Собор софии в новгороде – Софийский Собор

Софийский собор (Новгород) Википедия

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов

[1].

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[2], где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века Фотография 1900 года

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма[3].

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы

[4]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Росписи и иконы Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска в барабане храма

Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

Мощи

Мартириева паперть Софийского собора

В соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония. Церковная атрибуция останков, по мнению советского историка В.Л. Янина, не соответствует исторической действительности[5]. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Магдебургские врата

Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

[6]

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Граффити Софии Новгородской

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях

[7]. Всего к 2014 году известно около 800 текстов[8]. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской[9]. Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим[10].

Другие достопримечательности

Софийский собор на 5-рублёвой купюре России Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора
  • Алексиевский крест, воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием Московским в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве. Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращен и помещен в Софийский собор.[11]
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

Примечания

Литература

  • Монгайт А.Л. Софийский собор в Новгороде в связи с новейшими исследованиями // Архитектура СССР. Т. 10. – М., 1948.
  • Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
  • Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986
  • Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб. памяти Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 147—150.
  • Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика / АН СССР, Отд-ние истории; Рец.: А. И. Клибанов, А. П. Новосельцев. — М.: Наука, 1988. — 240 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-02-009468-4.
  • Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора (часть I, часть II) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74-84.
  • статьи из журнала «София»:
  1. Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\«София» № 1 за 1999 г.
  2. Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\«София» № 2 за 1999 г. (недоступная ссылка)
  3. Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\«София» № 4 за 2001 г. (недоступная ссылка)
  4. Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\«София» № 1 за 2004 г. (недоступная ссылка)
  5. Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\«София» № 4 за 2004 г. (недоступная ссылка)

Ссылки

wikiredia.ru

СВ. СОФИИ ХРАМ В НОВГОРОДЕ

Софийский собор.

Древнейший храм Великого Новгорода, возведенный в 1045-1050 годах. Сейчас кафедральный собор Новгородской митрополии.

Возведение собора

Новгородский собор св. Софии был возведен в 1045-1050 годах при князе Владимире Ярославиче. Пятинефный  и трехапсидный храм отвечал византийскому стилю. Его строгий силуэт венчали пять куполов в виде шлемов, от закомар к земле шли мощные лопатки. Первоначально стены Софийского собора не были оштукатурены, облик здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был мощным и суровым. После XII века стены собора покрыла побелка, что придало ему более торжественный вид.

На одном из порталов собора были поставлены бронзовые Магдебургские (Корсунские) врата в романском стиле с горельефами и скульптурами. Они служили торжественным входом в храм.

Внутреннее убранство

В XII веке была осуществлена первая роспись интерьера храма. Сейчас от нее остались фрагменты фресок центрального купола  с фигурами пророков и архангелов. Раньше между ними был образ Христа Пантократора, который исчез от попадания снаряда во время Великой Отечественной войны. Также сохранилось изображение святых равноапостольных Константина и Елены. Большая часть сохранившейся росписи относится к XIX веку.

Три иконостаса собора относятся к XV-XVI векам, сохранились отдельные иконы XIV века (например, икона «Спас на престоле») и XIX века. В XIX же столетии были открыты граффити Новгородской Софии, датируемые второй половиной XI – началом XII века. К 2004 году было известно уже 800 текстов граффити.

Собор в XVIII-XXI веках

В соборе сохранились надгробия архиепископов, которые были похоронены здесь в XVIII-XIX веках. Также в храме находятся мощи многих святых.

В XVIII веке к южному и северному фасадам были пристроены три контрфорса. В 1893-1900 годах осуществлялась реконструкция Софии, в ходе которой также были сняты южные контрфорсы.

В 1922 году часть имущества храма была изъята, сам он был закрыт в 1929 году, в его стенах был устроен антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города собор был разграблен. Помимо всего прочего, был вывезен и главный крест собора, который затем попал в Испанию и был возвращен в Россию только в 2004 году. После войны храм был восстановлен, став частью Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Русской Православной церкви, заново освещен 16 августа того же года патриархом Алексием II. В 2005-2007 годах производилась реставрация софийских куполов. 

w.histrf.ru

Софийский собор (Новгород) — это… Что такое Софийский собор (Новгород)?

Координаты: 58°31′20″ с. ш. 31°16′36″ в. д. / 58.522222° с. ш. 31.276667° в. д. (G) (O) (Я)58.522222, 31.276667

Всемирное наследие ЮНЕСКО
Флаг ЮНЕСКО

Ссылка: 604 рус.  • англ.
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами[1].

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие.

В 1929 году собор был закрыт, и в нём был открыт антирелигиозный музей[2]. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви» . Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века Софийский собор с контрфорсами (южная сторона) до реставрации 1893—1900 гг. Флаг ЮНЕСКО Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма[3].

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы[4]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Росписи и иконы Софийского собора

Флаг ЮНЕСКО Древняя фреска в барабане храма

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

Мощи

В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Крест главного купола и легенда о голубе

Флаг ЮНЕСКО Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена. По свидетельству В. С. Пономарёва[5], который до лета 1942 года находился в Новгороде, огонь был направлен как бы специально по собору, золотая маковка которого служила хорошим прицельным ориентиром.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. После этого, по приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.[6]

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Флаг ЮНЕСКО

    Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Другие достопримечательности

Софийский собор на 5-рублёвой купюре России Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора
  • Алексеевский крест, воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве.
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

Примечания

Литература

  1. Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\«София» № 1 за 1999 г.
  2. Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\«София» № 2 за 1999 г.
  3. Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\«София» № 4 за 2001 г.
  4. Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\«София» № 1 за 2004 г.
  5. Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\«София» № 4 за 2004 г.

Ссылки

Достопримечательности Великого Новгорода  

dik.academic.ru

Библиотека | Софийский собор Великий Новгород

Уже в середине XI века в Великом Новгороде была создана одна из древнейших библиотек Руси, в которой хранились славянские рукописи.  Она располагалась в Софийском соборе, и сегодня её традиции продолжает современная библиотека, созданная на том же месте.

Библиотека появилась в Софийском соборе по благословению князя Ярослава Мудрого, которое выполнил его сын Владимир. Здесь хранились Остромирово евангелие, Изборник Святослава, Путятина Минея, в скриптории Софии, была создана и хранилась в библиотеке собора Геннадиевская Библия. Здесь же, по-видимому, велась Летопись. Значительный урон книжной сокровищнице Софийского собора нанес царь Иван Грозный. Он понимал ценность изданий, хранившихся в Софии, их близость к первоисточникам, точность перевода, не допускавшую в тексте нововведений. Увезенные книги пополнили библиотеку царя, однако в последующие годы она бесследно исчезла, и ученые до сих пор пытаются найти ее. К сожалению, такая же участь постигла и библиотеку Киевского Софийского собора, известную как библиотека Ярослава Мудрого.

К XIX веку в библиотеке Новгородской Софии насчитывалось еще около двух тысяч рукописных книг, а также старопечатные издания. В 1859 году наиболее ценная часть библиотеки Софийского собора была передана в Санкт-Петербургскую Духовную Академию: 1570 рукописных и 585 старопечатных книг. Это собрание сейчас хранится в Российской Национальной Библиотеке. Отдельные рукописи и книги старой печати остались в Новгороде, образовав фонд древних книг Новгородского музея-заповедника.

За два десятилетия существования нынешней библиотеки на втором ярусе Софийского собора вырос немалый фонд библиотеки:9000 экземпляров. Книги рассчитаны в основном на взрослого читателя и пополняются в соответствии с классификацией изданий для православных библиотек. Это – Священное Писание, Библия. Новый и Ветхий Завет. Литература делится на разделы: история православной церкви, философия, религия, патристика, патрология, агиография, экзегетика, церковное искусство и археология, богослужебные книги и литургика, аскетика, назидательное чтение. Представлено немного подростковой и детской литературы.

Основная часть читателей – прихожане Софийского собора. Но в библиотеку может записаться любой новгородец. Приходят и абитуриенты духовных училищ, студенты. Всего записано около двух тысяч читателей, постоянных среди них – около трехсот. Это немного, но надо понимать, что Софийская библиотека – узкоспециальная и рассчитана не на широкую публику.

Библиотека проводит тематические вечера, читательские конференции, презентации новых книг, экскурсии по собору и библиотеке, книжные выставки, дни открытых дверей  и т.д.

Охотнее всего читатели выбирают сочинения Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Никона Воробьева, Валаамского старца Иоанна, житие архиерея и хирурга Луки Войно-Ясенецкого, труды свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника и др. Ярким явлением в православной жизни стала книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»; заслуживают внимание ранние издания Юлии Вознесенской – «Путь Кассандры». «Посмертные приключения», написанные в жанре «православное фэнтези». По отзывам читателей, именно благодаря этим книгам они для себя православную веру. Для духовного воспитания подростков и детей особо ценна «Хроника Нарнии» Клайва Стэйплза Льюиса.

На фотографиях представлены фрагменты выставки «Теплая Заступница мира холодного» к празднику иконы «Знамение» Божией Матери 2013 г. День православной книги в библиотеке Софийского собора 2014 г. Видеорассказ «Прошлое и настоящее библиотеки Софийского собора» 2014 г.

Для каждого, кто хочет посетить библиотеку Софийского собора —

Часы работы:

с 1 по 14-е число каждого месяца  — с 10 до 16.00.

с 15 по 31 – с 14 до 19.00.

Понедельник, вторник – выходные дни.

Тел.: 8 911 041 94 21

Зав. библиотекой Софийского собора Маргарита Евгеньевна Антонова (фото справа).

 

sofia-novgorod.cerkov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *