Белозерский монастырь – Кирилло-Белозерский монастырь. Главная страница

Содержание

Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро — путешествия и прочее — LiveJournal

… Кирилло-Белозерский монастырь находится в маленьком городке Кириллове Вологодской области.
… Лучшее украшение Кириллова – это монастырь и Сиверское озеро.
…Если по внутренним настенным галереям дойти до самой крайней приозёрной Кузнечной башни, которая является самой лучшей точкой панорамного обзора монастыря — то отсюда получаются лучшие снимки.
…Мне кажется, что в монастырь этот едут люди, чтобы и увидеть, наконец, Небо. Потому что здесь, над этим монастырём, над Сиверским озером оно особенное…

Лучшее украшение Кириллова – это монастырь и Сиверское озеро.
Главное чем впечатляет этот монастырь – это длинные-предлинные трехъярусные, с арками и галереями на внутренней стороне, стены, которые надёжно окружают-обнимают его со всех сторон. Стены, действительно, поражают воображение – длиной в полтора километра, высотой 10 метров, а толщиной 7; башни с 8-миэтажный дом.

Внутри этих мощных стен и спрятан сам монастырь, а вернее сказать

два монастыря.

Самый первый, самый древний и тот самый, который основал на Ивановской горке сам преподобный Кирилл Белозёрский – Ивановский монастырь (Малый) и рядом второйУспенский монастырь (Большой). Но — эти монастыри тоже спрятаны за внутренней оградой, не такой впечатляющей, но тоже приличной.
Это – Старый город.
А Новые стены – те самые длинные, с арками, галереями и башнями охватывают и сам Старый город, и плюс ещё большую площадь земли. И всё вместе называется Новый город или Кирилло-Белозёрский монастырь. Монастырь раньше был военной крепостью, поэтому укрепился вот такими двойными стенами.
Неподготовленному человеку сначала достаточно сложно разобраться, что к чему.

Когда вы входите в главные центральные ворота через Казанскую башню, то вы попадаете на территорию Нового города.

Здесь вы начинаете растерянно крутить головой, ошеломлённо рассматривать огромный периметр необычной кладки стен и соображать куда идти — прямо вперёд по аллее или налево по тропинке.
Сворачивайте на левую тропинку, она ведёт прямо к Вологодской башне, где находятся кассы, чтобы купить билеты и подняться на галереи.

В галереях, длинных и гулких, стоят резные деревянные скамейки, цветы в соломенных корзинках и на стенах висит очень интересная информация в виде стендов. Мы читали с огромным наслаждением про историю монастыря, и сколько потом я не перелистывала книжицы на лотках в поисках подобного изложения – попадались совсем не такие. По галереям вы прогуливаетесь не просто так.

Во-первых, привыкаете и рассматриваете окружающий пейзаж: деревянные церквушку и ветряную мельницу, расположенные здесь на монастырской территории в качестве традиционного уже «музея под открытым небом». Отсюда же сверху хорошо видно вторую внутреннюю стену, за которой и начинаются собственно монастыри. Тот, что вы видите прямо перед собой –

это Малый Ивановский монастырь.
Перед вами находится розоватая церковь Иоанна Предтечи и белая более миниатюрная церковь Сергия Радонежского с трапезной. Первая церковь стоит прямо на холме и считалась главной в Ивановском монастыре. Если хорошо присмотреться, то чуть ниже её видны две каменные сени-беседки, одна построенная прямо над местом первой кельи-землянки и крошечной древней бревенчатой часовни, где молился сам преподобный Кирилл Белозёрский, в другой находится макет первоначального креста, установленного также самим старцем.

Во-вторых, по галерее вы доходите до самой крайней приозёрной Кузнечной башни. А это самая лучшая точка панорамного обзора монастыря и отсюда получаются лучшие снимки.

После прогулки по галереям вы возвращаетесь по той же тропинке к аллее, которая ведёт к Святым воротам с надвратной церковью Иоанна Лествичника и через них попадаете на территорию Большого Успенского монастыря. Эта надвратная церковь строилась на деньги двух сыновей Грозного – Иоанна и Фёдора, и поэтому посвящена их святым тёзкам Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.

Из-за того, что два монастыря существуют практически единым целым организмом, на их общей территории очень много разнообразных церквей, которые скомпонованы либо группой, например:
Cразу перед собой, чуть левее центра – Успенский собор, церковь Владимира, церковь Епифания и церковь Кирилла;
Cразу прямо перед вами — Колокольня, церковь Архангела Гавриила, церковь Введения с трапезной.

Либо постройки раскиданы по одиночке, например:
Сразу слева от ворот – Монашеские кельи,
Сразу справа от ворот — Казённую палату,
Напротив Успенского собора — Архимандричьи палаты,
Налево наискосок — церковь Евфимия,
За Колокольней ближе к озеру — чудные старинные домик келаря и Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Господня.

Уф. Всего здесь целых 11 церквей. Действительно можно легко запутаться, поэтому надо обязательно купить тоненькую карту-путеводитель по монастырю на входе или открыть сам путеводитель со схемой.

Мы побродили по монастырю, увидели гигантские пни от спиленных дубов, видимо, когда-то здесь монахи бродили по роскошной дубовой аллее.

Полюбовались низеньким, стареньким, но чудным своей старинной исторической осанкой домиком келаря и соседней надвратной трёхглавой церковью Преображения.

Глаз радовала их явно выделяющаяся на фоне более современных построек почти идеальная гармоничная архитектурная форма и через распахнутые Водяные ворота под церковью вышли прямо на берег Сиверского озера.

Это тоже главное впечатление от Кирилло-Белозерского монастыря, кроме поражающих длиной и мощью крепостных стен. Вся узкая береговая линия выложена огромными валунами. Раньше Водяные ворота служили парадным входом в монастырь, здесь находится до сих пор небольшая бухта для речных судов.

Мы бродили вдоль стен, изучали башни, искали их названия по карте-путеводителю. Сидели на камнях; смотрели на завораживающую рябь серых волн; утиный выводок, качающийся на волнах; на белых сильных чаек, рассекающих небо; пытались рассмотреть островок патриарха Никона в центре озера. Было очень красиво и очень спокойно. За нами мощнейшие монастырские стены из красного кирпича, перед нами – морщинистое от ветра зеркально-стальное огромное Сиверское озеро, под нами – большущие круглые валуны, подпирающие и охраняющие берег от размыва волнами и над нами – бескрайнее в ширину и глубину, с плотными косматыми облаками небо…. Вот мне кажется, что в монастырь этот едут люди, чтобы и увидеть, наконец, Небо. Потому что здесь, над этим монастырём, над Сиверским озером оно особенное…

Не думайте, что на валунах сидели одни мы, и только мы любовались этим озером и небом. Нет. Много людей. Вот картина – люди сидят на облюбованных камнях, ма-а-ленькие такие фигурки на фоне огромных стен, и смотрят вдаль.

Правда, наше созерцание и умиротворение один раз нарушил какой-то турист, который с гиком: «Эхма, хочу омолодиться в вашем озере», скинул с себя одежду и нырнул в озеро. Холодное, кстати. Молодец. Муж, напомнив мне про мой подвиг купания в леденющем Дивеевском источнике, предложил мне его повторить, но я неее… забоялась.

Если сравнивать свои впечатления от Ферапонтова и Кириллова, и делать это честно, то скажу, не кривя душой. Ферапонтово – это что-то потрясающее, хватающее за душу, цепляющее сердце, память, мысли, а по Кирилло-Белозерскому монастырю мы ходили с более приземлённо-туристическим настроением. Может быть потому так, что мы не попали ни в одну церковь? Зато увидели Озеро и Небо. Чего ещё надо?

Да, и для тех, кто любит не романтику, а математику. Длина Сиверского озера – 6,6км, наибольшая ширина – 1,5км, наибольшая глубина – 26м. А Сиверко это холодный северный ветер.

Кирилл Белозерский был 30 лет игуменом своего монастыря и оставил нам потомкам такие слова: всё будет хорошо, «только любовь имейте между собою». Его мощи находятся в церкви Кирилла, примыкающей сзади к Успенскому собору

Кирилл ввёл в своём монастыре чрезвычайно жёсткие и аскетичные правила — «Правила святых отец». Солгал — ешь всухомятку в течение недели и бей 60 поклонов каждый день. Клевету возводил — сиди 40 дней на сухоядении и ежедневно бей 80 поклонов. Злопамятничал – вот тебе две недели такого поста и по 100 поклонов каждый день. А ежели «похулил что-либо: дождь или снег, тварь божию, — имай епитимию: 3 дний сухо да ясть, поклона 25». Основной заповедью монастыря было: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром», т.е. подумай о совести брат, о том, как ты относишься к Богу и людям. Сам старец выполнял самые тяжёлые послушания и ходил в «разодранном и много швенном» рубище. Зато преподобный лично переписывал и заставлял монахов учить уникальные для 15 века книги! Монахи монастыря изучали главы из «Физики» Галена, «О происхождении грома и молнии», «О падающих звездах», «Об устройстве земли», «О землетрясениях», «О четырех стихиях и о морях» и многие другие. Это было невероятно для того времени.

А какая библиотека была в монастыре! Это было одно из богатейших книгохранилищ на Руси! Здесь не только берегли, описывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя. Переписывание книг являлось главным иноческим послушанием. Не думайте, что где-то за печкой сидел монашек и при тусклом свете лучины корябал старую телячью кожу гусиным пером. Отнюдь нет. В монастыре была целая, если можно так сказать, индустрия книгоделания.

А какие были кирилловские распевы! Они воспринимались тогда и распространялись как высочайшие образцы церковного пения.

Здесь в Кирилло-Белозерском монастыре содержался патриарх Никон.

Великий царь Всеа Руси Иван Васильевич Грозный чрезвычайно жаловал эту обитель. Щедро одаривал, подарил Славянский волок вместе с землями и крестьянами. На дарственные деньги были построены две церкви: Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. На деньги сыновей Грозного – надвратная церковь (о ней писала). В 16-17в. в монастыре шло очень активное строительство. Но Смутное время добралось и до Белозерья. Поляков и литовцев выгнали из Москвы, и они двинулись на Север, взяли Вологду, Белозёрск, Тотьму, Сольвычегодск. Летом 1612 года остановились перед стенами Кирилло-Белозёрского монастыря. На 6 лет. Потому что всё это время монастырь держал осаду, сопротивлялся, отбивался, защищался и нападал. После того, как интервентов всё-таки разогнали, в монастыре решили строить Новые стены или Новый город. Возводили – стены, башни — 30 лет. Руководил работами русский мастер Кирилл Серков. Так монастырь стал крепостью. Вернее не успел стать.
Мощные стены, только что построенные, стали не актуальными: Екатерина II провела секуляризацию церковных земель.
Из монастыря стали ввозить книги. Кельи и башни стали сдаваться в аренду. Они превратились в склады соли, хлеба и даже вина. Стены монастыря со стороны озера были завалены брёвнами, здесь был дровяной склад. В одном из помещений монастыря даже был городской острог. Руководство монастыря, конечно, сопротивлялось и прилагало все усилия, чтобы возродить, поднять, поставить обитель на ноги.
Но время наступало уже Советское. И тогда монастырь стоял почти в руинах, из монастыря утащили практически всё ценное, а знаменитые кирилловские колокола, которые раньше пели искусно подобранными звонами, сдали в металлолом. Советское государство, таким образом, обогатилось на 31 298кг колокольной бронзы и 2 855кг железа из колокольных языков.
Сейчас монастырь возрождается. Усилиями энтузиастов. Медленно. Но верно.

Рассказ «Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера»

Посты о Русском Севере:
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Вологда и Николай Рубцов

Посты по русским монастырям:
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
Тихонова Пустынь (Калужская Свято-Тихонова Пустынь)
Вознесенская Давидова Пустынь
Кострома. Ипатьевский монастырь
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место

ru-travel.livejournal.com

Кирилло-Белозерский монастырь: история, описание, фото

Адрес: Россия, Вологодская область, город Кириллов
Дата основания: 1397 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Евфимия Великого, церковь Иоанна Лествичника, церковь Иоанна Предтечи, церковь Кирилла Белозерского, церковь Спаса Преображения
Координаты: 59°51’26.8″N 38°22’02.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:  

Краткая история

Достопримечательности Кирилло-Белозерского монастыря

Стены и башни – защитники монастырского подворья

Кириллов монастырь: значимость для современных верующих

Кирилло-Белозерский монастырь на карте

Краткая история

Как видно из названия, основателем данного архитектурного сокровища является старец Кирилл. На тот момент мужчине было уже около 60 лет. Достаточно почтенный возраст, особенно для Руси XIV века. Ферапонт, преподобный из Симонова монастыря, из того самого, откуда пришел и сам Кирилл, был опорой и поддержкой для старца во всех его раздумьях, мыслях и начинаниях.

Кирилло-Белозерский монастырь с высоты птичьего полёта

Место, где сейчас располагается монастырь, в годы основания было совершенно не обустроенным и пустым, да и вообще леса, густые и не проходимые, окружали Вологду на много километров.

Постепенно это превратилось в почитаемое и любимое место для монахов, которые пытались найти уединение в пустынном месте, ведь это исторически сложившаяся традиция. Она берет свои истоки от святых отцов, которые проводили свое бытие в пустынях, вдалеке от людей и греха.

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь

Происходило это все в тот момент, когда монашество только начало зарождаться. Но местность была привораживающей и ослепляющей своей красотой: берег Сиверского озера, тишина и спокойствие. Из многих источников стало известно, что именно это место видел старец с горы в своем видении, где к нему якобы пришла Богородица.

Жизнь духовного центра Северной части Руси была очень насыщенной на события. Но ничего не смогло сломить мощи и силы прекрасного сооружения. Да, были и нашествия, и попытки захвата врагами – поляками и литовцами, но это не помешало просуществовать величественному святому объекту целых 700 лет!

Вид на монастырь с противоположного берега Сиверского озера

Многие цари, князья, различные правители лично посещали Кирилло- Белозерский монастырь с разнообразными побуждениями: раскаяние, просьба о появлении здоровых наследников, победа в войне и так далее. Здесь побывали Петр I, Александр I, Иоанн Васильевич Грозный. Безусловно, все это оставило отпечаток на развитии святыни. Денежные средства на ее становление выделялись в немалом объеме, благодаря чему появлялись новые соборы. Многие церкви сохранились и до нашего времени.

Достопримечательности Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло- Белозерский монастырь – это настоящее сокровище России. Он является самым большим по площади не только в нашей стране, но и по всей Европе. Практически все постройки святыни по отдельности являются памятниками архитектуры и художественного дела, даже стены, которые окружают этот мужской монастырь.

Вид на Кузнечную башню

Фундаментальным основанием подворья является Успенский собор – самая первая постройка, которая была возведена из дерева еще при жизни старца Кирилла. Но, к великому сожалению, церковь исчезла в результате пожара 1497 года. Здесь же был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы из камня.

Прохор Ростовский – важное лицо в истории возведения построек монастыря. Именно ему во многом принадлежит заслуга возведения прекрасного Успенского собора. Под его началом трудились 20 человек, не жалея сил и времени. Успенский Собор открыл череду каменных построек, он был в этом плане одним из первых в северной части Руси. За основное направление возведения церкви архитекторами были взяты московские традиции знаменитых по всей стране памятников и зданий. Внутреннему содержимому церкви была присуща ступенчатость, которая очень выразительно была подчеркнута зодчими снаружи.

Монастырские стены, Глухая (Котельная) башня, Свиточная башня

В XVII в. на монастырском подворье появилась деревянная церковь, чествующая Казанскую икону Божией Матери. Новенькая деревянная постройка предназначалась только для сбора пожертвований от всех желающих. Первые отклики о данном сооружении специалисты обнаружили в документах 1668 года как о составляющей части монастыря.

Альтернативой старого деревянного здания стала каменная церковь, воздвигнутая в 1700 году. Историки считают, что с этого момента данный храм вошел в общину монахов в качестве первого приходского собора. Однако в 1776 году церковь перешла в собственность недавно появившегося города Кириллов.

Ферапонтовская (Московская) башня

В середине XIX века данное здание было преобразовано и расширено, ведь оно играло чрезвычайно значимую роль в жизни населения: тут проводились различные обряды, недоступные для выполнения в условиях храма. Кроме того, здесь же находилась и главная площадь города, на которой устраивались ярмарки. Даже в XX веке, после разрушения части церкви, тут все так же шумели базары, оживленно проходила торговля.

Трапезная палата монастыря была сооружена в 1519 году. Это огромное помещение квадратной формы с большим общим столом. Здесь же обосновалась церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Позднее обеим постройкам пришлось пережить многочисленные преобразования и реконструкции.

Казанская башня со Святыми воротами

В середине XVI века подворье монастыря украсила церковь во имя архангела Гавриила – полная противоположность Успенского собора в плане архитектурного оформления. Непривычный итальянский стиль был присущ новому зданию.

Церковь святого равноапостольного князя Владимира также была построена в середине XVI столетия. Расположилась она к северу от Успенского собора. Многие обращали внимание, что церковь князя Владимира внешне очень походит на соседний упомянутый собор, но намного меньше размером. Церковь была обустроена в качестве придела над могилой Владимира Ивановича Воротынского. С годами она превратилась в усыпальницу всех поколений князя.

Внутренний двор монастыря

Стены и башни – защитники монастырского подворья

Общая длина всех стен, которые окружают мужской монастырь, составляет 2 километра. Стены монастыря долгое время не поддавался атакам, которых, кстати говоря, за все время существования святыни было совсем не мало. Крепость духовного комплекса была одной из самых мощных не только на севере, но и по всей стране.

Первоначально стены, окружающие святыню, были сделаны из дерева. Но пожар привел к уничтожению ограждения. В середине XVI века началось строительство Святых ворот. Это и положило начало сооружению каменной крепости, которая прекрасно защищала пустынь на протяжении нескольких столетий.

Церковь Евфимия Великого

Завершение строительства ограждений закончилось уже в XVII веке. Но столь немалые временные затраты оправдались. Для того времени стены монастыря были сделаны очень качественно, достигали 5 метров в высоту и прослужили долгое время. По углам стены были сооружены 4 башни. Только одна из них сохранилась до наших дней благодаря колоссальным стараниям специалистов.

Новый город начали возводить в середине XVII века. Основной целью построения этой составляющей монастыря стала возможность соединения всех сооружений, окружающих подворье, в единое целое.

Церковь Спаса Преображения

Архитекторами были применены самые новейшие методы и технологии в строительстве. Благодаря этому новая крепость Кирилловского монастыря стала одной из самых мощных в России. Толщина стен нового ограждения достигла 7 метров, высота – 11. Не удивительно, что крепость Нового города была высокопрочной и крепкой, с такими-то параметрами и с 6 башнями. Стена, которая окружала комплекс соборов и церквей со стороны озера, не была подвергнута изменениям. Архитекторы просто присоединили ее к новым ограждениям. Испытать новую крепость в бою необходимости не было.

Кириллов монастырь: значимость для современных верующих

Великий мужской монастырь – ценный музей и исторический памятник, находится в Вологодской области. Несколько столетий данный объект был центром духовной и культурной стороны Руси, но затем он пришел в упадок. И лишь в 1924 году властями было по-настоящему обращено внимание на такую важную составляющую жизни русского человека.

Слева направо: Церковь Кирилла Белозерского, собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Владимира равноапостольного, церковь святого Епифания Кипрского

В конце XX века «Северная Лавра» была включена в Государственный перечень особо ценных объектов культурного наследия народов нашей родины. В тот же период было принято решение о передаче части этого замечательного мужского монастыря Вологодскому епархиальному управлению (в честь юбилея основания святыни).

Современный Кириллов – небольшой провинциальный городок, в котором жизнь идет своим чередом, тихо и спокойно. Пустынь на берегу Сиверского озера отлично вписывается в природную обстановку. Здесь царит удовлетворение и спокойствие. Конечно, в наше время пустынь функционирует практически исключительно как музей. Принимают посетителей только Сергиевский и Кирилловский монастыри.

Церковь Иоанна Лествичника

Каждый год здесь проходит крестный ход. Случается это осенью, 15 сентября. Только для того, чтобы полностью обойти стены, которые окружают «Северную Лавру», паломникам необходимо не менее часа времени. Можно представить, как широко раскинулась эта мужская обитель – вдалеке от города, шума, проблем и духоты. Наверное, отдаленность от мирских сует и привлекает многочисленное количество желающих посетить этот замечательный музей, хотя состояние дорог и количество гостиниц в небольшом городке оставляют желать лучшего. Особенно остро трудности с устройством на проживание чувствуются в теплый период года, ведь очень много людей хотят увидеть красивые сооружения, помолиться, побыть наедине с собой и своими мыслями. Именно это придает некоторую особенность и романтику поездкам на святую землю.

Келарский корпус

Стоит отметить, что на территории Вологды практически каждый год проходит определенное количество мероприятий, связанных с духовной жизнью страны. К примеру, с 15 июня 2002 года ежегодно открывается научно-практическая конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): духовное наследие и современность».

Рейтинг достопримечательности

Кирилло-Белозерский монастырь на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Казань

putidorogi-nn.ru

История Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь – это действующий православный мужской монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера в Вологодской области. Вся история Кирилло-Белозерского монастыря неразрывно связана с важными событиями в Русском государстве. Он был крупнейшим религиозным и культурно-экономическим центром Русского севера, местом политической ссылки и центром паломничества, а до XVII века имел важное стратегическое значение.

При Кирилле Белозерском монастырь называли Домом Пресвятой Богородицы, а после его смерти — Домом Пресвятой Богородицы и чудотворца Кирилла. Обитель никогда и никем не была осквернена: ни татарами, ни литовцами, ни поляками, ни немцами. Во время польско-литовского нашествия на нее трижды нападали, осаждали и пытались взять приступом, но проникнуть за крепостные стены захватчикам не удалось.

Все храмы и сооружения пережили и трудное советское время, когда шла борьба с религией. Большинство икон также дошло до наших дней.

Белозерская обитель — это город с мощнейшими крепостными стенами и башнями, с огромной территорией, площадь которой — самая большая в Европе. Чтобы обойти ее во время крестного хода, у монахов уходит полтора часа.

Из истории

Кирилл Белозерский (в миру имел имя Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых. Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, основателем которого был ученик и племянник Сергия Радонежского — архимандрит Феодор.

Козьма был пострижен в монашество с именем Кирилл. В обители он работал у раскаленной печи на монастырской кухне, затем ему поручили переписывать книги, а когда архимандрит Феодор получил ростовскую кафедру епископа, преподобному Кириллу был доверен этот важный пост. Однако, из-за недоброжелательства некоторых иноков Кирилл уже через год отказался от власти. Всего он пробыл в обители Симона около 30 лет.

Основание Кирилло-Белозерского монастыря

В это время в Симонов монастырь из северного Белозерского края прибыл постриженик этой же обители старец Ферапонт. Впечатлённый его рассказами преподобный Кирилл решил покинуть обитель и отправился жить в далекий северный край.

Так, в возрасте 60 лет он пришел в Белозерье и поселился в том месте, где речка Свияга впадает в Сиверское озеро. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.

Весть о его подвижнической жизни стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Вскоре иноки из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.

В новой обители были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись.

Не смотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число иноков в обители постоянно увеличивалось.

Про старца Кирилла складывали легенды:

  • По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов
  • В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.

Первый храм здесь был поставлен в 1397 году, это была деревянная церковь Успения.

Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, не смотря на суровые условия жизни, умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых.

Развитие и процветание обители после смерти Кирилла

Преподобный Кирилл наладил монастырскую жизнь так, что и после его смерти обитель продолжала расти и увеличивать свое влияние в государственном масштабе. Особый авторитет и уважение она приобрела после событий 1446 года:

В первой половине XV века в Москве шла упорная борьба за власть. В 1445 году, когда на престоле находился Василий II, князь Дмитрий Шемяка, совершил государственный переворот и заставил экс-князя целовать крест и дать клятву перед крестом, что он не будет больше претендовать на престол. Кроме того, он ослепил Василия II и сослал его в Вологду.

Вскоре Василий Темный (так его стали называть за слепоту) отправился в Кириллов монастырь, настоятель которого освободил его от «крестного целования» и благословил к возвращению на княжение.

В феврале 1446 года Василию II удалось возвратиться в Москву и занять престол, в связи с чем он проникся любовью и уважением к обители и щедро отблагодарил ее.

Дмитрий Шемяка бежал в Великий Новгород, где через несколько лет, в 1453 году был отравлен и погиб.

Со временем иноки обители стали отходить от заветов ее основателя относительно строгой, подвижнической жизни. Часто, вступая в братию, богатые миряне делали большие вклады, на которые настоятели покупали большие земельные участки.

Часть монахов выступала против такой предприимчивости и в знак протеста покидала обитель. Более того, в конце XV века возникло движение заволжских старцев-нестяжателей, идеи которых поддерживал и Нил Сорский. Однако, в результате, восторжествовало направление, выступившее за сильную и богатую церковь.

Московские правители уделяли монастырю большое внимание. Так, в 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника, а их родившийся сын, ставший царем Иваном Грозным, считал себя обязанным монастырю своим рождением. Как и его отец, он делал большие вклады на развитие обители.

Надо отметить, что перед смертью и Василий III, и Иван Грозный были пострижениками обители.

На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов.

Со второй половины XVI века обитель владела огромными земельными угодьями, соляными и рыбными промыслами, также имела собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, и Вологде, Ярославле и других городах. Монастырь бурно застраивается, скоро превращается в городок и по числу храмов превосходит даже Троице-Сергиеву обитель.

Структурно он включает в себя Большой Успенский и Малый Ивановский монастыри, а также Новый город.

В Большом Успенском монастыре расположены основные монастырские строения. Это Успенский собор, построенный в 1497 году, и церковь преподобного Кирилла Белозерского, церкви преподобного князя Владимира и святого Епифания Кипрского, Трапезная палата и Колокольня, церковь Архангела Гавриила и другие храмы.

Среди построек Малого Ивановского монастыря можно выделить церкви Гавриила и Иоанна Предтечи, надвратные церкви Преображения и Ивана Лествичника.

К началу XVII века обители принадлежало 11 сел и 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей.

Кирилло-Белозерский монастырь как место заточения

Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного. Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле. В этот период особенно заметен отход от прежней строгой монашеской жизни. Часто находившиеся в заточении аристократы не утруждали себя чтением молитв, не держали пост, а в кельях устраивали целые пиры.

Среди сосланных в обитель был приближенный Ивана III боярин Василий Косой-Патрикеев, московский митрополит Иоасаф Скопицин и священник московского Благовещенского собора Сильвестр.

В 1534 году здесь был заточен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые погибли в стенах обители. Сюда был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в XVII веке здесь был заточен патриарх Никон.

Центр культурной жизни

На первых этапах своего существования Кирилло-Белозерский монастырь имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещении этого края.

В обители собирались и переписывались книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство – это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.

Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.

Обитель в период польско-литовской оккупации

К 1601 году оба монастыря были обнесены каменными стенами с восемью башнями, причем стены Успенского монастыря имели два яруса бойниц, а Ивановского – один. Внутри стен находились девять каменных церквей, колокольня и различные хозяйственные постройки.

Кроме того, в 1610 году было завершено строительство дополнительной каменной стены – Острога, которая защитила наиболее уязвимый участок обители на стыке стен двух монастырей.

Построенная крепость в 1612-1617 годах благополучно выдержала несколько наступлений польско-литовских интервентов.

Первый раз польско-литовские отряды напали на обитель в августе 1612 года, затем предпринимались попытки захватить крепость в декабре того же года. В последующем они несколько раз подходили к стенам крепости, но увидев ее готовность к обороне, не решались предпринять штурм.

Почти шесть лет крепость находилась в осаде и все это время польско-литовские интервенты грабили и сжигали монастырские деревни, расположенные вокруг, убивали крестьян. Обитель терпела большие убытки, не хватало денег и продовольствия, а население монастырских сел к 1617 году сократилось на 90%.

Осада крепости прекратилась только в 1618 году.

Строительство новых укреплений

В 30-х годах XVII века стены крепости, пострадавшие во время боев, вновь укрепляются, а в 1653 году по указу и на средства царя Алексея Михайловича начинается строительство грандиозной стены.

Царь хотел создать в северных краях сильную крепость, в которой можно было бы укрыться от врагов во время войн и в период внутренних волнений.

С весны 1653 года начались строительные работы, продолжавшиеся около тридцати лет. Возведенные укрепления, ставшие вторым кольцом оборонительных сооружений, по своей величине не имеют равных в России. Высота башен составляет более 50 метров, длина стен — два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.

Вместе с тем, построенные укрепления не использовались для защиты обители.

Упадок монастыря

Закат монастыря начался при Петре Первом, когда в России появились северные порты и торговля через Архангельск значительно сократилась. Кроме того, крепость утратила свое фортификационное значение.

При Петре Первом деньги на монастырские постройки не выделялись, а рабочие руки больше были нужны на строительстве Санкт-Петербурга.

В 1864 году Екатерина II отобрала у обители крестьян и угодья, а вскоре, по ее указу, монастырская слобода была преобразована в город Кириллов.

С приходом Советской власти в 1918 году был расстрелян настоятель монастыря, епископ Кирилловский Варсонофий.

В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Возрождение

В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории Малого Иоанновского монастыря возобновлялась монашеская жизнь. Более чем через 70-лет в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского совершилась Божественная литургия, а 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был передан Церкви.

С 1998 года Кирилло-Белозерский монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России.

tripguide.ru

Кирило-Белозерский монастырь Википедия

Монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
Страна  Россия
Город Кириллов
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Кирилловская
Тип мужской
Основатель Кирилл Белозерский
Дата основания 1397[1]
Настоятель Игнатий (Депутатов), митрополит Вологодский и Кирилловский
Наместник игумен Анастасий (Додарчук)
Статус  Объект культурного наследия № 3510152000№ 3510152000
Сайт kirillov-monastyr.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[2] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Игумены, настоятели и наместники монастыря
  • 3 Подворья монастыря
  • 4 Музей
  • 5 Современность
  • 6 Архитектурный ансамбль монастыря
    • 6.1 Церкви
    • 6.2 Стены и башни

ru-wiki.ru

Кирилло-Белозёрский монастырь Википедия

Монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
Страна  Россия
Город Кириллов
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Кирилловская
Тип мужской
Основатель Кирилл Белозерский
Дата основания 1397[1]
Настоятель Игнатий (Депутатов), митрополит Вологодский и Кирилловский
Наместник игумен Анастасий (Додарчук)
Статус  Объект культурного наследия № 3510152000№ 3510152000
Сайт kirillov-monastyr.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Кири́лло-Белозе́рский монастырь[2] (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Игумены, настоятели и наместники монастыря
  • 3 Подворья монастыря
  • 4 Музей
  • 5 Современность
  • 6 Архитектурный ансамбль монастыря
    • 6.1 Церкви
    • 6.2 Стены и башни

ru-wiki.ru

Кирилло-Белозерский монастырь

Историческое описание монастыря Преподобного Кирилла, находящегося в Ново-Городской губернии на Беле-озере. – М : Тип. Ф. Гиппиуса, 1805. – 54 с. – Ксерокопия.

читать

Амвросий (архимандрит). Описание Кириллова Белозерского монастыря, учиненное первоклассного Юрьевского монастыря архимандритом и Новгородской семинарии ректором Амвросием. – [Б. м.], 1811. – 117 с.

читать

Курбский А. М. Сказания князя Курбского. Ч. 1. История Иоанна Грозного / А. М. Курбский. – СПб. : Тип. экспедиции загот. гос. бумаг, 1833. – [LXV], 316 с.

Из содерж.: Путешествие в Кириллов монастырь. – С. 46-67.
читать

Кириллов Белозерский муж. 1 класса монастырь, Новгородской епархии в г. Кириллов // Сведения о существующих в России лаврах и монастырях : собр. из разн. источ. – М., 1850. – С. 124-126.

читать

Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь : в 2-х ч. Ч. 1 : Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году : (с 25-ю литогр. рис.). – М. : Унив. тип., 1850. – 159 с. : ил.

В т. ч. о монастырях Грязовца, Вологды, Кириллова.
читать

Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь : в 2-х ч. Ч. 2 : Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году : (с 25-ю литогр. рис.). – М. : Унив. тип., 1850. – 134 с. : ил.

читать

Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского монастыря, по описным книгам 1668 года / П. И. Савваитов. – СПб. : В тип. Якова Трея, 1851. – 45 с.

читать

Варлаам (архимандрит). Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре / архимандрит Варлаам // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. – 1859. – Кн. 3, отд. 1. – С. 1-104.

читать

Савваитов П. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 г. / П. Савваитов // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. – СПб., 1861. – Т. 2. – С. 126-343.

читать

Иаков (архимандрит). Извлечение из архивных книг и дел Кириллова монастыря / Иаков (архимандрит) // Древности: Труды Московского археологического общества. – 1880. – Т. 8. – С. 135-155.

читать

Толычева Т. О славной Белозерской обители и ее основателе преподобном Кирилле / Т. Толычева. – СПб. : Тип. М. А. Хана, 1885. – 43 с.

читать

Белозерская обитель и ее основатель преподобный Кирилл : с картинкой. – СПб : Тип. А. Катанского и К, 1891. – 47 с. – Ксерокопия.

читать

Суворов Н. И. Первоклассный Кирилло-Белозерский монастырь / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1892. – № 20. – С. 229-237.

читать

Успенский Н. П. К предстоящему пятисотлетию основания Кирилло-Белозерского Успенского монастыря (1397-1897 гг.) / Н. П. Успенский // Прибавления к церковным ведомостям. – 1896. – № 4. – С. 119-128.

читать

Успенский Н. П. О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря / Н. Успенский. – М. : Университет. тип., 1896. – 58 с.

читать

Антоний (монах). Из дневника инока Кирилло-Белозерского монастыря : об юбилейном торжестве 500-летия 9 июня 1897 года / Антоний (монах) // Новгородские епархиальные ведомости. – 1897. – № 15. – C. 951-955.

читать

Бурцев Е. А. По поводу исполнившегося 500-летия со времени основания Кирилло-Белозерского монастыря (1397-1897) / Е. А. Бурцев // Вологодские епархиальные ведомости. – 1897. – № 13. – C. 246-249; № 14. – С. 253-259.

читать

Впечатления и чувства свидетеля торжества 500-летнего юбилея Кирилловского монастыря (9-го июня) // Новгородские епархиальные ведомости. – 1897. – № 14. – С. 867-871. – В конце подпись : Священник А. Б.

читать

Геронтий (иеромонах). Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии / Геронтий (иеромонах). – М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1897. – 161 с.

читать

О пятисотлетнем юбилее Кирилло-Белозерского монастыря // Новгородские епархиальные ведомости. – 1897. – № 13. – C. 814-818.

читать

Остроумов И. Святыни нашего Севера : (путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной Руси) : очерки и рассказы / И. Остроумов. – СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1897. – 185 с.

В т. ч. о Новгородском Кирилло-Белозерском монастыре.
читать

Пятисотлетие Кирилло-Белозерского первоклассного монастыря // Вологодские епархиальные ведомости. – 1897. – № 15. – C. 280-283.

читать

Успенский Н. Кирилло-Белозерский монастырь / Н. Успенский // Прибавления к церковным ведомостям. – 1897. – № 24. – С. 799-809.

читать

Успенский Н П. Кириллов Белозерский Успенский первого класса монастырь / сост. Н. Успенский. – Кириллов : Тип. Д. И. Масленникова, 1897. – 16 c.

читать

Антоний (монах). Юбилейное торжество 500-летия Кирилло-Белозерского первоклассного Успенского монастыря (Новгородской Епархии), 9-го июня 1897 года / монах Антоний; издано на пожертвование бр. И. и П. Башниных. – Одесса : Тип. Е. И. Фесенко, 1898. – 16 с. – Ксерокопия

читать

Успенский Н. Древности Кирилло-Белозерского монастыря / Н. Успенский // Новгородские епархиальные ведомости. – 1898. – № 4. – С. 234-241; 1899. – № 9. – C. 630-639; № 12-13. – С. 841-849; № 18. – С. 1154-1163.

читать

Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского монастыря : Извлечено из «Вестника археологии и истории», вып. 13 / Н. Н. Дебольский. – СПб. : Тип. А. П. Лопухина, 1900. – 85 с.

читать

Успенский Н. П. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского монастыря / Н. П. Успенский. – СПб. : Синод. тип, 1901. – 170 с.

читать

Шереметев П. С. Зимняя поездка в Белозерский край / гр. Павел Шереметев. – М. : Синод. тип., 1902. – 180 с., 8 л. ил.

В т. ч. о посещении Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Антоний (иеромонах). К приезду Преосвященного Иоанникия, епископа Кирилловского, в Кирилло-Белозерский монастырь / Антоний (иеромонах) // Новгородские епархиальные ведомости. – 1907. – № 49. – С. 1579-1584.

читать

Гераклитов А. А. Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря : (из архива Саратов. архив. комис.) // Труды Саратовской губернской ученой архивной комиссии. – 1914. – Вып. 31, № 6. – 27 с. – Ксерокопия.

читать

Кирилло-Белозерский монастырь : [16 открыток / авт. текста и фотогр. В. Десятников]. – М. : Сов. Россия, 1968. – 10 с. : [16] откр. в обл.

читать

Кирилло-Белозерский монастырь : [фотоальбом / фото Г. Н. Савина; текст Б. Н. Федорова. – Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, [1969]. – 28 с. : ил.

читать

Кирилло-Белозерский и историко-архитектурный и художественный музей-заповедник : [буклет]. – Вологда : [б. и.], 1976. – 7 с.

читать

Кочетков И. А. Кирилло-Белозерский монастырь / И. А. Кочетков, О. В. Лелекова, С. С. Подъяпольский. – Л. : Художник РСФСР, 1979. – 172 с. : ил.

читать

Кирилло-Белозерский музей-заповедник : [12 открыток в папке] / фот. А. Захарченко; худож. В. Фраучи; ред. Л. Иванова]. – М. : Сов. Россия, 1984. – 12 откр. в обл.

читать

Кочетков И. А. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри : Архитектурные памятники / И. А. Кочетков, О. В. Лелекова, С. С. Подъяпольский. – М. : Теза, 1994. – 63 с.

читать

Новгородская губерния : обителей мужских 28, женских 16 // Православные русские обители : полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / [сост. П. П. Сойкин]. – Репринт. изд. – СПб., 1994. – С. 120-153 : ил.

В т. ч. о Кирилло-Белозерском монастыре Кирилловского уезда.
читать

Анохина Т. Кирилло-Белозерский монастырь – возобновитель Валаамской обители / Т. Анохина // К свету. – [1996]. – № 15: Край Кирилла Белозерского. – С. 48-61: ил.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю в 1716-1736 гг.
читать

Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря. 1397-1893 гг. / публ. Г. О. Ивановой, А. В. Смирновой] // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 273-347.: ил.

читать

Кирилло-Белозерский монастырь, 600 лет : [набор открыток / фот. К. Церковницкого и др.]. – [Б. м. : б. и., б. г. (1997)]. – 8 открыток : цв. ил.

читать

Лихачева Л. Д. Произведения шитья Софьи Палеолог из Кирилло-Белозерского монастыря / Л. Д. Лихачева // Труды отдела древнерусской литературы / (Пушкинский Дом) АН СССР. – СПб., 1997. – Т. 50. – С. 723-729.

читать

Смирнов И. А. Кирилло-Белозерский монастырь в 1764-1924 годах : (Краткий очерк развития хозяйства) / И. А. Смирнов // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 52-76: ил.

читать

Судаков Г. В. «Место, где ты можешь спастись» : 600 лет Кирилло-Белозерскому монастырю / Г. В. Судаков // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 5-8.

читать

Шабалова Т. И. О трапезе в Кирилло-Белозерском монастыре в середине XVII в. : (по келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г.) / Т. И. Шабалова // Наследие монастырской культуры : ремесло, художество, искусство. – СПб., 1997. – Вып. 2. – С. 25-45.

читать

Черкасова М. С. Из истории монастырских сел Белозерья / М. С. Черкасова // Белозерье : краевед. альм. – Вологда, 1998. – Вып. 2. – С. 128-138.

читать

Глызина Л. И. Кирилловское купечество и Кирилло-Белозерский монастырь / Л. И. Глызина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 20-131: ил.

читать

Дмитриева З. В. Вытная книга 1665 г. келаря Кирилло-Белозерского монастыря старца Матфея Никифорова / З. В. Дмитриева // Русь и южные славяне : сб. ст. – СПб., 1998. – С. 371-378.

читать

Камкин А. В. О братии Кирилло-Белозерского монастыря перед секуляризацией [1764 г.] / А. В. Камкин, Е. В. Кубарева // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 93-100.

По материалам Вологодской духовной консистории конца 1720 – начала 1760-х гг.
читать

Мазалецкая В. А. Надгробные памятники Кирилло-Белозерского монастыря / В. А. Мазалецкая // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 50-55: цв. ил.

читать

Папин И. В. Археологические исследования в церкви Кирилла в Кирилло-Белозерском монастыре / И. В. Папин // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 5-16: рис.

читать

Судаков Г. В. Монастырская трапеза в XVI веке / Г. В. Судаков // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 88-92.

По тексту обиходника Устава Кирилло-Белозерского монастыря конца XVI в.
читать

Виденеева А. E. Большой колокол Кирилло-Белозерского монастыря в XVIII столетии / А. Е. Виденеева // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2001. – Вып. 4. – С. 81-88.

читать

Виденеева А. Е. О братии Кирилло-Белозерского монастыря в 1732 году / А. Е. Виденеева // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2001. – Вып. 4. – С. 89-115.

читать

Глызина Л. И. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. История монастыря, древнерусское искусство в экспозиции музея : [буклет / Л. И. Глызина; фот.: А. В. Тарасовский, Ю. И. Холдин]. – Кириллов ; [Вологда] : ВКК, 2001. – 15 с. : цв. ил.

читать

Мальцев Н. Мастер резного киота иконы Тихвинской Богоматери Петр (Павел) Ремезов / Н. Мальцев // София. – 2001. – № 4. – С. 21-22.

О монахе Кирилло-Белозерского монастыря Павле Ремезове, изготовлявшего по заказу киоты для русских монастырей и храмов.
читать

Смирнов И. А. Духовные семинарии при Кирилло-Белозерском монастыре / И. А. Смирнов // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура : [материалы конф.]. – Вологда, 2001. – С. 60-67.

читать

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь : город Кириллов // Русские монастыри : Север и Северо-Запад России : Псковская, Новгородская, Санкт-Петербургская, Вологодская, Петрозаводская, Сыктывкарская, Архангельская, Мурманская епархии : посв. 2000-летию Рождества Христова. – М., 2001. – С. 402-410 : фот.

читать

Петрова Л. Л. Кирилло-Белозерский музей-заповедник : церковное искусство XV-XIX веков : [буклет / Л. Л. Петрова; фот.: А. В. Тарасовский и др.]. – Кириллов ; [Вологда] : ВКК, 2002. – 22 с. : цв. ил.

читать

Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова монастырей / М. С. Серебрякова // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 16-51.

читать

Петрова Н. В. Серебряный оклад евангелия Кирилло-Белозерского монастыря / Н. В. Петрова, В. Г. Пуцко // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 197-209.

читать

Щурина Е. Г. Серебряные лампады середины XVII века Кирилло-Белозерского монастыря / Е. Г. Щурина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 211-227.

читать

Серебрякова М. С. О посвящении надвратных церквей Кирилло-Белозерского монастыря / М. С. Серебрякова // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – 2004. – Вып 1 : Вторые Кирилловские чтения. – С. 27-31.

читать

Низовский А. Кирилло-Белозерский монастырь // Православные храмы и монастыри / А. Низовский. – М., 2005. – Ч. 10. : Русская Фиваида. – С. 298-302.

читать

Папин И. В. Некрополь Кирилло-Белозерского монастыря: археологическое исследование каменных погребальных сооружений / И. В. Папин // Европейский Север в судьбе России: общее и особенное исторического процесса : материалы науч. конф., (5-6 февр. 2004 г.). – Вологда, 2005. – С. 56-63.

читать

Щурина Е. Г. Серебряная дарохранительница 1771 года из Кирилло-Белозерского монастыря / Е. Г. Щурина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2005. – Вып. 6. – С. 248-255.

читать

О строительных мастерах Кирилло-Белозерского монастыря // Историко-архитектурные исследования : ст. и материалы / С. С. Подъяпольский. – М., 2006. – С. 177-192.

читать

Черкасова М. С. Вологодское подворье Кирилло-Белозерского монастыря в XV – начале XVIII века / М. С. Черкасова // Вестник церковной истории. – 2006. – № 1. – С. 7-55.

читать

У истоков Северной Фиваиды // Дорога к Северной Фиваиде : альбом-путеводитель / авт. текста Нина Малахова; под общ. ред. Митрополита Ташкент. и Среднеазиат. Владимира. – М., 2007. – С. 228-247.

О Кирилло-Белозерском монастыре.
читать

Смирнов И. А. Князья Кривоборские и Кирилло-Белозерский монастырь / И. А. Смирнов // Ферапонтовские чтения, 2004-2006 : [сборник]. – Ферапонтово, 2007. – Вып. 1. : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 137-142.

читать

Каширина Т. Кирилло-Белозерский монастырь / Т. Каширина // Русские храмы : самые красивые и знаменитые. – М., 2008. – С. 138-139.

читать

Павловский А. А. Обители Российской империи : Новгородская епархия / А. А. Павловский // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Репринт. воспр. изд. 1907 г. – СПб., 2008. – Ч. 1, гл. 28. – С. 441-479. – Из содерж. : Кирилло-Белозерский мужской монастырь. – С. 459-460.

читать

Кузьмичёва О. Г. «Офицерская» опись (1764 г.) Кирилло-Белозерского монастыря / О. Г. Кузьмичёва // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2009. – Вып. 7. – С. 75-87.

читать

Черкасова М. С. Вологодское подворье Кирилло-Белозерского монастыря в XV – начале XVIII века / М. С. Черкасова // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2009. – Вып. 7. – С. 5-74.

читать

Мокиевский А. Как поп Иванище привез в Кириллов монастырь небесные камни / А. Мокиевский // Новая жизнь. – Кириллов, 2009. – 26 декабря. – С. 7.

О падении метеорита на территорию Кирилло-Белозерского монастыря в 1662 г.
читать

Теребова Л. В. Сюжет из повседневной жизни Кирилло-Белозерского монастыря конца XVIII века / Л. В. Теребова // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – 2010. – Вып. 19. – С. 43-48.

читать

По поручению Святейшего Патриарха Кирилла руководитель юридической службы Московской Патриархии посетила Вологодскую епархию // Благовестник. – 2014. – № 3. – С. 6-7.

О поездке епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия и руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) в Кирилло-Белозерский монастырь.
читать

Дворник А. Возвращенное великолепие / А. Дворник, Н. Плигина, А. Сальников // Благовестник. – 2014. – № 3 (17). – С. 8-10.

О первой за 90 лет Божественной литургии в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря и освящении копии киота с образом прп. Кирилла Белозерского.
читать

Ожогин М. Из истории храма прп. Сергия Радонежского на территории Малого Иоанновского монастыря (Кирилло-Белозерский монастырь) / М. Ожогин // Ферапонтовские чтения, 2014. – Ферапонтово, [2015]. – Вып. 6. – С. 73-78.

читать

Паршукова И. Н. Ссылка архимандрита Феофана в Кириллов монастырь / И. Н. Паршукова // Вологодский ЛАД. – 2015. – № 2. – С. 210-213.

читать

Настоятели

Здравомыслов. Порфирий (в миру Петр Филиппович Кириллов) / Здравомыслов // Русский биографический словарь. – СПб., 1905. – С. 588-589.

Порфирий (1775-1817) – архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря с 1809 по 1817 гг.
читать

Александров А. Краткие сведения о кончине архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иакова и некоторые выдающиеся случаи из его жизни, записанные послушником оного монастыря со слов келейника / А. Александров // Новгородские епархиальные ведомости. – 1896. – № 19. – С. 1476-1483.

Иаков (в миру Василий Поспелов) – архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Архимандрит Иаков, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря // Прибавления к церковным ведомостям. – 1896. – № 6. – С. 212-214. – В конце подпись: Н. У.

читать

Измайлов А. Памяти о. архимандрита Иакова, бывшего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря / А. Измайлов // Новгородские епархиальные ведомости. – 1896. – № 6. – С. 383-390.

читать

Памяти почившего о. архимандрита Иакова // Новгородские епархиальные ведомости. – 1896. – № 19. – С. 1470-1476.

читать

Следников Н. Архимандрит Иаков (Поспелов) и его письма к игумении Арсении (Корчагиной) / Н. Следников // Церковное слово. – 1906. – № 9. – С. 143-144; № 10. – С. 154-159; № 11. – С. 173-176; 1907. – № 17. – С. 271-272; № 18. – С. 285-288.

Нет начала – в №7 за 1906 г.
читать

Памяти о. архимандрита Якова, бывшего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря: (некролог). – Кириллов, 1906. – 21 с.

читать

Липовецкий В. Неизвестный святой земли Вологодской / В. Липовецкий // Благовестник. – 2010. – № 3. – С. 35-36.

О местночтимом святом Вологодской епархии архимандрите Кирилло-Белозерского монастыря Иакове Поспелове – авторе нового жития Кирилла Белозерского и летописи Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Голубева М. У Кирилло-Белозерского монастыря новый наместник / М. Голубева // Новая жизнь. – Кириллов, 2016. – 29 апреля. – С. 1.

В апреле 2016 года вступил в управление Кирилло-Белозерским монастырем иеромонах Анастасий.
читать

Голубева М. Продолжает дело своих предшественников : [беседа с игуменом Анастасием (Додарчуком) наместником Кирилло-Белозерского монастыря] / М. Голубева // Новая жизнь. – Кириллов, 2016. – 21 октября. – С. 3.

читать

Архитектура

Подъяпольский С. С. Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей / С. С. Подъяпольский. – Изд. 3-е. – Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1968. – 68 с.

читать

Волков М. Возраст – 400 лет / М. Волков // Новая жизнь. – Кириллов. – 1971. – 21 октября. – С. 4.

Об архитектуре и внутреннем убранстве надвратной церкви Иоанна Лествичника (1572 г.) Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Церковь Иоанна Лествичника : [буклет / [худож.: Н. И. Мишуста]. – Вологда : [б. и.], 1984. – 6 с. : ил.

читать

Успенский собор 1497 года : [Кирилло-Белозерский монастырь] : буклет / сост. В. В. Рыбин; худож. Н. И. Мишуста]. – Вологда : [б. и.], 1989. – 1л. (слож. в 8 с.) : ил.

читать

Рыбин В. Знамение креста в храмах и на иконах Кирилло-Белозерского монастыря / В. Рыбин // К свету. – [1996]. – № 15: Край Кирилла Белозерского. – С. 36-40.

Об иконах и архитектуре Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Подъяпольский С. С. О церкви Кирилла XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре / С. С. Подъяпольский // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 157-168.: ил.

читать

Церковь Преображения Кирилло-Белозерского монастыря : исследования. Предложения по реставрации // Историко-архитектурные исследования : ст. и материалы / С. С. Подъяпольский. – М., 2006. – С. 59-77.

читать

Каменских Е. А. Крепостные стены монастырей – образец русского оборонного зодчества XVI – XVII вв. / Е. А. Каменских, О. В. Ронжина // Молодые исследователи – регионам : материалы всерос. науч. конф. – Вологда, 2009. – Т. 1. – С. 247-250.

На примере Спасо-Прилуцкого и Кирилло-Белозерского монастырей.
читать

Лойко А. С. Особенности пространственной организации Кирилло-Белозерского монастыря / А. С. Лойко // Молодые исследователи – регионам : материалы всерос. науч. конф. / отв. ред. А. А. Плеханов. – Вологда, 2009. – Т. 1. – С. 272-274.

читать

Чистякова Н. А. Церковь великая : Успенский собор Кирилловской обители / Н. А. Чистякова // Благовестник. – 2014. – № 1. – С. 20-24.

История строительства, архитектура, росписи, иконостас Успенского собора.
читать

Иконостас и иконы

Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (копирование, реставрация) / О. В. Лелекова // Реставрация музейных ценностей в СССР : [сб. ст.] / М-во культуры СССР, М-во культуры РСФСР, Союз художников СССР, Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО, ВНИИ реставрации, Торгово-промышл. палата СССР. – М., 1982. – С. 16-37 : ил., цв. ил.

читать

Лелекова О. Прикосновение к подлиннику / О. Лелекова // Памятники Отечества : альманах. – Вологда, 1993. – Вып. 30. – С. 75-80.

Об иконостасах Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря и реставрации фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
читать

Шарамозов М. Н. Местные иконы церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря / М. Н. Шарамозов // Охраняется государством: материалы науч.-практ. конф. – СПб., 1994. – Ч. 1 : (К 150-летию со дня рождения Н. П. Кондакова). – С. 143-148.

читать

Рыбин В. Знамение креста в храмах и на иконах Кирилло-Белозерского монастыря / В. Рыбин // К свету. – [1996]. – № 15: Край Кирилла Белозерского. – С. 36-40.

На примере иконостасов Успенского собора, церквей Иоанна Лествичника и Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
читать

Петрова Л. Л. Церковное искусство XV – XIX веков : путеводитель / Л. Л. Петрова, Н. В. Петрова, Л. В. Никанорова. – М. : Северный паломник, 2002. – 94 с. : цв. ил.

О собрании иконописи и произведений церковного прикладного искусства в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
читать

Шаромазов М. Н. Иконы церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря / М. Н. Шаромазов // Ферапонтовский сборник. – М., 2006. – Вып. 7. – С. 41-78.

читать

Стенные росписи

Никитина Т. Л. Иконография стенописи Святых ворот Кирилло-Белозерского монастыря / Т. Л. Никитина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2001. – Вып. 4. – С. 202-211.

читать

Никитина Т. Л. «Апокалипсис» в росписи северной паперти Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря / Т. Л. Никитина // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2005. – С. 195-201.

читать

Смирнова С. Н. Протоевангельский цикл Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря / С. Н. Смирнова // Кириллов: краевед альм. – Вологда, 2005. – С. 202-216.

Сюжеты и образы стенной росписи собора.
читать

Казакевич Т. Е. Стенопись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря / Т. Е. Казакевич // Ферапонтовский сборник. – М., 2006. – Вып. 7. – С. 79-115.

читать

Церковная утварь

Клюканова О. В. Богоматерь Неопалимая Купина и избранные святые : [пелена] / О. В. Клюканова // Великий князь и государь всея Руси Иван III : каталог выставки. – М., 2013. – С. 155-156.

читать

Библиотека

Варлаам (архимандрит). Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского / архимандрит Варлаам. – М. : Университетская тип., 1860. – 69 с. – Ксерокопия.

читать

Смирнова А. В. Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря в XVIII-XX веках / А. В. Смирнова // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 77-86.: ил.

читать

Смирнова А. В. Келейные библиотеки в монастырях Белозерья : (XVIII – начало XX века) / А. В. Смирнова // Кириллов : краевед альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 101-109 : ил., портр.

О книжных собраниях Кирилло-Белозерского, Нило-Сорского и Горицкого Воскресенского монастырей.
читать

Венедиктова Н. Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря / Н. Венедиктова // Православные святыни родного края : материалы V Малых Таисьевских чтений (24 ноября 2007 года). – Череповец, 2009. – С. 5-8.

читать

Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) / А. И. Алексеев // Вестник церковной истории. – 2010. – № 3-4. – С. 17-117.

читать

Смирнова А. В. Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1773 года / А. В. Смирнова // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – 2010. – Вып. 7, ч. 2 : Восьмые Кирилловские чтения. – С. 2-4.

читать

Попова Т. Г. Рукописи лествицы Иоанна Синайского из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря / Т. Г. Попова // Вологодский текст в русской культуре / Вологодский государственный университет. – Вологда, 2015. – С. 215-218.

читать

Восстановлении и реставрация

Лелекова О. В. Некоторые итоги и задачи реставрации интерьеров в памятниках архитектуры Кирилло-Белозерского музея-заповедника / О. В. Лелекова // Охрана, реставрация и изучение памятников архитектуры и живописи Вологодской области : тез. докл. и сообщ., Вологда, 8-9 июля 1976 г. – Вологда, 1976. – С. 44-47.

читать

Стариков Е. И даже негритянка восстанавливает монастырь / Е. Стариков // Вологодские новости. – 1996. – 25-31 января. – С. 3.

О реставрационных работах на территории Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Кузьмичева Н. Реставрация: день вчерашний и день сегодняшний / Н. Кузьмичева // Новая жизнь. – Кириллов, 1996. – 17 декабря.

Из истории реставрационных работ в Кирилло-Белозерском монастыре.
читать

Щурина Е. Реставрация архитектурных и художественных памятников в Кирилло-Белозерском музее / Е. Щурина, Н. Гостинщикова // Новая жизнь. – Кириллов, 2004. – 2 ноября. – С. 3.

читать

Вороничева О. В. Реставрационные работы на деревянной церкви Ризоположения (1485 год) из села Бородава : [на территории Кирилло-Белозерского монастыря] / О. В. Вороничева // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – Кириллов, 2009. – Вып. 18. – С. 13-14.

читать

Вороничева О. В. Начало реставрации Успенского Собора / О. В. Вороничева // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – Кириллов, 2010 – Вып. 20. – С. 25-26.

читать

Иванова Г. Церковь будет спасена, но какой ценой! / Г. Иванова // Новая жизнь. – Кириллов, 2010. – 16 января. – С. 6.

О реставрации деревянной церкви Ризоположения на территории Кирилло-Белозерского монастыря.
читать

Смирнов И. А. О реставрации живописи на Казанской башне и не только… : [Кирилло-Белозерский монастырь] / И. А. Смирнов // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – Кириллов, 2010. – Вып. 19. – С. 34-37.

читать

Шаромазов М. Н. О церкви Ризоположения / М. Н. Шаромазов // Вестник Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. – Кириллов, 2010. – Вып. 19. – С. 38-41.

читать

Красовская Л. Это должно остаться в веках : археологи завершили исследования стен Кирилло-Белозерского монастыря / Л. Красовская // Московский комсомолец в Вологде в Череповце. – Вологда, 2015. – 27 мая-3 июня. – С. 22.

читать

Голубева М. Казанская башня Кирилло-Белозерского монастыря открылась после реставрации / М. Голубева // Новая жизнь. – Кириллов, 2016. – 23 сентября. – С. 3.

О реставрационных работах в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
читать

www.booksite.ru

Кирилло-Белозерский монастырь — это… Что такое Кирилло-Белозерский монастырь?

Координаты: 59°51′26″ с. ш. 38°22′06″ в. д. / 59.857222° с. ш. 38.368333° в. д. (G) (O) (Я)59.857222, 38.368333

 памятник архитектуры (федеральный)

Кири́лло-Белозе́рский [1] (также Кириллов) монастырь — мужской православный монастырь Русской Церкви; расположен на Севере России, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области.

История монастыря

Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей[2]. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный артелью ростовских мастеров Успенский собор.

В XVI веке рядом с ним появился малый Ивановский монастырь. В те времена монастырь был форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь являлся крупным феодалом-землевладельцем. В XV—XVII веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой. В конце 15-16 веков монастырь был одним из центров религиозно-политического течения нестяжателей. В XV—XVII веках монастырь служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати (Вассиан Патрикеев Косой, бояре М. И. Воротынский, И. Шуйский, Б. И. Морозов, Симеон Бекбулатович, патриарх Никон и др.). Монахи монастыря избирались на значимые архиерейские кафедры (например, новгородский архиепископ Пимен).

В 1447 году в монастырь приезжал Василий II (Тёмный), находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от данного тем крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь.

В 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. Сюда в 1542 году был сослан митрополит московский Иоасаф (Скрипицын).

Монастырь богател, разрастался и несмотря на большой пожар в 1557 году стал крупнейшим каменным сооружением, уступавшим разве что Троице-Сергиевому монастырю.

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие хоз-постройки были деревянными.

в 1612—1613 монастырь выдержал осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских феодалов. Во время штурма был убит командовавший интервентами польский полковник Песоцкий.

В 1654—1680 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

1722 в монастырь приезжал Пётр I. Монастырь к тому времени был собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов.

В 1764 указом Екатерины II монастырь был лишён крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы образован город Кириллов и в крепостной стене размещается городская и уездная тюрьма. С этого момента начинается постепенный закат монастыря.

В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев).

Подворья монастыря

Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре.

В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь[3].

Архимандритский двор

Среди детей боярских, служивших в XVI—XVII вв. Кирилловским архимандритам, известны фамилии Бурнашовых, Соломиных и др.

Музей

С 1924 года Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На территорию музея привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница (XIX век) из деревни Щёлково).

В трапезной палате при церкви Введения (1519 год) расположен Музей икон, обладающий большой коллекцией икон. В 1604 г. священник Софийского собора в Вологде, иконописец Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.[4] До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60-ти уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковке и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов. В архиерейских палатах монастыря готовится новая экспозиция икон.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник (размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, за исключением переданной в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви части территории Кирилло-Белозерского монастыря в городе Кириллове, именуемой Малым Ивановским монастырём, с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Современная история монастыря

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому Епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён игумен Игнатий (Молчанов).

Святыни:

  • мощи под спудом прп. Кирилла Белозерского

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви

Стены и башни

Прочие помещения

Игумены, настоятели и наместники

игумены

архимандриты (c середины XVII века)

епископы Кирилловские (c 1907)

Наместники
  • Игнатий (Молчанов)

Реквизиты

Адрес: Кирилло-Белозерский мужской монастырь. 161100, Вологодская обл., г. Кириллов. Тел: (81757) 3-16-37

Интересные факты

В 1971 году на территории Кирилло-Белозерского монастыря проходили съемки художественного фильма «Достояние республики».

В 1975 году внутри монастыря снимался художественный фильм о герое-«орлёнке» гражданской войны Косте Байкове «Крестьянский сын». По свидетельству одного из участников съёмок[5], жители местных деревень крестились при виде едущей конницы, переодетой в белогвардейскую форму.

В 1996 году здесь снимался фильм «Грешная любовь» — дебютная роль в кино Дениса Никифорова, известного по фильму «Бой с тенью».

В 2007 году гости города и местные жители были шокированы нацистской свастикой, видневшейся во время съёмок сериала «Апостол» над конюшенными воротами в тюремный дворик монастыря.

Фильмы

Литература

Примечания

Ссылки

Кирилло-Белозерский монастырь

 

biograf.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *