Псковская область (монастыри) — Азбука паломника
Дата основания: сер. XII в.
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший в Пскове, один из древнейших на Руси. Время основания монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.
Как добраться: монастырь находится на Мирожской набережной, 2 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусах №2, 6 (остановка «Дамба). Контакты: тел. +7(8112) 57-64-03, +7909-576-12-22.
Адрес: г. Псков, Мирожская наб., 2
Подробнее…
Дата основания: не позже 2-й пол. XIII в.
Недалеко от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь, который изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе в излучине реки Великая.
Монастырь всемирно известен фресками. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как мирожские и сохранились фрагментарно.
Как добраться: монастырь расположен по адресу Снятная гора, 1 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусе №1 (остановка «Снятная Гора»)
Контакты: тел. +7(8112) 75-01-88, 75-01-25.
г. Псков, ул. Снятная Гора, 1
Подробнее…
Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово
дата основания: ок. 1447
Подробнее…
Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5
дата основания: 1473
Подробнее…
(Христорождественский Онуфриево-Мальский мужской монастырь)
Псковская обл., Печорский р-н, у д. Малы
дата основания: ок. 1480
Подробнее…
Псковская обл., Псковский р-н, д. Крипецкое-1
дата основания: 1487
Подробнее…
Псковская обл., Пушкиногорский р-н, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1
дата основания: 1569
Подробнее…
Псковская обл., Порховский р-н, ур. Никандрова пустынь (6 км южнее д. Любовец)
дата основания: ок. 1589
Подробнее…
Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково
дата основания: 1865
Подробнее…
Псковская обл., Островский р-н, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80
дата основания: 1907
Подробнее…
azbyka.ru
Топ 10 — монастыри Псковской области
Псков – один из самых древних городов нашей страны, он пережил множество всевозможных событий и дал миру немало достойных людей. На Псковской земле располагаются святыни с многовековой историей, жемчужины христианского мира. Сюда съезжаются паломники, кто-то из них стремится приложиться к святым мощам, получить совет от старцев, другие познакомится с храмами и монастырями Псковской земли с точки зрения истории и архитектуры.
Церкви и храмы Пскова отличны от других культовых сооружений России того времени, в искусствоведении выделяют псковскую архитектурную школу мастеров, возводивших белокаменные одноглавые храмы с отдельно стоящей звонницей. Наряду с каменными храмами на Псковской земле сохранились и памятники деревянного зодчества.
Главные монастыри Пскова и Псковской области
Самые известные святые места, женские и мужские православные обители. Список, фото с названиями и описанием!
Псково-Печерский
Находится в 50 км к западу от Пскова. Известен «пещерами», где покоятся мощи святых отцов. Обитель Псково-Печерского монастыря находится в овраге между двумя горами. История обители насчитывает более 500 лет. Этот монастырь является одной из самых важных святынь нашей страны. Он единственный не закрывался в годы советской власти. На территории обители много церквей, включая церковь Успения Божией матери (1473 г.) – это самая древняя церковь монастыря.
Спасо-Елизаровский
Находится в 27 км от Пскова. Основан преподобным Евфросином. Время основания – 1447 г. Главный храм монастыря – белокаменный Собор Трех Святителей. С 2000 г. начато его возрождение. Построены новый сестринский корпус и трапезная. В старом сестринском корпусе находится гостиница. Главные иконы монастыря: Цареградская икона Божией матери, а также икона Спас Елизаровский, почитаемая покровителем псковской земли.
Крыпецкий
Основан в XV в. преподобным Саввой Крыпецким. Полное название Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Он расположен в 25 км от Пскова. На территории монастыря расположен двухэтажный Собор Св. Евангелиста Иоанна Богослова 16 в., построен игуменом Феоктистом. Наверху есть придел во имя св. Саввы Архиепископа Сербского, внизу придел Саввы Крыпецкого. Также монастырь известен святым источником Саввы Крыпецкого.
Мирожский
Занимает одно из центральных мест среди христианских ценностей Пскова. Находится на левом берегу реки Великой. Впервые упомянут в летописи в 1156 г. Славится сохранившимися фресками Спасо-Преображенского Собора, датируемыми домонгольским периодом, написанными византийскими мастерами. Сам собор относится к крестово-купольному типу храмов, построен из плинфы и камня, датируется XI в.
Святогорский
Мужской монастырь. Расположен в поселке Пушкинские горы. Основан в XVI в. по приказу Ивана IV Грозного. Славится чудотворной иконой Богородицы Одигитрия. Сохранился Успенский Собор 1569 г., в нем угадывается стиль псковской архитектурной школы XVI в. Также на территории монастыря находится колокольня (1821 г.) и братский корпус, датируемый 1820 г. Святогорский монастырь стал местом упокоения для А.С. Пушкина.
Никандрова пустынь
Находится примерно в 70 км от Пскова. Основателем считают св. Никандра. Монастырь датируется XVI в. На его территории находятся белокаменная Церковь Благовещения с голубыми куполами, построенная и освещенная в 2005 г. Паломники стремятся посетить Святой источник Петра и Павла. Также здесь находится построенная в 2002 г. Церковь иконы Богоматери «Взыскания погибших» и деревянная церковь Царственных Новомучеников (2004-2007 гг.). В 2005 г. построена часовня Александра Свирского, она располагается над источником во имя святого.
Творожковский
Женский монастырь. Находится в деревне Творожково, основан в 1862 г. Монастырь построен на высоком холме, с которого открывается вид на озеро Каменное. Его учредительница – Александра Филипповна фон Розе, выпускница Смольного института благородных девиц. В 1929 г. монастырь закрыли. С 2000-х гг. начато его возрождение. Восстановлен Свято-Троицкий храм. Напротив храма располагается гостиница, справа от него находится сестринский корпус. Также здесь находится деревянный храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Симанский
Женский монастырь. Находится в городе Остров на берегу реки Великой. В 50 км от Пскова. Основали монастырь выходцы из древнего дворянского рода Симанских, к этому роду принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. С 2003 г. начато возрождения монастыря. Построен деревянный храм Иоанна Кронштадского, а также храм Спаса Нерукотворного, храм Архангела Михаила. Воссозданы монастырские стены, построены две трапезные, новые корпуса, в одном из которых находится музей Патриарха Алексия I.
Спасо-Онуфриев скит (Мальский монастырь)
Находится в 18 км от Псково-Печерского монастыря, на берегу Мальского озера. Основан в 1471 году. Основал монастырь преподобный Онуфрий Мальский. Монастырь совсем небольшой по своим размерам. Монастырь несколько раз подвергался разорению и разрушению. Сохранились Пятиглавый Христорождественский собор, трапезная церковь, а также четырехгранная колокольня – шедевр псковской церковной архитектуры.
must-see.top
Псково-Печерский монастырь: История, фотографии, как добраться
Содержание статьи
Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.
Псково-Печерский монастырь
Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Псково-Печерский монастырь
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Богом зданныя пещеры
История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
Читайте также — Монастырь, монашество
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Старчество
Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»
Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Чудотворные иконы
Открытая крепость
Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Богослужения
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Читайте также — Мой монастырь
Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1
тел. м. +79118902163
тел. факс +7 (81148) 2-24-28
e-mail: [email protected]
Паломнический центр
181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а
Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.
Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.
Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).
Проживание, питание – на пожертвование.
Информация с сайта монастыря.
В единственном экземпляре
На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!
Читайте также:
www.pravmir.ru
Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь
Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).
Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.
Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на Псковской земле мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.
Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря
План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)
Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.
Петровская надвратная башня
Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.
Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)
Памятник преподобному мученику Корнилию
Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.
Остатки крепостного вала
К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.
Башня Нижних решёток и Петровский бастион
Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.
Камни около смотровой площадки
Музей истории города Печоры
По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!
Монах с корзиной
А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!
Панорама Псково-Печерского монастыря
Панорама храмов Псково-Печерского монастыря
Башня Нижних решёток
Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.
Варваринская церковь и церковь Сорока мучеников севастийских
На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.
Петровская надвратная башня
Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни. Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.
Острожная (Тюремная) башня
Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.
Михайло-Архангельский собор
Поблизости от него расположена Парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.
Парадная лестница
Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.
Место убийства Корнилия Псково-Печерского
Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.
Никольская башня и церковь Николы Ратного
Икона Богоматери
Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.
«Кровавый путь»
Церкви Псково-Печерского монастыря
Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.
Коляска Анны Иоановны
А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму, где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.
Лазаревский храм
С другой стороны виднеется Дом наместника монастыря с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.
Ограда сада около дома наместника монастыря
С другой стороны виднеется еще одна ограда.
Уголок в монастыре
Деталь стены Лазаревского храма
Лазаревский храм
К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная). Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).
Фотосессия
Идем дальше. Здесь наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.
Часовня с артезианским колодцем
Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.
Клумба
Бегония
Розы
Бегонии
Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.
Благовещенская церковь
Благовещенская церковь, деталь
Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Успенская и Покровская церкви
Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.
Ризница и библиотека
За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.
Звонница и здание Ризницы и Библиотеки
Часовая башня
Большая звонница
От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.
Деталь троса звонницы
В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.
Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).
Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.
Вход в пещеры
Дом наместника монастыря
На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.
Святой колодец
Ну а мы повернули назад.
Ограда сада
Парадная лестница
Братские корпуса
«Кровавый путь»
«Кровавый путь» и храмы монастыря
Соборная площадь и торговля сувенирами
Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.
Соборная площадь
Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.
Керамика с молочным обжигом
Церковь Сорока мучеников севастийских
Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в Музей истории города Печоры (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.
Информация для посетителей
- Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
- Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/
© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
anashina.com
Паломничество во Псковскую область – Азбука паломника
Россия
Православие во Псковской области
Территория Псковской области является одной из самых ранне заселённых славянами территорий в России. Первое упоминание Пскова датируется 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись), а Изборска — 862 годом («Повесть временных лет»).
По количеству святых и святынь Псковскую землю называют Северной Палестиной. Сегодня на территории Псковской области насчитывается более 10 монастырей и большинство из них действующие, а закрытые все равно доступны для посещения.
Монастыри – одно из немногих мест в современном мире, где чувствуешь умиротворение, спокойствие и радость. Одни туристы посещают храмы не как святые места, а как архитектурные постройки. Другие отправляются в монастырь за советом и наставлением монахов, как правильно жить в мирской жизни. Верующие странствуют и для поклонения святыням в надежде обрести не только душевное спокойствие, но избавиться от тяжкого недуга.
Православные монастыри Псковщины являются как объектами экскурсионно-познавательного, так и паломнического туризма. В Псковскую область отправляются увидеть всемирно известные фрески Снетогорского и Мирожского монастырей. Святогорский монастырь в свое время входил в число двадцати самых богатых и почитаемых обителей Руси, а Псково-Печерский ныне — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. На первую монастырскую церковь, устроенную в пещерах и освященную в 1473 году, едут посмотреть со всех концов России из других стран. В Савво-Крыпецком мужском монастыре привлекают верующих мощи Саввы Крыпецкого — основателя монастыря, а в Никандрову пустынь едут люди, страждущие от душевных и телесных болезней.
Населённые пункты
Псков
Талабские острова
Псковская область, Талабские островаБольшинство туристов, паломников и тех, кто помогает возрождению Талабских островов на Псковском озере, чаще всего посещают лишь ближайший из трех островов, Талабск (советское наименование — остров им. Залита). На этом острове служил известный старец — протоиерей Николай Гурьянов. Талабск всегда был самым населенным островом. Правда, сегодня здесь постоянно проживает всего полторы сотни жителей, хотя в течение веков население островов насчитывало не менее четырех, а то и шести тысяч человек.
Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: [email protected][1].
Подробнее…
Святыни Псковской области
ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери.
Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.).
С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери.
Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова.
Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (ХV в.).
КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие.
П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери.
Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма).
ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.
ОСТРОВ. Симанский Свято-Казанский женский монастырь: «Казанская» икона Божией Матери.
П. ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ. Свято-Успенский Святогорский монастырь: икона Божией Матери «Одигитрия-Святогорская».
С. ОПОКИ, Порховского района. Благовещенский храм: мощи преп. Иоаким Опочский (XVI в.) (мощи под алтарем).
С. ФЕОФИЛОВА ПУСТЫНЬ, Плюсского района. Свято-Успенская Феофилова женская пустынь (скит Свято-Троицкого Творожковского женского монастыря): мощи преп. Феофил Омучский (XV в.) (мощи под алтарем).
Д. ЗАЯНЬЕ, Плюсского района. Никольский женский скит: икона свт. Николая.
Монастыри Псковской области
Псковская область (монастыри)
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Дата основания: сер. XII в.
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — древнейший в Пскове, один из древнейших на Руси. Время основания монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.
Как добраться: монастырь находится на Мирожской набережной, 2 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусах №2, 6 (остановка «Дамба). Контакты: тел. +7(8112) 57-64-03, +7909-576-12-22.
Адрес: г. Псков, Мирожская наб., 2
Подробнее…
Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь
Дата основания: не позже 2-й пол. XIII в.
Недалеко от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь, который изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе в излучине реки Великая.
Монастырь всемирно известен фресками. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как мирожские и сохранились фрагментарно.
Как добраться: монастырь расположен по адресу Снятная гора, 1 в Пскове. До монастыря можно доехать на автобусе №1 (остановка «Снятная Гора»)
Контакты: тел. +7(8112) 75-01-88, 75-01-25.
г. Псков, ул. Снятная Гора, 1
Подробнее…
Спасо-Елеазаровский мужской монастырь
Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово
дата основания: ок. 1447
Подробнее…
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5
дата основания: 1473
Подробнее…
Спасо-Онуфриев мужской скит
(Христорождественский Онуфриево-Мальский мужской монастырь)
Псковская обл., Печорский р-н, у д. Малы
дата основания: ок. 1480
Подробнее…
Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь
Псковская обл., Псковский р-н, д. Крипецкое-1
дата основания: 1487
Подробнее…
Успенский Святогорский мужской монастырь
Псковская обл., Пушкиногорский р-н, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1
дата основания: 1569
Подробнее…
Никандрова Благовещенская мужская пустынь
Псковская обл., Порховский р-н, ур. Никандрова пустынь (6 км южнее д. Любовец)
дата основания: ок. 1589
Подробнее…
Творожковский Троицкий женский монастырь
Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково
дата основания: 1865
Подробнее…
Спасо-Казанский Симанский женский монастырь
Псковская обл., Островский р-н, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80
дата основания: 1907
Подробнее…
Храмы Псковской области
Все храмы Псковской области
Церковь вмч. Георгия Победоносца (Камно)
Храм Георгия ПобедоносцаПостройку нынешнего храма относят к XV веку. Однако есть предание, что он заложен гораздо раньше, князем Довмонтом, в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. Адрес: Псковская обл. Псковский район, Логозовская волость, д. Камно, у деревни Федоровщина, около трассы Псков — Изборск.
Подробнее…
Церковь Ильи Пророка в Выбутах (Раздолье)
Ильинская церковь построена не позже XIII века. По преданию Выбуты считаются родиной св. равноап. княгини Ольги. В 1 км от церкви находился Ольгин камень, который был взорван в XX веке. Адрес: Псковская область, Псковский район, с. Раздолье, погост Выбуты.
Подробнее…
Церковь прав. Иоанна Кронштадтского (Карамышево)
Еще в недавнем прошлом в России закрывалось немало храмов с тем, чтобы в их стенах устроить то или иное светское заведение. В случае церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского получилось наоборот: в одноэтажном здании бывшего магазина, построенного в середине ХХ века, в начале 2000-х годов был открыт храм, который сегодня известен на всю область, благодаря трудолюбию и изобретательности своего настоятеля, священника Владимира Безручкина. Адрес: Псковская область, Псковский район, село Карамышево, ул. Советская, д. 9.
Подробнее…
Где остановиться
Паломническая служба «Под Кров Цареградской» при Спасо-Елеазаровском женском монастыре
Действует с 2011.
Организует на территории монастыря проживание и питание для паломников. Может принять до 25 человек. Срок проживания: по согласованию. Паломникам и организованным группам необходимо заранее договориться о своем прибытии, заявки можно направлять на электронный адрес монастыря. Также предоставляется проживание и питание для трудников (мужчин и женщин). Необходимы предварительная договоренность и благословение настоятельницы.
Адрес: Россия, 180523, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово
Телефон: +7 (8112) 679-558
Действует при монастыре: Спасо-Елеазаровский женский монастырь Псковская обл.
Ночлег для паломников при воинском храме св. блг. кн. Александра Невского г. Псков
В помещении при храме оборудованы спальные места, на которых, в случае необходимости, могут разместиться до 100 человек. Проживающие обеспечиваются горячим питанием. Срок пребывания не устанавливается. Можно приезжать группами и по одиночке, но заранее предупредив о своем приезде.
Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Мирная 1
Телефон: +7 (8112) 72-14-41
Факс: +7 (8112) 66-00-54
Действует при храме: Воинский храм св. блг. кн. Александра Невского г. Псков
Детский лагерь при Спасо-Казанском женском монастыре г. Остров
Проводится, как правило, летом (в июне), реже — в дни осенних каникул. Продолжительность лагеря две недели. Может принять 12 детей. Дети проживают на территории монастыря в отдельном корпусе. Пребывание в лагере бесплатное.
Адрес: Россия, Псковская область, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80
Телефоны: +7 (81152) 3-65-17
Действует при монастыре: Спасо-Казанский женский монастырь г. Остров.
Детский лагерь при храме Рождества Пресвятой Богородицы п. Старый Изборск
Действует с 1997.
Проводится во время школьных каникул. Может принять до 100 детей, в возрасте от 7 до 15 лет. В программе лагеря спортивные мероприятия, экскурсии, паломнические поездки и др. Родители вносят посильные пожертвования на содержание лагеря.
Адрес: Россия, Псковская область, Печерский р-н, п. Старый Изборск
Действует при храме: Храм Рождества Пресвятой Богородицы п. Старый Изборск
Детский летний лагерь при храме Воздвижения Креста Господня с. Лукино
Действует с 2007.
Проводится в июле-августе, продолжительность смены две недели. Может принять до 35 детей, возраст — от 5 до 16 лет. В программе лагеря спортивные игры, экскурсии и др. мероприятия. Путевка бесплатная.
Адрес: Россия, Псковская область, Куньинский р-н, с. Лукино
Телефоны: +7 (911) 356-56-71
Действует при храме: Храм Воздвижения Креста Господня с. Лукино
Фото
Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.
- ↑ Православная Россия: 9 интересных мест, которые стоит посетить этим летом. Журнал «Фома»
azbyka.ru
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь |
Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.
Основание монастыря
Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».
Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.
Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители.
Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.
Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница |
Расцвет обители в XVI веке
Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы XVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).
В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.
Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский, Спасо-Елеазаровский — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм |
Оборонительное значение монастыря
Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.
29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.
5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.
Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.
Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).
В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.
В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.
В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827).
Монастырь в XX веке
В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.
В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.
Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).
В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.
Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, — писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. — Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.
В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).
Старческое служение
Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.
Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIX веков.
При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.
Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.
Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.
После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).
Монастырь в наши дни
Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.
Древнейший из них — Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.
Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.).
Иконостас (3 четверть XVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иноностаса — это как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в ней помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия.
В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской “судебной палаты”. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.
Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы.
В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.
Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской Лавры (в стиле “украинского барокко”). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен.
К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.
Напротив Успенского собора построен на рубеже XVIII — XIX веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании – монастырская лечебница.
На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.
В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.
Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: “Богом зданные пещеры”. В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5″С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.
Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.
К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) (1975-1988) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.
Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.
Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.
В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и свт. Тихона, патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.
На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит.
В 2000 году монастырю были переданы развалины Мальской обители для восстановления и строительства скита.
Игумены, настоятели, наместники
Игумены
- Прп. Иона
- Селиван, иером.
- Иона
- Сергий
- Симон
- Дорофей
- Герасим
- Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
- Савва (1571 — 1572)
- Сильвестр (1572 — ?)
- Трифон
- Тихон
- Никон I
- Мелетий
- Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты
Использованные материалы
drevo-info.ru
Монастыри Пскова — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных
Печерский Монастырь
Рекомендовать место
20
В России есть такие древние сооружения, глядя на которые захватывает дух лишь от осознания того, сколько пережили эти стены, какие исторические личности ходили по его коридорам и все предания оживают в образах, знакомых еще с детства и школы. Такой и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Его история начала свой отсчет уже более 530 лет назад. Именно здесь трагически погиб от меча царя Ивана Грозного игумен Корнилий, при котором монастырь пережил свой расцвет.
Считается, что монастырь был основан в 1473 году, со дня освящения его первого храма. Однако самые ранние упоминания об этом месте относятся к 1392 году. Тогда здесь не было никакого монастыря, но именно тут, у ручья Каменец, охотник Селиша услышал пения монахов-отшельников, приняв их за голоса ангелов.
Место для монастыря, а впоследствии и целой крепости, выбрано нестандартное. Вместо возвышенности, он располагается на дне глубокого оврага, однако это обстоятельство никак не отразилось на оборонительных качествах сооружения.
В шестнадцатом столетии при игумене Корнилии монастырь переживает свой расцвет. Здесь возводятся церкви и храмы, а вокруг монастыря строится внушительная стена с боевыми башнями. По преданию, игумен спросил разрешение на возведение стены у Ивана Грозного, когда царь приезжал в монастырь во время Ливонской войны. Монарх дал свое разрешение, но при условии, что стены уместятся на шкуре быка. Тогда Корнилий изрезал бычью шкуру на множество узких лоскутов и «очертил» ими монастырь, а по ним возвели стены. Возвращаясь с войны в Москву, царь снова приехал в монастырь и был поражен его стенами. Он решил, что Корнилий предал его и затеял измену. Разгневанный монарх, увидев игумена в воротах крепости, не раздумывая достал меч и ссек священнику голову. Мгновенно раскаявшись, он подхватил тело Корнилия и понес его на руках к церкви Успения. Эту тропу затем назвали «Кровавый путь» (в наши дни ее ежегодно выстилают цветочным ковром).
От тех далеких времен остались великолепные памятники: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко. До сих пор стоят легендарные каменные стены Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской и Тюремной башен.
В монастыре хранится коляска, оставленная там Анной Иоанновной. Одна из легенд гласит, что коляску Анна Иоанновна была вынуждена бросить в монастыре после того, как спицу колеса обвила змея. Это считалось дурным знаком и ехать на коляске Ее Величество дальше отказалась.
Координаты: 57.81184600,27.61550900
Свято-Успенский Святогорский монастырь
Рекомендовать место
10
3
Cвято-Успенский мужской монастырь славится своей самой главной святыней – иконой Богородицы Одигитрия, которую нашел пастух Тимофей в 1566 году в окрестностях Воронича.
Основали монастырь по приказу Ивана Грозного в 1569 году после чудесного видения Тимофею иконы Божией Матери. Сначала построили Успенский храм, к которому позже пристроили приделы Одигитрии и Покровский. До наших дней сохранились братская трапезная, два сторожевых домика, дом настоятеля, ограда со Святыми и Анастасьевскими вратами.
Православной церкви монастырь возвратили в 1992 году. Сейчас в нем проживают около 25 послушников, которые здесь же занимаются сельским хозяйством. Также в монастыре действует церковная школа. Рядом с Успенским храмом находится некрополь, в котором погребен А. Пушкин.
Координаты: 57.02222200,28.92722200
Мирожский монастырь
Рекомендовать место
16
1
Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь культурный и духовный исторический центр Псковской земли, который на протяжении несколько сотен лет упрочняет свое влияние и значимость. Монастырь находится на берегу реки Великой, в живописном и уединенном месте. Именно здесь в русской земле формировались основы веры и религиозной традиции первого христианства.
Монастырь находится в месте впадения в Великую речки Мирожи, название которой переводится как «Сети». Издавна эти места были известны своей рыбной ловлей, и первая монашеская община была известна знатными рыбаками. С момента основания обители была так же организованна иконописная школа, в которой заложились традиции Псковской иконописи, оказавшие сильное влияние на церковное искусство.
Сегодня как и в прежние времена обитель является одной из крупнейших и богатейших с точки зрения духовного наследия. Не смотря на то, что в период войн монастырь несколько раз был разграблен и частично разрушен, внешний облик и внутреннее убранство удавалось восстановить. На территории обители находится древнейший монастырский храм – Собор Спаса Преображения. В нем удалось полностью реставрировать комплекс уникальных византийских фресок, для создания которых привлекалось множество заграничных мастеров. Все стены почти на 90% покрыты росписью и фресками, представляя из себя сплошную картину. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, прозванная «Мирожской Орантой».
Координаты: 57.80555600,28.32916700
Снетогорский монастырь
Рекомендовать место
19
Снетогорский монастырь, который изначально был мужским, построен на Снятной горе на Великой реке. Сейчас этот женский монастырь состоит из храма Рождества Богородицы, трапезного храма Николая Чудотворца, Архиерейского дома, ограды и Святых ворот монастыря.
Доподлинно неизвестна точная дата постройки монастыря, однако несмотря на это он считается одним из старейших монастырей во всем Пскове – первые упоминания о нем датируются еще XIII веком.
Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по образцу Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрески храма являются ярчайшим примером псковской художественной школы.
Сейчас в монастыре ежедневно совершается литургия.
Координаты: 57.81689800,28.33331100
Псково-Печерский монастырь
Рекомендовать место
21
3
Один из самых величественных мужских монастырей в России носит название Свято Успенский Псково-Печерский мужской монастыря и имеет многовековую историю. В 1473 году здесь освятили выкопанную в песке церковь Успения, эта дата и считается датой основания монастыря. Этот монастырь функционировал на протяжении всей своей истории.
В межвоенный период и до 1944 он находился в пределах Эстонии, благодаря этому и сохранился. В 1470 году в пещере поселился монах Иоан, который являлся бывшим священником Георгиевского храма. Он выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, а затем в 1473 году освятил ее. Вокруг храма через некоторое время образовалась обитель.
В наше время этот собор является неизменным святым местом паломничества многих прихожан. В его комплект входят ряд соборов, которые вы сможете посетить и проникнуться атмосферой намоленного места.
Координаты: 57.80881600,27.61104600
Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний
Рекомендовать место
4
Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний был основан в 1470 году преподобным Досифеем Верхнеостроским. Согласно преданию, когда Досифей прибыл на остров, на нем жили беглые каторжники и разбойники, некоторые из которых позже приняли причастие.
За время своего существования монастырь пережил много событий: разруху в ходе Северной войны, упразднение, в процессе которого его церковь стала приходской, а в 20 веке и вовсе была закрыта и использовалась как склад. И только в 1994 году начались работы по восстановлению и реставрации храма.
Храм представляет собой каменную церковь, выполненную из плиты и кирпича. До наших дней уцелел бесстолпный, одноапсидный четверик с декорированной главкой и вход в подцерковье из алтаря, который был построен в 1862 году вместе с шатровой колокольней и притвором.
Один придел церкви полностью восстановлен и еще два — реставрируются. Здесь же под спудом в церкви покоятся мощи Досифея, спрятанные местными жителями и служителями храма перед его закрытием в начале 20 века.
Координаты: 58.00118500,28.02684500
Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Рекомендовать место
17
4
Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный в 1447 году, известен тем, что хранит в своей обители цареградскую икону Божией Матери — дар константинопольского патриарха.
Изначально это был мужской монастырь, основанный преподобным Евфросином, известным в народе как Елеазар, в честь которого и была названа обитель. Это была возведенная на горе деревянная церковь, ставшая кладбищенской после смерти основателя, а монастырь был построен под горой в виде каменной трехсвятительской церкви и представляет собой образец псковской архитектуры Средних веков.
В начале 16 века монастырь являлся духовным центром Пскова и за свое существование неоднократно подвергался нападениям литовцев и поляков, несколько раз закрывался и полностью был закрыт в 1923 году — до 2000 года, когда был восстановлен как женский.
Он представляет собой белый кубической формы храм, завершающийся шатровым барабаном, увенчанным одной большой и тремя маленькими главками по бокам. Храм также имеет пристроенную невысокую колокольню.
В настоящее время монастырь признан памятником республиканского значения и включает в себя трехсвятительский собор 16 века, братский корпус 20 века и руины каменной ограды.
Координаты: 58.04952200,28.19305700
www.openarium.ru