Рождество и святки: Рождественские Святки: история и традиции

Содержание

Рождественские Святки: история и традиции

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период с Рождественского Сочельника (канун Рождества Христова) до наступления дня Крещения Господня включительно. Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными — святыми. А поскольку торжества длятся более одних суток, с 6 января по 19 января, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что следовало делать на Святки? Верующим предписывалось посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви.

В Святки не принято было поститься или совершать таинство брака. А еще в эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

Интересно, что традиции этого древнего праздника объединили в себе и положения христианства, и языческие ритуалы. Например, у славян существовала церемония посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.

А еще Святки немыслимы без колядок — праздничного обряда, свершающегося обычно или рано поутру на Рождество, или в канун Крещения (в некие моменты перехода от одного к другому). Как правило, колядующие небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Нередко колядовщики исполняли и иной праздничный обряд – христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги, традиционную кутью. Это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали взваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Источник

1 194

Рождественские святки – 2020: главные традиции и обычаи

Общество

Получить короткую ссылку

500810

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях о рождении Христа и крещении его в Иордане

Рождественские святки отмечают между двумя большими зимними праздниками – Рождеством и Крещением.

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях – о рождении Христа и крещении его в Иордане.

В 2020 году Святки начнутся 7 января и продлятся до вечера 18 января.

История праздника

Традиция праздновать дни между Рождеством Христовым и Крещением была установлена еще в древности. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе официально установили двенадцать праздничных дней.

© Sputnik / Александр Кондратюк

Девушки на зимнем празднике Святочных гаданий и колядок, архивное фото

Согласно традиции в первые дни празднества следует посещать знакомых, близких, друзей, а также помогать бедным и нуждающимся. Например, в Византии существовал обычай на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы.

С пришествием христианства святки на Руси сохранили некоторые языческие обряды, например гадания и колядования. Церковь запрещала эти гулянья, однако старые традиции не потеряли силы.

Традиции празднования

Большинство русских обычаев празднования святок связаны с гаданием и различными обрядами. На Руси была распространена традиция колядовать – с наступлением вечера на улицу выходили ряженые, пели песни и водили хороводы. Колядующие получали в награду различные угощения и желали всем добра в наступающем году.

© Sputnik / Александр Кондратюк

Девушка гадает на святки, архивное фото

Также популярностью пользовались святочные гадания. Девушки считали это время подходящим, чтобы узнать имя суженого. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку.

Кроме того, существует множество различных поверий, связанных со святками. На протяжении всех 12 дней запрещалось стирать, убираться в доме, чистить двор и делать другую работу.

© Sputnik / Александр Гальперин

Святочные гуляния, архивное фото

Святочный стол должен быть богатым – в числе обязательных угощений называлась кутья, блины, пироги, орехи и мед.

Заканчиваются святки Крещением. В России в этот день принято освещать воду.

Сегодня в дни святок проводятся концерты духовой музыки, детские фестивали и праздничные вечера.

Святки — от Рождества до Крещения

Святки – традиционные зимние гуляния в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник 6 января и завершаясь в день Крещенья.

Александр Бучкури  (1870-1942). “Рождественский базар” 1906

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному циклу приурочены события жизни Иисуса Христа.

Александр Бучкури (1870-1942). “Катание на Святках”

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы.

Федот Сычков (1870-1958). “Христославы ” 1935. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными традициями. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали  славление Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан.

В рождественский сочельник или рано утром в Рождество по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением.

Карл Брюллов. “Гадающая Светлана” 1836. Нижегородский государственный художественный музей. Картина написана на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар.

В Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти жениха была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.

Николай Пимоненко “Святочное гадание” 1888. Русский музей, Санкт-Петербург

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действо, стоят древние нехристианские мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.

Святкам посвящены некоторые знаменитые русские произведения  литературы, живописи и музыки:

Василий Андреевич Жуковский (из баллады “Светлана”)

“Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны…”

Повесть Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством

Пьеса П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” из цикла “Времена года

Рождественские святки. Какие традиции и обычаи сохранились до наших дней

Впереди рождественский Сочельник и целая неделя Святок. Дни от Рождества до Крещения — самое время того, чтобы ходить друг к другу в гости, петь веселые колядки и гадать.

Но дошли до нашего времени хоть какие-то из этих старинных обычаев?

Веселые колядки

Колядки — одна из самых известных традиций Рождества. В давние времена колядовавшие празднично наряжались, шапки украшали венками из вечнозелёных растений и бумажных цветов.

По поверьям посещение колядников обеспечивало хозяевам урожайность в поле, приплод скота и общее благополучие в доме. А те, кто не пускал гостей, были обречены на несчастья.

Сегодня обряд колядования — не только дань обычаям, но и отличный повод сблизиться с соседями, родственниками и, конечно же, детьми. Многие собирались с друзьями и ходили по домам, распевая песни-колядки и выпрашивая у хозяев угощения и деньги. Даже современные дети не прочь иногда в дни новогодних каникул пробежать по соседним домам и собрать конфет у соседей.

Несмотря на то, что колядками отмечали приход Рождества Христова, сами колядующие воспринимались Церковью как «нечистые». Особенно это относилось к «ряженым». Переодевание в чужую маску считалось дьявольским действием. Поэтому после колядования участники должны были обязательно пройти обряд очищения в церкви или облиться святой водой.

Гадание на будущее

Широко известна всем и еще одна давняя традиция гадания в святочные дни. Этому занятию с удовольствием предавались наши предки, но и до нынешних времен дошли обычаи и некоторые правила этих мистических ритуалов.

Издавна считается, что таким образом можно узнать свое будущее, узнать о суженом, а также получить ответы на другие интересующие вопросы.Традиция гадания в святки объясняется тем, что именно на переломе времени старого и нового года человека особенно остро интересует будущее.

Фото:Rirrizpixabay.com

Чего только не использовали раньше для гадания. В ход шло все, что подвернулось под руку — и валенки, и зеркала, и яйца, и свечи, и даже различные крупы. По давним поверьям, именно в эти дни на землю спускались плохие и хорошие духи, которые могут помочь гадающим получить доступ к тайной информации.

Однако позиция Православной церкви касательно этого обряда категорична.

— Христиане относятся к гаданиям святочным или каким угодно другим резко отрицательно. Почему? Потому что это не угодно Богу, о чем есть прямые и недвусмысленные указания в Библии. Христианскому мировоззрению чуждо видеть человеческую жизнь в качестве расписанной наперед пьесы. Нет, будущее динамично, оно формируется здесь и сейчас, сотрудничеством свободной воли человека и Бога, совместным трудом Отца и детей. Нередко люди хотят знать будущее только для того, чтобы снять со своих плечей бремя ответственности, — комментирует иерей Леонид Кудрячов, руководитель пресс-службы Оренбургской епархии.

Сегодня многие относят гадания к одному из рождественских запретов, но все же есть и те, кто верят в силу праздника и относятся к этому, как к поводу спрогнозировать свое будущее.

Верить или нет?

Есть еще несколько поверий, которые гласят о том, что можно, а чего нельзя делать в рождественский святки. Категорически не рекомендуется пересчитывать деньги, особенно мелкие монеты. Считается, что этим можно привлечь слезы. Нельзя в праздничные дни шить, вязать и вышивать — это может повлечь за собой долгие хлопоты. Начинать новые дела в святки и совершать крупные покупки тоже не стоит.

В целом же все эти обычаи касательно гаданий и колядок церковь считает необоснованными. Священнослужители напоминают, что в погоне за мнимыми благами можно потерять самое дорогое и забыть о главном предназначении святок.

Фото:Медиахолдинг1Mi

— Хорошо бы изгнать из жизни наших, в большинстве своем крещеных, сограждан эту жажду до нездоровой мистики. Хотелось бы, чтобы святые Рождественские дни не омрачились заигрыванием с нечистой силой, а вместо гадательных атрибутов православные взяли в руки Евангелие и молитвослов, — отмечает Леонид Кудрячов.

Сегодня в светской жизни эти поверья, действительно, всерьез практически никто не воспринимает. Для большинства святочные традиции не больше, чем средство разнообразить длинные новогодние каникулы.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Начались Рождественские Святки | Свежие новости Челябинска и области

В Светлое Рождество Христово, седьмого января, начинаются Рождественские святки — святые дни, освященные приходом в мир Спасителя.

Святки продлятся 12 дней и закончатся Крещенским сочельником, 18 января. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Уже в уставе шестого века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

История говорит, что обычай святок существовал в Римской империи, в Египте, и у греков. Подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев и монголов. В Польше, Белоруссии и на Украине святки называют Колядою, Каледою.

Церковь призывает верующих проводить Святки в радости, любви и согласии, совершать милосердные дела.

В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Еще в 19 веке считалось, что каждый христианин на Святках должен посетить больницу (во второй день Святок), сиротский приют (третий день) и тюрьму (четвертый день).

Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех.

Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Хозяйки красиво накрывают столы. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья — вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Даже Петр Первый наряжал своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих на святки ходил с ними по боярским домам славить Христа.

Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Для потешных и забавных игр парни и девушки заранее готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Каждая хозяйка угощала гостей выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями.

Все, кто «рядился» в маски, чтобы смыть с себя грех, должны были искупаться в проруби.

С этого дня начинались девичьи гадания и продолжались они до самого Крещения.

Рождество Христово 7 января 2021: святки, гадания и богослужения

Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Рождество Христово будут отмечать православные христиане 7 января. В Сочельник начнутся праздничные богослужения. О традициях православного Рождества, святках и гаданиях — в материале vtomske.ru.

Рождество — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. Согласно христианскому вероучению, Иисус родился в Вифлееме, куда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф.

Первые христиане не отмечали Рождество. Гораздо важнее для них был праздник Воскресение Христово, или Пасха. Отмечать Рождество стали после того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы.

Разные даты Рождества в православной и католической церквях (7 января и 25 декабря) объясняются разными системами летоисчисления (юлианский и григорианский календари). Но смысл праздника из-за этого не меняется.

Богослужения

В честь Рождества православные храмы проводят торжественные службы. Они начинаются 6 января — в Сочельник. Вечером (обычно в 17 часов) проходит Всенощное бдение с литией, а уже в ночь на 7 января (ровно в полночь) начинается Рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Для тех, кто не сможет посетить службу ночью, поздняя Божественная литургия начнется в храмах в 09:00 в день Рождества.

Традиционно в канун праздника на территории храмов появляются снежные Рождественские вертепы. Внутри вертепа воспроизводится сцена Рождества. Неизменными персонажами являются Дева Мария, младенец Иисус и почти всегда Святой Иосиф.

Святки и колядки

Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Праздник включал в себя память о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и о крещении Христа в Иордане.

Согласно традициям, первый день Святок нужно провести дома или у родных. Во второй день, который считался днем младенцев, все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с обильным угощением.

Святки насыщены магическими обрядами, гаданиями, разными прогностическими приметами и правилами поведения. Так, в течение 12 дней запрещалось работать по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Также люди старались не ссориться на Святки, так как верили, что даже мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду.

Важное место у славян занимали колядки. С наступлением вечера на улицу выходили ряженые, пели песни, водили хороводы и желали всем добра в новом году.

Гадания

Гадать на Святки начинали с вечера 6 января и продолжали до Крещения. Чаще всего гадали на любовь. Девушки считали это время подходящим, чтобы узнать имя суженого.

Самым популярным было гадание с зеркалами. Оно начиналось ровно в полночь. Для гадания брали большое зеркало и поменьше. Большое зеркало ставилось на столе, напротив него — маленькое. Вокруг расставлялись свечи. Гадающая девушка садилась перед зеркалом и призывала жениха: «Суженый, ряженый! Приди ко мне наряженный!». Девушка видела галерею из зеркал. Когда они наведены, в последнем должен отразиться образ будущего жениха.

Не менее популярным было гадание с киданием валенка. Девушки поочередно бросали валенок или любую другую обувь на дорогу. По направлению носка валенка они узнавали, откуда приедет будущий суженный.

Мероприятия в Томске

Музей истории Томска 6 января с 16 до 19 часов приглашает на «Рождественские гадания» (16+). Гостей ждут разнообразные виды гаданий (на картах Таро, зеркалах, наперстках, кофейной гуще, с помощью волшебного шкафа), также пройдет тематическое занятие по истории святочных гаданий в «Русской избе». Участие платное, обязательная предварительная запись по телефону 65-72-55.

6 января с 14 до 16 и с 17 до 19 часов в Первом музее славянской мифологии будут проходить экскурсии с элементами народных гаданий (16+). Гадать будут по старинке: на горохе и курице, в бане и на улице. Участие платное, нужна предварительная запись по телефонам: 210-333, 527-950.

Дом культуры «Маяк» подготовил развлекательную онлайн-программу «Ночь перед Рождеством». Она пройдет в инстаграм-аккаунте учреждения 6 января, начало — в 14:00. Специалисты дома культуры предложат викторину о русских традициях встречи Рождества. Как сообщает пресс-служба мэрии, участники, правильно ответившие на все вопросы и попавшие в тройку лидеров, будут отмечены сладкими призами и сувенирами.

Воскресная школа Свято-Троицкой церкви и фольклорные студии «Жаворонки», «Гать» проведут 7 января «Рождественский автопробег христославов». Он стартует в 12 часов от Свято-Троицкой церкви. Участники проедут до Покровского храма в селе Петухово и по пути, во время остановок, будут разыгрывать музыкально-театрализованную трагикомическую пьесу о событиях Рождества.

Рождественские Святки 2020 начались в России: история, традиции, колядки, приметы

В 2020 году Святки в России начинаются накануне Рождества Христова, в Рождественский Сочельник, вечером в понедельник, 6 января и длятся до Крещенского сочельника — вечера субботы — 18 января (заканчиваются после освящения воды). Традиция праздновать («святить») дни между праздниками Рождества Христа и Крещения Господня, была установлена в V веке в период Единой Церкви.

История установления Святок

В начале IV века широкое распространение в Церкви получило празднование Богоявления, сначала на Востоке Римской империи, а чуть позже и на Западе. Праздник отмечался 6 января и включал в себя память трёх евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, а также Крещения Христа в Иордане в начале Его служения. Однако в середине IV века в некоторых восточных церквях появилась традиция празднования Рождества Христова 25 декабря отдельно от Богоявления 6 января. Историческим свидетельством этому служат 13 бесед Ефрема Сирина (ум. в 373 г.), произнесённых им от 25 декабря по 6 января (по юлианскому календарю), а также «слова» Григория Нисского (ум. в 394 г.) и Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.). В итоге на Четвёртом Вселенском Соборе в 451 году было решено в целях унификации установить единую практику раздельного празднования для всей Христианской Церкви. В результате между Рождеством и Крещением официально установили двенадцать праздничных дней. Таким образом, традиция празднования двенадцати рождественских дней имеет древнее происхождение. Древнее двенадцатидневное празднование рождественских дней подтверждается также церковным уставом Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому в эти дни «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. На Втором Туронском соборе в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих народных празднеств этого же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора (680—681). Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

В настоящее время в разных поместных церквях эти праздничные дни имеют разные варианты названия: «Двенадцать дней Рождества», «Святые дни», «Святки», «Рождественские дни».

В традиции Католической церкви период от Рождества Христова до Крещения Господня именуется «Рождественское время» и представляет собой один из пяти периодов литургического года, наряду с Адвентом, Великим постом, Пасхальным временем и рядовым временем. Продолжается от сочельника Рождества вечером 24 декабря до праздника Крещения Господня, которое в латинском обряде отмечается, как правило, в первое воскресенье после праздника Богоявления 6 января. Главной частью Рождественского времени служит Октава Рождества, восемь дней от Рождества Христова до Торжества Пресвятой Богородицы 1 января; но литургический период Рождественского времени продолжается и после окончания Октавы Рождества, захватывая праздники Богоявления и Крещения.

Традиции Святок

С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

В Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц» , хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России.

Рождественские колядки

Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира.

Фото: https://account.travel/excursions/14798-ot-posta-do-svatok—rozdestvenskie-istorii-moskvy.html

Рождество Христово, Ангел прилетел
Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!

Ночь тиха, ночь свята
Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

Торжествуйте, веселитесь
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей

Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.

Господин, господа
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

Коляда, коляда
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

Коляда, коляда
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

Ты, хозяин, не томи
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

Не дашь мне ватрушки
Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.

Здесь еще больше самых разнообразных текстов Рождественских колядок

Фото: http://chestvuj.ru/kolyadki-2020-populyarnye/

Те, кто читал «Лето Господне» Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного и даже странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок — еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню  — значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там,  в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня — это своего рода откуп от грядущих страданий… Наверное, такой прагматизм и упрощение могут заставить кого-то презрительно поморщиться. И пусть! Эта упрощённость как раз не искажает сути, просто учитывает всегдашний прагматизм и эгоизм самого человека. Но, удивительно, душа даже самого завзятого скареда, из года в год учившаяся получать радость от того, что отдает, воспитывалась. И если человек ловил себя на том, что устыдился, пожадничав, был шанс, что на следующий год его душа могла вспомнить это жгучее чувство стыда. Вспомнить и вдруг, неожиданно даже для скупердяя, вырваться из пут жадности, вырваться и птицей воспарить от радости быть щедрым! (из статьи «Как в России праздновали Святки» Марии Городовой «РГ»).

Как правильно колядовать

Компания колядующих переодевается в различные карнавальные костюмы и вооружается длинным шестом, на верхушку которого помещается звезда. В основном колядовать отправляются молодые парни и девушки.

Основные традиции колядования остаются неизменными и на сегодняшний день: колядующие ходят от двора ко двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства.

На Руси и позже у традиции колядования была чёткая схема. Сначала колядующие собирались в одном месте, определяли, кто будет ответственным за распределение полученных подарков и денег, назначали роли. Затем шумной компанией все ходили по домам. Шествие было шумным: колядующие пели, кричали, звонили в колокольчики, танцевали.

Подойдя ко двору, колядующие звали хозяина. Когда хозяин выходил, предводитель компании спрашивал, можно ли колядовать, и уточнял, дадут ли колядующим подарки. Угощение и деньги могли вручить во дворе или пригласить всех в дом.

Открытка: playcast.ru

Если компания получала приглашение к столу, то в обязательном порядке нужно было исполнить колядку для каждого домочадца.

Колядующих одаривали едой: сладостями, орехами, колбасой, могли дать денег (мелких или крупных), в зависимости от финансового положения хозяина.

Традиционно в некоторых регионах вручали моток пряжи и обрядовый хлеб, который пекли специально для тех, кто придёт колядовать. Компания колядующих старалась посетить все дома в деревне, но было исключение: там, где недавно умер один из членов семьи, не колядовали.

Приметы на Святки

С началом Сочельника и до самого Старого Нового года хозяйки не заметали вообще. Считалось, что так можно выпустить удачу. Все собиралось уже после 14 января и сжигалось в костре. Многие верили, что таким образом все ссоры и разногласия уходят из дому.

Ко всем гаданиям все молодые девушки обязательно распускали волосы и снимали все обереги, считалось, что так они будут более правдивы.

Если в ушедшем году кто-либо умер, то на весь период Святок на стол ставили дополнительный прибор для усопшего. Наши предки верили, что все эти две недели умершие приходят к своим родным.

Чтобы был хороший урожай, наши предки обязательно все плодовые деревья обвязывали лентами на весь период Святок.

На Рождество особенным образом относились к потерям. Если это, к примеру, ювелирные украшения, то вас ждет обогащение, а вот все остальное приводит к убыткам. Для мужчин охота и рыбалка – это особенный вид развлечений, однако в святочные праздники раньше он был под запретом. Многие верили, что иначе может случиться страшная беда.

Если весь святочный период был ясным и морозным, то урожай будет хорошим, а дела будут идти вверх. Если же наоборот, наступит оттепель и будет влажно, то и урожай будет скудным, а в делах только убытки.

Также наши предки старались не ссориться на Святки, так как считалось, что даже самое мелкое разногласие может перерасти в серьезную вражду. Хозяйки старались не шить, хотя бы в первые дни Святок, так как верили, что может родиться слепой.

О других приметах в Рождественские Святки читайте здесь.

Фото: https://sakhalife.ru/svyatki-2019-chto-nelzya-delat-gadaniya-obyichai-tradicii-prazdnika/

Старинные гадания на Святки

С приходом христианства на Русь, святочные гадания не только сохранились, но и приобрели более мистический смысл, и хотя церковь пыталась бороться с суеверием и гаданиями, они бережно передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней в мало измененном виде. Способов рождественских гаданий на Руси было придумано огромное множество, но основная тема всех святочных гаданий – это гадание на суженого (жениха), ведь в стародавние времена, судьба девушки целиком зависела от того, насколько удачно она выйдет замуж.

Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения. Вот лишь некоторые варианты гаданий:

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж

Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха

Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.

Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очерёдность выхода замуж

Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу, и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадание с петухом (курицей)

В одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам — его богатство, к воде — склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником».

Гадание с кольцом на вызывание образа будущего жениха

В стакан с водой девушка бросает обручальное кольцо и вглядывается внутрь кольца, приговаривая слова: «Суженый мой, ряженый…».

Гадание с вызыванием сна про суженого.

Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит, другой скажет, третий судьбу укажет».

Гадают девушки, если ложатся спать там, где раньше не приходилось. Перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте».

Гадание на воске

Растапливают воск в кружке, наливают молоко в блюдце и ставят у порога квартиры или дома. Произносятся следующие слова: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». С последними словами выливают в молоко растопленный воск. Затем внимательно наблюдают за происходящим. Если видится застывший крест, — то ждут в новом году какие-то болезни. Если крест только покажется, то в наступающем году ваши финансовые дела будут идти не слишком хорошо, а в личной жизни одолеют неприятности, но не слишком серьёзные. Если зацветет цветком — будет свадьба или встретится любимый. Если покажется зверь, надо быть осторожным: появится какой-то недруг. Если воск потечет полосками, предстоят дороги, переезды, а ляжет звёздочками — ожидает удача на службе, в учёбе. Если образуется человеческая фигурка, появится друг.

Гадание на оклик прохожих

Выходят в полночь на улицу и спрашивают имя у первого встречного. Именно так будут звать суженого, точно так он будет красив и богат.

Гадание на подслушивание

Забираются под окно соседей и, слушают. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина — и у вас год будет гармоничным.

Источник: статья «Рождественские Святки» из Википедии — свободной энциклопедии; pravmir. ru; culture.ru; информационный партнер «Волгодонской правды» — «Российская газета»; портал Женский мир; Информационно-аналитический портал 1RRE.

В чем разница между «Святочным» и «Рождеством»?

Нат Кинг Коул знаменито пел: «Джек Фрост кусает тебя за нос / Рождественские гимны поет хор», и когда мы украшаем залы, мы ожидаем, что «троллям древний рождественский гимн». Но среди веселья и фа-ля-ля-ля вы когда-нибудь задумывались, что же такое yuletide ? Или почему некоторые люди используют слово yule как синоним Christmas ?

На и больше, чем на 25 декабря.Давайте рассмотрим это слово.

СМОТРЕТЬ: Можете ли вы догадаться, что означают эти слова рождественской песни?

Предыдущий Следующий

Что такое юлей ?

Йоль происходит от названия 12-дневного фестиваля, отмечаемого германскими народами в период зимнего солнцестояния в декабре и январе. К 900-м годам (да, это было давно) yule уже были нанесены на карту христианского празднования Рождества и окружающих его праздников.

Слово yule происходит от geōl , с двоюродными формами в таких других германских языках, как древнескандинавский и готический. Носители английского языка больше всего знакомы с yule через ассоциации, относящиеся к его первоначальному использованию. Например, бревно yule , как в лирике «Посмотрите на пылающий yule перед нами», изначально было настоящей веткой дерева или стволом, сожженным в очаге, но теперь появляется на Рождество в виде торта в форме бревна.

Yule также ассоциируется с сельскохозяйственными животными.Святочный козел нес на спине Деда Мороза и является символом Рождества во всех скандинавских странах. Святочный козел может иметь ассоциации, восходящие к скандинавской мифологии. Знаменитый ныне бог комиксов Тор ехал в колеснице, запряженной двумя козлами, которых тоже можно было съесть и снова волшебным образом превратить в живых существ.

Узнайте больше о слове yule в нашей расширенной статье о слове.

Что такое юлетид ?

Рождество может относиться к самому 25 декабря, но также может относиться ко всему рождественскому сезону.Другие термины для рождественского сезона — Рождество и Рождество , где прилив относится к старому термину, означающему «сезон или период в течение года, день и т. Д.» (В христианской церкви прилив исторически имеет более строгое значение «периода времени, который включает годовщину, фестиваль и т. Д. И следует за ними»)

Yule может работать одинаково: yuletide может относиться как к Рождеству, так и к более широкому рождественскому сезону, который также может называться yuletide .Здесь играет та же самая волна , «сезон, период».

Таким образом, вы можете называть «Рождество» yuletide и «Christmastime» yuletide , но вы не можете называть «Рождество» yuletide .

Многие американцы связывают yuletide с пением гимнов, традиция, также известная как wassailing .

Увеличьте свои праздничные знания, узнав больше о слове yuletide здесь.

Как использовать юле и юлетид

В дополнение к фразе «Cool yule» а-ля Луи Армстронг (что мы искренне надеемся, что вы это делаете), вы также можете использовать эти термины следующим образом:

  • Собираться в доме моей бабушки, чтобы разделить праздничную трапезу, — одна из наших самых любимых традиций yuletide .(Здесь yuletide означает весь курортный сезон.)
  • Игра в роли Санты могла наполнить даже ухмылку духом йул .
  • Настоящий юлей день сюрприз? Сильный снегопад, выпавший незадолго до наступления темноты. (Здесь yule означает Рождество.)

Что такое Йоль и какое отношение он имеет к Рождеству?

Вопрос: «Что такое Йоль и какое отношение он имеет к Рождеству?»

Ответ:

В рождественской классике «Deck the Halls» есть строчка «Troll the old yuletide carol» (троллить — это петь в радостной или праздничной манере). Другая строчка в песне гласит: «Посмотри на пылающий юл перед нами». Мы поем эти тексты, но часто не понимаем, что они означают, поскольку мы никогда не слышим слово yule в любое другое время года. Итак, что означает yule и почему это часть рождественской традиции?

Йоль — это название зимнего праздника, который проводился в декабре и январе по немецкому лунному календарю. В четвертом веке церковь решила отпраздновать рождение Господа Иисуса Христа в то время 12-дневным праздником, часто называемым Крещением или Праздником Рождества Христова.Они спланировали праздник так, чтобы он соответствовал языческому празднику, празднику Sol Invictus, который отмечал зимнее солнцестояние и постепенно удлиняющиеся дни повышенного солнечного света. Со временем эти праздники объединились и стали праздником, который мы теперь называем Рождеством. Говоря современным языком, Йоль — это просто праздник Рождества Христова; Святочник — сезон Рождества. Хотя многие аспекты истории рождения Иисуса отмечаются во время Рождественского Рождества, остатки первоначальных праздников и праздников также обнаруживаются во многих рождественских гимнах и традициях.

Бревно для юла было огромным бревном, которое на протяжении веков было частью европейских рождественских праздников. Бревно юла зажигали в день Рождества и сжигали в течение следующих двенадцати дней Рождества. Остаток дневного журнала был оставлен для освещения журнала следующего года. Считалось, что бревно юле защищает от несчастий, поэтому его хранили в доме в течение всего года. Святочные бревна теперь часто символизируются тортом в форме бревна.

Термин Йоль , хотя его значение менялось на протяжении веков, является пережитком светского праздника, который был омрачен празднованием рождения Иисуса.Рождественские праздники на Западе превратились в мешанину персонажей, традиций и символов, которые не обязательно сочетаются друг с другом, но используются для обозначения христианского праздника. Большинство людей, сжигающих полено, не заботятся о его происхождении или связывают его с язычеством. Это просто часть традиционного праздника.

Как бы семья ни решила праздновать Рождество, христианам важно помнить, что светские праздники доставляют удовольствие, но значение Рождества выходит за рамки праздников и блеска. Йоль, который мы празднуем, — это реальность того, что Бог стал человеком, чтобы привести человека к Богу (2 Коринфянам 5:21). И мы должны праздновать эту истину круглый год.

Приближается Рождество! Но что вообще такое «Йоль»?

Рождество по своей сути — это туманный праздник, христианская интерпретация древнего языческого праздника — или, скорее, нескольких, смешанных вместе. В довершение всего у нас есть викторианские сказки о прошедшем Рождестве и потребительская традиция покупки подарков, которая, кажется, полностью овладела нашим праздничным сезоном.

По сути, Рождество остается языческим праздником. Римский фестиваль Сатурналий является предшественником этого праздника, кульминацией которого стали календ , когда люди дарили подарки своим близким и отмечали их пиршеством и питьем (звучит знакомо?). Рождественский праздник у германцев — еще один предшественник, и в некотором смысле он все еще жив и празднуется.

Юлетид — праздник середины зимы, отмечаемый готическим населением Германии как минимум с 4 века. Он связан с мифической Дикой охотой, норвежским богом Одином и англосаксонским Mōdraniht . Сегодня Йоль непосредственно отмечается в некоторых формах неоязычества, но многие из нас по-прежнему проводят множество рождественских ритуалов (хотя мы, возможно, не осознаем этого).

Орнаменты Straw Yule от Посольства Швеции. Изображение предоставлено: Эйвери Дженсен

Охота на Рождество

Зимний сезон не всегда был периодом веселого времяпрепровождения с семьей, которое мы знаем сегодня. Раньше это было темное и опасное время, и многие семьи изо всех сил пытались пережить зиму.Голод был обычным явлением. Для многих древних народов зимнее солнцестояние (21 декабря) было временем, когда вы в основном молились и надеялись, что наступит весна. Поэтому, если вы посмотрите на зимние праздники, неудивительно, что они часто имеют более темное происхождение.

Также неудивительно, что Европа, и особенно англоязычный мир, так сильно заимствованы из германских мифов. В конце концов, все мы знаем четверг (или «день Тора») и пятницу («день Фригги»), причем Тор и Фригга — два главных норвежских бога.Йоль происходит от древнескандинавского jól (или древнеанглийского géohol), который был сезоном охоты. Но Йоль и тоже связаны с другим типом охоты: дикой охотой.

«Дикая охота» была недавно популяризирована в СМИ благодаря невероятно популярной франшизе «Ведьмак». Дикая охота — старинный фольклорный мотив, представленный стаей призрачных охотников (Один или какой-нибудь местный персонаж). Говорили, что эфирных охотников сопровождали собаки-призраки, феи или даже валькирии, которые либо забирали души любого, кто их видел, либо приносили большие несчастья.Вы действительно не хотели бы случайно увидеть дикую охоту, так что еще одна причина остаться дома и заняться своими делами, особенно в декабре, когда призраки считались наиболее активными.

Один, ведущий дикую охоту на иллюстрации Августа Мальмстрёма XIX века.

Дикая охота была описана Якобом Гриммом (одним из братьев Гримм) в 1835 году, который отметил, что вариации этого мифа появляются во многих частях Северной, Западной и Центральной Европы. Но к тому времени, когда Гримм написал свою работу, «Дикая охота» уже изменила свое значение и приняла христианство.Дикая охота больше не была катастрофой для всех, кто был вокруг — она ​​предназначалась только для некрещеных.

«Другой класс призраков окажется более плодотворным для нашего исследования: они, как и ignes fatui, включают некрещеных младенцев , но вместо того, чтобы поодиночке бродить по земле в виде пожаров, они пронизывают лес и воздух целыми компаниями с ужасным гулом. Это широко распространенная легенда о яростном войске , яростной охоте , которая имеет глубокую древность и переплетается то с богами, то с героями.Куда ни глянь, он выдает свою связь с язычеством », — писал Гримм.

Mōdraniht (или «Материнская ночь») также ассоциировался с Йолем и Рождеством. Это был англосаксонский фестиваль, который проводил средневековый английский историк Беде в 8 веке. Не совсем ясно, что именно произошло в Мёдранихте, но похоже, что это праздник плодородия, который, вероятно, включал жертвенные ритуалы. Описание практики Йоля также дает Снорри Стурлусон, известный исландский поэт и историк.

«По древнему обычаю, когда приносили жертву, все крестьяне приходили в языческий храм и приносили с собой пищу, в которой они нуждались, пока длилось пиршество. На этом пиршестве все должны были принять участие в распитии эля. Также в связи с этим погибли все виды скота, в том числе лошади ».

Христианство налетает на

Нравится вам это или нет, но Санта-Клаус — межкультурная фигура.

Рождественские праздники проводились уже в 4 веке, а возможно, даже раньше.Но с приходом христианства все начало меняться.

Христиане знали, что на самом деле они не могут заставить людей отказаться от своих традиционных праздников, поэтому они сделали кое-что еще: они попытались объединить языческие праздники с христианскими. Это превосходно изображено в Саге о Хаконе Хорошей , в которой норвежский король Хокон I (правление которого началось в 934 году) перенес Йоль, чтобы он соответствовал Рождеству.

Йоль праздновался в течение трех дней: начиная с зимнего солнцестояния 21 декабря, и все это было перенесено на Рождество, 25 декабря (хотя некоторые празднования начались намного раньше, примерно в середине ноября).На самом деле, похоже, не более вероятно, что были перенесены не языческие праздники, а, скорее, само Рождество. Нет никаких исторических указаний на то, что рождение Иисуса произошло 25 декабря, и не всегда праздновалось в этот день. На самом деле это кажется очень маловероятным. Вполне возможно, что Рождество было перенесено в соответствии с существующими празднованиями Сатурналий и Йоля, что сделало бы переход к христианству более приемлемым для местного населения.

Норвегия — не единственная страна, которая сделала это: на разных этапах христианизации другие европейские страны адаптировали свои предыдущие праздники и перешли на Рождество, но многие традиции остались.

Празднование Рождества Христова в наше время

Фактически, мы находим большинство рождественских традиций во тьме истории, уходящие корнями в далекое прошлое. Проводите время дома, с семьей, пируете и празднуете? Похоже на Йоль. Колядовать и петь рождественские песни? Это называется Yule singing или Wassailing , и это делается с древнескандинавских времен. Святочный журнал? Ну, очевидно, Йоль.

Глинтвейн — классика Йоля.Кредит изображения: Тоа Хефтиба.

Есть и другие традиции. Глинтвейн — это особенный рождественский праздник, омела, представляющая женскую фигуру, использовалась для празднования рождественского плодородия, а рождественскую елку часто называют святочным деревом (хотя ее происхождение не совсем восходит к старому Йоль). Святочный козел также популярен в рождественских изображениях и украшениях.

Святочное полено — еще одна интересная традиция, которая до сих пор соблюдается во многих местах: большое полено кладут в очаг и сжигают, иногда целыми днями.Идея состоит в том, чтобы использовать его как эмблему Солнца или, альтернативно, чтобы придать силу Солнцу, чтобы оно могло снова появиться после коротких и холодных зимних дней. Еще в 1725 году Генри Борн искал происхождение Святочного журнала в англосаксонском язычестве:

«Похоже, он использовался как Эмблема возвращения Солнца и продления Дней. Ибо как декабрь, так и январь назывались Гуили или Йоль по причине возвращения Солнца и увеличения числа дней; Итак, я склонен полагать, что Бревно получило название Святочное Бревно, потому что оно было сожжено как Эмблема возвращающегося Солнца и увеличения его света и тепла.Вероятно, это было причиной обычаев среди языческих саксов; но я не могу думать, что наблюдение за этим продолжалось по той же причине после принятия христианства ».

Еще одна информация получена из рождественских рассказов писателя и историка Вашингтона Ирвинга из «Книжки набросков» (1819 г.), в которых записаны празднования Рождества, почерпнутые из Рождества:

«Здесь продолжались старые игры в слепого хулигана, подковы дикой кобылы, горячих моллюсков, кражи белого хлеба, яблока Боба и дракона: Святочное бревно и рождественская свеча регулярно сжигались, и омела, с его белыми ягодами, повешенными, к неминуемой опасности для всех хорошеньких горничных.

В общем, многие из нас уже празднуют Йоль, хотя мы, возможно, и не подозреваем об этом.

В наше время страны северной Европы все еще используют слово yule (или его вариации) для обозначения Рождества и все еще включают некоторые древние традиции.

Но некоторые предпочитают перейти на следующий уровень. Неоязычество (и обобщающий термин для обозначения религиозных верований, возникших из старых языческих верований) имеет тенденцию довольно сильно подчеркивать Йоль. В большинстве случаев это считается празднованием зимнего солнцестояния, символом возрождения.Современные традиции друидов также признают Йоль главным праздником, и в некоторых германских неоязычных сектах Йоль празднуется с собраниями с друзьями и семьей, включая еду и подарки.

Рождество, вероятно, самый успешный праздник в истории человечества, его отмечают миллиарды людей по всему миру — христианские или нет. Но само Рождество — это мозаика из других праздников, заимствованная из многих древних верований. Возможно, это делает его еще лучше.

Что означает «Святочная туша»?

Yuletide , слово, используемое в качестве синонима для Рождества , представляет собой комбинацию Yule , языческого зимнего праздника Jol и прилива , которое здесь относится к ежегодному празднику или сезону указанного фестиваль. Tide также связано с древнеанглийским словом «время». Родственное слово или происходит от древнеанглийского слова, означающего «случиться по воле судьбы», и, таким образом, «добрые вести» — это просто пожелания удачи.

В современном использовании слово Yuletide иногда используется как синоним Рождества . Yuletide — гораздо более старое из двух слов; его первая половина, yule , происходит от древнеанглийского существительного geōl geōl , и его этимологический двоюродный брат из древнескандинавского языка ( jōl ) относятся к среднему зимнему языческому празднику, который проходил в декабре.

Здесь всегда время для этимологии.

Значение слов «прилив» и «весть»

Yuletide также имеет аналогичную форму на норвежском языке ( jólatíð ). Суффикс –tide в Yuletide также можно найти в Christmastide ; Дрейф значения Йоля от языческого праздника к тому, что мы знаем как Рождество, пришло с подъемом христианства в Англии, и теперь Рождественский и Рождественский полк (или Рождественское время ) обычно относятся к фестивалю сезон начинается с Сочельника и продлится до Нового года или особенно в Англии до Крещения.

В дополнение к привычному пониманию подъема и падения уровня океана, словарь определяет прилив как самостоятельное существительное: «церковная годовщина или праздник; также: его сезон ». Полученное от древнеанглийского tīdan , оно может использоваться в сочетании для празднований, которые появляются в другое время года, например, Eastertide . Tīdan напоминает древнеанглийское существительное tīd , означающее «время».

Другой сезонный родственник — существительное tiding , которое во множественном числе звучит в таких праздничных гимнах, как «We Wish You a Merry Christmas» и «God Rest Ye Merry Gentlemen».Его использование в последней песне («весть об утешении и радости») перекликается с строкой, произнесенной ангелом в KJV Луки 2:10 (и популяризированной для некоторых поколений телевизионной аудитории Линусом Ван Пелтом): «Не бойся: вот, я несу вам добрую весть великой радости, которая будет для всех людей ».

Только на Рождество?

Нет ничего семантически присущего вестям , относящимся к Рождеству; оно происходит от древнеанглийского и относится к betide , что означает «происходить особенно по судьбе». «Хорошие вести», принесенные вам в «Мы желаем вам счастливого Рождества», — это просто пожелания хороших событий (усиленные несколько враждебным спросом на фиговый пудинг).

Использование новостей исторически набирает обороты в декабре, поскольку журналисты и рекламные копирайтеры, ожидающие праздника, стараются вложить как можно больше праздничных намеков:

Привет, разочарованный фанат Иглз. Вот, я приношу вам добрые вести великой радости. Потому что в последнее время здесь нечасто происходило подобное.
— Лес Боуэн, The Philadelphia Enquirer , 6 декабря 2019 г.

Рады вести для зрителей, которые, как и главный герой книги-сорванец Джо Марч, могут сварливо предвкушать праздничный сезон, лишенный удовольствий: первый фильм Гервиг после ее сольного режиссерского дебюта, Леди Берд (ранее она была режиссером фильма с Джо. Сванберг), приходит как подарок сам по себе.
— Дана Стивенс, Slate , 4 декабря 2019 г.

Хорошие новости , которые мы приносим вам и вашей SIM-карте! Праздничный период — всегда отличное время для выгодных покупок, и когда речь идет о телефонных тарифах, нет исключений.
— Алекс Чорос, Lifehacker Australia , 12 декабря 2018 г.

Но иногда в межсезонье всплывает слово:

У Метс не было ничего, кроме несчастных новостей с тех пор, как мяч Пьяццы прижался к перчатке центрального полевого игрока Янки Берни Уильямса в финале Мировой Серии 2000 года.
— Стив Кэмпбелл, The Times Union (Олбани, Нью-Йорк), 9 июля 2001 г.

Если вы нас извините, мы собираемся появиться в чьем-то доме и петь, пока они не дадут нам пудинг.

Что такое «Рождественский праздник»?

ФОТО :standingthepath. com

Во время рождественского сезона мы повсюду много слышим о «Yuletide» в рождественских песнях, но откуда взялось это слово? Это просто другое слово для обозначения Рождества или что-то еще?

Древний Юлетид

ФОТО: youtube.com

Тысячи лет назад Рождество не имело ничего общего с Рождеством. Вместо этого здесь упоминался праздник, отмечаемый историческими германскими народами. Оно происходит от древнеанглийского термина éol, и скандинавского термина jól. В скандинавской поэзии этот термин, кажется, относится к застолью.

Йоль, или йол, был праздником середины зимы, отмечавшимся германскими народами, и приходился на период между серединой ноября и началом января, вероятно, где-то в период зимнего солнцестояния.

Во время Йоля приносили жертву и окропляли идолов кровью. Мясо принесенных в жертву животных готовили и подавали на банкет. Были зажжены костры и пили тосты за Одина, Ньорда и Фрейра за победу в битве и хороший урожай. Полено будет сожжено, и пока оно горит, все будут пировать. Считалось, что каждый раз, когда в бревне зажигается искра, это был сигнал о том, что в новом году родится еще одна свинья или теленок. Это могло длиться до двенадцати дней.

Древние кельты украшали свои дома падубом в качестве защиты, поскольку считалось, что растения обладают магической силой, поскольку они оставались зелеными круглый год и переживали зимние месяцы. Омелу вешали в дверных проемах для защиты от болезней, яда, колдовства и для обеспечения плодородия.

Рождественская революция

Когда христианские миссионеры приехали из Рима и начали обращать группы германцев, живущих в Англии, они начали искать способы включить христианские праздники в местные праздники.

В конце концов, где-то в пятнадцатом веке Йоль был связан с христианским праздником Рождества. Святочные традиции, восходящие к скандинавским праздникам, такие как Святочное бревно, Святочная коза и кабан (из жертвенного мяса), пение и пиршества стали вечной частью рождественских традиций. Многие люди до сих пор едят рождественскую ветчину, эволюцию Святочного кабана, сегодня, и мы все еще украшаем остролистом и омелой.

Святочник Сегодня

ФОТО: blueskytraveler.com

Сегодня в германоязычных регионах и странах Северной Европы Йоль просто обозначает период Рождества.

Однако, поскольку неоязычество становится все более популярным, Йоль отмечается язычниками и в большинстве форм Викки как альтернатива Рождеству. Часто праздник отмечается в день зимнего солнцестояния. В обеих религиях праздник отмечает возрождение солнца. В 2013 году более 3500 человек собрались на празднование Рождества в Стоунхендже, чтобы полюбоваться восходом солнца.

Празднование Рождества в рождественской культуре — Gaianism

Я не особо много говорил о солнце в «Размышлениях Гайан». Было время, когда в человеческих системах верований безраздельно царил дуализм: Отец Солнце и Мать Земля были двумя центральными точками поклонения во многих культурах. И это имеет смысл, поскольку без них не было бы жизни. Однако теперь мы знаем, что Солнце — это гигантский термоядерный реактор в небе. Каким бы внушающим трепет процесс его самовоспламенения и непрерывного горения ни казался, действительно ли это можно сравнить с Землей? Земля — ​​это живой организм, частью которого мы являемся и полностью зависим от него, и который быстро разрушается.Следовательно, на мой взгляд, солнце должно играть вторую скрипку. Солнце не знает, что мы существуем, и мы, вероятно, не смогли бы повредить его, даже если бы попытались. С другой стороны, Гайя страдает от нас и требует немедленного внимания со стороны Ее блудных детей.

Солнце встает над Стоунхенджем из фильма «Вокруг и около Бани

». Тем не менее, это не значит, что мы не должны время от времени узнавать солнце — его красоту, его свет (в прямом и переносном смысле) и ежегодное путешествие Гайи вокруг него. Зимнее солнцестояние, когда Земля больше всего наклонена от Солнца и, таким образом, дни самые короткие, народы отмечали тысячелетиями (как показывает Стоунхендж). Скандинавцы называли это Джулом, что означает колесо, которое впоследствии было преобразовано в Йоль.

Конечно, со временем это празднование приобрело другие религиозные и культурные элементы — вокруг бога Одина и духов, а затем и вокруг христианских верований. Но по своей сути Йоль — это праздник возрождения солнца.

Сначала мне не было смысла отмечать самый темный день в году. Холодно, темно, ничего не растет. Это довольно неприятное время в умеренном климате. Но он также будет самым темным.Завтра дни начнут удлиняться, принося тепло, весну и новую жизнь. Йоль (помните: колесо) празднует этот годовой солнечный цикл и прохождение самой темной точки года. И празднование прихода весны и жизни в это темное и дремлющее время имеет большой смысл. (Он также служил заключительным праздником перед жестокими зимними голодными месяцами — моментом, когда многие сельскохозяйственные животные были забиты, чтобы не накормить их оставшейся драгоценной пищей.)

Нетрудно понять, как это было воссоздано христианами как Рождество (независимо от того, когда на самом деле родился Иисус). Йоль рассматривался как возрождение Солнца, а не как натяжка, чтобы перенести это на рождение Сына. Многие традиционные элементы, символизирующие жизнь — вечнозеленые деревья, свет (свечи, костры или теперь светодиоды), звезда в небе — также хорошо подходят. И сегодня рождественские традиции по-прежнему отмечаются в Северной Европе и стали просто синонимами Рождества. (Интересно, что колядование, омела и падуб также имеют языческие корни.)

Но есть ли способ вернуть или хотя бы разделить Рождество (поскольку Рождество теперь больше, чем просто христианский праздник, это глобальный потребительский праздник, о чем свидетельствует любовь Японии к праздникам) и вернуть его к его земным корням?

Читая это эссе, я нашел несколько хороших идей:

Во-первых, самый простой способ — просто переосмыслить для себя празднование Рождества и Нового года как празднование солнцестояния или солнечного возрождения.Признание древней традиции этого времени года и его праздничного тона (благодарность за то, что дни снова удлиняются, приход весны и подготовка к прохождению следующих нескольких трудных месяцев) помогает связать нас с историей и более глубокой историей человечества и напоминает нам о нашей связи и зависимости от Гайи и Ее годового жизненного цикла.

Во-вторых, если вы украшаете к праздникам, принесите несколько вечнозеленых символов жизни — хотя я бы посоветовал вам не рубить деревья и не делать чего-либо неустойчивого.Лучше собрать ветки из местного парка или двора, которые нельзя пропустить (то есть ветки, которые все равно нужно обрезать). Или вы можете собрать и перепрофилировать елку прямо на улице. Все чаще люди выбрасывают свои рождественские елки через день или два после Рождества. Заявите это как свое! Святочник — это период времени ( 12 дней — это то, как долго норвежцы сжигали Святочные бревна — еще один рождественский импорт), поэтому установка восстановленной елки после Рождества — это удобный способ завести дерево.

На этом изображении показано, как свет попадает на Землю в дни равноденствия и солнцестояния в одно и то же время суток.

В-третьих, никуда не деться обмен подарками. Но то, как вы обмениваетесь подарками, влияет как на ваше влияние на планету, так и на то, укрепите ли вы культуру потребления. Обмен значимыми подарками — полезными, долговечными (или легко потребляемыми как любимая еда или опыт) и запоминающимися — лучше, чем покупать игрушку или новинку, которые быстро выбрасываются или забудутся. Вещи, в которых люди нуждаются, но не хотят покупать для себя, тоже хороши как с точки зрения продуманности, так и с точки зрения полезности.Но ориентироваться в подарках сегодня настолько сложно, что эта тема заслуживает отдельного размышления.

В-четвертых, поделитесь своей щедростью с другими — да, со своей семьей через раздачу подарков и пиршество, но также поделитесь с другими менее удачливыми и / или предоставьте поддержку тем организациям, которые работают, чтобы помочь другим в мире, либо напрямую, либо обращаясь к лежащие в основе системы и структурное насилие, запирающие людей в нищету.

Наконец, я даже не подумал, но мне очень нравится медитативный сеанс в день солнцестояния — в идеале в темноте (возможно, до восхода солнца, если вы действительно хотите погрузиться в него). Или вы можете сделать серию из двенадцати приветствий солнцу, если занимаетесь йогой. Или попробуйте солнечную медитацию Гайи. Или даже поститься перед началом пиршественных дней. И у многих есть костры в ночь солнцестояния (еще одна древняя традиция) — забавный способ отпраздновать возвращение света.

В конечном счете, наиболее важно помнить, что этот сезон хороших вестей не является исключительно христианским. Почти в каждой культуре есть своего рода празднование света и солнцестояния, поскольку это центральное место в человеческом опыте, когда мы лучше понимаем, что человеческий опыт полностью переплетен с циклами Гайи.Использование этого времени года, чтобы напоминать себе об этом, и празднование возвращения тепла и жизни (и обмена этим теплом и светом с другими) — замечательный способ уравновесить тьму вокруг нас.

С Рождеством Христовым!

Двенадцать дней Йоля: история

Теперь я знаю, что мы все поем о Двенадцати днях Рождества, но вы, возможно, не осознавали, что языческое празднование Йоля длится двенадцать дней, начиная с зимнего солнцестояния в декабре. 21 и заканчивается 1 января.

Когда мы начинаем Рождественский праздник, я хотел больше узнать об этих традициях и поделиться ими с вами!

Изначально важно отметить, что когда люди следовали лунному календарю, в конце года «оставалось» двенадцать дней. Эти двенадцать ночей стали особым временем, когда завеса между мирами была тонкой и празднества были изобилующими. Свидания на Рождество немного менялись с годами, но почти всегда длились двенадцать дней. В некоторых статьях говорится, что досовременные празднования часто начинались 23 декабря и продолжались 3 января.В Древнем Риме праздник Сатурналий (чествования Сатурна — бога сельскохозяйственных щедрот) длился около недели в это время года. (Рождество также длится двенадцать дней с 25 декабря по 6 января -го — Крещение.)

Что празднует Рождественский праздник?

Начиная с празднования Зимнего солнцестояния, Юлетид начинается с празднования увеличения количества солнечного света, которое мы приветствуем, поскольку мы отдаляемся от дня с наименьшим «дневным» временем в течение года. В самом деле, почти каждое празднование начинается с возрождения солнца или бога солнца. Это также называют Ночью Матери, чествуя Богиню-Мать (и приход весны) вместе с защитными предками-женщинами, которые охраняют нас.

Во всем мире много праздников зимнего солнцестояния. Наиболее известные из них — это Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии, сооружения, построенные тысячи лет назад и ориентированные прямо на солнце. Вот фотография зимнего солнцестояния в Стоунхендже в этом году и фотография солнцестояния изнутри Ньюгрейнджа (дата неизвестна).

Известно не так много информации о том, как исторически отмечали средние дни Йоля. В некоторых источниках говорится о том, что это было время пиршества, когда работа почти не выполнялась. (Я нахожу это интересным, поскольку кто-то, очевидно, готовил эти пиршества, и это потребовало некоторой работы!) Современные практики включают в себя ночное зажигание свечей в честь Девять благородных добродетелей , происходящих из одинизма или асатруизма.

Святочник завершается празднованием Двенадцатой ночи, которое часто совпадает с празднованием современного Нового года — полным веселья, еды и питья.Двенадцатая ночь также ассоциируется с сжиганием зелени на удачу. Это не напрямую связано с языческой культурой или Йолетидом, но, похоже, больше связано с христианским Богоявлением. (Тем не менее, мне так понравилось время, когда это произошло, я принял его как часть Двенадцатой ночи языческой культуры в моей серии «Круг девяти».) Современные язычники часто устраивают Святочное дерево как часть своего празднования, хотя отмечается, что до -Христианские язычники, скорее всего, этого не сделали бы. Вместо этого они бы срезали ветки вечнозеленых растений только для украшения своих домов.Они могли быть оставлены до Имболка в начале февраля, когда они были удалены и, возможно, сожжены.

Другие традиции, которые изначально были частью языческого или дохристианского праздника Йоля, стали частью рождественской традиции, включая использование падуба, плюща и омелы в качестве украшений, сжигание Святочного бревна и дарение подарков, который был важной частью фестиваля римских сатурналий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *