Описание |
|
---|
Описание |
|
---|
Софийский собор (Новгород)
6. Крест главного купола и легенда о голубе.
(The cross of the main dome and the legend of the dove)На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. согласно легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть. увидев голубя страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, города они будут храниться.
5 июля 1942 года, во время обстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле, по данным опроса, в этот день должна была переехать в глазах Верховного командования немецких войск, погибло изображение Спаса Вседержителя живопись 1109 года в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, иногда сломанные арки и стены.
Во время обстрела было выпущено 80 снаряды, 5 из, который упал на Собор. по приказу немецкого командования, по давно уже плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и др.
Подвешенные на цепях главный крест собора по приказу коменданта города были расчищены. золотое покрытие поврежден купол уволен солдат в качестве сувениров, которые были отправлены домой Табакерки, посуда и т. д. В Новгороде в то время размещался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», кто воевал на стороне гитлеровской Германии. крест, как трофей, они были перевезены в Испанию. по просьбе губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне Музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. декан кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о расположении купола Софийского Креста, при встрече с Президентом Российской Федерации В. В. Путин задал вопрос о возможности возвращения Креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноябрь 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращен Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министр обороны Испании и сейчас размещен внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста был. она передала испанской стороны вместо оригинала. крест в настоящее время находится на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и 24 январь 2007 года.
Собор святой софии в новгороде. фото храма, архитектор, описание, кто построил, год создания, история
Строительство: 1045-1050
- Освящение: 1052 год
- Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
- Архитектурный стиль: византийский
- Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.
Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
+6
Открытки начала XX века
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Как устроен Собор Святой СофииМартирьевская папертьВ Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
ГолосникиВ стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
ИконостасБольшой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее.
Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости.
Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
КуполаИзначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на крестеНа кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.
Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию.
Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
ФрескаИзображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские вратаВ Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.
Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.
В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна ПредтечиРака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть
СвятыниЧудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом.
По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.
Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского
Софийская звонницаСофийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены.
Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей.
Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря.
В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны.
На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее.
Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее.
Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.
|
Морской собор: что нужно знать о “русской Софии”
Источник: https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnem-pravoslavnom-sobore-rossii.html
История основания Софийского Собора в Новгороде
Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества.
Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г.
Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».
История основания Собора
Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет.
Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице».
Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.
Первый храм и его оформление
Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью).
Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода.
40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.
За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.
Судьба в советские годы
В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно.
Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек.
После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.
Современное состояние
В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.
Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.
Архитектурные особенности собора
Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.
Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел.
Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом).
Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками.
Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.
Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.
Внутреннее убранство
В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в.
под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом.
Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.
В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой.
Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап.
Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.
На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.
Святыни и достопримечательности
Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.
«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.
Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.
Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.
Интересные факты
Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.
О воротах
Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.
Спасение от Суздальцев
Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников.
Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили.
Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.
Легенда о голубе
Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе.
Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол.
Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св.
Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.
Источник: https://pravednik.info/istoriya-osnovaniya-sofijskogo-sobora-v-novgorode.html
Софийский собор в Новгороде (1045 — 1050)
Великий Новгород, Кремль, Софийский собор, Софийская звонница
Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045 — 1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки» (НПЛ под 6553/1045 и 6558/1050 гг.).
Каменное строительство в Новгороде в первой половине XI в. отсутствовало. Для возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны, и почти наверняка она пришла из Киева. Об этом нам скажет сама архитектурная композиция собора, но об этом же свидетельствуют и обстоятельства его возведения.
Заказчиками нового здания выступили не только епископ и князь Новгорода Владимир, но и отец последнего великий князь киевский Ярослав Мудрый. В какой-то мере повторяется даже логика киевского градостроительства.
Ведь Ярославом закладывается в Киеве рядом с городом Владимира новый, больший по размерам, в последнем возводится каменный Софийский собор (до этого деревянный Софийский собор располагался в другом месте и не имел такой значимости).
В Новгороде после пожара деревянной Софии новая ставится в расширенном и обновленном князем детинце, она сразу берет на себя роль архитектурной доминанты всего города, сохраняя ее на протяжении всех последующих столетий.
Материалы, примененные при строительстве, и строительная техника принципиально аналогичны киевским. Смешанная кладка из камня и плинфы на цемяночном растворе стала в Новгороде только упрощеннее и грубее: больше применяется булыжный камень, из него почти сплошь выложены стены и столбы.
Однако все арки и своды сложены в классическом для Киева и Константинополя технике кладки с утопленным рядом. Как и в последних, широко используются расчерчивание и раскраска лицевых поверхностей стен с целью создания иллюзии регулярной кладки из плинфы или из камня.
Среди плинф в нижних частях центральной апсиды встречаются светлоглиняные, привезенные, очевидно, из Киева, ибо такой глины нет в Новгороде.
Главным аргументом в пользу киевского генезиса новгородского собора является сходство общей композиции обоих памятников. Оба храма — пятинефные с галереями и лестничными башнями, с обширными хорами, в углах которых устроены как бы одностолпные палаты, оба имеют многоглавые завершения.
При ведущей роли княжеского заказа и участии одних и тех же зодчих в строительстве обоих Софийских соборов (конечно, не все мастера перешли в Новгород, но какая-то их часть — весьма вероятно) можно было бы ожидать копийного повторения киевского образца. Однако этого не произошло.
Требования и вкусы новгородцев придали оригинальность их грандиозному каменному храму, причем настолько мощную и отчетливую, что он в последующие столетия часто становился образцом для местных зодчих.
Не только церковный, но и художественный авторитет главного храма являлся непререкаемым.
Планы Софийских соборов: 1 — в Киеве, 1037-1040-е годы. 2 — в Новгороде, 1045 — 1050 гг., 3 — в Полоцке, серед. XI в. |
Софийский собор в Новгороде меньше киевского прототипа (сторона центрального подкупольного квадрата 6,10 м против 7,75 м), стены же его несколько толще — 1,23 и против 1,12 м. Столбы с каждой стороны имеют лопатки, из-за чего их форма, как и в Киеве, оказывается крестообразной. Однако, в отличие от киевского памятника, вынос лопаток неодинаков.
Его наибольшим размером является толщина центральных подпружных арок (около 60 см), наименьшим — толщина малых арок (около 35 см). Если границы этих колебаний установлены из соображений строительной техники и конструкции, то сами колебания не образуют системы, они случайны.
Все же заметно тяготение лопаток, несущих малые арки, к наименьшему размеру — к толщине этих арок.
В Киеве в торцах рукавов креста помещены тройные аркады; если бы в Новгороде сделали им подобные, то пролеты арок равнялись 0,80 м при толщине столбов 1,20 м.
Вероятно, подобная затесненность форм при размахе общей композиции не устраивала зодчих, и они вместо тройных аркад сделали двойные с одним центральным столбом (в западном рукаве — круглым, в остальных — восьмигранным, в верхнем ярусе все три столба — четырехгранные).
В Киевской Софии малые нефы равны по ширине половине центральных, пролеты арок над ними — около 2,5 м, ширина же арок тройных аркад — 1,20 м, разница между этими арками очевидна.
Если бы в Новгороде малые нефы были также сделаны в половину ширины центрального, то соответствующие пролеты оказались бы равными 2,30 и 2,00 м, т. е. арки оказались бы зрительно близкими, находящимися рядом, но чуть разными в пролетах, ритм этих различий выглядел бы несколько странно.
Зодчие сблизили их, добившись однородности ритма в композиции, исходный размер дали двойные аркады — так могла быть определена ширина малых нефов. Малые нефы оказались по ширине несколько меньше половины центральных: они определены суммой — пролет арок плюс двойная ширина лопаток, необходимых для опоры этих арок (сложенных в один ряд плинфы и имеющих поэтому толщину около 40 см).
Более широкими являются лишь два продольных нефа перед боковыми апсидами собора. Они равны точно половине центрального.
Думается, что такое исключение сделано в связи с принятыми традиционными приемами построения алтаря, где устойчивость архитектурных приемов могла переплетаться с представлениями неизменными, догматическими.
Хотя разница в ширине этих и остальных малых нефов всего около 30 см, все же мы имеем доказательства ее осознания и учета зодчими в процессе строительства здания.
Глубокая центральная апсида не имеет никаких заплечиков, отделяющих ее от пространства вимы. Однако свод восточного рукава креста выделен пониженной аркой перед еще более низкой аркой конхи апсиды.
Необходимость в подобном ступенчатом переходе вызвана резкой разницей в подъеме конхи и свода, хотя их основания, отмеченные шиферным карнизом, совпадают. Такой же перепад, хотя и одноступенчатый, существует в Киевской Софии, где он является следствием ступенчатого построения основного объема.
В Новгороде в этом также проявляются соотношения общей композиции здания, но об этом речь пойдет ниже; сейчас же вернемся к пропорциям плана. Глубина восточного рукава (как она обрисована сводом) точно равна глубине сводов под угловыми восточными ячейками хор.
Однако аналогичные пространства перед боковыми апсидами оказываются глубже (по оси восток-запад), их глубина приравнивается их ширине, они делаются квадратными, поскольку перекрываются главами с круглыми барабанами.
Сдвиг к востоку должен был бы немедленно отозваться уступами наружной поверхности восточной стены в ее верхней, проходящей над апсидами части. Однако этого не происходит, ибо зодчие арку перед центральной апсидой (изнутри по глубине точно равную толщине стен и всех остальных арок) несколько продолжают снаружи к востоку, утолщают, выравнивая ее поверхность со стенами над боковыми апсидами.
Эта докладка необходима и конструктивно, ибо она заходит на конху и соединяет кладки. Важность полученной таким образом общей поверхности восточной стены храма выявляется тем, что отмериваемый от нее вынос центральной апсиды точно равен выносу галерей собора, то есть основной куб оказывается как бы окруженным одним по ширине поясом, что соответствует общей центрической композиции храма.
В западной части собора, куда продолжаются более широкие нефы, идущие от боковых апсид, разница размеров могла остаться незамеченной, если бы не было глав и с этой стороны. В восточной части можно было увеличить ячейку, приравняв ее глубину ширине.
Над хорами такой сдвиг порвал бы линию поперечных нефов и расположение арок. Зодчие поэтому приравняли диаметр цилиндрических барабанов западных глав меньшему размеру, а от северной и южной несущих арок к барабанам подводит наклонная кладка, уничтожающая излишнюю ширину основания.
Западные главы оказываются немного (но снаружи — зрительно воспринимаемо) уже восточных.
Рассмотренные плановые соотношения во многом связаны с будущими пространственными и конструктивными особенностями здания, но они еще не определяют высотных пропорций. Специфику последних обусловили особенности заказа, при которых даже подражание киевскому образцу приводило к новому и неожиданному.
Эти особенности вызваны устройством галерей, однако так как структура храма и галерей общая (Штендер Г. М. Первичный замысел и последующее изменение галерей и лестничной башни Новгородской Софии.- В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 34 — 37.
) , то изменения коснулись всего здания.
Галереи в уровне пола хор скреплены с основным объемом связями, причем для последних гнезда в стенах храма были приготовлены при их кладке, что говорит об изначальности и неразрывности композиционного замысла — собор, окруженный одноярусными галереями (Там же.).
Галереи не были просто открытыми аркадами (как в Киеве), а имели специальное расчленение и использование. Думается, что именно поэтому они сделаны равными не малым, а большим нефам собора. В юго-западном углу расположена лестничная башня, в остальных углах — придельные храмы.
В восточных приделах мы встречаемся с намеренным увеличением их площади: западные стены смещены по отношению к лопаткам и столбам храма к западу (Комеч А. И. Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде.- В кн.: Средневековая Русь. М., 1976, с.
147-151.).
Выбранные из требований заказа плановые размеры галерей поставили зодчих перед трудными задачами.
Системы арок и вводов, перекинутые над малыми нефами и галереями, согласно византийской и киевской традиции должны иметь общий уровень как основания (в храме он отмечен плитами), так и завершения (ибо пол хор должен совпадать с полом галерей).
Галереи вдвое шире нефов, естественно, что при одинаковой системе перекрытия последние сами по себе должны по высоте оказаться различными также в два раза, что нарушило бы структурные соответствия.
Если в киевском храме своды непосредственно лежат на поддерживающих арках, то в Новгороде арки и своды под хорами основного помещения разделены рядами вертикальной кладки, очертания арок, отсчитывая от каменных плит, включают части прямой кладки. Вся система как бы растянута, чтобы заполнить оказавшийся неожиданно большим промежуток. Становится ясным, что арки и своды храма вписаны в зону, определенную каким-то другим размером.
Если обратить внимание на галереи, то в большей их части опорой сводов являются аркбутаны, при этом в узких ячейках над ними свободно размещаются цилиндрические своды, а в широких ячейках по центральным осям всего храма своды с трудом вмещаются в этот пояс, они носят пониженный характер, в них есть как бы вынужденность вписывания.
Сейчас существует лишь одно помещение галерей, где цилиндрический свод правильных очертаний опирается (без какой-либо промежуточной кладки) на строго полуциркульную арку: это — юго-восточный придел.
Здесь конструктивно все свободно и ясно, при этом начало и конец системы совпадают с зоной перекрытия по всему храму.
Очевидно, аналогичное устройство было в северо-восточном приделе, нечто подобное существовало и в северо-западном приделе, ибо там вместо придававших пространству резкую асимметрию аркбутанов были применены полуциркульные арки.
Создается впечатление, что устройство трех приделов и конструкция их перекрытия сыграли решающую роль в общей композиции здания.
Из-за них галереи сделали широкими, что повлекло за собой увеличенную высоту арок и сводов, которые — опять-таки над приделами — определили размер зоны перекрытия всего первого яруса. Поскольку работы производились одновременно — вначале возвели первый ярус храма, оставив снаружи проемы для соединения связей галерей и храма, а затем уже заложили и возвели сами галереи,- то мы можем сделать вывод об очень ясном и точном понимании мастерами в начале и в процессе строительства окончательных соотношений форм создававшегося собора.
Комеч А.И.
Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/1630
Софийский собор в Новгороде
Каждый из храмов по всему миру на протяжении многих тысячелетий помогают людям обрести душевное спокойствие и протянуть ниточку между каждым человеком и Всевышним Господом.
Софийский собор является не исключением, каждый христианин может приехать в город Новгород и посетить богослужения собора и полюбоваться неимоверно красивой архитектурой храма.
Краткая история Софийского монастыря
Этот старорусский храм является самым древнейшим собором по всей Российской федерации.
Изначально он был построен как святилище семьи Ярослава Мудрого. А в начале двенадцатого столетия храм стал основным собором где каждый православный человек мог вознести молитву Всевышнему Господу и попросить священной защиты.
Софийский храм строился на протяжении пяти долгих лет. На местности где сейчас стоит красивейший собор в те далёкие времена располагалась небольшая церквушка. Однако эта святыня была охвачена пожаром и уничтожена дотла.
По приказу князя Владимира храм выстроили из камня, а стены из мрамора.
Так же главными достопримечательностями Софийского храма являются необычайно красивая колокольня и отлитый из свинца голубь который находиться на кресте. Эта святая птица символизирует Святого Духа, который пришёл и помог Иисусу Христу.
Есть одна легенда что этот голубь, сев на крест храма превратился в свинец. Однако многие православные люди говорят если голубь обретёт свой прежний облик, то город Новгород утратит свой оберег.
Святыни Софийского храма
В стенах собора располагаться огромное количество икон, у которых можно попросить о помощи и защите. Однако есть в соборе два чудотворных образа, которые на протяжении пяти столетий исцелили и направили на путь истинный миллионы людей.
Первой чудотворной иконой является «Спас на престоле». Этот образ был написан в шестнадцатом столетии и считается одним из самых старинных икон по всему миру.
Вторая икона – это «Тихвинская Божья Матерь». Этот образ один из самых почитаемых среди христиан. Точно не известно, когда была написана эта икона, однако есть сведения, что она исцеляла православных людей в конце пятнадцатого столетия.
Как добраться к храму
Величественный Софийский храм располагается по адресу:
Россия, город Новгород, Кремль дом номер одиннадцать.
К стенам собора можно доехать общественным транспортом номер 9, 7 и 26.
Источник: https://www.o-vere.ru/sofijskij-sobor-v-novgorode.html
Софийский собор в Новгороде
Содержание
Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого.
На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045 по 1050 год.
Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.
Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.
На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.
В 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.
Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов.
Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства. Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались.
Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX веке во время синодальных обновлений.
Более всего Софийский собор пострадал в ХХ столетии. В 1922 году, во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г.
власти и вовсе закрыли храм для богослужений.
В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.
Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения.
Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.
В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.
В 1991 году Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской митрополии.
Архитектура
Первый камень в фундамент новгородского Софийского собора был заложен 21 мая (3 июня) 1045 года, в День Святых равноапостольных Константина и Елены.
Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях.
Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.
К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.
Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.
Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.
Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли.
Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов).
Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.
Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь.
Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо. Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается.
Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.
Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в.
, вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса.
Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.
Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.
Росписи Софийского собора
Вероятно, Софийский собор в Новгороде начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.
Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна была стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.
Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX века.
Реликвии
Храм знаменит своими иконостасами. Главный из них украшают иконы XV-XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.
На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI-XIX веков.
Первостепенная святыня Софийского собора – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире.
Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта.
Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.
Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими.
Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены. Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм.
Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.
Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 году в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г.
О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию.
К счастью, шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.
Главный крест Софийского собора также стал легендой. 5 июля 1942 года советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Новгородского кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол.
Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину. Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии».
Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.
С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.
16 ноября 2004 года в стенах Храма Христа Спасителя, кафедральном соборе Русской православной церкви, глава министерства обороны Испанского государства торжественно передал крест Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Сегодня он находится во внутреннем помещении Софии Новгородской, а на его месте возвышается копия, изготовленная в 2006 г. и установленная через год. На вершине креста снова сидит легендарный голубь, охраняющий город.
Посетителям
Софийский собор в Великом Новгороде открыт ежедневно с 8:00-20:00. Вход свободный. Собор является действующим, поэтому необходимо соблюдать правила посещения православного храма. Фотографировать внутри запрещено.
Чтобы осмотреть внутреннее убранство, фрески, почитать жизнеописания святых и приложиться к мощам, рекомендуем выделить 40-60 минут. Можно посетить богослужение, подать записочки о здравии и упокоении, поставить свечи.
Уточнить интересующую информацию и заказать гида можно по телефону собора: +7 (816) 277-35-56.
Как добраться
Адрес Софийского собора: территория Новгородского кремля, 11.
Добраться до храма можно на общественном транспорте: автобусы № 17,17А, 26, 7, 7А идут до Сенной площади. Войдя в Новгородский кремль со стороны Кремлевского парка, нужно пройти прямо около 50 м. Софийский собор будет с левой стороны, напротив памятника 1000-летия России. Его сияющие купола заметны издалека.
Источник: https://wikiway.com/russia/velikiy-novgorod/sofiyskiy-sobor-v-novgorode/
Софийский собор в Великом Новгороде на территория Кремль, 15 — отзывы, адрес, телефон, фото — Фламп
Оставляя отзыв на Софийский собор, оставлю отзыв и на Новгородский «детинец» (Кремль») в целом, так как возможности оставить отзыв отдельно на него нет.
Ну что можно сказать? Вот она – колыбель государства Российского (хотя сам кремль, конечно, был построен позже). Гуляя по двору кремля, понимаешь – вот она, Руууусь! Руууусь матушка! Древняя и…
Показать целиком
Оставляя отзыв на Софийский собор, оставлю отзыв и на Новгородский «детинец» (Кремль») в целом, так как возможности оставить отзыв отдельно на него нет.
Ну что можно сказать? Вот она – колыбель государства Российского (хотя сам кремль, конечно, был построен позже). Гуляя по двору кремля, понимаешь – вот она, Руууусь! Руууусь матушка! Древняя и средневековая Русь.
На территории кремля находится и один из самых любимых мною российских памятников — памятник «Тысячелетие России». Вживую он гораздо более величественнее и мощнее, чем на фотографиях. Сколько сюжетов, мельчайших деталей, исторически значимых событий, и главное – исторических личностей, которые творили эти самые события, изображено всего лишь на ОДНОМ памятнике! Потому что это памятник не одной личности – это памятник тысячелетию России.
И вот он – старый русский православный храм в его традиционном понимании – Софийский собор. Именно собор тут – самый древний. Памятник «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 г, современные стены кремля — в XV в., а Софийский собор – в середине XI в. Этот собор – наверное, главный образец истинной русской архитектуры — белые стены, полукруглые башни, как-бы врезанные в стены собора, «луковичные» купола. При словосочетании «православный храм» многие из нас представляют абстрактный храм, подобный этому. Внутренне убранство собора великолепно – стены украшает роспись. Среди святынь и достопримечательностей храма – икона Божией Матери «Знамение», мощи святых и Алексеевский крест.
Под стенами вне храма – могила жены великого киевского князя Ярослава Мудрого Ингигерды (см. фото).
Впечатления от этого места особенные — ходишь, созерцаешь и понимаешь — вот с чего все начиналось.
Как в новгородском Софийском соборе подружились церковь и музей — Российская газета
Вчера депутаты петербургского парламента вновь сняли с повестки дня вопрос о проведение референдума о судьбе Исакиевского собора. Но пока эксперты высказывают свои «за» и «против», а социологи подводят итоги опросов общественного мнения, корреспондент «РГ» побывала в Великом Новгороде. Зачем? Взглянуть на то, как живет сегодня Софийский собор — тоже музей-памятник, четверть века назад ставший действующим храмом.
«Где святая София, там и Новгород» — эту фразу, некогда сказанную, по преданию, князем Мстиславом Великим, в Новгороде повторяют все: экскурсоводы, туристы, местные жители. Белоснежный собор со шлемовидными куполами — главный символ этого древнего города. Сего-дня он упирается блестящими крестами в ясное небо, и пока службы в храме нет, под сумрачными сводами медленно передвигаются маленькие стайки туристов. Гиды приглушенно рассказывают о событиях многовековой давности и показывют особо почитаемые святыни.Иностранцы, приехавшие прикоснуться к атмо-сфере Древней Руси, паломники, ищущие помощи от мощей святых и старинных образов, местные жители — все они встречаются здесь и, кажется, ничем друг другу не мешают. Так Софийский собор живет уже на протяжении 25 лет: церкви его возвратили в 1991 году.
— Софию вернули в годы, когда ни одного действующего храма в нашем городе не было. Она стала первой церковью, где после долгого перерыва стали проводить богослужения. Поэтому смена статуса не то что не вызывала ни у кого отторжения, а наоборот, была воспринята с большим воодушевлением. Мы чувствовали, что это шаг вперед, — вспоминает жительница Новгорода Марина Владимировна. Она регулярно ходит сюда на воскресную литургию, а в будни иногда приводит и невоцерковленных родственников: вроде как просто на прогулку в Кремль, но вместе с тем верит — в таком намоленном месте и они, сами того не ведая, получают частичку благодати.
История Софийского собора дей-ствительно впечатляет. Шутка ли — самый древний из всех сохранившихся храмов на территории России. В советское время судьба Софии была незавидной, как и судьбы всех православных храмов: здесь открыли антирелигиозный музей. Более 60 лет собор терпеливо ждал дня, когда в его стенах снова зазвучат молитвы.
Свои отношения представители церкви и новгородского музея-заповедника называют «ровными» и даже «дружескими». Но это уже сейчас: а в момент передачи Софии, вспоминают и те, и другие, противостояние было таким, что едва ли уступало по накалу ситуации вокруг Исаакиевского собора. Наверное, поэтому на шумиху по случаю возвращения петербургского музея церкви здесь смотрят слегка снисходительно — мол, это мы уже проходили.
— Сами подумайте: музей отдавал жемчужины своего собрания. Взять хотя бы новгородскую реликвию — икону Божией Матери «Знамение». Сейчас она находится в интерьере собора. Два иконостаса — Успенский и Рождественский, где сохранились иконы XIV-XV веков, уникальная фреска «Константин и Елена», относящаяся к самой первой росписи храма. Конечно, должно быть понимание, как хранить такие древние вещи, — рассказывает заместитель директора по развитию музея Ольга Соболева.
— Многие не верили в то, что собору не будет причинен вред, и это были, в общем-то, понятные опасения, — продолжает доктор искусствоведения и бессменный хранитель Софийского собора Татьяна Царев-ская. — Такое состояние сохранялось довольно долго, до последнего времени для музейщиков собор оставался исключительно памятником, они не часто появлялись здесь на службах. Но постепенно привыкли, усвоив, что в соборе действует хранительская служба и ее специалисты имеют лицензию музейных работников.
Сейчас церковь и музей сотрудничают: совместно решают вопросы, касающиеся реставрации, научных исследований, даже выставочной
деятельности. Кроме того, не так давно начали совместно восстанавливать одну из софийских фресок XV века с изображением Богородицы — ее фрагменты, выявленные в соборе хранителями, в настоящее время дополняют фрагментами, обнаруженными по счастливой случайности в музейном собрании. Однако если говорить о том, на ком лежит ответственность за сохранность уникального древнерусского памятника, здесь музейщики категоричны: весь спрос с РПЦ. Виной тому резко возросшая нагрузка на собор: если раньше там принимали только экскурсантов, то теперь для Пасхального богослужения приходится закрывать Кремль — столько желающих попасть на службу. Притом, что больше тысячи человек София вместить не в силах. В год одних лишь экскурсантов через храм проходит более 300 тысяч. Влияют на памятник и традиции самих богослужений — такие, например, как использование кадила и свечей. Впрочем, по словам Царевской, эти опасения преувеличены.
— Влияние на иконы минимально: если бы в храме не жгли свечи, все равно нужно было бы проводить определенные реставрационные
работы. Например, стенопись каждые
25 лет требует реставрации. Древние фрески? У нас их совсем немного; последний раз ими занимались в середине 1980-х, так что и на эти работы в любом случае скоро надо будет подавать заявку.
К нагрузке, считают в соборе, нужно относиться как к данности, а в качестве примера использовать опыт той же Италии — например, собор Сан-Марко принимает невероятные потоки туристов и одновременно не прекращает служб. Кстати, государственные эксперты, не раз приезжавшие в Новгород, констатируют: в целом состояние памятника и его исторического убранства за последние годы не ухудшилось.
— Главное здесь — кадры. Должны быть люди, которые «подкованы», могут осуществлять связь между верующими, музейщиками и туристами. В Петербурге, например, проблем с этим не возникнет, потому что там много грамотных людей. А вот если передача происходит где-то в глубинке — это уже опаснее, — считает Татьяна Царевская.
Сейчас вход в Софийский собор свободный. Плату берут только за экскурсионное обслуживание — группа предъявляет билеты, а от количества проданных экскурсий музей отчисляет определенный процент храму.Кстати, время от времени опасающиеся за сохранение памятника предлагают проводить в соборе только праздничные богослужения. В соборе говорят, что это не нужно, да и маловероятно, что удастся.
Комментарий
Людмила Секретарь, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ:
— Когда мы говорим о передаче таких храмов, как Софийский или Исаакиевский соборы из музейного ведения в руки церкви, нужно помнить вот о чем: церковь не может на себя взять все вопросы, связанные с хранением, реставрацией, климатологией. Без музея и его специалистов здесь все равно не обойтись. В Великом Новгороде сегодня сложилась идеальная ситуация.
Граффити Софийского собора Великого Новгорода
На кафедре археологии исторического факультета МГУ рассказали о готовящемся издании надписей Софийского собора
Софийский собор в Великом Новгороде – это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.
На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси – в истории они называются граффити. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть.
Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные – по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники.
Кроме того, грамоты и надписи — это принципиально разные тексты по своей прагматике. К написанию берестяной грамоты человека побуждала какая-то практическая цель. Например, нужно было передать сообщение на расстоянии, составить список должников или памятку для церковной службы. Достигнув своей цели, текст терял актуальность, и его сжигали. В то время как церковная стена — совершенно другой носитель информации, а текст, написанный на ней, по определению публичен и долговечен. Надпись, сделанная на церковной каменной стене, имела все шансы пережить не только деревянный древний город, но и все население, обитающее в нем.
Ученые каждый сезон надеются найти все новые и новые надписи, так как, порой, расположены они в самых неожиданных местах.
Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».
Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Граффити – ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
Тексты, над которыми сегодня историки, археологи и лингвисты «ломают голову» условно можно разделить на два типа. К первому относятся надписи, представляющие собой плоды спонтанного самовыражения грамотного человека (отдельные имена, автографы типа «такой-то писал», молитвы «Господи, помоги рабу своему…», обрывки литургических текстов). Ко второму типу относятся тексты, которые появились в результате осмысленной деятельности, чаще всего, группы людей, нанесенные на стену с целью сохранения коллективом важной для него информации.
Ребус из новгородского Софийского собора.
Рядом с изображением двух рук в крестном знамении написано слово «нозе» (ноги). А в виде квадрата написаны следующие буквы: У, А, еще одно А, заваленное на бок Т (или Е), и еще одно А. Ученые думают, что это ребус, рассчитанный на то, чтобы читатель попытался догадаться, что он означает.
На что именно указывают руки — еще предстоит выяснить.
Так, московские ученые – член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Алексей Гиппиус и его коллега кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Савва Михеев при изучении стен древнейшего в России храма – Софийского кафедрального собора Новгородского кремля нашли на его стенах ранее не известные граффити. Число надписей, которые обнаружили в соборе ученые более, чем вдвое превосходит количество ранее опубликованных текстов.
Столь значительное число находок исследователи старины объясняют возросшим уровнем техники, а также тем, что некоторые участки стен храма до сих пор остаются неисследованными.
Савва Михеев отмечает, что граффити на внешних поверхностях стен храмов вообще являются редкостью. Долгое время ученым до сих пор была известна только одна внешняя надпись на Софийском соборе, которая находится на штукатурке барабана главного купола.
В настоящий момент Михеев и Гиппиус составляют новый свод граффити Софийского собора.
«Работы не завершены, остаются неисследованные, труднодоступные участки» — объясняет Михеев.
Также стоит отметить, что значительный вклад в изучение надписей храма Великого Новгорода внес ныне покойный академик Андрей Зализняк. В 2004 году он предпринял основательную ревизию чтений древнерусских надписей-граффити с точки зрения языка. В своем труде он предложил разнообразные поправки примерно к 30 граффити из новгородской Софии. Ученый исследовал надписи по фотографиям и прорисям, опубликованным Щепкиным и Медынцевой.
архитектура вид куполов Софийского собора в Великом Новгороде, Италия Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Image 72476379.
Архитектура Вид на купола Софийского собора в Великом Новгороде, Италия Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 72476379.Архитектурный вид куполов Софийского собора в Великом Новгороде, Россия
M L XLТаблица размеров
Размер изображения | Идеально подходит для |
Ю | Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения. |
м | Брошюры и каталоги, журналы и открытки. |
л | Плакаты и баннеры для дома и улицы. |
XL | Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны. |
Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?
Распечатать Электронный Всесторонний
3645 x 2421 пикселей | 30.9 см x 20,5 см | 300 точек на дюйм | JPG
Масштабирование до любого размера • EPS
3645 x 2421 пикселей | 30,9 см x 20,5 см | 300 точек на дюйм | JPG
Скачать
Купить одно изображение
6 кредитов
Самая низкая цена
с планом подписки
- Попробуйте 1 месяц на 2209 pyб
- Загрузите 10 фотографий или векторов.
- Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц
221 ру
за изображение любой размер
Цена денег
Ключевые слова
Похожие изображения
Нужна помощь? Свяжитесь со своим персональным менеджером по работе с клиентами
@ +7 499 938-68-54
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie
. Приниматькуполов Софийского собора в Великом Новгороде, Россия Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Image 70866091.
Купола Софийского собора в Великом Новгороде, Россия Фотография, картинки, изображения и сток-фотография без роялти. Изображение 70866091.Купола Софийского собора в Великом Новгороде, Россия
M L XLТаблица размеров
Размер изображения | Идеально подходит для |
Ю | Интернет и блоги, социальные сети и мобильные приложения. |
м | Брошюры и каталоги, журналы и открытки. |
л | Плакаты и баннеры для дома и улицы. |
XL | Фоны, рекламные щиты и цифровые экраны. |
Используете это изображение на предмете перепродажи или шаблоне?
Распечатать Электронный Всесторонний
3617 x 2513 пикселей | 30.6 см x 21,3 см | 300 точек на дюйм | JPG
Масштабирование до любого размера • EPS
3617 x 2513 пикселей | 30,6 см x 21,3 см | 300 точек на дюйм | JPG
Скачать
Купить одно изображение
6 кредитов
Самая низкая цена
с планом подписки
- Попробуйте 1 месяц на 2209 pyб
- Загрузите 10 фотографий или векторов.
- Нет дневного лимита загрузок, неиспользованные загрузки переносятся на следующий месяц
221 ру
за изображение любой размер
Цена денег
Ключевые слова
Похожие изображения
Нужна помощь? Свяжитесь со своим персональным менеджером по работе с клиентами
@ +7 499 938-68-54
Мы используем файлы cookie, чтобы вам было удобнее работать. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в нашей Политике использования файлов cookie
. ПриниматьОписание |
|
---|
Софийский собор, Кремль, Великий Новгород, Россия # 19425207
Репродукции изобразительного искусства Софийского собора Кремля, Великий Новгород, Россия
© Надя Исакова / AWL Images Ltd — Все права защищены
Идентификатор носителя 19425207
Приключения , Детинец, Вера , Июль , Кремль , Северо-Запад , Новгород , Софийский собор , Типичный , Великий Новгород, Великий Новгород
A2 (42x59cm) Репродукция
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных кураторов музеев.
проверить
Гарантия идеального качества пикселейпроверить
Сделано из высококачественных материаловпроверить
Размер продукта 59.4 x 42 см (прибл.)check
Несекретное изображение 59,4 x 39,3 см (прибл.)проверить
Профессиональное качество отделкиНаши репродукции изобразительного искусства напечатаны на 100% безкислотной бумаге с нейтральным pH и архивными свойствами. Этот метод печати используется музеями и художественными галереями для демонстрации фотографий и репродукций произведений искусства. Вместо этого для общего кадрирования мы рекомендуем наши фотопринты. Аттестованная Hahnemühle студия цифровой печати произведений изобразительного искусства, напечатанная на фототряпке плотностью 308 г / м2, которая является самой популярной бумагой, которую фотографы выбирают для создания высококачественных репродукций изобразительного искусства.
Это изображение доступно в виде Современные рамки , Фотографическая печать , Пазл , Печать на холсте , Печать плакатов , Сумка , Поздравительные открытки , Металл Печать , Репродукция картин , Установленное фото , Стеклянная рамка , Акриловый блок , Антикварные рамы
Водяной знак не появляется на готовой продукции
Полный диапазон художественной печати
Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для кадрирования) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других отправлений — на несколько дней позже.
Современные рамки (57,63 — 294,62 доллара)
Наши современные репродукции в рамке профессионально сделаны и готовы повесить на вашу стену
Фотопечать (16,64–192,14 долл. США)
Наши фотопринты напечатаны на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для кадрирования.
Пазл (35,86 — 48,67 долларов)
Пазлы — идеальный подарок на любой случай
Печать на холсте (38 долларов. 42 — 320,24 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию Печать на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру любому пространству.
Плакат (14,08–76,85 долларов)
Бумага для плакатов архивного качества, идеально подходит для печати больших изображений
Большая сумка (38,37 доллара)
Наши сумки-тоут изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски.
Поздравительные открытки (7,65 долл. США)
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого
Metal Print (75 долларов.58 — 511,12 долл. США)
Оживите свои фотографии с помощью металлических отпечатков! Благодаря прочному металлу и роскошным технологиям печати придайте интерьеру современный вид.
Репродукция изобразительного искусства (38,42 — 512,39 долларов)
Наши репродукции репродукций произведений искусства соответствуют стандартам самых критичных музейных хранителей. Они имеют мягкую текстурированную естественную поверхность, что делает их еще лучше, чем оригинальные произведения искусства.
Фото (25,61 — 166,52 долларов)
Фотопринты поставляются в держателе для карт с индивидуальным вырезом и готовы к обрамлению
Стеклянная рамка (29 долл.45 — 88,39 долл. США)
Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры также можно использовать отдельно с помощью встроенной подставки.
Acrylic Blox (38,42 — 64,04 доллара)
Обтекаемая, современная односторонняя привлекательная настольная печать
Старинные рамы (57,63 — 320,24 доллара)
Наш оригинальный ассортимент британских принтов в рамке со скошенным краем
Посетите Великий Новгород в России
Великий Новгород, также известный как Великий Новгород, — один из старейших городов России, основанный в IX веке. Что делает его еще более привлекательным для туристов и ценным для истории России, так это количество сохранившихся средневековых памятников, дошедших до наших дней.
История города неразрывно связана со всеми основными этапами развития страны. В то время, когда государственность Руси только зарождалась, новгородцы пригласили скандинавского князя Рюрика позаботиться о местном правопорядке, династия которого правила обширными землями России более 750 лет.
Главная достопримечательность Новгорода, Софийский собор , построенный в XI веке, вероятно, является самым старым строением в городе, которое до сих пор используется. Его каменные стены, 5 шлемовидных куполов и другие черты самобытной русской архитектуры делают его узнаваемым зрелищем. В то время как Новгородский кремль известен своей Грановитой палатой, внесенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, датируемой 15 веком. Это старейший кремль в России, упоминается еще в 1044 году.
Другие достопримечательности Великого Новгорода включают исторических памятников времен правления Мстислава Великого : Ярославов двор, Юрьев монастырь и Антониев монастырь.В каждом есть устрашающе красивые соборы. В Свято-Николаевском соборе Ярославова двора у вас есть прекрасная возможность оценить красоту оригинальных фресок семьи Мстиславов.
Три величественных собора XII века в Юрьевом монастыре были построены с помощью сына Мстислава Всеволода. Типично потрясающий трехглавый собор в православном стиле в Антониевом монастыре был построен по приказу Антония Римского и содержит оригинальные фрески средневековья.
Еще одна интересная достопримечательность на берегу реки Волхов — Музей деревянного зодчества . В его экспозицию, созданную в 1964 году, входят более 20 деревянных церквей, домов и мельниц 14-19 веков, вывезенных со всей Новгородской области.
Мало кто знает, что в честь Великого Новгорода была названа малая планета 3799 Новгород, которую открыл советский астроном Николай Степанович Черных. Кроме того, если вы планируете тур по Санкт-Петербургу, Великий Новгород может стать отличным местом для однодневной поездки из Северной столицы.
Я приезжаю в Великий Новгород после долгой поездки на автобусе из Санкт-Петербурга по главной трассе в Москву — если бы только это не была узкая проселочная дорога. Это место имеет особый статус старейшего города России и крупного торгового форпоста во времена Ганзейского союза. | ||||
Река играет важную роль в торговых успехах города.С другой стороны — Кремль, городская крепость и административный центр. | ||||
«Падающая» башня с часами преподобного Сергия Радонежского имеет высоту около 40 метров и использовалась в качестве оборонительной сторожки, когда была построена в 1463 году. | ||||
Собор Святой Софии был построен в 1050 году, чьи фрески 11 и 12 веков сохранились до наших дней. Он до сих пор используется для обслуживания, и, к сожалению, фотографировать внутри запрещено. | ||||
Эти старинные колокола Великого Новгорода весят от 24 кг до 320 кг.А за ним — колокольня, с которой открывается вид на реку Волхов вдоль стен Кремля. | ||||
Монумент тысячелетия российской государственности был открыт в 1862 году и изображает различные фигуры, сформировавшие историю России. Сможете ли вы найти Петра Великого? | ||||
По ту сторону кремлевских стен возвышается современный город. | ||||
Считается, что монастырь Святого Георгия был основан в 1030 году. Расположенный на окраине, он был местом захоронения княжеской семьи. | ||||
Витославлицы — это музей деревянного зодчества, рассказывающий о жизни старых русских деревень. | ||||
Аудиокнига недоступна | Слышно.com
Evvie Drake: в старте
- Роман
- От: Линда Холмс
- Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.