Утраченные памятники Московского Кремля: bibliophagus — LiveJournal
На этом снимке, запечатлевшем кусочек Царской (Ивановской) площади и Спасскую улицу Московского Кремля, мы видим ряд безвозвратно утраченных памятников российской архитектуры, культуры и истории: Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь.
1896 г. Чудов монастырь. Коронация Николая II.
Чудов монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексием, на протяжении веков был одним из центров религиозной жизни столицы. В монастыре было четыре храма: собор Чуда Архистратига Михаила (1501–1504 гг., построен на месте разобранного древнего храма), Алексеевская церковь (ок. 1485 г.), в которой покоились мощи Святого митрополита Алексия, храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1501 г., перестроен в 1826 г.) и небольшая монастырская церковь Святого апостола Андрея Первозванного. Здесь же находились митрополичьи покои.
Чудов монастырь. Храм Чуда Архистратига Михаила.
Чудов монастырь и Малый Николаевский дворец.
Малый Николаевский дворец, официальная московская резиденция российских императоров, был построен в 1775 году архитектором Матвеем Фёдоровичем Казаковым, а в начале 1850-х — перестроен Константином Андреевичем Тоном, автором проекта Большого Кремлёвского дворца.
1896 г. Малый Николаевский дворец. Коронация Николая II.
Вознесенский монастырь, одна из первых женских обителей в Москве, был основан около 1390 года великой княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. С XV по XVIII вв. монастырь служил усыпальницей для великих княгинь и цариц. К началу XX века в монастыре было три храма: Вознесенский собор (1588 г.), церковь Михаила Малеина (1634 г.) и церковь Святой великомученицы Екатерины (1808–1817 гг.). Последняя, выполненная в неоготическом стиле архитектором Карло Росси, была подлинным шедевром архитектуры.
Вознесенский монастырь. На переднем плане — Вознесенский собор.
Церковь Святой Екатерины. Справа — церковь Михаила Малеина.
Интерьер церкви Святой Екатерины.
В марте 1918 г. в Кремле разместилось большевицкое правительство, переехавшее в Москву из Петрограда. Несколько месяцев спустя, закрыв монастыри и изгнав из Кремля монахов и монахинь, большевики наглухо затворились за высокими стенами и крепкими воротами Кремля.
«С самого начала социалистической эпохи Кремль был постоянным предметом внимания и заботы партии и правительства. По личному распоряжению В. И. Ленина от 17 мая 1918 года в Кремле начались не прекращающиеся по сей день научные исследования и реставрационные работы, в ходе которых были сделаны многие важные открытия, касающиеся истории и культуры нашего народа» (Ю. Федосюк, «Москва в кольце Садовых», М.: «Московский рабочий», 1983, стр. 13).
В 1929–1930 гг. Чудов монастырь, Вознесенский монастырь и Малый Николаевский дворец был уничтожены. На освободившемся месте в 1932–1934 гг. архитектор Иван Иванович Рерберг построил стилизованное под кремлёвский классицизм здание Военной школы им. ВЦИК, в котором впоследствии располагался Президиум Верховного Совета СССР.
1929 г. Разборка Алексеевской и Благовещенской церквей Чудова монастыря.
1929 г. Гибель Чудова монастыря.
Не в силах предотвратить уничтожение кремлёвских святынь, Николай Николаевич Померанцев, с 1918 года возглавлявший Комиссию по сохранению и раскрытию древних памятников, в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры и фотографирование Чудова и Вознесенского монастырей, обследование захоронений и вывоз саркофагов из усыпальницы в подклеть Архангельского собора, а иконы из Вознесенского собора сохранил в церкви Двенадцати Апостолов и фондах Оружейной палаты.
1929 г. Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря.
Кроме того, внимательными и заботливыми большевиками в Кремле были уничтожены:
Церковь Святых Константина и Елены (каменная церковь построена в 1652 г., уничтожена в 1928 г.).
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе (1731 г., разрушена в 1932 г.).
Собор Спаса Преображения на Бору (построен в 1330 г., перестроен в 1767 г., снесён в 1933 г.).
А также памятник Александру II, стрельница Тайницкой башни, Кавалерские корпуса и старое здание Оружейной палаты.
Другие материалы по теме:
2011/06/06 «Панорама Витебска».
2011/10/04 «Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери».
2011/10/05 «Иркутск. Кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери».
bibliophagus.livejournal.com
Церковь Ризоположения Московского Кремля: описание
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1485 год
Святыни: иконостас
Координаты: 55°45’02.9″N 37°36’59.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Как возник праздник Ризоположения
История строительства храма
Архитектурные особенности и интерьер храма
Музейная коллекция храма
Соборы Московского Кремля
Церковь Ризоположения на карте
Эта небольшая, одноглавая и очень красивая церковь – настоящее сокровище Соборной площади Московского Кремля. Она находится к западу от Успенского собора. По традиции, службы здесь проходят только один раз в год, на престольный праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне – 15 июля по новому стилю.
Как возник праздник Ризоположения
Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.
Вид на церковь со стороны Соборной площади
От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.
По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.
Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.
Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.
Вид церкви с севера
В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.
История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне
В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения.
Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов, Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.
Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.
В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.
А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля, эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей.
Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже — подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом. А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал — белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары. Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.
Церковь Ризоположения на фоне Верхоспасского собора
Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве. Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!
Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.
Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне
С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность. Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.
Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.
Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.
Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.
В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.
Рейтинг достопримечательности
Соборы Московского Кремля
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
putidorogi-nn.ru
Архангельский собор / Организации / Патриархия.ru
Центральное благочиние Московской городской епархии
История
Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.
В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.
В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени.
Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери.
В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.
Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.
В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской.
Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта.
В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы.
В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт.
Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг.
В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.
Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.
Престолы
Главный престол освящен в честь Архангела Михаила, приделы — в честь Покрова Божией Матери, Иоанна Предтечи и мученика Уара.
Святыни храма
Мощи блгв. кн. Димитрия Донского, св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, св. блгв. царевича Димитрия, прп. Евфросинии Московской. Икона Михаила Архангела с житием, чудотворная икона Божией Матери «Благодатное небо» (другое название образа «Что Тя наречем», «Благодатная»).
www.patriarchia.ru
Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)
Координаты: 55°45′02″ с. ш. 37°36′59″ в. д. / 55.750556° с. ш. 37.616389° в. д. (G) (O) (Я)55.750556, 37.616389
Це́рковь Ризополо́жения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля.
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
История
Возведена в 1484—1485 годах на месте одноимённой церкви 1451 года постройки артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.
Архитектура храма
Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Кубической формы основной объём покрыт по закомарам. Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
Внутреннее убранство
Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризположения в Московском кремле. 1644 г.В создании фресок на стенах и узких столбов внутри церкви в 1644 году принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов. Фрески изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Внушительный иконостас создан Назарием Истоминым в 1627 году.
Ссылки
dik.academic.ru
Церковь Рождества Богородицы на Сенях: описание
Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1393 год
Окончание строительства: 1394 год
Координаты: 55°44’59.5″N 37°36’55.8″E
История строительства
История храма в XVII-XIX веках
Архитектурные особенности и внутреннее убранство
Соборы Московского Кремля
Церковь Рождества Богородицы на Сенях на карте
Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен.
История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.
Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.
В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.
На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.
История храма в XVII-XIX веках
К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.
Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.
Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.
Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.
Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.
Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.
Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.
Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.
Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.
Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.
Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.
Рейтинг достопримечательности
Соборы Московского Кремля
Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
putidorogi-nn.ru