Валаамский монастырь санкт петербург – Главная | Валаамское подворье СПб

Содержание

Открылся сайт Валаамского подворья СПб † Новости Валаамского монастыря

Вместе с традиционным коливом к Рождественскому сочельнику трудами братии и прихожан было приготовлено и современное «блюдо» — открылся сайт Петербургского подворья Валаамского монастыря

Вместе с традиционным коливом к Рождественскому сочельнику трудами братии и прихожан было приготовлено и современное «блюдо» — сайт Петербургского подворья Валаамского монастыря.
Выполненный на адаптивной платформе официальный сайт Петербургского подворья Валаамского монастыря https://www.valaam.spb.ru может быть без затруднений просмотрен как на стационарных компьютерах или ноутбуках, так и на различных мобильных устройствах. В основу представления подворья в виртуальном пространстве положены история Валаамской обители в разные годы и история подворья монастыря в Санкт-Петербурге, описание святынь храма иконы Казанской Божией Материи и круг богослужений, совершаемых братией, а также рассказы о делах просвещения и милостыни.

Сайт не предназначен для замены активной и очень интересной группы Валаамского подворья в сети ВКонтакте, а скорее, должен дополнить информационную область о подворье до необходимой в интернет-пространстве полноты.

***

Монастырские подворья – это особый вид городских храмов, где бережно хранятся монастырские традиции богослужения и благочестия. Необходимость связи монастырей с городами была всегда, даже в те времена, когда египетские пустынники приносили в ближайшие поселения для продажи сплетенные ими корзины. С ростом городов возрастала и потребность монашеских общин в связи с цивилизацией. В разные времена русской истории место монастыря по отношению к городу было различно. В Киевской Руси – монастырь при городе (Киево-Печерская Лавра), в Московской – наряду с обителями городскими характерен опыт монастыря вдали от города (Троице-Сергиева Лавра).

В синодальный период, несмотря на официально господствовавшее умаление роли монастырей в духовной культуре, возродилось и расцвело множество обителей, как вдали городов, так и в самих городах.

В Петербурге, при малом количестве собственно монастырей было огромное количество монастырских подворий. Роль их в городской жизни была весьма значительна как в бытовом плане (предоставляя горожанам возможность проявить свою благотворительность по отношению к отдаленному монастырю), так и в духовном, через возможность приобщения жителей города к монашескому богослужению.

Монастырское подворье в большом городе и сегодня остается необходимой артерией, связывающей монастырь с миром. «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Существование монастыря посреди современного мегаполиса это и чудо, и особый подвиг, и жизненная необходимость. Благодаря существованию монастырских подворий в современных городских условиях, жители городов могут приобщиться полноте и красоте монастырских богослужений, в тишине и благоговейной атмосфере отрешиться от ежедневной суеты и побыть наедине с Богом. Для современного же монаха служение в городе – испытание его духовного мужества, поскольку здесь он – как солдат на передовой – среди мирских страстей, городского шума и суеты должен хранить чистоту своего монашеского призвания, неся в мир свет Христов.

И сегодня монастырское подворье в Санкт-Петербурге – это неотделимая часть Валаамского монастыря, часть единого монашеского братства, руководимого одним игуменом. Монашеские послушания здесь те же, что и в самом монастыре – благочинного, ризничного, келаря, клирошанина (чтеца и певчего), просфорное, свечное и др. Начальника подворья назначает игумен монастыря. Помимо обычных обязанностей – ежедневного богослужения в храме и молитвенного келейного правила, на братии подворья лежит много других обязательств, ведь через подворье обеспечивается хозяйственная и экономическая связь монастыря с городом.

Все новости подворья в Санкт-Петербурге https://www.valaam.spb.ru

valaam.ru

Подворье Валаамского Ставропигиального монастыря | Гид по Петербургу 2019

Краткое описание

Подворье Валаамского Ставропигиального монастыря в Санкт-Петербурге – это комплекс религиозных построек вместе с Казанским храмом, которые находятся в подчинении у Валаамского монастыря, расположенного озере на Валаамском архипелаге в Ладожском озере. Подворье в Санкт-Петербурге – одно из четырех подворий, принадлежащих этому монастырю.

История

История подворья Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге началась в еще в 1901 году. Несмотря на относительно небольшой срок, она полна важных и значимых событий, которые отложили свой отпечаток на это место. Именно в 1901 году Успенский Староладожский женский монастырь приобрел участок земли, где уже в 1902 году была освящена выполненная из дерева часовня в честь Успения Божией Матери. Вскоре начали задумываться о создании каменного храма и подворья монастыря, а в 1904 году освятили место для строительства.

Проект церковного комплекса разработал архитектор Косяков Василий Антонович, а император Николай II сразу же его одобрил

На первом этапе началось строительство Казанской церкви в 1905 году, а уже через 2 года на нее возвели купола и колокола. Еще до окончания всех строительных работ начали проводиться богослужения. Сначала они были в часовне, затем в трапезной. Освящение приделов прошло в 1910 году. Сначала освятили придел в честь Николая Чудотворца, затем – в честь Серафима Саровского, а потом основной придел – в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подворье включало:

  • пятиглавую церковь
  • звонницу
  • церковную лавку
  • часовню
  • келейный корпус
  • настоятельский корпус

Вплоть до революции никаких особенных изменений в жизни подворья не происходило. Но уже с 1919 Казанский храм стал приходским, и вскоре власть начала предпринимать попытки забрать у верующих их помещения. Постепенно начали растаскиваться ценности, а в 1929 году были закрыты часовня и церковная лавка. Вскоре начались гонения и аресты верующих и священнослужителей, в том числе и священнослужителей Казанской церкви. 

В 1934 году вышло постановление о закрытии Казанской церкви, которое было исполнено осенью 1935 года, несмотря на жалобы прихожан. В итоге она стала использоваться под производственные нужды: в разное время здесь размещались разные фабрики.

От былого убранства практически ничего не осталось:

  • внутри возвели дополнительные лестницы из железобетона
  • появились новые окна и двери
  • со стен убрали все элементы декора
  • арку у въезда заложили, сняв с нее оригинальные кованые ворота

Возврат подворья церкви произошел ближе к концу ХХ столетия. В 1989 году не без участия и прошения Святейшего Патриарха Алексия II комплекс зданий передали во владение Ленинградскому епархиальному управлению. Осенью того же года указом митрополита Алексия Казанское подворье стало подворьем Валаамского монастыря. А после того, как Алексий был назначен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, монастырь стал ставропигиальным, и Казанское подворье вышло из состава епархии Ленинграда.

С 1990 года храм начали восстанавливать. Богослужения возобновились практически сразу. Примерно через год подворье стало памятником архитектуры, а в 2001 году получило статус объекта культурного наследия федерального значения.

В 1993 году был освящен Никольский придел малым чином, в 1994 полным чином был освящен Казанский храм – церемонию провел Алексий II, а в 1995 освятили часовню Новомучеников и Исповедников Российских.

Архитектура

Строительство подворья велось на участке неправильной формы. Большое количество разноплановых построек представляют собой очень интересную ассиметричную композицию в настоящем русском стиле, где прослеживаются особенности отечественного зодчества XVII столетия. Архитектор умело следует древнерусским традициям оформления, при этом все это гармонично сочетается с современными элементами и отделочными материалами – в большом объеме используется облицовочный кирпич и железобетон.

Расписание богослужений в 2019 году

На подворье Валаамского Ставропигиального Монастыря в Санкт-Петербурге торжественно отмечаются крупные церковные праздники, так же проводятся таинства крещения и венчания – как правило, в выходные дни. Существуют постоянные богослужения, повторяющиеся на регулярной основе. При этом есть и более подробное дополнительное расписание, которое может завесить от дня.

Казанский храм

С понедельника по пятницу:

  • 6:00 – полунощница, монашеское правило с трехканонником и акафистом
  • 8:00 — 3-й, 6-й часы
  • 8:20 – Божественная литургия
  • 17:00 – вечернее богослужение: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час

При этом в зависимости от расширенного расписания богослужений на определенный день утреня может быть дополнена.

По понедельникам литургия не совершается

Воскресенье и праздничные дни:

  • 6:40 – часы
  • 7:00 – ранняя Божественная литургия
  • 9:00 – часы
  • 9:20 – поздняя Божественная литургия

Однако возможны изменения, о которых будет сказано на официальном сайте в разделе Расписание богослужений. По воскресным дням дополнительно служится молебен о здравии.

Часовня Новомучеников и Исповедников Российских

Каждую неделю после окончания Божественной литургии служатся:

  • Вторник и четверг – молебен новомученикам и исповедникам российским
  • Среда – молебен с акафмстом
  • Суббота – панихида

Часовня иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость

По пятницам в 13:00 совершаются молебны и панихиды.

Монастырь в наши дни

Возрождение Валаамского монастыря на архипелаге в Ладожском озере началось 14 декабря 1989 года. С тех пор этот день чтится священнослужителями по-особенному. Он является подразделением Русской Православной церкви и имеет у себя в подчинении разные элементы. Монастырь находится под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а управляет обителью Игумен – с 1993 года это епископ Троицкий Панкратий. Помогает ему Духовный собор, состоящий из старшей братии.

У Валаамского монастыря есть 4 подворья:

  • В Санкт-Петербурге
  • В Приозерске
  • В Москве
  • В Сортавале

Так же у монастыря есть собственная Паломническая служба, которая в 1999 году была выделена в отдельное юридическое лицо.

Как попасть в монастырь

Попасть в Валаамский монастырь можно разными способами:

  • В качестве трудника, если вы хотите какое-то время пожить на территории обители и поработать во благо. Для этого нужно отправить соответствующий запрос. Минимальное время проживания 2 недели. Трудники живут в специализированных гостиницах, питание для них бесплатное.
  • Воинская служба на Валааме. Молодые люди могут отправить свои документов монастырь. Будет принято решение об их зачислении в качестве трудников монастыря с испытательным сроком от 3 месяцев до 3 лет. Во время проживания с призывниками проводятся военно-патриотечкие занятия.
  • Волонтерское движение. Монастырь регулярно весной, летом и осенью организует трехнедельные волонтерские работы. Подробнее на volonter.valaam.ru и ladoga.valaam.ru
  • Самостоятельное путешествие. В этом случае вы можете остановиться в одной из гостиниц на острове. Так же можно обратиться в туристическое агентство, чтобы приехать с экскурсионной группой одним днем.
  • В качестве паломника. Для этого нужно обратиться за помощью в паломническую организацию или отправить запрос в паломническую службу Валаама по электронной почте [email protected] или позвонить по телефону 8-921-629-3311.

Где находится

Адрес

Нарвский проспект, 29/1

Метро

  • Нарвская
  • Балтийская 

Как добраться

  • Если вас интересует, как добраться до подворья Валаамского монастыря, то удобнее всего это будет делать о станции Нарвской. Пешком весь путь у вас займет около 10 минут. Выйдя из вестибюля метро, поверните направо, перейдите Старо-Петергофский проспект и, огибая площадь Стачек, дойдите до Нарвского проспекта. Поверните направо и идите все время по прямой. Вскоре слева от вас появится комплекс подворья.
  • От остановки общественного транспорта Нарвская вы можете доехать до остановки Нарвский проспект на автобусе № 2, 6, 35, 66 или маршрутном такси № 2, 6К, 66, 169, 195 или 306 и пройти пешком около 200 метров. С остановки площадь Стачек на трамвае № 16 доехать до остановки Нарвский проспект и пройти пешком 180 метров.
  • Если вы приехали на станцию метро Балтийская и хотите дойти до подворья пешком, выйдя из вестибюля метрополитена, идите прямо до набережной Обводного канала, поверните налево и идите все время прямо до Старо-Петергофского проспекта. Там снова уйдите налево и пройдите еще немного до подворья, которое окажется слева от вас.
  • От станции метро Фрунзенская около 3 километров. Нужно выйти на Московский проспект, повернуть налево и дойти до набережной Обводного канала. Далее снова повернуть налево и идти по прямой дороге вдоль канала до Старо-Петергофского проспекта. Там повернуть на проспект и пройти еще немного – подворье окажется справа от вас. Так же вы можете с остановки Московский проспект доехать до Старо-Петергофского проспекта на автобусе № 65 и пройти пешком до подворья чуть более полукилометра.

Официальный сайт

valaam.spb.ru

Телефон

8-812-902-85-83

8-812-252-77-00

Интересные факты

  • В 1910 году в Казанском храме было создано общество трезвости. Были даны соответствующие обеты, проводились чтения и беседы на темы борьбы с пьянством, раздавалась и продавалась тематическая литература. Члены общества совершали паломнические туры и крестные ходы, а так же создали свой хор для того, чтобы быть в ранних литургиях.
  • Во время пост-революционного упадка подворья из храма было вывезено огромное количество ценностей – одного только серебра более 14 килограммов
  • Во время Великой Отечественной Войны фасады храма с юга и запада были разрушены, а следы от попавших в здание снарядов сохранились на кирпичной кладке
  • Для реставрации, которая началась в 2008 году, были отлиты 7 тысяч лекальных керамических кирпичей – точно таких же, как те, которые изначально использовались при постройке
  • Деревянный резной иконостас был выполнен по благословению монахов семьей потомственных мастеров-резчиков из Греции

.

peterburg.guide

Валаамский монастырь — Википедия

Валаа́мский Спа́со-Преображе́нский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.

Местоположение острова Валаам

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман

[1], пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.[2]

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

Великая Северная война[править | править код]

В начале XVIII века Пётр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю и экспансию России на северо-запад. В 1702 году (11 (22) октября) Россия захватила крепость Нотебург (переименована в Шлиссельбург), а весной 1703 года — крепость Ниеншанц в устье Невы. Здесь

16 (27) мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга, а на острове Котлин разместилась база русского флота — крепость Кроншлот (впоследствии Кронштадт). В ходе военной кампании 1710 года русской армии удалось взять Выборг. Тогда же на основе Ингерманландской губернии была создана Санкт-Петербургская губерния.

В 1713 году русскими войсками была осуществлена финская кампания, взяты Гельсингфорс и Або.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоёванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.

В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.

В 1719 году на завоёванных землях была образована Выборгская провинция, вошедшая в Санкт-Петербургскую губернию. В новую провинцию попал и Валаамский архипелаг, входивший в Кексгольмский лен[3]. В 1721 году, подписав Ништадтский мирный договор, Швеция официально признала присоединение к России Ингерманландии, Кексгольмского лена и части Карелии с дистриктом Выборгского лена.[4]

Развитие монастыря[править | править код]

Валаамский монастырь в конце XVIII века.
[5]

К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.

В 1774 году был освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви.

Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.

Великое княжество Финляндское[править | править код]

Вид монастыря в XIX веке. «Карта острова Валаам и прилегающих к нему островов». «Валаамский монастырь и его подвижники : с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, 14-ти рисунков и карты Валаамских островов». — СПб. : Валаамский монастырь, 1889

В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи. Губерния получила прежнее название — Выборгская. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. В церковном отношении монастырь до 1892 года находился в подчинении Санкт-Петербургских митрополитов, а затем вошел в новоучреждённую Выборгскую и Финляндскую епархию.

Наибольший подъём обители пришёлся на XIX век. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев.

Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти игумена Дамаскина монастырём управлял его преемник — Ионафан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.

В составе независимой Финляндии[править | править код]

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей[6]. Власти Финляндии потребовали от архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение трёх месяцев выучить финский язык. На языковой экзамен владыка не явился и за это был депортирован на остров Коневец. В деле дерусификации русской же Православной церкви финские власти начали координировать свои действия с властями Эстонии, где дерусификация Православной церкви была быстро возведена в ранг государственной политики и опробована в преимущественно русском Печорском уезде. Из Эстонии был выписан священник Герман Аав, назначенный в ноябре 1923 года епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима. При нём монастырь погрузился в атмосферу «несогласия и тяжбы»[6]. Начиная с 1925 года православные службы на Валааме были переведены на финский язык. Параллельно финские власти основательно укрепили сами острова в военно-инженерном отношении на случай конфронтации с СССР.

Финляндская православная церковь, с 1923 года в юрисдикции Константинопольского патриархата, перешедшего на новоюлианский календарь в том же году, под давлением финских властей приняла западную Пасхалию, вынудив и Валаамский монастырь перейти на новый стиль. Переход в 1920-х годах на новый стиль был причиной разрушения единства Валаама. Точку в противостоянии, продолжавшемся 10 лет в монастыре, поставил высадившийся на острове финский спецназ[7]. Значительная часть братии тогда отказалась подчиниться архиепископу Финляндскому Герману. Эти «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко.

В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии и 100 трудников и наёмных работников[8]. Питались монахи скудно, как следует из составленного протокола собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братия монастыря исключительно питается растительной пищей, рыбу… кусок булки получает только в праздники… питается постным маслом… Имея ограниченные средства, монастырь старается во всём экономить… Помимо этого… бесплатно кормит бедных богомольцев и других лиц, что обходится не [в] один десяток тысяч марок… делает частные пожертвования и впредь не отказывается помогать посильно»[8].

Ежегодно в монастырь приезжало несколько тысяч паломников и туристов (из разных стран, в основном финнов). Так, в монастырской книге зарегистрировано, что в 1936 году Валаам посетили «туристы» числом 3540 человек из 22 государств, из которых 2137 были финнами, 562 шведами и 40 русскими[9].

Монастырь в период советско-финской войны[править | править код]

Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. Монахи оказали поддержку беженцам из Восточной Карелии (в основном православным). Уже 16 ноября 1939 года правление монастыря постановило:

1. Пожертвовать на эвакуированных граждан Восточной Карелии 50 000 марок наличными и книгами духовного содержания на 12 000 марок;

2. Пожертвовать на издание духовной литературы для тех же граждан 5 000;

3. Пожертвовать на эвакуированных православных Карельского перешейка 5 000; Пожертвования направить через посредство Братства Сергия и Германа[10]

26 ноября и 9 декабря 1939 года (по старому стилю) произошли первые советские воздушные налеты на Валаам[10]. В декабре 1939 года началась эвакуация с Валаама. 20 декабря 1939 года с острова были вывезены больные и пожилые монахи, а также послушники и женщины[11]. 28 декабря 1939 года прошла ещё одна волна эвакуации[12]. Эвакуированных в ходе этих двух волн (136 человек) разместили в зданиях школ в 120 км севернее Ювяскюля[13]. 6 февраля 1940 года состоялась новая эвакуация — на военных грузовиках уехали все монахи и игумен, оставив в монастыре пятерых человек: двоих иеромонахов (для окормления финских православных военнослужащих), иеромонаха Симфориана (Матвеева), инженера послушника Владимира Кудрявцева, капитана парохода «Сергий» монаха Ираклия (Майкевича)[14].

В январе-феврале 1940 года советская авиация бомбила строения монастыря. Бомбёжки были частыми: 6, 19, 20, с 21 по 28 января, со 2 по 4 февраля и с 10 по 16 февраля 1940 года[12]. О бомбардировках Валаама писали в белоэмигрантской прессе[15].

Эвакуировавшиеся монахи увезли с собой всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери (иконописец — иеромонах Алипий, в миру — Алексей Константинов), другие святыни и колокола (в наше время межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта 1940 года над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители[16]. Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где основали Ново-Валаамский монастырь[17]. На воссоздание монастыря поступили пожертвования из-за рубежа — 25 629,25 марок от Толстовского фонда и (22 июня 1940 года) — 50 000 марок от папы Римского[18]. На момент эвакуации братия монастыря состояла из 173 человек, из которых 123 были из крестьян, 23 из мещан, двое из духовенства и двое потомственных дворян[19]. Почти все были грамотными — малограмотных насчитывалось только 14 человек[19].

Иногда встречающиеся утверждения о жертвах среди монахов при эвакуации опровергаются монастырскими метрическими документами и послужными списками братии, которые показывают, что при эвакуации никто не погиб[20].

Ново-Валаамский монастырь[править | править код]

По окончании Великой Отечественной войны в 1945 году митрополит Григорий (Чуков) посетил Новый Валаам и совершил присоединение монастыря к Московскому патриархату. Многие старые иноки заявили о своём желании вернуться на родину, на старый остров[21]. Через 12 лет, в 1957 году монастырь перешёл в юрисдикцию Финляндской православной церкви. В том же году в СССР уехали только семеро монахов; младшему из уехавших тогда было 59 лет, а старшему — 84[21]. В 1977 году прекратились службы на церковнославянском языке, а в 1981 году умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов. Это уединённый благоустроенный монастырь среди озёр и лесов — с музеем, культурным центром и библиотекой.

Монастырь в 1940—1941 годах[править | править код]

Сведения об оставленных строениях монастыря с марта 1940 по июнь 1941 года скудны. Известно, что в монастырских строениях почти сразу разместили школу боцманов и роту юнг[22]. На Валаам был командирован для отбора рукописей и книг из монастырской библиотеки и архива историк Сергей Миляев, автор печатных изданий по борьбе с религиозными пережитками[22]. В 1941 году в журнале «Безбожник» на двух страницах появилась публикация Миляева о монастыре под названием «Бывший очаг мракобесия и шпионажа»[23]. Миляев на основе найденных им в монастырском архиве документов (с точными цитатами) выдвинул против братии монастыря ряд обвинений[24]. Все использованные Миляевым документы сохранились[25]. В 1940 году вышла статья Миляева о монастыре в журнале «На рубеже», где сообщалось следующее[26]:

вплоть до 1940 г. Валаам был маленьким «государством монахов» — мракобесов, эксплоататоров, банкиров, затем — шпионов и диверсантов, форпостом международной контрреволюции на границе с Советским Союзом. Это «государство» по площади было в 30 раз больше, чем Ватикан — «государство» папы Римского, вдвое больше княжества Монако — осколка феодальной Европы. А доходы валаамских монахов были в четыре раза больше, чем доходы княжества Монако

Миляев отметил, что «вся история Валаама 1918—1940 гг. — это история антисоветского форпоста на северо-западных границах СССР»[27].

Миляев отобрал из монастырской библиотеки для вывоза в СССР 1191 книгу, однако до начала Великой Отечественной войны вывезти удалось не все из них[27].

Период Великой Отечественной войны[править | править код]

Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. 20 сентября 1941 года Валаамский архипелаг был занят финнами[28]. Основная часть построек монастыря уцелела, но было повреждено имущество обители. Так, у большого Андреевского колокола монастыря весом 16 тонн был оторван язык и отпилена третья часть (её куда-то увезли)[29]. В 1942—1944 годах монастырь был восстановлен и действовал. Финская армия оплачивала монастырю постой в его строениях, причём на эту плату обитель приобретала себе продукты. На Валаам вернулась лишь небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монашествующие принимали участие в боях против СССР (двое были награждены финскими орденами)[30].

Ущерб монастыря от пребывания советских войск использовался фашистскими пропагандистами. В монастырь часто приезжали немцы, которые его фотографировали, а также представители иных стран фашистского блока — Болгарии, Румынии, Словакии, Венгрии и Хорватии[31]. Братия монастыря от этих посетителей имела выгоду — через них монахи посылали в другие страны валаамцам письма и фотографии[32]. В августе 1942 года Валаам посетил итальянский корреспондент и фотограф Лино Пеллегрини, оставивший подробный репортаж в официальном печатном органе фашистской партии «Il popolo d’Italia» (примерно через месяц его перепечатал белоэмигрантский «Парижский вестник»)[33].

Сложным был вопрос об отношении к советским военнопленным. 27 декабря 1941 года послушник инженер Владимир Кудрявцев письменно потребовал от игумена Харитона направить монастырские деньги на улучшение питания советских военнопленных. Харитон отказал, так как речь шла о реализации вывезенных с Валаама в 1940 году риз, на что Кудрявцев ответил: «Это не я Вам говорю, сам Христос». 4 января 1942 года Кудрявцев вновь написал игумену Харитону по этому вопросу, на что Харитон потребовал от него покинуть монастырь. В итоге Кудрявцев был удалён из обители[34]. В марте 1944 года монастырь согласился принять к себе иноков Печенгской обители ввиду их тяжёлого положения в условиях войны[35].

19 сентября 1944 года финские войска и монахи покинули Валаамский архипелаг[35]. Позднее там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.

Советский период[править | править код]

Хозяйственный двор монастыря, 1983 год.

В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. Переведён на материк в 1984 году.

Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник[36], и немного позже началась реставрация памятников.

18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского[37].

13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шестеро монахов: иеромонахи Варсонофий (Капралов), Геронтий (Федоренко), Фотий (Бегаль), иеродиакон Серафим (Гордеев), послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих. Прибывшие насельники разместились в бывшем изоляторе Дома инвалидов. Возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. С самого начала на Валааме были заведены строго уставные службы, возрождался валаамский распев[37].

18 января 1993 года указом патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев), со 2 июня 2005 года — епископ Троицкий. Под его началом находится игумен Мефодий (Петров), являющийся также директором православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама»[38].

27 февраля 1994 года архимандрит Панкратий заново освятил часовню Валаамского монастыря на Синопской набережной в Санкт-Петербурге, что завершило процесс возврата этой часовни монастырю[39].

В 1998 году большой общественный резонанс получило заявление братии Валаамского монастыря о пагубности экуменизма и сотрудничества со Всемирным советом церквей (ВСЦ)[40][41]. «Участие в деятельности ВСЦ, основанной на экклезиологической ереси, — сказано в заявлении братии Валаамского монастыря, — неизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным „церквам“, облагодатствованным Святым Духом, тем самым попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Заявление подписано 150 монахами монастыря, включая его священноначалие, выступившее решительно против совместных «экуменических молений», в частности, с новостильной Финляндской православной церковью, епископы которой тоже хотели служить на Валааме[40]. Данное заявление, опубликованное также под заголовком «Молчанием предаётся Бог»[41], контрастировало с официальной политикой РПЦ и её главы патриарха Алексия II по отношению к экуменизму и ВСЦ. Встревоженный бескомпромиссной позицией валаамского монашества, Архиерейский собор Русской православной церкви в 2000 году принял «Основные принципы отношения к инославию». В документе подробно разъясняется позиция РПЦ по отношению к инославию, в частности то, что Православная церковь не может признавать «равенство деноминаций», но подчёркивается приоритетность богословского диалога с другими конфессиями и полезность участия в работе различных международных организаций в сфере служения миру, но без всяких догматических уступок и компромиссов в вере[42].

13 декабря 2005 года впервые зазвучал 1000-пудовый благовестник — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.

Спасо-Преображенский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2004 г.

С 14 по 17 сентября 2007 года монастырь посетил священноигумен обители патриарх Алексий II, 16 сентября в Смоленском скиту он совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери; по освящении храма отслужил в нём первую Божественную литургию[43]. После богослужения патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Московского (II степени) — во внимание к архипастырским трудами и в связи с 20-летием служения в священном сане[44].

21 сентября 2008 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме[45].

10 июля 2009 года патриарх Кирилл и глава Республики Карелия Сергей Катанандов в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита открыли музей имени патриарха Алексия II; открытие было приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме[46].

В конце мая 2010 года монастырь посетил предстоятель Константинопольской церкви патриарх Варфоломей, находившийся в России с официальным визитом в РПЦ[47][48].

Согласно данным настоятеля — епископа Панкратия, по состоянию на 2011 год общее количество насельников в монастыре составляло 217 человек, включая скиты и подворья. Из них 37 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 89 монахов, 19 рясофорных послушников, 60 послушников. Постоянно в монастыре работают от 30 до 40 трудников[49].

Устав монастыря[править | править код]

Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Указом патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом патриарха. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный собор старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом[50].

Распорядок дня[править | править код]

ru.wikipedia.org

Святыни валаамского подворья в Санкт-Петербурге † Новости Валаамского монастыря

В центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой).

10.08.2018 Монастырский вестник, Подворье Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге  1 172

Ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя.

Крест-мощевик

Крест с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона находится в храме Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря.

22 апреля 2004 года в церкви преподобных Сергия и Германа – Московском подворье Валаамского монастыря состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика северной обители. Удивительна история самого креста, так же, как и удивительна история обретения Валаамской обителью этой бесценной святыни.

Скромный и строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона — родовая святыня бояр Нащокиных.

крест сопутствует знатному роду с XIV века. Именно тогда в Россию прибыл из Италии на службу к Тверскому князю Александру Михайловичу Дукса Великий, в крещении Димитрий. Его сын, тверской боярин, раненый в щеку татарским послом, получил прозвище «Нащока» и стал родоночальником славного рода Нащокиных. Представители этого рода сыграли большую роль в становлении государства Российского: они были дипломатами и воинами, строителями и монахами, благотворителями и покровителями муз.

Ученые — искусствоведы, реставраторы, — долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. На рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев.

Вполне возможно, что родина святыни — вольный северный город. Кто знает, может быть, и здесь проявилось знамение Промысла Божия… Ведь с XII века Карелия входила в Новгородское княжество, и Валаам находился в попечении новгородских владык.

Много бурь пронеслось над Северным Афоном за это время, много святынь утратила обитель в лихолетиях, внешних смутах, пожарах и разрушениях. И сейчас, когда восстанавливаются жестоко порушенные, поруганные и разграбленные уже в ХХ веке храмы Валаамского монастыря, когда великими трудами воссоздается былое благолепие, неудивительно, что архимандрит Панкратий, игумен Святой обители, со вниманием отнесся к рассказу насельника монастыря о том, что в одной из частных коллекций Москвы находится редчайший крест-мощевик.

Таких крестов сохранилось всего несколько. Исследователи впервые увидели эту реликвию в 1994 году, но вскоре после экспертизы она вдруг исчезла из их поля зрения. Встревоженные ученые даже предположили, что святыня с такой на редкость большой частицей мощей святого целителя могла быть украдена. И вот, наконец, стечением многих дивных обстоятельств этот ныне уже Валаамский крест буквально за считанные дни вышел из многовекового затворничества.

Размер этого дубового креста — 29 на 10 см, с обеих сторон он украшен серебряным позолоченным окладом. Известный ставрограф (специалист по крестам), кандидат искусствоведения, заведующая отделом прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светлана Гнутова подчеркивает:

Святыня никогда не передавалась в храмы или монастыри. Она делалась для семьи и оставалась семейной святыней. Крупная частица мощей великомученика Пантелеимона (одна из нескольких больших частиц в России, судя по всему, фаланга его пальца) не скрыта, как это принято, кусочком слюды, хрусталя, стекла или металлической пластинкой. Она открыта и крепится ко кресту лишь специальной восковой мастикой.

Узоры серебряной скани, покрывающие оборотную сторону креста (русские мастера старались не для зрителя: они украшали саму святыню), почти не повреждены за семь веков. Судя по всему, крест хранился в специальном ящичке с крышкой. И лишь в тяжелом ХХ веке была утрачен ларец, а с ним и величайшие святыни, которые нес на себе, кроме частицы мощей целителя Пантелеимона, древний крест.

Специалисты (искусствоведы, реставраторы) по характерным деталям делают почти однозначный вывод: в центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой). В верхнем и нижнем перекрестиях крепились в специальных металлических гнездах слабо окрашенные аметисты с подложенной под них тканью (сохранился лишь один такой камень). Доктор искусствоведения Анна Рындина считает, что ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя. Таких примеров исследователям реликвий известно немало.

Экспертиза креста, проведенная в 1994 году, была далеко не полной. Для более полной датировки возраста креста и уточнения характера святынь нужен, в частности, радиоуглеродный анализ.

Много поразительного в этом явлении креста миру. Святыня, которая до той поры не была общедоступной, теперь пришла к людям. Ученые, которые в середине девяностых годов прошлого века не успели провести полной научной атрибуции этой уникальной драгоценности, теперь могут начать ее исследование (выходящая в июне в издательстве Свято-Данилова монастыря книга ставрографа Светланы Гнутовой о чудотворных крестах нашей страны «Крест в России» получает достойное завершение с обретением такой святыни). Друг Валаама, благотворитель Илья Сергеевич («многая лета» которому, по-видимому, еще не раз пожелают не только Валаамские монахи) получил возможность таким образом отблагодарить великомученика Пантелеимона за помощь после молитв на Афоне пред честной главой целителя.

Для братии же Валаамского монастыря обретение этой святыни имеет особый смысл. После молебна на Московском подворье при передаче святыни северной обители архимандрит Панкратий, поблагодарив всех благотворителей и друзей Валаама, сказал: «Дай Бог, чтобы нам не только восстановить храмы и украсить их святынями, но и самим последовать за Христом, взяв свой крест». И добавил: «Ведь это не только святыня, это и образ Креста Христова. Это напоминание следовать за Христом, неся свой крест».

Валаам никогда не сбрасывал с плеч тяжелый крест — по молитвам преподобных Сергия и Германа и заступничеству Богородицы, особо ярко проявленному в даровании обители Ее чудотворного Валаамского образа. Символично, что одновременно с крестом-реликварием обитель получила в дар еще от одного друга Северного Афона Сергея Юрьевича точную копию Валаамской иконы Божией Матери, находящейся ныне в Финляндии.

Господь послал северной обители бесценную святыню-крест, а Божия Матерь снова простерла над Валаамом Свой спасительный омофор.

Братия и прихожане ежедневно прикладываются к святыне, еженедельно совершаются молебны.


Святой великомученик и целитель Пантелеимон, память которого празднуется 9 августа н.ст. – один из самых почитаемых святых Православной Церкви: едва ли можно на Руси найти храм, где не было бы иконы святого.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах).

Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном.

valaam.ru

Расписание богослужений † Валаамский монастырь

Будничный круг богослужений

5:00 – 5:45 Полунощница
5:45 – 7:30 Утреня (совершение таинства исповеди)
На кафизмах братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам
7:30 – 9:30 Часы, Божественная литургия
13:25 – 13:45 Молебен:
  • Пн. – у раки прп. Антипы Валаамского
  • Вт., Чт., Пт. – у раки прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев
  • Ср. – у иконы Божией Матери «Всецарица»
  • Сб. – у иконы Божией Матери «Валаамская»
17:00 – 18:00 Вечерня
18:00 – 19:30 Малое повечерие и
  • Пн., Вт., Чт. – канон Октоиха с Акафистом
  • Ср., Пт. – три канона с Акафистом
Cовершение таинства исповеди
После окончания богослужения братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам

Полиелейные праздники

Накануне вечером
17:00 – 18:00 Вечерня
18:00 – 19:30 Малое повечерие, три канона с Акафистом (в среду и пятницу) или канон Октоиха (понедельник, вторник, четверг ), совершение таинства исповеди
В день праздника
5:00 – 5:45 Полунощница
5:45 – 7:45 Утреня (полиелей, помазание)
7:45 – 10:30 Часы, Божественная литургия

Воскресный или праздничный день

Накануне вечером
18:45 – 19:00 Общая исповедь
19:00 – ~24:00 Всенощное бдение (совершение таинства исповеди)
В день праздника
9:00 – ~12:00 Часы, Божественная литургия
17:00 – 17:50 Вечерня (совершение таинства исповеди)
17:50 – 18:40 Малое повечерие, Акафист прп. Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам
После окончания богослужения братия и паломники имеют возможность приложиться к святым мощам

Исповедь совершается во время утреннего (с 6 утра) и вечернего (с 18 вечера) богослужений.


valaam.ru

Валаамский паломникъ

Приём посетителей Паломнической службы

10:00 — 18:00 понедельник — пятница
10:00 — 17:00 суббота (май — август)
12:00 — 14:00 перерыв

Санкт-Петербург. Адрес головного офиса:

191124, г. Санкт-Петербург, Синопская наб., д.34/36, проезд до ст. метро «Площадь Александра Невского»

Тел.: +7 (812) 902-86-11, e-mail:  [email protected]

Посмотреть на карте

Организаторы поездок
ВАЛААМСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
сборные паломнические группы Юрич Татьяна Васильевна +7 (812) 902-8610 [email protected]
сборные тур. группы Михайлова Ольга Александровна
+7 (812) 902-8615 [email protected]
паломнические поездки для групп Федоренко Ольга Анатольевна +7 (812) 902-8611 [email protected]
бронирование гостиниц на Валааме Анненкова Анастасия Валерьевна +7 (921) 629-3311 [email protected]
круизные путёвки Бевзюкова Виктория Александровна +7 (812) 902-8576 [email protected]
ЗАРУБЕЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
паломнические поездки   в Санкт-Петербурге:
Шапшаева Мария Николаевна
+7 (812) 902-8613 [email protected]
в Москве:
Бабаянц Анна Александровна
+7 (499) 250-9799     [email protected]
Адрес в москве:

125047, г.Москва, ул. 2-я Тверская — Ямская, д.52, проезд до ст. метро «Белорусская»

тел.: +7 (499) 250-97-99
тел./факс: +7 (499) 251-59-05
e-mail: [email protected]

Посмотреть на карте

организатор туристических и паломнических поездок:
Морозова Марина Константиновна

организатор туристических и паломнических поездок:
Бабаянц Анна Александровна

Адрес на Валааме (во время навигации):

Офис на Центральной Усадьбе:

186756, Республика Карелия,
г. Сортавала, о. Валаам,
Тел.: +7 (812)-902-85-72
Тел.: +7 (814)-304-46-12

Офис на Воскресенском скиту:

186756, Республика Карелия,
г. Сортавала, о. Валаам,
Тел.: +7 (812)-902-85-71
Тел.: +7 (814)-304-46-11

Наши партнеры

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ООО «Латти»

191002, Санкт-Петербург, Загородый пр., д. 24
Тел./факс: +7 (812) 315-9746, 315-0687,
Эл. почта: [email protected]
www.latti.ru
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Круизная Компания «Инфофлот»

192171, Санкт-Петербург, ул. Полярников, д. 6, лит. А, оф. 1
Тел./факс: +7 (812) 677-0430, 655-0961 
Эл. почта: [email protected]
www.infoflot.com
В МОСКВЕ

Клуб путешествий «Орфей»

ул. Народного Ополчения, дом 34 стр. 3, офис 406
Тел./факс: +7 (495) 925-5125
Эл. почта: [email protected]
www.orfey.net
В Москве

Паломническая служба «Радонеж»

101000, Москва, ул. Забелина, д.3, стр. 2, офис 12
Тел./факс: +7 (495) 937-5791
Эл. почта: [email protected]
www.radonez.ru
В Сортавала

Центр туристических услуг «Ладога Турс»

186790, Сортавала, ул. Карельская, д.29
Тел./факс: +7 (81430) 45-010, (921) 463-1770,
Эл. почта: [email protected]
www.ladoga-tours.ru
В Сортавала

ООО «Сортавальское бюро путешествий и экскурсий»

186790, Сортавала, ул. Комсомольская, д.11
Тел./факс: +7 (81430) 47-481
Эл. почта: [email protected]
www.sortavala.ucoz.ru

www.valaam.com

где находится, как добраться, все самое интересное о жизни обители и монашествующих

Когда начинаешь искать, где находится Валаамский монастырь, сразу стоит взглянуть на карту России, а точнее, в Северо-Западную часть РФ. Обитель, расположенная на одноименном острове в Ладожском озере в Карелии, является одним из самых известных и почитаемых святых мест России.

Необычайно самобытная обитель, поражающая воображение своей красотой, имела непростую судьбу, полную тяжелых испытаний и невзгод. Но раз за разом из монастыря то уходили люди, то возвращались вновь и воздвигали новые храмы и скиты, делая этот православный комплекс краше.

Сегодня изо всех уголков страны в любое время года, но преимущественно летом, сюда устремляются тысячи православных паломников, чтобы помолиться, попросить защиты и помощи у Бога и Его Святых, стать ближе к Создателю. Здесь действительно ничего не отвлекает от мыслей о великом. Неповторимая, сохранившаяся в первозданном виде северная природа и замечательные храмовые комплексы, да искренняя вера, — вот, пожалуй, все, что нужно православному человеку.

Где находится монастырь на карте России

Россыпь островов Валаамского архипелага, на одном из которых обосновалась главная обитель, находится в Ладожском озере в северо-западной части России. Кроме того, есть островки поменьше, где можно найти достаточно уединенные и намоленные скиты — небольшие храмовые поселки, которые воздвигались на местах жизни монахов-отшельников.

Скитов в этих северных краях очень много. Есть те, которые более известны, чем остальные. Можно добраться до менее популярных мест, которые, тем не менее, все равно вызывают интерес. О таких экскурсиях всегда можно договориться в главном храмовом комплексе. Иногда можно организовать посещения отдаленных святынь в частном порядке.

Карта Валаамского архипелага

О. Валаам расположен недалеко от крупного города — Санкт-Петербурга. Большинство паломнических туров организованы по прямому маршруту. Но если вы добираетесь самостоятельно, то из Северной столицы можно отправиться на Валаам практически в любой день на специально организованных маршрутах электричек или автобусов.

Отправление на Валаам идет по расписанию, так как добраться в Валаамский монастырь можно исключительно на пароме. Маршруты организованы из приозерных городов северного Приладожья. Наиболее популярный причал находится в городе Приозерске.

История Валаамского монастыря

История создания храмового комплекса на Валааме необычайно богата. Как и многие древние места, Валаам тоже имеет множество преданий и легенд, подтвердить или опровергнуть которые сегодня не представляется возможным. Но правда остается в том, что эти истории передаются из поколения в поколение, бережно хранятся монахами, которые посвятили свою жизнь служению Богу в этом замечательном месте.

Это интересно: почему эти места стали святыми и очень почитаются в православном христианстве? Говорят, что на Валааме побывал один из учеников Иисуса Христа, Андрей Первозванный. Он установил в этих северных землях на горе о. Валаам каменный крест, когда прошел Днепр и Волхов, распространяя идеи христианства на Север.

Дальше об основании обители доподлинно неизвестно. Первая история гласит, что через 900 лет после путешествия Андрея Первозванного на острове основали обитель два инока, Сергий и Герман. Вероятно, они прибыли в эти северные земли из Греции. Но эта легенда передается устно, а все письменные подтверждения безвозвратно утрачены.

Вторая история гласит, что еще в 10-11 веках на острове обосновался преподобный Авраам Ростовский. В его житиях и некоторых сохранившихся летописных материалах говорится о том, что с острова в Новгород в 12 столетии перенесли мощи основателей святыни, Сергия и Германа.

Если опираться на проверенные источники, которые дошли до наших дней, то можно говорить о том, что дата основания Валаамского монастыря — 1407 год. Эта дата приводится в письменах Савватия Соловецкого, который жил в этих местах. Известно, что на 16 век приходится небывалый расцвет этих мест. На территории храма постоянно проживало около 600 монахов. Но частые нападения шведов привели к тому, что храмовый комплекс на долгое время опустел.

Затем, лишь к началу 18 века, обитель стала приобретать большое значение. К тому моменту складывались границы Российской Империи в Карелии и Прибалтике, а Петр I уделял особенное внимание не только строительству новой столицы государства, но и прилегающим территориям.

Именно тогда святыня приобрела новый облик, стали прилагаться особые усилия для заселения обители. Уже к 1730 году на острове появилась Успенская церковь, комплекс обнесли заграждением для защиты. Однако, снова вмешались тяжелые обстоятельства, и большой пожар в 1754 году охватил большинство строений монастыря.

Но императрица Елизавета Петровна не оставляла попыток восстановить древнюю святую обитель. Несмотря на большие усилия и внимание со стороны высшего руководства государства, Валаамская обитель через несколько лет после пожара насчитывала чуть более десятка монахов, постоянно в ней проживающих.

Храм Преображения Господня

Но все равно делалось для облагораживания святого места очень многое. Уже в 1774 году монастырь начинает приобретать свой современный облик. К этому году возвели новый каменный храм Преображения Господня. Вокруг, со всех сторон, как стены крепости, выросли здания, в которых разместились кельи монахов. По углам были построены снова Успенская, а с другой стороны Никольская церкви. Первая из них использовалась для богослужений и таинств в зимнее время, так как отапливалась.

В целом, конец 18 века и весь 19 век Валаамский монастырь постоянно развивался, строился и рос. Увеличивалось и его влияние. Известно, что в те времена остаться на Валааме стремились многие священники. Так, из 20 прибывающих монахов, остается на нем в лучшем случае один священнослужитель.

Церковь Петра и Павла

В начале 19 столетия над вратами комплекса возвели церковь Петра и Павла. В северной части был построен больничный храм во имя иконы Божьей Матери. С той поры на острове есть величественная звонница, колокольня которой достигает 72 метра в высоту.

В 20 веке для Валаамского храмового комплекса наступили долгие и очень тяжелые времена. Поначалу к 30-м годам столетия в нем служило около 300 монахов, 100 тружеников и наемных рабочих. Но в эти времена территория о. Валаам была отдана образовавшейся тогда Финляндии. Официально комплекс продолжил свою работу, но с той поры он считался представителем веры меньшинства граждан новой страны. Это спровоцировало многочисленные гонения и притеснения местных священнослужителей.

Стоит отметить: известен один любопытный факт давления финских властей на Валаам. Так, настоятелю храма, архиепископу Серафиму было поручено за три месяца обучиться финскому языку. Но в указанное время священник не явился на экзамен. Разозленные власти депортировали владыку на о. Коневец.

Долгие притеснения и гонения не могли оставаться незамеченными. Обитель стали покидать все больше и больше служителей. Большинство принимали подданство новой страны и уезжали прочь. В 1940 году, после окончания недолгого конфликта Финляндии и СССР, Ладога услышала двенадцать ударов в колокол. Это поставило точку в жизни обители. Многие монахи покинули Валаам и отправились в другие страны: Грецию, Сербию, Финляндию.

Советский период и новое время

Многие знают, что власти СССР не поддерживали православие. Вера провалилась в долгий период безвременья, почти подпольное существование. Но это не означает, что остров Валаам не был заселен. Однако, его история по-прежнему оставалась печальной и незавидной.

Во время Великой Отечественной войны в кельях монастыря расположилась боцманская школа. В 1944 году ее выпускники отправлялись на прорыв блокады Ленинграда. После, здесь на недолгий период времени расположилось лесное хозяйство, затем целлюлозное производство.

В 1950 году на острове организовали дом для инвалидов войны. К сожалению, многие из них направлялись сюда принудительно, подальше от глаз власти, которая стремилась побыстрее забыть последствия Второй Мировой войны. Заведение было переведено с острова только в 1984 году. Лишь 13 декабря 1989 года на Валаам прибыли на постоянную службу шестеро монахов.

С этой поры в храмах стали вестись службы, а Валаамский монастырь вновь начинает приобретать большую популярность. Некоторые пришедшие в плачевное состояние строения постепенно ремонтируются и облагораживаются. В 2005 году при восстановлении звонницы был повешен колокол «Андрей Первозванный». Он имеет массу в 16 тонн.

Примите к сведению: сегодня святыню посещают более ста тысяч туристов ежегодно. Каждый десятый посетитель прибывает сюда в составе паломнических групп.

Скиты на Валааме и ближайших островах

Крупнейший скит на Валааме — это Скит Всех Святых. Также известен как большой скит или белый скит. Известно, что его построили самым первым.

Комплекс представляет собой прекрасный храм из камня, а также кельи для служителей. Имейте в виду, что женщинам посещать обитель можно только один раз в году: в первое воскресенье после праздника Троицы сюда запускаются все желающие. В феврале 2004 года была освещена домовая церковь, попасть в которую можно через вход с другой стороны скита.

Скит Иоанна Предтечи отличается от других особенным, строжайшим уставом. Посторонние сюда не допускаются.

Воскресенский скит

Стоит обратить пристальное внимание на Воскресенский скит, стоящий на горе, на которой, по преданию, Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Чуть менее известны другие комплексы, которые по разным причинам были уничтожены или разобраны до основания, но затем восстановлены. Это Коневский, Авраамиевский, Александро-Свирский скиты.

Александро-Свирский скит

Последний, к слову, воздвигнут на месте, на котором долгое время жил в пещере отшельником Александр Свирский. В 1999 году в обители случился пожар, который причинил существенный вред постройкам. Но в 2001 году строение было полностью восстановлено.

Валаамский монастырь с прилегающими скитами на многочисленных островах сегодня переживает новый период процветания. Православной церковью делается многое для восстановления этих святых мест.

Храм Александра Невского

Так, сегодня строится множество новых скитов на местах, которые имеют большое значение для христианской веры. Сегодня строятся: Казанский скит, скиты Александра Невского, апостола Андрея Первозванного, Германа Аляскинского.

Есть места, которые не включаются в общепринятые паломнические маршруты, но их можно посетить, получив благословение настоятелей монастыря. Среди них известны такие скиты, как Германовский (расположенный на большом удалении от Валаамского монастыря, он сейчас пребывает в полуразрушенном состоянии), Сергиевский, Тихвинский (место очень святое, но от построек на острове ничего не осталось, так как во время советской власти комплекс полностью разобрали).

Интересные факты о Валааме

Любопытные моменты из истории и жизни обители:

  • Популярность острова Валаама сегодня не знает границ. Природа Севера достаточно сурова, да и Ладожское озеро не всегда отличается спокойствием. Поэтому большинство паломников и туристов посещают эти святые места за короткий промежуток времени — в летние месяцы;
  • Действительно, неоднократно подчеркивалось, что природа архипелага не выдерживает такого большого наплыва людей. Сейчас, пока на стадии предложений обсуждается возможность контроля за прибывающими туристами. За основу предлагается взять опыт монастырей на святой горе Афон, где каждому паломнику выдается специальное разрешение (дьямонитирион). В том числе, это сильно облегчило бы работу гостиниц и других обслуживающих структур, так как помогло заблаговременно узнать, сколько ожидать туристов в определенные дни;
  • Комплекс располагает возможностью единовременно размещать в гостинице на острове до 200 человек;
  • В 1997 году во время грозы молния ударила в старый дуб. Интересно, что на сломе ветки проявился лик старца Назария. Это дерево можно увидеть недалеко от развалин пустыни, где когда-то жил монах.

Расписание богослужений и правила посещения

Суточный круг богослужения начинается по общепринятому правилу православной церкви — в 17-00.

В 21-00 на Валааме объявляется время безмолвия, когда читается келейное правило. В 22-00 монахи ложатся спать. В 5-00 начинается утреня. Обычно служба оканчивается около 8 утра.

Ежедневно в 13-30 читается молебен у мощей Сергия и Германа — основоположников Валаамского монастыря.

В воскресные и праздничные дни проводится долгая божественная литургия с 9-00 до 12-00. По ее окончании обычно предоставляется возможность приложиться к мощам святых.

Примите во внимание: женщинам лучше всего входить в храм вообще без косметики. Обязательно нужно покрыть голову платком и надеть длинную юбку. Мужчины должны снять головные уборы.

Вести себя следует благочестиво, не шуметь. Если вы с ребенком, и ваше дитя расплакалось, постарайтесь поскорее выйти и не мешать службе.

На богослужение приходите заранее. Покидать храм до окончания службы — большой грех перед Богом. Если есть крайняя необходимость, то все же можно уйти раньше. Но потом следует обязательно упомянуть об этом в исповеди и покаяться.

Валаамский монастырь в интернете

Монастырь имеет свою страничку во всемирной сети (valaam.ru). Там можно ознакомиться с работой монастыря, посмотреть интересные видео с богослужений, узнать многое из истории комплекса.

Кстати, очень интересно будет прочитать описание и совершить небольшую экскурсию по кельям и святым местам архипелага. Для этого на сайте есть специальный виртуальный 3D тур. Конечно, это не сравнится с посещением острова, но поможет составить первое впечатление о святом месте. Наверняка, туда захочется поехать еще больше.

Другие официальные страницы Валаамского монастыря, удобные для мобильных телефонов:

Как добраться до обители

Легче всего попасть на о. Валаам через Санкт-Петербург. С Финского вокзала Северной столицы ежедневно отправляется электричка до города Приозерска.

Там можно договориться с капитаном парома о переправке на Валаам. Суда ходят по устоявшемуся расписанию. Иногда, правда, рейсы могут откладываться из-за плохих погодных условий. Кстати погоду удобно отслеживать в режиме онлайн на официальном сайте обители.

Ещё один способ доехать — это в составе организованной экскурсии. Вы платите деньги, все остальное решает организатор. Это так же удобный способ для жителей Москвы и Московской области, и других городов, так как тратится много времени на дорогу. Доверившись организаторам, можно предаваться размышлениям во время поездки.

Остановиться можно как в гостиницах города Приозерска и добираться до обители каждый день, либо поселиться на самом острове в гостинице. Возможно, последний вариант будет дороже, но позволит посетить самые ранние богослужения. 

Где перекусить

В Приозерске много лавочек и магазинов, где можно купить, в том числе и сувенирную продукцию. Церковные лавки имеются и на острове.

В монастыре принято кормить посетителей в специальных трапезных для паломников. Вполне можно рассчитывать на скромные, но вкусные обеды.

Заключение

Отдаленный остров с богатой историей из жизни святых людей — настоящая находка для верующего человека. Пожалуй, мало что может помешать здесь ощутить себя частью мира, приобщиться к Богу.

Валаам вобрал в себя много доброго и бескорыстного и с радостью делится лучшим со всеми теми, кто решился его посетить. Да, добраться сюда непросто. Но одно ясно наверняка: впечатлений от этой поездки будет очень много. Их хватит на всю жизнь. Больше того, сюда непременно захочется вернуться еще раз, так как открывать для себя что-то новое в этих святых местах можно бесконечно долго.

iturist.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *