Город ахетатон древний египет – Ахетатон — это… Что такое Ахетатон?

Ахетатон — это… Что такое Ахетатон?

Ахетатон

Храм Атона Изображение дочерей Эхнатона на стене Ахетатонского дворца

Ахетатон («Горизонт Атона») — город в Древнем Египте, построенный в XIV в. до н. э. фараоном Эхнатоном, который сделал его своей резиденцией и столицей Египта вместо Фив, а также центром введённого им культа бога Атона. Во второй половине XIV в. до н. э., при фараоне Хоремхебе, окончательно уничтожившем культ Атона, Ахетатон был покинут жителями и пришёл в запустение.

История

Аменхотеп IV вступил на египетский престол в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе, и прежней официальной религией. Вместо старых верований он ввёл культ бога Атона — «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а верховным жрецом нового бога объявил себя.

Вскоре фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, владения жрецов были конфискованы, храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам он сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьёй, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы — государственную столицу и центр культа бога Амона.

Спустившись по течению Нила, фараон вышел на берег в том месте, где намечалось строительство новой столицы. Здесь совершилось жертвоприношение богу Атону.

Чтобы за несколько лет на пустом месте построить большой город, было не достаточно согнать туда большое количество людей. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки требовались искусные мастера, которые и покрыли храм Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнеегипетского зодчества. Его площадь составляла 700×300 метров, не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храм Атона, была сделана из белого камня.

Возведённый город с храмами, дворцами, садами, парками, богатыми кварталами вельмож и прудами был объявлен «землёй бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим — все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая освещалась только светильниками у алтарей.

Однако, в 1336 году до н. э. Эхнатон умер. Некоторые исследователи считают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Новые фараоны и восстановившее своё прежнее влияние фиванское жречество делали всё, чтобы вычеркнуть из истории память о своём предшественнике, его новом боге и, соответственно, о его столице. Военачальник Хоремхеб, воцарившийся на египетском престоле после Эхнатона, преследовал память о нём. По приказу Хоремхеба был разрушен Ахетатон, к тому времени уже и так полностью покинутый жителями. Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. То место, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года было занято сельскохозяйственными угодьями, неподалёку находились три деревушки.

Планировка города

Поскольку город был возведён на месте, до того никем не заселённом, вопрос об ограниченности городской территории тогда не стоял. Поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка как бедных, так и богаты домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Единственным существенным отличием бедных домов от богатых было то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы и помещения для рабов.

В центре города находился большой дворец, по окраинам — загородные дворцы, в северной части города — дворец царицы Нефертити. В центральном квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички — Тель-эль-Амарнский архив, в западной части — полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. Севернее находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь. Рабочие некрополя жили в квартале с узкими улицами и тесными домами, окружённом высокой стеной с одними воротами. В окрестностях Ахетатона, на западном берегу Нила, были обнаружены 24 каменные усыпальницы, большинство из которых оставались недостроенными.

Открытие Ахетатона

Открыли город фараона-реформатора совершенно случайно. В конце 1880-х годов жительница Телль-эль-Амарны, одной из окрестных деревень, нашла несколько глиняных табличек с какими-то надписями. Поняв, что это — те самые «древности», которыми так интересуются иностранцы, она разломала таблички на несколько частей, которые предложила торговцам-перекупщикам. Те отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену. Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и стал предлагать их различным музеям Европы.

Однако и учёные, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из Амарны с недоверием. Лишь сотрудники Берлинского музея не только доказали подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся в разных частях света.

В начале 1890-х годов в районе Телль-эль-Амарны начались археологические раскопки, к которым приступил англичанин Флиндерс Питри. По образованию он был химиком и математиком, потом занялся коллекционированием древностей, а затем, в течение почти 50 лет, был «землекопом с метром и теодолитом в руках». Однако Питри, который до этого открыл уже немало памятников египетской истории, вскоре потерял интерес к раскопкам в эль-Амарне.

Только в 1907 году Германское восточное общество решилось продолжить раскопки. Руководил этими работами Людвиг Бурхардт, открывший знаменитый бюст Нефертити — памятника, подарившего человечеству совершенно новую страницу истории древнеегипетского искусства.

Первая мировая война прервала исследования в эль-Амарне, однако после её окончания они были продолжены. Археологические находки постепенно восстанавливали короткую историю Ахетатона — «могущественного города лучезарного Атона, великого в своем очаровании… и полного богатств».

Ссылки

dic.academic.ru

АХЕТАТОН — ГОРОД ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА

  1. Города мира
  2. Самарканд стоит на 10-15 метром толщи древнего поселения Афрасиаб. Городище названо в честь легендарного правителя среднеазиатских кочевников, которые жили более 2000 лет назад на холмах современного Самарканда. В записях завоевании Александра Македонского значиться поселение, которое находиться на месте городища Афрасиаб, что…
  3. Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко…
  1. Города мира
  2. Самарканд стоит на 10-15 метром толщи древнего поселения Афрасиаб. Городище названо в честь легендарного правителя среднеазиатских кочевников, которые жили более 2000 лет назад на холмах современного Самарканда. В записях завоевании Александра Македонского значиться поселение, которое находиться на месте городища Афрасиаб, что…
  3. Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко…
  4. Олива — священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на…
  5. В 90 километрах к югу от Багдада раскинулись покрытые пылью веков развалины древнего Вавилона, которые представляют собой четыре огромных холма из щебня. Здесь в Междуречье несколько тысячелетий назад зародился один из первых очагов человеческой цивилизации со знаменитыми «висячими садами Семирамиды» и…
  6. В апреле 1624 года флорентийский мореплаватель Джованни да Верадзано, подданный французского короля Франциска I, на своем корабле «Дофин» приплыл в устье реки Северной. Индейцы встретили мореплавателя очень дружелюбно, но пробыл Дж. да Верадзано здесь недолго: он прошел вдоль побережья на север,…
  7. В марте 1776 года в северной части полуострова, где расположен сейчас город Сан-Франциско, был основан пресидио — первый испанский военный форт и первая католическая миссия — миссия Долорес. На сорока безымянных холмах росла пахучая трава «Uerba buena», так назвали и первое…
  8. На востоке было царство Красного Чака — оттуда приходило багряное палящее светило; на севере царствовал Белый Чак — его ледяное дыхание приносило снега и дожди; Черный Чак жил на западе, где над песчаными пустынями чернели горы; а на юге, где желтели…
  9. Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года — даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там.…
  10. Шведская столица взору туристов открывается зелено-багровыми шпилями церквей, дворцов и редкими модернистскими небоскребами. Стокгольм расположился на островах и полуостровах, и куда в этом городе ни пойдешь — повсюду выйдешь к морю. В Старом городе стрельчатые колокольни церквей и фасады дворцов отражаются…
  11. Происхождение Еревана теряется в глубине веков, название же города, как принято считать, произошло от армянского глагола «эрэвель» — явиться. Это связывается с преданием, будто местность эта первой явилась взору спускавшегося с Арарата Ноя, который и построил здесь первый послепотопный город. …В…
  12. Историческое возникновение Рима очень прозаично: спустились в долину горные пастухи и поселились на Палатинском холме. Потом поселения, возникшие на окружающих Палатин холмах, объединились и окружили себя укрепленной стеной. Так возник Рим, и было это в 753 году до нашей эры. Однако…
  13. Наверное, ни один город в Латинской Америке не строился так, как Гавана. Если другие возникали как посредники, то Гавана с самого начала была городом-воином. Христофор Колумб открыл Кубу в 1492 году — уже в первое свое путешествие. Прибывшие вслед за ним…
  14. Самый крупный город Канады — Монреаль — является промышленным центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у подножия Королевского холма — Мон-Руаяль, от которого и произошло название города. В месте расположения Монреаля скрещиваются реки Святого Лаврентия, Оттава и Ришелье,…
  15. Японский город Киото — не просто удивительный город с замечательными памятниками архитектуры. На полтора миллиона жителей Киото сегодня приходится около 2000 храмов, сотни парков и десятки дворцов. Сами японцы называют свой город национальным сокровищем, и действительно пятая часть всех шедевров японской…

АХЕТАТОН — ГОРОД ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV — самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных. Например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот — с головой ибиса, богиня Хатор — с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам — Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.

Фараон Аменхотеп IV упразднил культ бога Амона вместе с поклонением другим — крупным и мелким — богам. Жрецы бога Амона составляли тогда самую большую и влиятельную прослойку в обществе, настолько сильную, что могли даже противопоставить свое влияние власти фараона.

Аменхотеп IV порвал с фиванским жречеством и прежней официальной религией. Уже в первые годы царствования рядом с храмом бога Амона в Фивах, в саду с благовонными деревьями, он возвел храм богу Атону — «единому всеозаряющему животворящему Солнцу» — и верховным жрецом нового бога объявил себя.

На шестом году царствования разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам он сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьей, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы — государственную столицу и центр культа бога Амона.

Поднявшись по течению Нила, фараон вышел на берег в широкой долине, окруженной неприступными скалами.


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

На сверкающей золотой колеснице, в сопровождении приближенных Эхнатон прибыл к месту, где намечалось воздвигнуть храм богу Атону. Здесь совершилось «жертвоприношение большому отцу его (Атону) хлебом, вином, откормленными быками, безрогими тельцами, птицами, пивом, плодами, фимиамом, зеленью всякою доброю в день основания Ахетатона — Атону живому». Эта надпись была высечена на одной из 14 пограничных стел новой столицы, на другой стеле сохранилась клятва фараона никогда не переступать этих границ.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700×300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен «землей бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

Стоя на верхней площадке главного алтаря, Эхнатон взмахивал кадильницей с фимиамом, а музыканты, аккомпанировавшие на арфах и лютнях, придворные, жрецы и все молящиеся произносили нараспев слова гимна:

Прекрасен твой восход на горизонте, о живой Атон, зачинатель жизни.

Встают люди, омывают тело, воздевают руки, радуясь рождению нового дня!..

Ты даешь жизнь и отдаленным странам, оплодотворяя дождем их земли.

Как многочисленны и прекрасны творения твои: люди, животные, цветы, травы — все, что есть на земле, в воде и в воздухе!

Новые идеи фараона-реформатора проявились также в поэзии и живописи, архитектуре, скульптуре, да и в обыденной жизни. Эхнатон не вел войн, поэтому он нигде не изображен захватывающим земли или карающим врагов. Поэтому рельефы, живописные и скульптурные портреты представляют его человеком, погруженным в философские размышления, с богатым внутренним миром: в изображениях фараона угадывается некоторая созерцательность, обостренное, почти чувственное ощущение полноты бытия со всеми его радостями и горестями.

Эхнатон умер рано, когда ему не было еще и 35 лет, и не оставил ни сыновей, ни достойных сподвижников. Некоторые исследователи даже предполагают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Новые фараоны делали все, чтобы вычеркнуть из истории память о своем предшественнике и его новом боге. Они стерли, растоптали и уничтожили все, что было создано Эхнатоном. Особенно старался военачальник Херемхеб, воцарившийся на египетском престоле якобы по «воле бога Амона». Не имея законных прав на трон, он с особым рвением преследовал память о фараоне Эхнатоне. По приказу Херемхеба началось уничтожение Ахетатона, к тому времени уже и так окончательно покинутого. Прекрасный город громили с ненавистью: разбивали и крушили великолепные храмы и дворцы, статуи и рельефы. Потом руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. На том месте, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года в царстве солнца и тишины тянулась узкая полоса посевов, а в тени густых пальмовых рощ приютились три небольшие деревушки.

Открыли город фараона-реформатора, как это часто случается, совершенно случайно.


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

В конце 1880-х годов одна женщина из маленькой деревни Телль-эль-Амарна нашла несколько глиняных табличек с какими-то надписями. Она поняла, что это — те самые «древности», которыми так интересуются иностранцы. Чтобы увеличить рыночную ценность своей находки, она разломала таблички на несколько частей, которые и предложила торговцам-перекупщикам. Те отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену. Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и предложил их различным музеям Европы.

Однако и ученые, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из эль-Амарны недоверчиво. Лишь сотрудники Берлинского музея не только установили подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся во всех частях света.

Так в начале 1890-х годов в районе Телль-эль-Амарны начались первые раскопки, к которым приступил англичанин Уильям Мэтью Флиндерс Питри. Он был по образованию химиком и математиком, потом занялся коллекционированием древностей, а затем, в течение почти 50 лет, был «землекопом с метром и теодолитом в руках». Однако Ф. Питри, который до этого открыл уже много интереснейших памятников египетской истории, к раскопкам в эль-Амарне вскоре потерял интерес. Начавшая было приоткрываться тайна так и осталась неразгаданной.

Только в 1907 году Германское восточное общество решилось взяться за раскопки таинственных холмов близ эль-Амарны. Руководил этими работами Л. Бурхардт, которому принадлежит честь открытия всемирно известного теперь бюста Нефертити — необыкновенного памятника, подарившего человечеству совершенно новую страницу истории древнеегипетского искусства.1

Первая мировая война прервала исследования в эль-Амарне, и они были продолжены только после ее окончания. Археологические находки постепенно восстанавливали короткую историю Ахетатона — «могущественного города лучезарного Атона, великого в своем очаровании… и полного богатств».

Большую часть огромной территории города-резиденции фараона Эхнатона сегодня уже можно себе представить.


«АХЕТАТОН — ГОРОД
ФАРАОНА-ЕРЕТИКА ЭХНАТОНА»

Она была построена на месте, до того никем не заселенном, и потому вопрос об ограниченности городской территории тогда не возникал. А так как Ахетатон существовал весьма недолгое время, то вопрос о земле и в дальнейшем не мог стать проблемой, поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Типичный богатый дом в Ахетатоне — это обычно целая усадьба, занимавшая площадь 68×55 метров. В центре ее находилось жилое здание, вокруг которого располагались сад, молельня и другие постройки. Вся усадьба обносилась стеной с двумя входами: от главного входа дорожка вела к небольшому дворику, откуда, поднявшись по нескольким ступеням, попадали в крытый подъезд дома. К подъезду примыкало небольшое помещение, через которое проходили в большую продолговатую комнату с 4 круглыми колоннами: это была своего рода приемная для гостей и одновременно комната, где отдыхали хозяева.

За приемным залом находилась центральная комната всего дома — большое помещение тоже с четырьмя колоннами, но уже квадратными. Отсюда двери вели в остальную часть дома — спальню хозяина, комнаты членов семьи и т.д. Все помещения освещались через окна, расположенные вверху наружных стен — почти у самой крыши. Чтобы осветить центральную комнату, стены ее были сделаны большей высоты, чем у соседних помещений.

Большие и хорошо спланированные дома знати располагались у самых дорог; дома поменьше — за ними, но тоже близко к дороге, а дальше, на кривых улочках с узкими проходами, беспорядочно ютились хибарки бедноты.

Жрецы солнечного бога Атона размещались в огромном районе с роскошными порталами и улицами для процессий, с украшенными колоннами молельнями, со скульптурами и рельефами. По замыслу Эхнатона все помещения иногда оформлялись в виде нильского берега: тонкие колонны напоминали стебли папируса, в росписях стен и пола повторялись цветы и бутоны лотоса, а также порхающие в зарослях птицы.

Эти мотивы и раньше встречались в египетском искусстве, но никогда прежде в них не было такого богатства сюжетов и красок, такой свободы и изящества исполнения, такого увлечения красотой линий и цвета…

Эта же естественность, сменившая канонизированную стилизацию поз и жестов, проявилась и в изображении людей. Например, Эхнатон часто запечатлен в семейном кругу — с женой Нефертити и дочерьми. Среди найденных в эль-Амарне памятников мало таких, где фараон изображен без Нефертити.

Основывая новую столицу Ахетатон, фараон Эхнатон обещал царице воздвигнуть в ней ее собственное место для почитания солнца — «сень Рэ». У Нефертити было свое большое и великолепное судно, качавшееся у дворцового причала рядом с ладьей фараона.

К сожалению, сейчас от дворца Нефертити остались одни развалины, однако известно, что в северо-восточном конце сада находилась длинная постройка, тянувшаяся вдоль северной стены дворца. Внутри этого зала столбы, поддерживающие потолок, стояли в один ряд — каждый на крохотном островке между перемежающимися водоемами. Эти водоемы были сделаны в виде огромных букв «Т»: в верхнем ряду они были повернуты отвесным концом вниз, а в нижнем — вверх. Вклиниваясь отвесными концами ряд в ряд, буквы «Т» образовывали строгий узор. Перила и пол вокруг водоемов, а также откосые стенки перил были сплошь расписаны растительным орнаментом и изображениями цветов.

Такова была эта «великолепная усадьба Солнца», украшенная небольшими храмиками, полная водных затей и утопающая в зелени и цветах. После Нефертити эти владения перешли к ее дочери Мийот.

 

  1. Образование и справочные статьи — Города мира
  2. Самарканд стоит на 10-15 метром толщи древнего поселения Афрасиаб. Городище названо в честь легендарного правителя среднеазиатских кочевников, которые жили более 2000 лет назад на холмах современного Самарканда. В записях завоевании Александра Македонского значиться поселение, которое находиться на месте городища Афрасиаб, что…
  3. Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко…

  Рейтинг — 9531, Статистика просмотров сегодня — 1

the100.ru

Ахетатон — Традиция

Малый храм Атона Рельеф из Амарны

Ахетатон («Горизонт Атона») — город в Древнем Египте, построенный в 14 в. до н. э. фараоном Эхнатоном, который сделал его своей резиденцией и столицей вместо Фив, а также центром введённого им культа бога Атона. Во второй половине 14 в. до н. э., при фараоне Хоремхебе, окончательно уничтожившем культ Атона, Ахетатон был покинут жителями и пришёл в запустение.

Аменхотеп IV вступил на египетский престол в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе, и прежней официальной религией. Вместо старых верований он ввёл культ бога Атона — «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а верховным жрецом нового бога объявил себя.

Вскоре фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, владения жрецов были конфискованы, храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам он сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьёй, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы — государственную столицу и центр культа бога Амона.

Спустившись по течению Нила, фараон вышел на берег в том месте, где намечалось строительство новой столицы. Здесь совершилось жертвоприношение богу Атону.

Чтобы за несколько лет на пустом месте построить большой город, было недостаточно согнать туда большое количество людей. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки требовались искусные мастера, которые и покрыли храм Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнеегипетского зодчества. Его площадь составляла 700×300 метров, не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храм Атона, была сделана из белого камня.

Возведённый город с храмами, дворцами, садами, парками, богатыми кварталами вельмож и прудами был объявлен «землёй бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим — все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая освещалась только светильниками у алтарей.

Однако, в 1336 году до н. э. Эхнатон умер, не оставив ни сыновей, ни достойных сподвижников. Некоторые исследователи считают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Новые фараоны и восстановившее своё прежнее влияние фиванское жречество делали всё, чтобы вычеркнуть из истории память о своём предшественнике, его новом боге и, соответственно, о его столице. Военачальник Хоремхеб, воцарившийся на египетском престоле после Эхнатона, преследовал память о нём. По приказу Хоремхеба был разрушен Ахетатон, к тому времени уже и так полностью покинутый жителями. Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. То место, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года было занято сельскохозяйственными угодьями, неподалёку находились три деревушки.

Планировка города[править]

Поскольку город был возведён на месте, до того никем не заселённом, вопрос об ограниченности городской территории тогда не стоял. Поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка как бедных, так и богаты домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Единственным существенным отличием бедных домов от богатых было то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы и помещения для рабов.

В центре города находился большой дворец, по окраинам — загородные дворцы, в северной части города — дворец царицы Нефертити. В центральном квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички — Тель-эль-Амарнский архив, в западной части — полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. Севернее находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь. Рабочие некрополя жили в квартале с узкими улицами и тесными домами, окружённом высокой стеной с одними воротами. В окрестностях Ахетатона, на западном берегу Нила, были обнаружены 24 каменные усыпальницы, большинство из которых оставались недостроенными.

Открытие Ахетатона[править]

Открыли город фараона-реформатора совершенно случайно. В конце 1880-х годов жительница Телль-эль-Амарны, одной из окрестных деревень, нашла несколько глиняных табличек с какими-то надписями. Поняв, что это — те самые «древности», которыми так интересуются иностранцы, она разломала таблички на несколько частей, которые предложила торговцам-перекупщикам. Те отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену. Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и стал предлагать их различным музеям Европы.

Однако и учёные, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из Амарны с недоверием. Лишь сотрудники Берлинского музея не только доказали подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся в разных частях света.

В начале 1890-х годов в районе Телль-эль-Амарны начались археологические раскопки, к которым приступил англичанин Флиндерс Питри. По образованию он был химиком и математиком, потом занялся коллекционированием древностей, а затем, в течение почти 50 лет, был «землекопом с метром и теодолитом в руках». Однако Питри, который до этого открыл уже немало памятников египетской истории, вскоре потерял интерес к раскопкам в эль-Амарне.

Только в 1907 году Германское восточное общество решилось продолжить раскопки. Руководил этими работами Людвиг Бурхардт, открывший знаменитый бюст Нефертити — памятника, подарившего человечеству совершенно новую страницу истории древнеегипетского искусства.

Первая мировая война прервала исследования в эль-Амарне, однако после её окончания они были продолжены. Археологические находки постепенно восстанавливали короткую историю Ахетатона — «могущественного города лучезарного Атона, великого в своем очаровании… и полного богатств».

Обнаруженные захоронения[править]

  • 1. Хуа, смотритель за гаремом.
  • 2. Мерир II, казначей и распорядитель сокровещницей.
  • 3. Ахмос, начальник сельских угодий в Ахетатоне.
  • 4. Мерир I, первосвященник Атона.
  • 5. Пенту (Пенджу), главный лекарь.
  • 6. Панехси, главный учёный в Ахетатоне.
  • 7. Пареннефер, архитектор.
  • 8. Туту, верховным жрецом храма Солнца в Ахетатоне.
  • 9. Маху, глава стражи.
  • 10. Ипи, Распорядитель государственной землёй.
  • 11. Рамоз, генерал.
  • 12. Нахтпаатен, визирь.
  • 13. Неферхеперусехепер, городской голова Ахетатона.
  • 14. Майа, главный, заведующий всеми делами фараона.
  • 15. Суи, носильщик сандалей.
  • 19. Сутау, распорядитель сокровещницей.
  • 23. Ани, переписчик жертвоприношений в честь Атона.
  • 25. Паатенемхаб (Харемхаб), главный по двум странам.
  • 26. Хеперхепрура Итнечер Эйе, фараон.

На холмах, окружающих Амарну, находится множество известковых карьеров, из которых наиболее известен кальцитовый карьер Хат-Нуб, который египтяне называли «золотым». Здесь осталось множество надписей, нацарапанных или выбитых на стенах теми, кто добывал известняк, начиная со времён Древнего царства и позднее.

Coordinates: 27°39′42″N 30°54′20″E / 27.66167°N 30.90556°E / 27.66167; 30.90556

traditio.wiki

Ахетатон – город фараона – еретика Эхнатона

В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV – самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной.

Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот – с головой ибиса, богиня Хатор – с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам – Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.

Фараон Аменхотеп IV упразднил культ бога Амона вместе с поклонением другим – крупным и мелким – богам. Жрецы бога Амона составляли тогда самую большую и влиятельную прослойку в обществе, настолько сильную, что могли даже противопоставить свое влияние власти фараона.

Аменхотеп IV порвал с фиванским жречеством и прежней официальной религией. Уже в первые годы царствования рядом с храмом бога Амона в Фивах, в саду с благовонными деревьями, он возвел храм богу Атону – «единому всеозаряющему животворящему Солнцу» – и верховным жрецом нового бога объявил себя.

На шестом году царствования разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам он сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьей, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы – государственную столицу и центр культа бога Амона.

Поднявшись по течению Нила, фараон вышел на берег в широкой долине, окруженной неприступными скалами. На сверкающей золотой колеснице, в сопровождении приближенных Эхнатон прибыл к месту, где намечалось воздвигнуть храм богу Атону. Здесь совершилось «жертвоприношение большому отцу его (Атону) хлебом, вином, откормленными быками, безрогими тельцами, птицами, пивом, плодами, фимиамом, зеленью всякою доброю в день основания Ахетатона – Атону живому». Эта надпись была высечена на одной из 14 пограничных стел новой столицы, на другой стеле сохранилась клятва фараона никогда не переступать этих границ.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец – самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700×300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен «землей бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью. Стоя на верхней площадке главного алтаря, Эхнатон взмахивал кадильницей с фимиамом, а музыканты, аккомпанировавшие на арфах и лютнях, придворные, жрецы и все молящиеся произносили нараспев слова гимна:

Прекрасен твой восход на горизонте, о живой Атон, зачинатель жизни! Встают люди, омывают тело, воздевают руки, радуясь рождению нового дня!.. Ты даешь жизнь и отдаленным странам, оплодотворяя дождем их земли. Как многочисленны и прекрасны творения твои: люди, животные, цветы, травы – все, что есть на земле, в воде и в воздухе!

Новые идеи фараона-реформатора проявились также в поэзии и живописи, архитектуре, скульптуре, да и в обыденной жизни. Эхнатон не вел войны, поэтому он нигде не изображен захватывающим земли или карающим врагов. Поэтому рельефы, живописные и скульптурные портреты представляют его человеком, погруженным в философские размышления, с богатым внутренним миром: в изображениях фараона угадывается некоторая созерцательность, обостренное, почти чувственное ощущение полноты бытия со всеми его радостями и горестями.

Эхнатон умер рано, когда ему не было еще и 35 лет, и не оставил ни сыновей, ни достойных сподвижников. Некоторые исследователи даже предполагают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Новые фараоны делали все, чтобы вычеркнуть из истории память о своем предшественнике и его новом боге. Они стерли, растоптали и уничтожили все, что было создано Эхнатоном. Особенно старался военачальник Херемхеб, воцарившийся на египетском престоле якобы по «воле бога Амона». Не имея законных прав на трон, он с особым рвением преследовал память о фараоне Эхнатоне. По приказу Херемхеба началось уничтожение Ахетатона, к тому времени уже и так окончательно покинутого. Прекрасный город громили с ненавистью: разбивали и крушили великолепные храмы и дворцы, статуи и рельефы. Потом руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. На том месте, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года в царстве солнца и тишины тянулась узкая полоса посевов, а в тени густых пальмовых рощ приютились три небольшие деревушки.

Открыли город фараона-реформатора, как это часто случается, совершенно случайно. В конце 1880-х годов одна женщина из маленькой деревни Телль-эль-Амарна нашла несколько глиняных табличек с какими-то надписями. Она поняла, что это – те самые «древности», которыми так интересуются иностранцы. Чтобы увеличить рыночную ценность своей находки, она разломала таблички на несколько частей, которые и предложила торговцам-перекупщикам. Те отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену. Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и предложил их различным музеям Европы.

Однако и ученые, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из эль-Амарны недоверчиво. Лишь сотрудники Берлинского музея не только установили подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся во всех частях света.

Так в начале 1890-х годов в районе Телль-эль-Амарны начались первые раскопки, к которым приступил англичанин Уильям Мэтью Флиндерс Питри. Он был по образованию химиком и математиком, потом занялся коллекционированием древностей, а затем, в течение почти 50 лет, был «землекопом с метром и теодолитом в руках». Однако Ф. Питри, который до этого открыл уже много интереснейших памятников египетской истории, к раскопкам в эль-Амарне вскоре потерял интерес. Начавшая было приоткрываться тайна так и осталась неразгаданной.

Только в 1907 году Германское восточное общество решилось взяться за раскопки таинственных холмов близ эль-Амарны. Руководил этими работами Л. Бурхардт, которому принадлежит честь открытия всемирно известного теперь бюста Нефертити – необыкновенного памятника, подарившего человечеству совершенно новую страницу истории древнеегипетского искусства.

Первая мировая война прервала исследования в эль-Амарне, и они были продолжены только после ее окончания. Археологические находки постепенно восстанавливали короткую историю Ахетатона – «могущественного города лучезарного Атона, великого в своем очаровании… и полного богатств».

Бóльшую часть огромной территории города-резиденции фараона Эхнатона сегодня уже можно себе представить. Она была построена на месте, до того никем не заселенном, и потому вопрос об ограниченности городской территории тогда не возникал. А так как Ахетатон существовал весьма недолгое время, то вопрос о земле и в дальнейшем не мог стать проблемой, поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек – однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Типичный богатый дом в Ахетатоне – это обычно целая усадьба, занимавшая площадь 68×55 метров. В центре ее находилось жилое здание, вокруг которого располагались сад, молельня и другие постройки. Вся усадьба обносилась стеной с двумя входами: от главного входа дорожка вела к небольшому дворику, откуда, поднявшись по нескольким ступеням, попадали в крытый подъезд дома. К подъезду примыкало небольшое помещение, через которое проходили в большую продолговатую комнату с 4 круглыми колоннами: это была своего рода приемная для гостей и одновременно комната, где отдыхали хозяева.

За приемным залом находилась центральная комната всего дома – большое помещение тоже с четырьмя колоннами, но уже квадратными. Отсюда двери вели в остальную часть дома – спальню хозяина, комнаты членов семьи и т. д. Все помещения освещались через окна, расположенные вверху наружных стен – почти у самой крыши. Чтобы осветить центральную комнату, стены ее были сделаны большей высоты, чем у соседних помещений.

Большие и хорошо спланированные дома знати располагались у самых дорог; дома поменьше – за ними, но тоже близко к дороге, а дальше, на кривых улочках с узкими проходами, беспорядочно ютились хибарки бедноты.

Жрецы солнечного бога Атона размещались в огромном районе с роскошными порталами и улицами для процессий, с украшенными колоннами молельнями, со скульптурами и рельефами. По замыслу Эхнатона все помещения иногда оформлялись в виде нильского берега: тонкие колонны напоминали стебли папируса, в росписях стен и пола повторялись цветы и бутоны лотоса, а также порхающие в зарослях птицы. Эти мотивы и раньше встречались в египетском искусстве, но никогда прежде в них не было такого богатства сюжетов и красок, такой свободы и изящества исполнения, такого увлечения красотой линий и цвета…

Эта же естественность, сменившая канонизированную стилизацию поз и жестов, проявилась и в изображении людей, например, Эхнатон часто запечатлен в семейном кругу – с женой Нефертити и дочерьми. Среди найденных в эль-Амарне памятников мало таких, где фараон изображен без Нефертити.

Основывая новую столицу Ахетатон, фараон Эхнатон обещал царице воздвигнуть в ней ее собственное место для почитания солнца – «сень Рэ». У Нефертити было свое большое и великолепное судно, качавшееся у дворцового причала рядом с ладьей фараона.

К сожалению, сейчас от дворца Нефертити остались одни развалины, однако известно, что в северо-восточном конце сада находилась длинная постройка, тянувшаяся вдоль северной стены дворца. Внутри этого зала столбы, поддерживающие потолок, стояли в один ряд – каждый на крохотном островке между перемежающимися водоемами. Эти водоемы были сделаны в виде огромных букв «Т»: в верхнем ряду они были повернуты отвесным концом вниз, а в нижнем – вверх. Вклиниваясь отвесными концами ряд в ряд, буквы «Т» образовывали строгий узор. Перила и пол вокруг водоемов, а также откосые стенки перил были сплошь расписаны растительным орнаментом и изображениями цветов.

Такова была эта «великолепная усадьба Солнца», украшенная небольшими храмиками, полная водных затей и утопающая в зелени и цветах. После Нефертити эти владения перешли к ее дочери Ми-йот.

agesmystery.ru

Город Ахетатон

Город Ахетатон – древний исчезнувший город в Египте, столица Древнего Египта при фараоне Аменхотепе IV Эхнатоне. Руины города Ахетатона находятся в Эль-Амарне (Амарна, Тель-эль-Амарна), небольшом населенном пункте Египта на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира.

Семья Аменхотепа IV Эхнатона поклоняются богу Атону. Рельеф. Искусство Амарны. 14 в. до н.е. Государственные музеи. Берлин.

Раскопки исчезнувшего города ведутся в Эль-Амарне с 1891 г., когда археолог Питри идентифицировал руины Эль-Амарны с городом Ахетатоном. Сегодня город Ахетатон – лишь остатки фундаментов, виднеющихся на песчаном грунте и несколько рельефов, высеченных в скальных породах. Фрагменты скульптуры, стелы и другие предметы искусства, найденные при раскопках города Ахетатона, находятся в Берлинских музеях, в Лувре.

Город Ахетатон (с древнеегипетского – «горизонт бога Атона») был построен в конце 15 в. до н. э. по приказу фараона Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон (1365 – 1349 гг. до н.э.). Город Ахетатон должен был стать новой столицей Древнего Египта. Фараон возвел свою столицу в рамках осуществления политико-религиозной реформы, направленной на ослабление власти жречества города Фив – древней столицы Египта.

Нефертити. Бюст. Искусство Амарны. 14 в. до н.е. Государственные музеи. Берлин.

Раскопки раскрыли планировку и архитектуру Ахетатона. В центре города Ахетатона находился большой дворец, на его окраинах – загородные дворцы, на севере – дворец царицы Нефертити, супруги фараона Аменхотепа IV Эхнатона. Наглядное представление о погибших царских дворцах дают фрагменты резиденции Эхнатона в Ахетатоне. Поражают размеры дворцового комплекса: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

В центральном квартале города Ахетатона находилась государственная канцелярия, в которой были найдены многочисленные клинописные таблички с дипломатической перепиской. В западной части города размещались квартал полиции, арсенал, площадь для парадов. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов, на севере – жилища чиновников и купцов. На набережной стояли амбары. В гористой части был царский некрополь. Рабочие, трудившиеся над созданием гробниц, жили в окруженном высокой стеной с одними воротами квартале, где были узкие улицы и тесные дома.

Аменхотеп IV Эхнатон. 1365 – 1349 гг. до н.е. Искусство Амарны. Музей Лувр. Франция.

С городом Ахетатоном связан расцвет египетского искусства в первой четверти 14 в. до н.э., поэтому его часто называют искусством периода Амарны. Для искусства Амарны характерен замечательный расцвет реализма и повышенный интерес к человеку. Ярким примером искусства Амарны является найденная в мастерской начальника ахетатонских скульпторов Тутмеса знаменитая скульптура супруги фараона Эхнатона – Нефертити (с древнеегипетского – «красавица грядёт»). Характерна также скульптура Эхнатона, предельно откровенно показывающая физические недостатки фараона. Такое нарушение установленных правил скульптором при изображении фараона Аменхотепа IV Эхнатона в корне противоречило консервативному египетскому искусству – даже правительница Египта Хатшепсут (1525 – 1503 гг. до н.э.) изображалась с бородой, поскольку этого требовал изобразительный канон.

Царица Нефертити. Скульптура. Искусство Амарны. Музей Лувр. Франция.

После смерти Аменхотепа IV Эхнатона его преемник Тутанхатон (свое тронное имя он изменил, став Тутанхамоном) покинул столицу Ахетатон и переселился в Мемфис. Почитание Амона-Ра было восстановлено, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Аменхотепа IV Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению. При фараоне Хоремхебе (1333 – 1305 гг. до н. э.) город Ахетатон был покинут жителями и пришёл в запустение.

gocityluxe.com

Ахетатон Википедия

Ама́рна (Тель-эль-Амарна, араб. تل العمارنة‎) — поселение на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. В его районе расположены руины древнеегипетского города Ахетатона («Горизонт Атона»), который построил фараон XVIII династии Эхнатон и на время своего правления провозгласил столицей. Город просуществовал около 15 лет, считая от начала строительства (1346 год до н. э.) и до смерти Эхнатона, вскоре после которой город был покинут царской династией и жителями (1332 год до н. э.)[3].

Здесь Эхнатон построил центр культа бога Атона, перенёс сюда свою резиденцию и столицу древнеегипетского государства из Фив. После смерти Эхнатона культ Атона со временем был подавлен, культовая столица возвращена в Фивы.

В египтологии употребляются термины «амарнский период» и «амарнское искусство» для обозначения особенных направлений в социо-культурной жизни данного периода.

Топоним

Название Тель-эль-Амарна зафиксировано европейскими путешественниками в XIX веке[4]. Оно состоит из названия современного поселения et-Till и названия Beni Amran (прежнее арабское племя) или al-Amaria — другой деревни в этом районе. При этом слово не имеет общего с арабским обозначением поселения на холме — телль, поскольку здесь нет таких холмов[5].

Посетивший в 1820-е годы местность английский археолог Джон Гарднер Уилкинсон назвал её Алебастрон[6], следуя примеру древнеримских авторов Плиния (На камнях) и Птолемея (География)[7][8].

При фараоне Эхнатоне здесь стоял город Ахетатон (егип. ȝḫ.t-Jtn «Горизонт Атона»), названный в честь главного храма Пер-Атон («Дом Атона»)[9].

Археология

В 1714 году французский путешественник Клод Сикар обнаружил северо-западную стелу, копию с которой сняли лишь в 1827 году, а в 1908 году её опубликовал Норман де Гаррис Девис (англ.)[10].

Руины древнего Ахетатона нашли солдаты Наполеона во время его Египетского похода, а научное исследование местности начал Джон Гарднер Уилкинсон. В 1824 году он обнаружил гробницы в восточной части города. Совершавший поездку в Нубию археолог Карл Рихард Лепсиус проездом через Амарну в 1843 году сделал некоторые гипсовые слепки и рисунки[11].

Обнаружение в 1887 году неким феллахом Амарнского архива с перепиской фараонов и ближнеазиатских правителей привело к первым систематическим раскопкам в 1891/1892 году Обществом исследования Египта под руководством египтолога Флиндерса Питри. Были обнаружены новые глиняные таблички и «городской архив» возле королевской резиденции. Норман де Гаррис Девис в 1901 −1907 годах копировал их надписи и тексты пограничных стел для Общества[9][12].

В 1907 году Германское восточное общество под руководством Людвига Борхардта, обнаружившего знаменитый бюст Нефертити, продолжили раскопки. Первая мировая война прервала исследования, однако после её окончания они продолжились. Позже в раскопках эль-Амарны принимали участие Генри Франкфорт, Чарльз Леонард Вулли и др.

Древний город

1.Северное кладбище 2. Южное кладбище 3. Священная пустыня 4. Северный город 5. Северный дворец 6. Мару-Атон 7. Южный город 8. Большой храм Атона 9. Ком эль-Нана 10. Деревня рабочих 11. Кладбище рабочих 12. Царский вади 13. Гробница Эхнатона V Пограничная стела «V» U Пограничная стела «U»

Аменхотеп IV с вступлением на престол решил ослабить власть фиванского жречества Амона, составлявшего в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Фараон провозгласил верховным богом солнечный диск Атона — «единое всеозаряющее животворящее Солнце» и стал подыскивать место для новой столицы.

Ахетатон на карте Древнего Египта располагается между двумя прежними столицами — Мемфисом Древнего царства в Нижнем Египте и Фивами Среднего царства в Верхнем Египте[13]. Эхнатон заложил новую столицу на 5 год своего правления, что следует из двух пограничных стел на берегу[10]. Через два года город провозгласили столицей[3]. Главой города был назначен Неферхеперу-хер-сехепер (англ.)[14].

Выбор места продиктован формой скал с восточной стороны прорезанных вади Абу Хасах эль-Бахри. Зрительно этот разлом в скалах напоминает начертание солярного знака ахет (восточный горизонт) и символически для Эхнатона напоминал место солнечного перерождения. Поэтому название города Ахетатон (дословно Ахет принадлежит Атону) намекает именно на этот горизонт в восточных скалах. Эхнатон в пограничных стелах утверждал, будто сам Атон приказал ему основать здесь новую столицу, и дал обещание не покидать новую столицу ради иного места[10].

Эхнатон совершил ритуальный объезд на колеснице границ новой столицы, где установил пограничные стелы.

По периметру города по приказу Эхнатона установили 13 (известных сегодня) пограничных стел, вырезанных в скалах, часто дополненных скульптурными изображениями поклоняющихся Атону Эхнатона, Нефертити и их трёх старших дочерей — Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон[10].

Основание новой столицы не стало новшеством в истории Древнего Египта. Первая столица Мемфис была основана при I династии (ок. 3000 год до н. э.) как резиденция Ineb-Hedj (Белостенная), затем первый фараон XII династии Аменехмет I возле Файюма основал новую столицу Иттауи (Itjet-Tawy), служившую престольным городом в Среднем царстве (ок. 1950—1700 годы до н. э.). Спустя 40 лет после смерти Эхнатона фараон Рамсес II основал свою столицу в Дельте Нила под названием Пер-Рамсес (Дом Рамсеса)[10].

Эхнатон правил всеми египтянами, но его механизмы, которыми он руководствовался для привлечения людей в новую столицу, неизвестны[13]. Город Ахетатон просуществовал около 15 лет. Став фараоном, Тутанхамон перенёс столицу в Мемфис, а генерал Хоремхеб разрушил часть центральных зданий Ахетатона[13]. Блоки от этих строений (талататы) использовались при строительстве других зданий и пилонов XIX династии, отчего впоследствии египтологам удалось извлечь и частично собрать эти фрагменты[15]. Новые фараоны и восстановившее своё прежнее влияние фиванское жречество делали всё, чтобы вычеркнуть из истории память о приверженцах атонизма и новой столице.

Место, где прежде располагались набережные Ахетатона, до 1880 года было занято сельскохозяйственными угодьями, неподалёку находились три деревушки.

Планировка

1. Деревня рабочих, 2. Ком эль-Нана, 3. Центральный город, 4. Главный город, 5. Большой храм Атона, 6. Северный район, 7. Южный район, 8. Городской архив

Поскольку город возведён на прежде никем не заселённом месте, вопрос об ограниченности городской территории тогда не стоял. Поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка как бедных, так и богатых домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность. Единственным существенным отличием бедных домов от богатых было то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные помещения и дома для рабов.

Дома знати не всегда были крупными, обычно многоэтажными, возведёнными из кирпича-сырца с белыми оштукатуренными стенами и обнесены стеной-забором по периметру. У одной стены в центральной квадратной зале стояла длинная лавка, потолок подпирали одна или несколько деревянных колонн на каменном постаменте. К зале примыкали квадратные личные комнаты, гостинные и кладовые. Редко встречались жилые пристройки и мастерские для художников[13].

В городе Эхнатон ради Атона заложил два главных городских храма — Пер-Атон (Дом Атона) для общественных религиозных молений и Хут-Атон (Дворец Атона) для личного пользования фараона. Археологи называют их Большой храм Атона (англ.) (275 х 762 м)[13] и Малый храм Атона[10]. Параллельно Нилу город пересекала широкая Царская дорога, по которой двигались торжественные церемонии в отведённые дни. Основное население проживало в Южном и Центральном городе. Северный город включал храмы Атону, Главный дворец и все административные здания, которые были ориентированы на Царский вади на востоке. Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Гем-Па-Атон (егип. Gm-p3-itn «Найденный Атон»)[15] — отказ от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами, чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. При этом, Большой храм Атона с святилищами так и не был окончательно достроен[13].

Главный дворец протянулся с севера на юг с западной стороны Царской дороги и служил местом проведения официальных государственных мероприятий. В южной его части был колонный зал, в северной — многочисленные открытые площадки с колоссами Эхнатона и Нефертити. Дворец соединялся мостом с Царским домом между двумя храмами Атону. Это была временная резиденция царской семьи в Центральном городе. Однако, основным местом проживания правящей семьи был Северный прибрежный дворец за высокими стенами и расписными воротами, выходящими с запада на Царскую дорогу. Южный и Северный дворцы символизировали Верхний и Нижний Египет. На юге Северного города, с восточной стороны Царской дороги стоял наилучшим образом из всех построек Амарны сохранившийся Северный дворец, принадлежавший к концу правления Эхнатона его старшей дочери Меритатон (её имя начертано поверх прежнего царского имени на дверном косяке). Здесь были бассейн 4,5 м глубины перед входом, жилое северное крыло, зверинец с овцами, козами, газелями, коровами и птицами. Южный конец Царской дороги упирается в Маруатон (егип. Pa-Maru-en-Pa-Aten «Зримое место Атона»). Археологи нашли здесь свидетельства озера, останки борзых собак у стены, сосуды вина[13].

В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. Севернее находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь. Рабочие некрополя жили в квартале с узкими улицами и тесными домами, окружёнными высокой стеной с одними воротами.

Находки материальной культуры свидетельствуют, что жители Ахетатона поддерживали домашний культ различных богов[13].

На холмах, окружавших Ахетатон, находится множество известковых карьеров, из которых более всего известен кальцитовый карьер Хат-Нуб, который египтяне называли «золотым». Здесь осталось множество надписей, нацарапанных или выбитых на стенах теми, кто добывал известняк начиная со времён Древнего царства.

Некрополь

Гробница Ахмеса (№ 3) Срисовка сцены одаривания из гробницы Пареннефера (№ 7)

В окрестностях Ахетатона, на западном берегу Нила, обнаружены 24 усыпальницы, большинство из которых оставались недостроенными. Некоторые гробницы были открыты уже в древности и использовались для повторных захоронений (при Птолемеях), как магазины и коптские церкви.

Эти скальные гробницы расположены с севера и востока от города и разделены на две группы вади. Неподалёку установлена пограничная стела V[16][14]:

Северные гробницы

  1. Хуйа — слуга царицы Тии.
  2. Мерира II — дворецкий, смотритель покоев царицы Нефертити.
  3. Ахмес — носитель печати Нижнего Египта, слуга Эхнатона.
  4. Мерира I — Верховный жрец Атона. Гробница могла стать самой крупной среди прочих гробниц знати, если бы была окончена.
  5. Пенту — первый слуга Атона в его храме, главный лекарь.
  6. Панехси — один из минимум 4-х первых жрецов Атона («слуга первый Атона в доме Атона в Ахетатоне»).

Южные гробницы

7. Пареннефер — виночерпий, «омывающий руки фараона», глава мастеров, наблюдатель за всеми постройками. У него также имелась гробница в Фивах — TT188.

8. Туту — камергер фараона.

9. Маху — начальник меджаев.

10. Ипи (Апи) — писец фараона, управляющий внутренним двором дворца фараона. В этой гробнице найден «Малый гимн Атону».

11. Рамос — генерал, писец рекрутских наборов.

12. Нахтпаатон — чати (визирь), хранитель печати.

13. Неферхеперу-хер-сехепер (англ.) — глава города Ахетатон.

14. Маи — носитель опахала, «распорядитель войска владыки обеих земель».

15. Сути — знаменосец фараона.

19. Сатау — казначей.

23. Ани — переписчик жертвоприношений в честь Атона, жрец в храме Аменхотепа II.

24. Паатонемхеб (Хоремхеб) — генерал, управляющий фараона.

25. Эйе — носитель опахала по правую руку фараона, главный конюх фараона. Гробница не окончена. Здесь найден «Большой гимн Атону». Эйе упокоился в гробнице WV23 в Долине Царей.

Царские погребения

26. гробница Эхнатона и, возможно, его второй дочери Макетатон. Эхнатона после возвращения столицы в Мемфис могли перезахоронить в KV55 Долины Царей. Предполагается, что обнаруженная здесь мужская мумия может принадлежать ему[17], хотя эта точка зрения оспаривается[18][19][20].

29. Нефернефрура[21]. Эта теория подкрепляется обнаружением ручки амфоры с надписью, в которой упоминается внутренняя (погребальная) камера Нефернефруры[22]. Гробница по структуре относится к царскому типу.

Примечания

  1. ↑ Archaeology & Language — С. 49.
  2. ↑ http://www.geonames.org/347585
  3. 1 2 The Official Website of the Amarna Project (неопр.). Дата обращения 1 октября 2008. Архивировано 8 октября 2008 года.
  4. B. Kemp in: Wolfgang Helck, Eberhard Otto, Wolfhart Westendorf. Lexikon der Ägyptologie. — Wiesbaden: Harrassowitz, 2000. — Т. VI. — С. 309. — ISBN 3-447-04468-3.
  5. Gabriele Höber-Kamel. Zur Geschichte der Amarna-Zeit // Nofretete. Kemet. — 2010. — № 3. — С. 4.
  6. Wolfram Grajetzki, Stephen Quirke. Amarna (неопр.). www.ucl.ac.uk. Дата обращения 2 ноября 2018.
  7. Sir John Gardner Wilkinson. Materia Hieroglyphica: Containing the Egyptian Pantheon and the Succession of the Pharaohs from the Earliest Times to the Conquest of Alexander, and Other Hieroglyphical Subjects. — publisher not identified, 1828. — С. 22. — 290 с.
  8. A. Lucas, John Richard Harris. Ancient Egyptian Materials and Industries. — Courier Corporation, 1999. — С. 60. — 546 с. — ISBN 9780486404462.
  9. 1 2 Eric P. Uphill. Tell el-Amarna, city / Kathryn A. Bard. — Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. — London: Routledge, 1999. — С. 763. — ISBN 0-415-18589-0.
  10. 1 2 3 4 5 6 David P. Silverman, Josef W. Wegner, Jennifer Houser Wegner. Akhenaten and Tutankhamun: Revolution and Restoration. — UPenn Museum of Archaeology, 2006. — С. 43, 48-50. — 226 с. — ISBN 9781931707909.
  11. ↑ Amarna. Lebensräume – Lebensbilder – Weltbilder / Christian Tietze. — Weimar, 2010. — С. 36.
  12. Nicholas Reeves. Akhenaten: Egypt’s False Prophet. — London: Thames & Hudson, 2005. — 208 с. — ISBN 9780500285527.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 Jessica Joyce Christie, Jelena Bogdanovic, Eulogio Guzmán. Political Landscapes of Capital Cities. — University Press of Colorado, 2016. — С. 39—40, 49-53. — 425 с. — ISBN 9781607324690.
  14. 1 2 The South Tombs (англ.) // Amarna Project.
  15. 1 2 Kathryn A. Bard. Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. — Routledge, 2005. — С. 391. — 969 с. — ISBN 9781134665259.
  16. N. de G. Davies. III — IV // The rock tombs of El-Amarna. — The Egypt Exploration Society, 2004. — ISBN 0-85698-160-5.
  17. Hawass, Zahi et al. Ancestry and Pathology in King Tutankhamun’s Family // The Journal of the American Medical Association. — 2010. — С. 644.
  18. Jo Marchant. Ancient DNA: Curse of the Pharaoh’s DNA (англ.) // Nature. — 2011-04-28. — Vol. 472, iss. 7344. — P. 404–406. — ISSN 1476-4687 0028-0836, 1476-4687. — DOI:10.1038/472404a.
  19. Strouhal, E. Biological age of skeletonized mummy from Tomb KV 55 at Thebes // Anthropologie: International Journal of the Science of Man. — 2010. — Т. 48, вып. 2. — С. 97—112.
  20. Eline D. Lorenzen. King Tutankhamun’s Family and Demise (англ.) // JAMA. — 2010-06-23. — Vol. 303, iss. 24. — P. 2471. — ISSN 0098-7484. — DOI:10.1001/jama.2010.818.
  21. Reeves, Nicholas. Akhenaten: Egypt’s False Prophet. — Thames & Hudson, 2005. — ISBN 0-500-28552-7.
  22. Murnane, William J. Texts from the Amarna Period in Egypt. — Society of Biblical Literature, 1995. — ISBN 1-55540-966-0.

Ссылки

wikiredia.ru

Ахетатон. Древний Египет

Фараон Аменхотеп IY, царствовавший в Египте в XY в. до н.э., вошел в историю своего государства, как правитель, покусившийся на истинно святое для египтян — верховного бога солнца Амона. Фараон Аменхотеп IY своим царским указом просто-напросто отменил поклонение не только одному из главных египетских божеств, но также и многочисленным более мелким божествам, каждый из которых почитал определенный египетский ном.

Ахетатон


Сей дерзкий поступок не прошел смелому фараону даром: против него ополчились фиванские (а Фивы в то время являлись столицей государства) жрецы, что в то время было весьма существенным обстоятельством.

Тем не менее, Аменхотеп IY, решив идти до конца, полностью отменил официальную египетскую религию, «назначив» нового бога — Атона, верховным жрецом которого фараон назвал себя. Возмущение фиванских жрецов не привело ни к чему хорошему: даже их власть не смогла повлиять на фараона, который закрыл многочисленные храмы, конфисковал жреческие владения и, в довершение всего, покинул столицу Египта — город Фивы. После этого, поднявшись по течению реки, в долине Нила он основал новый столичный город Ахетатон, название которого в переводе означало «земля (горизонт) бога Атона».

Полностью порвав с прошлым, фараон Аменхотеп IY принял решение попрощаться и с собственным именем, обозначающим «Амон доволен», сменив его на Эхнатон — «Угодный Атону».

Построенный фараоном новый город мало чем отличался от многих других городов Древнего Египта: его сады, жилые постройки, парки, арсенал, дворец фараона, расположенный в центре города, и дворец его супруги Нефертити были возведены добротно и словно бы на века. Центральное место в городе занимал величественный белокаменный храм бога Атона, щедро украшенный живописными изображениями, отделанный золотом и драгоценными камнями, покрытый резьбой и изразцами.

Новый ритуальный обряд, посвященный богу Атону, проводился на рассвете. В тот момент, когда на небе появлялось солнце, все жители города, собравшиеся в украшенном храме, радостно «преподносили» ему свои дары, а затем, подчиняясь движению руки Эхнатона, пели гимн, прославляющий бога.

Несмотря на то, что жилые дома почти ничем не отличались друг от друга (они представляли собой довольно большую усадьбу с садом, молельней, помещением для рабов и хозяйственными постройками), тем не менее, город производил яркое и многообразное впечатление. Сейчас, благодаря произведенным раскопкам в городке эль-Амарн, который расположен на месте древнего Ахетатона, известно, что в новой египетской столице была предусмотрена площадь для парадов, полицейский квартал, квартал скульпторов, а также царский некрополь, расположенный в горах (там были обнаружены более 20 богатых усыпальниц).

Для жрецов храма Атона был построен отдельный район, отличающийся значительными размерами и великолепием. Все постройки этого района имитировали особенности берегов священного Нила: стены и пол украшали цветы лотоса, а колонны выглядели словно папирусные стебли.

Мудрый и беззлобный правитель много сделал для своего города, однако умер достаточно молодым (ему было всего лишь 35 лет), а его последователь Херемхеб сделал все возможное для того, чтобы искоренить любое свидетельство его жизни и правления. Конечно, первым пострадал прекрасный город Ахетатон, от которого в буквальном смысле слова не осталось камня на камне: великолепные храмы и дворцы были разрушены, гордые статуи уничтожены. Через некоторое время и величественные руины исчезли с лица земли под слоем песка, уступив место нескольким небольшим египетским селениям.

Вновь увидеть свет древнему городу совершенно случайно помогла жительница одного из трех, построенных на месте Ахетатона, деревень, которая в конце XIX века на месте древней городской канцелярии нашла довольно хорошо сохранившиеся глиняные таблички с непонятными надписями.

sitekid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *