Преображенская церковь в кижах – Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Символика архитектурных форм церкви Преображения Господня на о. Кижи | Кижский вестник. Выпуск 15| Электронная библиотека

Показался Спасушко – светломилостивый Спас Еросалим!

стр. 51Исследователи деревянного зодчества по внешним архитектурным признакам относят церковь Преображения Господня на о. Кижи к башенным ярусным многоглавым храмам [1] .

Её силуэт движением архитектурных масс (бочек с главками) направлен к верхней главе, завершающей общий образ. Если следовать формально–типологическому сходству архитектурных форм, то церковь предстает ярусным храмом. Такое представление архитектурного образа в союзе с нарядным убранством скрывает его символическую сущность.

Символика церкви многозначна. Рамки статьи позволяют тезисно обозначить восприятие церкви Преображения Господня через христианскую символику. Предваряя, приведем слова Ю. Линника: «семантика этого сооружения бездонна… Это наисложнейший текст. Многие его слои еще не высвечены наукой» [2] .

Объяснить появление столь удивительного произведения, как Преображенская церковь, можно, обратившись к культурно–историческому периоду середины – второй половины XVII в., времени правления патриарха Никона. Издание им «Скрижали» в 1656 г., которая большим тиражом разошлась по стране, послужило мощным толчком к пониманию стр. 52 символических форм храма и литургики. В ней для русских впервые на основании исконного иконографического учения подробно изъяснялся духовно–таинственный, реально–символический смысл знакомых чинопоследований богослужения, отдельных богослужебных предметов, облачений, частей храма и т. п. [3] Его грандиозный замысел создания святых мест в окрестностях Москвы – «подмосковной Палестины», – воплотившийся в Воскресенский Ново–Иерусалимский монастырь, оказал влияние на символическое мышление через систему символов и знаков.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Церковь Преображения Господня – «плод» своего времени, синергическое действие промысла Божия и сознательной воли православных русских людей. Во второй половине XVII в. на территории современной Карелии строится значительное количество православных храмов [4] . В начале XVIII столетия в Обонежье построено несколько многоглавых церквей: Предтеченская в Шуе, Троицкая в Клименецком монастыре, Покровская в Анхимово, Преображенская в Кижах, в своей основе имеющих крестообразный план и потолок – «небо». Таким образом, наблюдается распространение и развитие в деревянном зодчестве иконографии, в основе которой – крестово–купольной тип храма. Архетип подвергся переработке, в процессе которой убирались чуждые для деревянного зодчества элементы. В результате была создана русская редакция, в которой дерево как строительный материал заменило камень [5] .

Основу архитектурного облика церкви Преображения Господня составили три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика. Нижний восьмигранный сруб имеет четыре прируба – «контрфорса», ориентированные по сторонам света. Прирубы значительно повысили устойчивость центральной высотной части храма и определили ее крестообразный план – один из самых символически постоянных типов православного храма, в основе которого равноконечный «греческий» стр. 53 крест (рис. 1). В данной конструкции не только восьмигранник, но и три прируба – южный, северный и западный, в совокупности со «святая святых» – алтарным прирубом, образовали просторное молитвенное помещение – объемный крест – самый универсальный из христианских символов. «Это не есть какой–либо абстрактный знак или иероглиф – это инструмент, посредством которого совершается личное преображение верующего в Христа» [6] . Ярусная конструкция с главками, расположенными на кровлях прирубов и восьмериках, четырехкратно усиливает крестообразную структуру храма (рис. 2).

стр. 54Центричность церкви образована средокрестием восьмигранника в нижней плоскости и шестнадцатигранным «небом» в верхней части. Конструкция «небо» в деревянном храме Русского Севера не что иное, как аналог куполу в каменном храме (рис. 3) [7] . То есть, объемно–пространственная композиция церкви Преображения Господня соответствует архитектурному типу христианского храма – с крестово–купольной структурой, господствовавшей в архитектуре Византии с IX в. получившей широчайшее распространение в древнерусской. Крестово–купольный тип храма был воспринят христианскими странами православного вероисповедания стр. 55 как основополагающий, поскольку идеально отражал суть христианского вероучения о Христе – Спасителе («…ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (И. Богослов, Откр.21:22) [8] .

Преображенская церковь памятник поздний в сравнении с древнерусскими каменными храмами, в которых в разной степени «похожести» был проявлен Первообраз. Согласно теологическим воззрениям, каждый храм есть воспроизведение Царства Небесного на земле. В кижской церкви Преображения Господня христианская символика получила дальнейшее развитие, прежде всего, в связи с образом Небесного Иерусалима.

стр. 56Образно–символические основы христианского храмостроительства рассматривались в ряде работ [9] , но в них в основном анализировались каменные храмы. Первых исследователей деревянной кижской церкви, И. Э. Грабаря и Ф. Ф. Горностаева, «ритмичность глав и бочек натолкнула на мысль, что здесь есть система и план, и притом план исключительный и небывалый». Однако они ограничились символикой глав, исходя из общей идеи многоглавых храмов: «подчинения приемов многоглавия композиционной системе девятиглавия, символизирующего девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников» [10] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Необычная для христианского сооружения трактовка символики архитектурных форм через языческие отголоски была предложена В. А. Крохиным [11] .

Современный и весьма любопытный взгляд через структурные матрицы предпринял Ю. В. Линник. Философ рассмотрел церковь Преображения Господня с позиции архетипов: крест, круг, пирамида, лестница и тринитарный архетип. Любопытно, что архетип креста и круга он выводит как заимствование из природы, восклицая «Изоформизм приемов налицо!» [12] .

Простой геометрический объем – четырехконечный крест с двенадцатью гранями в основе кижской церкви Спаса Преображения позволяет провести параллель с Небесным Иерусалимом в соответствии с богословскими формулировками идеала церкви. Этот идеал восходит к описанию святого Небесного Града «нового, сходящего от Бога с неба» евангелистом стр. 57 и апостолом Иоанном Богословом. Ворота Небесного Града, согласно видению Иоанна Богослова, охраняют 12 апостолов (Откр. 21). Число стен четырехконечного креста Преображенской церкви в сумме составляет 12, то есть семантически это «12 ворот, по трое на четыре стороны». Крестообразная основа Преображенской церкви соотносится с этим описанием, то есть геометрия церкви соответствует представлениям о Горнем Граде (во образ, а не по образу) [13] (рис. 1).

В экстерьере памятника явно читается уже упоминавшаяся четырехкратная повторяемость четырехконечного креста. Два нижних и верхний ярус завершаются главками по четыре на каждой кровле. В сумме они составляют двенадцать глав и невольно ассоциируются с двенадцатью жемчужинами из видения И. Богослова (Откр. 21:19). Третий верхний пояс креста оформлен в перекрестиях четырьмя дополнительными килевидными кровлями с главками, образуя вокруг восьмерика круг – знак вечности. Восемь глав, на наш взгляд, сознательно увеличенных в размере, по сравнению с соседствующими ярусами, создают образ восьмиконечной звезды – знака Бога Отца, который в преображенном виде может быть присущ и Сыну [14] , что соотносится с названием кижского храма. Сакральность числа восемь как символа Воскресения опять же может восприниматься как явление Небесного Иерусалима [15] .

Хотелось бы отметить и то, что жители окрестных мест также воспринимали Преображенскую церковь как олицетворение Небесного Иерусалима: «Показался Спасушко – светломилостивый Еросалим!» [16] . Здесь хотелось бы провести интересную параллель с «островным богословием» патриарха Никона, который возводил свои монастыри в окружении воды: Кийский Крестный, Валдайский Иверский, Воскресенский Ново–Иерусалимский, вызывающие ассоциации с Откровением Иоанна Богослова: «..Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу» (Откр. 4:6). Спасо–Кижский погост также расположен на острове.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

стр. 58Для обоснования символических форм важны публикации, в которых архитектура каменных храмов проецируется на библейский текст пророка Иезекииля – видение им славы Господней [17] . Так, текст пророка натолкнул И. А. Бондаренко на мысль о том, что центрические конструкции храмов: купол на четырех опорах или восьмерик на четверике, воспроизводили засвидетельствованное авторитетом Священного Писания «видение славы Господней, нисшедшей с небес на землю и освятившей собой богоизбранное место» [18] .

Г. Я. Мокеев, также рассматривая формы ранних русских православных храмов, сопоставил их завершения с библейскими текстами. Он убедительно обосновал, каким образом зодчим удалось в завершениях каменных храмов воплотить Первообраз Сидящего на Престоле (по видению пророка Иезекииля [19] ), рассмотрев изображения Небесного Иерусалима в миниатюрах, фресках стр. 59 и др. изображениях. По мнению архитектора, этот образ в киевской школе зодчества воплощен в следующих архитектурных элементах: в центре над храмом обычно поднимается сначала верх кубического «подпрестолья» (трибун), затем мощный престол (барабан), наконец вверху – Лобное место с крестом. В смоленской школе образ еще более конкретизирован: «подпрестолье» (трибун) над храмом приняло форму «колес» – арок [20] (рис. 4).

То же, но в варианте для деревянного зодчества видим в Преображенской церкви. Вокруг её завершающей главы расположен четвертый ярусный крест. Вместо кубического надпрестолья в каменных конструкциях здесь – восьмигранник. На нем – шейка (барабан) – Престол, на которой завершающая глава – «подобие Человека» (рис. 5).

стр. 60 Килевидные бочки с главками на них, расположенные по сторонам света, могут быть трактованы как своеобразная опора Престола – в видении Иезекииля – свод, над четырьмя колесами (Иез. 18:28) [21] . А кокошники [22] между килевидными кровлями могут символизировать херувимов, на которых спустилась божественная Слава, осенившая это место.

Мастера, возводившие церковь Преображения Господня, обладали не только техническим талантом и эстетической самодостаточностью, им было дано божественное откровение, без которого невозможно воплотить в деревянной конструкции во образ Небесный Град и Славу Господню.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Литургическое содержание интерьера находилось в гармонии с архитектурной оболочкой кижского храма.

Внутреннее убранство кафоликона на первый взгляд было традиционным как для данной местности, так и для своего времени – первой четверти XVIII в. Основные его компоненты – иконостас, солея с клиросами и потолок – «небо». Однако интерьер отличался от внутреннего убранства большинства обонежских церквей масштабностью и единым нерасчлененным пространством кафоликона. С введением в него резной, золоченой рамы–иконостас распространился на стенные плоскости северного и южного концов креста, заполнил ровно половину всех стен храма [23] .

Иконостас, как известно, являет образ будущего богообщения в новом преображенном мире [24] , его главная цель – проповедь Царства Божия [25] . Четырехъярусный преображенский иконостас включает огромное количество икон и состоит из местного, праздничного, деисусного и пророческого рядов (рис. 6).

стр. 61Иконы местного ряда несут разнообразную информацию, в том числе затрагивают тему Горнего Иерусалима (икона «Ветхозаветная Троица с Деяними», икона «Собор Богоматери», кижский вариант которой во многом близок иконографии «О тебе радуется…», олицетворяющей Небесный град, северные алтарные врата, включающие композиции «Лоно Авраамово», «Насажденный рай», «Плачемся и рыдаем»).

Среди икон местного ряда невозможно не отметить композиционное построение храмовой иконы «Преображение» (рис. 7). Спаситель изображен на горе Фавор, к вершине которой ведут четко обозначенные четыре ряда лещадок. Пространственная динамика сюжета построена как своеобразная четырехступенчатая лестница преображения, по которой совершается путь приобщения к жизни Будущего века. В этом ее композиционное построение значительно отличается от «классического» варианта. Подобной «лествицы» в пределах Обонежья не обнаружено. Завершает местный стр. 62 ряд икона эсхатологического содержания «Воскресение Христово», композиция которого включает изображение Горнего Града, подтверждаемого надписью «Горний Ерусалим» – как торжество Христа, как образ воплощения идеи будущего века со Спасителем в Царствии Небесном (рис. 8).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Подробное представление евангельской и христианской истории на 29 иконах в праздничном ряду освещает литургический год в его нескончаемом круговороте. В иконах этого яруса, на которых сюжет развивается на фоне пейзажа, присутствует изображение белокаменного города, напоминающего Иерусалим («Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», «Христос и самаритянка», «Вход в Иерусалим»). Белокаменная архитектура, завершающаяся высокими шпилями, резко отличается от традиционных иконописных палат (рис. 9). Наличие в праздничном ряду провинциальной церкви икон, повествующих о четырех Вселенских соборах, придает особое содержание иконографическому замыслу.

стр. 64Своеобразие иконографической программы иконостаса этим не ограничено. В центре деисусного ряда – образ «Спас в силах» [26] . В наименовании композиции «Спас в силах» отражена богословская концепция – явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен как исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа» [27] . В деисусном чине, помимо традиционного состава, Спасителю предстоят преподобные. Они представлены русскими святыми: Александр Невский, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Зосима и Савватий Соловецкие. Исключение составляет Симеон Столпник. Их необычно много, приближенные по своему духовному состоянию к Богу, они напрямую связаны с преображением тела и духа. Святые, предстоящие в деисусном чине, расположены в ставах с арочными проемами (подобно скиниям небесным) – такая конструкция опять же символически может быть зрительным напоминанием о Небесном Граде. Литургическое значение их не ограничено участием в Евхаристической молитве, они также представляют образ Будущего века, вместе с пророками, изображения которых расположены в следующем верхнем ярусе. Тексты на свитках многих пророков свидетельствуют об Иисусе Христе как Спасителе (пророчества Давида, Аггея, Захарии, Авдия, Михея, Амоса, Софония).

Золотофонность икон и добавленное позднее золото резной рамы с виноградной лозой и бутонами райских цветов придают сакральность иконостасу и храму как Небесному Иерусалиму – граду из чистого золота.

Удивительно расположение иконостаса в Преображенской церкви. Конструкция иконостаса повторяет форму церкви. Его форма, как распростертые объятия Христа, обнимает и вовлекает прихожанина, делает его вместе со святыми сопричастным Господу. Эта идея передана через текст на книге в руке Спасителя на главной иконе иконостаса «Спас в силах»: «ПРІИДИТЕ КО // МНЕ ВСИ ТРУ//ЖДАЮЩИИСЯ // И / ОБРЕМЕНЕНІИ//И / АЗЪ ПОКОЮ ВЫ // ВОЗМИТЕ ИГѠ // МОЕ НА / СЕБЕ // И / НАУЧИТЕСЯ // ОТ МЕНЕ ЯКО КРОТОКЪ ЕСМЪ». Входя в церковь, кижане оказывались в пространстве креста. В нем они литургически приобщались к крестной жертве Христа, отождествлялись стр. 65 с распятым Христом, преображались посредством креста. Это преображение было усилено подкупольным «небесным» пространством [28] . В центре потолочной росписи Преображенской церкви, к сожалению, безвозвратно утраченной, размещалась композиция «Новозаветная Троица» в окружении небесных сил (серафимов, херувимов, престолов), в основе которой слова: «Восшедший на небеса и седящий одесную Отца» [29] . Здесь можно усмотреть завершение теофании преображения – явление Христа в Троице. Исходя из посвящения церкви, композиция семантически может означать подтверждение единосущности Христа и Бога–Отца, утвержденному на I Вселенском соборе (Никейском соборе). Центральный медальон окружали грани, на которых в три регистра были изображены серафимы, чередовавшиеся с херувимами, ангелы, праотцы [30] , расположенные опять же в круговом движении. Заметим, что на данном «небе» есть изображения персон, не встречаемых в других потолочных росписях. В частности, включение Иосифа Аримафейского усиливало литургический аспект храмовой декорации. «В пакибытии, – пишет протоиерей Лев Лебедев, – все удостоившиеся Царства Небесного будут созерцать не что иное, как Божественную литургию, поскольку она есть образ всего домостроительства Божия о спасении человека, образ всего Божия Промысла о сотворенном Им мире» [31] .

Замковое кольцо, обрамлявшее медальон, иконы вокруг медальона представляют собой круг как символический образ рая.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Прихожанин, находясь в кафоликоне, пребывал в центре храма на оси: крест – замковое кольцо, вместе с Богом, который «иже еси на небеси и на земли» (рис. 3). Душа земного многогрешного человека, находившегося в центре пространственного креста – восьмигранника, преображаясь, устремлялась к небесам, в Царствие Божие, в соответствии с иконографической программой, замыкавшейся круговым текстом молитвы. Замковое кольцо, обрамлявшее образ Троицы, содержит текст молитвы «Отче наш» – молитвы, которую заповедал Господь. На этой оси: средокрестие (с преображающимися прихожанами) стр. 66 – «небо» (с ангелами, праотцами и Троицей), иконографическая программа храма (как интерьерная, так и экстерьерная) получала свое логическое завершение.

Несмотря на видимые изменения в храмовом оформлении, характерные для ХѴІІ-ХѴІІІ вв. (резной золоченый иконостас, применение в иконописи новомодных тенденций), которые связаны с естественным стремлением прихожан отразить новые веяния в храмовой декорации, убранство Преображенской церкви было реализовано в полном соответствии с богослужением и одновременно отражало важнейшие идеологемы эпохи, соответствующие духовным запросам времени. Каноническая концепция крестово-купольного храма – Небесного Града – как совершенного, вечного, была полнокровно воплощена в летней кижской церкви.

  • [1] Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004. С. 49–50, 113.
  • [2] Линник Ю. В. Архетипы Преображенской церкви // Рябининские чтения-2007. Материалы научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 160.
  • [3] Лебедев Л. Богословие земли Русской. Размышление у стен нового Иерусалима, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://catacomb.org.ua.
  • [4] Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Сб. науч. ст. Петрозаводск, 1988. С. 55–73.
  • [5] О взаимовлиянии каменного и деревянного зодчества, в том числе о кижской церкви имеется целый ряд публикаций. См., например: Спегальский Ю. П. К вопросу о взаимовлиянии деревянного и каменного зодчества в Древней Руси // Архитектурное наследство. М., 1972. № 19. С. 65–75; Орфинский В. П. Собор Покрова на Рву и его аналогии (О взаимовлияниях деревянного и каменного храмостроительства на Руси) // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 61–66.
  • [6] Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.С. 7.
  • [7] Кольцова Т. М. Росписи «небес» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993; Фролова Г. И. «Небеса» Заонежья. Иконы из фондов музея–заповедника «Кижи». Каталог. Петрозаводск, 2008. Автор выражает свою признательность за предоставленные рабочие чертежи А. В. Козлову, сотруднику музея «Кижи».
  • [8] Отметим, что наиболее значимые храмы на Руси: Софийский в Киеве, Софийский в Новгороде, 1045–1050 гг., Спасо–Преображенский в Переславле–Залесском, 1152 г., Успенский, 1158–1160 гг. и Дмитриевский, 1191 г. во Владимире, Рождества Богородицы в Суздале, 1222–1225 гг., Георгиевский в Юрьеве–Польском, 1230–1234 гг., Троицкий в Троице–Сергиевой лавре, 1422 г., Успенский и Архангельский в Москве, 1505–1509 гг., Софийский в Вологде – в своей основе имеют крестово–купольную структуру.
  • [9] Бондаренко И. А. Архитектурные воплощения образа «славы Господней» // Архитектурное наследство. М., 2012. Вып. 56. С. 5–15; Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. М., 2008; Мокеев Г. Я. Якоже Горний Иерусалим. Воплощение символа Горнего Иерусалима в архитектуре русских городов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. Voskres.ru/arhitectHre/ierusalim.htm; Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов. Их происхождение и значение. М., 2000; Лидов А. М. Вращающийся храм. Иконическое как перфомативное в пространственных иконах Византии // Пространственные иконы. Перфомативное в Византии и Древней Руси. М., 2011. С. 31.
  • [10] Грабарь И. Э., Горностаев Ф. Ф. Главные типы великорусского деревянного храма. Биб–ка РусАрх, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/grabar_i4.htm. С. Заграевский в примечании к труду академиков пояснил: «Впрочем, эта концепция оспаривалась уже вскоре после выхода в свет I тома “Истории русского искусства”». В композиции церкви в Кижах девятиглавая основа выражена более крупными по размерам центральной главой и восемью главами второго ряда; остальные двенадцать глав меньшего размера подчеркивают традиционное для северных деревянных храмов крещатое построение плана.
  • [11] Крохин В. А. Символика многоглавия в древнерусском зодчестве и форм покрытий в деревянной культовой архитектуре // Рябининские чтения-1995. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 362–368.
  • [12] Линник Ю. В. Архетипы Преображенской церкви… С. 158–160.
  • [13] Абстрактно–символическая идея Горнего Града была основной в средневековой картине мироздания и в произведениях искусства передавалась с предельной условностью. В XVII в. идея Горнего Града приобрела новое звучание. Небесный Иерусалим стали изображать на фресках, иконах, осуществлять в монастырских ансамблях, например, в Воскресенском Ново–Иерусалимском и других монастырях, достигших своего расцвета в XVII в. См.: Художественно–эстетическая культура Древней Руси Х! – ХѴП вв. М., 1996. С. 419.
  • [14] Например, Христос изображается с восьмиконечным нимбом на иконах «Недреманное око», «Спас Благое Молчание».
  • [15] Восьмеричность в храмовой архитектуре, по мнению М. Е. Морозовой, в ряде случаев указывает на происходящее вращение. Морозова М. Е. Тема Преображения в иконографии и в русском храмовом зодчестве Х! – ХѴ! вв. Библиотека РусАрх. [Электронный ресурс]. Ре–жим доступа: http://www.voskres.ru.
  • [16] Агапитов В. А. Кижская топонимия и фольклор // Рябининские чтения-1995. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 240.
  • [17] «…И сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:27).
  • [18] Бондаренко И. А. Архитектурные воплощения. С. 7.
  • [19] Престол поддерживают четыре многоочитых херувима, под которыми четыре колеса, а над ними свод. «Над сводом, который над головами их, было подобие престола, по виду как бы из камня сапфира, над подобием престола было как бы подобие Человека» (Иез. 1:26).
  • [20] Мокеев Г. Я. Якоже Горний Иерусалим… (Изображения Горнего Града в качестве иллюстраций взяты из данной статьи.)
  • [21] Здесь также хотелось бы отметить, что форма четырехконечного креста как направление четырех сторон сотворенного мира имеет аналогию с иконой «Спас в силах».
  • [22] Общность архитектурных деталей Преображенской церкви с элементами каменного зодчества отметил Ларс Петтерссон. Он обратил внимание на то, что в нижний восьмигранный сруб Преображенской церкви в момент его возведения «врублены миниатюрные фронтоны, напоминающие расщепленные луковицы, так называемые бочки». «Такая форма, – считал Л. Петтерссон, – инородна для деревянного материала». (См.: Кижи КП-3161–3164. Петтерссон Л. Заонежские церкви и часовни. (Кижская Преображенская церковь). Рукопись.) Внешне они напоминают закомары (рис.5). Таким образом, можно предположить, что здесь строители использовали элемент, характерный для каменного зодчества. Сходство не ограничено внешним подобием, этот круговой пояс из бочек и фронтонов (кокошников) определяет внутреннюю высоту Преображенской церкви. Кокошники, расположенные наравне с килевидными бочками, создают круговое обрамление, являясь прообразом херувимов.
  • [23] В церковных документах приведены следующие размеры: высота 3 сажени 2,5 аршина, длина 12 саженей. (НАМК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2738. Л. 17. (Петтерссон Л. Кижский погост. Сметы, счета с 1813 г.).
  • [24] Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000. С. 423.
  • [25] Языкова И. К. Спас в силах. Богословие иконы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.plam.ru
  • [26] Заонежье, и в частности Спасо–Кижский погост, длительное время находились во владении Великого Новгорода, и влияние новгородской культуры заметно в наследии Заонежья. Между тем центральные иконы в кижских храмах (Покровская, Преображенская церкви, Петропавловская часовня) представлены в иконографии «Спас в силах».
  • [27] В этой иконографии сливаются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Пантократор – Логос, Бог Творящий). (см.: Языкова И. К. Спас в силах…).
  • [28] Иконы «неба» утрачены в годы Второй мировой войны. Сохранились конструктивные элементы: расписные тябла, замковое кольцо с текстом и фризы, прикрывавшие стыки восьмерика и конусообразного потолка. В фондах музея–заповедника «Кижи» имеются материалы фотофиксации икон неба, сделанные финскими военными во время оккупации.
  • [29] Эта композиция ранее XVIII в. неизвестна в «небесном» воспроизведении. До этого периода центральными образами были «Вседержитель» (в церквах и часовнях) и «Христос иерей» (в церквах).
  • [30] Не все персонажи на потолочной росписи являются праотцами в строгом смысле этого понятия, например: Иосиф Аримафейский, святой князь Владимир, родители Богородицы Анна и Иоаким.
  • [31] Лебедев Л. Богословие земли Русской…

// Кижский вестник. Выпуск 15
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2015. 314 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

kizhi.karelia.ru

Преображенская церковь — Метки в текстах | Электронная библиотека

  • Вступление

    // Метаморфозы века

  • Вершина деревянного зодчества

    // Метаморфозы века

  • Из истории создания Кижского архитектурного ансамбля

    // Метаморфозы века

  • Исследователи церкви Преображения Господня

    // Метаморфозы века

  • Из истории ремонтов и реставраций

    // Метаморфозы века

  • Introdution

    // Metamorphoses of the century

  • The Church of the Transfiguration

    // Metamorphoses of the century

  • From the history of the Kizhi Architectural Ensemble erection

    // Metamorphoses of the century

  • From the history of the Church of the Transfiguration repairs and restoration

    // Metamorphoses of the century

  • The arrangement of the Kizhi churches as an example of the inside design of a northern orthodox church

    // Metamorphoses of the century

  • Основные принципы современной реставрации

    // Школа плотника-реставратора

  • Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    Преображенская церковь и время (предложения к проекту реставрации в историческом аспекте)

    // Актуальные проблемы развития музеев-заповедников

  • Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    Предложения к проекту реставрации Преображенской церкви (исторический аспект)

    // Кижский вестник №11

  • Пуцко В.Г. (г.Калуга)

    Храмовая икона Преображенской церкви Кижского погоста

    // Кижский вестник №12

  • Мусин А.Е. (г.Петрозаводск)

    О времени основания и освящения Спасо-Преображенской церкви Кижского погоста

    // Кижский вестник. Выпуск 13

  • Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    Кижский архитектурный ансамбль до и после реставрации 1949–1959 гг.

    // Рябининские чтения – 2011

  • Реставрация церкви Преображения Господня

    // Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2011 г.

  • Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    О возможности воссоздания неба Преображенской церкви на острове Кижи

    // Кижский вестник. Выпуск 14: Сборник статей

  • Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694-1945 гг.)

    // Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694-1945 гг.)

  • От составителя

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Гущин Б.А. (г.Петрозаводск), Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    Очерк истории Преображенской церкви на острове Кижи

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Крохин В.А. (г.Петрозаводск)

    О формообразовании Кижского ансамбля

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)

    Из истории Кижского прихода XVI–XX столетий

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Калашникова Р.Б. (г.Петрозаводск)

    Заонежские священники (конец XVIII – первая треть XX в.)

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Пашков А.М. (г.Петрозаводск)

    Описание Кижского прихода середины XIX века из фонда Е.В.Барсова в Государственном историческом музее

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Тарасова Т.Г. (г.Петрозаводск)

    Коллекция фотоматериалов «Кижский архитектурный ансамбль» в фондах музея-заповедника «Кижи»

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)

    История внутреннего убранства Преображенской церкви (обзор архивных источников)

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Платонов В.Г. (г.Петрозаводск)

    Иконописное убранство храмов Кижского погоста в XVI–XVII веках

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Пуцко В.Г. (г.Калуга)

    Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста и интерьер северорусского храма ХVII–ХVIII вв.

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Платонов В.Г. (г.Петрозаводск)

    Отражение тенденций развития русской культуры XVIII века в эволюции художественного убранства Преображенской церкви Кижского погоста

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    Художественное убранство Преображенской церкви Кижского погоста (тябловый и резной иконостасы, живопись «неба»)

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Любимцев А.Ю. (г.Петрозаводск), Скопин В.А., Чусов А.А.

    О реставрации церкви Преображения Господня на о. Кижи

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Любимцев А.Ю. (г.Петрозаводск)

    Сохранение Преображенской церкви

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Кистерная М.В. (г.Петрозаводск), Козлов В.А. (г.Петрозаводск)

    Качество древесины Преображенской церкви

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Линник Ю.В. (г.Петрозаводск)

    Преображенка

    // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле

  • Линник Ю.В. (г.Петрозаводск)

    Архитектурная биогеография

    // Рябининские чтения – 2015

  • Пуцко В.Г. (г.Калуга)

    Вопрос традиции в оформлении храмов Кижского погоста

    // Рябининские чтения – 2015

  • Дудинова Т.Ю. (г.Петрозаводск)

    Неопубликованная работа Ларса Петтерссона и Пентти Хяркёнена «Кижская Преображенская церковь. Величественный памятник церковного искусства Олонецкого края»

    // Кижский вестник. Выпуск 15

  • Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)

    История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (Обзор архивных источников)

    // Кижский вестник №8

  • Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)

    Обзор литературы и рукописных материалов по изучению истории внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи

    // Кижский вестник №9

  • Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)

    Внутреннее убранство Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста

    // Кижский вестник №10

  • Гущина В.А. (г.Петрозаводск)

    Кижский архитектурный ансамбль: история и степень его изученности

    // Рябининские чтения – 2007

  • Линник Ю.В. (г.Петрозаводск)

    Архетипы Преображенской церкви

    // Рябининские чтения – 2007

  • kizhi.karelia.ru

    Преображенская церковь в Кижах. 100 знаменитых памятников архитектуры

    Преображенская церковь в Кижах

    Русское деревянное зодчество имеет богатые и давние традиции. Собственно, когда-то вся Русь была деревянной. По градам и весям Киевского и Московского княжеств возводились терема, избы и амбары, соборы, церкви и монастыри, мосты, остроги и крепости. По свидетельствам древних летописцев и путешественников, многие из них отличались редкой красотой и художественным совершенством. К сожалению, в отличие от камня время в большинстве случаев дерево не особенно щадит. Почти на всей территории России, кроме некоторых отдаленных ее краев, уже не осталось памятников деревянного зодчества. Тем более ценно то, что удалось сохранить в Карелии и, в частности, в Кижах.

    Еще в далекие языческие времена карелы называли «кижатами» место для игр, игрищ. Отсюда и пошло название одного из 1650 островов Онежского озера. Названия всех островов знают, наверное, лишь местные жители, а вот остров Кижи известен всему миру. Именно здесь русские строители сумели поднять архитектуру сельской церкви и крестьянской избы до уровня мировых шедевров.

    Кижи – островок небольшой. Он расположен у северо-западных берегов Онежского озера: с юга на север вытянут на 7–8 километров в длину, в ширину всего до полутора километров. Ныне это безлесный остров с маленькой, всего в несколько дворов, деревушкой, а в XV–XVI веках здесь было крупное поселение – Кижский погост. В старину слово «погост» обозначало довольно большую административно-территориальную единицу, состоявшую из множества сел, деревень, выселков и починков. Погостом же называлось и самое крупное, центральное поселение этого округа, в котором сосредотачивалась вся духовная, культурная и хозяйственная жизнь.

    Тогда же, в XV веке, на Кижском погосте была построена одна из первых в этих краях шатровая церковь – Преображенье Спасово. Но к началу XVII века церковь совсем обветшала, службы в ней не правили уже почти сто лет, и вскоре она сгорела от удара молнии.

    Новая церковь с тем же названием, но уже не с шатровым верхом, а многоглавая, была возведена в 1714 г., в самый разгар Северной войны, когда Россия уже становилась мощной морской державой, прочно утверждаясь на берегах Балтики. Для Карелии, Приморья и Заонежья победы в Северной войне имели и сугубо местное значение. Граница со Швецией отодвигалась на запад, исчезала постоянная угроза нападения воинственных соседей, открывалась возможность спокойно заниматься мирным трудом. Тогда-то и возник образ Преображенской церкви как торжественного гимна в честь русского народа, одержавшего историческую победу.

    Старинное предание не случайно связало имя Петра Первого со строительством церкви. Согласно ему, царь, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил много срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план церкви.

    Существует и другая легенда, как бы подчеркивающая уникальность и неповторимую красоту Преображенской церкви. Якобы строитель церкви, закончив работу, бросил свой топор в озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

    «Несравненной сказкой куполов», которых насчитывалось двадцать два, назвал Преображенскую церковь искусствовед Игорь Грабарь. И действительно, разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» (килевидные крыши), похожие на кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные шейки церковных глав и «луковки» с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся загадочным, почти фосфорическим блеском; а на закате, когда солнце медленно опускается в воды озера, полыхают багрянцем. В пасмурный день кажутся тускло-серебряными, а в погожий – голубыми. Один ярус, другой, третий, четвертый…

    Кажется, что в самое небо взметнулась верхняя глава, венчающая эту 37-метровую пирамиду.

    Вся церковь – от основания до вершины, до кончика креста на верхнем куполе – срублена из дерева. Причем только с помощью топора и долота, без всякой пилы, хотя она уже давно была в обиходе. По-видимому, сила привычки, власть традиций были еще велики, и бревна перерубывали топором настолько точно, что на срезе не оставалось ни малейшей зазубрины. При этом капилляры дерева сжимались, и оно меньше впитывало влаги. И теми же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

    Преображенская церковь построена из особенно крепкой и смолистой кондовой сосны, росшей на очень сухом грунте. Из нее рубили стены, а на лемех шла осина, которая хорошо поддается обработке, не трескается и не коробится от дождя и солнца. То, что издали представляется мелкой чешуйкой, на самом деле довольно большая, до 40 сантиметров, вытесанная топором пластина, выпукло закругленная и сужающаяся книзу. Это похоже на черепицу, но только деревянную. От времени она словно седеет, приобретает глянец и зеркальные свойства. Эти пластины клали внахлест, всего же их на 22 куполах – около тридцати тысяч.

    Все части церкви выполнены без гвоздей, такова была традиция русского плотничьего мастерства. Только чешуйчатая одежда куполов прибита коваными гвоздями, по одному на каждый лемех. Эти гвозди четырехгранные в сечении, а потому чешуйки стояли прочно, будто и впрямь на века.

    Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно ясны и лаконичны. Недаром понятия простоты в народном искусстве возведены в эстетическую добродетель. Как гласит русская пословица: «Где просто, тут хорошего до сто, где мудрено, тут нет ни одного».

    В основании Преображенской церкви лежит традиционный «двадцатистенок», то есть восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя прирубами, примыкающими к его четырем взаимно противоположным граням. Именно церкви такого типа, известные еще в очень давние времена, были одними из излюбленных в деревянном зодчестве, поскольку открывали широкие возможности для создания разнообразных и выразительных архитектурных композиций.

    На нижнем, самом большом восьмерике стоит другой, средний восьмерик, поменьше, а на среднем – третий, верхний, самый маленький. Верх нижних прирубов сделан двухступенчатым, а каждый уступ покрыт бочкой с главой. Один ярус из четырех глав, над ним другой, такой же. Выше – третий ярус из восьми глав; они стоят на бочках, венчающих каждую грань основного нижнего восьмерика. Еще выше – следующий ярус из четырех глав, размещенных на втором восьмерике, и наконец на третьем, самом маленьком восьмерике стоит одна центральная, самая верхняя и самая большая глава, венчающая всю эту композицию. Последняя, двадцать вторая глава, находится ниже всех – над алтарным прирубом.

    Все двадцать две главы подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Если долго и пристально смотреть на Преображенскую церковь, то в какой-то момент появляется почти физическое ощущение движения. Оно начинается с сопоставления убывающих масс трех восьмериков и нарастает от двухступенчатых прирубов к верхним ярусам и к центральной главе. Нерушимая громада куполов обретает ритмичную поступь, и от одного яруса к другому по плавным очертаниям луковичных глав она непрерывно устремляется ввысь. Зодчим удалось избежать впечатления однообразия и монотонности ярусов и глав. Главы всех четырех ярусов отличаются одна от другой, причем довольно значительно. Главки первого нижнего яруса больше главок второго; главы третьего, среднего яруса больше глав первого и четвертого ярусов; главки верхнего, четвертого яруса меньше всех других, и наконец последняя, самая большая центральная глава дает завершающий композиционный акцент, отмечая наибольшую высоту всего сооружения. Только большой мастер был способен найти эту смену объемов, добиться такого разнообразия и живописности всего строя церкви.

    «Двадцатистенный» план предопределил еще две особенности Преображенской церкви – центричность и высотность всей ее композиции. Откуда ни смотреть на эту церковь, отовсюду она выглядит в общих чертах одинаковой, или, как говорят специалисты, всефасадной. Принцип центричности, высотности и всефасадности проведен здесь последовательно и с большим мастерством, начиная с самого выбора плана «круглой церкви о двадцати стенах» и заканчивая каждой деталью ее пирамидального верха. Сравнительно низкий массив галереи-паперти, охватывающий большой восьмерик и его прирубы, служит как бы пьедесталом для высокого и стройного столпа ажурного многоглавия.

    Сооружая Преображенскую церковь, ее строители думали не только о красоте. Не меньше внимания они уделяли и технической стороне дела, от которой, в конечном счете, зависела долговечность этого неповторимого сооружения. В борьбе против извечных враждебных сил природы – дождя и сырости – в народном деревянном зодчестве сложились не только технические, но и архитектурно-художественные традиции. Многие детали и части зданий, которые принято считать чисто декоративными, в действительности выполняют весьма ответственные защитные функции.

    К примеру, путь дождевой капли от креста центральной главы до земли наглядно показывает утилитарное значение некоторых, казалось бы, декоративных деталей Преображенской церкви. С лемешины на лемешину, с главки на бочку, с бочки на полицу, с полицы на водотечник, с одной полицы на другую, с яруса на ярус, с уступа на уступ. Все это продуманная до мелочей техническая система водоотвода и защиты от осадков. А если капли дождя все же проникнут через крышу, то на этот случай внутри восьмерика предусмотрена вторая – двускатная, сделанная из толстых тесаных досок, слоя бересты и обрешетки под бересту. Под стыком ее скатов в желобе находится наклонный долбленый лоток, по которому стекающая вода (если она проникнет внутрь) отводится наружу.

    По своему назначению Преображенская церковь принадлежит к так называемым летним, или холодным храмам. Службу в ней проводили в особо торжественных случаях и в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. В плане самой конструкции церкви это означает, что ее сруб сложен «насухо», без прокладки пазов мхом или паклей; что у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка.

    Кроме Преображенской церкви, в Кижах сохранились еще Покровская церковь и колокольня, состоящая из четверика, восьмерика и шатрового «звона». Но колокольня построена уже не в традициях народного творчества, то есть «как красота и мера показывают», а по проекту, составленному епархиальными инженерами и утвержденному в Олонецкой губернской канцелярии.

    Своеобразной красотой отличалась и рубленая бревенчатая ограда, окружавшая обе церкви, колокольню и кладбище, и входившая в архитектурный ансамбль едва ли не каждого северного погоста. Но до наших дней она не дошла. От нее сохранился лишь каменный фундамент, на котором уже гораздо позже выросла новая ограда, сложенная из валунов.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    Преображенская церковь на о.Кижи » Объекты историко-культурного наследия Карелии

    Ансамбль Кижского погоста включает три разновременные культовые постройки (летнюю Преображенскую церковь, зимнюю Покровскую, колокольню) и окружающую их рубленую ограду. Расположен погост в южной узкой части острова Кижи в Заонежье.

    Центральную роль в формировании Кижского ансамбля играет Преображенская церковь. Она построена в 1714 году на месте сгоревшей старой шатровой церкви. Строительство ее велось в период победной войны со Швецией за освобождение земель Северо-Западной России. Исторические победы русской армии, имевшие значение и для Заонежья, вызвали общенациональный подъем и рост самосознания народа, что нашло отражение и в народном зодчестве. Возведение великолепной Преображенской церкви можно рассматривать как памятник ратным подвигам народа в Северной войне. Строительство церкви осуществлялось местной артелью. По легенде церковь построил мастер Нестор.

    Преображенская церковь представляет тип деревянных восьмериковых ярусных церквей. Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел подведен бутовый фундамент на известковом растворе. Углы церкви рублены «в обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены «в лапу». Материал сруба – сосна.

    В плане церкви четко выражена осевая композиция: крест, образованный восьмигранным срубом («восьмерик») и четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С западной стороны к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана двадцатью двумя луковичными главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная покрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крыльца на консолях. Верхняя и нижние площадки крыльца покрыты двухскатными крышами на резных столбах. Декор — традиционный для Заонежья. Лемех покрытий городковой формы. Красный тес полиц и трапезной имеет пикообразное окончание. Причелины полиц, кокошников, бочек с простой плоской резьбой. Резьба подзоров и причелин крыльца дополнена сквозными отверстиями.

    Иконостас церкви резной, четырехъярусный, составлен из 102 икон. Иконы, в основном, местного письма, датируются XVII-XVIII веками.

    Преображенская церковь является образцом высокой строительной культуры XVIII века. Она уникальна по композиции и инженерному решению. Ее отличает гармония архитектурных форм, целостность, соразмерность объемов, подчиненность всех частей единой архитектурной идее.


    monuments.karelia.ru

    О возможности воссоздания неба Преображенской церкви на острове Кижи | Кижский вестник. Выпуск 14: Сборник статей| Электронная библиотека

    Первоначальное живописное убранство Преображенской церкви сохранилось лишь частично. Оно дает представление о «небе» [1] и прежнем тябловом иконостасе. Сохранившийся каркас «неба» и тябла иконостаса являются подлинными элементами первоначального убранства церкви. Их роспись, по всей видимости, представляет собой единый в хронологическом отношении живописный комплекс.

    Первое упоминание о «небе» зафиксировано на западном фризе, где имеется надпись: «Возобновлены сии небеса в лето мироздания от Рождества по плоти Бога Слова 1759» [2] .

    Впервые о наличии «неба» в Преображенской церкви упоминается в Описи имущества Преображенской церкви 1867 г., где поименно перечислены иконы. Приведем в изложении текст данного документа: «В куполе образ Пресвятой Троицы круглый, вокруг написана молитва Господня. Вокруг сего образа: Праматери Еввы и Сары, Авеля и Сифа, Зороваве–ля и Ионы, Ноя и Нафана, Рувима, Иосифа при распятии Господня, Мафусаила, Захарии и Еноха, Адама и Авраама, Исаака и Нафана, Иосифа и Аарона, Мелхиседека, Иоекиля и Акопа, Вениамина и Ареда, Симеона Богоприимца. Над каждым из этих образов находятся изображения ангелов» [3] .

    Сотрудник музея «Кижи» Г.И.Фролова обратила внимание на неверно указанное в источнике общее количество клиньев – 15 вместо 16. Также, по ее мнению, неясен именной состав праотцев. По описанию Г.И.Фроловой «16-ти клинное «небо» представляет собой «сослужение ангелов и праотцев», изображение «Новозаветной Троицы» в окружении небесных сил, ангелов и праотцев [4] . Не вдаваясь в подробности иконографического обзора «неба», выполненного Г.И.Фроловой, отметим, что требуется дальнейшее продолжение исследования данного вопроса, возможное лишь при выявлении дополнительных архивных документов.

    Все иконы «неба» были разделены тяблами в количестве 16 единиц. В центре находилось замковое кольцо, вокруг него располагается текст молитвы «Отче наш», причем надпись читается в зеркальном отражении.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    «Небо» церкви Преображения Господня не имело угловых икон («парусов»), так как собственно–церковное помещение имеет восьмигранную форму.

    Впервые фотофиксация фрагментов «неба» Преображенской церкви была сделана в 1903 г. И.Билибиным и в 1926 г. Ф.Морозовым (рис.1,2).

    Полная фотофиксация икон неба была выполнена в 1943 г., во время оккупации Заонежья финскими войсками (рис.3-5). Тогда же при разборке иконостаса финский исследователь Ларс Петтерссон зафиксировал наличие нескольких «древних карнизов», сохранившихся за резной рамой иконостаса, украшенных изображениями цветочного орнамента и херувимов на белом фоне [5] .

    После демонтажа финнами икон иконостаса и «неба» на месте сохранились фрагменты тябл, принадлежавшие первоначальному тябловому иконостасу, конструкция каркаса существовавшего на момент демонтажа иконостаса и тябла «неба».

    К величайшему сожалению, демонтированные в годы оккупации финнами иконы «неба» были утрачены [6] . Оставшиеся в церкви тябла «неба» сохранились и находятся в фондах музея «Кижи» [7] . Там же хранятся тябла старого иконостаса.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    В фондах музея «Кижи» сохранились акварельные зарисовки тябл иконостаса и «неба», выполненные в 1946–1947 гг. Н.А.Ильинской, Л.М.Лисенко и Б.В.Гнедовским [8] .

    В 1949 г. архитектор А.В.Ополовников также отметил, что «… за новым иконостасом сохранились расписные тябла старого иконостаса» [9] .

    В 1950 г. во время снятия на реставрацию трех икон деисусного яруса за иконами центральной части иконостаса обнаружилась часть старой расписной тяблины. Она была прибита прямо к срубу большими коваными гвоздями и явно свидетельствовала о прежнем месте расположения тяблового иконостаса. Существующий иконостас был смещен непосредственно от алтарной стены и соседних с ней граней на 0,5 м вперед. Были видны врубки для крепления других тябл. Это дает возможность определить размеры каждого яруса первоначального тяблового иконостаса, состоявшего также из четырех рядов. Высота его была несколько ниже: она определялась высотой центрального объема основного помещения, до его перехода в потолочный свод. Настоящий иконостас скрывает эту грань и выступает за нее, нарушая естественную и логичную архитектурную схему в месте сопряжения сруба восьмерика с конструктивным устройством «неба».

    После обнаружения следов старого тяблового иконостаса некоторыми исследователями высказывалась идея его воссоздания взамен ныне суще–ствующего [10] , однако эта идея не была поддержана.

    К сожалению, отсутствие цветных изображений утраченных икон «неба» (имеются только черно–белые фотографии), а также текстовое описание живописных достоинств небес дают лишь общее представление о целостном образе потолочного свода.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    В Национальном архиве Финляндии хранится коллекция Ларса Петтерссона, в которой сотрудником музея «Кижи» Т.Ю.Дудиновой выявлены материалы фотофиксации икон «неба» [11] , представляющие большую ценность для разработки данной темы.

    Там же хранится неопубликованная рукопись книги «Преображенская церковь» Ларса Петтерссона и Пенти Хярконена (планировалась к печати в 1944 г.), в которой авторы значительное внимание уделили описанию живописи икон «неба» [12] . В данном тексте впервые зафиксированы живописные особенности икон небесного свода. Текст дан в переводе Т.Ю.Дудиновой с финского на русский язык без изменений: «… облака и фигуры обрисованы толстыми линиями. Интенсивность мазков присутствует в прорисовывании складок одежды, где использованы мазки в палец толщиной. Фон икон темный, сине–зеленый. По краям и между плывущими облаками мы встречаем яркую гамму красок: белый, оранжевый, красный и зеленый цвета, а по внешнему краю красно–коричневый цвет. У ангелов и святых роскошные одежды. Особенно красиво одеты Мелхиседек, Вениамин, Захарий. На них дорогие парчовые одежды, их пурпурные мантии обрамлены мехом горностая. Можно предположить, что такая одежда могла быть праздничной одеждой русских бояр. Скромные зеленые плащи наброшены, например, на Адама, Ноя, Малахия. Ковчег, который несет Ной, погруженный в свои мысли, красного цвета… у него криволинейный нос как у онежской лодки…. В самом верху в мандорле изображен белый голубь – образ Святого духа на фоне лососево–красного цвета…» [13] .

    Поражает живописное решение иконописного оформления: яркие, сочные красочные пигменты белого, оранжевого, красного, зеленого, красно–коричневого, пурпурного, лососево–красного, темно–синего, сине–зеленого цвета.

    Сравнивая красочный диапазон, позднее применявшийся известными иконописцами Заонежья М.И. (1830–1912) и И.М. (1869–1930) Абрамовыми, можно констатировать использование ими аналогичных живописных расцветок. Они также использовали золотисто–бурые, желтые, красно–коричневые, сине–зеленые, белые, темно–коричневые краски [14] .

    По воспоминаниям М.И. и И.М. Абрамовых краски в основном были иностранного происхождения: охра (Франция), красная (Турция), белая (Англия), черная (Голландия). Использовалось листовое золото, золотое серебро, алюминиевая бронза. Масляные краски стали применяться при переходе от темперы в конце XIX в. под влиянием Петербурга в связи, видимо, с распространением массового производства икон, которое требовало большой скорости их написания [15] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    Знаменательно то, что московский реставратор Н.Е.Мнева, которая вместе с реставратором В.Г.Светличной (Брюсовой) по распоряжению И.Э.Грабаря была направлена в 1945 г. в Петрозаводск для разбора вывезенных финнами икон, впервые встретилась в Петрозаводске с иконами, образующими «небеса», называя их «шатровыми досками». Она писала: «Иконы эти по преимуществу огромного размера…. Они написаны на досках различной формы в виде треугольников, кругов, цилиндровпредназначенных для оформления шатров и прилегающих к ним частей с внутренней стороны деревянных церквей. Это изображение: Архангелов, Апостолов, пророков, трубящих ангелов, олицетворяющих собой части света; Благовещения, Спаса, Херувимов» [16] .

    Автор сетует на финнов, разоривших «… замечательное внутреннее убранство, созданное искусством плотника, резчика и живописца» [17] .

    Возвращенные из Финляндии иконы XV-XVIII вв. были восприняты Н.Е.Мневой с необычайным интересом к новому, неведомому ранее искусству крестьянской живописи Заонежья.

    Она отметила характерные особенности икон XVII в.: суровость и экспрессивность, упрощенность манеры написания, не снижающей выразительности и силы образа. Палитра, по ее наблюдениям, включает три–четыре цвета с преобладанием рыжеватой охры, багора [18] и темно–синего. Встречается более пестрая палитра: красная кирпичного оттенка, лиловато–розовая, густо синяя, желтая, а также белые пробела, вносящие особое оживление. Особое внимание Н.Е.Мнева уделяет отдельным иконописным комплексам «шатровых досок», примитивности их исполнения, неуклюжести поз, но при этом с «…богатым орнаментальным оформлением, подчеркивающим чувство прирожденного иконописца» [19] .

    Автор отмечает: «В этих иконах очень много фольклорного, сказочно–фантастического. Много народной непосредственности восприятия….В красочной симфонии…чувствуется радостное восприятие мира» [20] . Подчеркивается: «Чутье художника и монументалиста сказалось особенно в крупных фигурах… Святые написаны как бы одним взмахом кисти, очерчивающим всю фигуру сильным и твердым контуром. Складки одежд прочерчены широкими энергичными линиями» [21] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    Таким же эмоциональным было восприятие возвращенных из Финляндии икон В.Г.Светличной (Брюсовой). Осмотр икон произвел огромное впечатление: «Нашему взору впервые предстало замечательное явление в русской живописи XVII-XVIII вв. – Заонежская школа», вспоминала В.Г.Брюсова. Она также впервые встретилась с необычными, разноформатными иконами (круглыми, трапециевидными, треугольными), была незнакома с местом нахождения этих «расписных досок» в церковном интерьере, предчувствуя какую-то «определенную систему внутреннего оформления» [22] .

    Таким образом, Н.Е.Мнева и В.Г.Светличная (Брюсова) впервые встретились с неизвестными им ранее разноформатными иконами и не были знакомы с обозначающим их термином – «небо», используя свою терминологию: «шатровые доски», «расписные доски».

    В.Г.Брюсова отметила, что во время реставрации «… засияли краски удивительной интенсивности и красоты – бирюзовые, киноварные, золотистая охра… Живопись… не утратившая… яркости цвета, отличается своеобразием стиля. Широкое и свободное письмо сочетается с достаточно высоким профессионализмом и пониманием декоративного назначения живописи» [23] .

    Выражая свое восхищение и удивление, В.Г.Брюсова пишет: «в стране дикой и пустынной, «краю непуганых птиц», в стране дремучих лесов и бесчисленных озер, в этом «крестьянском царстве» отложился пласт культуры глубиною в тысячелетия, созданы художественные ценности, отвечая самому изысканному вкусу» [24] .

    Качество и объем работы, выполненной В.Г.Брюсовой совместно с ее учеником Г.Жаренковым, «…только что окончившим художественное училище, способным реставратором, мастером своего дела», в дальнейшем позволило доверить ей ответственное дело – восстановление интерьера Кижской Преображенской церкви [25] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    Учитывая все достоинства, открывшиеся при знакомстве с местной иконописью, В.Г.Брюсова предложила следующее: «Я выяснила возможность в принципе восстановления „неба“ в Кижской церкви. Мне кажется, если мы поднимем этот вопрос в Методсовете, он может быть решен положительно. Работу эту мог бы выполнить Жаренков» [26] .

    Таким образом, идея воссоздания «неба» в интерьере церкви Преображения Господня рассматривалась более 50 лет назад (1956 г.).

    Кроме того, при первичном ознакомлении с иконостасом Преображенской церкви В.Г.Брюсова отметила его значимость, но «… не столько по художественной ценности самих икон (иконы ремесленного письма XVIII-XIX вв.), сколько потому, что они являются неотъемлемой частью инте27рьера этого уникального памятника северного деревянного зодчества» [27] .

    На примере сохранившихся комплексов икон «небес» В.Г.Брюсова считает: «Особняком от иконостаса стоят большие, так называемые местные иконы и треугольные шатровые расписные доски из Кижей. Эти памятники являются продуктом богатейшей творческой фантазии и высокого мастерства художников местной, самостоятельной школы.

    Реставрация их раскроет невиданную по размаху картину самобытной 28 художественной культуры…» [28] .[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    Архитектор Б.В.Гнедовский (1914–1998) относил «небо» как архитектурно–художественный прием древнерусских зодчих к числу самых высоких творческих достижений. Он писал: «Среди многообразных форм перекрытий молельных залов деревянных церквей наиболее эффектен и сложен потолок «неба». Это высшая точка поисков предельной торжественности и парадности внутренних пространств древнерусского деревянного храма… этого интересного и пока еще во многом загадочного художественного приема…

    Большинство сооружений с перекрытием «небом» находится на территории Ленинградской и Архангельской областей, Карелии и тяготеющих к ним районов Костромской и Вологодской областей.

    Можно сравнительно легко проследить верхнюю (хронологическую) границу – примерно середину XIX в., когда «небо» возводится в небольших клетских часовнях, сохранившихся лучше всего в селах Заонежья. «Небо» в интерьере храма становится вторым после иконостаса по значению композиционным и смысловым центром» [29] .

    В настоящее время можно констатировать, что ученые Финляндии и Советского Союза в сложнейших условиях военного и послевоенного времени сохранили неповторимое духовное и художественное наследие мирового уровня, утрата которого была бы невосполнимой потерей для последующих поколений.

    Музей «Кижи» заинтересован в дальнейшем сотрудничестве и тесных контактах с исследователями древнерусской живописи Финляндии, где в архивах и фондах сохраняются богатейшие собрания документальных свидетельств по данной проблематике.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

    Вновь возникла, «витает в воздухе» сложнейшая проблема воссоздания «неба» в интерьере церкви Преображения Господня на основе имеющихся черно–белых фотографий (оригиналы фотографий хранятся в Национальном архиве Финляндии, цифровые копии имеются в музее–заповеднике «Кижи»). Счастливым обстоятельством является наличие текстового описания живописной палитры икон «неба» Преображенской церкви, зафиксированное финскими исследователями в 1943–1944 гг., а также не менее ценных акварельных зарисовок с натуры, выполненных Н.А.Ильинской, Л.М.Лисенко и Б.В.Гнедовским в 1946–1947 гг.

    Сохранившиеся комплексы церковных и часовенных «небес» Заонежья могут послужить также ценными аналогами в разрешении отдельных живописных моментов.

    Таким образом, казалось бы, несбыточная идея обретает свои контуры и только время сможет показать, будет ли она когда-нибудь отвергнута или же окажется востребованной.

    • [1] «Небом» называется потолок церкви, напоминающий своеобразный внутренний шатер. Конструктивной основой «неба» служит жесткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок, собранных в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между ними заполнены иконами.
    • [2] Фонды музея–заповедника «Кижи» (далее – ФМК). КП-2629/6.
    • [3] НА РК. Ф.25. Оп.12. Д.32/2. Л.17об.
    • [4] Фролова Г.И. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея–заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008. С. 139–141.
    • [5] НА МК. Инв.№1108. Л.3.
    • [6] В письме начальника Управления по делам архитектуры при Совете Министров К-ФССР Д.Масленникова секретарю ЦК КПСС Ю.В.Андропову сообщается, что зимой 1945 г. иконы «неба» «… завхоз Дома культуры истопил на дрова» НА РК. Ф.2916. Д.3/32. Л.5455. 1948 г.).
    • [7] ФМК. КП-2625/1-16; КП-2625/17. А, Б.
    • [8] ФМК. КП-11357-11360. КП-267/29-37; КП-5996/1-9.
    • [9] НА МК. Ф.1.Оп.3. Д.1129. Л.18. (Ополовников А.В. Объяснительная записка к проекту реставрации Преображенской, Покровской церквей и колокольни на Кижском погосте Карело-Финской ССР. Москва; Петрозаводск, 1949 г.)
    • [10] Гурвич И.М. Предложения по реконструкции иконостаса Преображенской церкви в Кижах в тябловый // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1986. С.107-109.
    • [11] Национальный архив Финляндии. Коллекция Ларса Петтерссона. Негативы № 1-1107 и 2000–2533.
    • [12] Национальный архив Финляндии. Коллекция Ларса Петтерссона. Б/н. Л.61–71. (Petterson L., Harkonen P. Kiizin Kirkastuskirkko: Aunuksen kirkkotaiteen ylvain muistomerkki: [Рукопись. Б.г.]. 71 s.).
    • [13] Национальный архив Финляндии. Коллекция Ларса Петтерссона. Б/н. Л.61–71. (Petterson L., Harkonen P. Kiizin Kirkastuskirkko: Aunuksen kirkkotaiteen ylvain muistomerkki: [Рукопись. Б.г.]. 71 s)
    • [14] Ларс Петтерссон. Иконописная мастерская в Заонежье // Мильчик М.И. Заонежье. История и культура. Очерки. Фотографии. СПб, 2007. С.156.
    • [15] Там же. С.158-159.
    • [16] Государственная Третьяковская галерея (далее – ГТГ). Ф.67. Д.508. 1945 г., июль. Л.5-6. (Доклад Мневой Н.Е. о результатах обследования памятников древнерусской живописи, скульптуры и резьбы в Петрозаводске в 1945 году в июле месяце.)
    • [17] Там же. Л.7.
    • [18] Багор – краска, соответствующая цвету византийского пурпура.
    • [19] ГТГ. Ф.67. Д.508. 1945 г., июль. Л.4–5. (Доклад Мневой Н.Е. о результатах обследования памятников древнерусской живописи.)
    • [20] Там же. Л.5–6.
    • [21] Там же. Л.6.
    • [22] НА МК. Б.н. (Брюсова В.Г. В Карелии. Рукопись. С.2-3.)
    • [23] Там же. С.4-5.
    • [24] Там же. С.14.
    • [25] Там же. С.5.
    • [26] НА РК. Ф.2916. Оп.1. Д.17/163. Л.12. (Письмо В.Брюсовой председателю Госкомитета по делам строительства и архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР Р.Б.Соломонову от 27.01.1956 г.)
    • [27] НА РК. Ф.2916. Оп.1. Д.3/32. Л.63. (Светличная В.Г., ст. реставратор, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. План реставрационных работ по памятникам древней живописи, собранной из церквей Заонежья и хранящейся в Государственном Карело-Финском ССР музее г.Петрозаводска)
    • [28] Там же.
    • [29] Добровольская Э.Д. Памятники народного деревянного зодчества России в творчестве Бориса Гнедовского. 40 лет в реставрации: 1947–1988. М., 2000. С.64 -65.

    // Кижский вестник. Выпуск 14: Сборник статей
    Науч. ред. И.В.Мельников
    Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2013. 405 с.

    Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

    kizhi.karelia.ru

    Реставрация Преображенской церкви на о. Кижи вошла в завершающую стадию | Пресс-релизы (2019)

    Специалисты реставрационных фирм ООО АРЦ «Заонежье» закончили реставрацию всего сруба храма и завершили сборку верхней части церкви с главкой. В 2018 году на памятник были возвращены 16 отреставрированных главок, на покрытие которых потребовалось свыше 34 тысяч лемешин (лемехом называется традиционная осиновая черепица). Каждая лемешина изготавливается вручную при помощи плотницкого топора.

    В 2019 году была собрана центральная главка Церкви Преображения Господня. Высота главки — 4,42 м, диаметр — 5,35 м; на ее покрытие ушло почти 2 тысячи лемешин. Сейчас реставраторы ООО «СКФ «Алекон»» ведут демонтаж внутреннего металлокаркаса, который поддерживает храм с 1982 года, разбирают систему лифтинга, позволявшую перебирать сруб по частям, в дальнейшем начнется работа над интерьером памятника (полы, страховочная кровля, небо церкви).

    Всего сруб содержит 2550 бревен (без учета элементов интерьера). Их общая длина превышает 10 км. Самое большое бревно в конструкции (перекрывное бревно трапезной) достигает длины 15,93 м, самое короткое (на самом верху церкви) — всего 40 см. Всего отреставрировано 742 бревна, в которых выполнено свыше 1100 вставок общим объемом 25 кубометров. Средний объем реставрационных включений составляет 13 процентов, общий процент замены исторического материала — около 36 процентов.

    765 вставок на 479 элементах выполнили специалисты Плотницкого центра музея, 356 вставок на 266 элементах специалисты Архитектурно-реставрационного центра «Заонежье». Рекордсмены по количеству отреставрированных элементов — плотники Федор Штурмин, Олег Карельский, Александр Аверин, Василий Варенов, Дмитрий Мокшеев и Роман Исраэлян.

    Реставрация сруба Преображенской церкви завершится в ноябре 2019 года. Уже к началу летнего туристического сезона года храм будет полностью освобожден от лесов. Первая служба после 40-летнего перерыва состоится в престольный праздник храма — 19 августа 2020 года. К этому времени будет восстановлен интерьер церкви и смонтирован иконостас, некогда считавшийся одним из самых больших и великолепных на Русском Севере. Уже завершена реставрация 105 икон и резной золоченой рамы.

    Кроме того, в этом году мастера Плотницкого центра музея приступили к реставрации дома Сергеевой (рубеж XIX — XX вв.) в исторической деревне Васильево. Выполнена предварительная выкладка нижних венцов в цехе реставрационного комплекса на о. Кижи для оценки требуемого процента замены материала, заново изготовлены три первых венца. Работы идут в графике и уже получили высокую оценку специалистов. На объекте активно работают плотники-реставраторы Федор Штурмин, Олег Карельский, Яков Гавриленко, Андрей Степанов, Василий Варенов, Александр Аверин. Руководит работами начальник Плотницкого центра, реставратор высшей категории Андрей Ковальчук.

    В планах Плотницкого центра на этот год есть и реставрация дома Мошниковой в исторической деревне Ямка.

    25 марта 2019 // Пресс-служба музея-заповедника «Кижи»

    kizhi.karelia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *