«Народные глиняные игрушки» виртуальная экскурсия
Малинина Алена Викторовна,
учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №12» г.Усолье-Сибирское Иркутской области
Виртуальная Экскурсия «МИР ВОКРУГ меня»
НАРОДНЫЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ
Маршрут экскурсии:
Филимоновская игрушка
Родина филимоновской игрушки
Разновидности игрушек
Форма игрушки
Основные цвета филимоновской игрушки
Элементы росписи
Каргопольская игрушка
Родина каргопольской игрушки
Разновидности игрушек
Форма игрушки
Основные цвета каргопольской й игрушки
Элементы росписи
Дымковская игрушка
Родина дымковской игрушки
Разновидности игрушек
Форма игрушки
Основные цвета дымковской й игрушки
Элементы росписи
Техническое обеспечение экскурсии: для просмотра презентации в программе Microsoft Office PowerPoint персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Послайдовое прохождение экскурсии:
Тема виртуальной экскурсии: Народные глиняные игрушки (1 слайд)
Малинина Алена Викторовна, учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №12» г.Усолье-Сибирское Иркутской области
Маршрут и структура виртуальной экскурсии
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с древних времен и существующая до сих пор, — игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Форма игрушек очень пластичная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
Родина филимоновской игрушки
Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Разновидность филимоновских игрушек (4 слайд)
Очень большое разнообразие воплотила в себе игрушка. Здесь и свиньи, и питцы – курицы и диковинные существа. Высокие стройные крестьянки часто что – то держат в руках. Мужские фигуры подстать им: статные, длинноногие, чуть смешные.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
Форма филимоновской игрушки (5 слайд)
Филимоновские игрушки мастерили из красной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрываются трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Поэтому филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с небольшой головой на непременно вытянутой толстой шее.
Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
Основные цвета филимоновской игрушки (6 слайд)
Филимоновскую игрушку расписывают прямо по обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый — дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Элементы росписи филимоновской игрушки (7 слайд)
В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
В Филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В Филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.
Родина каргопольской игрушки (8 слайд)
Родина Каргопольской игрушки — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Разновидность каргопольских игрушек (9 слайд)
Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки –
Кавалеры наши.
Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы. (
Поляночкой
Идёт медведь с тальяночкой,
Он идёт, гармошку «рвёт»
Баску песенку поёт.
Форма каргопольской игрушки (11 слайд)
Каргопольские игрушки кажутся нелепыми и тяжеловатыми: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Расписаны игрушки в яркие или приглушенные тона с простым и ясным узором.
Основные элементы каргопольской росписи (12 слайд)
Роспись Каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. В росписи каргопольской игрушки преобладают круги, кресты, линии, точки. Знаки символизируют: круги, кресты, кольца — символы солнца; линия — земля; точка — зерно.
Основные цвета каргопольской игрушки (13 слайд)
Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.
Родина дымковской игрушки (14 слайд)
Еще в XVII веке изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской Лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в Дымково возник промысел по изготовлению игрушек. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины и дети, в основном зимой, когда в поле уже не было работы.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом,
точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое
Дымково назвали.
Разновидность дымковских игрушек (15 слайд)
Дымковские игрушки изготавливались для старинного весеннего праздника «Свистопляска», который был посвящен солнцу.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно встретить и индюков (16 слайд)
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок
Посмотри, как хороша (17 слайд)
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд
Форма дымковской игрушки (18 слайд)
Дымковские игрушки монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.
Основные цвета дымковской игрушки (19 слайд)
Дымковскую игрушку , покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Мастера для росписи игрушек используют яркие, праздничные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Основные элементы дымковской росписи (20 слайд)
Прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.
Внимательно присмотревшись к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Заключение (21 слайд)
В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла.
В 2003 году в Каргополе был открыт Дом-музей семьи Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. В музее, на кухне с традиционной русской печью, проходят мастер-классы по изготовлению игрушки.
Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.
Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.
infourok.ru
Каргопольская игрушка — история возникновения. Лепка каргопольской игрушки
В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.
Какая она – игрушка из глины?
Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.
Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек.
Авторство
В большинстве случаев имена изготовителей подобных вещиц никому не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.
В тридцатые годы прошлого века в деревне Гринево проживал Дружинин Иван Васильевич – потомок рода гончаров. Он был одним из талантливейших создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры люди знают как классические каргопольские.
Гринево стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рук которой появилась чудесная каргопольская игрушка. Имя ей – Бабкина Ульяна Ивановна. Начав заниматься созданием игрушек еще в 15-летнем возрасте, Бабкина продолжала свое ремесло до конца жизни. Именно она не дала завершиться прекрасному обычаю произведения сувениров. Это Ульяна Ивановна сберегла образ коня-полкана, или, как его еще называют, полихана. Кентавр с бородой, коим является Полкан – один из самых любимых и востребованных образов каргопольской глиняной игрушки.
Династия Шевелевых
Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелевых берет свое начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки.
Сегодня дело предков унаследовал Шевелев Валентин Дмитриевич. Он занимается воссозданием старинной техники обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и пятнами черного цвета. Все это возможно благодаря подгоревшей муке. В Каргополе в 2003 году был создан Дом-музей династии Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки.
Баба
Самая древняя каргопольская игрушка – это баба. Благодаря сочетанию довольно древних элементов и своей архаичности она относит пользователя к эпохам мезолита, неолита и палеолита. По своему внешнему виду фигурка напоминает бабу-идола, сделанную из камня, с невозмутимым плоским лицом. Историки считают, что она олицетворяет Великую Матерь, которая, предположительно, относится к матриархату палеолитического периода. Позже она перевоплотилась в символ Матери-Земли, основной богини Природы. По истечении некоторого времени культовое значение игрушки было потеряно, и она стала всего лишь детской забавой и аксессуаром быта крестьянина.
Производство бабы
Фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сдавливали обе руки-колбаски, скручивали их в форме калачика и тоже фиксировали. Головной убор в виде кокошника или шляпы приделывали самым последним. На этом заканчивалась лепка.
Каргопольская игрушка далее нуждалась в покраске. Бабу подвергали обработке известью, иногда для этой цели применяли раствор на основе мела и молока. Потом мастера приступали к прорисовыванию передника. Его наполняли разнообразными изображениями символического значения. Так, волнообразные линии символизировали воду и дождь, зигзаги означали молнии, ливни и грозы. Изображение креста в круге символизировало солнце, а креста в ромбе – землю. Роспись каргопольской игрушки в виде креста с точками означала засеянное поле, а различные завитушки – это ростки. Если говорить в общем, то вся вышеописанная символика имела отношение к оседлому жителю, пахарю или сеятелю.
Полкан
Особое место в истории глиняных поделок занимает каргопольская игрушка Полкан. Специалисты в области создания сувениров считают, что слово «полкан» произошло от «полконя». Эта игрушка появилась после бабы. Она считается такой же любопытной и архаичной, содержит много разных смыслов. Полкан – кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. Иногда его изображали с грудью женщины. В Полихане появляется очень важный символ крестьянства – конь. Он стал воплощением землепашества, богатства, знатности и силы.
Полкан – это землепашец, так как первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Борода – это свидетельство зрелого возраста, а широкая грудная клетка – символ расцвета сил. Что же символизирует женская грудь? История каргопольской игрушки говорит, что это универсальный символ крестьян: покровитель рода, семьи, хозяин, хранитель домашнего очага.
Другие фигурки
К прочим древним образам относятся изображения зверей. Сначала популярностью пользовались зайцы, чуть позже их вытеснили кони. Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») с потомством или без него. Ее могли лепить с разнообразными бытовыми предметами, например, с рыбой или зеркалом в лапах. Медведь – это один из первых символов планеты.
К самым поздним сюжетам каргопольской глиняной игрушки относятся образы, связанные с сельским бытом. Так, мастера лепили тройку запряженных лошадей с наездниками. Мужики с длинными бородами, держащие гармонь, лапти или трубку, крестьянки и барыни – все это прообразы глиняных поделок.Особенности каргопольских игрушек
Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Она обладает узнаваемым стилем, типажами и росписью. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как ее исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта. Также эта категория сувениров иллюстрирует сюжеты из сказок. Сюда можно отнести такие композиции, как «Девушка за стиркой», «Репка» и прочие.
Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.
О каргопольской игрушке в наши дни
Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе.
Дом-музей Шевелевых
Каргополь, улица Гагарина, дом №30 – именно в этом старом бревенчатом здании с наличниками зеленого цвета находится известный на всю Россию Дом-музей Шевелевых. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров каргопольской игрушки. Тут есть две маленькие комнаты, в которых в свое время проживали Клавдия Петровна и Дмитрий Васильевич Шевелевы. Они воспитали троих детей – Валентина, Владимира и Виталия. А те дали жизнь своим детям, которые не дают пропасть ремеслу своих предков. Когда в конце 2000 года умер Дмитрий Васильевич, его наследники выступили с предложением открытия музея. Эта идея была поддержана администрацией района, а через два года власти отдали вторую половину помещения в аренду роду Шевелевых.
Музейные экспозиции
В 2002 году на территории поместья Владимир Шевелев обустроил выставочный летний зал, а в переднем отделении дома он организовал комнату для мастер-классов. Через год братья Шевелевы создали экспозицию, но временную. Официальной датой открытия Дома-музея является 13.06.2003 года.
В современном Каргополе нет постоянно действующей выставки каргопольской игрушки, поэтому музей Шевелевых восполняет этот пробел. Здесь представлены фотографии, некоторые реликвии семьи, традиционные бытовые принадлежности, которые были слеплены на гончарном круге и покрыты поливой из свинца. Украшением экспозиции являются предметы живописи трех братьев. Здесь интересно будет и старшему поколению, и младшему.
Вот такая она – каргопольская игрушка. История возникновения ее уходит своими корнями в глубокую древность, проходит через века и останавливается в современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.
fb.ru
История Каргопольской игрушки — Славянская культура
Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.
Жизнь здесь, в далекой северной провинции, по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов большей основательностью и большей свободой. И еще, пожалуй, более тесным единением с природой. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе.
В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в «досельном» /старинном/ наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ-отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву — «бобки». Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи появились детали праздничного народного костюма.
В Х1Х веке основная часть каргопольских гончаров жила в деревнях Панфиловской волости, разбросанных вокруг старинного села Печниково.
Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили игрушки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как их полновластными хозяевами были дети и век их был недолог. В XX веке промысел быстро угасал. В 30-е годы в деревне Гринево жил потомственный гончар Иван Васильевич Дружинин /1887 -1949 г. г./ — один из самых талантливых мастеров. Музеи приобретали в первую очередь его работы. Игрушки И. В. Дружинина известны сейчас как «классические» каргопольские.
В 50-е годы лепила игрушки одна Ульяна Ивановна Бабкина. /1889 — 1977 г. г./. Именно благодаря ей, хранительнице традиционного народного искусства, на каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР и был поставлен вопрос о возрождении промысла.
Первые игрушки для музея были куплены у Бабкиной в 1947 году этнографом Г. С. Масловой. А в 1958 году работы Ульяны Ивановны были отмечены первым дипломом на Брюссельской выставке. Изделиям У. И. Бабкиной свойственны лучшие черты старой каргопольской игрушки. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в два — три цвета. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид. Но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается.
Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской.
Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причем, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчете на рассматривание игрушки в фас.
Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.
Ей, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая — белая, черная, да редкие мазки киновари.
Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода — умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист. Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудреный товар каргопольские гончары.
Образ Полкана — один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на котирую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан — крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной. Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса» — медведь весело играет на гармони. «Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой. Он идет, гармошку рвет, Баскую песенку поет,» — пела про него Ульяна Ивановна Бабкина.
Когда игрушка стала привлекать к себе внимание, встал вопрос об организации в городе гончарной мастерской. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, принадлежащий предприятию народных художественных промыслов «Беломорские узоры».
Предложили его возглавить Шевелеву Александру Петровичу /1910 — 1980 г.г./. Не было ни оборудования, ни гончаров. Теперь многие только дивятся, как с малыми возможностями Александру Петровичу удалось наладить настоящее гончарное производство. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь. Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. Большим спросом пользуются у гостей города «Каргопольская тройка».
Александр Петрович создал этот сюжет, соединив в единую композицию фигурки, которые традиционно лепили одиночными: возок, кони, фигурки людей. Появились игрушки, в которых нашла отражение тема труда сельского жителя: пахарь, сеятель, жнецы.
Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек. Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе.
Добрым словом вспоминают своего учителя Яковлева С. Н. Водяницкая Т. Н., Кононова С. М., Пригодина Г. Я. И пусть нет мастера рядом, главное дело его жизни продолжают ученики.
В настоящее время традиции лучших мастеров продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелев /1933 г. р./. С 1980 года он работает мастером по изготовлению традиционной каргопольской игрушки и гончарных изделий по заказу Архангельской организации худфонда РСФСР.
Помимо расписной игрушки мастер создает свои произведения и в других видах гончарной техники: он освоил приемы изготовления «обварной» и «поливной» посуды и применил их в исполнении игрушки, сообщив ей необычный, с современной точки зрения, облик, а на самом деле, вернул ей черты далекого прошлого.
Валентин Дмитриевич всегда с радостью делится своим богатым опытом. С 1962 года он ведет кружок глиняной игрушки сначала в школе, затем в педучилище и школе искусств г. Каргополя.
Простота произведений народных мастеров — кажущаяся. За этой простотой — опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания.
Похожие статьи:
Ремесла → О Матрешке
Ремесла → Столица деревянной ложки
Ремесла → Виды хохломской росписи
Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен
Ремесла → Бубен своими руками
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Каргопольская игрушка — это… Что такое Каргопольская игрушка?
Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
Возникновение промысла
Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Особенности производства
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Иван. Вирентург. и Екатерина. Абдулаева. Дружининых, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.ха ха ха
Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».
Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.
Особенности каргопольской игрушки
Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Иван. Вирентург. и Екатерина. Абдулаева. Дружининых, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Современная каргопольская игрушка
Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
Использование новых форм и сюжетов
Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».
Бабкина и другие мастера
Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.
Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.
См. также
Литература
- Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
- Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л.: Художник РСФСР, 1986.
- Гунн Г. П. Каргополье и Онега. — М.: Искусство, 1989.
biograf.academic.ru
Исследовательская работа «Каргопольская глиняная игрушка»
XIII городской конкурс исследовательских работ и
проектов младших школьников
«Я — исследователь»
Тема: «80-летие со дня образования Архангельской области»
Исследовательская работа
» Каргопольская глиняная игрушка»
Работу выполнила:
Дыкина Вероника Владимировна,
учащаяся 3 «Б» класса
МБОУ СШ №59
Научный руководитель:
Третьякова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №59
г. Архангельск
2018 год
Содержание.
Введение ………………………………………………………с. 3
Основная часть……………………………………………… …с. 5
История возникновения глиняной игрушки
Каргопольская глиняная игрушка
Собственные исследования…………………………… … ….с.8
Анкетирование
Приготовление материалов для работы
Изготовление глиняной игрушки
Расписывание изготовленной игрушки
Заключение ………………………………………… … ……..с.10
Список литературы………………………………… ………..с.11
Приложение……………………………………… …………..с.12
I Введение
Каждое лето мы ездим в деревню. И проезжая мимо заросшего поля, огромных берез и душистой черемухи на краю дороги, бабушка просит остановиться. Она подходит к двум березам, которые, как будто, кроной задевают проплывающие по небу облака, погладит их стволы, что – то прошепчет листве. Потом она садится на камень у спелой и ароматной смородины. Попробовав ягоды, она, проводит рукой по веткам – как бы благодарит куст. А подойдя к черемухе, подолгу стоит, смотрит вдаль, о чем — то задумавшись.
Однажды я спросила, почему мы всегда останавливаемся на одном и том же месте, хотя деревня совсем рядом. На это бабушка ответила, что это её родина, здесь она родилась и выросла. Она рассказала про то, что тут была большая деревня, жило много народу, взрослые работали в полях, на ферме, в лесу и на пилораме, дети помогали по дому.
А вечерами они подолгу засиживались в гостях у бабушки. Бабушку звали Бабкина Ульяна Ивановна. Детьми они очень любили слушать её сказки про медведя и охотника, про лихого всадника, тянитолкая и Полкана. Во время сказок бабушка Уля лепила из глины различные игрушки, свистульки – утушки и раздавала ребятам.
Этим же летом мы сходили в музей каргопольской игрушки, зашли в школу ремесел, где до сих пор лепят эти игрушки. Я увидела большое разнообразие красивой и очень интересной игрушки. Тогда я решила узнать, когда возникла первая глиняная игрушка, в каких городах ещё занимались изготовлением игрушки, и в чем различие этих игрушек.
Для нашей исследовательской работы мы выбрали
тему: Каргопольская глиняная игрушка.
Цель работы: Узнать, историю каргопольской глиняной игрушки и выяснить, возможно ли самим изготовить игрушку из глины природного и искусственного происхождения.
Задачи:
провести анализ литературы по данной теме;
провести опрос учеников;
изготовить каргопольскую игрушку и раскрасить её.
Думаем, что тема выбранная нами актуальна:
во – первых, каждый человек, должен беречь и способствовать сохранению художественного наследия своих предков;
во – вторых, в жизни происходят большие изменения, которые могут повлиять на традиционную народную культуру, как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому считаем интересным проследить характер таких изменений на примере каргопольской глиняной игрушки.
Гипотеза:
Каргопольскую игрушку можно изготовить только из определенного вида глины.
Без специального обжига и обработки – глиняная игрушка не будет держать форму и будет хрупкой.
Методы:
Аналитический;
Эмпирический;
Анкетирование;
Практический;
Объект исследования:
Предмет исследования:
II Основная часть
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
2.1. История возникновения глиняной игрушки
Изучив различную литературу, мы узнали, что самые древние находки гончарных изделий были обнаружены археологами на территории нашей страны, которые относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки.
Так же, археологи находили глиняную игрушку в раскопках 10 — 15 веков. Это были свистульки в виде фигурок коней, птиц и фигурки людей. Они были вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью (Приложение № 1)
Но изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Мастера гончарного производства в основном делали посуду. А если устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя, забавы ради. Игрушка стала пользоваться большим спросом как среди крестьян, так и среди знатных особ.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».
Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
2.2. Каргопольская глиняная игрушка.
Изготовление каргопольской глиняной игрушки началось с гончарного промысла, который активно развивался в восьми областях Каргопольского уезда. Это произошло благодаря наличию подходящей глины: плотной, не требующей вытягивания. Наибольшее развитие гончарное производство получило в деревнях Печниковской округи. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева, Мосеево в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Основной доход приходился на гончарную посуду. Бобки больше были занятием для души. Однако, если в наши дни производство каргопольской игрушки стало основным, то раньше делание «бобок» (игрушек) было побочным промыслом.
Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы, и дети 8– 9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки. [1: с. 28]
Гончарный ряд и сегодня, на каргопольской ярмарке располагается посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно узнать без ошибки, по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служит мастерам как превосходная реклама. Какой ребёнок не притянет к прилавку родителя: «Купи, коня!»
Рассматривая игрушки в музее, мы обратили внимание, что в каргопольской игрушке отражены мифологические, сказочные образы Полкана, птицы Сирин, тяни-толкая. А так же простые сюжеты, изображающие быт крестьян – охота на медведей, оленей, птиц, катание на тройке, гуляния.
Современные мастера глиняной игрушки сохранили сюжеты старой игрушки. Но в игрушке сюжетной больше разнообразия и тем. Появляются и новые темы: каргопольские церкви, колокольчики, сказочные сюжеты ( Приложение № 2).
Очень интересно было изучать орнамент каргопольской игрушки. Со времен он практически не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёхтысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например: крест — символ солнца, означает землю, засеянное поле, – ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.
Орнамент каргопольской игрушки простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета.
Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.
Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём.
Пристрастие к сочетанию блеклого охристо-жёлтого и серого тонов, применяется в изображениях зрелых колосьев на полях. [10]
Прекрасна во всех отношениях каргопольская игрушка.
III Собственные исследования
3.1. Анкетирование
Для более подробного изучения каргопольской игрушки, мы решили провести опрос среди учеников нашего класса. Составили вопросы, которые позволили узнать, что знают ребята моего класса о старой и всеми забытой каргопольской игрушке. (Приложение № 4)
Когда мы подсчитали все ответы, то были рады тому, что большинство ребят знают про каргопольскую игрушку. А именно, что её делают из глины.
Порадовало и то, что многие из ребят хотели бы самостоятельно сделать и раскрасить игрушку. Все ребята были правы в том, что игрушки делали для игры детей. Их продавали на ярмарках, и они были отличным оберегом в доме. (Приложение № 5)
3.2. Приготовление материалов для работы
Нами была поставлена задача – сделать игрушку самим.
Но для того, чтобы это сделать, нам надо было подобрать материал для работы. В Каргополе для поделок используют только красную глину. У нас такой глины мы не нашли. В магазине купили голубую глину для поделок. Она отличается от красной глины не только оттенком, но и своей мягкостью, пластичностью. А так же, для сравнения различных материалов, я решила сделать материал для лепки по рецепту взятого из интернета (Приложение № 6). Этот материал очень сильно отличается от глины. Имеет светло серый оттенок, очень мягкий, плохо держит форму, при работе с этим материалом у нас ушло больше времени на работу. Получить положительный результат – готовый продукт – мне не удалось. Игрушка не держала форму, рассыпалась, хотя работать с таким материалом было гораздо лучше, так как он не пачкался. (Приложение № 7)
3.3. Изготовление глиняной игрушки
Следующим этапом в исследовательской работе было непосредственно изготовление игрушки. 14 апреля мы с ребятами собрались после уроков и провели мастер-класс по лепке игрушки – Полкана. (Приложение № 8).
Эту игрушку мы выбрали не случайно. Нам очень понравился – Полкан. Это огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище, как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана–лучистое солнышко.
Материалом для нашей работы послужила голубая глина. Ребятам очень понравилось работать с ней. Наши игрушки получились очень хорошими, даже для первого раза. (Приложение № 9).
А вот игрушку из полимерной глины мне не удалось создать. Материал оказался непригодным для изготовления объемных и больших фигур. Но этот материал очень хорошо может подойти для изготовления мелких и плоских игрушек – медалек, картинок – отпечатков. (Приложение №10)
3.4. Расписывание изготовленной игрушки
Для того, чтобы перейти к следующему этапу нашей исследовательской работы, должно было пройти время, чтобы игрушка застыла.
Чтобы не терять время зря, решили выявить различия между глиняными игрушками Каргополя и других регионов России. Мы сравнили внешний вид, узоры, использование различных красок следующих игрушек: дымковской, филимоновской, тульской, абашевской, старооскольской, чернышевской и каргопольской. (Приложение № 11)
Заключительным этапом в моей работе можно считать роспись самостоятельно изготовленной игрушки соответствующим узором. Мы собрались с ребятами, участвующими в мастер-классе по изготовлению игрушки, для нанесения рисунка на наши поделки. (Работы представлены на выставочном столе) (Приложение № 12)
IV Заключение
Итак, все гипотезы, выдвинутые нами, проверены и опровергнуты.
Каргопольскую игрушку можно изготовить только из определенного вида глины.
Эта гипотеза оказалась ошибочной. Мы работали с голубой глиной и искусственным фарфором. Глина очень хорошо подошла для работы. А вот искусственный фарфор – пришлось убрать из работы. Но наши игрушки из голубой глины, получились не хуже, если бы они были вылеплены из красной глины Каргополья.
Без специального обжига и обработки – глиняная игрушка не будет держать форму и будет хрупкой.
Эта гипотеза тоже оказалась мной опровергнута. Мы не имели возможности обжечь наши игрушки в специальных муфельных печах. Наши игрушки высохли самостоятельно при комнатной температуре.
Итак, цель работы достигнута. Мы узнали историю каргопольской глиняной игрушки и выяснили — возможно самим изготовить игрушку из глины природного происхождения.
V Список литературы.
Анищенков В.Р. Перо Жар – птицы: Русские народные помыслы. Учебное пособие для 3 – 4 классов общеобразовательных организаций. – М.: «Русское слово – учебник, 2014
Антропова Е.Б. От Холмогор до Колы 33 Николы. – Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2011
Г. П. Дурасов. Каргопольская глиняная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1986
Н. А. Горяева, О. В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2003
Н. А. Кошельков Филимоновская росписная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1976
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
http://fb.ru/article/145906/kargopolskaya-igrushka—istoriya-vozniknoveniya-lepka-kargopolskoy-igrushki
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=40&id_song=278#player
http://secret-woman.ru/istoriya-glinyanyih-igrushek.html
Приложение № 1
Рисунок 1. Гусляры, глиняные игрушки 10 -15 века
Приложение № 2
Приложение № 3
Знак неба, луны | |
Знак засеянного поля | |
Знак дождя | |
Знаки растительности | |
Знак удачи, защиты | |
Знак земли, пропитанной водой | |
Знак воды | |
Знаки солнца | |
Знаки проросшего зерна |
Рисунок 2. Схема украшений глиняной игрушки Каргополья.
Приложение № 4
АНКЕТИРОВАНИЕ
Вопросы для анкеты:
Из какого материала сделаны каргопольские игрушки?
а) песок
б) дерево
в) стекло
г) глина
Как вы думаете – для чего делали каргопольскую игрушку?
а) оберег для дома
б) ритуальная кукла
в) на продажу
г) для игры детей
Как вы думаете – можно ли украсить игрушку рисунками о явлениях природы?
а) да
б) нет
в) я не знаю
г) эти игрушки не красят
Хотели бы вы сами сделать каргопольскую игрушку?
а) да
б) нет, не хочу делать
в) нет, у меня не получится
г) не знаю
Хотели бы вы сами разукрасить каргопольскую игрушку?
а) да
б) нет
в) не знаю
г) эти игрушки не разукрашивают
Приложение №5
Результаты анкетирования.
Опрос мы проводили среди учеников 2 «б» класса. Результаты были следующими.
Из какого материала сделаны каргопольские игрушки?
из глины
из дерева
из стекла
78,5% 18% 3,5%
Как вы думаете – для чего делали каргопольскую игрушку?
игрушка
оберег
ритуальная
товар кукла
50% 39% 10% 1%
Как вы думаете – можно ли украсить игрушку рисунками о явлениях природы?
да
нет
не знают
не красят
57% 29% 11% 3%
Хотели бы вы сами сделать каргопольскую игрушку?
да
нет не знаю
94% 3% 3%
Хотели бы вы сами раскрасить каргопольскую игрушку?
да
нет
94% 6% уч.
Приложение № 6
Приготовление глины
Чтобы приготовить эту глину, вам понадобятся:
клей ПВА хорошего качества — 1 стакан;
кукурузный крахмал — 1 стакан;
вазелин — 1 ст. л.;
сок лимона — 2 ст. л.;
крем для рук (желательно без силикона) — около 1 ст. л.;
глубокая стеклянная посуда;
лопатка или ложка;
пластиковая дощечка;
полиэтиленовая пленка.
Если все ингредиенты и инструменты есть, можно приступать к приготовлению полимерной глины.
Этапы приготовления полимерной глины:
В посуду всыпьте крахмал, вылейте клей и добавьте вазелин. Все эти ингредиенты тщательно перемешайте, пока масса не станет однородной.
Добавьте лимонный сок в указанном количестве и хорошо вымешайте массу.
Отправьте емкость в микроволновую печь. Включите ее, предварительно установив таймер на 1 минуту. Через 30 секунд массу необходимо будет перемешать. Выньте из печи емкость.
На поверхность дощечки нанесите немного крема для рук, нежирного. Уложите его равномерным слоем по поверхности дощечки. Остатки крема нанесите на руки. На дощечку выложите массу. Перед этим снимите с нее застывшую корочку.
Хорошо вымешивайте полимерную глину. Движения рук должны быть такими, словно вам нужно вымешать не глину, а тесто. Когда масса будет достаточно упругой, скатайте ее в шар.
Материал заверните в пленку и храните в холодильнике.
Приложение № 7
Материал | Плюсы | Минусы | Результат |
Красная глина | Материал для работы не нашли | ||
Голубая глина | Материал пластичный, хорошо держит форму. Быстро сохнет, не трескается. | Сильно пачкается. | Положительный |
Искусственный фарфор | Не пачкает, очень быстро сохнет. Хорошо пластичный материал. | Плохо держит форму. Рассыпается. | Отрицательный |
Приложение №8
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ
В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных (конь, олень, медведь и др.), людей и сказочные персонажи. Одним из таких персонажей является образ Полкана.
— Знаете ли вы кто такой Полкан?
Это фантастическое существо, полуконь-получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан – это символ огромного, доброго богатыря, защитника людей от зла, богатырь, наделенный несокрушимой народной силой.
Мастерица Ульяна Ивановна Бабкина, которой принадлежит заслуга возрождения и сохранения одного из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке – Полкана, лепила и приговаривала: «Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые. А на них золотые копыта».
Мастер класс по изготовлению игрушки:
Каргопольские игрушки лепят пластическим способом лепки, т.е. из одного кусочка глины.
Технология изготовления игрушки:
Приступая к изготовлению Полкана, мы берем в руки хорошо промятый кусок глины и скатываем между ладонями валик.
Затем сгибаем валик по середине ровно на 90 градусов.
Левой рукой держим игрушку, а правой начинаем распределять глину на ноги. Распределили. И сразу начинаем влажными пальцами вытягивать столбики ног, которые широко расставлены и плавно сужаются книзу.
После того, как сделали ноги, четырьмя пальцами из задней части фигурки начинаем вытягивать хвостик. Он небольшой, аккуратный, направлен вниз.
Следующий этап – вылепливание верхней части фигурки. Сначала распределяем глину на руки и голову, затем снова влажными пальцами выравниваем руки, одна из которых направлена вверх, другая – вниз. Голову формируем на высокой шее с выступающим вперед массивным подбородком.
Для изготовления шляпы берем в руки небольшой кусочек глины, катаем в шарик и лепим из него шляпу с широкими полями. Затем тщательно примазываем ее к голове.
Для завершения образа, необходимо сделать нос острым инструментом, наметить на лице Полкана глаза и рот.
Вот и готов наш Полкан! Вам лишь осталось обжечь игрушку в муфельной печи и расписать ее.
Приложение № 9
фото 1: Изготовление корпуса Полкана
фото 2: Изготовление головы Полкана
фото 3: Окончание работы
фото 4: Наш результат
Приложение № 10
Работа с искусственным материалом
Материал хороший, но только для мелких деталей
Результатом работы я осталась недовольна
Приложение № 11
Отличительные особенности народных глиняных игрушек
Название игрушки | Образец игрушки | Форма | Орнамент росписи | Основные цвета |
Филимоновская | имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными | чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники; бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» | малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый | |
Дымковские игрушки | монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью | кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки | малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой | |
Тульская игрушка | Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. | у игрушек, практически нет орнамента — изящные линии как бы служат продолжением детали наряда. | Нежные, пастельные тона | |
Абашевская игрушка | Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. | Игрушка не обязательно окрашивается и расписывается — ей может быть оставлен естественный цвет глины. | Яркие эмалевые краски — синие, зеленые, красные, в самых неожиданных сочетаниях. Красный цвет олицетворяет солнечный свет, синий — небо и воду, а зелёный — траву и весеннее пробуждение природы. | |
Старооскольская игрушка | У уточек, так же, как и у петушков, барашков, коровок, должны быть «грудки»; ноги у животных не очень длинные и не широко расставленные; коню можно шею чуть изогнуть; юбки у баб и барышень не такие широкие, как у филимоновских | Полоски, елочки, пятна. | Использовались черный, коричневый и красный цвет. | |
Чернышевская игрушка | Форма коньков — свистуньков (так называли всех животных) весьма условные: приземистые, неуклюжий вытянутый корпус, маленькие ножки — бугорки, вытянутые шеи и крошечные упрощенные головки, скорее напоминающие доисторических динозавров. | Орнамент простой – линии, точки. | Аниловые краски – синий, красный, желтый, черный. | |
Каргопольские | приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми | Древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца. Мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки | черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий |
Приложение №12
Фото 1: Готовимся к работе
фото 2: В споре рождается истина
фото 3:Работа в самом разгаре фото 4: Наш конечный результат
25
multiurok.ru
Каргопольская игрушка — ТД Карусель
Сундучок «Народные промыслы» с методическим пособием..
Сундучок «Народные промыслы» с методическим пособиемСундучок “Народные промыслы” от ТД “Карусель” — это уникальная подборка изделий русского декоративно-прикладного искусства, с ее помощью вы легко познакомите дошколят с традиционной культурой Руси. Игры и творческие занятия с сундучком “Народные промыслы” способствуют познавательному и художественно-эстетическому развитию малышей: изучая культуру разных регионов, они расширяют кругозор, формируют первичные представления о Родине, социокультуных ценностях и традициях русского народа, учатся понимать предметы искусства, тренируют эстетическое восприятие, вырабатывают трепетное отношение к работе мастеров. В сундучке вы найдете: Матрешку из 6 куколок с хохломской росписью. Матрешка выполнена из дерева, размер самой большой куколки — 13х6,5 см. Все куколки раскрашены в едином стиле с узорами в виде ярких цветов. Поставок с крышкой. Деревянный поставок высотой 15 см и диаметром 11 см украшен хохломской росписью с золотыми листьями и красными ягодами на черном фоне. Бочонок с мезенской росписью. Нарядный деревянный бочонок высотой 14 см украшен традиционными для мезенской росписи мотивами: лаконичными образами лошадок, птиц, геометрическими узорами в красном и черном цветах. Бочонок покрыт прозрачным лаком. Разделочную доску с городецкой росписью. На прямоугольную доску с закругленными краями нанесены традиционные для городецкой росписи узоры — пышные цветы, яркие птички, листики и завитушки сочных оттенков. Доска выполнена из дерева, ее размер — 24х15х1,5 см. Вятскую игрушку “Барыню”. Барыня вылеплена из глины и “одета” в цветастый наряд, украшенный дымковской росписью. Каргопольский сувенир. Каргопольский сувенир — уникальный вид изделий. Не смотря на то, что каждая фигурка — единственная в своем роде, вы никогда не перепутаете каргопольский сувенир с чем-либо еще. Один материал (природная глина), единая тема (жизнь и быт славян), яркие краски и мягкие, округлые формы делают эти сувениры весьма узнаваемыми. В каждом сундучке “Народные промыслы” лежит своя, неповторимая фигурка. Жостовский поднос. Металлический поднос 21х18 см имеет овальную форму и фигурный край. Цветочный орнамент на нем выполнен на бирюзовом фоне. Филимоновскую игрушку “Павлин”. Фигурка павлина высотой 14-18 см изготовлена по классической технологии — вылеплена из цельного куска глины. Раскрашена она яркими оттенками — розовым, желтым, бирюзовым, с использованием привычных для филимоновского искусства геометрических элементов — полосок, “елочек”, треугольников и т.п. Вазу, расписанную гжелью. Фарфоровая ваза в форме цветка колокольчика украшена узнаваемыми безо-голубыми флористическими узорами с тонкими золотыми элементами. Все изделия, вложенные в сундучок, изготовлены и расписаны вручную. Сам сундучок размером 52х37х17 см выполнен из прочной фанеры толщиной 8 мм. Его крышка украшена яркой росписью и крепится к сундучку с помощью пазов. Для удобства организации учебного процесса к сундучку прилагается методическое пособие, записанное на CD-диск. В нем вы найдете информацию об особенностях каждого промысла, инструкции по лепке изделий и схемы рисунков. Материал: глина, дерево, металл, бумага. Размер сундучка: 52х37х17 см. Страна-производитель: Россия.
tdkarusel.ru