Вологодское кружево это: Вологодские россыпи – Вологодское кружево

Содержание

Вологодское кружево: народный промысел — Щи.ру

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

Содержание:

(«Пыльник» для плетения)

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

(Плетение кружева)

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки;
  • шарфы;
  • платки;
  • кофты;
  • воротники;
  • салфетки;
  • перчатки и т. д.

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

Вологодское кружево

 

Вологодское кружево. История кружевоплетения

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.


Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как «верхушка», «острие», «кончик»).

Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в. Производили его во многих странах. Долгое время ведущее место в этой отрасли занимала Италия, затем ей пришлось уступить лидерство Фландрии (герцогству на территории нынешних Бельгии и Нидерландов) и Франции.


Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII в. Ипатьевская летопись сообщает о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.


С начала XIX в. наряду с кружевом ручной работы стало производиться и кружево машинное. Это убыстрило и удешевило процесс производства, но не привело к угасанию старой традиции. Ручная работа ценится выше, потому что художественное начало проявляется в ней сильнее. Прикосновение человеческих рук сообщает изделию особую выразительность и теплоту.

Виды кружев, инструменты и материалы

Известны две основные разновидности кружева, изготовляемого вручную: шитое иглой и плетенное на коклюшках. Кроме того, существовали кружева, изготовленные другими способами: вязаные (крючком, на спицах или тамбуром – петля в петлю), жемчужные (из жемчужин, нашитых на полотняную основу или из нанизанных на нить), бархательные (вырезанные из шелковой ткани), кованые (из золотых и серебряных нитей). Но все они являлись подражанием кружеву шитому и плетеному.


Наибольшее распространение получило плетеное кружево. Оно не столь трудоемко, как шитое, и свою популярность сохранило до наших дней. Право считаться его родиной оспаривают Италия и Бельгия.


Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.

Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек – иногда несколько сотен.


Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.


Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых – удерживать и закреплять нить при перевиве. Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.

Численное и сколочное кружево

В зависимости от приемов плетения различают кружево численное и сколочное. Численное считается самым древним и наиболее простым. Для работы над ним предварительно заготовленный рисунок не нужен. Его плетут, повторяя один и тот же узор по счету переплетаемых нитей.

Узоры в таком кружеве несложные: это геометрические фигуры или уподобленные таким фигурам, схематизированные силуэты растений, птиц, зверей. В прежние времена численное кружево чаще всего поручали плести детям.

Для сколочного кружева, в отличие от численного, необходим «сколок» – контурный рисунок, по которому будет выплетаться узор. Мастеров-художников, которые готовят такие рисунки, называли когда-то «знаменщиками». Рисунок наносится на плотную гладкую бумагу в виде точек. Эту бумагу прикрепляют к валику. В точки, обозначающие контур рисунка, втыкают булавки. Во время работы мастерица перемещает их по контуру рисунка.


Сколочное кружево бывает двух типов: парное и сцепное.


В парном и узор, и фон для него плетутся одновременно. Это трудоемкая техника. Орнамент здесь геометрический, состоящий из нескольких повторяющихся элементов. Парное кружево было широко распространено в народном быту. Его называли еще и мерным, так как плелось оно в виде полосы, от которой при продаже отрезали куски нужной покупателю длины. Такое кружево шло на отделку платьев, праздничных рубах, полотенец, свадебных постельных принадлежностей.


В сцепном кружеве основные элементы узора выплетаются тесьмой и соединяются между собой отдельно изготовленными «сцепками» и «решетками» с помощью вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно. Узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и создания техники (башенные краны, космические аппараты).


Вологодские кружева

Но какими бы сложными ни были изображения, все они состоят из нескольких элементов. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сами мастерицы называют ее «полотнянкой» или «вилюшкой». Тесьма вьется плавной непрерывной линией, которая нигде не перекрещивается. (Правда, в последнее время этот принцип уже не выдерживают столь строго, как раньше.) В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. «Насновки» – элементы в виде плотных овалов или квадратиков – заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность.


Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо «мороженой песней».

Кружевоплетение в Вологодском крае

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы.

Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Такими кружевами украшали наряды из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Использовались они и для отделки церковной утвари.

При Петре I мастериц кружевоплетения начали выписывать в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Галич, Ростов, Вологда, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань.


В 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств. После отмены крепостного права крестьяне стали более свободны в выборе рода занятий. Увеличился спрос на кружева. Их производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Немаловажным оказалось и то, что материалы и приспособления, нужные для плетения кружев, недороги. Специально оборудованного помещения мастерицам не требуется. В хорошую летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе. При необходимости им не составляет труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.


В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч.

По статистике 20% из них были девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружево плели и мальчики.

Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. В столичных магазинах вологодские кружева высоко ценились. Случалось, что их выдавали за иностранные, пытаясь увеличить тем самым стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними: по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.


В 1920 г. была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Важное значение для развития промысла имела профтехшкола, созданная в городе Вологде в 1928 г. Она готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Здесь были разработаны многие виды кружевных решеток, оригинальные образцы современных изделий. Этим Вологда выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла, где заботились главным образом о сохранении традиции. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз, который объединил более 50 артелей, расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского.


Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С неменьшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.


В 1964 г. в Вологде было создано кружевное объединение «Снежинка». Считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти «Снежинка» работы В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.


В1968 г. художники В.Д. Веселова, В.Н. Ельфина, К.В. Исакова, В.В. Сибирцева, Э. Я. Хумала стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Так были отмечены их заслуги в развитии традиций вологодского кружевоплетения. Эти традиции для них – как живая память, как связь времен. Вера Дмитриевна Веселова, например, родилась в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора.


Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.


Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского – между зырянами.


В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве. Из кружевниц около 20% подростки до шестнадцати лет. Девочку пяти лет уже сажают здесь за коклюшки и начинают приготовлять из нее будущую мастерицу.


Кружевницы работают обыкновенно от 8 часов утра до 12 часов ночи, или 16 часов в день.

Работница средней руки может заработать в день копеек 20. Заработок в 25 или 30 копеек считается уже большим, а в 40 или 45 копеек случайная редкость. Плетение кружев очень утомительно в физическом отношении. Конечно, привычка к сиденью с пяти лет значительно уменьшает вредное влияние кружевного ремесла, но шестнадцатичасовое сиденье должно сильно сокращать жизнь кружевницы.

Средства, необходимые для самостоятельного занятия промыслом, требуются весьма небольшие: подушка с коклюшками самая лучшая стоит около 70 копеек, коклюшки копеек 50 и станочек, на который ставят подушку, около 30 копеек – всего 1 рубль 50 копеек.


В последние годы все вологодские кружевницы, вследствие возвышения цен на жизненные потребности и сверх спроса развившегося промысла, живут в крайней нужде и безвыходной бедности. Они, не имея непосредственного сбыта своих произведений, находятся в постоянной зависимости от скупщиц, которые богатеют на счет бедных тружениц, работающих до изнеможения сил. Прямые сношения господ столичных торговцев кружевами по покупке кружев с здешними мастерицами могли бы весьма благодетельно повлиять на улучшение их быта и восстановить между предложением и спросом более определенные границы.


1882

 

Баранов С. Ю. Вологодское кружево // Культура Вологодского края: рукоделия и ремесла : (учебное пособие к факультатив. курсу для учащихся 9-10 кл. ). – Вологда, 2004. – С. 36 – 52.
 

Вологодское кружево — Ribka Anna — LiveJournal

Вологодское кружево — это нереальная красота, которая даже настораживает. А человеческими ли руками эта красота сотворена?
«Кружево — это песни девушек застывшие на морозе». И зимних сюжетов в вологодском кружеве много, и фабрика кружевоплетения носит название «Снежинка» http://www.snejinka.ru/
У меня не было безумного восторга или умиления перед экспонатами Музея кружева, они слишком совершенны. Технику кружевоплетения я и не пыталась бы освоить, потому, что это за гранью моего понимания:

А вот судьба кружевницы Анны Михайловны Лебедевой тронула.
История такова.
Некая помещица — Варвара Александровна Засецкая, хозяйка большого имения и любительница передовых технологий организовала первую в Вологде кружевную фабрику. Задумав создать её, помещица отправила одиннадцатилетнюю дворовую девочку Аннушку Лебедеву к своим родственникам, помещикам Окуловым в Пошехонье, где такая фабрика уже существовала. Возвратившись, Аннушка стала обучать ремеслу дворовых девушек. Кружево плелось на манер заграничного. Узоры Варвара Александровна выписывала, сама перерисовывала и отдавала Аннушке. Кружево использовалось на отделку платьев и белья для молодых барышень — дочерей Засецких, откладывалось им в приданое. Выплеталось не только аршинное кружево, но и воротнички, и чепчики, последние даже с золотыми и серебряными цветочками. Изделия использовались только на нужды семьи, а на продажу не шли, так как Варвара Александровна и её супруг и без того были достаточно богаты.
И все бы хорошо, но барыня не позволила своей первой кружевнице выйти замуж. Ведь замужней женщине не до кружев.
Доживала свой век Анна в богадельне при церкви, умерла в возрасте 79 лет.
(Частично из статьи «Ковыринская помещица» Пятницкий бульвар).

Иногда мне снится: в холод лютый,
Полушалком кутая лицо,
Крепостная девушка Анюта
Вышла на тесовое крыльцо.
И нельзя ей выйти на дорогу,
За деревню, где лежит лоза,
Чтоб не заглянула ненароком
Парню в бирюзовые глаза.
Всё равно не видеть тем глазам уж
Ни любви, ни дружбы, ни родства.
Кружевницы не выходят замуж.
Барыня не терпит баловства.
Стихи вологодского поэта Александра Сухарева


Музей кружева – филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Адрес: Вологда, Кремлёвская площадь, 12
Заказ экскурсий по телефону: 72-16-56
Сайт: www. vologdamuseum.ru

Музей современный, с компьютерами в каждом зале. Кроме экспонатов на стенах, в залах стоят витрины-комоды, у которых выдвигаются ящики, там под стеклом тоже лежат кружева. Это очень удобно и создается впечатление бесконечности экспонатов. Коллекция, конечно, очень богатая.
В музее есть сувенирный магазин. Вокруг музея ходят женщины, как сказала экскурсовод, бывшие работницы «Снежинки» — продают свои кружева. Но и в магазине, и у этих женщин кружево очень дорого. Поэтому как сувенир я его даже не рассматривала.
Но сегодня сотрудник, вернувшийся из вологодской командировки подарил мне салфетку с кружевом!!!

Вологодское кружево — достояние севера России

Главное

Вологодское кружево — особенное явление в искусстве народов Русского Севера. Оно известно по всему миру и долгое время представляло за пределами страны русское кружево. Плетется оно на деревянных палочках – коклюшках. Все основные изображения в нем выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных звездочками и розетками.

История

Считается, что художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. Но настоящим промыслом кружевоплетение стало в XIX веке. Поначалу это ремесло было популярно в дворянских домах. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. А плести кружево на вологодский манер первой стала Анфия Федоровна Брянцева. Ей удалось собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ стал необычайно популярен и сохранился благодаря дочери, которая передала искусство другим кружевницам.

Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. Кружево плели даже мужчины! В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году уже — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. А в 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», на котором изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, и многое другое.

Состояние

Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки, или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Во время работы кружевницы (на Руси их называли плетеями) используют до шестидесяти нитей. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Плетея закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Затем используется куфтырь – набитый соломой матерчатый барабан. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. В нем – секрет узора, у каждой мастерицы он свой. Она вставляет булавки в дырочки на сколке и перекидывает коклюшки, таким образом, переплетая нити.

Впечатления

Кружевная фирма «Снежинка» работает по сей день. В ней трудятся профессиональные кружевницы и опытные художники. Там же открыто профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц. Кружевные изделия – один из самых известных брендов Вологодской области, поэтому они в больших количествах представлены в сувенирных магазинах.

А в 2010 году в Вологде открылся Музей кружева. В нем можно увидеть более 500 разных предметов, рассказывающих о развитии традиционного художественного промысла Вологодчины. Также посмотреть на вологодское кружево предлагается в Вологодском музее-заповеднике, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и музее кружевной фирмы «Снежинка».

 

{{objectCandidate. short_description}}

Привязан к брендам:

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Вологодское кружево – «воздушное чудо» северного рукоделия — Легпром

«Вологодское кружево» – эти слова, сами по себе, вызывают особое, почти неосязаемое желание, прикоснуться к рукотворному чуду. Богатство и разнообразие узоров, ажурные линии и причудливые ритмы орнаментов – неслучайно это северное рукоделие известно по всему миру, олицетворяя собой всю славу русского кружева. Его называют «нетающим инеем», «воздушным чудом» и «мороженой сказкой» народных промыслов России.

О вологодском кружеве сложены стихи и песни, выпущены книги и сняты фильмы, но немногие знают, что знаменитое плетение, на самом деле – родом из Европы. Первое заморское кружево – из золотых и серебряных нитей – узнали на Руси в 16 веке. Лишь спустя столетие в народе появилось собственное, льняное, кружевоплетение. Кстати, в старину его называли, не иначе как «женским замышлением» или «кружИвом» (что значило – «окружать» наряды отделкой).

Первая кружевная фабрика была создана под Вологдой только в 1820 году – ее открыла помещица Засецкая в сельце Ковырино. Как правило, кружевницы («плетеи») работали целыми династиями и неплохо зарабатывали, но проводили за плетением по 16 часов в день. Кстати, в прошлом кружевоплетением занимались не только женщины, но и мужчины: в 1910 году в Вологодской губернии их насчитывалось 245 человек. При этом, кружевниц, разумеется, было в разы больше – около 40 тысяч.

Ремесло, как и сегодня, не требовало больших вложений: куфтырь (валик), коклюшки (можжевеловые или березовые палочки), сколок (схема, по которой выплетается узор), булавки и кусок льна.

Как отличить настоящее вологодское кружево? «Фирменный продукт» местных мастериц – сцепное кружево: его основные элементы выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными «решетками» («сцепками»), которые изготавливают при помощи вязального крючка. В одном узоре может переплетаться до 100 нитей.

В качестве сюжетов в Вологде чаще всего используют абстрактные орнаменты или цветочные мотивы. Самое известное изделие вологодских кружевниц – бесспорно, скатерть «Снежинка» Виктории Ельфиной. Она не только стала «визитной карточкой» местного кружевного промысла: своим названием ей обязано и Вологодское кружевное объединение, которое по сей день объединяет мастериц со всей округи. За свои уникальные «воздушные картины» вологодские умелицы не раз привозили золотые медали и Гран при из Чикаго, Парижа, Филадельфии и столицы кружева – Брюсселя.

Сегодня вологодское кружево – как и любая уникальная ручная работа – продолжает высоко цениться не только в России, но и далеко за ее пределами.

Особенности Вологодского кружева — мотивы, нитки и рисунок

Главная7 особенностей вологодского кружева

Вологодское кружево самобытно и многообразно по своему сюжету и технике выполнения.

Это явление народного искусства с мировым признанием, оно олицетворяет славу русского кружева.


Сегодня восхитительными изделиями из него украшают головные уборы, одежду, столовое и постельное бельё, женские сумочки и даже валенки ручной работы.

Вологодское кружево – какое оно?


Чтобы выбрать вологодское кружево, стоит знать некоторые тонкости.

№1. Рисунок. Главной особенностью, которая отличает вологодское кружево и остальные — оригинальный рисунок на фоне узорчатого плетения.

№2. Скань. Примечательно, что рисунок этот вывязывают толстой нитью (сканью). Мастера предпочитают использовать белую скань, реже – цветную.

№3. Мотивы. Популярен растительный мотив главного рисунка, так же мастерицы удивляют тонкостью своей работы, вывязывая причудливые творения. Это и животные, и логотипы, и гербы, и даже архитектурные объекты.

№4. Цветы. Характерны для вологодского кружева и выразительные узоры из цветов (пятилистные или семилистные). Такие цветы радуют глаз сами по себе и в сочетании с другими декоративными элементами.

№5. Решётки. Вологодское кружево встречается двух видов: без решёток и сними.
В первом случае узоры рисунка плотно примыкают друг к дружке и в некоторых местах они соединяются тонкими решётками или шнурками. Во втором – решётки пропускающие свет, столь же важны, что и детали орнамента. Главный узор смотрится выигрышнее на фоне ажурных деталей.

№6. Нитки. Вологодское кружево плетут только из натуральных нитей, как правило из льняных и хлопковых. Количество нитей для отдельных элементов превышает иногда 50 штук. Нитки наматывают на специальные палочки – коклюшки, затем творят по эскизу. В результате – сказочной красоты изделие.

№7. Символика. Узоры вологодского кружева ни с чем не спутаешь, символизирующие чистоту, гармоничность и сиюминутность.

Если вы до сих пор не счастливый обладатель вологодского кружева, заказывайте миниатюрное изделие: воротничок, салфетку, галстук.

Прикоснувшись к нему, вы ощутите тепло ручной работы и почувствуете приобщение к прошедшим эпохам, в которых кружевом восхищались и ценили.

Звоните и заказывайте по телефонам:
+7(495)744-1041, (812)313-2450, (863)256-1001
Вместе мы подберем приятный подарок для Ваc, друзей и близких!

Каталог изделий из Вологодского кружева
Вологодское кружево в интерьере
Адреса магазинов


7 особенностей вологодского кружева
Вологодское кружево самобытно и многообразно по своему сюжету и технике выполнения.
Это явление народного искусства с мировым признанием, оно олицетворяет славу русского кружева.
Сегодня восхитительными изделиями из него украшают головные уборы, одежду, столовое и постельное бельё, женские сумочки и даже валенки ручной работы.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:   


Связанные разделы: Вологодское кружево

Корреспондент «РГ» увидел, как делается вологодское кружево — Российская газета

Вологда — это город, где до сих пор не строят здания выше колокольни Софийского собора.

Где состоятельные бизнесмены, возводя для себя коттеджи в дорогом «тихом центре», не жалеют денег на резные палисады, наличники, карнизы и коньки.

Где поворот с главной дороги очаровательно называют «отвороткой» — разумеется, со всеми старательно проговариваемыми, выпуклыми «О».

Где молодежь, собравшись летним вечером, поет под гитару: «Где же моя темноглазая, где», только по-английски.

Где бабушки на праздники с головы до ног одеваются в роскошное фамильное кружево, мамы плетут своим дочерям свадебные платья из кружева, а девчонки носят кружевные сережки.

Где вообще очень, очень, очень много кружева.

— «Все в ажуре» — это ж наша поговорка, вологодская, — говорят местные жители. — С девятнадцатого этак века. Про кружево. Если в доме много кружева, значит, в семье достаток, значит, все хорошо.

Вряд ли, конечно, поговорка прямо-таки вологодская, но тут явно не тот случай, когда стоит спорить.

Плетение кружева — это очень мелодично. Деревянные коклюшки в руках мастериц отстукивают быстрый ритм. У каждой свой. У одной — лошадиная рысь, у другой — молотящий по крыше дождь, у третьей — танго. И звук разный: легкие еловые коклюшки — позвонче, плотные кленовые — поглуше. Вологжане, выросшие в семьях кружевниц, объединены одинаковыми детскими воспоминаниями: о том, как славно засыпалось под перестук маминых или бабушкиных коклюшек.

Пальцы перекидывают коклюшки с непостижимой скоростью, так что сделать фотографию рук мастерицы никак не удается — картинка раз за разом выходит смазанной.

— Садись попробуй, — пускает меня на свое место кружевница Людмила. — Ногой придерживай пяльцы, валик поворачивай так, чтобы вести узор на себя. Будешь делать самый простой элемент — плетешок. Всего четыре нитки, детсадовец справится. Раз — перевила коклюшки между собой попарно, два — перекинула крайние из руки в руку. И подтягивать не забывай, не рыхли. Перевить — сплести, перевить — сплести… Мда, хватит, вставай, буду за тобой распутывать.

Кружевное дело — небыстрое. За восьмичасовой рабочий день хорошая мастерица может выплести лоскут максимум размером с две ладони. Готовые изделия считают не в сантиметрах и не в граммах, а в часах: «Вот полностью кружевная скатерть на тысячу часов, а вот полотняная с кружевной оплеткой — на двести»…

— Как у композитора есть семь нот, так у кружевницы — четыре элемента, — рассказывает вологжанка Наталья. — Вилюшка — бесконечная лента, которая, собственно, и выстраивает основной узор. Насновка — небольшой плотно сплетенный овальчик. Плетешок — шнурочек. И сетка. Впрочем, последнюю в вологодском кружеве не используют, она скорее характерна для елецких мастеров. При помощи этих элементов можно сплести все. Действительно все.

Чтобы понять, масштаб этого «всего», стоит зайти в вологодский музей кружева. Здесь, пожалуй, самый интересный зал — тот, где собраны работы 1920-40-х годов. После революции всерьез обсуждался вопрос, нужно ли государству такое буржуазное и мещанское искусство как кружевоплетение. К счастью, решили, что да, нужно. И кружевницы с воодушевлением принялись осваивать новые узоры.

Снежинки и цветы заменили кружевные самолеты, парашюты и трактора. Кружевные Ленин со Сталиным в Горках — пожалуйста! Кружевной Лев Толстой — запросто! Кружевные гербы всех союзных республик — к юбилейным заседаниям, кружевные барашки и коровки — к выставке достижений сельского хозяйства. А вьющаяся кружевная надпись в полстены: «Губкустпромсекция» — это как раз о новых буднях мастериц. В организацию с изящным названием «Губернская кустарная промысловая секция» в ранние советские годы входили и артели кружевниц, и другие предприятия декоративно-прикладного толка.

Есть еще и такой изыск как кружева для самолетов. В свое время специально для дипломатического Ту-104 вологодские рукодельницы выплетали накидки на кресла и шторки на иллюминаторы. Говорят, иностранцы обалдевали от такой роскоши.

Приходят в восторг заморские гости и сейчас. Специально приезжают в не слишком удобную для международного туризма Вологду, ходят по кружевным салонам, щупают, примеряют, ахают и, заплатив очень немаленькие деньги, увозят в дальние страны неземной красоты скатерти, жилеты, шляпки, зонтики, перчатки…

— Ну уж у вас-то дома точно все в ажуре? — спрашивала я кружевниц одного из вологодских предприятий.

— Смеешься? — отмахивались те. — Тридцать лет с утра до вечера за пяльцами, да еще и для души кружево плести? Может, небольшая салфетка найдется, и ту дочка на уроке труда смастерила. Ну да, у нас всех девочек в школе этому учат. Иначе было бы как-то не по-вологодски.

P. S.

Есть такая давняя байка, что «дом, где резной палисад» — это вологодский кожно-венерологический диспансер. Мол, когда писалась песня, других домов с палисадами в городе просто не было.

— Глупости, — несколько раз сказали мне вологжане. — Резных палисадов у нас всегда было много. А тот, что возле КВД, кажется, и вовсе уже снесли.

— Ну хорошо. А «темноглазая» у вас откуда? Как-то это не очень вписывается в образ типичной вологжанки.

— Очень даже вписывается! Темные глаза — это не черные и не карие. А глубоко-синие. Как вечернее небо, как вода реки Вологды. Классическая русская красавица.

Вологодское кружево — Главная | О регионе | Вологодские специальности | Вологда Кружево

Вологодское кружево снискало заслуженную славу и мировое признание своей высокой художественной ценностью, богатым орнаментом и прекрасным исполнением. Самые ранние дошедшие до нас кружева относятся к 17 веку. Кружево, сотканное из золотых и серебряных нитей, украшало богатую гражданскую и церковную одежду и использовалось в основном знати.

Вологодское кружево — разновидность русского кружева, плетеного на коклюшках. Непрерывная плавная линия, которая никогда не пересекает и не образует узор вологодского кружева, представляет собой плетеную тесьму (вилушку) по тонкой ажурной сетке.

Вологда всегда была одним из главных центров русского кружева фриволите, а в 19 веке стала самым известным из них. Именно тогда кружевницы начали плести кружевные узоры в виде чудесных звезд и снежинок. Вологодское кружево напоминает иней на зимнем стекле, который исчезнет под первыми лучами мартовского солнца.Это похоже на тонкую паутинку, которую порвет ветер. Они подобны символам чего-то невинного и сиюминутного.

В начале ХХ века вологодское кружево приобрело отличительные художественно-стилистические особенности. Богатство и разнообразие орнамента, четкая легкая линия рисунка, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов отличает традиционное вологодское кружево.

На Всемирной выставке в Париже в 1937 году Вологодское кружевное объединение получило приз за новизну и художественность кружевных изделий; На Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено Золотой медалью.

Современное развитие кружевоплетения в Вологде и в России связано, прежде всего, с кружевной фирмой «Снежинка». В фирме работают кружевницы и профессиональные дизайнеры. Кружево сплетено вручную с помощью коклюшек. Как и несколько веков назад, он олицетворяет славу русского кружева, его безупречное качество и стиль. Кружевные изделия пользуются большим спросом как в России, так и за рубежом. Ассортимент продукции очень широк: элегантные панно, салфетки и скатерти как из костяного, так и из крючкового кружева и тончайшие платья ручной работы — легкие пелерины, кардиганы, накидки, шарфы, блузки и жакеты.


Вологодское кружево

Вологодское кружево — уникальный вид украшения в русском народном искусстве, поражающий богатством и разнообразием линий, орнаментов и узоров. В этой статье мы расскажем об особенностях вологодского кружева и его происхождении.

Истоки

Согласно историческим источникам, создание вологодского кружева как домашнего промысла можно отнести к XVII веку.Тогда вологодские мастера только начинали осваивать кружевоплетение, со временем эта техника получила свое развитие и в странах Европы. Это также повлияло на развитие русского кружевного промысла как ремесла.

В 1820-е годы во многих помещичьих имениях под Вологдой стали создаваться центры кружевоплетения, где крепостные девушки ткали кружевные бейки на платья дам в Москве и Санкт-Петербурге. Кружевное украшение одежды было в моде во многих странах Европы.

Кружевное плетение становилось все более популярным.Если к концу XIX века плетением кружев занимались четыре тысячи женщин, то к началу XX века их число увеличилось почти до сорока тысяч человек. Также было открыто профессиональное училище, где обучали кружевоплетению, а в Вологде был основан кружевной союз с собственной художественной лабораторией.

Сначала мастера ткали кружево, которое использовалось для украшения одежды, а затем мастерские стали производить большое количество изделий за штуку: салфетки, перчатки, скатерти, шарфы, занавески и покрывала из кружева.

Выкройки вологодского кружева

Кружевницы часто использовали природные мотивы или различные цветочные узоры. Их вдохновляла природа, поэтому они постарались отразить ее в своих работах. Со временем добавились и другие орнаменты, появились геометрические фигуры, треугольники, квадраты. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий сетчатый фон.

Есть еще такие выкройки как:

  • Фарфорики
  • Паук
  • Косорядка
  • Мельница
  • Путь
  • Черепаха
  • Рыба
  • Бур

Вологодское кружево сегодня

В последние десятилетия многие люди все больше интересуются кружевным ремеслом.В Вологде есть музей, где можно полюбоваться уникальными изделиями из кружева. Для тех, кто хочет попробовать кружевоплетение, существует большое количество мастер-классов как вживую, так и в Интернете. Вологодское кружево — это кропотливая работа. Однако видов плетения много, и вы можете попробовать любой из них.

Вологодское ремесло получило широкую известность в России и за рубежом. Вологодское кружево можно назвать уникальным; они привлекают в Вологду множество туристов, а работы вологодских кружевников и мастеров завоевали призы на многих европейских выставках.

Вологодское кружево

Вологда кружево — разновидность Русское кружево плетеное с коклюшками. Непрерывная плавная линия, которая никогда не пересекается и образует узор из Вологда кружева , представляет собой плетеную тесьму (вилушку) поверх тонкой ажурной сетки. Вологда бобина кружева плетение относится к 16-17 векам века , но само ремесло развилось в 1 квартале года 19 века века .

Никто не знает, как эта чудесная поделка появилась в Россия . На этот вопрос разные исследователи дают противоречивые ответы. Родоначальниками Вологда кружева по праву можно считать Голландию, , Германию и даже Испанию. Собственно говоря, не так уж важно, чей корабль был , первым доставившим драгоценное кружево в Россия . Драгоценен в прямом смысле. Иностранный кружево было плетено из золотые струны предназначены только для людей, обладающих авторитетом .

Но Россия — непредсказуемая страна . Если английская механическая блоха упадет в руки наших мастеров, то будет заземлена. Прежде чем правящая клика успела продемонстрировать иностранные ценности, наши мастера самостоятельно сшили кружева : золотое — для более обеспеченных, а серебряное — для людей среднего достатка; железо для тех, кому не по карману благородные металлы. Позже провинциалы слышали о этой новинке.(Учитывая, что умный язык доставит вас куда угодно в Россия ). Сотни мастеров из разных регионов начали создавать разные выкройки из кружева . Потом стали накладывать частично подзабытую льняную нить и поразили весь мир белоснежным, легким, как пух, русским кружевом .

Country кружевницы начали вязать в раннем возрасте. Кружевницы заработали 20 рублей года .На тот момент приличная сумма в денег . Достаточно сказать, что в конце XIX века килограмм масла стоил 50 копеек, а мяса — всего 14. Впрочем, на продажу тогда кружева вышло мало кто. Сделали для себя или в подарок. Если девочке унаследовали шнурок от матери или бабушки, можно было продать его и получить чеканные посеребренные серьги — кольца ; дюжина веретен и пара хороших гребней.

Научиться плести кружево довольно сложно, но сложнее накрасить.И прежде, чем девица накатит первую кружевную косынку , еще одна кружевница должна вложить в эту работу душу и сердце. Lace Дизайн — незаметная и почти забытая работа. Практически никто не знает, какие чудесные секреты есть у этих людей.

В ткачестве используются две нити: основная и дробленая; одна используется в вязании, а много ниток во фриволите. Иногда их количество может достигать 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную шпульку, своего рода палку.Плетея, так звали кружевницу , закрепляет шнурок на шпульке, кладет ей на колено и немного раскатывает, пока на ее место не встанет нитка. После используется куфтыр, разновидность барабана, набитого соломой и сделанного из текстиля. Он закреплен на специальной подставке, предварительно обмотанной бумажными листами , которые очень важны при изготовлении кружева . Вставляя булавки в отверстия и накидывая на шпульки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта определяет компьютерную программу, так и лист бумаги определяет узор кружева .

Вологда всегда была одним из основных центров русского кружева фриволите, а в 19 веке стало самым известным. Именно тогда кружевницы начали ткать кружева узора в виде чудесных звездочек и снежинок. Вологда кружево напоминает иней на зимнем стекле, который исчезнет под первыми лучами мартовского солнца. Это похоже на тонкую паутинку, которую порвет ветер.Они подобны символам чего-то невинного и сиюминутного. Подобно лилии мадонны, Вологда кружево могло стать символом невинности.

На самом деле, в старину невесты сами тесьли кружева для приданого. Дом невесты всегда украшали ажурные «постилальники», «убрусы», специальные полотенца и «наспичники» для будущего жениха. А само плетение кружево было названо «женской схемой».

Русская лаковая миниатюра — Вологодское кружево

ологодская область известна как рассадник искусств и ремесла на Русском Севере.В XIX-XX вв. развиты такие ремесла, как резьба по дереву и роспись. из дерева и бересты, фигурное ткачество и рукоделие, чернь и керамика. Но по-настоящему всемирно известной стала Вологда. кружево.
С конца XVIII века кружево Производство развито как в г. Вологде, так и в области. Вологда кружева всегда отличались характерным орнаментом.Их линии плавные и плавные. Даже геометрические узоры стать округлыми. Их конструкция обобщена, часто встречается просто намек на настоящий прототип. Основная особенность тех шнурки это деликатес. Местные кружевницы создали множество прозрачных сети, служившие грунтовкой, и типы шнурков, которые выглядели как морозное окно или цветущий сад, или луг полный цветов.Но они не похожи на паутину. Сделано из фирмы льняные или хлопчатобумажные нити, вологодское кружево прочные и увесистые.

Кружевной бордюр
Начало ХХ века

Изготовление кружева было считается респектабельным и прибыльным.Даже члены богатых семей занимались торговлей. Дворяне и зажиточные механики обучали своих дочерей плетению кружева как в изобразительном искусстве. Женщины из бедной шляхты семьи и вдовы работали сверхурочно круглый год. Но большинство кружевниц было представлено жителями мансард и подвалов.
Лен всегда был любимым продуктом это традиция.Либо коричневый (небеленый), либо белоснежный обладает шелковой упругостью и блеском — так его часто называют «северный шелк». Льняные шнурки красивы и прочный. В наши дни вологодские кружева также изготавливаются из хлопка. или, реже шелк, иногда с металлическими нитками, как метанит или люрекс. Издавна в Вологодской губернии использовали для изготовления как многопарных шнурков, так и гипюра.В каждом регионе своеобразны не только шаблоны, но даже методы и инструменты.

Шнурки намотанные
Начало ХХ века

В конце XLX век огромное количество платков и платков, пелерин изготавливались головные уборы из черного и золотистого шелка. в Вологодской губернии.Даже члены богатых семей были участвует в торгах. Дворяне и преуспевающие механики обучены их дочери плетут кружева как своего рода изящные искусства. Работали женщины из бедных дворянских семей и вдовы. долгие часы круглый год. Но большинство кружевниц был представлен обитателями чердаков и подвалов. В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевом на купить модные платья.В конце XIX века писатели отметьте «чрезмерное пижонство» крестьянок одежда, их тоска по одежде горожан — шелк и шерстяные стильные платья, пальто с меховыми воротниками.
В то же время во многих районах женщины Вологодской губернии носили старинные народные костюмы: рубахи. с декорированным краем, юбки со шнурками и тканым орнаментом.Белоснежные многопарные шнурки дополнили яркими цветные нити, которые перекликались с яркими красками орнаментированных ткань. Женщины часто надевают рубашки с украшенным краем в время сенокоса и других видов коллективного труда. Знаток вологодских кружев С.А. Давыдова описывает одно. местных обычаев. Вскоре после замужества невеста надела свое лучшее платье и бесчисленные рубашки с украшенными подола и пошла показывать себя.Пожилые женщины осмотрели деликатес платья, чтобы увидеть, насколько она искусна в рукоделии и кружевоплетение. Но слишком много рубашек надеть сложно. Так невесты часто готовили пышно украшенные подолы и клали на них, как на нижних юбках. Одна молодая женщина пришла к на 17 юбках.

Декорированный подол женской рубашки (деталь)
Конец XIX века

В Вологодском музее можно увидеть замечательные альбомы с образцами шнурков.Изысканный узоры, отмеченные явным влиянием стиля модерн — вариации цветочных бантов, бабочек и стрекоз а также особо ажурные точные шнурки, косы носовых платков а салфетки, вероятно, приняли вологодские кружевницы, с помощью выпускников практических школ. Вместе с авторские узоры толстый пласт настоящего народного творчества существовал.Тысячи кружевниц использовали эти традиционные украшения, трансформируя их в соответствии с изменяющимися временами и модой.
Изготовление кружева — одно из самых трудоемких и трудоемких. ремесла. Хотя процесс плетения выглядит как своего рода веселье, требующее особого терпения, аккуратности и добра вкус. А тем, кто не копирует сэмплы, а создает их, часто проводят месяцы в поисках свежей идеи.Они производят монтаж эскизов и эскизов всего объекта и все его части. Каждая деталь, каждая фигура, завиток и цветок Затем ткаются, чтобы пробовать разные способы, цвета, материалы. Когда вся картина будет готова на большом листе бумаги, дизайнер должен работать над технологиями, чтобы найти правильный место для каждой булавки. Когда это закончится, кружевницы начинают ткачество само.Большие статьи создаются командами и нуждаются в недели и месяцы напряженной работы. Традиция кружевоплетения в Вологда пережила не лучшие времена. Теперь он все еще жив и разработка

Виктория Эльфина
Панель. «Поющее дерево». 1978

На языке вологодского кружева

Виноградов Сергей

Вологодский музей кружева за 10 лет своего существования стал одним из мировых центров кружевоплетения. В прошлом году музей открыл выставку и провел мастер-класс в Иране, обучил кружевниц из США и Эстонии, выставил и принял в подарок уникальные мальтийские кружева, а также участвовал в других международных проектах. Летом 2020 года в Вологде пройдет международный фестиваль кружева Vita Lace, который соберет сливки мирового кружевного сообщества от Финляндии до Австралии.

Ремесленники, прославившие вологодское кружево на весь мир 40 с лишним лет назад, поделились с «Русским миром», что восхищенные иностранцы задали, в общем, два вопроса: «Как вы его делаете?» и как мы можем стать вашими учениками?

Вологодские кружевницы.Фото: booksite.ru

Готовы учиться по Skype

Вологодский музей кружева изначально задумывался как мировой центр кружева. Экспозиция музея открывается подробным рассказом об истории кружевоплетения в Европе (конечно, с показом экспонатов). Вологодский музей всегда приветствовал множество иностранных туристов, которые иногда изучают традиции кружевоплетения в своих странах (таких как Германия и Франция, Испания и Польша) с 17 века до наших дней.

Музей поддерживает тесные контакты с музеями, центрами, ассоциациями и кооперативными ремесленными обществами Швейцарии, Чехии, Словакии, Хорватии, Дании, Финляндии, Эстонии, Австралии и других стран. Они проводят совместные мастер-классы и выставки, а также посещают друг друга для обучения. В последние годы в Вологде проходили выставки традиционного датского кружева, а в 2020 году в музее откроется выставка словенских кружевниц. Вологодские выставки уже несколько лет путешествуют по Европе.

У нас очень хорошее сотрудничество развивается с зарубежными коллегами, в основном с европейскими центрами, — рассказала «Русскому миру» руководитель музея Наталья Боева . Важным событием для нашего музея в этом году стало открытие выставки мальтийского кружева разных веков. Эти работы очень редки, и мы в России мало знаем о технике кружевоплетения Мальты. Было очень приятно получить в подарок часть работ.

Вологодское кружево прибыло в Иран в рамках Дней русской культуры в Тегеране.Вологодчане привезли уникальные экспонаты, которые неоднократно появлялись на обложках российских и зарубежных буклетов и журналов. Также в состав делегации вошли ремесленники, которые приехали в Иран и провели мастер-классы для местных мастериц. На первых полосах вологодских СМИ были опубликованы фотографии вологодских кружевниц в окружении женщин в хиджабах, восхищенно смотрящих на коклюшки и руки мастериц.

Вологодская выставка кружева в Иране. Фото: cultinfo.ru

Эта встреча была уникальным опытом для нас, я думаю, и для Тегерана, говорит Наталья Боева . — Мы уже побывали во многих местах Европы, и многие европейцы не считают технику плетения кружев чем-то удивительным, так как ее можно встретить во многих странах. Что касается Ближнего Востока и, в частности, Ирана, то техника плетения кружева — нечто нетрадиционное и невнятное. В то же время иранцы трепетно ​​относятся к ремеслам и любой ручной работе.У них много собственных поделок — знаменитые персидские ковры, фрески из плитки. Они большие мастера. Когда они увидели, как вологодские кружевницы создают такую ​​красоту на глазах у зрителей, восторгу и изумлению не было предела. Многие люди подходили к нам и спрашивали, как и где они могут научиться плетению кружева, некоторые из них даже были готовы брать уроки по скайпу. Я думаю, что перед иранскими женщинами мир.

В мае Музей кружева принимал большую группу кружевниц из Эстонии.Они попросили своих вологодских коллег уточнить некоторые технические аспекты вологодского кружева. Вологодские ремесленники откликнулись на просьбу и провели теоретический и практический семинар. В ходе мастер-класса гости смогли сделать простую птицу в соответствии с вологодскими традициями.

Недавно музей приветствовал Кэтрин Данлуэй, американскую коллегу, которая работает в Кливлендском художественном музее и является экспертом в тканях и текстильных изделиях. Она связалась с нами и сказала, что в их музей поступила коллекция кружев, а некоторые экспонаты были идентифицированы как предположительно вологодские, говорит Наталья. Американка спросила, можно ли работать с нашими холдингами, и мы пригласили ее в гости. Подобные запросы от коллег из разных стран мы получаем довольно часто. Мы провели мастер-класс для Кэтрин Данлуэй, как она сама плетет кружева. Наше общение было очень информативным .

Катерина Данлуэй учится шить вологодское кружево. Фото предоставлено Музеем кружева (Вологда)

Придумали лупу, осмотрели работы

Среди тысяч кружевных полотен, выполненных вологодскими мастерами, есть некая Мона Лиза.Ажурная птичка стала символом ремесла, да и всего Вологодского края. Автор птицы Ангелина Ракчеева 40 лет посвятила искусству кружева. Сегодня она делится своими навыками и опытом с молодыми мастерами.

Работы Ангелины Николаевны экспонировались в Лувре и других галереях мира. Открывала выставки вологодского кружева в Финляндии, Австрии, Югославии, Индии, Голландии и других странах.

Вологодское кружево с его уникальной техникой гремело по Европе почти сто лет назад, тогда, в 1925 году, работы мастеров завоевали золотую медаль на Международной выставке в Париже.Затем была вторая победа в Париже и триумф в Брюсселе — полотно вологодского кружева «Русские мотивы» было удостоено Гран-при международной выставки.

Но настоящая глобальная экспансия вологодского кружева началась в 1970-х и 1980-х годах, и Ангелина Ракчеева стояла у истоков завоевания мира кружевом.

Моя самая первая зарубежная выставка была в Австрии в 1980 году, она рассказала Русскому миру . — Там я рассказала о кружевоплетении, рассказала об экспонатах, провела экскурсии.Напомню, выставка произвела фурор. Это было международное мероприятие, но на наши экспозиции приходили в основном посетители. Иностранцы были удивлены, что кружево у нас такое тонкое, а работы такие огромные. И что все сделано вручную. Специалисты придумали лупу и изучили работы.

Ангелина Ракчеева делится искусством и умениями со своими дочерьми — Евгенией и Юлей (на фото). Фото: cultinfo.ru

Отголоски той выставки в Вологде ощущались не один год, были получены отзывы на разных языках, а также вопросы и пожелания.А спустя много лет к Ангелине Ракчеевой приехали иностранные туристы и сказали: « Я видел твои работы в Австрии ».

По словам мастера, выставка, проведенная в Финляндии в 1984 году, стала самым памятным событием в ее жизни. В начале июля в финском городе Раума проходит ежегодный фестиваль кружева. Еще меня впечатлила установленная там скульптура кружевницы , — говорит Ангелина Ракчеева. А в праздничную неделю к нему возлагают гирлянды из цветов . Хорошо бы установить в Вологде аналогичный.

Искусство вологодских кружевниц снова получило высшую оценку знатоков Финляндии. И еще раз подчеркнули мастерство и тонкость работы, а также огромные размеры вологодских полотен. Наше искусство — это командная работа, в то время как в Европе оно в основном создается индивидуально. , — говорит мастер. Вот почему размер такой большой . Есть еще один секрет русского кружева: его делают сертифицированные мастера как в Вологде, так и в других городах.Однако в нерабочее время иностранные мастерицы плетут кружева.

Без языкового барьера

Многие из них просили вологодских мастериц поделиться своим мастерством, и дружеские отношения, сложившиеся с ними, продлились десятилетиями. Я много лет общалась с Лией, кружевницей из голландского города Зволле. , — говорит она. С он мечтал приехать в Советский Союз, в Вологду — посмотреть и узнать . Языковой барьер чудесным образом исчез, когда женщины сели рядом и взялись за шпульки.

Те самые шпульки. Фото автора

Такой язык понимают тысячи мастериц (а в кружевном сообществе много мастеров) по всему миру. Этим летом Вологда готовится к крупному международному кружевному форуму. На предыдущем была задача разместить всех гостей на центральной Кремлевской площади города.

Желтых страниц путешественника для Санкт-Петербурга.Вологодское кружево

ВОЛОГОДСКАЯ КРУЖКА

Вологодское кружево — разновидность русского кружева на коклюшках (деревянных прутах), возникшее в городе Вологда, древнем центре кружевного промысла.

Хотя кружевоплетение в Вологде восходит к XVI-XVII векам, официальным началом ремесла считается только 1820 год, когда под Вологдой в имениях помещиков крестьяне начали ткать кружево, которое тогда считалось самым тонким и роскошным. отделка для платьев и нижнего белья.

Сначала кружевные узоры были заимствованы из западноевропейских, но по мере развития ремесла и повышения мастерства местных мастеров возникли свои национальные традиции.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевоплетением занималось 4000 мастеров, а в 1912 году их число увеличилось в десять раз.

Есть два способа плетения кружева: посев и плетение на бобинах. Первый способ более трудоемкий, так как требует иглы.Второй способ более популярен, так как плетение происходит на специальном оборудовании и происходит намного быстрее.

Все основные образы цепочки вологодского кружева выполнены из плотного, непрерывного, равномерно толстого, плавно наматываемого толстого кружева (тесьма или вилюшка, перегиб вилкой). Основная идея заключается в том, что леска должна плести непрерывно, образуя изгибы, а большое количество второстепенных нитей завершать узор. Иногда бывает более 60 ниток, каждая из которых наматывается на деревянный стержень (коклюшка, шпулька).Учет такого количества ниток может показаться громоздким, поскольку для вязания используется только одна нить, а для ткачества — только две.

До 1940-х годов преобладало сшитое кружево для отделки нижнего белья, а позже на первый план вышли отдельные предметы: полоски, салфетки и декоративные аксессуары для женской одежды (воротники, оборки, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и т. Д.).

Вологодское кружево по сей день сохранило свое название, поэтому оно сохраняет такую ​​высокую цену.

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

«Ни один другой центр кружевоплетения в России не пользовался такой славой, как город Вологда и его скромные жители», — писала Софья Давыдова в известной исследовательской книге « Русские кружева и русские кружевницы ».

До сих пор остается неизвестным, когда искусство плетения кружева зародилось на огромной Вологодской области и почему именно на этих северных землях оно стало таким популярным ремеслом.Определяющими факторами, вероятно, были развитые льноводческие и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и внесли влияние иностранной моды, которая, естественно, приняла в этой стране русские национальные черты.

Кружевоплетение как официальное ремесло в Вологодской области существует с 1820 года. Официальные исследования Софьи Давыдовой установили, что в период крепостничества все крупные помещичьи усадьбы имели кружевные мануфактуры, отправляя свои кружевные изделия в Петербург и Москву.Одна из таких мануфактур была основана помещицей Засецкой в ​​селе Ковырино под Вологдой в 1820-х годах. Крепостные там шили тончайшие кружева для отделки платьев и нижнего белья, имитирующие западноевропейские узоры. Со временем кружевоплетение распространилось из помещичьих мастерских в народную среду и превратилось в одно из народных искусств и ремесел, отражающее вкусы и потребности широкой публики в этой области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *