Успенский собор московский кремль виртуальный тур – фото, адрес, виртуальный тур, как добраться, часы работы, история

Содержание

фото, адрес, виртуальный тур, как добраться, часы работы, история

Успенский собор Московского Кремля — архитектурный памятник, старейшее каменное здание в столице и одно из важнейших мест в истории русской православной веры. Его однозначно стоит посетить всем, кто интересуется историей России и любит монументальные здания.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО

Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.

Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 1284

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ


Адрес: Москва Соборная площадь
Телефон: +7 495 695‑41-46, +7 495 697‑03-49, +7 495 695‑79-27, +7 495 695‑41-87
Официальный сайт: kreml.ru

Часы работы: Пн, вт, ср, пт, сб, вс 9:30–18:00

Успенский собор Московского Кремля на Соборной площади — архитектурный памятник, старейшее каменное здание в столице и одно из важнейших мест в истории русской православной веры. Его однозначно стоит посетить всем, кто интересуется историей России и любит монументальные здания.

Историческая справка

Давным-давно, в XII веке, на этом месте в Кремле располагалась ничем не примечательная деревянная церковь. Так продолжалось до тех пор, пока царь Даниил Алексеевич не решил возвести на её месте каменное здание. Уже через 25 лет первая постройка была переделана по приказу Ивана Калиты: его версия белокаменного собора Пресвятой Богородицы продержалась полтора века. Белый камень, из которого были выполнены стены здания, очень быстро пришёл в негодность из-за пожаров, часто возникавших во времена деревянной Москвы. 

Когда на престол взошёл Иван III, всё изменилось: царь велел перестроить собор и поручил это дело зодчим Мышкину и Кривцову. Строительство завершается неудачей: то ли из-за нехватки опыта у архитекторов, то ли из-за землетрясения. Последняя попытка была предпринята в 1473 году, когда царь по совету своей жены Софьи Палеолог приглашает в Россию итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. За образец для будущего центрального православного храма был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти сумел разобрать старое здание до основания меньше чем за неделю, и в 1475 году на его месте красовался новый фундамент. Через 4 года, в августе 1479, храм был освящён. 

С самого своего появления Успенский собор в Москве был неким каноном для всех других православных архитектурных произведений. На протяжении более чем четырёхсот лет храм считался сердцем православной веры: именно здесь крестили и венчали на царство государей  начиная Рюриковичамии и заканчивая последними из династии Романовых, проводили службы перед военными походами и в честь побед русской армии, зачитывали важнейшие государственные акты. Сюда свозились наиболее почитаемые иконы и мощи митрополитов и святителей Москвы. Кремлевский Успенский собор в Москве до сих пор обладает самой богатой коллекцией священных реликвий в мире. В храме долгое время находилась старейшая рукотворная икона Владимирской Божьей матери, которая на данный момент находится в Третьяковской галерее.

Храм видел знаменательные события в истории России. В 1812 году войска Наполеона, отступая из Москвы, вынесли из святилища драгоценности; часть из них отвоевали казаки — сейчас потолок церкви украшает люстра, выплавленная из спасённого серебра. Во время революции 1917 года главные реликвии были переданы в музеи, и в соборе перестали проводиться службы. Сейчас объект функционирует как музей для проведения экскурсий и свободного посещения, а также для богослужений по Великим церковным праздникам. 

Описание Успенского собора Московского Кремля

Здание, как и было задумано, повторяет основные черты храма во Владимире, однако в исполнении Аристотеля Фиораванти чётко прослеживается течение ренессанса. Строгость и лаконичность форм прекрасно сочетаются с древними традициями русского зодчества — монументальное здание венчают пять золочёных маковок шлемовидной формы. Здание стало первым в истории России храмом с восьмиконечными крестами.

Собор несколько раз реставрировался, в основном это касалось настенной росписи — она была утрачена в 1626 и восстановлена в 1642. Иконостас датируется XVII веком: здесь представлено обширное собрание лучших образцов различных эпох и направлений. Под иконостасом — специально отведённые моленные места, здесь преклоняли колено государи, их семьи и патриарх. По преданию в Успенском соборе хранится одна из важных христианских реликвий — гвоздь Господень. Посетителям будет интересно посмотреть и на фрески, украшающие зал: особенно впечатляют изображения сцены Страшного суда и иллюстрации к акафисту Божьей Матери.     

Отзывы 

Все, кому когда-либо довелось посетить священный храм, остаются под впечатлением от его грандиозности, торжественности, благодатной атмосферы. Фото Успенского собора в Москве вы увидите в нашей галерее. Для более подробного знакомства с достопримечательностью воспользуйтесь виртуальным туром по Успенскому собору. 

Возврат к списку

www.russia360.travel

Панорама Успенский собор (Москва). Виртуальный тур Успенский собор (Москва). Достопримечательности, карта, фото, видео.

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками. При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.» Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем). Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец…   … (Русский)

www.streetvi.ru

В музей не выходя из дома: виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю

Конечно же, Царь-пушку и Царь-колокол. Ведь вместе они весят более 240 тонн! Оба памятника стоят рядом с колокольней Ивана Великого и сразу привлекают внимание посетителей. Царь-пушка и Царь-колокол хорошо известны, их даже считают символами России.

Царь-пушка имеет самый большой в мире калибр (890 мм). Она была отлита из бронзы в 1586 году на Пушечном дворе в Москве мастером Андреем Чоховым. Ее вес составляет почти 40 тонн, длина —  более 5 метров.

Считается, что из Царь-пушки стреляли только один раз — прахом свергнутого царя Лжедмитрия. Существует и мнение, что Царь-пушка имела только декоративную функцию, но эта версия маловероятна: в те времена не редкостью были нападения татар и изготовление огромного бутафорского орудия не имело смысла. Скорее всего, пушка была предназначена для стрельбы «дробом», то есть картечью. Ее жерло могло нести тысячи смертей для не раз и не два осаждавшей Москву татарской конницы. Своего рода оружие массового поражения XVI века.

Известно, что в XVII веке пушка располагалась на невысокой каменной постройке, напоминавшей трибуну, следы которой обнаружены археологами в южной части Красной площади. А в XVI веке Царь-пушка, вероятно, была установлена возле Лобного места на Красной площади, в направлении ведущего к татарской стороне Москворецкого моста.

Лафет и ядра у пушки не оригинальные — они отлиты в XIX веке, неся чисто декоративную функцию. Ядрами стрелять нельзя, а что касается лафета, то неизвестно, нужен ли он вообще, потому что оружие такого типа — бомбарда — обычно неподвижно укреплялось в земле. В Кремле Царь-пушка оказалась при императоре Петре I, который хотел построить там цейхгауз (арсенал) для хранения разных огнестрельных и прочих диковин и просто оружия различных эпох.

Царь-пушка и Царь-колокол — памятники литейного и художественного ремесла. Оба украшены тщательно проработанными рельефами в виде орнаментов, картушей, розеток, завитков. Легко заметить на колоколе большие портреты двух государей — императрицы Анны Иоанновны, приказавшей отлить колокол, и царя Алексея Михайловича. В правление последнего был отлит более ранний колокол, из металла которого был перелит Царь-колокол. Есть здесь и надпись об истории колокола, и подпись мастеров Моториных. На Царь-пушке также можно найти надписи, прославляющие царя-заказчика Федора Иоанновича, и подпись мастера Андрея Чохова.

Наша онлайн-экскурсия по Кремлю подходит к концу. Разумеется, об этом месте на карте нашей Родины можно рассказывать бесконечно. Здесь вековые наслоения истории образуют особое «силовое поле», притягивающее своим величием, неповторимой красой.

www.jvlife.ru

Экскурсия Соборы Московского Кремля | itsocrates.com

Была у меня мечта побывать в Кремле, как наверное и у многих граждан РФ. Многие гуляли на красной площади у стен Кремля, но не все ходили на экскурсии внутрь самого Кремля. Чтобы попасть в Кремль надо приобрести билеты на одну из экскурсий. В этой статье я расскажу об экскурсии по Соборам Московского Кремля, а в следующей про экскурсию Оружейная палата. Сами экскурсии часто меняются, смотрите список тут tickets.kreml.ru. На сайте можно оплатить билеты и получить ваучер, который надо (к сожалению да) обменять в кассе на настоящий билет.

1.

Что самое странное экскурсия начинается не на соборной площади, а в подвале оружейной палаты, в лекционном зале. Часа полтора экскурсовод показывает слайды, на которых он рассказывает о истории самого Кремля, о том как все строилось и многократно перестраивалось. Презентация конечно интересная, но полтора часа как-то слишком, это в итоге обернулось спешкой на экскурсии по самим соборам.

Не могу не сказать об отвратительной организацию экскурсии. Видимо это проблема многих музеев в России. Разве что можно упоминать музей космонавтики, о нем я расскажу в другой статье, там все было на уровне. Что не понравилось — не понравилось необходимость обмена ваучера на билет, слишком длинная презентация, непродуманность самой экскурсии, и отсутствие микрофона у бедного экскурсовода, которому приходилось перекрикивать толпы оголтелых китайцев. Ну да ладно, красоту соборов это несколько не уменьшило.

2.

Экскурсия включала посещение трех соборов — Благовещенский собор, Успенский собор и Архангельский собор. И конечно же вы можете погулять по территории Кремля, если у вас останется время после экскурсии.

Благовещенский собор

3.

4.

На протяжении столетий специально для Благовещенского собора писали иконы, создавали литургическую утварь и богослужебные предметы. Многоярусный иконостас собора — один из древнейших, сохранившихся до наших дней. Он включает почти сто икон, установленных в шесть рядов. Иконы праздничного и деисусного рядов написаны в конце XIV — начале XV веков. Существует гипотеза о том, что в их написании участвовали Феофан Грек и Андрей Рублев. Внутреннее пространство храма невелико. Четыре массивных столпа делят его на три нефа. К восточным столпам примыкает иконостас. В западной части — хоры. Полы вымощены агатовидной яшмой.

5.

Архитектура собора соединяет элементы ранне-московского и псковского зодчества. Детали, характерные для псковского зодчества, проявляются в украшении световых барабанов с щелевидными окнами декоративными нишками и выложенными из кирпича поясками бегунца и поребрика. Стены декорированы аркатурным фризом. Высоко на апсидах помещен поясок балясин. Фасады храма членятся лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре. Стены четырех приделов оформлены квадратными ширинками и увенчаны небольшими кокошниками, повторяющими форму закомар собора.

6.

Архангельский собор

7.

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах. В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века.

8.

В интерьере — росписи 1652—66 (Федор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в. В Архангельском соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Сохранившаяся роспись собора была выполнена в 1652—1666 (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

9.

Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903). В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).

Успенский собор

10.

Самое большое впечатление произвел Успенский собор Московского Кремля. Архитектура собора необычна для русского зодчества. В нем органично соединены как традиционные черты, так и мотивы архитектуры итальянского Возрождения. В интерьере собора вместо привычных квадратных столпов использованы круглые, которые не затесняют пространство и наряду с равной высотой сводов и отсутствием хор создают впечатление огромного зала.

11.

Собор был украшен фресками по указу царя Михаила Федоровича артелью из 150 иконописцев. Всего было написано около 250 сюжетных композиций и свыше 2000 отдельных фигур. На сводах храма помещены сюжеты из цикла двунадесятых праздников. Верхний ярус росписи стен занимают сцены земной жизни Иисуса Христа. На втором и третьем ярусах — сцены земной жизни Богоматери и иллюстрации Акафиста Богоматери. В нижнем ряду — изображения семи вселенских соборов. На западной стене по традиции помещена сцена Страшного суда.

12.

Венчание на царство, а позже коронация — главнейший обряд Российского государства совершался в соборе с конца XV до конца XIX века. Венчал царя митрополит, а позднее патриарх. Впервые обряд венчания на великокняжеский престол был совершен в соборе в 1498 году, когда Иван III возложил древние регалии на своего внука Дмитрия. Последнего императора Николая II короновали в соборе в 1896 году.

13.

Богоматерь Одигитрия (Перивлепта). Двустороняя выносная икона Россия, Киевская Русь XII в. Иконостас — 122 x 174 см., материал — дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная. Изображение относится к иконографическому типу «Одигитрия» и имеет особенности, характерные для чтимого образа Богоматери, находившегося в константинопольском монастыре Перивлепта. Богоматерь изображена почти фронтально, с чуть склоненной к младенцу Христу головой, ее взгляд обращен к зрителю. На левой руке Богоматерь держит Младенца, правая рука Марии простерта перед грудью и обращена к сыну. Христос представлен сидящим вполоборота к Богоматери, с обращенным к ней взглядом; его правая рука благословляет, в левой он держит свернутый свиток. Ноги Младенца заложены одна за другую.

itsocrates.com

Экскурсия по Московскому Кремлю

Маршрут: Кутафья башня — Троицкий мост — Троицкая башня — Ивановская площадь — Соборная площадь — Троицкая башня — Александровский сад.

Протяженность: 2,2 км.

Вид на Кутафью башню, Троицкий мост и Троицкую башню

Территория внутри крепостных стен Кремля имеет статус музея-заповедника. Она является особо охраняемым объектом, так как в сердце Москвы расположена резиденция Президента страны. Все путешественники начинают экскурсию по Московскому Кремлю с западной стороны, потому что туристы могут попасть внутрь только через Троицкие ворота. К Троицкой башне удобнее всего дойти от станции метро «Александровский сад», выход из которой находится в 50 м с юга от приземистой Кутафьи башни.

Вид на южный фасад арсенала

Территория Кремля открыта в любой день, кроме четверга, с 10.00 до 18.00. Чтобы побывать на ней, необходимо иметь билет на мероприятия, проводимые в Государственном Кремлевском дворце, либо входные билеты для осмотра Оружейной палаты, Алмазного фонда, храмов и музеев Соборной площади и Колокольни Иван Великий.

Если билет уже куплен, можно смело отправляться к пропускному пункту на Кутафье башне. Те, у кого билета пока нет, должны купить его в кассах, которые находятся неподалеку, в средней части Александровского сада.

Пушки у стен арсенала

Кассы открыты с 9.30 до 17.00. Здесь же стоят камеры хранения, в которых необходимо оставить громоздкий багаж и рюкзаки. Следует иметь в виду, что летом и в дни школьных каникул в кремлевские кассы выстраиваются большие очереди. Билеты нельзя приобрести заранее. Здесь торгуют только билетами, действительными на день посещения Кремля.

Через Кутафью башню туристы попадают на красно-кирпичный Троицкий мост, проложенный над местом, где прежде протекала полноводная река Неглинка.

Вид на Государственный Кремлевский дворец

Мост выводит к воротам Троицкой башни, стоящей ровно посредине северо-западной стены. Это — самая высокая башня Кремля. Она поднимается на 80,1 м. Внутри крепостного сооружения располагается Президентский оркестр и существуют специальные репетиционные помещения и студии.

За башней вправо уходит узкая Дворцовая улица. В ее начале находится пост, дальше которого туристов не пускают. Стоит обратить внимание на яркий фасад Потешного дворца, который находится в 150 м южнее Троицких ворот.

Сенатский дворец c юга

Слева по ходу видно живописное двухэтажное здание Арсенала, а перед ним разместилась выставка трофейных пушек. Часть старинных артиллерийских орудий лежит прямо на брусчатке, другие установлены на металлических лафетах или уложены на специальные каменные помосты. Пушки стоят и вдоль других фасадов Арсенала, однако туристов пускают только к южному фасаду этого исторического здания.

Напротив Арсенала возвышается массивный Государственный Кремлевский дворец, который многие по привычке называют Дворцом Съездов.

Колокольня Ивана Великого с Ивановской площади

Это — одна из главных концертных площадок России, где круглый год показывают балетные спектакли, а также проводят концерты с участием лучших певцов и танцоров страны.

Отсюда необходимо пройти по Троицкой улице немного на восток. Широкие ступени, ведущие ко входу во Дворец Съездов, останутся справа. А слева откроется зеленая Сенатская площадь, которая лежит между зданием Арсенала и величественным Сенатским дворцом.

Царь колокол у стен Колокольни Ивана Великого

В эту часть Кремля путешественников тоже не пускают, поэтому им приходится любоваться затейливым южным фасадом Сенатского дворца и растущими перед ним голубыми елями на расстоянии.

Вскоре Троицкая улица поворачивает направо (на юго-восток) и выводит на просторную Ивановскую площадь, доминантой которой служит высокая Колокольня Ивана Великого. В начале XVII столетия, когда Россией правил царь Борис Годунов, здание колокольни достроили до 81 м. После этого она более века была самым высоким зданием в стране.

Собором Двенадцати апостолов

Между колокольней и Патриаршим дворцом и собором Двенадцати апостолов можно увидеть удивительный памятник — гигантскую Царь-пушку, изготовленную в конце XVI века на московском пушечном дворе. Другой исторический монумент, ради которого многие туристы приходят в Кремль, стоит у Ивановского столпа колокольни. Это — огромный Царь-колокол, отлитый прямо здесь, на Ивановской площади, в 30-е годы XVIII века.

Царь-пушка со стороны Ивановской площади

Если повернуть за массивным колоколом направо, то можно попасть на прямоугольную Соборную площадь. Застройка центральной части Кремля начала формироваться более 500 лет назад. Каменные дворцы и соборы на площади возводили постепенно, и для их строительства привлекались лучшие российские зодчие.

Сегодня на Соборной площади возвышается несколько старинных православных храмов. С юга находится огромный пятиглавый Архангельский собор. Рядом с ним сверкает золотыми главами маленький Благовещенский собор.

Архангельский собор

На западе площади стоит белоснежная Грановитая палата. А если обогнуть ее в северной стороны, то открываются купола храма Положения ризы Божией Матери и Верхоспасского собора.

Одним их главных на Соборной площади считается аскетичный по архитектуре Успенский собор, который занимает место напротив Колокольни Ивана Великого. Он был построен в 70-е годы XV века и до 1917 года имел статус кафедрального храма России. Внутри собора находится усыпальница, где установлены гробницы с прахом московских митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор

За Успенским собором виден белый фасад Патриаршего дворца и серебристые купола храма Двенадцати апостолов, замыкающие Соборную площадь с северной стороны. Внутри дворца многие века жили иерархи Русской Православной Церкви. В наши дни в этом здании выставлена уникальная экспозиция произведений церковного искусства, коллекция старинных часов, а также личные вещи царя Иоанна IV Грозного и патриарха Никона.

Успенский собор

На этом основная часть путешествия по достопримечательностям Московского Кремля заканчивается. После осмотра фасадов церквей и музеев, необходимо вернуться назад — на Троицкую улицу, пройти по ней до Троицких ворот и выйти в Александровский сад.

Те, кто не спешит, могут прогуляться по территории этого зеленого парка, который протянулся вдоль всей северо-западной стены Кремля.

Памятник Александру I в Александровском саду

В 250 м южнее выхода из Кутафьи башни, в центре Александровского сада несколько лет назад появился выразительный памятник Александру I. Бронзовая фигура царя стоит на высоком гранитном постаменте, верх которого украшает изображение двуглавого орла. Отсюда легко вернуться ко входу на станцию метро «Александровский сад».

Схема экскурсионного маршрута по Московскому Кремлю

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

putidorogi-nn.ru

Успенский собор Московского Кремля — Москва

Успенский собор является неотъемлемой частью Московского Кремля. Долгое время он по праву носил гордое звание главного храма в столице.

У собора, подобно другим кремлевским строениям, богатое и интересное историческое прошлое. В древности на его месте был деревянный храм, который сохранился до XII века. В 1326 году резиденцию российского митрополита перенесли из Владимира в столицу. Владыка посоветовал великому князю Московскому Ивану Калите заложить новый собор из камня, так как старая церковь уже не удовлетворяла амбициям знати и не соответствовала своему высокому статусу по размерам и внешнему виду. В августе того же года и был заложен Успенский собор. Сейчас трудно определить, какой храм взяли за образец при строительстве. Предполагают, что это был Георгиевский Собор из Юрьева-Польского.

И года не прошло, как появился новый каменный храм. Он расположился на самой высокой точке Кремлевского холма, за что его и называют «собором на Маковице».

Приходится признать, что в мире нет ничего вечного. Строения ветшают и рушатся от времени и стихийных бедствий, в первую очередь – пожаров. Через 150 лет храм пришел в негодность. Остро встал вопрос, что лучше — тотальная реконструкция, или новая постройка. Камень уже крошился, а некоторые конструкции держались «на честном слове», даже свод подпирали при помощи  бревен, поэтому власти решили демонтировать старый собор и построить на его месте новый.

Строительство началось весной 1472 года под руководством умелых архитекторов — Кривцова и Мышкина. За основу взяли здание Успенского собора в городе Владимире. Обновленная каменная «версия» возводилась так медленно, что пришлось даже соорудить временную деревянную церковь, чтобы проводить церковные службы. Именно там в 1472 году венчались царь Иван III и византийская принцесса Софья Палеолог.

Храм почти полностью достроили, как вдруг он неожиданно обрушился. Технологии возведения зданий тогда были несовершенными, ведь на Руси только осваивали строительство из камня. Использование некачественного жидкого раствора привело к такому печальному финалу. Поначалу царь хотел восстановить храм своими силами, но архитекторы из Пскова отказались проводить реконструкцию и пришлось приглашать иностранных специалистов.

Для проведения восстановительных работ выбрали известного итальянского инженера Ридольфо Аристотеле Фиораванти. Новый Успенский собор был возведен в 1479 году, после чего его покрыли церковной росписью.

Русские архитекторы долго дивились хитроумию заморских строительных приемов, примененных чужеземцем. Своды в один кирпич казались им непрочными, мастера предрекали, что на потолке будут протечки от дождя и снега, но этого не произошло. Новым было применение металлических тяг и их подача при помощи колесных блоков. Изменились не только отдельные приемы и технологии, но и конфигурация храма в целом. Он превратился в единое пространство с несколькими опорными столбами, без приделов.

Новый храм приобрел особое государственное значение. В XV веке здесь «посадили на княжение» внука Ивана III Димитрия, а в XVI – венчали на царствование знаменитого Ивана Васильевича, прозванного Грозным.Все российские императоры тоже короновались в Успенском Соборе даже после того, как столицей России стал Санкт-Петербург. Во времена войны с Наполеоном 1812 года храм был осквернен (французы превратили его в конюшню) и предан огню, но его быстро восстановили.

В начале XX века Русская Православная церковь приняла решение о возобновлении патриаршества. Именно в Успенском соборе был возведен в сан патриарх Тихон. После революции Успенский Собор закрыли, пасхальная служба 1918 года была последней.

Сейчас в Успенском соборе открыт музей, но во время больших православных праздников там совершаются церковные богослужения.

В экспозиции Успенского Собора много предметов, имеющих большую историческую ценность. Там находится деревянный Мономахов трон, на котором сидел первый русский царь Иван IV.  — первого русского царя. Он изготовлен новгородскими резчиками и украшен барельефами с изображением сцен из «Сказания о князьях владимирских».

Есть в храме интересная фреска, на которой изображены этапы строительства самого Успенского собора.

А на иконостасе, созданном в 1653 году с благословления патриарха Никона, мастера наглядно проиллюстрировали всю историю человечества в соответствии с библейскими сюжетами.

mos-holidays.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *