София новгородская фото – Фото Софийского собора в Новгороде (51 фото)

Содержание

Софийский собор в Великом Новгороде

Построенный в 1050 году по образцу своего киевского тезки, Софийский собор в Великом Новгороде – древнейший каменный храм на российской территории. Совершенно уникальные иконы, сохранившиеся фрагменты старинных фресок, чудотворные мощи дополняют архитектурную прелесть здания, с которым неразрывно связаны многоплановые исторические события. По преданию, заложение собора происходило в присутствии Ярослава Мудрого его сыном Владимиром, умершим вскоре после освящения храма в 1052 году.

Расположенный в северной части городского кремля, Софийский собор в Великом Новгороде был и религиозной святыней, и хранилищем ценностей казны. Облик собора достаточно известен и популярен. Чтобы подчеркнуть древность храма, напомним, что строили его еще до окончательного раскола христианства.

Великим чудом, а скорее промыслом Божьим он сохранился до наших дней, пережив ряд критических событий. Храм остается кафедральным собором Новгородской епархии, предоставляя всем желающим доступ к хранимым бесценным историческим реликвиям. Поддерживаемый в идеальном состоянии, Софийский собор в Великом Новгороде остается архитектурной жемчужиной.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Интерьеры и реликвии новгородского храма

Первым впечатлением вошедших в Софийский собор в Великом Новгороде в большинстве случает становится ощущение некоторой тесноты. Так кажется не столько от немалого количества посетителей, сколько от непропорциональности площади и объема внутри здания. Большая высота потолков в проходе контрастирует с его малой шириной, еще уменьшающейся из-за расставленных под образами подсвечников.

Не добавляет простора и расположившаяся на пути посетителей церковная лавка, хотя и расположившаяся в нише, но прилавком ограничивающая проход. Зато ассортимент товаров здесь довольно разнообразен, от религиозной литературы и символики до святых образов самых разнообразных размеров и качества работы. Единственно свободным остается пространство под потолком, озаренное светом люстр.

Иные ощущения посетители испытывают возле алтарного иконостаса, где существенно свободнее. Первым и главным впечатлением у большинства становится явная, даже чрезмерная скромность оформления. Скудностью это назвать язык не поворачивается, но приглушенность красок, отсутствие существенного декора, позолоты, ярких деталей заметно. Впрочем, скромность не порок, возможно, так и было в старину.

Алтарный иконостас храма содержит ряд редких и особо почитаемых икон, о которых предусмотрительные посетители нашли информацию заранее. Именно возле этих образов концентрируются посетители, желающие получить помощь или решение проблем. Прежде всего это иконы Софии Премудрости Божией, Тихвинской Божьей Матери и помещенная в шкаф перед иконостасом икона Божьей Матери Знамение.

Особенности Софии новгородской

Очень привлекательно выглядит Софийский собор в Великом Новгороде, если посмотреть в сторону главного купола. Завораживает головокружительная высота, ощущение усиливают вертикальные выступы стен. Похоже, что верхняя часть конструкций сохранила фрагменты древних росписей, но центральный образ Христа как был выбит фашистским снарядом, так и не восстановлен.

Отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других православных храмов еще нечто почти неуловимое, на уровне подсознательной догадки. Иконостас, отделяющий алтарное пространство от публичного, кажется чужеродным в этой обстановке. И это действительно так, возводился он позднее освящения собора, уже после окончательного размежевания католиков и православных до уровня взаимных проклятий.

Противоречия между ветвями одной религии проистекали из обычной для политиков, но негодной для служителей Бога стремлении к господству. Раздел Римской империи на Западную и Восточную, позднее ставшую Византией, породил противоречия не только между государствами. Уже в обозримом будущем этому конфликту исполнится тысяча лет, неужели христиане никогда не объединятся?

Святые мощи и обычаи

Кроме уже упомянутых чудотворных икон, Софийский собор в Великом Новгороде сохраняет целый ряд мощей православных святых. Первой здесь упокоилась супруга Ярослава Мудрого Анна, мать строителя храма. О смерти Владимира Ярославича сразу после освящения уже говорилось, а ведь исполнилось ему лишь 32 года. На примере этой личности показываем, как и в чем хранит мощи Софийский собор в Великом Новгороде.

Канонизация русских князей, а затем монархов в православии была обычным делом, для них существовал специальный лик (тип) святости, обозначаемый как Благоверный. Критерии отнесения к лику святых не включали воинских подвигов и завоеваний. Отмечалась благочестивая жизнь и дела во имя церкви. Поскольку строительство и содержание храмов явно относится к таковым, канонизация построившего Софийский собор в Великом Новгороде объяснима.

Не совсем понятен повод для канонизации, также в лике благоверного старшего брата Александра Невского, Федора Ярославовича. Он числился новгородским князем всего год и умер, не достигнув 15-летия, накануне женитьбы. На нашем фото видна поклоняющаяся его мощам прихожанка, видимо, выбор кумира для почитания – дело тонкое либо нам неведомое.

Впрочем, церковные ритуалы во многом загадочны для мирян, не слишком в эти тонкости углубляющихся. Даже правильно поставить свечу за здравие или же за упокой сейчас сможет не каждый, есть люди, не видящие разницы в этих категориях. Хорошо, что в любом храме найдется благожелательный советчик, будь то посетитель или священник. Поэтому редки такие посетители, которые покинут Софийский собор в Великом Новгороде, не поставив ту или иную свечу в один из подсвечников храма.

Для посетивших Софийский собор в Великом Новгороде кремлевская территория предлагает еще целый ряд познавательных объектов. Это и крепостные стены с сохранившимися сторожевыми башнями, и Софийская звонница, однажды обрушавшаяся вместе с подмытой половодьем стеной. Между нею и храмом на снимке видно здание музыкального колледжа (бывшего духовного училища), где есть народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова. Не забудьте и о Грановитой палате, виденной на одной из первых фотографий.

countryscanner.ru

Софийский собор Великий Новгород | официальный сайт по благословению митрополита новгородского и старорусского льва

Великий Новгород  20 января 2019 года  будет отмечать памятную дату – 75-летие освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Почти два с половиной года город находился на линии фронта. К моменту освобождения он был почти полностью стерт с лица земли. Разрушение и гибель значительной части его художественного наследия это крупнейшая катастрофа XX века.  Сильно пострадал кафедральный собор: утрачена древняя фреска Спаса Пантократора в куполе и пророка Давида в простенке между окнами центрального барабана, осколками снарядов был поврежден интерьер храма, варварски выломан из стены каменный Алексеевский крест, пострадала софийская библиотека. Среди вывезенных в Германию памятников были иконостасы, отдельные иконы, моленные места и драгоценный древний текстиль. В Испанию увезен крест с голубем с центрального купола Софийского собора.

Новгородский музей-заповедник организует выставку «Музей и война. Судьба коллекций. К 75-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков».. Выставка включает в свой состав более семидесяти экспонатов из собрания Новгородского музея: документы 1940-х гг. о реституции художественных ценностей, иконы, скульптуру, книги, довоенные копии настенных росписей разрушенных храмов Спаса Преображения на Ковалеве, Успения на Волотовом поле и Спаса Преображения на Нередице.

По благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва, Софийский собор примет участие в этой выставке и предоставит в качестве экспонатов два памятника: покров XVII века святителя Никиты Новгородского и крест с голубем с центрального купола собора.

В 1929 г. после прекращения богослужений в Софийском соборе покров святителя Никиты поступил в Новгородский музей, где хранился до Великой Отечественной войны.[1] Затем он был вывезен из музея во время оккупации Новгорода. Более пятидесяти лет покров хранился в одной из немецких семей в Германии. В начале 1992 г. архиепископ РПЦ в г. Дюссельдорфе Лонгин (Талыпин) передал его епископу Новгородскому и Старорусскому Льву. В том же году памятник был отреставрирован в отделе реставрации тканей Государственного музея «Московский Кремль» реставратором первой категории, заведующей сектором реставрации тканей ГММК, И.М. Качановой. Ею была проведена очистка поверхностных загрязнений, укрепление жемчуга иглой, укрепление тканей в местах сечения с подведением тонированной аппретированной шелковой ткани.

Прекрасный образец древнерусского шитья был изготовлен в 1672 году. На каймах хорошо сохранилась вкладная надпись. Она начинается на нижней кайме, буквы направлены наружу от средника (в квадратных скобках указаны отсутствующие буквы): «ПОСТРОЕН СЕЙ ПОКРОВ НИКИТЫ ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКАГО  ЧУДОТВОРЦА ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО ГОСПОДИНА ПРЕОСВЯЩЕННАГО ПИТИРИМА МИТРОПОЛИТА НОВАГРАДА И ВЕЛИКИХ ЛУК СОФИЙСКОЮ ДОМОВОЮ КАЗНОЮ ТРУДЫ И ТЩАНИЕ КНЯЗЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА ДАШКОВА ЖЕНЫ ЕГО КНЯГИНИ ДАРЬИ ИВАНОВНЫ В ЛЕТО 7180 В ДЕНЬ ИЮНЯ М[ЕСЯЦ]А»[2] и заканчивается на правой «СОВЕРШЕН БЫСТЬ СЕЙ ПОКРОВ ПРИ ВЕЛИКОМ ГОСПОДИНЕ ИОАКИМЕ МИТРОПОЛИТЕ ВЕЛИКОГО НОВАГРАДА И ВЕЛИКИХ ЛУК». Из надписи следует, что покров был начат в 1672 году при правящем митрополите Питириме, который в том же году был избран Патриархом Московским и всея Руси.[3] Завершен покров был уже при следующем новгородском митрополите Иоакиме в 1673 г.

Фоном для средника покрова служит зеленый атлас, для изготовления каймы был выбран шелк малинового и песочного (возможно – выцветшего розового) цвета. Подкладка сшита из голубой камки, в качестве дублирующей ткани использован холст. Для вышивки, княгиня Дашкова,  выбрала дорогие привозные материалы: золотные, шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни  для вышивки нагрудного креста (четыре изумруда и один сапфир). Размер покрова — 220х106 см.

 

В настоящее время памятник хранится в помещении ЦАК с благоприятным температурно-влажностным режимом, в горизонтальном положении, в специально изготовленной для него витрине.

Купольный крест Софийского собора был изготовлен мастерами в конце XIX века из кованой меди с позолотой и установлен на храме при его реставрации на рубеже XIX — XX веков. Высота креста превышает два метра, ширина составляет около полутора метров. Крест, увенчанный металлической фигурой голубя, является важной исторической реликвией, с которой связаны древние предания. Известно о его неоднократных чинках во время ремонтов храма. Например, из Погодинской летописи известно, что его поновляли при митрополите Исидоре после шведского разорения в1613 г. В 1718 г. купольный крест был вновь устроен и водружен «при державе Государя Царя и Великого Князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца»[4]. По мнению Главного хранителя Софийского собора Т.Ю. Царевской, в последний раз крест был воздвигнут на главном куполе в 1897 г. Именно тогда завершились капитальные работы по реставрации собора, которыми руководил академик В.В. Суслов.

Реликвия более пятидесяти лет находилась в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. В Софийский собор крест торжественно принесен 10 декабря — на празднование чудотворной иконы «Богоматерь Знамение». В крестном ходе к Софийскому собору приняли участие представители Испанской ассоциации без вести пропавших в России братья Гарридо, племянники первого испанского солдата, чьи останки были обнаружены и вывезены из России после войны.  Братья приняли активное участие в поиске памятника на территории Испании. Золоченый крест Софии с венчающим его голубем установлен на солее у главного иконостаса, справа от иконы «Богоматерь Знамение».

Выставка будет проходить в залах северной анфилады 1 этажа здания Присутственных мест с 18 января по 12 марта 2019 г. Многие произведения будут экспонироваться на выставке впервые.

Дополнительная информация на сайте НГОМЗ

[1] Инвентарная опись Новой Ризницы Новгородского музея. Начало 1930-х гг. – ОПИ, НГОМЗ, инв. № 29843/11. Л. 55 об.

[2] Иван Иванович Дашков был стольником с 1627 г. 2-й воевода в Астрахани (1663 — 1666) (с боярином кн. Я.Н.Одоевским и С.Я.Беклемишевым). В 1671 г. —  судья Разбойного приказа, окольничий с 1685 г.

[3] «Новгородскою епархией Питирим управлял 7 лет и 11 месяцев без 6-ти дней и потом, в 1672 г. (7180) в 7 день июля, «изволением великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича… избранием и прошением Российских иерархов и всего освященнаго собора и молением государского синклита был возведен (без рукоположения, как это делалось прежде) на превысочайший патриаршеский престол Московскаго государства, в день недельный». Кафедра новгородских святителей. Жития, сведения и биографические очерки: в 3 т./ под ред. Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва;

сост. Г.С.Соболева; худож. П.В.Гребенников. – Великий Новгород, 2011. Т.2: 1576-1900 гг. – 720 с.: илл. С. 1028.

[4]Царевская Т.Ю. Крест главного купола Софийского собора.//  https://bobzorin.livejournal.com/57406.html

sofia-novgorod.cerkov.ru

Софийский собор — Софийский собор

    СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

    Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.

 

Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию». Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

 

История


   Деревянная София XI в. Реконструкция Л.Е.Красноречьва.У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.

Но недолго простоял многокупольный храм — красавец. В 1045 г., как повествует летописец, «сгоре Святая София  в субботу, по заутрене…». Вскоре после пожара, в этом же году, заложили новую, каменную Софию.

Храм был выстроен повелением Новгородского князя Владимира  и освящен святителем Лукой Жидятой, управлявшим тогда Новгородской епархией.  Строительство  завершено в 1050 г.(это  довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича). Данные о времени освящения собора расходятся. В Новгородской 1-й летописи  это событие отнесено к 1050 г., а в Новгородской 3-й летописи — к 1052 г. Данные о первоначальной росписи собора константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье — в предпразднество  Преображения Господня. Оно было связано с окончанием строительства собора. Второе же имело место в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста— 14 сентября 1052 г., когда София была уже расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная, дата указана источниками и относительно Софии Киевской.

Главный храм Новгорода, подобно киевскому, был посвящен Софии Премудрости Божией; новгородцы гордились своей Софией. Слова князя Мстислава «где Святая София, ту Новгород» надолго стали крылатыми, выражая уважение горожан к главной святыне родного города.

Возведением этого громадного даже по современным представлениям, собора, были заложены основы художественной школы новгородского зодчества, отличавшейся от архитектуры Фрески Софийского собораблестящих княжеских сооружений Киева.

Уже в 30-х гг. XII в. София Новгородская  перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. На площади перед собором проходило вече. Здесь древние новгородцы с помощью жребия выбирали себе владыку. Для его избрания созывалось все новгородское духовенство. Обычно  вече намечало трех кандидатов. А затем слепец или мальчик брали два жребия и тот, чей жребий оставался, становился новгородским владыкой.

С присоединением  в XV в. Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и  Новгородской губернии.

В 2000 г. новгородская София отметила свое 950-летие. Почти тысячелетняя история собора полна разного рода событиями. Летописи сообщают о многочисленных строительных и отделочных работах в храме, о захоронениях новгородских владык и князей, о политических событиях в Новгороде, напрямую связанных с Софией.

Советская власть закрыла Софийский собор в 1929г. Древнейший новгородский храм стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) София была варварски разграблена и повреждена: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Погибли многие древние фрески, похищено или уничтожено убранство собора. 

В послевоенные годы Софийский собор был восстановлен. В нем разместили выставки «Рукописная и старопечатная книги», «Софийский дом в экономике и культуре Новгорода», «Софийские граффити».

14 августа 1991 г. сессия Новгородского областного совета народных депутатов утвердила решение облисполкома о передаче Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование Новгородской епархии Русской Православной Церкви. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С этого дня в храме не прекращаются богослужения.

Теперь сотни паломников устремляются в древнюю Софию, чтобы поклониться ее святыням. Главная святыня собора—чудотворная икона Божией матери «Знамение». Здесь в раках(гробницах) почивают мощи новгородских святых: епископа Никиты, архиепископов Иоанна и Григория, князя Владимира и матери его княгини Анны, князей Мстислава и Феодора.

В архитектурном отношении Софийский собор Великого  Новгорода — выдающийся памятник отечественного и мирового зодчества. Он является древнейшим каменным сооружением Северной Руси. София Новгородская — лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве и на целое столетие старше Собора Парижской Богоматери.

 

Как добраться до Софийского собора с железнодорожного вокзала. 

На городских автобусах, №9  до остановки «площадь Победы-Софийская» (третья от вокзала) или № 7 и 7а до остановки «Сенная площадь». 

saintsofiavnovg.ru

Великий Новгород Cофийский собор. Собор Святой Софии Премудрости Божией | Сайт Visitnovgorod

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора 
в бронзе изображены библейские 
и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага — писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» — приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

www.visitnovgorod.ru

описание, история, фото, точный адрес

Софийский собор в Новгороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный «по образу и подобию» Софийского собора в Киеве, он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.

Справедливости ради надо сказать, что дошедший до современников Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали из дерева искусные новгородские плотники. Однако здание простояло около полувека и в очередном пожаре сгорело дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести каменную церковь, похожую на так любимый отцом киевский Софийский собор. Собственно, и мастера-то для строительства были вызваны из Киева — в Новгороде в ту пору практиковалось возведение деревянных строений.

Интересные факты

Стены собора скрывали (а может быть, и верно стерегут какие-то сокровища по сей день) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира. По легендам, именно его «схоронку» нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву. Кроме личных кладов в тайниках собора в свое время хранилась и казна Новгородской республики.

Софийский собор в Новгороде

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота — это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика — архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История возведения собора

Выстроенный из плит известняка и ракушечника, поначалу собор и снаружи, и изнутри был светлее и приветливее, изначально необработанный камень в середине 12 века оштукатурили, смягчив грубый вид, а внутреннее убранство собора блистало богато изукрашенными окладами икон, драгоценной утварью. За свою историю Софийский собор претерпел немало изменений, перестроек (были заложены открытые галереи, которые «не прижились» в холодном климате, и собор приобрел более строгий «хмурый» вид, позже пристроена «Златая» паперть), «врос» в землю почти на 1,5 метра и даже был разграблен опричниками Ивана Грозного, которые вывезли из ризницы иконы, колокола и драгоценную утварь и даже выломали знаменитые Корсунские ворота.

После реконструкций в Средние века и разрушений, причиненных во время Великой Отечественной войны (в то время из собора были вывезены в фашистскую Германию резные деревянные сени и иконостас, впрочем, позже их нашли и вернули на родину), этот храм божий приобрел мрачный, строгий, даже суровый вид. Внутреннее пространство не очень удачно разбито иконостасом с иконами, датируемыми 14-16 веками, фрески 11 века сильно потускнели, а большинство из них не сохранилось до сегодняшнего дня. Причиной тому — неудачные реставрационные работы, которые проводились в соборе Святой Софии в начале 20 века, и военные действия Первой мировой.

К счастью, на древней штукатурке, которая сохранилась и по сей день, ученым удалось обнаружить надписи прихожан, живших в 11-13 веках, — о различных событиях в городе, тексты молитв и… автографы, а при раскопках были обнаружены образчики мозаики, которой были украшены столбы перед алтарем, фрагменты пола. Также дошли до наших дней некоторые фолианты из некогда богатой библиотеки, которая была собрана в Софийском соборе, — исторические летописи, сборники рецептов и описания трав, математические трактаты.

В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.

С приходом к власти большевиков в конце 20-х годов богослужения в храме прекращают и открывают в его стенах антирелигиозный музей, выставив на всеобщее обозрение «несметные богатства» церкви из числа драгоценностей, которые хранились в ризнице. После войны разрушения, причиненные Софийскому собору, были ликвидированы, и вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия он был отделом музея-заповедника Новгорода. А 16 августа 1991 года в торжественной обстановке патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возвращенный русской православной церкви Софийский собор Великого Новгорода.

Адрес: Территория Кремля, 11

tonkosti.ru

Святыни — Софийский собор

Чудотворные иконы Софийского собора.

 

Икона Софии Премудрости Божией. XV векИкона Софии Премудрости Божией.

Празднование 28 августа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона Божией Матери ЗнамениеИкона Божией Матери «Знамение».

 Празднование 10 декабря.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список с чудотворной иконы Божией Матери ТихвинскаяИкона Божией Матери «Тихвинская».

 Празднование 9 июля.

 

 

 

 

 

 

 

Икона Успения Божией Матери с частицей мощей святителя НифонтаИкона Успения Пресвятой Богородицы

(с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского).

Празднование 28 августа.

 

 

 

Святые погребенные в Софийском соборе.


Рака с мощами святителя Никиты
Святитель Никита.

 Память празднуется  13 февраля (день кончины),

 13 мая (день обретения мощей) и 27 мая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мощи святителей Иоанна и ГригорияСвятитель Иоанн  и   Святитель Григорий.

Память свт. Иоанна празднуется 20 сентября.

 

День преставления свт. Григория 6 июня, память празднуется вместе с Собором Новгородских святых — 3-я неделя по Пятидесятнице. 

 

 

 

 

 

 

Рака с мощами святого благоверного князя Владимира ЯрославичаСвятой благоверный князь Владимир Ярославич.

Память празднуется 17 октября. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рака с мощами святой благоверной княгини АнныСвятая благоверная великая княгиня Анна.

Память празднуется 23 февраля. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рака с мощами святого благоверного князя Феодора ЯрославичаСвятой благоверный князь Феодор Ярославич, брат святого благоверного великого князя Александра Невского.

Память празднуется 18 июня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рака с мощами святого благоверного князя Мстислава Храброго Святой благоверный князь Мстислав Храбрый.

Память празднуется 27 июня.

 

 

 

 

 

 

 

 

saintsofiavnovg.ru

история строительства и описание, архитектура, фото

Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

Судьба в советские годы

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

 

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Святыни и достопримечательности

Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.

«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.

Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.

Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.

Интересные факты

Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.

 

pravednik.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *