Пожарище нюксенского района – Пожарище (Нюксенское сельское поселение) — Википедия

Пожарище (Нюксенское сельское поселение) — Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Пожарище.
Деревня
Пожарище
60°28′23″ с. ш. 44°04′44″ в. д.HGЯOL
Страна  Россия
Субъект Федерации Вологодская область
Муниципальный район Нюксенский район
Сельское поселение Нюксенское
История и география
Тип климата умеренно континентальный
Часовой пояс UTC+3
Население
Население 77 человек (2002)
Национальности русские
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 161371
Код ОКАТО 19236840013
Код ОКТМО 19636444311
Прочее
Рег. номер 5261

Показать/скрыть карты

Пожарище

Пожарище

Пожарище

Пожарище — деревня в Нюксенском районе Вологодской области.

Входит в состав Нюксенского сельского поселения (с 1 января 2006 года по 8 апреля 2009 года входила в Уфтюгское сельское поселение)[1][2], с точки зрения административно-территориального деления — в Уфтюгский сельсовет.

Расстояние до районного центра Нюксеницы по автодороге — 18 км. Ближайшие населённые пункты — Кокшенская, Заболотье, Мартыновская.

По переписи 2002 года население — 77 человек (34 мужчины, 43 женщины). Всё население — русские

[3].

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Туризм
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Название происходит от пожара, которым расчищали площади для строительства и распашки, и известно с 1609 года.[4]

Ежегодно в конце мая проходит фольклорный праздник «Живая старина», приуроченный к Троицкому заговенью.[5]

  1. ↑ Закон Вологодской области от 06.12.2004 № 1120-ОЗ «Об установлении границ Нюксенского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав»
  2. ↑ Закон Вологодской области от 08.04.2009 № 1992-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Нюксенского муниципального района Вологодской области»
  3. ↑ Данные переписи 2002 года: таблица 2С. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.
  4. ↑ Последние островки русской жизни. 13 февраля 2011. Антон Размахнин // Свободная пресса
  5. ↑ Деревня Пожарище, Вологодская область Архивная копия от 3 сентября 2013 на Wayback Machine // Газета «Сельская Новь»
  • Пожарище в реестре населённых пунктов Вологодской области
  • Традиционная народная культура. Вологодский областной информационно-аналитический центр культуры
Это заготовка статьи по географии Вологодской области. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Населённые пункты Нюксенского сельского поселения
  • Аксентьево
  • Березовая Слободка
  • Березово
  • Бобровское
  • Большая Сельменга
  • Верхнее Осиново
  • Гора
  • Дмитриево
  • Дунай
  • Заболотье
  • Заборье
  • Задняя
  • Заречье
  • Звегливец
  • Ивановская
  • Килейная Выставка
  • Кишкино
  • Ключевая
  • Кокшенская
  • Королевская
  • Красавино
  • Кузнецовская
  • Ларинская
  • Лесютино
  • Малая Сельменга
  • Малиново
  • Мальчевская
  • Мартыновская
  • Матвеево
  • Мыс
  • Наволоки
  • Нагорье
  • Наквасино
  • Нижнее Осипово
  • Норово
  • Нюксеница
  • Озерки
  • Озерки
  • Олешковка
  • Панфилиха
  • Побоищное
  • Подол
  • Пожарище
  • Прожектор
  • Разуличье
  • Семенова Гора
  • Советская
  • Советский
  • Угол
  • Устье-Городищенское

ru.wikipedia.org

Пожарище – национальная деревня Русского Севера

На древнейшем сухопутном пути, который соединяет реки Сухону, Уфтюгу и Кокшеньгу, в глубинке Вологодского края, стоит деревня Пожарище, известная по письменным источникам с 1609 года. Вот туда и держим мы путь.

Немного истории этнографического центра Пожарище

В традиционной деревне, первое упоминание о которой относится к 1609 году, из поколения в поколение передавались народные традиции – завет предков. На сегодняшний день это уникальный заповедный уголок на Вологодчине, где сохранились живые народные праздники и обряды, крестьянская архитектура, старинный костюм, трудовые занятия и промыслы, а главное – здесь живут замечательные люди – носители и преемники народного знания.

Для сохранения многовековых традиций, в 1993 году,  был создан фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка», объединивший жителей деревни  Пожарище, а затем и деревень Кокшенская и Лесютино Нюксенского района Вологодской области. Вокруг носителей традиций объединились и молодые жители уфтюгских деревень. В коллектив вошли исполнители, не просто желающие освоить старинные песни, но и готовые возродить традиционные народные обряды и обычаи края, приобщить к этому своих детей и внуков. Традиционные календарные праздники деревни  Пожарище (Рождественская неделя, Масленица, Пасха, Троица, Заговенье) собирают множество участников и гостей деревни. Не один год, на территории Уфтюгского поселения проводится  фольклорный праздник «Живая старина»,  воссоздающий традиционную форму  народных гуляний.  Активная творческая деятельность народного фольклорно-этнографического коллектива «Уфтюжаночка» прилела к тому, что был создан   «Этнокультурный центр Пожарище».    Замечу, что деревня Пожарище занесена в реестр объектов нематериального культурного наследия Вологодской области.

Дешевые перелеты в Вологду

Этно-культурный центр «Пожарище». Празднуем русские праздники на Вологодчине

Сейчас Пожарище — это центр «сельского туризма» и кстати, довольно не дорогого. На праздники сюда съезжаются желающие посмотреть на традиционное прошлое русской деревни.. Тут тебя и в настоящей избе поселят, и в традиционный наряд оденут, и в хоровод затянут, и песни петь научат, и женят, соблюдая все традиции, в настоящем свадебном сарафане. И приходят в голову мысли о том, что иногда,  достаточно воссоздать в селе быт прадедов, возродить ремесло, древние обычаи, и туристы с готовностью и радостью  заплатят за возможность «прикоснуться к историческим  корням».

Достопримечательности центра

Что же интересного можно посмотреть в деревне. За чем стоит приезжать сюда?

Крестьянская архитектура традиционной северной деревни представлена несколькими хорошо сохранившимися крестьянскими усадьбами и домами, хозяйственными постройками и архитектурными фрагментами середины и конца XIX века. Частично сохранился и восстановлен этнокультурный ландшафт: особо почитаемые обрядовые места – «святой» родник на месте Заболотской часовни и обетные деревья; места народных гуляний с малыми архитектурными формами. Жаль, что «золотой век» деревянного зодчества миновал, и некоторые  крестьянские постройки нуждаются в обновлении, особенно, относящихся к середине и концу XIX века. Но если все это беречь, то в  бытовании живых традиций сохранится и   полный образ традиционной деревни и обрядовой жизни народа.

Традиционные календарные праздники и обряды.

В деревне Пожарище отмечают Рождество, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу и  другие престольные праздники.  Обряд – это сплав  ритуальных действий, уникальных музыкально-поэтических фольклорных текстов, хореографии несущих в себе огромный жизненный смысл. Это способ познания, перехода в иное состояние, эмоциональной разрядки и очищения. Один из ярких примеров  культурного наследия наших предков – женская пляска «Уточка», которой, по словам ученых, более четырех тысяч лет. Имеет смысл также вспомнить однокоренные «уточке» слова здешней традиции. Утицы – на узорах вышитых скатертей и полотенец, солоницы-утицы, уткоообразные притужальники ткацких станов, утицы, венчающие крыши домов. Рабочая нить ткацкого стана, создающая узор ткани, также носит название «уток». Всё свидетельствует о многовековой древности и важности этих архаических образов в народном мифопоэтическом восприятии мира.

Свадебный обряд в этноцентре событие особенное и необыкновенно красивое. Свадьба – это центральное событие в жизни каждого человека, но для человека традиционной культуры это событие совершается один раз. Традиционная свадьба – это многодневный обряд, в котором принимает участие огромное количество людей, и каждый человек наделён определённой ролью, поэтому этот обряд является судьбоносным не только для жизни одного человека, но и жизни всей крестьянской общины. В Пожарище можно увидеть настоящий свадебный обряд с причитаниями и величальными песнями, древнейшими плясками и хороводами. А как завораживает то певучая, то вдруг энергичная звонкая окающая речь – под стать Уфтюге – реке, плавно омывающей камни-валуны и бойко журчащей по гальке, устилающей древнее русло. Эмоциональная окраска исполняемых обрядовых песен сравнима с зимней вьюгой, шумом леса, родниками и речушками – именно так поёт сама Земля. В свадебном обряде представлены старинные музыкально-поэтические образцы местной традиции в исполнении уникального фольклорно-этнографического коллектива.

На туристских программах «Старинные обряды благополучия и счастья в современных свадебных торжествах» происходит знакомство зрителей с элементами свадебного обряда. Большой популярностью у молодоженов, а также супружеских пар, отмечающих юбилейные свадьбы, стало обращение к старинным обрядам. Побывать после церемонии бракосочетания в Пожарище, где молодым поют величальные свадебные песни, становится доброй традицией. По желанию может быть предложена расширенная программа – по старинному свадебному сценарию: с причётами, песнями, приговорами и шуточным ряженьем.

Традиционный народный костюм – яркая самобытная составляющая традиционных праздников и обрядов. Особенно произведением искусства можно назвать традиционный женский и девичий костюмы, представляющие комплект из многочисленных предметов, взаимосвязанных между собой. Богатый традиционный орнамент на поясах, передниках, рукавах и подолах рубах нёс и эстетическую, и охранительную функции. На праздник одевали печатные «аглицкие» платки, янтарные бусы и серебряные гайтаны, готовили наряды из дорогих покупных тканей: сарафаны – из атласа и гаруса.

Ткачество – старинный традиционный промысел. В Уфтюгской округе ткачество было хорошо развито: ткать портно на рубахи, постели, скатерти, мешки для зерна умела практически каждая женщина в деревне. Известно множество местных названий тканей ручного производства: «клитцетина» – домотканое полотно в клетку; «в пешку», «вырывцетина» – домотканое полотно в мелкую клетку, «сукманина» – домотканое полотно из пряденой шерсти, в основе которого используется лен, в утке – шерсть и лен; «реднина» – редкое по фактуре полотно для мешков. Особо почитались мастерицы, владеющие браным («выкладным») ткачеством, т.е. умеющие ткать орнаменты. Приехав в деревню у вас будет возможность ознакомиться со  старинными рукоделиями. Желающие могут научиться вышивать и ткать, моделировать традиционный костюм, получить необходимые консультации и поучаствовать в мастер-классах по освоению других трудовых занятий, что представляет несомненный интерес.

Традиционная еда наших предков – это вкусные и полезные блюда, приготовленные в русской печке или иными старинными способами из натуральных продуктов: каши, жаркое, масло, творог, селянка, обрядовые блюда и выпечка – дежень, саломат, колобки, пресновики и свадебные витушки. Уникальные рецепты хранились и передавались из поколения в поколение. Дегустация  и приготовление собственными руками традиционной еды поможет освоить всем желающим старинные блюда.

Программы  для туристов предполагают интерактивное путешествие в прошлое с носителями живой традиции и преемниками. Традиционные игрища с хороводами и плясками, играми и припевками, сказыванием сказок интересны любителям фольклора всех возрастов. Пропагандируют народные традиции экологические беседы, экскурсии и активный отдых на свежем воздухе с народными играми и забавами: «По заветам старины. Народные традиции уфтюгских деревень», «Легенды и предания Уфтюгского края», «Путешествие по круглому году – в путь-дорожку за дедом Морозом»; «На горах катаемся – с Масленкой прощаемся», «Путешествие за деревенским чаем»; «Как хлеб-батюшко на стол пришёл»; «Как рубашка в поле выросла»; «От травушки-муравушки до коровьего маслица»; «Летние забавы и праздники».

Мероприятия, проводимые центром  «Пожарище»

Ежегодно на Масленичной неделе  проходят праздники, на которых представляются театрализованные русские народные сказки на основе местных народных традиций.

На Пасхальной неделе в течение 8 лет проходит семейный фестиваль «Моё родовое древо».  Идея единения семьи, преемственности поколений красной нитью проходит через этот праздник. Для сохранения образа традиционной деревни в проекте «Память рода» предусмотрено размещение на территории деревни Пожарище исторических сведений о старинных крестьянских усадьбах, жителях, родах. Фестиваль обычно завершается праздничным гулянием с совместным застольем и кашей, сваренной «в складчину» — из крупы, по горсти вложенной каждой семьей в общий котел.

На протяжении многих лет  живет традиционная форма организации народных гуляний – фольклорный фестиваль «Живая старина» . На Троицкой неделе собираются участники – фольклорные коллективы и объединения Вологодской, Архангельской, Московской, Ленинградской и других областей России, гости праздника. В программе: обрядовое шествие «в рядах» по деревне с традиционными песнями; гуляние около качелей: пляски, хороводы, игры; торговля домашним пивом и пирогами; ярмарка изделий народно-прикладного творчества; братчина на поляне. Каждый может проявить себя в песне и пляске, походить в старинных хороводах, отведать деревенского пива и домашних пирогов.

Туристический проект  «Национальная деревня Русского Севера» ставит  еще и этно-спектакли. Познание традиционного уклада жизни и обрядовой культуры, вхождение в образ носителя традиционного народного мировоззрения, освоение семейно-бытовых ролей – все это можно увидеть в этно-спектаклях. По форме они приближаются к «живому театру», когда зритель активно вовлекается в действие и становится, при желании участником спектакля. Приехав вы сможете  поучаствовать в интерактивных творческих программах, знакомящих с местными календарными обычаями, обрядами и праздниками; попробовать традиционной обрядовой еды русского Севера познакомиться с народным   костюмом;услышать северный  диалектный язык русской северной деревни. Удовольствий не перечесть!

Где остановиться в деревне, если вы приехали не на один день. Дома здесь огромные, бревенчатые, северные и выстроенные по старым традициям.

Места красивейшие. Воздух чистый — никаких производств на много километров вокруг. Рядом две маленькие речки — Норушка и Черная, в двух километрах — большая река Уфтюга. Есть пруд. Холмы, перелески, очень много грибов, ягод и зверья. Средние зимние температуры 10-15 градусов.

«Этно-культурный центр Пожарище»  приглашает гостей-туристов. Телефон: (81747) 22-160. Вологодская область, Нюксенский район, деревня  Пожарище. Добраться сюда из Вологды можно регулярными автобусными рейсами. Поездка займет 5-6 часов. Ближайшая железнодорожная станция —  Костылево – в Архангельской области, в 180 км. Путь не близкий, но того стоит, потому, что этой  деревне сохранилась живая традиционная культура.


Здесь же можно организовать для вас экскурсии:

  •  в районный Нюксенский краеведчсекий музей. В музее собраны такие темы, как традиционная народная культура, краеведение, природа.
  •  урочище Опоки — известный геологический разлом. Река, прорезая коренные отложения, открывает взору толщу в 65 метров четвертичных и пермских отложений. В начале XXI века урочище Опоки приобрело статус ландшафтного заказника.
  • можно съездить в Великий Устюг  город искусных мастеров по дереву и серебру. Особо притягателен Великий Устюг для тех, кто ценит тишину, спокойствие и строгую красоту русской природы. А с тех пор, как отрылись двери резиденции Деда Мороза, Великий Устюг стал признанным центром семейного отдыха. Посетить вотчину Деда Мороза можно в любое время года, об этом вы можете почитать у нас статью.

Русский Север необыкновенно красив. А традиции нашего народа интересны и самобытны. Я очень рекомендую посетить это место, впечатлений будет не на один год.

Что еще посмотреть в Вологодской области: Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь — святыня Русского Севера.

Вам также может быть интересно

myrussianland.ru

Деревня Пожарище, Вологодская обл., Нюксенинский р-н » Перуница

Деревня Пожарище, Вологодская обл., Нюксенинский р-н
Эта деревня победила в конкурсе «Чудеса земли Вологодской», опередив и Деда Мороза из Великого Устюга и даже Кирило-Белозерский монастырь. Потому что голосование в конкурсе было справедливым и ПожарИще (ударение на «и») – действительно чудо земли Вологодской. Здесь очень красиво и здесь все живое. Если не живешь у бабушки, просто так не зайдешь. Мой дом — моя крепость. Здесь это буквально. Вообще, туда съездить можно. Не так уж и далеко. С утра из Пожарища выехали, в 8.30, и уже в девять вечера были дома. Кстати, туда и жить приглашают. Места красивейшие. Воздух чистый – никаких производств на много километров вокруг. Рядом две маленькие речки – Норушка и Черная, в двух километрах – большая река Уфтюга. Есть пруд. Холмы, перелески, очень много грибов, ягод и зверья. Средние зимние температуры 10-15 градусов.

В ПожарИще первым делом – к Центру Народного Творчества. Это такая большая изба из нескольких комнат, две отапливаемые, в каждой — по печке, две холодные, зимой не используются пока. В ЦНТ командуют Олег Николаевич Коншин, его супруга Ольга Николаевна и руководитель Центра Галина Николаевна. Они там все, почему-то, в Пожарище – Николаевны и Николаевичи 😉

К избе-то мы подъехали, а внутрь зайти – никак. Вокруг машины — сугробы. Темно. Морозище. В окнах свет-то горит, а в дверь стучимся – никто не откликается. Ребята вокруг дома обошли, еще стучат – не слышат. И связи здесь нет — позвонить не получается. Потом выяснилось, что надо было, всего-то, повернуть железное кольцо на двери. Ну, мы, масква-ачи, разве догадаемся? В окошко кое-как достучались, Олег вышел, в избу пригласил.

А там за столами сидят пожарищенские дети и вместе с Ольгой Николаевной мастерят из еловых веток, фольги и цветной бумаги Рождественскую звезду. Потому что завтра утром – обход деревенских изб с колядованием.


Нас накормили, дали вкусное жаркое из печки – мясо да картошка, но несколько часов в печи делают любое, даже самое простое блюдо потрясающе вкусным!

Ребята (вернее, там девчонки, в основном) еще немножко порепетировали – попели колядки и сплясали кадриль. Голоса у них красивые, звонкие, очень высокие. Девочки у бабушек учатся петь и, даже по сравнению с летом, очень прибавили в певческом мастерстве. У них это в крови – с малых лет слышат песни. Пожарище в этом смысле место уникальное. Едва ли не единственное в России, где сохранилась живая передача традиции не только пения, но и кухни, обрядов, быта с древнейших времен от поколения к поколению. Чуть было не заглохло это, как и везде у нас, но вовремя взялся за возрождение традиции Олег Коншин, создал даже проект «Национальная деревня русского Севера», вместе с Галиной Николаевной и Ольгой организовали здесь ЦНТ, благодаря чему не закрыли пока в Пожарище начальную школу, а значит, есть здесь еще пока дети, молодежь, которые перенимают все эти сокровища у живых, помнящих и умеющих многое бабушек. Старшие девочки, которые к Колядкам готовились — это уже второе поколение «фольклорных» ребят в деревне. Третье подрастает. В «холодной» комнате в ЦНТ — целая выставка. По стенам развешаны большие куски ватмана, на которых нарисованы ветвистые генеалогические древа. Ребята и взрослые составляли, которые из местных родов. Некоторым удалось докопаться аж до начала XVII века. Здесь ведь жили староверы, книги все и метрики сохранялись в целостности и даже катаклизмы ХХ века благополучно пережили. Так что дети свои корни знают. Еще понравилось нам очень, что по стенам в ЦНТ висят старые фотографии дедов и бабушек, легендарных местных народных исполнителей. Жалко, самые яркие и талантливые из них не дожили до эпохи звукозаписи. Олег Николаевич называл имена женщин, которые пели, говорят, фантастически красиво, на которых, как на своих учителей, ссылаются нынешние бабушки. Но умерли они где-то после войны, кто-то чуть позже — в 50-е. Кто ж тогда записывал?


Часов в девять вечера Олег сел к нам в машину и мы поехали в деревню Лисютино, куда нас определили на постой. Нам бы, конечно, лучше было поселиться в самом Пожарище, в одном из огромных домов-музеев, домов-миров, которые чудом здесь сохранились и в которых, наряду с плазменными панелями и компьютерами, еще стоят бабушкины сундуки, топятся печи, ткутся половики, где жив еще исконный крестьянский быт. Но в Пожарище по зиме не оказалось подходящего жилья. А Лисютино находится от Пожарища всего в трех километрах. Близко. Оттуда к Коншину на спевки ходят семь женщин. К одной из них нас и поселили.

Никакая не бабушка, а цветущая красивая женщина, Валентина Григорьевна. Очень мы удивились, когда она нам сказала, что уже перевалила шестидесятилетие . Едва пятьдесят дашь, а то и меньше. Работает эта добрая женщина продавцом в Лисютинском магазине. Внучка у нее, Яна, на каникулы уехала к маме, поэтому обе комнаты в доме отдали в наше распоряжение. В одной мы с Валей поселились, в другой Саша с Натальей и Аней, а сама хозяйка скромно устроилась на диванчике в прихожей.

Лисютино – деревня относительно новая. Здесь таких огромных бревенчатых вековых домов, как в Пожарище, нет. Дома совхозные, 50-60-х годов. Газ, вода, все дела. Правда, как раз перед нашим приездом морозы заморозили у Валентины Григорьевны трубы, поэтому воды в доме не было. И колонка рядом тоже замерзла. Воду в итоге таскали от колодца.


Внутри дома — тепло и уютно. И печь есть. Только не топится. Отопление паровое, потому что газ есть. Недалеко от деревень проходит газовая труба. На компрессорной работает среднее поколение местных — те, кому повезло, и кто после развала колхоза не остался без работы. Получают на компрессорной, по местным меркам, неплохо. Поэтому и мужчины еще в деревнях остались. Пока есть работа – будут люди. Правда, сейчас идет политика на укрупнение. Вот уже все конторы из Лисютина и Пожарища перенесли в Нюксеницу, сделали сельское объединение (или сельское поселение?). А это значит, что за каждой бумажкой в райцентр не наездишься – народ опять будет уезжать… Не нужны нашему государству деревни, что делать.

Утром хозяйка ушла рано – мы и не слышали. Сами проснулись поздновато, уже после девяти. Чайку попили, Валя пошел машину прогревать. Возвращается. «Замерзла, — говорит, — машина! Всё». Отправился искать кого-то, кто «прикурит». А тут к нам колядовщики уже стучатся. Олег, Ольга их сын и три старшие девочки из фольклорной студии. Они с раннего утра уже из Пожарища приехали, все Лисютино обошли, Христа прославили, к нам последним заглянули. Спели нам Рождественский Тропарь, обсыпали зерном («Сею-вею-посеваю, с Рожжеством вас поздравляю!»), покричали колядки. Мы им дали сладостей, а в ответ тоже, чего вспомнили, спели – «Как в Иерусалиме…», «Коляда, Коляда, уж ты, клюшечка…», «Скинию…». Мы поем не местную традицию, южную, казачью преимущественно. Удивились, что здесь, на севере, христославия практически не исполняют. Тропарь только и колядки. Северная традиция архаичнее. Колядовщики нас выслушали внимательно и доброжелательно. Поблагодарили. И Олег попросил довезти их до Пожарища, где их уже ждали ребята помладше, чтобы большой толпой продолжить обход.

А мы бы и рады отвезти, да не можем. Потому что машина замерзла, аккумулятор сел. Пришлось колядовщикам искать себе транспорт, а нас оставлять греть технику.

Возле Валиной машины собралось аж четверо местных мужиков. Сквозь веселый мат они дружно ругали японскую нежную технику и судили-рядили, что же с ней теперь делать. Время шло, мы сидели в избе и скучали. Пешком до Пожарища Олег нам идти не рекомендовал, тем более – с Анютой. Уж очень морозно. Но мы разве в доме приехали сидеть?

На улице меж тем, вроде, потеплело малость. Мы собрались с духом, укутались и двинули по снежной дороге по красивым холмам пехом.
Вале, слава Богу, какой-то добрый человек дал паяльную лампу, дело пошло и судзука нагнала нас на середине пути. Мы почти и не замерзли.

Олег с Ольгой и детьми уже во всю обходили деревню. Мы к ним присоединились. Прошли домов десять-пятнадцать, наверное. Интересно. Когда бы нас еще так, запросто, в дом пустили? Незнакомых людей, со стороны… Здесь народ не очень-то открытый. Просто так могут и дверь не отпереть. Другое дело — с Олегом, с Ольгой, со своими в толпе. Раз Олег Николаевич нас с собой взял, значит, можно.


Входишь в дом, на пороге просишь разрешения поколядовать. Поешь Тропарь. Поздравляешь «с Новым годом, с новым счастьем, с новым ложком, с новым чашком». Потом колядки поешь «маленький мальчик сел у стаканчик, а стаканчик — хруп! подавай, тётя, руб!», зерном обсыпаешь. Это все делали пожарищенцы. А мы, если в конце время немножко оставалось, тоже чего-то такое пели. И «Щодрый вечор», и «Заспевайте, христиане…». Не местная традиция, но зато в тему.

Сладостей ребятам давали много, хотя далеко не все хозяева были готовы к приходу колядовщиков. Некоторых мы заставали врасплох, будили, несмотря на то, что время было уже за полдень. Детишки кое-где совсем маленькие встречались. Одного малыша разбудили, напугали – он расплакался. Зато в другом доме, в одном из последних, до которого добрались, деды ждали колядовщиков с раннего утра. Все надеялись, что кто-то их повеселит, «как раньше», сластей наготовили… Едва дождались. В одной избе к нам вышла бабушка, послушала поющих, а потом сама говорит: «Погодите-ко, вот я вам свою колядку спою!». И спела замечательно! Вот у нее бы поучиться…

Корзинки были маловаты, жаль. Обе наполнились доверху. Последние сласти даже не умещались. Наколядовали и хлеба из печки, и печенья-баранок, и денежной мелочи, и вареных яиц, и сала кусок, и конфет кучу целую.

Раньше, по словам пожарищенцев, здесь традиционно колядовали только мужчины. Теперь дети ходят. Не то, чтобы мужчин не было – есть мужики, благо, на компрессорной, на газовой трубе зарплаты неплохие, можно заработать. Но активно поддерживающих традицию, пожалуй, только вот Олег. Хотя кое-какие обряды еще в чести и в памяти. Например, в вечер-ночь с седьмого на восьмое на улицах деревни мужики «пошаливали». Заборы поперек дороги ставили, Вале дровами машину завалили. Рассказывают, что могут ступеньки на крыльце водой облить или дверь в избу приморозить. Или поставить над воротами ведро с водой. Откроешь – и ледяной воды за шиворот получишь. Весело живут.

После обхода, уже к обеду, усталые, но довольные, мы пришли в ЦНТ. Дети со взрослыми рассортировали наколядованное. Часть сладостей съели с чаем, большую часть поделили между детьми и те понесли заработанное домой.

Нас Олег, Ольга и Галина Николаевна накормили обедом – белый суп (мясо и картошка в бульоне, в печи несколько часов томленое, вкус непередаваемый!), ржаные сухарики и здешнее, Олегом сваренное пиво. Страсть, как вкусно!


О пиве я попросила рассказать подробнее. Олег долго рассказывал! Он его научился варить у бабушек. Валя давно оценил вкус местного «пивця», я летом тоже попробовала – прониклась. Уж на что я – человек непьющий, и то от такой вкусноты не могла отказаться. Густое, темное, сладкое, похоже на самый свежий квас или даже на квасное сусло. Только градус едва-едва чувствуется. А теперь, зимой «пивцё» у Олега оказалось еще вкуснее летнего, потому что не на продажу его варил, а для своих.

Пиво творят долго и кропотливо. Иногда на все про все проходит не один месяц. Сначала делают солод из собранного в мешки отборного зерна – ржаного, пшеничного или ячменного. Зерно прямо в мешках вымачивают в речке, в проточной воде несколько дней. Потом раскладывают на лавках, ждут, пока прорастет. Проросшее зерно переплетается крепко корешками. Его долго раздирают. Потом раскладывают горками на печах по всей деревне, потому что на одной печи такой большой объем не помещается. Надо следить, чтобы зерно в середине кучи не запрело, не закисло, не испортилось…

Дальше следует еще более сложная процедура варки солода, отстаивания, собирания осадка-сусла, которым любят угощаться дети. Хмель туда добавляется в нужный момент, в нужный момент сахар, хотя сахар – это уже в последнее время стали класть. Современные люди и избаловались, им без сахара пиво кажется не сладким. А раньше обходились, и ничего, сладко было.

Пиво раньше варили только мужики — баб и девок не пускали. Потому что баба может сглазить, испортить пивцё. А дело серьезное. Например, варят пиво на свадьбу. Много надо сварить. В любой момент может подойти кто угодно, попробовать, оценить. А если, скажем, жених раньше с одной девкой гулял, а женится на другой, так та, первая, запросто над пивом чего-нибудь не то скажет, и умрет «пивцё», перестанет бродить, не созреет, не сварится таким, каким надо. Тут уж и позор хозяевам. И свадьбу-то могли отменить, если пиво не задалось. Вот, берегли поэтому. Как жениха и невесту на свадьбе, так и пиво берегли.


Хранится этот вкуснейший, живой, удивительный, древних традиций напиток не больше 15 дней. И с собой, в Москву его не очень-то привезешь. Наш летний эксперимент закончился, по большому счету, неудачей – перебродило пивцё, вкус потеряло. Одна бутылка даже взорвалась. Нам потом сказали, что на празднике одна женщина нечестно продавала — водку в пиво добавляла. Но вот на Святки было все по честному, и здесь мы уж оттянулись…

После обеда Олег поставил нам фильм. Вернее, пока рабочие материалы фильма, который сотрудники ЦНТ сделали в Пожарище. Там о местных обрядах и традициях. О свадьбе много. Восстановили обряд строго в соответствии с подробным рассказом местной бабушки. С невестиными плачами, с подробным сватовством, с особыми словами «божатки», с выпеканием витушки. Витушка –интереснейший объект для изучения и для этнографов, и для кулинаров, и для филологов, и, разумеется, для фольклористов. Это специальный хлеб или пирог, который делают здесь на свадьбу. Основа в виде свастики с закрученными концами из длинных колбасок из теста. Промежутки заполнены свитыми в спиральки кусками теста. Все это опоясывается длинным скатанным, опять же, из теста, «поясом». И обязательно при творении теста, на каждом каждом этапе приготовления витушки, говорятся определенные слова, надо определенным образом себя вести, с молитвой готовить… Витушка – скорее не кулинарное блюдо, а магический обрядовый предмет, символики в котором так много, что и перечислять устанешь. Тут тебе и солнце, и плодовитость, и энергия в нужную сторону «закрученная», и всего еще много-много.

В фильме показаны Троица, Святки и другие местные праздники.

Когда фильм будет окончательно готов, обязательно купим его себе. Главная ценность его в том, что фильм делали люди, которые живут в этой традиции, не сторонние, а местные, впитавшие всю здешнюю древнюю культуру с молоком матери.

Фильм посмотрели, почувствовали, что утомились. Заехали домой, в Лисютино, передохнули. Там к нам зашли местные наряженки. Лисютинские детишки, перемазанные сажей, обряженные, кто во что горазд. Не то, чтобы много чего сказали-спели, но зато принесли настроение — настоящие колядовщики. Без всякой подсказки взрослых, сами обрядились, сами по деревне ходят, людей поздравляют. Это даже ценнее, на мой взгляд, чем колядование под началом старших.

К шести вечера поехали опять в ЦНТ. Да поехали не просто так, а с приключениями. Нас из Мышкина выехало пятеро – мы с Валей сидели в машине впереди, Саша, Наташа, Анечка сзади. Тут из Лисютино предстояло захватить еще и хозяйку. Это ладно, это понятно: Валентина Григорьевна назад садится, Анюту берет на колени, и все умещаются.

Но мы забыли, куда мы попали! В деревне если уж машина есть, то она должна подвезти всех. А лисютинских «фольклорных» бабушек, как я уже говорила, набирается семь человек! И всех москвичи должны подбросить до Пожарища. Я не подозревала, что наша судзука способна на такое. Семерых мы, конечно, не осилили, а четверых пришлось упихнуть. С хохотом, с шутками-прибаутками собирали бабушек по дворам. В итоге спереди рядом с Валей сели две бабушки – одна у другой на коленях. На заднее сиденье уместилось нас пятеро: Валентина Григорьевна с Анечкой на коленях слева, две бабушки – одна на коленках у другой – справа, и я «прослойкой», бочком висела посредине. А Наталью с Шуриком вынуждены были… запихать в багажник! И им там было в итоге свободнее всех. Нормально доехали три километра, ничего!

Выгрузились с грехом пополам, а в ЦНТ уже народу полно. Из Нюксеницы девушки приехали. Там Центр-то сгорел в 2008 году. В Москве это как-то все абстрактно читалось в новостях – где-то там, далеко на Севере, сгорел какой-то центр народного творчества… Ну, жалко, конечно, но мало ли что где горит? Вот только приехав сюда, на место, начала понимать истинный масштаб трагедии: невосполнимые, уникальнейшие фонды, записи, костюмы, самые сливки, которые собирались со всего района, лучшее и ценнейшее безвозвратно пожрал огонь. И люди видели, как Центр горит, и могли многое спасти, а пожарные не давали – потому что не положено, потому что безопасность людей важнее. И на пепелище даже самоваров не нашли, а коллекция была богатейшая! Многие материалы готовились к публикации, поэтому их не особенно давали кому-то читать. И не дублировали – это уж по нашему легкомыслию. Все исчезло безвозвратно. Страшно.

Центр сгорел, но сотрудники-то его остались. Сотрудников много, около десяти. И они продолжают работать, продолжают заниматься сбором, изучением, восстановлением традиции. Очень дружат с Пожарищем, куда теперь, после пожара, частично переместился центр фольклорной работы в районе. На празднике девушки из Нюксеницы (я по имени только Александру запомнила) и пели, и плясали, и слова за столом хорошие говорили, в общем, молодцы. Оттуда же, из Нюксеницы, приехал на вечерку гармонист Саша. Мы его еще летом фотографировали.


Всех позвали за стол. Столы ломились от всякой снеди. Из «этно-экзотики» нас порадовали: брусника пареная, грибочки-волнушки соленые, опять же, белый суп. Ну, и разных салатов, для нас обычных, холодцов, солений-варений куча была.
Бабушки пришли в нарядках. Под платками – тонкие платочки, а под платочками – «рожки». Мне сделали замечание, что у меня платок «домиком» не стоит и «рожек» нет. А «рожки» делают так. Берут марлевую полоску и вяжут на ней два узла по двум сторонам головы. Потом эту полоску на голову повязывают. Поверх «рожек» – косынку, чтобы волос не было видно, а сверху еще платок. И складочку посреди лба, чтобы «домик» получился.

У всех кофточки-сарафаны-фартушки отглаженные, отстиранные, аккуратные. Любо-дорого! И «окают» так чудесно. И цёкают. «Пивцё» у них да «винцё». «Винцё» — это водка. Водку водкой практически никто не называет. Пьют помаленьку. Пивцё же идет как компот. Его по кругу передавали в братЫне. Братыня местной традиции – здесь такие испокон делали. У нас дома есть две такие братыни, правда, Валя их ендовами называл. А купили одну из них как раз в этих местах – в антикварном магазинчике в Великом Устюге. Тоже, наверное, из какой-нибудь местной деревеньки.


Вначале спели здравицу, потом все отпивали из братЫни, и, кто хотел, говорил добрые слова. Потом просто ели-пили, шутили, смеялись. Дальше перешли в соседнюю комнату и там возле печки пустились в пляс. «Сударушку» плясали, «Метелицу», «Русского», вальсок, всякие другие танцы-пляски. Хоровод водили. Вариант нашей «Белой рыбы». А, может быть, мы — их вариант.
В какой-то момент три женщины со всеми, якобы, попрощались, ушли. Я еще удивилась, что так рано. А потом они же явились в избу наряженками. Одна обрядилась мужиком, вторая – бабой, третья — цыганкой. Та, которая мужиком, была самая артистичная. Подвязала себе под рубаху морковку и две картошки. И давай так и сяк их демонстрировать! Под гармошку пляшет, подол рубахи задирает, ко всем пристает. А у «бабы» под платьем был памперс, которым она тоже «хвасталась». Весь хохот и все шутки крутились вокруг этих «причиндал». А что? На Святки можно. В этом году не стали устраивать шуточных похорон, а в другие годы еще и это было. Псевдо-«поп», которого изображал Олег, «отпевал» посыпанного мукой «покойника» из местных парней. И отповедь его была сплошь из перченых шуток. И «крест» на него вешали, и «плакали» над покойником, а у покойника в самый неподходящий момент поднималось нечто под одеялом. Святочные «похороны» — обряд тоже древний. Бабушки рассказывали, что раньше навстречу колядовщикам могли на санях повезти «покойника», всех перепугать. Тоже ряженые, понятное дело.
В этом году ограничились тремя наряженками. Но и их хватило. Под конец своего «выхода» ряженые стали раздавать всем подарки: кому игрушечный пистолет, кому портянку, кому рваные колготки «Омса», кому тот же памперс.
После ухода «наряженок» стали петь. Попели и протяжные песни, и веселые, и романсы. Мы немножко тоже повыли, но больше, конечно, слушали. Голоса у бабушек высокие-высокие, пронзительные, как у птиц. В помещении даже тяжеловато долго с непривычки такое пение слушать. Тесно звуку. Но интересно очень. А Анечка, когда совсем уже припозднилось, под эти песни заснула. И ничего.
Валя отвез лисютинских бабушек по домам – экспериментировать с перегрузом машины больше не стали. Мы в это время чуть-чуть помогли Ольге прибраться. Потом Валя вернулся за нами, Саша отнес спящую Аню из машины в избу, мы еще чуть-чуть за столом у хозяйки посидели (без этого никак), и наконец-то угомонились.
К четырем с хозяйкой договорились о бане. Успеть, значит, надо с Олегом чайку попить – попрощаться, а потом к бане вернуться.

Баня еще только протапливалась. Оказывается, после нее Валентина Григорьевна назвала бабушек на очередные посиделки. В честь нашего последнего вечера и последующего отъезда. Опять, приедет из Пожарища Олег Николаевич со спутницами. Никак нам с ними не проститься, никак нового стола не избежать.

Хозяйка умаялась без нас в баню воду таскать и стол собирать. Мы бросились помогать. Пока ребята ведра носили, Наталья приготовила фантастический жареный адыгейский сыр, который везли мы еще из Жукова и думали, грешным делом, что он уже «умер», выкидывать пора. Ни фига! Наташа его реанимировала, да так, что все бабушки потом охали и рецепт выспрашивали. А еще она дала вторую жизнь гречневой каше, испекла из нее вкусные оладышки. Чем, опять-таки, покорила всех лисютинских женщин: «Молодая, а хозяйственная!».
Напарились в бане. Даже в снегу немножко повалялись. Снег падал красивыми белыми хлопьями – очень здорово.

Ну, после бани – святое дело! — опять за стол, опять разговоры, расспросы… Подъехали Олег Николаевич с Галиной Николаевной, еще «пивця» привезли. Бабушки, строго следуя заветам Андрея Сергеевича, поведали нам несколько «баллад» о своей жизни – о болезнях, о смертях, о трагических всяких случаях в лесу и на реке. Без этого никак. Надо же приезжих гостей удивить, поразить, напугать немного. Хотя и хорошего тоже вспомнили – и о природе местной, и о людях. Добрые здесь места. Хотя и непростые.
Мы, конечно, Москву поругали. А как еще ответить на вопрос: «Ну, как там у вас, в Москве?», который задает тебе пожилая женщина из деревни Лисютино Нюксенинского района Вологодской области? Честно сказали, что дышать нечем, что пробки, что до работы добираемся не меньше часа, что воду из-под крана пить нельзя… Вы бы вот о чем рассказали?

Разошлись заполночь. Еще зашли в гости к Фаине Михайловне, она нам надавала всяких варений-солений. И хозяйка тоже гостинцами побаловала. Как все завтра в машину упихнуть?

Долго не могли уснуть – все возле судзуки какие-то мужские голоса слышали. Может быть, слух уже прошел по деревне про разбитую фару? Мужики обсуждали, какой урон нашей японке нанесен? Не знаем. Валя вышел на голоса – никого уже не было.

Утром Валентин заехал в Пожарище, подсадил Ольгу с сыном, которым надо было в Никольск (до Тотьмы просили добросить, а там – автобус), потом мы погрузились, простились с заспанной усталой хозяйкой (спасибо, Валентина Григорьевна за все хлопоты!) и двинулись домой. «Спасибо этому дому! Пойдем к другому». Очень нам понравилось там. Обязательно приедем еще.

Нас здесь, в Пожарище, ждут 30 мая на Троицкое Заговенье. Будет большой съезжий праздник.
А еще Олег просил передать, что по-прежнему ждут в деревне людей, готовых сюда на постоянное место жительства переехать, здесь жить, работать, и помогать сохранять древнюю живую культуру.
Об условиях жизни в Пожарище я уже писала. Дам ссылку: На ПМЖ в деревню.

Новогодние каникулы. Часть 1. Москва — Мышкин — Вологда — Тотьма.
Новогодние каникулы. Часть 2. Деревня Пожарище, Вологодская обл., Нюксенинский р-н,. Святки.

Съезжий праздник в деревне Пожарище, Вологодская область, 14 июня Часть 1
Съезжий праздник в деревне Пожарище, Вологодская область, 14 июня. Часть 2

Пивцё. О «творении» пива рассказывают Олег и Ольга Коншины

www.perunica.ru

Едем в Пожарище | Кириллица

В год культуры правительство все больше внимания уделяет традиции. Не так давно депутат Государственной Думы и бывший губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев принял участие в оргкомитете по проведению XVII фестиваля «Живая старина». Традиционный престольный праздник пройдет в деревне Пожарище Нюксенского района в середине июня. «Кириллица» решила выяснить, чем же так примечательна эта деревня?

Из истории

Первое упоминание о поселении относится к 1609 году. До сих пор в деревне сохранились жилые дома и крестьянские постройки середины и конца XIX века. Здесь в чистоте и неприкосновенности сохранились древнейшие песни, сказки, архаичные обряды, ритуалы, традиции, корнями уходящие в глубокую древность.

«Деревня «Пожарище была признана чудом вологодской земли».

Создание «бренда»

Пожарище — не единственная, к счастью, деревня, сохранившая свои культурные корни, но именно здесь, на территории Уфтюгского поселения, уже 16 лет ведется целенаправленная работа по восстановлению традиционной народной культуры.
В 1993 году Олег Коншин создал в Пожарище фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка», объединивший местных народных исполнительниц, носительниц традиционного знания.

Они успешно осваивают художественные формы праздничной и обрядовой культуры родного края, вовлекая в этот процесс молодежь и среднее поколение.

«Сегодняшние подростки в Пожарище выросли в естественных условиях бытования традиции: встречать со звездой Рождество, ходить рядами в Троицу, надевая традиционный костюм, — привычное и обязательное для них занятие».

Опыт экспедиционной работы также подтверждает: здесь сохранился один из немногих очагов живой традиционной культуры Вологодской области. Для Русского Севера явление почти феноменальное.

Но самое удивительное, что «уходящая культура» существует в деревне бок о бок с «жизнью в традиции».

Живая традиционная культура

В Пожарище можно увидеть настоящий свадебный обряд с причитаниями и величальными песнями, древнейшими плясками и хороводами.

«А как завораживает то певучая, то вдруг энергичная звонкая окающая речь — под стать Уфтюге — реке, плавно омывающей камни-валуны и бойко журчащей по гальке, устилающей древнее русло. Эмоциональная окраска исполняемых обрядовых песен сравнима с зимней вьюгой, шумом леса, родниками и речушками — именно так поёт сама Земля».

По словам ученых-исследователей это одно из уникальных мест на Русском Севере с живой традиционной культурой.

В Пожарище проживает 156 человек, в поселении – 550. Этнокультурный центр работает со всеми возрастами и слоями населения.

«Национальная деревня русского севера»

Проект «Национальная деревня Русского севера» — творческая лаборатория, в которой изучается прошлое и настоящее; заповедник, в котором сохраняется природное и культурное наследие; школа живого общения и передачи знания, так как вовлекает людей в совместную деятельность.

В Пожарище представлены интерактивные творческие программы знакомящие с местными календарными обычаями, обрядами и праздниками; традиционной обрядовой едой и костюмом; диалектным языком. Унаследовав от своих предшественников саму суть народного духа, певицы, передают магическое, подсознательное, мифическое состояние в песне, пляске, плаче.

 

Здесь можно поучаствовать в традиционном свадебном обряде, познакомиться с местным народным костюмом и традиционной едой конца 19-20 веков, а также способами её приготовления.

В рамках туристского проекта «Национальная деревня Русского Севера» этнокультурный центр ставит этноспектакли. Познание традиционного уклада жизни и обрядовой культуры, вхождение в образ носителя традиционного народного мировоззрения, освоение семейно-бытовых ролей – все это находит воплощение в этноспектаклях.

По форме они приближаются к «живому театру», когда зритель активно вовлекается в действо, пробует себя в интерактивных экспромтах. Главные артисты, составляющие ядро творческого коллектива, — народные исполнители из «Уфтюжаночки» — знатоки песен и обрядов. В спектаклях не менее активно участвуют и дети, и люди среднего возраста.

В нескольких семейных творческих коллективах присутствуют три поколения, да и семьи, в свою очередь, связаны общими родственными корнями. Поэтому передача народного знания происходит естественным образом в обрядово-игровой деятельности, что было присуще традиционной семье.

Фестиваль «Живая старина»

Ежегодно в конце мая-начале июня деревня Пожарище собирает гостей на фольклорный праздник «Живая старина», приуроченный к местному традиционному празднику — Троицкому заговенью. Творческие коллективы районов области исполняют здесь старинные хороводы и пляски.

По древней Уфтюгской традиции, все участники гуляния проходят по деревне в рядах с протяжными песнями и частушками под тальянку и гармонь. Троицкие качели, русская пляска и обрядовая каша в кругу друзей и родных — всё располагает к встречам земляков на Уфтюгской земле.

По мнению заведующего отделом социальных проектов этнокультурного центра «Пожарище» Олега Коншина, фестиваль «Живая старина» стал настоящей творческой лабораторией, где гости вместе с фольклорными коллективами учатся восстанавливать традиции проведения народных праздников.

В этом году фестиваль пройдет при финансовой поддержке Министерства культуры. Но для проведения масштабного и зрелищного мероприятия этих средств будет недостаточно.

Анастасия Некрасова

fund.cyrillitsa.ru

Пожарище (Нюксенское сельское поселение) — Википедия

У этого топонима есть и другие значения, см. Пожарище.
Деревня
Пожарище
60°28′23″ с. ш. 44°04′44″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Субъект Федерации Вологодская область
Муниципальный район Нюксенский район
Сельское поселение Нюксенское
История и география
Тип климата умеренно-континентальный
Часовой пояс UTC+3
Население
Население 77 человек (2002)
Национальности русские
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 161371
Код ОКАТО 19 236 840 013
Код ОКТМО 19 636 444 311
Прочее
Рег. номер 5261

Показать/скрыть карты

Пожарище

Пожарище

Пожарище

Пожарище — деревня в Нюксенском районе Вологодской области.

Входит в состав Нюксенского сельского поселения (с 1 января 2006 года по 8 апреля 2009 года входила в Уфтюгское сельское поселение)[1][2], с точки зрения административно-территориального деления — в Уфтюгский сельсовет.

Расстояние до районного центра Нюксеницы по автодороге — 18 км. Ближайшие населённые пункты — Кокшенская, Заболотье, Мартыновская.

По переписи 2002 года население — 77 человек (34 мужчины, 43 женщины). Всё население — русские[3].

Содержание

  • 1 Название
  • 2 Туризм
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Название

Название происходит от пожара, которым расчищали площади для строительства и распашки, и известно с 1609 года.[4]

Туризм

Ежегодно в конце мая проходит фольклорный праздник «Живая старина», приуроченный к Троицкому заговенью.[5]

Примечания

  1. ↑ Закон Вологодской области от 06.12.2004 № 1120-ОЗ «Об установлении границ Нюксенского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав»
  2. ↑ Закон Вологодской области от 08.04.2009 № 1992-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Нюксенского муниципального района Вологодской области»
  3. ↑ Данные переписи 2002 года: таблица 2С. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.
  4. ↑ Последние островки русской жизни. 13 февраля 2011. Антон Размахнин // Свободная пресса
  5. ↑ Деревня Пожарище, Вологодская область // Газета «Сельская Новь»

Ссылки

  • Пожарище в реестре населённых пунктов Вологодской области
  • Традиционная народная культура. Вологодский областной информационно-аналитический центр культуры
Это заготовка статьи по географии Вологодской области. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Населённые пункты Нюксенского сельского поселения

Аксентьево | Березовая Слободка | Березово | Бобровское | Большая Сельменга | Верхнее Осиново | Гора | Дмитриево | Дунай | Заболотье | Заборье | Задняя | Заречье | Звегливец | Ивановская | Килейная Выставка | Кишкино | Ключевая | Кокшенская | Королевская | Красавино | Кузнецовская | Ларинская | Лесютино | Малая Сельменга | Малиново | Мальчевская | Мартыновская | Матвеево | Мыс | Наволоки | Нагорье | Наквасино | Нижнее Осипово | Норово | Нюксеница | Озерки | Озерки | Олешковка | Панфилиха | Побоищное | Подол | Пожарище | Прожектор | Разуличье | Семенова Гора | Советская | Советский | Угол | Устье-Городищенское

wikipedia.green

Погода в д. Пожарище, Нюксенский р-н, Вологодская обл.

Температура Осадки Ветер Влажность Облачность Давление
00:00 -0,3°

легкий дождь

1,3 м/с, Юг96%98%768 мм рт. ст.
01:00 -0,1°

легкий дождь

1,2 м/с, Юг96%98%768 мм рт. ст.
02:00 0,0°

легкий дождь

1,2 м/с, Юго-Запад96%98%767 мм рт. ст.
03:00 +0,3°

сильная облачность

1,1 м/с, Юго-Запад97%98%766 мм рт. ст.
04:00 +0,4°

сильная облачность

1,0 м/с, Юго-Запад97%98%766 мм рт. ст.
05:00 +0,5°

сильная облачность

1,0 м/с, Юго-Запад97%98%766 мм рт. ст.
06:00 +0,7°

сильная облачность

0,9 м/с, Юго-Запад97%98%767 мм рт. ст.
07:00 +0,8°

сильная облачность

1,0 м/с, Запад97%98%767 мм рт. ст.
08:00 +0,8°

сильная облачность

1,1 м/с, Запад97%98%767 мм рт. ст.
09:00 +1,0°

легкий дождь

1,2 м/с, Запад97%98%767 мм рт. ст.
10:00 +1,0°

легкий дождь

1,2 м/с, Запад97%98%767 мм рт. ст.
11:00 +1,0°

легкий дождь

1,2 м/с, Запад97%98%767 мм рт. ст.
12:00 +1,1°

легкий дождь

1,2 м/с, Северо-Запад97%98%768 мм рт. ст.
13:00 +1,0°

легкий дождь

1,1 м/с, Северо-Запад97%98%769 мм рт. ст.
14:00 +0,8°

легкий дождь

1,0 м/с, Северо-Запад97%98%769 мм рт. ст.
15:00 +0,4°

сильная облачность

0,8 м/с, Северо-Запад98%98%770 мм рт. ст.
16:00 +0,1°

сильная облачность

0,7 м/с, Север97%96%770 мм рт. ст.
17:00 -0,2°

сильная облачность

0,7 м/с, Север97%95%771 мм рт. ст.
18:00 -0,8°

сильная облачность

0,6 м/с, Север97%92%772 мм рт. ст.
19:00 -1,0°

сильная облачность

0,7 м/с, Запад96%93%772 мм рт. ст.
20:00 -1,3°

сильная облачность

0,9 м/с, Юг95%95%772 мм рт. ст.
21:00 -1,8°

сильная облачность

1,3 м/с, Север93%98%773 мм рт. ст.
22:00 -2,1°

сильная облачность

1,3 м/с, Северо-Восток92%97%773 мм рт. ст.
23:00 -2,4°

сильная облачность

1,4 м/с, Северо-Восток92%97%774 мм рт. ст.

goodmeteo.ru

Погода Пожарище. Прогноз погоды в Пожарище на сегодня, завтра и неделю (Нюксенский район, Вологодская область)

+2°C

Восход 8:08 Закат 15:28

Температура, °C

чувствуется каккак будет ощущаться
температура воздуха
человеком, одетым по сезону

Давление, мм

Влажность, %

Ветер, м/с

Вероятность
осадков, %

  • Ночь
  • Утро
  • День
  • Вечер
  • 0:00

    Сплошная облачность, мелкий мокрый снег

    +1°

    -2°

    757

    100

    2.3 Южный, 2.3м/с

  • 3:00

    Сплошная облачность, мелкий дождь

    +1°

    +1°

    757

    100

    1 Южный, 1м/с

  • 6:00

    Сплошная облачность, мелкий дождь

    +1°

    -1°

    755

    97

    2 Юго-западный, 2м/с

  • 9:00

    Сплошная облачность

    +2°

    755

    100

    1.9 Западный, 1.9м/с

  • 12:00

    Сплошная облачность, мелкий дождь

    +2°

    755

    100

    1.6 Северо-западный, 1.6м/с

    66

  • 15:00

    Сплошная облачность

    +2°

    757

    100

    1.7 Северо-западный, 1.7м/с

    45

  • 18:00

    Сплошная облачность

    +1°

    -2°

    759

    98

    2.3 Северный, 2.3м/с

    5

  • 21:00

    Сплошная облачность

    -3°

    760

    97

    2.4 Северо-восточный, 2.4м/с

    3

Солнце в этот день в Пожарище будет редко показываться из-за облаков. Мелкий дождь, который утром пришел на смену ночному мелкому мокрому снегу, будет продолжаться практически весь день, но ближе к вечеру должен закончиться.

Народный прогноз погоды: 18 ноября отмечается день памяти святых Галактиона и Епистимии. В прежние времена в этот день девушки молились о женихах и умоляли Всевышнего послать им хорошего мужа. В этот день прогноз погоды определяли так: если стелится туман — будет тепло, а если иней на деревьях, надо готовится к морозу. С этого времени начинают менять шубки зайцы-беляки, белки, ласки.

sinoptik.com.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *