­ци­лий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние по ме­сту сво­е­го пер­во­на­чаль­но­го пре­бы­ва­ния и про­слав­ле­ния в Успен­ском Див­но­гор­ском мо­на­сты­ре, в быв­шем Остро­гож­ском уез­де, Во­ро­неж­ской гу­бер­нии, а Си­ци­лий­ской на­зва­на по ме­сту сво­е­го про­ис­хож­де­ния, так как, по пре­да­нию, эта ико­на в Ди­вы (или Див­ные го­ры) бы­ла при­не­се­на из Си­ци­лии бла­го­че­сти­вы­ми стар­ца­ми-ино­ка­ми Ксе­но­фон­том и Иоаса­фом. По­ла­га­ют, что они ро­дом бы­ли пра­во­слав­ные гре­ки и при­бы­ли сю­да, ве­ро­ят­но, не ра­нее кон­ца ХV ве­ка. Ксе­но­фонт и Иоасаф ос­но­ва­ли мо­на­стырь в жи­во­пис­ном ме­сте над ре­кой До­ном, при впа­де­нии в него ре­ки Ти­хой Сос­ны. Ди­ва­ми и Дивьи­ми (див­ны­ми) го­ра­ми мест­ность на­зва­на от уди­ви­тель­ных по сво­ей фор­ме ме­ло­вых стол­пов, рас­по­ло­жен­ных по го­рам.

Пред­по­ла­га­ют, что Ксе­но­фонт и Иоасаф оби­та­ли в пе­ще­ре (где поз­же бы­ла по­стро­е­на цер­ковь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи) и что пер­вая цер­ковь в ме­ло­вом стол­пе бы­ла вы­руб­ле­на ими, где они и по­ста­ви­ли при­не­сен­ную с со­бой из Си­ци­лии ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Здесь же они на­шли и ме­сто сво­е­го веч­но­го упо­ко­е­ния.

На иконе Си­ци­лий­ской (Див­но­гор­ской) Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. В пра­вой Ее ру­ке — рас­цвет­шая бе­лая ли­лия, а ле­вой ру­кой Она под­дер­жи­ва­ет Бо­гом­ла­ден­ца, Ко­то­рый вос­се­да­ет на Ее ко­ле­нях. Спа­си­тель в ле­вой ру­ке дер­жит цве­ток (ли­лию), а пра­вой — бла­го­слов­ля­ет. Во­круг ли­ка Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­но во­семь Ан­ге­лов, из ко­то­рых два, на­пи­сан­ные вни­зу, изо­бра­же­ны ко­ле­но­пре­кло­нен­ны­ми и с воз­де­ты­ми го­ре́ ру­ка­ми. Над гла­вой Бо­го­ма­те­ри — Свя­той Дух в ви­де го­лу­бя.

Осо­бен­ное про­слав­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны на­ча­лось с 1831 го­да, ко­гда сви­реп­ство­ва­ла хо­ле­ра. В Ко­ро­то­я­ке, на­хо­див­шем­ся от оби­те­ли в 7–8 вер­стах, од­ной пре­ста­ре­лой жи­тель­ни­це, Ека­те­рине Ко­ло­мен­ской, во сне яви­лась Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва (в том ви­де, как Она изо­бра­же­на на Див­но­гор­ской иконе) и при­ка­за­ла взять Ее ико­ну и со­вер­шить пе­ред нею мо­ле­бен. Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла при­не­се­на в Ко­ро­то­як, и по­сле усерд­но­го об­ще­го мо­ле­ния пе­ред свя­той ико­ной хо­ле­ра пре­кра­ти­лась. За­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри то­гда же был спа­сен от хо­ле­ры и го­род Остро­гожск. Спа­се­ние от хо­ле­ры в 1847 и 1848 го­дах жи­те­ли Ко­ро­то­я­ка и Остро­гож­ска так­же по­лу­чи­ли по чуд­но­му за­ступ­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рое со­вер­ши­лось по­сле крест­но­го хо­да со свя­той ико­ной во­круг этих го­ро­дов.

По пре­да­нию, празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной иконе 5 фев­ра­ля бы­ло опре­де­ле­но еще пер­во­на­чаль­ни­ка­ми оби­те­ли — Ксе­но­фон­том и Иоаса­фом.

azbyka.ru

Икона Божией Матери «Дивногорская (Сицилийская)».Успенский Дивногорский мужской монастырь / Монастырский вестник

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали, завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе — в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847—1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца — с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.


monasterium.ru

Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери (+1092)

Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери – чудотворный образ. Явление этой чудотворной иконы произошло 5 февраля 1092 года в Сицилии. Этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, он написан в греко-византийском, а не романском стиле. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после, от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные колонии и византийский стиль иконописи.
Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми гор́е руками. Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.
Особенно прославилась чудотворная икона в 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов. Каждый год до революции 1(14) июля был крестный ход с этой иконой в город Коротояк, где она пребывает до 14(27) августа. К Успению Пресвятой Богородицы – престольному празднику Дивногорской обители образ непременно возвращался в монастырь.
Незадолго до закрытия Свято-Успенского Дивногорского монастыря, произошедшего в 1924 году, Дивногорская икона была спасена от уничтожения. Один из постоянных прихожан обители, служивший извозчиком в Коротояке, опасаясь надругательства над главной святыней Дивногорской обители, перевез образ к себе домой и укрыл его от богоборцев в дровах. Святыня долгие годы хранилась в селе Петропавловка Осторогожского района.
В 1992 году после возобновления регулярных богослужений на месте Дивногорской обители, образ Пречистой Девы был возвращен в Дивногорье.
Ныне этот чудотворный образ находится в Свято-Успенском Дивногорском мужском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием.
По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) в 2010 году был возрожден ежегодный крестный ход с Дивногорской иконой Божией Матери, который проходит с 1/14 июля дня празднования прославления Дивногорской иконы и до 1/14 августа начала Успенского поста.

По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля было определено еще первоначальниками обители – Ксенофонтом и Иоасафом. Вторым днем памяти Дивногорской иконы является — 14 июля.

Источники: http://www.sedmitza.ru/text/440278.html ;
http://calendar.rop.ru/icons1/feb05-ikona-divnogorskaya.html

sobor-voronezh.livejournal.com

Православие Доброполья — Икона Сицилийская или Дивногорская

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Ныне этот чудотворный образ находится в Дивногорском Успенском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

В 1831 году в Коротояке, как и по всей России, бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Ее икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная ее благочестивую жизнь.

Испросив благословления местных пастырей, многие из жителей Коротояка двинулись в тот же день 1 июля (по старому стилю) в Дивногорский монастырь просить виденную во сне икону. Объяснив причину своего прихода в монастырь, коротоякские жители просили настоятеля иеромонаха Анфима выдать им икону, виденную во сне. Но таковой иконы не оказалось в монастыре. Коломенская глубоко верила в истинность своего сновидения. Она не отступала и просила разыскать икону. Настоятель и братия созвали всех, находившихся в монастыре, спрашивая об иконе. Один престарелый служитель именем Андрей, человек благочестивый, живший еще в Вознесенском Коротоякском монастыре и в свободное время приходивший в Дивногорск, когда тот еще был приписною церковью к слободе Селявной, сказал, что видел на меловом столбе, что при дороге на Острогожск, древнюю икону. Сновидица и все пришедшие с нею поспешили к указанному столбу. Не доходя до столба, сновидица издали увидела икону и указала на нее, сказав, что это тот самый лик, в каком являлась ей Божия Матерь во сне.

Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по недавности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки. Снес ее вниз без всякого затруднения. Несмотря на то, что с этой горы и без ноши человеку невозможно идти, а спускаться ползком (место обретения иконы было в тот момент незаселенным, так как хутор Дивногорский появился только в начале XX века. Вследствие этого столь долго икона могла оставаться забытой).

После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. В честь нее был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.

Не менее замечательно и другое чудо, совершившееся в 1863 году. Имеется в виду чудесное исцеление от этой иконы государственной крестьянки слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Воронежской губернии, Евдокии Ивановой Сумерниной. Приведем то, что она сама рассказывала верующим о своей болезни и исцелении от нее.

Через пять лет после того, как она вышла замуж, она стала страдать лихорадкой, и эта болезнь не покидала ее около 15 лет. Однажды представилось ей во сне, будто бросилась ей в лицо кошка. На котором году от начала болезни это было, она не помнит. Больная проснулась от испуга и, почувствовав сильную жажду, устремилась к ведру с водой, стоявшему в той же самой комнате, где она спала. Однако сколько она ни пила воды, все же жажды своей утолить никак не могла. С этого времени она стала пить необыкновенно много воды; бывало так, что вода ртом и носом у нее лилась обратно, но жажда не прекращалась. Постепенно лицо ее и все тело стали опухать и, наконец, сделались блестящи, как стклянка. Она вся отяжелела. Есть ей ничего нельзя было, потому что все ей было противно. Не раз больная была приговорена врачами к смерти и напутствована Св. Тайнами.

К этой болезни у нее присоединилась еще другая – боль зубов. Следуя совету некоторых, она решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда это сделали, рот у нее перекосило, левый глаз повредился и все лицо изуродовалось. Вместе с тем и боль усилилась до нестерпимости.

Перенося эти ужасные страдания в одиночестве, она однажды вечером припомнила свою покойную мать, которая ей очень часто говорила одни и те же слова:

– Дочка! Что бы с тобой ни случилось, всегда прибегай к Царице Небесной, Божией Матери. Она тебе во всем поможет. Она от всякого несчастья избавит.

Припомнив это наставление своей матери, она тотчас же встала и пала пред висевшей в ее комнате на стене иконой Богоматери. Долго со слезами и почти до полного изнеможения она молила Царицу Небесную об избавлении от мучительной болезни. Она не помнит, каким образом ей удалось вернуться в постель и крепко заснуть.

В эту ночь во сне она увидела, будто ходит по каким-то высоким меловым горам между большими столбами; потом она очутилась в какой-то пещере, из которой не находила никакого выхода, пока одна неизвестная черница не взялась ее оттуда вывести и не указала ей дверь. Но лишь только больная наполовину отворила эту дверь, как на противоположной стене представившейся ей комнаты она увидела образ Богоматери, который был весь в сиянии, богато украшен и весь в цветах. Изумленная и обрадованная, она не могла идти дальше. Черница, стоявшая за ее спиной, указывая на икону, сказала ей:

– Проси Дивногорскую Владычицу.

Видение кончилось, и больная проснулась. Все мельчайшие подробности его живо сохранились в ее памяти, и она после не могла припомнить только одного: того, как черница назвала виденную ей икону. Сколько она ни спрашивала людей, где есть такая икона Богоматери, какую она видела во сне, никто ей сказать этого не мог; и куда она ни ходила с намерением отыскать ее, нигде, однако, не находила.

Идя однажды в Великоархангельскую слободу, где было освящение иконостаса, с надеждой увидеть там явившуюся ей во сне икону Божией Матери, больная случайно встретилась с одной Бутурлиновской черницей и рассказала ей на пути как о своем видении во сне, так и о долгих, но безрезультатных поисках виденной во сне иконы. Черница, выслушав ее, сказала:

– Иди ты в Дивногорский монастырь; там ты найдешь и виденную тобой во сне местность, и явившуюся тебе икону Царицы Небесной. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала.

Приняв совет черницы, больная к празднику Успения Богородицы, вместе с другими жителями слободы Бутурлиновки, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Приближаясь к монастырю, она с удивлением стала замечать сходство данной местности с той, которую видела во сне: до мельчайших подробностей все было сходно.

«Когда же я, – приводим собственные слова исцеленной, – подошла к иконе Царицы Небесной, стоявшей в меловом столпе, я вся затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была точно такая, какую во сне я видела и которую столь долго искала. Пала я пред Царицей Небесной, обрадованная, – в Ней я видела избавление свое от многолетней тяжкой болезни. Служили молебен Царице Небесной; после молебна я приложилась к иконе и в то же время почувствовала облегчение от болезни: сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом я могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя, – облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной, но о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала; только одна бывшая со мной на богомолье слобожанка, взглянув на меня, когда сели мы подкрепиться пищей, сказала мне:

– Тетя, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло прежний вид.

«Да, – сказала я, – теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровой; прежней боли я совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно; буду молиться и надеяться на милость Божию; Господь милосердый избавит меня от мучительной, долговременной болезни моей. – И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть я стала все, отвращения от пищи никакого не имею и, прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровой по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Я несомненно верю, что Сама Она благодатным Своим посещением в сонном моем видении указала мне, что у Нее должна я искать помощи и где могу получить избавление от болезни».

Истинность этого рассказа засвидетельствовал духовный отец исцеленной, протоиерей Иаков Пахомов. Сам же рассказ сообщен высокопреосвященнейшим Иосифом, архиепископом Воронежским, и напечатан в журнале «Душеполезное Чтение» за 1863 год, в апрельской книжке, на 454—458 страницах.

    

Евгений Марков, описывая в 1891 году поездку в монастырь, приводит свой разговор с одним из иноков обители: «Икона только и кормит монастырь! Круглый год ходит. Теперь Матушка из Боброва вышла, а где ходит – неизвестно».

Представление о том, каким почитанием пользовалась икона Дивногорской Сицилийской Божией Матери даёт рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П. Сергеева: «Из монастыря с Чудотворной иконой вышло 6-7 тысяч, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30… За 4 версты от Острогожска тысячи народа встретили Святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70-80 тысяч. Признаюсь, я такого торжества еще не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосходил всякое мое представление!».

В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.

А вот такую икону Пресвятой Богородицы мы видели при посещении Дивногорья, изумительного по красоте и тишине монастыря. Образ так понравился, что некоторые паломники приобрели его для себя и своих приходов.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

voskresenie.com.ua

Большие Дивы — Архитектура

Пещерный комплекс в Больших Дивах с церковью Сицилийской иконы Божией Матери

Пещерный комплекс в Больших Дивах расположен в основании мелового останца-дивы. Комплекс имеет два яруса, объединенных лестничным переходом. Нижний ярус состоит из пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери и обводной галереи с рядом расширений, верхний — включает три помещения хозяйственно-жилого назначения. В галерее 8 расширений-камер — аркосолий, с небольшими киотами. Они могли использоваться для захоронений. Внутри и снаружи храм был украшен фресками, которые от влажности быстро пришли в плачевное состояние.

Первое документальное упоминание о пещере в Больших Дивах относится к 1831 г., когда здесь была обретена Сицилийская икона Божией Матери. Согласно же монастырскому преданию, задолго до этих событий пещерный храм был создан основателями монастыря Ксенофонтом и Иоасафом. С 1856 г. комплекс находился в ведении Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Для присмотра за пещерами и обеспечения доступа к ним редких посетителей здесь была поставлена деревянная сторожка, где проживал монах. Тысячи паломников посещали Большие Дивы в XIX в. на праздник Успения. Интересно, что вплоть до начала 1930-х гг. здесь велись богослужения. В ХХ в. комплекс был сильно разрушен. Его реставрация началась с созданием музея-заповедника «Дивногорье». Общая протяженность комплекса 300 м. Посещение возможно только во время экскурсии.

Сицилийская икона Божией Матери

Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего происхождения. Впервые в русской иконографической традиции этот образ появляется в 1092 г. В Дивногорье икону принесли иноки Ксенофонт и Иоасаф. По преданию, икона сама вознеслась на меловой столб-диву, указав, что будет оберегать это святое место. Когда это было, предание умалчивает, возможно, в начале XVII в.

Лишь в 1831 г., когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры, Сицилийская Икона Божией Матери была «обретена» над входом в пещеру в Больших Дивах как чудотворная. 14 июля 1831 года считается днем «обретения» иконы. Древняя икона, к сожалению, не сохранилась, её возили по городам, и во время одной из поездок она была утеряна. Ещё в XIX в. с неё писались списки, один из них сейчас находится в церкви в Больших Дивах. Данный список писан на дереве и был покрыт металлическим окладом. В 2009 г. икона возвратилась в храм после реставрации. Считается, что Сицилийская Икона Божией Матери спасает людей от болезней и стихийных бедствий. Православная церковь отмечает праздник иконы 18 (5) февраля. Помимо «Сицилийской» икона имеет ещё два названия — «Исцелийская» и «Дивногорская», а списки её находятся также в Дивногорском Свято-Успенском монастыре, в Каменке, Россоши и других храмах.

www.divnogor.ru

ДИВНОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Древо

Дивногорская икона Божией Матери
Дивногорская икона Божией Матери
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери

Память 5 февраля, 1 июля (День прославления — Воронеж. [1])

Получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения — Сицилии [2]. По преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

Незадолго до закрытия Дивногорского монастыря, произошедшего в 1924 году, Дивногорская икона была спасена от уничтожения. Один из постоянных прихожан обители, служивший извозчиком в Коротояке, опасаясь надругательства над главной святыней Дивногорской обители, перевез образ к себе домой и укрыл его от богоборцев в дровах. Святыня долгие годы хранилась в селе Петропавловке Острогожского района.

В 1992 году после возобновления регулярных богослужений на месте Дивногорской обители, образ Пречистой Девы был возвращен в Дивногорье. Ныне образ находится в Успенском Дивногорском мужском монастыре.

Описание образа

На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке — расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой — благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе́ руками. Над главой Богоматери — Святой Дух в виде голубя.

Прославление

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера. Возобновил её повсеместное почитание епископ Воронежский Антоний (Смирницкий), после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края [3]. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Иларионовне Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

Известны и другие случаи исцелений по молитвам у Дивногорской иконы.

В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием. По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина), в 2010 году был возрожден ежегодный крестный ход с Дивногорской иконой Божией Матери, который проходит с 1/14 июля дня празднования прославления Дивногорской иконы и до 1/14 августа начала Успенского поста.

По преданию, празднование чудотворной иконе 5 февраля было определено еще первоначальниками обители — Ксенофонтом и Иоасафом.

Использованные материалы

  • «Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери» // Сайт Издательства Московской Патриархии
  • Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Февраль
  • Иконы Пресвятой Богородицы: Чудотворная икона Божией Матери Сицилийская (Дивногорская) // Сайт прихода храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове:
  • Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери (+1092), страница «Живого журнала» священника Константина Ревы


[1]  Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери (+1092), https://sobor-voronezh.livejournal.com/28587.html Е. Поселянин: В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440278/

[2]  Ее явление последовало в 1092 году, по информации https://hram-vlad-butovo.ru/h_online_library/bmicons/?SECTIO…829

[3]  Иером. Митрофан (Шкурин). «Антоний (Смирницкий)» // «Православная Энциклопедия» Т. 2, С. 641-642, http://www.pravenc.ru/text/116018.html

drevo-info.ru

Икона Пресвятой Богородицы Дивногорская (Сицилийская)

Дивногорская икона Богоматери, называемая также Сицилийская, прославилась в период своего нахождения в Дивногорском монастыре Воронежской губернии. Как гласят предания, оказалась она на территории России стараниями старцев Иоасофа и Ксенофонта, которые доставили ее с Сицилии предположительно в 15 веке. Они же и основали Дивногорский монастырь.

На Сицилии же обретение иконы датируется 1092 годом. Особенностью иконописного образа считается его совершенно православный стиль написания, при том что появился он на территории, где господствовал романский иконописный канон.

Дивногорская икона Богоматери
(Фото с сайта livejournal.com)

В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

Чудотворный потенциал образ в полную силу раскрыл в 1831 году в период распространения холеры. Пожилой жительнице одной из деревень, находившихся недалеко от монастыря, явился образ Богоматери с иконы и наказал совершить молебен с просьбами о защите от холеры. Массовый молебен жителей окрестных деревень заставил холеру отступить. Позднее в 1847 году население также обращалось за помощью к иконе, спасаясь от холеры, и снова получило спасение.

Сохранилась история чудесного исцеления от Дивногорского образа крестьянки, более 15 лет страдавшей от тяжелых болезней. В 1863 году женщина уже практически в предсмертном состоянии, изнуренная своими недугами, увидела сон, в котором она увидела Богоматерь, наказавшую ей идти и молиться об исцелении от болезней перед Дивногорской иконой. Проснувшись, женщина явственно помнила все сюжеты сна, но название образа забыла. Чудесным образом позднее ей довелось в поисках своих попасть в Дивногорский монастырь. Она сразу же узнала местность, в которой уже оказывалась в своем сне. Полное исцеление к женщине пришло сразу же, как только она оказалась перед образом: в частности прошли приступы лихорадки, исчезла мучившая женщину неутолимая жажда, появился аппетит, восстановилась работа мышц лица.

Дивногорская икона Богоматери в серебряном окладе
(Фото с сайта troickiyhram.prihod.ru)

Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.

 

blagozdravnica.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *