Валаамский монастырь краткое описание для детей – Валаамский монастырь краткое описание для детей – валаам святыни

Описание Валаамского монастыря | Православные паломничества

Описание Валаамского монастыря

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира. В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них — Валаама. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб. В отличие от богатого гранитами карельского побережья, валаамские скалы состоят большей частью из габбро-диабаза — непрочного, насыщенного железом минерала, придающего им характерный красноватый оттенок. Большую часть территории Валаама занимают хвойные леса. Широколиственные деревья (дуб, ясень, вяз, тополь и др.), а также пихта, лиственница и кедровая сосна были завезены сюда с материка. Некоторые живописные участки валаамского леса являются в полном смысле слова рукотворными. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

История появления христианства на Валааме уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно монастырскому преданию, еще во времена крещения Руси на эти северные, окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки — преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы. Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня, расцвет которой пришелся на XV-XVI века.

Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику Святых. Преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинавшие свой иноческий путь на Валааме, стали основателями русских монастырей. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский — первый православный святой Америки.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Милостью Божией в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. Усердием братии и игумена Дамаскина, 42 года возглавлявшего монастырь, были основаны многие скиты, возведены церкви и часовни, проложены дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были свои конюшня и ферма. Насельники монастыря успешно занимались сельским хозяйством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

Но главным делом иноков всегда была молитва. Неспешное последование монастырских служб, знаменное пение, с его глубинной благородной красотой, бдения — давали успокоение душе, возводили ум к Богу.
Строгий Устав Валаамской обители, введенный в к. XVIII в. игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Согласно ему, предусматривались три формы монашеской жизни: общежительная, скитская и отшельническая. К 1917 г. монастырь имел уже тринадцать скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

В XIX веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Опытные наставники, получившие от Господа за свою подвижническую жизнь дар духовного рассуждения, вели учеников ко спасению. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником знаменитого оптинского старчества.

Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Неоднократно приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Здесь находили покой и духовное утешение как простые богомольцы, так и знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты. Среди них были живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Великого Княжества Финляндского Российской империи. После революции 1917 г. Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси. Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, и Валаам должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны безбожной власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов, затем дом инвалидов, еще позднее — Музей-заповедник. Так на Валааме сформировался светский поселок.

Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, т.е. находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас монастырь насчитывает более 150 человек братии. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен — Епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Помимо общежительной возрождается на Валааме и скитская жизнь. Из тринадцати прежних скитов восстановлены десять. К юбилею крещения Руси в 2008 г. построен новый Свято-Владимирский скит, где расположены резиденция Патриарха, иконописная мастерская и музей.

Действуют монастырские подворья в городах: Москва, Санкт-Петербург, Приозерск, Сортавала, Сочи. Налажена работа молочной фермы, пекарни, форелевого хозяйства, автопарка. Монастырский флот насчитывает семь пассажирских и четыре грузовых теплохода. Приводятся в порядок монастырские сады, пахотные угодья и покосы.

Летом 2010 г. при поддержке благотворителей на Валааме была открыта оснащенная современным оборудованием амбулатория.

Особое внимание уделяет братия сохранению уставного монашеского богослужения. Усердием братского хора возрождается и широко популяризуется знаменный валаамский распев.

Неизменной остается любовь православных паломников к Валаамской обители. Согласно Уставу монастыря, период приема гостей на Валааме совпадает с навигацией на Ладоге — с мая по ноябрь. Дни своих главных праздников: Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля и 24 сентября), Преображения Господня (19 августа), в особенности при посещении обители Святейшим Патриархом, монастырь встречает с наибольшей торжественностью.

С 1991 г приемом всех гостей на Валааме занимается Паломническая служба «Валаамский паломник», созданная по благословению Святейшего патриарха Алексия II.

Ее партнерами являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристических фирм, 26 круизных компаний. Благодаря их помощи и сотрудничеству Паломнической службе Валаамского монастыря удается не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру.

На Валааме Гостей размещают в 3 гостиницах («Зимней» и «Летней», расположенных в зданиях исторических гостиниц обители, и «Игуменской», обустроенной в кельях наружного каре), а также в уютном паломническом общежитии. Летняя гостиница была введена в эксплуатацию в 2011 году, это новая современная гостиница с домовым храмом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Милостью Божией Валаамская обитель растет и развивается, звучит в храмах теплая молитва, раздается над ладожскими водами звон монастырских колоколов, идут своим чередом неспешные монашеские службы, крепнут в вере сердца устремляющихся к Валааму паломников.

Паломнические поездки к Валаамскому монастырю

palomniki.su

География монастыря † Валаамский монастырь

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира: Троице-Сергиева лавра, Оптина Пустынь, Дивеево… В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них — остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Приозерска — около 60 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.

Береговая линия Валаама изрезана многочисленными проливами, каналами и заливами, что придает ему особую привлекательность, выделяя его из множества других ладожских островов. Акватория архипелага в связи со структурой течений озера в наименьшей степени подвержена влиянию вод притоков и может рассматриваться как эталонная для центральной части Ладоги.

Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, — островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).

Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря.

valaam.ru

Самые известные монастыри России

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название — Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским, сегодня — самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси. Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный, а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву, в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Один из красивейших монастырей – Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном. Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией. Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь

Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова, писателя Чехова, на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь, Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.

В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела — причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм— Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки

www.volgograd.kp.ru

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона».

Расположен на Валааме, самом большом острове одноименного архипелага, в северо-западной части Ладожского озера, с рядом скитов на малых островах. Летописно-житийная традиция относит начало местной иноческой жизни к 910 вв.; в 1415 вв. тут уже существовало многолюдное иноческое братство, почитающее память основателей монастыря свв. Сергия и Германа. Обитель не раз приходила в упадок в результате вторжений шведов. Новая ее история начинается с первой четверти 18 в., когда Петр I закрепил за Россией западную Карелию. Наиболее интенсивное строительство развернулось в 19 в., тогда в основном и сложился нынешний архитектурный облик монастыря. В его быту киновия (монашеское общежительство) издавна сочеталась со скитской и отшельнической жизнью. Крупный религиозный и хозяйственный центр, Валаам притягивал наряду с паломниками и многих художников (И.И.Шишкина и др.).

Вместе со всем архипелагом монастырь в 19171940 входил в состав Финляндии; с окончанием советско-финляндской войны (19391940) монахи, опасаясь репрессий, ушли отсюда, учредив Нововалаамскую обитель в Хейнявеси, по ту сторону отодвинутой границы. На «старом» же Валааме была устроена школа юнг, затем (с 1945) интернат для инвалидов войны, а с 1979 историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Возвращенный Русской православной церкви (передача зданий началась уже в 1988), монастырь восстанавливает свое историко-церковное, равно как и историко-художественное достоинство.

В живописном скалисто-лесном пейзаже Валаама всецело доминирует первозданная природа. Архитектура сосредоточена в северной части главного острова, над которой возвышается громада Спасо-Преображенского собора (18511856, архитектор А.М.Горностаев). Некоторым, наиболее ранним зданиям присущи барочно-классицистические черты (Благовещенская часовня, Святые ворота; конец 18 начало 19 вв.), но в целом в церковных постройках преобладает типичный для второй половины 19 начала 20 вв. историзм с элементами русского стиля; таковы главный собор, а также постройки скитов (Гефсиманского, Воскресенского, Предтеченского, Никольского, Всех Святых и др.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

www.studsell.com

Валаамский монастырь. Описание Валаамского монастыря и подвижников его

Песнопение «Разбойника благоразумнаго». Исполняют Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» из Сербии на V Международном фестивале «Просветитель», который проходил на острове Валаам 27-28 июля 2019 года.

† † †

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» («Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» («и меня крестным древом просвети и спаси»).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

Православный журнал «ФОМА».

valaam.ru

Дата возникновения Валаамского монастыря до сих пор не известна

«Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме».

Хейкки Киркинен, Профессор университета в Йоэнусу, Финляндия.

Дискуссия по проблеме даты возникновения Валаамского монастыря возродилась вновь, поскольку в 1992 г. был опубликован новый письменный источник, который отличается от ранее известных. Он был найден среди рукописей одного известного в прошлом веке русского музыковеда и был написан неизвестным автором в районе 1560-х годов. Текст его напоминает типичные для того времени тексты легенд, биографий святых или памфлетов, а его заголовок в сокращенном варианте звучит как «Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме». Его опубликовала на русском и английском языках в 1992 году, в академическом издании Ortodossia исследовательница древних рукописей Наталья Охотина, которая также снабдила его написанным на английском языке вступлением. По поводу этой новой находки выступил и муж Охотиной, датский историк Джон Линд (John Lind).

Многие финские исследователи полагали, что проблема, связанная с датой возникновения Валаамского монастыря, уже решена окончательно, но к сожалению, издатели вновь найденного текста наряду с людьми, представившими этот источник, отнеслись к нему слишком доверительно с точки зрения критического исследования. В порыве своего увлечения они не произвели основательного источниковедческого анализа первоисточника, а приняли его текст внушающим доверия без всякого сомнения, как если бы он являлся официальным документом. Однако критический подход обнажает в содержании источника настолько серьезные неточности и внутренние противоречия, а также расхождения с другими первоисточниками, что данный текст невозможно принять за окончательное решение проблемы, а к нему надо относится лишь как к новому исследовательскому материалу, как к одному из многих в ряду других первоисточников, касающихся ранней истории Валаамского монастыря.

Древние письменные традиции Валаамского монастыря представлены сохранившимся отрывком из утерянного жизнеописания основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, а также рукописью под названием «Валаамская беседа «, написанной в конце XVI века, автор которой также неизвестен, но текст которой сохранился примерно в 50 вариантах различных копий, датируемых разными веками и известной также в самом Валаамском монастыре. Первые официальные сведения о Валаамской обители и принадлежащей ей собственности содержаться в налоговой книге Вотской пятины 1500 года, а самые старые из сохранившихся писем Российских властителей, написанные в адрес Валаамского монастыря, датируются 1507 и 1540 годами.

Создатель вновь открытого первоисточника является неизвестным нам человеком, который в 1560-х годах по той или иной причине был заинтересован в написании «Сказания краткого…» о зарождении Валаамского монастыря. Издатель источника предполагает, что текст этот был написан именно для пользования непосредственно в монастыре, и что «Сказание… » хранилось там и усердно читалось, хотя нигде не найдено ни единого подтверждения тому, что данная рукопись когда-либо находилась в Валааме или что она была известна в среде Валаамской монашеской братии. Напротив, этот текст находится в резком противоречии с традиционными воззрениями на ранний этап истории Валаама, бытующими в самом монастыре. По данному источнику истинным основателем монастыря является не тот, о котором говорят монастырские традиции, а совсем другая личность, и этот текст связывает зарождение монастыря с совершенно иными причинами, чем те, о которых говорят другие первоисточники. Рукопись эта ни в коем случае не может являться историческим исследованием о зарождении Валаама, а скорее всего цель и формы ее повествования связанны с дискуссией о монастырях, имевшей место в России в середине XVI века, а также с имеющим место в те времена своеобразным соперничеством за места в обществе почитаемых основателей монастырей и в списке официальных святых Церкви. Тогдашним процессом внутреннего обновления Церкви руководил митрополит Макарий (патриарха еще не было), ставший впоследствии известным как Новгородский архиепископ, который являлся духовным представителем Москвы и митрополитом всей России, и который отредактировал «официальные» жизнеописания святых или «Великие Четии-Минеи», а также организовал и был руководителем известного церковного собора под названием «Стоглав» в 1551 г.

Новый первоисточник или «Сказание краткое…» начинается с описания северо- западных приграничных территорий России и Валаамского архипелага, где создатель его по всей вероятности проживал, или по крайней мере слышал о них из уст знающих людей, поскольку географическое описание в основных чертах является верным. Однако последующий текст написан в стиле легенды и рассказывает о том, как святой Ефрем основал монастырь недалеко от Новгорода на берегу Ильмень-озера, но перед тем как основать свой монастырь, он вместе с иеромонахом Сергием и другими спутниками отправился на остров Валаам и основал Валаамскую обитель. Автор описывает это событие следующим образом:

«Так преподобный Ефрем со спутниками приходят к тому малому и высокому острову и здесь полагают начало: водружают царское знамение — Животворящий Крест и поставляют церковь во имя преславного боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа; и с помощью всемогущего Бога братия умножаться числом начинает. Для своих же нужд и на других островах свои огороды садили «.

Таким образом по данному тексту действительным основателем Валаамского монастыря является Ефрем.

По словам «Сказания» в окрестностях Валаама жил в то время языческий и враждебно настроенный народ под названием чудь, который наносил урон монастырю. Ефрем отправился прочь с Валаама с целью создания своего монастыря, а вместо него игуменом Валаама стал иеромонах Сергий. Он отправился к Новгородскому архиепископу Иоанну (Иоанн II, на этой службе в 1388-1415 гг.), которому и рассказал об основании Ефремом обители и поведал также о враждебно настроенной «чуди карельской». Архиепископ послал вместе с Сергеем вооруженный отряд, который в сражении уничтожил большое количество живших в округе «язычников-волхвов … рукою всесильного Христа Бога». При этом погибли и некоторые монахи.

Эта часть повествования также находится в противоречии с историческим фоном и собственными историческими традициями Валаамского монастыря. Валаам располагался в самом центре средневековой Карелии, рядом с проходящими здесь оживленными торговыми и культурными путями. Христианство появилось здесь самое позднее в XII веке. Олонецкая ярмарка и Свирский погост упоминаются уже в 1137 году в официальных документах как христианские погосты, которые платили церковную дань архиепископу Новгородскому также, как и родственное финнам население, жившее на юго-восточном побережьи Ладоги. На южном берегу Ладоги, в местах проживания прибалтийских финноязычных народов, уже в VIII веке возник город Старая Ладога, который стал оживленным международным портом и центром влияния скандинавской культуры. В XII веке в городе было уже пять церквей, самую красивую из которых украшали фрески написанные в византийском стиле.

Археологические находки свидетельствуют о том, что влияние христианства в Приладожской Карелии началось в вышеупомянутом столетии, а хроника повествует о том, что в 1227 году Новгородский князь отправил людей «крестить большое число карел, почти всех жителей». Хотя указанные сведения могут быть и преувеличены, можно всё- таки сделать вывод, что христианство начало укореняться в этих местах самое позднее в эти годы, поскольку по мирному договору 1323 года под власть Швеции от Новгорода отошли уже три христианских погоста, из которых самый западный располагался в окрестностях города Миккели. Многие источники упоминают о существовании Валаамского монастыря еще до заключения Ореховецкого мирного договора, а Кюлянлахтинская церковь в Куркийоки упоминается в 1396 году, когда «шведы» сожгли ее.

В XV веке на побережье Ладоги не жила «почитающая бесов чудь», и ни один из древних исторических документов не упоминает о чуди в этих местах, а упоминаются только лишь карелы. Начиная с XII века территория известна повсеместно под названием Карелии, в русском варианте Корела, скандинавы же называли эти места Кирьяланд, а проживало там принявшее Новгородскую христианскую власть карельское население. О борьбе с языческой чудью, нет упоминаний ни в одном древнем источнике Приладожской Карелии или Валаама, а этих наличия подобных сведений можно было бы ожидать, если основываться на «Сказание краткое…». Рассказ о враждебной чуди, проживающей в окрестностях Валаама, может быть воспоминанием о значительно более ранних временах, но никоим образом не о событиях XV века. Имеются правда схожие истории «о чуди заволоцой», но эти племена жили далеко на восточном и северо-восточном побережьях Онежского озера. По данным источников истинной территорией проживания чуди была область на востоке от Чудского озера, между землями водских и сетукайских племен. Совершенно очевидно, что создатель «Сказания краткого…» почерпнул сведения для своей легенды из древних преданий о чуди, которые можно датировать XII веком, но никак не рубежом между XV и XVI веками.

Изложенный в «Сказании кратком…» ход событий находиться в полном противоречии прежде всего с собственными традициями Валаама, а так же со всем идейным фоном монастыря. Валаамским преданиям совершенно неизвестна личность Ефрема ни в роли основателя монастыря, ни даже в роли обычного Валаамского монаха. Ни один из доселе известных первоисточников, кроме этой написанной неизвестным автором легенды, не упоминает имени Ефрема в связи с Валаамом. Если бы «Сказание краткое…» было известно в Валааме, монахи должны были бы каким-либо образом зафиксировать этот факт. Зная большое стремление православной церкви к сохранению своих традиций и возвеличению идеалов аскетического образа жизни, невозможно представить себе тот факт, что Валаамская братия просуществовала бы полтора столетия не упоминая имени и не оспаривая чести настоящего основателя монастыря. Так же невозможно представить, что монашеская братия стала бы говорить в возвышенном стиле о запланированном массовом убийстве проживавшего в окрестностях монастыря местного населения «рукою всесильного Христа», ибо традиционный монашеский аскетизм всегда подчеркивал основанные на любви идеалы молитвы и подвизания в вере. В своей миссионерской деятельности, в процессе установления связей с местным населением монастыри делали упор прежде всего на пример монастырской жизни. Валаам не был исключением из этих традиций.

«Сказание краткое…» продолжается описанием развития Валаамской обители. Оно описывает определенные Сергием правила монастырской жизни, в которых особенное внимание уделялось проблемам жизни братии, которые были особо актуальными для времени написания документа, как например проблемы, связанные с употреблением алкоголя и склонностью к самовосхвалению. Текст рассказывает о том, что в монастыре возникло волнение, направленное против Сергия, который в результате отказался от сана игумена и удалился на глухую оконечность острова, где зажил жизнью отшельника. Недовольство тем не менее продолжалось и он был изгнан из братии, после чего вынужден был перебраться в Новгородский монастырь Иоанна Богослова, где занимается переписыванием «святых » книг, которые — по словам автора — сохранились в монастыре под наименованием «Сергиев перевод». Об этом нет ни одного другого свидетельства, хотя можно было бы предположить, что о подобных весьма значимых деяниях сведения должны были бы сохраниться. Вполне возможно, что здесь имеет место плод воображения автора, инспирированный деяниями апостола Иоанна или описание жизни какого то другого Сергия, не являвшегося основателем Валаама.

По данным «Сказания краткого…» последователем Сергия на посту игумена стал Герман, который пробыл в этой ипостаси 40 лет и после смерти был похоронен в церкви Валаама. В тексте описывается быстрое развитие и обогащение монастыря, но затем примерно в 1500 году или примерно через сто лет после своего образования монастырь постигает Божья кара за «умножение грехов», и он был уничтожен пожаром. И об этом значимом событии нет никаких упоминаний в других документах и источниках, хотя, например, о пожаре в Коневецком монастыре в 1553 году говориться в царской грамоте, отправленной царем в адрес братии этого монастыря уже в следующем году.

В «Сказании кратком…» содержится также совершенно ничем не подтвержденный рассказ о переносе мощей Сергия в Валаам. В нем говориться, что игумен Пимен попросил у архиепископа Новгородского Феодосия (1542-50) разрешения перенести останки Сергия в Валаам. Сам Московский митрополит Макарий написал по совету «светлейшего христоименитого царя Иоанна» (Иван IV, царствовал в 1538-1584 гг.) архиепископу Новгородскому о том, чтобы последний вернул мощи Сергия в Валаам. Посему мощи были перевезены в Валаам с большими почестями. По тексту буря заставила корабль с мощами пристать к Коневецкому монастырю, где основатель монастыря Арсений торжественно встретил останки своего старого друга и поместил их на ночь в храм, после чего они были перевезены в Валаам. Этим событиям надлежало произойти всего лишь за несколько десятилетий до создания «Сказания краткого..», но их следов не наблюдается ни в каких других источниках, ни в Валааме, ни в Новгороде, ни в Москве. Если в описываемых событиях участвовала вся верховная власть России включая самого царя, они вряд ли могли остаться в полнейшей тайне от других, если были известны автору «Сказания краткого..». Здесь имеет место серия торжественных картин, рожденных воображением автора либо увиденных им во сне. По сведениям «Валаамской беседы» перенос останков Сергия и Германа был произведен во времена архиепископа Иоанна I, в 1160-х годах.

В заключительной части «Сказания краткого…» вновь излагаются события, требующие подтверждения, как например описание основания Соловецкого, Белозерского и Свирского монастырей, а так же упоминание о небольшом монастыре на Сеннянском острове напротив реки Куркийоки, который по тексту основал Валаамский монах Савва и который упоминается в документах военного времени конца XVI века как уже опустевший. В конце повествования автор описывает три чудесных деяния, совершенных при жизни создателями Валаама. В этом нет ничего необычного, поскольку предания о чудесах, творимых святыми, рождались в те времена постоянно.

В описаниях житий святых Русской церкви под именем Ефрема Перкомского известен основатель небольшого Перекомского монастыря недалеко от Новгорода, но данные о его жизни являются весьма скудными и частично противоречат самим себе. Он жил вероятнее всего в XV веке, но его имя не попало в книгу «Великие Четии-Минеи», написанную митрополитом Макарием в середине XVI века. Его жизнеописание очевидно было написано в эти времена, хотя самые старые его копии датируются, вероятно, концом XVII либо XVIII веком. Российский историк В.О. Ключевский предполагал в 1871 году, что это жизнеописание является подражанием жизнеописанию Александра Свирского, которое было помещено в «Великие Четии-Минеи», и что автором его был некий простой монах. С этим можно по большей части согласиться, но возникает вопрос, не является ли в этом случае «Сказание краткое…» дополнением, написанным тем же самым автором к жизнеописанию Ефрема, то есть списком его деяний, предназначенным для последующей его канонизации. Почти все написанные в те времена жития святых написаны по единой традиционной схеме, в которой действительно имевшие место биографические данные излагались на религиозном фоне. Эта схема предполагает, например, наличие праведных родителей и праведного ребенка, привязанность к церкви, стремление к монастырской жизни и тд. Различия лишь во времени, поскольку святые жили в разные времена и в разных местах.

По биографическим данным Ефрем родился в 1412 и умер в 1492 году. Некоторые другие источники подтверждают помещенные в его жизнеописание сведения о том, что вначале он подвизался в вере в монастыре, который основал недалеко от Новгорода известный своим аскетизмом Савва Вишерский — по всей видимости это происходило где-то в середине XV столетия. Жизнеописание Саввы написал высоко ценимый в своем творчестве агиограф Пахомий Логофет в конце XV века, и оно было одобрено и помещено в «Великие Четии-Минеи», написанные митрополитом Макарием. По данным этой книги у Саввы действительно был ученик и товарищ по монашеству по имени Ефрем, но невозможно с полной достоверностью утверждать, что речь идет именно о Ефреме Перекомском. Ни один из источников жизнеописания Ефрема не упоминает о его заслугах в деле основания Валаамского монастыря, как впрочем об этом нет никаких намеков и во всех других известных нам текстах, кроме текста «Сказаний кратких..». Почему жизнеописание умалчивает о столь значимом периоде в жизни Ефрема?

Можно сразу же утверждать, что уже в отношении временных координат жизнеописание находится в сильном противоречии со «Сказаниями краткими…», поскольку по хронологии, приведенной в жизнеописании, Ефрем был бы маленьким ребенком во время основания Валаамского монастыря. Представленный в «Сказаниях кратких…» основателем монастыря на рубеже XV-XVI веков «старец Ефрем» плохо подходит к роли ученика и долговременного сотоварища монаха Саввы в основанном в 1417 году Вишерском монастыре, который мог бы продолжить деятельность в собственном монастыре только после смерти Саввы в 1461 году. Датировки совершенно не сходятся друг с другом, так же как впрочем «Сказание краткое…» по ущербности своих данных не соответствует критериям жизнеописаний хотя бы потому, что в нем нет никаких сведений о жизни Ефрема после того, как он покинул Валаам.

Имеющиеся в первоисточниках противоречия и пробелы поднимают центральный вопрос критической оценки источников: с какой целью неизвестный автор создал «Сказание краткое…», на которое не ссылается ни один из других источников, и которое не упоминается в традиционном письменном наследии Российской церкви и Валаамского монастыря.

Как я уже упоминал, в Российской церкви в середине XVI столетия имело место сильное движение, направленное на обновление и развитие церкви, кульминацией которого явились написанные Макарием «Великие Четии-Минеи» и церковный собор Стоглав в 1551 году. В это время наблюдается стремление к ужесточению духовной дисциплины в монастырях и общинах, а также стремление к созданию лучшего, более единообразного культа святых, основанного на уточненных агиографических традициях. Среди монастырей возникает своеобразное соперничество в поднятии своего престижа и в том, кто из подвижников попадет в «официальные» жизнеописания святых.

С древних времен многие святые являлись основателями новых монастырей, которые в свою очередь были связаны с традициями еще более древних и высоко ценимых монастырей. Валаамский монастырь в средине XVI столетия был широко известен и глубоко почитаем. Посему наблюдалось стремление каким-либо образом соединить многих из основателей других монастырей с Валаамским монастырем. Особенно почиталось подвизание в делах веры пожалуй в наиболее известном в то время в России монастыре Троице-Сергиевой лавры, основанной в XIV веке Сергием Радонежским. С Валаамским монастырем традиционно связывали основание новых, небольших по своим размерам, монастырей в Карелии, а также духовное подвижничество основателя большого Палеостровского монастыря Корнилия, начало деятельности основателя Соловецкого монастыря Савватия и опыт святого Александра Свирского, основателя Свирского монастыря.

Основанный Перекомским небольшой и мало известный монастырь располагался в болотистой местности на берегу озера Ильмень. Помещение имени его основателя в реестр святых, официально одобренных церковью, требовало от основателя монастыря Ефрема больших заслуг. Автор «Сказания», оставшийся неизвестным монах этого монастыря или некто сторонний почитатель Ефрема, получил необходимую информацию либо совершив лично путешествие в Валаам, либо от регулярно проезжавших здесь по своим торговым делам в Новгород монахов из Валаама. Жизнеописания канонизированных ранее святых придало смелости неизвестному автору в описании заслуг основателя Перекомского монастыря Ефрема и он связывает его имя с именем Валаамского монастыря, именуя Ефрема ни много ни мало основателем Валаамской обители, благо сведения о ранней истории Валаама были весьма скудными.

Совершенно очевидно, что написанное неизвестным автором «Сказание краткое…» имело своей целью подчеркнуть заслуги Ефрема Перекомского для написания агиографического текста. Это повествование тем не менее не получило одобрения, поскольку слишком многие знали, что это всего лишь легенда. Его содержание не было использовано при написании жизнеописания Ефрема, оно не было принято и в число церковных традиционных текстов и ни один из других источников его не упоминает, не говоря уж о том, что о нем умалчивают и традиции самого Валаама. Едва ли можно представить какую-либо другую более обоснованную версию причины создания единственного в своем роде по содержанию «Сказания краткого…», а так же причину того, почему оно осталось в безвестном одиночестве. Текст этот не является ни исследованием, ни воспоминаниями; он также не подходит под разряд творений, создаваемых одинокими мыслителями в период своих размышлений для собственных целей. Это духовный памфлет, коих много создавалось в те времена. В них воображение часто весьма радикально искажает действительность, и в них смешиваются обычно преувеличенные предания и традиционные тексты, родившиеся в разные времена. Это писание никоим образом не может быть использовано как неоспоримое свидетельство о создании Валаамской обители.

Проблема, связанная с датировкой возникновения Валаамского монастыря, была рассмотрена мною в широком аспекте в моей книге «Karjala idan kulttuupiirissa» («Карелия в культурной сфере востока»), вышедшей в 1963 году. После выхода книги я опубликовал уточнения по этому вопросу в финском периодическом издании Historiallinen Aikakausirja в 1965 году. В этих трудах я рассмотрел все доселе известные источники, касающиеся ранней истории Валаама, и «Сказание краткое…» в качестве нового источника ни в коей мере не способно опровергнуть единый комплекс свидетельств, представленных во всех известных до него источниках. Издатели этого нового источника не делают его сравнительного анализа со всеми другими ранее известными первоисточниками. Можно понять их энтузиазм вызванный находкой «Сказания краткого…», но он к сожалению не решает проблемы, связанной с датой зарождения Валаамской обители. Да и едва ли эта проблема получит когда-либо окончательное решение, поскольку освещающие ее источники ищутся уже на протяжении почти двух столетий, но до сих пор нет уверенности в том, что не найдется какой-либо новый документ в корне опровергающий все известные до него сведения. Окончательное решение проблемы датировки возникновения обители теоретически возможно лишь в том случае, ежели где-либо внезапно всплывут на поверхность наиболее ранние тексты жизнеописаний Сергия и Германа.

Новый первоисточник необходимо сравнить по крайней мере со следующими ранее известными источниками:

1. Вторая редакция жизнеописания Авраама Ростовского, написанная в XVI веке (Авраам подвизался в Валаамском монастыре самое позднее в XII столетии).

2. «Валаамская беседа», написанная во второй половине XVI века, сохранилось около 50 копий, датируемых различными веками, (перенос мощей Сергия и Германа из Новгорода в Валаам и написание их иконы во времена канонизированного в число святых архиепископа Иоанна I, 1160-1180 годы).

3. Сведения из Уваровской хроники, написанной в начале XVII века (перенос упомянутых мощей в 1163 году).

4. Рассказ об основании Устьшехонского монастыря, написанный в начале XVII века (монастырь основан в 1251 году, игуменом был призван Геннадий из Валаамского монастыря).

5. Упоминание в «Краткой хронике» в начале XVII века (прибытие старца Сергия в Валаам в 1329 г.).

6. «Краткое сказание», написанное примерно в 1560-х годах (Ефрем Перекомский, как основатель Валаамской обители на рубеже XV-XVI веков).

Первые четыре из вышеупомянутых источников, которые по сути своей являются весьма разными и в основных чертах независимыми друг от друга текстами, свидетельствуют о деятельности Валаамского монастыря еще до начала XIV века, один из источников указывает датой рождения обители 1329 год, а в другом имеются намеки на конец XIV либо начало XV века. Все представленные выше источники являются в известной степени неточными, поскольку речь идет о весьма отдаленном от нас времени, но и подвергнутый источниковому анализу вновь найденный текст не дает нам оснований для принятия вывода, опровергающего все полученные ранее сведения о Валаамском монастыре. Для подобного вывода не имеется научных обоснований.

Сведения о том, что Валаамская обитель зародилась лишь на рубеже XIV — XV столетия и о ее жизни среди враждебно настроенного местного населения находятся в противоречии с зажиточным хозяйством Валаама и его прочными внешними связями, имевшими место в конце XV века. По данным налоговых книг XVI века Валаамскому монастырю подчинялось более 150 крестьян со своими семьями и хозяйствами, проживавших в различных областях Приладожской Карелии и Карельского перешейка. В 1507 году государь освободил их от уплаты земельного налога великому князю. Кроме того монастырь владел домами и церквами в Саккола, Суванто Тайпале, Куркийоки и Сортавале, мельницей на реке Куркийоки, обозами и грузовыми и рыболовецкими судами на Ладоге. В его услужении находилось большое количество карельских мирян: владельцев хозяйств, мельников, рыбаков, возчиков, кузнецов, скотников и т. д. Нет никаких сведений о каких-либо крупных пожертвованиях, сделанных государем в пользу монастыря в средние века, а вероятнее всего монастырь преумножил свою собственность путем закупок, а так же — по обычаю других монастырей — за счет завещаний и пожертвований на молитвы о спасении душ, и конечно за счет вновь разработанных земель, поскольку многие монастыри привлекали на свои земли новых переселенцев тем, что крестьяне освобождались от налогов или платили меньшие налоги, чем налоги с государственных земель. Да и жизнь на монастырских землях была как правило безопаснее. Валаамский монастырь был бы не в состоянии поднять свое величие и влияние всего за сто лет до такого уровня, каким его представляют официальные источники уже в 1500 году, если бы отношение властей к нему не было бы совершенно исключительным.

Недоразумения в оценках ранней истории Валаама возникли уже в отношении имен Новгородских архиепископов и в датировке событий. Письменные традиции самого монастыря как и Уваровская хроника ссылаются на время церковного правления архиепископа Иоанна I в 1163-1186 годах, а «Сказание краткое» на времена архиепископа Иоанна II, на 1388-1415 годы. Российская церковная система все таки строго следила за культом святых, так что в календарь святых и в агиографические тексты попадали лишь строго определенные личности. Архиепископ Иоанн I был канонизирован в чин святого в 1439 году, в результате деятельности архиепископа Евфимия. Его жизнеописание написал один из наиболее высоко ценимых в России агиографов Пахомий Логофет в 1470-е либо в 1480-е годы, а митрополит Макарий поместил это жизнеописание в «Великие Четии- Минеи» в середине XVI столетия. Это значит, что данное жизнеописание уже было написано и официально признано во время создания «Сказания краткого».

В церковном наследии невозможно смешение друг с другом двух архиепископов Иоаннов. В «Валаамской беседе» с именем Иоанна I употребляется эпитеты «новый чудотворец» и «святитель», они являются как бы официальными званиями святых, которые нельзя было употреблять ни в какой другой связи, кроме как в иерархии святых. Развитие культа основателей Валаамской обители Сергия и Германа указывает на то, что традиции Валаама как впрочем и всей Российской церкви опирались на известную деятельность святого архиепископа Иоанна I, которой он занимался в пользу Валаамской обители. Поэтому по данным традициям нет никакой возможности одобрить представление о том, что Валаамская обитель была основана лишь во времена Иоанна II, подобное предположение воспринималось как не соответствующее истине. К этому есть основания еще и потому, что жизнь и деятельность Иоанна II происходила в сравнительно недавнее время и о ней сохранилось значительное количество свидетельств. Если перенос мощей Сергия (и Германа) произошел бы в этот период, Валаамская братия наверняка сохранила бы сведения об этом и хотя бы в форме устного наследия запечатлела бы их в памяти.

Что касается упоминания о прибытии «старца Сергия» в Валаам в 1329 году, то оно позаимствовано из весьма ограниченной и слабой по содержанию хроники, описывающей мировую историю, ценность которой как исторического источника обычно принимается низкой, хотя в ней встречаются и сведения о событиях, имевших место на самом деле. Наиболее известный из всех святых Российской церкви, которого и в старые времена именовали «старцем» был Сергий Радонежский. Возможно что этот источник намекает на «старца» из Валаамской обители, но также вполне возможно, что некий агиограф присовокупил пребывание Сергия Радонежского в Валаамском монастыре к его заслугам, поскольку Сергий как раз в середине XIV века основал свой монастырь в окрестностях Москвы. Так же возможно, что источник подразумевает под старцем нового зачинателя Валаама, пришедшего сюда после длительного периода войны, закончившейся Ореховецким миром. Валаамская обитель и в самом деле многократно разрушалась и создавалась вновь, возможно впервые это произошло во времена известного военного похода шведов на Ладогу в XII веке. Разрушение обители также могло произойти и во время тридцатилетнего военного периода, последовавшего вслед за третьим крестовым походом. Валаамский монастырь был разрушен вновь в начале XVII столетия и был пуст во времена шведского владычества, последовавшего после заключения Столбовского мира. В последний раз гибель Валаама на Ладоге произошла во время Советско-финской «Зимней» войны. Традиции его братии продолжились и продолжаются в финском Валаамском монастыре в местечке Хейнявеси, и в настоящее время он вновь возрождается на своем первозданном месте на Ладоге. В истории Валаама скорее всего наиболее разумно говорить о неоднократных воссоздании обители, в цепи которых наиболее древние сведения исчезли из памяти людей, в то время как более поздние свидетельства сохранились и в весьма подробном виде в нынешних документах. Эта точка зрения дает нам наиболее целостную картину истории развития Валаама, в которой найдется место для всех сохранившихся сведений начиная с XII века и до наших дней.

Амвросий (Архимандрит) 1813: История Российской епархии, т. 5. Москва. Барсуков, Н. 1882: Источники русской агиографии. Санктпетербург. Филарет (Гумшевский) 1900: Жития святых, чтимых Православной Церковью. Май. Санктпетербург. Kirkinren, Heikki 1963: Karjala idan kulttuuripiirissa. Bysantin ja Venajan yhteyksista keskiajan Karjalaan. Rauma Kirkinren, Heikki 1965: Valamon luostarin synty ja arkkipiispa Johannes. Historiallinen Aikakauskirja n:o 3, s. 208-217 Kirkinren, Heikki 1970: Karjala idan ja lannen valissa, I. Venajan Karjala renessanssiajalla (1478-1617). Helsinki Kirkinren, Heikki 1987: Bysantin perinne ja Suomi. Joensuu Ключевский В. 1871: Древнерусския жития святых как исторический источник. Москва Lind, John 1992: Fortaellingen om Valamoklosteret. En nyfunden kilde til klosterets aeldste historie. Historisk Tidskrift for Finland, s. 1-30 Материалы по истории Карелии XII-XVI вв. Петрозаводск 1941 Моисеева Г.Н. 1958: Валаамская беседа — Памятник русской публицистики середины XVI века. Москва — Ленинград Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Москва — Ленинград Ohotina, Natalia 1992: The Tale of Valamo monastery. Ortodoksia 42, s. 89-135, Kuopio Памятники истории Великого Новгорода и Пскова: Москва — Ленинград 1935 Средневековая Ладога: Ответств. ред. В.В. Седов. Ленинград 1985 Suomen varhaiskeskiajan Idhteita: Toim. Martti Linna. Historian Aitta XXI. Jyvaskyla 1989 Uino, Pirjo 1989: On the history of Staraja Ladoga. Acta Archaelogica, vol. 59, 1988. Kobenhavn Зверинский В.В. 1890: Материалы для историко-топографическаго изследования о православных монастырях в Российской Империи, III. С.-Петербург

Хейкки Киркинен, Профессор университета в Йоэнусу, Финляндия.

valaam.ru

о.Валаам | Экскурсионный гид

Скиты Валаама

Спасо-Преображенский монастырь

Краткая характеристика

Валаамский архипелаг находится в Карелии, в северной части Ладожского озера, крупнейшего в Европе пресного водоема. Это почти 50 островов, имеющие площадь 36 кв.км. Крупнейший из них – остров Валаам. Его площадь – 28,45 кв.км, что составляет 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова – 9,6 км, ширина – 7,8 км. Расстояние до берега – 22 км. Второй по величине остров – Скитский, его площадь – 2,77 кв.км. Расстояние от городов Сортавала и Приозерска – 42 км, от Петербурга – 215 км.

По одной из версий название “Валаам” происходит от финского “высокая земля”. Самым высоким в архипелаге является небольшой остров Лембос, высота его составляет 58,2 метра. Остров Скитский поднимается на 51,8 метра, а максимальная высота Валаама – 42 метра. По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Такого красивого места с отвесными скалами, бухтами, островами, проливами и хвойным лесом нигде не встретишь в Европе. Все, кто здесь побывал, с восторгом вспоминают чудные места острова. Здесь произрастает множество видов цветковых растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На Валааме создано уникальное сочетание местной и высаженной человеком и не произраставшей здесь ранее древесной растительности. Среди встречающихся здесь более 212 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

Служба в Спасо-Преображенском монастыре

Из истории

Датой основания Валаамского монастыря одни историки считают время Крещения Руси (988 год), другие – более позднее время. По монастырскому преданию монастырь был основан еще до крещения Руси, в 960 году, преподобными Сергием и Германом. В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16-17 вв. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839-1917 гг. – время расцвета монастыря. После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время  в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза. В 1989 году 13 декабря в день памяти Андрея Первозванного, когда на остров прибыли шесть монахов, начался процесс возрождения обители. А через 16 лет, в 2005 году, впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2008 года Алексий II освятил Свято-Владимирский скит на острове Валаам и провел первую Божественную литургию в храме.

Дорогами Валаама

Достопримечательности

Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на острове Валаам, раньше называли Северным Афоном. Здесь был центр мирового Православия. Сейчас в монастыре около двухсот насельников. Возрождается жизнь в Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В 1862 году Спасо-Преображенский монастырь посетили император Александр II с императрицей Марией Александровной.  В память об этом была возведена часовня во имя иконы Божией Матери “Знамение”. Напротив нее на стеле, выполненной из полированного черного камня, высечены имена знатных особ, которые побывали на Валааме.

Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест.  Здания скита построены из ярко-красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская двухъярусная церковь и келейные корпуса, окруженные оградой с фигурными воротами. Верхний храм освящен во имя Святого Христова Воскресения, Нижний храм – во имя Св. Апостола Андрея. Воскресенский скит – единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии по острову. На вершине горы Елеон находится часовня Вознесения. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Малую Никоновскую бухту. Часовня, как и крест, можно видеть от входа в бухту.

Воскресенский скит

Пройдя по деревянному мостику, Вы осмотрите недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. За Коневским скитом идет дорога  к монастырской ферме, расположенной на берегу озера Сисяярви. Еще в 1882 году в шести километрах к западу от монастыря была построена ферма на 70 голов скота с отдельными секциями для каждого животного. Здесь же разводили рыбу.  Сейчас ферма действующая, восстанавливается рыборазводный завод.

Собираясь на остров Валаам, возьмите теплую одежду, учитывая холодные ветра Ладоги и среднюю температуру июля – 17 градусов.

Варианты экскурсий
Пешеходная обзорная экскурсия по музею-заповеднику.

Фотогалерея о.Валаам

tour.volgawolga.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *