Анкета трудника † Посещение Валаамского монастыря
Песнопение «Разбойника благоразумнаго». Исполняют Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» из Сербии на V Международном фестивале «Просветитель», который проходил на острове Валаам 27-28 июля 2019 года.† † †
Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).
Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).
После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».
«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» («Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»)
Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).
«И мене древом крестным просвети и спаси мя» («и меня крестным древом просвети и спаси»).
Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).
Православный журнал «ФОМА».
valaam.ru
Ликбез для будущих волонтёров † Новости Валаамского монастыря
«Во славу Божью» — это не «за бесплатно», не за еду, не за крышу над головой. Это за Любовь. Это показатель качества и ответственности. Зарплата не отменяет Божественного вознаграждения. Как «бесплатность» ничего не гарантирует!
Тёплое и доверительное общение добровольцев со священниками монастыря и между собой, помогает людям не церковным преодолеть отчуждение, смущение, различные комплексы.Очень часто для людей, посетивших Валаам в качестве туриста, паломника, гостя вообще, остаётся загадкой — кто все эти люди? В поле, в саду, в грязной одежде. И где монахи? Почему их не видно? Почему стену штукатурят не люди в подряснике, а люди в спецовках? Это скучные обычные вопросы туристов.
Но и для тех, кто работает на Валааме недели две-три, а то и год-два, многое в обители остаётся тайной. Так и должно быть. В глубины монастырской жизни погружаться надо неторопливо и без претензий. На это не у всех есть время и терпение. Но если вы едете на Валаам волонтёром, то кое-что узнать заранее не повредит.
Первое. Валаамский монастырь — большой! Просторный и многосложный. Глубокий, как кроличья нора. Он не такой, каким его описывают недруги, он не такой, каким его описывает И. С. Шмелёв, он даже не такой, каким его показывают в современном документальном (будто бы) кино. Валаамский монастырь — необыкновенный, самобытный, многолюдный, отражающий человеческую жизнь вообще и в частности, как капля воды отражает весь мир. Но это — на поверхности. Глубины же — неисчерпаемы.
Волонтеры Валаама Для того, чтобы топились печи, выпекался хлеб и просфоры, мелись дорожки и вывозился мусор, вовремя бил колокол и стройно пел хор, в монастыре издревле каждый занимался своим делом — послушанием.
В современном Валаамском монастыре есть гараж, флот, продуктовая служба (келарская), паломническая служба, шесть гостиниц, общежития для трудниц и для трудников, для волонтёров, для сотрудников тех же самых служб, три трапезных, ризница, швейная мастерская, пекарня, свечной завод, столярная мастерская, кузница, склады, хранилища, фруктовые сады, теплицы, ферма, рыбное хозяйство, котельная, музей и много ещё чего есть! Каждую монастырскую службу кто-то да возглавляет. Чаще всего опытный и проверенный монах или послушник. У каждой службы есть свои цели и задачи, свои пути решения текущих вопросов, свой «креатив» или полное и категорическое его отсутствие. В одной и той же службе могут трудиться наравне монах, трудник и наёмный рабочий.
Так было уже в истории Валаама. Трогательная старинная надпись «Трудами братии Валаамского монастыря» часто заслоняет собой огромный коллектив из монахов и крестьян различных губерний. В течение всего 19 века люди ехали на остров ради спасения души, ради молитвы, заработать копеечку и перебороть запой. Эти же люди строили дороги и храмы, ловили рыбу, делали кирпич, стлали полы, клали печи, писали иконы. Ничего не изменилось! Всё тоже! Кроме женщин.
Второе. Маленькие открытия волонтера Трудиться в монастыре, не ожидая денежного вознаграждения — это традиция. Кто-то имеет возможность и дарит монастырю золотые облачения, баржу с зерном, упаковку носков или электрический чайник. Кто-то дарит дни своей жизни, свои силы, здоровье, мастерство. Это осознанный дар, это добровольная жертва. И если сердце твоё не желает этого, то не о чем и говорить.
Работая в монастыре, очень часто приходится слышать и употреблять несколько устойчивых выражений. В них надо сразу разобраться.
«Во славу Божью
На Валааме — так уж сложилось традиционно — всех наёмных рабочих так и называют «рабочие». Отсюда «Рабочая трапезная», где в меню есть сосиска, сарделька, тушёнка и котлета из мяса. Бывает гуляш! Ни в одной другой трапезной на Валааме такого больше нет.
Трудник — наше родное устаревшее слово, означающее работник, трудяга, труженик, — но в современных монастырях означает именно то, что человек материального воздаяния за свой труд не получает.
Стремящихся в братию мужчин, именуют трудниками наравне с теми, кто приехал на пару недель в свой отпуск помолиться и потрудиться в святом месте.Между паломником и трудником сейчас проходит чёткая грань. Паломник — молится, спит, ест и ходит на экскурсии, редко задерживаясь на Валааме больше, чем на три дня.
Волонтёр — слово красивое, европейское. Переводится как «доброволец». Значение этого слова понятно иностранцам и людям, незнакомым с церковно-приходским сленгом.
Трудник — в монастыре трудится, молится, спит и ест неделю, год или всю жизнь до первого обета. Потом трудник становится послушником, после обетов монахом. Трудиться при этом не перестаёт!Третье. О том, как на Валааме появились волонтёры, отец Ефрем (Мухин) — эконом монастыря — рассказывает часто в интервью. Этот рассказ — расширенный и дополненный — опубликован на сайте volonter.valaam.ru. в главе «Наша история». Отличие волонтёров от трудников не бросается в глаза, но оно есть. В анкете, которую заполняет волонтёр, нет вопроса о религиозных убеждениях. Волонтёров не привлекают к общему молитвенному правилу. Мужчины и женщины пьют чай и едят пироги за одним столом, работают в одном поле, хором поют у костра. Именно это привлекает в программу «Волонтёром на остров Валаам» людей разных национальностей и религиозных убеждений. В наше время, кроме католиков, мусульман и аюрведистов, можно много кого встретить. И разные люди с большим удовольствием пропалывают свеклу на своей родной планете ради общения и свежего воздуха. Что странно, конечно, но не очень!
По примеру программы «Волонтёром на остров Валаам» в 2010 году появилась программа «Жемчужина Ладоги». Со своими целями и задачами, во главе с иноком Дмитрием (Гераскиным). Первые «Жемчужины» собирали мусор по берегам озера, по туристическим тропам, помогали на свалке. Жили в палатках, готовили на костре. Через некоторое время цели и задачи программы изменились, сменился и начальник — на данный момент программу возглавляет монах Валентин (Манякин). «Жемчужины» высаживают цветы на клумбах около Царской часовни, поддерживают цветники на Свято-Владимирском скиту, сортируют мусор.
Несмотря на многообразие работ, на разность в расписании заездов и внутренней организации жизни волонтёров, роднит эти две программы сам Валаамский монастырь и отсутствие вопроса о ваших религиозных убеждениях.
Четвёртое. В наши дни Валаам посещают самые разные люди. Журналисты, которые о Валааме рассказывают каждый раз что-то своё, чего и нет вовсе. Художники, фотографы, блогеры. Люди добрые и злые, правдивые и лживые, те, у кого сердце чисто и те, у кого в глазу застрял осколок кривого зеркала. И на самом Валааме живут и работают люди очень разные и неожиданные. Многие, оставаясь мирянами, проживают по-монашески всю свою жизнь.
Встречаются люди, которые не очень сильно любят монастырь, верят во что-то своё — видимое и кем-то доказанное, но очень радуются, когда можно скушать что-то монастырское. Если им сразу предложить пирожок с форелью, то можно избежать душевредных и опустошающих разговоров. Это обоснованная рекомендация, проверенная временем. Необыкновенное влияние на организмы агрессивных людей оказывает всё, что производит монах, невидимый глазу приезжего.
Загадка: «Тут Сисяярви на габбро-диабазе, недалеко от Сортавалы» Пятое. Чем занимаются монахи? Где они и почему мы их не видим? Эти вопросы задают все люди, заглянувшие в Валаамский монастырь мимоходом. Начать перечислять те места, где прячутся монахи от фотоаппаратов и любопытных мирян, можно с самых монашеских послушаний: производство церковных свечей (ароматных, красных к Пасхе, зелёных к Троице), выпекание просфор и хлеба, изготовление сыра, уход за коровами. Монахи чистят овощи, работают в теплице, в саду, в гараже, в мастерских, в библиотеке.
Большое, красивое и тяжёлое послушание – клирос – это отдельный целый мир, как и трапезная! И очень часто братия, поющая или читающая в храме, между службами послушается: сидит за рулём грузовика, замешивает тесто, доит корову. Встретить, обогреть, накормить, проводить, починить, разгрузить. Всё это и многое другое делается в монастыре монахами и послушниками.
Разъясняя, что к чему, нельзя не упомянуть о самом важном послушании, очевидном и таинственном одновременно. На Валааме ежедневно служится Литургия, не редко одновременно на нескольких престолах. Днём – молебен. Вечером – каноны или бдение и всегда — многочасовая исповедь. И если кающийся грешник может, заскучав и притомившись, пренебречь таинством, то иеромонах остаётся до самого последнего посетителя. Иеромонах, дьякон, певчий, алтарник, церковник, звонарь – служат, послушаются, работают.
Так что же? Если вы хотите повидать монахов, надо приехать поработать и помолиться на богослужении.
Шестое. Последнее.
Насколько лучше было дома,- подумала бедная девочка,- там, по крайней мере, человек знал, какого он будет роста через пять минут! А тут!.. То ты большая, то ты маленькая, и всякие мыши и кролики помыкают тобой как хотят! Нет, наверное, зря я полезла в эту кроличью нору. Хотя… хотя… нет, все-таки тут довольно-таки интересная жизнь! Самое интересное — как это все вдруг могло случиться со мной? Ведь раньше, когда я читала сказки, я думала, на самом деде таких вещей никогда не бывает, а тут, пожалуйста, сама попала в самую настоящую сказку!
Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес
Как и с Алисой, всё это и с вами обязательно случится на Валааме.
valaam.ru
Послушание «Наставник трудников» † Новости Валаамского монастыря
Интервью с наставником трудников иеродиаконом Климентом, в котором он рассказал о своем послушании и о взаимотношениях с теми, кто приходит в монастырь пожить.
Валаамский монастырь посещает большое количество трудников. Это люди, которые приезжают в обитель, чтобы пожить, потрудиться, исцелиться от своих духовных немощей и болезней, а кто-то и остается потом в монастыре, чтобы посвятить всю свою жизнь Богу и стать монахом.
С февраля 2018 года Игуменом монастыря было введено новое послушание — наставник трудников. Мы пообщались с иеродиаконом Климентом, исполняющим это послушание, и он рассказал нам об его особенностях.
— Добрый день, отец Климент. Расскажите, пожалуйста, об этом новом послушании и кем является наставник для вновь приходящих в монастырь?
— Если смотреть на монастырь, как на духовную лечебницу, то наставник трудников больше всего похож на медсестру. Его задача помочь трудникам правильно духовно лечиться, исполнять предписания врачей — духовников монастыря, а самое главное — полностью довериться Единственному Истинному Врачу — Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому наставник не является по отношению к трудникам ни административным, ни духовным руководителем. Его задача помочь труднику «врасти» в новую для него монастырскую действительность, научиться своевременно и эффективно пользоваться всеми доступными в монастыре духовными лечебными средствами. В первую очередь под таковыми понимаются участие в таинствах исповеди и причастия, ежедневное чтение Евангелия, осознанное и действенное исполнение Евангельских заповедей, из которых важнейшие — заповеди о любви к Богу и ближнему. И, конечно же, наставник должен быть рядом с трудником в момент «приступов» — духовных браней, падений, чтобы помочь человеку захотеть подняться и вновь начать борьбу за встречу с Христом. Наставник находится с трудниками на одном «горизонтальном уровне», вместе молится с ними в храме, вместе обедает в трапезной.
— Когда человек приезжает на долгий срок в монастырь, как начинаются Ваши с ним отношения?
— С каждым трудником, приехавшим в монастырь на срок более двух недель, я провожу обстоятельную личную беседу, цель которой — выяснить особенности жизненного пути человека, сформулировать те жизненные и духовные проблемы, ради решения которых он приехал в обитель. Большую часть такой беседы, продолжающейся в среднем 1,5 часа, я слушаю человека, задаю ему вопросы об этапах его жизненного и духовного пути, о проблемах и надеждах на их разрешение. Зачастую человек, обозрев в рамках одного разговора сам или с помощью наводящих вопросов всю свою жизнь, видит в ней кажущиеся ему неразрешимые противоречия. И вот здесь моя задача — попытаться если не убедить, то хотя бы заронить в сердце человека надежду на то, что есть Тот, кто может разрешить любую проблему — Христос. Надо только открыться Ему, довериться, сделать Его центром и смыслом своей жизни, а не средством для обретения земного благополучия. Такая же беседа может проводиться и с каждым человеком, приехавшим на непродолжительный срок, но по его желанию.
— И часто трудники отзываются на ваш призыв довериться Христу?
— Увы, нет. Подавляющее большинство из приезжающих в монастырь на долгий срок трудников как раз ищут разрешения земных проблем, а Церковь рассматривают как больницу, в которой можно подлечиться, а потом дома в лучшем случае заниматься духовной профилактикой. Человеку плохо от его душевных недугов и он ищет любой способ от них избавиться, но не для того чтобы встретиться с Богом и жить ради Него, а ради того, чтобы ему в этой земной жизни стало хорошо и в вечной жизни обошлось без мук. Но Христос в такой картине мира если и есть, то чаще как средство, а не как цель. Но в ходе таких бесед со многими трудниками у нас возникает определенный уровень доверия, который в дальнейшем помогает в различных трудных ситуациях вновь и вновь возвращаться к задаче верного целеполагания.
— Как вы взаимодействуете со Службой благочиния и духовниками монастыря?
— Сотрудники Службы благочиния периодически просят меня поговорить с тем или иным трудником с целью оценки возможности оставить его в монастыре на долгий срок либо назначить на определённое послушание. Часто я сам высказываю им соответствующие пожелания. Диалоги с духовниками возникают тогда, когда с их чадами из числа трудников возникают проблемы, в разрешении которых я принимаю участие. Часто я также «свожу» духовника с трудником, который по разным внутренним причинам никак не может приступить к откровенному разговору со священником. Последнее я считаю одной из своих приоритетных задач — помочь труднику как можно скорее «зацепиться» за одного из монастырских духовников и начать у него регулярно исповедоваться.
— Как Вы думаете, что является первостепенным в вашей деятельности в роли наставника трудников?
— Про установление отношений трудника с духовником я уже сказал. Помимо этого важнейшей задачей является забота (опять по аналогии с медсестрой). Надо, чтобы в трудную минуту труднику было к кому пойти. Для этого надо быть предельно открытым и доступным. И крайне важно постоянно, вновь и вновь переводить внимание человека с себя «любимого» на Христа, на встречу с Ним в таинствах исповеди и причастия, в храмовой и келейной молитве, на знакомство с Ним в Евангелии. Поэтому задача максимум — помочь человеку захотеть общаться с Христом. И это скорее про воодушевление, нежели про директивное научение. Своего рода догматическим ориентиром для меня являются слова преподобного Иоанн Дамаскина из «Точного изложения Православной веры»: «То, что делается по принуждению, не есть добродетель».
— Как мы понимаем, у Вас с трудниками происходят общие беседы и лекции. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Да. Я провожу общие беседы со всеми желающими два раза в неделю. Примерно пятая часть из них посвящена ответам на какие-то определенные вопросы, которые возникают у трудников, большая часть бесед проходит в форме лекций на различные темы, исходя из моих личных разговоров с ними. В числе таковых неизменно присутствуют «Покаяние и исповедь», «Литургия и Причастие», «Дисциплина и послушание», «Символ Веры», «Толкование Евангельских заповедей блаженств», «Базовые понятия Православия», «О страхе и дерзновении» и т.д. В ходе этих бесед трудники также задают вопросы, часто возникают дискуссии. Опять же в рамках групповых бесед я вижу свою задачу не в том, чтобы начитать трудникам материал, но пробудить личный интерес к духовной жизни. Для этого неизбежно приходится работать с возникающим у трудников сопротивлением.
— А кто-нибудь из духовников обители проводит лекции, или только Вы один?
— Да, я как раз хотел это тоже отметить, что примерно раз в три недели беседы с трудниками проводит один из самых опытных монастырских духовников иеромонах Никон. Во вступительной части беседы о.Никон излагает трудникам в доходчивой форме основы православного мировоззрения, приводит практические примеры жизни по Евангелию, после чего отвечает на все возникающие у трудников вопросы. Его ответы неизменно основаны на творениях святых отцов и сообразуются с уровнем духовной подготовки вопрошающего. Непринужденная обстановка позволяет трудникам высказывать свои вопросы более свободно и располагает к взаимному доверию. Еще, примерно раз в месяц, живую беседу по Десяти заповедям проводит сотрудник Службы благочиния инок Максим (Зайков). Проводимое в ходе беседы тестирование трудников на предмет знания указанных заповедей помогает им оценить пробелы в своей теоретической духовной подготовке.
— Что для Вас является самым трудным на этом послушании?
— Не надеяться на собственные силы и не опускать руки, когда ничего не получается. Кажется, вот, сейчас скажешь правильные слова, и человек поймёт и пойдёт, пойдёт… Но Господь в Евангелии ясно говорит, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). И при этом Он уважает богоподобную свободу человека, который вправе от Него отказаться. Я такие отказы своих подопечных проживаю очень болезненно. Видишь, как человек без Христа мучается, а помочь ничем не можешь. Да и настоящая помощь ведь не в словах заключается, а в способности на собственном примере явить человеку радость духовной жизни во Христе. А когда таковая является событием эпизодическим, то остаётся делиться только тоской от её отсутствия.
— Какие на Ваш взгляд изменения стоит внести в дело попечения о трудниках?
— Мы должны более чётко, более выпукло на всех уровнях монастырской иерархии обозначать главную цель приёма трудников в монастырь — их духовное лечение. Если приезжающий в монастырь человек в таком лечении не заинтересован, стоит переориентировать его на волонтёрство или на работу по найму. Трудник и все взаимодействующие с ним члены братии должны, в первую очередь, решать духовные задачи, пусть, даже если сам трудник это в полной мере и не осознаёт. Он приезжает в монастырь лечиться, и труд в этом лечении является только средством, но не целью. Это совсем не значит, что трудник должен целый день молиться и читать святых отцов. Нет, но при приёме в монастырь, при назначении послушания мы о своих хозяйственных нуждах должны думать во вторую очередь. А в первую о том, как жизнь и работа в нашем монастыре поможет труднику духовно исцелиться. И если мы видим, что жизнь по нашему укладу не помогает человеку исцелиться, или что он сам никак не хочет прибегать к духовным методам лечения — не идёт на контакт с духовником, не исповедуется, не причащается, не борется с грубыми страстями — мы должны прекращать с ним отношения трудничества, чтобы ещё больше ему не навредить. Даже при условии, что его работа нас вполне устраивает.
— Что, на Ваш взгляд, еще может помочь пришедшим в монастырь и ищущим помощи в своих духовных недоумениях, немощах и болезнях?
— По-настоящему может помочь человеку только Христос. Подтолкнуть трудника к общению с Ним можно и нужно с помощью личного общения с опытными старшими братьями, посредством чтения Священного Писания и правильной духовной литературы, посредством побуждения участия трудника в богослужении и Таинствах, советом по разрешению реальных жизненных проблем в духе Евангелия.
— В заключение хочется спросить, как Вы видите себя в роли наставника трудников, и что все-таки для Вас самое важное в этом послушании?
— Следует отметить, что большинство людей, приходящих в монастырь пожить на какой-то срок — это люди, которым нужна помощь. Они либо духовно больны и имеют грубые зависимости, страсти, либо уже отчаялись в жизни, их гложит уныние, и они не видят выхода из сложившихся ситуаций. То есть это не те, кто целенаправленно пришел в монастырь служить Богу. Они зачастую могут вообще не иметь никакого представление о Господе. Они бегут от самих себя, потому что в миру справиться со своими немощами совершенно не могут самостоятельно. Они приходят сюда, чтобы им как-то помогли.
И я считаю, что главная моя задача — помочь им переключить своё внимание от себя и своих проблем на Христа. Потому что исцеление и спасение возможно только от Господа и только в Нём. Это не человеческих рук дело. И путь к этому исцелению крестный — через забвение себя ради другого — ради Бога и ближнего. Это путь жертвенной любви. Помочь человеку захотеть учиться любить по-христиански, захотеть узнать Христа, захотеть встретиться с Ним в своём сердце, вдохновить его на поиски Христа — вот моя цель, потому что Христос сказал, что «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37), и всем ищущим Его, Господь протягивает руку помощи и помогает человеку избавиться от духовных болезней и страстей, если сам человек того хочет.
Но все это приходит не само собой, а через правильную организацию самого себя, через крайне болезненное понуждение себя на смирение и послушание, через исповедь, Причастие, молитву в храме и в келье. Так Господь помогает человеку положить благое начало новой жизни. Жизни во Христе и со Христом. А я лишь вдохновитель. Мое дело «тормошить» человека, не давать ему «заснуть» и отчаяться, напоминать Ему о Боге, о цели прихода в монастырь, о том, что единственная преграда на пути общения человека с Богом — его личное нежелание ответить любовью и доверием на Его Любовь. Для начала человеку надо честно себе признаться, какое сокровище — самое искреннее желание — хранится в глубине его сердца. Многие такого взгляда в себя очень боятся. Для многих самым желанным является рай без Христа как центра и смысла всего. Поэтому рассчитывать на моё «воодушевляющее» воздействие особо не приходится. Господь даёт человеку по его сердцу. Простое пребывание в рамках обители и исполнение трудовых обязанностей никаких духовных проблем не решает, хотя опять же многие именно на это и рассчитывают. Монастырь — это не рабочая артель, это собрание людей, живущих ради Христа, во имя Христа и для Христа. Это евхаристическая община, где каждый шаг, каждый разговор, каждое дело должны иметь целью не хозяйственный или социально значимый результат, но личную встречу с Христом. Мы работаем вместе не из-за экономической эффективности и кооперации, но ради того, чтобы Христос был посреде нас.
— Благодарим, Вас, отец Климент, и желаем Вам доброго здравия и Божией помощи в несении такого непростого послушания.
— Спаси Господи!
Если вы хотите приехать в Валаамский монастырь в качестве трудника, вы можете посетить раздел «трудничество» и заполнить там анкету:
ПОСЕТИТЬ РАЗДЕЛ «ТРУДНИЧЕСТВО»
Можно написать нам на электронную почту [email protected], или связаться по телефону: +7 (812) 902-86-05.
Также принимаются трудницы и все желающие. График заездов для трудников и трудниц на 2020 год вы найдете по ссылке выше.
Храни вас Бог!
valaam.ru
Порядок вступления в братию † Новости Валаамского монастыря
Какие этапы нужно пройти перед зачислением в братию монастыря в качестве послушника?
Монастырь это не стены, монастырь — это люди! Монашескую общину называют братством, сравнивают с семьей. Каждый член семьи нам дорог и бесценен. И все мы в монастыре — части тела Христова.Задумываясь о выборе пути, каждый человек задается вопросом, как испытать себя, как найти ту обитель, которая может стать местом спасения. Сначала необходимо посмотреть жизнь обители изнутри, ее устав и духовное устроение. Для этого рекомендуется пожить в обители подольше, поучаствовать в жизни братии монастыря, потрудиться на послушаниях.
Православный христианин, пришедший в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, с намерением остаться в нем навсегда, начинает свой монашеский путь с трудничества. На период искуса, трудник живет в общей многоместной келье, вместе со всей монастырской братией питается в монастырской трапезной, ходит в привычной мирской одежде, несет послушание в соответствии со своими способностями и талантами, и выполняет посильное молитвенное правило. В свою очередь священноначалие и братия смотрят на то, как брат несет послушание, посещает богослужения, относится к другим насельникам. Ведь его предстоит принять в свою монашескую семью.
На первом этапе труднику необходимо «присмотреться» к монастырю, оценить свои силы и желание остаться именно в этой обители, он должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.
Для приезда на Валаам трудником необходимо заблаговременно выслать по электронной почте заполненный бланк анкеты трудника. Бланки анкеты размещены на странице Гостиничная служба (прием трудников). После получения всей необходимой информации сотрудник офиса ГС сообщает о получении благословения на приезд на Валаам трудником или об отказе в таковом. При отсутствии у потенциального трудника возможности воспользоваться электронной почтой или факсимильной связью, он может сообщить свои анкетные данные работнику офиса ГС по телефону (812-902-86-03).
О монашестве По прошествии определенного количества времени, обычно от года до двух лет, при условии наличия у трудника духовника, становится возможным зачисление его в братию монастыря в качестве послушника. Видя готовность трудника к зачислению в братию, духовник выдвигает его кандидатуру на рассмотрение Духовного собора монастыря (в который входят Игумен обители и старшая братия), и после положительного решения, будущий послушник приступает к сбору необходимых документов. Официальное вступление в братию происходит после утверждения Святейшим Патриархом соответствующей резолюции.
Прибывший в Валаамский монастырь трудник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование.
valaam.ru
Валаамская трудотерапия
Каково быть трудником в легендарной обители
Это был уже мой второй визит на остров. Первое знакомство с Валаамом случилось еще в конце прошлого лета. Туда меня привела любовь к путешествиям по незнакомым уголкам России. Однажды, едва уцелев в очередном сложном походе и еле спустившись с опасных гор, решила, что пора сменить трэккинговые брюки и рюкзак на монастырскую юбку, и отправилась в одно из самых удивительных и духовных мест – в Валаамский монастырь, что в Карелии.Чтобы попасть в число валаамских трудников, нужно через официальный сайт монастыря выбрать желаемые даты пребывания, заполнить анкету и ждать приглашения – монахи ответят на электронную почту или просто позвонят. Дорогу до Санкт-Петербурга оплачиваешь самостоятельно. Затем нужно доехать на автобусе/электричке/такси до причала Приозерска – это небольшой городок на берегу Ладоги, а там трудников уже дожидается грузовое судно «Святитель Николай». До острова трудники плывут около четырех часов. Рейс не отменяют даже в штормы. Мне в этом году с погодой повезло, а в прошлом – так все четыре часа и простояли под проливным дождем. На Валааме женщины и мужчины живут в разных гостиницах, паломников распределяет монастырская гостиничная служба.
— Ну вот мы и дома, — говорят те, кто бывал здесь хоть раз, когда на горизонте начинают сиять голубые купола.
Взамен проживания и питания трудники помогают в работе на полях, фермах, в садах, теплицах, в лесу, монастырских лавках и на кладбище. Кому-то доверяют работы и в храмах. В общем, рабочие руки здесь всегда нужны. Работают приезжие с понедельника по пятницу и в первую половину субботы. Кстати, мяса в рационе трудников нет, но никто еще не худел на монастырских, пусть даже постных, харчах.
Послушание, смирение, трудотерапия
Меня отправили трудиться в теплицы. Признаюсь, что работать с землей в жару стало настоящим испытанием. В последний раз грабли, лейки и ведра держала еще в детстве, когда играла в песочнице. При этом выбирать не приходится: какую работу монахи тебе доверили, ту ты и должен выполнять.
За две недели, а именно столько длится стандартный заезд, наша небольшая бригада сестер подготовила к посадке огурцов несколько десятков грядок. Для городских изнеженных родителями девушек это был тяжелый труд. Отец Илларион, монах-наставник, оказался очень требовательным. Может, именно поэтому ему удалось вырастить ананасы в северных теплицах?
У наставника своя система, проверенная годами (есть даже инструкция, как воду в лейку набирать). Нередко его правила я пыталась поставить под сомнение, мне казалось, что многое можно сделать гораздо проще. Но Валаам не был бы Валаамом, если бы не учил смирению. Видимо, чтобы это до меня скорее дошло, мне поручили дополнительную работу – таскать навоз, что, впрочем, было веселым, хоть и дурно пахнущим занятием.
Однажды нам доверили подготовить Спасо-Преобра-женский собор к престольному празднику, что считается очень почетной миссией. Наша бригада мыла, пылесосила, вытирала пыль в храме около трех часов. Мы чувствовали себя особенными, ведь в церковь паломников не пускали, а мы вшестером находились в здании одни и могли, наконец, рассмотреть без суеты все иконы (совсем ненадолго отвлекаясь от работы) и побыть наедине с собственными мыслями.
Чайная пауза
Перерывы на валаамский чай (вкусный! исключительно из местных трав) – это святое дело. Для нас это была уникальная возможность задать монахам все интересующие вопросы, причем не только о духовной, но и мирской жизни. Чайная пауза могла растянуться на час, а то и больше (если в гости, например, приходил кто-нибудь из интересных священнослужителей или на повестке дня обсуждалась какая-то животрепещущая тема). К слову, заваривал чай всегда дежурный, и это тоже была большая ответственность. На острове монахи учили нас относиться серьезно к любому, даже, казалось бы, пустяковому поручению. Так что рецепт чая от отца Иллариона – пять ложек классического черного чая, пять листов малины и столько же смородины, плюс щепотка таволги – запомнила как «отче наш».
Валаам – крупнейший остров всего Валаамского архипелага, который располагается в северной области Ладожского острова. Он расположен в 22 км от материка. Здесь проживают порядка 200 человек, в основном монахи. Туристический сезон начинается на Пасху и завершается с закрытием навигации – поздней осенью. На остров можно приехать в качестве трудника, волонтера, паломника или для несения воинской службы
Время на Валааме сообщает колокол – звонит по утрам к подъему, приглашает на богослужения, трапезу, сообщает об окончании работ. В главном храме острова – Спасо-Преображенском соборе – установлена многоуровневая звонница. Чтобы получить полноценное колокольное произведение, нужна целая бригада звонарей – отдельно на благовесты (крупные колокола), отдельно на зазвонные (маленькие колокола), и другие. Профессиональное (все-таки окончила школу звонарей в Сургуте) любопытство тянуло меня в это место, но получить разрешение было непросто. Сыграть удалось на колокольне Воскресенского скита. Счастью не было предела! Хоть ради этого мне и пришлось к шести утра ехать на другой конец острова, зато позвонила после литургии от души. Потом мне сказали, что это можно считать небольшим чудом, так как женщин в мужском монастыре на колокольню пускают только на Пасху.
— На Валааме «слышны» все желания, значит, ты очень «громко» хотела там побывать, — пояснили монахи.
Уникальные места Валаама
Острову есть чем удивить. Даже совсем невоцерковленных людей. Здесь реликтовый живописный лес, возраст отдельных деревьев в котором – более 300 лет. На Валааме множество уникальных трав и грибов, которые встречаются только здесь. На острове находятся медовая пасека и ферма, где производят ряд уникальных сыров, мороженое и другие молочные продукты. Все это можно приобрести в монастырской лавке. В Центральной усадьбе работает пекарня, где готовят хлеб и разную выпечку, имеется свое рыболовное хозяйство, так что в качестве сувенира домой можно увезти, например, копченую форель.
На Валааме около 15 скитов – монастырских обителей – со своими небольшими храмами, каждый из которых считается чудом архитектуры. Одним из самых необычных называют Владимирский скит.
По острову можно гулять в одиночку. На Валааме построены дороги, стоят таблички с указателями, так что заблудиться практически невозможно (если, конечно, не приспичит забрести в глухой лес). К тому же, по негласному правилу, все проезжающие водители подбирают попутчиков и довозят до ближайшего скита совершенно бесплатно.
ugra-news.ru
Волонтерское движение † Посещение Валаамского монастыря
История волонтерского движения на Валааме началась в 2005 году, когда на приглашение Спасо-Преображенского мужского монастыря откликнулись первые добровольцы: россияне (Петербург, Москва, Мурманск, Калуга и мн.др.), представители стран ближнего (Белоруссия, Украина и мн.др.) и дальнего (Словения, Франция, Бельгия, Сербия, Англия, Швеция, Чехия, Германия, Польша и США) зарубежья.
Добровольческая деятельность нашего движения посвящена возрождению сельского хозяйства Валаамского монастыря. До революции, в условиях зоны рискованного земледелия, братия обители растила все традиционные овощные культуры. Рожь, овёс и ячмень на полях. В садах и огородах тыквы и дыни, арбузы, сливы и вишни, груши, крыжовник, малину и смородину и даже виноград. Десятилетия самоотверженного труда преобразили угрюмый карельский край, — и сегодня воображение гостей поражают скальные, террасированные сады, где древние яблони, по сей день, цветут и плодоносят. В конце 19 века Валаамский монастырь, получивший Гран-при на сельскохозяйственной выставке в Париже, прославился на всю Европу. Кроме фруктово-ягодных садов на уникальных, но тощих почвах (плодородный слой здесь редко превышает 30 см) был создан древесный питомник. И в середине того же 19-го века на острове, покрытом хвойным лесом, появились сирени, кедры, ясени, дубовые рощи, кленовые, пихтовые и лиственничные аллеи.
Зачем едут и что ищут люди за стенами старейшей русской обители
До 1917 года Валаамский монастырь был одним из крупнейших сельскохозяйственных центров на севере России и полностью обеспечивал себя продуктами. Монастырь располагал механизированной молочной фермой на 70 коров. Во внутренних озерах Валаама братия монастыря разводила лосося, палию, сига. Обрабатывались 160 га пахотных земель, сенокосы. На острове работала осушительная и ирригационная система с каналами длиной около 100 км.
Обильными плодами своих трудов и милости Божьей монастырь кормил многочисленную братию, паломников, трудников, делился с бедным населением Северного Приладожья. Удивительные Валаамские яблоки и саженцы из древесного питомника вывозили на продажу.
Во время Первой мировой войны и революции братии пришлось пережить, как и всему российскому народу много потерь, горя, тревог. В 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на её территории, что позволило на время сохранить обитель. Но в 1940 году братия монастыря была вынуждена покинуть Валаамский архипелаг, сюда пришла советская власть, в монастырских зданиях разместился дом инвалидов войны, посёлок, в 1979 году – музей. К моменту возвращения в 1989 году ансамбля Спасо-Преображенского монастыря церкви аграрный комплекс архипелага пришел в запустение. Инокам достались заболоченные поля, разрушенная уникальная система осушительных каналов. Многие сельхозугодия потеряли свой первоначальный вид, заросли кустарником. Восстановление сельского хозяйства обители стало одной из насущных проблем Валаамского монастыря.
Остров не для зайцев
За прошедшие годы сделано очень много. Восстановлена деятельность молочной фермы, налажено разведение кур, чего прежде никогда не было, – яйца в монастыре ели только на Пасху.
Проводятся мелиоративные работы, расчистка заросших монастырских полей. И сегодня уже налажен правильный севооборот. Монастырь стал получать свои урожаи картофеля, свеклы и капусты. Были засеяны многолетние травы. Постепенно проходит закупка механизированных средств. Фермерское хозяйство продолжает развиваться и расширяться.
Но, как и прежде, как и всегда, бесценен для Валаама ручной труд. До революции обязательным послушанием для всей братии были сенокос и заготовка дров (на острове сохраняется печное отопление). Сегодня численность братии чуть более 100 человек, — немало для современного монастыря, но очень немного, если сравнивать с дореволюционным Валаамом, когда монахов и послушников было более тысячи человек.
Сегодня на сенокосы, на заготовку дров, на расчистку полей, прополку, на сбор урожая выходят волонтёры.
Всех желающих, готовых к труду и дисциплине, мы приглашаем в трёхнедельные сезонные (весна-лето-осень) лагеря для участия в программе «Волонтёром на остров Валаам». Программой руководит эконом монастыря монах Ефрем (Мухин).
Жизнь волонтёров на архипелаге, в древней православной обители, несравнима ни с туризмом, ни с паломничеством. Это не только активная хозяйственная деятельность на лоне природы, не только прикосновение к святыням, к истории. Встреча с Валаамом – это встреча с самим собой. Независимо от вероисповедания, возраста и образования, на Валааме вы обретёте то, что необходимо именно Вам: впечатления и воспоминания, друзей, опыт, веру, любовь, самих себя.
Волонтером на остров Валаам: http://volonter.valaam.ru/, http://ladoga.valaam.ru
valaam.ru
На положении «трудника-кафтанника» † Валаамский монастырь
Жадно стремлюсь я поскорее окунуться в глубину монашеской жизни. Пробуждается со дна души давно залегшее в ней чувство преклонения пред монашеством вообще. Но где же и как оно здесь проявляется, и как к нему прикоснуться? Велю будить себя со всеми вместе, в два с половиной часа утра. Иду прямо в церковь и потом выстаиваю все службы — 8 часов молитвы ежедневно. Что-то есть в этом всепоглощающее. Точно жернов мелет свой дух в течение восьми часов каждый день. Одно из двух: или ты не выдержишь и сбежишь, или выдержишь — и тогда и ты приобщишься к исполинам духа. Да, основу монашеской жизни составляют богослужения и непременно продолжительные. Пусть не каждый день их посещают, но если ты пришел, то знай, что уйдешь только после того, как перемелешься в жернове молитвы, перемелешься, сделаешься мягче и познаешь на всю жизнь силу монастырского богослужения. Есть в этой уставности службы что-то настоящее, вековое, непоколебимое, как в гипсовый корсет вставляют больную, расслабленную спину, так закаляется твой дух в уставной молитве.После утрени — литургия и сразу обед, в 10 часов утра. Молились вместе, значит, и кушать вместе, и меня приглашают в общую трапезную с монахами. «Что есть красно и что добро?» — вопрошает пророк Давид. «Еже жити, братие, вкупе», — отвечает он же. Да, приятна эта общая трапеза, как непреложная любовь. Трапезовал Авраам с тремя ангелами, трапезовал Христос с учениками на Тайной Вечери и обещал трапезовать вместе в Царствии Небесном на брачном пире Агнца. Вечеря любви и Евхаристия — высшая любовь — причастие Бога с человеками и человека с Богом. Посему и трапеза монастырская — вечеря любви, заклание тельца, упитанного для блудного сына. Сколько мною было пережито и впоследствии за этими братскими трапезами, мною, блудным сыном, удостоенным такой несказанной милости. «Сколько тысяч людей сидело здесь, на этом месте, — думал я, — достойнее меня. Их трудами, потом и кровью воздвигнуты эти палаты. По камешку собирала матушка-Русь, по копейке несла, последнее отдавала, и вот это приют для тебя — изгнанника, теплая любовь отцов и матерей, с миру по нитке — голому рубашка. В эту рубаху — брачную одежду — и облекают тебя твои отцы. Помни же, где ты сидишь, чей хлеб жуешь, и подумай, как бы умножить его, а не уменьшить».
И загорелось желание поработать в монастыре. Иду к игумену, прошу позволения остаться при монастыре. Тянет и в монашество, но еще не решаюсь; не жаль с миром расстаться, а жаль его бросить — спасать надо. Не могу еще отказаться и от своего миссионерства. «Ну что же, поживите, поработайте». И мне дается кафтан, и поступаю я в разряд трудников. Только одна привилегия мне — жить разрешено на гостинице бесплатно, другие трудники в конюшенном доме. Столование бесплатное, но за отдельным от монахов столом, с рабочими. Работа — дрова пилить, сдельно за небольшую плату. Больше десяти марок в день я не вырабатывал.
А тогда пронеслась над Валаамом большая буря и повалила целые десятины леса, так как растет он на очень неглубокой почве, почти прямо на «луде», на камнях. Потом продали весь этот лес за десять миллионов финских марок. И стал монастырь опять богатым, после того как все его сбережения пропали во время революции. Во время голода в восемнадцатом году валаамцев спас огромный урожай яблок в их садах. Меняли на хлеб. Но много монахов — более пятисот человек — должны были совсем оставить монастырь из-за голода. Так постепенно обезлюдел этот когда-то один из самых многонаселенных монастырей на Руси. В великую войну взяли несколько сот на фронт. До войны было около тысячи двухсот монахов и послушников. А в 1925 году, когда я впервые приехал на Валаам, оставалось 450 человек, и все старые годами.
Рубил я лес и пилил в течение полутора месяцев и совершенно выбился из сил. Дело непривычное, физическим трудом раньше много не занимался, а тут еще не хотелось и от службы отказаться. По-прежнему ходил ко всем богослужениям. И получалось восемь часов работы и восемь часов молитвы в день. Пришлось просить другую работу. Назначили на молотилку. Там было легче.
Познакомился с монастырским хозяйством: сто десятин пахотной земли и очень много лугов. Работали тогда главным образом наемные рабочие. Прежде было много бесплатных трудников. Среди православного карельского населения, живущего на берегах Ладожского озера в Финляндии в количестве шестидесяти тысяч человек, был старинный обычай, чтобы молодые люди, прежде чем жениться, поработали бы на Валааме в течение одного года. Девицы и замуж не хотели выходить за не прошедшего монастырского искуса. Осенью, по окончании полевых работ, приезжали на баржах со всех сторон Ладоги эти молодые парни в сопровождении их матерей и отцов. С плачем расставались родители со своими детьми. А на другую осень увозили их счастливые и довольные. Как бы какой клад или приданое увозили с собой родители в лице своих сыновей, вышколенных и просвещенных светом Христовым. Трудники должны были присутствовать на всех воскресных и праздничных службах. Нелегко было выстаивать длинные службы, но и результат получался блестящий. Закал духа на всю жизнь. Так Валаам незаметно являлся великой школой, светильником в темном месте для окружающего православного населения, живущего среди остального протестантского финского народа.
В 1925 году на Валааме было около ста человек наемных рабочих, так как нужно было разрабатывать лес. Старые монахи работали только в мастерских да на сенокосах и на картофельных плантациях. Лошадей своих было уже немного, а раньше доходило до сотни. Коров оставалось еще голов пятьдесят. Было заведено образцовое молочное хозяйство под руководством специалиста-агронома. Молоко выдавалось монахам по скоромным дням по небольшой кружке в день. Огороды обрабатывались двадцатью пятью богомолками, оставшимися на Валааме со времени революции и жившими в гостинице. Они же стирали и белье монахам, за что получали бесплатно стол и жилище. Из них образовался как бы особый женский монастырь. Они усердно посещали богослужения и вели строгий образ жизни. За общим столом полагалось и у них чтение житий святых. Так нашли себе приют все эти уже пожилые богомолки как награду за свою любовь к монастырям, за свой подвиг странничества, излюбленный подвиг всех русских благочестивых людей.
valaam.ru