Валаамский монастырь где это: Валаам — монастырь на 50 островах Ладожского озера

Содержание

Обитель вместо дома инвалидов: 25 лет назад началось возрождение Валаамского монастыря

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 декабря. /ТАСС/. Двадцать пять лет назад, в ночь на 14 декабря 1989 года три иеромонаха Варсонофий, Геронтий и Фотий, иеродиакон Серафим, а также послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил) прибыли на остров Валаам и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов («Морской дом»). С этого дня началось возрождение знаменитого Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, существовавшего на берегах Ладожского озера с X века.

Отъезд братии

Церковная жизнь на Валааме прекратилась примерно за 50 лет до этого события, монастырь перестал существовать сразу после окончания советско-финской войны. Тогда остров с 1918 по 1940 гг. находившийся в составе Финляндии отошел к Советскому Союзу. 

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь расположен в северо- западной части Ладожского озера на южном берегу живописного острова Валаам. Именуемый в прошлом Северным Афоном, монастырь стоял у истоков рождения православия, был его центром на Северо-Западе России. Дата основания монастыря неизвестна, но некоторые исследователи считают, что он существовал уже в 10 веке. Основателями монастыря считаются преподобные Сергий и Герман, мощи которых хранятся в главном соборном храме монастыря.

За тысячелетнюю историю монастырь знал периоды расцвета и упадка. Находясь на границе новгородских и шведских владений, он часто подвергался поджогам и разорению со стороны шведских завоевателей, но каждый раз возрождался вновь. После самого крупного разрушения в 1611 году обитель была восстановлена по приказу Петра 1 лишь в 1715 году.

Монастырь достиг высшего расцвета в конце 19 века, став одним из крупнейших в России. Ему принадлежали около 40 мелких островов. Он имел большое хозяйство: молочные фермы, несколько заводов, фруктовые сады и огороды. Значительной статьей дохода были щедрые взносы русских царей и Великих князей. Фактически Валаам в прошлом веке был самостоятельным мини- государством, в котором до первой мировой войны жили около 1000 монахов.

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революционных событий 1917 года церковная жизнь на островах постепенно затухала, а с началом советско- финляндской войны в 1939 году монастырь прекратил свое существование. 

ТАСС Досье

Продолжение

18-го эвакуация имущества подходила к концу… Дав распоряжение монаху Симфориану, чтобы сделали двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей Валаамской тысячелетней обители, я вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…

Доклад Наместника Валаамского монастыря иеромонаха Исаакия Настоятелю игумену Харитону со старшей братией о эвакуации с Валаама монастырского имущества 13 марта – 21 марта 1940 года.

Архив Ново-Валаамского монастыря.

На эту тему

В 1940-1941 гг на острове Валаам располагалась школа боцманов ВМФ, и как особое учебное подразделение рота юнг. Однако в начале войны, в сентябре 1941 года курсанты покинули остров, который заняли финские войска. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях, не было и бомбардировок архипелага. Иноки во время войны несколько раз приезжали на Валаам, а в сентябре 1944 года они покинули его окончательно.

В 1949 году на острове был создан совхоз, в 1952 году здесь был размещен дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. 

Директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы

Из воспоминаний жителей Валаама

сайт Валаамского монастыря

В 1965 году на острове был организован природный заказник, в 1979 году он был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Некоторым зданиям был придан статус памятников. На острове предполагалось устроить туристический аттракцион с канатной дорогой и аэродромом, в соборе разместить зал органной музыки и построить новый поселок на 1000 жителей. Эти планы не были реализованы.

Возрождение обители

Андрей Первозванный — один из 12 апостолов, брат святого апостола Петра. Согласно Евангелию, Андрей, родившийся в селении Вифсаида на севере Палестины, первым из апостолов последовал за Христом — поэтому его именуют Первозванным.
Святой Андрей считается небесным покровителем Руси и Санкт-Петербурга. Согласно легенде, Андрей, странствуя по свету, повсюду проповедовал христианство. По некоторым преданиям, апостол также посещал территорию будущей Руси. На берегу Днепра он оставил наперсный крест и предсказал появление здесь Киева. После этого апостол посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Киевская Русь считала святого покровителем русской государственности. Первая церковь в честь апостола была построена в Киеве в 1086 году по указу великого князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

В честь апостола Андрея Первозванного император Петр I учредил первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. В 1998 году этот орден был восстановлен как высшая государственная награда Российской Федерации. С петровских времен Андреевский флаг — это флаг российского военно-морского флота. Царь собственноручно определил, как он будет выглядеть: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Продолжение

В сентябре 1989 года по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (будущий патриарх Всея Руси Алексий II) Совет министров Карелии решил передать в пользование Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Наместником обители был определен архимандрит Виктор (Пьянков), впоследствии епископ Подольский.

Первые священнослужители прибыли на остров 13 декабря в день Святого Андрея Первозванного (по преданию, апостол Андрей, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом). Через полгода после приезда первых монахов в мае 1990 года митрополит  Алексий освятил главный престол нижнего собора.

В 1990-1991 гг. Верховный Совет Карелии принял решение о возвращении обители всех храмовых и административно-хозяйственных зданий

С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Будущий предстоятель русской церкви впервые побывал на Валааме еще ребенком, в 1930 годы. Тогда на остров приезжали паломнические группы из Эстонии и Финляндии. С одной из таких групп на Валаам приехал из Таллина священник Михаил Ридигер, которого сопровождал сын Алексей, будущий Патриарх Русской Православной церкви.

Новая жизнь

С 1989 по 1995 годы обители было передано 90% ранее принадлежавшего имущества.  В 1992 году указом президента РФ Валаамскому архипелагу и Спасо-Преображенскому монастырю придан статус единой и целостной особо ценной историко-культурной и природной территории Российской Федерации и Республики Карелия.

На эту тему

Сегодня Валаамский монастырь — это центральная усадьба Спасо-Преображенского собора с надвратной церковью Петра и Павла, Знаменской и Покровской часовнями, гостиницей, «работными» и «машинным» домами, пошивочным цехом и столярными мастерскими, а также разбросанные по островам небольшие монастырские хозяйства — скиты. В Москве, Петербурге, Сортавале и Приозерске действуют его подворья. Братия монастыря насчитывает около 200 человек. Есть у монастыря собственный флот. Недавно один из его кораблей получил имя «Патриарх Алексий II».  

  • Памятник апостолу Андрею Первозванному установлен на Валааме
  • Патриарх Кирилл призывает сделать Валаам местом всенародного паломничества

При подготовке использована информация официального сайта Валаамского монастыря.

 

Путин и Лукашенко посетили Валаамский монастырь в Карелии :: Политика :: РБК

Video

Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко посетили остров Валаам в Карелии. Об этом сообщает БелТА. Лидеры, в частности, побывали на службе в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре.

На сайте Кремля уточняется, что президенты планируют посетить Владимирскую церковь на острове Светлый. Они также осмотрят монастырский музей и побывают на концерте хора Валаамского монастыря.

Как сообщал ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, у Путина и Лукашенко на Валааме 17 июля «день неформального общения». «На Валааме они планируют посетить главный собор, несколько скитов, музей Валаама. Программа насыщенная», — сказал Песков (цитата по «РИА Новости»).

Поездка Путина и Лукашенко на остров Валаам. Фоторепортаж

Новый Валаам — eFinland.ru

В Финляндии неподалеку от Йоэнсуу в местечке под названием Хейнявеси нашел свой второй дом старинный Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, некогда располагавшийся на острове посреди Ладожского озера. В годы финско-русской войны монастырь оказался в центре военных действий, что и послужило причиной тому, чтобы монахи покинули свой дом и отправились на поиски нового. После долгих скитаний и лишений монахам предложили купить в Финляндии поместье под названием Паппиниеми.

Окончательное решение о том, что обитель обоснуется именно здесь, было принято после того, как на территории этого поместья была найдена православная икона. Дело в том, что хозяева были лютеране и в том, что частица православия оказалась в этом поместье монахи усмотрели знак божий, указавший им на новое место для монастыря. Началось обустройство на новом месте. То, что удалось вывезти из старого Валаама, а это особенно ценные предметы церковной утвари, иконостас, старинные намоленные иконы — все это по сей день бережно хранится в Финляндии. Кроме того, монахам удалось вывести около 20 тысяч томов из старой Валаамской библиотеки и старинные Валаамские колокола, которые в настоящее время находятся в разных православных обителях в Финляндии. Основная часть библиотеки сейчас хранится в Славянском фонде Хельсинского университета, а около пяти тысяч книг в самом монастыре.

Нельзя сказать, что после переселения в Хейнявеси судьба монастыря складывалась благополучно. В течение второй половины двадцатого века монастырь пережил тяжелые времена, когда из-за внутрицерковных распрей он едва совсем не прекратил свое существование. И только благодаря тому, что в 70-е годы туда пришли молодые финны, которые проповедовали православие, монастырь снова ожил. Эта молодая струя и вдохнула новую жизнь в монастырь. В 1977 году на территории монастыря был возведен храм по проекту финского архитектора с русскими корнями Ивана Кудрявцева. Возможно, поэтому так заметно архитектурное сходство Валаамского храма с новгородскими и псковскими церквями.

Новый Валаам сегодня

Сегодня Новый Валаам является не просто православным монастырем на территории Финляндии, он стал символом всей православной культуры и религии в этой стране. Каждый год сюда приезжают более 160 тысяч верующих, чтобы насладиться спокойной атмосферой монастыря, ощутить его близость к природе и богу.

Не секрет, что туристы обеспечивают большую часть дохода всего прихода, но кроме этого в монастыре производят свое ягодное вино и свечи ручной работы, изготовленные из медовых сот. Все это можно купить в монастырском магазинчике, который называется «Туохус».

Посетив Валаамский монастырь можно не только отдохнуть от суеты современного мира, но и духовно напитаться, прогуливаясь по тихим дорожкам в окружении великолепной природы, прикоснуться к богатствам коллекции монастырской библиотеки. Кроме того для православных посетителей открыт доступ на церковные службы. Службы здесь проходят ежедневно – утренняя в 6 часов, по воскресеньям чуть позже – в 9, и вечерняя в 18 часов. Кроме этого несколько раз в год Валаамский монастырь совместно с Валаамской Высшей школой искусств организует для всех желающих курсы иконописи, различных ремесел и истории православия.

Поездки в Новый Валаам

Для того чтобы совершить путешествие в Новый Валаам, можно либо отправиться на своем автомобиле, либо воспользоваться одним из предложений туристических компаний. Расстояние от Йоэнсуу до Нового Валаама всего 65 километров.

На территории монастыря для гостей есть несколько вариантов размещения. Это либо Валаамский отель, либо студенческое общежитие, либо гостиница, сочетающая в своих интерьерах уют финского комфорта с аскетическим минимализмом. В любом из этих мест путешественников ждет удобство и погружение в православие. В каждом из номеров обязательно найдутся библия и молитвослов, у входа всегда висит икона. Внутри всех помещений на территории монастыря запрещено курить, нигде здесь нельзя заметить признаков 21 столетия – нет ни телевизоров, ни радио. А после 9 часов вечера монастырь погружается в благоговейную тишину, все готовятся ко сну.

Отправиться на Валаам можно в любое время года. Летом, оказавшись там, можно совершить небольшой круиз по водным путям Хейнявеси. Во время этого водного путешествия делается остановка в Свято-Троицком монастыре.

Кто-то видит очарование Валаама только в зимних пейзажах, когда голубой снег освещают вечерние огни монастыря.

Весной гостей ждут торжества празднования Святой Пасхи, и очарование пробуждающейся от зимы природы.

материал по теме

Монастыри в Финляндии

Одними из самых незабываемых впечатлений от посещения Финляндии, являются посещения Валаамского и Линтульского монастырей, в которые с удовольствием наведываются ежегодно сотни туристов, интересующиеся православной верой, бытом, культурой и эстетикой. Удивительно, как этот чудный православный уголок оказался в северной части Европы?

На территории монастыря

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

На территории монастыря все очень просто и скромно. Кроме основного храма можно увидеть старую деревянную церковь, хозяйственные постройки и трапезную. В трапезной всем желающим предлагается горячий обед. Сами же монахи едят в другой трапезной. Есть на территории и магазин сувениров «Туохус», здание Валаамской светской православной академии, а также библиотека, доступная для всех (при желании книгу даже можно взять на целую неделю). Непосредственно к библиотеке примыкает часть здания, закрытая для посторонних глаз – это Центр консервации и реставрации икон.

Кроме того в монастыре есть музей, в котором представлены ценности, вывезенные из старого Валаама. В километре от основной территории находится монастырское кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Недвижимость Финляндии

Валаам

Остров: Валаам

Расположение:  остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе  Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам, входящий в  Сортавальское городское поселение и  Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.

Достопримечательности

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь расположен на самом крупном острове архипелага в северо-западной части Ладожского озера. На других, более мелких островах среди гранитных скал и дремучих лесов укрылись скиты святой обители: Предтечинский, Святоостровский, Никольский, Всех Святых, Смоленский и Авраамия Ростовского.

Валаамский монастырь находится под особым покровительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который является священноигуменом Спасо-Преображенской обители.

Дата основания Валаамского монастыря в разных источниках колеблется от IX до XIV века. Ссылаясь на Житие преподобного Авраамия Ростовского, приводят сведения о том, что обитель основал преподобный Сергий и его преемник преподобный Герман в 960 году. Достоверная история Валаамского монастыря начинается с XIV в. В недавно открытом учеными «Сказании о Валаамском монастыре» названа точная дата его основания — 1407 г. Известно также, что до 1429 г. здесь жил инок Савватий — основатель Соловецкого монастыря. Расцвет обители пришелся на XV столетие. Валаамский монастырь называли «честной и великой лаврой». К началу XVI в. здесь жили около 60 монахов. Разорялась обитель шведами в XI, потом в XVI и в XVII веках.

Название острова Валаам происходит от финно-угорского «валаамо» — высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка, и они нарекли его Валаамом. На протяжении веков, когда единственным хозяином был монастырь, остров превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви,- часовни, скиты и хозяйственные постройки, проложены дороги, соединены мостами острова, прорыты каналы и дренажные сети, посажены сады и огороды.

Обитель расположена на высоком холме и представляет собой стройный ансамбль, в центре которого находится Спасо-Преображенский собор, окруженный братскими корпусами, а по склонам холма раскинулись сады. Мосты, перекинутые через каналы и заливы, соединяют разные участки Валаама и острова в единое целое.

Двухэтажный каменный пятиглавый Спасо-Преображенский собор был построен в 1887-1890 годах. Высота четырехярусной колокольни — 72,6 метра. Фасады собора богато украшены, а бело-голубая гамма делает собор удивительно воздушным. Стены верхнего и нижнего храмов были украшены настенной живописью, выполненной монастырскими художниками. Особенно нарядным убранством отличался интерьер верхнего, холодного, храма Преображения.

Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси. Не стали исключением и наши дни.

В его нижней, двухпрестольной церкви покоились мощи преподобных Сергия и Германа. Вокруг собора были квадратом сооружены корпуса келий. По углам квадрата возвышались Успенская и Никольская церкви. К зимней Успенской примыкали ризница и библиотека.

В 1805 году возведена надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Еще две надвратные церкви были освящены во имя Живоначальной Троицы и во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Над Валаамом возвышается огромная монастырская колокольня. Самым большим среди валаамских колоколов был 1000-пудовый колокол, отлитый в честь апостола Андрея Первозванного.

Наибольший расцвет обители пришелся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь, начал большое каменное строительство. При нем же возобновилась миссионерская деятельность и утвердились три формы монашеской жизни: общежитийная, скитская и отшельническая.

В 1839 г. на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин. За 35 лет своего руководства он добился удивительных результатов в ведении сложного монастырского хозяйства. При нем на Валааме и островах действовало несколько пекарен, больница, аптека, баня, различные мастерские, дававшие продукцию не только для монастырских нужд, но и для продажи на рынке. Особое внимание о. Дамаскин уделял строительству, которое в 1844 г., благодаря налаженному регулярному пароходному сообщению, стало развиваться особенно быстро, планомерно и качественно. Отец Дамаскин добился разрешения проводить строительство на острове только под руководством дипломированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был архитектор академик А. М.Горностаев, который построил немало прекрасных сооружений на Валааме и других островах архипелага.

Отец Дамаскин установил очень жесткие правила монастырской жизни. Попавший сюда не имел возможности покинуть остров: монастырь, начиная еще с XVI в., использовался в качестве места ссылки для духовных лиц (уход из монастыря был запрещен до начала XX века). Дамаскин отменил отшельничество, утвержденное предшественником. Почти все работы на острове выполняли монахи; наемные рабочие и приписанные к монастырю крестьяне занимались, в основном, строительством и прокладкой дорог.

После смерти Дамаскина монастырем управлял его помощник Иван Дмитриев (Ионафан II), который, помимо активной хозяйственной деятельности, привел в порядок богатейшую монастырскую библиотеку. К середине XIX в. монастырь напоминал маленькое государство со своим самодержцем-настоятелем, духовной полицией (старцы-духовники), а также натуральным хозяйством, торговлей, финансами. В начале XX в. на острове проживало около 1000 человек.

В 1918 году остров Валаам отошел к Финляндии, но в 1940 году — возвращен СССР. Часть иноков вместе со святынями монастыря выехали в Финляндию, где организовали Нововалаамский монастырь.

На Валааме основали дом инвалидов, а потом на остров стали приезжать туристы. Возрождена обитель была 13 декабря 1989 г., в день памяти Андрея Первозванного, — на берег Валаамского острова вступили православные иноки. Их было всего шестеро. Через три года Валаамский монастырь передали Русской Православной Церкви. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. Сейчас она насчитывает около 200 человек.

Старый новый Валаам: монастырь начал восстанавливать самый северный из своих скитов

Питкярантские депутаты в начале октября безвозмездно передали Валаамскому монастырю небольшой земельный участок в 50 соток на острове Сюскюянсаари. Незадолго до этого предыдущий созыв городского совета отдал монастырю полуразрушенный храм, расположенный на этой территории. В местной администрации поясняли, что всё сделано по закону: в Земельном кодексе есть норма, позволяющая религиозной организации бесплатно получить участок под объектом религиозного назначения.

С самого начала в соцсетях и некоторых карельских СМИ ситуация освещалась не совсем корректно. Например, утверждалось, что монастырь получил пять гектаров земли, хотя на самом деле – лишь полгектара. Упоминались и некие предприятия, будто бы работающие непосредственно на переданной территории.

Чтобы разобраться, что действительно произошло в Питкяранте и как отнеслись к этому местные жители, корреспондент «Республики» отправился на место событий.

Храм Александра Невского в бывшем Германовском скиту. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Валаам хочет возродить самый северный из своих скитов

На самом деле, остров Сюскюянсаари давно уже не остров: в советские годы работавшие там горнодобывающие предприятия решили засыпать пролив, отделяющий его от материка. Проехать к местам разработок стало проще, но возникла путаница: на всех картах объект по-прежнему называется островом, хотя в реальности представляет собой относительно небольшой полуостров.

Еще раньше, до 1917 года, на Сюскюянсаари находился самый северный из валаамских скитов – Германовский. На острове вели хозяйство и добывали ценный гранит, который использовался не только для возведения монастырских часовен и храмов, но и для строительства зданий и мостов в Санкт-Петербурге.

После революции Валаамский монастырь достался независимой Финляндии. Новые власти давили на монахов, заставили их перейти с юлианского на григорианский календарь, поставили во главу обители нового человека. Во время Зимней войны 1939-1940 годов насельники покинули Ладожское озеро и отправились на территорию современной Финляндии, где основали Ново-Валаамский монастырь.

На самом Валааме и других островах Ладожского озера, где располагались его скиты, при советской власти религиозной жизни не было. Возрождение монастыря началось лишь в конце восьмидесятых.

Возвращение храма на острове Сюскюянсаари, утверждают в пресс-службе Валаама, — тоже часть возрождения обители. В июле об этом говорил и настоятель монастыря епископ Панкратий, призвавший верующих помочь в расчистке храма и его окрестностей от мусора и завалов.

Местные жители не против планов монастыря

— [Если ничего не делать], через десять лет вместо этого памятника церковной архитектуры будет груда кирпичей и гранитные подоконники. Пусть лучше восстановят храм, — говорит директор Питкярантского краеведческого музея Антонина Варакина.

По словам краеведа, в районе, где во время Великой Отечественной войны проходили жесточайшие бои, осталось не так много исторических зданий, представляющих ценность. Есть несколько природных достопримечательностей, но и они не слишком прочно включены в туристические маршруты. Возрождение скита, надеется Варакина, позволит возродить и местный туризм.

Экскурсии к полуразрушенному храму водят и сейчас, но нечасто: последнюю Антонина Варакина провела весной этого года.

Антонина Варакина. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

— Сначала мы заводили людей [в сам храм], а теперь боимся, потому что [он] рушится. Мы же отвечаем за жизни! – говорит краевед. – Если там всё облагородят… Я, как руководитель музея, заинтересована в турмаршрутах, в открытии новых туробъектов. И главное, память сохранится духовная. А что нам земля с грудой обломков?

Директор музея считает, что возрождение скита одобрят все или почти все местные жители – главное, чтобы монастырь не решил выгнать с полуострова расположенные там обрабатывающие предприятия. Не допустить такого поворота событий, по мнению Антонины Варакиной, просто: Валаам должен действовать исключительно с согласия местной администрации и под ее контролем.

Возрождение скита не помешает работе предприятий

С краеведом согласен председатель местного отделения общественной организации «Ветераны Афганистана» Александр Пупков. Он сам занимается восстановлением памяти – отвечает за одну из экспозиций местного музея, посвященную войне в Афганистане. Экспонаты, многие из которых уникальны в масштабах республики, Пупков долгие годы собирал самостоятельно.

Александр Пупков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

По словам общественника, сейчас на полуострове работают одно горнодобывающее и несколько обрабатывающих предприятий. Первое принадлежит московскому правительству, руководство остальных, более мелких, тоже в основном находится за пределами Карелии. Работают на них, впрочем, местные жители – несколько десятков человек.

Часть местных жителей, говорит Александр Пупков, опасается, что после возвращения монастыря на полуостров оттуда придется уйти предпринимателям, занимающимся обработкой камня. Однако поводов для таких опасений Валаам пока не давал.

Возрождение скита и работа горняков на Сюскюянсаари друг друга не исключают, подтверждает руководитель расположенного вблизи храма обрабатывающего предприятия, представившийся Юрием. По словам бизнесмена, несколько дней назад он разговаривал с представителями монастыря, и те заверили его, что не возражают против ведущихся рядом работ.

Рабочие, устанавливающие на полуразрушенное здание храма строительные леса, добавляют, что в планах Валаама – замостить его окрестности брусчаткой. Продать ее могли бы как раз расположенные невдалеке предприятия.

Депутаты передали монастырю небольшой участок площадью 100 на 50 метров, окружающий храм. По обе стороны от него — камнеобрабатывающие предприятия. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Что касается крупного горнодобывающего предприятия, принадлежащего московскому правительству, то его мощности – два карьера на полуострове – в ближайшее время передадут Карелии. По словам главы Минприроды Алексея Щепина, карьеры продолжат работать.

— Руководство Валаамского монастыря выразило заинтересованность в работе двух карьеров на острове Сюскюянсаари. Камень, который там добывают, будет использоваться в том числе и для восстановления церкви Александра Невского в бывшем Германовском скиту Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, — говорил накануне министр.

Питкяранта может стать одним из туристических центров Карелии

К середине октября на бывшем храме Германовского скита установлены деревянные леса – восстановление началось. Месяц назад внутреннее пространство храма и его ближайшие окрестности начали освобождать от завалов и мусора. Как только леса будут установлены, говорят рабочие, на место приедут архитекторы, которые начнут осматривать верхнюю часть здания.

Строительные леса на здании храма Александра Невского. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Судя по всему, Валаам планирует завершить восстановление Германовского скита к 2021 году, когда будет праздноваться 800 лет со дня рождения Александра Невского (полуразрушенный храм назван его именем). Не исключено, что к этому времени монастырь устроит на берегу полуострова полноценную пристань, которая существовала там исторически. Теоретически это позволит включить Сюскюянсаари в туристический маршрут на Валаам.

Сейчас туристы едут на Валаам преимущественно через Сортавалу и Ленинградскую область, сетовал глава республики Артур Парфенчиков на своей странице в соцсети.

— Почему сегодня наши соседи, Ленинградская область, активно развивает Приозерский транспортный узел в направлении Валаама? Да потому, что это десятки тысяч туристов и паломников, это развитие города, — писал руководитель региона. – А ведь Сюскюянсаари имеет более выгодное расположение по отношению к Валааму. Лично я заинтересован в том, чтобы большая часть туристов шла на Валаам из Мурсулы (местное название бывшего острова – прим. ред.), чтобы мы восстановили объект Валаамского монастыря, доступный для посещения круглогодично, вне зависимости от погодных капризов и сезонных условий Ладожского озера.

В Валаамском монастыре возможное развитие туристической инфраструктуры в направлении Питкяранты пока не комментируют. Однако местные жители, судя по всему, были бы этому рады: туризм – это деньги и рабочие места.

Храм Александра Невского в бывшем Германовском скиту. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

 


Евгений Лисаков

журналист

Валаамский монастырь | Компания Скифы тур

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В суровом и прекрасном краю, среди необъятного простора Ладоги, находится «дивный остров» Валаам с его Спасо-Преображенским монастырём, названным «русским Афоном».

Валаам стал первым оплотом христианства на севере Руси. «Только Киев по плечу Валааму», — так ёмко и образно выразился поэт Константин Случевский, имея в виду тысячелетнюю православную историю этого ладожского архипелага.

«Раем на земле» нередко называют скалистые, покрытые лесом Валаамские острова. Здесь царит удивительная гармония, а природа щедро одаривает человека всем необходимым для жизни.

Название «Валаам» обычно переводят с финского как «высокая земля», «земля света» или «земля клятвы». Постепенно финский топоним трансформировался по созвучию с именем библейского прорицателя Валаама. Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (Велеса).

В давние времена на Валааме обитали финно-угорские племена. Здесь были устроены языческие жертвенники. Как гласит монастырское предание, первый из учеников Христовых – Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифов и славян, дошёл до Новгорода, а оттуда отправился на Валаам. Он разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест, предрекая великое будущее острова.

Основателями православной обители на Валааме были святые преподобные Сергий и Герман, Валаамские и всей России чудотворцы. Известно о них очень немного, письменное житие их не сохранилось. Предание говорит, что пришли они «от восточных стран», предположительно, из Греции. По другим источникам, преп. Герман был местным жителем, карелом.

Точно неизвестно и время основания монастыря на Валааме. Одни историки полагают, что православная обитель возникла здесь в X-XI веке, другие – в XIV. Церковная же традиция связывает время возникновения Валаамского монастыря с крещением Руси. Именно тогда пришли в русские земли из Византии первые православные епископы и множество монахов-миссионеров. Есть даже мнение, что Валаамский монастырь стал самой первой православной обителью на Руси. Об этом свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского, который принял крещение на Валааме в 960 г., а в 989 г., когда князь Владимир ещё только крестил в Днепре киевлян, ушёл из Валаамского монастыря и уединился на озере Неро в Ростовской земле.

Первоначально на Валааме был основан Троицкий монастырь. И располагался он не на самом острове Валаам (самом большом в архипелаге), а на маленьком скалистом островке, который носит теперь название Святой.

Подтверждает раннее основание Валаамской обители и тот факт, что в 1182 г. нетленные мощи преподобных Сергия и Германа были привезены из Новгорода, где иноки укрывали их во время одного из многочисленных нападений шведов, и погребены на Валааме в глубокой расщелине скалы, «под спудом» (об этом свидетельствует новгородская летопись).

В XIV-XVI вв. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был крупнейшей православной обителью на севере Руси. Его называли «честною и великою Лаврою». Монастырю принадлежали 12 скитов по серному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья.

Славился Валаам и как центр книгописания. Дошедшие до наших дней книги, такие, как знаменитое Закхеево Евангелие конца XV в. (названо так по имени писца Закхея), являются замечательными памятниками средневекового искусства.

Основателями многих северных обителей были выходцы с Валаама. Это преподобные Савватий Соловецкий, Арсений Коневский, Александр Свирский и другие.

Валаамский монастырь жаловали своим вниманием и богатыми подарками московские великие князья Василий III и Иван Грозный.

Однако процветанию монастыря мешали постоянные набеги шведов. Здесь проходила граница владений Великого Новгорода и Королевства Шведского. Шведы неоднократно опустошали беззащитную православную обитель, сжигали постройки, а монахов, если те не успевали скрыться, убивали. Во время одного из таких набегов, вероятно, и было утрачено житие основателей Валаамского монастыря, прпп. Сергия и Германа.

В XVII в. Валаам на 100 лет отошёл к Швеции, согласно Столбовскому мирному договору, заключённому между Россией и Швецией в 1617 г. В начале XVIII в., в ходе Северной войны, Пётр I вернул острова в состав России. По указу царя Валаамский монастырь был возрождён. За восстановление обители взялись иноки Кирилло-Белозерского монастыря. Однако постройки возводились из дерева, и пожары дважды уничтожали результаты тяжёлых трудов.

Особого расцвета Валаамский монастырь достиг в XIX в., в период управления игуменом Дамаскиным, который возглавлял монастырь 42 года, с 1839 по 1881 гг. Он полностью преобразил Валаам и прославил его на всю Россию. На острове развернулось активное строительство. Игумен Дамаскин пригласил на Валаам академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева, который был одним из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Горностаев построил на Валааме Зимнюю гостиницу, Водопроводный дом, Знаменскую часовню. В 1853 г. на острове у входа в Монастырскую бухту по его проекту была возведена «жемчужина Валаама» – Никольская церковь, признанный шедевр русской архитектуры. Кроме того, был перестроен самый большой валаамский скит – Всех Святых.

При игумене Дамаскине на Валааме и окрестных островах было основано 9 новых скитов, по всему острову были проложены дороги, пробиты каналы, возведены мосты. Все пригодные для сельского хозяйства земли использовались под пашни, сады и огороды. Отец Дамаскин положил начало научному садоводству и лесоводству на Валааме. При нём на острове был создан древесный питомник, где выращивали саженцы деревьев и кустарников со всего света, были высажены великолепные аллеи из пихт, лиственниц и дубов. В монастырском хозяйстве появилась ферма на 70 коров и конюшня на 100 лошадей. В монастыре действовало около 30 различных производств, в том числе два кирпичных завода и каменоломни на приобретённых о. Дамаскиным островах. Имелась своя иконописная мастерская, библиотека пополнилась большим количеством богослужебной и научной литературы.

Отец Дамаскин, выходец из простой крестьянской семьи, вёл переписку с учёными, писателями, с ректором Петербургской Академии Художеств Ф. И. Иорданом. Он живо интересовался метеорологией, ботаникой, агрономией, историей и искусством. Именно о. Дамаскин положил начало традиции посещения Валаама деятелями искусства. Свои творения посвятили «чудному острову» великие русские художники: И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи; писатели: И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, В. И. Немирович-Данченко, Н. С. Лесков; композитор П. И. Чайковский.

Благодаря деятельности игумена Дамаскина возрос приток паломников на Валаам, пополнилась монастырская казна. Увеличилось и число монастырской братии.

Игуменом Дамаскиным было задумано строительство нового собора, взамен прежнего, назарьевского, который стал тесен для многочисленных паломников и братии монастыря. Его преемник, игумен Ионафан (Дмитриев), осуществил задуманное. Строили новый Спасо-Преображенский собор более 9 лет – с 1887 по 1896 гг. Руководили строительством три архитектора, последовательно сменявшие друг друга: Г.И. Карпов, А.Н. Силин и Н. Д. Прокофьев. Здание несёт в себе черты двух стилей – русского и византийского. Новый собор был построен на месте старого, над мощами святых основателей обители. Нижний храм двухэтажного собора посвящён Преподобным Сергию и Герману Валаамским Чудотворцам, верхний – празднику Преображения Господня. Изнутри храмы были украшены великолепными росписями.

К началу XX в. Валаамская обитель стала крупнейшим в России мужским монастырём. Число братии достигало 1200 человек. Валаам стал одним из важнейших духовных центров России.

После Октябрьской революции Финляндия получила независимость. Таким образом, Валаам, который территориально входил в её состав, оказался за пределами России. На острове расположился финский военный гарнизон.

Во время Зимней войны 1939-40 гг. Валаам не раз подвергался бомбардировкам советской авиации. Было принято решение об эвакуации обители на материковую часть Финляндии, где был основан монастырь Новый Валаам. Эвакуировались по льду Ладожского озера на грузовиках, предоставленных финскими военными. Тогда с Валаама были вывезены многие монастырские реликвии, архив, библиотека, ценные иконы, которые и по сей день находятся в Финляндии.

На «старом» Валааме монашеская жизнь прервалась на 50 лет.

В былом великолепии Валаам возродился только после возвращения монастыря Русской Православной Церкви в 1989 г.

За 30 лет, прошедших с момента возобновления монашеской жизни на Валааме, были проделаны гигантские восстановительные работы: отреставрирован Спасо-Преображенский собор, а также другие храмы и келейные корпуса. Из 13 Валаамских скитов, существовавших до революции, к настоящему времени восстановлены 11. В 1996 г. на Валаам из Санкт-Петербурга была торжественно привезена чудотворная Валаамская икона Божией Матери и помещена в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

У Валаамского монастыря есть подворья в Москве, Санкт-Петербурге, г. Сортавала и под Сочи. В современной обители насчитывается около 200 насельников. Примерно половина из них живёт на Валааме – в центральной усадьбе монастыря и на скитах, другая половина – на подворьях.

В монастыре возрождаются прежние традиции богослужений, Валаамских знаменных распевов, колокольных звонов. Работают пекарня, кузница, различные мастерские. Валаамский монастырь имеет свой флот, транспорт, молочную ферму, форелевое хозяйство, сады.

Туры на Валаам

Валаамский монастырь находится в северной части Ладожского озера на острове Валаам в 22 километрах от побережья, в 42 км от ближайшего крупного города Сортавала, в 60 км от Приозерска и в 220 км от Санкт-Петербурга.

Валаамский архипелаг состоит из полусотни островов общей площадью порядка 36 км², 27,8 из которых занимает главный остров архипелага — Валаам. Рядом с главным островом располагаются острова Предтеченский, Скитский, Емельяновский и многие другие, значительно уступающие перечисленным островам своими размерами.

На острове Валаам находится один из самых известных в России мужских монастырей — Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь.

История Валаамского монастыря

Достоверных данных о точном времени основания Валаамского монастыря нет. Монахи обители придерживаются мнения, что апостол Андрей Первозванный побывал на острове в те времена, когда на нем располагалось языческое капище, посвященное славянским богам Велесу и Перуну. Осенив крестным знамением остров, Андрей принялся проповедовать проживавшим в окрестностях острова язычникам и вскоре сами волхвы разрушили капище и приняли христианство.

В исторических документах есть некоторые упоминания о Валаамском монастыре, но для создания достоверного исторического полотна их явно не достаточно. Сами монахи считают основателями монастыря преподобных Сергия и Германа, двух греческих священноиноков, прибывших в Северное Приладожье задолго до официального крещения Руси в 988 году.

Из жития святого Авраамия Ростовского мы узнаем, что уже в X веке на Валааме проживала монашеская братия, возглавляемая избираемым на монашеском совете игуменом. Иоаким и Феогност — два игумена, упоминаемые в источниках, должны были управлять братией на момент крещения Руси, но каких-либо более подробных и достоверных сведений о них не сохранилось.

Ряд исследователей полагает, что история Валаамского монастыря началась значительно позднее — в 1407 году, как об этом повествуется в «Сказании о Валаамском монастыре» из жития Савватия Соловецкого. Вполне возможно, что обе версии верны — жизнь в православных монастырях довольно часто прерывалась на десятилетия или даже на столетия, а затем возрождалась вновь.

Более-менее достоверные сведения о монастырской жизни относятся к XV-XVI вв. и повествуют нам о том, что в этот период в монастыре одновременно проживало до 600 монахов. В те годы Северное Приладожье регулярно подвергалось шведским набегам, что становилось причиной, по которой благодатный остров Валаам часто приходил в запустение.

Ситуация в корне изменилась после победы России в Великой Северной войне, в результате которой Российская империя прочно закрепилась в этом регионе. В 1715 году царь Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря. Спустя всего несколько лет (в 1719 году) на Валааме был освящен построенный здесь деревянный Спасо-Преображенский храм. Вместе с ним возвели ряд хозяйственных построек и келейные помещения. В 1730 году на Валааме также была возведена Успенская церковь, а весь комплекс церковных зданий обнесли деревянной оградой, однако в результате случившегося в 1754 году большого пожара все они были уничтожены.

Несмотря на прилагаемые по указу императрицы Елизаветы Петровны усилия, спустя 10 лет на территории Валаамского архипелага проживало всего 11 монахов. Спустя еще 10 лет (в 1765 году) здесь были выстроены и освящены храм Преображения Господня и две церкви — Успенская (отапливаемая и использовавшаяся в зимнее время) и летняя Никольская. Обе церкви были гармонично вписаны в келейный квадрат, служивший местом жительства монахов Валаамской обители и окружавший храм Преображения Господня, и располагались в его углах.
Каменное строительство в монастыре тесно связано с именем игумена Назария, возглавившего его в 1781 году. Так, в частности, при нем были воздвигнуты два каменных строения в северной и южной части наружного каре — «Живоносный Источник» (больничный храм во имя иконы Божией Матери) и надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла соответственно. При нем же была возведена 72-метровая красавица-колокольня, дошедшая и до наших дней. Уже позднее в XIX веке был отлит и водружен на колокольню полуторатонный колокол в честь апостола Андрея Первозванного — самый большой из валаамских колоколов.

В 1811 году территория, на которой располагается Валаамский архипелаг, была включена в состав новообразованного Великого княжества Финляндского, а в 1819 году Валаамский монастырь посетил император Александр I. Наивысшего расцвета монастырь достиг в середине XIX века, когда им в течение 42 лет управлял игумен Дамаскин. Именно он добился того, чтобы возведение церковных зданий на острове происходило под руководством квалифицированных архитекторов, чтобы монахи неукоснительно посещали церковные службы и несли многочасовые трудовые послушания, а также обязательного попечения послушников и молодых монахов монастырскими старцами. При его приемнике Ионофане II был достроен начатый при игумене Дамаскине Спасо-Преображенских собор, вмещавший более 3000 прихожан, а общее количество монахов Валаамского монастыря перед Первой мировой войной составило порядка 1000 человек.

Уже после Октябрьской революции, когда Финляндия объявила о независимости, Валаам оказался на ее территории, что во многом способствовало тому, что монастырь сохранился, а его насельники избежали участи многих священнослужителей, оставшихся на территории будущего в СССР. Однако в новом государстве монастырь столкнулся с рядом трудностей иного характера, связанных с дискриминацией православия со стороны лютеранского большинства Финляндии.

В годы Советско-финской войны 1939-1940 гг. монахи Валаамского монастыря, принявшие к тому времени финское гражданство, были вынуждены оставить места боевых действий и переселиться в местечко Хейнявеси в восточной Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где они основали Ново-Валаамский монастырь.

С 1940 по 1941 годы в здании монастыря располагалась школа боцманов и юнг, весь личный состав которой в самом начале Великой Отечественной войны отправился на оборону Ленинграда.

С 1950 по 1984 год в бывших кельях и скитах монастыря располагался Дом инвалидов войны и труда. Первые теплоходы с туристами стали прибывать на Валаам в 60-х годах XX столетия, а 1979 году здесь был учрежден музей-заповедник.

Возрождение Валаамского монастыря началось осенью 1989 года, когда решением Совета министров Карелии решено было «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие к нему скиты.

Валаамский монастырь в наши дни

В настоящее время Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь является действующим. В нем постоянно проживает более 200 монахов, иеромонахов, иеродиаконов и послушников, а также порядка 30-40 трудников.

В начале XX века на острове было 13 скитов. В наши дни 11 из них полностью восстановлены, а реконструкция оставшихся скитов продолжается. Суровые климатические условия требуют регулярного проведения реставрационных работ даже в восстановленных совсем недавно скитах.

Постепенно возрождаются и монастырские производства — до революции их в монастыре было порядка 30 и, в том числе, здесь были смоляной, кожевенный, свечной, кирпичный и гончарный заводики, а также имелась собственная конюшня и молочная ферма (восстановлена и находится, как и прежде, в 6 км от монастыря).

В 2002 году в Валаамском Спасо-Преображенском ставропигиальном монастыре была возобновлена традиция выращивания рыбы. В Малом Никоновском заливе на участке акватории площадью приблизительно в 4,35 га монахи выращивают товарную форель.

Монастырская пекарня, расположенная на территории Центральной усадьбы, обеспечивает братию и местных жителей несколькими видами квасного и дрожжевого хлеба.

На Валааме имеется свое столярное производство, гаражи и многочисленные мастерские, позволяющие обеспечивать монастырь всем самым необходимым.

Природа острова Валаам

Трудно описать красоты Валаама точнее, чем это сделал известный гидрограф А. П. Андреев: «Поразительной природы подобно Валаамской не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, — островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».

На площади менее 30 км² сосредоточено свыше 400 видов растений и 200 видов птиц. Здесь обитают такие животные как: зайцы, лисы, лоси, белки… на удаленных безлюдных островах можно видеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы. Хариус, палия, сиг, лосось — вся эта рыба в изобилии водится в водах омывающих Валаамский архипелаг.

Туристическая инфраструктура острова Валаам

Гостиничные услуги на острове предоставляет гостиница «Игуменская» и пришвартованный в Монастырской бухте Валаама теплоход «Адмирал Кузнецов» (в мае 2016 года произошел пожар в историческом здании Зимней гостиницы, после чего было принято решение временно использовать для размещения гостей обители пассажирские каюты теплохода).

Вы можете посетить Валаам как обычный турист, как волонтер, как трудник или как паломник. Вы не обязаны разделять религиозные убеждения обитателей монастыря в случае посещения Валаама в качестве туриста, но обязаны уважительно относиться к правилам, установленным в монастыре и соблюдать некоторые предписания. Так, в частности, мужчины и женщины проживают в гостиницах раздельно, не благословляется употребление любых алкогольных напитков, громкие разговоры и быстрое перемещение по территории обители.

Как добраться до Валаамского монастыря

Из города Петрозаводска можно на автобусе или маршрутке добраться до города Сортавала, расположенного на берегу Ладожского озера (расстояние между городами порядка 250 км, а дорога занимает около 3,5 часов).

В летний период (примерно с конца мая и по начало октября) из города Сортавала до острова Валаам можно добраться на судне «Метеор» отправляющемся туда ежедневно. Отправление судна из города Сортавала в 09.00 и 11.00 часов, а отправление обратно с острова Валаам в 15.00 и 17.00 (количество рейсов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от количества поданных предварительно заявок). Путешествие на остров занимает 1 час.

В зимний период добраться до Валаама из Сартавала можно на судне с воздушной подушкой ежедневно (при наличии благоприятных метеоусловий).

Экскурсионные туры на Валаам

Компания «Твой отдых в Карелии» организует экскурсионные поездки на остров Валаам по маршруту Петрозаводск — Сортавала — Валаам — Сортавала — Петрозаводск. Вместе с экскурсиями поездка занимает около 15 часов, включая автобусный трансфер и плавание на судне «Метеор» в оба конца.

В программу тура входит обзорная экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря, обед в монастырской трапезной, переход в Никоновскую бухту и продолжение экскурсионной программы на маршруте «Новый Иерусалим» — Воскресенский (Красный) скит.

Игорь Ушаков, Мужской хор Валаамского института хорового искусства, Valaam Breathren Choir — Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — Игорь Ушаков

Антология — Православные святыни Русского Севера Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 1. Великая Эктене (Распев Валаамского монастыря. Гармонизация К. Федорова, Возгласы В. Стародубцева, А. Горбатенко) 00:06:54 2. Поднимись на гору Сион, ты, несущий благую весть (поется на богослужении, совершаемом епископом.Музыка С. Трубачева) 00:01:06 3. Сверху предсказанные о Тебе пророки, о, Дева (Поется во время облачения архиерея перед богослужением. Музыка С. Трубачева) 00:03:20 4. Задостоиник из службы Успения Пресвятой Богородицы (Распев Валаамского монастыря) 00:01:51 5. Осветивший Своим светом всю Вселенную (Стихерон на Литии Преображения Господня, тон 1. Знаменный распев, расшифровал И. Ушаков) 00:02:00 6. Тот, кто давным-давно говорил с Моисеем (Служба Преображения Господня.Стихерон, глас 1, Знаменный распев, расшифровал И. Ушаков) 00:02:51 7. Богородица и Богородица, радуйтесь (Песнь Валаамского монастыря) 00:01:00 8. Не от семени человеческого, а Духом Божиим (Богородичен, глас 3. Распев Валаамского монастыря) 00:02:28 9. Поистине встреча (Распев Валаамского монастыря, Гармонизация К. Никитина) 00:01:16 10. Храм и дверь Ты есть (Богородичен (Гимн Пресвятой Богородице), тон 5. Распев Валаамского монастыря) 00:02:29 11. Слава Богу на высшем небе (Малое славословие.Распев Валаамского монастыря) 00:01:42 12. С юности (Антифон, глас 4. Распев Валаамского монастыря) 00:02:14 13. О, братья мои духовные (Стихерон, глас 6. Из Заказа на погребение монахов. Знаменный распев. Расшифровал И. Ушаков) 00:02:51 14. В Красном море (Догматик (Гимн Богородице), глас 5. Распев Валаамского монастыря) 00:03:00 15. Задостоиник из Крестовоздвиженского богослужения (Из Божественной литургии. Распев Валаамского монастыря) 00:02:07 и т.п.

«Конь Валаамского монастыря i… »Ганса Нотстена

Страна автора

AllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные и Антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиHeard Island a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

ИЗ ДИВЕЕВО В ВАЛААМ — Журнал православного искусства

Примечание редактора: Мне выпала большая честь побывать в России в 2006 году с о.Илья Готлинский из «Православных туров». Это был великолепный опыт во всех отношениях. Пт. Илья регулярно проводит туры, но я хотел бы обратить внимание на особый предстоящий тур — паломнический тур по самым святым местам России. Отмечу также, что в рамках этой экскурсии мы посетим недавно построенный паломнический храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево (на фото выше), о котором мы недавно писали в «Православном искусстве».

ПАСХАЛЬНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В РОССИЮ: ОТ ДИВЕЕВО ДО ВАЛААМА, 29 мая — 11 июня 2016 г .:

Это будет прекрасное паломничество по России, которое начнется в последнюю неделю празднования Пасхи.Посещение двух российских столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, будет дополнено посещением и двухдневным пребыванием в монастыре, основанном преподобным Серафимом Саровским в Дивеево. Мощи преподобного Серахима хранятся в главном храме монастыря в Дивеево. Это новая, особенная и во многом уникальная особенность нашей паломнической поездки. Еще одна особенность нашего паломничества — круиз к Валаамскому монастырю. Программа визита значительно обогащена посещением нескольких старых и новых скитов на островах Валаамского архипелага.Более подробная информация об этом и других предстоящих турах доступна здесь.

Участники тура 2015 года были приглашены помочь выложить мраморную плитку на полу в церкви в Ясенево. Также из тура 2015 года — священник поклоняется иконе после поминальной службы в Бутово — месте массового мученичества. Экскурсионная группа в Смоленском Кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронена св. Ксения, и на Семхозе, примыкающем к мемориальной церкви о. Александр Мен

Отзывы о Fr. Паломнический тур Ильи 2015:

Спасибо, о.Илье за ​​ваши умелые подарки по планированию поездки, которые воплотились в жизнь на протяжении всего нашего пребывания в России: проживание, питание и маршрут были такими гостеприимными и хорошо скоординированными. Я оценил своевременные остановки для отдыха на длинных вечерних автобусных остановках! И я очень благодарен Богу, о.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *