Нилова пустынь на селигере монастырь официальный сайт – Нило-столобенская пустынь

Нило-столобенская пустынь

Начало XVII века для обители оказалось неблагоприятным. Сперва Россию постигли неурожаи и голод, а затем наступили тяжкие времена царствования Василия Иоанновича Шуйского и междуцарствия. В 1609 — 1610 годах близлежащие к монастырю селигерские земли и сам монастырь подверглись литовскому нашествию и разорению. При кончине первого настоятеля, последовавшей 22 февраля 1614 года, Нилова пустынь от неурожаев и грабежей совершенно не имела средств к существованию. В это время в ней были одна деревянная церковь, часовня с гробницей преподобного Нила, колокольня — «столб дубовый» с пятью малыми колоколами, шесть деревянных келий и житница. Образов в иконостасах было весьма мало, и те без окладов, богослужебные книги в основном рукописные и при этом только самые необходимые, а сосуды церковные — оловянные.

Но почти с самого основания монастыря под руководством настоятеля воспитывался достойный ему преемник, которому и суждено было впоследствии привести обитель в благоустроенное состояние, обеспечив ее содержание на будущее время. Это был незабвенный для монастыря инок Нектарий (Теляшин) — сын одного богобоязненного крестьянина Патриаршей Осташковской слободы. Он родился в 1586 году и еще в детстве поступил в обитель преподобного Нила, где, после двухлетнего обучения чтению, письму, закону Божию и правилам иноческой жизни, в первых годах XVII столетия принял пострижение, а впоследствии и рукоположение в священный сан иеромонаха.

Несмотря на свои молодые годы, иеромонах Нектарий настолько созрел духовно, что по смерти своего наставника и основателя обители — преподобного Германа, мог принять на себя тяжелое бремя управления монастырем. Своими благоразумными распоряжениями, своим умом и благочестивой подвижнической жизнью он обратил на себя и на обитель внимание новгородских архипастырей, боярина князя Б.М. Лыкова, в вотчине которого находился монастырь, и некоторых других знаменитых особ духовных и светских. Среди них были митрополит Ростовский Варлаам II, преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, князья А.Н. Трубецкой и Д.М. Пожарский, бояре С.В. Котловский и И.Н. Романов и другие важные лица. Все они оказывали монастырю разного рода благотворения. Митрополит Новгородский Макарий в 1620 году возвел настоятеля о. Нектария в сан игумена, а обитель освободил от взноса церковной дани. Боярин Лыков даровал монастырю соседний остров Городомля и полуостров Святица (ныне Светлица), рыбную ловлю на Селигере, небольшую ругу хлебом, деньгами и церковной утварью и до конца своей жизни всячески покровительствовал монастырю.

Отец Нектарий, снискавший себе всеобщий почет и уважение, обратил на себя особое внимание и Царя Михаила Феодоровича, который благоволил ежегодно отпускать из своих царских доходов в монастырь некоторое количество хлеба, денег и съестных припасов. Эта царская руга была удержана за монастырем во все дальнейшие годы его существования. В 1636 году игумен Нектарий был посвящен в архиерейский сан и возведен на кафедру Архиепископа Сибирского и Тобольского, хотя не искал и не желал этого. Через три года, повинуясь завещанию своего духовного отца и наставника — преп. Германа, который заповедовал ему не покидать монастырь, и своему внутреннему влечению в мирную обитель, святитель Нектарий по собственному прошению был отпущен в Нилову пустынь. «Како мне забыти, — писал он по этому поводу в 1639 году к одному из сановников Царя Михаила Феодоровича, — труды и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить: какова милость Божия надо мною грешным была в Пустыни, и что мы кушали: вместо хлеба траву папорть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятлевину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолкши, а гладом не уморил нас Бог?» Возвратившись обратно, святитель Нектарий через некоторое время опять принял монастырь в свое управление. После этого внимание царственных особ, государственных сановников и разных благотворителей к Ниловой пустыни усугубилось.

При таких благоприятных условиях святитель постепенно построил новые и обновил старые здания монастыря. В 1622 году была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня построена около 1635 года новая, на месте часовни, что над гробницей преподобного Нила. Святитель устроил больничные и гостиные кельи, обнес монастырь оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем.

Им были заведены на Столобном острове два яблоневых сада в 500 деревьев и хлебопашество на ближних пустошах, а также построены две водяные мукомольные мельницы на речках Сороге и Сиговке. В правление святителя Нектария значительно пополнилась ризница обители. В Осташкове, а позднее в Новгороде и Москве открылись монастырские подворья.

Но особенно настоятель заботился о духовном росте братии монастыря. Для этого он собрал немалую по тем временам библиотеку, состоящую из книг преимущественно душеполезного содержания. Не упускал он удобного случая назидать братию как словом, так и примером своей строгой подвижнической жизни. Управляя Тобольской епархией, Архиепископ Нектарий прислал в монастырь вместе с книгой «Синодик» увещание братии проводить жизнь в трудах, посте, целомудрии и сокрушенных молитвах. Это увещание и по смерти его служило инокам и послушникам хорошим напоминанием о христианских и монашеских обязанностях. Святитель строго заповедовал неуклонно соблюдать общежительный устав, который составляет главную основу для всех добрых порядков монастыря, а также всячески воздерживаться от употребления вина, повелев при этом изгонять из обители нарушающих это строгое предписание.

Труды Владыки Нектария по созиданию монастырской жизни оказались весьма благотворны как для самой обители, так и для всей Русской Церкви. Нилова пустынь, помимо зданий и храмов, со временем украсилась еще и иноками подвижнической, добродетельной жизни, которые впоследствии возводились на должности настоятелей монастырей в разных городах России, а некоторые из них удостоились получения высшей почести — архиерейского сана.

 

 

 

 

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Фасовка чая — это не самое трудоемкое послушание в Ниловой пустыни. В монастыре производят два вида травяного чая. Успокаивающий составляется из 11 различных трав, которые поставляются из российских регионов и из-за рубежа. Фасовка производится вручную, сначала травы бережно перебирают, а потом в определенных пропорциях смешивают. В состав этого чая входят: мелисса, мята, душица, чабрец, липа (цвет), боярышник, зверобой, шиповник, смородина (лист), донник, и др.

Кроме того, в монастыре расфасовывают Иван-чай. Летом трудники монастыря занимаются сбором на экологически чистых монастырских угодьях в окрестностях озера Селигер. Настоящий русский чай ИВАН-ЧАЙ (копорский кипрей узколистный) – род растений семейства кипрейных. Чай продается в лавках нашей обители и на ярмарках-выставках Москвы и Санкт-Петербурга.

Больше всего такого чая в дореволюционные времена заготавливали в селении Копорье под Петербургом. Поэтому и стали называть напиток, а позже и сам «Иван-чай», Копорским чаем. Ценили его сибиряки и голландцы, донские казаки и датчане. Позже он стал важной составляющей российского экспорта. После особой обработки Иван-чай отправляли морем в Англию и другие страны Европы. За границей его называли русским чаем! Уходя в дальнее путешествие, моряки обязательно брали с собой Иван-чай — пили сами и дарили во время стоянок в различных портах мира.

В XIX веке Иван-чай конкурировал с индийским чаем. Даже Великобритания, владевшая огромными чайными плантациями в Индии, покупала ежегодно десятки тысяч пудов Копорского чая.

Так почему же в России прекратилось столь выгодное производство Копорского чая? Считается, что в конце XIX века его популярность оказалась, так велика, что стала подрывать финансовое могущество Ост-Индийской чайной кампании, торговавшей индийским чаем. Кампания раздула скандал: якобы русские перетирают чай белой глиной, а она вредна для здоровья. Как бы то ни было, компания добилась своего, закупки русского чая были снижены, а после революции 1917 года прекратились полностью.

Иван-чай обладает приятным, чуть терпким вкусом с душистым цветочно-травяным ароматом и содержит до 20% дубильных веществ, биофлавониды, слизь, пективные вещества и витамины групп “B” и “C”. В цветках содержится до 25 мг нектара на каждый цветок. Кроме того, иван-чай содержит много белка, который легко усваивается организмом, что позволяет просто и быстро насыщаться энергией.

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Высокопреосвященнейший Савва,

митрополит Тверской и Кашинский,

 священноархимандрит Нило-Столобенской пустыни

 

   Биография


Родился 10 мая 1980 года в Перми в семье рабочих. В раннем возрасте переехал вместе с родителями в город Касимов. 19 мая 1986 года крещён священником Сергием Серебряковым в храме святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Касимове Рязанской епархии.

В 1987—1997 годах обучался в средней школе. Сразу же по её окончании поступил на 1-й курс Московской духовной семинарии (МДС).

28 декабря 2000 года во время обучения на 4-м курсе семинарии, ректор Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгений (Решетников) совершил над ним хиротесию во чтеца.

В 2001 году по окончании МДС был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), который назначил его преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно своим секретарём-референтом.

27 ноября 2001 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Рязанском духовном училище митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.

2 декабря 2001 года митрополитом Симоном рукоположён во иеродиакона, а 4 декабря ― во иеромонаха и назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе.

В 2002 году поступил на заочное отделение Московской духовной академии.

17 октября 2002 года назначен проректором по учебной работе Рязанского духовного училища.

27 апреля 2003 году к пасхе Пасхи награждён наперсным крестом.

9 декабря 2003 года зачислен на 2-й курс теологического отделения Рязанского государственного педагогического университета и назначен преподавателем догматического богословия на теологическом отделении.

15 марта 2005 года архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом (Пономарёвым) почислен за штат с правом перехода в другую епархию, согласно поданному прошению.

15 апреля 2005 года архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) принят в клир Ярославской епархии. Нёс послушание келейника митрополита Симона (Новикова), одновременно исполняя различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря.

22 февраля 2007 года назначен помощником проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.

14 июня 2007 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни)». 12 февраля 2008 года окончил Рязанский государственный университет по специальности «Теология». 18 марта 2008 года назначен на должность проректора по учебной и воспитательной работе Ярославской духовной семинарии.

19 апреля 2009 года возведён в сан игумена. 29 апреля 2009 года назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма Ярославля. 14 июля 2009 года назначен благочинным Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря.

10 октября 2009 года назначен наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

12 октября 2009 года по благословению архиепископа Ярославского Кирилла поступил в Общецерковную докторантуру.

С 12 апреля по 21 мая 2010 года находился на обучении в Англии в Оксфордском колледже Святой Клары на предмет изучения английского языка.

1 июля 2010 года назначен первым проректором Ярославской духовной семинарии.

10 ноября 2010 года назначен благочинным храмов Гаврилов-Ямского района.

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви назначен наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

30 мая 2011 года решением Священного синода избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии.

28 июня 2011 года в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

10 июля 2011 года за Всенощным бдением в храме Владимирского скита Валаамского монастыря состоялось наречение архимандрита Саввы во епископа Воскресенского, викария Московской епархии.

11 июля 2011 года хиротонисан во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов), архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Троицкий Панкратий (Жердев), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов).

31 декабря 2011 года распоряжением патриарха Кирилла преосвященному Савве поручено управление Юго-восточным викариатством (в границах Юго-восточного административного округа Москвы) и викариатством в пределах новых территорий, включённых в административные границы Москвы.

19 марта 2014 года решением Священного синода назначен первым заместителем управляющего делами Московской патриархии.

12 сентября 2014 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре защитил докторскую диссертацию «Авраамиев Богоявленский монастырь города Ростова Великого — архитектура в её церковно-историческом развитии» на соискание учёной степени доктора церковной истории.

6 апреля 2016 года избран в члены президиума Всемирного русского народного собора.

1 февраля 2017 года решением Священного синода включён в состав организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

14 июля 2018 года решением Священного синода назначен епископом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии с сохранением должности первого заместителя управляющего делами Московской патриархии и освобождением от должности наместника Новоспасского ставропигиального монастыря.

18 июля в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавре патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Свидетельства о чудесах, совершавшихся при гробнице преподобного до основания монастыря.

1. «Какой-то человек, по имени Иван, по прозванию Куров, проезжая из Осташкова озером Селигером, пристал к острову Столобному. На острове в это время никто не жил. Войдя на остров, он пришел к гробнице преподобного и, по наущению диавола, начал снимать с нее покров и тотчас поражен был страшным видением: вместе с покровом как-будто поднималась и гробница. Ужаснулся Иван, а не оставил своего дурного намерения: а, продолжая следовать внушению диавола, тащил покров с гробницы. Но вдруг ослаб всеми членами своего тела и впал в умопомешательство, и в таком состоянии отвезли его домой.Никто не знал причины его болезни. Уже по прошествии полугода он пришел в себя, вспомнил о своем грехе и приказал везти себя на остров Столобное ко гробу преподобного Нила. Быв привезен туда, он плакал умиленно, прося прощения в своей дерзости и получил исцеление и телу и уму своему, и отправился в дом свой с радостию, благодаря и прославляя Бога и угодника Его, преподобного Нила, и об этом чуде рассказал многим.»

2. «Когда жестокосердные селигерцы, подстрекаемые завистью, рубили на Столобном острове лес, то оставили одну сосну. Сосна эта была очень высока, ветвиста и кудрява; видна была издали проезжавшим по озеру Селигеру. В Осташкове между тем случился большой пожар. После этого пожара пришел на остров Столобное из Осташкова один из простолюдинов, по имени Нечай, по прозванию Язвихин, и вздумал эту оставшуюся сосну срубить на построение себе дома, но когда начал рубить, то внезапно невидимой силой далеко был отброшен от дерева. Спустя немного времени, опомнившись и признав свой грех, испросил себе пред гробницей преподобного прощение, и дав обещание впредь не прикасаться ни к какому дереву на этом острове, отправился в дом свой.»

3. «В другое время того же Осташкова житель, по имени Феодор, по прозванию Теляшин, пришел на остров рубить ту же сосну; но, начав рубить, изломал три топора и не смог не только изрубить, но и повредить этого дерева. Из этого Феодор понял, что Богу не угодно, чтобы какое-нибудь дерево было срублено на острове и, испросив у гробницы преподобного прощение в своем грехе, возвратился в свой дом, удивляясь происшедшему.»

4. «Когда преподобный был еще жив, хаживал к нему для получения пользы душевной какой-то житель Осташкова по имени Никита. Спустя несколько лет после кончины святого, напала на Никиту болезнь умопомешательства, и он жестоко мучим был бесами. Преподобный неоднократно являлся ему , как живой, и отгонял от него бесов, нападавших на него, и тем облегчал его болезнь. Никита, видя такое благотворное посещение преподобного, велел везти себя к гробнице его на Столобное; и, лишь только привезли его к гробнице, тотчас молитвами святого бесовский полк был прогнан. Получив, таким образом, совершенное исцеление от болезни и избавление от бесовского мучения, Никита возвратился в дом свой, радуясь и славя Бога и угодника Его Нила.» 

5. «Сын помянутого Никиты Сильвестр, по прозванию Третьяк, впал в тяжкую глазную болезнь и от нее не мог уснуть. Вспомнив о скором исцелении при гробнице преподобного отца своего, приказал везти и себя к этой гробнице. Быв привезен, начал молиться и молился долго, с верой и слезами, потом потер глаза свои покровом, лежащим на гробнице святого, и тотчас же, по молитвам чудотворца, получил от глазной болезни совершенное исцеление. Принеся Богу и Его угоднику благодарение, возвратился домой с радостию.» 

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Братская трапезная нашего монастыря находится напротив Богоявленского собора, это зал с очень высоким потолком, практически в два этажа, узкий и протяженный.

Новая трапезная существует четвертый год, открылась она на Пасху в 2011 году и способна вместить более 200 человек. До этого братия трапезовала в небольшом помещении, где одновременно могли находиться не более 45 человек. Потому обеды и ужины проходили в несколько смен. Еще одна трапезная предназначена для трудящихся и паломников.

В братской трапезной проходят послушания монашествующие, послушники и трудники. Рядом с обеденной залой есть отдельное помещения для поваров, где стоят несколько электроплит и разделочные столы с различной утварью. Помимо электроплит, у поваров есть маленькая газовая плита на экстренный случай, а также духовые шкафы. Трудящиеся на кухне располагают различным оборудованием и приспособлениями для приготовления пищи, запасы хранятся в трех морозильных камерах. В обители запасают рыбу, овощи, отдельный холодильник отведен для молочных продуктов. Есть достаточно вместительное отдельное помещение для мойки, где на удобных стеллажах хранится посуда.

Сейчас для всей братии готовит один повар. Если требуется приготовить большой объем пищи, за плиту может стать любой помощник. Как правило, отдельный человек отвечает за разделку. Предварительная подготовка продуктов осуществляется накануне вечером. Непосредственно перед трапезами пищу развозят на официантских тележках и накрывают расставленные в два ряда столы.

Меню составляет старший по трапезной, его затем согласовывает келарь и утверждает наместник. По традиции перемена блюд осуществляется по звонку — когда возглавляющий трапезу старший священник звонит в колокольчик. До и после приема пищи совершается соборная молитва.

Фотографии сделаны, для православного журнала «ФОМА»

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Летопись обители

  • 1528 год – Приход Преподобного Нила Столобенского на остров Столобный
  • 1555 год – Преставление Преподобного Нила
  • 1560 год – Возведение первой часовни на месте подвигов Преподобного
  • 1594 год – Возведение первого деревянного храма Богоявления Господня на острове Столобный
  • 1594 год – Благословение святителя Иова на основание монастыря Нилова пустынь
  • 1595 год – Написание первого иконописного образа Преподобного Нила Столобенского
  • 1598 год – Составление жития Преподобного Нила
  • 1610 год – Разорение обители при литовском нашествии
  • 1620 год – Возведение в сан игумена настоятеля обители монаха Нектария
  • 1622 год – Начало строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы
  • 1635 год – Возведение нового деревянного храма Богоявления на месте сгоревшего первого
  • 1636 год – Возведение игумена Нектария в сан архиепископа Сибирского и Тобольского 
  • 1665 год – Пожар в монастыре уничтожает все строения обители
  • 1667 год – Преставление игумена обители свт. Нектария
  • 1667 год – Обретение святых мощей Преподобного Нила Столобенского
  • 1669 год – Возведение первых каменных строений на острове
  • 1671 год – Начало строительства первого каменного Богоявленского собора
  • 1671 год – Перенесение св. мощей Преподобного в Богоявленский собор
  • 1700 год – Возведение храма Преподобного Нила (позднее храм Всех Святых)
  • 1755 год – Возведение надвратного храма Преподобного Нила Столобенского
  • 1756 год – Общецерковное прославление Преподобного Нила Столобенского
  • 1764 год — Возведение надвратного храма св. апп. Петра и Павла
  • 1781 год – Возведение храма св. Иоанна Предтечи
  • 1788 год – Возведение Крестовоздвиженского храма
  • 1820 год – Посещение обители Императором Александром I
  • 1833 год – Возведение нового каменного Богоявленского собора
  • 1838 год – Реконструкция строений соборного двора
  • 1851 год – Сооружение гранитной набережной вокруг острова Столобный
  • 1919 год – Кощунственное вскрытие святых мощей Преподобного Нила
  • 1928 год – Последнее богослужение. Закрытие монастыря 
  • 1928 год – В монастыре организована колония для несовершеннолетних
  • 1939 год – В монастыре организован лагерь для польских военнопленных
  • 1941 год – В монастыре организован военный госпиталь 3-ей ударной армии
  • 1945 год – В монастыре организована колония для несовершеннолетних
  • 1960 год — В монастыре организован дом престарелых
  • 1971 год – В уцелевших монастырских зданиях открыта турбаза «Рассвет»
  • 1990 год – Решением Совета министров РСФСР комплекс Нило-Столобенской пустыни передан в пользование  Русской Православной Церкви
  • 1991 год – Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершает первую Литургию в Благовещенском приделе Богоявленского собора обители
  • 1994 год – Торжественно отмечается дата 400-летия со дня основания обители
  • 1995 год – Торжественное перенесение Патриархом Алексием II святых мощей Преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь
  • 2000 год – Прославление в числе новомучеников Российских пострижеников Ниловой пустыни: преподобномучеников Виталия, Дионисия и Павла.
  • 2003 год – Обретение мощей святителя Нектария, игумена Столобенского
  • 2005 год – Празднование 450-летия преставления Преподобного Нила Столобенского
  • 2010 год – Преставление первого наместника возрожденной обители архимандрита Вассиана (Шуста), назначение наместником монастыря архимандрита Аркадия (Губанова)
  • 2017 год — Празднование 350-летия обретения мощей преподобного Нила и 25-летие возрождения монастыря 

 

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Нило-столобенская пустынь

Разрушительную революцию принес России ХХ век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие прошлого, собранное многими поколениями. Для Русской Православной Церкви наступило время тяжелого крестоношения, когда миру были явлены сонмы новомучеников и исповедников Христовых.

Сразу после октябрьского переворота по России прокатилась волна вскрытий мощей святых угодников Божьих. 25 февраля 1919 года были кощунственно вскрыты и мощи преподобного Нила. А позднее их вывезли из обители и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. Все драгоценности Ниловой пустыни новые властители изъяли, обитель была разграблена. Все же Нилова пустынь продолжала существовать еще несколько лет. В 20-е годы, с целью закрыть монастырь, властями был устроен судебный процесс над братией монастыря во главе с архимандритом Иоанникием (Поповым) и осташковским викарным епископом Гавриилом (Аболымовым). Вскоре в обители не осталось ни одного монаха, лишь архивы НКВД могут поведать о дальнейших их судьбах. Последняя Литургия была отслужена в монастыре в 1928 году.

Схиигумен Михаил. Фото начала ХХ века, архив Ниловой пустыни

 Среди исповедников православной веры был и постриженик Ниловой пустыни схиигумен Михаил. Он принял постриг и подвизался в обители по благословению св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. В 1927 году, когда начались гонения и притеснения монахов, отец Михаил перешел в более отдаленную обитель — Новосоловецкую пустынь. Там он пробыл до начала 30-х годов, а потом вынужден был скитаться по деревням и жить у своих духовных чад. Отец Михаил имел дар прозорливости и исцеления болезней. Его почитали в народе как опытного духовника и старца.

В середине 30-х годов отец Михаил поселился у реки Серемхи, на месте первых пустынных подвигов преподобного Нила. Служил здесь сначала в храме, а когда тот закрыли — тайно, у себя в келье. Келейница отца Михаила однажды видела его во время молитвы стоящим на воздухе, о чем он при своей жизни запретил рассказывать. Смерть свою старец предвидел и готовился к ней. Умер батюшка 13 (26) мая 1941 года в понедельник, когда отмечается память всех Небесных Сил Бесплотных.


За время советской власти на территории монастыря размещалась и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников. С сентября 1939 по май 1940 года здесь содержались в заключении польские военнопленные. Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь, потом, до начала 60-х годов, — колония для несовершеннолетних преступников, позднее, — дом престарелых. В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь открылась турбаза «Рассвет».



К концу 80-х годов монастырь стоял уже брошенный, так как без восстановительных работ, требующих вложения больших средств, здания монастыря использовать было уже невозможно.


Фотографии монастыря начала ХХ века

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *