Описание Собора Святой Софии в г. Великий Новгород
Описание Собора Святой Софии в г. Великий Новгород
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
Собор был строго симметричным и ещё не имел галерей. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействем архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1930 собор был закрыт и вошёл в состав Новгородского музея-заповедника. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора.
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV-XVI) и Рождественский (XIV-XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:
- Икона Божией Матери «Знамение»
- Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
- София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
- Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.
По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора; крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. Точную копию креста оставили и в испанском музее.
Паломнические поездки к Собору Святой Софии в г. Великий Новгород
palomniki.su
Софийский Собор в Великом Новгороде, история фото и описание
Один из самых выдающихся памятников русского зодчества древних веков – Новгородский Софийский собор. На территории Российской Федерации он самый древний. Его возведением занимался сын Ярослава Мудрого (1045-1050 годы). Примечательно, что уже в XII веке, он утрачивает статус княжеского и становится святыней Новгородской области.
Храм не один раз грабили. Первое разграбление было от лица опричников Ивана Грозного. Они вынесли практически все, от утвари до колоколов.
В Великую Отечественную войну немцы вывезли иконостас, деревянные сени (но, позднее реликвии были возвращены).
История основания
Возвели его из известняковых плит и ракушечника. До XII века, стены внутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.
На протяжении всего периода существования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храме были открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел «строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполе появилась только в XV веке.
Построили храм на самом высоком участке во всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревянная церковь.
Освящение главного престола произошло в 1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становится основным кафедральным храмом Новгородской епархии.
На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.
Само строительство велось ускоренными темпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали о каменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы в Киеве.
Большевики национализируют храм и открывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставлены все ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать «несметные богатства» церковников.
После Второй мировой войны храм полностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русской православной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.
Архитектурные особенности
Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкают галереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военные Древней Руси.
Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.
Толщина стен составляет 1,2 метр. Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли их только снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами.
Святой героический князь
На одной из стен храма есть памятная доска. Текст на ней говорит о том, что от храма уходили войска князя Александра Невского. Князь был потомком Рюрика и Мономаха, который сумел разбить шведов на Неве. Свою фамилию он получил из-за победоносного сражения на Неве. Считается, что тевтонских захватчиков (немцев) именно Невский прогнал из большинства российских городов.
Александр после 1251 года стал великим князем Владимирским. Именно он отверг предложение о переходе в католическую веру от Папы Римского. Позднее умело вел переговоры с Золотой Ордой. После смерти канонизирован. Даже Сталин отметил его подвиги, объявив его национальным героем. По этому случаю даже был учрежден почетный орден имени князя.
Магденбургские врата
Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.
Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.
Крест главного купола и легенда о голубе
На вершине купола собора красуется свинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавления бунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее, голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови. До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлет голубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находиться на кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».
С крестом главного купола связана другая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест был перевезен в Испанию. Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанские добровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральный купол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране. Свои действия они мотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там она будет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен была передана точная копия.
Граффити Софийского Собора
Покажется совершенно невероятным, что в древние века люди могли заниматься вандализмом. Кто мог допустить, чтобы на стенах святыни появились надписи? Однако в те времена, это было нормальным и лишь подтверждало тот факт, что в стране множество грамотных людей. На церкви найдено несколько надписей, это нацарапанные на стенах молитвы, церковные тексты. Некоторые надписи служили в качестве пометки для тайника церковного служителя. Много автографов на хорах, включая оставленные женской рукой, то есть даже женщины на патриархальной Руси умели читать и писать. А есть трагические истории, зафиксированные на стенах. И самое интересное, что все они находятся в самых неожиданных местах, в поисках граффити можно устроить настоящий квест.
Росписи и иконы
Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке. Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит. Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.
От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел».
Историки установили, что окончательно внутренняя роспись храма была завершена в XII веке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Это трехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.
Высокий иконостас был расписан в промежутке XIV-XVI веков.
Пределы церкви посвящены Богородице. В пределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVI веке, по некоторым данным, автором являлся Миней.
Считается, что икона Премудрости Божией является чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская». На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть до телесного воплощения на земле.
Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника. Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты. И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.
Некрополь
По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:
- жены Ярослава Мудрого;
- сына Владимира Ярославовича;
- князя Мстислава;
- князя Федора;
- архиепископа Иоанна;
- епископа Никиты.
Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.
Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.
А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.
Звонница
Это отдельное сооружение, появившееся в XV веке. Звонница является самой древней на всей Руси. На сооружении заметны частые перестройки, следы от артиллерийских снарядов. Занесена в охранный список ЮНЕСКО.
На звоннице есть смотровая площадка, куда можно подняться с апреля по сентябрь.
Звонница является чисто новгородским изобретением. Представляет собой конструкцию с несколькими колоколами. Когда звонили все колокола, то звук от них был слышен на 50 км. Повторить такое же сооружение на протяжении всей истории удалось только 2 раза. Считается, что именно звук звонницы вдохновлял Рахманинова, который начал использовать звучание колоколов в академической музыке.
На звоннице был даже так называемый светский колокол, то есть без креста.
Во время Второй мировой войны колокола пытались сохранить. Часть была перевезена в Кириллов, часть утонула в реке, а некоторые были закопаны на берегу Волхов. Все сохранившиеся колокола все равно сильно пострадали и в них нельзя звонить. Они являются частью экспозиции Софийской звонницы, Валдайского и Кирилло-Белозерского музеев.
Вокруг одного из колоколов, который не сохранился до наших времен, есть интересная легенда. Во время правления Ивана Грозного, в день, когда он отправился к обедне в Софийский собор, во время перехода по мосту через реку, звонарь стал звонить. Но громких звуков испугалась лошадь и Грозный чуть не упал в реку. После чего он приказал отрубить колоколу уши и оставить только среднее. В итоге «казненный» колокол стали называть «безухий».
Информация для посетителей
Софийский собор расположен на территории комплекса Новгородский Кремль. Двери для посетителей открыты с 8 утра и до 8 вечера. Церковь действующая, поэтому при посещении придется соблюдать правила, то есть женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам нельзя входить в шортах.
Доехать до кремля можно общественным транспортом. До Сенной площади курсируют автобусы №№ 17, 17А, 7, 7А, 26.
Заключение
Софийский собор – бесценный памятник древнерусского зодчества. По сегодняшний день эти стены хранят множество тайн и сокровищ. По одной из легенд, Иван Грозный нашел здесь «схоронку» князя Владимира. При этом он четко указал место, где был обнаружен тайник. В тайниках собора хранилась даже казна Новгородской республики.
Интересные статьи
zametki-turista.com
Великий Новгород. Софийский собор. История, святыни, фото
Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места. центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский собор. Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.
История строительства Святой Софии
Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города. По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев. Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.
В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме. С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода. При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.
Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа. Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский. На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города :»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».
Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими. Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма. Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.
Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.
Архитектура и убранство собора
Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема. Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора. От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи и видных горожан.
Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.
Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.
На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены. Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной Мартириевской паперти, почти на против входа в собор с центральной площади Детинца.
Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ. Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание». Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.
Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.
Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций. И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской являет свою силу в наши дни.
Читайте о моей предыдущей поездке в Новгород.
Вам также может быть интересно
myrussianland.ru
Святая София (Новгород) — это… Что такое Святая София (Новгород)?
План собора в конце XIX века
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами[1].
История
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
Собор был строго симметричным и ещё не имел галерей. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействем архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1930 собор был закрыт и вошёл в состав Новгородского музея-заповедника. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.
Архитектурные особенности
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.
Росписи и иконы Софийского собора
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:
Мощи
В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.
Крест главного купола и легенда о голубе
Центральный купол собора с голубем
Крест центрального купола
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.
По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора; крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. Точную копию креста оставили и в испанском музее.
Другие достопримечательности
- Корсунские врата (X век), сделанные византийцами из дерева и меди, подарены Ярославом Мудрым.
Софийский собор на 5-рублёвой купюре России
- Алексеевский крест, воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве.
- Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
- Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.
Примечания
- ↑ древнее Софии только аланские храмы Х в., сохранившиеся в пос. Нижний Архыз Карачаево-Черкессии
Литература
- Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\»София» № 1 за 1999 г.
- Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\»София» № 2 за 1999 г.
- Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\»София» № 4 за 2001 г.
- Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\»София» № 1 за 2004 г.
- Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\»София» № 4 за 2004 г.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Софийский собор (Новгород) — это… Что такое Софийский собор (Новгород)?
Координаты: 58°31′20″ с. ш. 31°16′36″ в. д. / 58.522222° с. ш. 31.276667° в. д. (G) (O) (Я)58.522222, 31.276667
|
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами[1].
История
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.
Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие.
В 1929 году собор был закрыт, и в нём был открыт антирелигиозный музей[2]. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви» . Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.
Архитектурные особенности
План собора в конце XIX века Софийский собор с контрфорсами (южная сторона) до реставрации 1893—1900 гг. Фотография 1900 года. Автор: AeJse TrasarebreСобор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма[3].
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы[4]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Росписи и иконы Софийского собора
Древняя фреска в барабане храмаВпервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:
Мощи
В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.
Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фрескамиНа кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена. По свидетельству В. С. Пономарёва[5], который до лета 1942 года находился в Новгороде, огонь был направлен как бы специально по собору, золотая маковка которого служила хорошим прицельным ориентиром.
Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. После этого, по приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.[6]
Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
Центральный купол собора с голубем
Голубь, венчавший крест в советский период
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.
Другие достопримечательности
Софийский собор на 5-рублёвой купюре России Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора- Алексеевский крест, воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве.
- Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
- Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.
Примечания
Литература
- Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\«София» № 1 за 1999 г.
- Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\«София» № 2 за 1999 г.
- Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\«София» № 4 за 2001 г.
- Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\«София» № 1 за 2004 г.
- Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\«София» № 4 за 2004 г.
Ссылки
Достопримечательности Великого Новгорода
dic.academic.ru
Софийский собор в Новгороде и Полоцке
Перейти к контентуГлавное меню:
- Всеобщая история архитектуры
- Первобытнообщинный период
- Первобытнообщинный период
- Рабовладельческое общество
- Рабовладельческое общество
- Карта раздела «Рабовладельческое общество»
- Рабовладельческое общество
- Древний Египет
- Эфиопия
- Эгейский мир
- Двуречье и Месопотамия
- Передняя Азия
- Закавказье
- Иран
- Иран
- Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
- Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
- Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
- Иран. Пасаргады. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
- Иран. Дворцы Дария
- Иран. Сузы. Дворец Дария
- Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
- Иран. Святилища
- Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
- Парфия
- Парфия. Селевкия, Ктесифон
- Парфия. Хатра
- Парфия. Ашшур, Дура-Европос
- Парфия. Жилые дома
- Парфия. Дворец Хатры
- Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
- Парфия. Культовые сооружения
- Парфия. Фортификация
- Парфия. Гробницы
- Парфия. Общественная архитектура
- Иран. Сасанидское государство
- Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
- Иран. Ктесифон. Фортификация городов
- Иран. Арки, своды, купола
- Иран. Арки, своды, купола 2
- Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
- Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
- Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
- Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
- Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
- Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
- Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
- Иран. Особенности общественного строительства
- Иран. Искусство
- Иран. Искусство 2
- Средняя Азия
- Афганистан
- Юго-Восточная Азия
- Дальний Восток. Китай
- Дальний Восток. Корея
- Дальний Восток. Япония
- Америка. Этапы развития
- Архитектура античного мира
- Архитектура античного мира
- Карта раздела «Архитектура античного мира»
- Архитектура античного мира
- Архитектура древней Греции
- Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
- Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
- Архитектура греческой метрополии
- Архитектура Великой Греции
- Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
- Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
- Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
- Расцвет аттической архитектуры
- Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
- Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
- Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
- Греция Эллинизм. Общественные сооружения
- Греция. Эллинизм. Культовое строительство
- Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
- Архитектура античных государств Северного Причерноморья
- Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
- Архитектура древнего Рима
- Этрусская архитектура
- Архитектура Римской республики
- Римская республика. Общественные сооружения
- Римская республика. Инженерные сооружения
- Римская республика. Жилые сооружения
- Римская республика. Виллы
- Архитектура Римской империи
- Римская империя. Градостроительство
- Римская империя. Общественные сооружения
archisto.info
Софийский собор (Новгород) — Википедия. Что такое Софийский собор (Новгород)
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России.
История
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.
Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.
Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.
Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.
В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[1], где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.
Архитектурные особенности
План собора в конце XIX века Фотография 1900 годаСобор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма[2].
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы[3]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.
Росписи и иконы Софийского собора
Пророк Соломон. Фреска в барабане храмаВпервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:
Мощи
Мартириева паперть Софийского собораВ соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония. Церковная атрибуция останков не соответствует историческим реалиям[4]. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв и
Магдебургские врата
Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.
Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фрескамиНа кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.
Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.[5]
Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
Центральный купол собора с голубем
Голубь, венчавший крест в советский период
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.
Граффити Софии Новгородской
Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях[6]. Всего к 2014 году известно около 800 текстов[7]. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской[8]. Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим[9].
Другие достопримечательности
Софийский собор на 5-рублёвой купюре России Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора- Алексеевский крест, воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием Московским в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве. Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращен и помещен в Софийский собор.[10]
- Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
- Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.
Примечания
Литература
- Монгайт А.Л. Софийский собор в Новгороде в связи с новейшими исследованиями // Архитектура СССР. Т. 10. – М., 1948.
- Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
- Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986
- Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб7 памятни Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 147—150.
- Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора (часть I, часть II) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74-84.
- Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\«София» № 1 за 1999 г.
- Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\«София» № 2 за 1999 г.
- Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\«София» № 4 за 2001 г.
- Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\«София» № 1 за 2004 г.
- Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\«София» № 4 за 2004 г.
Ссылки
wiki.sc