Святые места Белгородской области
Белгородская область славится своими святынями. Ежегодно тысячи туристов со всей России приезжают, чтобы поклониться иконам и мощам, о чудодейственной силе которых ходят легенды. Однако примечательных храмов и церквей в области много, а путешествие ограничено временными рамками. Из этой статьи вы узнаете, что стоит посмотреть в первую очередь, если вы планируете паломнический тур.
Прежде всего, стоит определиться с гостиницей. Конечно, вы можете выбрать любой отель из тех, что находятся в самом Белгороде. Но ведь это не обычное путешествие, и если вы хотите настроиться на нужный лад, лучше остановиться в гостинице для паломников при Марфо-Мариинском женском монастыре. Этот монастырь находится при Покровском соборе. Помимо него, на территории расположен Успенско-Николаевский храм – единственный на юге России храм, построенный по северному проекту. Такие церкви остались только в Архангельске, Вологде и некоторых других городах. В обители постоянно проживают тридцать сестер, которые заботятся о храме и готовят обеды для строителей и реставраторов. Сестры всегда готовы сердечно поприветствовать паломников. В гостинице есть трапезная палата, где вы сможете попробовать настоящую монастырскую пищу.
В Белгородской области (в с. Холки) также действует Свято-Троицкий мужской монастырь. Если вы не страдаете клаустрофобией, то вам обязательно стоит посетить это место. Дело в том, что монастырь вырублен в основании меловой горы, и все его основные помещения находятся под землей. Предположительно обитель основали монахи Киево-Печерской Лавры в XIV в. Если поедете туда, одевайтесь теплее – под землей температура всегда держится в районе +10 °С. Монахи с удовольствием проводят экскурсии по подземному лабиринту для всех желающих. После прогулки по таинственным пещерам особенно красивыми кажутся прекрасные леса, окружающие надземный монастырский комплекс. Эти шикарные виды стоят того, чтобы их увидеть. При монастыре можно также разделись с монахами трапезу после экскурсии и продолжить путь.
Возвращаясь в Белгород обязательно остановитесь у святого источника в честь Покрова Святой Богородицы в с. Шопино. Местные жители рассказывают об удивительных свойствах этой воды.
Памятник святителю Иосаафу, который считается покровителем Белогорья, установлен напротив Марфо-Мариинского монастыря. Это место тоже считается святым.
Говорят, здесь чувствуется присутствие покровителя, который обозревает свои земли с высоты.
Каждая белгородская церковь отличается своим характером. Все они построены в разные века и в разных стилях. Например, Храм Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – деревянный храм. Его видно из любой точки города, потому что высота центрального купола составляет 38,5 м, а всего куполов – 17. Если вы зайдете внутрь, то увидите потрясающий трехъярусный иконостас в стиле барокко. При храме работает духовно-просветительский центр, так что примут вас там тепло, все покажут и расскажут.
Смоленский собор – еще одна православная достопримечательность, здание XVIII в. Он выглядит, как игрушка, потому что полностью построен в стиле барокко. Этот собор знаменит чудотворной иконой Смоленской Пресвятой Богородицы. Он был возведен в честь ее знамения. Когда-то икона висела на воротах города. И однажды ночью стражник увидел, что от иконы идет свет, и от этого света он зажег восковую свечу. После этого удивительного явления был заложен фундамент собора.
В обширной Белгородской области действует около 500 храмов, каждый из которых в чем-то уникален. Конечно, вы вряд ли сможете посетить их все. Но даже если за время вашего паломничества вы доберетесь только до основных святынь, вы сможете ощутить дух православной Белогорской земли. Каждый найдет здесь что-то свое. Монастыри и храмы, величественные, пережившие революцию, войны и тяжелые советские времена, поражают своей красотой. Мелодичный звон колоколов заставляет сердце биться чаще. И когда ваше путешествие подойдет к концу, вы оглянетесь на золотые купола и пообещаете себе, что вы обязательно вернетесь сюда снова.
Белгород — город в России, административный центр Белгородской области. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, преимущественно на правом берегу реки Северский Донец (правый приток Дона), в 697 км к югу от Москвы, в 40 км от границы с Украиной.
В 1980 году город Белгород был награждён орденом Отечественной войны I степени за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве
Первое городище на территории современного Белгорода археологи (Б.А. Рыбаков, 1951) датируют X веком (995 год).
Город основан по указу царя Фёдора Иоанновича 11 сентября 1596 года как пограничная крепость. С 1658 года Белгород являлся главным городом Белгородской черты — 800-километровой оборонительной линии, защищавшей Московское царство от набегов крымских татар. В начале XVIII века, после присоединения Украины и строительства Украинной оборонительной линии, стратегическое значение Белгорода значительно уменьшилось. Вскоре после завоевания Крыма, в 1785 году, город был исключён из числа действующих крепостей.
В 1727-1779 годах город был центром Белгородской губернии, в которую входили такие города, как Орёл и Харьков. После упразднения губернии Белгород становится уездным городом Курской губернии.
В XIX веке основная промышленность — добыча мела, шерстомойни, переработка воска. Белгородские свечи очень славились.
До середины XIX века Белгород был одним из главных центров торговли салом и напитками, содержащими алкоголь (так называемая «горилка»).
Согласно ЭСБЕ в конце XIX века в городе были 15 церквей и 2 собора, мужской и женский монастыри, мужская классическая гимназия, женская 8-классная гимназия, учительский институт, учительская семинария, духовное начальное училище, уездное и приходское училище.
Советская власть в городе была установлена 26 октября (8 ноября) 1917 года. 10 апреля 1918 года Белгород был занят немецкими войсками. После заключения Брестского мира демаркационная линия прошла севернее города, Белгород был включён в состав Украинской Державы гетмана Скоропадского. 20 декабря 1918 года занят Красной Армией, вошёл в состав РСФСР. С 24 декабря 1918 года по 7 января 1919 года в Белгороде размещалось временное Рабоче-Крестьянское правительство Украины под руководством Г. Пятакова.
Во время Великой Отечественной войны в окрестностях Белгорода шли кровопролитные бои. Город был дважды оккупирован немцами. Когда же кончилась война, то город был очень сильно разрушен, уцелело всего несколько десятков зданий. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 года был дан салют в Москве. С тех пор Белгород называется городом первого салюта, а 5 августа празднуется как День города.
В 1954 город стал административным центром Белгородской области. С этих времен начинается бурное развитие города как областного центра. Можно сказать, что город отстроили заново.
Сегодня Белгород — город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центрально-Чернозёмного района и России. Город насчитывает 576 улиц, бульваров и проспектов, общей протяженностью около 460 км. Также является крупым транспортным узлом России. Белгород неоднократно занимал почётное первое место по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тыс. человек.
23.00 Выезд из г.Ливны
06.00 Прибытие в Белгород в Преображенский кафедральный собор , который является главным православным храмом Белгородской и Старооскольской епархий. Территориально собор расположен на правом берегу реки Северный Донец. Современный храм построен в 1813 году по проекту харьковского архитектора Е.А.Васильева. Именно, в соборе Преображения Господня хранятся наиболее почитаемые святыни белгородской земли – чудотворная икона Николая Ратного и нетленные останки святителя Иоасафа Белгородского (в миру – И.А.Горленко, бывшего епископа Русской Церкви).Экскурсия по территори храма
Переезд в Крестовоздвиженийом храм г.Белгорода находится Чудотворный крест
История обретення Чудотворного Креста
Во времена святителя Иоасафа (1748-1754 гг.) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря.
Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего благоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото.
«Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы», — пояснил помещик опешившим дворовым людям свое вероломное решение.
Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова.
Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника.
Крест затянуло болото.
А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник.
Позже (очевидно, местность стала более сухой) был выкопан колодец.
Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.
Переезд в с. Ракитное в Свято-Никольский храм, построен в 1832 году, настоятелем которого в течение 21 года был известный духовник архимандрит Серафим Тяпочкин. Он понимал, что «нет ничего нужнее и важнее для человека, нежели святость» Старец Серафим был не только приходским священником, а пастырем для всех. К нему шли архиереи, священники, монахи, люди самых разных возрастов и званий. По-прежнему приезжают в Ракитное в Никольский храм его духовные чада, чтобы в таинстве общения с ним на его могилке напитаться духом любви и вернуться в нашу пустыню жизни, сердцем которой он был, есть и будет.
— — — — — — — —
Святыни земли Белгородской
К концу XVIII века во всех уездных городах Белгородской епархии имелись замечательные храмы. Только в Курске было построено 19 церквей. На месте старой крепости находился Знаменский мужской монастырь. В Свято-Троицком женском монастыре во время азовских походов Петра I появляется церковь Живоначальные Троицы. В 70-80-е годы церковь украшается лепниной. Женскому Троицкому монастырю принадлежала и Троицкая церковь. Построенная в 1734 году, она имела два этажа, большой купол, колокольню, окна с красивыми наличниками были построены в полукружке купольного барабана.
В 1778 году был построен один из самых красивых соборов в г. Курске – кафедральный Казанский собор на Сергиевской улице (ныне улица Горького). Это образец архитектурного стиля, связанного с именем крупного архитектора середины XVIII века В.В. Растрелли (1700-1771).
Собор был построен стараниями купца Первышева в честь преподобного Сергия Радонежского и казанской Божией Матери. Предание рассказывает, что задолго до середины XVIII века на посадской улице находился деревянный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, идейного вдохновителя единения и собирания русских земель в XIV веке. В церкви находился список почитаемой на Руси иконы Казанской Божией Матери, считающейся охранительницей России от врагов с востока.
Во время пожара 1751 года Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепел, обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божией Матери. Жители увидели в этом особое предуказание Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Средства на постройку были собраны среди прихожан; особенно большой вклад сделал курский купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял другой курский купец Мошнин, в семье которого родился мальчик, ставший впоследствии одним из наиболее почитаемых на Ркси святых – Серафим Саровский. А свое благословение дал на постройку храма и лично освятил епископ Белгородский и Обоянский, в будущем известный всей России белгородский чудотворец святитель Иоасаф.
Более четверти века строился Троице-Сергиевский собор. Нижний (будничный) храм был освещен в 1762 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Верхний этаж был освещен в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. По богатству убранства Троице-Сергиевский кафедральный собор не имеет себе равных сегодня в Курской епархии.
В 1752 году был построен Введенский храм (ныне рядом с ж.-д. больницей по ул. Дубровинского). В 1767 году был возведен Михайловский храм (ул. К. Либкнехта). На месте Божедомского монастыря в 1768 была возведена Ильинская церковь, слывшая красотой своего убранства и прекрасным хором певчих.
В Курске старейшим памятником городской архитектуры является здание, возникшее в последней трети XVII века (ныне ул. Пионеров, 6). Оно известно как “палаты воеводы Ромодановских”.
В старинном селе Ивановское Рыльского уезда сохранился памятник архитектуры XVIII – палаты гетмана Мазепы. Сооружение палат гетмана Мазепы связано с воссоединением Украины с Россией в 1654 году и массовым расселением украинцев на пустующих землях юга Росси в Рыльском, Льговском и Путивльском уездах.
В истории Белгородско-Курского края оставил свой след епископ Белгородский и Обоянский Иосаф, в миру Иоаким Горленко (1705-1754). Он родился в г.Прилуки под Полтавой в семье полковника казачьего полка, воспитывался в Киевской академии, затем стал монахом сначала Киевско-Межегорского, потом Киево-Братского монастыря.
А в Бгоявление 1728 года посвящен в дьяконы и три года преподавал словесность для младших учеников академии. С 1737 по 1745 гг. Иосаф состоял игуменом Лубенского Спасо-Преображенского монастыря (ныне Полтавской области).
Будучи лубенским игуменом, он был представлен императрице Елизавете Петровне. В присутствии государыни он произнес сильное по убедительности и богатое по содержанию слово о любви к Богу и ближним, свидетельствующее о прекрасном даровании проповедника.
В начале 1745 года, по личному желанию императрицы Елизаветы ПетровныИоасаф был возведен в сан архимандрита с назначением его наместником Троице-Сергиевской лавры, одновременно оставаясь настоятелем Лубенской обители.
В 1748 году по высочайшему повелению Иосаф возглавил Белгородскую архиерейскую кафедру. Святитель Иосаф много сделал для духовного, нравственного воспитания жителей Белгородской и Обоянской епархии, для укрепления здесь твердых устоев православной веры.
В 1911 году епископ Белгородский святитель Иоасаф, спустя более полутора веков, был причислен русской православной церковью к лику святых.
Святыня Белгорода – мощи святителя земли Белгородской Иоасафа – были обретены впервые в Свято-Троицком мужском монастыре 17 (4) сентября 1911 года. Торжественное богослужение их открытия совершал митрополит Московский Владимир.
Второе обретение мощей святителя Иосафа ( после обнаружения их в феврале 1991 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга) произошло в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода 17 сентября 1991 года.
Впервые за существование Белгорода торжественное богослужение здесь по поводу второго обретения мощей святителя Иоасафа совершал Святейший Патриарх Московский И всея Руси Алексий II.
Знаменательно, что прошло всего 4 года со смерти святителя Иосафа, как в уездном городе Белгородской губернии – Курске – родился Прохор Мошнин – в будущем святой Серафим Саровский, один из почитаемых на Руси святых, чудотворец и пророк.
Он происходил из богатой купеческой семьи, которая была очень набожная и благочестивая. Исидор Мошнин строил новый храм во имя преподобного Сергия Радонежского, не жалея средств и пристально следя за постройкой.
В 17 лет Прохор Мошнин решил стать монахом, служил в Саровской Пустыни, а затеи удалился в пустынную келью в сосновом лесу, где пробыл много лет. На 28 году от роду, 13 августа 1786 года, Прохор постригается в иночество, то есть становится монахом, окончательно избирая свой путь, и получает новое имя Серафим, что значит “пламенный”. Преподобному Серафиму было явление пречистой Богородицы, повелевшей ему принимать всех людей без исключения для исцеления и спасения их душ.
Преподобный Серафим стал источником исцеления и наставления для всей Руси.
В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен русской православной церковью к лику святых.
— — — — — — — —
nebofilms.ru
Белгород — Белгородская область — Святые места
Белгород — город в России, административный центр Белгородской области. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, преимущественно на правом берегу реки Северский Донец (правый приток Дона), в 697 км к югу от Москвы, в 40 км от границы с Украиной.
В 1980 году город Белгород был награждён орденом Отечественной войны I степени за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве
Первое городище на территории современного Белгорода археологи (Б.А. Рыбаков, 1951) датируют X веком (995 год).
Город основан по указу царя Фёдора Иоанновича 11 сентября 1596 года как пограничная крепость. С 1658 года Белгород являлся главным городом Белгородской черты — 800-километровой оборонительной линии, защищавшей Московское царство от набегов крымских татар. В начале XVIII века, после присоединения Украины и строительства Украинной оборонительной линии, стратегическое значение Белгорода значительно уменьшилось. Вскоре после завоевания Крыма, в 1785 году, город был исключён из числа действующих крепостей.
В 1727-1779 годах город был центром Белгородской губернии, в которую входили такие города, как Орёл и Харьков. После упразднения губернии Белгород становится уездным городом Курской губернии.
В XIX веке основная промышленность — добыча мела, шерстомойни, переработка воска. Белгородские свечи очень славились. До середины XIX века Белгород был одним из главных центров торговли салом и напитками, содержащими алкоголь (так называемая «горилка»).
Согласно ЭСБЕ в конце XIX века в городе были 15 церквей и 2 собора, мужской и женский монастыри, мужская классическая гимназия, женская 8-классная гимназия, учительский институт, учительская семинария, духовное начальное училище, уездное и приходское училище.
Советская власть в городе была установлена 26 октября (8 ноября) 1917 года. 10 апреля 1918 года Белгород был занят немецкими войсками. После заключения Брестского мира демаркационная линия прошла севернее города, Белгород был включён в состав Украинской Державы гетмана Скоропадского. 20 декабря 1918 года занят Красной Армией, вошёл в состав РСФСР. С 24 декабря 1918 года по 7 января 1919 года в Белгороде размещалось временное Рабоче-Крестьянское правительство Украины под руководством Г. Пятакова.
Во время Великой Отечественной войны в окрестностях Белгорода шли кровопролитные бои. Город был дважды оккупирован немцами. Когда же кончилась война, то город был очень сильно разрушен, уцелело всего несколько десятков зданий. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 года был дан салют в Москве. С тех пор Белгород называется городом первого салюта, а 5 августа празднуется как День города.
В 1954 город стал административным центром Белгородской области. С этих времен начинается бурное развитие города как областного центра. Можно сказать, что город отстроили заново.
Сегодня Белгород — город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центрально-Чернозёмного района и России. Город насчитывает 576 улиц, бульваров и проспектов, общей протяженностью около 460 км. Также является крупым транспортным узлом России. Белгород неоднократно занимал почётное первое место по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тыс. человек.
Сайт: http://www.beladm.rusvyatsy.org
Святая пещерка. О святыни Белгорода.
Сегодня трудно представить, что имя и житие святителя Иоасафа Белгородского, почитавшегося православными верующими Руси на протяжении трех столетий, еще недавно были почти в полном забвении.
Семьдесят лет государственного атеизма стерли из памяти белгородцев глубокий след, оставленный им в человеческих душах. Сегодня заслуженного работника культуры РФ, белгородского краеведа А. Н. Крупенкова можно назвать «главным специалистом по святителю Иоасафу». Но в 80-е годы прошлого века, когда сельский учитель из Топлинки Александр Крупенков, увлеченный краеведением, впервые наткнулся в московских архивах на упоминание о святителе и загорелся желанием узнать о нем больше, сразу возникли препятствия.
Запрещать учителю истории изыскания по поводу «церковника» никто не стал, но… В Ленинской библиотеке, где в каталоге на букву «И» был большой список материалов об Иоасафе Горленко, все 10 карточек с требованиями вернулись с пометками «книга в ветхом состоянии», «книга на реставрации», «книга на руках» и так далее. Краевед попробовал повторить попытку на следующий день – и снова та же история. Тогда Крупенкова осенило – в 1911 году газеты и журналы никак не могли умолчать о торжествах по поводу канонизации святителя Иоасафа!
Он стал заказывать периодику – и окунулся в богатейший материал, где было все – и житие, и свидетельства о чудесах, и праздничные отчеты с торжеств в Белгороде… Ксероксов не было – и учитель с утра до вечера корпел над подшивками, переписывая все от руки. А потом началась перестройка и многие недоступные прежде архивы открылись для исследователей отечественной истории. В 2000 году вместе с отцом, журналистом «Белгородской правды» Николаем Филипповичем Крупенковым они выпустили первую книгу о святителе Иоасафе Белгородском в серии «Выдающиеся россияне – белгородцы» (издатель В. В. Овчинников).
Открытие в 2009 году пещерки святителя, в которой несколько веков пребывали мощи святого, краевед считает самым большим событием в «иоасафоведении» последних лет.
– Я никогда не мог представить себе, что, ломая в 1927 году Свято-Троицкий собор на кирпич, уездные власти могли уничтожить пещерку при нем – ведь им проще всего было ее засыпать, сровнять с землей, – вспоминает краевед. – А значит, ее можно найти!
Историки отнеслись к предположению скептически. Но однажды эту идею краевед высказал владыке Иоанну, и тот горячо поддержал предложение найти и увековечить святое место. В 2009 году группа ученых из научно-технического кооператива «Горняк», ЗАО «Элтон» и БелГУ провела в центре города геофизическую разведку электрометрическим методом, чтобы сузить площадь археологических раскопок. На месте бывшего Свято-Троицкого монастыря располагались многоквартирные дома и гаражи, что затрудняло поиски.
Проверочным бурением в земле была обнаружена старинная кирпичная кладка, и на ее месте (для этого пришлось убрать несколько сараев) студенты-археологи под руководством кандидата исторических наук В. Сарапулкина начали раскопки… «Чем глубже становился раскоп, тем больше укреплялась уверенность в том, что это и есть та самая знаменитая пещерка.
День за днем по сантиметрам освобождались от обломков кирпича стены подземного сооружения. Потом показались два оконных проема с подоконниками, выложенными старинной большой голубой плиткой… Работать приходилось очень осторожно. Чтобы старинные стены не рухнули, их приходилось подпирать досками», – пишут авторы книги «Пещерка святителя Иоасафа».
Из жития святителя известно, что незадолго до смерти в 1754 году, предчувствуя близкую кончину, он сам распорядился похоронить его под стеной Свято-Троицкого собора в каменном склепе. Склеп строился для погребения нескольких архиереев, и когда скончался преемник святителя Иоасафа на белгородской кафедре епископ Лука (Конашевич), закрытую на замок пещерку открыли. И… пока не было нового архиерея, монахи воспользовались случаем открыть гроб святителя Иоасафа, ожидая найти в нем нетленные мощи. Так и случилось. Мощи и облачение белгородского епископа были нетленны!
Взорванный Троицкий собор
Из жития святителя известно, что незадолго до смерти в 1754 году, предчувствуя близкую кончину, он сам распорядился похоронить его под стеной Свято-Троицкого собора в каменном склепе. Склеп строился для погребения нескольких архиереев, и когда скончался преемник святителя Иоасафа на белгородской кафедре епископ Лука (Конашевич), закрытую на замок пещерку открыли. И… пока не было нового архиерея, монахи воспользовались случаем открыть гроб святителя Иоасафа, ожидая найти в нем нетленные мощи. Так и случилось. Мощи и облачение белгородского епископа были нетленны!
Слухи распространились быстро, в пещерку устремились богомольцы, и многие во время панихид по святителю тут же освобождались от различных болезней. Но массовым паломничество к мощам стало в 1760–1765 годы, когда в дни празднования памяти святого пещерку посещало до 20 тысяч богомольцев ежедневно. В усыпальнице, в то время представлявшей из себя просто тесный сырой погреб, находилась семейная «Владимирская» икона Божией Матери, которой когда-то Мария Даниловна Горленко благословила сына. А также архиерейский посох, с любовью отделанный бисером сестрой святителя Параскевой. Пещерку святителя посещали многие видные персоны, митрополиты, губернаторы, великие князья и даже императоры – Александр I, Николай I и Николай II.
– Но несмотря на всенародное почитание святителя Иоасафа, свидетельства о многочисленных чудесах от мощей начали записывать только с 1816 года. И весь XIX век с канонизацией святого были проблемы, – рассказывает А. Н. Крупенков.
Житие святителя Иоасафа Белгородского в картинах Белгородских художников в Храме Часовне во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского
Известен случай, когда архиепископ Феоктист Мочульский счел необходимым закрыть склеп на замок, чтобы ограничить поток паломников к мощам не прославленного Церковью святителя. Возмущению белгородцев не было предела! Но однажды святитель явился к архиерею во сне и строго вопросил: «Что ты меня гонишь?». Проснувшись, архиепископ Феоктист раскаялся в своем поступке и велел вновь открыть пещерку.
Житие святителя Иоасафа Белгородского в картинах Белгородских художников в Храме Часовне во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского
В первый раз вопрос о канонизации святителя Иоасафа был поднят перед владыкой Феоктистом белгородскими купцами в 1815 году. Владыка поддержал прошение и подготовил для Священного синода рапорт о почитании святого в народе, нетленности его мощей и множестве чудес и исцелений. Однако Синод не поддержал прошение, сославшись на то, что свидетельства о чудесах не заверены как положено и гроб вскрыт без его разрешения, самочинно. Архиерею даже был направлен секретный указ сдерживать народное стремление к прославлению святого. Император Александр I также не дал согласия на канонизацию святителя Иоасафа, за что, по народной молве, и поплатился через год загадочной смертью во цвете лет – в день святого покровителя святителя, индийского царевича преподобного Иоасафа, имя которого в постриге получил Иоаким Горленко.
Каждую субботу в Пещерке служится Божественная Литургия
Третья попытка канонизировать святого была отклонена в 1882 году обер-прокурором Синода К. Победоносцевым. Толчком к продвижению дела канонизации святого стало крушение царского поезда в Харьковской губернии в 1888 году. Чудесным образом никто из царской семьи не погиб, и Александр III считал, что именно по молитвам святителя за царя…
4 мая 1904 года пещерку святителя посетил император Николай II. После горячей молитвы коленопреклоненного царя надежда на скорое прославление почитаемого в народе святого окрепла. И действительно, хлопоты назначенного в это время на Курскую кафедру епископа Питирима (Окнова), и особенно дальнего потомка святителя – князя Н. Д. Жевахова получили поддержку свыше. Святейший Синод благословил специальную комиссию освидетельствовать мощи. Записи рассказа членов комиссии сохранил для вечности епископ Никодим (Кононов), будущий белгородский архиерей, замученный большевиками в 1919 году и за свой исповеднический подвиг причисленный в 2000 году к лику святых (надо сказать, у святителя Иоасафа были достойные преемники на архиерейской кафедре – кроме епископа Никодима в РПЦ прославлен также новомученик епископ Антоний Панкеев).
Склеп-пещерка святителя Иоасафа Белгородского
Итак, вот что, со слов епископа Никодима, увидели члены комиссии: «Тело святителя Иоасафа пребывает нетленным: высокого роста, страшно исхудавший как от подвижнической жизни вообще, так и от тяжести предсмертной болезни, с впалою грудью, слегка приоткрытыми веками и устами, угодник Христов имеет вид тихо спящего человека… Без глубочайшего умиления и трепета невозможно сердечноверующему человеку смотреть на это дивное проявление Божественного – всемогущего, премудрого и благого благоволения к человеку-праведнику!».
Пещерка святителя Иоасафа Белгородского
Комиссия также тщательно обследовала случаи чудесных исцелений по молитвам к святителю – тщательно опрашивались свидетели, люди на кресте и Евангелии давали клятву в правдивости своих слов. Рассмотрев все, Святейший синод направил ходатайство о прославлении белгородского святого императору. Николай II начертал резолюцию: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа Русского. Приемлю предположение Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
Владимирская икона Пресвятой Богородицы внутри Храма Часовни во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Чудотворца
В книге отца Олега и А. Крупенкова «Пещерка святителя Иоасафа» представлены фотографии и рисунки, запечатлевшие наружный и внутренний вид пещерки до революции, паломников у раки, а также хроника обретения пещерки в 2009 году и этапы ее восстановления и строительства рядом с ней часовни во имя святителя Иоасафа Белгородского.
Белгородская Митрополия и Храм Часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Чудотворца с высоты полета
Вторая книга авторов, выходящая к 100-летию канонизации, называется «Прославление святителя Иоасафа». В ней собраны документы, долго считавшиеся утраченными: ходатайства белгородцев, акты комиссии Святейшего синода, материалы, посвященные работе над акафистом новопрославляемому святому… Два года назад отец Олег Кобец в результате неотступных поисков нашел эти документы: обошедшие перед тем весь свет, они оказались неподалеку, в Харькове… Видно, самому святителю было угодно, чтобы мы, нынешние граждане страны Российской, воздали должное неотступности и упорству наших благочестивых предков, хлопотавших о земной славе давно прославленного у Бога святого, подражали их благоговейности и вере.
Благословение Святителя да будет с нами!
Стеклянный купол Пещерки святителя Иосафа
Автор: Н. Кутковая
Фото: Ю. Коренько, В. Козлова, archeologia31.livejournal.com, vk.com/clubstbelg, открытые источники
hramnikolskoe.ru
Родники Святого Белогорья | БЕЛГОРОД
Белгородская область богата не только святынями, но и святыми источниками. «АиФ-Черноземье» рассказывает о самых известных из них, расположенных на территории Белгородской и Старооскольской епархии. С каждым связаны различные предания. Все они в разное время были освящены епископом Белгородским и Старооскольским, архиепископом Белгородским и Старооскольским, а ныне – митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Белгород
Святой источник Серафима Саровского
Святой источник на Харьковской горе забил в 2001 году, когда был освящен храм Георгия Победоносца. Надкладезную часовню освятили во имя святого преподобного Серафима Саровского.
Святой Кошарский источник
Фото: Сайт «Святой источник»Источник существовал с XVIII века, но долгое время был в забвении – работы по его восстановлению были закончены в 1998 году, незадолго до престольного праздника храма на Кошарах — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. Часовня над источником была возведена в 2010 году.
Белгородский район
Святой источник в Монастырском лесу
Из истории известно, что здесь в начале XVIII века была явлена чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Позже была построена часовня, святое место перешло в ведение Рождество-Богородицкого женского монастыря. В советские годы часовня была разрушена и лишь в 90-х годах XX века источник и его сооружения начали восстанавливать.
В 1996 году близ часовни, построенной над святым источником, Господь явил чудо — огненный столп от воды до неба. В источнике люди не раз исцелялись от различных, порой очень тяжёлых болезней.
Святой источник Иоасафа, епископа Белгородского, в с.Петропавловка
Фото: Сайт «Святой источник»В селе Петропавловка находился загородный архиерейский дом епископа Иоасафа Белгородского. Им был освящён родник в этом селе. В память об этом событии здесь возведена ротонда-часовня.
Шебекинский район
Святой колодец поселка Неклюдово
Фото: Сайт «Святой источник»Колодец находится около Петропавловского храма, в месте, где, по преданию, верующим людям явилась Божия Матерь. Вода в нём считается целебной.
Святой источник иконы Николая Ратного
Фото: Сайт «Святой источник»Источник находится в бывшем селе Устинка, ныне это пригород Шебекино. По преданию, здесь была явлена великая святыня — икона святителя Николая Ратного. Ежегодно 21 мая чудотворную икону доставляют на источник, где совершается молебен с акафистом и чин освящения воды.
Святой источник с. Белый Колодезь
Фото: Сайт «Святой источник»В православный праздник Крещения Господня в 2009 году благоустроенный источник освятили – он был обустроен в честь 310-летия основания села и сам дал ему название. Первыми жителями, по преданию, были участники стрелецкого восстания, которые были сосланы на южные рубежи страны по приказу Петра I.
Корочанский район
«Ясный колодец» в Короче
Фото: Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район»Существует легенда об этом источнике. Во время строительства крепости на горе Белой в XVII веке русские сторожевые войска постоянно сталкивались с набегами татар. И однажды во время неравного боя сын воеводы Ясень был ранен. У него была возлюбленная, которая решила, что если омоет его раны родниковой водой, то спасет любимого. Но на горе не было родников, и она отправилась к подножию, принесла воды родниковой, омыла раны Ясеня — и они быстро зажили. С тех колодец и прозвали Ясным, а воду в нём считают целебной.
Старооскольский район
Святой Жуковский колодец
Фото: Сайт «Святой источник»Колодец расположен в урочище Жуково Старооскольского городского округа. Деревни Жуково уже давно нет, а колодезь жив и дарит людям живительную воду. Здесь в XIX веке была явлена икона Божией Матери «Знамение». По словам старожилов, здесь многие получили исцеление от своих напастей и болезней, даже от слепоты. После революции, во времена гонений источник хотели засыпать, но не получилось — трактора, подъезжая к месту, где расположен колодезь, глохли и вперед не двигались. Вода, набранная в колодце, сохраняет свою свежесть долгое время.
Потуданский родник
Фото: Сайт «Святой источник»Источник расположен у поселка Логвиновка, близ села Потудань. Он освящен в честь Николая Чудотворца и является самым известным родников района, это памятник природы регионального значения. По преданию, явление иконы Святителя Николая в роднике у истока реки Потудань произошло в начале XVIII века. Практически с момента явления иконы сюда совершались паломничества. После революции часовню сожгли. Восстановили и освятили её в 1994 году.
Бабанинский родник
Фото: Сайт «Святой источник»Расположен в западнее села Обуховка, на северной окраине села Бабанинка, в пойме реки Котел. По преданию, здесь была явлена икона Божией Матери «Знамение», после чего родник стал местом паломничества.
Новооскольский район
Святой источник Параскевы Пятницы в с.Старая Безгинка
Родник этот в народе называется «Пятенка», он находится у подножия горы, на которой возвышается Покровский храм. В дни празднования в честь чудесного обретения иконы здесь служат молебен и поют акафист в честь святой Параскевы, после чего набирают целебную воду.
Чернянский район
Родник «Крестовоздвиженский» посёлка Чернянка
Фото: Сайт «Святой источник»Святой источник расположен на западной окраине поселка, в пойме реки Оскол.
Колодец возле Свято-Троицкого Холковского монастыря
Фото: Сайт «Святой источник»Монастырский источник находится прямо у входа в обитель, у подножия холма, на котором расположен монастырь.
chr.aif.ru
В каком роднике искупаться, чтобы вылечить все болезни?
В районах нашего региона бьют десятки источников, которые, как в народе говорят, обладают целебной силой. Многие из них верующие почитают уже не одну сотню лет. Люди приезжают к этим родникам не только из окрестных сел. Паломники едут к нам из стран ближнего и даже дальнего зарубежья в надежде на чудо исцеления на Воронежской земле. Мы расскажем лишь о некоторых источниках нашего края.
Святой источник святителя Митрофана Воронежского
Где находится: Воронеж, улица Софьи Перовской, 96.
Зачем сюда приходят люди?
Святую воду из этого источника пьют, желая излечиться от многих болезней. Исцеляющая сила родника известна в народе уже на протяжении 300 лет. Предание гласит, что сам святитель Митрофан приходил сюда, чтобы помолиться в уединении. Неподалеку он освящал первые корабли русского флота. С тех давних пор люди приходят на это место напиться целебной воды, обращаются с молитвой к святителю, веря в возможность выздоровления.
В 1993 году территорию источника передали Воронежской и Борисоглебской епархии, и ее обустроили. По благословению Владыки Сергия факты исцеления водой из родника с начала 80-х годов записывают в специальную книгу. Вот лишь некоторые из них. Молодая женщина никак не могла избавиться от сильнейшего воспаления, грозившего ей бесплодием. Лечение не помогало, и тогда она начала приходить к источнику. Несколько месяцев каждую неделю она обливалась водой и пила ее, и болезнь отступила. Еще одна история: шестнадцатилетнюю девушку из Киева с детства мучили страшные головные боли, но медики не могли установить, с чем это связано. Тогда девушку привезли в Воронеж. Две недели она купалась в роднике, и в итоге, на удивление врачей, мигреней как не бывало! Многие уверены, что источник святителя Митрофана в одночасье исцеляет от гриппа — после купания у больных падает температура и начинается выздоровление.
Источник Святителя Митрофана Воронежского (Воронеж, ул. Софьи Перовской).Фото: Александр ЗИНЧЕНКО
Сейчас рядом с источником возводят храм святителя Митрофана Воронежского, в котором есть купели, наполненные водой из родника, — мужская и женская.
Святой источник преподобного Серафима Саровского
Где находится: на границе Грибановского и Аннинского районов, в 130 км от Воронежа, село Ново-Макарово, в мужском монастыре преподобного Серафима Саровского.
Зачем сюда приходят люди?
Здешняя местность буквально напоена водой многочисленных озер, прудов и родников! Десятки источников бьют вокруг, причем одни иссякают, другие открываются, третьи не затягиваются никогда. Вода в них очень чистая и необыкновенно вкусная. Два родника, к которым приезжают в эти края за целебной водой, были освящены в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Неупиваемая чаща».
Попить воды из источника преподобного Серафима Саровского приезжают паломники из Германии, Бразилии, из всех уголков России — Питера, Архангельска, Киева. Лечит она, по убеждению верующих, от всех недугов. Источник имеет вид колодца, вокруг которого выложены булыжники. Поскольку воды в колодце довольно много, она, вытекая, бежит ручьем и впадает в соседнее озерцо.
Святой источник во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Где находится: там же, где и предыдущий источник, — в селе Ново-Макарово, в мужском монастыре преподобного Серафима Саровского.
Зачем сюда приходят люди?
Один монах, рассказывает местная легенда, крепко пил. И никак не мог избавиться от этой напасти. Он так долго и упорно молился Божией Матери, что она явилась ему…
Именно поэтому источник был освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаща». Люди приезжают к нему в надежде избавиться от алкогольной и наркотической зависимостей, а также от душевных недугов. Проточная вода источника заполняет купель, выливается из нее в ближнее озеро, где благодаря его чистоте водится много рыбы. Над входом в купель — икона Божией Матери «Неупиваемая чаща», у которой верующие вымаливают выздоровление.
Источник святителя Николая Мирликийского чудотворца
Где находится: село Урыв Острогожского района.
Зачем сюда приходят люди?
О существовании этого источника известно с конца позапрошлого века. И уже с дореволюционных времен он слыл в народе как целебный. На месте, где сейчас бьет родник, был когда-то колодец, который со временем разрушился. Водой из родника с молитвой исцелялись верующие. Многие люди получали облегчение в течении болезней ног и желудка. Есть старинная история о том, как однажды в колодец со святой водой провалилась буренка с больным выменем. Корову вытащили, а на следующее утро обнаружили, что она вдруг пошла на поправку. Каждый день хозяева носили глину, смоченную водой из родника, и прикладывали своей любимице к больному месту, и скоро болезнь как рукой сняло…
Люди с трепетом отзываются об этом источнике, веря в его целебную силу. В 1999 году жители села и местная администрация восстановили родник, поставили вокруг него сруб и освятили старинный источник, назвав его в честь святителя Николая, чудотворец Мир Ликийских.
К святым источникам приходят и стар и млад — за вкусной водой, с молитвой и надеждой на исцеление (источник святителя Митрофана в Семилуках).Фото: Александр ЗИНЧЕНКО
Источник святой великомученицы Варвары
Где находится: в Борисоглебске, находится у монастырской ограды, в лесу, на вершине горы Теллермановского леса, рядом с бывшим мужским Хренниковским Александро-Невским монастырем.
Зачем сюда приходят люди?
Об источнике узнали, когда стали восстанавливать монастырь. Водой из него лечат тяжелые заболевания, например, телесные повреждения после аварий, проблемы с желудком. Но не только. Источник освящен во имя святой Варвары. По преданию, великомученица помогает всем, независимо от отношения к религии, лишь бы они прошли на источник. Бывает, что он пересыхает, но к осени снова начинает бить. Говорят, что во время чтения молитв поток воды в роднике усиливается.
Святой источник под Меловой горой
Где находится: Бутурлиновка, рядом с Кресто-Воздвиженским храмом.
Зачем сюда приходят люди?
На окраине Бутурлиновки, под Меловой горой, расположен целебный родник, к которому приезжают жители из соседних районов и областей. Бьет он уже больше века. Каждый в городе знает о его существовании. Местные жители окропляют водой из источника свои квартиры, дома и домашних животных. Многие старушки могут рассказать, что секрет их долголетия — в родниковой воде, вкусной и мягкой, которую они пьют каждый день. Несколько лет назад родник облагородили, а затем и освятили. Со временем тут планируют построить купель.
Святой источник святителя Митрофана в Семилуках
Где находится: в центре Семилук.
Зачем сюда приходят люди?
Большой популярностью горожан пользуется местный родник имени святителя Митрофана. Он расположен в самом центре города, у Свято-Митрофановского храма. Ведут к источнику по крутому спуску десятки ступеней, но верующих такой путь к воде не пугает. Люди постоянно приходят к роднику уверенные, что он благотворно влияет на их здоровье и лечит от всех болезней. Здесь бьют сразу три ключа. Один из них огорожен небольшим домиком, в котором находится купель. Другой оформлен в виде колодца, а рядом стоит лавочка — можно присесть и отдохнуть… За источником постоянно следят, очищают от мусора. Освятили его на Крещение в 1995 году.
ОТ РЕДАКЦИИ
Уважаемые читатели! Помните, что надежда на чудо, обращение к святыням вовсе не отменяет помощи традиционной медицины, квалифицированных врачей. От подобного фанатизма предостерегают и сами священнослужители.
Благодарим за помощь в создании материала Воронежскую и Борисоглебскую епархию.
www.bel.kp.ru
Виды туризма : Святые места Белгородской области: путеводитель паломника : Статьи о туризме
Белгородская область славится своими святынями. Ежегодно тысячи туристов со всей России приезжают, чтобы поклониться иконам и мощам, о чудодейственной силе которых ходят легенды. Однако примечательных храмов и церквей в области много, а путешествие ограничено временными рамками. Из этой статьи вы узнаете, что стоит посмотреть в первую очередь, если вы планируете паломнический тур.
Прежде всего, стоит определиться с гостиницей. Конечно, вы можете выбрать любой отель из тех, что находятся в самом Белгороде. Но ведь это не обычное путешествие, и если вы хотите настроиться на нужный лад, лучше остановиться в гостинице для паломников при Марфо-Мариинском женском монастыре. Этот монастырь находится при Покровском соборе. Помимо него, на территории расположен Успенско-Николаевский храм – единственный на юге России храм, построенный по северному проекту. Такие церкви остались только в Архангельске, Вологде и некоторых других городах. В обители постоянно проживают тридцать сестер, которые заботятся о храме и готовят обеды для строителей и реставраторов. Сестры всегда готовы сердечно поприветствовать паломников. В гостинице есть трапезная палата, где вы сможете попробовать настоящую монастырскую пищу.
В Белгородской области (в с. Холки) также действует Свято-Троицкий мужской монастырь. Если вы не страдаете клаустрофобией, то вам обязательно стоит посетить это место. Дело в том, что монастырь вырублен в основании меловой горы, и все его основные помещения находятся под землей. Предположительно обитель основали монахи Киево-Печерской Лавры в XIV в. Если поедете туда, одевайтесь теплее – под землей температура всегда держится в районе +10 °С. Монахи с удовольствием проводят экскурсии по подземному лабиринту для всех желающих. После прогулки по таинственным пещерам особенно красивыми кажутся прекрасные леса, окружающие надземный монастырский комплекс. Эти шикарные виды стоят того, чтобы их увидеть. При монастыре можно также разделись с монахами трапезу после экскурсии и продолжить путь.
Возвращаясь в Белгород обязательно остановитесь у святого источника в честь Покрова Святой Богородицы в с. Шопино. Местные жители рассказывают об удивительных свойствах этой воды.
Следующей точкой маршрута будет Преображенский Кафедральный Собор – главная святыня Белгорода. Он относительно новый, собор построили в 1813 году. Строгое, внушительное здание в стиле русского классицизма производит неизгладимое впечатление. Но, конечно, самое главное скрывается внутри. В этом соборе хранятся мощи святителя Иосаафа.
Памятник святителю Иосаафу, который считается покровителем Белогорья, установлен напротив Марфо-Мариинского монастыря. Это место тоже считается святым. Говорят, здесь чувствуется присутствие покровителя, который обозревает свои земли с высоты.
Каждая белгородская церковь отличается своим характером. Все они построены в разные века и в разных стилях. Например, Храм Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – деревянный храм. Его видно из любой точки города, потому что высота центрального купола составляет 38,5 м, а всего куполов – 17. Если вы зайдете внутрь, то увидите потрясающий трехъярусный иконостас в стиле барокко. При храме работает духовно-просветительский центр, так что примут вас там тепло, все покажут и расскажут.
Смоленский собор – еще одна православная достопримечательность, здание XVIII в. Он выглядит, как игрушка, потому что полностью построен в стиле барокко. Этот собор знаменит чудотворной иконой Смоленской Пресвятой Богородицы. Он был возведен в честь ее знамения. Когда-то икона висела на воротах города. И однажды ночью стражник увидел, что от иконы идет свет, и от этого света он зажег восковую свечу. После этого удивительного явления был заложен фундамент собора.
В обширной Белгородской области действует около 500 храмов, каждый из которых в чем-то уникален. Конечно, вы вряд ли сможете посетить их все. Но даже если за время вашего паломничества вы доберетесь только до основных святынь, вы сможете ощутить дух православной Белогорской земли. Каждый найдет здесь что-то свое. Монастыри и храмы, величественные, пережившие революцию, войны и тяжелые советские времена, поражают своей красотой. Мелодичный звон колоколов заставляет сердце биться чаще. И когда ваше путешествие подойдет к концу, вы оглянетесь на золотые купола и пообещаете себе, что вы обязательно вернетесь сюда снова.
Опубликовано: 20 мая 2016 г.
www.tourstars.ru
Белгородское чудо / Православие.Ru
Есть на окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары (а когда-то здесь было село Архангельское), Крестовоздвиженский храм, построенный в 1862 г., в связи с удивительным событием, чудом… Храм этот не столь, конечно, знаменит, как, скажем, его соименник и ровесник, бочком прилепившийся к Ливадийскому Царскому дворцу. Но своя история — у него есть.
О постройке Кошарской церкви в честь Воздвижения Креста Господня описатель Дренякин сообщал в книге «Белгород с уездом» (1882), уже через двадцать лет после освящения храма — что строительство велось на средства графини Анны Варламовны Богданович (Ластовской) и купцов виноделия, братьев Николая и Егора Мухановых. Более поздние источники давали также дату 1863 г.
…У входа в храм очень людно. Праздничная служба идет в церковном дворе, правит ее в этом году протоиерей Олег Кобец, настоятель кафедрального Преображенского собора Белгородской и Старооскольской епархии, в сослужении двух протоиереев — настоятеля Крестовоздвиженского храма Иоанна Борчука и благочинного прихода свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Сергия Колия.
Еще один батюшка, клирик храма Владимир Чумаков принимает исповедь у южной стены, в тени могучего древа. В самом начале молебна под столик к о. Владимиру приходит похожий на западно-сибирскую лайку большой черный пес с белой опушкой лап, судя по всему, «свой», ибо укладывается основательно, а позже — уходит «в народ», мирно и утешительно дремать на боку прямо у ног стоящих прихожан.
Служебное пение и все возглашения слышны хорошо — подзвученные качественной усилительной техникой, которая установлена на микроавтобусе у храмовой ограды. Столь же внятно слышно и прекрасное пение мужского хора — сегодня это четверо из митрополичьего хора под управлением о. Николая Кацы, разместившихся под другим высоким деревом.
От ворот красивой ажурной ограды до входа в храм тянется любовно выложенная на асфальте нарядная травяная дорожка, украшенная головками осенних цветов, народ благоговейно стоит по обе стороны от нее.
Слева, рядышком, высится голубенькая, с золотым шлемовидным куполом, часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, возведенная над глубинной скважиной и освященная митрополитом Иоанном совсем недавно, в 2010 г.
В часовню выстроились богомольцы, поскольку именно в ней и установлен для поклонения чудотворный Кошарский Крест XVIII в., белгородская святыня.
В часовенке набирают и воду из краников бювета — она построена на месте святого источника, где был обретен Чудотворный крест.
Работы по восстановлению кошарского целебного источника, за десятилетия безбожной жизни оказавшегося в забвении, были закончены лишь к 1998 г., уже в новейшие времена, при настоятеле храма о. Иоанне Борчуке, когда приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство территории.
За часовней вдали видны гигантские, страшноватые красно-полосатые трубы цемзавода, храм стоит на пригорке у самой трассы, сегодня тут много автомобилей, все прибывающих и прибывающих. Вот молодая особа выскочила из такси, набросила покров на главу и, словно враз отбросив спешку и суету, тихонько двинулась к храму. Прибыла и машина с надписью «Мир Белогорья. Телекомпания», с неизменным свидетелем и хроникером таких событий, народным артистом России Виталием Стариковым и телеоператором. На одном из припаркованных у самых врат красном авто обращает на себя внимание наклейка на заднем стекле — с флагом Новороссии (Андреевский синий косой крест в белой окантовке, на красном фоне) и слоганом «Я за Новороссию!».
Отец Олег произносит прочувствованное слово о празднике, о разысканиях Креста Господня царицей Еленой, о сопутствовавших этим событиям чудесах, говорит о восхождении Христа на Крест, о духовном космическом смысле этого события, прилагая его к жизни и крестной ноше каждого христианина.
Причащаются православные у троих батюшек, народу много. Подносят младенцев, смиренно стоит с грудничком на руках молодой — высокий и несокрушимый — папа в черной футболке с надписью на спине «Россия. Военно-морской флот».
Потом свершается Крестный ход — чудотворный кошарский Крест по возобновленной традиции православные обносят вокруг Крестовоздвиженского храма, с остановками по четырем сторонам света, во время которых батюшки читают Евангелие. Этот обычай возрожден с 1999 г., в том же году для Креста был изготовлен специальный киот.
История обретения Чудотворного Креста, вызвавшего к жизни кошарский храм, такова. Рассказывают, что здесь, в Кошарах, еще во времена святителя Иоасафа, который, напомним, был на Белгородской епископской кафедре с 1748-го по 1754 г., жил богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме и находился Крест, присланный родным братом, послушником монастыря Святой Горы Афон. Однажды, раздраженный тем, что на охоте звери разорвали его любимую собаку, помещик «остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото», дескать, ничего чудотворного в Кресте, оказывается, нет, и не приносит он «никакой пользы».
Предание сообщает, что хозяин имения впоследствии умер «лютой смертью грешника»…
А в конце XVIII в. произошло чудо: один слепец «во сне услышал голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник».
Весть об обретенном Кресте разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.
Сначала Крест был обустроен на подмостках, а позже перенесен в каменную часовню, построенную землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где и находился около трех десятилетий.
К Чудотворному Кошарскому Кресту и целительному роднику паломники прибывали даже из очень далеких мест. И проводили здесь по месяцу и дольше. Собиравший материалы о чудесных исцелениях отец Порфирий Амфитеатров в начале ХХ в. выстроил здесь странноприимный дом. Сообщалось, что у Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны, и при большом стечении богомольцев Крест из храма выносился и устанавливался на специальных подмостках у колодца.
Интересны детали кошарской прихрамовой жизни. По воспоминаниям местных жителей, в летние месяцы ученики церковноприходской школы, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За такую работу каждый юный писарь, по благословению священника, получал вознаграждение — одну копеечку от каждого заказчика молебна. Нередко, в периоды обильного притока паломников, крестьянская детвора, усвоившая грамоту, вносила своими трудами ощутимый вклад в бюджет своих семей.
Отец Порфирий записал рассказы о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника.
Старожилы Кошар чаще других вспоминают трогательную историю, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой. «Незадолго до октябрьских событий 1917 г. хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Маша Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок. Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги» и как оставил коляску, как в конце лета решительно, пешком, с чемоданом отправился на железнодорожную станцию. И потом прислал из Пензы благодарственное письмо церковному старосте и всем, с кем успел здесь подружиться, кто отнесся к нему с теплом и помогал.
Жители Кошар оставили очень теплые воспоминания о священнике Порфирии Ивановиче Амфитеатрове — публицисте, педагоге Белгородского Духовного училища, заведующем церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии, добром пастыре и молитвеннике, наставнике и печальнике о страждущих. О. Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 гг. А потом — настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, начальный вклад в строительство которого, напомним, дал в 1709 г. Император Петр Великий, направлявшийся через Белгород и Харьков на Полтавскую битву.
О. Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 г. неподалеку от пещерки свт. Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело о. Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось.
Рассказывают поразительную историю из времен воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 г. из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 г. представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». …
Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрестке улиц Гостенской и Полянской (в советское время ул. Фрунзе, ныне просп. Славы) он был убит молнией.
Свидетели подчеркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой.
Крест был возвращен на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х — закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нем сохранилось несколько старинных икон — например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила.
О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 г. от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва.
О нескольких случаях новейших чудесных исцелений от Кошарского Креста рассказала матушка Светлана Кобелева в статье «Сила Божия в немощи совершается», опубликованной в газете «Белгородские епархиальные ведомости» в 2002 г.
В Крестовоздвиженский день мы с особым чувством повторяем эту молитву: «О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.
О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.
Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь».
…Отец Олег, возглавляющий Крестный ход, окропляет и окропляет нас всех святой водой. Удивительное все же дело: летит три-пять капель, а попадает на каждого! С тем и расходимся, — радостные.
Фото автора
pravoslavie.ru