УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Храм, возведенный в 1475-1479 гг. Главный кафедральный собор России вплоть до 1917 г.
История создания. XV век
При великом князе Московском и государе всея Руси Иване III произошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого Русского государства.
Столь значительное событие должно было быть подкреплено как экономикой, военной силой, так и идеологией. Сооруженный еще в 1326-1327 гг. Успенский собор, являвшийся первым московским храмом из камня, к середине XV в. обветшал и уже не соответствовал статусу первого собора нового государства. Иван III задался целью возвести новый кафедральный собор, который бы символизировал твердость и силу Москвы.
Митрополит Московский Филипп в 1471 г. пригласил двух русских мастеров для возведения нового церковного здания. По замыслу, который предстояло выполнить Кривцову и Мышкину, зодчие должны были возвести храм по образу Успенского собора во Владимире.
После этих печальных событий по совету Софии Палеолог в Италию было отправлено посольство боярина Семена Ивановича Толбузина. Целью его был поиск и приглашение в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти, известного архитектора. Зодчий прибыл на русскую землю в 1474 г. и сразу активно принялся за работу. Он изучил владимирский собор-образец, а затем занялся московским храмом. Он совершил обжиг его известняковых стен, что позволило легче разрушить оставшиеся части собора.
До нас дошли детальные заметки о сооружении нового храма, в которых также упоминались разнообразные технические новшества, примененные Фиораванти. Итальянец выкопал новые рвы для дубовых свай, более глубокие, чем делали мастера на Руси. Также были построены новые печи для обжига. В их конструкции были применены железные тяги, в отличие от традиционных для нас дубовых. Аристотель Фиораванти впервые в русском зодчестве использовал крестовые своды в один кирпич. Но главной находкой стали дополнительные арки позади иконостаса, которые усилили всю конструкцию и помогли выдержать вес купола. Это также позволило создать в основном пространстве интерьера легкие столпы, придававшие всему сооружению легкость. В 1479 г. строительство завершилось.
Дальнейшая судьба
Первые храмовые росписи были сделаны в 1481 г. (они частично сохранились). В 1513-1515 гг. фрески покрыли все внутреннее пространство (одним из их создателей был Дионисий). Они были переписаны в 1642-1643 гг. с сохранением изначальных сюжетов.
Именно в новом храме с XV века стали проводиться коронации, а также рукоположение в митрополичий сан (первый такой митрополит – Иоасаф, поставленный в 1539 г.).
С середины XVI в. собор окончательно утвердился в качестве главного в пределах русских земель.
На рубеже XIX – XX вв. три раза проводились восстановительные работы Успенского собора: в 1895-1897 гг. С. К. Родионовым, в 1900-х гг. С. У. Соловьевым и в 1911-1915 гг. И. П. Машковым.
Храм закрыл свои двери в 1918 г., открыв их заново в 1955 г., уже будучи музеем.
С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Годом ранее в нем в отдельные дни по благословению патриарха стали проходить церковные службы.
Успенский собор Московского Кремля — кто строил, фото, расписание, билеты
/ / / Успенский собор Московского КремляДо революции 1917 года величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.
Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.
После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 году. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского. Через год собор был освящён.
Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.
До конца XIV века главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.
Строительство нового собора
В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.
После землятресения 1474 года уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти. В 1475 году 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод. В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII века стоял в городе Владимир.
Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.
Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 году всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.
История Успенского собора в XVI-XX веках
Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.
С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.
Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.
В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.
Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.
Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.
Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.
Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.
Усыпальница
Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.
До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.
В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).
Как побывать в соборе
Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».
Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.
Успенский собор на схеме Московского Кремля
Успенский собор в Москве
В конце XV века великий князь Иван III, объединив под властью Москвы русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Старый каменный храм, заложенные ещё князем Иваном Калитой в 1326 года, был разобран, и на его месте началось строительство нового, более помпезного здания. Но творение псковских мастеров Кривцова и Мышкина оказалось технически неудачным и вскоре после завершения строительства рухнуло. Тогда Иван III пригласил для возведения храма зодчего из Италии Аристотеля Фиораванти. Архитектору было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчёркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Руси. Здание, которое и поныне украшает Московский Кремль, было возведено в 1475—1479 годах.
Успенский собор Москвы — пятиглавый храм, построенный из белого камня в сочетании с кирпичом. Первые росписи в нём были выполнены в период с 1481 по 1515 год с участием известного иконописца Дионисия. Это древнейшие образцы фресковой живописи на территории Кремля, и их фрагменты сохранились в храме до наших дней. Иконостас создан в 1653 году по заказу патриарха Никона. Собрание икон XI—XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство из них было написано в Москве, но некоторые привезли в Москву из других древних городов. Старейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери, которые были привезены в Москву из суздальского собора. На них нанесена роспись начала XV века — 20 изображений на библейские темы золотом по чёрному лаку.
В 1547 году в соборе было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором был избран царём Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор оставался местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1551 году в храме появился Мономахов трон, который теперь известен как царское место в Успенском соборе Московского Кремля. Это место, на котором восседал царь во время богослужений. Место выбрали не случайно — в правой части храма расположена положительная символика.
В 1918 году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР, а в 1922 году превращён в музей. Богослужения в нём были возобновлены в 1990 году. Они проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам. Но записаться на экскурсию в собор могут все желающие.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
фото, адрес, онлайн виртуальный тур, как добраться, часы работы, история
Успенский собор Московского Кремля — архитектурный памятник, старейшее каменное здание в столице и одно из важнейших мест в истории русской православной веры. Его однозначно стоит посетить всем, кто интересуется историей России и любит монументальные здания.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО
Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.
Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 5898
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва Соборная площадь
Телефон: +7 495 695‑41-46, +7 495 697‑03-49, +7 495 695‑79-27, +7 495 695‑41-87
Официальный сайт: kreml.ru
Часы работы: Пн, вт, ср, пт, сб, вс 9:30–18:00
Успенский собор Московского Кремля на Соборной площади — архитектурный памятник, старейшее каменное здание в столице и одно из важнейших мест в истории русской православной веры. Его однозначно стоит посетить всем, кто интересуется историей России и любит монументальные здания.
Историческая справка
Давным-давно, в XII веке, на этом месте в Кремле располагалась ничем не примечательная деревянная церковь. Так продолжалось до тех пор, пока царь Даниил Алексеевич не решил возвести на её месте каменное здание. Уже через 25 лет первая постройка была переделана по приказу Ивана Калиты: его версия белокаменного собора Пресвятой Богородицы продержалась полтора века. Белый камень, из которого были выполнены стены здания, очень быстро пришёл в негодность из-за пожаров, часто возникавших во времена деревянной Москвы.
Когда на престол взошёл Иван III, всё изменилось: царь велел перестроить собор и поручил это дело зодчим Мышкину и Кривцову. Строительство завершается неудачей: то ли из-за нехватки опыта у архитекторов, то ли из-за землетрясения. Последняя попытка была предпринята в 1473 году, когда царь по совету своей жены Софьи Палеолог приглашает в Россию итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. За образец для будущего центрального православного храма был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти сумел разобрать старое здание до основания меньше чем за неделю, и в 1475 году на его месте красовался новый фундамент. Через 4 года, в августе 1479, храм был освящён.
С самого своего появления Успенский собор в Москве был неким каноном для всех других православных архитектурных произведений. На протяжении более чем четырёхсот лет храм считался сердцем православной веры: именно здесь крестили и венчали на царство государей начиная Рюриковичамии и заканчивая последними из династии Романовых, проводили службы перед военными походами и в честь побед русской армии, зачитывали важнейшие государственные акты. Сюда свозились наиболее почитаемые иконы и мощи митрополитов и святителей Москвы. Кремлевский Успенский собор в Москве до сих пор обладает самой богатой коллекцией священных реликвий в мире. В храме долгое время находилась старейшая рукотворная икона Владимирской Божьей матери, которая на данный момент находится в Третьяковской галерее.
Храм видел знаменательные события в истории России. В 1812 году войска Наполеона, отступая из Москвы, вынесли из святилища драгоценности; часть из них отвоевали казаки — сейчас потолок церкви украшает люстра, выплавленная из спасённого серебра. Во время революции 1917 года главные реликвии были переданы в музеи, и в соборе перестали проводиться службы. Сейчас объект функционирует как музей для проведения экскурсий и свободного посещения, а также для богослужений по Великим церковным праздникам.
Описание Успенского собора Московского Кремля
Здание, как и было задумано, повторяет основные черты храма во Владимире, однако в исполнении Аристотеля Фиораванти чётко прослеживается течение ренессанса. Строгость и лаконичность форм прекрасно сочетаются с древними традициями русского зодчества — монументальное здание венчают пять золочёных маковок шлемовидной формы. Здание стало первым в истории России храмом с восьмиконечными крестами.
Собор несколько раз реставрировался, в основном это касалось настенной росписи — она была утрачена в 1626 и восстановлена в 1642. Иконостас датируется XVII веком: здесь представлено обширное собрание лучших образцов различных эпох и направлений. Под иконостасом — специально отведённые моленные места, здесь преклоняли колено государи, их семьи и патриарх. По преданию в Успенском соборе хранится одна из важных христианских реликвий — гвоздь Господень. Посетителям будет интересно посмотреть и на фрески, украшающие зал: особенно впечатляют изображения сцены Страшного суда и иллюстрации к акафисту Божьей Матери.
Отзывы
Все, кому когда-либо довелось посетить священный храм, остаются под впечатлением от его грандиозности, торжественности, благодатной атмосферы. Фото Успенского собора в Москве вы увидите в нашей галерее. Для более подробного знакомства с достопримечательностью воспользуйтесь виртуальным туром по Успенскому собору.
Возврат к списку
На главную — Чем заняться — Успенский собор в Кремле
Успенский собор Московского Кремля — Москва 2021
Успенский собор является неотъемлемой частью Московского Кремля. Долгое время он по праву носил гордое звание главного храма в столице.
У собора, подобно другим кремлевским строениям, богатое и интересное историческое прошлое. В древности на его месте был деревянный храм, который сохранился до XII века. В 1326 году резиденцию российского митрополита перенесли из Владимира в столицу. Владыка посоветовал великому князю Московскому Ивану Калите заложить новый собор из камня, так как старая церковь уже не удовлетворяла амбициям знати и не соответствовала своему высокому статусу по размерам и внешнему виду. В августе того же года и был заложен Успенский собор. Сейчас трудно определить, какой храм взяли за образец при строительстве. Предполагают, что это был Георгиевский Собор из Юрьева-Польского.
И года не прошло, как появился новый каменный храм. Он расположился на самой высокой точке Кремлевского холма, за что его и называют «собором на Маковице».
Приходится признать, что в мире нет ничего вечного. Строения ветшают и рушатся от времени и стихийных бедствий, в первую очередь – пожаров. Через 150 лет храм пришел в негодность. Остро встал вопрос, что лучше — тотальная реконструкция, или новая постройка. Камень уже крошился, а некоторые конструкции держались «на честном слове», даже свод подпирали при помощи бревен, поэтому власти решили демонтировать старый собор и построить на его месте новый.
Строительство началось весной 1472 года под руководством умелых архитекторов — Кривцова и Мышкина. За основу взяли здание Успенского собора в городе Владимире. Обновленная каменная «версия» возводилась так медленно, что пришлось даже соорудить временную деревянную церковь, чтобы проводить церковные службы. Именно там в 1472 году венчались царь Иван III и византийская принцесса Софья Палеолог.
Храм почти полностью достроили, как вдруг он неожиданно обрушился. Технологии возведения зданий тогда были несовершенными, ведь на Руси только осваивали строительство из камня. Использование некачественного жидкого раствора привело к такому печальному финалу. Поначалу царь хотел восстановить храм своими силами, но архитекторы из Пскова отказались проводить реконструкцию и пришлось приглашать иностранных специалистов.
Для проведения восстановительных работ выбрали известного итальянского инженера Ридольфо Аристотеле Фиораванти. Новый Успенский собор был возведен в 1479 году, после чего его покрыли церковной росписью.
Русские архитекторы долго дивились хитроумию заморских строительных приемов, примененных чужеземцем. Своды в один кирпич казались им непрочными, мастера предрекали, что на потолке будут протечки от дождя и снега, но этого не произошло. Новым было применение металлических тяг и их подача при помощи колесных блоков. Изменились не только отдельные приемы и технологии, но и конфигурация храма в целом. Он превратился в единое пространство с несколькими опорными столбами, без приделов.
Новый храм приобрел особое государственное значение. В XV веке здесь «посадили на княжение» внука Ивана III Димитрия, а в XVI – венчали на царствование знаменитого Ивана Васильевича, прозванного Грозным.Все российские императоры тоже короновались в Успенском Соборе даже после того, как столицей России стал Санкт-Петербург. Во времена войны с Наполеоном 1812 года храм был осквернен (французы превратили его в конюшню) и предан огню, но его быстро восстановили.
В начале XX века Русская Православная церковь приняла решение о возобновлении патриаршества. Именно в Успенском соборе был возведен в сан патриарх Тихон. После революции Успенский Собор закрыли, пасхальная служба 1918 года была последней.
Сейчас в Успенском соборе открыт музей, но во время больших православных праздников там совершаются церковные богослужения.
В экспозиции Успенского Собора много предметов, имеющих большую историческую ценность. Там находится деревянный Мономахов трон, на котором сидел первый русский царь Иван IV. — первого русского царя. Он изготовлен новгородскими резчиками и украшен барельефами с изображением сцен из «Сказания о князьях владимирских».
Есть в храме интересная фреска, на которой изображены этапы строительства самого Успенского собора.
А на иконостасе, созданном в 1653 году с благословления патриарха Никона, мастера наглядно проиллюстрировали всю историю человечества в соответствии с библейскими сюжетами.
Успенский собор Московского Кремля: описание, фото
Успенский собор Московского Кремля: описание, фото
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45’03.6″N 37°37’01.9″E
Начало истории Успенского Собора
Разрушение «собора, что на Маковице»
Об истории Успенского Собора в 15 веке
Новая жизнь Успенского Собора
Успенский Собор в 20 веке…
… и в наши дни
Успенский собор на карте
Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.
История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем. Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.
Вид на собор от Колокольни Ивана Великого
Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора
После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей. Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора. Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.
И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».
Вид на восточный фасад собора
Разрушение «собора, что на Маковице»
К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары. Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой. Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.
Об истории Успенского Собора в 15 веке
Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.
Купола собора
Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.
Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!
Вид на собор с Соборной площади
Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.
В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.
Вид на собор со стороны Ивановской площади
Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.
Новая жизнь Успенского Собора
Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.
Вход в собор с Соборной площади
Успенский Собор в 20 веке…
В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».
… и в наши дни
Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся. Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам. Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.
Рейтинг достопримечательности
Успенский собор Московского Кремля на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
В Москве при реставрации Успенского собора нашли новые росписи | Новости | Известия
Новые участки росписей конца XV века обнаружили при реставрации Успенского собора — главного храма Московского Кремля. Об этом заявила на пресс-конференции в среду, 5 февраля, генеральный директор Музеев Московского Кремля (ММК) Елена Гагарина.
«Сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок Успенского собора. И сделали целый ряд важных открытий», — приводит ее слова ТАСС. Гагарина отметила, что новые участки стенописи обнаружили в алтарном пространстве, в частности в Похвальском приделе. Это нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и двух новых фигур, которые принадлежат композиции «Похвала Богоматери».
Директор ММК добавила, что эти фрески создали почти на полтора столетия раньше основного, дошедшего до наших дней, ансамбля стенописи, который создали по указу царя Михаила Федоровича Романова в 1643 году. В течение XX века фрески периодически реставрировали: в 1910-х годах, в несколько этапов в советский период, а последний раз — в 1970–1980-е годы. «Фрески реставрировались, приводились в порядок, но, к сожалению, для таких древних памятников время неумолимо, со времени последней реставрации прошло 40 лет, и на поверхности стенописи наблюдались неприятные явления, как пыль и копоть», — сказал искусствовед.
В России сохранилось очень мало фресок конца XV — начала XVI века. Росписи иконописца Дионисия этого времени известны в соборе Ферапонтова монастыря под Вологдой. Поэтому фрески Успенского собора приобретают еще большую значимость, пояснила Гагарина.
Успенский собор будут реставрировать с 2017 до 2023 год, прежде всего чтобы поддержать сохранность и бережный уход за ним. «Поэтому комплекс реставрационных мероприятий, который мы сейчас проводим, правильно было бы описать как «консервация», — отметила Гагарина.
Искусствовед подчеркнула, что на время ремонта собор не закрывают — там продолжают проходить богослужения, которые заранее обговариваются с патриархией.
Пространство храма сейчас разделено на шесть зон в соответствии с шестью этапами реставрации, а на время работ закрывают только необходимый участок. «Сейчас мы находимся на втором этапе — работы идут в северной части основного пространства собора», — рассказала гендиректор ММК.
В реставрации участвуют около 40 сотрудников межобластного научно-реставрационного художественного управления.
Успенский собор Московского Кремля построил в 1479 году итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти, говорится в сообщении на сайте Музеев Московского Кремля. Шесть столетий в соборе венчали на царство, короновали императоров. Также здесь происходила интронизация митрополитов и патриархов. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей митрополитов и патриархов. Здесь покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
После революции 1917 года из собора сделали музей, но в 1990 году возобновилось богослужение.
В октябре 2019 года Минкультуры России сообщило, что реставрация Новодевичьего монастыря в Москве, проходящая в рамках подготовки к 500-летию со дня его основания, должна завершиться к 2022 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Музеи Московского Кремля: Успенский собор
Архитектурный облик Успенского собора всегда поражал современников Аристотеля Фиораванти и до сих пор поражает воплощенной в нем смесью традиции и оригинальности. Сходство московского собора и его модели Владимира очевидно с первого взгляда. Оба величественных пятиглавых собора имеют белокаменные стены, колонные фризы и легкие полукруги глухих арок.Однако итальянский мастер решил не копировать план Владимирского собора и нашел храм, не имеющий аналогов в России, напоминающий светский парадный зал.
Ветви центрального креста, образованные пересечением средних ступеней, не выделяются ни по высоте, ни по ширине, что составляет оригинальную характерную черту архитектуры Успенского собора. В результате планировка храма разбита на одинаковые квадраты. Храм не имеет плана греческого креста с отчетливой игрой объемов разновеликих частей храма, типичной для византийских и русских храмов.Вертикальные части фасадных стен равны, что создает ощущение солидности объема и подчеркивает выразительность фасадов здания.
В соответствии с архитектурными принципами эпохи Возрождения итальянский архитектор ожидал, что здание будет гармонично вписано в ансамбль Соборной площади, а не восприниматься с точки зрения объема. До 17 — гг. Все постройки Соборной площади ориентировались на основные архитектурные формы и бетонные декоративные элементы Успенского собора, а иногда и копировали их.
Главный южный фасад здания — самый эффектный. Он разделен строгими перевязками пилястров на равные части, которые заканчиваются одинаково высокими полукругами глухих арок с помещенными в них узкими окнами верхнего яруса. Стены из белокаменных блоков кладутся на массивный профилированный цоколь. Колонный фриз, окружающий фасады храма, заимствован из Владимирского собора, но лишен пластической выразительности, характерной для владимиро-суздальской архитектуры.Кажется, что он вырезан в массе стены, не разрушая ее плоскости. Окна нижнего яруса вписаны в арки фриза прямо по центру каждой части стены.
Южный и северный порталы, служащие парадным входом в храм с Соборной площади и Митрополичьего дворца, украшены расширенными порталами с строгим узором полукруглых арок и московскими декоративными «бусами». К ним ведут высокие лестницы с широкими площадками, предназначенные для торжественных выходов царей и иерархов.Он находится только на западной стороне, напротив дворца митрополита и домашней церкви Смещения, где Фиораванти построил каменный насест с традиционной декоративной деталью в форме перевернутой пирамиды.
Фасад Успенского собора отличается некоторой асимметрией конструкции. Купола собора тесно сгруппированы вокруг массивного центрального купола, а южный и северный порталы смещены на восток. Что касается апсид восточного алтаря, то они несколько ниже по сравнению с глухими сводами, менее объемны, чем апсиды Владимирского собора, и скрыты колоннами с севера и юга.Это преувеличивает восприятие солидности здания, отчетливо ощущавшееся современниками, отмечавшими, что храм построен «как единый камень».
Успенский собор является старейшим храмом Кремля, а также самым важным: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из них. Русские княжества.Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь также хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополий) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были отделены друг от друга, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза. Первоначальный собор был построен во время правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана сделал Москву известной. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который занимался реконструкцией Кремля, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и этот подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви. Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, а в остальном внешний вид почти не изменился по сей день. Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением различных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная преграда с неотреставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписываются Дионису. Большая часть фресок Успенского собора относится к 17 -м годам.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Руководили коллективом иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют. На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками.Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин втайне разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году. |
Успенский собор, Москва
Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?
- Успенский собор был возведен в конце 15 века и следующие четыреста лет действовал как религиозный центр России, где проводились мероприятия государственного значения.
- Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России.Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а стены облицованы гробницами патриархов и митрополитов г.
Средневековая и Императорская Россия
Первый каменный собор на этом месте был заложен в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце 14 века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал построить новый Успенский собор (Успенский собор). ) быть построенным.Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.
В течение следующих четырех столетий Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили мероприятия национального значения, такие как коронация российских князей и царей, инаугурация митрополитов и патриархов, богослужения в честь предстоящих военных кампаний и военных побед, а также объявление важных публичных мероприятий.С XIV по XVII века в Успенском соборе хоронили главы Русской Православной Церкви. Хотя большинство королевских венчаний проводилось в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе
.Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше митрополиты должны были ехать в Константинополь для рукоположения, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.
Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и армией Наполеона в 1612 и 1812 годах и многократно пострадал от пожаров на протяжении веков.
Советская Россия и не только
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнее пасхальное богослужение в 1918 году, и службы возобновлялись только в 1990 году.Благодаря реставрационным работам, проведенным в советское время, великолепный интерьер собора очень хорошо сохранился.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!
Что можно увидеть в Успенском соборе?
Фото с сайта https://assume-catintage.kreml.ru/
Величественный Успенский собор построен по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и в его дизайне сочетаются древнерусская религиозная архитектура с элементами Возрождения.Хотя Успенский собор не так богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это захватывающее зрелище. Его крышу венчают пять позолоченных куполов, олицетворяющих Иисуса и четырех евангелистов и отражающих серебряные купола церкви Двенадцати Апостолов, стоящей рядом.
Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора находится самый большой звонкий колокол в Москве! Большой Успенский колокол весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой колокол в мире — Царь-колокол.
Ввиду того значения, которое Успенский собор имел в российском государстве, особое внимание было уделено убранству его интерьера, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства, имеющими международную художественную ценность, а в соборе также находится самая старая из сохранившихся фресок Кремля. Фрески на куполе изображают образы Бога, столбы украшены христианскими мучениками, а различные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история.Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и декоративными люстрами.
Фото с сайта https://assume-catintage.kreml.ru/
Грандиозный пятиъярусный иконостас, созданный в 1653 году, занимает всю стену собора, поднимаясь от пола до потолка с иконами, написанными средневековыми русскими мастерами. Перед иконостасом стояли молельни царя, царицы и патриарха, которые сидели под богато резными шатрами. Вдоль стен находятся мощевики и могилы российских митрополитов и патриархов XIV-XVIII веков.
Основная информация для посетителей
Адрес и контактные данные
Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, 103132
Тел: +7 (495) 695-46-31 (билетная касса)
Веб-сайт: https://assume-catintage.kreml.ru/
Ближайшие метро: Библиотека имени Ленина / Александровский сад / Боровицкая (550 м)
Часы работы
С 15 мая по 30 сентября — с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая — с 10:00 до 17:00. Закрыто по четвергам.
Стоимость билета на посещение ансамбля Соборной площади, включая Успенский собор, составляет 700 рублей.
старинных фресок: интервью с хранителем Успенского собора Московского Кремля
Успенский собор — архитектурное чудо. Вступление.
Пожалуй, для тех из вас, кто побывал в Московском Кремле, посещение Успенского собора стало одним из главных событий.Основанный Святым Петром Московским, Успенский собор был древней резиденцией московских митрополитов и патриархов. Здесь были коронованы великие князья Московии, а царем был провозглашен Иван Грозный (что фактически открыло дорогу его самодержавному правлению). Впоследствии здесь были коронованы все цари и императоры из династии Романовых, в том числе последний царь Николай II.
Освящение царя Михаила Федоровича. Миниатюра из «Книги избрания на престол Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича», Москва, 1672 — 1673 гг. @Wikimedia
Однако, что довольно удивительно, символ русской православной духовности и государственности, бывший дом иконы Владимирской Богородицы и драгоценные реликвии из Иерусалима, был построен итальянским архитектором.Да, католик! Как свидетельствуют летописи, великий князь Иван III пригласил группу искусных итальянцев по совету своей второй жены, Зои Палеологи, племянницы последнего византийского императора (и бабушки Ивана Грозного).
Она была еще молодой девушкой, когда 29 мая 1453 года Константинополь был захвачен турками-османами, и Византийская империя прекратила свое существование. К счастью, отцом Зои был деспот или Морея, и турецкой армии потребовалось еще семь лет, чтобы захватить его владения.Он бежал со своей семьей на Корфу, а затем в Рим, где Папа признал его законным наследником Византийской империи. Итак, Зоя, хотя и родилась византийской православной, выросла при папском дворе и находилась под опекой Папы Павла II, знала всех выдающихся итальянских художников, архитекторов, ученых и инженеров. Вероятно, достаточно сказать, что ее наставником был кардинал Вессарион (назначенный Папой первым титулярным латинским Патриархом Константинополя), известный ученый и Litterarum patronus, подаривший Венеции драгоценный реликварий и, самое главное, свой обширный собрание греческих рукописей, ставшее ядром Biblioteca Marciana .Его портрет, написанный Джентиле Беллини, можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне (см. Кардинал Виссарион с Реликварием Виссариона ). Платоник, он был среди ученых, которые возвещали наступление эпохи Возрождения в Италии. Зоя, с ее любовью к книгам, образование которой было поручено кардиналу, должно быть, была чрезвычайно умной молодой леди. Поскольку Папа Павел II все еще лелеял надежды привлечь князя Московского в лоно католической церкви и убедить его бороться с турками-османами, Зоя была предложена в качестве предполагаемой невесты Ивану III после смерти его первой супруги Марии. Твери.По пути в Московию у Зои было обширное турне по Европе: она проехала через Сиену, Флоренцию, Болонью, Виченцу, Инсбрук и Нюрнберг, затем в Любек, провела 11 бурных дней, пересекла Балтийское море в Колывань (нынешний Таллинн) и оттуда направилась в Москву через Псков. Планы Папы не сбылись, так как Зоя по приезду крестилась в русскую православную веру и взяла имя София. Однако она не забыла свою итальянскую жизнь: после того, как Успенский собор, построенный каменщиками Кривцовым и Мышкиным, рухнул за одну ночь в результате землетрясения, София призвала своего мужа пригласить известного инженера и архитектора Ридольфо Фиораванти, прозванного «Аристотель» за его знания и опыт. способность.
Фиораванти был чрезвычайно одаренным инженером и архитектором (некоторые даже называют его предшественником Леонардо), который работал над фасадом Палаццо дель Подеста в своей родной Болонье. Также известно, что он был придворным инженером Франческо Сфорца в Милане между 1458 и 1464 годами. Сохранилось его письмо, адресованное Галеаццо Мария Сфорца, где он цитирует Данте, описывая белые ночи на севере России — архитектор путешествовал туда, чтобы приобретите кречетов для Галеаццо. Судя по всему, кречетки сопровождали письмо Фиораванти из России к сыну его итальянского хозяина в Милан.
Письмо Аристотеля Фиораванти Галеаццо Мария Сфорца @Wikimedia
60-летнему Фиораванти предстояло построить православный собор, в котором проходили все важные царские церемонии и государственные мероприятия и который олицетворял единство русских земель. Он также должен был моделировать ее на Успенском соборе во Владимире. Работа Фиораванти была впечатляющим переворотом, сплавом самых передовых технологий эпохи Возрождения и русских традиций домонгольской архитектуры.Интересно, что он построил не типичную русскую крестово-купольную церковь: внутреннее убранство Успенского собора напоминает готические зальные церкви. По этой причине собор обладал таким светлым и воздушным интерьером. Однако Фиораванти начал с укрепления фундамента нового собора: он применил все методы сейсмостойкости, известные в Италии эпохи Возрождения. Будучи православной церковью, спроектированной и построенной католическим итальянским архитектором эпохи Возрождения и поддержанной византийской принцессой, собор выглядит поистине экуменическим по духу.Его строительство было завершено всего за четыре года — между 1475 и 1479 годами. Получившееся архитектурное чудо было высоко оценено русскими летописями за его «великолепие, возвышенность, воздушность, резонанс и простор», поскольку на Руси такой церкви никогда не существовало, за исключением церковь во владимирских землях ».
Однако даже такие гениальные шедевры время от времени нуждаются в реставрации. В настоящее время Музеи Московского Кремля приступили к масштабной реставрационной программе Успенского собора при щедрой поддержке ОАО « Транснефть». Приведя в порядок фасады собора, реставраторы отремонтировали его купольную крышу и приступили к очистке внутренних фресок 1642–1643 годов. Хотя, как подтвердила директор музея Елена Гагарина, реставрационные работы продолжатся и в ближайшее время. В 2023 году это не должно помешать вашим планам путешествия, поскольку собор снова откроется для посетителей, как только угроза COVID-19 исчезнет. Возможно, вы еще сможете проверить, как идут реставрационные работы.
Интервью с хранителем Успенского собора Алексеем Барковым.
Нам посчастливилось встретиться с Алексеем Барковым, хранителем Успенского собора.
Алексей Барков, хранитель Успенского собора Московского Кремля. @Irene Kukota
Наш интерес вызвал тот факт, что под его руководством реставрационная группа недавно обнаружила целый комплекс фресок начала 15 века — подлинные фрески Успенского собора. Они были переданы команде знаменитого иконописца Дионисия около 1481 года, но очень немногие из них уцелели: большинство из них было перекрашено в 1640-х годах во время первой масштабной реставрационной кампании.Поскольку в России сохранилось очень мало произведений XV века, а еще меньше — работы Дионисия (самые известные — его фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре в Вологде), важность этого недавнего открытия не может быть оценена. завышена.
Ирина Кукота: Что такого особенного в архитектуре Успенского собора?
Алексей Барков: Во-первых, сама конструкция собора была необычной для традиционной русской архитектуры, требовавшей толстых стен и опор в верхней части.Обычно стены укрепляли дубовыми балками, чтобы не возникало зазоров между стенами. Церковь Аристотеля Фиораванти не крестово-купольная, в ней нет привычной иерархии внутренних пространств. То есть обычный собор — это жестко регламентированное пространство, где, как правило, больше всего места занимает центральный неф. По логике, пространства вокруг нефа все меньше и ниже. Фиораванти представил другой тип внутреннего пространственного устройства: он разделил интерьер на 12 равных частей, они абсолютно идентичны.Центральный неф под куполом традиционно был более просторным, так как центральный купол обычно строился все шире и больше, что позволяло оставлять дополнительное пространство в центре. В плане Фиораванти центральный купол такой же, как и остальные. Он также представил почти плоские крестовидные своды, что создавало впечатление открытого внутреннего пространства.
Фиораванти также решил полностью отказаться от дубовых балок, заменив их узкой шнуровкой из кованого железа. Это было новаторским для Европы и тем более для средневековой России.Такие способы строительства никогда не применялись на Руси. Поскольку Фиораванти был ведущим инженером своего времени (он переносил колокольни и целые здания с одного места на другое, строил водные каналы и т. Д.), Он стремился создать воздушный, легкий и почти невесомый интерьер. Судя по всему, на железную шнуровку и ее транспортировку из Европы пришлось 70% затрат на строительство собора. Также возможно, что во время реставрационных и строительных работ 17 века для прочности была добавлена дополнительная железная шнуровка.Тогда это было с железом из Швеции — до конца 17 века все железо ввозилось в Россию. Ситуация начала меняться только с открытием рудных месторождений под Тулой и основанием знаменитой фабрики. Интересно, что кованое железо под куполом имело антикоррозийное покрытие (красная железная охра), поэтому железная перевязка была очень прочной. Реставрационные работы стали необходимы в 17 веке, так как каркас здания продолжал двигаться (земля под фундаментом была болотистой и поэтому не очень устойчивой).Купольные своды, будучи тоньше других частей собора, нуждались в ремонте. Так, их усилили английский инженер Джон Таллер и русский каменщик Бажен Огурцов.
Интерьер Успенского Собора @ Ирен Кукота
Поскольку своды в центральном нефе были немного выше, группа реставраторов 17 века добавила усиленные арки, которые позже были расписаны 70 фигурами апостолов. Если представить себе интерьер собора без этих арок, то можно составить представление о том, насколько невесомым и воздушным он выглядел в первую очередь после завершения.В 1481 году известный русский иконописец Дионисий и его команда были приглашены для росписи иконостаса и, возможно, алтаря. К 1515 году весь собор был покрыт фресками.
Ирэн Кукота: Итак, как начались реставрационные работы?
Алексей Барков: В 2018 году своды собора остро нуждались в ремонте, и мы начали работы. Продолжая работать над сводами, мы думали, а почему бы нам не провести некоторые работы и над фресками? Все пространство было разделено на 6 отдельных зон, поэтому реставрационные работы также проходят в 6 этапов, зона за зоной.Пока мы находимся на втором этапе, работая над северной стеной собора. В этом проекте задействовано более 40 специалистов-реставраторов.
Строительные леса под крышей собора @ Музеи Московского Кремля
Ирен Кукота: Что именно случилось с куполом собора, что побудило вас начать новую серию реставрационных работ в 2018 году?
Алексей Барков: Как известно, в 1960-х годах был построен новый Государственный Кремлевский дворец, глубина его фундамента почти равна высоте здания.К сожалению, это серьезно повредило гидросистему Боровицкого холма и повлияло на систему циркуляции воды под фундаментом собора. Бывшая илистая почва высохла, что привело к гниению дубовых свай под фундаментом, и вместо нее начали образовываться пустоты. Собор начал наклоняться в сторону нового дворца. В 1970-е годы его фундамент укрепили бетоном и скрепили верхние стены. Поскольку собор был построен из пористого камня, водопроницаемого, это вызвало новые проблемы.Несмотря на то, что система циркуляции воды работала нормально, вода не конденсировалась внутри здания. Однако после того, как он был поврежден, и фундамент и купол пришлось укрепить бетоном, вся влага, которая не могла испариться или погрузиться в почву, начала конденсироваться на верхней крыше, и потоки воды текли по стенам и повреждали фрески. Это создавало большую угрозу собору сверху и снизу. Мы удалили эту опасную советскую изоляцию, позволили зданию снова дышать и добавили новые изоляционные материалы.С тех пор у нас не было утечек больше года.
Ирэн Кукота: А что случилось с фресками?
Алексей Барков: Помимо повреждений, вызванных скоплением влаги в верхних регистрах, фрески за последние 40 лет сильно запылились и покрылись копотью. Как видите, каменная стена неровная, и по мере старения фресок в штукатурке образуются трещины. Помимо удаления пыли и копоти, мы сохранили фрески, укрепив штукатурный и пигментный слои.
Ирэн Кукота: Вы упомянули ранее, что редкие фрески 15 века были сняты и перекрашены в 17 веке. Итак, что побудило вас надеяться вопреки надежде и искать более ранние уцелевшие фрагменты?
Алексей Барков: Первоначально не планировалось искать какие-то старые сохранившиеся фрагменты: собор пережил несколько волн реставраций с 1624 по 1642 год. Поскольку масштабные реставрационные работы проводились в 1970-х годах, никто не думал, что что-то могло уцелеть от 17 века.Идея возникла случайно: а что, если там что-то было? Так все и началось.
Во время чистки стен придела Хвалы Богородицы ( Похвальский придель ) фигура служанки в белом чепце была частично обнажена. Мы также провели некоторые работы в течение 2017 и 2018 годов. Постепенно стало ясно, что мощеные полы и окрашенные северные и южные стены скрывают гораздо более ранние фрески Дионисия и его команды. Сама часовня была перестроена во время правления царя Алексея Михайловича (отца Петра Великого) и превращена в ризницу через 100 лет после написания первых фресок.
Ирэн Кукота: Итак, как они выжили?
Алексей Барков: Именно это еще предстоит выяснить. В 1642 году была приглашена целая команда иконописцев, чтобы сделать эскизные рисунки с фресок, задокументировать каждую фреску, укрепить старую штукатурку, подготовить новый слой штукатурки, а затем покрасить стены и воспроизвести скопированные композиции старых фресок. Почему иконописцы не последовали этой инструкции в этом боковом приделе и в его алтаре, до сих пор остается загадкой.
Наверное, спешили, ведь художникам было дано всего несколько недель на изготовление копий фресок по всему собору. Во всяком случае, комплекс фресок в приделе Хвалы Богородицы был немного отремонтирован, а затем перекрашен. С 1670-х годов фрески оставались скрытыми и нетронутыми под мощеными полами. Части композиции, которые все еще оставались видимыми над плиточным полом, продолжали регулярно обновляться.
Ирэн Кукота: Так вот что побудило вас рискнуть?
Алексей Барков: Да, в алтарной части придела Хвалы Пресвятой Богородицы были видны фрагменты росписи.Также были видны фрагменты надписи (были видны только кончики букв). Мы продолжали блуждать, что это за композиция, Поклонение волхвов или Собор Богородицы ? После того, как мы удалили плитку и позже перекрасили, оказалось, что последняя. Удивительно, что композиция вообще сохранилась, потому что в XVII веке при реставрации арка рядом была сломана и фрески должны были быть при этом уничтожены, но их сохранили и лишь слегка перекрашивали.Пигменты по-прежнему яркие и почти не повреждены. Постепенно мы открыли сцену с Поклонение пастырей — часть цикла Собор Богородицы .
Недавно обнаруженный Собор Богородицы в часовне Похвалы Пресвятой Богородицы Успенского собора @ Музеи Московского Кремля
Он изображает Рождество стихиры (праздничный гимн), поэтически воспевающий дары, которые вся вселенная принесла новорожденному Христу: небеса подарили Вифлеемскую звезду; ангелы — их пение; пастухи — изумление; пустыня — ясли; в то время как мы (т.е. человечество) — Богородица Богородица ». А на фреске прекрасно видны аллегорические фигуры (например, Пустыня). Итак, я безмерно рад, что решил рискнуть и раскрыть нижнюю часть композиции со всеми этими фигурами!
Напротив Собор Богородицы мы видим еще одну фреску Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя), изображающую святую Елизавету, его мать и служанку с новорожденным Иоанном. Часть фрески до сих пор скрыта под мощеным полом.
Недавно обнаруженный Собор Богородицы в часовне Похвалы Пресвятой Богородицы Успенского собора @ Музеи Московского Кремля
Итак, мы планируем по кирпичику убрать кладку, закрывающую фреску. В потолке можно увидеть композицию Хвала Богородице , в которой Богородица занимает центральное место. Похоже, над фресками работали три руки, три мастера (ведь в документах упоминается, что священник Тимофей, Ярец и Коня были другими иконописцами, работавшими вместе с Дионисием).Впервые эти композиции привлекли наше внимание в 2010-х годах. Все эти фрески датируются периодом между 1481 и 1513 — 1515 годами.
Ирэн Кукота: Собираетесь ли вы сохранить эти фрески, и если да, то как?
Алексей Барков: Пока мы над этим работаем. В советское время это было наше хранилище (здесь хранились все предметы, связанные с историей собора). Изначально мы думали защитить фрески защитным стеклом, но оно будет слишком тяжелым.Весьма вероятно, что это останется открытой, но охраняемой территорией: фрески будут доступны для посетителей, но привязаны тросом. Возможно, количество посетителей будет ограничено, так как это небольшое место, но фрески все равно будут открыты для публики.
Ирэн Кукота: Очевидно, это будет важный шаг. Когда в последние годы произошло подобное крупное открытие в России? Как вы видите свою роль и свой личный вклад в это исследование?
Алексей Барков: Моим личным вкладом была моя опрометчивость.Что ж, без шуток, недавнее крупное открытие произошло всего несколько лет назад в Звенигороде в Успенском соборе, где были обнаружены фрески Андрея Рублева. К сожалению, их состояние было далеко не отличным, и они были довольно блеклыми, но это была значительная находка, так как в России сохранилось очень мало фресок 15 века. Наиболее хорошо сохранившиеся из них находятся в Ферапонтовом монастыре в Вологде. На втором месте по значимости находятся произведения искусства XV века в Успенском соборе Московского Кремля.Остальное — лишь обломки, чудом сохранившиеся до наших дней.
Ирэн Кукота: Вы и дальше будете искать?
Алексей Барков: Да, безусловно. Мы планируем провести археологические исследования в районе алтаря. Возможно, еще найдется.
Успенский собор во Владимире — Электронный гид
РоссияУспенский собор (он же Успенский собор) — главный храм Владимира.Он был возведен во время правления князя Андрея Боголюбского в 1158 году. Несмотря на то, что великий пожар 1185 года изменил облик собора, он по-прежнему оставался архитектурным шедевром. Спустя 50 лет храм снова пережил пожар во время нашествия монголо-татар. Собор сильно сгорел, но не был полностью разрушен.
В 1408 году великий русский иконописец Андрей Рублев украсил собор прекрасными фресками, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Долгое время храм был главным храмом Владимирского княжества и лучше всего подходил для величественных церемоний коронации князей, так как снаружи и внутри был богато украшен золотом.
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванты вдохновился Успенским собором во Владимире и использовал его образ как прототип одноименного собора в Московском Кремле.
Успенский собор во Владимире также известен своей иконой Владимирской Богородицы.Икона была подарена Юрию Долгорукому Константинопольским Патриархом. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский принес его во Владимирский собор. В 1408 году икона была перенесена в Москву; сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Собор служит местом захоронения князей Владимира, включая князя Александра Боголюбского, его сына Глеба, князя Георгия Всеволодовича и местных епископов.
В 1927 году коммунисты закрыли собор для богослужений.Однако в 1944 году богослужения были возобновлены в рамках попытки Сталина заручиться поддержкой Православной церкви в войне против нацистов.
Успенский собор во Владимире внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стоимость входа: 100-150 руб.
Экскурсия: 200 руб.
Касса напротив колокольни.
Часы работы:
Открыто ежедневно с 7.00 до 20.00 кроме понедельника
Экскурсии: ежедневно с 13.С 00 до 16.45 кроме понедельника.
Адрес: ул. Большая Московская, 56 (Рус: ул. Большая Московская, 56)
GPS-координаты Успенского собора во Владимире:
Широта: 40 ° 24′33 ″ (40.40917)
Долгота: 56 ° 07′37 ″ (56.127167)
Другое Владимир Достопримечательности:
Боголюбово , живописный поселок, расположенный в 13 км к востоку от Владимира, с замечательными памятниками архитектуры XII века.
Монастырь Рождества Богородицы , место с удивительной судьбой: веками давая верующим надежду на загробный мир, он стал местом жестоких казней 20 века.
Золотые ворота , уникальный образец русской военной архитектуры XII века и самый узнаваемый объект города.
Собор Святого Дмитрия , один из самых красивых и самобытных соборов Древней Руси.
Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки , который занимает великолепное здание Троицкой старообрядческой церкви и хранит богатую коллекцию изделий русского ремесла и народного искусства, лаковой миниатюры, горного хрусталя и стекла.
Гусь-Хрустальный , город Золотого кольца России, стоит на реке Гусь в 39 милях (63 км) от Владимира. Здесь находится всемирно известный Хрустальный завод.
Успенский собор и монастырь города-острова Свияжск
Успенский собор и монастырь города-острова Свияжск
Успенский собор расположен в городе-острове Свияжск и является частью одноименного монастыря.Расположенный у слияния рек Волги, Свияги и Щуки, на пересечении Шелкового и Волжского путей, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году. Именно с этого форпоста он положил начало завоеванию Казанского ханства. Успенский монастырь своим расположением и архитектурной композицией иллюстрирует политическую и миссионерскую программу, разработанную царем Иваном IV для расширения Московского государства. Фрески собора являются одними из самых редких примеров восточно-православных настенных росписей.
Описание доступно по лицензии CC-BY-SA IGO 3.0
Cathédrale et monastère de l’Assomption de l’île-village de Sviajsk
La cathédrale de l’Assomption se Trouve dans l’île-village de Sviajsk et fait partie du monastère du même nom. Ситуация на слиянии Волги, Свяги и Щуки, на пути следования Сойи и Волги, Свияйск — это фонд Ивана Грозного в 1551 году.C’est de cet avant-poste qu’il lança la conquête du Khanat de Kazan. Ситуация и архитектура архитектурной композиции, монастырь ассамблей, иллюстрирующий политическую и миссионерскую программу, — это история царя Ивана IV для étendre l’État de Moscou. Les fresques de la cathédrale comptent parmi les exceples les plus rares de peintures murales orthodoxes orientales.
Описание доступно по лицензии CC-BY-SA IGO 3.0
Catedral y monasterio de la Asunción de la localidad insular de Sviajsk
Ситуация на острове Свияйск, собор Асунсьона, часть монастыря дель мисмо номбре.Sviajsk fue fundada en 1551 por el zar Iván IV el Terrible en la confluencia de los ríos Sviaga, Shchuka y Volga, donde se cruzaban la ruta comercial de este último curso fluvial y la Ruta de la Seda. Sviajsk fue el puesto militar de avanzada desde el que este soberano propulsó la conquista del kanato de Kazán. La situación y la composición arquitectónica del monasterio de la Asunción son ilustrativas de los planes que concibió Iván el Terrible para la expansión территориального дель Estado de Moscú y la Propación del cristianismo ortodoxo.En las paredes de la catedral se pueden admirar frescos prodigiosos del estilo pictórico ortodoxo oriental. источник: ЮНЕСКО / ERI
Описание доступно по лицензии CC-BY-SA IGO 3.0
Hemelvaartkathedraal en -klooster op het stadseiland Свияжск
De Hemelvaartkathedraal bevindt zicht op het stadseiland Sviyazhsk en is onderdeel van het klooster met dezelfde naam.Свияжск — это gesitueerd waar de rivieren de Volga, de Sviyaga en de Shchuka samenvloeiien en waar de Zijde- en Volgaroutes elkaar kruisen en werd gesticht door tsaar Иван IV (de Verschrikkelijke) в 1551 году. . Het Hemelvaartklooster illustreert в zijn locatie en Architeonische compositie het politieke en Religieuze Programma Ван Ивана IV ом de staat Moskou uit te breiden. De kathedraal bevat zeer zeldzame voorbeelden van Oost-orthodoxe фрески.
Источник: unesco.nl
Выдающаяся универсальная ценность
Краткое описание
Успенский собор расположен на острове Свияжск и является частью одноименного монастыря. Расположенный у слияния рек Волги, Свияги и Щуки, на пересечении Шелкового и Волжского путей, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году как форпост, с которого началось завоевание Казанского ханства.Успенский монастырь должен был выполнять функции миссионерского и административного центра завоеванной области. Собор с его обширными циклами фресок, реализованных за относительно короткий период времени, отражает амбициозную культурную и политическую программу Российского государства в недавно завоеванном Исламском Казанском ханстве и иллюстрирует новые тенденции в христианском православном искусстве в России и России. Европа.
Успенский монастырь своим расположением, обстановкой, планировкой и архитектурной композицией его зданий способствует иллюстрации его политической, военной и миссионерской роли в 16 веке.Собор является самой выдающейся частью Успенского монастырского комплекса: его архитектура отражает преобладающие русские традиции религиозной архитектуры из Москвы, Новгорода, Владимира и Пскова, сформированные на основе византийского классического наследия, выраженного местным мастерством и материалами. Реставрация здания XVIII века с декором в стиле барокко иллюстрирует новые тенденции в искусстве и архитектуре, перенесенные Петром Великим из Западной Европы в Российскую империю в качестве эталонов.Архитектурный образ собора с циклом настенных росписей XVI века со сценами из Ветхого и Нового Заветов выражает политическую и религиозную программу Ивана IV по передаче его царской власти и могущества Православия татарам через понятную / приемлемую религиозную лексику. основанный на Ветхом Завете и на Деве Марии. Никольская трапезная церковь с ее колокольней, здание архимандрита, здание монастырской школы, здание Бретана и стены с Вознесенской церковью над воротами дополняют и усиливают ценности Успенского собора, иллюстрируя религиозную и повседневную жизнь Православные монастыри в прошлом.Расположение, архитектурный объем и конфигурация Успенского комплекса в пределах города-острова Свияжск делали его заметным издалека при приближении к городу и выражали его роль как территориального и религиозного ориентира. Культурные слои и археологические слои, сохранившиеся на территории монастырского комплекса и поблизости, содержат артефакты 16-19 веков, которые представляют большой интерес как источник информации о духовных, социальных, художественных и научных достижениях.Город-остров Свияжск в его нынешней конфигурации представляет собой мощный антураж, который передает ощущение исторического поселения-форпоста.
Критерий (ii): Успенский монастырь с его собором является реальным свидетельством кардинальных исторических и геополитических изменений в Евразии в то время, когда государство Русь начало свою экспансию на восток. Архитектура и мариологический цикл настенных росписей собора исключительно отражают взаимодействие христианско-православной и мусульманской культур и взаимообмен с западно-христианскими религиозными иконографическими темами, т.е.грамм. Сотворение мира, или прото-евангелический и евангелический циклы. Уникальный стиль росписи и икон иконостаса Успенского собора стал результатом слияния художественных сил крупных художественных центров государства Российского, таких как Новгород, Псков и Москва, а также мастеров городов и художников Поволжья. работаю в Ростовской и Суздальской областях. Живописный комплекс иконостаса является частью всей художественной системы собора.
Критерий (iv): Успенский монастырь с Собором своим расположением, планировкой и архитектурной композицией иллюстрирует политическую и миссионерскую программу, разработанную царем Иваном IV для расширения Московского государства от европейских земель до постзолотоордынских исламских государств.Архитектура Успенского собора воплощает синтез традиционного древнего псковского зодчества, монументального московского строительства и строительных традиций Поволжья. Фрески Успенского собора — одни из самых редких образцов восточно-православной росписи. Иконографическая программа собора включает темы Сотворения и иконографические интерпретации традиционных циклов протоевангелической и евангелической истории, отражающие совершенно новые тенденции в русском религиозном искусстве и выражающие новые богословские концепции и политическую программу царя Ивана IV.
Целостность
Все элементы, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности собственности, содержатся в ее границах. Комплекс Успенского монастыря с собором и другими каменными зданиями заключен в его исторический периметр, и весь комплекс отражает его исторические политические и религиозные функции. В целом, после реставрации, реставрации и реконструкции объект находится в приемлемом состоянии. Однако есть некоторые нерешенные проблемы, касающиеся структурной нестабильности и нестабильных параметров внутренней среды в Соборе, а также эрозии и нестабильности почвы, которые изучаются и решаются.Давление, связанное с туризмом и развитием туризма, на буферную зону и особенно на город-остров Свияжск находится под контролем, но требует пристального контроля со стороны соответствующих властей.
Подлинность
Расположение, обстановка, планировка и состав комплекса Успенского монастыря и его построек являются ключевыми для понимания его роли в качестве миссионерского поста в поселении, которое на момент основания было стратегическим с военно-политической точки зрения.Архитектура Успенского собора отражает по своей форме и содержанию как минимум два значительных этапа его развития, начиная с его строительства и отделки в 16 веке и его перестройки в стиле барокко в 18 веке. Полный цикл настенных росписей в его интерьере является ключевым источником информации, достоверно свидетельствующей о выдающейся универсальной ценности собственности. Архитектура и росписи трапезной и Никольской трапезной церкви дополняют иконографическую программу собора.За исключением Собора, который сохранил большую часть своей исторической ткани в архитектурном и художественном плане, здания в пределах монастырского комплекса подверглись разной степени реставрации или реконструкции, что, однако, не мешает им вносить существенный вклад в иллюстрирование стоимость имущества.
Требования к защите и управлению
Целостность федерального законодательства и законодательства штата обеспечивает надлежащую защиту собственности и ее буферной зоны.Вся территория буферной зоны охраняется законом и имеет установленные законом подзоны и соответствующие правила. Природные ценности этой территории также охраняются законом на государственном и федеральном уровнях и имеют гораздо более крупный статус биосферного заповедника ЮНЕСКО (Большой Волжско-Камский). Для обеспечения эффективной защиты правовые положения / ограничения включены в соответствующие территориальные и городские планы районов и муниципалитетов. Все государственные и местные органы власти обеспечивают соблюдение правил и ограничений землепользования; Межведомственная комиссия по градостроительству обеспечивает соответствие любого проектного предложения, попадающего в буферную зону, целям и требованиям по охране объекта.
Созданному Координационному комитету поручено давать рекомендации по принятию решений и выполнять роль мониторинга выполнения плана управления. Эффективное управление имуществом происходит из координации различных правовых и плановых инструментов и тесного сотрудничества между различными учреждениями; В любой план или программу развития необходимо включать тщательное рассмотрение проблем, связанных с туризмом.
Величественный и красивый Успенский собор во Владимире
Главная святыня Владимира — величественный и красивый Успенский собор.Когда-то это был главный храм Владимирского княжества. Его строительство было инициировано славным князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Однако тогда оно выглядело несколько иначе: имел только один купол и мог вместить всего две тысячи человек. Тем не менее, даже в таком виде собор стал прообразом будущего Успенского собора в Москве. Собор предназначался для проведения важных мероприятий: коронации владимирских князей и благословения воинов, отправляющихся на поля сражений.
Свой новый облик собор приобрел после пожара 1185 года, сильно повредившего внутреннее убранство церкви.Наследник Боголюбского князь Всеволод Большое Гнездо решил улучшить архитектуру собора. Он окружил здание галереями, по углам которых появились новые позолоченные купола. В результате площадь собора стала еще больше, а ее новый облик стал еще красивее, торжественнее и изящнее. Однако Успенскому собору суждено было страдать снова и снова. Сначала было нашествие монгольских орд, которые подожгли собор, где укрылась княжеская семья.Собор сильно сгорел, но не был разрушен.
В 1408 году внутренним убранством собора занимались известный иконописец Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Но, к сожалению, великолепные фрески сохранились лишь частично: пожары и грабежи сделали свое дело; к 18 веку собор приобрел ветхий и унылый вид. Благодаря реставрации 1888–1891 гг. Успенский собор получил первозданный вид. Сегодня Успенский собор стоит на вершине высокого холма и является неотъемлемой частью панорамы города.Туристы входят через высокую башню, которая также является замечательным образцом архитектуры.
Внешний вид собора впечатляет — парадный вход в собор выделяется высокими порталами с резными капителями колонн и богато резными каменными арками. Барабан центрального купола украшают 12 окон. Не менее красиво и внутреннее убранство церкви: пол выложен мозаикой; стены расписаны красивыми фресками. Относительно хорошо сохранились фрески Рублева, связанные с темой Судного дня.Здесь был самый большой иконостас в России XV века.