Самый главный и большой собор московского кремля – Какой главный собор Московского Кремля?

Содержание

Какой главный собор Московского Кремля?

Московский Кремль — ценнейший архитектурный ансамбль не только России, но и всей Европы. Он расположен на берегу Москвы-реки, в самом центре российской столицы. Главный собор Московского Кремля именуется Успенским. Именно о нем пойдет речь в нашей статье.

Успенский собор — главный собор Кремля

В любой стране стараются тщательно оберегать памятники, которые имеют историческое и культурное значение. Многие из них и по сегодняшний день функционируют. Не является исключением и Успенский храм — главный собор Московского Кремля.

Еще в 1326 году было возведено на Московской площади первое каменное здание величественного собора. Строительство производилось под наблюдением митрополита святителя Петра по приказу князя Иоанна Калиты. Существует версия, что на месте заложения фундамента ранее находилась деревянная церковь.

Главный собор Московского Кремля — какой он, и как выглядит сегодня? Об этом — далее.

Закладка и возведение святыни

Главный собор Московского Кремля называется Успенским. Строительству этого храма послужило знаменательное событие, ведь Москва была провозглашена первопрестольным городом. По историческим записям и мемуарам священнослужителей становится известно, что Успенский собор – это первая на территории Москвы каменная церковь, которая стала главным храмом Руси, тем самым заняв ступень выше Владимирской церкви.

В 1327 году, когда строительство было закончено и в соборе начали проводиться богослужения, митрополит Петр покинул сей грешный мир и упокоился в здании храма с северной стороны. Место захоронения находится возле жертвенника.

Перестройка храма

Таким образом, Успенский храм стал главным собором Московского Кремля. Уже во второй половине XV века Иоанн Васильевич, князь русский, который держал под контролем все княжества, затеял перестройку Успенского собора, создавая тем самым новую резиденцию.

К 1472 году был завершен разбор храма. Для возведения нового, более величественного здания собора были приглашены известные на то время архитекторы Мышкин и Кривцов. Но храму не было суждено долго простоять, и он обрушился. На этом строительство не закончилось, хотя подобный случай и мог натолкнуть на некоторые мысли. Князь привлекает к работе лучшего итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти.

Строительство нового здания продолжалось четыре года, при этом использовались чертежи Владимирского кафедрального собора. И уже с 1479 года на Московской площади был возведен один из величайших памятников христианства, который стал украшением Кремля. Освящением храма, а ведь эта процедура просто необходима для таких строений, занимался новый митрополит — Геронтий Московский, после чего в память первого святителя были возвращены на территорию храма мощи Петра.

Но даже после этого храм не оставили в покое, и его продолжали преследовать разрушения. В 1812 году, когда была в самом разгаре Отечественная война, собор был основательно разграблен солдатами Наполеона. Частично удалось вернуть украденное обратно, а из серебра была сделана люстра, которая украшала центр храма.

Судьба святыни в XIX-XX веках

Главный собор Московского Кремля является величайшим памятником архитектуры европейского масштаба. Однако время не пощадило это здание, со временем оно начало понемногу разрушаться.

Во второй половине XIX — первой половине XX века начались реставрационные работы. В первую очередь специалисты начали восстанавливать алтарную зону, вследствие чего были открыты фрески, датируемые XV-XVI веками. Реставрация здания производилась на протяжении нескольких десятилетий и в 1906 году была закончена.

В 1917 году, после печальных событий Октябрьской революции, собор был превращен в музей, который приобрел вид ансамблевого, что характеризовалось полным сохранением интерьера. На тот момент все росписи и иконы были открыты для всеобщего обозрения. В советское время реставрационными работами в Успенском соборе не занимались. А с 1990 года в стенах храма вновь зазвучали песнопения, и богослужения возобновились.

Главный собор Московского Кремля: особенности архитектуры

Привлеченный итальянский архитектор полностью воспроизвел образ Владимирского Успенского собора. То есть строение представляло собой крестово-купольную церковь, но в свою очередь зодчий внес и некоторые коррективы, которые существенно отдалили ее от прототипа. Сооружался собор из белого камня и представлял собой монолитное сооружение. Летописцы описывали храм как «единый камень», из которого вырисовывалась величественная церковь.

Храм был помпезным, торжественным и просторным, его свод поддерживали круглые столпы. Здание создавалось настолько просторным, что больше походило на дворцовый зал. Даже по сегодняшним меркам Успенский собор на Кремлевской площади считается ценнейшей постройкой, а стиль выполнения — кропотливым и сложнейшим. Стоит отметить, что по образу собора в Москве до XVII века строились практически все храмы Руси.

Описание внешнего облика строения

Как уже говорилось выше, главный собор Московского Кремля — это монолитное строение, которое поделено округлыми столпами-колоннами на 12 квадратов одинакового размера.

На гладких внешних стенах храма выделяется лишь пояс-аркатура, а также узкие вытянутые окна. Главный собор Московского Кремля является пятиглавым. С юга и севера апсиды здания прикрыты пилонами.

Внутреннее убранство собора: росписи и фрески

Обустройство внутренних помещений также производилось лучшими мастерами того времени. Работа была просто великолепной и захватывающей дух, и даже сегодня некоторые фрагменты остались на алтарной преграде. На древнейших фресках, датируемых 1481 годом, изображены монахи-подвижники. Кроме того, имеет большое историческое значение фреска «Сорок севастийских мучеников», знаменитое «Поклонение волхвов» и прочие произведения изобразительного искусства.

Следующие найденные росписи датируются уже 1513–1515 годами. Если обратить взгляд на свод храма, то можно увидеть изображение неба, поддерживаемое столпами с нанесенными на них мучениками. Такое сочетание наполнено символизмом, ведь как столпы держат свод, так и мученики поддерживают веру во Христа.

Общая компоновка росписей Успенского собора была тщательно продумана и выстроена. Кроме того, самыми поражающими воображение являются изображения на нижнем ярусе стен собора семи Вселенских храмов. И, по традиции, западная стена украшена композицией «Страшный Суд».

В заключение…

Главным собором Московского Кремля является Успенский — величественный архитектурный памятник XIV-XV столетия. Многочисленных туристов и путешественников храм поражает не только своей архитектурой, но и чудесным, неповторимым внутренним убранством.

fb.ru

Mocкoвcкий Kpeмль– глaвнaя дocтoпpимeчaтeльнocть Москвы

В одни из весенних каникул, я с дочерью ездила в Москву. Одно из мест, которые мы посетили – это Московский кремль. Проход был  бесплатный: школьница и пенсионерка, что не могло не радовать.  О Московском кремле, его достопримечательностях, обо всем, что увидели и пойдет речь….

В центре Москвы,  на Боровицком холме,  расположен величественный архитектурный ансамбль — Московский кремль. Он сияет  золотом  куполов церквей  и соборов, средневековые улицы и площади огорожены  от шумного города стеной с множеством  башен. Кремль является  воплощением России, ее богатства и славы, подчеркивает это своей уникальной красотой и духовностью. Кремль олицетворяет различные исторические эпохи  страны,  здесь можно увидеть национальные сокровища России. Каждая эпоха оставила свой след в архитектурном  облике  Кремля. Подробнее о истории и архитектуре Кремля написано много, я хочу рассказать  о соборах Кремля, которые являются его украшением.

Успенский Собор Московского Кремля

На соборной площади находится  Успенский собор, самый старый собор   кремля. Он был построен  итальянским  архитектором  Аристотелем  Фиораванти в 1479 году.  Иван III намеревался сделать его  главным храмом России.
Успенский собор отличается строгими и величественными формами. Пять золотых куполов олицетворяют силу формирующегося единого государства. Важность собора подчеркивается и  необычайно роскошным интерьер: красочные росписи на золотом грандиозном  иконостасе, очень красивая  церковная утварь.

Фрески являются произведением многих поколений выдающегося художников. Русские мастера  под руководством знаменитого Дионисия создали — драгоценные по колориту и торжественные  по настроению произведения искусства. И этих уникальных фресок сохранилась  в Восточной алтарной части собора.

Огромную  художественную и историческую ценность представляет коллекция икон Успенского собора. Эта коллекция возникла в течение пяти веков благодаря усилиям московских великих князей, митрополитов и патриархов.
Как и остальные церковные сооружения в Кремле,  сегодня Успенский собор является государственным музеем. В 1988 — впервые после семидесяти летнего перерыва — в Успенском соборе состоялось торжественное богослужение по случаю 1000-летия введения христианства на Руси.  Это событие стало началом возрождения древней традиции: отмечать особо важные праздники,  по православному календарю торжественными  богослужениями  в главных соборов России.

Благовещенский Собор

Сразу после возведения Успенского собора,  в 1484 году началась строительство Благовещенского Собора.   В отличие от Успенского собора, главного храма  Российской империи, этот собор  был церковью правителей России. Там проводились богослужения для семьи от великих князей и царей, проходили обряды венчания и крестин членов царской семьи.   В глубоком подвале церкви были обнаружены сокровища князей.  Через крытые проходы собор был связан с жилыми и парадными  помещениями  дворца..

Изначально у собора  было три купола. В 16 веке,  при Иване Грозном — изменился архитектурный облик церкви .. К этому времени над Центральной частью собора появились еще два купола. Сейчас у храма девять куполов.  Помещение  собора не очень большое. В его Западной части находится небольшая галерея, куда ведет  скрытая лестница. Здесь  великая княгиня со своими детьми находилась во время богослужения. Стены собора были расписаны в 1508 году художником Феодосием. Наряду с традиционными изображениями Сюжетов из Библии и различных святых,  роспись содержит также изображения  российских великих князей и византийских императоров. Таким образом, собор росписи иллюстрированный идея прихода к власти византийских императоров в московских правителей.

Красочный интерьер церкви дополняет  уникальный пол   из красно-коричневых плит из  яшмы. Одним Преданиям, этот пол был перенесен сюда,  по приказу Ивана Грозного,  из собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Одним из главных сокровищ  Благовещенского собора является  иконостас — один из старейших в России,  согласно летописи,  это иконы 15 века. Два яруса иконостаса написаны  Андреем Рублевым и, Феофаном Греком.

Колокольня Ивана Великого

Высота колокольни   Ивана Великого высота составляет 81 метр, это самое высокое здание Московского Кремля. Колокольня была в течении  400 лет самым высоким сооружением в Москве, и носила это звание до возведения сталинских высоток в 1950-х годах.  После неудачной попытки  Наполеона взорвать колокольню, распространилось мнение, что, пока колокольня стоит – то  и Россия не упадет.

В целом колокольня с  дополнительными зданиями на  сегодняшний день включает в себя 22 колокола, которые были отлиты  в период с 16 до 19 века.  Вес самого большого колокола составляет 65,5 тонн.

Колокольня представляет собой ансамбль культовых построек работу над возведением которых  в 1508 году начал  итальянский архитектор . На первом этаже, первоначально, 60-метрового сооружения, находилась церковь Святого Иоанна. В 1600 году, во время правления Бориса колокольня была достроена и выросла до  81 метра и стала носить имя  Ивана Великого. 

Царь-пушка

Рядом с колокольней стоит на великолепном  чугунном постаменте   Царь-пушка, которая по праву считалась  чудом  техники 16 века. Это исполинское орудие  я 5,35 метров в длину, имеет калибр 890 миллиметров и весит 40 тонн. Лафет пушки обильно украшен орнаментами из стилизованных животных и растений.  Рядом с  Царь-пушкой лежат  чугунные декоративные шары весом 1000 килограмм, каждый из которых весит  1,97 тонн и которые  были изготовлены  в 1834 году. Что царь-пушка была отлита в 1586 поручению царя Федора Ивановича из  бронзы.

 Царь-колокол

У подножия Большой колокольни,  на постаменте из белого камня, можно увидеть  и  Царь-колокол, уникальный шедевр русских литейщиков 18 века.. Это самый большой колокол в мире. Она весит 200 тонн, шесть метров в высоту и имеет диаметр 6,6 метров.  Работа на огромного колокола начали в 1730 году по приказу императрицы Анна Иоанновна. Колокол должен звонить на колокольне Ивана Великого. Но этого так и не случилось. С самого начала мастера боролись с трудностями при изготовлении. Сначала колокол оставался в яме, в которой был отлита, так как возникали трудности с подъемом колокола.  К сожалению, крупный пожар 1737 года не уничтожил подъемные сооружения, но в результате  огня кусок, 11.450 кг  отломился колокола.  Только в 1836 году, сумели  поднять царь-колокол из ямы и поставить  на каменный постамент.

Михайло-Архангельский Собор

Михайло-Архангельский Собор  был построен в 1505-08 годах и является с  двумя  соседними соборами, Успенским  и Благовещенским,  архитектурной центральной точкой соборной площади Кремля.  В  Михайло-Архангельском  соборе похоронены   почти все русские цари до Петра Великого. Для строительства собора, Иваном  III был приглашен итальянский архитектор  Алевиз Ламберти.  Закладка нового собора состоялась 21 февраля 1505 года. Архангельский собор расположен напротив Благовещенского и венчают его  пять куполов. Церковь имеет  необычный вид благодаря обилию декоративных элементов из белого камня на торце здания. Обтяжку пилястры с античными капителями, огромные резные чаши,  которыми увенчаны  стены — все это характерно для венецианского искусства эпохи возрождения.

В соборе находятся  сок о гробниц, где покоятся государственные деятели Древней Руси (от Ивана Калиты, «собиратель русской земли» —  до династии Романовых. Гробницы расположены вдоль стен и на колоннах собора. В алтарной части за иконостасом находится гробница Ивана Грозного.

Патриарший Дворец

За Успенским собором  можно увидеть  Патриарший дворец.  Огромное трехэтажное здание ,резиденция главы русской Православной церкви ,  располагает залом для парадных приемов,  жилыми помещениями, а также домовым храмом  патриархов – это церковь Двенадцати апостолов..

Строительстве дворца было инициировано  Патриархом  Никоном. Особенно впечатляет парадный зал с общей площадью 280 квадратных метров,  сводом которого не имеет  в центре опорной стойки. Размеры зала, его  великолепие  и архитектурное  изящество свидетельствуют о его особой роли: он служил для заседаний церковных собраниях, для приема  высоких церковных носителей и для торжественных трапез.

Сегодня Патриарший дворец – это музей прикладного искусства и быта России 17 века. Здесь можно увидеть  одежду, посуду, ювелирные изделия, часы, охотничьи устройство, редкие рукописные и старопечатные книги, старые предметы мебели, которые с жизнью церковных сановников и русского дворянства.

Грановитая палата

На Западной стороне Соборной площади – напротив  Благовещенского собора можно увидеть одно из  древнейших сооружений Кремля – Грановитую палату.  Здание было построено в 1491 года под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари российскими мастерами. Имя  дворцу  дали   его фасад, из  граненых белых камней.

Как и Благовещенский собор палата была  частью большого  царского дворцового  комплекса.  Дворцовый ансамбль состоял из пестрого многообразия жилых и служебных помещений с различной высотой и площадью,  которые были связаны между собой проходами и коридорами.  Грановитая палата играла важную роль.- это  был парадный  и тронный зал, где принимали  в иностранных послов, проводили государственные  совещания  и заседания. Иван Грозный праздновал там, в 1552 году присоединение Казанского ханства к России.  Петр I  —  праздновал победу над шведской армией под. В Грановитом  дворце проходили коронации.
В конце прошлого века, дворец отреставрировали.

Оружейная Палата

Недалеко от Боровицких  ворот — находится здание Оружейной палаты,  Это один  из старейших и крупнейших музеев  декоративно-прикладном искусстве в России.
В начале 18 века., когда столицей страны стал Санкт-Петербург ,  Оружейная палата становится местом, где хранятся все сокровища, которые были изготовлены в разных мастерских Кремля.  В начале 19 века Оружейная палата становится  в первым  музеем  в Москве, для которого по проекту архитектора К.  Тона,  в 1851 году, было выстроено  гигантское двухэтажное здание. В девяти залах Оружейной палаты можно увидеть около трех тысяч произведений русского и западноевропейского искусства.Особенно обширна  собрание   оружия русских, восточных и западноевропейских стран.  Помимо оружия, множество золотых и серебряных изделий 12. -19 веков:  церковная утварь, драгоценная посуда, украшения, предметы, которые поражают  своим разнообразием, богатым  украшением и   изумительным мастерством исполнения.
Коллекция западноевропейского искусства, предметы из драгоценных металлов  -. Это , в основном,  подарки , которые были привезены в Москву послами  Англии, Германии, Голландии, Швеции, Польши и Франции,  свидетельствующие о дипломатических связях России.  В Оружейной палате можно посмотреть праздничные костюмы русских царей и высоких церковных сановников, государственные регалии: праздничная корона русских царей, державу, скипетр и трон. Они как разовые произведения искусства и памятники истории Российской империи, свидетельства важных политических изменений в жизни России.

Часы работы Кремля

Ежедневно: с 10.00 до 18.00 (кассы с 9.00 до 16.30), кроме четверга. Кассы расположены в пaвильoнe , кoтopый нaxoдитcя  в Aлeкcaндpoвcкoм caдy. Мы проходили в Кремль через Kyтaфью бaшню.

  • Eдиный билeт (тeppитopия, coбopы, выcтaвки) — пoceщeниe тeppитopии Kpeмля, coбopoв-мyзeeв Coбopнoй плoщaди, выcтaвoчныx зaлoв Пaтpиapшиx пaлaт, экcпoзиции «Kлaды и дpeвнocти Mocкoвcкoгo Kpeмля» в пoдклeтe Блaгoвeщeнcкoгo coбopa, выcтaвки дepeвяннoй cкyльптypы в цepкви Pизпoлoжeния, экcпoзиции в пpиcтpoйкe Apxaнгeльcкoгo coбopa:
  • взpocлыe — 500 pyблeй
  • poccийcкиe cтyдeнты и пeнcиoнepы — 250 pyблeй, бeз вoзмoжнocти ocмoтpa мyзeeв (тoлькo тeppитopия) — бecплaтнo
  • дeти дo 16 лeт, члeны мнoгoдeтныx ceмeй, инвaлиды 1-й и 2-й гpyпп и дpyгe льгoтныe кaтeгopии гpaждaн — бecплатнo
  • для лиц, нe дocтигшиx 18-ти лeт, втopoй втopник кaждoгo мecяцa — бecплaтнo
  • в Дни кyльтypнoгo нacлeдия eдиный билeт бecплaтeн для вcex

Opyжeйнaя пaлaтa и Aлмaзный фoнд — пoceщeниe ocyщecтвляeтcя пo oтдeльнoмy билeтy. Ecли вы xoтитe пoceтить тoлькo Opyжeйнyю пaлaтy и/или Aлмaзный фoнд — вxoд вoзмoжeн чepeз Бopoвицкyю бaшню.

 Ближaйшиe cтaнции мeтpo – Библиoтeкa имeни Лeнинa, Aлeкcaндpoвcкий caд, Бopoвицкaя и Apбaтcкaя cинeй Apбaтcкo-Пoкpoвcкoй линии. Taкжe дo Kpeмля лeгкo дoйти пeшкoм oт мнoгиx цeнтpaльныx cтaнций: Oxoтнoгo pядa, Плoщaди Peвoлюции, Teaтpaльнoй и дpyгиx.


Что можно еще посмотреть в Москве.

Вам также может быть интересно

myrussianland.ru

история от древней крепости до резиденции президента

Кремль — это не только резиденция президента России, но и самый узнаваемый архитектурный ансамбль с богатой многовековой историей. На территории Европы нет другой действующей крепости, превосходящей московский Кремль по величине. Особый статус за ним признает и ЮНЕСКО, ведь объект внесен в список Всемирного культурного наследия.

Московский Кремль — вехи истории

Во II веке до нашей эры на территории современного Кремля находились финно-угорские поселения. Предположительно в этот период было возведено первое укрепление, которое могло послужить прародителем столичной крепости.

Крепость в XII-XVI веках

В летописях от 1156 года упоминается оборонительное сооружение протяженностью почти в километр и площадью около 3 га, окруженное рвом и земляным валом. Уже тогда оно служило защитой Москве.

В XII-XIV веках Московское княжество страдало от вражеских набегов, а Кремль неоднократно разрушался, горел, реставрировался. Именно поэтому в период властвования Дмитрия Донского его деревянные стены и башни постепенно заменили на каменные. К середине XV века территория крепости увеличилась и помимо оборонительных построек там появились: княжеское подворье, церковь, монастырь.

Белый камень (известняк) также оказался недолговечным, и в конце XV-начале XVI века укрепление начали реставрировать. Для работ привлекли итальянских мастеров, которые отстроили новый Великокняжеский дворец, церкви, соборы и кремлевские башни из красного обожженного кирпича. Общая площадь Кремля в этот период увеличилась до 27,5 га, а геометрия приблизилась к современному неправильному треугольнику.

Интересный факт! В XVII веке по указу царя Федора Алексеевича краснокирпичному московскому Кремлю был возвращен белый цвет. Его попросту покрыли известкой.

Крепость в XVIII-XXI веках

В XVIII веке Кремль перестал быть царской резиденцией, так как Петр I переехал в Петербург. При Елизавете Петровне часть застройки разрушили, уничтожив некоторые памятники русской архитектуры. Ни один из планов масштабной реконструкции крепости не был реализован.

В 1812 году Москва была захвачена войсками Наполеона. Однако буквально через день полководцу пришлось бежать из горящей столицы. В процессе отступления крепость была заминирована и взорвана. Восстановление ее построек и инфраструктуры заняло около 20 лет.

В советский период истории московского Кремль вновь стал резиденцией вождей государства, однако это вовсе не означало его расцвет. Архитектурный ансамбль был разрушен почти наполовину: снесли часовни у надвратных икон, царские памятники, церкви и монастыри. Часть сооружений переоборудовали в административные корпусы, вместо двуглавых орлов их украсили золочеными звездами.

Интересный факт! В годы Великой Отечественной Войны Кремль замаскировали — изменили фасады зданий, использовали бутафорские строения. В результате он пострадал лишь незначительно.

В 1960-1970-х годах главную крепость государства начали реставрировать. В 1991 году Кремль становится президентской резиденцией, а также политическим и культурным центром Москвы.

Архитектурный ансамбль Кремля

Краснокирпичный Кремль Москвы — один из самых крупных архитектурных ансамблей современности. Все его элементы представляют собой историческую ценность и имеют особый архитектурный облик.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник. Их протяженность составляет 2 235 м, высота колеблется в пределах 5-19 м, а толщина достигает 6,5 м. Вдоль крепостных стен сохранилось 20 башен, самая высокая из которых — Троицкая — достигает 79 м.

Также архитектурный ансамбль составляют:

  • Площади — Ивановская, Соборная, Сенатская, Троицкая, Дворцовая.
  • Соборы — Архангельский, Верхоспасский, Благовещенский, Успенский.
  • Церкви — Ризположения, Рождества Богородицы на Сенях, Двенадцати апостолов, Теремные.
  • Дворцы — Большой Кремлевский, Теремной, Государственный Кремлевский, Сенатский, Потешный.
  • Другие здания Кремля — Арсенал, Грановитая и Царицына палата, Патриаршие палаты (все три входят в дворцовый комплекс), Сенат, Военная школа им. ВЦИК, Оружейная палата.

Также на территории Кремля можно увидеть собрание артиллерийских орудий (пушек, гаубиц, мортир и др.) и знаменитый Царь-колокол.

Украшением крепости служит Тайницкий сад с Большим Кремлевским сквером. Объект охраняется ЮНЕСКО.

На территории сада произрастает около 2 000 многолетних растений. Некоторые из них относятся к редким. Для охраны от городских ворон и голубей в саду держат хищных птиц — соколов, филинов, ястребов.

Туристический Кремль

Большинство зданий и помещений московского Кремля открыто для туристов. Они могут познакомиться с историей не только многовекового оборонительного сооружения, но и всего российского государства.

Для изучения представлены не только роскошные интерьеры, но и тематические выставки, научные монографии и каталоги, альбомы. В музеях Кремля проводят специальные мероприятия, научные конференции и семинары, читают лекции. Для всех возрастов разработаны и представлены целые образовательные программы.

Самые популярные достопримечательности московского Кремля — Оружейная палата и соборы. Они поражают не только историческими интерьерами, но и шикарными экспозициями. Так, в Оружейной палате представлено около 4 000 предметов декоративно-прикладного искусства, оружие и доспехи различных эпох, государственные регалии XIII-XVIII веков и даже коллекция экипажей.

В церквях и соборах достойны внимания усыпальницы святителей и князей, коллекции икон, стенописи.

Обратите внимание! Билеты для знакомства с историей московского Кремля лучше приобретать заранее и только на официальном сайте. Часть экспозиций можно посетить только в составе экскурсии и в строгой очередности.

Также в музеях работает магазин, где можно приобрести самые различные товары — письменные принадлежности, сувениры, сумки, запонки, галстуки, броши и подвески, календари и многое другое.

На память можно сделать множество красивых фотографий московского Кремля и Красной площади, которые теперь соединены проходом через Спасскую башню.

Посещение музея-заповедника «Московский Кремль» — прекрасная возможность провести время интересно и с пользой, прикоснуться к истории России, почувствовать себя ее частью.

Видео: интересные факты о Кремле

Загрузка…

Ещё интересные сооружения

architectureguru.ru

Что расположено на территории Московского кремля: соборы и музеи

 

Находясь в столице нашей родины – Москве, каждый турист старается посетить наиболее значимые и интересные места, которые останутся в памяти на всю жизнь. А таких мест очень много, и сегодня поговорим об одной из главных достопримечательностей Москвы – это, конечно же, Московский кремль и о том, что расположено на территории Московского кремля, и когда это всё появилось.

Содержание статьи

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Московский кремль считается главной достопримечательностью столицы. Со времен Дмитрия Донского Москву украшал белокаменный кремль (построен в 1368 г.). За прошедший век его стены успели так износиться, что иностранцы из-за обилия зияющих проплешин, которые закладывались бревнами, случалось, принимали их за деревянные. Да и строился этот кремль в те годы, когда об итальянских мастерах на Руси еще не слышали. Имея при дворе мастера Аристотеля Фиораванти, Иван III вполне мог призадуматься, как переделать крепость так, чтобы никто не только не смог ее взять, но и не посмел даже приблизиться к ней.

Впрочем, имя Аристотеля Фиораванти среди строителей Московского Кремля никогда и нигде не фигурировало. Однако многие историки склонны считать подлинным создателем генерального плана именно Аристотеля, который очерчивал общую линию кремлевских стен, намечал положения башен, закладывал тайные подземелья и лабиринты, а его соотечественники трудились над отдельными участками.

Работы над Московским Кремлем велись так, как не строилась на Руси еще ни одна крепость. На площади радиусом 100 саженей не оставили вокруг ни единого здания. Сносились даже церкви, которые простояли там несколько веков. Очищалась от построек и местность за Москвой — рекой напротив будущих кремлевских стен. Подобного подхода к строительству требовали правила фортификации тех времен, пришедшие из Европы.

После смерти Фиораванти строительством занимались другие архитекторы. Так, над возведением кремлевских стен начал трудиться некий Антон Фрязин, он построил Тайницкую башню, с которой и начались работы, а также Водовзводную и Благовещенскую башни. Строители последних четырех башен — Петровской, Первой и Второй Безымянных, Царской — неизвестны. Последняя, правда, появилась уже при царе Алексее Михайловиче в 1680 г. Возведение последних кремлевских укреплений было завершено при сыне Ивана III — Василии III.

При нем был также вырыт огромный ров, окруживший кремль со стороны торга и Красной площади. Его дно выложили каменными плитами, а затем прорыли канал, соединивший две реки — Москву и Неглинную. Московский Кремль превратился в остров.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

К началу 1470-х гг. в Москве было лишь три каменных храма, построенных еще Иваном Калитой. Главный из них — Успенский собор — успел так обветшать, что его своды приходилось подпирать толстыми бревнами. Обратились за помощью к итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти, который и взялся за работу, но для начала снес стены до основания. Получился огромный храм, который уступал в размерах лишь Владимирскому собору. Успенский собор служил местом погребения почти всех московских святителей. Он многократно страдал от пожаров, обновлялся и реставрировался.

В петербургскую эпоху, начиная с Петра II, в соборе продолжали венчать на царство российских императоров. Во время Отечественной войны 1812 г. собор был осквернен и разграблен французскими солдатами, хотя наиболее ценные святыни успели эвакуировать в Вологду. В 1813 г. собор пришлось заново освящать. В августе 1917 г. в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, в октябре принявший решение о восстановлении патриаршества в России.

В советское время храм закрыли для богослужений, организовав в нем музей. А в 1960 г. Успенский собор перешел в ведение Министерства культуры СССР. До сих пор лишь в отдельные дни в нем совершаются богослужения. В настоящее время храм именуется Патриаршим кафедральным собором.

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

В 1480 г. хан Ахмат попытался вторгнуться в Москву через Угру под Калугой. Здесь его ждало русское войско, которое возглавлял старший сын Ивана III — Иван Молодой. Переправляться через реку никто не спешил. Русские уповали не только на силу оружия, но и на помощь свыше. В Москву снова привезли чудотворную Владимирскую икону, которая однажды уже спасла Русь от войск Тамерлана. Иван III, осторожный прагматик, решительно действовал лишь там, где был абсолютно уверен в успехе. Простояв до поздней осени, татары вынуждены были отступить.

Бытует версия, что в татарском войске началась дизентерия. Иван III, который приписал это сверхъестественному вмешательству Богородицы, так изумился, что даже не стал их преследовать. Это очень напоминает чудесное спасение Константинополя от русских язычников, когда царь и патриарх Фотий молились со всем народом в храме Богородицы во Влахерне, а блаженный Андрей увидел простертую над городом покрывающую ризу.

Река Угра после этого получила название «Пояс Богородицы». В 1484 г. мастера, приглашенные из Пскова, начинают строить в Московском Кремле небольшую церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, которая становится домовым храмом московских митрополитов. Среди фресок важное место занимает сцена, посвященная избавлению Константинополя от язычников с помощью ризы Богоматери.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

С конца XIV в. на территории Московского Кремля стоял деревянный Благовещенский собор. Храм был знаменит росписями, над которыми трудились Андрей Рублев и Феофан Грек. Понятно, что деревянный храм рядом с великолепным творением Аристотеля Фиораванти — церковью Ризположения — смотрелся неуместно, поэтому Иван III поручил выстроить новый храм, который затем превратился в домовую церковь великого князя.

Почти 20 лет собор простоял нерасписанным, а Иван III умер, так и не увидев настенную роспись. Его сын и преемник Василий III в самом начале правления повелел не только расписать храм, но и позолотить центральный купол. Из-за близости к сеням дворца и золоченого верха Благовещенский собор называли еще Сенным и Златоверхим.

Храм горел, его грабили польские интервенты, в нем хозяйничали французские оккупанты, он пострадал от боевых действий 1917 г., а в 1955 г. стал музеем. Спустя 8 лет заново позолотили его купола. После распада СССР в соборе возобновились богослужения.

 АРСЕНАЛ

Здание Арсенала на территории Московского Кремля начали возводить еще во времена петровской молодости. Вступив в Северную войну, царь собирался хранить в нем оружие и боевые знамена, отобранные у шведов. Кремль еще не видел такого строительства. В 1702 г. приступили к рытью огромного котлована, в результате чего треснула стена Благовещенского собора. Погубили загадочные подземелья, что стало причиной возникновения легенд о существовании нижнего кремля. Здание должно было стать самым огромным в Кремле, превзойдя величиной его соборы.

В 1706 г. работы были прекращены из-за недостаточного финансирования. После Петр I всецело занялся новой столицей, и огромная стройка в Московском Кремле постепенно превращалась в пустырь. После смерти Петра I и до кончины Петра II Арсенал стоял недостроенным. Возведение его продолжилось при Анне Иоанновне.

В 1736 г. строительство наконец завершилось. Арсенал стал первым крупным зданием новой эпохи на территории Московского Кремля. С него началась история масштабной застройки этой площади, постепенно до неузнаваемости изменившая ее прежний облик. Древние кремлевские соборы все больше прятались в тень огромных зданий наступавшего века.

В 1812 г. здание взорвали отступавшие войска Наполеона, но после его восстановили. В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания — в нем размещается кремлевская комендатура.

СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ

Любившая Москву императрица Екатерина II, случалось, проводила в городе несколько месяцев. На это время все правительственные учреждения должны были перебираться из Санкт-Петербурга следом за ней. Их требовалось где-то размещать, поэтому большое правительственное здание, которого до того времени была лишена древняя столица, здесь было просто необходимо.

В 1776 г. императрица издала специальный указ «О постройке в Москве в Кремле особливого для присутственных по оному мест здания». Для этого потребовалось снести находившиеся в Кремле монастырские подворья и дворы. Здание предстояло вписать в треугольный участок между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем.

В 1776 г. состоялась закладка. Возводимое здание должно было стать вторым по величине в Московском Кремле после Арсенала. Отведенный участок и требование императрицы неизбежно диктовали классическую правильность геометрических форм здания, на этот раз в виде треугольника, дополненного развернутыми поперечными корпусами. В 1787 г. Сенатский дворец был достроен.

По замыслу архитектора М. Ф. Казакова здание должно было символизировать высокие гражданские идеалы, правосудие и законность. Для их воплощения, согласно представлениям того времени, лучше всего подходили классические античные формы. Дворец имеет строгий и сдержанный декор. Его верх венчал геометрически правильный купол. Классические очертания дворца, внушительные размеры, высокий купол, который возвышался над кремлевскими стенами, изменили облик всего Кремля, придав ему черты, характерные для той эпохи.

В 1856 г., после ремонта, в здании разместились судебные учреждения, а купол увенчал столб с царской короной и надписью «Закон», что символизировало императорское правосудие. После переезда в Москву советского правительства столб с короной демонтировали, водрузив на куполе флагшток с развевающимся флагом СССР, а в здании разместился кабинет В. И. Ленина. Впоследствии в Сенатском дворце работал Совет Министров СССР. В настоящее время здесь находится рабочая резиденция Президента Российской Федерации.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Со времен Ивана III на территории Московского Кремля располагалась Казённая палата. В 1737 г. (при императрице Анне Иоанновне) Казенная палата сгорела. Уцелевшие ценности перенесли в Теремной дворец, а старое здание разобрали. В 1806–1810 гг. главный архитектор Москвы И. В. Еготов построил для хранения кремлевских сокровищ новое здание — Оружейную палату.

По свидетельствам современников, Оружейная палата представляла собой огромное здание, не уступавшее размерами Арсеналу. В 1812 г. ценности из Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород, а в 1814 г. возвратили обратно. Палата, открытая для посещений, стала первым кремлевским музеем.

Однако здание плохо подходило для хранения ценных экспонатов, поскольку не отапливалось и было пожароопасным. В 1920-х гг. во время кампании по изъятию церковных ценностей в Оружейную палату свозили сокровища из церквей и монастырей. Сюда же стекались экспонаты из частных коллекций, после чего в ней открылся Музей прикладного искусства. В 1967 г. на нижнем этаже Оружейной палаты разместилась выставка «Алмазный фонд».

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.

Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.

Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.

В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.

Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.

Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.

ПАТРИАРШИЙ ДВОРЕЦ И ЦЕРКОВЬ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

В 1652 г. скончался московский патриарх Иосиф. Патриаршество перешло к молодому Никону (в миру — Никита Минин). Став патриархом, он сразу же начал разбирать старые палаты. Во дворе Бориса Годунова, который подарил Никону Алексей Михайлович, началось новое строительство, и к концу 1655 г. были возведены Патриаршие палаты. В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, возведенных единым архитектурным блоком. Палаты включали двухэтажное строение, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую над проездной аркой домовую церковь Двенадцати апостолов.

После упразднения патриаршества был создан Святейший Синод, московская канцелярия которого разместилась в палатах. Были внесены изменения в планировку, убранство, внешний облик бывшего Никонова дворца. После революции проводилась научная реставрация Патриарших палат. В 1967 г. на втором этаже открыли первую постоянную музейную экспозицию. В 1980–1985 гг. прошла ещё одна реставрация, в ходе которой зданию вернули облик XVII в., а музейная экспозиция приобрела свой нынешний вид.

ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ

Процарствовав два года и достигнув 18-летия, царь Алексей Михайлович, сын скончавшегося в 1645 г. царя Михаила Федоровича Романова, решил жениться. По обычаю, заведенному Василием III, устроили смотр невест. В результате ловких политических интриг женой царя стала Мария Ильинична Милославская. После венчания при дворе сразу же обосновался отец Марии — Илья Данилович Милославский. За короткое время Илья Данилович настолько освоился в Кремле, что начал строить себе дворец, мало в чем уступающий царскому. Милославский был первым боярином, который стал жить в каменных палатах.

При дворце находилась домовая церковь Похвалы Богородицы, которая была вписана в основной объем здания. Она возвышалась над средней частью восточного фасада. После смерти Милославского дворец перешел в государственную казну. С 1672 г. в нем начали устраивать потехи — первые в Московской Руси театральные представления, и дворец стал называться Потешным.

В Потешном дворце в 1679 г. поселились члены царской семьи. Для них его расширили и частично перестроили, но уже при Петре I здесь разместился Полицейский приказ. В 1806 г. здание приспособили под жилье и канцелярию коменданта Москвы, фасад украсили модными псевдоготическими деталями. В настоящее время во дворце располагаются службы кремлевской комендатуры.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Попытки перестроить древний Московский Кремль не прекращались со времен Петра I, при котором началось возведение огромного по тем временам здания Арсенала. В 1769 г. Екатерина II затеяла масштабную переделку кремля. Новшества продолжались и при Александре I. Указ Николая I от 1826 г. воспрепятствовал сносу исторических зданий и запретил нарушать их первоначальный облик. Предпринимались попытки вернуть все то, что было утрачено.

В 1837 г. Николай I решил построить большое здание в древнем духе. Новое здание должно было связать в единый комплекс уцелевшие остатки двора московских царей: Грановитую палату, Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, дворцовые церкви. В 1849 г. Большой Кремлевский дворец был достроен. Во время своего пребывания в Москве в нем жил российский император.

Главный фасад Большого Кремлевского дворца выходит на набережную Москвы-реки. В его наружной отделке использованы мотивы Теремного дворца: окна с резными наличниками, белокаменные пилястры, нарядные кокошники. Однако некоторая сухость и монотонность лишают фасады былой живописности, присущей древним московским зданиям.

После 1917 г. Большой Кремлевский дворец некоторое время пребывал в запустении. А после 1934 г. в нём заседал Верховный Совет СССР. В настоящее время Большой Кремлёвский дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Вот и получилась небольшая обзорная экскурсия по Московскому кремлю, в которую не вошло ещё много интереснейших экспонатов, расположенных на его территории. Обязательно посетите эту главную достопримечательность столицы сами или в составе одной из многочисленных  экскурсий .

Желаю вам узнать много нового и интересного и, конечно же, отличных  снимков  на память!

 

vn-travel.ru

Соборы Московского Кремля

Древнейшей частью столицы Российской Федерации, города Москвы, является главный общественный, политический, художественный и исторический комплекс Московский Кремль, в который уже много лет находится президентская резиденция. Он располагается на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки. Кроме административных и общественных зданий, здесь возвышается несколько храмов, соборов и церквей. Именно о соборах Московского Кремля мы и поговорим подробнее.

Успенский собор

Главный собор Московского Кремля – Успенский, архитектура которого является старейшим образцом храмового зодчества. Это единственное полностью сохранившееся сооружение в государстве. Возведение Успенского собора, гордости Московского Кремля, началось в далеком 1475 году. Строительством руководил итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Спустя четыре года, в 1479 году, собор открыл свои двери для прихожан.

В 1955 году собору присвоен статус музея, а с 1960 года он вошел в ведение Минкультуры СССР. После распада Союза Успенский собор стал частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». С 1991 года он является Патриаршим кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси. Главные святыни собора – посох святителя Петра и Гвоздь Господень.

Благовещенский собор

Среди храмов на территории Московского Кремля выделяется и Благовещенский собор, иконостас которого в 1405 году состоял из написанных Андреем рублевым и Феофаном Греком икон. Но пожар 1547 года уничтожил иконостас, поэтому реставраторы подобрали для него Деисусный и Праздничный древние ряды аналогичного периода. До наших дней сохранилась настенная роспись, выполненная в начале XVI столетия. Особого внимания заслуживает напольное покрытие собора. Оно выполнено из нежно-медовой яшмы.

Архангельский собор

А презентацию Архангельского собора Московского Кремля начать стоит с того, что современный вид он принял в 1505 году, сменив построенный на три столетия ранее деревянный храм. Проект нового каменного храма разработал Алевиз, итальянский зодчий. В пятикупольном шестистолпном пятиапсидном соборе, построенном из белого камня и кирпича, сохранились образцы живописи 1650-1660-х годов.

Территорию и подземные помещения Архангельского собора использовали для погребения членов царской семьи. Здесь похоронено более ста человек.

Собор Двенадцати Апостолов

Неподалеку от Успенского собора находится Патриарший дворец с собором 12 Апостолов, которые также являются частью Московского Кремля. Церковь была построена по проекту русских мастеров Бажена Огурцова и Антипа Константинова по указу патриарха Никона. Ранее на месте собора возвышался деревянный храм и часть двора князя Бориса Годунова. В царский период собор использовали для проведения ежедневных богослужений. Только в большие праздники служба велась в Успенском соборе.

Верхоспасский собор

На территории Московского Кремля сохранился Верхоспасский собор, ныне не действующий и закрытый для посетителей. Он считается теремной церковью, состоящей из целого комплекса сооружений. Изначально каждая молельня была построена для каждой женщины царской семьи. В конце XVII столетия зодчему Старцеву удалось создать проект, в результате которого отдельные теремные церквушки объединились в единый комплекс под одной крышей. Этот собор чаще остальных подвергался перестройкам и достройкам, поэтому его первоначальный вид точно неизвестен.

В комплекс Московского Кремля входит также Колокольня Ивана Великого, а Казанский собор, который располагается на пересечении Красной площади и улицы Никольской, является отдельным сооружением. Но территориальная близость с Московским Кремлем привела к тому, что во многих путеводителях собор отмечен, как часть кремлевского комплекса.

 

womanadvice.ru

Соборная площадь Московского кремля

Фото Соборной площади

Соборная площадь Московского Кремля является редчайшим памятником русской культуры. Это главная площадь Кремля. На ней расположены выдающиеся сооружения древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Здесь также находятся церковь Ризположения и храм-колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая и Патриаршие палаты. Сегодня все эти соборы являются музеями, в которых собраны уникальные произведения древнерусской живописи и другие произведения искусства.

 

Из истории Соборной площади Московского Кремля

Ансамбль площади складывался со времени строительства здесь первых деревянных сооружений. Еще тогда, в 13-14 веках были определены пространственная композиция и назначение площади. Соборная площадь Московского Кремля является одной из древнейших в Москве. Ее современный облик определился во второй половине XV века, когда старые соборы были заново перестроены, возведены Грановитая палата и Колокольня Ивана Великого. Ее храмы строились московскими, владимирскими и псковскими мастерами, а также итальянскими зодчими. Поэтому на облик многих сооружений оказала влияние архитектура итальянского возрождения.

Здесь проводились венчание на царство и коронация императоров. В церковные праздники проходили шествия. А в скорбные дни похоронные процессии направлялись в в Архангельский собор — усыпальницу великих князей и царей и в Успенский собор — место погребения митрополитов и патриархов Москвы.

В 18-19 вв. площадь несколько раз покрывали плитами из песчаника. В 1930-х годах ее заасфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.  Во время Отечественной войны 1812 года пострадали звонница и Филаретовская пристройка, примыкающие к колокольне Ивана Великого. Эти сооружения были восстановлены в 1814-1815 гг. По приказу И. Сталина в 1930 году было снесено Красное крыльцо Грановитой палаты, которое было восстановлено в 1994 году. Созданный более 500 лет назад ансамбль и сегодня впечатляет своей грандиозностью.

 

Храмы Соборной площади Московского Кремля

Древнейший памятник Кремля — Успенский собор. Все остальные постройки здесь появились позднее. И когда их строили, ориентировались на Успенский собор, расположенный в глубине площади. Еще со времен основания города здесь стоял деревянный храм Успения Богородицы. Затем в 13 веке на его месте был построен каменный собор. В 1326–1327 гг. при великом князе Иване Калите был возведен новый каменный собор. Под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти был построен новый храм, освященный 12 августа 1479 года. Успенский собор на протяжении четырёхсот лет оставался главным храмом Государства Российского. Собор имеет четыре престола: главный освящен в честь Успения Богородицы, другие — в честь великомученика Димитрия Солунского, Похвалы Богородицы и апостолов Петра и Павла. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Сейчас она  выставляется в Третьяковской галерее. Одна из реликвий, сохранившихся до наших дней — Гвоздь Господень, одно из орудий казни Иисуса Христа. В соборе находятся 19 гробниц: десяти митрополитов и девяти патриархов.

Благовещенский собор строился псковскими мастерами с 1484 по 1489 гг. Считается, что деревянная церковь на этом месте была сооружена еще в конце 13 века. Благовещенский собор был домовым храмом князей и царей Москвы. Его северо-западная галерея вела во дворец. Первоначально собор был увенчан тремя главами и был окружен со всех сторон галереями. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года. При Иване Грозном в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить собор.  В честь этой победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Две главы были добавлены к основной части собора. Главы и кровлю позолотили. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. Собор приобрел живописный и парадный вид. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским. Во время праздников из собора к народу выходили правители и их свита. Предполагают, что знаменитые росписи и иконы  создавались известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца.

Напротив Благовещенского храма располагается Архангельский собор. На месте храма еще в 1247-1248 годах была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей. На месте этого собора итальянским архитектором Алевизом Новым был возведен в 1505-1508 годах новый пятиглавый храм с элементами архитектуры итальянского Возрождения. В соборе погребены Иван Калита и Иван III, Иван Грозный и Михаил Скопин-Шуйский, Михаил и Алексей Романовы. Также здесь покоятся победители грозного войска Мамая, прославленные герои Куликовской битвы — Дмитрий Донской и Владимир Храбрый.

Храм впервые был расписан при Иване Грозном. Во второй половине 17 века Архангельский собор был расписан заново. Росписи поздних лет (18-19 веков) скрывали яркую работу мастеров. Реставрация 1953-1955 годов открыла заново сохранившуюся живопись. Интересна галерея из условных изображений портретов князей и царей. Мы видим портретную историю Русского государства от княжения Ольги и Владимира киевских до времен Ивана Грозного. В нижнем ярусе стен можно видеть надгробные изображения князей, погребенных в соборе — от Ивана Калиты до Ивана III. Каждую княжескую фигуру сопровождает изображение святого, благословляющего его. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила. Главная достопримечательность Архангельского собора — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями». Его можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси.

Церковь Ризположения построена в 1484-1485 годах псковскими мастерами. До середины XVII века она была домовым храмом митрополитов и патриархов Москвы. В 1655 году при патриархе Никоне  ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен и передали великокняжескому дворцу.

В самом центре Кремля расположен ансамбль колокольни Ивана Великого, состоящий из трех сооружений, построенных в разное время: колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Строение расположено на границе между Соборной и Ивановской площадями.  Постройки создавались с 1505  по 1815 гг. Всего на Звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне — 21 колокол.

В 1487 -1491 гг. для торжественных приемов строится Грановитая палата. Она была задумана как тронный зал в новом дворце Ивана III и два века оставалась самым большим залом — 495 кв.м. Строительство велось итальянским мастером Марко Фрязиным, а затем — ломбардским архитектором Пьетро Антонио. Парадные Святые сени примыкают с западной стороны здания. К ним ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Главный восточный фасад, облицованный белокаменными блоками, выходит на Соборную площадь. Каждый из блоков отесан на четыре грани. Отсюда и название Палаты — Грановитая. В 1838-1849 гг. при строительстве Большого Кремлевского дворца ее через Святые сени соединили с Владимирским залом. Сейчас Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

В 1653-1655 гг. русские зодчие построили Патриаршие палаты для патриарха Никона. Для хозяйственных нужд служил первый этаж, для личных покоев патриарха – третий этаж. На втором этаже в Крестовой (Мироваренной) палате проводились заседания Священного Собора, проводились пиры в честь высоких гостей. В 18-19 вв. здесь находилась Московская Синодальная контора.

Древние храмы, расположенные на Соборной площади, являются музеями, экспонаты которых собирались столетиями. Это ценнейшие произведения древней иконописи и декоративно-прикладного искусства. Соборная площадь в Московском Кремле – уникальный памятник истории создания единого Русского государства и его культуры.

www.msk-guide.ru

Архитектура Московского Кремля. История создания и описание Московского Кремля

Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. Архитектурный ансамбль включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.

Строительство Кремля

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.

Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.

Успенский собор

Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля — Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в Москве, построенного еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.

Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.

На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот главный храм московского Кремля как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.

Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.

В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.

Благовещенский собор

Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.

В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.

Этот храм Московского Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.

Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.

Архангельский собор

Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.

Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.

Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.

Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.

Церковь Ризоположения

Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.

В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.

Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.

Оружейная палата

Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.

В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, серебряные кубки, парадную конскую упряжь.

К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.

Грановитая палата

Грановитая палата Московского Кремля — одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.

Ее построили за 4 года русские мастера при помощи приглашенных итальянцев — Пьетро Солари и Марко Руффо.

Палата представляет собой квадратный зал, в котором крестовые своды, опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.

В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал взятие Казани, а Петр I победу при Полтаве над шведами.

Красная площадь

Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.

Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.

Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.

Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово «красный» обозначало красивый, превосходный.

На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась кремлевская стена со знаменитыми башнями — Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке — Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.

Храм Василия Блаженного

Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.

Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.

Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *