Вологодское кружево как культурное наследие России
Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.
История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».
Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.
Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.
Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.
За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.
Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.
Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.
В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.
За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.
Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.
www.livemaster.ru
Вологодское кружево
Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века – из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда – Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В. Д. Веселова и В. Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К. В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, – все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В. Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой – скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Творчество еще одной выдающейся кружевницы – В. Н. Ельфиной – тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
В 2010 году в Вологде был открыт Музей кружева. Он разместился в двухэтажном каменном здании, памятнике архитектуры федерального значения начала XIX века. На первом этаже музея находятся выставочные залы, кружевное кафе, художественный салон-магазин, оформленные в современном стиле, а также учебный класс, где работает студия по обучению кружевоплетению. Основная экспозиция музея, построенная в хронологическом порядке, находится на втором этаже и занимает восемь залов.
Интерес к кружевному промыслу и к единственному в России Музею кружева постоянно растет. Уже дважды Вологда принимала гостей Международного фестиваля кружева Vita Lace. Благодаря фестивалю Вологда объединяет рукодельниц, художников, исследователей и ценителей вологодского кружевного промысла – самого массового кружевного промысла России.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
cultinfo.ru
Народные промыслы. Вологодские кружева.
Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
Кружево — удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие — народный. Первые — являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей — 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре — неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.
При ткачестве используется всего две нити — основная и уточная, при вязании — одна, а при плетении — множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Плетея — именно так называлась на Руси мастерица — закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря — набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках.
Вологодское кружево сегодня — это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписатьсяmypensiya.mirtesen.ru
Вологодское кружево | Журнал Ярмарки Мастеров
Один из центров русского севера — Влогда, славится своими кружевницами. С начала 19 века в Вологде и окрестностях развивается кружевоплетение. Почти что у всех дворян дворовые плетут кружево, копируя изначально западные образцы, привезенные из Франции, Голландии, Германии, Брюсселя. Организуются первые кружевные фабрики.
В середине 19 века вологодская кружевница Анфия Федоровна Брянцева изобретает новый способ плетения штучных изделий, который получил название «вологодский манер». Впоследствии ее дочь обучает этому способу плетения вологодских кружевниц.
После отмены крепостного права в Вологодской области появляется большое число кружевниц-надомниц. Плетут кружево и мужчины. Кружевоплетение превращается в промысел. Для многих крестьян кружевоплетение становится основным заработком. На фото вологодская кружевница 19 века.
В России организуются школы кружевниц. Одна из них — Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. Туда приезжают учиться мастерицы со всей страны, в том числе и из Вологды.
За историю своего существования изменялись условия труда вологодских кружевниц, преобразовывались и меняли свои названия организации, занимающиеся в Вологде кружевом, но сам промысел сохранялся, развивался и процветал.
Во время советской власти кружевом занимались художники- кружевницы, многие из которых получили образование еще до революции. Они придумывали узоры, разрабатывали схемы, продумывали технологию изготовления той или иной работы. Характерные для северных земель тонкие, резные узоры отражались, как в деревянном зодчестве, так и в кружевоплетении.
В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Очень тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием узоров.
На фото скатерть «Цветочная» 1920-1923 года авт. М.Н.Груничева
Во все времена существования этого промысла вологодские кружевницы выплетали мерные кружева. Мерным золотным кружевом украшали церковные предметы и одежды священнослужителей. На фото саккос 18 века и образцы мерного золотного кружева 17-18 века.
Использовалось мерное кружево и в украшении крестьянской одежды — рубах и передников. Из кружева выплетались целые предметы одежды для более обеспеченных горожанок, такие как манто, косынки, воротники. Выпускают кружевную одежду и в наше время.
На выставке представлено несколько образцов женской одежды, выполненной из кружева. На фотографиях вы видите манто кон. 19-нач.20 веков и тунику 1986 г. авт. Г.Н.Мамровская.
Также есть предмет мужского праздничного гардероба — кружевной галстук, который сплела одна из кружевниц своему родственнику на свадьбу.
Продолжая свадебную тему, хочется рассказать о платье 70-х годов прошлого века, которое мама с дочкой разработали и сплели самостоятельно к свадьбе дочери. Кружево в Вологде плетут почти все. Если это не является основной работой, то становится дополнительным заработком или хобби.
В советское время вологодские кружевницы занимали первые места в различных международных выставках со своими работами. Например, в 1969 году на ХХV юбилейной Международной выставке в Пловдиве объединение «Снежинка» было награждено Золотой медалью.
В 60-х годах прошлого века артели кружевниц Вологодской области были объединены в фабрики. А позднее фабрики объединились в Вологодское кружевное объединение «Снежинка», которое существует и поныне.
Потрясающие скатерти, занавесы и панно выплетали вологодские кружевницы в советское время. Из предметов быта они превращались в самодостаточные произведения искусства со своими художественными особенностями и отличиями.
На выставке представлена серия работ выполненная по сказкам Пушкина:
Панно «У Лукоморья» 1999г. авт. М.Ю.Пальникова, занавес «Сказка о царе Салтане» 1999г. авт. Г.Н.Мамровская, Т.Н.Смирнова, скатерти «Град на острове стоит» 1999г. Н.В.Веселовой и «Золотая рыбка» 1999г. А.Н. Ракчеевой. На фото первые две работы.
В изготовлении больших работ участвовали одновременно несколько плетей, так раньше называли кружевниц, сходных по манере исполнения, художественному почерку и темпераменту. Каждая кружевница выплетала свою часть работы, а потом все части соединялись в единое полотно.
За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны. Сотрудничество кружевниц с дизайнерами украшений позволило создать очень необычные, нежные и трогательные женские украшения с использованием плетеного кружева. Среди представленных на выставке — гарнитур ювелирный «Птицы» 1987г. авт. В.Д.Веселова, В.П.Кордюков и колье «Романтика» 1993г. авт. В.Д. Веселова
В настоящее время промысел продолжает жить. В манере вологодского кружева разрабатываются и выплетаются как хорошо известные и полюбившиеся изделия — мерное кружево, салфетки, воротники, так и модели современного назначения и дизайна, например, логотипы компаний.
В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет.
Богатство русской души, воплощенной в кружеве делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.
На фото панно «Вологда» 1986 авт. А.Н. Ракчеева.
В подготовке материала использованы:
— Вологодское кружево/Л.Д.Коротаева, А.А. Глебова, 2010
— Музей кружева:путеводитель/Сост. Ю.В.Евсеева, Е.Е.Гульнева, 2013
www.livemaster.ru
Вологодское кружево — Славянская культура
Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.
Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.
Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда — Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.
Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, — все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.
Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой — скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.
Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы — В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.
Вологодское кружево сегодня — это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» — постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.
Похожие статьи:
Ремесла → Вышивка. Восточно-славянские орнаменты
Ремесла → История Русских варежек
Традиции → Павловопосадские Узоры
Ремесла → Русское узорочье
Традиции → Этнокультурная семантика народного орнамента
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Вологодское кружево — история, известные мастера и произведения
То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.
Наталия Борисова
«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им по-прежнему восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения — «столицей русского кружева».
Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) — заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина. Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.
Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) — Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина
К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?
Скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Автор — В. Н. Ельфина. Лён отбелённый, коклюшечное кружево, сцепная техника плетения, d — 300 см. Из собрания Вологодского государственного музея-заповедника
И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева — «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).
Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»
Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира — на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.
Скатерть «Снежинка» в главной экспозиции Музея кружева. Вологда
Вологодский государственный музей-заповедник — один из счастливых обладателей уникальной «Снежинки», ставшей поистине драгоценной жемчужиной главной экспозиции Музея кружева, открывшегося в ноябре 2010 года в Вологде. Каждый год туристы со всего мира спешат посетить музей и познакомиться с богатой историей промысла, услышать мелодичный перезвон коклюшек и открыть для себя «кружевную сказку Вологды», воочию увидеть непревзойдённую красоту вологодского кружева, символом которой была и остаётся «Снежинка» — «нетающий иней» вологодского кружева…
Музей кружева в Вологде
Луиза Селянина
научный сотрудник отдела выставок и экспозиций Музея кружева
Музей кружева
Адрес: г. Вологда, Кремлёвская пл., 12
Режим работы: с 10.00 до 17.00, выходные дни — понедельник, вторник
Заказ экскурсий: (8172) 72-16-56, [email protected]
Сайт Вологодского государственного музея-заповедника: http://www.vologdamuseum.ru/
Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:
snegir.org
История рукоделий: вологодские кружева
История рукоделий: вологодские кружева
Автор: Наталия Горюшкина
Русские кружева — самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом «кружево». И это неспроста — история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак — знакомимся: вологодские кружева!
А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И — Вологда!
Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому … отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения — летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.
Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.
Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним — по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.
Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.
На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.
В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.
По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к «сцепным» кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными «сцепками» и «решетками», выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.
Но были и мастерицы — «мерницы», которые плели т.н. «парное» или «мерное» кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.
Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты — ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.
Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.
В 1936 г. при «Волкружевосоюзе» (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году.
Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёва, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно «Домик в Гори» (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес «Юбилейный» (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес «Русские мотивы» (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду «Гран-При»), панно «Спутник» (1959 г.), панно «Аврора» (1970 г.), панно «Стройки Москвы» (1970 г.) и др.
Еще одно известное в Вологде имя — В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки — скатерть «Ладья», в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.
Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть «Снежинка» (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение «Снежинка», созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.
Работы этих мастериц, как и десятков других, представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях — непременно загляните туда. Не пожалеете. Ведь Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
При подготовке использованы фотоматериалы сайта «Вологодские народные промыслы».
club.osinka.ru