Фото святки – Ой!

Содержание

Красивые открытки на Святки 2019 (24 фото) • Прикольные картинки и юмор

Период от Рождества Христова до Крещения Господнего называется Святками. Праздновать начинают 7 января. Поздравить родных и близких можно с помощью красивых открыток со стихами.

Веселых святок!

Открытка Святки.

С наступающим Рождеством!

Святки-колядки.

Открытка на Святки.

Картинка поздравление со Святками.

С Рождеством Христовым!

Открытка Святки.

С Рождеством!

Красивая картинка Святки.

Открытка с поздравлениями на Святки.

Открытка с поздравлениями Святки.

Поздравляем со Святками!

Открытка на Святки.

Веселых Святок!

С Рождеством Христовым!

Поздравляю со Святками!

С Рождеством!

Поздравляем со Святками!

Веселых Святок!

Веселых Святок!

Со Святками!

Веселых Святок!

Будь человеком, проголосуй за пост!

Загрузка…

 

Смешные картинки Международный день бойскаутов 2019 (8 фото) « Предыдущая запись Красивые открытки с Рождественским Сочельником 2019 (26 фото) Следующая запись »

bipbap.ru

Святочные гадания. Картины русских художников: kolybanov — LiveJournal

Ю.Сергеев (700x557, 111Kb)
Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.
Стремление людей заглянуть в будущее уходит своими корнями глубоко в древность. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней археологические артефакты Древнего Египта, Греции, Халдеи, Древнего Рима. Даже в священном писании — Библии неоднократно упоминается о гадании. Среди славянских племен предсказание будущего всегда было в ведении жрецов, знахарей, ворожей, кудесников и колдунов. Но по народным поверьям существуют такие дни в году, в которые каждый, кто отважится вступить в контакт с потусторонними силами, может увидеть наперед свою судьбу. К. Маковский (700x480, 146Kb)
К. Маковский. Святочные гадания.
На Руси в древние времена святочные гадания особо получили свое распространение в эпоху «теремного затворничества», когда длинными морозными вечерами боярыни и боярышни, сенные девки, коротая время, пытались заглянуть в судьбоносное будущее. Ожидая замужества, каждая пытались хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какова жизнь ожидает ее впереди с этим будущим мужем.

И как бы ни осуждала церковь эти ритуалы, настаивая на том, что гадание дело — нечистое, искоренить этот обычай было невозможно.

«>
Святочные гадания. (700x623, 208Kb)
К. Маковский. Святочные гадания. (Фрагмент).
Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи. И наиболее вещим оно считалось в святочные вечера, в ночь под Новый год и под Крещение. Тысячи лет гадали девушки и женщины на будущее, на суженых, на урожай, на исход дел, используя при этом различные магические предметы и разные способы, передавали из поколения в поколение этот ритуальный обычай. Святки являлись наиболее переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть особенно была сильна. Трутовский. (700x475, 146Kb)
Художник Константин Трутовский. Святочные гуляния.
Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. И хотя они расположены между двумя великими христианскими праздниками, их история возникновения своими корнями уходит далеко в языческое прошлое славянского народа. В период зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь и самый короткий день в году, издревле праздновался древними славянами как день рождения солнца. Коляда (700x545, 165Kb)
Коляда
А солеце всегда считалось светилом, управляющим божьим днем, от которого полностью зависел и будущий урожай, и приплод скота, и плодородие земли-матушки, а значит — благосостояние людей.

В эти дни считалось самое время подумать о будущем — и не только урожае, но и о личной жизни. Для привлечения удачи были заведены традиционные гулянья, веселые розыгрыши, игры, пляски и сборища. С течением времени все святочные сюжетные игры и песни, первоначально имевшие в своей основании магический смысл, стали лишь развлечением.

Константин Коровин (700x488, 214Kb)
Художник Константин Коровин. Святочные гуляния.Страшные гадания на Руси
Издавна считалось, что святые дни — святки, делятся на два периода: с 7 по 13 января — святые вечера, а с 14 по 19 января — страшные.

Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Такие гадания, уходящие корнями в языческую древность, были широко распространены в России еще столетие тому назад. Проводились они, когда старый год заканчивался и начинался новый, то есть в «переходной период», где новое еще не вступило, а старое еще не сдало свои полномочия.

Для проведения таких ритуалов, как правило, подбирались и соответствующие места — это и перекресток дорог, и прорубь, и баня, и овин. Одним словом, там где скапливалась нечисть. Исходя из этого, в таких ритуалах участвовали лишь отважные и решительные девушки. И отправляясь в такие места обязательно брали с собой металлические предметы — нож, кочергу, сковороду, считавшимися оберегом от нечистой силы.

Ю.Сергеев. (474x681, 138Kb)
Художник Ю.Сергеев. У гадалки. Святки.
Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом: «Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет…»,- и называла имя девицы, на которую ворожили. Гадание на картах (700x604, 160Kb)
Художник Ю.Сергеев. Гадание на картах. Святки.
Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите, а также ввести и вывести из состояния прострации. А.Новоскольцев. Светлана. (515x700, 102Kb)
Художник А.Новоскольцев. Светлана.
Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок К.Брюллов. (572x700, 162Kb)
Художник К.Брюллов. Гадающая Светлана.
А еще было гадание основанное на слушании, когда девица в полночь шла к проруби или на перекресток и прислушивалась к звукам, разносящимся по деревне. Звон колокольчика или праздничное пение было предвестником скорого замужества. Лай собаки, также предвещающий брак, рассматривался еще и в разных аспектах: из какого края деревни будет жених, какой у него будет характер и какого он будет возраста. А вот самым плохими предзнаменованием считался стук топора и звук хлопающих досок, что было к смерти. Гадание на суженого (700x645, 149Kb)
Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.
Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чье-то прикосновение. Если таково случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет — сидеть в девках еще год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой — богатым. Сергеев. Ночное гадание. (700x527, 119Kb)
Художник Ю.Сергеев. Ночное гадание. Святки.
Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка сильно сжимала птицу и та издавала крик.О.Кипренский.Святки. (543x700, 137Kb)
Художник О.Кипренский.Святки.
Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по- прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом, используя при этом, возможно не такие экстримальные методы гадания нежели раньше. В ход идут кофейная гуща и карты таро, воск и кольца, спички и башмаки, а так же спиритические сеансы. С.Кодин (700x526, 120Kb)
Художник С.Кодин. Святочное гадание.

Источник


С.Кодин (700x526, 120Kb)

Спасибо за ваши комментарии!

kolybanov.livejournal.com

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ (СВЯТКИ — СЛАВЯНСКИЙ КАРНАВАЛ!)

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем «карнавалить»! )))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц — ласковый кудесник —
Встал, и ясен и пригож,
А в селе — гульба и песни, —
Расходилась молодежь!

Снежный хруст… Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой…
— Как зовут?.. — Зовут — Зовуткой!
— А тебя? — Меня — Бовой!

— Мне кольцо ты не подаришь?
— Подарю, да не при всех!..

С пляской ряженые вышли, —
Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу…
А в селе — гульба и песни
И гаданье про судьбу…

Александр Ширяевец
1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…

Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!

© Павел Рупасов, 2012 г.

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки —
До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии «Русские праздники»). 2010 г.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.

Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.

Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.

Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.

parashutov.livejournal.com

Святки, карты и вокзальные цыганки

Как достойно провести Святки, что общего между христианами, астрологами и цыганками и как превратить святочные вечера в вечери любви. О русских святочных традициях добрых и подлинных и, наоборот, весьма сомнительных, рассказывает писатель, проповедник, педагог, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, член Союза писателей России 

протоиерей Артемий Владимиров.

Протоиерей Артемий Владимиров

Люди, которые действительно связали свою жизнь с Матерью-Церковью и о Православии знают не понаслышке, всегда готовятся к главным церковным празднествам, будь то Рождество, Пасха или Троица.

Мы помним, что радостные дни явления в мир Спасителя и Его тридневного воскресения предваряются постами. Знаем и о том, что первый день праздника последуется сплошной седмицей, когда Церковь отменяет воздержание от скоромной пищи в среду и пятницу.

Праздничная неделя после Пасхи именуется «Светлой», время от Рождества Христова до Крещения Господня

«Святками».

Для чего нам нужны «Святки»?

Церковь приглашает своих чад погрузиться в светлую атмосферу Рождества, желает, чтобы они довели до ума и сердца самую суть «великой тайны благочестия», как называет апостол Павел событие Вифлеемской ночи.

Каждый раз, когда на Святках мы переступаем порог храма, до наших ушей доносится пение рождественского тропаря.

Заглядывая в вертеп из елового лапника и созерцая на иконе изображение Богомладенца в воловьих яслях, мы приходим к осознанию, что Господь само сердце человека хочет соделать местом Своего обитания…

Святки, кратко сказать, это такое праздничное время, когда малые ребятки играют в прятки, а возрастные христиане помышляют о единении с Господом Иисусом Христом, новорожденным Спасителем, в Божественной Евхаристии. С благоговением, покаянием и любовью приступая к Святой Чаше, мы вкушаем самые Пречистую Плоть и Кровь Создателя в освящение души и тела.

Как тут не вспомнить притчу о десяти девах, которые со светильниками вышли встречать своего Жениха. Он затворяется с «разумными» из них в светлом брачном чертоге. Это единение со Христом Богомладенцем в глубинах человеческого сердца и является тем идеалом, той высотой, на которую возносит нас праздник Рождества.

Святки – особое время. Пост в среду и пятницу отменяется, ибо девы чертога брачного «не могут поститься, когда с ними Жених»…

И мы, выходя из храма, призваны светить миру радостной улыбкой и добрым словом. Истинно церковных людей всегда отличает гостеприимство, радушие, умение «на мажоре» общаться с ближними, которым они служат с легким сердцем, бескорыстно, с внутренней благодарностью Господу. Пусть вся наша жизнь будет даром, положенным к стопам новорожденного Христа…

Безусловно, как и в случае со Светлой седмицей, Святки – это время общения с близкими по духу людьми, тем паче что теперь у нас Рождество – государственный праздник. «Выходные дни» сами по себе располагают друзей видеть друг друга, не правда ли?

Коль скоро снимаются все ограничения в посте, то по закону русского гостеприимства и хлебосольства нужно щедро делиться с соседями тем, что у нас припасено для праздника. Но мы собираемся вместе «не для хлеба куса, а ради Иисуса», поэтому общение, дневное или вечернее, должно, на мой взгляд, напоминать собою древнехристианские агапы, или вечери любви.

На христианских трапезах необходимо давать место благодарственной молитве и пению, рождественским песнопениям и духовным стихам, колядкам.

К сожалению, эта культура почти утрачена современными «юзерами-лузерами-пользователями». Ничто, однако, не препятствует и в наше время устраивать подобные вечера в православных семьях, где народились милые детишки, с нетерпением ожидающие рождественскую елку и заблаговременно приготовившие подарки для своих друзей.

Мне хорошо известно, что сегодня православные родители стараются возрождать детский мир, описанный Иваном Шмелевым в его книге «Лето Господне».

А в ней автор, между прочим, пишет и про Святки… О, сколь богатым, насыщенным, интересным было содержание этих дней! Какой удивительный мир вкусностей, затейливой красоты домашнего интерьера, рождественских игр, загадок и шарад окрашивал детство русских детей в золотые тона!

В заключение позвольте мне поразмыслить и об известных всякому мало-мальски начитанному человеку поэтических строках Василия Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»… Не забудем и пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин», где так выразительно запечатлены черты дворянского быта, в котором зачастую подлинная религиозность смешивалась с народными суевериями.

Просвещенному читателю «Правмира», думаю, нет нужды объяснять, что в XXI столетии карты таро, гадание на воске и кофейной гуще, с помощью маятника – суть жалкие пережитки постиндустриального общества. Мы, христиане, не имеем ничего общего ни с астрологами, ни с антропософами, ни с вокзальными цыганками, поэтому я могу говорить о подобной дребедени лишь с грустной улыбкой, произнося этакое пренебрежительное аристократическое «фи»!

Мыслящих право людей куда более должно привлекать семейное чтение, а сегодня, слава Тебе, Господи, немало чудесных авторов (помимо упомянутого мною Ивана Шмелева) могут быть незримыми участниками наших посиделок у камелька. Это и классическая русская литература, и не столь известная широкому читателю литература XX столетия

Никифоров-Волгин, Ширяев, Зайцев, Шергин и другие.

Плоды же доброго святочного общения нам уже известны ясность ума, мирное сердце, радость о Господе…

Я вот на Святках уже успел и с детьми побегать наперегонки по заснеженным аллеям, и в сугробах поваляться, и в снежки поиграть чтобы потом, уютно расположившись у пылающего камина, экспромтом рассказать и взрослым, и детям сказку, не лишенную известной доли романтизма.

Одним словом, мы с вами за все хорошее на Святках, что только ни пронизано светом подлинной христианской культуры.

Что же касается мастей треф, пики или черви, it is not our style…

Подготовила Ольга Лунина

www.pravmir.ru

Святки: история, традиции, приметы, гадания | Местное время

Изображение из свободных источников

Святки (от праслав. *svętъ, *svętъjь) – старославянское слово, означающее святые, праздничные дни.

Святки – это совершенно особые 12 дней, наполненные таинством и волшебством, это время радости и весёлых забав, гадания, отдыха и развлечений. Святки начались 6 января (в Сочельник) и продолжатся до 19 января – праздничный период продолжается от Рождества Христова до Крещения Господня.

История Святок

Рождественские святки у славян отмечались всегда, а после Крещения Руси, языческая культура и христианская смешались. Из-за такой ситуации в этот период и гадали, и колядовали, что порицает церковь, и молились, и ходили в храм, и многое другое.

Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню. Под влиянием православной церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю – от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной.

Традиции

Существовала традиция помогать бедным и немощным, обмениваться подарками. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные угощения. Молодёжь и дети занимались колядованием, или славлением – наряжались и приходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Они распевали церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также колядки – духовные песенки, посвящённые Рождеству.

Окончание святочного периода ознаменовывало Крещение с традиционным купанием в проруби.

Приметы от Сочельника до Крещения

В Сочельник во время трапезы все старались вести себя сдержано и как можно меньше разговаривать, иначе год пройдет крайне неудачно.

Незамужних и неженатых молодых людей старались не сажать на угол стола, а иначе они так и не найдут свою семью.

Если же на Сочельник пошел снег, то в этот год будет хороший урожай, а капитал в семье будет только расти.

Когда на Рождество мороз и холодно, то в семьях будет только гармония, любовь и взаимопонимание.

Чтобы в доме всегда было, что покушать и никто не остался голодным, наши предки от каждого блюда старались скушать хотя бы одну ложку. При этом все съедать сразу тоже нельзя было, ведь тогда весь год будет голод.

Если каша в Старый Новый год получилась рассыпчатой и вкусной, то год пройдет удачно и счастливо, а вот если наоборот, то её старались как можно быстрее выбросить, иначе не избежать беды в семье.

Ничего нельзя в Старый Новый год давать взаймы, иначе весь год так и проведете должником.

Наверно никогда так, как на Крещение не радовались пасмурной и влажной погоде, ведь она предвещает хороший и обильный урожай летом. Но вот если наоборот — в 19 декабря была ясная и теплая погода, то многие огорчались, ведь лето тогда будет засушливым, а значит и урожай плохим.

Если же в Крещение на небе много звезд, то это говорит не только о хорошем урожае, но и о богатом приплоде скота. О том, что в грядущем году будет обильный урожай говорит и много снега в этот день.

Пословицы и поговорки

На Святки только волки женятся.

От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех – с охотником несчастье случится.

Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай.

Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина – кататься.

Мокрые святки – мало урожая.

Ясные святки – полные амбары.

Фото из свободных источников
Гадания

Наиболее популярными считаются гадания с зеркалами, с воском, обувью и даже луковицами. Святки завершаются 19 января в Крещение, тогда наступает пора прекратить и все гадания.

Девушки на святках гадали о суженом, а семейные – о будущем урожае, достатке. Святочные гадания проводили темными вечерами или ночами. В двадцать четыре часа собирались на полуночные гадания, после полуночи – на ночные.

Средствами для гаданий служили предметы, в которых, по поверьям, сосредоточена магическая сила. Это могли быть башмак, юбка, пояс, чулок, наперсток, иголка, кольцо, гребень, зеркало. При гадании девушка должна была соблюсти определенные условия, выбрав правильные место и время. Но прежде всего девушка должна была выйти из-под защиты своей религии и оберегов. Христианки, например, снимали крест, а все без исключения, вне зависимости от религии, развязывали на себе всевозможные узлы, в том числе пояса, распускали волосы, иногда снимали с себя всю одежду, включая и обувь.

Для защиты от потусторонних сил девушка очерчивала вокруг себя магический круг – свечой или лучиной, ножом, кочергой. Если гадали группой, девушки вставали в круг, держа друг друга за мизинцы.

К месту гадания следовало идти молча, в темноте, стараясь оставаться незамеченной. Место для гадания тоже выбиралось особое – «нечистое». Это могли быть либо заброшенной дом, а также хлев или сени, подвал или чердак, иногда даже кладбище, либо «пограничные» места – те, где два мира образуют границу: порог или угол дома, ворота, перекресток, места у воды (колодцы, проруби). Гадали и в домах, гадали и у церквей.

Перекресток издревле считался нечистым местом, которое принадлежит демонам, говорили, что на перекрестке над человеком имеет власть нечистый дух. Это место – «пограничное» между двумя мирами, здесь свершались как опасные, так и, наоборот, исцеляющие действия. Ворота, которые также служили местом для гадания, – символ границы между своим миром и чужим. Через ворота перекидывали девушки башмачки, стоя в воротах, загадывали, кто пройдет мимо (появление мужчины предвещало скорое замужество), на ворота влезали и «окликали долю», по услышанным звукам и голосам угадывая свое будущее.

Гадание на перекрестке

Ровно в полночь придите на перекресток, чтобы «послушать округу». Веселый смех или пение невдалеке означает скорое замужество, веселье. Если послышатся плач или причитания – в этом году свадьбы не будет. Считается, что именно на перекрестке можно услышать голос судьбы, ведь здесь проходит граница между двумя мирами, и, стоя на перекрестке, вы как будто находитесь в двух мирах одновременно.

Гадание на зеркале и месяце

В одну из святочных ночей, когда на небосводе виден месяц, возьмите небольшое зеркальце, подойдите к окну и направьте зеркальце так, чтобы в нем отражался месяц. Смотрите пристально – через некоторое время вместо одного месяца вы увидите несколько. Посчитайте, сколько месяцев вам примерещилось: таким образом девушки гадали о будущей семье – большая она будет или нет.

Гадание с тремя зеркалами

Для этого гадания потребуются три зеркала примерно одинакового размера и две высокие свечи. Начинают такое гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой).

Два зеркала поставьте одно напротив другого по бокам от себя, перед ними зажгите свечи, а третье установите позади. Вы должны видеть в боковые зеркала отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться суженый из зазеркалья позади вас.

Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, скажите три раза: «Чур меня!» – и прекратите гадание, погасив свечи.

Гадание на спичках

По бокам спичечной коробки вставьте две спички и подожгите. Если сгоревшие головки поворачивались друг к другу, значит, «загаданные» парень и девушка будут вместе.

Гадание на нитях

Отрежьте нити одинаковой длины и подожгите их. У кого быстрее догорит нитка, та первая окажется замужем. Если сгорело меньше половины нитки или нитка сразу потухла, то в этом году замуж не выйдете.

Богатство или нищета

Зажженную лучину быстро погрузите в воду. Если она сразу погаснет, значит, ожидается бедная жизнь, а если огонь перейдет выше – богатая.

Гадание по кошачьей лапке

Загадайте желание и подзовите кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, значит, желание сбудется. Если правой – увы! – нет.

Царский сон

Положите под подушку четырех королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться – в образе короля – с короной на голове и в царской мантии.

rubtsovskmv.ru

Святки в 2017 году: когда отмечаются, обряды, традиции, приметы, святочные гадания

Вместе с Рождеством Христовым в России и в других славянских странах, отмечающих христианские праздники по юлианскому календарю, наступают Святки, которые наши предки отмечали не просто весело, а так, чтобы, как говорится, чертям было тошно.

Что такое Святки, и когда они отмечаются

Святки — это двенадцатидневный народно-христианский праздничный период, который продолжается от Рождества Христова 7 января до Крещения (Богоявления) 19 января. В православии Святки отмечаются с 7 по 17 января, это одна из так называемых сплошных седмиц — недель, в которые нет постов в среду и в пятницу.

История праздника Святки

Святки праздновали с древнейших времен, этот праздничный период установился сразу с появлением христианства и имел еще древнеримские отголоски. Именно поэтому на Руси с самого начала святочные обряды оказались тесно связанными с языческими — и с древнеримскими, и с местными — славянскими: с гаданиями, игрищами, ряженьем и другими неодобряемыми христианской церковью действами. В России даже доходило даже до специальных указов, запрещающих на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям игрища» и, наряжаясь в непотребные одеяния, устраивать на улицах пляски и петь «соблазнительные песни».

Читайте также: Сочельник и ночь перед Рождеством: святочные гадания, традиции, приметы и запреты.

Святочные обряды: Коляда и ряженые

Период Святок на Руси назывался Коляда, он включал в себя и Рождественский сочельник, и праздник Рождества Христова.

Неотъемлемыми атрибутами Коляды были ряженые, которые ходили по домам и колядовали (пели рождественские гимны и специальные колядные песни), получая за это в виде награды деньги и угощение. При этом святочные колядовщики порой бывали весьма грубыми и навязчивыми, что, например, нашло отражение в знаменитом фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Однако на Руси считалось, что ряженые символизируют посланцев из другого мира и души умерших предков, которых надо как следует задобрить, чтобы не мешали в земных делах. Поэтому к выходкам ряженых относились снисходительно и старались не отпускать их без выкупа.

Есть и другие святочные обряды — сжигание Коляды перед праздником Крещения, знаменитые рождественские и крещенские гадания, посиделки, песни и пляски, и т.д. В это время на Руси было принято веселиться, устраивать зимние забавы в городах и селах, плотно есть, в том числе мясное, выпивать и вообще ни в чем себе не отказывать.

Работать в этот период было не принято, да в деревнях особой работы и не было, за исключением приготовления пищи и ухода за скотиной, также на всё время Святок действовал строгий запрет на охоту на звере й и птиц.

Святочные приметы и поговорки

  • От звезды до воды (то есть от Рождества до Крещения) охотиться на зверей и птиц — грех.
  • Одна кутья на людей, другая на скотину, третья — на урожай.
  • Прошли Святки — пришла Масленица.
  • Ясные (морозные) Святки — полные амбары, мокрые (оттепельные) Святки — мало урожая.

Святочные гадания

Гадали на Святки с Рождественского сочельника до кануна Крещения, считалось, что раз Христос в это время еще не крещен, то и погадать — грех невеликий. Церковь, конечно, не одобряла эти обычаи, но относилась к ним достаточно снисходительно.

Лучшим временем для гаданий считались три вечера: Рождественский (6 января), Васильевский (13 января, Старый новый год, Щедрец) и Крещенский (18 января).

Читайте также: Рождество — 2017: когда отмечается в России, история и традиции, приметы и святочные гадания.

Гадали в основном девушки, естественно, о замужестве и о своей женской судьбе. В деревнях также загадывали о будущем урожае и о благополучии крестьянского хозяйства.

Девичьи гадания на Святки и Крещение описаны в балладе Василия Жуковского «Светлана», а также в поэме Александра Пушкина «Евгений Онегин».

riafan.ru

Святки в 2016 году: когда отмечаются, обряды, приметы, святочные гадания

В России наступили зимние Святки – веселый народно-христианский праздничный период, который продолжается от Рождества до Крещения.

Когда празднуются Святки

Святки, которые на Руси еще называли коляды, празднуют целых 12 дней, как говорится, «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до праздника Крещения Господня, когда совершается обряд освящения воды. Праздник имеет языческие, народные корни, но тесно связан с христианской традицией.

История праздника

Праздновать двенадцать дней после Рождества Христова первые христиане начали еще с древних времен. Впервые о праздновании Святок упоминается еще в первом веке нашей эры. Однако уже в те же времена, когда праздник стал христианским, появилась никогда не одобряемая церковью традиция святочных гаданий и исполнения других суеверий, доставшихся в наследие от языческих времен. Святочные гадания и другие не одобряемые церковью забавы были в этот период настолько популярны, что власти даже издавали специальные запрещающие законы. Так, в Российской империи был специальный закон, который запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить по старинным идолопоклонническим преданиям игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Святочные обряды

Ряженые

На Святки были и до сих пор в разных местах остаются свои местные традиции, несколько отличающиеся друг от друга. Из наиболее известных святочных забав – хождение по домам ряженых, когда молодежь, нарядившись в разные, иногда устрашающие костюмы, поет и пляшет, получая в награду еду и деньги. При этом святочные ряженые далеко не такие благостные, как те, кто участвует в рождественских колядках. Святочные костюмы и маски, порой, устрашающие, а песни и пляски подчас неприличные.

На Руси на Святки в ходу были традиционные костюмы и маски – например «коза», «аист», «черт», и т. п. В масках ходили в основном молодые парни, девушки, если и участвовали в колядках, вели себя скромнее, и лиц не прятали. Иногда ряженые закрывали себе лица волосами, метелками, мочалом, надвигали низко на глаза меховые шапки и т.д. Или мазали лица сажей, дегтем, свеклой, обсыпали мукой. Считалось, что ряженые, которые ходили по дворам, — это посланцы из другого мира, образы душ умерших предков. Поэтому хозяева и задабривали ряженых едой и деньгами, как бы откупаясь от нечистой силы.

Святочные гуляния ярко показаны в фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Изгнание святок

В некоторых областях России, Украины и Белоруссии до сих пор сохранился обряд изгнания святок (кутьи, коляды), приуроченный к окончанию святочного периода перед Крещением. Так, на Украине было принято сжигать рождественскую солому или мусор, накопленный за период Святок. Этот обряд называется «паліть діда» или «паліть дідуха».

Сжигание соломы или сена в Крещенский сочельник было очень распространено и в России – это называлось «провожать Святки»: горящий сноп возили по деревне на телеге с радостными криками.

Есть и другие святочные обряды – зажигание свечей, посиделки, песни и пляски, сбор денег для вдов, и т.д. В основном в деревнях и в городах это время проводилось весело, были в ходу зимние забавы и развлечения, стол был разнообразный, поскольку ограничения поста уже не действовали, работать в это время было не принято. В том числе в это время под строгим запретом была охота и вообще любое убийство животных.

Святочные пословицы и поговорки

На Святках волки женятся.

От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех: с охотником беда случится.

Одна кутья на людей, другая на худобу (скотину), а третья на урожай.

Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Масленица — пора кататься

Мокрые Святки (то есть, оттепель) — мало урожая.

Ясные Святки — полные амбары.

Святочные гадания

Святочные гадания были распространены у славянских народов в период зимних святок с Рождественского сочельника до Крещения.

Наиболее благоприятными для гадания считались Рождественский (6 января), Васильевский (13 января) и Крещенский (18 января) вечера. Древние верили, что эти дни являются переломными, наиболее опасными периодами, когда святочная нечисть особенно сильна.

В гаданиях на Святки присутствовали две основные темы: гадания о судьбе (о замужестве, семье, благополучии) и о будущем урожае.

Святочные гадания были одним из главных развлечений для девушек, загадывающих о замужестве и о ряженом-суженом – будущем муже. Эти гадания описаны в балладе Василия Жуковского «Светлана» и в поэме Александра Пушкина «Евгений Онегин».

Подробнее о способах гаданий на Святки читайте в материале Федерального агентства новостей.

riafan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *