Погост дреглях – Wall | VK

Погост-Загородский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Погост-Загородский — деревня в Загородском сельском совете Пинского района Брестской области. Население 359 человек (2009)[1].

Деревня расположена в 30 км к северо-востоку от центра Пинска у северо-восточной оконечности водохранилища Погост на реке Бобрик. С востока к деревне примыкает центр сельсовета село Камень. Западней Погоста-Загородского находится деревня Ботово, северней — Борки, южнее — Вяз. Через деревню проходит местная дорога Доброславка — Бокиничи, соединяющая шоссе М10 и Р105[2].

Храм в 30-е годы в бытность католическим костёлом

Поселение старинное, первое упоминание относится к 1528 году[3]. Со времени территориально-административной реформы середины XVI века в Великом княжестве Литовском Погост входил в состав Пинского повета Берестейского воеводства[4].

В 1577 году поселение перешло к роду Мартыновичей. В первой половине XVII века Погост-Загородский получил статус местечка. В середине XVII века им владели Стацкевичы и Нелюбовичы. В местечке проводились регулярные ярмарки, на которых пользовалась спросом местная керамика. В XVIII веке местечко перешло во владение князей Друцких-Любецких и принадлежало им до 1939 года

[4]. В 1769 году владелец имения Франц Друцкий-Любецкий построил в поселении деревянную униатскую церковь[5]. В 1778 году в Погосте-Загородском родился российский государственный деятель Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий.

После второго раздела Речи Посполитой (1793) в составе Российской империи, деревня входила в состав Пинского уезда. В 1794 году униатская церковь передана православным. В конце XIX века она обветшала и на её месте в 1899 году был выстроен новый кирпичный храм свв. Кирилла и Мефодия

[5].

Согласно Рижскому мирному договору (1921) деревня вошла в состав межвоенной Польши, церковь была передана католикам. В 1920 году здесь было 1020 жителей, включая 128 католиков, 155 православных и 737 иудеев[6]

С 1939 года в составе БССР, после Великой Отечественной войны церковь опять передана православным[7].

Во время Великой Отечественной войны оккупирована с июля 1941 по июль 1944 года. В конце 1941 года было образовано гетто в Погосте-Загородском, в котором оккупанты уничтожили около 1200 евреев, практически всё еврейское население деревни[6].

ru.wikipedia.org

Очерк 10. Тихвинский край в составе Великого княжества Московского

— Присоединение Великого Новгорода к Москве.

— Новгородские пятины и половины.

— Погосты Тихвинского края.

— Обонежская деревня в XV веке.

— Первые помещики Тихвинского края.

 

Присоединение Великого Новгорода к Москве.

Во второй половине XV века сложились экономические и политические предпосылки образования единого Русского государства. Их умело начал реализовывать великий князь Иван III занявший московский престол в 1462 году. В данных условиях существованию независимой Новгородской феодальной республики пришёл конец. 14 июня 1471 года на реке Шелони московское войско под руководством князя Даниила Дмитриевича Холмского нанесло тяжёлое поражение новгородскому ополчению, руководимому посадником Дмитрием Борецким. Великий князь Иван III казнил пленённого Борецкого вместе с другими знатными новгородскими боярами, сторонниками новгородской независимости. Новгородцы заперлись в городе и сели в осаду, но Иван III удовлетворился разгромом новгородских волостей. По условиям Коростыньского договора 1471 г. новгородцы обязались быть во всём послушным воле великого князя, но всё же впоследствии попытались сохранить свою самостоятельность.

Осенью 1477 года московские войска снова выступили в поход и осадили Новгород. Часть московских войск была отправлена в новгородские волости для наказания населения, отпавшего от воли великого князя, что и было ими сделано с великой тщательностью. В самом Новгороде шла междоусобная борьба между сторонниками Москвы и сторонниками независимости, ориентирующими на Литовское государство. Победили первые. Были направлены послы к великому князю Ивану III с выражением покорности.

Новгородцам пришлось согласиться со всеми требованиями Ивана III, в том числе о передаче десяти владельческих волостей, принадлежащих Новгородскому Софийскому дому (новгородскому архиепископу). Часть этих земель находилась в Нагорном Обонежье (Тихвинском крае): в погостах Петровском в Мелигеже, Климецком в Колбеках, Никольском в Дреглях, Дмитриевском в Креминичах. Была также установлена дань со всех земель новгородских по полугривне с сохи и достигнута договорённость о сборе дани самими новгородцами.

В январе 1478 года новгородский архиепископ Феофил подписал крестоцеловальную запись, покончившую с самостоятельностью Новгорода. Вечевой колокол был увезён в Москву, конфискована богатейшая сокровищница новгородского Софийского дома. Семьи многих бояр и богатых купцов переведены на жительство в другие города. В Новгород были назначены первые княжеские наместники — Иван и Ярослав Оболенские,[1] которые руководили новгородским войском, ведали внешнеполитическими делами, вопросами градостроительства, вершили суд и расправу над новгородцами. Новгородская земля вместе с Тихвинским краем стала частью Российского государства.

Зимой 1479-80 г. великий князь Иван III подавил заговор в Новгороде и начал решительное наступление против новгородского боярского крупного землевладения и новгородских республиканских традиций. К концу XV века процесс присоединения Новгорода к Москве в основном был завершён. Тихвинский край стал составной частью Российского государства.

 

Новгородские пятины и половины.

С присоединением Новгорода к Московскому государству окончательно утвердилось административное деление основных новгородских земель на пятины. Термин пятина буквально обозначал пятую часть основных новгородских земель. Деление на пятины появилось в новгородских писцовых книгах и актах в конце ХV века и сохранялось до губернской реформы 70-х годов ХVIII века, проведённой в царствование Екатерины II. По пятинам вёлся точный учёт всего присоединенного земельного фонда и его экономического состояния. В течение нескольких лет на территории Новгородской земли писцами были проведена перепись тяглого населения, раскладки и сбора государственных налогов и повинностей, фактического наличия боярских, помещичьих, монастырских, государственных земель.

О происхождении пятин у историков нет единого мнения. Одни (В.О. Ключевский, Н. Костомаров, Б.А Рыбаков) считают, что пятины образованы ещё в период независимости Великого Новгорода и соответствуют делению самого города на пять концов; другие (К.А Неволин) ставят данное положение под сомнение и считают установление пятин делом московского правительства после присоединения новгородских земель.

Возможно, при самостоятельности Великого Новгорода пятины были скорее географическими, чем административными понятиями, а с присоединением новгородских земель их административная функция возросла, и изменились несколько их границы. Писцам для разграничения территорий нужны были четкие ориентиры на местности, и этими ориентирами (границами) стали реки[2].

В состав Новгородской земли входили следующие пятины. Водская пятина находилась между реками Волховом и Лугой к северо-западу от Новгорода. Шелонская пятина располагалась по реке Шелонь между Лугой и Ловатью к юго-западу от Новгорода. Деревская пятина находилась между реками Ловатью и Мстой на юго-восток от Новгорода. Бежецкая пятина располагалась к востоку от Новгорода на водоразделах между рекою Мстою и притоками реки Волги. ЗемлиОбонежской пятины тянулись по правому берегу реки Волхов к Онежскому озеру и к северу от него.

В середине ХVI века пятины были разделены на половины. Водская пятина стала состоять из Корельской и Полужской половин, Шелонская пятина – из Зарусской и Залесской, Деревская пятина – из Морозовой половины, расположенной к югу от левого берега реки Мсты и Жигаревой Рябчиковой, находящейся на правом берегу реки Ловати. Названия половин Деревской пятины даны по именам их переписчиков. Бежецкая пятина начиналась несколько в стороне от Новгорода, к востоку от него и состояла из двух половин – Тверской и Белозерской. Обонежская пятина делилась на Нагорную и Заонежскую половины.

Земли погостов Обонежской пятины начинались узкой полосой от Великого Новгорода, постепенно расширяясь на северо-восток. Граница с Водской пятиной шла по реке Волхов, затем по Ладожскому озеру, пересекала Карелию и огибала Онежское озеро, отделяя новгородские земли, не входившие в состав пятин. Затем граница пятины совпадала со старой границей новгородских земель с Белозерским княжеством, а далее по водоразделу бассейнов рек Волги и рек, текущих в Ладожское озеро выходила на реку Мду. Эта граница по водоразделу отделяла Обонежскую пятину от Бежецкой пятины. Далее граница Обонежской пятины шла по рекам Мде и Мсте, соприкасаясь с границами Деревской пятины.

Территория современного Тихвинского района Ленинградской области занимает центральную часть бывшего Нагорного Обонежья, т.е. Нагорной половины Обонежской пятины. Западная часть Бокситогорского района Ленинградской области располагается в Нагорной половине Обонежской пятины, а восточная часть района в Бежецкой пятине, в её Белозерской половине (Помостье).

Параллельно с пятинами в новгородских землях, как и на других территориях Российского государства, существовали уезды. Уезды образовывались из территорий, подчинявшихся определенному городу, в частности, тяготевшим к нему судом. На момент описания земли новгородских пятин одновременно входили в состав 12 уездов – Новгородского, Ладожского, Корельского, Ореховского, Копорского, Старорусского и др. Границы уездов не были устоявшимися. Они с течением времени претерпевали значительные изменения в зависимости от количества имеющихся административных центров и возложенных на них административных, хозяйственных, военных и других функций.

На территориях пятин и уездов существовали станы. Вначале это были местопребывания должностных лиц феодальной администрации, осуществляющей суд над местным населением. Позднее станами стали называть территорию подсудную данным должностным лицам. В XVII веке станами называли административно-территориальные единицы, представляющие часть уезда.

В церковных документах XVI века упоминаются также территориальные единицы – десятины, существовавшие в новгородских землях ещё до полного подчинения Новгорода московским великим князьям. По мнению исследователя данного понятия А.А. Селина название это связано с взиманием церковной дани – десятины и её сборщиком десятинником или десятильником, позднее вытесненных поповскими старостами. Десятины были церковными территориальными округами, и они не всегда совпадали с территориями новгородских пятин и их половин (полупятин). На новгородских землях насчитывалось 14 десятин: Бежецкая, Деревская, Курская, Водская, Тесовская и Залесская, Шелонская, Корельская, Ладожская и Поволховская, Нагорная, Коловая, Заонежская, Ореховская, Русская и Ржевская. На территории Нагорной половины Обонежской пятины целиком располагалась Нагорная десятина, а также частично Коловая, чья южная граница проходила южнее р. Ояти, охватывая территорию нижнего и среднего течения рек Ояти и Свири и олонецкие земли. С запада к Нагорной десятине примыкала носившая двойное название Ладожская или Поволховская десятина. Часть погостов Нагорной половины Обонежской пятины входила в её состав. С востока и юга к Нагорной половине примыкала Бежецкая десятина, с северо-востока – Заонежская десятина. Данное церковное административное деление новгородских земель сохранялось в XVII веке, пока окончательно не исчезло из обихода в следующем веке.[3]

Великий князь Иван III, установив в 1478 году свою полную власть над Великим Новгородом, первоначально воздерживался от посылкиписцов и даньщиков в новгородские земли. Однако это обещание, данное им новгородскому владыке, вскоре было нарушено, и новгородские земли подверглись полному описанию с целью упорядочивания сбора государственных налогов. Первое описание новгородских земель было произведено, по мнению многих исследователей, в 1483 – 1492 гг., но данные писцовые книги до нашего времени не дошли.

Обонежская пятина так же была описана в данный период, о чём имеются постоянные ссылки в последующей писцовой книге 1496 года писца Юрия Константиновича Сабурова. От подлинной писцовой книги 1496 года сохранился лишь её отрывок, в котором приведены данные по четырем погостам Нагорной половины Обонежской пятины. Это погосты расположены на востоке Тихвинского края – Никольский Пелушский, Егорьевский Койвушский, Михайловский Озерской и Никольский Готслав волок. Данная писцовая книга вошла в публикацию «Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг.», вышедшую в свет в 1930 году. В 1999 – 2001 гг. историком К.В. Барановым были изданы три тома дополнительных материалов из новгородских писцовых книг XV-XVI вв. К имеющимся описаниям четырех погостов Тихвинского края 1496 года добавились описания значительной части Михайловского Черенского и Климецкого Колбежского погостов.

Писцовая книга Обонежской пятины 1563 года писца Андрея Лихачева также дошла до нашего времени не полностью, в ней отсутствует описание погостов Нагорной половины. К.В. Барановым была предпринята попытка реставрировать утраченный текст писцовой книги на основании различных грамот, содержащих выписки из данной книги. В результате в краеведческий оборот введены новые интересные данные по истории Тихвинского края. К сожалению, реставрированная писцовая книга 1563 года из-за недостатка данных по отдельным погостам очень неполна. Так, из неё по погосту Никольскому Готслав волок можно получить данные лишь по одному населённому пункту, в то время как в писцовой книге 1496 года в нем числилось 83 деревни.

Последующая писцовая книга Нагорной половины Обонежской пятины была составлена писцом Андреем Васильевичем Плещеевым и подъячим Семеном Кузьминым в 1583 году. Напечатана она в отрывках в 1850 году во Временнике Московского общества истории и древностей (МОИДР) с предисловием И.Д. Беляева и с тех пор не переиздавалась.

В XVII веке составление писцовых книг по Нагорной половине Обонежской пятины продолжалось. Территория Тихвинского края отражена в писцовых книгах 1620 года Мины Лыкова, 1646 года Лариона Григорьевича Сумина, 1678 года писцов стольника, князя Якова Ефимовича Мышецкого и новгородского подъячего Ивана Кушникова. Писцовые книги сохранились полностью, и подлинники их находятся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА). Ни одна из этих книг не издана. К ним обращаются лишь профессиональные историки, имеющие возможность работать в центральных архивах. Богатейший исторический материал остаётся практически недоступным при краеведческом изучении родного края.

 

Погосты Тихвинского края.

Первичными территориальными образованиями в новгородских землях были погосты. В новгородских писцовых книгах они предстают перед нами административными сельскими округами, охватывающими близлежащие населенные пункты. В роли связующего звена погоста выступает церковь центрального селения, к которой тяготеет все население этого округа. Границы погостов оказываются достаточно устоявшимися, потому что складывались веками.

По данным исследователя новгородских пятин и погостов К.А. Неволина, в конце XV в. в Новгородской земле насчитывалось 342 погоста. Распределение их по уездам и пятинам было неравномерным. Меньше всего погостов было в Водской пятине (60) и больше всего в Бежецкой (92). В Обонежской пятине насчитывался 81 погост, из них 17 самых северных погостов в XVII веке были выделены в самостоятельную административную единицу – Заонежские погосты Обонежской пятины. Территории 10 погостов находились в обеих смежных пятинах — Водской и Обонежской, так как границы пятин, проведенные по реке Волхов, рассекали на части данные погосты. Такое же положение было на границах Обонежской пятины с Деревской и Бежецкой пятинами, где общими были соответственно четыре и один погост.

На территории Тихвинского края И.П. Мордвинов выделил 25 погостов Нагорной половины Обонежской пятины из общего неволинского списка и дал их перечень: 1)Дмитриевский в Кременичах; 2) Петровский на Пчевже; 3) Никольский на Пчевже; 4) Петровский в Мелигеже; 5)Воскресенский на Липне; 6) Ильинский на Сяси; 7) Воскресенский на Сяси; 8) Егорьевский на Паше-Кожеле; 9)Егорьевский на Неболчах; 10) Никольский в Дреглях; 11) Никольский на Волоке Хотславле; 12) Михайловский в Черной; 13) Климецкий в Колбеках; 14) Антоньевский на Дымях; 15)Пречистенский на Тихвине; 16) Воскресенский в Лучанах; 17) Михайловский в Озерах; 18) Никольский на Явосьме; 19) Дмитриевский на Капше; 20) Спасский в Шугозере; 21) Спасский на Шижне; 22) Михайловский в Тервиничах; 23)Егорьевский в Койгушах; 24) Никольский в Пелушах; 25) Никольский в Пашезере. Из Бежецкой пятины добавлены: 26)Михайловский в Березуе; 27) Егорьевский в Озереве; 28) Никольский в Колодне[4].

В отношении последнего погоста — Никольского в Колодне по нашему мнению, И.П. Мордвинов допустил ошибку. Местнонахождение Никольского погоста в Колодне указано у К.А. Неволина на реке Колодинке, вытекающей из оз. Колодно и впадающей в реку Колпь[5]. В настоящее время это территория Бабаевского района Вологодской области, и в состав Тихвинского уезда она никогда не входила. Возможно, недоразумение вызвало то, что в XIX – начале XX в. в Звонецкой волости Тихвинского уезда существовал церковный погост в Колодно с церковью Преображения[6].

В 1774 году в связи с образованием Тихвинского уезда в его состав были включены из Обонежской пятины также погосты Никольский Морконицкий, Дмитриевский Соцкий и Пречистенский Деревской.[7]

В период территориально-административных перестроек советского времени территории некоторых погостов бывшего Тихвинского уезда оказались в составе Лодейнопольского, Волховского и Киришского районов Ленинградской области и северных районов Новгородской области. На современной территории Тихвинского района в XV в. располагались следующие погосты Нагорной половины Обонежской пятины: Спасский на Шижне, Дмитриевский на Капше, Спасский в Шугозере, Никольский в Пашезере, Никольский на Явосьме, Егорьевский в Паше-Кожеле, Ильинский на Сяси, Пречистенский на Тихвине, Воскресенский на Липне, Петровский в Мелигеже.

На современной территории Бокситогорского района в XV веке размещались следующие погосты Нагорной половины Обонежской пятины: Никольский в Пелушах, Егорьевский в Койгушах, Михайловский в Озерах, Воскресенский в Лучанах, Антоньевский на Дымях, Климецкий в Колбеках, Никольский на Волоке Хотославле, Михайловский в Черной, а также погосты Бежецкой пятины: Михайловский в Березуе и Радуницах, Егорьевский в Озереве, Никольский Суглицкий, Иванской Вольской и частично Ильинский в Веси. Об отношении последнего к территории Бокситогорского района свидетельствует то, что древнейшая в районе деревянная церковь Рождества Богородицы (1599 г.) в д. Лиственка являлась выставкой погоста Ильинского в Веси, центр которого находился на современной территории Бабаевского района Вологодской области.

Каждый погост занимал один или несколько ландшафтных округов, отделённых друг от друга перелесками, лесами, болотами, т.е. землями, которые трудно было ввести в пашенный севооборот. В местностях с более плодородными землями и удобными для обработки деревни ставились близко друг от друга, образуя кусты деревень, к тому же имеющих общее название. Кусты деревень хорошо прослеживаются на примере Михайловского Озерского погоста по данным писцовой книги 15634 года. Округа Любеницынаходилась к западу от центра погоста в долине реки Тихвинки, и в неё входили: деревня в Любеницах Плутино, словет Демьяновская; деревня Степановская в Любеницах же, словет Олексеево; деревня Любеница Горка; деревня в Любеницах Олухнова, словет Мохново; деревня в Любеницах же, словет Врачево; деревня в Любеницах же, словет Езжино,

Другой круг деревень — Жолнино Михайловского Озерского погоста располагался между Любеницами и центром погоста. По данным писцовой книги, к нему относились: деревня в Жолнино Сменовская; деревня в Жолнине ж, словет Манакова; деревня в Жолнине ж, словет Опаницина; деревня в Жолнине ж, словет Коковицино; деревня Ортемовская, словет в Жолнине; починок Старой, а ныне деревня, словет Жолнина Задорье.

Кроме того, на территории погоста можно выделить деревни, сгруппировавшиеся у центра погоста, в Чудском конце, в Сарском конце и у озера Еглино. Центры этих группировок находились в 5 – 10 км от центра погоста, а между собою их разделяли пространства лесов и болот. Всё население данного погоста составляло около 950-1000 человек.

По подсчётам историков, общее население Нагорной половины Обонежской пятины составляло 61 тысячу человек, расселившихся на территории около 40 тыс. кв. км. При этом плотность населения составляла около 1,6 человек на 1 кв. км. Используя данные о старом и новом письме писцовой книги Обонежской пятины 1496 г., учёные пришли к выводу, что население увеличилось за 12-15 лет, имея хороший прирост в 16,1%. Подавляющее количество населения (свыше 90%) относилось к крестьянству. Число своеземцев, холопов и других (включая священнослужителей) было невелико.

 

studopedia.net

погост — это… Что такое погост?

  • ПОГОСТ — муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской …   Толковый словарь Даля

  • погост — кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПОГОСТ — ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере название деревни …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОГОСТ — сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место …   Юридическая энциклопедия

  • ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОГОСТ — ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОГОСТ — на плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 …   Большой словарь русских поговорок

  • Погост — …   Википедия

  • ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… …   Русская история

  • погост — а; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… …   Энциклопедический словарь

  • Погост — Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija …   Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

  • krylov.academic.ru

    Погост — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси[1].

    Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

    В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено.

    Административно-территориальная единица с названием «погост» была и в Швеции. Например, на Генеральной карте провинции Ингерманландия, составленной в 1678 году Эриком Беннингом, показана Ингерманландия в её официальных границах, разделённая на административные единицы — лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn).

    В современной Латвии есть административная единица территории pagasts (см. Волости Латвии), чьё название, по Фасмеру, восходит к слову «погост».

    В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.

    Начиная с XVIII века слово также используется в значении «сельское кладбище».

    • Дьяченко, Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. — М., 1993. (репринт) — С.438.

    ru.wikipedia.org

    Погост — это… Что такое Погост?

    Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

    В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, — что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.

    В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.

    Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».

    Литература

    • Дьяченко, Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь. — М., 1993. (репринт) — С.438.

    dic.academic.ru

    Погост | Исторические деревни Кижской волости

    Погост

    Район
    о. Кижи
    Первое упоминание
    1600
    Существует сейчас
    нет

    Количество дворов: 4 (1601), 7 (1678), 5 (1901).

    На острове Кижи, в центре Спасо-Кижского погоста, в конце XVI века было расположено 14 деревень. Рядом с церквами стояли три двора причта – священника, дьячка и просвирницы. В начале XX века на о. Кижи осталось только девять поселений, включая и деревню Погост, где по-прежнему жили священники кижских церквей. Церковные земельные владения начинались чуть севернее мыса Исамин на западном побережье о. Кижи. Общеизвестно, что именно крестьянская община наделяла церковь землей, обеспечивала земельными наделами причт, выделяла землю под церковные здания и кладбище.

    В начале XVII века, в период Смутного времени на острове Кижи пострадали три деревни, так у погоста из 4 дворов поселения были сожжены дом дьячка и келья проскурницы. К этому времени относится первое описание цервей: «Погост Спаской в Кижах на Онеге озере острову а на погосте церковь Боголепное Спасово Преображение древяная с папертми верх шатровой да теплая церковь Покров Святыя Богородицы с трапезою древяная ж а в церквах образы и свечи и книги и ризы и сосуды и паникадила и на колокольне колокола и все церковное строение приходцкое той волости крестьян». В 1678 году у стен погоста располагалось 7 домов – 6 из них были дома священников и церковнослужителей, а один принадлежал крестьянину.

    В начале XX века в деревне Погост было 5 домов, в которых жили кижские священники священники и причт. Сейчас на этом месте стоит дом крестьянина Ошевнева, который был перевезен в 1951 году из близлежащей деревни Ошевнево. Этот крестьянский дом стал первым экспонатом музея-заповедника «Кижи».

    © Музей-заповедник «Кижи»
    Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.
    Кижский погост входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

    Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
    Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» (kizhi.karelia.ru), если цитируемое сопровождается точной активной ссылкой на оригинал и указанием всех правообладателей (в том числе музей-заповедник «Кижи»). При использовании любых материалов в печатных изданиях необходимо получить согласие от администрации музея на публикацию. По вопросам использования изображений необходимо ознакомиться с Положением о правилах использования изображений музейных предметов и музейных коллекций, а также зданий и памятников.

    kizhi.karelia.ru

    Огород на погосте и родственники Пушкина — Слово Богослова

    Пушкинское место Кингисеппского района – усадьба Новопятницкое – находится в бедственном состоянии. На погосте Михайловской церкви села Новопятницкого погребены родственники А.С. Пушкина. Последние исследования выявили 35 имен. Это единственное место в России, где на одном кладбище погребено такое значительное число родных Пушкина. Сейчас над их прахом разбит огород, который продается…

    Усадебный дом сер. XIX в., построенный Владимиром Ивановичем Роткирхом

    В 1797 году в двух верстах от Ямбурга, на землях бывшей придворной слободы, поселилась младшая дочь Абрама Петровича Ганнибала – Софья, в замужестве Роткирх. А. С. Пушкину она приходилась двоюродной бабушкой. В селе Новопятницком она прожила остаток своей жизни и была упокоена у стен приходского храма. Михайловскую мызу унаследовали ее дети, в частности, сын Иван. На протяжении XIX века усадьба передавалась по наследству потомкам Ивана Адамовича, пока род Роткирхов не пресекся, и имение не перешло к родственному роду Лелонгов.

    В усадебном доме Михайловской мызы более века хранилась так называемая «Немецкая биография», повествующая о жизни А.П. Ганнибала – прадеда Пушкина. В свое время над ее составлением трудился супруг Софьи Абрамовны А.К. Роткирх. За копией «Немецкой биографии» в июле 1827 г. в Новопятницкое приезжал А.С. Пушкин; она легла в основу его произведения «Арап Петра Великого».

    Благополучие Михайловской мызы закончилось после октябрьского переворота. Имение Роткирхов-Лелонгов было национализировано. Михайловская церковь, построенная в к. XVIII в., была закрыта в марте 1938 г. и стала использоваться под клуб. Позже в ней находилась шиномонтажная мастерская. В годы Великой Отечественной войны здание храма было разрушено, а руины разобраны на камень. Такая же горькая участь постигла и церковное кладбище: в послевоенные годы надгробными плитами Михайловского погоста замостили пешеходные дорожки в воинской части.

    В 1974 г. совхоз «Кингисеппский» передал территорию погоста в арендное пользование для ведения садоводства, а в 1990-х произошла нелепая приватизация этих участков. С тех пор земля Михайловского погоста, в которой нашли вечный покой потомки А. П. Ганнибала, используется под огород…

    Посреди огорода стоит бывшая церковная сторожка, а между грядок с луком и петрушкой – чудом уцелевший памятник родственнику Пушкина, герою Отечественной войны 1812 г. полковнику П.Л. Шемиоту.

    Надгробие полковнику П.Л. Шемиоту, фото 2015 г.

    Чтобы привлечь внимание к проблемам Михайловской мызы и одноименного погоста, в Кингисеппе в 2000-х годах проводились Пушкинские конференции. Несколько раз в Кингисепп с лекциями приезжали ученые-пушкинисты Н.К. Телетова и В.П. Старк, около сорока лет занимавшиеся изучением ямбургских родственных связей Пушкина. Многие годы они вели подвижническую исследовательскую деятельность, возрождая добрую память о Михайловской мызе и ее владельцах.

    Представители науки назвали Новопятницкое имение «третьим по значимости пушкинским местом России после псковского Михайловского и нижегородского Болдино». Однако даже после просветительских акций перспективы усадьбы Роткирхов-Лелонгов и Михайловского погоста остались туманными. Тогда краеведы, обеспокоенные позорным использованием погоста, стали обращаться за помощью к чиновникам разного уровня.

    Три года назад бывшую усадьбу посетил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Вскоре после этого была проведена историко-культурная экспертиза объекта, исполнение которой откладывалось с 1982 г. Теперь усадьба Роткирхов-Лелонгов признана памятником регионального значения и подлежит полноценной государственной охране. Историко-культурная экспертиза утвердила конкретные границы охраняемой зоны. В эти границы вошла и земля церковного погоста. Экспертиза открыла возможность для благоустройства мемориальной зоны и установки на этом месте достойного памятника.

    Михайловская новопятницкая церковь. Фото Л. Крохва нач. ХХ в.

    Весной этого года краеведы узнали, что главный участок Михайловского погоста, являющийся частной собственностью, выставлен на продажу. На его территории находится большой массив захоронений и фундамент Михайловского храма. Тут же едва виднеется ушедший в землю надгробный памятник предводителю ямбургского дворянства полковнику П.Л. Шемиоту…

    Тревога за судьбу погоста не была напрасной: вскоре нашелся покупатель земли, планирующий приобрести участок под строительство.

    При Историческом обществе г. Ямбурга-Кингисеппа в 2015 году была создана инициативная группа по возрождения Михайловской мызы. Начат сбор средств на выкуп продающегося погоста. Планируется создание на этом месте мемориальной зоны, восстановление храма, а в последствии реставрационные работы в двух усадебных домах и на территории парка.

    Приглашаем всех, кто не равнодушен к судьбе русской культуры принять участие в спасении Пушкинского места, поддержать возрождение храма и благоустройство территории погоста.

    Реквизиты для перечислений на выкуп и благоустройство Михайловского погоста:
    счет Сбербанка России № 4230 7810 6558 6006 1770, Белобородову Андрею Николаевичу.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Похожее

    slovo-bogoslova.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *