фото, история, цены, отзывы, как добраться
Что посмотреть
Церковь Преображения Господня венчают 22 главки.Фото: globallookpress.com
Красота, которая завораживает всякого, будь они трижды ценитель модерна или конструктивизма, — двадцать две главки, венчающих церковь Преображения Господня. Летом 2019 года с них наконец-то сняли леса, и теперь храм сияет под карельским солнцем обновленным осиновым лемехом. На одной только центральной главке – 2 тысячи лемешин!
Сейчас идет реставрация иконостаса, в 2020 году должно состояться первое богослужение после 40-летнего перерыва. Намечено оно на 19 августа, престольный праздник храма.
Кстати, храм не всегда выглядел так, как сейчас, — естественного, натурального цвета дерева, от души политого северными дождями. Лет сто назад мы бы увидели на острове Кижи белоснежную церковь, издалека напоминающую каменные храмы Великого Новгорода или Ярославля. В советское время академик Ополовников, руководивший реставрацией, решил, что надо показать деревянное зодчество русского Севера в его первозданной красоте, без всякой краски.
www.kp.ru
Погост Кижи Где Находится в Какой Стране — Информация о Кижах
Кижи: описание и где находится. Музей-заповедник Кижи – деревянное зодчество
22 ноября 2011 Калейдоскоп, Вокруг света, Остров, Музей заповедник
Кижи называют не иначе как 8-ым чудом света – настолько уникальны расположенные там строения, которые гармонично вписаны в окружающий ландшафт скудного на тепло и яркие краски, но прекрасного русского Севера. Из-за своеобразия плотницкого мастерства, позволившего донести до настоящего времени особенности и умения русского деревянного зодчества, Кижи внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
Описание Кижей
Кижи – остров, на котором располагается памятник архитектуры. Кижский погост включает в себя колокольни и 2 церкви, опоясанные оградой и составляющие единый ансамбль. Величина самого острова невелика: от 0,5 км до 1 км в ширину и 5 км в длину. С января 1966-го года там располагается одноименный исторический и архитектурный музей под открытым небом. Кроме изначально находящихся на острове строений, в Кижи завезено немалое число хозпостроек, домов и часовен из некоторых карельских регионов. Все они – образцы плотницкого искусства северных мастеров-ремесленников.
Также в Кижах имеется несколько деревень, составляющих одноименный населенный пункт. Административно он включен в состав Медвежьегорского района и входит в Великогубское сельское поселение (до 2004-го они относились к г. Петрозаводск). В 1990-ом местный погост был внесен в перечень ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. Через 3 года (в 1993-ем) этот музей под открытым небом приказом Президента РФ вошел в Свод объектов наследия, представляющих для государства особую культурную ценность.
Где находится остров Кижи
Остров Кижи находится в Карелии, на Онежском озере, куда идеально вписан архитектурный памятник – известный на весь мир ансамбль Кижского погоста. Территориально о. Кижи располагается в 66-клометровой отдаленности от города Петрозаводск и затерян среди Кижских шхеров – так называются живописные скопления небольших островков.
Музей-заповедник Кижи
На основе местного одноименного погоста в Кижах 01.01.1966 года был открыт музей-заповедник, являющийся на сегодняшний день историко-архитектурным объектом государственного значения. Помимо базовых, первоначально существовавших там строений, на остров были привезены из Заонежья и некоторых других зон Карелии деревянные хозяйственные постройки, дома и часовни. Все это позволило превратить остров Кижи в один из самых больших музеев России под открытым небом.
Основа музея-заповедника Кижи – ансамбль погоста. Самое значимое и величественное строение в нем – Церковь Преображения Господня, датированная 1714-ым годом. Это аутентичное 22-главое чудо. Ее прототипом принято считать Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что находится на территории Вологодщины.
Следующий по значимости музейный объект – Покровская церковь, отапливаемый зимой храм, в котором церковная служба проходит в холодное время года (с октября до пасхальных праздников). Еще ее называют «зимником». Возникла она на полстолетия позже главной церкви – в 1764-ом. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение-«отголосок», своеобразное архитектурное «эхо».
Еще один не менее значимый экспонат – Шатровая колокольня, возникшая в 1863-ем на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Из-за невозможности «утверждения восьмерика» (как гласил представленный Копошевым новый проект строительства), колокольня в 1874-ом г. была подвергнута серьезной перестройке, в результате чего исчезли полицы, формировавшие опояску конструкции по периметру четверика, и фронтончики, служившие декором скатов шатра.
Деревянная ограда – еще одна архитектурно-плотницкая ценность. До наших времен не дошла в оригинале, поэтому была полностью воссоздана по сохранившимся образцам (в 1959-ом году). В качестве примера послужили бревенчатые ограды северных погостов Севера. Архитектор – А. В. Ополовников.
Кроме того, в музей-заповедник Кижи входит Церковь Воскрешения Лазаря, построенная преподобным иноком, дожившим до 105-летнего возраста. Храм посвящен библейскому событию о воскрешении Иисусом Лазаря. Сейчас – это важнейшая местная достопримечательность, которая слывет в народе исцеляющей от болезней.
Часовня Архангела Михаила – тоже часть музея-заповедника Кижи. Перевезена в 1961-ом из д. Леликозеро. Она представляет собой оригинальное архитектурное сооружение – по разновидности клетской часовни на подклете с 3-частной композицией.
Ветряная 8-крылая мельница – архитектурно-историческая памятка, вошедшая в состав кижского музея. Была возведена в 1928-ом г. и отреставрирована в 1976-ом. Помимо этого в ансамбль включено большое число часовен, формирующих Кижское ожерелье.
Деревянное зодчество
Музей-заповедник Кижи объединяет 76 крупных построек деревянного зодчества.
Где находится Погост Кижи
Основа храма – сосновые бревна. Венчают его 22 главы различной величины. Они отделаны лемехом из осины и поставлены в пять ярусов. Из-за причудливо перемежения друг с другом главы придают церкви своеобразный сказочный вид. В пасмурную погоду они отдают в серебристый цвет, на вечерней зорьке – в малиновый, а в солнечный день – кажутся сделанными из золота.
Церковь Преображения Господня представляет собой аутентичное произведение своей эпохи, вобравшее весь предшествующий опыт и лучшие мастеровые традиции деревянного зодчества Севера России. Она отражает ту нарядность и пышность, которая была характера культуре народа в 18-ом столетии. Но помимо величия русские мастеровые придали храму и долговечности, практично соорудив систему водостоков и выполнив кровлю в особой форме. Единственным их инструментом был обычный топор. Помимо этого, все сложнейшие конструкции были сделаны плотниками без единого гвоздя.
Еще один шедевр русского деревянного зодчества – Церковь Покрова Богородицы. Ее уникальность заключается в том, что благодаря неординарной конструкции она стала подлинным украшением Кижей: вместо традиционного шатра она украшена нарядным 9-главием, что, при основе вытянутого строения, не характерно деревянной архитектуре народов Севера.
Колокольня с шатровым завершением является наиболее поздней памяткой деревянного зодчества. Она замечательна тем, что в ее внешнем виде возникли проявления каменной городской архитектуры второй половины 19 столетия. Стены колокольни отделаны досками, световые проемы, расположенные над дверями, имеют арочный облик, двери сделаны наподобие высоких порталов.
Церковь Воскрешения Лазаря – это самый древний архитектурно-деревянный памятник русского зодчества, дошедший до нашего времени (сделан во второй половине 14 столетия). Этот храм позволяет отследить путь становления мастерства северных мастеров.
Отдых в Кижах
Кижи – восьмое чудо света, поэтому каждый турист, побывавший на русском Севере, не может обойти вниманием уникальное архитектурное собрание объектов деревянного зодчества. Так как это музей под открытым небом, то основной упор идет на весенне-летний период, когда по острову Кижи можно беспрепятственно пройтись, рассмотреть древние памятки и насладиться запахом разнотравья (из-за отдаленности цивилизации там удивительно свежий воздух, дополненный ароматом северных лекарственных растений). Экскурсия занимает не менее 3 часов.
Но бывают и продолжительные многодневные туры с отправлением из С.-Петербурга и заходом в другие места. При этом стоит учитывать, что на острове нет гостиниц. Ближайшие из них – в Петрозаводске. Не угощают там заезжих туристов и национальными блюдами – все это также можно попробовать в столице Карелии. В Кижах лишь возможно согреться кофе или чаем на причале, что стоит учитывать при экскурсии в эти незаурядные места.
Как добраться до острова Кижи
Зимой добраться до Кижей проблематичней всего – в это время года используют преимущественно вертолет, доставка которым ведется из аэропорта «Пески». Летом – теплоходом из Петрозаводска. «Метеоры» на подводных крыльях приплывают к острову за короткое время (длительность пути – порядка полутора часов). Из Москвы можно добраться до Карелии на самолете или на поезде. Поездка на последнем занимает около 14 ч. Доехать из Северной столицы в Петрозаводск – 7 ч. А далее – на теплоходе до Кижей. Они курсируют между островом и Петрозаводском с весны до самой осени.
Автор: Елена Тихонова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!
(без темы)
Насколько глубоко в структуре личности человека заложен садизм и мазохизм (если они там есть)? Дело это, как я понимаю не врожденное, а благоприобретенное? И, вот просто любопытно, бывает садизм от… Читать дальше →
1. Краткое описание (резюме):
Архитектурный ансамбль Кижского погоста располагается на узкой косе в южной части небольшого острова Кижи — одного из островов Кижского архипелага в Онежском озере. В архитектурный ансамбль входят две деревянные церкви, построенные в 18-м веке — Преображенская и Покровская и восьмиугольная деревянная колокольня, построенная в 1862 г., перестроенная в 1874 г.
Первое упоминание о храмах на острове Кижи в исторических документах относится к XVI в. В 1693 г. они сгорели от удара молнии и на их месте были построены ныне существующие церкви.
Ансамбль является свидетельством высокоразвитого плотницкого мастерства русского народа. В настоящее время Кижский Погост — это единственный из сохранившихся на территории России ансамблей, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре. Воспринимаемая местными жителями как чудо, церковь породила легенду о Мастере Несторе, построившем 37 — метровую церковь одним топором и без единого гвоздя. Церковь Преображения использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода. По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг. Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания). Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков.
Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь. С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом.
Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.
Кижский Погост является уникальным памятником русского деревянного зодчества, одним из общепризнанных шедевров мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов, художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой, они являются также и зримым выражением понятия «национальный ландшафт»,
2. Критерии, по которым ансамбль был включен в список ОВН
Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света» архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на северо-западе территории России, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например просторный притвор использовался как зал общественных собраний крестьян.
Критерий V: Ансамбль Кижского погоста и постройки, сгруппированные в виде музейной экспозиции на острове Кижи, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии, Севера России и в целом региона Фенноскандии. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как ансамбль Кижского погоста были сохранены как иллюстрации истории древнего мастерства, примеры былого образа жизни.
3. Целостность
Все компоненты, выражающие ВУЦ объекта находятся в его границах и создают полное представление об объекте наследия и его значимости. Целостность архитектурного ансамбля Кижского Погоста, окруженного оградой, сохранилась в значительной степени и не нарушена современной жизнью, не утрачена вследствие небрежения.
Приходские храмы на о. Кижи издревле были не только центрами духовной жизни округи, но являлись символом общности огромного крестьянского мира, объединенного экономическими, социальными, родственными узами. По этой причине церковь, кладбище и иные постройки, необходимые для религиозной жизни общины, простирающейся на большой территории, были сосредоточены в одном месте.
Кижский погост уже несколько сотен лет является доминантой целостной территории. В плане три основные сооружения стоят в вершинах треугольника, что создает целостность зрительного образа. До настоящего времени сохранились структура деревень и ландшафт, отражающие систему традиционного крестьянского землепользования, которые не нарушены современным строительством. Для сохранения этого, необходимо контролировать деятельность в непосредственной близости объекта и его окружения составляющие.
4. Подлинность
Кижский Погост является материальным свидетельством расцвета плотницкой культуры. В постройках ансамбля воплощены наиболее традиционные методы строительства, конструктивные и декоративные элементы, применяемые в русской деревянной архитектуре на протяжении многих веков.
За свою историю памятники несколько раз ремонтировались. Так, в XIX в. церкви были обшиты тесом и покрашены в белый цвет, купола покрыты металлическими листами. Первоначальный облик храмам был возвращен в процессе реставрации 1949–1959 гг. В 1980–1983 гг. в интерьере Преображенской церкви были установлены силовые леса, для чего были разобраны детали интерьера и иконостас.
В то же время, несмотря на эти вмешательства, постройки не подвергались фундаментальной реконструкции или реставрации, поэтому значительная часть их конструкций и материала сохранились в первозданном виде. Для сохранения подлинности, необходимы реставрационные критерии и руководства, чтобы принимать решения по обработке элементов различных периодов, в частности, элементов с историческими метками.
Кижский Погост знаменует важный этап становления православия на Русском Севере. Богослужения в храмах проводятся на протяжении всего времени их существования за исключением советского периода 1937–1994 гг.
5. Требования по сохранению и управлению
Кижский погост является памятником истории и культуры федерального значения, охраняется государством (Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в 1993 г. он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Учреждение зон охраны (буферных зон) Кижского Погоста будет решающим для сохранения визуальной целостности исторического ландшафта и гарантией того, что развитие не скажется на условиях целостности объекта и его окружения. Большое внимание должно быть уделено установлению эффективного партнерства между властями, бизнесом и сообществом, стратегическому планированию развития объекта, вопросам защиты исторического ландшафта, развитию культурной и исторической дестинации Кижского Погоста. Необходимо четко определить специфические особенности важных элементов территории и установить законные формы их использования.
«План управления объектом Всемирного наследия Кижский Погост» является важным инструментом для сохранения Выдающейся Универсальной Ценности и координации деятельности всех заинтересованных сторон.
Архитектурный ансамбль «Кижи»
В настоящее время памятники Кижского Погоста находятся в оперативном управлении Государственного музея-заповедника «Кижи», который осуществляет деятельность по их мониторингу, сохранению и реставрации. Как особо ценный объект культурного наследия, Кижский Погост круглогодично охраняется пожарно-спасательной частью и специальным подразделением полиции.
Сохранение условий подлинности и целостности на базе Выдающейся Универсальной ценности объекта требует понимания особых условий его природного и архитектурного окружения и развития критериев для выбора методов реставрации для конструкций и элементов памятников. Реставрация Преображенской церкви, по завершении которой будут восстановлены все исторические конструкции памятника, его интерьер и иконостас, является приоритетом, а знания, полученные в процессе реставрации, будут иметь решающее значение для решения конкретных проблем сохранения культурного наследия.
Ссылки и документы:
Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.
Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта — скачать ее нельзя.
Посмотреть все отели в округе на карте
Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье — хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.
Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом.
Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра — на берегу моря или реки.
Узнать цену проживания Вы можете указав дату заезда и выезда. Забронировать номер и посмотреть дополнительные фотографии отеля, почитать отзывы клиентов и узнать точный адрес и телефон Вы можете на официальном сайте партнера, на который Вы попадете нажав на появившуюся после указания дат кнопку.
Тип | Название | Код | Город | Код | Расстояние |
Аэропорт | Петрозаводск | PES | Петрозаводск (RU) | PES | 91 км. |
Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.
travel70.ru
Кижи (музей-заповедник) — Википедия. Что такое Кижи (музей-заповедник)
«Кижи» — государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник, расположенный в Республике Карелия Российской Федерации.
Название музея дано по острову Кижи, где расположена основная часть экспозиции музея. Объекты музея также расположены в Петрозаводске и в ряде населённых пунктов Медвежьегорского района.
Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», включены в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья.
История
Музей основан 1 января 1966 года[1]. Музей изначально состоял из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков Кижского погоста — памятников древнего зодчества, окружённых оградой. В настоящее время его дополняют привезённые из различных уголков Заонежья часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки из карельских, русских и вепсских деревень, а также ряд исторических объектов в Заонежье и Петрозаводске[2].
- Директора музея-заповедника[3]
- Смирнов Владимир Иванович (1966—1968)
- Ниеми Вилхо Арвидович (1969—1975)[4]
- Ионова Валентина Матвеевна (1975—1979)
- Шилова (Лопаткина) Людмила Васильевна (1979—1984)
- Лопаткин Михаил Васильевич (1984—1988, 1991—1998)
- Шелыбков Александр Дмитриевич (1989)
- Набокова Ольга Афанасьевна (1990—1992)
- Луговой Дмитрий Дмитриевич (1998—1999)
- Аверьянова Эльвира Валентиновна (2000—2013)
- Нелидов Андрей Витальевич (2013—2015)
- Богданова Елена Викторовна (с 2015 года).
Охранная зона
Территория музея-заповедника «Кижи» имеет статус земель историко-культурного назначения.
Государственный природный заказник федерального подчинения «Кижский» включает в себя охранную зону музея-заповедника «Кижи»[5]. Режим охраны заказника сходен с режимом национального парка. На всей территории заказника запрещены охота, сбор пуха и яиц, посещение островов с гнездовьями до конца размножения птиц (1 августа), лесоосушительная мелиорация, использование ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве, геолого-изыскательские работы и разработка полезных ископаемых.
Движение яхт и другого транспорта ограничено дорогами и водными путями общего пользования. Выпас скота ограничивается землями совхоза «Прогресс». Свободное передвижение, сбор ягод, лов рыбы и др. разрешены только местным жителям и сотрудникам. Стоянки и ночёвки разрешены туристам лишь в специально отведённых местах[6].
Объекты культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи»
Сектор «Русские Заонежья»
Главный экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, посвящен традиционной культуре русских Заонежья[7].
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар из деревни Воробьи, амбар из деревни Вегорукса, амбар Мешкова из деревни Южный двор (усадьба Ошевнева), амбар Судьина из деревни Липовицы (усадьба Ошевнева), баня из деревни Мижостров (усадьба Ошевнева), баня из деревни Усть-Яндома (у дома Елизарова), дом Елизарова из деревни Середка, дом Сергеева из деревни Логморучей, дом Щепина из деревни Щепино, кузница из деревни Суйсарь, водяная мельница из деревни Берёзовая Сельга, рига из деревни Березовая Сельга.
Сектор «Васильево»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи в деревне Васильево, реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века[16].
Изображение | Памятник | Краткое описание |
Все фото | Часовня Успения Божией Матери | Построена в конце XVII—II половине XVIII вв. Объект культурного наследия федерального значения[17]. |
Все фото | Дом Сергеевой из д. Липовицы | Построен в конце XIX — начале XX веков в д. Липовицы Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[18]. |
Все фото | Дом Сергина из д. Мунозеро | Построен во 2-ой половине XIX века в д. Мунозеро Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[19]. |
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Абрамовой из д. Великая Нива, амбар Кузнецова из д. Пегрема, дом Васильева, дом Кондратьевой из д. Верхняя Путка.
Сектор «Ямка»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи в деревне Ямка, реконструкция заонежской деревни[20].
Изображение | Памятник | Краткое описание |
Все фото | Мельница ветряная из д. Вороний остров | Построена в 1930-е годы в д. Вороний остров Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[21]. |
Дом Ананьевой из д. Красная Сельга | Построен в конце XIX — начале XX веков в д. Красная Сельга Медвежьегорского района. Объект культурного наследия регионального значения[22]. |
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: часовня Апостолов Петра и Павла из д. Бережная (начало XVIII — конец XIX века), часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово (конец XVII — конец XVIII вв.), амбар (у дома Пертякова), амбар из д. Липовицы (у дома Вичурина), амбар на воде из д. Мижостров, дом Берёзкиной из д. Красная Сельга, дом Вичурина из д. Вигово, дом Левичева из д. Усть-Яндома, дом Мошниковой, дом Никонова из д. Липовицы, дом Пертякова из д. Усть-Яндома, дом Пономарева из д. Маньшино, конюшня, крест поклонный из д. Хашезеро, кузница из д. Южный двор, рига из д. Липовицы.
Сектор «Пряжинские карелы»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру карел-ливвиков Пряжинского района южной Карелии[23].
Изображение | Памятник | Краткое описание |
Все фото | Дом Яковлева из д. Клещейла | Построен в конце XIX — начале XX вв. в д. Клещейла Пряжинского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[24]. |
Все фото | Крест поклонный из д. Чуйнаволок | Построен в 1763 году в д. Чуйноволок Пряжинского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[25]. |
Все фото | Амбар из д. Коккойла | Построен в 1763 году в д. Чуйноволок Пряжинского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[26]. |
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Жданова из д. Пелдожи, амбар из д. Нинисельга, рига из д. Ламбисельга, рига из д. Сяппяваара.
Сектор «Северные карелы»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру северных районов Карелии[27].
Изображение | Памятник | Краткое описание |
Мельница ветряная из д. Гафостров | Построена во 2-ой половине XIX века в д. Гафостров Муезерского района Карелии. Объект культурного наследия регионального значения[28]. |
Кроме этого, в состав сектора входит памятник деревянного зодчества — рига из д. Гафостров.
Сектор «Вепсы»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру вепсских деревень. В состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Беляева из д. Матвеева Сельга, амбар из д. Сяппяваара, баня Фошкиной из д. Каскесручей[29].
Сектор «Пудожский»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру малодворных пудожских деревень. В состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Белошеева из д. Пялозеро, амбар Гришина из д. Кубовская, амбар Пахомова из д. Остров-Заречье, дом Беляева из д. Кубовская, дом Бутина из д. Пялозеро, дом Поташева из д. Пяльма[30].
Сектор «Кондопожский»
Экспозиционный сектор музея-заповедника, расположенный на острове Кижи, представляет культуру карельских и веппских деревень[31].
Изображение | Памятник | Краткое описание |
Все фото | Часовня Преображения Господня из д. Кавгора | Построена во 2-ой половине XVIII в. — 1-ой половине XIX вв. в д. Кавгора Кондопожского района Карелии. Объект культурного наследия федерального значения[32]. |
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: амбар Ждановой из д. Шёлтозеро, амбар Семёновой из д. Сорочья гора.
Сектор «Кижское ожерелье»
Экспозиционный сектор музея-заповедника расположен в окрестностях острова Кижи, на соседних островах Большом Климецком, Волкострове и Еглове, а также на материковой части Заонежского полуострова[33].
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: дом Маркова в деревне Мальково, дом Серых в деревне Дудниково, ветряная мельница из деревни Толвуя в деревне Середка.
Сектор «Петрозаводск»
Экспозиционный сектор музея-заповедника располагается в Петрозаводске в квартале исторической застройки «Старый город», формирование которого началось в 1970-х годах и в центре города[39].
Изображение | Памятник | Краткое описание |
Все фото | Храм во имя Святого и Животворящего Духа | Построен 1894 г. в Петрозаводске при Губернской земской больнице. Объект культурного наследия регионального значения[40]. |
Ремесленное училище | Памятник архитектуры XVIII века. Объект культурного наследия регионального значения[41]. С 2010-х в здании располагается администрация музея-заповедника «Кижи». | |
Все фото | Мастерские ремесленного училища | Здание построено в 1913 году. В 2006 году здание передано музею-заповеднику «Кижи»[42]. |
Все фото | Корпус больничный губернской земской больницы | Построен во 2-ой половине XIX века. Объект культурного наследия регионального значения[43]. Здание передано музею-заповеднику «Кижи». |
Кроме этого, в состав сектора входят памятники деревянного зодчества: дом Лазарева (начало XX века, ныне библиотека музея), дом лесничего Кучевского (1827 год), здание бывшего ремесленного училища.
Примечания
Литература
- Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»: Каталог // Авт.-сост. А. Т. Беляев, Б. А. Гущин, В. А. Гущина — Петрозаводск, 1973. — 100 с.
- Витухновская М. А. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи: Путеводитель. — Петрозаводск: «Карелия», 1988. — 160 с.: ил.
- Мельников И. В., Семененко О. А. Кижи. Альбом-путеводитель по музею-заповеднику «Кижи» — Петрозаводск. 2008, — 176 с.
Ссылки
wiki.sc
Музей заповедник остров Кижи — храмы, гвозди и загадки слов
На последний катер, идущий из Петрозаводска в Кижи, мы не успели. Расстроенные, устроились на ночевку сразу за городом, в густом подлеске. Хотя чего расстраиваться – сами виноваты: проснулись мы рано, да поздно выехали. Озеро, с седой древности звучно и кратко именуемое – Онего – не отпускало нас. Как и лингвистам, которые не в состоянии вразумительно объяснить происхождение и истолковать значение его названия, мне трудно объяснить, что удерживало нас, таких легких на подъем, словно примагничивая к онежскому берегу. Не иначе, проявлялась мистика этого места – не отпускал нас Бесов Нос…
Но на следующий день уже ранним утром мы переминались на пристани. Хотя в чуть меньшем составе: Сережа, он же Крокодил, сославшись на отсутствие культурного голода, плыть с нами в заповедник Кижи категорически отказался и остался при машинах. Но мы волновались зря – билеты, ощутимо бьющие по карману – 2500 туда и обратно, купили в кассе без проблем. Утро было хмурое, на сером небе редкие проблески солнца, нас тревожило, как бы не пошел дождь.
Где находится остров Кижи и как до него добраться
Огромное Онежское озеро протянулось с северо-запада на юго-восток. Википедия говорит, что на число островов на нем достигает 1 650. Это про них писал Пришвин, что они словно поднимаются и висят в воздухе. Живописные острова, огромные и крошечные, берега, изрезанные длинными заливами, скалы, круто обрывающиеся в воду, сосны на их вершинах, разбросанные древними ледниками валуны, поросшие мхом – суровый и прекрасный Русский Север.
Один из небольших островков, находящийся в северной части акватории озера, в лабиринте заливов, называется Кижи. Название его происходит от карельского слова “кижат” и означает “игрища”. Ученые считают, что здесь у предков карелов и вепсов было место проведения языческих обрядов.
Летом на остров Кижи лучше всего добираться из Петрозаводска, столицы Карелии, по синим водам Онего. 60 километров – таково расстояние до него от Речного вокзала, который здесь называется Водным. Суда на подводных крыльях, регулярно уходящие от набережной на остров Кижи преодолевают путь примерно за час с четвертью.
Вот за “Метеором” поднялся водный, с брызгами, хвост, и мы отправились к новой карельской достопримечательности. В Кижи вместе с нами поехали наши собаки – их две, длинноухие, дружелюбные симпатяги – русские спаниели. Вообще-то это охотничья порода, но увлечься охотой у Сани как-то не получилось, он пару раз попробовал и понял – не его. Так что собаки стали обычными домашними любимцами и веселыми друзьями нашей дочки.
Черная псинка по собачьим документам аристократично именуется Джуной Глорией, в обиходе зовется Джусой. Это почтенная старая дама, очень достойная, с одной, простительной маленькой слабостью, свойственной многим, – она любит покушать. Вторая, беленькая собачка при рождении была наречена Никой Августой. Но, несмотря на благородное происхождение, из нее выросла обыкновенная собачья простолюдинка, любопытная, подвижная, больше всего на свете боящаяся, что где-то – без нее! – Произойдет что-то интересное. К ней приклеилось домашнее имя Авка, данное тогда совсем еще крохотной нашей дочкой.
Мы направляемся к одному из ожерелья каменных островов. Уже видна ветряная мельница, маленькие домики, как из ниоткуда появляется долгожданный знаменитый архитектурный ансамбль. Перед нами остров Кижи, его длина – 7 километров, ширина – 830 метров, он почти безлесный, но зеленый – на нем луга да поля.
По карте видно, что своей формой он похож на клешню рака. Тут располагается знаменитый заповедник Кижи, куда разрешен доступ экскурсантам, но нет входа туристам с их палатками.
Музей заповедник Кижи
Носящий торжественный титул этнографического, историко-архитектурного музея-заповедника, Кижский остров встретил нас серьезно настроенным охранником. Секьюрити категорически возражал против визита наших собак. Ну а так как никакие доводы и мольбы на стража не подействовали, и дорога за шлагбаум собачкам была заказана, пришлось привязать их рядом с будкой этого строгого официального лица.
Предположу, что охранник сильно пожалел о своем служебном рвении. Стоило нам скрыться из виду, как Авка завыла в голос оттого, что жизнь с ее событиями проходит мимо. Она соглашалась помолчать, но только лишь тогда, когда, утешая в лишениях, охранник ее гладил. Так мы и застали его когда вернулись: сидящего, и, с обреченным лицом, наглаживающего собачонку.
Несомненно, у этого человека было на редкость доброе сердце. Вторая наша собака по натуре молчалива, но зато умеет проникновенно смотреть в глаза. Она тоже получила свою долю радостей. Когда мы вернулись, один четвероногий друг человека был отполирован до сияния, а второй – перекормлен до состояния сардельки.
Сам остров Кижи – невелик, по периметру его можно обойти, наверное за полчаса, но если смотреть всю экспозицию, которой располагает музей заповедник, то трех часов определенно мало.
А он располагает:
- Собранными со всей Карелии и размещенными здесь под открытым небом 89 сооружениями архитектуры,
- Почти 40 тысячами разнообразных предметов быта, повествующими о жизни коренных народов края,
- Почти 5 сотнями прекрасных и уникальных икон из в музейных фондов,
- Природными достопримечательностями.
На острове Кижи есть ценные природные объекты – популяция столетних вязов, древняя липа, диаметр ствола которой больше 1 метра, несколько редких видов растений, растущих только здесь и более нигде, занесенных в Красную книгу Карелии.
Следы великого оледенения – несколько термокарстовых воронок, озовая, особенного состава, горбатая гряда из валунов.
Мир северной природы на Кижском острове интересен не менее, чем мир истории. - Памятниками археологии. Здесь более пятидесяти таких объектов – остатков поселений древних людей.
Кижи достопримечательности
Все, представленное на обозрение – храмы и церкви, дома и часовенки, мельницы, амбары, кузницы – все разбито по нескольким экспозиционным секторам и историческим деревням.
В заповеднике Кижи воссоздан культурный мир крестьян, хозяйственный уклад жизни людей русского севера. По примеру зарубежных музеев под открытым небом, здесь можно увидеть кусочек исчезнувшей жизни: на улице и в домах экспозиции встречают гостей умелые мастера в национальной одежде, которые рассказывают и показывают приемы традиционных ремесел – плотницкого дела, ткацкого, они режут по дереву, вышивают, вяжут, плетут из бересты, даже работают в огороде и поле. Сувениры, изготовленные прямо на ваших глазах, можно купить.
В густом некошеном разнотравье утопают приземистые амбары для хранения зерна, лабазы, хозяйственные постройки с сусеками (вот она родина Колобка!), восьмикрылая ветряная мельница, риги, баньки и деревенские избы.
Снаружи крестьянские дома – все в деревянном кружеве резьбы. Интерьер внутри – все, как было при хозяевах. Печка, утварь – как много самой разной… Здесь видно, как жили: где ели, где спали… Вот люлька, в которой из поколения в поколение качали младенцев, вот игрушки детей постарше – деревянная кукла и коник. Ткацкий станок для изготовления одежды, платков, покрывал… Чердак, где хранилось сено и лодки зимой…
Ну до чего хорош дом Нестора Максимовича Ошевнева! Под одной крышей хозяйственные постройки и жилая часть такой тип строений русского Севера назывался домом-комплексом. Под крышей вырезано 1876 год – дата постройки усадьбы. Жилую часть опоясывает протяженный балкон-галерея, с трех сторон – еще декоративные балкончики, украшенные арками, точеными балясинами и витыми столбиками. Это дом явно богатого человека.
Дом двухэтажный, но на первом этаже его находится – изба. Оказывается, так называлось жилое помещение, где стояла печь. Зимой там ютилась вся семья, а летом домочадцы просторно расселялась по всему дому.
А вот стоит дом Ананьиной, конца 19в. Это тоже дом-комплекс в два этажа. Много окон с резными наличниками, балкон с балясинами, красивым крыльцом с резными столбиками. Он не пустует, в нем и сейчас живут люди, по-видимому сотрудники или особые гости музея-заповедника.
На острове Кижи находится перевезенная из Муромского Успенского монастыря маленькая церквушка в честь Воскрешения Лазаря, построенная в 14 веке – древнейшая в Карелии
Но все-таки центром музея заповедника Кижи, его жемчужиной, является Кижский погост.
Кижи погост – что это такое
Это не то, что вы подумали – печальное место последнего пристанища людей, ушедших в лучшие миры.
В обиходе это слово появилось во времена древней Руси. Славянские князья в урочное время отправлялись по своим владениям, чтобы собрать установленную дань, выслушать и разрешить споры подданных, набрать новых воинов в дружину. В своей поездке по владениям они останавливались в заранее определенных населенных пунктах. Эти места называли погостами – от слова “гостить”.
Позже так стали обозначать на Руси административно-территориальную единицу. Примерно такую, так районы в современных областях. В дальнейшем это слово стало относиться уже к отдельному селу. В настоящее время нет существенной разницы между такими населенными пунктами, как село и деревня. Но когда-то разница была огромна: только в селе была церковь. А при церкви – кладбище.
И только в 19 веке это слово стало преимущественно использоваться том самом, мрачном современном смысле.
Архитектурный ансамбль погоста Кижи, образец деревянного зодчества Карелии, включает:
- С разновеликими главами летнюю церковь Преображения Господня (1714г) – самое выдающееся и знаменитое сооружение музея заповедника Кижи.
- Стройную церковь Покрова Богородицы (1764г)
У нее 9 глав – центральную главку окружают 8 маковок поменьше. Украшает ее лишь скромный зубчатый поясок, идущий вокруг фронтона.
Службы в ней шли в зимнее время, так как она отапливалась. - Установленную между храмами шатровую колокольню со звонницей
Это самое позднее сооружение ансамбля (1874г).
37 метров – вот настолько она поднялась к небу. ! Если взять за высоту этажа 3,3м, то высота колокольни равна 11 этажам
С такой высоты, да по воде – далеко разносился ее необычайной чистоты колокольный звон… - Окружающую сооружения и отделяющую их от крестьянский полей, деревянную стену трехсотметровой длины – реконструкцию традиционной ограды погостов.
Это солидное сооружение – на высоком каменном основании возведен бревенчатый сруб из сосен со сторожевыми башнями по углам. Сверху его укрывает двускатная крыша. Главный вход у Покровского храма через внушительные двустворчатые ворота, кроме него есть еще второстепенные входы-калитки.
Божественной красоты Преображенская церковь в Кижах
На острове плоском, где дышат сквозь сон
Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникло из древних времен
Красы небывалой виденье…
Радостная, нарядная, с причудливыми линиями, изогнутыми поверхностями, она похожа на какой-то невиданный цветок. Недаром считается, что Преображенская церковь в Кижах подлинный апофеоз деревянной архитектуры.
Сегодняшний серенький день и погода с капризами как нельзя лучше подходят к суровой особенности этого места. Мы стоим перед великолепием деревянного строения, словно сошедшего с открытки. На миг раздвигаются тучи и церковь купается в лучах солнца, оно скользит по чешуйкам куполов, задерживается на перилах, ступенях… У нас нет слов.
Все деревянные храмы в нашей стране были двух типов:
- Церковь и колокольня возле нее
- Две церкви – зимняя и летняя, а рядом с ними колокольня.
Кижский погост – как раз такой северный тройник. А сама Преображенская церковь в Кижах – летняя, она срублена без традиционной прокладки мха между бревнами, следовательно холодная.
Это четырехъярусный храм, пирамидально устремленный вверх, конструктивно – очень сложный.
Его венчают 22 луковичные главки. Каждая главка стоит на гребне кровли криволинейной формы, называемой бочкой.
Линии бочек напоминают молитвенно сложенные ладони, а внутри которых как бы укрываются церковные маковки. Посмотрите, правда, похоже? Во время дождя потоки воды стекают по куполам, бочкам и не попадают на стены.
Каждую главку покрывает чешуя из северной черепицы – изогнутых осиновых дощечек – так называемых лемехов.
Считается что таких чешуек на храме около 60 тысяч. Для их изготовления подходит только осина, да и то не всякая. Да и за день опытный мастер-плотник может сделать не более 30-35 лемехов: размеры чешуек на бочках и главках разные, более того, каждый ряд лемешинок на куполе имеет свой размер.
Свежевытесанные, они светло-жёлтые, с годами обретают благородный темно-серый цвет старого дерева, но, подобно хамелеону, меняют его, становясь в косых лучах солнца – оранжево-розовыми, серебристыми – в белые или светлые ночи.
Внутреннее убранство Преображенской церкви в Кижах сейчас посмотреть невозможно. Но там никогда не было роскошного убранства, единственным украшением был иконостас с золоченой резьбой и 102 иконами, да роспись на потолке.
Деревянные постройки, в своем большинстве, не доживают и до ста лет.
В бытовом смысле храмы более сохранны – них не стирают, не готовят, не держат скотину, как зимой в крестьянских домах на Севере, за ними более тщательно ухаживают, однако и деревянная церковь не вечна. Она требует периодического ремонта: раз в 50 лет меняют на главках лемех, настилают новые полы, меняют покосившиеся двери.
Но концу 70-х годов прошлого века состояние Преображенского храма иначе как ужасным назвать было нельзя: нижние венцы и многие бревна сруба превратились практически в труху – время и жучки-древоточцы сделали свое дело, вес центральной части продавил фундамент, по зданию пошли деформации, кое-где оно просело так, что венчающий его центральный крест почти на метр отклонился от вертикали…
Реставрация Преображенской церкви в Кижах
В настоящее время Преображенская церковь Кижского погоста, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на реставрации. Она проходит так сказать, в режиме онлайн: реставраторы делают свою работу, а приезжающие туристы любуются драгоценным объектом культурного наследия России. Внутрь, правда, экскурсантов пока не пускают.
Как обычно спасают деревянные памятники? Их полностью разбирают, просматривают и чинят каждый составной элемент, а затем снова собирают в единое целое. В данном случае это метод не подходил – понадобились бы огромные склады для хранения, на десятилетия жемчужина острова Кижи стала бы недоступна и из-за этого резко уменьшился бы поток туристов, особенно заграничных.
Специалисты музея-заповедника решили проводить реставрационные работы по технологии лифтинга, до мелочей отработанной в Норвегии на починке деревянных памятников народного зодчества. Преображенская церковь в Кижах случай несравнимо более трудный чем все, имевшие место, норвежские опыты.
Но наши инженеры справились. Не разбирая памятника, на домкратах последовательно поднимают части его сруба, реставрируют и опускают. По планам реставрация должна закончится к 2018 году.
Звуковой образ Кижей
Конечно, музей заповедник Кижи был бы не полон без прекрасного колокольного звона. Таинство этих удивительных звуков – необходимый штрих и составная часть нашей духовной культуры.
Сейчас на острове Кижи насчитывается 14 колоколов, самый большой из которых отлит в 19 веке и весит более 800 кг.
19 августа 2014 года в день Преображения Господня торжественно отпраздновали в Кижи 300-летие Преображенской церкви. К этому дню сюда доставили еще один новый колокол, отлитый знаменитым колокольных дел мастером Николаем Шуваловым. Часовне Спаса Нерукотворного, что стоит самой высокой точке острова – Марьиной горе, не хватало на звоннице благовеста. Новое приобретение музея займет там место главного колокола.
Храмы Кижи и гвозди
Спроси любого: «Храмы Кижи – что вы можете о них сказать?” И, почти со стопроцентной уверенностью, можно предсказать, что в ответ прозвучит: “Они выстроены без единого гвоздя”.
Неизвестно, кто и когда это выдумал, но миф овладел умами.
Срублены храмы были действительно без железных гвоздей, но при этом использовались их аналоги из дерева – без этого, особенно на главках церквей, кижским плотникам было не обойтись.
В использовании деревянных гвоздей не было какого-то особого глубинного смысла – просто в 17 веке железные гвозди были дороги, а дерева было в изобилии.
Сейчас же гвозди стоят копейки, покупай их хоть ящиками. Специалисты-реставраторы Преображенской церкви в Кижах, люди с опытом и знаниями, отнюдь не падают в обморок при виде железного гвоздика, а, напротив, считают их использование в своей работе абсолютно уместным и оправданным.
Серебряное кольцо России
2013 года Русское географическое общество совместно с телеканалом «Россия 1» провели проект-конкурс «Россия-10». Жители нашей страны выбирали и голосовали за самые интересные достопримечательности регионов. По условиям конкурса их должно было быть ровно десять. И вот выбор сделан. Вот они – одержавшие победу, равноправные чемпионы:
Среди туристических направлений хорошо известно ” Золотое Кольцо России “. Сейчас набирает популярность еще “Серебряное кольцо” – маршрут по северо-западу нашей страны. Он проходит по Санкт-Петербургу, Ленинградской области, захватывает Псков, Новгород, Архангельск и Карелию с ее знаменитым музеем-заповедником «Кижи».
А мы плывем на катере обратно в Петрозаводск. Северное небо хмурится, накрапывает дождик… И вдруг откуда-то второй раз за день прорывается солнечный луч и освещает воду. Это – прощанье, так с нами прощается остров Кижи на Онего-озере, так он говорит нам, что в следующем году будут еще праздники, а Карелия – такая большая…
Рубрика: Россия
www.control-point.ru
Из истории становления музея-заповедника «Кижи» | Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет| Электронная библиотека
Музей–заповедник «Кижи» как государственное учреждение культуры существует с 1966 года. Его созданию предшествовал длительный период, в ходе которого происходил процесс организационного становления музея как самостоятельного учреждения, осознания исключительной ценности и значимости находящихся в Кижах памятников деревянного зодчества.
Известно, что впервые Кижские храмы привлекли внимание специалистов еще в XIX веке. В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик Л.В.Даль. В начале 20 века на Север началось паломничество художников и архитекторов, которые воочию стремились увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали И.Я.Билибин (1904 г.), И.Э.Грабарь (1909 г.) и М.В.Красовский (1916 г.). И.Я.Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!». Постепенно Кижи становятся известными: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.
Официальный же статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрел только в 1920 году. Охранное свидетельство за номером 1847 было выдано 11 августа 1920 году по результатам обследования строений сотрудниками органов «охраны и регистрации памятников искусства и старины» Народного комиссариата просвещения. Копия свидетельства была выдана церковному совету кижского прихода. Согласно этому документу, Кижи «… как выдающиеся памятники, находящиеся под охраной Правительства, состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими–либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизиции».
В 1924 году церкви Кижского погоста были переданы в бесплатное пользование верующим прихода согласно постановлению Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР. Однако в 1936 году власти принимают решение закрыть Преображенскую церковь для богослужений, что мотивировалось соображениями ее охраны: Кижскому сельсовету предписывалось «немедленно взять под свою охрану церковь–музей, для чего изъять от церковного совета ключи и установить охрану». В пользовании верующих была оставлена Покровская церковь.
В 1938 году, Преображенская церковь была передана в ведение Управления по делам искусств при Совнаркоме КАССР. И уже в 1939 году кижские церкви были включены в перечень памятников революции, культуры и архитектуры по Карельской АССР, рекомендованных к включению в состав памятников общесоюзного значения (это было сделано уже только в 1948 году). В 1940 году детальный обмер Преображенской церкви произвел архитектор Л.М.Лисенко.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. прервала процесс становления архитектурного заповедника. Остров Кижи оказался в зоне финской оккупации. Совсем недалеко, по западному побережью Большого Клименецкого острова, проходила линия фронта, где финнами были возведены оборонительные укрепления. Следует отметить, что финское командование предприняло меры по охране памятников архитектуры находящихся на оккупированной территории, которая должна была войти в состав «Великой Финляндии» от Ботнического залива до Урала, включающей земли населенные финноязычными народами. В Заонежье и, в частности, на острове Кижи охраной памятников занимался младший лейтенант Ларс Петтерссон в последствие известный исследователь, автор монографии «Культовая архитектура Заонежья», изданной в Хельсинки в 1950 году.
Работы по созданию в Кижах архитектурного музея были возобновлены сразу после окончания Великой Отечественной войны. В августе 1945 года по согласованию с правительством К–ФССР, Комитет по делам архитектуры при СНК СССР направил в Карелию экспедицию для обследования памятников архитектуры, возглавляемую архитектором А.Н. Буйновым. Инициатором экспедиции был академик И.Э.Грабарь. На Кижский архитектурный ансамбль был составлен дефектный акт с целью проведения аварийно–предупредительных работ.
2 октября 1945 года Совнарком Карело–Финской ССР заслушал доклад о результатах работы экспедиции и вынес постановление «О состоянии охраны памятников архитектуры в К–ФССР». Это постановление за номером 604 объявило территорию ансамбля Кижского погоста (в пределах ограды), как имеющего историческую и художественную ценность мирового значения, государственным заповедником. Постановление предписывало Управлению по делам архитектуры в течение 1945–1946 гг. провести аварийно–предупредительный ремонт, определить границы и строгий режим охраны заповедника, разработать и представить в СНК К–ФССР предложения по переносу на территорию Кижского заповедника памятников гражданского зодчества (жилых и хозяйственных построек). Также поручалось реставрировать в 1946 году внутреннюю отделку Кижских церквей, воссоздав художественную целостность памятника архитектуры. Важную личную роль сыграл в создании архитектурного заповедника в Кижах начальник Управления по делам архитектуры Дмитрий Сергеевич Масленников.
Вскоре, в 1947 году, силами Заонежской строительной конторы Управления сельского и колхозного строительства на Преображенской церкви были начаты ремонтно–реставрационные работы. Однако сразу же возникла необходимость в их научном обосновании. В связи с этим, в мае 1948 года Управление по делам архитектуры обратилось в Государственную инспекцию по охране памятников принять на себя разработку проекта реставрации Кижского ансамбля. На основании Постановления Совета министров СССР от 14.10.1948 г. Кижский архитектурный ансамбль был внесен в государственные списки памятников культуры общесоюзного значения, а реставрационные работы возглавил московский архитектор Б.В.Гнедовский.
В 1949 году по инициативе Совета министров К–ФССР была создана проектно–реставрационную мастерская, силами которой начали проводиться реставрационные работы на Кижских церквах. В реставрации принимали участие местные плотники, наследники славы старинных мастеров Заонежья, края красивейшей народной архитектуры. Тогда же реставрационные работы, которые постепенно приобретали все больший размах, возглавил московский архитектор А.В.Ополовников.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В 1950 году Главным Управлением по охране памятников был утвержден проект реставрации Кижского архитектурного ансамбля, автором которого являлся А.В.Ополовников. Проектом предусматривалось решение двух главных задач: укрепление памятников и восстановление их первоначального художественного образа, искаженного многочисленными переделками в 19 веке. Реставрация Кижского архитектурного ансамбля была завершена в 1959 году.
В июне того же года прошло утверждение Положения о Государственном архитектурном заповеднике в Кижах. Охранная зона памятников была установлена площадью в 15 гектар, и включила территорию южной части острова Кижи. Заповедник находился в ведении Управления по делам архитектуры при Совете министров К–ФССР. На правах отдела он находился в составе этого управления до 1960 года. Именно в это время были проведены масштабные работы по реставрации Кижского архитектурного ансамбля, началось формирование будущей архитектурно–этнографической экспозиции, на остров Кижи перевезены первые памятники архитектуры – дом крестьянина Ошевнева (1951 год), церковь Воскрешения Лазаря (1958 год). Идея перевоза памятников и создания музея рассматривалась как конкретная мера, которая позволит сохранить обреченные образцы народного деревянного зодчества. Основой для будущего музейного комплекса стал Кижский архитектурный ансамбль, ставший эталоном для отбора соответствующих ему по значимости объектов.
Одновременно велись работы по реставрации иконописного убранства кижских церквей, которые во время оккупации были вывезены в Финляндию, а по окончанию войны возвращены обратно. Сразу после окончания войны, в 1945 году Управление по делам архитектуры при СНК К–ФССР обратилось к председателю Комиссии по учету и охране памятников искусств Комитета по делам искусств при СНК СССР академику И.Э.Грабарю, принять необходимые меры к сохранению, разборке и инвентаризации возвращенных икон. По распоряжению И.Э.Грабаря в июне 1945 года в Петрозаводск были командированы заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н.Е.Мнева и художник–реставратор Централизованной реставрационной мастерской В.Г.Светличная (Брюсова). Выяснилось, что кроме утраченных икон «неба» иконостас Преображенской церкви сохранился полностью. Поэтому в августе 1945 года академик И.Э.Грабарь обратился к правительству К–ФССР с просьбой содействовать восстановлению внутреннего убранства Преображенской и других церквей «так как эти ансамбли представляют из себя драгоценный памятник нашего отечественного зодчества». В 1950 году иконостас Преображенской церкви был восстановлен художниками–реставраторами В.Г.Брюсовой и Г.В.Жаренковым.
В 1955 Кижский архитектурный заповедник официально принял первых посетителей. В штате появилась должность экскурсовода, а для обеспечения порядка были выделены два дежурных милиционера. Экскурсанты прибывали на остров на пароходе швартовавшемся к причалу прямо напротив архитектурного ансамбля. Кижский погост стал экскурсионно–туристическим центром, представляющим культурно–просветительский и научный интерес.
Период с 1961 по 1965 годы ознаменован организацией отдела (с 1964 года – филиала) «Кижи» в структуре Карельского государственного краеведческого музея, официальное открытие которого состоялось 10 июня 1961 года. Заведующим отделом был назначен полковник запаса Н.В.Воробьев. Первыми научными сотрудниками были Н.М. Кожарина и Н.И. Долголенко. Это время характеризуется активной работой по формированию архитектурной экспозиции. На остров Кижи перевозится ряд памятников архитектуры. Были отреставрированы часовни «Кижского ожерелья». Сотрудниками отдела создаются интерьеры домов Ошевнева, Елизарова, подготавливаются выставки по народному прикладному искусству Карелии и фольклору Заонежья. В трапезной Покровской церкви была развернута выставка древнерусской живописи, в измененном виде существующая до настоящего времени. На основе собирательской работы, формировались этнографические коллекции. В 1963 году издается первый путеводитель по музею: «Кижи: архитектурно–бытовой музей–заповедник под открытым небом». В течение сезона музей посещали около 20 тысяч человек. Остров Кижи был включен в один из девяти всесоюзных маршрутов для иностранных туристов. Силами московских специалистов проводилась реставрация икон. В 1964 г. заведующим филиалом «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея был назначен А.Т.Беляев, который в дальнейшем проработает в музее более 20 лет.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, музей–заповедник «Кижи» создавался не на пустом месте. Его организации предшествовала огромная работа архитекторов, реставраторов, искусствоведов, музейных сотрудников Москвы, Ленинграда и Петрозаводска. Благодаря их труду были заложены основы будущего музея, созданы предпосылки для преобразования его в самостоятельное учреждение.
Государственный историко–архитектурный музей «Кижи» был основан 1 января 1966 года. Через три года, 4 апреля 1969 года он был реорганизован в Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник. Директором музея был назначен В.И.Смирнов, по специальности военный журналист, полковник запаса.
Именно в 1969 году музей стал многопрофильным и юридически получил территорию, на которой и стали развиваться экспозиция и все службы. Музею была присвоена 1 категория, расширилась его территория, увеличилась штатная структура, решались вопросы улучшения условий труда и быта сотрудников. Штат музея насчитывал 25 человек. Были созданы отделы: научно–исследовательский, фондов, древнерусской живописи, массовой работы, административно–хозяйственный, а также научная библиотека. Среди первых сотрудников были Н.А.Гринин, И.П.Тюриков, Б.В.Моталев, В.И.Пулькин, Л.Я.Якшина и другие. С 1966 года по сегодняшний день в музее–заповеднике «Кижи» работают В.А. и Б.А. Гущины.
Продолжалось формирование архитектурной экспозиции. В это время на остров Кижи перевозятся новые памятники, среди них – дом крестьянина Яковлева, часовня Спаса Нерукотворного, дома Пертякова и Пономарева в деревне Ямка. В целом к этому времени был сформирован Заонежский сектор, который по сей день является главным экспозиционным сектором музея. Ведется активная научно–фондовая работа. В ходе экспедиций собираются предметы, которые легли в основу этнографического собрания музея. Под руководством реставратора С.В.Ямщикова силами московских специалистов проводится реставрация икон.
Первый Генеральный план развития музея–заповедника «Кижи» был разработан в 1972 году. Согласно этому плану «Кижи» рассматривался как субрегиональный музей, своеобразная «Карелия в миниатюре», где представлена традиционная культура всех основных этнических групп, проживающих на территории Карелии.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
70–е годы – период наиболее активной работы по формированию архитектурной экспозиции, реставрации памятников, собирательской деятельности, экспозиционно–выставочной работы. Завершилось создание Заонежского сектора музея. В 1975 году в сектор был перевезен третий дом – крестьянина Щепина, в это же время экспозиция была дополнена рядом хозяйственных построек. В 1971 году была произведена реставрация дома Яковлева, в 1973–1974 годах у дома были установлены два амбара, баня и рига. Таким образом, был сформирован второй экспозиционный сектор музея – усадьба пряжинского карела. В течение 70–х годов была завершена работа по перевозке и реставрации крестьянских домов и хозяйственных построек в деревни Ямка и Васильево. А в 1980–х годах был сформирован третий музейный сектор – Пудожская деревня. В целом, в это время архитектурно–этнографическая экспозиция музея–заповедника «Кижи» приобрела современный вид.
Научно–исследовательская работа сотрудников музея в это время главным образом акцентировалась на фондовом и экспозиционном направлении. Экспедиции по сбору экспонатов были проведены почти во все районы Карелии. В 1973 году в музее был издан первый каталог фондового собрания, подготовленный А.Т.Беляевым, Б.А.Гущиным и В.А.Гущиной. В каталоге содержались сведения примерно о 1 000 предметах, составлявших коллекцию музея.
Была сформирована система экскурсионного обслуживания посетителей, которая включала организацию и регулирование потока туристов на острове, заключение ежегодных договоров с туристическими фирмами, подготовку внештатных экскурсоводов на базе ПетрГУ.
Развивалась инженерно–техническая и социально–бытовая инфраструктура музея. Для проживания сотрудников музея были построены общежития, сооружены причалы, построены магазин, дебаркадер, конюшня и другие объекты. На остров Кижи и в некоторые окрестные деревни проведена электроэнергия. Был сформирован флот музея.
Таким образом, в целом, 70–е годы можно определить как период завершения становления музея–заповедника «Кижи», когда были сформированы основные структурные подразделения, укомплектованы штаты, которые выполняли главные функции музея.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
//
Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия».
Петрозаводск.
2006.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
kizhi.karelia.ru
Остров Кижи: жемчужина в водах Онего
Известным этот островок сделали древние зодчие, построившие невероятной красоты церкви, близость к цивилизации позволила туристам облюбовать уникальный музей. А всемирная организация ЮНЕСКО, под охраной которой находится Кижский погост, разрекламировала его на всю планету.
Деревянное чудо, созданное без гвоздей
Лингвисты давно ведут спор, на какой букве «и» правильно делать ударение. А туристы берут детей и всей семьей отправляются в путешествие по Карелии, чтобы своими глазами узреть восьмое чудо света.
Государственный историко-архитектурный музей «Кижи» — это настоящие жемчужины зодчества, хорошо сохранившийся или восстановленные шедевры древесных дел мастеров. Православная Церковь Преображения Господня – один из самых известных в мире храмов. Трудно передать ощущения, когда это высокое (с одиннадцатиэтажный дом) сооружение о двадцати двух главах, появляется на горизонте перед глазами прибывающих на остров туристов. Деревянный храм был построен без применения гвоздей в 1714 году, во время правления Петра I. Его возвели на месте старинной церкви, сгоревшей во время грозы. А ранее в этих местах находилось языческое капище, служившее местом поклонения богам и веселым игрищам. Это официальная версия от ученых-историков, но не может же такое волшебное место оставаться без своей легенды, что же экскурсоводы будут рассказывать туристам? И легенда, разумеется, есть, вернее даже две. Согласно первой деревянная церковь от фундамента до креста на самом верхнем куполе была построена талантливым плотником Нестором, и со всей работой он справился одним единственным топором. Оглядел Нестор новенький храм, оценил шедевр и выбросил топор в Онежское озеро. Зачем? А чтобы ни он, ни другие не смогли воссоздать подобное чудо. Вторая легенда утверждает, что автором-исполнителем шедевра был самодержец Петр I. Непоседливый царь самолично инспектировал край и как-то пристал к берегу Кижи. На берегу лежало множество бревен, а мастеровые готовились к возведению храма.Царь-плотник засучил рукава и решил лично поруководить процессом, царской дланью начертал план строения и, взяв топор, подключился к процессу. В результате у строителей под бдительным руководством царя-умельца получился настоящий деревянный шедевр, срубленный без гвоздей.
Доподлинно неизвестно, какая легенда правдива, но Церковь Преображения Господня является непревзойденным шедевром русского зодчества и туристической Меккой Карелии. Среди внутреннего убранства храма выделяется четырехъярусный иконостас с сотней икон.Рядом стоит еще один величественный храм, размером поменьше и моложе на полвека. Церковь Покрова Богородицы также была возведена на месте сгоревшего старинного храма, но строилась так, чтобы создать гармоничный ансамбль с соседним шедевром. Этот действующий храм принимает прихожан в холодное время года.
Церковь не отличатся роскошью убранства, все ее изящество заключается в небольшой зубчатой каемке, но смотрится все равно потрясающе. Церковь девятиглавая, восемь маленьких глав окружают девятую, имеет четыре помещения. При храме имеется трапезная. Алтарь и иконостас восстановлены реставраторами, над алтарем имеется полускрытая десятая глава храма. В 19 веке на острове была возведена шатровая колокольня, вместо разрушившейся старой. Здание неоднократно реставрировали. Окружающая Кижский погост стена тоже восстановлена по образцам северных поселений. Экспонатами музея под открытым небом являются старинные северные деревеньки, архитектурные сооружения были перевезены на остров с большой земли.Времена года на острове Кижи
Кижский погост и его знаменитые церкви – это далеко не все, чем может удивить остров. А удивлять эта земля ох как умеет! Это старинная Россия в лучшем ее проявлении, прекрасная во все времена года и в разные часы суток.
Весной и летом здесь царит разнотравье, усыпанное цветами, а берега и великие сооружения вместе с синим небом отражаются в водах Онежского озера. Особенно красиво Церковь Преображения Господня выглядит на закате, когда лучи солнца подсвечивают чешуйчатые купола, превращая сероватое деревянное строение в сказочный золотой храм, окутанный божественным сиянием. К сожалению, увидеть ночное небо на Кижи и его строения на фоне звезд очень проблематично. На острове нельзя ночевать, ставить палатки и жечь костры. В заповеднике запрещено купаться, хотя пляжи здесь есть, и ловить рыбу.Зато можно ходить пешком, наслаждаясь волшебной летней природой, осматривать старинные поселения, перемещенные на остров шедевры архитектуры и любоваться островом. Путешественников ждет ассорти из сосен, скал и живописных бухт Онежского озера.
Летом можно покататься на лодке вокруг озера, фотографируя чудеса со всех сторон или пройтись вдоль его берегов на комфортабельной яхте. Зимой заповедник предлагает большой спектр развлечений. Во-первых, зимний остров – это заснеженная сказка на берегу застывшего хрустального озера. Музей-заповедник «Кижи» предлагает туристам путешествия и экскурсии по зимней роскоши, катания на снегоходах, собачьих упряжках или лыжах. Кроме того, туристы могут перелететь на остров на вертолете, сделав потрясающие фотографии заснеженных Кижей или примчаться на судне с воздушной подушкой. В любом случае необычная дорога до зимнего острова является частью экскурсии и развлечением. Музей на острове работает круглогодично, на праздники организовываются этнографические программы и специальные экскурсии. На территории имеется ресторан (работает интернет) в котором гостей напоят уникальным кижским чаем и угостят фирменной выпечкой. Остров Кижи, с его шедевром – Кижским погостом, — основная, но не далеко не единственная достопримечательность Карелии. Интересные места и уникальная природа этой местности имеют неистощимый туристический потенциал. А хватит ли человеческой жизни, чтобы узреть всю красоту Карельского края?proboating.ru
Экспозиция музея на острове Кижи | Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2006-2010 гг.| Электронная библиотека
Собранные на острове Кижи крестьянские постройки объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы», а также находятся в двух исторических деревнях – Ямка и Васильево. Отдельные памятники располагаются в северной части острова и в его окрестностях. Архитектурно–этнографическая экспозиция музея позволяет создать наиболее полное представление о традиционной культуре крестьянского населения Олонецкой губернии XIX – начала ХХ в., показать хозяйственную жизнь и быт крестьянина, его духовный мир.
Кижский архитектурный ансамбль (ансамбль Кижского погоста)
Всемирную известность музею–заповеднику «Кижи» принес архитектурный ансамбль Кижского погоста, возведенный на острове Кижи в XVIII–XIX вв. В составе ансамбля: церковь Преображения Господня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и колокольня. Ансамбль окружен бревенчатой оградой на каменном основании. На старинном кладбище у церквей, где хоронили жителей кижских деревень, нашли свое упокоение лучшие сказители России – Трофим Рябинин, Василий Щеголенок, Леонтий Богданов, Терентий Иевлев, Симеон Корнилов. Записанные от них эпические песни–сказания – былины – неотъемлемая часть русской национальной культуры.
Экспозиционный сектор «Русские Заонежья»
Это главный экспозиционный сектор музея–заповедника «Кижи», который располагается в непосредственной близости от Кижского архитектурного ансамбля. Экспозиция моделирует типичную малодворную деревню, состоящую из трех крестьянских домов: Ошевнева (1876 г.), Елизарова (1860–1880-е гг.), Щепина (1907 г.) – и ряда традиционных хозяйственных построек – амбаров, бань, риги, ветряной и водяной мельниц. В них восстановлены интерьеры, отражающие хозяйственный и бытовой уклад заонежских крестьян в конце XIX – начале XX в. Мастера программы «Ожившая экспозиция» демонстрируют в интерьерах крестьянских домов и на территории усадеб традиционные ремесла Олонецкой губернии. Рядом с домом Ошевнева возделываются экспозиционные поля и огороды. В состав сектора также входят часовня Архангела Михаила (конец XVII – начало XVIII в.) и церковь Воскрешения Лазаря (XIV–XVI вв.). На южном конце острова Кижи находятся два памятника, перевезенные из Прионежья – района, являвшегося зоной активного этнокультурного взаимодействия карелов–людиков и русских. В хозяйственной части дома Сергеева из дер. Логморучей (1910 г.) размещена выставка, посвященная традиционному судостроению. В кузнице из дер. Суйсарь (рубеж XIX–XX вв.) создана действующая экспозиция с демонстрацией кузнечного ремесла.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Экспозиционный сектор «Пряжинские карелы»
Карельский сектор музея «Кижи» расположен на восточном берегу острова Кижи, на месте бывшей дер. Дудкин Наволок, и представляет культуру карелов–ливвиков Пряжинского района Республики Карелия. Это реконструкция крестьянской усадьбы конца XIX – начала XX в. В ее состав входят шесть построек, проникнутых подлинным национальным своеобразием и в целом составляющих комплекс типичной однодворной деревни пряжинских карелов. Центром усадьбы является дом крестьянина Яковлева, построенный в 80–90-х гг. XIX в. в дер. Клейщела. Рядом с домом находятся два амбара, на берегу озера – баня, чуть поодаль от дома поставлена рига. Недалеко от усадьбы карельского крестьянина, на пригорке, установлен поклонный крест, перевезенный из дер. Чуйнаволок (XVIII в.). В доме, одном из амбаров и бане восстановлены традиционные интерьеры. В хозяйственной части дома Яковлева размещена выставка «Два эпоса – две культуры». Во время летнего туристического сезона на территории карельского сектора проходят выступления Фольклорно–этнографического театра музеязаповедника «Кижи». В помещении риги экспонируется выставка «Археология Кижей».
Экспозиционный сектор «Русские Пудожья»
Пудожский сектор музея располагается в северной части острова Кижи. Архитектурно–этнографическая экспозиция сектора представляет традиционную культуру русского населения Карелии конца XIX – начала XX в., проживавшего к востоку от Онежского озера, на территории бывшего Пудожского уезда Олонецкой губернии. В составе сектора три крестьянских дома, демонстрирующих различные виды жилья, наиболее распространенные в Пудожье, а также хозяйственные постройки: три амбара и баня. В жилой части дома Бутина (середина XIX в.) восстановлен традиционный интерьер.
Деревня Ямка
Это историческое поселение острова Кижи, известное по письменным свидетельствам с XVI в. В настоящее время на месте старинного поселения реконструирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено на остров из разных деревень Заонежья. При формировании экспозиции деревни были сохранены ее первоначальная, типичная для Заонежья прибрежно–рядовая планировка и количество домов. Кроме крестьянских домов экспозиция дер. Ямка включает несколько хозяйственных построек. На южной окраине деревни находится часовня апостолов Петра и Павла из дер. Типиницы (XVIII в.), а вблизи деревни, на самом высоком месте острова Кижи – Нарьиной горе, живописно расположилась часовня Спаса Нерукотворного, перевезенная из дер. Вигово (рубеж XVII–XVIII вв.). Рядом, на развилке дорог, установлен поклонный крест, перевезенный из заонежской дер. Хашезеро (1812 г.).
Деревня Васильево
Самое старинное поселение острова Кижи, судя по данным археологии, существовало уже в XI в. (первые письменные упоминания относятся к XVI в.). Современная экспозиция дер. Васильево включает в себя часовню Успения Богородицы (рубеж XVII–XVIII вв.) – самую древнюю постройку, сохранившуюся на острове Кижи, четыре крестьянских дома и несколько хозяйственных построек – амбаров и бань. Среди домов дер. Васильево своими размерами, планировкой и декоративным убранством выделяется дом из дер. Мунозеро, построенный в 70-х гг. XIX в. зажиточным крестьянином Л.Я.Сергиным.
Памятники северных карелов и карелов–людиков. Хозяйственные постройки вепсов
За Пудожским сектором, в северной части острова Кижи, находятся несколько памятников архитектуры, которые были перевезены из карельских и вепсских деревень, среди которых выделяется часовня Трех Святителей из дер. Кавгора Кондопожского района (вторая половина XVIII в.). Ее величественный силуэт в окружении вековых елей виден издалека.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Кижское ожерелье
В окрестностях острова Кижи – на соседних островах Большом Клименецком, Волкострове, Еглове, а также на материковой части Заонежского полуострова – находятся семь памятников архитектуры, которые входят в состав экспозиции музея–заповедника «Кижи». Среди этих памятников – пять изначально находившихся в окрестных кижских деревнях часовен: Знамения Богородицы в дер. Корба, Кирика и Иулитты в дер. Воробьи, апостолов Петра и Павла на острове Волкостров, иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» на острове Еглове, Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в дер. Подъельники. Этот своеобразный ансамбль часовен сложился постепенно, в течение XVIII– XIX вв., и после создания музея получил название «Кижское ожерелье».
//
Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2006-2010 гг.
Под общ. ред. Е.В. Аверьяновой; сост., отв. ред. Н.М.Мельникова
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2011.
112 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
kizhi.karelia.ru