Сколько лет стамбулу – Стамбул — Википедия

Сколько лет Стамбулу?: uchitelj — LiveJournal

Казалось бы – простой вопрос. Всем известно, что город, названный по имени его основателя Византием, возник на берегах Мраморного моря в 7-м в. до н.э. Он был основан «напротив слепых» — города Халкидона (нынешний район Стамбула Кадыкёй), жители которого не разглядели преимуществ противоположной стороны Босфора.

Однако находки, сделанные при строительстве тоннеля Мармарай отодвинули историю Стамбула на несколько тысяч лет назад.

Думается, об обнаружении в ходе работ по строительству Мармарая в районе Еникапы древнего порта Феодосия многие наслышаны – несколько лет назад эта тема широко освещалась в СМИ. Строительство тоннеля тогда надолго застопорилось из-за крайне важных исторических находок, в том числе 37 хорошо сохранившихся византийских кораблей 5-10 вв., вместе со своим грузом.

Однако, кроме находок византийского периода в Еникапы была найдено также неолитическое поселение, возникшее за 6500 лет до н.э., т.е.  существовавшее  здесь еще 8500 лет назад.

Надо сказать, что на территории современного Стамбула это не первое найденное доисторическое поселение, — такие находки делались и ранее, как на азиатской стороне, так и в европейской части города (в том числе и в пещерах Ярымбургаз). Неолитическое же поселение в Еникапы интересно тем, что возникло именно в самой что ни на есть исторической части Стамбула, на его т.н. Историческом полуострове, где был основан Византий, и где впоследствии развивалась история Константинополя – столицы Римской, а затем и Византийской империи.

Неолитическое поселение располагалось на берегу тогдашнего Мраморного озера – морем оно еще не было, как не существовало и пролива Босфор. Находки были сделаны археологами на глубине 6,30 м ниже уровня моря в слое черной глины, прекрасно сохранившей материал. Уровень озера 8500 лет назад был на 15-20 м ниже уровня современного Мраморного моря, и вода его была пресной.

Найденные в Еникапы артефакты позволяют сравнивать эту культуру с культурой Фикиртепе, обнаруженной на азиатской стороне Стамбула еще в начале 20-го в. и усиленно раскапываемой в 1950-60-х гг.


Глиняная статуэтка из Фикиртепе

Среди находок в Еникапы множество неолитических захоронений, среди них – урны с кремированными останками, что не является распространенным для неолита в Анатолии, а также совсем уж необычные погребения, где тело было помещено на деревянные доски и сверху накрыто широкой доской.

Тела были погребены как бы в сидячем положении, с подтянутыми к животу нижними конечностями.

Кроме этого, в глине было обнаружено множество отпечатков ног неолитического человека – всего в количестве 2080 штук. 1000 из них были перенесены в музей, остальные были изучены на месте. Эти отпечатки принадлежат разным людям, соответственно они разного размера, при этом 95% из них сделано ногами в кожаной обуви. По ним можно судить о весе и анатомических особенностях людей того времени.

Поселение в Еникапы было постоянным. Его обитатели ловили рыбу в озере, выращивали пшеницу, разводили овец, коз и свиней. При анализе содержимого керамических сосудов было выяснено, что обнаруженный в них жир на 60% – свиной.

Деревянные весла с неолитической стоянки в Еникапы.

8500-летний колос пшеницы.

Кроме того, при дальнейшей прокладке тоннеля Мармарай уже на азиатской стороне в районе Пендик было обнаружено еще одно неолитическое поселение того же времени.

Однако при этом на территории Стамбула очень мало находок, относящихся к последующим историческим периодам. За все время было найдено лишь несколько черепков эпохи халколита на Ипподроме, а также несколько сосудов бронзового века в азиатской части города в районе Мода. Вероятно, это можно объяснить повышением уровня Мраморного и Черного моря и прорывом Босфора – катастрофа такого уровня не могла пройти бесследно как для самой местности, так и для человеческого присутствия в этом регионе. Есть даже версия, что в результате этого катаклизма скрылась под водой прародина индоевропейцев.

Впрочем, кто его знает, что могут показать дальнейшие исследования. Одно можно сказать точно: на территории нынешнего Стамбула уже 8500 лет назад жили люди.

(Все фотографии взяты из открытых источников)

uchitelj.livejournal.com

Стамбул — это… Что такое Стамбул?

Стамбул (Istanbul) — крупнейший город Турции (см. Турция), порт, экономический и промышленный центр страны. Население —7,2 миллиона человек.
Первые поселения на месте современного Стамбула относятся к 600 году до н.э. Дорийцами из Мегары на малоазийском берегу Босфора был основан город Калкедон (ныне район Кадикей), спустя несколько десятилетий была основана колония и на европейском берегу. Греческая колония получила имя «Византий» по имени предводителя колонистов. В 339 году до н.э. Византий осаждался царем Македонии Филиппом, по преданию, накануне атаки Филиппа в небе над городом появился полумесяц, на который начали лаять собаки, разбудив жителей. Полумесяц, как эмблема города, позже была перенят сельджуками. Византий был взят Александром Македонским, позже город стал союзником Рима. В 196 году Византий оказал помощь сопернику императора Септима Жестокого, за что был полностью разрушен. Позже Септим Жестокий отстроил город заново. В 324 году н.э. император Константин Великий объявил город столицей Римской империи, дав ему имя Константинополь. Период наивысшего расцвета Константинополя приходится на правление императора Юстиниана (527—565). Долгое время Константинополь был столицей Византии, ставшей центром восточного христианства. Серьезный урон Константинополю нанесли крестоносцы, которые захватили его в 1204 году — в это время были разрушены и разграблены многие памятники православного Константинополя. Последний взлет Византии и Константинополя связан с правлением династии Палеологов, начавшегося в 1259 году. Первые атаки турков во главе с султаном Мехмедом II относятся к 1450 году, в 1451 году была построена крепость Румели-Хисар на Босфоре, закрывшая Константинополю выход к Черному морю. В 1453 году Константинополь после долгой осады подчинился султану Мехмеду II, объявившему город столицей османской империи. Политика Мехмеда была направлена на мирное сосуществование мусульман и христиан, однако многие жители покинули город, затем он вырос за счет миграции греков, турок и армян. Многие византийские памятники города были перестроены, православный храм Святой Софии был превращен в мечеть, на мысу в бухте Золотой Рог появился сераль — султанский дворец. Период правления Сулеймана I (1520—1566) ознаменовался возведением множества восхитительных памятников мусульманской архитектуры, сохранившихся до наших дней. В конце Первой Мировой войны Стамбул был оккупирован англичанами и французами. 13 сентября 1923 года Мустафа Кемаль (Ататюрк) объявил столицей турецкой республикой
Анкару
. Современный Стамбул остается центром культурной и духовной жизни Турции, крупнейшим туристическим центром, расположенным на границе Европы и Азии.
Живописно расположенный на берегах Босфора город с многочисленными постройками византийского и османского периодов, музеями и дворцами, хранящими сокровища искусств, как магнит влечет к себе туристов. Стамбул разделен на две части Босфором, который соединяет Черное и Мраморное моря. На восточном берегу Ускудар (Ускюдар, Uskudar) расположены квартал Кадикей, вокзал Хайдарпаша (Haydarpasa), крепость Анадолу-Хисар (Anadolu Hisar). Европейская часть Стамбула делится на две части заливом Золотой Рог. В наиболее старой части города расположены кварталы Эминеню (Eminonu), Султанахмет (Sultanahmet), собор Св. Софии и дворец Топкапы. По Галатскому мосту можно попасть в более современные кварталы: Таксим (Taksim), Бешиктас (Besiktas) и Бейоглу (или Бейолу, Beyoglu). Выше по Босфору расположены кварталы Бебек (Bebek), Йеникей (Yenikoy), Тарабиа (Tarabya), крепость Румели-Хисар (Rumeli Hisar). Самые богатые районы расположены на азиатском берегу — это кварталы Мачка (Macka), Нишанташи (Nisantasi), окрестности Бебека. В глубине Золотого Рога расположены кварталы Фенер (Fener) — местонахождение всемирного Патриарха, и Эйуп или Аюп (Eyup).
Замечательным архитектурным, историческим и музейным комплексом является городская стена Стамбула. На ее южном конце стоит Едикуле (Yedikule) или «Семибашенная крепость», расположенная в том месте, где городская стена сходится с береговыми укреплениями. Особого внимания в крепости заслуживает Башня надписей, в которой когда-то содержали под стражей иностранных посланников, а также южный пилон Золотых ворот. К северу от крепости сохранился участок хорошо сохранившейся стены с воротами Св. Романа, от которых можно добраться до ворот Эдирне (Edirnekapi) с мечетью Михримах (Mihrimah). Мечеть построена в 1550 году архитектором Синаном, отцом «классического стиля». Характерная особенность мечети — высокие арки стен и купол 37-метровой высоты. Внутреннее пространство мечети производит впечатление простора благодаря трем рядам окон. В северной части городской стены расположен Музей Кахрие Джами (Kariye Camii Muzesi), размещенный в бывшей церкви монастыря Хора. В этом византийском храме сохранились одни из самых известных фресок и мозаик Стамбула. Храм был построен при правлении императора Юстиниана, позже многократно перестраивался. Мозаики с изображениями Богоматери и Иисуса были выполнены в 1314—1321 гг.
Осмотр достопримечательностей Стамбула почти всегда начинается с собора Св. Софии (Айя-София, Hagia Sophia). Это самое значительное сооружение города. До 1453 года (в течение 916 лет) это была христианская церковь, затем до 1934 года (в течение 481 года) — мечеть, а после1934 года — музей. Современное здание Айя-Софии было заложено при императоре Юстиниане в 532 году на месте храма, строившегося при Константине I с 325 года и обновленного при Феодосии. Айя-София была разграблена крестоносцами в 1204 году. В 1453 году собор по приказу Мехмеда II был превращен в мечеть. Столбы в подкупольном пространстве церкви выполнены из песчаниковых блоков, скрепленных свинцом, а стены и своды из кирпича. В период мусульманского правления в ансамбле Св. Софии появились минареты, подпорные стены, фонтаны, кухня и гробницы, также были заштукатурены все изображения святых в интерьере храма. У входа в современный храм находятся остатки базилики Феодосия. Из открытого двора пять дверей ведут в притвор древней базилики, облицованной мрамором и украшенной золотой мозаикой. Девять дверей в притворе ведут во внутреннее пространство базилики. Особого внимания заслуживает Императорский портал, над которым расположена знаменитая мозаика, изображающая Иисуса на троне и коленопреклоненного императора Льва VI. В ансамбле Айя-Софии выделяется огромный купол (диаметр — 31 м). К центральному нефу храма примыкают два боковых, куда можно пройти через открытые аркады. Из византийских фресок в храме сохранились изображения Богородицы на троне, ангелов и херувимов в апсиде. Особого внимания заслуживают мозаики на верхней галерее 9—12 веков. В период мусульманской реконструкции Айя-Софии были пристроены максура для султана, михраб и минраб, на восьми деревянных медальонах выписали имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али, а также Хасана и Хусейна, сыновей Али. В числе достопримечательностей Айя-Софии — «потеющая колонна» в левом боковом нефе, которая, по поверьям, помогает при различных болезнях. Из храма-музея ведут бронзовые двери, ранее бывшие главным входом. Во дворе слева находятся гробницы султанов и принцев.
Площадь Айя-София в городском районе Султанахмед — настоящее средоточие архитектурных и культурных памятников Стамбула. Недалеко от площади, на улице Кызылай (Kizilai), расположен Йерабатан-серай (Yerebatan Sarayi) или «Подземный дворец», построенный при императоре Юстиниане в 6 веке над цистерной — резервуаром для хранения воды. Длина помещения составляет 141 метров, перекрытия поддерживаются 336 колоннами. Особую атмосферу во дворце создают освещение и музыка.
На площади Айя-София можно осмотреть Ат Мейданы (At Meydani), античный ипподром с несколькими интересными памятниками, среди которых египетский обелиск времен фараона Тутмоса (1502—1448 гг. до н.э.), установленный императором Феодосием в 390 году; Змеиная колонна из храма Аполлона в Дельфах; каменная колонна, установленная в 10 веке Константином VII Багрянородным. На противоположной стороне Ат Мейданы расположен музей турецкого и исламского искусства (Turk Ve Islam Sanatlari Muzesi), в котором собраны образцы мусульманского искусства разных эпох: каллиграфия, надписи на камнях, миниатюра, сосуды и древние ковры. Музей занимает прекрасный дворец Ибрагим-паши, построенный в 1542 году.
На восточной стороне площади Айя-София находится Султан Ахмед Джами (Sultan Ahmet Camii) — главная мечеть Стамбула, известная также как «Голубая мечеть». Она была построена в 1609 — 1616 гг. Около Голубой мечети стоит шесть минаретов — столько же, сколько было в Большой мечети в Мекке. Стены сооружения украшены голубыми изразцами, в тех же тонах расписан и впечатляющий купол. В михрабе Голубой мечети хранится осколок камня Кааба из Мекки. В конце улицы Кючюк-Айя-София на берегу Мраморного моря стоит Малая Айя-София (Kucuk Aya Sofya) или церковь Св. Сергия и Св. Вакха (527—536). Внутренне пространство Малой Айя-Софии имеет форму восьмигранника.
Вблизи собора Св. Софии находится еще одна достопримечательность города — султанский дворец Топкапы (Topcapi Sarayi) со знаменитым гаремом. Ко дворцу можно пройти через задний двор Айя-Софии, миновав ворота Хумаюн (Bab-i Humayun), выстроенные при Мехмеде II. Перед богато украшенными воротами с тремя башнями находится фонтан Ахмеда III (1728) с мраморными рельефами и купольной крышей, по праву считающийся одним из самых красивых в Стамбуле. За воротами Хумаюн находится площадь с церковью Святой Ирины (Hagia Eirene). До постройки Айя-Софии церковь Святой Ирины была главной в Константинополе. После взятия Константинополя турками церковь Св. Ирины служила арсеналом янычар, а затем — складом. В архитектурном отношении она является классической базиликой, имеющей в плане форму креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. В церкви находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина.
Комплекс сооружений и экспозиций Дворца-музея Топкапы начинается за воротами Селям (Bab-I Selam), которые также известны как «Ворота правосудия»: в двух башнях у ворот некогда томились приговоренные к смерти. На втором дворе музея расположены помещения кухонь, здесь же размещается коллекция фарфора. Напротив расположены конюшни, где выставлены карета и упряжь османского периода. Перед конюшнями находится вход в знаменитый гарем, комплекс которого сложился за несколько веков. Ворота Саадет (Bab-i Saadet) ведут в третий двор, они служили для проведения торжественных церемоний во время праздника Курбан-Байрам. В третьем дворе находится зал приемов (Arz Odasi) и библиотека Ахмеда III. В четвертом дворе можно осмотреть Сад тюльпанов и множество павильонов, среди которых особенно выделяется Багдад-кешк (Bagdad Kosk), построенный в 1638 году в память о завоевании Багдада. Купол и свод павильона украшены золотыми рельефами, стены — изразцами, двери и окна — перламутровой и слоновой костью.
Другие достопримечательности дворца Топкапы — комната обрезаний (Sunnet Odasi) и хранилище священных реликвий. В сокровищнице хранятся предметы, принадлежащие пророку Мухаммеду, а также богатства, накопленные османскими властителями — трон из Индии, украшенный изумрудами и бриллиантами, кинжал Топкапы, а также знаменитый «Алмаз ложечника». У дворца Топкапы находится интересный архитектурный памятник — ворота Айоса Романоса, некогда выстроенные возле не сохранившейся до наших дней церкви Св. Романоса. Ворота получили название Топкапы (Topkapi), то есть «пушка», так как в 1453 году Мехмед установил здесь самую большую пушку. Здесь же, по преданию, был убит последний византийский император.
Центр старого Стамбула — бульвар Ататюрка (Ataturk Bulvari) с примыкающей площадью Баязида (Beyzit Meydani). Бульвар Ататюрка пересекают арки акведука Валента (368). Первоначально длина акведука составляла около 1 км, до наших времен сохранился участок, равный 800 м. К югу от акведука высится мечеть Шехзаде (Sehzade Camii), построенная Синаном в 1544—1588 гг. в память об умершем в 1543 г. Мехмеде, сыне Сулеймана Великолепного. Недалеко от бульвара Ататюрка расположен значительный памятник византийской эпохи — монастырь Пантократор (Pantocrator). В числе других византийских памятников современного Стамбула стоит отметить церковь Христа Спасителя (Kariye Cami). Монастырь, в состав которого ранее входила эта церковь, располагался за пределами городских стен Константинополя.
Площадь Баязида всегда оживлена, это любимое прогулочное место гостей и жителей города. На площади стоит мечеть Баязида (Beyazit Camii) (1501—1506). В ее комплекс входят медресе, школа, турецкие бани и мавзолей. Мечеть Баязида стала началом классической эпохи в турецкой архитектуре. Во дворе мечети расположен перистиль с античными колоннами и фонтан. Минареты стоят довольно далеко от здания мечети. К северу от мечети Баязида расположен комплекс старого университета, ставшего в конце 19 века первым турецким высшим учебным заведением.
К северу от университета, на холме над Золотым Рогом, находится одна из наиболее известных мечетей Стамбула — мечеть Сулеймана или Сулеймание (Suleymaniye Camii) (1550—1557). Внутреннее пространство строения перекрывается куполом высотой 53 метра. Эту мечеть часто называют «мечетью Света»: ее гармоничный декорированный мрамором интерьер освещается из 136 окон. Двор мечети окружен галереей, поддерживаемой 24 колоннами из порфира, белого мрамора и розового гранита. Четыре минарета мечети символизируют то, что Сулейман Великолепный был четвертым султаном, правящим в Стамбуле. Комплекс мечети, в который входят многочисленные пристройки (кухня, бани, школы и библиотеки), в настоящее время занимает отдельный квартал города.
Самой древней мечетью Стамбула считается Сагриджилар Джами (Sagricilar Camii), что неподалеку от моста Ататюрка. Раньше она считалась мечетью кожевенников, мастерские которых некогда располагались в этом квартале. Во дворе мечети расположен мавзолей ее основателя Явджеза Эрсинана. Другой интересный памятник храмовой архитектуры старого Стамбула — мечеть Рюстема-паши (Rustem Pasa Camii), построенная Синаном в 1561 году. Мечеть украшена великолепными изразцами, она считается одной из самых красивых в городе.
Множество интереснейших архитектурных и исторических памятников Стамбула расположено по берегам залива Золотой Рог. В их числе — площадь Эминеню (Eminonu) и мост Галата (Galata), который ведет в район Бейоглу (Beyoglu). На площади Эминеню стоит Новая мечеть (Эни Джами, Yeni Camii) (17 в.), рядом с которой расположен Египетский базар (Misir Carsi). Это один из старейших рынков Стамбула — торговые ряды появились здесь уже в 1660 году. К югу расположен Большой базар (Капалы-Чарши, Kapali Carsi), основанный еще Мехмедом Завоевателем. Этот всемирно известный рынок занимает площадь в 30 тысяч кв. м, он состоит из 65 улиц с более чем четырьмя тысячами магазинов. Между Большим базаром и мечетью Баязида находится рынок букинистов Шахафлар-Чаршиси (Sahaflar Carsisi). В византийскую эпоху на его месте располагался Хартопратейо (Chartoprateio), бумажный и книжный рынок, после падения Константинополя здесь стали продавать гравюры и тюрбаны, а букинисты обосновались на рынке в 18 веке.
Западный берег Золотого рога — район Айюб (Эюб)— был недавно отреставрирован. Над мостом автострады виден храмовый комплекс Айюба. По преданию, в 674 году на этом месте погиб в битве с арабами знаменосец пророка Мухаммеда Айюб Ансари. Место паломничества всего мусульманского мира — мечеть Айюба, построенная в 1458 году Мехмедом Фатихом. Надгробное сооружение Айюба украшено сине-зелеными изразцами. Недалеко от мечети расположено кладбище.
Мост Галата ведет в район Бейоглу, который когда-то назвался «Пера» и был заселен европейцами. Галата, южная часть Бейоглу, известна благодаря короткому туннелю самого старого в Европе метрополитена. Около 500 года была построена башня Галата (Galata Kulesi), с верхнего яруса которой открывается прекрасный вид на город. На площади Таксим (Taksim) расположен монумент Независимости. На берегу Босфора в районе Бейоглу, недалеко от стадиона и отеля «Hilton», находятся мечеть Долмабахче (Dolmabahce) 19 века, часовая башня и дворец Долмабахче. Дворец был возведен в 1853 году с использованием европейских архитектурных форм. Особенно поражают его портал, тронный зал и алебастровая баня.
Из Бейоглу можно попасть на восточный берег Босфора, в район Ускюдар (Uskudar), миновав башню Леандра, которую тюрки называют «Девичьей башней» (Kizkulesi). У паромного причала в Ускюдаре стоит мечеть Михримах (Mihrimah) (1548), построенная по желанию дочери Сулеймана II. В центре площади, неподалеку от причала, расположен фонтан Ахмеда II (1728), а к западу от нее — мечеть Шемси-паши (Semsi Pasa). Другая достопримечательность Ускюдара — мечеть Ени-Валиде (Yeni-Valide), построенная в 1710 году Ахемдом III в четь его матери. Недалеко от нее расположена Чинили Джами (Cinili Camii), Фаянсовая мечеть. В южной части района расположены мечеть Ески-Валиде (Eski Valide) и кладбище Караджаахмед (Karacaahmet Mezarligi). К югу от кладбища Караджаахмед начинается район Селимие (Selimiye), интересным памятником которого являются казармы Селима, выполненные как крепостное сооружение.
В Стамбуле множество самых различных музеев. Недалеко от церкви Св. Ирины, в Старом городе, расположен Археологический музей (Arkeoloji Muzesi), в собраниях которого широко представлены античная скульптура, саркофаги, стелы, керамика и монеты. Наиболее известный экспонат музея — саркофаг Александра Македонского, украшенный рельефами с изображением сцен из жизни великого полководца. Особого внимания заслуживают стела из иерусалимского храма, львица из геликарнасского мавзолея, бюсты римских императоров и скульптуры византийской эпохи. Напротив археологического музея расположен Музей Фатиха (Fatih Muzesi), в котором представлены художественные ремесла сельджуков и турок. Здание музея, известное под названием Чинили-кешк (Cinili Kosk) или Фаянсовый павильон, было построено персидским архитектором Камеледдином при Мехмеде II одновременно со дворцом.
Напротив южного крыла археологического музея расположен Музей восточных древностей (Eski Sark Eserlery Muzesi) с коллекциями археологических находок из всех регионов Ближнего Востока, относившихся ранее к Османской империи. Основные экспонаты — из Египта, Йемена, Месопотамии и хеттских поселений Анатолии. Одним из наиболее ценных экспонатов музея является фаянсовый рельеф, украшавший Священный путь, который вел к воротам Иштар в Вавилоне. Особым вниманием посетителей музея пользуется договор между хеттских царем Хаттусили II и фараоном Рамсесом II, датируемый приблизительно 1270 г. до н.э. Нельзя не обратить внимание и на статуи царей Салмансара III, Гудеа из Лагаша и Хамураппи из Вавилона.
Среди мест, любимых стамбульскими туристами, — многие знаменитые кофейни, рестораны и отели. Так, в кофейне «Pityer Loti Kahvehanesi», из которой открывается прекрасный вид на Золотой Рог, любил проводить время французский художник Пьер Лоти. Мало что изменилось в кафе отеля «Pera Palace», в котором Агата Кристи написала свое «Убийство в восточном экспрессе». Неизменным атрибутом Стамбула остаются турецкие бани (хамам), которых в городе насчитывается более сотни. Одна из лучших старинных бань — Джагалолу (Cagaloglu Hammami). Очень известная и популярная у иностранных туристов баня — Галатасарай (Galatasaray Hammami). Некоторые бани — такие как Cemberlitas Hammami или Mahmut Pasa Hammami — расположены в красивых старинных зданиях, интересных и в качестве памятников архитектуры.

Несомненно, один из главных туристических маршрутов Стамбула — пролив Босфор (Istanbul Bogazici) с его историческими памятниками и современными курортными местечками. В экскурсию по Босфору можно отправиться из района Галата. В районе Ортакей (Ortakoy), известном своей мечетью и множеством популярных у молодежи ресторанов, в 1973 году построен большой висячий мост, соединяющий берега Босфора. Прибрежный район Арнавуткей (Arnavutkoy) известен рыбными тавернами, а район Бебек (Bebek) — роскошными кафе-барами. Путешествуя по Босфору, нельзя пропустить крепость Румели Хисары (Rumeli Hisari), построенную в 1452 году при Мехмеде II. Напротив нее расположена не столь большая крепость Анадолу Хисары (Anadolu Hisri).
К югу от Стамбула, у входа в Измитский залив, лежат Принцевы острова (Kizil Adalar), архипелаг из девяти островов, главными из которых являются Kinali Ada (Proti), Burgaz (Antigone), Heybeli Ada (Halki) и Buyuk Ada (Pringipos). В византийскую эпоху на островах были основаны многие монастыри. В иконоборческий период острова служили местом ссылки принцев и представителей духовенства. Большинство памятников византийского периода уничтожены крестоносцами. В 19 веке Принцевы острова были застроены жителями района Пера. Особенно интересен остров Бургаз, получивший название от греческого слова «pyrgos» — «башня». В 1869 году здесь на руинах был построен монастырь. В центре деревни на острове находится церковь Иоанна Крестителя, построенная Феодорой в 842 году. На Черном море, если выйти из пролива Босфор, есть несколько известных турецких курортов — Килиос (Kilyos) на европейской стороне по отношению к проливу и Шиле (Sile) — на азиатской.

dic.academic.ru

История османского Стамбула — Википедия

История османского Стамбула охватывает период от захвата Константинополя турками 29 мая 1453 года до упразднения Османской империи в 1922 году и переноса столицы Турции в Анкару 13 октября 1923 года.

Почти пять веков Стамбул был столицей огромного государства, сложившегося в XIV—XVI веках в результате завоевательных походов турецких султанов. Границы Османской империи охватывали владения в трёх частях света — Европе, Азии и Африке. Таким образом, древний город на берегах Босфора вновь превратился в политический и экономический центр мирового значения. Постепенно Стамбул вернул себе славу и крупного пункта международной торговли. И хотя важнейшие торговые пути переместились из Средиземноморья в Атлантику, черноморские проливы продолжали оставаться оживлённой торговой артерией позднего средневековья.

Кроме того, как резиденция халифа, Стамбул приобрёл значение важного религиозного центра мусульманского мира, вобрав и переработав многое из культуры сельджуков, византийцев, арабов и персов (от Константинополя Стамбул унаследовал и резиденцию Вселенского патриарха — первого среди православных патриархов мира). Город представлял собой уменьшенную модель Османской империи, с её пёстрым в этническом и религиозном плане населением. Наибольшего расцвета османская столица достигла в период правления Сулеймана Великолепного, именно к «веку Сулеймана» восходит большинство восторженных описаний Стамбула европейскими путешественниками и дипломатами. С правления Мехмеда III начался постепенный упадок Османской империи, что, впрочем, не сразу сказалось на положении процветавшего Стамбула. Но уже после Ахмеда I в городе почти не строилось больших мечетей, некоторые монументальные здания возводились десятилетиями, зато множились бунты и мятежи как янычар, так и столичных низов. Ухудшение экономической ситуации вело к застою в культуре и науке, а также ко всё большему возрастанию влияния западноевропейских держав на все сферы жизни империи и её столицы.

29 мая 1453 года турецкие войска захватили Константинополь. Мехмед II, отдав покорённый город на разграбление своей армии, вступил в него через Харисийские ворота (согласно другим данным, султан въехал в Константинополь лишь через три дня, когда улёгся хаос грабежей и погромов). Он торжественно двинулся к центру города и в знак победы над врагом въехал на белом коне в собор Святой Софии, повелев превратить его в мечеть. Большая часть Константинополя подверглась тотальному разграблению, хотя некоторые районы (Студион и Петрион), монастыри и церкви остались нетронутыми. Сам город в результате постепенной трансформации слова «Константинополь» в рамках фонетических норм турецкого языка стал именоваться в просторечии Истанбулом[комм. 1], хотя османы в официальных обращениях ещё долго называли его на арабский лад Костантинийе. Позже, благодаря возвышению греческих драгоманов, в широкий обиход вновь вернулось название «Константинополь», прочно закрепившееся в османской дипломатии (фактически, оба топонима употреблялись параллельно, но в христианском мире город продолжали именовать по-старому)[1][2][3][4][5][6].

При разделе добычи и трофеев Мехмеду, согласно обычаю, досталась пятая часть от всего захваченного. Свою часть пленных он поместил в районе Фанар, положив таким образом начало греческому кварталу Стамбула. Кроме того, плена и выселения избежали обитатели греческих деревень вдоль Босфора, формально не участвовавшие в сопротивлении. Более 30 тыс. византийцев и латинян были проданы на невольничьих рынках Эдирне, Бурсы, Гелиболу, Анкары и Филибе, многих из них выкупили богатые родственники (согласно другим данным, к моменту завоевания в Константинополе проживало около 70 тыс. человек, из которых 50 — 60 тыс. были проданы в рабство или депортированы, а 10 — 20 тыс. остались в городе как свободные граждане). Казни подверглись бальи венецианской колонии Минотто, его сын и другие видные соотечественники, консул Каталонии и несколько других его земляков. Лука Нотарас, которого Мехмед планировал сделать новым префектом османского Константинополя, был казнён за отказ отдать своего сына в любовники султана. Зато смогли скрыться и спастись другие активные участники обороны Константинополя — кардинал Исидор, архиепископ Леонард Хиосский, двое из трёх братьев Боккьярди, великий логофет Георгий Сфрандзи. Мехмед приказал разрушить стены и засыпать ров Галаты, а также изъять у тамошних генуэзцев всё вооружение. При этом, он гарантировал безопасность анклава, разрешил сохранить его христианский дух и запретил туркам селиться там (в Галате продолжали служить мессу два францисканских монастыря и несколько церквей; именно поэтому турки долгое время вообще не считали Галату частью Стамбула, презирая эту обитель «неверных»). Племянника галатского подесты Ломеллино, как и сыновей всех уцелевших византийских вельмож, султан забрал в качестве заложников (их определили в прислугу султанского дворца, а красивых — в личный гарем Мехмеда)[7][8][9].

В начале июня 1453 года в мечети Айя-София в присутствии султана и его свиты впервые состоялась пятничная молитва. К бывшему собору наспех достроили деревянный минарет, крест на куполе заменили полумесяцем, а внутри забелили мозаики и фрески (за исключением четырёх ангелов-хранителей под сводами)[комм. 2]. Таким же образом большая часть византийских церквей и монастырей была превращена в мечети и суфийские текке. Но суеверный Мехмед сохранил многие «языческие» символы города — конную статую Юстиниана напротив Айя-Софии и колонны на ипподроме. Зато Золотые ворота, через которые в город въезжали византийские императоры (и через которые должно было состояться предречённое возвращение Константина), Мехмед приказал замуровать[комм. 3]. В отличие от них Харисийские ворота, названые турками воротами Эдирне, стали символом османского триумфа и местом ежегодных праздников, посвящённых захвату Константинополя. Вскоре духовный наставник султана шейх Акшемсеттин объявил о том, что найдена могила Абу Айюба аль-Ансари — знаменосца пророка Мухаммеда, погибшего во время осады Константинополя арабами в 674 году. Со временем Мехмед по совету придворных астрологов снял с пьедестала гигантскую статую Юстиниана, которая после этого долгое время лежала на площади, пока наследники султана не переплавили её по кускам в одном из литейных цехов[10][11][3].

Османские власти стремились быстро восстановить экономическое значение покорённого города, для чего переселяли в Стамбул не только турок, но и представителей тех народов империи, которые традиционно занимались торговлей и ремеслом. Султан приказал заселить опустевший город турками из Аксарая, Карамана и Самсуна, армянами из Бурсы, Токата, Сиваса и Кайсери, греками из Синопа, Трапезунда, Мореи и с островов Эгейского моря, евреями из Салоник. В Стамбуле появились целые кварталы, населённые выходцами из городов и областей Малой Азии и названные по именам их «малой родины» (например, Аксарай, Караман, Чаршамба и другие), а также греческие и армянские кварталы. По приказу Мехмеда переселенцам предоставлялись дома, покинутые византийцами и латинянами, а также различные льготы, призванные стимулировать их занятие ремеслом и торговлей. Развитие экономики Стамбула и широкое строительство, развернувшееся в городе, предопределили дальнейший рост населения столицы за счёт притока мастеров, купцов, моряков, инженеров и чиновников со всех концов обширной империи. Поскольку немусульманам (зимми) в Османской империи был закрыт доступ к чиновничьей или военной карьере, большинство из них обычно занималось ремеслом или торговлей. Другими первоочередными мерами по восстановлению жизнедеятельности Стамбула, предпринятыми султаном, были: назначение визиря, ответственного за поддержание порядка в городе; постепенный набор чиновников на место исчезнувшей византийской администрации; восстановление крепостных стен, правительственных зданий, частных домов и водоснабжения; заключение договоров с итальянскими торговыми городами о новых правилах деятельности в османской столице (изначально Мехмед II возобновил большую часть привилегий генуэзцев в Галате, а позже позволил обосноваться в Стамбуле венецианцам и другим «франкам»)[12][13][14][15][16][17][18][19].

Также Мехмед повелел грекам избрать нового православного патриарха, которым стал монах Геннадий Схоларий, спасшийся от обращения в рабство в Эдирне и вернувшийся в Стамбул (после согласия султана синод лишь формально утвердил его). Посвящение Геннадия II в сан патриарха состоялось в январе 1454 года в соборе Святых Апостолов — втором по величине и значению храме Стамбула, ставшем теперь кафедральным собором Константинопольской патриархии (вокруг него даже образовался квартал греческих переселенцев первой волны). При новых властях константинопольский патриарх не только отвечал за поведение стамбульских греков и других православных, но и превратился в главу христианского миллета Османской империи, которому подчинялись православные верующие Малой Азии, Греции, Болгарии, Румынии, Сербии и Албании (кроме того, от него зависели патриархи Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский). Стамбульские христиане жили в своих отдельных кварталах и смогли сохранить несколько церквей и монастырей. Им предписывалось носить особые одежды и запрещалось иметь любое оружие. Турки обложили всех столичных иноверцев особыми налогами (джизья)[20][21].

В 1456 году кафедра константинопольского патриарха была перенесена в церковь Богородицы Паммакаристы. Зимой 1457—1458 года Мехмед наконец-то перенёс свою резиденцию из Адрианополя в Стамбул (в султанский дворец Эски-Сарай, возведённый в районе бывшего форума Феодосия). К этому времени были восстановлены крепостные стены, разрушенные во время осады города, а в южной части оборонительной системы возникла мощная крепость Едикуле (она служила не только западным военным форпостом Стамбула, но и султанской сокровищницей, местом хранения архивов и политической тюрьмой)[комм. 4]. В 1458 году на месте предполагаемой могилы Абу Айюба аль-Ансари были построены мавзолей и мечеть Султана Эйюпа — первая мечеть, возведённая турками после завоевания Константинополя. Район вокруг мечети стал называться Эюп, а здешнее кладбище превратилось в самое престижное кладбище города. В 1461 году был основан Константинопольский патриархат Армянской апостольской церкви (резиденция патриарха расположилась в квартале Сулумонастыр, где и вырос большой армянский квартал). В том же 1461 году грандиозный собор Святых Апостолов был разрушен (вместе с многочисленными гробницами византийских императоров и константинопольских патриархов, захороненных здесь), а на его месте в 1470 году была построена соборная мечеть Фатих с комплексом зданий (несколько медресе, библиотека, больница, бани, кухни и караван-сарай). В саду этой мечети и был похоронен султан Мехмед II, умерший в мае 1481 года. В соседнем тюрбе была похоронена мать султана Хюма Хатун[22][23][24][25][26].

В ноябре 1463 года в крепости Едикуле вместе со своими сыновьями был казнён последний трапезундский император Давид, отказавшийся для спасения принять ислам. В 1464 году была построена мечеть Махмуд-паши, а в 1466 году — мечеть Мурад-паши, которые мало отличались от османских мечетей Бурсы и Изника (правда, уже тогда турки стали активно использовать опыт византийских зодчих, и даже приглашать их руководителями крупных строительных проектов[комм. 5]). Храм Пантократора превратился в мечеть Зейрек, а часть монастырских помещений отвели под медресе (в 1471 году его студенты перешли в медресе при мечети Фатих и монастырь пришёл в запустение). В том же 1466 году на месте древнего акрополя Византия началось сооружение большого дворцового комплекса Топкапы (Топкапы-Сарай или Новый Сераль). После постройки первых зданий, среди которых выделялся дошедший до наших дней дворец Чинили-Кёшк (1472) или «Изразцовый павильон», резиденция султана была перенесена из Эски-Сарая в Топкапы, который оставался местопребыванием османских монархов до XIX века. А Эски-Сарай (именно тогда его и стали называть Старый Сераль) в течение двух следующих веков служил местом проживания султанских вдов и наложниц[27][28][29].

Бывшая церковь Святой Ирины, оказавшаяся на территории дворца Топкапы, была превращена в арсенал. Здесь же хранилось множество византийских и османских реликвий, в частности, сабля Мехмеда II, трофейные пушки, захваченные османами в боях, цепь, перекрывавшая вход в Золотой Рог, и порфировые саркофаги византийских императоров, перенесённые сюда из склепа разрушенного собора Святых Апостолов[30].

В 1475 году турки аннексировали генуэзские владения в Крыму, переселив часть тамошних генуэзцев и армян в Стамбул (им даже выделили небольшую церковь Святого Николая). Также в Стамбул был доставлен пленённый крымский хан Менгли I Герай, воевавший на стороне генуэзцев (в 1478 году султан освободил его и вернул на ханский престол). В том же 1475 году османы обратили католическую церковь Святого Павла, построенную в Галате в XIII веке, в мечеть. В 1478 году Мехмед II, желая избежать борьбы за власть, фактически узаконил братоубийство в династии Османов (текст закона гласил: «Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле»)[комм. 6][31][32].

Неотъемлемую часть облика османской столицы составляли многочисленные рынки, в большинстве своём крытые и специализированные (в городе существовали мясной, рыбный, фруктово-овощной рынки, базары и торговые ряды по продаже пряностей, специй, тканей и мехов). Обычно рынки представляли собой лабиринты узких улочек и переулков со сводчатыми крышами, которые объединяли сотни лавок и ремесленных мастерских. Нередко рынки строились по проектам известных архитекторов и украшались красивыми воротами, галереями и фонтанами. В правление Мехмеда на месте древнего форума Константина были построены два сводчатых бедестана, положившие начало знаменитому Большому базару (сегодня они известны как Букинистический и Сандаловый бедестаны). Впоследствии Большой базар неоднократно перестраивался и расширялся, достигнув форума Феодосия[33][34].

Также в правление Мехмеда II были заложены основы образовательной системы Стамбула, которая содержалась за счёт различных благотворительных фондов и пожертвований богатых мусульман. В самом низу этой системы находились начальные «школы для отроков» (мектеб-и сыбьян), располагавшиеся в каждом квартале, чаще всего возле мечети. Там подростки заучивали стихи Корана, изучали арабское письмо, чтение и элементарную арифметику. Чуть выше уровень преподавания был в начальных школах при медресе и дервишских обителях. Фактически, начальное образование в Стамбуле могли получить все дети без исключения. Следующей ступенью служили медресе, обычно возводившиеся при больших пятничных мечетях (например, при мечети Фатиха). Ученики, жившие при медресе, были освобождены от всякой платы, но приходящие студенты были вынуждены платить за обучение и питание. Выпускники престижных медресе могли рассчитывать на звания улемов, судей, мударрисов и посты при султанском дворе, выпускники обычных медресе — на карьеру рядового имама или хатиба. «Неверные» также имели свою систему начального образования, окончив которую желающие могли продолжить обучение в семинарии или иешиве[35][36]. Всего в правление Мехмеда II в Стамбуле появилось 190 мечетей (в том числе 17 переделанных их христианских церквей), 24 мектеба и медресе, 32 хаммама и 12 рынков[37].

Айя-София

Айя-Ирена

Крепость Едикуле

Большой базар

В конце 70-х годов XV века в Стамбуле и Галате насчитывалось около 80 тыс. жителей (рукопись того времени сообщает о наличии почти 9,5 тыс. домов мусульман и более 6,3 тыс. домов «неверных», из которых почти 650 принадлежало евреям). Древний Халкидон на азиатском берегу Мраморного моря турки стали называть Кадыкёй, что в переводе значит «Деревня судьи». По указу Мехмеда II все доходы от этого поселения шли в распоряжение первого судьи (кади) Стамбула — Хыдыр-бея. Весной 1481 года, после смерти Мехмеда II (по одной из версий, его отравил врач-перс по приказу собственного сына, принца Баязида) разгорелась борьба за трон между сыновьями султана. Старший Баязид был наместником Амасьи, а младший Джем — наместником Коньи. Великий визирь Карамани Мехмет-паша, ждавший прибытия обоих принцев в Стамбул, вскоре был убит янычарами из числа сторонников Баязида. В итоге Баязид первым прибыл в столицу и провозгласил себя новым султаном, а летом 1481 года разбил войска Джема (кроме того, по приказу Баязида были убиты два сына Джема, а позже — и трое сыновей самого султана, поднявших против него мятеж)[38][39][6].

В конце XV века в Стамбуле осела большая волна еврейских беженцев из Испании и Португалии (сефардов). Баязид II, узнав об изгнании евреев с Пиренейского полуострова, воскликнул: «Фердинанд Испанский — глупый король! Он разорил свою страну и обогатил нашу». Образованные сефарды оказались полезными для империи, где высшее сословие предпочитало военную карьеру, а низы занимались земледелием. Наряду с армянами и греками евреи составили костяк торгового сословия, они занимались ремёслами и врачебным делом, некоторые устраивались при дворе в качестве советников, дипломатов или медиков. В этот же период евреи создали в городе типографию с первым в стране печатным станком. Кроме того, в Стамбуле осела и часть изгнанных из Испании мавров, которым султан передал одну из мечетей в Галате (ныне известна как Арабская мечеть). Также по велению Баязида II в Стамбул была переселена группа валахов, образовавшая свой компактный квартал недалеко от ворот Силиври. К концу XV века население османской столицы превысило 200 тыс. человек[40][41][42][43][44][45][46].

В начале XVI века в Стамбуле развернулась упорная борьба между «ромейскими» евреями («романиотами») и новоприбывшими сефардами за обладание титулом великого раввина, который позволял контролировать всю еврейскую общину. Более многочисленные и образованные сефарды вышли победителями, а «романиотов» постигла череда бедствий, в том числе два больших пожара, уничтоживших их кварталы с синагогами и коммерческими предприятиями (после этого древняя община рассеялась и в итоге растворилась в других еврейских общинах османской столицы). Кроме добровольных миграций большое влияние на состав населения Стамбула играла система девширме, которая в XVI веке поставляла административной системе до трети задействованных в ней «рабов султана» (куль[комм. 7]). Из числа привезённых по девширме юношей происходило большинство османских великих визирей, чиновников, военных (особенно янычар), богословов и дворцовых слуг (в XVII веке девширме постепенно сошёл на нет и перестал играть роль поставщика «свежей крови»)[47][48].

На рубеже XV—XVI веков появился новый для османского искусства тип мечетей, образцом для которого послужил византийский собор Святой Софии. Архитектура этого храма произвела неизгладимое впечатление на завоевателей и повлияла на всё дальнейшее развитие строительного искусства турок. Прибывший в Стамбул из Самарканда художник Баба Наккаш положил начало местной школе миниатюры. В сентябре 1509 года Стамбул сильно пострадал в результате мощного землетрясения. Погибли тысячи горожан, было разрушено множество домов, серьёзный урон стихия причинила сотням мечетей, караван-сараям, баням, крепостям вдоль Босфора и даже султанскому дворцу. В апреле 1512 года Баязид II под давлением янычаров отрёкся от престола в пользу сына Селима, а через месяц был отравлен по его же приказу. Похоронили Баязида в тюрбе при мечети его имени, построенной по приказу султана в 1506 году[комм. 8] возле Большого базара (в качестве образца для подражания архитекторы мечети Якуб Шах или Кемальэддин взяли именно Айя-Софию, использовав общие очертания, размеры и форму купола бывшего православного храма). Кроме того, в правление Баязида церковь Хора была преобразована в мечеть Кахрие («Мечеть победы»), церковь Святого Иоанна Студиона — в мечеть Имрахор[комм. 9], церковь Святых Сергия и Вакха — в мечеть Кючюк Айя-София («Малая Святая София»), церковь Святого Андрея — в мечеть Ходжа Мустафа-паши[52][53][54][55].

Вернувшись из Крымского ханства в Стамбул и вступив на престол, Селим I приказал казнить всех родственников отца по мужской линии, которые в будущем могли претендовать на его место (двух своих братьев, четверых племянников, чуть позже — и троих своих сыновей-мятежников). В 1514 году Селим разбил иранскую армию Исмаила I и захватил столицу Сефевидов Тебриз, привезя в Стамбул в качестве трофеев золотой шахский трон, украшенный рубинами, изумрудами и жемчугом, гарем шаха и множество искусных ремесленников (особенно гончаров). В 1516—1517 году Селим I завоевал Хиджаз, Сирию, Палестину и Египет, присвоив себе титул и права халифа — духовного главы мусульман (он пленил наследника аббасидских халифов и имама всемирной исламской общины аль-Мутаваккиля, заключил его в крепость Едикуле, после чего тот публично отрёкся от своего титула в пользу Селима). В результате этого бывшая столица восточного христианства стала главным бастионом ислама, однако, в отличие от Каира и Багдада, Стамбул так никогда и не стал центром мусульманского богословия. В период правления Селима I в Стамбул переселилось много валахов, а также арабских, еврейских и персидских ремесленников, здесь творили выходец из Персии историк Идрис Бидлиси, поэт Ревани и писатель Саади. На берегу Золотого Рога по приказу султана были основаны большие фаянсовые мастерские, славившиеся великолепными изделиями (в том числе изразцами)[56][57][58][45][59].

Официально от имени султана империей управляли два высших сановника — великий визирь (везир-азам или визир-азем, позже — садр-азем) и шейх-уль-ислам (он же муфтий Стамбула), которым была доверена вся полнота светской и духовной власти государства. Но реальная власть нередко находилась в руках приближённых лиц султана — его матери, фактически руководившей гаремом, любимых наложниц (особенно тех, кто родил сыновей и являлся потенциальной матерью будущего султана), начальников евнухов (кызлар-агасы и и капы-ага[комм. 10]) или командира янычаров (обычно янычарский ага стоял в военной иерархии выше других командиров — капудан-паши, сипахи-аги и топчубаши — командующего артиллерией). Султанский гарем имел чёткую иерархическую лестницу: за валиде-султан и хасеки следовали икбаль (временные наложницы), одалиски (остальные обитательницы гарема) и джарийе (рабыни). Со временем в столице сосредоточился огромный военно-административный аппарат империи — великий визирь, помогавшие ему куббе-визирлери — «визири купола» (их количество в разные эпохи колебалось от одного до десяти), подчинённые им ведомства (финансовое, внешнеполитическое, по управлению провинциями, командование армии и флота), многочисленные шариатские судьи (кадии) и контролирующие чиновники, обслуживавшие их секретари (эмины) и писари (кятибы), элитные воинские формирования, а также иностранные посольства[60][61].

Мечеть Кахрие

Мечеть Кючюк Айя-София

Арабская мечеть

Султанский гарем

Несколько тысяч человек были сосредоточены непосредственно в султанском дворце. Внизу иерархической лестницы находились аджемиоглан (воспитанники школы при дворце) и ичоглан (султанские пажи). Далее следовали рикаб агаляр — «аги султанского стремени» (приближённые султана), к которым относились мирахыр-и-эввель — «главный конюший» (начальник султанских конюхов, берейторов, шорников и погонщиков верблюдов), бостанджибаши — «глава садовников» (начальник внутренней охраны дворца и летних резиденций на берегах Босфора), миралем — «главный знаменосец» (начальник стражи и музыкантов, которые сопровождают султана во время выезда), капыджиляр-кахаси — «главный привратник» (начальник дворцовых слуг и всего хозяйства), которому подчинялись капыджибаши (начальники привратников, исполнявшие к тому же важные и тайные поручения), хазинедарбаши (начальник личной казны султана). «Агам стремени» подчинялся огромный штат — заведующие различными хозяйственными и вспомогательными службами, входящими в структуру дворца (кухни, бани, склады, арсенал, монетный двор, архив, библиотека и т. д.), казначеи, писари, снабженцы (поставщики продуктов, вин, кормов для лошадей), ловчие, дворцовые гвардейцы, личные телохранители султана и принцев, их доверенные лекари. Наверху пирамиды находился корпус улемов — придворных учёных и богословов[62].

Заседания дивана проходили в здании Куббеалты («Шестикупольное») на территории Топкапы. В этих заседаниях принимали участие великий визирь, нишанджи (глава правительственной канцелярии и делопроизводства), башдефтердар (главный казначей империи), капудан-паша, кадиаскеры (или бейлербеи) Анатолии и Румелии (иногда на заседания приходил и султан, наблюдая за происходящим из небольшой ложи, отделённой от общего зала решёткой таким образом, что, оставаясь незримым для правительства, он видел и слышал всё происходящее). Изначально диван собирался каждый день после утренней молитвы и заседал до полудня, но с середины XVI века обычными стали собрания по субботам, воскресеньям, понедельникам и вторникам. При вступлении в должность новый великий визирь получал печать султана с его тугрой, которую всегда носил с собой на груди, а также свой двор с более чем 2 тыс. чиновников и слуг[комм. 11] (в истории не было примеров, чтобы претендент отказался от должности визиря или подал прошение об отставке с этого поста). Содержание канцелярии и двора великого визиря осуществлялось из личных средств сановника, но затем компенсировалось из казны, а также подношениями вступавших в должность лиц (джаизе), подарками просителей и доходами с

ru.wikipedia.org

Население Стамбула — это… Что такое Население Стамбула?

Население современного Стамбула, несмотря на его долгую и сложную историю и огромные размеры, однородно. Порядка 98% населения современного города идентифицируют себя с турецким этносом, называют турецкий язык родным, и являются мусульманами (разной степени религиозности). При этом происхождение жителей Стамбула сильно варьирует, отражая процесс сложных миграций в Османской империи, чьей столицей и являлся Стамбул. Как показывает подробные анализы, несмотря на абсолютное преобладание турецкого языка, собственно тюркский генетический элемент у жителей Турции (а тем более Стамбула) не очень значителен — не более трети. Объясняется данный феномен интенсивной исламизацией и тюркизацией нетурецких народов, в первую очередь греков, которые составляли основное население города до середины XV века. Таким образом демографическую (а также культурно-лингвистическую) историю Стамбула можно условно разделить на два периода: греческий (раннеантичный, римский и византийский) и турецкий (средневековый и современный). Для обоих периодов характерно интенсивное смешение разнообразного по происхождению населения в пределах города при культурно-политическом диктате одного из народов. Переход Стамбула (Константинополя) из одной демографической сферы в другую был долгим и сложным, завершившись к 1955 году (См. Стамбульский погром 1955).

Греческий период

Древнегреческая колонизация, осуществлявшаяся из Ионии привела к образованию посёлка Византий, население которого состояло из греков, а также эллинизированного местного населения (фраки, скифы) и рабов самого разнообразного происхождения. Во II-III века нашей эры местное население постепенно отходит от язычества к христианству (раньше чем в собственно Греции). Во времена поздней античности, несмотря на сильное римское влияние, эллинистический характер города сохранился. Официальный перенос сюда столицы в 330 году из Рима приводит к строительному буму, резкому росту численности населения, которое за 70 лет увеличивается в пять раз, достигнув 440 тыс. к 400 году. В VI-VIII веках, наблюдается период демографического застоя, так как Великое переселение народов, в частности славян приводит к утрате городом контроля над Балканами, а значит и балканским населением, которое постепенно славянизируется. В XI-XII веке, когда Византия фактически предстваляла собой греко-славянское государство, присутствие славян в городе было существенным (в основном это были болгары и македонцы, позднее сербы, среди знати которых было престижно получить образование в Царьграде), хотя они, по-видимому, не составляли здесь такую значительную долю населения как в Адрианополе (Эдирне) или в Солуни (Салоники). Славяне, скорее всего уступали по численности армянской диаспоре. Византию IX-X веков не зря именуют греко-армянским государством: армяне составляли не менее десятой части жителей города и их отношения с греками были менее конфликтными, чем у славян, хотя ни те, ни другие, несмотря на христианизацию и владение греческим языком, не ассимилировались до конца.

Переходный период

В поздневизантийский период XIV-XV веков (династия Палеологи) греко-православное население Константинополя, разграбленного в 1204 году крестоносцами и венецианцами, уже не в состоянии больше восполнить свои демографические потери. Феодальная раздробленность Балкан и постоянные междоусобицы приводят к росту этнолингвистической балканизации (сепаратизма) регионов бывшей империи и ослаблению процесса эллинизации, ранее сближавшего её народы. Греческое население города стремительно сокращается от голода и болезней. К 1453 году сам Константинополь представляет собой не миллионный мегаполис поздней античности, а скорее горстку посёлков и деревушек, перемежающихся с виноградниками и пастбищами для овец за полуразрушенными городскими стенами. Население «империи» сокращается до 80 тыс. человек. После 1365 года, когда пал Адрианополь (Эдирне) вплоть до 1453 (Падение Константинополя) граница турецких владений начиналась непосредственно за городскими стенами, то есть поздняя Византийская империя превратилась фактически в город-государство. При этом и после официального изгнания крестоносцев в 1261 году, когда пала Латинская империя, в квартале Пера (ныне Бейоглу, Стамбул) продолжали проживать генуэзские купцы и левантийцы, фактически контролировавшие внешнеэкономическую жизнь города и его морскую торговлю). Кроме того, в городе издавна (ещё со времён арабских нашествий VII-IX веков, когда торгово-экономические связи империи с Востоком увеличились) имелся и мусульманский квартал, в котором проживали купцы и выходцы с востока: арабы, персы, тюрки; имелась своя мечеть, присутствие которой в христианском городе привело крестоносцев в ярость. После захвата города турецким султаном Мехмедом II многие христианские защитники города погибли или были проданы в рабство. Уцелели лишь сдавшиеся султану жители квартала Фанар — так называемые греки-фанариоты. Большинство церквей в городе султан превращает в мечети, организуется интенсивная поддержка исламизации путём организации институтов мусульманской системы вакуфа. В город активно привлекаются турецко-мусульманские мигранты из Малой Азии и Фракии — турки-османы, в том числе ерюки. Поощряется массовый переход местного православного населения в ислам. И всё же сам султан пожелал создать в городе относительно многонациональную атмосферу, конечно, при чётком доминировании мусульман. Так, в разрушенный город им вновь были приглашены и христиане: греки, а также армяне и болгары. Была создана система религиозных миллетов, при которой, несмотря на некоторую долю свободы вероисповедания, подчёркивалось правовое превосходство мусульман и их доминирующее положение в заново отстроенном городе, который стал своего рода столицей ислама в XVI—XIX веках.

Османский период

В XV-XX веках в процесс, помимо мусульманизировавшихся греков, стали интенсивно вовлекаться албанцы, начавшие во времена правления садразама Мехмета Кепрюлю в массовом порядке переходить в ислам, и активно заселявшие Стамбул, а также армяне(не обязательно хемшины, жившие компактно в Причерноморье),южные славяне (в особенности боснийцы, помаки и [сакалиба ?], янычары, представлявшие самые различные немусульманские этносы (в принципе янычарам запрещалось обзаводиться семьями, однако с 17-го века этот запрет стал все более активно нарушаться), [чвенебури ?], лазы, крымские татары, северокавказские народы и т.д. Первая османская перепись населения проведённая в 1477 году показала рост численности населения города до 175 тыс. человек и выявила преобладание в Стамбуле мусульман (нетюркского происхождения), представлявших собой не вполне цельный конгломерат представителей вышеперечисленных народов (57%), при всё ещё значительном греко-православном меньшинстве (35%), 15% — армяне, 4% евреи. Интересно, что подобная демографическая картина оставалась относительно стабильной вплоть до 1920-х годов, хотя христианские народы города, оказавшись в положении меньшинства, постепенно проходили процесс аккультурации и частично языковой ассимиляции (переход на турецкий язык с сохранением приверженности к православию или другим религиям). Собственно тюрки (представленные в Турции в основном туркменами), за исключением весьма незначительного числа крымских татар, не селились в Стамбуле вплоть первой половины 20-го века.

Динамика численности населения:

ГодНаселение
1927680 857
1935741 148
1940793 949
Октябрь 1945860 558
Октябрь 1950983 041
Октябрь 19551 268 771
Октябрь 19601 466 535
Октябрь 19651 742 978
Октябрь 19702 132 407
ГодНаселение
Октябрь 19752 547 364
Октябрь 19802 772 708
Октябрь 19855 475 982
Октябрь 19906 620 241
Ноябрь 19978 260 438
Октябрь 20008 803 468
Январь 20059 797 536
Январь 200610 034 830
201012 783 000

Греческое меньшинство Стамбула

veter.academic.ru

Портал:Стамбул — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Стамбу́л (тур. İstanbul — [isˈtanbuɫ], [иста́нбул]) — крупнейший город Турции, главный торговый, промышленный и культурный центр, основной порт страны. Расположен на берегах пролива Босфор, разделяющего его на европейскую (основную) и азиатскую части, соединённые мостами. По численности населения третий город в Европе (при учёте населения, проживающего как в собственно европейской, так и в азиатской частях). Бывшая столица Римской, Византийской, Латинской и Османской империй.

Далее …

История османского Стамбула охватывает период от захвата Константинополя турками 29 мая 1453 года до упразднения Османской империи в 1922 году и переноса столицы Турции в Анкару 13 октября 1923 года.

Почти пять веков Стамбул был столицей огромного государства, сложившегося в XIV—XVI веках в результате завоевательных походов турецких султанов. Границы Османской империи охватывали владения в трёх частях света — Европе, Азии и Африке. Таким образом, древний город на берегах Босфора вновь превратился в политический и экономический центр мирового значения. Постепенно Стамбул вернул себе славу и крупного пункта международной торговли. И хотя важнейшие торговые пути переместились из Средиземноморья в Атлантику, черноморские проливы продолжали оставаться оживлённой торговой артерией позднего средневековья.

Кроме того, как резиденция халифа, Стамбул приобрёл значение важного религиозного центра мусульманского мира, вобрав и переработав многое из культуры сельджуков, византийцев, арабов и персов (от Константинополя Стамбул унаследовал и резиденцию Вселенского патриарха — первого среди православных патриархов мира). Город представлял собой уменьшенную модель Османской империи, с её пёстрым в этническом и религиозном плане населением.

Подробнее…
  • Фират, Энгин — начато 15 ноября 2019 участником Epelevin
  • Ле Мезюрье, Джеймс — начато 11 ноября 2019 участником Engelberthumperdink
  • Эпупа, Оливия — начато 6 ноября 2019 участником SWAT-76
  • Ильдиз, Ахмед — начато 4 ноября 2019 участником Villarreal9
  • Баха Тевфик — начато 4 ноября 2019 участником Kamolan
  • Шейх Галиб — начато 3 ноября 2019 участником Kamolan
  • Гючлю, Зекерия — начато 3 ноября 2019 участником Tigrano 13
  • Музей невинности (музей) — начато 1 ноября 2019 участником НСНУ
  • Хадым Месих Мехмед-паша — начато 31 октября 2019 участником Удивленный1
  • Канижели Сиявуш-паша — начато 28 октября 2019 участником Удивленный1
  • Демир, Мухаммет — начато 20 октября 2019 участником Villarreal9
  • Озер, Кенан — начато 20 октября 2019 участником Villarreal9
  • Соялп, Фуркан — начато 20 октября 2019 участником Villarreal9
  • Акташ, Кубилай — начато 20 октября 2019 участником Villarreal9
  • Джейлан, Огуз — начато 20 октября 2019 участником Villarreal9
  • Рустамов, Гадир Черкез оглу — начато 17 октября 2019 участницей Scorpio835
  • Мулла Бекджан — начато 16 октября 2019 участником Akhemen
  • Джевахир, Бюлент — начато 16 октября 2019 участником Villarreal9
  • Азертекин, Али — начато 14 октября 2019 участником Ulvimamedov57
  • Рустамбейли, Шефи-бек — начато 11 октября 2019 участником Ulvimamedov57

ru.wikipedia.org

Стамбул — Турция, город Стамбул фото и видео

Чем заняться и что посетить

Сегодня для приезжего европейца Стамбул больше похож на мусульманский город: практически из любой точки с хорошим обзором можно увидеть несколько минаретов мечетей. Так же и приезжему мусульманину из ортодоксальной исламской страны Стамбул будет казаться современным полухристианским городом. Не говоря уже о значительной иудейской прослойке.

Читайте также:

Не менее плотно, чем религиозные направления, здесь переплелись культурные традиции. Современное европейское светское образование, развлечения, театры и ночные клубы соседствуют с типично азиатским, можно даже сказать — арабским укладом жизни: расписанием дня, регулярными молитвами, кулинарными традициями.

И конечно же, торговля: по степени её интенсивности Стамбул превосходит многие европейские столицы. Огромные потоки грузов и товаров, знаменитый Гранд Базар, целый район, в котором сосредоточены офисы торговых и транспортных компаний, магазины, лавки и лавочки, частные торговцы, опт и розница.

Вся инфраструктура Стамбула располагает к путешествию: в городе огромное количество автобусов, современные трамваи и ненавязчивые таксисты. Очень многие понимают английский, можно даже встретить русскоговорящих иммигрантов. Особенно часто на русскую речь откликаются на рынках и в крупных торговых центрах.

Главные причины съездить в Стамбул — это шоппинг и знакомство с историческими достопримечательностями. И в самом городе это знают, оберегая и ухаживая за памятниками культуры и продавая буквально всё и везде.

Если вы в Стамбуле оказались транзитом с длинной пересадкой с авиакомпанией Turkish Airlines, то можно воспользоваться бесплатной экскурсией по городу.

Кстати, если устанете от экскурсий, то можете денек отдохнуть на одном из пляжей Стамбула.

Достопримечательности

Достопримечательности — это главная приманка для поездки в Стамбул. Их тут просто невероятное количество. Сейчас мы только перечислим наиболее важные из них, а более подробно о каждой есть соответствующая статья на нашем сайте.

Кстати, в отдельной статье мы описали самые лучшие путеводители по Стамбулу, которые есть в продаже.

Итак, в первую очередь в Стамбуле стоит посмотреть следующие достопримечательности:

Кстати, достопримечательности Стамбула удобно осматривать на экскурсионном автобусе.

Читайте также:

Экскурсии в Стамбуле

В Стамбуле сложно найти групповые экскурсии, а тем более на русском языке, поскольку турагентства не на каждом шагу, как на юге Турции. Намного проще найти местного гида или заказать индивидуальный тур через интернет. Поискать индивидуальные и групповые туры вы можете на этом сайте.

Плюсы индивидуальных экскурсий очевидны:

  • небольшая группа (обычно 2-4 человека), и это только ваша компания, без посторонних людей;
  • исключительное внимание русского гида;
  • посещение нетуристических мест;
  • возможность изменения времени или маршрута;
  • советы по выбору кафе, ресторанов и просто общению с местными.

Минус тоже есть — это цена, которая выше стоимости групповых туров. Но впечатления от индивидуального тура обычно более яркие и запоминающиеся.

Читайте описание самых популярных индивидуальных экскурсий по Стамбулу.

Вот самые интересные индивидуальные экскурсии по Стамбулу:

1. Весь Стамбул за 1 день.

Эта экскурсия подойдет тем, кто впервые в Стамбуле и кому хочется за 1 день охватить все основные достопримечательности города. Восьмичасовой пеший тур позволит посетить Собор Святой Софии, мечеть Султанахмет, Гюльхане парк, подземное водохранилище, Гранд базар и многие другие исторические объекты. Немного передохнуть во время экскурсии позволить морская прогулка по Босфору.

Эта экскурсия для туристов, обожающих пешие прогулки — пройти по городу придется около 12 километров. В финале путешествия гид угостит вас чашечкой настоящего турецкого кофе и подскажет, где приобрести турецкие сладости.

2. Азиатский Стамбул. Все самое интересное, что нельзя пропустить.

Необычная пешеходная экскурсия для 1-4 человек по азиатской части Стамбула. Она для тех, кто хочет увидеть настандартный Стамбул и увидеть места, которых нет в путеводителе. По пути гид предложит продегустировать настоящий турецкий кофе и сладости.

3. Стамбул без покрывала или как потеряться в городе.

Пешая озорная прогулка по азиатской и европейской части города удивит погружением в повседневную жизнь местных жителей. Гид поделится актуальной информацией о современном Стамбуле и интересными историческими фактами. В ходе экскурсии туристов ждет поездка на пароме через Босфор, турецкий кофе на крыше старинного особняка и множество других сюрпризов.

4. Фотосессия в историческом центре Стамбула.

Часовая фотопрогулка по самым красивым историческим местам города. По ее итогам фотографом предоставляются все удачные фотографии, двадцать из которых будут в авторской обработке.

turktrip.ru

численность, национальный состав :: SYL.ru

Гостеприимная Турция ежегодно принимает более 3,5 млн российских туристов, около 6 млн немцев и еще несколько миллионов туристов из других стран Европы и Азии, Японии и Китая. Если взять средний ежегодный поток путешественников в целом, получится население городов Стамбула и Анкары вместе взятых. Хотя официальная столица Турции – Анкара, население этого города раза в три меньше Стамбула. Оба города удивительно красивы и имеют богатейшую историю.

Город–сказка

Одно упоминание о Стамбуле уносит мысли в сторону желтых песков, раскаленных солнцем, и сказочной лампы Алладина. Совмещает в себе Восток и Запад, высотки и памятники древности современный Стамбул (Турция). Население страны проживает в Стамбуле (пятая часть общей численности жителей). Это самый крупный город страны, занимающий площадь более 2100 кв. км.

Центр торговли

В основе развития крупных городов и империй всегда лежала активная торговля. Стамбул не исключение. Только здесь можно провести несколько дней, гуляя по Большому базару. Среди трех тысяч лавочек любопытный турист точно найдет множество диковинных товаров и потратит не одну сотню турецких лир. Зато по приезде на родину можно будет смело рассказать о посещении крытого рынка, которому по масштабам в мире нет равных.

На пересечении Востока и Европы

Уникальность Стамбула еще и в том, что это единственный город, располагающийся между Европой и Азией. Знаменитый пролив Босфор предопределил судьбу города, создав благоприятные условия для торговли и смешения культур. Население Стамбула разрасталось благодаря географическому положению и климату, и не перестает увеличиваться и поныне.

Турция особенно популярна среди женской половины человечества. Часто женщины из других стран приезжают в страну в поисках женского счастья и остаются навсегда. Поэтому в Турции соотношение числа мужчин к числу женщин практически одинаковое.

Численность населения Стамбула

В Стамбуле проживает порядка 14 миллионов жителей. Доля пожилого поколения сравнительно мала по отношению к молодежи. В турецких семьях принято иметь много детей, поэтому рождаемость значительно превышает уровень смертности. Показатель плотности населения Стамбула выше, чем в Москве. На 1 кв. км приходится около 2,5 тыс. человек.

Образование в Турции

Мирового признания образовательных стандартов добиться нелегко, но турецкие университеты ценятся по всему миру качеством преподавания. Многие российские и европейские граждане уехали в Стамбул постигать премудрости медицинских наук, математики, управления бизнесом и других специальностей. Население Стамбула гордится такими университетами, как Бейкент, Билкент и Мармара.

Для поступления нужно:

  • оформить студенческую визу;
  • предъявить паспорт;
  • показать свидетельство о получении среднего образования;
  • успешно сдать два вступительных теста;
  • владеть английским и турецким языками.

Студент получает возможность перенять знания у местных преподавателей, изучить французский, турецкий, английский и немецкий языки, стать востребованным специалистом на мировом рынке труда.

История жителей Стамбула

Исторически количество населения Стамбула всегда было небольшим. Испокон веков на территории самого большого города Турции проживали греки, римляне, малочисленные племена и рабы разных национальностей. Только в середине XV века, после того как османы захватили часть турецких территорий, в город стали прибывать жители Анатолии, Балкан и Причерноморья.

Смешение народов привело к снижению влияния православной религии, так как новые граждане Стамбула исповедовали ислам. Различия в жизненных укладах, традициях, религиях и политических взглядах периодически разжигали конфликты и ссоры.

К 1960-м годам население Стамбула насчитывало 1,5 млн человек. Понадобилось всего 30 лет, чтобы число жителей возросло практически в 6 раз и составило 6,5 млн человек.

В девяностых годах город был признан мегаполисом, так как отметка численности населения превысила 8 млн жителей. Сегодня Стамбул — самый густонаселенный город Турции, на улицах которого порой бывает теснее, чем на московских.

Туристам на заметку

Гостям Стамбула не стоит забывать, что хотя город и находится в самом центре западной и восточной культуры, большая часть населения здесь все же мусульмане.

К гостям в Турции относятся весьма благожелательно, никто не станет лезть в личную жизнь или осуждать за что-либо. Но на гостеприимство радушных хозяев нужно отвечать соответствующе. По приезду в Стамбул нужно помнить некоторые правила хорошего тона:

  1. Откровенная или двусмысленная одежда на девушке встретит в лучшем случае неодобрение, в худшем — спровоцирует серьезные неприятности.
  2. Фотографирование памятников и строений только поощряется, но делать фото коренных жителей нужно только спросив предварительно разрешения на это. Причем на фото смогут присутствовать только мужчины. Женщин в черных одеждах фотографировать нельзя.
  3. К алкоголю здесь отношение в основном негативное. Религия не позволяет принимать алкогольные напитки, но к пьющим туристам отношение терпимое до тех пор, пока турист помнит свою меру.
  4. Хороший обед в кафе или ресторане должен сопровождаться чаевыми. Это негласное правило хороших манер действует во многих странах. Размер чаевых устанавливается определенным процентом — сумма чаевых обычно составляет не менее 10 % от счета.
  5. Во избежание жарких политических споров или обид со стороны турецких друзей лучше не говорить о греках, и тем более не сравнивать Грецию и Турцию.

Мусульманское общество

Основная религия населения Стамбула – ислам. Жители Турции свято соблюдают предписания Священного Корана, читают ежедневный намаз, держат пост, совершают хадж и не едят свинину. С другой стороны, официально Турция является государством со светским обществом. Удивительно, что на перекрестке двух течений – светского и религиозного – появилась уникальная страна.

Мальчики становятся настоящими мужчинами в возрасте от семи до двенадцати лет, когда им делают обрезание. Женщины носят современные одежды, получают образование и двигаются по карьерной лестнице. Ношение платков и длинных одежд здесь обусловлено только защитой от грязи и пыли, но никак не религиозными догмами.

Семейный очаг

Пусть Турция и провозгласила светское общество, в мусульманской среде женщинам отводится второстепенная роль. Младшие братья имеют больший авторитет, чем старшие сестры. В некоторых деревнях Турции процветает многоженство. Браки в большинстве случаев совершаются не согласно государственному законодательству, а по обычаям местности, в которой проживают молодожены. В связи с этим имамы в этих краях популярнее загсов.

Современное население Стамбула

В действительности на территории Стамбула проживает людей больше, чем характеризует официальная статистика. Это связано с тем, что:

  • за неимением в паспорте гражданина Турции графы «Регистрация» трудно установить, проживает человек в городе постоянно или же приехал на заработки из области;
  • климатические условия позволяют большому количеству людей обходиться без постоянного крова, пополняя ряды цыган и прочих бездомных;
  • в достаточном количестве здесь и приезжих из ближнего и дальнего зарубежья, приехавших за серьезными доходами и лучшей жизнью;
  • толпы туристов посещают Турцию круглый год, некоторые из них предпочитают остаться в теплой солнечной стране и не возвращаться больше на родину.

С высоты птичьего полета

Составить представление о том, какое население Стамбула все-таки большое и многообразное, можно только посетив страну лично. Ночью из иллюминатора самолета город кажется охваченным огнем, настолько много освещенных светом домов и улиц. В зависимости от времени года, времени суток и района города, улицы одних кварталов могут быть пустынными, а другие кипеть жизнью. Оживленнее всего в Стамбуле летом. Кафе, сувенирные лавки, музеи и достопримечательности оказываются захваченными туристами. Это неудивительно, ведь в остальное время в Турции холодно и дождливо.

Оказавшись в Стамбуле, непременно прогуляйтесь по берегу пролива Босфор, сфотографироваться на фоне вокзала Хайдарпаша, полюбоваться Галатской башней и посетить Голубую мечеть. Почувствовать себя великим султаном можно в стенах Дворцов Долмабахче и Топканы, а возможность побыть обычным жителем Турции представится на Гранд-Базаре. Подарки, купленные на самом большом базаре мира, порадуют родных и близких своими яркими красками и дивными ароматами. Главное – не забывать торговаться, но в рамках приличий.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *