АФИНА • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 2. Москва, 2005, стр. 515-516
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: А. А. Тахо-Годи
АФИ́НА (’Αϑηνᾷ, ионич. ’Αϑήνη), в греч. мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды (мудрости) – позднего происхождения (времени оформления олимпийской мифологии). С течением времени материнство Метиды принимало всё более отвлечённый и даже символический характер; А.
«Афина, опирающаяся на копьё». Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Ок. 460 до н. э. Музей Акрополя (Афины).
Известные атрибуты классической А. – змея и сова – указывают на древнее зооморфное прошлое богини. Образ А., с присущей ей хтонической мудростью змеи, восходит к крито-микенскому образу богини со змеями. Среди непременных атрибутов А. – эгида – щит из козьей шкуры с головой змеиноволосой Медузы, искусно выделанный Гефестом, – фетиш огромной магич. силы, устрашающий богов и людей.
Многочисленны сведения о космически-стихийных чертах образа А. Она хранит молнии Зевса. Считалось, что её изображение, т. н. палладиум, упало с неба (отсюда А. Паллада). Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в эпоху героич. мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. А. покровительствует героям, защищает справедливый общественный порядок. Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой, о чём свидетельствуют поэмы Гомера и особенно «Одиссея», где ни одно мало-мальски важное действие не обходится без вмешательства А. Она вообще главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Главные эпитеты А., наделённой гражд. функциями, – Полиада («Градская») и Полиухос («Градодержица»). Памятником прославления мудрой покровительницы Афинского гос-ва является трагедия Эсхила «Эвмениды» (учреждение богиней верховного судилища Аттики – Ареопага). А. всегда рассматривалась в контексте худож. ремесла, искусства, мастерства и даже называлась Эрганой – «Работницей»; она направляет художественно-техническое творчество.
А., хотя культ её был распространён по всей материковой и островной Греции, особенно почиталась в Аттике. Там ей были посвящены земледельческие праздники. Особенно славилась А. как законодательница и покровительница афинской государственности. В Аттике почитали А. Фратрию («Братскую»), Булайю («Советную»), Сотейру («Спасительницу»), Пронойю («Провидящую»). Общегреческим был праздник Великих Панафиней – апофеоз А. как воплощения гос. мудрости.
В Риме А. почиталась под именем Минервы наряду с исконной рим. богиней войны Беллоной. Культ А. на протяжении всей античности оставался свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократич.
Иконография
«Афина Варвакион». Римская копия 3 в. со статуи Фидия «Афины Парфенос» (438 до н. э.). Национальный музей (Афины).
А. изображали, как правило, в виде суровой и величественной девы в шлеме, с копьём, щитом – эгидой (статуя А. с зап. фронтона храма Афины Афайи на о. Эгина, ок. 500 до н. э.). Знаменитая гигантская хрисоэлефантинная скульптура «Афина Парфенос» работы Фидия для Парфенона на афинском Акрополе (поставлена в 438 до н. э.) не сохранилась; о ней можно судить по позднейшим копиям и репликам («Афина Варвакион», мрамор, 3 в., Нац. музей в г. Афины, и др.). «Афина Лемния», также выполненная Фидием для афинского Акрополя, изображала умиротворённую богиню, олицетворявшую миролюбивый политич. курс Афинского гос-ва того времени; к его статуе «Афина Промахос» восходит, возможно, «Афина Медичи» (Лувр, Париж).

Велик был гнев богов на людей, посмевших поставить под сомнение их благочестие и вообразить, что они могут обойтись без помощи олимпийцев или в состоянии превзойти их в мастерстве. Рассказывали о дочери Идмона – красильщика тканей из Колофона Арахне (a r a c n h, греч. “паук”), которая славилась как вышивальщица и ткачиха, чьим искусством восхищались нимфы реки Пактола. Гордясь своим мастерством, Арахна уверяла, будто она может вышивать не хуже, чем сама Афина, и даже осмелилась вызвать богиню на состязание. Услышала это Афина и приняла вызов, решив проучить хвастунью. Спустилась Афина на землю в образе смертной женщины и, явившись Арахне неприметной старушкой, предупредила девушку о необходимости смирения перед богами. Но гордыня той была так велика, что она не вняла этому совету и не устрашилась великой богини. Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани, обведенной узором оливковой ветви, представила как бы в назидание Арахне наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. После этого разгневанная богиня разорвала ткань и ударила Арахну челноком. Тогда поняла Арахна причину гнева незнакомки. Это и в самом деле была Афина, знающая все о своем рождении и могущая оживлять изображения. Жгучий стыд охватил Арахну при воспоминании о том, как она оскорбила богиню, от стыда царевна наложила на себя руки. Это было уже слишком. Афина спустилась на землю, чтобы вразумить хвастунью, а не убить ее. Подумав, Афина вынула ее из петли и вернула Арахне жизнь, но превратила с помощью зелья Гекаты в паука. С тех пор Арахна вечно висит в углах и между деревьями, ткет тонкую серебряную сеть и ловит в нее надоедливых мух. Пощадила Афина Арахну, и разумные люди не обижают пауков, истребляющих вредных насекомых и никогда не вступают в состязания с великими богами Олимпа, боясь повторить судьбу несчастной. В этом мифе явно содержатся богоборческие черты мифологии периода развитого героизма. Древнейший мифологический мотив оборотничества, представленный в позднем изложении Овидия в виде жанра метаморфозы, также нашел отражение в мифе. |
АФИНА ПАЛЛАДА | Богиня Афина | Богиня мудрости | Мифы об Афине | Богиня Минерва | Рождение Афины из головы Зевса | Спор Афины и Посейдона | Сова Минервы | Эгида Афины | Статуя Афины Фидия | Арахна
АФИНА ПАЛЛАДА
Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.
Миф о рождении Афины Паллады
Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии — богиня Минерва) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.
Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.
Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога Гефеста (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.
|
Несколько памятников античного искусства (между прочими — Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.
Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада — сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.
Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.
В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.
Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала Аргонавтам все время, пока продолжался их знаменитый поход.
Афина Паллада — богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.
Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».
Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.
Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)
Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе — Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно — его нижней частью, на змею.
|
Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.
Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.
Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном
Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — богиню Афину (Минерву) или бога Посейдона (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном.
Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.
|
Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.
Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины — за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.
Тип и отличительные признаки Афины Паллады
Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.
Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян — богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова — птица богини Афины, ее символ (сова Минервы).
Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия — Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.
Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.
Богиня Афина всегда носит эгиду. На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.
На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.
Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.
Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) — копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники — богини победы.
Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.
Эгида Афины Паллады, которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.
Голова Медузы Горгоны — также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.
Статуя Афины Паллады работы Фидия
Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.
Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Ники.
На шлеме у нее был сфинкс — эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли.
Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.
На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.
Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.
Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.
Богиня Афина и бог Эрот
Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.
Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.
Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.
Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).
Флейта Марсия
Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.
Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.
Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога Аполлона на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.
Афина-работница: миф о лидийке Арахне
Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).
Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.
|
Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.
Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.
Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.
Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.
Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.
Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.
Великие Панафинеи
Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.
Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.
Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).
Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.
Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.
Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины — 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.
Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины — шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки — они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.
Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем — устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.
Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.
Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.
Афине Палладе были посвящены:
- оливковое дерево,
- петух, раннее пение которого будит людей труда,
- змея, символ ума и обдуманности,
- сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.
Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.
© ЗАУМНИК. РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.
Афина Античная мифология и история
Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она – мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты – змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей.
По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя – Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие.
Согласно мифвм, богиня мудрости и справедливости Афина также лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его при этом даром прорицателя. Афина в период героической древнегреческой мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту.
Также богиня мудрости помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она являлась покровительницей гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный
по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала.
В римской мифологии богине соответствует Минерва.
Богиня Афина. Греческая мифология
Особое место в греческой мифологии занимала богиня Афина (Ἀθηνᾶ), её причисляли к 12 главным олимпийским богам.
Греки уважали и любили богиню, верили, что Афина находится всегда рядом с ними, желая помочь.
Афина была богиней мудрости, стратегии, войны, знаний, была покровительницей Афин, искусства, культуры, философской мысли и боевого искусства.
Рождение Афины
Появление Афины произошло необычным способом. Первой женой Зевса была Митида (Μήτιδα), которая бала мудрее богов и людей. После того, как она забеременела, Мойры — богини судеб, предсказали ей, что родит Митида сначала дочь, а потом сына, который свергнет с престола Зевса.
Во избежание этого, Зевс проглотил свою беременную жену. После чего призвал Гефеста и приказал ему разрубить голову, который тут же выполнил его волю и ударил топором по черепу. Оттуда выскочила прекрасная Афина, в полном обмундировании и со сверкающими оружием.
Афина стала любимым ребенком Зевса. Воевала рядом с ним в борьбе против гигантов, а после того, как он прогнал гиганта Энцелада, Афина на своей колеснице гналась за ним. Камень, который бросила вдогонку Афина, убил гиганта и стал островом Сицилия.
Культ Афины начался со времена Кекропа (Κέκροπα) в древних Афинах и оттуда распространился по всей Греции. Бесконечные торжества и праздники во всех городах были посвящены богине Афине, но самые яркие были в Афинах. Перикл посвятил Афине всю Цитадель.
Панафинеи
Самой крупной и богатой церемонией поклонения богине Афине, проводившейся в древних Афинах, были Панафинейские игры. Панафинеи (Παναθήναια) праздновались со времен тирана Писистрата, на третьем году каждой Олимпиады, в конце месяца Гекатомбеона (первый месяц аттического года)
Это была процессия, во время которой афиняне поднимались к святилищу Афины на Акрополе с новым покрывалом для богини. Торжественное шествие начиналось от Керамекоса за пределами Дипилоса, пересекло Агору и направилось к Акрополю.
Панафинеи сопровождались танцами, театральными представлениями, всевозможными играми и спортивными состязаниями, такими как гонки на колесницах, бег, морскими гонками между триерами, гонками с факелами и другими. Во время торжеств совершалось жертвоприношение.
Символы богини Афины: дуб, сова, олива, щит, змея, копьё, эгида.
Богиня Афина имела множество имен, древние греки в различные времена добавляли своей любимой Богине божественные и священные имена:
• Паллада (Παλλάδα) — это имя получила Афина при рождении, когда появилась из головы Зевса с новым искрящимся копьём.
По другой версии — Афина убила гиганта Палланта (Πάλλαντα)
• Промахос (Πρόμαχος) — воительница, относится к боевому характеру богини и статусу отважной в бою, её «стратегические» планы — поддерживать своих героев
• Дева (Παρθένα) — нетронутая. Афина была девственницей, храм Парфенон на Акрополе посвящён Афине-деве
• Голубоглазая (Γλαυκώπις) светлоокая. Священная птица богини Афины — сова (γλαυξ), происходит от того же корня, возможно, из-за больших и светлых глаз.
Афина и сова
С древних времен сова была идентична мудрости. Древние греки ее считали символом богини Афины.
Сова летает, не ходит, не ползает. Боги Олимпа тоже летали, они принимали форму птиц, когда появлялись среди людей. Совы — это особые птицы, хищники, видят очень хорошо ночью. Сова имеет большую круглую голову, лицо круглое, как диск, большие глаза, которые обеспечивают стереоскопическое зрение. Это безжалостный хищник захватывает острыми когтями добычу и убивает в движении, ударяя в голову жестким и сильным клювом.
Такие особенности совы, казались древним грекам культовыми.
Сова имеет свойство видеть «дальние стороны вещей», там где другие из-за тьмы не в состоянии видеть, таким образом сова символизирует мудрость.
Может быть по этой причине, сова стала спутником самой мудрой греческой богини Афины.
Афина — в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли.Она — мысль Зевса, осуществляемая в действии. Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства.Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов, вообще рабочему люду и называется Эрганой («работницей»), покровительницей ремесленников. Афина — богиня мудрости.
Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи. Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины. Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями «Илиады» и «Одиссеи» – Ахиллом и Одиссеем.
С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.
Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август, после победы при Акциуме. Главное празднество в честь её — Quinquatrus или Quinquatria с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minewal. Источники: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев.- М.:Сов. энциклопедия, 1991. — Т.1 с. 125-128 Болен Дж. БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ В греческих мифах она защитница Геракла, и Афина часто помогает ему в его двенадцати подвигах, например, помогая ему удерживать мир, пока Атлас ищет священные яблоки Гесперид. Афина была главным героем рассказа Гомера о Троянской войне в Илиаде , где она поддерживает ахейцев и их героев, особенно Ахилла, которому она дает ободрение и мудрые советы, Менелай, спасенный от стрелы Пандароса, и Диомед, чье копье в одном примечательном эпизоде направлено на то, чтобы ранить самого Ареса. Афродита была еще одним божеством, которое вышло на второе место после столкновения с Афиной. Она также защитила Одиссея и, как считается, подарила ему идею деревянного коня. Объекты, связанные с богиней, включают сову — символ мудрости — и оливковое дерево. В искусстве ее часто изображают с доспехами, золотым шлемом, щитом и с копьем в руке. Ее доспех — это эгида, сделанная, по некоторым сведениям, из кожи Великана, увешанная золотыми кистями и украшенная головой Горгоны, подаренной ей Персеем.Самым известным изображением Афины в древнем мире, несомненно, была монументальная статуя богини Фидия из золота и слоновой кости, которая находилась в Парфеноне в Афинах и имела высоту более 12 метров. Статуя была утеряна, но сохранилась в виде уменьшенных римских копий и изображает Афину, стоящую величественно, полностью вооруженную, держа Нику в правой руке и со щитом в левой руке, изображающим сцены из битв амазонок и гигантов. На ее шлеме были сфинкс и два грифона.Знаменитые сохранившиеся изображения Афины включают фризы из Парфенона и метопы из храма Зевса в Олимпии. Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам. Афина | Факты, информация и мифология Одно из великих греческих божеств. Гомер 1 называет ее дочерью Зевса, без каких-либо намеков на ее мать или способ, которым она была вызвана на свет, в то время как большинство более поздних традиций соглашаются в заявлении, что она родилась от головы Зевса.Согласно Гесиоду, 2 Метида, первая жена Зевса, была матерью Афины, но когда Метида была беременна ею, Зевс, по совету Геи и Урана, проглотил Метиду и впоследствии родил Афину. , который выпрыгнул из его головы. 3 Пиндар 4 добавляет, что Гефест рассек голову Зевса своим топором, и что Афина выступила с могучим боевым криком. Другие рассказывают, что Прометей, Гермес или Паламаон помогли Зевсу родить Афину и упомянули реку Тритон как место, где произошло это событие. 5 В других преданиях снова говорится, что Афина возникла из головы Зевса в полном вооружении, утверждение, в отношении которого, как говорят, Стесихор был самым древним авторитетом. Тем не менее, все эти традиции делают Афину дочерью Зевса; но вторая группа считает ее дочерью Палласа, крылатого великана, которого она впоследствии убила из-за его попытки нарушить ее целомудрие, чью кожу она использовала в качестве своей эгиды и чьи крылья она прикрепила к своим ногам. 7 Третья традиция переносит нас в Ливию и называет Афину дочерью Посейдона и Тритониса. Афина, говорит Геродот, 8 однажды рассердилась на своего отца и пошла к Зевсу, который сделал ее своей дочерью. Этот отрывок более ясно, чем любой другой, показывает, каким образом подлинные и древние эллинские мифы были перенесены в Ливию, где они впоследствии стали рассматриваться как источники эллинских мифов. Что касается этой ливийской Афины, то далее рассказывается, что ее воспитал речной бог Тритон вместе со своей собственной дочерью Палладой. 9 Говорят, что в Ливии она также изобрела флейту; ибо, когда Персей отсек голову Медузы, а Сфено и Эвриала, сестры Медузы, оплакивали ее смерть, в то время как из уст змей, окружавших их головы, исходили жалобные звуки, Афина, как говорят, имитировала эти звуки на тростник. Связь Афины с Тритоном и Тритоном впоследствии вызвала различные предания о месте ее рождения, так что где бы ни была река или колодец с таким названием, как, например, на Крите, Фессалии, Беотии, Аркадии и Египте, жители те округа утверждали, что там родилась Афина.Из таких мест рождения на реке Тритон ее, кажется, назвали Tritonis или Tritogenia, 11 , хотя следует отметить, что эта фамилия также объясняется другими способами; ибо некоторые производят его от древнего критского, эолийского или беотийского слова τριτώ ( tritō ), означающего «голова», так что оно означало бы «богиня, рожденная из головы», а другие думают, что оно было предназначено для ознаменования обстоятельство, что она родилась в третий день месяца. 12 Связь Афины с Тритоном, естественно, предполагает, что мы должны искать самое древнее место ее поклонения в Греции на берегу реки Тритон в Беотии, которая впадала в озеро Копаис и на которой находились два древние пеласские города Афины и Элевсин, которые, согласно традиции, были поглощены озером. Наконец, мы должны обратить внимание на одну традицию, согласно которой Афина была дочерью Итона и сестрой Иодамы, убитой Афиной, 14 , а также другую, согласно которой она была дочерью Гефеста. Эти различные предания об Афине возникли, как и в большинстве других случаев, из местных легенд и отождествлений греческой Афины с другими божествами. Общее представление о ней, которое разделяли греки и которое было наиболее широко распространено в древнем мире, состоит в том, что она была дочерью Зевса, и если мы примем Метиду за ее мать, мы сразу же получим ключ к разгадке. характер, который она носит в религии Греции; ибо, как ее отец был самым могущественным, а мать — самой мудрой среди богов, так Афина была комбинацией этих двух, то есть богиней, в которой гармонично сочетались сила и мудрость.Из этой фундаментальной идеи могут быть выведены различные аспекты, в которых она появляется у древних писателей. Как защитница земледелия, Афина изображается как изобретательница плуга и граблей: она создала оливковое дерево, величайшее благословение Аттики, научила людей запрягать волов в плуг, заботилась о разведении лошадей и научила мужчин, как приручить их уздечкой, своим собственным изобретением. Намеки на эту черту ее характера содержатся в эпитетах βούδεια ( boudeia ), βοαρμία ( boarmia ), ἀλρίφα ( alripha ), ἱππία ( hippia ), или χαλιν9. Что касается всех видов полезных искусств, считалось, что она познакомила людей со средствами и инструментами, которые необходимы для их практического применения, такими как искусство производства огня. Кроме того, считалось, что она изобрела почти все виды работ, в которых были задействованы женщины, и сама была искусна в этой работе: короче говоря, Афина и Гефест были великими покровителями как полезных, так и изящных искусств. Поэтому ее зовут ἐργάνη (см. Как богиня, которая сделала так много изобретений, необходимых и полезных в цивилизованной жизни, она характеризуется различными эпитетами и фамилиями, выражающими остроту зрения или силу ее интеллекта, такими как ὀπτιλέτις (см. Optiletis), ὀφθαλμῖτις ( ophthalmitis). ), ὀξυδερκής ( oxyderkēs ), γλαυκῶπις ( glaukōpis ), πολύβουλος ( polyboulos ), πολύμητις ( polymētis ) и Как покровительница государства, она была в Афинах покровительницей фратрий и домов, составлявших основу государства. Праздник Апатурии имел прямое отношение к этому конкретному моменту в характере богини. 21 Она также поддерживала власть закона, справедливость и порядок в судах и собрании народа. Это представление было столь же древним, как и стихи Гомера, в которых она описывается как помогающая Одиссею против беззакония женихов. 0109) agyraia.25 Как Афина способствовала внутреннему процветанию государства, поощряя сельское хозяйство и промышленность и поддерживая закон и порядок во всех общественных делах, так и она защищала государство от внешних врагов и, таким образом, приняла характер воинственного божества, хотя и в совершенно иное чувство, чем у Ареса, Эрис или Эню.Согласно Гомеру, 26 она даже не носит оружия, но заимствует его у Зевса; она удерживает людей от резни, когда этого требует благоразумие, 27 и отталкивает дикую любовь Ареса к войне и побеждает его. 28 Она любит войну не ради нее самой, а просто из-за преимуществ, которые государство получает от участия в ней; и поэтому она поддерживает только такие воинственные начинания, которые начинаются с осторожностью и могут привести к благоприятным результатам. Эпитеты, которые она получила от своего воинственного характера: ἀγελεία (см. Агелейя), λαφρία ( laphria ), ἀλκιμάχη ( alkimachē ), λαόσσοος ( laossoos ) и другие.Во время войны города, крепости и гавани находятся под ее особым уходом, поэтому она обозначается как ερυσίπτολις (эризиптолис), ἀλαλκομενη ( alalkomenēis ), πολιάς ( polias ), πολιο9 akraia ), κρία ( akria ), κληδοῦχος ( klēdouchos ), πυλαῖτις ( pylaitis ), προμαχόρμα (см. Promachorma) и т.п. Как благоразумная богиня войны, она также является защитницей всех героев, отличающихся благоразумием и хорошим советом, а также силой и доблестью, таких как Геракл, Персей, Беллерофонт, Ахилл, Диомед и Одиссей.В войне Зевса против гигантов она помогала своему отцу и Гераклу советами, а также принимала в ней активное участие, так как она похоронила Энцелада под островом Сицилия и убила Паллада. 30 В Троянской войне она была на стороне более цивилизованных греков, хотя по возвращении домой она навещала их штормами из-за того, как локрийский Аякс обращался с Кассандрой в ее храме. Персонаж Афины, как мы здесь проследили, занимает среднее место между мужчиной и женщиной, поэтому она названа в орфическом гимне 32 ἄρσην καὶ θῆλυς ( arsēn kai thēlys ), и, следовательно, она также является девственное божество, 33 , чье сердце недоступно страсти любви и которое избегает супружеских связей. Тиресий был лишен зрения за то, что видел ее в ванне, 34 , и Гефест, покушавшийся на ее целомудрие, был вынужден бежать. 35 По этой причине древние традиции всегда описывают богиню одетой; и когда Овидий 36 заставляет ее предстать обнаженной перед Парижем, он отказывается от подлинной старой истории. Ее статуя также всегда была одета, а когда ее носили на аттических праздниках, она была полностью покрыта. Но, несмотря на распространенное мнение о ее девственном характере, есть некоторые традиции позднего происхождения, которые описывают ее как мать. Афине поклонялись во всех частях Греции, а из древних городов на озере Копаис ее поклонение было введено в очень ранний период в Аттику, где она стала великим национальным божеством города и страны. Здесь она впоследствии считалась δεὰ σώτειρα ( dea sōteira ), ὐγίεια ( ygieia ) и παιωνία ( paiōnia ), а змей, символ вечного обновления, был для нее священным. 39 В Линдусе на Родосе ее поклонение также было очень древним. Относительно его появления в Италии и изменений, которые претерпел там ее персонаж, см. Минерву. Среди священных для нее вещей мы можем упомянуть сову, змею, петуха и оливковое дерево, которые, как говорят, она создала в своем споре с Посейдоном о владении Аттикой. ❧ Иконография Афина часто изображалась в произведениях искусства; но те, в которых ее фигура достигла наивысшего идеала совершенства, были тремя статуями Фидия.Первой была знаменитая колоссальная статуя богини из золота и слоновой кости, воздвигнутая на афинском акрополе; вторая была еще более крупной бронзовой статуей, сделанной из добычи, взятой афинянами в битве при Марафоне; третья была небольшая бронзовая статуя, названная прекрасной или Лемнианской Афиной, потому что она была освящена в Афинах лемнианцами. Среди атрибутов, которые характеризуют богиню в этих произведениях искусства, отметим:
Афина появляется во все периоды греческих росписей ваз, часто в качестве арбитра в конфликте или участвуя в нем.Особым типом греческих ваз являются трофейные амфоры Панафиней: на одной из них Афина всегда изображается готовой к битве, стоящей между двумя колоннами, увенчанными петухом и Никой. Стиль этих амфор всегда черно-фигурный, и они появляются с ок. 550-300 гг. До н. Э. Одними из самых известных статуй Афины являются Афина Парфенос (ок. 438 г. до н. Э.) В Парфеноне, Афина Промах и Афина Лемния, обе на Акрополе (ок. 447 г. до н. Э.). Первые два утеряны, но Афина Лемния известна по копиям, например, голова в Болонье.С начала V века это группа Афины и Марсия (школа Мирона) и Афина из тимпана храма на Эгине. Римские статуи Афины включают Афину Альбани, Афину Фарнезе и Афину Веллетри. Архаический метоп Силена (начало шестого века до нашей эры) показывает Афину как защитницу Персея, а метоп храма Зевса в Олимпии (пятый век до нашей эры) показывает, что она помогала Гераклу. Ее голова изображена на афинских монетах с ок. 650 г. до н.э. с совой на противоположной стороне. Ее лицо также можно найти на драгоценных камнях, таких как камень Аспасия. На серебряном блюде Хильдесхайма (эллинский) она изображена сидящей в шлеме и держащей щит левой рукой. Список литературыБанкноты
Источники
Эта статья включает текст из Словаря греческой и римской биографии и мифологии (1870) Уильяма Смита, который находится в открытом доступе. Определение Афины Мерриам-ВебстерАте · на | \ ə-ˈthē-nə \ варианты: или Афина \ ə- ˈthē- nē \ : греческая богиня мудрости — сравните минервуATHENA InternationalПАРТНЕР С США
Мы предоставляем лидерские ресурсы организациям и сообществам, используя модель лидерства ATHENA (ALM) в качестве философии и основы для всего, что мы делаем.
РАЗВИВАЙТЕ ЖЕНЩИН-ЛИДЕРОВ ПОДРОБНЕЕ О СТАНОВЛЕНИЕ ATHENA : Развитие лидерства.Присоединяйтесь к нам в создании глобального портфеля женщин-лидеров с учебными программами модели лидерства ATHENA для средних и старших классов, колледжей, профессиональных и женских учебных заведений. ПОДДЕРЖКА ЖЕНЩИН-ЛИДЕРОВЗАПУСТИТЕ ПРОГРАММУ ATHENAPOWERLINK® ДЛЯ ЖЕНСКОГО БИЗНЕСА. Консультативный совет ATHENA PowerLink®, основанный в 1999 году, поддерживает предпринимателей в развитии их бизнеса и влиянии на экономику. ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛИПОЧЕТ ЖЕНСКИХ ЛИДЕРОВВРУЧИТЕ ПРЕМИЮ ЛИДЕРСТВА ATHENA В СООБЩЕСТВЕ. Отметьте человека глобальной, национальной, местной или молодой профессиональной наградой. Среди более 8000 получателей были Рут Бейдер Гинзбург, Кондолиза Райс, Нина Тотенберг, Марло Томас, Мелани Уолтон и другие. СМОТРЕТЬ БОЛЬШЕмузыкант композитор исполнитель и автор песен
Когда журналBillboard Magazine признал Athena Andreadis «талантливой восходящей звездой», легко понять, почему поклонники по всему миру создают шумиху вокруг уникального и сильного голоса этого британско-греческого певца и автора песен.![]() ![]() Все пластинки Афины —Breathe With Me, Peeling Apples, Giini Aggeli (Earth Angels), Ready For The Sun, Outside of Time — сделаны под ее собственным лейблом Embraceable Records в сотрудничестве с Sony, EMI, Universal, MINOS EMI, Proper, Orchard, Believe Digital и Burnside на протяжении многих лет, следуя примеру Анни ДиФранко и Мадонны.Афина работала с известными продюсерами и авторами песен, включаяЛеонарда Коэна, Билли Стейнберга , Эрика Аппапулая ( Наташа Бедингфилд, Кэт Стивенс ), Ричарда Козона ( Райан Адамс, Короли Леона ), Адама Леви ( Нора Джонс) ) и Итана Аллена ( Бен Харпер, Шерил Кроу, Линда Ронштадт, Пэтти Гриффин ). Афина Андредис пела и выступала на международном уровне, у нее были аншлаговые туры, пение по всему миру, международные выступления в концертных залах мирового уровня и на фестивалях от Трубадура, Королевского фестивального зала и Гластонбери в Великобритании до SXSW, и такие мероприятия, как гала-конференция Cradle 2 Cradle в Нью-Йорке (при поддержке Стеллы Маккартни и председателя Google ) в США.![]() Журнал Rolling Stone рассказал об экологической деятельности Афины в качестве посла Коалиции за загрязнение пластиком (США) вместе с другими известными людьми Maroon 5 , Jack Johnson и Bonnie Raitt .Афина отправилась в новое приключение и переехала из Лондона в Лос-Анджелес. Вскоре после переезда она была приглашена присоединиться кЛеонарду Коэну на его последнем альбоме You Want It Darker , на котором она поет навязчиво красивую песню « Traveling Light » в греческом стиле.Афина впервые узнала о том, что ее герой знает о ней, во время интервью несколько лет назад, в котором журналист поделился, что, когда она спросила Леонарда, кто его любимый греческий певец, он быстро ответил, выбрав Афину. Сингл стал синглом альбома, достигнув отметки в 3 миллиона, и получил Грэмми .Афина объединилась с продюсеромИтаном Алленом (Бен Харпер, Шерил Кроу) для своей первой записи в США, Ready For The Sun .![]() Музыкальное видео для«Ты принесешь мне удачу» с участием специальных гостей Джоша Рэндалла (Озарк) и всемирно известного отмеченного наградами «Уродливая собака» Раскал , который появлялся на таких шоу, как America’s Got Talent, а производственная команда отвечает за видео таких артистов, как Рианна и Джастин Тимберлейк.Песня появилась на телеканале Fuller House , где актеры завершили 3-й сезон сериала Netflix , и все они исполнили песню Афины ( Джон Стамос, Боб Сагат, Джоди Свитин).![]() |