Воскресенский собор в арзамасе – Паломничество в Арзамас, Воскресенский собор – Азбука паломника

Содержание

описание, история и интересные факты :: SYL.ru

Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор. Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы. Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.

Идея постройки нового собора

По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников. Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте. По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.

Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н. Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П. Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.

Начало подготовительных работ

Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.

О том, как строили Воскресенский собор в Арзамасе, сохранилось немало свидетельств, поскольку работы были развёрнуты с подобающим размахом. Прежде всего для возведения столь грандиозного сооружения неподалёку от него было открыто несколько кирпичных заводов, именовавшихся «соборными». На них, согласно архивным документам, произвели более 5,5 млн кирпичей.

Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс. кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа. На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.

«Собор, скованный кандалами»

Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда. Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания. Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.

И тут в разговор учёных мужей вмешался крестьянин ─ опытный строительный подрядчик Егор Измайлов. Он предложил стянуть треснувший столп стальными обручами, а снаружи заштукатурить. Так и поступили, а для проверки надёжности всю его поверхность оклеили бумагой и наблюдали за ней некоторое время. Лишь после того как убедились в том, что бумажный слой не лопнул, возобновили дальнейшие работы. С тех пор в народе повелось говорить, что Воскресенский собор в Арзамасе «кандалами скован».

Внешний облик нового храма

Торжественный и поистине монументальный облик собора символизирует собой величие России, что вполне отвечает замыслу его создателя, перед которым, как уже было сказано выше, стояла задача создать памятник военной доблести русского народа. В плане он представляет собой греческий (равносторонний) крест, положенный на квадрат размером 64х64 мм. Вся постройка поднята на ступенчатое основание ─ так называемый стилобит — и имеет общую высоту почти 47 метров.

Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами. Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид. Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.

Оформление внутренних помещений

Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.

Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.

Примером тому может служить помещённое над главным алтарём изображение «Тайной вечери», являющееся точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи. Между окнами, прорезанными в главном куполе, помещены изображения 12 апостолов, а под ними на парусах- той части конструкции, которая является связующим звеном между плоскостями стен и окружностью купольного барабана, — написаны фигуры четырёх евангелистов.

Закрытие собора большевиками

История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России. Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать. Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.

Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.

Божий храм, превращённый в музей

В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.

В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.

Патриаршая инициатива

Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС. В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений. Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.

Самый крупный действующий храм в СССР

В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны. В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси. Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.

Расписание ежедневных богослужений

Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей. Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня. В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.

www.syl.ru

история и адрес, описание, святыни

Жители Арзамаса гордятся православной святыней, уникальная архитектура которой подобна петербургским соборам, построенным архитектором Стасовым, основоположника русского ампира.

Воскресенский собор в Арзамасе — кафедральный православный храм, возведенный в ознаменование победы войне над французами 1812 года по проекту архитектора Коринфского, более 200 лет оставаясь символом героев Отечества.

История строительства

Предание гласит, что в 1552 году Иоанн Грозный при возведении города велел заложить церковь в честь архистратига Михаила, как ангела — хранителя этой местности. Царь преподнес храму поистине царский подарок — крест с мощевиком, хранителем мощей Святых мучеников.

Через столетие храм обветшал, поэтому на этом месте возвели новую деревянную церковь Воскресения Христова, ее в 18 столетии перенесли в Костылиху, находящуюся вблизи Арзамаса. На святом месте в 1742 году возвели храм из камня, с пятью главами, имеющий придел Иоанна Воина, и освятили в честь Воскресения Христова.

Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе

В честь ознаменования победы над войском Наполеона, жители Арзамаса принимают решение собрать деньги и на народные средства возвести новый Воскресенский собор. Принести деньги в ящик для сбора пожертвований, установленный на Соборной площади, было делом чести для каждого арзамасца, ставшим сопричастником строительства уникального храма.

В 1814 году архитектор Корифский создает уникальный проект новой жемчужины города. В соборе Воскресения Христова, символе воинской славы, до революционных перемен сберегалось воинская святыня.

Другие храмы в честь Воскресения Христова:

В 1815 году начальник дружины государственного ополчения Арзамаса Федор Стремоухов передал в храм знамя. Для окончательного завершения монументального строительства понадобилось 28 лет, еще 21 год длились отделочные работы, и велась роспись стен.

Братья, художники Ломакины Василий и Клим выполнили уникальные работы по изготовлению резных иконостасов. Росписью стен и сводов занимались отец и сын Серебряковы, они на сырой штукатурке создавали шедевры, картины с изображением Жизни Спасителя.

Интересно! 14 картин изображают Иисуса Христа в полный рост человека, образцами для написания изображений служили шедевры живописи Запада. Межоконные проемы на главном куполе заполнены изображениями двенадцати апостолов, под ними картины из жизни четырех евангелистов.

Искусно сделанные 24 окна создают легкость и воздушность пространства. Иконы Христа и Божьей Матери украшают Царские ворота. Освящение главного престола в честь Воскресения Господнего состоялось в 1840 году, перед этим в 1832, 1833, 1834 годах были освящены три придела, а четвертый престол освятили в 1842 году.

С 1887 года ежегодно тысячи арзамасцев и гостей города стекаются к кафедральному собору Воскресения Христова на престольный праздник 26 сентября, когда чтится обновление в 335 году Воскресенского храма в Иерусалиме, совершенного по приказу царицы Елены.

Уникальность архитектуры

Уникальная архитектура собора создана при помощи пяти с половиной миллионов кирпичей, тысячи кубических метров камня и 164 тонн железа. Ныне, видимый со всех точек Арзамаса, кафедральный собор гордится уникальностью каждого из четырех своих приходов, расположенных в виде креста:

Над величественным зданием со строгими 48 колоннами возвышаются 5 глав, украшенных прорезными оконными проемами. Храмовое здание с высоты представляет собой греческий крест, уложенный на квадрат. Соборные фронтоны украшены большими фресками, повествующими о жизни Христа и библейских героев.

Внутреннее убранство Воскресенского собора

С восточной стороны прихожан встречает картина «Воскресение Христа», а на южном фронтоне изображено «Явление Святой Троицы Аврааму». Невозможно пройти мимо, не остановившись около западной иконы «Собор Всех Святых».

Северный фронтон украшен святым образом «Покров Пресвятой Богородицы». В монументальности заложен символ величия России. Простота подчеркивает симметрию и строгость строения.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Арзамас, чтобы помолиться у резной чудотворной иконы Святителя Николая (Можайского). Древнейший святой образ изображает святителя Николая, в честь которого в 1580 году был открыт Никольский монастырь, с городом на одной руке и мечом в другой.

По преданию, именно так был явлен в небе образ святого в 1300 году во время осады города татарами. Каждый прихожанин и паломник обязательно подходит поклониться Животворящему Кресту Господнему. Уникальная святыня около двухсот лет принадлежала Ильинской церкви, затем купец Шаянский принес Крест в Арзамас.

Монастыри в Нижнем Новгороде:

По преданию купеческий сын, выросший в благочестии, после богослужения пошел на пристань встречать корабль. Красиво убранное судно привлекло внимание юноши уникальной святыней — Честным Крестом Господним. Наполненный святостью молодой Шаянский стал молиться на коленях перед православной святыней, это увидел хозяин корабля, который согласился продать Крест.

Юноша тотчас забрал святыню, пообещав назавтра принести деньги. Чудо состояло в том, что на следующий день судна не оказалось на месте, и никто ничего о нем не слышал.

Крест Господень был поставлен в сенях купеческого дома, к нему пригласили священника для освящения реликвии, во время богослужения все присутствующие увидели свет, исходящий от святыни. Братья Шаянские приняли решение передать чудотворный Крест с ликом Распятого храму Воскресения Господня в Арзамасе.

Животворящий Крест Господень в Арзамаском соборе

Молитвы у Животворящего Креста Господнего часто приносят исцеление и избавление от проблем, особенно часто помогает святыня исцелению детей. Древнейшей иконой Воскресенского собора является образ Воскресения Иисуса Христа или «Сошествие в ад», написанный в 16 веке. Предание гласит, что эта икона подарена царем Иоанном Грозным.

Время разрушений и реставраций

Вначале 20 века Арзамас можно было назвать большим монастырским ансамблем, в который входило около тридцати церквей и четыре монастыря. Революционная вакханалия вызвала тревогу у известных архитекторов и специалистов из Эрмитажа, которые «били во все колокола» для спасения уникального города, но их никто не услышал.

К началу 30-х годов во всем Арзамасе уцелело два храма Преображения Господня и Воскресенский. После революции Собор Воскресения Господня в Арзамасе хотели взорвать, но, боясь возмущения горожан, просто закрыли. В нем устраивали спортзал, содержали политзаключенных, в 1932 году основали музей.

Важно! По настойчивым просьбам патриарха Сергия, дед которого посвятил служению в Воскресенском храме 32 года, с 1944 года решался вопрос об открытии арзамасской святыни, и власти пошли ему навстречу.

В 1947 году было проведено первое после закрытия богослужение. Арзамасский Воскресенский собор реставрировали к празднованию тысячелетия Крещения Руси, но жизнь внесла свои коррективы. В городе в 1988 году случилась страшная авария, в результате взрыва двух вагонов с взрывчаткой был уничтожен городской квартал, погибли люди, а в храмовых строениях не осталось ни одного целого стекла.

Богослужение в Арзамаском кафедральном соборе

При посещении самого большого действующего православного собора времен СССР митрополитом Ленинградским и Новгородским некогда прекрасный храм был назван «жемчужиной в грязи». Церковь Воскресения господня второй раз реставрировали, в 1991 году здесь временно находились мощи преподобного Серафима Саровского.

Нуждающийся в реставрации храм неоднократно посещался патриархом московским и всея Руси Кириллом, который 13 августа 2017 года совершил Литургию в честь празднования 150-летия Патриарха Сергия.

Престольные праздники

Каждый храмовый придел имеет престольный праздник, на который собираются прихожане и паломники города:

  • Пасха, Воскресение Иисуса Христа;
  • 14 октября — покров Пречистой Божьей Матери;
  • 12 сентября,6 декабря — почитание благоверного князя Александра Невского;
  • в воскресение после Троицы отмечается Собор Всех Святых;
  • 12 августа воздается дань памяти мученику Иоанну Воину.

В помощь паломникам

Адрес Воскресенского собора: город Арзамас Нижегородской области, Соборная площадь, дом 19. Все транспортные маршруты города проходят через Соборную площадь.

График богослужений следует уточнять на храмовом сайте, http://arzblag-sobor.cerkov.ru/bogosluzheniya. Ежедневная Литургия проводится в 8.00 — утренняя, в 17.00 — вечерня. В воскресенье и праздничные дни Торжественная Литургия начинается в 6.00.

В кафедральный приход Воскресенского храма помимо основного собора входят церковь в честь святого образа Богородицы «Живоносный источник» и церковь в честь иконы Богородицы «Казанская».

Прекрасная христианская жемчужина пережила все тяжелые времена, выстояла в период разрушения, восстала из пепла и ныне остается украшением города и его Соборной площади.

Арзамасский Воскресенский Собор

molitva-info.ru

Воскресенский собор в Арзамасе. Здесь дышится легко…

Столь велико мое восхищение Воскресенским собором в городе Арзамасе, что я вынесла рассказ о нем в отдельный пост, хотя статья об Арзамасе уже написана и об этом соборе, как основной достопримечательности города, главной доминанте местных пейзажей, рассказано.

Но, как говорится, не могу молчать. Лично меня потрясло в этом храме многое — и столичный масштаб этого нестоличного храма, и уникальные монохромные фрески, и большое количество красивых старинных икон, особенных святынь, и, конечно, его интересная история.
Сожалею только об одном — что пробыли мы там мало, осмотрели быстро, на одном дыхании, и поехали дальше…

 

Располагается собор в историческом центре города — на Соборной площади. И, конечно, это первая достопримечательность Арзамаса, которую видит каждый, кто приезжает познакомиться с этим старинным русским городом. Впрочем, как можно не увидеть величественный собор, стоящий на высоком холме и заметный даже издалека?

Столичный масштаб

Действительно, первое, что бросается в глаза, это его огромные размеры и монументальность. Собор достойный Петербурга, не меньше.
Если говорить в цифрах, то Воскресенский храм, который в плане составляет крест, стоящий на квадрате, имеет размеры 64 х 64 метра и высоту 47 метров.
В Советском Союзе Воскресенский собор в Арзамасе был самым большим действующим храмом. Полагаю и сейчас, у него немного конкурентов в этом вопросе, хотя в первую 10-ку самых больших храмов России он все-таки не входит. В истории храма бывали торжественные события, когда в дни торжеств под его крышей собиралось до 12 000 человек — количество, сопоставимое с такими гигантами, как Храм Христа Спасителя в Москве.

Два века Воскресенского собора

Воскресенский собор не просто храм, это еще и памятник, потому что был построен в честь победы русского народа над Наполеона в 1812 году. Годы строительства: 1814-1842. В этом, 2014 году, исполняется 200 лет с того момента, как было начато строительство собора.
Из 24-х лет создания этого шедевра лет 7 ушло на строительство стен, кладку кирпича, а 21 год — на внутреннюю отделку и роспись.
Автор Воскресенского собора, архитектор Коринфский, был уроженцем Арзамаса. Успешно отучившись в Петербурге (один из учителей — знаменитый зодчий Воронихин, создавший Казанский собор), молодой талантливый архитектор приехал в родной город с проектом собора столичного масштаба, очень похожего на тот, который он строил со своим любимым учителем.

В Советское время храм хотели взорвать. Поднялась большая шумиха, храм отстояли. Но здесь устроили Музей атеизма. К счастью, просуществовал он недолго. Уже в конце Великой Отечественной войны храм вернули церкви.

Фрески. На одном дыхании

Роспись в храме особенная — и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры размером в человеческий рост и даже больше.

Практически все фрески в храме монохромные, сделанные в технике альфреско. Техника эта предполагает работу тушью по сырой штукатурке. Работа, можно сказать, ювелирная, на одном дыхании. Стоило упустить время, и дать штукатурке высохнуть, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо — Осип и Александр Серебряковыми (отец и сын). Впоследствии Осип Серебряков написал портрет Серафима Саровского, ставший самым известным из всех известных его портретов.

Цветовая гамма фресок — светло-коричневая. Благодаря столь спокойным цветам, а также наличию 24 окон, храм смотрится изнутри просторно и светло. Это видно по фотографиям. Пожалуй, нигде я не встречала таких «воздушных» соборов. Здесь дышится легко.

Святыни. Русский «Босх» XVI века

В соборе огромное количество старинных икон: Казанская икона Божией Матери, мироточащая икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»), икона Божией Матери «В родах Помощница», икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами мощей, несколько образов Серафима Саровского. Почти все из них, как ни странно, сохранились благодаря тому, что находились в соборе в ту пору, когда здесь размещался Музей атеизма.

Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе — XVI век).

Самая древняя икона в храме — икона Воскресения Христова (также XVI век)- подарок Ивана Грозного. Располагается она справа от Креста. Вот она на фотографии — встроена в большую икону. Мне понравилось, как интересно охарактеризовал икону Nosikot, автор фотографии, на которой изображена икона Воскресение Христа (см. ниже) — русский «Босх» 16 века. Хорошее определение, отражающее уровень произведения.


*****
Для себя я сделала вывод: посещая храмы такого уровня, надо быть все-таки готовым к тому, что там увидишь. Мне важно знать историю и ценность, значимость икон, хотя я понимаю, что каждый святой образ бесценен, и молиться можно у каждой иконы. Можно, искренняя молитва всегда будет услышана. И все-таки знать надо. Иконы — не только религия, иконы — история нашего Отечества. Какое же счастье, что историю мы можем изучать по таким образцам и в таком светлом месте…

Когда мы были в соборе, одна из непроходных дверей была открыта, можно было выглянуть наружу. Вот такой вид открывался оттуда. Слева — на Никольский монастырь и Соборную площадь,

справа — на Смоленскую церковь в селе Выездное.

С легким сердцем мы покидали Воскресенский собор. Впереди нас ждало Дивеево.

В статье использованы фотографии:
— Креста и иконы Николы Можайского с сайта arzblag.ortox.ru

— Креста и иконы Воскресения Христова c сайта nosikot.livejournal.com

galina-lukas.ru

Приход собора во славу Воскресения Христова

 


 

 

27 НОЯБРЯ среда

Апостола Филиппа. Свщмуч. Порфирия Колосовского.

Молебен Пресвятой Богородице пред иконой им. «Казанская Божия Матерь» 7.30

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

28 НОЯБРЯ четверг

Начало Рождественского поста. Прп. Паисия Величковского.

Молебен св. Николаю Чудотворцу. 7.30

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

29 НОЯБРЯ пятница

Апостола и евангелиста Матфея.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

Молебен с Акафистом Животворящему Кресту Господню 16.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

30 НОЯБРЯ суббота

Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (РАННЯЯ). ПАНИХИДА. 6.00

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (ПОЗДНЯЯ). ПАНИХИДА. 8.00

Молебен о Страждующих от недуга Пьянства и Наркомании 16.00

ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. 17.00

 

1 ДЕКАБРЯ воскресение

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Платона и Романа.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (РАННЯЯ). ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН. 6.00

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (ПОЗДНЯЯ). 8.00

Молебен с Акафистом перед иконой Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА» (О Болящих Раковыми Заболеваниями) 16.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

2 ДЕКАБРЯ понедельник

Свт. Филарета, митр. Московского. Прп. Иосафа Печерского.

Молебен св. Пантелеимону Целителю 7.30

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

3 ДЕКАБРЯ вторник

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита.

Молебен прп. Серафиму Саровскому 7.30

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. 17.00

 

4 ДЕКАБРЯ среда

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (РАННЯЯ). 6.00

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (ПОЗДНЯЯ). ЛИТИЯ. 8.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

5 ДЕКАБРЯ четверг

Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфии.

Молебен св. Николаю Чудотворцу. 7.30

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. 17.00

 

6 ДЕКАБРЯ пятница

Блгв. вел. кн. Александра Невского.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ПАНИХИДА. 8.00

Молебен с Акафистом Животворящему Кресту Господню 16.00

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. 17.00

 

7 ДЕКАБРЯ суббота

Вмц. Екатерины. Вмч. Меркурия. Свщ. Евгения Яковлева.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (РАННЯЯ). ПАНИХИДА. 6.00

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (ПОЗДНЯЯ). ПАНИХИДА. 8.00

Молебен о Страждующих от недуга Пьянства и Наркомании 16.00

ИСПОВЕДЬ. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. 17.00

 

8 ДЕКАБРЯ воскресение

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (РАННЯЯ). ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН. 6.00

ИСПОВЕДЬ. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. (ПОЗДНЯЯ). ЛИТИЯ. 8.00

Молебен с Акафистом перед иконой Божией Матери «ВСЕЦАРИЦА» (О Болящих Раковыми Заболеваниями) 16.00

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. 17.00

 

 

О храме

 

 

arzblag.ortox.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Воскресенский собор (Арзамас) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Воскресе́нский собо́р в Арзама́се — православный храм. Относится к Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви. Занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 м³ бутового камня для фундамента и 164 т железа. Проект собора выполнил Михаил Коринфский, местный уроженец, ученик архитектора Андрея Воронихина.

Храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль главной площади города. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор Всех Святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).

В советское время собор собирались взорвать, но из-за возмущения жителей храм было решено просто закрыть. Вопрос об открытии собора в 1944 году поставил патриарх Сергий, уроженец Арзамаса, и в последней перед своей кончиной беседе с председателем Совета по делам РПЦ Георгием Карповым 4 мая 1944 года спрашивал его, «считает ли совет возможным ускорить» этот процесс[1]. В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В сентябре 2009 года собор посетил патриарх Кирилл[2].

13 августа 2017 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения патриарха Сергия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса литургию[3].

Примечания

wikipedia.green

Животворящий Крест Господень | Официальный сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии

Животворящий Крест Господень – самая известная и почитаемая святыня Арзамаса. 

По преданию, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века неким Шаянским. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских (по другим сведениям Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл  среди людей слабоумным. Но при  этом он был  кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки. Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел в лодку, чтобы поклониться святыне. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли — двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались — внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы, младший Шаянский четко увидел  необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием. Животворящий Крест был перенесен в церковь во имя Ильи Пророка, где он и пребывал вплоть до начала XX века.

В эпоху воинствующего безбожия главная святыня Арзамаса, как и множество других, могла бесследно исчезнуть. Но спасла ее от уничтожения, как не парадоксально, именно атеистическая пропагандистская вакханалия. В Воскресенском кафедральном соборе был устроен музей атеизма, куда большевики свозили с разоряемых храмов наиболее ценные «экспонаты» церковного «прошлого». Когда церкви стали возвращать верующим, среди икон и утвари закрывшегося музея была обретена и арзамасская святыня.

Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших и происходящих по молитвам перед Крестом Животворящим: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. В частности усердные молитвы арзамасцев перед Животворящим Крестом остановили страшный пожар, начавшийся 26 апреля 1883 года в нижней части города. При сильном ветре огонь уничтожил значительную часть города, две церкви и уже подходил к Ильинскому храму. Тогда из церкви был вынесен Животворящий Крест и обнесен вокруг церковной ограды. После этого, ветер утих и пожар перестал распространяться.

Множество людей, с верою обращаясь к Спасителю, перед Его образом, получали и получают исцеления. Сохранились свидетельства о прозрении слепых, исцелении расслабленных и, особенно, об избавлении детей от различных болезней. 

Животворящий крест Господень хранится в кафедральном соборе во славу Воскресения Христова города Арзамаса.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

arzblag.ortox.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *