УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Храм, возведенный в 1475-1479 гг. Главный кафедральный собор России вплоть до 1917 г.
История создания. XV век
При великом князе Московском и государе всея Руси Иване III произошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого Русского государства.
Столь значительное событие должно было быть подкреплено как экономикой, военной силой, так и идеологией. Сооруженный еще в 1326-1327 гг. Успенский собор, являвшийся первым московским храмом из камня, к середине XV в. обветшал и уже не соответствовал статусу первого собора нового государства. Иван III задался целью возвести новый кафедральный собор, который бы символизировал твердость и силу Москвы.
Митрополит Московский Филипп в 1471 г. пригласил двух русских мастеров для возведения нового церковного здания. По замыслу, который предстояло выполнить Кривцову и Мышкину, зодчие должны были возвести храм по образу Успенского собора во Владимире.
После этих печальных событий по совету Софии Палеолог в Италию было отправлено посольство боярина Семена Ивановича Толбузина. Целью его был поиск и приглашение в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти, известного архитектора. Зодчий прибыл на русскую землю в 1474 г. и сразу активно принялся за работу. Он изучил владимирский собор-образец, а затем занялся московским храмом. Он совершил обжиг его известняковых стен, что позволило легче разрушить оставшиеся части собора.
До нас дошли детальные заметки о сооружении нового храма, в которых также упоминались разнообразные технические новшества, примененные Фиораванти. Итальянец выкопал новые рвы для дубовых свай, более глубокие, чем делали мастера на Руси. Также были построены новые печи для обжига. В их конструкции были применены железные тяги, в отличие от традиционных для нас дубовых. Аристотель Фиораванти впервые в русском зодчестве использовал крестовые своды в один кирпич. Но главной находкой стали дополнительные арки позади иконостаса, которые усилили всю конструкцию и помогли выдержать вес купола. Это также позволило создать в основном пространстве интерьера легкие столпы, придававшие всему сооружению легкость.
Дальнейшая судьба
Первые храмовые росписи были сделаны в 1481 г. (они частично сохранились). В 1513-1515 гг. фрески покрыли все внутреннее пространство (одним из их создателей был Дионисий). Они были переписаны в 1642-1643 гг. с сохранением изначальных сюжетов.
Именно в новом храме с XV века стали проводиться коронации, а также рукоположение в митрополичий сан (первый такой митрополит – Иоасаф, поставленный в 1539 г.).
С середины XVI в. собор окончательно утвердился в качестве главного в пределах русских земель.
На рубеже XIX – XX вв. три раза проводились восстановительные работы Успенского собора: в 1895-1897 гг. С. К. Родионовым, в 1900-х гг. С. У. Соловьевым и в 1911-1915 гг. И. П. Машковым.
Храм закрыл свои двери в 1918 г., открыв их заново в 1955 г., уже будучи музеем.
С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Годом ранее в нем в отдельные дни по благословению патриарха стали проходить церковные службы.
Посещаем Успенский собор Московского Кремля на Соборной площади
Если вам еще не довелось посетить этот простой и вместе с тем величественный храм, расположенный в сердце Москвы, предлагаем вам вместе с нами совершить виртуальную экскурсию в его историю. Известно ли вам, что этот собор — одно из самых старых зданий столицы? На протяжении долгих веков Успенский собор был самым главным кафедральным храмом России!
Торжественное заложение здания храма состоялось в 1326 году по приказу князя Ивана Калиты. Строительство успенского собора длилось всего 1 года, его освящение было проведено 25 августа 1327 года. Через 150 лет обветшавшее здание собора было решено перестроить по типу одноименного храма во Владимире. Однако работы по постройке храма не удалось довести до логического завершения, помешало землетрясение, — 20 мая 1474 года храм разрушился.
За реконструкцию собора взялся, приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Храм был выполнен из белого камня, его строительство длилось с 1475 по 1479 годы. Как и многие другие постройки города, собор горел несколько раз, поэтому его и необходимо было неоднократно восстанавливать. По приказу Ивана Грозного в 1547 году купола храма покрыли позолоченными листами из меди.
Здесь же постоянно проходили коронации всех российских самодержцев, а с 16 по 17 век в Успенском соборе проводились захоронения митрополитов и патриархов — глав русской церкви.
Отечественная война 1812 года заставила ценности из собора перевести в Вологду, а то, что осталось в храме было разграблено наполеоновскими войсками. С 1911 по 1915 годы выполнили реставрацию святынь собора. После революции Успенский собор Московского Кремля был закрыт. Начиная с 1955 года собор функционирует, как музей а с 1991 года он входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Патриарх всея Руси благословил проводить в соборе праздничные богослужения.
Поделиться:Все записи
история, необычная архитектура, святыни, деятельность
Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.
История возведения собора
В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.
Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.
Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.
У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации.
Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.
Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.
Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.
Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.
Архитектурные стили и внешнее оформление
В творении архитектора Фиораванти чувствуются веяния византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, выложенное из блоков, смотрится монолитно, как «един камень». Храм зального типа с шестью тонкими круглыми столпами, расставленными очень широко, удивляет «величеством и высотою, и светлостью, и пространством».
Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.
Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
На северной стороне – изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Сергея Радонежского. Над ними – композиция «Собор апостолов» с изображением Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и 12 апостолов. В центре восточной стены – Новозаветная Троица: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в облике голубя. На сводах – композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». «Сретение Господне».
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Место важнейших государственных событий
Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.
Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.
В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.
В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли ризы с икон и переплавили, превратив в 5.3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть драгоценностей удалось спасти, но основную массу французы забрали с собой. Покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но подожженные фитили чудесно погасил вдруг хлынувший дождь. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.
Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.
С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.
У западной стороны похоронен последний патриарх петровской эпохи – Адриан, «наперсник царя». Надгробия патриархов – в резных белокаменных плитах с эпитафиями. Рядом с патриаршими гробницами – Гроб Господень, где хранится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым прибивали Иисуса Христа к кресту.
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
- подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
- частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
- камень от гроба Богоматери;
- десница апостола Андрея первозванного;
- чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
- святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».
Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.
Видео: история в красках
Загрузка…Ещё интересные сооружения
Сокровенные лики – Огонек № 7 (5602) от 25.02.2020
Масштабная реставрация Успенского собора не обошлась без сенсаций: найдены уникальные фрагменты росписей конца XV — начала XVI века. Что еще скрывает главный храм Московского Кремля, на месте выяснили корреспонденты «Огонька».
Текст: Кирилл Журенков. Фото: Дмитрий Лебедев
В четверг в Кремле выходной: туристов нет, возле Царь-пушки и Царь-колокола никто не толпится, и лишь на Соборной площади репетирует президентский полк. А вот в Успенском соборе кипят реставрационные работы: сам храм, где венчали на царство и короновали русских царей от Ивана Грозного до Николая II, на время работ закрывать не стали — перекрыт лишь тот участок, где идет реставрация, сейчас это северная часть основного пространства. Есть еще ограничения, связанные с тем, что Кремль — режимный объект (например, не всегда можно выйти на крышу здания), но и тут реставраторы подстроились: обычно планируют несколько работ параллельно.
Сама реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет. Это и понятно: речь о главном храме России с уникальной для того времени архитектурой — важна каждая мелочь. Напомним, что Успенский собор построен в XV веке: его начинали возводить московские мастера Кривцов и Мышкин на месте старого храма, однако недостроенное здание обрушилось после «труса» (землетрясения). Тогда к работам привлекли итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, считавшегося выдающимся инженером своего времени: Фиораванти умел прокладывать каналы, выпрямлять кривизну колоколен и даже передвигать здания с места на место, что и сегодня считается непростым делом. Так вот итальянец сделал храм единым открытым пространством, применил при строительстве одновременно и белый камень, и кирпич нового формата, использовал железные связи для укрепления стен (своего железа, добываемого из глубоких руд, на Руси не было, пришлось использовать шведское).
Известно: последняя реставрация собора проходила давно — еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть с ней дальше было нельзя.
Самочувствие памятника к нашему времени оказалось, прямо скажем, неважным: к примеру, собор страдал от протечек и конденсата, собиравшегося на сводах сверху, под основной кровлей, а выяснение причин этого вылилось в настоящий архитектурный детектив. Оказалось, истоки проблемы — в просчетах реставрации советского периода. Тогда, к Олимпиаде, поменяли покрытие Соборной площади: брусчатку, уложенную на песке, заменили на плитку на цементной подушке, которая вплотную подходила к собору. Влага, не находя выхода, стала проникать через фундамент в белокаменные стены собора (а Боровицкий холм — довольно мокрое место). К тому же с конца XVII века своды собора были закрыты дополнительной — промежуточной — кровлей, которая задерживала влагу внутри.
— Конденсат проникал через своды и стекал в собор, приходилось ставить ведра там, где были протечки,— рассказывает хранитель собора Алексей Барков.— Сейчас мы сняли промежуточную кровлю, положили теплоизоляционный материал, и уже год никаких протечек нет.
Что касается Соборной площади, то бетон по периметру собора собираются поменять на «дышащую» отмостку. Это к вопросу о мелочах.
Однако речь, конечно, не только и не столько про вещи технические — в поле зрения реставраторов попали и знаменитые росписи храма. К их созданию в далекие 1480-е годы мог быть причастен Дионисий (считающийся одним из главных иконописцев Древней Руси, наряду с Андреем Рублевым) вместе с соратниками — попом Тимофеем, Ярцем и Коней. Фрески уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало — обычно называют Ферапонтов монастырь вблизи города Кириллова Вологодской области да, собственно, Успенский собор. И это на всю страну. Остальное, как подчеркивают эксперты,— крохи.
— Фресками в Успенском соборе не занимались около 40 лет. Они сильно запылились и закоптились, что-то разъела влага. Поэтому было очевидно: если ставить леса для реставрации сводов, надо заняться и росписями,— поясняет Алексей Барков. И реставраторы оказались вознаграждены — их ждало важное открытие.
Это открытие произошло в приделе Похвалы Богоматери: там были обнаружены нижние фрагменты росписей конца XV века (речь о композициях «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи»). Тут надо пояснить: первоначальные росписи, выполненные в 1480-е и 1513–1514 годы было решено обновить в 1642-м по приказу царя Михаила Федоровича. Так вот старые фрески были сняты на «переводы», сбиты и воссозданы по ним на новой штукатурке. Что касается нижних частей фресок в приделе Похвалы Богоматери (или Похвальском приделе), то они были просто замазаны и позднее частично закрыты плитами нового пола. И вот — вновь открылись людям спустя столько веков.
Анна Валуева, художник-реставратор 1-й категории, демонстрирует, как идет работа: осторожно, в буквальном смысле ватными палочками, обработанными специальным раствором, с фресок снимаются наслоения грязи, пыли и так называемые набелы. Если где-то отстает штукатурка — выполняются специальные инъекции.
— Копоть очень вредна для живописи, так как мелкодисперсна. И если пыль просто ложится, то копоть зачастую въедается,— поясняет реставратор всю сложность проводимых работ.
А теперь о самом сенсационном. Многие СМИ уже написали, что автор фресок — сам Дионисий. Однако эксперты осторожничают: мол, творческий почерк этого иконописца, конечно, хорошо известен и, скорее всего, их писал не он, а кто-то из его круга. Что, впрочем, нисколько не умаляет значения открытия.
Можно ли будет на них посмотреть? Эксперты раздумывают о музеефикации росписей. Сначала их хотели закрыть стеклом, но сейчас склоняются к другому варианту — оставить открытыми, просто огородив.
А пока собор продолжает удивлять специалистов: недавно они нашли за частью икон, снятых с иконостаса… еще росписи — на западной грани северо-восточного столба оказались фигуры ангелов и праведника. И похоже, объясняет Алексей Барков, расписанной была вся стена, выходившая в основное пространство.
Но и это далеко не все тайны.
— Секретов много,— говорит Барков.— Один из главных, пожалуй, это то, каким был собор Ивана Калиты (существовавший до собора, построенного Фиораванти.— «О»). Есть шанс расширить эти сведения за счет новых археологических исследований.
Среди загадок, о которых обычно упоминают в связи с Успенским собором,— и местонахождение утраченной могилы московского князя Юрия Даниловича. По прикидкам специалистов, она должна быть в алтаре Дмитровского придела. Однако в XIX веке, когда в собор провели отопление в виде кирпичных коробов, весь культурный слой там был перемешан. Сохранилась ли могила? Ответ на этот вопрос, похоже, придется искать во время следующих реставраций.
Успенский собор
Успенский собор — кафедральный православный храм Ярославской епархии. Находится на Стрелке Волги и Которосли. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля.
Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.
В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.
Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.
Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.
Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.
В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.
Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.
Возврат к списку
В музее рассказали о реставрации Успенского собора Кремля
https://ria.ru/20200205/1564275103.html
В музее рассказали о реставрации Успенского собора Кремля
В музее рассказали о реставрации Успенского собора Кремля
Реставрация Успенского собора Московского Кремля, рассчитанная до 2023 года, поделена на шесть этапов, на данный момент проходит второй этап работ — реставрация РИА Новости, 17. 02.2020
2020-02-05T12:45
2020-02-05T12:45
2020-02-17T18:30
новости — религия и мировоззрение
религия и мировоззрение
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/156339/59/1563395936_0:0:640:360_1920x0_80_0_0_9edc889af541b6e1530be416812dd598.jpg
МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, рассчитанная до 2023 года, поделена на шесть этапов, на данный момент проходит второй этап работ — реставрация живописи в северной части основного пространства храма, рассказала на пресс-конференции в среду гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.В мае 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве между президентом «Транснефти» Николаем Токаревым и генеральным директором «Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Еленой Гагариной. Приоритетным направлением сотрудничества стало восстановление и реставрация Успенского Собора Московского Кремля, в ходе которых должны быть проведены научно-исследовательские работы, а также выполнена комплексная реставрация строительных конструкций собора. В 2015-2016 годах при поддержке компании была проведена реставрация росписи трех люнетов восточного фасада над апсидами Успенского собора, выявившая необходимость комплексной реставрации. Работы были запланированы до 2023 года.»Реставрация направлена, прежде всего, на поддержание сохранности и бережный уход за стенами, поэтому комплекс мероприятий, которые мы сейчас проводим, правильнее было бы описать как консервацию… Все пространство собора разделено на части, которые закрывают шесть этапов реставрационных работ. Сейчас мы находимся на втором этапе — реставрируем живопись северной части основного пространства собора… Одновременно над реставрацией фресок трудятся около 40 реставраторов», — рассказала Гагарина.По ее словам, в 2018 году в соборе проводились работы по реставрации конструкции крыши, сводов, кровли и чердачного пространства, где были обнаружены протечки. Они практически завершены. «Нам удалось нормализовать микроклимат и сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок», — добавила гендиректор. Успенский собор Московского Кремля (период строительства — 1475-1479 годы, архитектор — Аристотель Фиорованти) в течение столетий является главным (кафедральным) храмом России. С конца ХV века в Успенском соборе возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, проводилась интронизация митрополитов и патриархов. После кончины митрополита Петра (первого митрополита русской церкви) собор стал местом упокоения русских митрополитов и патриархов. Последние комплексные реставрационные работы в соборе проводились в 1974-1976 годах (к 500-летнем юбилею). В 2008 году были проведены комплексные инженерно-геодезические и технологические обследования собора, которые выявили потребность в масштабной реставрации.
https://realty.ria.ru/20191219/1562574114.html
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/156339/59/1563395936_84:0:640:417_1920x0_80_0_0_82ea7ddecf75952e58f72034d0b1a68b.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
новости — религия и мировоззрение
МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, рассчитанная до 2023 года, поделена на шесть этапов, на данный момент проходит второй этап работ — реставрация живописи в северной части основного пространства храма, рассказала на пресс-конференции в среду гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
В мае 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве между президентом «Транснефти» Николаем Токаревым и генеральным директором «Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Еленой Гагариной. Приоритетным направлением сотрудничества стало восстановление и реставрация Успенского Собора Московского Кремля, в ходе которых должны быть проведены научно-исследовательские работы, а также выполнена комплексная реставрация строительных конструкций собора. В 2015-2016 годах при поддержке компании была проведена реставрация росписи трех люнетов восточного фасада над апсидами Успенского собора, выявившая необходимость комплексной реставрации. Работы были запланированы до 2023 года.
«Реставрация направлена, прежде всего, на поддержание сохранности и бережный уход за стенами, поэтому комплекс мероприятий, которые мы сейчас проводим, правильнее было бы описать как консервацию… Все пространство собора разделено на части, которые закрывают шесть этапов реставрационных работ. Сейчас мы находимся на втором этапе — реставрируем живопись северной части основного пространства собора… Одновременно над реставрацией фресок трудятся около 40 реставраторов», — рассказала Гагарина.
19 декабря 2019, 12:01Религия и мировоззрениеМузей на месте остатков храма в Кремле построят до 30 апреляПо ее словам, в 2018 году в соборе проводились работы по реставрации конструкции крыши, сводов, кровли и чердачного пространства, где были обнаружены протечки. Они практически завершены. «Нам удалось нормализовать микроклимат и сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок», — добавила гендиректор.
Успенский собор Московского Кремля (период строительства — 1475-1479 годы, архитектор — Аристотель Фиорованти) в течение столетий является главным (кафедральным) храмом России. С конца ХV века в Успенском соборе возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, проводилась интронизация митрополитов и патриархов. После кончины митрополита Петра (первого митрополита русской церкви) собор стал местом упокоения русских митрополитов и патриархов. Последние комплексные реставрационные работы в соборе проводились в 1974-1976 годах (к 500-летнем юбилею). В 2008 году были проведены комплексные инженерно-геодезические и технологические обследования собора, которые выявили потребность в масштабной реставрации.
В Москве при реставрации Успенского собора нашли новые росписи | Новости | Известия
Новые участки росписей конца XV века обнаружили при реставрации Успенского собора — главного храма Московского Кремля. Об этом заявила на пресс-конференции в среду, 5 февраля, генеральный директор Музеев Московского Кремля (ММК) Елена Гагарина.
«Сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок Успенского собора. И сделали целый ряд важных открытий», — приводит ее слова ТАСС. Гагарина отметила, что новые участки стенописи обнаружили в алтарном пространстве, в частности в Похвальском приделе. Это нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и двух новых фигур, которые принадлежат композиции «Похвала Богоматери».
Директор ММК добавила, что эти фрески создали почти на полтора столетия раньше основного, дошедшего до наших дней, ансамбля стенописи, который создали по указу царя Михаила Федоровича Романова в 1643 году. В течение XX века фрески периодически реставрировали: в 1910-х годах, в несколько этапов в советский период, а последний раз — в 1970–1980-е годы. «Фрески реставрировались, приводились в порядок, но, к сожалению, для таких древних памятников время неумолимо, со времени последней реставрации прошло 40 лет, и на поверхности стенописи наблюдались неприятные явления, как пыль и копоть», — сказал искусствовед.
В России сохранилось очень мало фресок конца XV — начала XVI века. Росписи иконописца Дионисия этого времени известны в соборе Ферапонтова монастыря под Вологдой. Поэтому фрески Успенского собора приобретают еще большую значимость, пояснила Гагарина.
Успенский собор будут реставрировать с 2017 до 2023 год, прежде всего чтобы поддержать сохранность и бережный уход за ним. «Поэтому комплекс реставрационных мероприятий, который мы сейчас проводим, правильно было бы описать как «консервация», — отметила Гагарина.
Искусствовед подчеркнула, что на время ремонта собор не закрывают — там продолжают проходить богослужения, которые заранее обговариваются с патриархией.
Пространство храма сейчас разделено на шесть зон в соответствии с шестью этапами реставрации, а на время работ закрывают только необходимый участок. «Сейчас мы находимся на втором этапе — работы идут в северной части основного пространства собора», — рассказала гендиректор ММК.
В реставрации участвуют около 40 сотрудников межобластного научно-реставрационного художественного управления.
Успенский собор Московского Кремля построил в 1479 году итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти, говорится в сообщении на сайте Музеев Московского Кремля. Шесть столетий в соборе венчали на царство, короновали императоров. Также здесь происходила интронизация митрополитов и патриархов. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей митрополитов и патриархов. Здесь покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
После революции 1917 года из собора сделали музей, но в 1990 году возобновилось богослужение.
В октябре 2019 года Минкультуры России сообщило, что реставрация Новодевичьего монастыря в Москве, проходящая в рамках подготовки к 500-летию со дня его основания, должна завершиться к 2022 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Музеи Московского Кремля: УСПЕНСКИЙ СОБОР
Успенский ( Успенский ) собор расположен на Соборной площади, в окружении выдающихся образцов древнерусского зодчества: соборов и церквей, колокольни Ивана Великого, Грановитая палата и Патриарший дворец. Собор посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы и был построен как главный храм Российского государства.
В 1326 году первый московский митрополит Петр приказал перенести митрополичьи кварталы из Владимира в Москву. В настоящее время Великий князь Московский Иван Калита («Денежный мешок») начал строительство собора. Новое здание было построено в 1479 году по указу великого князя Русского Ивана III, который объединил все русские княжества под властью Москвы. Известный архитектор Аристотеле Фиораванти из Болоньи был приглашен в Россию для проектирования и строительства.
F или шесть веков Успенский собор был национальным и религиозным центром России: здесь ставили на царство великих князей, короновали царей и короновали императоров.Кроме того, были инаугурации епископов, митрополитов и патриархов; объявлялись царские указы и заявления; Здесь проводились богослужения за успешные военные походы и благодарственные молебны. Собор стал усыпальницей русских святителей — митрополитов и патриархов XIV — XVII веков. В частности, в соборе находятся драгоценные святыни с мощами московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
Считающийся главной церковью России, собор превосходил все предыдущие церкви как по размеру, так и по великолепию внутреннего убранства. Для росписи стен и икон в соборе были приглашены выдающиеся художники со всей страны. Со временем он собрал богатую и поистине уникальную коллекцию памятников русского средневекового искусства, которая бережно сохранялась и приумножалась на протяжении веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам почти все иконы и фрески были обнаружены из-под более поздних росписей.С 1990 года в Успенском соборе возобновились богослужения.
Успенский собор — самый старый и самый важный храм Кремля: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из всех. Русские княжества. Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь также хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополичьих округов) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были разделены, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза. Первоначально собор был построен во время правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана принес Москве известность. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который перестраивал Кремль, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения. Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти было поручено завершить строительство. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и этот подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви. Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, а в остальном внешний вид почти не изменился по сей день. Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри него, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас. Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового Русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная завеса с нереставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписываются Дионису. Большинство фресок Успенского собора относятся к 17 -м годам.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Возглавили коллектив иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют. На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками. Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин втайне разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году. |
Успенский собор | собор, Москва, Россия
В Москве: КремльУспенский собор — старейший из белокаменных построек в 1475–1479 гг. В итальяно-византийском стиле.Его чистые, простые и красиво пропорциональные линии и элегантные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков — это…
ПодробнееРусская архитектура
- В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия
Эти церкви, Успенский (Успенский) собор и собор Святого Архангела Михаила, во многом были созданы по образцу церквей Владимира. От итальянцев требовалось включить основные черты византийского планирования и дизайна в новые соборы; это было только во внешнем убранстве…
Подробнее
Работа Дионисия
- В Дионисии
… Волоколамск — украшал стены Успенского собора, главного собора Кремля. В 1481 году великий князь московский Иван III приказал Дионисию, который в то время был главой иконописной мастерской, поработать над иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных церквях)…
Подробнее
собор, Москва, Россия
Альтернативные названия: Успенский собор, Успенский собор
Об этом узнайте в этих статьях:Архитектура Москвы
- В Москве: Кремль
Успенский собор — старейший из белокаменных построек в 1475–1479 гг. В итальянско-византийском стиле.Его чистые, простые и красиво пропорциональные линии и элегантные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…
Подробнее
Русская архитектура
- В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия
Эти церкви, Успенский (Успенский) собор и собор Святого Михаила Архангела, были в значительной степени созданы по образцу церквей Владимира. От итальянцев требовалось включить основные черты византийского планирования и дизайна в новые соборы; это было только во внешнем убранстве…
Подробнее
Работа Дионисия
- В Дионисии
… Волоколамск — украшал стены Успенского собора, главного собора Кремля.В 1481 году великий князь Московский Иван III приказал Дионисию, который в то время возглавлял иконописную мастерскую, поработать над иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных церквях)…
Подробнее
Успенский собор, Москва
Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?
- Успенский собор был возведен в конце 15 века и следующие четыреста лет действовал как религиозный центр России, где проводились мероприятия государственного значения.
- Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России. Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а стены выложены гробницами патриархов и митрополитов
Средневековая и Императорская Россия
Первый каменный собор на этом месте был заложен в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце 14 века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал построить новый Успенский собор (Успенский собор). ) быть построенным.Он был возведен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.
В течение следующих четырех столетий Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили мероприятия национального значения, такие как коронация русских князей и царей, инаугурация митрополитов и патриархов, богослужения в честь предстоящих военных кампаний и военных побед, а также объявление важных общественных мероприятий. С 14 по 17 века в Успенском соборе хоронили главы Русской Православной Церкви. Хотя большинство королевских венчаний проводилось в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе
.Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше митрополиты должны были ехать в Константинополь для рукоположения, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.
Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и армией Наполеона в 1612 и 1812 годах и многократно пострадал от пожаров на протяжении веков.
Советская Россия и не только
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнее пасхальное богослужение в 1918 году, и службы возобновлялись только в 1990 году.Благодаря реставрационным работам, проведенным в советский период, великолепный интерьер собора очень хорошо сохранился.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!
Что можно увидеть в Успенском соборе?
Величественный Успенский собор построен по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и в его дизайне сочетаются древнерусская религиозная архитектура с элементами эпохи Возрождения.Хотя Успенский собор не столь богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это захватывающее зрелище. Его крышу венчают пять позолоченных куполов, представляющих Иисуса и четырех евангелистов, и отражающих серебряные купола церкви Двенадцати Апостолов, которая стоит рядом.
Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора находится самый большой звонкий колокол в Москве! Большой Успенский колокол (Большой Успенский колокол) весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой колокол в мире — Царь-колокол.
Ввиду того значения, которое Успенский собор имел в составе Российского государства, особое внимание было уделено убранству его интерьера, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства, имеющими международную художественную ценность, и в соборе также находится самая старая из сохранившихся фресок Кремля. Фрески на куполе изображают образы Бога, столбы украшены христианскими мучениками, а различные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история.Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и декоративными люстрами.
Грандиозный пятиъярусный иконостас, созданный в 1653 году, занимает всю стену собора, от пола до потолка возвышаясь над иконами, написанными средневековыми русскими мастерами. Перед иконостасом стояли молельни царя, царицы и патриарха под богато резными шатрами. Вдоль стен находятся мощевики и могилы российских митрополитов и патриархов XIV-XVIII веков.
Основная информация для посетителей
Адрес и контактные данные
Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, 103132
Тел: +7 (495) 695-46-31 (билетная касса)
Веб-сайт: https://assuming-catintage. kreml.ru/
Ближайшие метро: Библиотека имени Ленина / Александровский сад / Боровицкая (550 м)
Часы работы
С 15 мая по 30 сентября — с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая — с 10:00 до 17:00. Закрыт по четвергам.
Стоимость билета на посещение ансамбля Соборной площади, в том числе Успенского собора, составляет 700 рублей.
Самое старое здание Москвы
До сих пор не ясно, какое сооружение является самым старым на территории Москвы. Большинство домов в прежние времена делали из дерева, поскольку это был самый распространенный материал, хотя и недостаточно прочный, чтобы выдержать климат России.
Таким образом, культовое сооружение Спасский собор Андроникова монастыря кажется самым древним в Москве.Он был построен между 1425 и 1427 годами, чтобы заменить на своем месте деревянную церковь. Его внутреннее убранство украшали фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые не сохранились, только фрагменты растительного орнамента. В середине 19 века собор частично перестроили после пожара. В середине 20 века его реконструировали по оригинальному проекту.
Таким образом, вряд ли можно сказать, что это самое старое здание в Москве, поскольку его трогали с 1427 года.В этом плане Успенский собор, который можно увидеть во время экскурсии по Московскому Кремлю, может претендовать на звание самого старого. Он был построен в 1475–1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Он стал главным собором Москвы, так как здесь проходили все коронации русских монархов.
Во время экскурсии по Москве все желающие могут полюбоваться экстерьером и интерьером этого собора.
Москва Любопытные факты
Население Москвы
Сегодня Москва — самый большой город в Европе.Население Москвы составляет 10,5 миллионов человек.
Возраст Москвы
Москва была основана в 1147 году. Это один из старейших городов России.
Что значит Москва?
Что значит Москва? Это название намного старше самого города.
Парки Москвы
Москва — очень зеленый город. Более 40 процентов его территории составляют парки, сады и леса.
Московское метро
Московское метро — наиболее часто используемый общественный транспорт в Москве как для москвичей, так и для туристов.
Московский метрополитен
Самая глубокая станция московского метро — «Парк Победы», 84 метра, высота 28-этажного дома
Объявления метро
В московском метро вы всегда можете определить направление движения поезда по полу диктора.
Лето 2010 побьет все температурные рекорды
Лето 2010 года запомнится москвичам и гостям Москвы аномально высокими температурами.
Московский фонтан с питьевой водой
В Москве более 700 фонтанов, но есть только один с питьевой водой.
Московские зимы
Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная в Москве, составляла −42 ° C. Произошло это в январе 1940 года.
Освещение в Москве
Вы знаете, когда зажглись улицы Москвы?
Какими необычными памятниками может похвастаться Москва?
Слышали ли вы о таких памятниках, как «Дорогу утятам», ворона и лисица с плавленым сыром «Дружба» или Дети — жертвы пороков взрослых?
Московских церквей
Сколько храмов в Москве?
Необычные московские поезда
Московское метро славится не только изысканным дизайном и интерьером, но и уникальными поездами.
Москва Макдональдс
Согласитесь ли вы простоять в очереди 6 часов, чтобы добраться до Макдональдса? Так поступили многие москвичи в 1990 году.
Русское Рождество
Почему россияне празднуют Рождество 7 января?
Московские эпитеты
Москва приобрела несколько эпитетов за свою историю 9 века.
Памятник Святым Кириллу и Мефодию
На каком памятнике в Москве 5 орфографических ошибок в надписи?
Органные вечера в Кусково
«Органные вечера в Кусково» — это серия концертов, которые проходят по выходным в одном из красивейших старинных усадеб Москвы
Курение в России
А вы знаете, когда в России официально запретили курение?
Правило преемственности лидеров
Кто будет следующим президентом России?
Самый большой колокол в мире
Где самый большой колокол в мире?
Непослушный звонок
В Московском Кремле живет очень старый политический заключенный в возрасте 300 лет.Кто бы это мог быть?
Самые высокие здания Европы
Где самые высокие здания Европы?
Самый старый дом Москвы
Сколько лет самому старому дому Москвы?
7 любопытных фактов и легенд о 7 сестрах.
Какие факты и легенды вы слышали о сестрах Сталине?
Что означает количество куполов на церкви?
Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему одни церкви имеют 3 купола, а другие — пять и даже больше?
Русский православный крест
Что символизирует русский православный крест?
Форма и цвет русских куполов.
Форма и цвет русских куполов. Что они означают?
Дед Мороз и Дед Мороз
В чем разница между Дедом Морозом и Дедом Морозом?
Осторожно, дом движется!
Вы когда-нибудь видели переезд дома? Вы можете представить себе многоэтажный дом, где жильцов переселяют на десятки метров?
Москва перевернутый дом
Вы бывали в доме, где все перевернуто?
|
|
Оригинальный официальный сайт Российский национальный туристический офис Кремль — миф России убежище, самодостаточный город с множеством дворцов, оружейных складов, и церкви, средневековая крепость, которая связывает современную нацию с его легендарное прошлое в древнем государстве Киевская Русь.Как доминирование Киева исчезла, а его империя распалась под тяжестью иностранных вторжения и междоусобные распри в XI и XII веках, региональные князья получили власть. В 1147 году, когда Киевская Русь переживала свой в последней агонии летописец записал, что пир проводился в охотничий дом князя Юрия Долгорукого, правящего князя Ростова и Суздаль. Лодж был идеально расположен на вершине холма с видом на реки Москва и Неглина, что привело к его развитию (в таких смутные времена) как город-крепость, или Кремль. За столетие город стал независимым княжеством. в пределах Монгольской империи. К середине 14 века его князья приобрели такое господство, что Москва стала резиденцией Русской Православной Церкви. С Иваном Великим (1462-1505) в его руль, московское правление распространилось на всю Россию, а Кремль стал более величественным, что соответствовало его роли резиденции русских мощность.К 1480 году некогда скромный охотничий домик превратился в внушительный город-крепость. Его каменные стены украшал великолепный собор. Успения Пресвятой Богородицы, где Иван демонстративно разорвал грамоту. Москва к монгольскому правлению. В течение следующих двух столетий, пока Петр Великий перенес столицу России в Санкт-Петербург, Кремль. служил центральной сценой для великолепных, а иногда и ужасающая история царей. С переходом власти в Санкт-Петербург, город и Кремль отказался. Однако выбор большевиками Москвы в качестве столицы в марте 1918 г. вернул ему первенство, а во время советской власти Кремль пережил вторую жизнь как великий центр силы. Хотя советское государство определенно оставило свой след в Кремле, многовековая цитадель очень сохраняет ауру раннего царского Россия.Особенно на Соборной площади, где духи Ивана Грозный, Борис Годунов и ранние Романовы вырисовываются намного больше чем у Сталина или даже самого Ленина. Сайты Кремля The
Арсенал Государственный Кремлевский дворец Сенат Царь-пушка и колокол Царь-колокол двести тонн, хотя и самый большой в мире, никогда не был успешно завершен, не говоря уже о звене. Меньший предшественник (весом всего 130 тонн) построен в середине 17-го века, но был уничтожен московским пожаром 1701 года. Три десятилетия позже императрица Анна приказала преобразовать фрагменты в колокол гораздо большего размера, но возникшее чудо треснуло в 1737 году после упав в его литейную яму.Еще один век прошел раньше колокол был поднят и установлен на его нынешнем месте. Рядом с колоколом лежит небольшой одиннадцатитонный обломок, упавший с колокола во время его раскопки. Соборная площадь Колокольня Ивана Великого Успенский собор Сам собор вошел в историю почти до того, как высохла краска, ибо именно на его ступенях в 1480 году Иван разорвал грамоту. Московские князья отдать дань монголам. Помимо своего исторического значение как основная церковь русского православия (и, следовательно, как место всевозможных коронаций, похорон, торжественных служб, и интриги) собор отличается совершенной архитектурной и декоративные элементы.Его фрески, иконы и тщательно продуманный трон Мономаха представляют особый интерес для посетителей, как и Фиораванти. архетипический синтез традиционной русской церковной архитектуры. Храм Ризоположения Собор Архангела Михаила Благовещенский собор Собор Двенадцати Апостолов и Патриарший дворец Теремной, Грановитый и Большой Кремлевские дворцы Оружейная |