Афине: Последние новости шоу-бизнеса России и мира, биографии звезд, гороскопы

Содержание

АФИНА • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 515-516

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. А. Тахо-Годи

АФИ́НА (’Αϑηνᾷ, ио­нич. ’Αϑήνη), в греч. ми­фо­ло­гии бо­ги­ня муд­ро­сти и спра­вед­ли­вой вой­ны. Миф о ро­ж­де­нии А. от Зев­са и Ме­ти­ды (муд­ро­сти) – позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния (вре­ме­ни оформ­ле­ния олим­пий­ской ми­фо­ло­гии). С те­че­ни­ем вре­ме­ни ма­те­рин­ст­во Ме­ти­ды при­ни­ма­ло всё бо­лее от­вле­чён­ный и да­же сим­во­ли­че­ский ха­рак­тер; А.

счи­та­ет­ся по­ро­ж­де­ни­ем од­но­го Зев­са и при­ни­ма­ет на се­бя функ­ции муд­ро­го бо­же­ст­ва, так же как Зевс вос­при­нял их от Ме­ти­ды.

«Афина, опирающаяся на копьё». Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Ок. 460 до н. э. Музей Акрополя (Афины).

Из­вест­ные ат­ри­бу­ты клас­си­че­ской А. – змея и со­ва – ука­зы­ва­ют на древ­нее зоо­морф­ное про­шлое бо­ги­ни. Об­раз А., с при­су­щей ей хто­ни­че­ской муд­ро­стью змеи, вос­хо­дит к кри­то-ми­кен­ско­му об­ра­зу бо­ги­ни со змея­ми. Сре­ди не­пре­мен­ных ат­ри­бу­тов А. – эги­да – щит из козь­ей шку­ры с го­ло­вой змеи­но­во­ло­сой Ме­ду­зы, ис­кус­но вы­де­лан­ный Ге­фе­стом, – фе­тиш ог­ром­ной ма­гич. си­лы, уст­ра­шаю­щий бо­гов и лю­дей.

Мно­го­чис­лен­ны све­де­ния о кос­ми­че­ски-сти­хий­ных чер­тах об­раза А. Она хра­нит мол­нии Зев­са. Счи­та­лось, что её изо­бра­же­ние, т. н. пал­ла­ди­ум, упа­ло с не­ба (от­сю­да А. Пал­ла­да). Мощ­ная, страш­ная, со­во­окая бо­ги­ня ар­хаи­ки, об­ла­да­тель­ни­ца эги­ды, в эпо­ху ге­ро­ич. ми­фо­ло­гии она на­прав­ля­ет свою си­лу на борь­бу с ти­та­на­ми и ги­ган­та­ми. А. по­кро­ви­тель­ст­ву­ет ге­ро­ям, за­щи­ща­ет спра­вед­ли­вый об­ще­ст­вен­ный по­ря­док. Лю­бим­цем А. был Одис­сей, ум­ный и сме­лый ге­рой, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют по­эмы Го­ме­ра и осо­бен­но «Одис­сея», где ни од­но ма­ло-маль­ски важ­ное дей­ст­вие не об­хо­дит­ся без вме­ша­тель­ст­ва А. Она во­об­ще глав­ная за­щит­ни­ца гре­ков-ахей­цев и по­сто­ян­ный враг тро­ян­цев, хо­тя культ её су­ще­ст­во­вал и в Трое. Глав­ные эпи­те­ты А., на­де­лён­ной гражд. функ­ция­ми, – По­ли­ада («Град­ская») и По­ли­ухос («Гра­до­дер­жи­ца»). Па­мят­ни­ком про­слав­ле­ния муд­рой по­кро­ви­тель­ни­цы Афин­ско­го гос-ва яв­ля­ет­ся тра­ге­дия Эс­хи­ла «Эв­ме­ни­ды» (уч­ре­ж­де­ние бо­ги­ней вер­хов­но­го су­ди­ли­ща Ат­ти­ки – Аре­о­па­га). А. все­гда рас­смат­ри­ва­лась в кон­тек­сте ху­дож. ре­мес­ла, ис­кус­ст­ва, мас­тер­ст­ва и да­же на­зы­ва­лась Эр­га­ной – «Ра­бот­ни­цей»; она на­прав­ля­ет ху­до­же­ст­вен­но-тех­ни­че­ское твор­че­ст­во.

А. тай­но по­мог­ла Про­ме­тею ук­расть огонь из куз­ни­цы Ге­фе­ста. В эпо­ху позд­ней ан­тич­но­сти (Прокл, 5 в. н. э.) А. вы­сту­па­ла прин­ци­пом не­де­ли­мо­сти кос­ми­че­ско­го Ума и сим­во­лом все­объ­ем­лю­щей ми­ро­вой муд­ро­сти и тем са­мым рез­ко про­ти­во­пос­тав­ля­лась буй­ст­ву и экс­та­зу Дио­ни­са.

А., хо­тя культ её был рас­про­стра­нён по всей ма­те­ри­ко­вой и ост­ров­ной Гре­ции, осо­бен­но по­чи­та­лась в Ат­ти­ке. Там ей бы­ли по­свя­ще­ны зем­ле­дель­че­ские празд­ни­ки. Осо­бен­но сла­ви­лась А. как за­ко­но­да­тель­ни­ца и по­кро­ви­тель­ни­ца афин­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. В Ат­ти­ке по­чи­та­ли А. Фрат­рию («Брат­скую»), Бу­лайю («Со­вет­ную»), Со­тей­ру («Спа­си­тель­ни­цу»), Про­нойю («Про­ви­дя­щую»). Об­ще­гре­че­ским был празд­ник Ве­ли­ких Па­на­фи­ней – апо­фе­оз А. как во­пло­ще­ния гос. муд­ро­сти.

В Ри­ме А. по­чи­та­лась под име­нем Ми­нер­вы на­ря­ду с ис­кон­ной рим. бо­гиней вой­ны Бел­ло­ной. Культ А. на про­тя­же­нии всей ан­тич­но­сти ос­та­вал­ся сви­де­тель­ст­вом ор­га­ни­зую­щей и на­прав­ляю­щей си­лы ра­зу­ма, ко­то­рый упо­ря­до­чи­ва­ет кос­ми­че­скую и об­ще­ст­вен­ную жизнь, про­слав­ляя стро­гие ус­тои го­су­дар­ст­ва, ос­но­ван­но­го на де­мо­кра­тич.

за­ко­но­да­тель­ст­ве.

Иконография

«Афина Варвакион». Римская копия 3 в. со статуи Фидия «Афины Парфенос» (438 до н. э.). Национальный музей (Афины).

А. изо­бра­жа­ли, как пра­ви­ло, в ви­де су­ро­вой и ве­ли­че­ст­вен­ной де­вы в шле­ме, с копь­ём, щи­том – эги­дой (ста­туя А. с зап. фрон­то­на хра­ма Афи­ны Афайи на о. Эги­на, ок. 500 до н. э.). Зна­ме­ни­тая ги­гант­ская хри­со­эле­фан­тин­ная скульп­ту­ра «Афи­на Пар­фе­нос» ра­бо­ты Фи­дия для Пар­фе­но­на на афин­ском Ак­ро­по­ле (по­став­ле­на в 438 до н. э.) не со­храни­лась; о ней мож­но су­дить по позд­ней­шим ко­пи­ям и ре­п­ли­кам («Афи­на Вар­ва­ки­он», мра­мор, 3 в., Нац. му­зей в г. Афи­ны, и др.). «Афи­на Лем­ния», так­же вы­пол­нен­ная Фи­ди­ем для афин­ско­го Ак­ро­по­ля, изо­бра­жа­ла уми­ро­тво­рён­ную бо­ги­ню, оли­це­тво­ряв­шую ми­ро­лю­би­вый по­ли­тич. курс Афин­ско­го гос-ва то­го вре­ме­ни; к его ста­туе «Афи­на Про­ма­хос» вос­хо­дит, воз­мож­но, «Афи­на Ме­ди­чи» (Лувр, Па­риж).

Со­хра­ни­лось ок. 10 рим. ре­п­лик в мра­мо­ре брон­зо­вой скуль­птур­ной груп­пы «Афи­на и Мар­сий» Ми­ро­на (сер. 5 в. до н. э.). Отд. сце­ны ми­фов об А. час­то изо­бра­жа­лись в ва­зо­пи­си, вхо­ди­ли в скульп­тур­ное уб­ран­ст­во хра­мов (ро­ж­де­ние А. из го­ло­вы Зев­са, её спор с По­сей­до­ном за об­ла­да­ние зем­лёй Ат­ти­ки – на фрон­то­нах Пар­фе­но­на). А. пред­ста­ёт в сце­нах ги­ган­то­ма­хии (фриз Пер­гам­ско­го ал­та­ря, ок. 180 до н. э.; Пер­га­мон-му­зе­ум, Бер­лин), с Ге­рак­лом (ме­то­па хра­ма Зев­са в Олим­пии, сер. 5 в. до н. э.). В жи­во­пи­си Воз­ро­ж­де­ния фи­гу­ра А. ис­поль­зо­ва­лась в разл. ал­ле­го­ри­ях, оли­це­тво­ряя муд­рость (в мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях «Пар­нас» – А. Ман­те­нья, Ра­фа­эль и др.), доб­ро­де­тель и це­ло­муд­рие («Пал­ла­да и кен­тавр» С. Бот­ти­чел­ли, около 1483, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). Ре­же встре­ча­ет­ся не­по­средств. об­ра­ще­ние к ми­фам об А. – гл. обр. в сце­нах, свя­зан­ных с Арах­ной, Ге­рак­лом, сю­же­том «Суд Па­ри­са» (кар­ти­ны Л.
 Кра­на­ха Стар­ше­го, Джорд­жо­не, П. П. Ру­бен­са и др.).

Миф об Арахне · Мифы и легенды Греции · Энциклопедия античной мифологии

Велик был гнев богов на людей, посмевших поставить под сомнение их благочестие и вообразить, что они могут обойтись без помощи олимпийцев или в состоянии превзойти их в мастерстве. Рассказывали о дочери Идмона – красильщика тканей из Колофона Арахне (a r a c n h, греч. “паук”), которая славилась как вышивальщица и ткачиха, чьим искусством восхищались нимфы реки Пактола. Гордясь своим мастерством, Арахна уверяла, будто она может вышивать не хуже, чем сама Афина, и даже осмелилась вызвать богиню на состязание. Услышала это Афина и приняла вызов, решив проучить хвастунью.

Спустилась Афина на землю в образе смертной женщины и, явившись Арахне неприметной старушкой, предупредила девушку о необходимости смирения перед богами. Но гордыня той была так велика, что она не вняла этому совету и не устрашилась великой богини.

Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани, обведенной узором оливковой ветви, представила как бы в назидание Арахне наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами.

В свою очередь, девушка выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса и изобразила рождение Афины из головы Зевса. Громовержец был показан ударяющим себя по лбу, а Афина стоящей рядом в одеянии мастерицы. Прекрасна была вышивка, но незнакомка при виде ее пришла в ярость. Она провела над работой Арахны ладонью, и на полотне появился Гефест с молотом, а на Афине одеяние ткачихи сменилось сверкающими доспехами. Фигуры были совершенно живыми, казалось, они вот-вот заговорят.

После этого разгневанная богиня разорвала ткань и ударила Арахну челноком. Тогда поняла Арахна причину гнева незнакомки. Это и в самом деле была Афина, знающая все о своем рождении и могущая оживлять изображения. Жгучий стыд охватил Арахну при воспоминании о том, как она оскорбила богиню, от стыда царевна наложила на себя руки.

Это было уже слишком. Афина спустилась на землю, чтобы вразумить хвастунью, а не убить ее. Подумав, Афина вынула ее из петли и вернула Арахне жизнь, но превратила с помощью зелья Гекаты в паука.

С тех пор Арахна вечно висит в углах и между деревьями, ткет тонкую серебряную сеть и ловит в нее надоедливых мух. Пощадила Афина Арахну, и разумные люди не обижают пауков, истребляющих вредных насекомых и никогда не вступают в состязания с великими богами Олимпа, боясь повторить судьбу несчастной.

В этом мифе явно содержатся богоборческие черты мифологии периода развитого героизма. Древнейший мифологический мотив оборотничества, представленный в позднем изложении Овидия в виде жанра метаморфозы, также нашел отражение в мифе.

АФИНА ПАЛЛАДА | Богиня Афина | Богиня мудрости | Мифы об Афине | Богиня Минерва | Рождение Афины из головы Зевса | Спор Афины и Посейдона | Сова Минервы | Эгида Афины | Статуя Афины Фидия | Арахна


АФИНА ПАЛЛАДА

Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.

 


Миф о рождении Афины Паллады

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии — богиня Минерва) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.

Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.

Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога Гефеста (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.

Богиня родов Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину Палладу из его головы.
Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. NB Над головой богини Геры летит кукушка — ее символ; бог Посейдон держит трезубец; бог Аполлон играет на лире.

Несколько памятников античного искусства (между прочими — Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.

Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада — сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти. Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.

Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.

В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.

Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала Аргонавтам все время, пока продолжался их знаменитый поход.

Афина Паллада — богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.

Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».

Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.

 


Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)

Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе — Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно — его нижней частью, на змею.

Богиня Гея передает новорожденного Эрихтония (Эрехтея) Афине Палладе. Слева изображен бог Гефест, отец Эрихтония. Бог Гефест держит кузнечные щипцы. В воздухе порхают две богини Ники. Справа — взрослый Эрихтоний.

Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.

Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.

 


Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном

Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — богиню Афину (Минерву) или бога Посейдона (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном.

Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.

Бог Посейдон и богиня Афина спорят о покровительстве над Аттикой.

Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды. Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов. Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.

Царь Афин Кекропс обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов народ Афин желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к всеобщему голосованию, причем все мужчины подавали голос за бога Посейдона, а женщины — за богиню Афину. Одной женщиной оказалось больше, богиня Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Посейдона (Нептуна), пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли храм и Посейдону. Вот каким образом афиняне в одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

 


Тип и отличительные признаки Афины Паллады

Афина Паллада была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Античный культ богини Афины существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Сохранилось много античных монет с изображением головы Афины Паллады (у римлян — богини Минервы). На одной из древнереческих монет изображена также сова — птица богини Афины, ее символ (сова Минервы).

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия — Афина Парфенонская. Черты лица статуи Афины Паллады работы Фидия стали прототипом всех статуй богини Афины у древних греков и богини Минервы у древних римлян. Знаменитый ваятель Фидий изобразил Афину Палладу со строгими, правильными чертами. У Афины Фидия высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы, просто откинутые по сторонам лица, и вьются слегка по плечам.

Афина Паллада (Минерва) часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что богиня примирилась с богом Посейдоном (Нептуном), которому была посвящена лошадь.

Богиня Афина всегда носит эгиду. На эгиде Афины Паллады помещена голова Медузы Горгоны. Афина всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный.

На одной из античных камей на Афине Палладе, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей.

Иногда на монетах шлем богини Афины украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Афина Паллада всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие богини Афины (Минервы) — копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Зевса (Юпитера). Афина Паллада также часто держит на руке статую Ники — богини победы.

Художники античности изображали охотнее всего Афину Палладу. На самых древних памятниках античного искусства богиня Афина изображается с поднятым щитом и копьем.

Эгида Афины Паллады, которую богиня всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую богиня прикрепила голову Медузы Горгоны. Иногда эгида заменяет богине Афине щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Афина должна носит эгиду как отличительный признак. На статуях древнегреческой архаики Афина Паллада употребляет эгиду вместо щита. В эпоху золотого века древнегреческого искусства Афина Паллада носит эгиду на груди.

Голова Медузы Горгоны — также один из отличительных признаков богини Афины и изображается или на эгиде, или на шлеме. Голова Медузы Горгоны должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами Афины Паллады, когда богиня появлялась перед ними. На одной древнеримской фреске, открытой в Геркулануме, богиня Минерва одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; Минерва закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Статуя Афины Паллады работы Фидия

Знаменитая статуя древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был сфинкс — эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли.

Голова и руки статуи Фидия были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город Афины в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем.

На наружной стороне щита, поставленного у ног богини Афины, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами. Миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале статуи Фидия.

Богиня Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию древнегреческого автора Павсания, дошедшему до нас.

Прекрасная бронзовая статуя богини Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых античных статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

 


Богиня Афина и бог Эрот

Целомудренная богиня Афина никогда не изображалась античными художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют Афину в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций.

Богини Афины никогда не касались стрелы бога Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое.

Богиня любви Афродита (Венера), недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала Эрота за это упреками.

Эрот оправдывается, говоря: «Я боюсь Афину, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к Афине, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у Афины на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).

 


Флейта Марсия

Богиня Афина нашла однажды оленью кость, сделала флейту и стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие.

Заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, богиня Афина, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть.

Флейту Афины нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого бога Аполлона на состязание с ним. Марсий не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

 


Афина-работница: миф о лидийке Арахне

Когда богиня Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Афины-работницы, или Эрганы (по-древнегречески).

Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы. Это соперничество между двумя странами породило поэтический миф о соперничестве между Арахной и богиней Афиной.

Арахна-паук. Иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1860-е гг.

Арахна была незнатного происхождения. Отец Арахны был простой красильщик родом из Лидии (область в Малой Азии), но Арахна славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани. Арахна умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками.

Всеобщие похвалы так вскружили Арахне голову и она начала так гордиться своим искусством, что вздумала состязаться с богиней Афиной, хвастаясь, что она может ее победить. Богиня Афина, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала доказывать Арахне, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини. Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама богиня Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство.

Богиня Афина приняла этот вызов, и они принялись за работу. Афина-Эргана выткала на своем станке историю своей распри с богом Посейдоном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные похождения и превращения богов. При этом работа Арахны была исполнена с таким совершенством, что богиня Афина не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка.

Рассердившись и забыв, что она должна быть справедлива, Афина-Эргана в пылу гнева ударила ткачиху Арахну челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбления и повесилась.

Богиня Афина превратила Арахну в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины.

Этот миф древней Греции указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Эрганой. Если лидийка Арахна и была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.

 


Великие Панафинеи

Праздник, известный под названием Великие Панафинеи, был учрежден в Афинах в честь Афины Паллады, защитницы и покровительницы этого города.

Великие Панафинеи были, несомненно, самым большим и древним народным праздником. Великие Панафинеи праздновались каждые четыре года, и в них принимали участие все афиняне.

Праздник Великие Панафинеи продолжался с 24-го по 29-е число древнеаттического месяца Гекатомбеона (половина июля и августа).

Первый день Великих Панафиней был посвящен музыкальным состязаниям, которые происходили в Одеоне, построенном по повелению Перикла. В Одеон собирались всевозможные певцы, музыканты с их разнообразными инструментами и поэты.

Другие дни Великих Панафиней были посвящены гимнастическим и конским состязаниям, причем победителя награждали венком из оливковых ветвей и красиво расписанными сосудами, наполненными драгоценным оливковым маслом.

Самая торжественная часть праздника Великие Панафинеи происходила в день рождения богини Афины — 28-го числа месяца Гекатомбеона. В этот день устраивалось шествие, в котором принимали участие не только все взрослые, но и дети.

Во главе процессии шли юные афинянки, они несли новое платье для статуи богини Афины — шафранного цвета пеплос. В продолжение девяти месяцев все знатные афинянки работали над ним, украшая его всевозможными вышитыми и вытканными узорами. За ними шли другие афинские девушки (канефоры), неся на головах священные сосуды. Вслед за канефорами появлялись жены и дочери афинских вольноотпущенников и чужестранки — они не имели права нести священные сосуды и могли только держать вазы и сосуды с вином, а также складные стулья для знатных жен.

Почтенные старцы, роскошно одетые за счет города, следовали за ними с оливковыми ветками в руках; затем — устроители и распорядители праздника; мужчины с ветками и сосудами с оливковым маслом; быки, предназначенные в жертву богине Афине; дети, ведущие украшенного барана; музыканты и певцы.

Шествие заключали великолепные колесницы, запряженные четверками; ими управляли знатные юноши и всадники на прекрасных конях, в память того, что Афина Паллада первая научила запрягать и управлять лошадьми.

Отдельные группы этого шествия были изваяны на фронтоне и фресках Парфенона Фидием, и часть этих барельефов сохранилась до наших дней.

Афине Палладе были посвящены:

  • оливковое дерево,
  • петух, раннее пение которого будит людей труда,
  • змея, символ ума и обдуманности,
  • сова, от проницательных глаз которой ничего не остается скрытым во мраке ночи.

Эпитет «совоокая» придавали древнегреческие поэты и самой богине Афине.

 



 


© ЗАУМНИК. РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.

Афина Античная мифология и история

Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.

Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она – мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты – змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя – Афина Паллада.

Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие.

Согласно мифвм, богиня мудрости и справедливости Афина также лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его при этом даром прорицателя. Афина в период героической древнегреческой мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.

Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту.

Также богиня мудрости помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она являлась покровительницей гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала.
В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Богиня Афина. Греческая мифология

Особое место в греческой мифологии занимала богиня Афина (Ἀθηνᾶ), её причисляли к 12 главным олимпийским богам.

Греки уважали и любили богиню, верили, что Афина находится всегда рядом с ними, желая помочь.

Афина была богиней мудрости, стратегии, войны, знаний, была покровительницей Афин, искусства, культуры, философской мысли и боевого искусства.

Рождение Афины

Появление Афины произошло необычным способом. Первой женой Зевса была Митида (Μήτιδα), которая бала мудрее богов и людей. После того, как она забеременела, Мойры — богини судеб, предсказали ей, что родит Митида сначала дочь, а потом сына, который свергнет с престола Зевса.

Во избежание этого, Зевс проглотил свою беременную жену. После чего призвал Гефеста и приказал ему разрубить голову, который тут же выполнил его волю и ударил топором по черепу. Оттуда выскочила прекрасная Афина, в полном обмундировании и со сверкающими оружием.

Афина стала любимым ребенком Зевса. Воевала рядом с ним в борьбе против гигантов, а после того, как он прогнал гиганта Энцелада, Афина на своей колеснице гналась за ним. Камень, который бросила вдогонку Афина, убил гиганта и стал островом Сицилия.

Культ Афины начался со времена Кекропа (Κέκροπα) в древних Афинах и оттуда распространился по всей Греции. Бесконечные торжества и праздники во всех городах были посвящены богине Афине, но самые яркие были в Афинах. Перикл посвятил Афине всю Цитадель.

Панафинеи

Самой крупной и богатой церемонией поклонения богине Афине, проводившейся в древних Афинах, были Панафинейские игры. Панафинеи (Παναθήναια) праздновались со времен тирана Писистрата, на третьем году каждой Олимпиады, в конце месяца Гекатомбеона (первый месяц аттического года)

Это была процессия, во время которой афиняне поднимались к святилищу Афины на Акрополе с новым покрывалом для богини. Торжественное шествие начиналось от Керамекоса за пределами Дипилоса, пересекло Агору и направилось к Акрополю.

Панафинеи сопровождались танцами, театральными представлениями, всевозможными играми и спортивными состязаниями, такими как гонки на колесницах, бег, морскими гонками между триерами, гонками с факелами и другими. Во время торжеств совершалось жертвоприношение.

Символы богини Афины: дуб, сова, олива, щит, змея, копьё, эгида.

Богиня Афина имела множество имен, древние греки в различные времена добавляли своей любимой Богине божественные и священные имена:

Паллада (Παλλάδα) — это имя получила Афина при рождении, когда появилась из головы Зевса с новым искрящимся копьём. По другой версии — Афина убила гиганта Палланта (Πάλλαντα)

Промахос (Πρόμαχος) — воительница, относится к боевому характеру богини и статусу отважной в бою, её «стратегические» планы — поддерживать своих героев

Дева (Παρθένα) — нетронутая. Афина была девственницей, храм Парфенон на Акрополе посвящён Афине-деве

Голубоглазая (Γλαυκώπις) светлоокая. Священная птица богини Афины — сова (γλαυξ), происходит от того же корня, возможно, из-за больших и светлых глаз.

Афина и сова

С древних времен сова была идентична мудрости. Древние греки ее считали символом богини Афины.

Сова летает, не ходит, не ползает. Боги Олимпа тоже летали, они принимали форму птиц, когда появлялись среди людей. Совы — это особые птицы, хищники, видят очень хорошо ночью. Сова имеет большую круглую голову, лицо круглое, как диск, большие глаза, которые обеспечивают стереоскопическое зрение. Это безжалостный хищник захватывает острыми когтями добычу и убивает в движении, ударяя в голову жестким и сильным клювом.

Такие особенности совы, казались древним грекам культовыми.
Сова имеет свойство видеть «дальние стороны вещей», там где другие из-за тьмы не в состоянии видеть, таким образом сова символизирует мудрость.

Может быть по этой причине, сова стала спутником самой мудрой греческой богини Афины.

Афина

Афина — в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли.Она — мысль Зевса, осуществляемая в действии. Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства.Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов, вообще рабочему люду и называется Эрганой («работницей»), покровительницей ремесленников. Афина — богиня мудрости. Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.

Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.

Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями «Илиады» и «Одиссеи» – Ахиллом и Одиссеем.

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена.

Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus. Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август, после победы при Акциуме. Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в честь её — Quinquatrus или Quinquatria с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minewal.

Источники:

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев.- М.:Сов. энциклопедия, 1991. — Т.1 с. 125-128

Болен Дж. БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ