Воскресенский белогорский мужской монастырь воронежская область – Воскресенский Белогорский мужской монастырь | Главная

Пещеры Придонья: Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Часть I: muph — LiveJournal

Не смотря на то, что в Придонье и Приосколье насчитывается порядка полусотни пещерных памятников (которые я собираюсь посетить все), «обжиты», в той или иной степени отреставрированы и используются в культовом назначении всего пять. Это Успенский монастырь в Дивногорье, Спасский монастырь в Костомарово, Свято-Троицкий монастырь в Холках, скит Успенского Николаевского монастыря в Валуйках и Воскресенский монастырь в Белогорье. О последнем сегодня и пойдет речь. Ссылки на репортажи из остальных пещер традиционно внизу поста.

Дело в том, что муж моей любимой сестрицы Сергей как раз родился и вырос в селе Белогорье и в детстве, когда пещеры были бесхозные, излазил их вдоль и поперёк. Мы уже давно договорились с ним при случае осмотреть их вместе, что, наконец-то, и случилось в середине сентября. Нашим третьим компаньоном и по совместительству водителем стал in_windows. Поездка выдалась насыщенной, много интересного и красивого удалось снять (часть фотографий, кстати, уже опубликована в посте про золотую осень), поэтому дабы не травмировать психику подписчиков, мой рассказ о Белогорском монастыре будет разбит на две увесистые серии, а увиденные попутно интересности и вовсе вынесены в отдельные посты.


02. От Воронежа до Белогорья порядка 160-170 километров. Выехали мы утром, еще затемно, но будучи в этот раз пассажиром, как только рассвело, я тут же принялся расходовать ресурс затвора камеры прямо через грязное лобовое стекло.


03
. Уже вёрст через 100 от Воронежа федеральная трасса М4 преображается. Местность становится весьма пересечённой (что, как видите, совсем не мешает местным коровам), появляются первые выходы меловой породы и я уже предвкушаю грядущие пусть и с натяжкой, но всё таки «горные» пейзажи, столько редкие для жителя Центральной России.


04
. Дон.
Тихий, батюшка, Иванович…
Пожалуй, стоит как-нибудь написать пост, в котором собрать в кучу все свои фотографии этой великой реки.

05. Правда, что делать с вот такими фото и «людьми», которые делают такое — не знаю.

06. Доехали до Белогорья, где попили с дороги чая в доме у Сережиных родителей, а так же посетили старинный погреб бабы Наташи, сделанный из меловых блоков. О нём читайте в отдельном посте. Далее, откланявшись, поехали к монастырю. До него от села 4 км, но мы не желаем подъезжать вплотную, Серега обещает нам незабываемые виды — бросаем машину в километре от цели и начинаем подъём на гору пешком.

07. По мере набора высоты нам и правда открываются захватывающие дух виды. Кадров я тогда нашлёпал немерено, но покажу пока лишь несколько, т.к. на обратном пути свет был поинтереснее и самые лучшие кадры окрестностей я вывешу во второй части.

08. По левую руку зажатый меловыми холмами хутор Кирпичи. Там находится монастырское подворье.

09. А по правую несёт свои воды всё тот же могучий Дон.

10. Не спеша топаем по белым меловым тропинкам, шалея от открывающегося простора.
Утро, тишина… И только снизу редкие всплески рыбы и отголоски голосов с рыбацких лодок. Да бесконечный взвизг срабатывающих затворов.


11
. Радуемся и знакам золотой осени. У нас в Воронеже на тот момент всё было ещё абсолютно зелёным.

12. Тропинка, ведущая к монастырю, постепенно уводит в сторону от обрыва.
Но нет, мы хотим быть ближе к краю и бредём по высокой траве, прокладывая собственный путь.


13
. Серёга не фотограф, заскучал уже, да и знакомы ему с самого детства эти места — спешит скорее добраться до монастыря и тянет нас снова на монастырскую тропку.

14. А мы что? Мы ничего. Не видно Дона? Будем фотографировать деревья, траву и прочую растительность!

15. Кстати, в 1998 году урочище «Белогорье» добавили в список особо охраняемых природных территорий (ООПТ), ввиду того, что на этих меловых склонах встречаются редкие виды растений и животных.

16. То и дело на дороге нам попадались арбузные шкурки. А вот и их источник — целое арбузное поле.
Насельники монастыря сажают бахчевые, а туристы и паломники их бессовестно съедают.

17. Наконец, добираемся и до главной цели.
Видавшая виды табличка сообщает нам о правилах поведения на монастырской территории.

18. В отличие от остальных упомянутых в начале поста пещерных монастырей, имеющих в своей истории огромные пробелы, Воскресенский Белогорский монастырь описан историками весьма подробно. Собственно, пещеры в 1796 году начала рыть некто Мария Шерстюкова, через некоторое время к ней потянулись помощники из числа местных жителей. При жизни Марии протяженность пещер достигла более 500 саженей (около 1065 метров). Но пещерные коридоры продолжали расти. Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров. К 1860-м годам сложились все условия для открытия при Белогорских пещерах монастыря: большой приток верующих, пожертвованные пахотные земли, леса, сады. В 1864 году было подано прошение, а в 1866 году монастырь был создан. Наземный комплекс построек монастыря располагался на холме, над пещерами, и складывался начиная с 1860-х годов. В конце ХIХ века здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня, колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 году здесь же построили новый Воскресенский собор. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 года земли монастыря были национализированы, а в 1922 году монастырь официально закрыт. В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были проданы Белогорским волисплкомом под снос. Значительная часть кирпича была продана в село Саприно на застройку школы. С течением времени оставшиеся постройки приходили в негодность. Последнее сооружение — собор, было взорвано по распоряжению Павловского райисполкома в 1931 году.

19. На фото единственное наземная монастырская постройка на сегодняшний день. Деревянный сарайчик не в счет. И то здание не восстановленное, а новодел. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего. Собственно пещеры взрывали во время Великой Отечественной войны немцы, предполагая что внутри прячутся партизаны.

20. Основательница монастыря Мария Шерстюкова скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. В 1920 году по поводу открытия мощей Марии и Иоанна было возбуждено уголовное дело. Из донесения явствует, что останки обоих были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. Организатором открытия мощей cтал некто Борис Михайлович Клейст, который сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря, и это было оформлено официальным договором, в котором предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот и сельхозинвентарь. Дело было разобрано показательным судом. В помещении, где проходило разбирательство, на двух фанерных щитах были вывешены останки умерших Иоанна и Марии. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Останки Марии и Ионна были безвозвратно утрачены. На фото могила последнего настоятеля обители игумена Поликарпа.

21. В 1916 году трудами монахов и сочувствующих местных жителей в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною 85 (!!!) метров и диаметром более трёх. Работа шла порядка пяти лет. Как они это сделали — не представляю. В настоящее время колодец не используется. В семидесятых годах прошлого века в него спускались спелеологи. Глубина колодца на тот момент составляла уже порядка 70 метров. На дне была земля и сухие деревья. Закрывающий «жерло» колодца щит с течением временем обрушился вниз (виден на фото). Воду сейчас берут из обычной артезианской скважины.

22. Лестница, ведущая ко входу в пещеры.
Совсем скоро я увижу самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру.

23. После более чем 80-летнего перерыва в 2004 году в пещерах была отслужена первая литургия. Белогорский мужской монастырь был возобновлен. Настоятелем новой обители стал иеромонах Тихон. Начались работы по восстановлению пещер.


24
. Над одним из входов…


25
. Насколько я понимаю, полузасыпанный вентиляционный канал.

26. Подвод электричества.

27. Заботливо сложенный кирпич для восстановления взорванной надвратной части.

28. Кто-то решил, что хорошо бы было, чтобы кирпич с его именем заложили в стену храма и понеслась — теперь исписан буквально каждый кирпич. Изя, Моше, Яша, Галя Тучкова, Белгород и даже просто пёс…

29. Когда-то в Белогорский монастырь в будний день приходило 50-200 человек, а в выходные число паломников возрастало до 3000 человек. Сейчас, конечно же, такого нет, но туристический трафик всё таки имеет место. Не такой как в Дивногорье и Костомарово, но тем не менее. И это учитывая, что асфальтовой дороги сюда нет, та насыпная дорога, что ведет сюда от села, появилась совсем недавно. Раньше, по словам Сергея, в сырое время года здесь трактора засаживали в топь. Группы до 50 человек доставляются по Дону на пассажирском катере непосредственно к монастырю.

30. Внутрь пещер мы зайдем в следующей серии. Посмотрим коридоры, кельи Марии и Иоана, пещерную церковь Александра Невского, Цветную и Малую Цветную комнаты и вновь отправимся на почти стометровый обрывистый меловой склон, украшенный осенними красками. Будет интересно.


Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

muph.livejournal.com

Воскресенский Белогорский мужской монастырь | История

История

       История Воскресенского Белогорского мужского монастыря неразрывно связана с основательницей меловых пещер Марией Шерстюковой. В 1796 году, ища покаяния и искупления своей многогрешной жизни, она начала копать пещеры недалеко от с. Белогорье Воронежской губернии. Стойко потерпев гонения и, с Божьей помощью, получив поддержку императора Александра I, она создавала пещерный комплекс последние 26 лет своей жизни. Пещерный храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского увенчал её подвиг. По смерти Марии в 1822 году, труд её был продолжен общиной «братчиков», набожных и смиренных пещерокопателей, из числа которых и сформировался первый скит будущей обители. В 1866 году он был приписан к Успенскому Дивногорскому монастырю Острогоржского уезда Воронежской губернии. В 1875 году обитель возглавил игумен Пётр, стараниями которого заложен величественный Воскресенский собор, открыт приют для мальчиков-сирот, расширилось хозяйство и умножились паломники. В 1882 году, по представлению Преосвященного архиепископа Серафима (Аретинского), указом Священного Синода скит учреждён Воскресенским Белогорским монастырём. Последним настоятелем монастыря в 20 веке стал игумен Поликарп. При нём был освящён Воскресенский собор, протяжённость пещер превысила 2 километра, число братии значительно возросло. В Богоборческое время обитель была разрушена до основания. Планомерное восстановление Святыни началось с 2005 года по благословению Высокопреосвященного Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского.  Сегодня, по благословению Преосвященного Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, обитель строит полноценную жизнь.

 

 

П

редставление о жизни Белогорской обители в первые ее годы дает книга Николая Креховецкого «Белогорские пещеры», выпущенная в 1878 году: «… Весна. День будничный. Заря: чуть брезжится свет. Взойдите и осмотрите в эту пору, что делается вокруг пещер. На горе там и сям, в разных положениях, в разных костюмах, покоятся странники-богомольцы. Не вместились они в пещерных гостиницах. Покоятся на открытом воздухе, отдыхая после долгого пути. Есть из далеких стран. Вот группа: мужчины и женщины. На них не наша обувь, не наш покров. Значит, не здешней губернии. По чертам лица, по одежде видно, что все эти поклонники из войска Донского. Их немало: вот еще точно такая же группа, еще и еще. Должно быть слава про Белогорские пещеры разнеслась по всему войску Донскому. Вот и другие группы — и черты лица не те, и покров не тот. Обувь сбита, лица загорелые: знать не близок им был путь. Там видны наши лица, наш покров. Тут малороссы, здесь великороссы. Спуститесь взором к Дону: стоят несколько барок. В путь пора: стоят, однако, дожидаются чего-то.

  Вокруг тихое, светлое, радостное пробуждение. В воздухе какая-то прозрачная, живительная свежесть. В душе какой-то невыразимый восторг. Сама собою родится бесконечная любовь к жизни, природе, к Творцу. Осматриваешься вокруг, остановишься вниманием на этих странниках-тружениках и думаешь: » Боже Милосердный! Как чудно, как невыразимо прекрасны творения рук твоих! Можно ли не вдохновляться, не преклоняться пред их красотою и величием?». И однако житейские заботы совершенно извращают человека. Там, посреди постоянных хлопот он ко всему присматривается, со всем свыкается: и видит, да не замечает ничего, ничем не воодушевляется. Здесь, вдали от мира, от житейской суеты, совсем иное дело. Ваш ум ничем не занят, пред вами во всей красоте предстоит природа. Смотрите, дивитесь, и век вам не надивиться! Оглянитесь снова к странникам. Спят тихим, спокойным, но глубоким сном. Что влекло этих тружеников-богомольцев? Ужель одно праздное любопытство, ужель все эти люди — тунеядцы, бегающие от труда, как привык их легкомысленно обзывать нынешний век? Нет, тысячу раз нет. Это не праздность и не уклонение от труда. Напротив, это искание труда, жажда подвигов не из-за материальных выгод, а из-за внутренней потребности духовной жизни. Нынешний век, век материи, век экономических расчетов, не в силах понять, осмыслить всех потребностей внутренней духовной жизни. По себе он измеряет всех. Но есть лица, которые не поддаются общему духу времени. Хотите видеть такие лица? вот они, пред вами. Они рады, что в среде их открывалось святое место уединения, и все спешат сюда. Зачем? Ответ будет в описании самих их действий.

  Звук колокола к утрене. Все приподнялись, засуетились и стали убираться. Каждый спешит стать поближе к пещерному входу, чтобы при службе занять поудобнее место. Отворились пещерные двери, прибыли служащие и начали отправлять утреннее богослужение. Напев не тот, что прежде. Поклонники заметно радостно поражены. Все с возбужденным вниманием вслушались в пение. Протяжное, умилительное, так и разливает духовно сладостное ощущение. Чтение тоже не прежнее. Протяжное, не заметно пропусков, не видно поспешности. Вся служба шла в строгом, благоговейном порядке. Кончилась утреня, отдых.

  Время отдыха между утренею и обеденею проходит в разных душеспасительных занятиях: там идет беседа о подвигах Марии и Иоанна, здесь — чтение какой-нибудь душеспасительной книги, в храме служатся молебны. Наконец снова слышен звук колокола — призыв к обедне. С еще большею радостию спешит народ отслушать в пещерном храме Литургию. Кончилось все утреннее богослужение. Пещерные подвижники пошли по своим кельям. Каждый принялся за свое дневное занятие: кто стал собираться по домам, кто в сопровождении пещерного жильца отправляется осматривать пещерные ходы.

  Урочный час обеда. Звук колокола — призыв в трапезу. Туда же направился весь народ. В трапезе расставлены накрытые столы. В стороне от столов возвышение. Дивится простой народ: не знает, к чему и зачем оно приготовлено. Собрался весь народ, прибыл в трапезу отец иеромонах, благословил трапезу, и все сели за столы. В это время очередной чтец подходит к отцу иеромонаху, принимает благословение, идет к возвышению и начинается чтение святых отец. Как приятно был поражен слух благочестивых поклонников этим чтением. «Боже! Какое спасение! — думают они в своей простоте. — У нас не вспомнишь про Господа за столом, не перекрестившись берешься за кусок. Здесь-то какая благодать! Слава Тебе, Господи! Сподобил Господь увидать!»

  Кончилась и трапеза. Небольшой отдых. Снова те же затем дневные занятия. Кто желает потомить себя — отправляется в пещеры и роет. Затем вечернее богослужение. Длится оно час, и два. После вечерни — обычное прощание служащего с братиею и всеми предстоящими. Наконец вечерняя трапеза, снова по призыву колокола, и тем завершается каждый день пещерной жизни. Эта продолжительность молитвы, этот пещерный порядок в каждом занятии необыкновенно поражают всех поклонников. Все они уходят, вознося искреннюю молитву за то, что Господь сподобил их побывать в пещерах…». 

 

Общий вид Воскресенского Белогорского мужского монастыря начала XX века. 

www.belmon.ru

Поездка в Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Продолжаю свой рассказ о путешествии по Ростовской и Воронежской области. В прошлой записи я поведал о посещении Прохоровских скал в Ростовской области. После них мы двинулись дальше на север по М4 и заехали в Воронежскую область. Она имеет много достопримечательностей. В этот раз мы решили посетить Белогорье, а именно  Белогорский мужской монастырь. Примечателен он тем, что расположен в пещере, а пещера та вырыта в меловой горе. А мимо горы той течёт тихий Дон и берега его там живописны! Конечно же монастырь имеет и поломническое значение. Думаю многим, кто движется по трассе М4 будет интересно посетить попутно это удивительное место.
Исчерпывающую информацию о монастыре можно узнать здесь: www.vob.ru/monastery/voronezh/belogorie/ind_belogor.htm
Координаты монастыря в Google Earth (примерные): 50’28’15.03»C  40’02’07.27»B
Как добраться до монастыря на автомобиле от трассы М4. Внимание на фото.

Если мы едем по М4 на юг от Воронежа, то надо не доезжая до Павловска перед посёлком Александровка-Донская свернуть направо там где будет указатель на посёлок Белогорье. Весь этот путь, указанный яркой жёлтой линией составляет 17-18 км. Дорога до посёлка хорошая да и виды неплохие: холмы, покрытые сосновыми посадками, да и меловые горы уже виднеются.

Въезжаете в посёлок по дороге вниз, поэтому он весь у вас как на ладони. Въехав движетесь прямо, пока не окажитесь на площадке у продовольственного магазина. Далее объезжаете магазин правее и по сельской улице прямёхонько. Но дальше, почти как в русских былинах придётся выбирать. Можно продолжать ехать прямо, так выехать из посёлка и по грунтовке выйти к Дону. Там вы увидите примерно такую картину.

Проехать ещё дальше и оказаться на просторном песочном пляже. Мы приехали туда в воскресенье и застали кучу народа, сложно было место для машины найти. В общем люди знают, ценят.
А вот чтобы попасть не на пляж, а к монастырю, надо доехав до края села свернуть направо (см фото 1). Свернув направо вы ещё движетесь по селу, но потом выезжаете из него по грунтовке белого с жёлтым оттенком цвета. Это уже мел.


Далее по пути к монастырю проезжаете вот такое строение.

Не проезжайте мимо, сразу или на обратном пути остановитесь и наберите здесь воды из святого источника. Вода чистая, вкусная и холоднючая. Желающие могут омыться, даже полностью (там всё приспособлено для этого).
Поехав дальше увидите главную гору Воронежского Белогорья.

На вершине что-то виднеется …, но об этом позже. Пещера монастыря вырыта именно в этой горе, но чуть дальше.
Подъезжая к горе снова оказываетесь перед выбором. Можно свернуть налево и оказаться между горой и Доном. Место здесь спокойное и, я бы даже сказал, умиротворяющее. На берегу тоже стоят палатки (как и на пляже), но их значительно меньше. Кроме замечательной природы здесь две достопримечательности:  ещё один источник, который называют святым и сама гора, на которую можно забраться по крутой белой тропе.

Как забрались мы на гору и открылись нам виды чудесные.

А это (фото снизу) с горы виден святой источник.

Вот то, что виднелось нам на вершине горы издалека. Это крест установленный на месте церкви. Церковь в своё время была разрушена большевиками.

Вот ещё более целостная картинка на видео.


Давайте ещё раз обсудим как нужно двигаться дальше. Внимание на следующую картинку.

Жёлтым цветом обозначена дорога, ведущая туда, где мы только что были, к берегу Дона. там мы взбирались на вершину с крестом и пили воду из святого источника. Голубым цветом обозначена дорога к монастырю, которая проходит через посёлок Кирпичи. А вот красным цветом я обрисовал маршрут по которому лучше не ехать. Это дорога, по которой можно добраться до той самой вершины, на которой мы были, но только уже на машине. Раз это дорога, то по ней кто то ездил, но мы не смогли, потому что она слишком круто идёт вверх. Если бы она была ровной, можно было бы, наверное, на первой скорости влететь, но дорога покрыта глубокими неровными колеями и предполагает только медленный подъём. Так что решайте сами …  А голубая дорога ровнее, шире и тоже идёт на подъём, но не такой крутой. Но самое главное она ведёт напрямик к монастырю. А если вы заедете по красной дороге на вершину, то там, по-моему, до монастыря надо пешком идти.
И вот доехали мы до ворот монастыря. машину оставили у входа, ознакомились с правила пребывания. Весь список не вспомню, но было такое: нельзя громко разговаривать, есть чипсы и щёлкать семки, ходить женщинам в открытой одежде, распивать спиртные напитки и, неверное, вести съёмку в пещере (хотя видел, девушка фотографировала). От себя не советую брать животных и самое главное — настоятельно рекомендую летом, даже если очень жарко, прихватить кофту или что-то вроде того. В пещере, как сами понимаете, прохладно.
Заходим на территорию, никто не встречает, и без нас там дел предостаточно. Через некоторое время растерянных блужданий находим служителя, спрашиваем куда идти и приёмный ли вообще сегодня день для туристов. Он любезно ответил на наши вопросы и обрадовал, тем что в данный момент пещера открыта для посещения.
И вот мы идём и подходим к лестнице ведущей вниз.

Спустившись оказываемся на этой площадке.

Слева мы видим меловую стену, в которой и находится главный вход в монастырь, справа — места для созерцания прекрасных видов открывающихся с площадки. Даже не думайте по моим снимкам судить о прелести этих видов. Фотография не в состоянии передать эту красоту и особое возвышенное состояние души возникающее в этом месте. Но вы можете получить некоторое представление.

А вот вход в монастырь.

Этот вход, наверное, только ещё пробивает себе дорогу.

Сначала дверь в монастырь была закрыта, и мы подумали уже что не суждено нам … Но вскоре подошёл служитель открыл дверь и сказал, что экскурсия возможна, только надо подождать, чтобы набралась группа. Пока группа набиралась мы зашли в первую комнату, где можно было приобрести свечки, иконки выполненные на меловом камне и другие ритуальные товары.
Постепенно набралось нужное количество посетителей, пришёл батюшка который стал проводить экскурсию. Сначала он рассказывал об истории монастыря, о духовном подвиге пещерокопателей и о том, о чём нам нужно задуматься в стенах монастырских пещер.
Но вот, наконец, мы отправились в пещеру. Батюшка попросил использовать внутри не фонарики, а свечи. Это действительно имеет важный смысл для погружения в атмосферу монастыря.
Внутри особая атмосфера: с одной стороны ты погружаешься всё ниже и ниже под землю по узкому коридору и от этого не по себе, с другой — белые стены и пол, монотонный голос священника и освещённые дрожащим светом люди рядом с тобой внушают необыкновенное состояние умиротворения и надёжности мира в котором ты живёшь. Мы все, незнакомые люди случайно объединённые в экскурсионную группу, почувствовали здесь какую-то близость, теплоту общения, как будто вместе стали вдруг понимать что-то, что неведомо остальным. Не буду раскрывать всех моментов посещения, ведь это во многом таинство. Экскурсия по пещере не просто осмотр достопримечательности. Служители монастыря очень хорошо продумали её, превратив в настоящее погружение или проживание определённого опыта.
После Белогорья наш путь лежал на Воронеж.
В конце хочу сказать, что в Воронежской области есть ещё два места подобных Белогорью. Это Костомарово и Дивногорье. Там тоже есть меловые пещеры, церкви и монастыри в них. Но каждое имеет свою историю, поэтому я мечтаю посетить и их тоже когда-нибудь.

ludosopher.livejournal.com

Воскресенский Белогорский мужской монастырь | Святыни обители

Святыни обители

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы именуемый «Мария обретеся благодать у Бога»

По преданию принесенный в пещеры старицей Марией с Киево-Печерской Лавры. 

 

Список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы именуемой «Семистрельная».

Находившийся на святом источнике у монастыря до 1943 года. 

Список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Дивногорско-Сицилийского». 

Подарена монастырю благодетелями обители. 

 

Икона «Святое Семейство», написанная на острове Корфу,

монастырь Пантократор, с частицей мощей св. прав. Анны

 

Икона Воскресения Господня с частицей камня от гроба Господня (Иерусалим). 

Икона священномученика Петра архиепископа Воронежского с частицей мощей и гроба. 

Подарена Преосвященнейшим Андреем епископом Россошанским и Острогожским, в день освящения храма в честь свт. Спиридона Тримифунтского.

Ковчег с частицей мощей св.бл.кн. Александра Невского. 

Переданный в дар из Свято-Александро Невской Лавры Санкт-Петербурга. 

 

Ковчег с мощами святителя Луки архиепископа Симферопольского. 

 

Ковчег с башмачком святителя Спиридона Тримифунтского. 

Дар обители с острова Корфу, от мощей свт. Спиридона. 

 


Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского. 

 

www.belmon.ru

Воскресенский Белогорский мужской монастырь | Наместник

Наместник

         Игумен Илия (Ждамиров Алексей Николаевич) родился 8 июня 1980 года в г. Воронеже, где и принял таинство Крещения в Покровском кафедральном соборе 18 июля 1980 года.

Среднее образование получил в СОШ № 95 г. Воронежа, которую окончил в 1998 году.

В 1998-2002 гг. обучался на пасторском отделении Воронежской Православной Духовной семинарии.

С 1989 по 1998 год по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) исполнял послушание в алтаре Никольского храма г. Воронежа.

Освобожден от воинской службы по Статье 57 «В» п. ПРФ в 2002 г.

18 августа 2003 года был совершён монашеский постриг в Серафимо — Саровском мужском монастыре Грибановского района Воронежской области игуменом Серафимом (Ключанцевым).

11 ноября 2003 года митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием (Фоминым) хиротонисан во иеромонаха в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа.

Назначения:

— 11 октября 2004 г. благочинный Серафимо-Саровского мужского монастыря Воронежской обл.;

— 25 сентября 2009 г. и.о. наместника Успенского Дивногорского мужского монастыря Воронежской обл.;

— 30 декабря 2009 г. клирик Покровского кафедрального собора г. Воронежа;

— 22 октября 2010г. старший священник Спасского женского монастыря Воронежской обл.;

— 21 января 2014 г. член Епархиального Совета и благочинный монастырского округа Россошанской и Острогожской епархии.

Награжден церковными наградами: набедренником в 2005 году, золотым наперсным крестом в 2006 году.

— 27 ноября 2015 г. награжден медалью св.равноап.кн. Владимира. 

— 11 октября 2017 года, в Воскресенском Белогорском мужском епархиальном монастыре, Преосвященнейший Андрей епископ Россошанский и Острогожский, во исполнение решения, принятого на заседании Священного Синода (пункт 4, Журнала №96, от 6 октября 2017 года), возвел в игуменский чин.

— 8 апреля 2018г. нагряжден палицей.

— 9 апреля 2018г. награжден медалью святителя Тихона Патриарха Московского. 

— 15 июля 2018 г. окончил курс Московской Духовной академии по сектору заочного отделения со степенью магистра богословия

www.belmon.ru

Белогорье, Воронежская область, монастырь: описание, история, как добраться

Экскурсии по Воронежской области очень увлекательны и познавательны. Здесь есть уникальные достопримечательности, которые обязательно стоит посмотреть. Памятники культуры, природные заповедники, исторические строения. Но больше всего привлекают храмовые сооружения. Одним из них является Белогорский Воскресенский монастырь. В Воронежской области всего три действующих пещерных монастыря. И это один из них. Пещеры располагаются недалеко от села Белогорье (Воронежская область). Монастырь занял место на самой вершине мелового холма.

белогорье воронежская область монастырь

Тайна происхождения

Окрестности села Белогорье издавна славились своими пещерами. Но причина их образования до сих пор неизвестна. Об этом месте ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о разбойниках, нападавших на купцов и торговцев, проплывающих по Дону. Награбленные сокровища они прятали в пещерах.

Как все было? И правда, и легенда

И все же есть более правдоподобные истории, в которых рассказывается, как именно образовались Белогорские пещеры. С 1796 года их начали выкапывать местные жители под руководством Марии Шерстюковой. Они были твердо уверены, что совершают благое дело. Постепенно в пещеры стали приходить люди. Они отмаливали там свои грехи. Некоторые из них даже оставались там жить.

К концу 18 века протяженность всех пещер составила 1 км, а через сто лет увеличилась до 2,2 км.

Кто такая Мария Шерстюкова

Как уже было сказано ранее, Мария Шерстюкова и положила начало основанию Белогорских пещер. Она отличалась от своих братьев и сестер не только внешностью, но и духом. Мария с детства мечтала стать монахиней. Но родители были против. В 25 лет она вышла замуж за военного, который постоянно пил и гулял. Оставив Марии троих детей, ее муж скончался. Женщина рано овдовела и ушла с головой в разгульную жизнь. Она беспробудно пила и занималась развратом, иногда зарабатывала на хлеб колдовством. Родня, соседи, односельчане — все поносили Марию. Жила она в крайней нищете. Но один удивительный случай полностью изменил ее жизнь. В 55 лет она посетила Киево-Печерскую лавру. Там ей дали благословение отправиться на родину и найти на горе тихое место, выкопать там пещеру покаяния. Когда Мария приехала в родное село, то сразу же принялась за работу. Со стороны местных жителей она встретила крайнее негодование. Гонения преследовали Марию до того времени, пока власти не вмешались в строительство храма, оказав женщине денежную помощь.

30 плодотворных лет Мария занималась подвижнической деятельностью. Со временем образовалась целая команда помощников и последователей.

Основание монастыря

За проведение раскопок Марию преследовала местная власть. Прекратились они только после того, как сам Александр I приказал наградить Марию денежным вознаграждением.

Отблагодарив императора, знахарка посвятила первый пещерный храм Александру Невскому, покровителю царя. Открытие монастыря состоялось за три года до смерти знахарки Марии.

экскурсии по воронежской области

На протяжении 19 века территория вокруг монастыря начала застраиваться различными наземными сооружениями. Возвели Троицкую и Преображенскую церкви, из камня соорудили колокольню. Со временем монастырь удостоился статуса скита. Свято-Успенский Дивногорский монастырь взял его под свое крыло.

Конец 19 века ознаменован завершением строительства Воскресенского храма, который является основным. Возвел его архитектор Афанасьев. Для храма был выбран византийский стиль. Расписывал сооружение мастер Щукин в 1916 году.

Настоятели обители

В 1882 году скит преобразовали в самостоятельный Белогорский Воскресенский мужской монастырь. Настоятелем стал иеромонах Петр, который ранее служил при Митрофановском мужском монастыре в Воронеже, а в 1875 году был переведен на службу в скит. Он много сделал для монастыря. При нем была устроена школа — приют для мальчиков. До самой смерти Петр сам обучал детей, так как сам был высокообразованным человеком. Отец Петр был невероятно энергичным человеком. Отличался он строгостью, но в то же время душевностью и заботливостью. В 1896 году он начал строительство нового собора, но его завершения так и не дождался. В 1916 году собор освятили. Он высоко стоял над просторами Дона. Все, кто стремился попасть в обитель, сразу же его замечали.

Экскурсии по Воронежской области обязательно приведут в Воскресенскую обитель, последним настоятелем которой был игумен Поликарп. Он прослужил в монастыре до самого его закрытия в 1922 году.

Дальнейшая судьба монастыря

как добраться

После закрытия все постройки были разобраны на стройматериалы. В 1931 году Павловский райисполком принял решение взорвать Воскресенскую обитель. От живописного места практически ничего не осталось. Своды пещер расписывали глупыми надписями.

Однако спустя какое-то время Господь все же пролил милость на эти святые места. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий дал благословение на расчистку пещер Белогорья. Руководил проектом протоиерей Александр Долгушев.

Первую божественную литургию провели в честь князя Александра Невского 12 сентября 2004 года. С 2005 года монастырь вновь наполняется жизнью.

Возрождение обители

белогорье монастырь воронежская область как доехать

Все наземные сооружения, постройки и храмы были полностью разрушены. Перед братией стояла, казалось бы, непосильная задача все восстановить. Сначала необходимо было расчистить и восстановить сами пещеры Белогорья, которые несли в себе дух отважного служения простого люда. Ведь эти люди так горячо стремились к тому, чтобы воля Господа была исполнена и помимо повседневной молитвы люди могли служить Богу в этих уникальных пещерных храмах, часовнях и кельях, которые наполнены чистотой и благоговением, столь необходимыми для полноценной духовной жизни. Их труды не прошли даром. Ведь до сегодняшнего дня каждый, кто посетит Белогорье (Воронежская область), монастырь, наполнится невероятной духовной силой. Белогорские святыни — это несокрушимый памятник народного духа.

29 июля — особый день для монастыря. Ежегодно в этот день совершается большой крестный ход. Все паломники проходят путь в 40 км берегами Дона. Первая ночевка — в селе Верхний Карабут, вторая — в Колодежном. 31 июля все участники собираются в Костомарово для того, чтобы на следующий день (1 августа) отпраздновать обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Официально монастырь открыли совсем недавно, в 2013 году.

Если есть такая возможность, обязательно нужно посетить Белогорье (Воронежская область). Монастырь открыт практически круглосуточно.

Как добраться?

 белогорский воскресенский монастырь

Воскресенский Белогорский мужской монастырь располагается по адресу: Воронежская область, с. Белогорье, хутор Кирпичи.

Добраться до него можно несколькими способами: на собственном автотранспорте, на пассажирском транспорте, на поезде или электричке либо по воде.

Для тех, кто едет на собственном транспорте из Воронежа, необходимо следовать по трассе М4. До Павловска должно оставаться около 15 км. Повернуть направо по указателю Россошь — Белогорье — Бабка. После поворота проехать еще 7 км до села Белогорье. Там лучше всего посетить Троицкий храм и спросить, по какой из дорог лучше добираться до монастыря.

белогорье пещеры монастырь

Путь может меняться в зависимости от времени года. Хутор Кирпичи удален от села Белогорье на 3-10 км, смотря какой выбрать маршрут. Если двигаться по трассе Воронеж — Луганск, то необходимо заехать в поселок Подгоренский, полностью его проехать, возле цементного завода повернуть на Павловск, до которого должно оставаться 30 км. Это самый удобный способ посетить Белогорье (Воронежская область). Монастырь — главная местная достопримечательность.

Также можно добраться на автобусе до Павловска, откуда пересесть на автобус до Белогорья, Подгорного, Россоши или Ольховатки. От Белогорья до хутора Кирпичи можно добраться пешком, пройдя 3 км.

Как добраться на поезде? Подходит любой поезд или электричка, следующая до ст. Подгорное. В поселке Подгоренском можно пересесть на любой транспорт, который отправляется до Павловска. Выйти необходимо в селе Белогорье.

Добраться до монастыря можно и по воде. В городе Павловске курсирует катер (правда, места необходимо заказывать заранее), который перевозит паломнические группы через реку Дон прямо к монастырю.

Существует множество способов, чтобы посетить Белогорье, монастырь (Воронежская область). Как доехать? Каким способом? Каждый может выбрать подходящий для себя вариант из представленных.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь. Любопытные факты

белогорский воскресенский мужской монастырь
  1. За какое-то время до закрытия монастыря в 1922 году было открыто уголовное дело. В ходе разбирательства следователь, который постоянно глумился над останками святых, заболел тяжелым кожным заболеванием и скончался. Многих поразила таинственная болезнь следователя Бориса Усатова. Он крайне пренебрежительно относился к этому святому месту, особенно к мощам Марии (основательница обители). Некоторые части его тела стали покрываться чешуей. Болезнь не смогли вылечить даже самые опытные доктора, и спустя некоторое время следователь умер мучительной смертью.
  2. Во время войны монастырь был полностью разрушен, но его пещеры служили надежным убежищем местным жителям. Также там собирались партизанские группировки.
  3. Особую значимость имеют для села Белогорье пещеры. Монастырь на них и расположен. Пещеры Белогорья считаются самым крупным монастырским подземельем в России, созданным искусственным образом. Сегодня большая часть пещер заброшена. Их длина с 2 км сократилась до 985 метров.

fb.ru

Воскресенский Белогорский мужской монастырь | Подвижники

Подвижники

Мария Шерстюкова

       В 1795 году, удручаясь краней бедностью и терпя поношения и презрение, она, как блудный сын, описанный в Евангелии, пришла в себя и решила покаяться. Для исповедания грехов своих и наставления, как спастись, она отправилась пешая в Киев, где жила, питаясь подаянием от христолюбивцев, ежедневно молясь у Лаврских святынь. Исповедалась она у иеромонаха, имени коего мы не знаем. Он благословил Марию на богоугодные труды, постоянную молитву, пост, сухоядение, всегдашнюю трезвость и непрестанное сокрушение о своих грехах. И как он бывал некогда еще бельцом в слободе Белогорье и знал о покрытых лесом меловых горах над рекой Дон, то советовал ей, избрав в этой горе уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием, по примеру преподобного Антония Киево-Печерского. Наставления духовника глубоко впечатлелось в ее уме и сердце, и она тогда же решилась исполнить его на самом деле.

Иоанн Тищенко

       Благочестивый старец Иван Алексеевч Тищенко — из слободы Разковая Богучарского уезда. Он пришел в пещеры еще при жизни Марии и начал копать свои особые пещеры, но с мыслью соединить их с прежде бывшими. Иван Алексеевич скончался и погребен в усыпальнице близ гроба Марии и наравне с нею свято чтился местными жителями и паломниками Белогорских пещер.

Монах Антоний

           Андрей Николаевич Васильченко (†20 июля 1876) более известен как монах Антоний. Родился в слободе Александрока. Помимо трудов пещерокопания до самой смерти проходил должность старосты пещерного храма. Антоний устроил себе в пещере келью, соорудил гроб и все время проводил в молитве и трудах.

Иаков Безмолвник

  Иаков Александрович Л. был из дворян Смоленской губернии, сын полковника. В младенчестве лишившись родителей, жил под опекой родного дяди, человека весьма невоздержной жизни. Он часто употреблял против отрока жестокости и наказания. Более всего терпел сирота, когда дядя был в нетрезвом виде, что случалось не редко. Чтобы избежать истязаний, мальчик часто убегал из дому и, голодный, бесприютный, скитался. Когда жестокость дяди усилилась, истязания сделались еще невыносимее, бедный одиннадцатилетний отрок выждал удбный случай и скрылся от дяди, направив свой путь к Саровской пустыни, где в то время сиял уже славою высоких подвигов преподобный Серафим. Ему-то, как отцу поведал отрок все свои скорби. Старец, прозревая в скитальце, следы небесного звания, указал ему высшую цель жизни. После продолжительных советов и наставлений отец Серафим благословил отрока на странническую жизнь и облек его в легкие вериги, советуя умолкнуть до конца жизни перед всеми. И вот с той поры монастыри и пустыни часто видели в стенах своих немого больного отрока с темными волосами, простиравшимися ниже плеч. В конце концов каким-то образом, а каким — одному богу известно, Иаков попал в Белогорские пещеры.

http://drevo-info.ru/articles/20730.html

 

www.belmon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *