Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа / Монастырский вестник
Первым настоятелем монастыря был игумен Кирилл. Исторические сведения о монастыре весьма скудны. Известно, что первоначально жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, но впоследствии был введен общежительный устав. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был причислен ко II классу. Число его насельников всегда было невелико и не превышало 30-ти человек.
Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII века настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 года эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 года, после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 гг. и потом с 1867 г.).
Монастырь был закрыт весной 1931 года (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году бывший настоятелем монастыря в 1926 году архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 годы архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 года.
После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию.
В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря.
4 ноября 1990 г. в возрожденной обители была совершена первая Божественная Литургия.
Первой настоятельницей монастыря была игумения Любовь (Якушкина М.В.). С 15 апреля 1992 года монастырем управляет игумения Варвара (Сажнева З.Ф.), одна из первых насельниц обители, принявших постриг в 1992 году и возведенная в сан игумении в 1993 году.Главный храм обители – двухэтажный Алексеево-Владимирский собор. Первый каменный храм был посроен в 1674 году. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX века обветшал и в 1879 году был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 годах по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Московского Алексия. Поэтому историческое название название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм — во имя свт. Московского Алексия. Двухэтажный храм и старинная колокольня — историко-культурный памятник XVII-XIX вв. федерального значения.
В 2015 году возобновлена церковь во имя прп. Сергия Радонежского, которая находилась в здании надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 гг., и бывшая домовой церковью настоятеля. Здание надвратной колокольни сохранилось частично, верхний ярус со шпилем разрушены в 1930-е годы, и на уровне второго этажа завершено пятью главками. В настоящее время в Сергиевском храме служатся ранние Литургии в воскресные дни и двунадесятые праздники.
С 1999 года к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик ее несет явные черты школы Б. Растрелли. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.
Ныне восстановлены все уцелевшие здания монастыря и построены новые: часовни (водосвятная – в 1992 году, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — в 2010 году, в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря – в 2007 году).
Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная.
Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.).
Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский.
Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 году с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII — нач. XX веков: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е годы и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 году их останки были перенесены на Коминтерновское кладбище, году покоились до 1993 года. Вместе с Воронежскими владыками погребен епископ Гродненский и Брестский Паисий (Образцов), в последние годы живший в Воронеже на покое.
В 2009 году на кладбище Алексеево-Акатова монастыря были перенесены честные останки блаженной старицы Феоктисты Михайловны (Шульгиной), особенно почитаемой воронежцами. Каждую неделю по понедельникам на могилах праведницы и архипастырей воронежских служатся панихиды.
Богослужение совершается в монастыре ежедневно. Начало Божественной Литургии в будни – в 7.30 ч. В воскресные дни, двунадесятые праздники и поминальные родительские субботы служатся две Литургии: ранняя – с 6.00 ч., поздняя – с 8.30 ч. Начало вечернего Богослужения (вечерня, утреня) – в 17.00 ч.
Ежедневно в обители совершается Божественная Литургия, возносится молитва «за град и люди». Священнослужители монастыря совершают церковные Таинства, произносят проповеди, духовно окормляют прихожан. Сестры обители читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших.
Проводятся экскурсии для иногородних поломников и жителей города, знакомящие с историей монастыря на фоне церковной истории края, касающиеся и духовно-нравственных вопросов современной жизни.
Реквизиты:
Местная религиозная организация Алексеево-Акатов женский Епархиальный монастырьг. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
394036, г. Воронеж, ул. Освобождение труда, 1-в
телефон/факс: +7(4732) 55-18-24
ОГРН 1033692003630; ИНН 3666060209; КПП 366601001
Р/С 40703810413000071167 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанка г. Воронеж; Кор. сч. 30101810600000000681; БИК 042007681
ОКВЭД 94.91; ОКПО 42615939
e-mail: [email protected]
monasterium.ru
Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь г. Воронежа Епархиальный женский монастырь
Шло время, и рядом с отшельником стали селиться такие же любители безмолвия, положившие начало будущей обители, за которой закрепилось называние Константиновой пустыни. Толшевской обитель стала называться, вероятно, потому, что находилась в глубине густого леса — в «толще» лесной.
В царствование Государя Алексея Михайловича в 1646 году Константинова пустынь получила царскую грамоту на владение землей. Эту дату можно считать началом официального существования монастыря.
Спасо-Преображенским монастырь стал называться по названию главного храма, посвященного Преображению Господню. Первоначально церковь была деревянной и, простояв до середины XVIII века, была разобрана. На ее месте в 1752-1759 годах выстроили новую каменную церковь, которая впоследствии не раз перестраивалась и свой окончательный вид обрела к концу XIX века.
Местоположение Толшевского монастыря, удаленность его от города и проезжих дорог, редкое посещение богомольцами обители, были особенно удобны для монашеского жития. В 1768-1769 годах здесь пребывал на покое святитель Тихон, оставивший управление Воронежской Епархией по причине расстроенного здоровья, наипаче же — ради уединенного молитвенного подвига. И хотя через полтора года святитель перешел в Задонский Богородицкий монастырь, о месте своего первого уединения он навсегда сохранил добрые воспоминания, говорил: «Здесь на монастырь походит, самая монашеская и уединенная здесь жизнь». И впоследствии еще два раза посещал полюбившуюся ему обитель.
В память о пребывании в Толшевском монастыре святителя Тихона на месте, где стояла его келия, в 1832 году была выстроена часовня (так называемая «киновия»), в которой хранились некоторые вещи, принадлежавшие святителю, и его прижизненный портрет. В годы гонений эти святыни были утрачены, часовня разрушена.
Сам же монастырь был закрыт и разорен в начале 20-х годов. Строения, находившиеся на его территории, передали Воронежскому государственному заповеднику. Келейные корпуса заняли под жилье. В храме в разное время размещались библиотека, мастерские, магазин, кинотеатр, в последние годы — клуб.
По рассказам старожилов, были явные указания свыше на греховность превращения дома молитвы в место увеселения.
Местные жители вспоминают, как в старину шли сюда босиком богомольцы и у колодца утоляли жажду, омывали дорожную пыль, чтобы чистыми вступить во врата святой обители. И ныне приходят сюда, чтобы очистить душу свою от наслоений житейской суеты, утолить духовную жажду, получить утешение и исцеление — к единому истинному Источнику, Утешителю, Врачу, к Богу.
С 1994 года в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре, месте освященном, некогда прославленном и впоследствии поруганном богоборцами, возобновлена монашеская жизнь. Этот год считается годом возрождения обители, ставшей теперь женской.
Монастырь восстанавливался трудами игумении Варвары (Сажневой), совмещавшей управление Алексеево-Акатовым женским монастырем г. Воронежа с устроением монашеской жизни в новообразованной обители.
В 2001 году настоятельницей монастыря была назначена монахиня Филарета (Ермачкова), которая управляла обителью до октября 2002 года.
С 2002 года по 2009 год монастырь был вновь вверен игумении Варваре (Сажневой).
В 2009 году настоятельницей назначена игумения Михаила (Сафонова), управлявшая монастырем до 2015 года.
В настоящее время монастырь находится под управлением игумении Варвары (Сажневой), в котором несут послушание 10 насельниц.
В обители полностью восстановлен Успенский храм (домовый), находящийся в Келейном корпусе, и частично главный храм монастыря – Церковь Преображения Господня (трапезная часть), в котором продолжаются реставрационно-восстановительные работы.
Корпус настоятеля (1842 г.) и Трапезный корпус (1886 г.) монастыря находятся на балансе Воронежского государственного заповедника и монастырю до сих пор не переданы.
Монастырь расположен на территории заповедника и по причине его удаленности от населенных пунктов имеет незначительное число прихожан и паломников.
В настоящее время для проведения всех необходимых реставрационных, ремонтно-восстановительных работ в целях сохранения и использования монастырского комплекса требуется как материальная помощь, так и помощь строительными материалами и рабочей силой. Ваше участие в ее нуждах – это помощь в возрождении духовных традиций нашего народа, помогающих обрести твердую нравственную основу и подлинный смысл жизни.
Реквизиты:
394080, г. Воронеж, Госзаповедник, Центральная усадьба.
Местная религиозная организация Спасо-Преображенский Толшевский женский Епархиальный монастырь г. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Игумения монастыря – игумения Варвара (Сажнева Зоя Федоровна).
Тел./факс (473) 259-79-11; 259-48-79.
ОГРН 1023600011930; ИНН 3661020530/ КПП 366101001, ОКВЭД 94.91; ОКПО 53152141,
Р/С 40703810213190000154, К/С 30101810600000000681, БИК 042007681, Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк г. Воронеж.
monasterium.ru
Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже — подробная информация с фото
Основные моменты
Поляна, на которой стоит монастырь, называется Акатовой (или Окатовой). Архитектурный ансамбль монастыря выполнен в византийско-русском стиле. В наши дни к монастырю примыкает резиденция воронежского епископа, включающая домовый храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы и Введенскую церковь.
При Акатовом монастыре находится резиденция епархии, перенесенная от Покровского собора из-за строительства здания академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Резиденция построена по проекту Станислава Гилева, выполнена из красного кирпича и находится на улице Освобождения Труда. В резиденции пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). При резиденции также находится домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.
История
Название монастырю было дано по имени первого святого русской православной церкви — Алексия, митрополита Московского. В 1620 году на воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкас. В честь этого события заложили Алексеевский храм. Имя святого выбрано не случайно. Именно в день победы над врагами по православному календарю свершается память о святителе Алексее.
Место для возведения храма выбрали пустынное, заросшее деревьями, в двух верстах от Воронежа. Изначально сюда хотели перевести ежегодно подтопляемый в половодье Успенский храм. Изначально монастырь был основан как пустынножительский и назывался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца» (согласно старинному документу называемому сказкой Феодосии).
В 1700 году Алексеево-Акатов монастырь объединили с Успенским монастырем, таким образом он стал единственной мужской обителью Воронежа. Он постепенно богател, приобретал значение в городе и при Екатерине II стал штатным, то есть получил содержание за счет государства.
В годы советской власти из монастыря были вывезены все ценности. Несмотря на это, в середине 1920-х годов Алексеевский храм монастыря стал центром религиозной жизни Воронежа. Монастырь просуществовал до 1931 года, его насельников регулярно арестовывали.
В 1960-е годы в монастыре открылись мастерские воронежских художников, в 1970 году монастырские здания передали краеведческому музею. Церкви монастырь был возвращен в 1989 году. В 1990 году он был вновь открыт как женский.
Монастырское кладбище
С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края . Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.
Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810—1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830—1895), учёный М. С. Цвет (1872—1919).
В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.
Святыни монастыря
Одна из самых почитаемых икон монастыря — икона «Живоносный источник», на которой изображена Богородица, выходящая из воды, с Иисусом на руках. В 1991 году этот образ был передан из Покровского кафедрального собора Воронежа. 7 сентября 1992 года в канун праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы икона впервые начала мироточить. Миро появлялось из жезла Богородицы и со свитка Младенца.
Целительной и чудотворной считается икона великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма), начавшая мироточить в 1997 году.
В том же 1997 году случилось чудесное обновление иконы святителя Питирима Тамбовского (духовный друг святителя Митрофана Воронежского), написанной в 1-е десятилетие XX столетия и переданная в дар Акатову монастырю в день его открытия от сельской приходской церкви. Вследствие неподобающего хранения икона была серой, буквы едва читались, лик слабо просматривался. В один из вечеров после службы было замечено, что образ посветлел, на нём заиграли краски, буквы стали золотыми, а фон приобрел голубой цвет. Во время Божественной литургии следующего дня образ стал мироточить.
Ещё одна икона Акатова монастыря источает миро с 1997 года. Это икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, также принятая в дар от сельского приходского храма. В 2002 году образ реставрировали, после чего он снова стал мироточить. Миро происходить из панагии святителя Тихона и жезла святителя Митрофана.
Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» является копией древней чудотворной иконы Афона, Русского Андреевского скита. У иконы есть тропарь и кондак: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В июне 1999 года икона начала источать миро. В течение двух дней из глаз образа струились струйки мира. Позже икона мироточила, но уже не так обильно.
Касперовская икона Пресвятой Богородицы также источает миро. 27 февраля 2002 года девять струек мира текли от руки Богородицы, свитка и головы Иисуса.
В церкви находятся иконы с частицами мощей священномученика Петра (Зверева), преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, в ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. 7 февраля 2004 года икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей перенесена была в Алексиево-Акатов монастырь. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. При этом событии митрополит Сергий заметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошёл в свою резиденцию — Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам — в их приходском служении, сестрам обители — в их монашеском делании, всем верующим — в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, — подчеркнул Владыка, — мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, — вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, — и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру».
Расписание богослужений
- Лето: ежедневно в 7.30 и 17.00.
- Зима: ежедневно 16.00 в зимний.
- В праздники и воскресные дни: в 6.30 и 8.30.
Как добраться
Добраться до Алексеево-Акатова монастыря можно пешком по набережной Массалитинова, на автобусе — до остановки «Ул. Освобождения Труда».
wikiway.com
«Воронеж. Алексеево-Акатов монастырь» — фотоальбом пользователя onegina17 на Туристер.Ру
Есть в моем любимом городе совершенно удивительное место… Здесь время остановило свой бег, замерло между прошлым и настоящим. Это удивительное место — Алексеево-Акатов женский монастырь или, если совсем уж правильно — АлексИево-Акатов женский монастырь — самое старинное, самое намоленное и самое светлое место в Воронеже.
Судьба монастыря протянулась через всю историю города. Были периоды вознесения и годы забвения, разрухи, запустения. Но выстоял монастырь, сохранил все, чем был богат и стал еще краше, еще лучше!
Нет места светлее и чище. Здесь хорошо лечить душу, уставшую от суеты большого города. Сюда спешат за последней надеждой, прося о здравии, о простом счастье, о прибавлении в семействе, вымаливают отпущение грехов. А потом идут, чтобы поблагодарить Бога за великую милость — монастырь творит настоящие чудеса и в нашем городе все это знают.
Да и просто завернуть в чудесные сады монастыря, сбежать от городского шума и гама, походить-погулять среди цветников, послушать колокольный звон и благодатную тишину этого места — лучшее лекарство для любого человека.
Монастырь основан в 1620 году, по обету горожан в благодарность за победу над многочисленными войсками литовцев и черкасс и является одним из самых древних монастырей Воронежа.
Сражение, решившее судьбу города, произошло в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси. Ему и был посвящен храм обители, отсюда и первое имя монастыря.
Строить монастырь решили на Акатовой поляне — безлюдной лесистой пустоши, в двух верстах от города. Это место и дало второе имя монастырю, хотя изначально он назывался «Новая пустынь Олексия Митрополита Московского Чудотворца» и впервые упоминается в «Сказках Феодосии».
Основателем стал игумен Кирилл и был монастырь изначально открыт, как мужской монастырь, с братством всего лишь из семи монахов. До начала 19 века Алексиево-Акатов монастырь был единственным мужским монастырем Воронежа. В те, старинные времена, монастырь состоял всего лишь из деревянной церкви, кельи для игумена и келий четырех старцев. История сохранила даже имена первых служителей монастыря.
К 17 веку монастырь разросся, имел в собственности крестьян, земли, сенокосы, рыбные ловли. На доходы с владений была выстроена в монастыре первая в городе каменная церковь, вместо деревянной.
Акатов монастырь вошел в городскую черту, вокруг него начали строиться дома богатых горожан.
В самом начале 18 века Акатов монастырь объединяется с Успенским, вместе со всеми угодьями, а настоятель монастыря принимает чин архимандрита. Число монахов выросло до двадцати человек. В это же время в монастыре появляется икона Божией Матери Троеручницы, написанная в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. Чудеса, совершаемые иконой становятся столь многочисленными, что она быстро приобретает статус чудотворной.
Век восемнадцатый становится веком расцвета монастыря: возводится второй этаж каменной церкви, организуются новые приделы, появляются чудесные иконы, растет число и авторитет служителей монастыря.
Во времена правления Екатерины Второй монастырь получает статус второго класса по значимости в городе, с выделением средств из казны на содержание. Во владение вошли озеро и восемь десятин земли. В это время в монастыре жил иеромонах Аввакум и задонский затворник Машурин.
В конце 18 — начале 19 века к монастырю пристроили трапезную, кельи, пекарню, корпус настоятеля, каменную ограду храма с двухъярусными башнями. Ведется и новая перестройка каменной церкви в византийско-русском стиле, на которую были пожертвованы деньги вдовы Аникеевой. Старый храм разбирается (в конце 19 века) и от него остается только колокольня, уцелевшая во всех передрягах и дожившая до наших дней. Сегодня колокольня официально признана самым старым строением в городе и датируется 1674 годом.
В самом конце 19 века строится колокольня, высотой почти 50 метров с 10 колоколами, самый большой из которых весил 5,3 тонны. Грандиознее сооружения в нашем городе просто не было.
К тому времени, когда в стране началась революционная смута, монастырь был богат, редкостно красив и имел огромное влияние на духовную и светскую жизнь Воронежа, к тому же по праву гордился колокольней, ставшей памятником допетровской эпохи.
Революция привела монастырь к краху, разрухе, забвению и опустошению. Еще в 1917 году из монастыря были изъяты все драгоценности, являвшиеся уникальнейшими предметами православия и отличавшиеся тончайшей художественной работой.
В январе 1930 года монастырь закрывают, по решению рабочих завода имени Коминтерна. Запрещается колокольный звон и колокола изымаются для переплавки. Их уникальнейший тембр и глубокий звук никто и никогда уже не смог повторить, как ни старались наши мастера через много-много лет.
В 1931 году монастырь закрывается, монахов просто разогнали. Имущество монастыря кануло безвестно. Иконы, редчайшие раритеты, были сожжены во время немецкой оккупации. Из всех икон удалось спасти только Живоносный Источник, сохранившуюся в Покровском соборе и возвращенную в монастырь в 1991 году. Чудотворная икона Божией Матери Троеручницы безвозвратно утеряна и судьба ее неизвестна.
Война довершила разрушения и после освобождения Воронежа строения монастыря использовались под жилье, конюшню и склады.
В 1960-е годы монастырь отдали под художественные мастерские, в 1970-х — в ведение Краеведческого музея.
Только в 1980-х годах началось возрождение монастыря. Не все удалось восстановить в том самом, первоначальном, виде.
В 1990 году, 4 ноября, монастырь открыт, как женский. Резиденция епархии теперь находится в Акатовом монастыре, перенесенная из Покровского собора.
В монастыре сегодня ведется привычная монастырская жизнь, служатся службы, бережно сохраняются традиции православия. Есть чудотворные иконы, творящие самые настоящие чудеса и источающие миро.
Если и есть в Воронеже настоящие реликвии, над которыми не властно время, то Алексиево-Акатов монастырь, самая важная наша святыня.
Для желающих посетить монастырь:
Адрес: Воронеж, ул. Освобождения труда (бывшая Введенская), дом 1В.
Телефон: (473)255-18-24
Богослужения: ежедневно, в 7.30 и 17.00 в летний период и в 16.00 в зимний.
В праздники и воскресные дни: в 6.30 и 8.30.
Гостиницы при монастыре нет, но принимаются группы паломников до 25 человек, желательно женщины, по предварительному согласованию.
onegina17.tourister.ru
Алексеево-Акатов женский монастырь, Воронеж
Древнейший и красивейший Алексеево-Акатов женский монастырь Воронежа первоначально был мужским. Сегодня он представляет собой маленький райский уголок и настоящую жемчужину города, куда хотят попасть многие православные верующие. У него очень богатая и интересная история, правда, связана она с трагическими и тяжелыми событиями. Все дело в том, что этот монастырь был основан в 1620 году. Именно в то время горожане дали обет, в случае победы над литовцами и черкесами построить храм. Сражение с врагами произошло в день памяти митрополита Московского и всея Руси святителя Алексия чудотворца. В честь него впоследствии и был построен храм на большой Акатовой поляне – глухой лесной возвышенности, находящейся недалеко от Воронежа, давшей название новосозданной обители. Так был основан будущий женский Акатов монастырь Воронежа, расписание богослужений и адрес которого будут представлены в конце.
Святая пустынь
Расположенный в городе Воронеже женский монастырь, фото которого представляют его во всем своем великолепии и благодатном благоухании, дополнили тем, что в 1999 году к нему отошла Введенская церковь. Она — одна из красивейших церквей города. В настоящее время в женский монастырь Воронежа приезжает много богомольцев, которые хотят поклониться воронежским новомученикам и святыням.
Что же касается истории, то первым настоятелем был назначен игумен Кирилл, который в 1600 году основал монастырь Успения Пресвятой Богородицы.
Найденный старинный документ о нем свидетельствует о том, что сначала на его территории были построены деревянные постройки — церковь, келья игумена и несколько келий для старцев.
Мужской монастырь
Будущий женский монастырь в Воронеже на Манежной изначально был построен на началах отшельнического жилья – пустынножительства. Тогда в братстве насчитывалось семь монахов вместе с настоятелем. Их имена удивительным образом сохранились: игумен Кирилл, Иосиф «черный поп», монахи-старцы Феодосий, Савватий, Авраамий, Лаврентий и Никон. Со временем число насельников увеличилось, так как был упразднен Успенский монастырь, оказавшийся в памятные дни пребывания Петра I в стесненных обстоятельствах, так как находился рядом с судоверфями.
C конца XVII и до начала XIX века Акатов монастырь был мужской обителью, которая долгое время оставалась единственной в городе.
Богородичная икона «Троеручница»
С именем архимандрита Никанора связано появление в будущем женском монастыре Воронежа святыни монастыря — чудотворной иконы Богородицы «Троеручница», представляющей список с древнего образа. Ее привезли из Новоерусалимского Воскресенского монастыря, откуда архимандрит начинал свое монашество, где был настоятелем в последние годы. Эта икона особенно любима воронежцами, они всегда верили в ее чудотворную силу.
Но в период царствования императрицы Екатерины Великой из-за ее церковных реформ число монастырей поубавилось. Алексеевский монастырь был отнесен ко второму классу. В его штат могли входить лишь 17 человек. Монастырю были оставлены 8 десятин земли и озеро для ловли рыбы.
Жизнь в обители
Женский монастырь Воронежа на Манежной адреса своего не меняет с 1620 года. С того времени мало чего известно о жизни сей святой обители. Но здесь стоит упомянуть богомудрого инока, насельника монастыря, почитаемого задонского старца схимонаха Агапита (тогда он был иеромонахом Аввакумом). Подвижник благочестия, воспринявший благословение от святителя Тихона и его причетного схимонаха Митрофана, подвизался жить в Алексеевской обители.
С женским монастырем Воронежа связано имя еще одного задонского подвижника, жившего несколькими десятилетиями раньше, — молодым дворянином Георгием Алексеевичем Машуриным, чья благочестивая жизнь и письма, неоднократно выходившие в печать, и влияли на спасение многих душ.
Оставшиеся сведения о монастыре XVIII-IX веков в основном касаются внешней и официальной стороны жизни обители. Более известными стали труды настоятелей по благоукрашению и строительству обители, а так же их духовно-просветительская работа, так как эта должность предусматривала совмещение с должностью ректора духовной семинарии. Монастырь с 1742 года был под управлением викарных епископов Острогожских.
Женский монастырь г. Воронежа
Вот, например, Архимандритом Илларионом (Боголюбовым) было составлено более полное для своего времени описание Воронежского Алексеево-Акатова монастыря (1859 г.). В конце XIX века произошел особый духовно-просветительский расцвет монастыря, благодаря деятельности преосвященного Владимира Соколовского, который обладал огромным миссионерским и педагогическим опытом.
Именно в это время в монастыре действовали Епархиальный училищный совет и Комитет православного миссионерства, учительская и регентская школа, где шли богословские беседы и чтения в сопровождении световых картин, обучался хор мальчиков (сам Владыка немало внимания уделял их воспитанию).
Обитель на протяжении всего времени своего существования строилась и благоукрашалась. Сначала была построена двухэтажная церковь, выполненная из камня (1804-1819 гг.), которая и по сей день действует и даже хорошо сохранилась. Нижний храм в 1812 году был освящен в честь Воскресения Христова (сегодня носит имя в честь святителя Алексия). Проект его создал губернский архитектор И. Волков. Деньги на строительство пожертвовала вдова Евдокия Аникеева. Колокольня обители на сегодняшний день является самой древней постройкой в Воронеже, датируемой 1674 годом.
Братия
О том, как жила монастырская братия, об их молитвенных трудах, тайных подвигах и утешениях мы почти ничего не знаем. Однако возрождение монастырской обители практически через сто лет свидетельствует, что труды и молитвы их были не напрасными. Жизнь монахов была сокровенна в Бозе и скрыта от людских глаз.
Страшные испытания, выпавшие на долю Русской православной церкви, не обошли стороной и Акатов монастырь. Когда многие храмы закрывались или забирались обновленцами. Ранее малоизвестный в 20-е годы Акатов монастырь стал центром духовной жизни города и местом пребывания епархиального архиерея. В 1926 году здесь же стал жить и митрополит Владимир (Шимкович), архипастырь, смиренный старец, который мужественно защищал Православие перед богоборцами существующей власти.
Подвижники веры
Поблизости находился дом, который есть и по сей день. В нем жил священномученик Петр (Зверев). Он недолго там жил, около года, но его служение в городе вписало яркие страницы в историю города. В монастыре Владыка часто проводил Богослужения и проповедовал. Послушать его собиралось много верующего люду, который любил архиепископа Петра, как истинного служителя православной веры, ее уставов и канонов. В то время монастырским настоятелем был архимандрит Иннокентий (Беда). Он был очень близким человеком для Владыки, его сотаинником и келейником. Их вместе и арестовали, а потом сослали в Соловецкий лагерь, где они погибли. Сначала в 1927 году — священномученик Петр, а в 1928 – архимандрит Иннокентий.
Аресты
Такую же чашу Христовых страданий в 30-х годах пришлось принять и последнему настоятелю Алексеево-Акатова монастыря архимандриту Тихону (Кречкову). Его арестовали по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстреляли в окрестностях Воронежа в день памяти пророка Илии (2 августа). Протокол его допроса был сохранен. В нем можно увидеть неоспоримые свидетельства его нерушимой веры и глубокой мудрости. Там было написано, что слов о том, что общение с безбожниками — это все равно что распинать Христа, он не говорил, и что, приезжая в села, он не вел разговоров о гонении на религию, хотя среди крестьян разговоры такие были.
Вместе со своим настоятелем мученическую смерть приняли и монастырская братия: иеромонахи Косма (Вязников) и Георгий (Пожаров), а также служившие в монастыре священники, Сергий Гортинский и Феодор Яковлев. В 2000 году их канонизировал Архиерейский Собор РПЦ как российских новомучеников.
Летом 1931 года обитель закрыли. Какие участи ждали его насельников, осталось неизвестным, никаких свидетельских документов об этом не осталось.
Времена забвения
А дальше на протяжении нескольких десятилетий новая власть святую обитель разоряла и предавала на поругание. Все монастырское имущество было уничтожено, богослужебная утварь и чудотворный образ Божией Матери Троеручницы бесследно пропали, библиотека и архив были изъяты.
Все здания будущего женского Акатова монастыря Воронежа были использованы для различных нужд и зачастую использовались самым неподобающим способом. Здесь были и квартиры, и склады, и художественные мастерские, и конюшни. Надругательства были и над могилами монастырского кладбища. В дальнейшем его сровняли с землей, на которой все заросло бурьяном. Осталась только одна колокольня, печально и одиноко возвышающаяся над скорбной картиной опустошенной обители. Уже только в 70-х годах колокольню взяли под охрану как исторический памятник и частично отреставрировали в 1986 году.
Открытие монастыря
В 90-х годах начались восстановительные работы на территории всего монастыря, когда по благословению российского патриарха Алексия II его передали в Воронежскую епархию, а затем открыли здесь женский монастырь. В день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1990 года) в храме наконец-то начали звучать молитвы Божественной литургии. В начале января 1992 годы десять сестер приняли первый постриг. Среди них была монахиня Варвара (Сажнева), которая вскоре стала настоятельницей, возведенной в сан игуменьи (апрель 1993 г.).
В настоящее время в монастыре служат и трудятся во Славу Божию уже полсотни сестер. Еще несколько постоянно живут недалеко на подворье обители, где ухаживают за хозяйством – коровами, телятам и разной домашней птицей. Сестры также обрабатывают и землю во время сезонных работ. С 1994 года монастырь в своей воскресной школе обучает детей от 5 до 15 лет Божьему Закону, церковно-славянскому языку, церковному пению и основам живописи.
Восстановительные работы
Много мощей богомудрых отцов, мироточивых икон и разных святынь хранятся в женском Акатовом монастыре Воронежа. Расписание богослужений может меняться, и тут надо быть внимательным, чтобы не опоздать на службу или, что еще хуже, — пропустить.
Теперь на территории монастыря уже все восстановлено: и храм, и колокольня, вновь построены келейные корпуса, часовня для водосвятных молебнов и часовня для новомучеников Воронежских с иконами, изготовленными из мозаики, и трапезная. Храмовые росписи в храме были заново выполнены. Вначале воронежскими иконописцами под руководством В. Гладышева был украшен фресками нижний храм, затем, над ними работал Елецкий иконописец В. Марченко. Когда работы завершились, освящение храма совершил митрополит Воронежский Сергий в день поминовения святителя Антония Смирницкого, местночтимого святого, прославленного в 2003 году.
Женский монастырь в Воронеже на Манежной: адрес, как доехать
Он находится в частном секторе рядом с водохранилищем возле Чернавского моста. Гостиницы в обители нет. Однако по предварительному согласованию на ночлег монастырь может вместить до 25 паломников, предпочтительно женщин. Также по согласованию принимаются и трудники.
Сегодня это райское место находится в покое под покрывалом Матери Божией. Много людей съезжается в женский монастырь Воронежа. Расписание служб здесь почти всегда одинаковое. По будням ранняя Литургия начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники совершаются две Литургии: утренняя первая в 6.30 и вторая в 8.30. Вечерняя служба летом начинается в 17.00, а в зимнее время — в 16.00.
Тем, кто интересуется, как попасть в женский монастырь Воронежа по адресу: г. Воронеж, ул. Освобождение Труда, 1В, надо подсказать, что добраться до остановки на Манежной можно на автобусе под номерами 6, 8, 62, 52, 79, 98, 101, а также на троллейбусе номер 8 или маршрутном такси 20, 77к, 104, 386.
fb.ru
Спасский женский монастырь с. Костомарово / Монастырский вестник
Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.
Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.
Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.
После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).
В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.
В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.
9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.
До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.
Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.
Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.
Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.
В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.
С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.
Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.
monasterium.ru
ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
основан в 1623 г. по благословению Патриарха Московского Филарета (Романова) старицей Марфой и 30 инокинями, жившими в Воронеже. На правом берегу р. Воронеж, рядом с острогом, над воронежским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем был построен деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (по монастырскому преданию, в 1623 Патриарх Филарет благословил новоучрежденную обитель Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия», до 1929 находившейся в Смоленском приделе монастырского Преображенского храма). Деятельное участие в устроении В. м. принимали воронежские дворяне, стрельцы и особенно донское казачество, в мон-ре постригались женщины из казацких поселений. В 1627 г. царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю крупное владение — земли на 50 верст по берегам р. Форосань (совр. Хворостань) с с. Форосань, дер. Избыльной (с 1629), пашнями, лесом, мельницами, перевозами, рыбными ловлями и пасеками.
Удаленность В. м. от епархиального центра в XVII в. (до 1682 обитель входила в Рязанскую епархию) зачастую приводила к произволу настоятельниц, к-рые бесконтрольно распоряжались монастырскими доходами и нередко обращались за помощью в управлении мон-рем непосредственно к казакам, минуя епархиального архиерея. Казачество, в значительной своей части принадлежавшее к старообрядчеству, оказывало большое влияние на жизнь мон-ря. В 1688 г. по подозрению в старообрядчестве была вызвана в Москву игум. В. м. Иулиания (Прибыткова), ранее сблизившаяся с известной на Дону ревнительницей «старой веры» старицей Капитолиной. Игумения была лишена сана и сослана в тихвинский Большой мон-рь Новгородской губ. Поступление в В. м. не принимавших пострига вдов, болящих, последовательниц «старой веры», а также получение руги не только на мон-рь, но и на каждую монахиню (не менее 2 р. на чел.) приводили к обмирщению внутримонастырской жизни. Кроме того, к кон. XVII в. тяжбы с жителями соседних поселений (в т. ч. г. Коротояка), претендовавшими на монастырские земли, разорили В. м.
С началом кораблестроительных работ в Воронеже (1696) около В. м. были устроены верфи, Немецкая слобода с евангелической кирхой, дворец Петра I и дома его приближенных. В. м. должен был содержать казенных рабочих лошадей. В 1699 г. игумения ходатайствовала перед Патриархом Адрианом о приписке обители к Патриаршим домовым мон-рям, но получила отказ.
В 1700 г. игум. Ирина, в связи с тем что «поблизости к адмиралтейству и дворцу… монастырю стоять было невместно», просила перевести В. м. за город. По указу Петра I 17 дек. 1702 г. и грамоте свт. Митрофана 23 дек. 1702 г. В. м. разместился в урочище Терновая Поляна, на правом берегу р. Воронеж, близ Нищей и Посадской слобод. Обители был отведен обширный лесной участок в 5 дес. В 1703 г. состоялось освящение монастырского деревянного Смоленского храма, в 1705 г. он был переосвящен в честь Покрова Пресв. Богородицы, в нем появился Смоленский придел, в 1751 г. храм был отстроен в камне.
Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)
Воронежский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)
Активные усилия по упорядочению иноческой жизни в В. м. прилагал первый Воронежский епископ свт. Митрофан (1682-1703). По его повелению игум. Ирина завела приходо-расходные книги. Близ Пятницкой ц. в Воронеже была поставлена часовня для сбора пожертвований в пользу обители. После кончины свт. Митрофана В. м. лишился доходов от переправ и рыбных ловель, у него «по государственному делу» была изъята часть крестьян, он должен был вносить в казну средства на жалованье «ратным людям», на «ямские прогоны» и на выкуп пленных, выплачивать деньги рабочим на верфях.
Лишенный большинства вотчинных земель и крестьян в 1764 г., В. м. не был закрыт по ходатайству перед Синодом Воронежского еп. св. Тихона Задонского. Мон-рь стал 3-классным с 17 насельницами по штату. В 1764 и 1772 гг. в В. м. были переведены монахини упраздненного усманского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, 10 апр. 1769 г.- насельницы сгоревшего елецкого Богородицкого мон-ря. С 70-х гг. XVIII в. послушниц принимали в В. м. при условии внесения значительных средств на пропитание и строительство кельи либо ее покупку. В кон. XVIII в. сверх установленной нормы в мон-ре находилось 50 чел. Состоятельные «послушницы» зачастую жили в обители, не принимая пострига, содержали большой штат прислуги, отказывались подчиняться игумении. Стремясь искоренить подобную практику, Воронежский еп. Арсений (Москвин) составил для благочинного воронежских мон-рей инструкцию, в к-рой оговаривал права настоятельниц жен. мон-рей, аналогичную инструкцию разработал 20 янв. 1820 г. еп. Епифаний (Канивецкий). В 20-х гг. XIX в. порядок в В. м. был восстановлен.
В 1788-1792 гг. в В. м. был построен каменный летний храм, освященный в 1799 г. (по др. данным, в 1803) еп. Арсением в честь Преображения Господня, с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы и Смоленской иконы Божией Матери. В 1814-1828 гг. храм был расписан, в 1872 г. капитально отремонтирован и освящен Воронежским архиеп. Серафимом (Аретинским). По описанию Ю. И. Успенского, Преображенская ц. представляла собой «обычный тип барочных, излюбленных Воронежем форм — восьмерика на четверике; но соотношение ширины восьмерика, почти равной нижнему четверику, полукруглый подъемистый купол, высокие полуциркульные окна восьмерика, наконец, ампирная обработка всех фасадов четверика… указывают на ее переходное значение от барокко к ампиру» (Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922).
В 1814-1828 гг. в В. м. были сооружены каменные колокольня и ограда. В 1832-1835 гг. шло строительство зимней ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских по проекту архит. А. И. Мельникова, в 1838 и 1842 гг. свт. Антоний (Смирницкий) освятил приделы храма во имя свт. Митрофана Воронежского и вмц. Варвары. Впосл. храм стал трапезным. В 1854 г. на 2-м этаже каменного больничного корпуса была устроена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», служба в ней совершалась на престольный праздник. В сер. XIX в. мон-рь посещали дружившие с игум. Смарагдой (Бегичевой; 1836-1866) В. А. Жуковский, И. С. Никитин и др. поэты.
К 1917 г. помимо храмов в В. м. находились каменный флигель, 2 ряда келий, служебные постройки. Мон-рю принадлежал странноприимный дом (1868) в Воронеже на Б. Алексеевской ул. (ныне Пролетарская), в к-ром в 1926 г. жил Старицкий еп. сщмч. Петр (Зверев). В нач. XX в. в В. м. жили 1017 чел. (игумения, 86 монахинь, 151 послушница, 648 прибывших на испытание и 132 обучающихся рукоделиям и грамоте).
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в марте 1922 г. губ. отд-ние ОГПУ конфисковало у В. м. напрестольные кресты, оклады икон. Осенью 1924 г. была закрыта Киево-Печерская ц., в к-рой разместился клуб им. М. И. Калинина. C янв. 1925 г. в бывш. монастырских кельях селились горожане. В окт. того же года губ. власти передали Преображенскую ц. раскольникам-автокефалистам (группа состояла из прот. Алексия Попова, протодиак. Симеона и диак. Виктора Сильченковых), тогда же они были запрещены в священнослужении Воронежским митр. Владимиром (Шимковичем). До 1929 г. в храмах В. м. служили свящ. Евгений Марчевский и сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. В мае 1929 г. В. м. был закрыт. В 30-х гг. мн. бывш. насельницы были репрессированы (вместе со сщмч. Петром (Зверевым), еп. Алексием (Буем) и др.). К 1941 г. были снесены Преображенская ц. и колокольня. К 2005 г. территория мон-ря (ограниченная с севера ул. Демократии, с востока ул. Пролетарской, с юга ул. Мало-Смоленской, с запада Солдатским пер.) застроена частными домами. Сохранились следы пилона от въездных ворот обители на углу Солдатского пер. и Рабочего городка.
Арх.: РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 587; ГА Воронежской обл. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 428; Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 1043; Ф. И-14. Оп. 1. д. 17; Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1951а; Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 402, 403; Ф. И-210. Оп. 1. Д. 16-27; ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 16967, 17699, 19568, 24705. Ист.: Зверев С. Е., свящ. Древние акты Покровского девичьего мон-ря. Рязань, 1890; Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ.: Воронежские писцовые книги. Воронеж, 1891. Т. 2; Никольский П. В. Переписная книга Воронежской епархии мон-рей 1702 г. // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 2; Никольский П. В. Архив Покровского девичьего мон-ря // Он же. Монашество на Дону. Воронеж, 1909. С. 74-82; Де Бруин К. Путешествие в Московию: (Отрывок) // Воронежский край XVIII в. в описаниях современников. Воронеж, 1992. С. 13-15. Лит.: Веселовский Г. М. Покровский Девичий мон-рь // Он же. Ист. очерк г. Воронежа: 1586-1886 гг. Воронеж, 1886. С. 31-33; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 105-107; 1886. Вып. 4. С. 105, 117, 166, 340; он же. Хронол. указ. церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886. С. 72-74; [Никольский П. В.] Воронежский Покровский девичий мон-рь // Воронежская старина. Воронеж, 1908. Вып. 7. С. 12-14, 163-182; Глазьев В. Н. Страницы ранней церк. и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у. // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 45-64; Акиньшин А. Н. Покровский девичий мон-рь // Он же. Храмы Воронежа. Воронеж, 2003. С. 135-142.Иером. Митрофан (Шкурин), А. Н. Акиньшин
www.pravenc.ru