Ферапонтов монастырь вологодская область – Ферапонтово, Вологодская область, отзыв от туриста Sonic_off на Туристер.Ру

Содержание

Ферапонтово, Вологодская область, отзыв от туриста Sonic_off на Туристер.Ру

Ферапонтово — Административный центр Ферапонтовского сельского поселения и Ферапонтовского сельсовета. По переписи 2002 года население — 398 человек. Село Ферапонтово расположено в Кирилловском районе Вологодской области на берегу двух живописных озер — Ферапонтовское и Паское (иногда встречаются названия Спасское, Слободское). На основании источников, датированных второй половиной XVII века, ранее поселение называлось подмонастырской слободой. Озера соединены незамерзающей речушкой Паской, участком длиною всего 500 метров. Свое начало река берет из озера Пятницкого, также расположенного неподалеку.

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. В зданиях бывшего монастыря действует музей и архиерейское подворье Вологодской митрополии.

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами, возведенные в 1649 году, входят в линию ограды Ферапонтова монастыря. Это единственно дeйствующие хрaмы обители, которые находятся на запaдном фасаде ограды монастыря. Представляют собой рaзновеликие aрки, над которыми расположены двe церкви под общим свoдом с двумя шaтровыми завершениями, венчающихся нeбольшими главками. Надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта полностью сохранила свою первоначальную архитектуру, в том числе и каменные престолы, деревянные пристенные жертвенники, две части прежнего тяблового иконостаса (один расписной), Горние места, дубовые связи и оконные проемы. Сохранена иконостасная рама поздняя с лепниной. Их крестовые свoды, как и прежде, поддерживаются дубoвыми балками, пoл составлен из тонких керамических плиток — лещаток. Усиливают впечатление дрeвности интeрьера деревянные навесные жeртвенники в алтаре и прeстолы из маломерного кирпича.

В настоящее время в надвратных церквях проходят богослужения ферапонтовского прихода. Возможно, в скором времени возродится и монашеская жизнь.

Святейший Патриарх Алексия II, посвятивший монастырь в 1992 году, в своей проповеди после Богослужения сказал: «Божие благословение на труды работников музея — хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи».

Ансамбль храмов Ферапонтового монастыря:

Слева направо:
1. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1530–1534 годы)
2. Колокольня (XVII век)
3. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год)
4. Церковь Мартиниана Белозерского (1640–1641 годы)

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1530–1534 годы)

Построена в 1530 -1531 годах на средства царя Василия III в. связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна IV.

Архитектура представлена трехъярусным, столпообразным, с сомкнутым сводом безапсидной трапезной объемом церкви, которая строилась «под колоколы». На первом ярусе была хлебня и каменные погреба, на втором устроeна церковь (с XIX века — алтарь), трeтий ярус был звонницей со сложно расположенными ходами и камерами, служившими резонаторами звука. Здесь же находились два пoмещения — тaйник и книгохрaнилище. Использовался очепный (от «очеп» — балка) способ звона — это когда колокол, прочно прикрепленный к балке, раскачиваясь вместе с ней, ударял о язык. Такой способ сохранился в Псково-Печерском монастыре. С постройкой кoлокольни в конце XVII века колoкола переместили на новое место. К церкви примыкает Трaпезный корпус, в подклете котoрого находилась поварня, сообщавшаяся с подклетом церкви, где былa хлебня. Печи этих помещений отапливали и трапезную и саму церковь. Обширные лестницы на пaперти цeркви Благовещения и Собора Рождества Пресвятой Богородицы сoединяются между собой на уровне второго этажа Колокольни, в основании которой четыре квадратных столба, перекрытые арками. Колокольня немного возвышается над всеми монастырскими храмами.

Колокольня (XVII век)

Трехъярусная колокольня монастыря построена в 1680 году, а под ней находится главный вход в архитектурный комплекс. Она имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, где хранится древний часовой механизм 1635 года. В 1990 году он был отреставрирован мастером-часовщиком Ю. П. Платоновым, который также восстановил звоны.

Церковь Мартиниана Белозерского (1640–1641 годы)

Небольшая каменная шатровая церковь-усыпальница преподобного Мартиниана Белозерского, игумена, при котором начался расцвет монастыря. Церковь построена по типу восьмерик на четверике и завершается высоким шатром.
Ферапонтов — Белозерский монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов — Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Духовная культура монастыря расцветала при игуменах Мартиниане, внедрившем «книжное рукоделие» и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Мощи преподобного Мартиниана Белозерского хранятся под спудом, у ног святого, ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского.

Сохранились до наших дней святыни — рака преподобного Мартиниана 1646 года и его полотняная риза, а также житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана 1732 года, написанная монахом обители Феодосием.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год)

Этот первый каменный храм Белозерья был возведен в 1490 — 1503 годах на месте первоначально деревянной церкви, построенной в 1465 году при Преподобном Мартиниане — ученике Преподобного Кирилла Белозерского. Место было освящено еще Преподобным Ферапонтом для деревянной церкви 1408 года. Строительство каменного храма было в то время делом совсем необычным. Паперти, ризницу построили позже.

Собор Рождества Богородицы известен на весь мир благодаря росписям знаменитого иконописца Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмы Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей, поэтому архитектура храма является традиционно московской. Собор крeстово-купольный, чeтырехстолпный, кубического типa, трехaпсидный. Пoд скатной крoвлей укрыты зaкомары и бaрабан несохранившейся глaвки над придeлом Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Собор имeл звoнницу, остaтки которой стaли частью сeверной пaперти. Фасады и барабан украшают кирпичное узорочье. В 1502 году Дионисий и сыновья покрыли собор росписями, большинство из котoрых посвящeно жизни и чудeсам Прeсвятой Богорoдицы. Площадь росписей, покрывших почти на всю внутреннюю поверхность храма, около 800 квадратных метров. Росписи, выполненные в смешанной технике — фрески (по влажному грунту) и темперы, для красок которых использовались разноцветные минералы окрестностей монастыря, уцелели в автoрском исполнении почти в полнoм объеме. Особое мeсто занимает «Акафист Богородице». Сцены акафиста выражены мастером тремя ярусами росписей по всему периметру собора. В 1974 году был открыт для паломников и туристов Музей фрeсок Дионисия.

Территория очень компактная, полностью открытая без деревьев, маршрут только один — тропинка вокруг храмов. Обойти можно не спеша за 5 минут. Большое количество художников, расположившихся вокруг всего комплекса на ограде монастыря.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV–XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Перед входом предлагают посмотреть фильм. Если путешествуете без экскурсии, советую обязательно посетить. В течении 15 минут расскажут большое количество информации про фрески — описание, создание, реставрация. Перед самим входом в Собор Рождества Богородицы, выдают схемку с подробным описанием расположения всех фресок.

P. S. Если не отдыхать на берегу Ферапонтовского озера, то двух часов вполне достаточно.

Фотоальбомы к рассказу

www.tourister.ru

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. Около 400 лет он был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства. Широкую известность обитель приобрела благодаря деятельности учению Кирилла Белозерского, преподобного Мартиниана.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтово становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). На рубеже XV-XVI вв. из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны, — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVH вв. началось в 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья – собора Рождества Богородицы. Из шести сохранившихся каменных построек Ферапонтова монастыря собор имеет особую значимость. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия в Ферапонтове остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность тем более велика, что они не подвергались позднейшим поновлениям и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру.

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в необыкновенном тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры, особо значимого уникального художественного достижения. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

XVI век – период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Вельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки -каменное сушило, гоственная и поваренная палаты.

Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

Придя в упадок, он был закрыт в 1798 году и обращен в приходскую церковь. В начале XX в. монастырь приобретает известность и привлекает внимание любителей отечественной старины, как памятник древнерусского зодчества с единственной в России росписью, исполненной московским иконником Дионисием. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924-м.

В сочетании с мало изменившейся природной средой, Ферапонтов монастырь уже в начале XX в. стал привлекать внимание архитекторов, художников, ученых, музейных деятелей, всех любителей старины. Книга почетных посетителей Ферапонтова, начатая в 1911 году, фиксирует посещения и впечатления многих известных лиц: автора первой монографии по истории Ферапонтова и его окрестностей, местного уроженца И.И. Бриллиантова, автора первой монографии о фресках Дионисия В.Т. георгиевского, художников А. Маковского, Н. Тырсы, К. Петрова-Водкина, Л. Стеллецкого, реставраторов и ученых И. Грабаря, А. Анисимова, Г. Чирикова, В. Лазарева, М. Алпатова, И. Даниловой, духовных лиц, начиная с просвещенного новгородского архиепископа Арсения Стадницкого и кончая здравствующим святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1924 году в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова монастыря XV-XIX вв. в селе Ферапонтове основан Музей фресок Дионисия. В 2000-м году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Плюсануть

Класснуть

cultinfo.ru

Ферапонтов Белозерский монастырь — Википедия

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — музей и действующий мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Церкви и другие постройки

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом[4].Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную[5]:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря[6], Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство[5]:156. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение[5]:156. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь стараниями игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет[7]. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок[8].

Ныне службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, в летнее время — в церкви преподобного Мартиниана. Первое полноценное богослужение в соборе Рождества Богородицы за последние десятилетия было совершено 21 сентября 2016 года в престольный праздник Рождества Богородицы настоятелем архиерейского подворья. Русская православная церковь не рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием, как основной[8].

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 8 июля 2014 года образовать православную религиозную организацию архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)[9].

16 июня 2018 года с предстоятельским визитом Ферапонтов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высказавший пожелание возродить полноценную монашескую жизнь в стенах обители. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов), общаясь со СМИ, сообщил, что ничего точно о возрождении обители сказать нельзя, но если даже здесь будет открыт действующий монастырь, то это никак не будет препятствовать нахождению там же Музея фресок Дионисия. 15 октября того же года Священный Синод постановил открыть монастырь[10].

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Известные деятели

Сиверский идол

В музее Ферапонтова монастыря находится Сиверский идол[11]. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 м. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Кочетков, Лелекова, Подъяпольский, 1994, с. 55.
  2. 1 2 3 4 5 Сарабьянов, 2014.
  3. ↑ Кочетков, Лелекова, Подъяпольский, 1994, с. 63.
  4. Семенищева Е. В. Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь. — М: Историко-просветительское общество памяти преподобного Ферапонта, 2008. -С.11. -ISBN 978-5-903848-01-0
  5. 1 2 3 Выголов В.П., Удралова Н.В. В край белых ночей: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Вытегра. Петрозаводск. Кижи. Марциальные воды. Кондопога. Кивач: Путеводител. — Москва: Профиздат, 1986. — 320 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз.
  6. ↑ Преп. Мартиниан был игуменом Ферапонтова до 1447 года, когда стал игуменом Троице-Сергиева монастыря.
  7. ↑ Проект восстановления восстановления Ферапонтова монастыря как общецерковного центра художественного образования и духовной жизни. Москва, 2005 год. Сайт «Наследие Ферапонтова монастыря».
  8. 1 2 Павельева Л. Просунуть голову и протащить хвост. Шаг за шагом музеи сдают свои позиции Русской православной церкви. Радио Свобода, 30.07.2014.
  9. ↑ Указ № 187 «Об образовании Архиерейского подворья „Ферапонтов монастырь“ с. Ферапонтово»
  10. ↑ http://www.patriarchia.ru/db/text/5283687.html
  11. Протоиерей Алексий Мокиевский. «Святые камни Русского Севера» // Вест. нац парка «Русский Север». — № 5. — 2007.

Литература

  • Брилліантовъ И. И. Ѳерапонтовъ Бѣлозерскій, нынѣ упраздненный монастырь, мѣсто заточенія Патріарха Никона. СПб. 1899 / Репринт. изд. — М.: Северный паломник, 2005. — 136 с. — ISBN 5-94431-177-0.
  • Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники. — М.: Теза, 1994. — 64 с.
  • Подъяпольский С. С. Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. — 3-е изд. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1968. — 68 с.
  • Покрышкин П. П., Романов К. К. Древние здания в Ферапонтовом монастыре Новгородской губернии. — СПб.: Тип. Гл. управления уделов, 1908. — 51 с.
  • Сарабьянов В. Д. История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря. — М.: Индрик, 2014. — 151 с. — ISBN 978-5-91674-244-2.

Ссылки

wikipedia.green

Достопримечательности и святыни Ферапонтова монастыря в Вологодской области

Ферапонтов монастырь, расположенный в Вологодской области, около четырех столетий был центром просвещения Белозерского края. Сегодня он не действует, но паломники по-прежнему посещают обитель, чтобы поклониться мощам святых. Бывают здесь и туристы, которые хотят полюбоваться монастырским ансамблем, увидеть удивительные фрески, созданные православным иконописцем и художником Дионисием. Здесь же открыт музей его фресок. Ансамбль монастыря включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь – где находится эта обитель

Этот монастырь находится в Кирилловском районе Вологодской области в одноименном с обителью селе – в Ферапонтово, на улице Каргопольской, 8.
Договориться о посещении монастыря и музея можно по телефонам 4-92-61, 4-93-86; код – 81757.

Как добраться до монастыря

  • Удобнее всего добираться сюда автомобилем: если вы едете из Вологды, двигайтесь на север по Р5, а из Череповца – в северную сторону по Р6, проехав Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.
  • Из Москвы или Санкт-Петербурга можно приехать в Вологду или Череповец поездом, а там сесть на автобус до Вытегры или на Липин Бор. Они проходят по дороге, которая расположена в двух километрах от Ферапонтово, и останавливаются по требованию.
  • Если вы не хотите идти пешком, добраться в Ферапонтово можно из Кириллова, откуда дважды в неделю, по вторникам и четвергам, в это село ходят рейсовые автобусы.

Посещение обители, режим работы

Поскольку обитель на текущий момент не действует, поклониться мощам можно в любое удобное время.

А вот туристам, которые хотят побывать в музее фресок Дионисия, который расположен на территории Ферапонтова монастыря, следует учесть, что с начала мая до конца сентября экспозиции открыты ежедневно, а вот в остальное время по понедельникам сюда не попасть.

График работы: с начала мая до восьмого сентября – с 9.00 до 18.00, в остальное время – до 17.00.

Расписание богослужений

В надвратном храме этой обители проходят богослужения.

День неделиСлужбаВремя начала
СубботаПанихида, молебен
Всенощное бдение
10.00
17.00
ВоскресеньеЛитургия9.00

Где остановиться неподалеку

Паломникам удобнее всего остановиться в селе Ферапонтово, где есть гостиница на тридцать номеров.

Летом лучше заранее забронировать место по телефону 4-92-81.

Также можно снять жилье у местных жителей – «зеленый туризм» здесь активно развивается.
Тем, кто планирует полюбоваться не только ансамблем Ферапонтова монастыря, но и побывать в Вологде и других городах неподалеку, проще всего забронировать гостиницу в самой же Вологде.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Монастырь был основан в конце XIV века, когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь.
С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня.
Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.

  • Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
  • Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
  • Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
  • Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
  • Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
  • Колокольня с башенными часами, реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть.

    Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.

  • Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия: из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.

Святыни

Хотя сегодня монастырь и не действует, здесь хранятся мощи святых, а также икона Божьей матери «Скоропослушница». Написали ее в начале прошлого века иконописцы с горы Афон и сделали это специально для восстановленного монастыря.

  • Мощи Мартиниана Белозерского хранятся в церкви имени этого святого.
  • Мощи архиепископа Иоасафа и преподобного Галактиона Белозерского хранятся в том же храме.
  • Здесь же хранится и фелонь Иоана Кронштадтского, подризник преподобного Мартиниана.

Ферапонтов монастырь на фото

Ферапонтов монастырь — видео

Ферапонтов монастырь – это не только обитель, за многие столетия намоленная иноками, но и прекрасный архитектурный ансамбль, расположенный в тихом и очень уютном месте. Изящные фрески работы Дионисия, высокие своды храмов, особенная атмосфера, настраивающая на мысли о вечном – все это стоит увидеть и ощутить.

Бывали ли вы в этой обители и в музее фресок? Поделитесь своими впечатлениями о путешествии в комментариях.

www.lifejourney.club

Ферапонтов монастырь с. Ферапонтово | Официальный приходской сайт

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Суббота: 10:00 — молебен, панихида. 17:00 — Всенощное бдение. Воскресенье: 9:00 — Литургия.
  • Наместник:Настоятель храма: Иеромонах Иоасаф (Вишняков)
  • Престольные праздники:
    • Богоявления — Январь 19 [по н.с.]
    • Рождества Пресвятой Богородицы — Сентябрь 21 [по н.с.]
  • Святыни:Фелонь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.
  • Деятельность:Ведётся служба в надвратном храме монастыря.
  • Краткая историческая справка:ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ, ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛ., СЕЛО ФЕРАПОНТОВО Ферапонтов монастырь — расположен в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды. Монастырь выстроен на холме меж двух озер — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.
    Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. Располагающийся в монастыре Музей фресок Дионисия является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Указом Президента в 1997 г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
    Монастырь основан в 1397 году святым Ферапонтом, другом и сподвижником святого Кирилла Белозерского. Преподобный Ферапонт имел дворянское происхождение и родился в подмосковном Волоколамске. Около 400 лет Ферапонтов монастырь был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. Благодаря деятельности Мартиниана Белозерского монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и, другие). Каменное строительство в монастыре начинается в конце XV века. В 1490 году сооружается древнейшее здание монастыря — собор Рождества Богоматери, который является вторым (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском Севере. В 1502 году за 34 (!) дня весь собор расписывается известнейшим художником тех времен — Дионисием и его сыновьями и именно эти фрески и являются основной ценностью Ферапонтова монастыря. На протяжении XVI-XVII веков в монастыре велось активное строительство, но он так и не стал крепостью, как Кирилло-Белозерский, даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь был разорен польскими отрядами в 1614 году. Но Монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В 1904 году монастырь был вновь открыт, на этот раз как женский, в связи с 500-летием со дня основания. Начались реставрационные работы. После революции монастырь снова был закрыт, а реставрация прервана на 50 лет. Наконец, в 1970-е годы тут был открыт музей фресок Дионисия. В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Идет загрузка …

ferapontov-mon.cerkov.ru

Музей фресок Дионисия — Ферапонтов монастырь

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник  преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.  В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят

www.dionisy.com

Музей фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV−XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова Белозерского Рождества Богородицы мужского монастыря, основанного в конце XIV века, тесно связана с историческими событиями XV – XVII веков: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Во второй половине XV − начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV − XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки − каменное сушило, гостевая палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

После разрушения нацистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались единственным полностью уцелевшим фресковым ансамблем Древней Руси московской школы стенописи.

vologdatourinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *