Египет — ассоциации к слову
Чаще всего используются ассоциации: пирамиды, песок, жара, фараон, море. Слово «Египет» является ассоциацией к мумии, пирамида, фараоны, иероглиф, жрец.
Ассоциации к слову «Египет»:
- пирамиды
- песок
- жара
- фараон
- море
- солнце
- отдых
- пустыня
- сфинкс
- верблюд
- страна
- Нил
- пляж
- курорт
- египтяне
- Африка
- Клеопатра
- пальмы
- Каир
- отпуск
- арабы
- тепло
- лето
кошка- отель
- туристы
- жарко
- гробница
- город
- люди
- вода
- загар
- боги
- рабы
- крокодил
- река
- жёлтый
- красное
- горы
- туризм
- пет
- саркофаг
- древний
- сахара
- оазис
- пустыни
- скарабей
- путёвка
- экскурсии
- акулы
- негры
- путешествие
- кактус
- статуи
- океан
- пески
- жаркий
- засуха
- тип
- раб
- бедуины
- рыбы
- золото
- скорпион
- кот
- бассейн
- отдыхать
- иероглифы
- суша
- ветер
- папирус
- древность
- включено
- война
- сокровища
- караван
- красота
- змеи
красивый- мираж
- Анубис
- небо
- тур
- кораллы
- поездка
- еда
- камни
- сухо
- сувениры
- башня
- египетская
- жуки
- нет
- заграница
Слово «Египет» ассоциируется со словами:
- мумии
- пирамида
- фараоны
- иероглиф
- жрец
- верблюды
- свиток
- раскопка
- страны
- турпоездка
- Филадельфия
- лев
- расхититель
- миф
- султан
- исход
- назарет
- колонна
- рукопись
- загранпаспорт
- пальма
- обелиск
- символ
- иудей
- развалина
- отдыхающий
- бумага
- захоронение
- эпоха
- флаг
- плавание
- август
wordassociation.ru
Символика цвета: Древний Египет | Журнал Ярмарки Мастеров
В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и слово «iwen», которое использовалось для выражения понятия «цвет» в египетском языке, могло переводиться не только как «внешний вид», но так же и как «сущность», «характерная особенность».
В произведениях древнеегипетского искусства мы не заметим, что предпочтение художников отданы тому или иному цвету. Каждый цвет имеет свою функцию, свое предназначение, и поэтому в египетском искусстве выбор цвета очень важен.
Современный художник пытается передать реальность картины за счет изменения цветов, передачи объема, перспективы, тени и цвета. Для египетского художника все это не имело никакого значения. В первую очередь он пытался передать не внешнюю форму предмета, а его суть. И цвет в этом смысле был отражением природы существ и предметов.
В Египте каждый из цветов играл свою особую ноту, но нередко их символика пересекалась, сливаясь в едином звучании.
Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождаетвсе остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства египтян и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.
Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис как бог подземного мира часто изображался с черной кожей. Черными нередко рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную форму, несущую новую жизнь.
Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет — знак воскрешения, победы над смертью. «Делать зеленые вещи» буквально означает творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками или прорастающий зелеными всходами. Имя богини-покровительницы Нижнего Египта уаджет переводится как «зеленая», поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.
Красный цвет — противоположный зеленому. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение. Сет — бог хаоса и разрушения — имел красные глаза и волосы. Кроме того, красный цвет использовался для изображения обычного цвета кожи египетского мужчины без какого-либо негативного смысла.
Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные
воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим же цветом изображались парики богов, иногда фараонов и цариц, чтобы показать их божественное предназначение. Синие парики надевались во время церемоний. Синий цвет связывался с богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление этому богу.
Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота. Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор называлась «Золотой богиней».
При создании своей серии украшений «ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ» я выбрала комбинацию синего и оранжевого цветов. Таким образом, посредством этого произошло переплетение символов жизни, возрождения, любви и гармонии.
Спасибо за внимание))
Всегда рада посетителям моей странички и гостям моего магазина!!
Ознакомиться с подробным описанием коллекции «ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ» и ценами на отдельные украшения из неё можно , пройдя по ссылочке:
www.livemaster.ru/vishivka-nino/section/723311-oranzhevyj-tsvet
www.livemaster.ru
Древнеегипетская религия — Википедия
Древнеегипетская религия традиционно считается политеистической[1], хотя в древнем Египте присутствовал ряд культов, имевших генотеистический характер, а также недолго просуществовал культ атонизма, который имеет признаки монолатрии. Этот факт иногда приводит к смешению понятий, некоторые строят теории о скрытой монотеистичности древнеегипетской религии, проводят связи между религией Египта и Израилем.
Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма.
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.
Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определенные животные являются вместилищем божественного начала[2].
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях (см. список номов Древнего Египта), также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:
Быки и коровы[править | править код]
Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: 1) полное тождество 2) бык (корова) как земное воплощение божества 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ; центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис)[3], Иуну (Гелиополь)[4], и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис)[5].
- боги принимавшие образы быков — Атум, Осирис;
- богини-коровы — Ихет, Метуер, Нут, Хесат, Хатхор;
- божества-быки — Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);
- боги слияния культов с быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис.
Гиппопотам[править | править код]
В некоторых мифах — враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов.
Змея[править | править код]
Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землёй бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.
Крокодил[править | править код]
Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.
Основные центры культа в Верхнем Египте — I ном: город Небут (греч. Омбой, рим. Омбос), IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы), XXI ном: город Шена-хен (греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).
- с формированием культа антропоморфных богов, некоторые из них сохранили зооморфные черты крокодила и он считался их воплощением на земле — Себек, Себектет;
- зооморфные черты крокодила были у чудовища Амимит;
- в некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов.
Лев, кошка[править | править код]
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шезметет. Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона.
Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Бастет, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками.
С образом Льва были связаны Ра, Гор, Амир и др. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.
Сокол (или ястреб)[править | править код]
Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.
Мумификация[править | править код]
Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса IIОдним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.
Концепция души[править | править код]
Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:
- ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных)[8] в виде птицы с головой человека[9];
- ка (k3) — двойник[10], жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями)[8], черты характера или судьба человека[9].
- хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
- сах (saḥ) — духовное тело[11], «священные останки» после мумификации[12].
- рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
- шуит (šwt) — тень[13]
- ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости)[8] изображался ибисом с хохолком[9], человек обретает ах после ритуала отверзания уст.
- сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир[10].
- иб (jb) — сердце[14]
Монотеизм в древнеегипетской религии[править | править код]
С точки зрения современного религиоведения, древнеегипетская религия является сугубо политеистической[15]. Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций, выделением главных богов, и монотеизмом[16].
Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно, являлся Амон, является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно. Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Хора, Ра, Осириса, Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них[16].
Многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми. При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций[16].
Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино, стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение), магию и науку. После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль[16].
Атонизм[править | править код]
В XIV веке до н. э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона, относительно которого среди религиоведов XX века также разгорались споры. Одни полагали, что это монотеистический культ[17], а другие считали его политеистическим[15].
Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» высказал мнение, что культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай)[18].
Другие считают, что Эхнатон практиковал единый культ (генотеизм или монолатрия[19]) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона[19]. Реформа Эхнатона была не только религиозной, но также культурной, всеохватывающей, созданной инициативой самого Эхнатона[20].
После смерти Эхнатона Египет снова возвратился к политеизму с главным божеством Амоном-Ра[21].
- ↑ Assmann, 2001, p. 11.
- ↑ Эль Алави, Мохамед Эль Саиед Эль Саиед Образно-стилистическое своеобразие анималистической пластики Древнего Египта : Дис. … канд. искусствоведение : 17.00.04 Ленинград, 1984
- ↑ Город в I-ом номе Нижнего Египта.
- ↑ Город в XIII номе Нижнего Египта.
- ↑ Город в IV номе Верхнего Египта.
- ↑ Геродот. История II 144, 156
- ↑ Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
- ↑ 1 2 3 Джон Уайт. Боги и люди Древнего Египта / Переводчик: Калашникова Л. А.. — М.: Центрполиграф, 2007. — 189 с. — (Древние цивилизации). — ISBN 978-5-9524-3252-9.
- ↑ 1 2 3 Пьер Монте. Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура / Переводчик: Д. Шамшин. — М.: Центрполиграф, 2004. — 366 с. — ISBN 5-9524-0921-0.
- ↑ 1 2 Budge, E. A. Wallis (Ernest Alfred Wallis). The Egyptian Book of the dead: the papyrus of Ani in the British Museum: the Egyptian text with interlinear transliteration and translation, a running translation, introduction, etc.. — 1857—1934. — ISBN 1616405112.
- ↑ E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets. — Cosimo, Inc., 2013. — С. 646. — 742 с. — ISBN 9781616404598.
- ↑ Швец Н.Н. Словарь египетской мифологии / ред. Янцева Л. И.. — Центрполиграф, 2008. — 377 с. — (Загадки древнего Египта). — ISBN 978-5-9524-3466-0.
- ↑ Мифы и сказки Древнего Египта. — ПКФ «ОЮ-92», 1993. — С. 186. — 220 с.
- ↑ Виталий Акимов. 6 // Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта / РПЦ. — М., 2017. — С. 179, 383. — 560 с. — ISBN 9785041189976.
- ↑ 1 2 Jan Assmann. Religion and Cultural Memory: Ten Studies. — Stanford University Press, 2005. — С. 11, 59.
- ↑ 1 2 3 4 Simson Najovits. Egypt, the Trunk of the Tree, Vol.II: A Modern Survey of and Ancient Land. — Algora Publishing, 2003. — 366 с. — ISBN 9780875862576.
- ↑ Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. — Thames & Hudson, 2003. — С. 236—240.
- ↑ Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
- ↑ 1 2 Dominic Montserrat. Akhenaten: History, Fantasy and Ancient Egypt. — Routledge, 2000. — С. 36, 40. — ISBN 0-415-18549-1.
- ↑ Kathryn A. Bard. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2015. — С. 232, 240, 247. — 508 с. — ISBN 9781118896112.
- ↑ Эхнатон // Энциклопедия «Религия» / ред. Грицанова А. А., Синило Г. В., издательство «Книжный Дом», Минск, 2007
- на русском языке
- на других языках
ru.wikipedia.org
Древняя религия. Древний Египет
Древняя религия
В древности люди не могли научно объяснить такие явления природы, как изменения погоды и даже ежедневный восход солнца, а также эпидемии, и во всем видели воздействие сверхъестественных сил. Люди верили в богов, объясняя все их божественной волей.
По представлениям древних египтян, вначале существовало безбрежное и бездонное водное пространство – Нун. Из него вместе с первозданным холмом возник Атум – в древнеегипетской мифологии бог первотворения, создавший сам себя и символизировавший первоначальное и вечное единство всего сущего. В акте творения участвовали несколько богов. Птах создал мир силой слова. Когда он говорил, его слова овеществлялись. Птах называл какую-то вещь, и она появлялась.
Бога воздуха звали Шу, а его супругу, богиню воды, Тефнут. Их сын Геб стал богом земли, а его сестра Нут – богиней неба. Согласно легенде, Геб был пленен красотой своей сестры и возлег с ней. Разгневанный этим отец разъединил их – так небо было отделено от земли. Шу запретил Нут рожать детей в любой из дней года. В те времена в году было 12 месяцев по 30 дней – всего 360. Нут решила сыграть в кости с Тотом, богом мудрости и знаний, на время и выиграла у него пять дней. Эти дни не входили в состав года и поэтому не подпадали под запрет ее отца. Нут родила пятерых детей, по одному на каждый дополнительный день. Одного ребенка, Хорура, забрали боги. Остальные дети Нут – Осирис, Сет, Исида и Нефтис – спустились на землю.
Бог с бараньей головой Хнум вылепил людей из глины на гончарном круге, а Тот, бог с головой ибиса, кроме мудрости и знаний, принес на землю письменность. Ра, бог солнца с головой сокола, дал людям свет и тепло.
Основу системы верований древних египтян составляла легенда о братьях Осирисе и Сете. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит братом, желавшим править вместо него. Сет разрубил тело Осириса на части и разбросал по всей земле. Исида, сестра и жена Осириса, собрала их и сложила вместе. Потом она в последний раз возлегла с мужем и родила сына Гора.
За свои страдания Осирис получил награду – стал богом воскрешения и загробного мира, а Сет был провозглашен богом ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти.
Гор в древнеегипетской мифологии – бог неба и солнца, покровитель царской власти. Живых фараонов считали воплощением бога Гора, а после смерти называли обновляющимся Осирисом.
Кроме богов-творцов существовали боги, отвечавшие за повседневные дела: Собека слушались опасные крокодилы, Таверет покровительствовала беременным женщинам, Рененутет была богиней урожая, Хапи – богом реки Нил, Бес – богом домашнего очага. Взошедшему на трон фараону приписывалась способность разговаривать с богами.
Ра, путешествующий по подземному миру в своей ладье. Из гробницы Рамсеса I
Древние египтяне верили в необходимость истины, справедливости и гармонии, и это состояние равновесия божественного установления и этических норм ассоциировалось с богиней Маат. Первейшей обязанностью фараона считалось поддержание культа Маат в подвластной ему стране.
Вера в загробную жизнь существовала еще до первого правителя объединенного Египта, но на протяжении веков значительно усложнилась. Считалось, что все дела человека, добрые и злые, накапливаются в его сердце. Добрые дела делают сердце легче, а злые – тяжелее. После смерти сердце взвешивают на великих весах, установленных перед престолом Осириса. Оно лежит на одной их чаше, а на второй находится страусовое перо, символ Маат. Если злые дела перевешивают добрые, тяжелое сердце заставляет чашу опуститься. Тогда сердце скармливают чудовищу Аммат и человек лишается загробной жизни. Если добрые дела перевешивают злые, чаша весов с легким сердцем поднимается и решение выносится в пользу усопшего.
После такого решения душа превращается в чистый свет, навсегда остающийся в божественной ладье вместе с Ра, который каждый день в облике солнца пересекает в ней небосклон. Бессмертный двойник души, или Ка, навеки поселяется в гробнице с мумией умершего либо поблизости от нее. Ка будет наслаждаться жизнью в загробном мире, похожей на жизнь в мире материальном, но только безупречной во всех отношениях.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Психология культа Древнего Египта | Astrostar.ru
Каждую весну могучий Нил заливает большие территории на целые месяцы, даря плодородие полям, тем самым, рождая в сознании местных жителей ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни.
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.
Если удалось создать на земле такую все себе подчиняющую мощь Египта, неужели нельзя ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем Нил разливается вновь.
Надежда на то, что со смертью можно справиться, породила культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства древнего Египта. А так как больше всех о своем бессмертии заботился фараон, то идея цикличности жизни переплелась с обожествленным верховным правителем Египта. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решения, оно уже сравнительно мало видоизменялось.
Воплощенная в боге Осирисе идея произрастания и созревания побудила религиозное сознание сделать из него символ зарождения жизни. Таким образом, зерно, которое раскалывается, чтобы освободить росток жизни, приобрело двойную аллегорию смерти и возрождения. Затем жрецы делают Осириса богом-защитником мертвых.
Солнце умирает только для того, чтобы ожить. Осирис превращается в растерзанный труп только для триумфального восстановления. Сама природа преподносит идею циклического течения жизни.
Веря в свое чудесное Воскрешение, египтяне брали с собой в могилу все, что, как им казалось, может пригодиться в загробной жизни, начиная от кроватей и кушеток до ручных зеркалец и флаконов с духами. По мере того, как развивался этот обычай, богатые и власть имущие стали брать с собой в могилу так называемых «слуг», но не живых людей, а резные фигурки, которые, как им представлялось, возьмут на себя все заботы о них в потустороннем мире.
Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.
Восходящее солнце ассоциировалось с рождением и новой жизнью. Богом восходящего солнца был Гор. Богом солнца в зените был Ра. Солнце представлялось древним египтянам неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Дух фараона после смерти взбирался в небо по наклонной линии солнечного луча. «Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтоб Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра.»
Каждый правящий фараон считался живым воплощением бога Гора, божества изображавшегося в виде человека с головой ястреба. При погребении фараона произносилась молитва: «И ястреб улетел в небеса, и вот уже другой на его месте.» Это заклинание утверждает преемственность событий.
Религиозная структура в древнем Египте так крепко закрепилась в умах, что Аменхотеп IV за попытку сведения всего пантеона к единому богу Атону, олицетворенному в виде солнечного диска, был проклят после смерти. Все постройки, возведенные по его указам, были разрушены, даже стерли надписи с его именем, тем самым память о нем предается забвению.
Подводя итог, следует сказать, что культ древних египтян был построен вокруг идеи о вечной жизни. Символы этой идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям веру в то, что жизнь после смерти не оканчивается. Обожествление фараона помогает укрепить власть в стране и создать неповторимые рукотворные шедевры.
www.astrostar.ru
Божественные цвета Древнего Египта: tata_sangre — LiveJournal
Обнаружив такую интереснейшею инфо о цветовосприятии и мироощущения древних египтян, интересно сравнить с теми же видениями Иттена Йоханнеса, как он «видит» цвета. можно заметить, что они не так сильно отличаются: Древние Египтяни придавади больше значения божественному, а Йоханнес — человеческому. Но все это о том же — о человеческой душе, проявленной через символизм.В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего семь цветов, а похоже, что мир его был по-настоящему цветным.
B древнеегипетском языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen. Цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Такое восприятие цвета мы встречаем во всех областях жизни египтян. Нередко в текстах упоминается цвет как выражение сути явления, предмета. Например, «делать зеленое» буквально означает «творить добро»; «сделать красным», напротив, означает разрушение. Среди титулов фараона есть такой, как «Золотая гора». Интересно, что египтянин называл центр глаза (зрачок) «белым», хотя очевидно, что это не так. Быть может, он имел в виду чистоту и ясность взгляда?
Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам — каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого цвета многогранна и раскрывает его значение с разных сторон.
Удивительную силу притяжения имеют древнеегипетские фрески. И она не ослабевает, а, наоборот, усиливается, когда пытаешься приоткрыть их тайну.
Цвет глазами души. Символический язык древнеегипетской росписи. В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса, произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен. Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист!..»
Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка — светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением освященных вещей и особого, сакрального пространства.
Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта, египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов (например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне — это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем.
Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет, рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти.
Черный цвет в Египте не был противоположностью белому, как это привыкли воспринимать мы (свет и тьма — белое и черное). Строго говоря, черный не является цветом, скорее это отрицание всех цветов. Черный цвет — символ таинств мироздания, Сокровенного, которое находится за пределами нашего восприятия, а потому не может быть выражено земными средствами. Осирис, Повелитель Аменти — священной страны, царства мертвых, изображается с черным цветом лица. Он тот, кто владеет тайной смерти и нового рождения: «Именем своим, Господин Порядка всей Вселенной, ты ведешь с собою то, что есть, и то, чего еще нет; ты пребываешь во веки веков» (Книга Мертвых. Гимн Осирису).
Анубис
Таинства необходимо охранять от всего, что может оказаться недостаточно чистым. Бог Анубис, страж «Священной Страны Запада», всегда изображался в виде черной собаки. Он хранитель таинств и мистерий, доступных лишь прошедшим испытания. Анубис, покровитель и защитник мертвых, встречает души умерших у дверей загробного царства и помогает им не сбиться с пути, ведет их на суд Осириса. Анубис взвешивает сердце усопшего, чтобы выяснить, будет ли оно таким же легким, как перо богини Справедливости — Маат.
Та Кемет, «Черная земля», называли свою страну египтяне. «Загадка, тайна» («айгюптос», Египет), назовут ее позже греки. Черной землей называли также плодородные почвы нильской долины после разлива. бога плодородия земель, согласно древнему ритуалу, окрашивали в черный цвет. Черный символизировал скрытое, непроявленное, содержащее семена новой жизни, как земля весной до положенного срока прячет молодые ростки: «Взгляни в Сокровенное. Каждый день Бог заботится о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения» (Анхшешонк).
Осирис
Проявление творческой силы Бога в мире земном отражал зеленый цвет. Цветок зеленого папируса (гербовое растение Нижнего Египта — заболоченной Дельты) был символом мира, возникающего из Первичных Вод. Колонны в виде папируса поддерживали своды храмов, где каждый день ритуально повторялся акт созидания. Все сотворенное Богом несет миру благо, поэтому зеленый цвет стал синонимом понятия добра. С зеленым цветом лица изображались боги-творцы — Птах, созидающий с каждым ударом своего сердца, Хнум, ваятель людей и богов, Тот, творящий силой слова. Осирис, возродившийся после смерти и дарующий Душе человека вечную жизнь, тоже имеет зеленый цвет кожи. Есть изображения Осириса, прорастающего зелеными всходами.
Зеленый цвет — символ жизни и победы над смертью, это сама природа, возрождающаяся весной.
Солнечный бог Ра
Символика красного цвета на первый взгляд кажется полной противоречий. С одной стороны — жизненная энергия, сила и радость, с другой — разрушение, опасность. Красный — цвет крови, наполняющей жизнью все существа; он символизирует жизненную силу, постоянно возобновляющуюся, неиссякаемую. Красным всегда изображался солнечный диск — зримое воплощение бога Ра: «Ты плывешь по небу, и каждое лицо видит тебя и путь твой изо дня в день. Лучи твои на всех лицах. Красные лучи твои не могут быть познаны, сияющие лучи твои не могут быть описаны словами» (Папирус Ани). Ра дарует свою животворную силу и благословение всему на земле, мир существует благодаря его любви, проявленной в солнечных лучах.
С символикой красного цвета связана также богиня Исида. Ее одежды рисовались темно-бордовым цветом. Исиду египтяне называли «оком Ра». Она олицетворяет Божественную Мать, Мать Мира. Исиду почитали во многих странах Средиземноморья, а в христианстве ее образ воплотился в Деве Марии, Богородице, укрывающей своим покровом весь мир. Исида — богиня-защитница, оберегающая живущих на земле и умерших. Она часто изображалась на саркофагах.
Красный цвет — это огонь. Огонь может согревать и давать жизнь, а может быть беспощадным, уничтожающим все на своем пути. Красный — символ борьбы, трансформации, разрушающей старые формы, чтобы дать место для развития новых. Он ассоциировался с «Красным богом пустыни» Сетом, богом необузданных сил природы — бури, грозы. Красной краской писались имена змея Апопа, опасных духов и опасных дней в календаре. Начиная со времен Древнего царства тела мужчин расписывались красно-коричневой краской. Цвет не копирует оттенки кожи, символически он говорит о жизненной силе, о необходимости борьбы добра со злом внутри самого себя и в мире.
Красный цвет может представляться противоположностью зеленому: это созидание и разрушение, добро и зло. Но на самом деле эти два цвета дополняют друг друга, как день и ночь, жизнь и смерть являются двумя сторонами единой Жизни. Их гармоничное звучание вместе говорило о всеобщем порядке, справедливом и благом.
Другая пара дополняющих друг друга цветов — желтый и синий — уносит нас совсем в иные сферы.
Маска для мумии фараона Тутанхамона
Желтый (золотой) цвет ассоциируется со светом, сиянием звезд. Золото благодаря своей неизменности стало символом вечного, всего того, что не подвержено земному времени, что имеет высшую ценность. Из золота изготовлялись маски для мумий, чтобы душа могла получить новую, нетленную плоть и существовать вечно. Желтыми всегда изображались тела богов.
«Золотой богиней» называли египтяне Хатхор — богиню любви и гармонии. Не ее ли позже греки назовут Золотой Афродитой?
Хатхор — любовь божественная, любовь, связывающая воедино вселенную, благодаря ей движутся звезды и растут цветы на земле. В образе священной коровы шествует она по зарослям тростника, указывая путь заблудшим душам. На своих рогах она поднимает на небо Солнечного младенца. Она дает душам умерших испить воды, тем самым даруя им новую жизнь. Хатхор — «женского сердца Владычица», душа каждой женщины принадлежит ей. Не потому ли еще со времен Древнего царства цвет тела жриц и знатных дам расписывались светло-золотистой краской?
Синий — цвет небес, космического пространства, предвечного океана Нуна. Лазурит — синий с золотыми крапинками драгоценный камень — ассоциировался с небом, наполненным звездами. Небесный свод египтяне представляли в образе богини Нут. Нут— владычица небесных светил, путешествующих по ее телу. Каждое утро она рождает молодое солнце и проглатывает звезды, на закате же она проглатывает солнце, и вновь являются миру звезды. Нут изображалась в виде темно-синей женской фигуры, покрытой золотыми звездами. Она склоняется над землей, ее руки касаются западного горизонта, как будто зовут души вернуться на свою небесную родину: «Даю тебе силу, чтобы ты мог улететь, чтобы мог подняться к небу и стать сияющей звездой на Востоке» (Тексты пирамид).
Очень часто потолки храмов и гробниц синего цвета и расписаны звездами — как напоминание душе о ее небесном происхождении, о Бесконечной Вселенной, с которой она должна слиться: «Я войду в светящееся пространство, и полечу мимо Духа хранителя Земли, и буду подниматься по пути света, ведущему вверх, и доберусь до своей Звезды» (Тексты саркофагов).
Синий — символ глубоких воспоминаний, символ Вечности, символ традиции. Синими всегда изображались парики богов. Синие парики надевались на фараона и царицу во время церемоний как указание на их божественное происхождение.
Синий цвет посвящен также богу Амону — «Скрытому», неведомому. Амон вдыхает жизнь во все существующее, он «душа всех вещей», он подобен свежему дуновению воздуха, глотку прохладной воды. Амон всегда с теми, кто «помещает его в свое сердце». Синий небесно-голубого оттенка — цвет божественного начала, пронизывающего весь Мир.
С голубым цветом ассоциируются воздух и вода. В египетской мифологии это два первичных элемента, благодаря которым рождается жизнь. В росписях гробниц часто можно встретить изображение человека, пьющего из источника, или струи воды, ниспадающие с небес. Вода освобождает душу от оцепенения, очищает ее и дает ей новое рождение. Вода и воздух могли символически изображаться как Анкх — ключ жизни. В церемонии отверзания уст Хор держит голубой Анкх у носа фараона, открывая ему дыхание жизни. Струи воды могли быть представлены «льющимися» Анкхами. Голубой цвет — символ небесного благословения, причастия.
Цвет глазами души. Символический язык древнеегипетской росписи.Один из любимейших цветов древних египтян — бирюзовый, удивительный цвет, сочетающий в себе качества небесно-голубого и зеленого. Пер-Рамсес, столицу Египта эпохи Рамессидов, называли «городом бирюзы», поскольку бирюзовой эмалированной плиткой были отделаны стены зданий. Из бирюзы и фаянса изготавливали амулеты и украшения, ритуальные предметы и сосуды для благовоний. Каждая принцесса перед замужеством совершала паломничество на Синай, к священным месторождениям бирюзы и малахита. Нередко бирюзовыми делали скарабеев. Египтяне считали, что скарабей самовозрождается, катя перед собой навозный шарик, заново создает сам себя. Скарабей становится символом возрождения, очистившейся молодой души. Его ассоциируют с молодым утренним солнцем — Хепри. Скарабея бирюзового цвета часто клали в саркофаг, заменяя им сердце умершего. Оперение бирюзового цвета имеет священная цапля Бену, сотворившая себя сама на заре мира. Ба, душа человека, изображалась в виде ласточки с бирюзовыми крыльями, что указывало на способность души вновь и вновь становиться молодой и сильной, поднимаясь к небу. Бирюза и ее символический заменитель — голубой египетский фаянс говорили о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви, которая, наполняя душу, дает ей крылья, возрождает.
Древний Египет как никакая другая цивилизация древности создает впечатление вечности и целостности. Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения. Но за красотой внешних форм древнеегипетский художник видел гораздо больше. Для него весь мир был огромной книгой, которую можно читать бесконечно, книгой о Боге, о пути человека к Богу. Можно считать глупым или наивным, что небо художник представляет в виде золотой коровы или что жука почитают как символ бога Солнца, однако жителям страны священного Нила не была свойственна наша логика.
Современный человек пытается понять мир путем измерений и расчетов; он разбирает его на части, анализирует. И все же Вселенная хранит для нас не меньше загадок, чем для людей древности. Египетский художник жил, мыслил и чувствовал символами, образами и полными поэзии метафорами. «Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, поскольку через них он ощущал встречу с бесконечностью. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент — на целое, и все преходящее, в конечном счете, является только рассказом о Вечном» (М. Луркер. Египетский символизм).
Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства; таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру земному, сколько к миру богов, к иной, высшей реальности. Росписи египетских мастеров — яркий пример того, как архетипальные идеи, универсальные принципы природы могут быть изображены в зримых образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык, пришедший в Египет из неведомых далей истории человечества.
http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/egypt/art/color/
tata-sangre.livejournal.com
Культура Древнего Египта коротко и ясно
Древний Египет одно из первых государств на земле, расположено в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Природные условия – существенный фактор развития этой цивилизации. Известно, что в Нильской долине урожай египтяне собирали дважды в год. Около 3 тыс. до н. э. в Египте уже было государство. Об уровне культуры Древнего Египта свидетельствуют пирамиды и развитая оросительная система. Пирамиды были данью Солнцу, каналы – данью Нилу. Одно из примечательных явлений египетской древности – сфинксы – фантастические существа с головой фараона и телом льва, олицетворявшие единство человека и природы, мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н. э. Имя человека считалось у египтян его душой, они верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Именно поэтому фараоны (живое подобие Солнца с вечной душой Ка) – древнеегипетские цари, при жизни начинали строительство пирамид – своих гробниц. Стремление к бессмертию породило заупокойный культ, в этой связи в Египте получило развитие бальзамирование, искусство делать мумии. Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны: папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, познания в астрономии, медицине и математике.
Иероглифы и пирамиды))
ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0_%C4%F0%E5%E2%ED%E5%E3%EE_%C5%E3%E8%EF%F2%E0
> Иероглифы и пирамиды добавим еще: мумии Эннеада Гелиополь Мемфис Фивы Джосер Имхотеп Хатшепсут Эхнатон Нефертити Ахетатон (Тель-эль-Амарна) Тутанхамон Рамсес II
Красили глаза, носили парики, сушили дохлых кошек.
Египет (лекция лучшего историка) <a rel=»nofollow» href=»http://my.mail.ru/community/vladimir_makhnach/6A58E0AC7B487C37.html» target=»_blank»>http://my.mail.ru/community/vladimir_makhnach/6A58E0AC7B487C37.html</a>
Очень развитое государство на берегах нила
touch.otvet.mail.ru