Успенский собор в москве год постройки – Успенский собор (Москва) — Википедия

Содержание

Успенский собор Московского Кремля. Cоздание. http:// nehleb.ru/

Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. Это храм, в котором венчали на царство наших государей. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

 

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Строительство первого каменного собора

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату-

Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

Московский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

Предполагаемый вид первого Успенского собора

Что касается святынь, то известно, что в соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской.

Икона Божией Матери Владимирская

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве нового собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

Иконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Внутреннее убранство Успенского собора Кремля

Поделиться ссылкой:

nehleb.ru

Успенский собор (Москва) Википедия

Кафедральный патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро  Александровский сад,  Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён 12 августа 1479
Придел(ы)
  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла
Престольный праздник
  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;
Приделов:
  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апо

ru-wiki.ru

Успенский собор — История музеев

Строительство собора

Первая каменная церковь на месте будущего Успенского собора была заложена в Москве еще в 1326 году по повелению первого митрополита московского Петра и князя Ивана Калиты. Предполагается, что каменное здание решили возвести вместо пришедшей в негодность деревянной церквушки. Именно тогда Москва получила важный статус первопрестольного города, и новый собор должен был стать преемником Успенского собора во Владимире. В будущем главном храме государства уже спустя несколько месяцев похоронили его основателя, митрополита Петра. В честь усопшего Иван Калита устроил в соборе отдельный придел Поклонения веригам апостола Петра. Спустя год после начала строительства собор освятили.


Реконструкция Успенского собора при Иване Калите

В конце XV века Иван III задумал перестроить собор. Храм разобрали буквально до последнего камня. Для работы над новым зданием пригласили псковских мастеров, но храм, по преданию, неожиданно рухнул. Тогда Иоанн Васильевич выбрал новую кандидатуру архитектора — великому князю приглянулся итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Новый храм возводился по образцу владимирского. На строительство ушло пять лет, и в 1479 году Успенский собор освятили.

Архитектура собора

Архитектором православного храма был итальянец Аристотель Фиораванти

Пятиглавый храм выполнен из белого камня, некоторые части, например, своды и барабаны, — из кирпича. Первоначальная роспись собора проводилась в конце XV — начале XVI века. В ней принимал участие и знаменитый продолжатель традиций Андрея Рублева Дионисий. В XVII веке храм был расписан заново, но до нас дошли и более ранние фрески, которые являются древнейшими росписями на территории московского Кремля. Несколько раз собор реставрировали, поскольку он регулярно страдал от пожаров. Первую глобальную реконструкции провели в XVI веке — тогда верхушка храма была выложена золочеными медными листами.


Успенский собор, литография 1860 года

В Успенском соборе хранилась Владимирская икона Божьей Матери

Одной из самых известных реликвий собора является иконостас середины XVII века. Перед ним расположены моленные места царя, царицы и патриарха. В юго-западном углу храма находится ажурный шатер, выполненный из бронзы. А самым впечатляющим произведением искусства в здании по праву считаются южные двери собора, привезенные из Суздаля. Созданы они были в XV веке — на черных лаковых дверях золотом изображены 20 библейских сцен. С 1395 года в храме находилась Владимирская икона Божьей Матери, после ее перенесли в храм святителя Николая в Толмачах. Во время войны с Наполеоном храм был разграблен французами, и часть убранства собора была утеряна. Вплоть до 1917 года Успенский собор был главным храмом страны, после революции его превратили в музей. Современный интерьер храма максимально приближен к историческому.


Фрески в Успенском соборе

Роль в истории

В Успенском соборе венчали на царство и короновали русских императоров

Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II, здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избрал Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.


Коронация Николая II, вход в Успенский собор

diletant.media

Успенский собор Московского Кремля: описание, фото

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45’03.6″N 37°37’01.9″E

Содержание:  

Начало истории Успенского Собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Новая жизнь Успенского Собора

Успенский Собор в 20 веке…

… и в наши дни

Соборы Московского Кремля

Успенский собор на карте

 

Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем. Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей. Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора. Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Вид на восточный фасад собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары. Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой. Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке…

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

… и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся. Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам. Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.

Рейтинг достопримечательности

Соборы Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

putidorogi-nn.ru

История создания Успенского собора


Первая «версия» Успенского собора в Московском Кремле была возведена 4 августа 1326 года при царе Иване Калите. Собор был основан Митрополитом Киевским Петром. Основной причиной для постройки собора стало обретение Москвы статуса столицы Руси.Первоначально здание собора представляло из себя одноглавый белокаменный храм. Собор строился по стандартной для тех веков технике: кладка из грубо обработанных белокаменных блоков сочеталась с гладкими, отшлифованными элементами архитектурного декора.
В 1470 году в Москве произошел сильный пожар, в результате которого пострадало здание собора и его необходимо было обновить. Роль инициатора реконструкции сыграл митрополит всея Руси Филипп. Для того, чтобы накопить денег на обновление собора, все монастыри были обложены налогами, а народ призывали к церковным пожертвованиям.
Обновление Успенского собора поручили мастерам из города Псков Кривцову и Мышкину, которые справились с работой и возвели обновленное здание. Но, через четыре года после окончания работ псковских мастеров (в 1474 году), из-за сильнейшего землетрясения оно рухнуло. Тогда царь Иван III пригласил известного архитектора из Италии — Аристотеля Фиораванти, под мастерским руководством которого и построен (1475-1479) собор, и сейчас украшающий Московский Кремль. Фиораванти должен был брать за образец Успенский собор во Владимире — этим Иван хотел подчеркнуть преемственность новой столицы по отношению к одному из самых древних городов Святой Руси.
В августе 1479 года митрополитом Геронтием было проведено освящение новопостроенного храма. Через некоторое время в Успенский собор перевезли мощи святого Петра, хранившиеся во время строительных работ в церкви святого Иоанна Богослова.

Роспись Успенского собора

С 1481 по 1515 проходила роспись помещений собора. В этой работе участвовал и знаменитый иконописец Дионисий. В 1642-1643 года собор расписала группа из 150 художников, руководство над которыми взяли на себя царские изографы Иван и Борис Паисеин и Сидор Поспеев. Первоначальная роспись не пропала бесследно, сохранились некоторые ее элементы, которые являются самым древним образцом фресок на территории Кремля. Иконостас создали в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Большинство икон написаны мастерами в Москве в XIV и XV века, остальные привозили в Москву из других городов.
Самый древний сохранившийся элемент собора — его южные двери; на них золотом выписаны 20 изображений на темы Библии.
В 1326 в соборе совершили погребение святого Петра, и после этого до 1700 года храм постоянно являлся усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов, кроме Никона и Игнатия.
В 1547 году здесь венчали молодого Ивана IV, а в 1613 году здесь на Земском соборе решено назначить Михаила Романова царем. В последующие года в соборе продолжили короновать всех императоров России.
Во время войны с французами в 1812 году Успенский собор разграбила армия Наполеона.
Спустя век, в 1918 году здесь проводилось поставление в статус патриарха митрополита Москвы Тихона. Спустя немного времени, в этом же году, собор закрыли для посещения в связи с тем, что в Кремле разместилось правительство РСФСР.
В 1922 году Успенский собор был превращен в полноценный музей, как памятник древней архитектуры. В ходе реставрационных работ к середине 1950 годов большая часть элементов собора была восстановлена, и с 1954 года собор открыт для посещения. Но, после открытия реставрацию пришлось продолжить еще некоторое время, по причине чего Успенский собор был временно закрыт. В 1995 году экспозиция получила окончательное завершение.

www.istmira.com

Список церквей Московского Кремля — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́ркви Моско́вского Кремля́ — перечень сохранившихся и уничтоженных религиозных сооружений Кремля в Москве. Часть из них входят в комплекс Соборной площади, другие относятся к Большому Кремлёвскому дворцу[1].

ФотоНазваниеДатаСтроительПримечание
Успенский собор1475—1479Аристотель ФиоравантиПостроен в 1475—1479 годах архитектором Аристотелем Фиораванти. Был главным кафедральным собором Российской империи до Октябрьской революции в 1917-м. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода за исключением Никона и Игнатия. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»[2].
Архангельский собор1505—1508Алевиз НовыйПостроен в 1505—1508 годах по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового на месте храма XIV века, возведённого в правление Ивана Калиты[3]. Большевики закрыли его в 1918-м, как и другие церковные постройки Кремля. В некрополе находятся 46 гробниц и 54 захоронения князей, среди которых — Юрий Звенигородский, Андрей Углиций, Михаил Черниговский. Последнее погребение состоялось в 1730 году, когда похоронили императора Петра II[4][5]. В 1928-м в крипту из Вознесенского монастыря перенесли захоронения женщин из династий Рюриковичей и Романовых[6].
Благовещенский собор1484—1489Кривцов и МышкинВозведён в 1489 году под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина на месте деревянной домовой церкви XIII века великокняжеской семьи[7][8]. Последний раз храм перестраивали в 1560-е годы при Иване Грозном[9]. В 1844-м собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлёвского дворца Николая I[8]. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви совершаются патриаршие богослужения[10].
Колокольня Ивана Великого и церковь Иоанна Лествичника1505—1508Бон ФрязинКолокольня была построена в 1505—1508 годах по проекту архитектора Бона Фрязина. В основании заложена церковь преподобного Иоанна Лествичника[11]. После Великой Отечественной войны церковь переоборудовали под выставочный зал музея Московского Кремля[12].
Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов1635—1656Бажен Огурцов, Антип КонстантиновКомплекс зданий Патриарших палат возвели в 1635—1656 годах Антип Константинов и Бажен Огурцов. После упразднения патриаршества в 1721-м в палатах разместили Московскую Синодальную контору. Тогда же под руководством архитектора Ивана Зарудного церковь разделили на два этажа, разместив на верхнем патриаршую библиотеку. Преобразование в музей произошло в 1961 году. В нём экспонируются личные вещи членов царской семьи, иконы, ювелирные украшения и посуда[1].
Церковь Ризоположения1484—1485Построена в 1484—1485 годах псковскими мастерами на месте одноимённой церкви, заложенной митрополитом Ионой. До середины XVII века являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655-м её соединили переходами с Теремным дворцом. В 1965 году в ней открыли музей[13].

Комплекс Большого Кремлёвского дворца[править | править код]

Территория является частью резиденции Президента РФ — доступ посетителям к храмам закрыт.

ФотоНазваниеДатаСтроительПримечание
Церковь Рождества Богородицы на Сенях1393Алевиз НовыйПостроена в 1393—1394 годах по указу княгини Евдокии. В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм объёмом, в котором разместили главный престол Рождества Богородицы. Нижнюю часть сохранили, устроив там придел Лазаря. Ещё раз сооружение перестроили в правление Фёдора Алексеевича, когда храм заменили одноглавой церковью[14].
Верхоспасский собор — комплекс домовых церквей царей при Теремном дворце, при перестройке был подведён под одну крышу и встроен в комплекс Большого Кремлёвского дворца. Наружных фасадов храм фактически не имеет. В его состав входят:
Церковь великомученицы Екатерины1627Джон ТалерРасположена во втором ярусе Теремного дворца напротив Золотой Царицыной палаты. Построена в 1627 году Джоном Талером на месте сгоревшей деревянной церкви. Была воссоздана после Троицкого пожара в 1737-м. В 1843 году по проекту Дмитрия Чичагова полностью переоформили интерьер, Фёдор Солнцев выполнил новый иконостас[15].
Церковь Воскресения Словущего1654Надстроили над Екатерининской церковью в 1654 году. До 1681-го была освящена в честь Евдокии. Расположена на уровне Верхоспасского собора, с севера от него[15].
Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного1635—1636Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион УшаковПостроена в 1635—1636 годах мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым[16]. При строительстве в 1840-х годах Большого Кремлёвского дворца разобрали прилегавшую к собору лестницу, Верхоспасскую площадку перекрыли, соорудив новые арочные проёмы на месте Золотой решётки[17][18].
Крестовоздвиженская церковь1681Возведена царём Фёдором Алексеевичем в 1681 году над северным приделом Верхоспасского собора[19]. После Октябрьской революции была закрыта[20].

Потешный дворец[править | править код]

Здание было построено в 1651 году как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского. При нём расположена церковь Похвалы Богородицы, возвышающаяся над средней частью восточного фасада. В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля[21].

Утраченные[править | править код]

ФотоНазваниеДатаСтроительПримечание
Александровский соборПредположительно возведён в 1630 году. Находился справа с востока от Петроковской звонницы. Был перестроен и переосвящён в 1683-м. Упразднён и разобран в 1770 году[22].
Собор Спаса на Бору1330Первый деревянный собор был построен в XIV веке и находился на Боровицком холме. Храм постройки 1330 года стал вторым каменным собором Москвы после Успенского. Он служил усыпальницей для жены Ивана Калиты Елены Соломониды, Анастасии Гедиминовны, Александры Ивановны, Стефана Пермского, Марии Александровны. В 1527-м был полностью перестроен[23][24]. Снесён 1 мая 1933 года[25].
Сретенский собор1560—1561Возведён в 1560 году при деревянных хоромах, построенных для сыновей Ивана Грозного — Ивана и Фёдора. Был разобран за ветхостью в 1801-м[26].
Церковь Благовещения на Житном дворе1731Готфрид ШедельБыла пристроена к Благовещенской башне на месте деревянной церкви в 1731 году по проекту архитектора Готфрида Шеделя. В 1816-м в трапезной устроили придел во имя Иоанна Милостивого, в который перенесли частицы мощей святого. Церковь снесли в 1932 году[27].
Церковь Константина и Елены1651Деревянная церковь Константина и Елены впервые упоминается в 1470 году. Была перестроена в камне в 1651-м рядом с Константино-Еленинской башней. Снесена в 1928 году[28].
Церковь Николы Гостунского1477Первое упоминание о церкви относится к 1498 году. Каменный храм возвели в 1506-м вдоль дороги, ведущей от Фроловских (Спасских) ворот в центр Кремля. Снесена в 1817 году во время расчистки Ивановской площади под плац-парад[29].
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору1505—1508Алевиз НовыйДревнейшая по времени основания церковь Москвы, известная c XII века. В 1508 году была построена в камне Алевизом Новым. Снесена в 1847-м по указу Николая I в связи с ветхостью[30].
Чудов монастырь1365Кафедральный мужской монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексием. Разрушен в 1929—1932 годах для строительства здания 14-го корпуса Кремля. Собор Чудова монастыря был возведён в 1501—1504 годах. Предположительно, в нём был заключён в 1611-м поляками патриарх Гермоген[31][32].
Вознесенский монастырь1386Женский монастырь, основанный в 1386 году Евдокией Дмитриевной. Находился около Спасской башни. В Средние века в нём погребали представительниц московского великокняжеского рода. Был разрушен в 1929-м[33].
Афанасьевский монастырьXIV векПравославный мужской монастырь, был основан в XIV веке, являлся подворьем Кирилло-Белозерского монастыря. Был упразднён в конце XVIII столетия[24].
Троице-Богоявленский монастырьXIV векБывший мужской монастырь, располагавшийся у Троицких ворот Кремля. Был основан в XIV веке и являлся подворьем Троице-Сергиевого монастыря. Упразднён в конце XVIII столетия по указу Екатерины II[24].

Монастыри Московского Кремля

  1. 1 2 Валявин, 2012.
  2. ↑ Успенский собор Московского кремля (неопр.). Православие.ru. Дата обращения 14 октября 2018.
  3. ↑ Кавельмахер, 2002, с. 123—160.
  4. ↑ Романюк, 2013.
  5. ↑ Власова, 2012, с. 101—119.
  6. ↑ Московский Кремль: Архангельский собор (неопр.). Patriarchia.ru. Дата обращения 14 октября 2018.
  7. ↑ Ульянов, 2015, с. 172–222.
  8. 1 2 Бартенев, 1916, с. 141—151.
  9. ↑ Журавлёва, 2003, с. 13.
  10. ↑ Журавлёва, 2003, с. 54.
  11. ↑ Ансамбль колокольни «Иван Великий» (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 14 октября 2018.
  12. ↑ Колокольня Ивана Великого Московского Кремля (неопр.). Православие24.РФ. Дата обращения 14 октября 2018.
  13. ↑ Церковь Ризположения (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 7 октября 2018.
  14. ↑ Церковь Рождества Богородицы на Сенях (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 7 октября 2018.
  15. 1 2 Кондратьев, 1910, с. 71—72.
  16. ↑ Московский Кремль: собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор) (неопр.). Patriarchia.ru. Дата обращения 14 октября 2018.
  17. ↑ Аренкова, 1982, с. 337.
  18. ↑ Извеков, 1912, с. 30.
  19. ↑ Кремлёвское моление (неопр.). Православие.ru. Дата обращения 14 октября 2018.
  20. ↑ Верхоспасский собор и теремные церкви (неопр.). Дата обращения 4 сентября 2011. Архивировано 27 августа 2012 года.
  21. ↑ Памятники архитектуры, 1983, с. 341—342.
  22. ↑ Малиновский, 1992, с. 40—41.
  23. ↑ Заграевский, 2003.
  24. 1 2 3 Воронов, 2009.
  25. ↑ Богомолова, Марков, 2010.
  26. ↑ Несохранившиеся памятники архитектуры (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 8 октября 2018.
  27. ↑ Благовещенский собор в Москве (неопр.). Православие.ru. Дата обращения 8 октября 2018.
  28. ↑ Михайлов, 2010, с. 91—95.
  29. ↑ Церковь Николы Гостунского в Кремле (неопр.). Православие.ru. Дата обращения 8 октября 2018.
  30. ↑ Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору (неопр.). Храмы России. Дата обращения 8 октября 2018.
  31. ↑ Чудов монастырь в Москве (неопр.). Православие.ru. Дата обращения 14 октября 2018.
  32. ↑ Накануне Крещения ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей (неопр.). ТАСС (18 января 2016). Дата обращения 10 октября 2018.
  33. ↑ Вознесенский женский монастырь в Кремле (неопр.). РИА Новости (31 июля 2014). Дата обращения 10 октября 2018.
  • Аренкова Ю. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982. — 503 с.
  • Бартенев С. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с.
  • Богомолова В., Марков А. В Кремле изменили план // Российские вести : еженедельник. — 2010. — № 6—7.
  • Валявин Д. Музеи Московского Кремля. — Москва: Директ-медиа, 2012. — С. 6—10. — 96 с. — ISBN 978-5-87107-264-6.
  • Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
  • Воронов А. Монастыри Московского Кремля. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009.
  • Журавлёва И. Благовещенский собор. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 54 с.
  • Заграевский С. В. Глава 1: Эпоха Дмитрия Донского // Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII — первой трети XIV века. — М., 2003.
  • Извеков Н. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. — М.: Русская печатня, 1912. — 62 с.
  • Кавельмахер В. Архангельский собор Московского кремля. — М., 2002.
  • Кондратьев И. Московский кремль, святыни и достопамятности: историческое описание соборов, церквей и монастырей. — М.: И. А. Морозов, 1910. — 190 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — 504 с.
  • Малиновский А. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 252 с.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010. — 493 с.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Ульянов О. Деисус Андреева письма Рублёва из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Ма

ru.wikipedia.org

Соборная площадь (Москва) — Википедия

Собо́рная пло́щадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма[1]. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания.

Соборная площадь. Книжная миниатюра, 1672—1673 годы Вид с Колокольни Ивана Великого, 2014

Планировка площади сложилась в XIV веке. Тогда были построены Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился Благовещенский собор, примыкающий к великокняжескому дворцу, а в середине XV века — Ризоположенская церковь. Исконный вид этих строений не сохранился до наших дней[2].

Нынешний облик площади состоялся в конце XV — начале XVI века, когда соборы и церкви выстроили заново. Была возведена Грановитая палата, а вместо церкви Иоанна Лествичника появилась Колокольня Ивана Великого. Кроме того, на Соборную площадь выходит вocтoчный фacaд 3oлoтoй Цapицынoй пaлaты и цepкoвь Pизoпoлoжeния — дoмoвoй xpaм мocкoвcкиx митрополитoв и пaтpиapxoв[3].

Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими — Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения.

Самая поразительная площадь, которую я знаю, — это Соборная площадь в Московском Кремле. Она удивительна. Все здания стоят как бы отдельно и совершенно свободно, но человек чувствует себя в замкнутом пространстве. Пространство замкнуто, но вместе с тем и раскрыто — главным образом в сторону Москвы-реки. На Москву-реку через площадь смотрит умиротворённым и торжественным взглядом Успенский собор — главный властитель площади, хотя далеко не самый большой и высокий.

А ведь здания площади все разновременные, но, очевидно, у архитекторов было самое драгоценное для архитекторов чувство — чувство ансамбля. И ещё одно свойство было у архитекторов — умение понять, как ощутит себя человек среди зданий. Последнее в Соборной площади Московского Кремля удивительно. Человек на этой площади не принижен, он возвышен и окружен историей. Повсюду здания обращены к нему. Ни одно здание не отвернулось от человека, не пропускает его мимо себя. Торжественность площади не надменна. Русская история, с которой связана площадь, не подавляет человека, а включает его в себя, делает пришедшего на площадь участником истории. Он становится как бы даже выше ростом.

Утерянные объекты[править | править код]

За многовековую историю Соборной площади её облик кардинально изменялся неоднократно. Первоначально по периметру центральной площади Кремля возводились главным образом деревянные соборы, церкви и гражданские здания. Некоторые из них погибли в огне многочисленных московских пожаров, другие приходили со временем в ветхость, и на их месте возводились новые. Практически все существующие ныне на площади храмы имели более ранних предшественников. До нашего времени не сохранились первоначальные Успенский (1326 года постройки), Архангельский (1333) и Благовещенский соборы (1397—1416), церковь Ризоположения (1451), старые Патриаршие палаты, храм Соловецких чудотворцев[5][6].

Были и такие здания, которые повреждались и разрушались намеренно. Так было во время Смутного времени и при нашествии Наполеона в 1812-м, когда отступающая французская армия уничтожила оригинальную Филаретову пристройку к колокольне Ивана Великого. Её судьбу разделила и построенная около колокольни Петроком Малым трёхпролетная звонница[7].

Не дошла до наших дней и церковь Иоанна Лествичника, которая была разобрана в XV веке, чтобы освободить территорию для возведения колокольни Ивана Великого[8]. В 1812 году была взорвана примыкающая к этой колокольне звонница[9], в 1814—1815 годах она была восстановлена Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руска[10]. В 1930-м по приказу Иосифа Сталина было снесено Красное крыльцо Грановитой палаты[11], восстановлено в 1994 году[12].

Благовещенский собор и Грантовитая палата. Картина 1800-х годов работы Фёдора Алексеева

Раскопки[править | править код]

Московский Кремль, на территории которого находится площадь, является закрытым для археологов объектом, потому что там находятся органы государственной власти. Кремль нельзя назвать достаточно изученным памятником: до революции никто не занимался археологическими раскопками, потому что территория была застроена, а монастыри — действующими. А после революции Кремль стал «режимным» объектом. Остаются невыясненными аспекты формирования древнего поселения на Боровицком холме. Главным источником археологических материалов служили не раскопки с полным вскрытием древних сооружений, а наблюдения и фиксация культурного слоя во время хозяйственных и инженерных работ — для Москвы рост слоя составляет один сантиметр в год[13][14][15][16].

Тем не менее археологи сумели обнаружить первые поселения на территории Московского Кремля, относящиеся к бронзовому веку (II тысячелетие до н. э.). У современного Архангельского собора было найдено финно-угорское поселение, относящееся к раннему железному веку (вторая половина I тысячелетия до н. э.). В это время население дьяковского типа занимало центр верхней надпойменной террасы Боровицкого холма — район современной Соборной площади — и возможно уже имело укрепления[17].

Мощение[править | править код]

«Иллюминация на Собороной площади по случаю коронации Александра I» Фёдора Алексеева, 1802

Площадь начали мостить очень рано, но следы древних мостовых очень незначительны — они практически исчезли после многочисленных перестроек. У Успенского собора были обнаружены фрагменты кирпичной и белокаменной мостовой конца XV века. В сведениях о пожаре 1737 года упоминаются деревянные мостовые. В XVIII и XIX веках Соборную площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. Существующее сплошное каменное мощение начинается с 1913 года. В начале XX века площадь освободили от наросшего культурного слоя, а в 1930-х годах асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие[1].

Ограда[править | править код]

Во второй половине XIX века Соборную площадь от всей остальной части Кремля отделяла металлическая ограда[18]. Кремль был открытой территорией, по которой каждый извозчик мог свободно проехать, но уже тогда Соборная площадь трактовалась как место придворных церемоний. В 1830 году вокруг площади поставили чугунную ограду в псевдоготическом стиле по проекту Ивана Мироновского. Внушительный забор соединял все четыре здания — Благовещенский и Архангельский соборы, колокольню и церковь Двенадцати апостолов — и отгораживал Соборную площадь от Ивановской. Ограда просуществовала несколько десятилетий и окончательно решётку убрали в 1920-х годах, после чего центральная часть Кремлёвского ансамбля, Соборная и Ивановская площади, вновь объединились в общее архитектурно-пространственное решение с главной доминантой в центре — Колокольней Ивана Великого[19][20].

Ансамбль построек Кремлёвского дворца начал складываться между нынешними Боровицкими воротами и Соборной площадью, вероятно, с конца XIII века (согласно данным археологии, ранее княжеский двор находился у Фроловских ворот)[21][22].

По мнению М. П. Кудрявцева, Соборная площадь является архитектурной метафорой иконы Града Божия, где сложился образ апокалиптического Нерукотворного храма Небесного Иерусалима: «алтарём был Иван Великий с Успенской звонницей и её храмами Рождества Христова и Воскресения Словущего, „мужской“ половиной — Архангельский собор, „женской“ — Успенский собор. А Благовещенский собор символизировал вход в этот храм, отворенный людям через благую весть о Спасителе»[23][24].

Успенский собор[править | править код]

Успенский собор

Сравнительно скромный Успенский собор находился на площади ещё со времён Ивана Калиты. За полтора столетия собор обветшал и был разобран, а на его месте псковские мастера Кривцов и Мышкин начали возводить новый храм Успения Божьей матери, напоминающий Владимирский. Но ночью 20 мая 1474 года случился «трус великий»[25] — крупное землетрясение, которое случилось в Москве 20 мая 1474 года. Строившийся храм, возведённый уже до уровня крыши, рухнул — в карнизах не было прочности, известковый раствор вязал слабо[26][27].

В XV веке Иван III решил пригласить в Россию итальянского зодчего Аристотеля Фиорованти, чтобы закончить работу над храмом. Фиорованти построил собор за четыре года[28][29].

Успенский собор является главным собором Московского Кремля. Сразу после освящения, он стал местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей. В настоящее время является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников[30].

Архангельский собор[править | править код]

Архангельский собор

Нынешний Архангельский собор возведён в начале XVI века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью является сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Собор представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены резьбой по камню. Впервые в отделке верхней части фасада храма были использованы белокаменные резные раковины[30][31].

Архангельский собор изначально строился в качестве главной царской усыпальницы и выполнял эту роль на протяжении столетий. В соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья до периода царствования Петра I. В собор сразу же после освящения были перезахоронены и останки погребённых ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения[32].

Благовещенский собор[править | править код]

Благовещенский собор

Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский возведён в конце XV века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов[33]. Строительством занималась артель псковских зодчих. Белокаменный храм представлял собой четырёхстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине XVI века по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрёл нынешний пирамидальный вид с девятью главами[34].

По парадной паперти Благовещенского собора крещёные гости попадали с Соборной площади в Набережную палату, и далее поднимались открытым арочным переходом на широкую площадку между Набережной и Золотой палатами. Напротив дверей Набережной располагался вход в Столовую брусяную избу, использовавшуюся для приёмов и пиршеств[21].

Колокольня Ивана Великого[править | править код]

Колокольня Ивана Великого и пристроенная к ней звонница с Церковью Вознесения

Изначально это была церковь Иоанна Лествичника, построенная по указу Ивана Калиты в 1329 году. Церковь имела восьмигранный объём с арками. В 1505 году вместо неё появилась Колокольня Ивана Великого авторства итальянского архитектора Бон Фрязин. Первый ярус занимал храм, на втором, третьем и четвёртом располагались колокола, всего около 30 штук[35]. Барабана под куполом тогда не было. Позднее была пристроена звонница с церковью Вознесения. В 1600 году по велению царя Бориса Годунова колокольня Ивана Великого была надстроена до существующей высоты — 81 м.

Большинство из колоколов являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол[36].

Грановитая палата[править | править код]

Грановитая палата

Гpaнoвитaя пaлaтa — oднo из cтapeйшиx гpaждaнcкиx здaний Mocквы. В цapcкиe вpeмeнa она cлyжила глaвным пapaдным пpиёмным зaлoм, мecтoм для coбpaний Бoяpcкoй Дyмы, зaceдaний 3eмcкoгo coбopoв. Ceйчac этo пpeдcтaвитeльcкий зaл peзидeнции пpeзидeнтa PФ. Грановитая плата выстроена в стиле Флорентийского палаццо[5].

В 1487 году итальянский мастер Марк Руффо заложил Грановитую палату с большим тронным залом, предназначенным для приёмов и празднеств. В том же году он построил Набережную палату близ Благовещенского собора. Внутри Грановитая палата представляет собой зал, перекрытый крестовыми сводами, которые опираются на столб, поставленный в центре: столб символизирует бога как центр и опору всего существующего мира[24].

Красное (Золотое) крыльцо, ведущее к сеням Грановитой палаты с Соборной площади, предназначалось для больших царских выходов. Его лестница была открытой, а на парапетах перил с левой стороны лестницы, на трёх площадках-отдыхах сидели золочёные изваяния львов. В XVII веке крыльцо было крыто кровлей на каменных столбах, с шатровыми и бочковитыми рундуками (следы их примыкания раскрыты на южном фасаде), но в 1680-х годах приняло знакомый облик парадной лестницы с декоративными арками входов. Крыльцо перестроено заново в начале 1840-х, полностью разобрано в 1930-м и воссоздано в 1994 году[24][37].

Патриарший дворец с церковью Двенадцати апостолов[править | править код]

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *