Пойдемте в музей древнего египта – Искусство Древнего Египта

Разработка урока по истории на тему «Искусство Древнего Египта» (5 класс, параграф 11)

Раздел: Древний восток

Глава 4. Древний Египет

Параграф 11 Искусство Древнего Египта

План:

  1. Первое из чудес света.

  2. Храмы – жилища богов.

  3. Гробница фараона Тутанхамона.

  4. Пойдёмте в музей!

1. Первое из чудес света. В искусстве Египта ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом и религиозными верованиями египтян. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды – огромные гробницы фараонов. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. В Египте насчитывается около 2000 разных пирамид.
Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для фараона Джоссера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб (мастаба — прямоугольная наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй), сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джоссера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник размером 140 на 118 метров, высота пирамиды достигает около 60 метров. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молелен, святилищ, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта. Погребальный ансамбль фараона Джоссера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту.

Самая грандиозная пирамида — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена около 2600

 года до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 метрам, высота — 147 метрам. Это высота 50-этажного дома, а периметр вокруг пирамиды составляет километр. Сложена пирамида Хеопса из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.

Сооружение пирамиды длилось 30 лет. Когда пирамиду почти построили, Хеопс осмотрел ее и остался недоволен. Она показалась ему маленькой. Он приказал увеличить ее размеры. Строительство требовало денег. Казна опустела. Есть легенда, что Хеопс продал свою красавицу дочь, чтобы закончить свой вечный дом. Народ возненавидел фараона. Восставшие крестьяне и рабы выбросили мумию из пирамиды. Они хотели уничтожить саму память о жестоком Хеопсе.

Постройки других народов и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль. Частью этого ансамбля является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 метров, высота — 20 метров. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о фараоне как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса “Отцом Ужаса”.

 

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни, т.к. камень для пирамид вырубался в каменоломнях, за несколько км от Долины мертвых. Древнегреческий историк 

Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Пирамиды начинали возводить при жизни фараона. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда.

2. Храмы — жилища богов. В крупнейших городах Древнего Египта были построены величественные храмы. В основном в храмах проводились различные религиозные праздники. Вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда 

сфинксов,фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У самого входа стояли обелиски, их острые концы были украшены золотом, серебром, в которых ослепительно отражались солнечные лучи. За воротами — широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. В залах находились скульптуры, их количество доходило до 200 штук. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение, где стоит статуя бога. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда. Празднуя День бога, жрецы на плечах выносили его статую во двор храма к народу. Далее процессия направлялась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали в храм.

3. Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях.

За прошедшие века и тысячелетия их погребения фараонов были разграблены.

Но одну гробницу археологи нашли нетронутой. Спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона Тутанхамона

на каменных дверях цела, и никто не входил сюда более трех тысяч лет — все сокровища остались на месте! Тутанхамон царствовал очень недолго и умер в восемнадцать лет. О его правлении сохранились лишь скупые сведения. Известность и слава пришли к Тутанхамону через три тысячелетия после его погребения, после открытия современных археологов.

В первой комнате стоял роскошный трон, его окружали сотни различных предметов и драгоценностей. В главной комнате обнаружили каменный саркофаг, в нём – второй, во втором – третий, а вот в третьем – четвёртый золотой саркофаг с мумией Тутанхамона. Саркофаг, принадлежавший фараону Тутанхамону, украшен с великолепием и мастерством рядами мельчайшего орнамента.

Поистине совершенным произведением ювелирного искусства можно считать золотую маску фараона. Она сделана из инкрустированных листов золота. Ее размер в высоту 54 см, а вес – более 10 кг. Великолепно царское ожерелье с мельчайшими перегородками-змейками, заполненными самоцветами. Золотое сияние маски отождествляет царя с солнцем.

4. Пойдёмте в музей! Древний Египет по праву считают колыбелью человечества. Древний Египет также можно считать колыбелью культуры человечества. Искусство Древнего Египта представлено главным образом скульптурой, архитектурными сооружениями, фресковой росписью. В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.

Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны и вельможи могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, а усопших фараонов представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству. Египетские статуи раскрашивались: мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.

Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы.

Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону, и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

В наше время египетские мумии и саркофаги можно увидеть в Москве в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Вопросы и ответы:

1). Что такое скульптура? (искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных) 

2). Вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить).

Какие сюжеты рисовали на стенах? – (сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т. д.)

Доп. информация: «Живопись» Художники Египта тоже придерживались определенных правил, изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.

3). Вспомните, что такое архитектура? (Архитектура – это искусство проектировать, строить здания и сооружения). Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глину, камень)

4). Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесина  дорого стоила)

Как вы думаете, какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? Почему? (храмы, пирамиды; они строились из камня)

Что такое храмы? (жилища богов)

Контрольные вопросы учителя:

  1. Покажите на карте место нахождения пирамид, назовите самую высокую (На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром), самая высокая – пирамида Хеопса ).

  2. Каков приблизительный возраст пирамиды Хеопса? (около 4600 лет)

  3. Как откалывали огромные каменные глыбы от скалы? ( Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы ).

  4. Кто трудился на строительстве пирамид? (На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов.)

  5. Назовите особенности устройства египетского храма. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колоннами).

  6. Какие чувства испытывали египтяне, попав в храм? Почему? ( Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.)

В искусстве выделяются следующие виды: литература, живопись, скульптура, архитектура.

Архитектура —  искусство проектировки и построения зданий.

Скульптура – искусство создания объёмных художественных произведений путём высекания, резки, лепки.

Художественная литература Древнего Египта представлена мифами, гимнами, поучениями.

infourok.ru

Искусство Древнего Египта — История

Искусство древнего Египта .

1.Первое из чудес света.

  • Пирамида фараона Хеопса была построена 2600 года до н.э.
  • Её высота 150 метров.
  • Охранял гробницы фараона, большой сфинкс высеченный из целой скалы.
  • Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно сменяясь каждые три месяца.

2.Храмы-жилища богов.

  • Будто стража вдоль дороги ведущей к храму – два ряда сфинксов.
  • По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами.
  • Перед ними высечены из гранита огромные фигуры Фараона, восседающего на троне.
  • У входа стоят обелиски – каменные иглы Фараонов.
  • За воротами широкий двор, окружённый колонами.

3. Гробницы фараона Тутанхамона .

  • Хоронили египтяне своих фараонов в помещениях, вырубленных в скалах.
  • Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой.
  • В главной комнате находился каменный саркофаг , а в нём второй саркофаг, во втором третий.
  • Посреди первой комнаты стоял трон- на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями.

4.Пойдёмте в музей!!!!

  • В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства.
  • Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила.
  • Фараоны, вельможи и боги изображены так

словно они заколдованы.

Мужчин изображали с кожей темного цвета , а женщин светлого.

В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусств, а в Питер музей Эрмитаж.

Спасибо за внимание!)))

multiurok.ru

Египетский музей в Каире — большой музей древнего Египта

Египетский музей в Каире является самым большим в мире хранилищем ценностей древнего Египта. Это самый большой музей из всех где мне довелось побывать. Коллекция Египетского музея насчитывает около 160 тысяч экспонатов. Если выделить на каждый экспонат всего по 10 секунд то на осмотр музея уйдёт почти 19 суток непрерывного осмотра, без отдыха и сна. Музей состоит более чем из 100 залов. Египетский музей в Каире так же известен как Национальный Каирский музей древнего Египта стал для меня настоящим откровением. Удивительные экспонаты словно со страниц учебника истории впечатляют не меньше великих Египетских пирамид.

Вход в Египетский музей в Каире

К музею мы приехали в начале 9-ого самыми первыми и ещё минут 15 слонялись у забора. Сопровождающие, от греха по дальше, попросили нас не отходить далеко. Ворота ограждающие вход в музей открывается в 8.30. утра

Арка над входом в Египетский музей в Каире увенчана головой богини Хатхор. Хатхор была богиня красоты в древнем Египте.

Справа от входа в музей богиня Исида — одна из самых почитаемых в древнем Египте.

И слева она же. Некоторые египтологи считают, что Исида и Хатхор это не 2 богини древнего Египта, а одна, только в разных ипостасях.

По бокам от входа в Каирский музей установлены статуи египетских фараонов. Рамзес III — со знамёнами Гора и Ра (хотя это скорее догадка)))

Ещё одна статуя предположительно Рамзеса III со знаменем бога Гора.

 

Экспонаты во дворе Египетского музея

Египетский музей в Каире начинает работать ежедневно в 9. 00 утра. По этому у нас было полчаса побродить по двору при музее. Здесь расположены крупные экспонаты, которые не стали размещать в здании.

Сфинкс во дворе Египетского музея в Каире.

Направо от входа вид на площадь Тахрир со двора музея.

Верхушка обелиска.

Ещё один сфинкс древнего Египта.

Налево от входа в Египетский музей в Каире вид на выгоревшую многоэтажку.

Статуя Рамзеса II.

Ещё одна статуя Рамзеса II на фоне сгоревшей резиденции Мубарака.

Во время беспорядков в 2011 году Египетский музей в Каире подвергся нападкам мародёров — 18 экспонатов украли, несколько десятков  были повреждены.

 

Резиденция партии Мубарака возле Египетского музея в Каире

Манифестанты подожгли здание возле Египетского музея в Каире в конце января 2011 года, когда город был охвачен масштабными беспорядками и антиправительственными выступлениями. До 2011 года в этом здании находилась резиденция правившей Национально-демократической партии Египта — сторонников Мубарака, президента правившего страной с 1981 по 2011г. Позже власти страны собирались разрушить резиденцию, но вернулись к рассмотрению этого вопроса только в 2014 году. В итоге здание было снесено, но когда мне довелось посетить Египетский музей в Каире дом ещё стоял.

Кроме того, территория в Каире, где пока находится сгоревшая здание, должна отойти Египетскому музею. Там будут экспонаты из запасников музея, что должно расширить всю композицию.

Египтяне рассказывали, что здание сожгли сами оборонявшиеся, «что бы важные документы не попали в руки народу». Да и вообще самого Мубарака египтяне не любят, хотя толком не могут объяснить за что. Все услышанные объяснения это такой наив, до того, что просто смешно, точнее грустно.

 

Памятник Огюсту Мариэту — основателю Египетского музея в Каире

После посещения Каирского музея мы ещё раз спокойно обошли весь двор. В левой стороне двора установлен памятник  Огюсту Мариэту — человеку который основал Египетский музей в Каире. Заражённый древним Египтом от своего друга Шампольона, он потратил много лет на раскопки, обнаружил множество храмов, ограничил вывоз древних ценностей из страны и яро боролся с расхитителями гробниц. Он не только основал Египетский музей, но и был его первым директором.

За Мариетом стоит 23 бюста разных египтологов внёсших наибольший вклад в изучение Древнего Египта. Вся композиция существенно контрастирует с остальными экспонатами. Здесь же, в Каире на территории Египетского музея, находится усыпальница Огюста Мариета.

 

Наши впечатления и отзывы о Египетском музее в Каире

При входе в Египетский музей пришлось сдать фотоаппарат, так как фотографирование внутри было категорически запрещено. Обидно, например по состоянию на 2018 год фотографировать внутри музея разрешили, только без вспышки и за исключением некоторых залов. Правда за эту возможность нужно заплатить приобретя отдельный билет на право фотографировать.

Нам раздали портативные рации, что бы слышать экскурсовода. Кстати говоря — отлично придумано, иначе там просто вообще ни чего не услышишь, в музее толпы народу. В общей сложности мы провели внутри чуть более 1,5 часов, из них примерно половину времени слушали экскурсовода, примерно половина отводилась на самостоятельный обход залов Египетского музея в Каире. Для музея такого размера с многими тысячами экспонатов, это конечно мало. Чего здесь только нет! Огромная статуя фараона Аменхотепа III и его супруги царицы Тии восстановлена прямо в музее, её нашли разрушенной где-то в Луксоре. Статуи, и статуэтки любых размеров, мумии животных, а так же колесницы, элементы одежды и многое другое. В музее есть практически всё, что сохранилось до наших дней.

В отдельном зале золотая маска Тутанхамона. Так же в наличии его трон. Копии этих экспонатов я видел в Хурхаде, фото можно посмотреть здесь. Зал с его золотым саркофагом посещается за отдельную плату, если не ошибаюсь — 20$. В 2020-ом году должен открыться Большой египетский музей в Гизе, туда перенесут все экспонаты найденные в гробнице Тутанхамона. Сам зал я не нашёл, да и не искал, слишком быстро летело время в стенах Египетского музея. Пытаясь охватить как можно больше, обходя зал за залом я пытался объять необъятное. Всё-таки дойдя в последний момент до зала древнего царства, который видел со второго этажа, но никак не мог найти на первом, после беглого осмотра к оговорённому времени я покинул музей.

Отдельного упоминания заслуживает туалет во дворе музея. Он условно бесплатный. Если есть возможность туда не ходить — не ходите!

 

Где находится Египетский музей. Как добраться

Как вы наверное уже догадались находится Египетский музей в Каире. Музей расположен в центре города, на улице между площадью Тахрир и рекой Нил.

Добраться до музея можно на метро. Нужно выйти на станции Sadat. Так же можно доехать на такси, таксисту нужно сказать «al-met-haf al-masri». Подобрать билеты на самолёт до Каира по лучшем ценам можно на этом сайте. Заказать трансфер из аэропорта можно здесь. Вас встретят в аэропорту и увезут до отеля или сразу до Египетского музея если вы путешествуете налегке.

Так же музей в Каире посещается на экскурсии к Пирамидам из Хургады или Шарм-Эль-Шейха. У нас есть отдельная статья про экскурсию в Каир. Приобрести экскурсию из Хургады можно здесь, из Шармы тут.

 

Стоимость билетов в Египетский музей в Каире. Время работы

Работает Египетский музей в Каире ежедневно с 9:00 утра до 17:00 часов вечера. В некоторые дни музей бывает открыт до 19.00 и до 21.00. Расписание часто меняется в зависимости от мусульманских праздников и дней недели.

Стоимость билета для иностранцев в 2018 году составляла 60 египетских фунтов — около 4$ . Вход в зал царских мумий 120 фунтов. Если у вас есть международная студенческая карта ISIC можно получить скидку 50%. За 20 фунтов в фойе музея можно получить аудио-гид, но русского языка нет.

Приходить в Каирский музей лучше с самого утра, в музее очень много народу. Я не особый любитель музеев, но здесь смог бы зависнуть на целый день.

itonga.ru

Главный египетский музей. Египетский музей / Museum of Egyptian Antiquities

Были ли вы когда-нибудь в египетском музее? Если вам довелось побывать в Каире, то, наверняка, да. Ведь при всём изобилии музеев столицы Египта экспозиция этот музея едва ли не главный манок для туристов со всего мира.

Но главным Каирский музей является не только по этой причине. Ведь египетские музеи есть и в Италии (Турин), и в Германии (Берлин). Кроме того, немало в мире известных музеев, в которых имеются крупные египетские отделы — Ватиканский музей, Лувр, Британский музей, Музей истории искусства в Вене и пр.

Можно даже не выезжать с территории нашей страны, чтобы увидеть египетские артефакты, скажем, в Эрмитаже или Пушкинском музее в Москве.

Впрочем, этим перечнем список обладателей египетских историко-культурных ценностей далеко не исчерпывается. Ведь эра расхищения артефактов, началась ещё в конце 18 столетия, во времена «открытия» Наполеоном Египта для западной культуры.

Но сколько бы ни умыкали со страны своего происхождения культурные ценности древнеегипетской эпохи, усилий её «любителей» оказалось не достаточно – большинство предметов древности осталось-таки в Египте. Тем более что ближе к середине 19 века местные власти стали чинить препятствия для вывоза артефактов с территории страны.

Преодолев почти 500-километровое пустынное пространство между Хургадой и Каиром, мы первым делом направились к главному музею столицы – Каирскому египетскому музею, высадившись у площади Тахрир, расположенной в центральной части города.

Попасть на территорию музея можно, миновав основательный досмотр. Он, разумеется, вполне уместен, учитывая неспокойную ситуацию в стране, сопровождающуюся чередой терактов, из-за которых было введено военное положение.

Плохо другое – при входе в музей изымают фото- и видеоаппаратуру и запрещают съёмку внутри помещений. Поэтому пришлось воспользоваться фотоаппаратом только «на воздухе». А здесь тоже есть, что посмотреть. Территория возле музея — настоящий музей под открытым небом.

Во-первых, стоит обратить внимание на пруд перед главным входом в музей. Цветы, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым фрескам и рельефам, они погружали цветы лотоса в вино.

Была бы возможность, я непременно воспользовался бы для лучшего погружения в древнюю эпоху такой настойкой. Главное здесь — не переусердствовать, поскольку в залах музея в наличие немало пустых саркофагов, куда «уставшему» дегустатору, возможно, заблагорассудится залечь. Выглядеть это будет, скорее всего, колоритно, но вряд ли уместно. Так что лучше не искушаться.

Если вы перед проникновением в музей свернёте влево и углубитесь в сад, то обнаружите памятник французу Огюсту Мариетту, который до посещения Египта был сотрудником Лувра. На памятнике начертано: «Мариетту-Паше от благодарного Египта».

Что же такого особенного сотворил этот француз, если имя его увековечено в Египте и ещё при жизни был присвоен титул Паши?

Этот памятник — посмертная дань уважения выдающемуся исследователю-египтологу, причем, вполне заслуженная, ведь жизнь Огюста Мариетта была целиком посвящена исследованию Египта времён фараонов, периоду расцвета древней цивилизации.

В саркофаге, скопированном с древних образцов, в полукруге обращенных к усопшему бюстов самых известных египтологов, покоится тело создателя сокровищницы египетского музея.

Кстати, неподалёку от памятника выставлены находки, обнаруженные Мариеттом.

Здесь можно увидеть обелиск Рамсеса 2 и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса 3.

Кстати, мне показалось есть что-то общее между нашими со сфинксом физиономиями. Поменяй у нас головные уборы и, в результате, — буквально одно лицо, как мне кажется. Или мне кажется? Как вы думаете?

Понятно.

Само здание музея было построено уже после кончины Мариетта по проекту другого француза, Марселя Дюнона. Тот предоставил конкурсной комиссии эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Тогда-то и был открыт Каирский египетский музей.

Его коллекция – огромна. Только выставленных в музее экспонатов около 150 тысяч!

Пишут, что ещё 40 тысяч памятников скрыты в подвалах, и многие из них уже поглотил мягкий грунт, так что требуются новые раскопки уже под самим зданием.

С момента открытия коллекция музея непрерывно пополнялась. Однако был в его истории момент, когда произошла утрата культурных ценностей. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе массовых беспорядков мародёры разгромили несколько витрин и похитили, по меньшей мере, 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.

Несмотря на то, что Каирский египетский музей – настоящая туристическая мекка, сейчас в его ста залах не очень многолюдно. Как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло. Из-за политической нестабильности в стране туристы, даже приехавшие на отдых в Египет, без былого энтузиазма посещают Каир, где обычно и случаются неприятности. В былые времена, здесь, говорят, яблоку негде было упасть.

Тем же, кто оказался здесь в настоящее время, наоборот очень комфортно из-за отсутствия туристической толчеи. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации.

Статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет.

Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. Древнее царство, Среднее, Новое…

Поначалу рассматривать их любопытно, правда, затем это занятие начинает утомлять. Уж больно многочисленны древние артефакты, представленные здесь! Говорят, что если уделять каждому экспонату по одной минуте, то понадобится девять месяцев, чтобы осмотреть их все.
К тому же, честно говоря, нам не очень повезло с сопровождающим гидом. Забавно, что у местных гидов принято представлять себя туристам именами известных в истории фараонов.

Так вот, наш Рамсес хоть и позиционировал себя как серьёзный исследователь Древнего Египта, удостовериться в этом не пришлось. Очень уж скверно он владел русским языком. «Аменхотеп, Эхнатон, Тутмос…» — только и удавалось идентифицировать в его речи.
Четверть часа такого «содержательного» рассказа… и я отправился путешествовать по древнеегипетской истории самостоятельно.

Впрочем, предоставляются в музее и услуги аудиогида, но среди предложенных собеседников, к сожалению, нет русскоязычных.

Кстати, несмотря на запрет фотографирования в музее, это правило мало кто из туристов соблюдает, а сотрудники музея не очень-то за этим следят. Я сдуру в сумке с фотоаппаратом оставил и смартфон, на который можно было делать снимки почти без ограничений.

В кармане, правда, случайно оказался электронный переводчик. Кстати, откровенная дрянь, которую я сподобился прикупить перед поездкой в Египет. Несмотря на многообещающую рекламу, переводит он с голоса с тем же успехом, что и Гугл, т.е. очень дурно. Единственное его преимущество заключается в том, что этот девайс способен работать без интернета.

Обнаруженный переводчик меня поначалу обрадовал, поскольку эта электронная штуковина, как и обычный смартфон, способна фотографировать, но радость оказалась преждевременной, т.к. делает это дело переводчик так же дурно, как и переводит речь с иностранного языка.
Так что основная масса фотоснимков оказалась качеством ниже всякой критики. Хотя, конечно, следует признать, освещение в музее слабоватое.

На втором этаже музея располагается настоящая жемчужина музея — собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, дошедших до наших времён в сохранности. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.

Нетрудно предположить, что зал, посвящённый сокровищам Тутанхамона, — самый посещаемый и самый охраняемый. Здесь, к слову, запрет фотографирования контролируется очень строго.

В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница.
В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.

Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта. Вес этого шедевра более 11 кг.

Несмотря на некоторый беспорядок, ветхость здания, плохое освещение и недостаточное количество сопровождающих надписей в музее, богатство коллекции делает его одним из немногих по-настоящему великих музеев мира, который обязателен для посещения.

turbina.ru

Список музеев и коллекций египетских древностей — Википедия

ГородНазваниеОткрытОписаниеИзображение
АхмимМузей под открытым небомМесто раскопок
АлександрияАлександрийская библиотека, Археологический музей2002Официальная страница[3]
АлександрияГреко-Римский александрийский музей (нем.)17 октября 1892О музее на сайте Верховного совета древностей Египта[4]
АлександрияKom ed-Dikka Open Air MuseumМесто раскопок
АлександрияМорской музейВ планах[5]
АлександрияМузей факультета искусств1945[6]
АлександрияАлександрийский национальный музей (англ.)31 декабря 2003
АлександрияПодводный музейАртефакты, обнаруженные на дне моря[7].
Эль-АришСинайский музейРассказывает о жизни на Синае, преимущественно о жизни и культуре бедуинов. Пострадал во время атаки боевиков в 2015 году[8].
Эль-Ашмунайн (Гермополь)Музей под открытым небом[9]
АсьютНациональный музейв планахМузей разместится во дворце Александра Каратеодори[10]
АсуанНубийский музей23 ноября 1997Экспозиция Нубийского музея показывает историю Нубии с первобытных времен до наших дней. Также в экспозиции представлены археологические находки, сделанные на Элефантине и в окрестностях Асуана.
Асуан (Элефантина)Асуанский музей1912Представлено собрание нубийских артефактов, спасённых при строительстве Асуанской плотины. Также выставлены находки с самого острова: утварь, керамика, оружие, мумии[11].
Асуан (Элефантина)Музей Нила2016Рассказывает о реке Нил, ирригационной системе и её прибрежных городах сквозь столетия[12].
БахарияМузей золотых мумийПредставлены обнаруженные Захи Хавассом в 1996 году мумии эллинистического периода из крупного погребального комплекса (англ.) Бахария и оазиса Фарафра.
Бени-СуэйфМузей Бени-Суэйф1997
ИсмаилияИсмаильский музей1932Небольшой музей содержит порядка 4 тысяч экспонатов с древнейших времён до эллинистического периода. Здесь рассказано о первом рукотворном канале Дария I, прорытом персами между Бубастисом и Горькими озёрами[13][14].
КаирЕгипетская национальная библиотека и архив (англ.)
КаирКаирский египетский музей1902Крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства.
КаирФранцузский институт восточной археологии (англ.)2017[15]
КаирКаирский музей почты[16]
КаирЕгипетский музей текстиля[17]
Музей Гайер-Андерсонаок. 1945В экспозиции представлена картина жизни богатых каирцев в эпоху османского владычества, а также обширная коллекция мебели, ковров, диковинок, принадлежавших Гайер-Андерсону.
КаирКоптский музей1908Коптское искусство
КаирДеревня фараоновНа о. Яакуб в парке воссоздан быт египтян со всем его колоритом. Идея создания деревни принадлежит Хассану Рагабу, который в свое время раскрыл секрет изготовления древнего папируса[18].
КаирМедицинский музей[19]
КаирЕгипетский национальный военный музей (англ.)1938[20]
КаирМузей археологического факультета Каирского университета
КаирМузей старого Каирав планахСтанет результатом Проекта восстановления старого Каира (англ.)
КаирНациональный музей Египетской цивилизации (англ.)в планах
КаирЦентр папирологии при Ain Shams University
КарнакМузей под открытым небом22 апреля 1986
Каранис (англ.)Музей Караниса
Кафр-эш-Шейхв планахРегиональный музей[21].
КенаМузей додинастического периодав планах
Ком-ОмбоКрокодиловый музей2012[22]
ЛуксорЛуксорский музей1975
ЛуксорМузей мумификации1997
МаллавиМузей Маллави1963Пострадал 15 августа 2013 года
Марина-эль-Аламейнв планах
Марса-эль-Аламв планах
Мерса-МатрухАрхеологический музейв планах
Эль-Миньястроится
Мит-Рахина (Мемфис)Музей под открытым небом
Порт-СаидВоенный музей
Порт-СаидНациональный музейв планах
РашидНациональный музей
СаккараМузей Имхотепа26 апреля 2006
Сан-эль-Хагар (Танис)
СохагАрхеологический музейстроится
СуэцСуэцкий национальный музей древностей2011Посвящён истории Суэца от доисторических времён до наших дней (1500 экспонатов)[23].
Тель-Баста (Бубастис)Находится на реконструкции[24].
Тель-эль-Даба (Аварис)в планах
ХаргаКультурный музей Харги1976Представляет артефакты, найденные в Харге и оазисе Дахла, а также охватывает эллинистический, христианский и исламский периоды[25].
ХургадаНациональный музейв планахПредставит артефакты восточной пустыни, а также другие экспонаты доисторического и исламского периодов.
Herriat Raznah, Эз-ЗаказикШаркейский национальный музей (The Sharkeya National Museum)1973 (закрыт в 2006)[26]
Шейх Абд эль-КурнаМузей Заупокойного храма Мернептаха[27]
Шибин-эль-КомМузеи на факультете туризма и гостиничного бизнеса при университетев планах
Эз-ЗаказикАрхеологический музей при университете Заказика1992[28]
Эль-ГизаМузей солнечной ладьи в Гизе (англ.)1985Посвящён реконструированной солнечной ладье фараона Хуфу.
Эль-ГизаБольшой Египетский музейожидается в 2020Около 50 тысяч экспонатов займут до трети территории музея. Здесь соберут полную коллекцию (5000) древностей Тутанхамона из Каирского музея. Также некоторые предметы прибудут из Луксора, Эль-Минья, Сохага, Бени-Суэйф, Асьюта, Файюма, Александрии
Эль-Кусейрв планах
Эль-ФайюмАрхеологический музейв планах
Эль-ФайюмМузей под открытым небом Киман Фарис2015Руины храма Аменхотепа III, эллинистические статуи[29].
ЭдфуАрхеологический музейв планах

ru.wikipedia.org

Trojden | Искусство Древнего Египта: Вигасин А. А.

1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.

Комната с гробом Хеопса отмечена стрелкой.

Древнеегипетская статуя вельможи.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны.

2. Храмы — жилища богов. Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдём к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена.

Древнеегипетская статуя жены вельможи.

За воротами — широкий двор, окружённый колоннами1. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн, похожих на связки стеблей папируса. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Робеет человек среди этих каменных исполинов, трепещет его сердце при мысли о могуществе и величии богов. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараон вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма.

В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в помещениях, вырубленных в скалах. За века и тысячелетия, прошедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены.

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трёх тысяч лет — все сокровища остались на месте.

Посреди первой комнаты стоял трон — на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.

Гроб Тутанхамона с изображением лица фараона.

1 Колонна — высокий столб, обычно служащий опорой в здании.

Строительство пирамиды. Рисунок нашего времени.

4. Пойдёмте в музей! В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира.

В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезённые из Египта. В чём же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Древнеегипетский храм. Рисунок нашего времени.

В главном зале храма. Рисунок нашего времени.

Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая — к коленям. Это не естественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела. Были и другие правила: мужчин изображали с кожей тёмного цвета, а женщин — светлого. Фигуры богов — всегда большого роста. Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в сравнении с фараоном совсем маленькие.

А вот каким правилам следовали египетские скульпторы при изображении человека на рельефах. На стене гробницы — фигура вельможи (см. рисунок). Верхняя часть его тела (плечи, руки) выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги — будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз изображён так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.

Большинство статуй находилось в гробницах. Статуя должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её «узнала» и вселилась в неё (если мумия почему-либо не сохранилась). Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусству а в Санкт-Петербурге — музей Эрмитаж. Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.

Объясните значение слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна.

Проверьте себя. 1. Как и с какими целями сооружались огромные пирамиды? 2. Что вам известно о гробнице фараона Тутанхамона? 3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах? 4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?

Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите египетские пирамиды и определите их местоположение.

Опишите рисунок «Строительство пирамиды» (см. с. 59). Соответствует ли рисунок тому, что рассказывает древний историк Геродот о возведении пирамиды? Если да, то чем?

Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колонный зал; 5) помещение со статуей бога.



trojden.com

Искусство древнего Египта. Музей Метрополитен

Искусство древнего Египта

Рельеф из гробницы Никаухора. Около 2480–2320 до н. э.

Обнаруженная в гробнице недалеко от пирамиды Сенусерта I статуя скорее всего изображает именно этого фараона. На его голове — корона Нижнего Египта, представляющая собой «ступку» со «стрелой» позади, а в руке — посох, символ царской власти, говорящий о том, что фараон призван вести свой народ.

Статуя Сенусерта I Около 1971–1928 до н. э. Дерево, гипс, краска. Высота 57,5

Особенности, которыми отмечена фигура царя, присущи и скульптурным, и живописным изображениям в египетском искусстве: широкие и сильные плечи, подчеркивающие физическую мощь фараона, узкие бедра и длинные крепкие ноги. Типична и поза Сенусерта I: он идет, рука остается прижатой к телу, а ступни — к постаменту. Но в остальном движение передано здесь точно, что видно по слегка подавшемуся вперед торсу, напряженным мышцам живота, коленям. Лицо статуи несет в себе черты конкретного человека с характерным разрезом глаз, чуть широковатым носом и ртом со складками по бокам. Стремление следовать натуре, насколько позволяли условности погребального культа, и мягкая проработка форм были особенностью египетской пластики в эпоху Среднего царства.

Лодка с гребцами Около 1981–1975 до н. э. XII династия. Дерево, краски, гипс, шпагат, ткань. 175×30,5×37

Эта модель прогулочной лодки с фигурками людей была найдена в гробнице фиванского чиновника по имени Мекетре. Он изображен здесь сидящим в тени, внутри небольшого помещения, окна которого занавешены от палящего солнца шторками, и нюхает цветок лотоса. Развлекают его, совершающего увеселительную прогулку по Нилу, певец и слепой арфист. Перед Мекетре стоит капитан судна, скрестивший руки на груди, и то ли ждет дальнейших указаний, то ли просто отдает ему дань уважения. Гребцы работают веслами, дозорный на носу лодки следит за тем, чтобы под ней была достаточная глубина, на корме стоит рулевой.

Эта модель может представлять собой точную копию настоящей лодки, которая была у изображенного здесь чиновника в его земной жизни. Помещенная в гробницу небольшая лодка должна была служить ему и на том свете.

Стела управляющего Ментусера Около 1954 до н. э. Известняк, краска. 102,5×48,8

Стела представляет египетского чиновника Ментусера сидящим перед столом, полным яств, которые обеспечены ему и в загробной жизни. Справа сын взывает к его душе, отец умершего несет глиняный горшок с угощением и сосуд с пивом, а дочь сидит на коленях и нюхает лотос, являвшийся в Древнем Египте символом воскресения. Фигуры даны здесь в сложном развороте: почти все тело в боковом ракурсе, а торс — фронтально. Сцена трактована достаточно условно, но в то же время изображение тонко проработано — мягкий известняк позволял это сделать. Сочетание невысокого рельефа с врезанными в камень иероглифами придает стеле особую декоративность, которая усиливается введением в композицию цвета.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *