Памятники у казанского собора в санкт петербурге – Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли (Санкт-Петербург) — Википедия

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли (Санкт-Петербург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге установлены на Казанской площади у Невского проспекта в Центральном районе города.

После смерти М. И. Кутузова в 1813 году и М. Б. Барклая-де-Толли в 1818 году император Александр I повелел увековечить их установкой памятников перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, для чего издал царский рескрипт от 23 сентября 1818 г.

Скульпторы Императорской Академии художеств отказывались от участия в конкурсе на проект памятников, поскольку в нём было обязательное условие изобразить военачальников в современных военных мундирах, а не в туниках или античных мантиях, как было принято в те времена. Поэтому даже через полгода после открытия конкурса не было представлено ни одного эскиза памятника. Модели памятников поручили изготовить немецкому скульптору Эдуарду Лауницу, но его работа не была принята, поскольку ему не удалось создать убедительный образ русских полководцев. В 1829 году император Николай I во исполнение воли брата организовал конкурс на создание памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, в котором приняли участие вернувшиеся из Рима скульпторы Борис Иванович Орловский и Самуил Иванович Гальберг. Выбор пал на эскиз Б. И. Орловского, и он в январе 1830 года начал работу над памятниками.

По предложению Огюста Монферрана постамент к памятнику вначале предполагалось сделать из красного гранита и украсить бронзовыми барельефами, Орловский предполагал выполнить их из менее пышного и более дешёвого северного гранита, но в итоге Николай I принял вариант архитектора Василия Петровича Стасова. Постаменты в исполнении известного каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова были изготовлены из полированного гранита весной 1837 года. Монферран предложил выполнить надписи на постаментах накладными бронзовыми буквами, однако Орловский, указав на непрочность этого варианта, решил высечь буквы в камне.

Модели памятников были завершены в 1831 году. Сами памятники были отлиты известным мастером Василием Павловичем Екимовым в литейной мастерской Академии художеств: в 1832 году — скульптура Кутузова, в 1836 году — Барклая-де-Толли, причём статую Барклая-де-Толли получилось отлить только со второго раза.

Под руководством архитектора К. А. Тона памятники были установлены на свои постаменты: 30 мая 1837 года — фигура М. И. Кутузова, 15 июня 1837 года — фигура М. Б. Барклая-де-Толли. Торжественная церемония открытия памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли состоялось 25 декабря 1837 года в честь двадцать пятой годовщины победы в Отечественной войне. На церемонии присутствовали вся императорская семья и многие знаменитые особы. Через несколько дней памятникам были отданы воинские почести. Однако эти события Б. И. Орловский уже не увидел — он скончался за восемь дней до открытия монументов.

Памятники пользовались большой популярностью у народа, поэтому в начале 1839 года пьедесталы памятников обнесли чугунными оградами, выполненными К. А. Тоном. Впоследствии ограды были заменены металлическими тумбами с цепями.

Во время Великой Отечественной войны монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли продолжали стоять на своих пьедесталах, и воинские части проходили мимо них по Невскому проспекту строевым шагом, отдавая воинское приветствие.

Скульптуры несколько раз реставрировались: в 1945 г., 1972 г., 2002 г.

Б. И. Орловский сумел достичь максимального портретного сходства памятников с реальными персонажами. Оба полководца изображены в своих военных мундирах. Кутузов показан в стремительном действии при разгроме французской армии — он стоит в фельдмаршальском мундире и плаще, в правой руке держит обнажённую шпагу, в левой — фельдмаршальский жезл. Фигуру Барклая-де-Толли, командовавшего отступлением российской армии от границы, Орловский изобразил менее динамичной: полководец смотрит вдаль, в опущенной левой руке держит маршальский жезл. Орловский показал обоих военачальников стоящими на брошенных наземь французских знамёнах: Барклай-де-Толли стоит на ещё развёрнутом знамени с орлом, а Кутузов — на свёрнутом знамени с окончательно поверженным орлом. Высота памятника Баклаю-де-Толли составляет 4 метра, памятника Кутузову — 4,1 метра, высота пьедесталов — 3,5 метра.

Фигуры Кутузова и Барклая-де-Толли находятся строго напротив колоннад Казанского собора — они были вписаны в боковые порталы собора, которые в перспективе обрамляют их словно большие прямоугольные рамы.

Надпись на постаменте Кутузову гласит:

ФЕЛЬДМАРШАЛУ

КНЯЗЮ
КУТУЗОВУ СМОЛЕНСКОМУ

1812

На постамент Барклая-де-Толли нанесены слова:

ФЕЛЬДМАРШАЛУ

КНЯЗЮ
БАРКЛАЮ ДЕ ТОЛЛИ

1812, 1813, 1814, 1815

Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,
        Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

Жесты полководцев трактовались в городском фольклоре не столь возвышенно, как задумывалось авторами памятника:

Барклай-де-Толли говорит:
— У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
— Вот аптека, полегчает.

ru.wikipedia.org

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли

Описание

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге расположены перед Казанским собором на Невском проспекте.
Монументы, посвященные героям Отечественной войны 1812 года, фланкируют два крыла полуциркульных колоннад, образующих площадь перед собором, в центре которой расположен изысканный фонтан в стиле французского классицизма.

Архитектурно-пространственная композиция Казанского собора является зримым выражением военных событий в истории Европы и Российской империи. Казанский собор был воздвигнут по повелению императора Павла I. Предистория возведения храма интересна. В начале была построена церковь во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте, в ней находилась Казанская икона Божией Матери, счастливо обретенная чудесным образом в городе Казани в 1579 году во времена правления царя земли русской Ивана Васильевича (Ивана Грозного). Икона была привезена в Санкт-Петербург по повелению императора Петра I. Святыня находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Император Павел I повелел воздвигнуть храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Новый храм по желанию императора должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Полуциркульная колоннада, обрамляющая площадь перед собором с двух сторон — единое целое с главным храмом Ватикана и является образцом архитектурно-пространственного решения главных площадей вечного города.


В результате конкурса право на проект и строительство нового храма получил русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который блистательно справился со сложной градостроительной задачей. По канонам русской православной церкви собор сориентирован с запада на восток, два крыла полуциркульных колоннад образуют площадь перед Невским проспектом. В 1811 году при царствовании императора Александра I храм во имя иконы Казанской Божией Матери был освящен и стал кафедральным собором.

В результате победы России над наполеоновской Францией в российском обществе наблюдался небывалый патриотический подъем. Император Александр I повелел увековечить в бронзовых монументах имена героев Отечественной войны 1812 года. Государь издал указ о сооружении памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.

Император Николай I повелел соорудить памятники героям Отечественной войны 1812 года – генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге в 1827 году. Места для установления монументов определили архитектор Огюст Монферран и президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин в створах боковых порталов колоннад перед портиками, образующих соборную площадь. Скульптор Борис Иванович Орловский приступил к работе над памятниками Кутузову и Барклаю де Толли в 1830 году. По проекту архитектора В. П. Стасова и скульптора Орловского были выполнены гранитные постаменты высотой в 3,5 метра для скульптур великих полководцев, камнетесные работы выполнил Самсон Суханов.

Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли были выполнены Орловским в 1831-1836 годах, отливка была выполнена мастером Екимовым. Торжественное открытие памятников в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года состоялось в 1837 году при царствовании императора Николая I.


Полководцы изображены в полный рост в своих воинских мундирах с плащами. Фигура Барклая де Толли отображает непростой ход военных действий в первый период Отечественной войны 1812 года. Генерал-Фельдмаршал, опершись на одну ногу, стоит в глубокой задумчивости, одновременно твердо веря в будущую победу. Он попирает знамя врага, еще не свергнутого, с поднимающимися крыльями орла, изображенного на нем. Гордый, мужественный человек вынес на себе все тяготы и бедствия, обрушенные на его отчизну, устоял и вышел победителем. Он возглавлял победоносный поход русской армии вплоть до Парижа.

Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов князь Смоленский, полный кавалер ордена святого Георгия изображен торжествующим над поверженным врагом. Он попирает окончательно свернутое знамя наполеоновской Франции, в левой поднятой руке он держит маршальский жезл, правая рука со шпагой опущена – сражение закончено, враг разбит и изгнан из пределов отечества. Скульптор Орловский добился максимального портретного сходства с изображенными историческими личностями, памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге стали образцом русского монументального реалистического искусства.

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов ушел на войну с Наполеоном, помолясь перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте. В новом Казанском соборе он был погребен со всеми воинскими почестями после своей кончины в 1813 году. С этого времени кафедральный собор стал приобретать свое второе значение – мемориала русской воинской славы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в период Ленинградской блокады памятники Кутузову и Барклаю де Толли не снимали с пьедесталов, они являлись символами мужества и стойкости, бойцы советской армии, уходя на фронт, отдавали им честь.

Памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли являются неотъемлемой частью площади перед Казанским собором на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Монументы выражают всю мощь и доблесть, присущую русскому человеку, когда на его землю приходит беда. Беззаветное служение отчизне – вот девиз этих достойных сынов своей родины.

cityguidespb.ru

Памятник Кутузову у Казанского собора в Петербурге

«Чтобы спасти Россию нужно сжечь Москву». Это самое цитируемое выражение М.И. Кутузова. Его имя знакомо тем, кто интересуется историей и просто хорошо учился в школе. Конфликты с Турцией, вторжение Наполеона, Отечественная война 1812 года — везде он участвовал и показывал свою военную гениальность. Любители литературы знают авторский взгляд Л.Н. Толстого на эту историческую личность, изложенный в романе «Война и мир». Оставил внушительный багаж стратегий ведения боя и побед! В честь героя Отечественной войны — Михаилу Илларионовичу Кутузову был возведен памятник у Казанского собора в северной столице.

История создания

Задумка создания памятника Михаилу Кутузову принадлежит императору Александру I. Был издан соответствующий указ, но его исполнение откладывалось. Причина в том, что скульпторы Императорской Академии искусств не горели желанием браться за эскизы монумента. В то время было принято не бороться за портретное сходство и реалистичность. Памятники несли скорее символическую нагрузку. Например, в Боге войны Марсе вряд ли можно узнать генералиссимуса А.В. Суворова. Для памятника Кутузову задача была поставлена иная. Император хотел максимального внешнего сходства. Облачением должен был стать парадный военный мундир.

Император Александр I

Автор памятника Кутузову

К реализации идеи Александра I Вернулся его приемник и брат Николай I. Только в 1829 году объявляется конкурс на лучший проект. Основными претендентами на победу стали Б.И. Орловский и С.И. Гальберт. В конце концов, работы Орловского были одобрены и приняты. Соответственно, автором памятника Кутузову был Б.И. Орловский. Все заявленные требования выполнились на высочайшем художественном уровне.

Портрет английского художника Джорджа Доу использовался для достижения максимального сходства. Поза была достаточно воинственная и агрессивная. В одной руке Кутузов держит шпагу, а другой поднял фельдмаршальский жезл. Вся его поза говорит о решимости и уверенности в победе над врагом. Началась подготовка глиняного и гипсового макетов. К 1831 все модели были завершены и одобрены. В 1832 статую отлил в бронзе великий мастер В.П. Екимов. Для сооружения постамента предлагались:

  1. Красный гранит, украшенный бронзовыми барельефами.
  2. Северный гранит.
  3. Полированный гранит.

Последний вариант был утвержден Николаем I как окончательный. Принято решение высечь буквы на самом камне, а не использовать накладные.

В 1837 году состоялась торжественная церемония открытия. Дата выбрана не случайно. В этот же год праздновалась 25 годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.

Памятник Кутузову перед Казанским собором

Место для памятника символичное и даже, можно сказать, сакральное. И вот почему:

  1. Именно с этого места Кутузов отправился бороться с врагом в 1812 году.
  2. Казанский собор стал местом его погребения.

Все эти события, установка памятника упрочили за Казанской площадью звание «место воинской славы». Эффект усиливают и знамена поверженных войск французов, лежащие у ног Светлейшего князя. Одна из самых значимых побед навеки вписала его имя в список героев Отчизны.

Интересные факты о памятнике

За время существования монумента многое происходило как с ним самим, так и у его подножья. Приведем наиболее интересные факты и истории:

  1. Во время блокады Ленинграда все памятники жители защищали от разрушения мешками с песком и заграждениями. Только этот памятник оставался не загроможденным. Он вселял в людей веру и решимость! Был поврежден, но после окончания войны реставрирован до первоначального вида.
  2. Внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
  3. Постамент возвышается на 3,5 метра от земли. Высота самого памятника — 4,1 метр.
  4. После установки городские шутники подметили, что Кутузов без шапки. И составили острое четверостишие. В нем говорилось, что сначала Кутузов морозил французов, а теперь сам без шапки на морозе стоит.
  5. По соседству установлен памятник еще одному герою Отечественной войны Барклею-де-Толли.

Художественная и историческая ценность этого объекта делает его обязательной остановкой любого гостя города. Великий сын своего народа, даже после стольких лет, продолжает излучать невероятную силу воли, уверенность в победе.

Подпишитесь на канал

vpitergo.ru

Казанский собор (Санкт-Петербург) — Википедия

Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона около 1800 г.)

Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. С 9 марта 2019 года настоятелем является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).

Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы[править | править код]

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

От этой церкви осталась мраморная табличка, где высечена императорская корона, а под ней надпись, гласящая (дословно полный текст в современной орфографии): «благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня». Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.

Строительство Казанского собора[править | править код]

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

В 1799 году по указу императора Павла I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Участниками конкурса стали известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но спустя полгода изменил решение. В итоге ни один представленный проект так и не был утверждён.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. Помощником Воронихина выступил архитектор и гравёр Николай Фёдорович Алфёров, в целом к работам «не были допущены ни один иностранный художник или рабочий». Строительство завершилось в 1811 году, расходы составили 4,2 млн руб[1].

1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX — начале XX века[править | править код]

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил Огюст Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали Петра Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

С 1930-х годов[править | править код]

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно[2]. В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.

Внутреннее убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы: на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие[3] церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращён западный фасад собора.

Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа[en]. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования[4].

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие[5].

Впечатления современников

Цитируется по книге — Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть — М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211


Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребёнка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада»

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен[6]. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Могила Кутузова

Главная святыня храма — чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

Памятник Кутузову

Памятник Барклаю-де-Толли

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией[7].

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:

В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:

Мнения[

ru.wikipedia.org

Памятник воинской славы | Казанский Кафедральный Собор

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М.И. Голенищев-Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.

 

В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова.
В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов течение года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.

 

Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М.И.Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией.

 

Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы «Комиссии по строительству Казанского собора». По его распоряжению вся территория будущей Казанской площади со всеми строениями на ней переходит в ведение «Комиссии». Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетоми и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения. Приехав в Петербург из своего волынского имения, Кутузов развернул активнейшую деятельность по созданию и обучению ополчения. По его распоряжению в батальонах появляются особые знамена — белые с красным крестом и надписью «Сим победишь».. Ополченскую фуражку Кутузов носил до конца своей жизни.
8 августа 1812 г. Кутузов принял командование всеми русскими войсками и отправился в действующую армию. Перед отъездом из Петербурга он молился перед Чудотворной Казанской иконой о ниспослании победы над врагом. Именно заступничеству Божией Матери приписывал он победоносный исход войны.
По мере того, как неприятель начал терпеть поражения и в руки русских стали попадать вражеские трофеи, в Казанский собор начала поступать знамена, штандарты и значки вражеских частей и подразделений. Именно по инициативе Кутузова Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских.
Отметим попутно один малоизвестный факт. Обычно забывают, что одновременно с войной против Наполеона, России приходилось вести войну с Персией. Под командованием храброго военоначальника генерала Котляревского малочисленные русские войска бились с персами в горах Дагестана и в долинах Азербайджана. Во время штурма крепости Ленкорань Котляревский был весь изранен и только чудом остался жив. В особом ящике он хранил 40 обломков костей, вынутых из ран, полученных под Ленкоранью. Четыре персидские знамени, взятые под Ленкоранью, были доставлены в Петербург и также помещены в Казанском соборе. Итого — 107 знамен и штандартов.
Между тем наступление русских войск продолжалось все стремительней. Кутузов пишет жене: «Мог бы гордиться, что от меня первого бежит Наполеон, но Бог смиряет гордыню». Именно в это время в стены Казанского собора поступает жезл маршала Даву — герцога Ауэрштадтсткого, князя Экмюльского, командира 1 корпуса наполеоновской армии, соученика Наполеона и участника всех его походов.

 

Эти высокие титулы Даву получил за победы в 1809 г. над австрийскими войсками при Ваграме и Экмюле и над пруссаками в 1806 г при Ауэрштадте. Отметим, что среди оставшихся в Казанском соборе наполеоновских штандартов один, увенчанный наполеоновским орлом, принадлежал полку, сражавшемуся при Ваграме и Экмюле и печально завершившему свой путь на полях России.
Отметим и другое. Арьергард под командованием Даву был разбит под Вязьмой 22 октября 1812 г., т.е. в день Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Потерявший в этот день маршальский жезл, Даву сам едва не попал в плен.
6/18 декабря 1812 г. Светлейший князь Кутузов получил к своему титулу «славное прозвание Смоленский». 12/24 декабря он был награжден орденом Святого Георгия 1 степени «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России в 1812 году». Кутузов был первым из четырех полководцев, последовательно получивших все четыре степени этого замечательного ордена.
К Рождеству 1812 г. неприятель был полностью изгнан из пределов России. К этому же времени относится и отправка Кутузовым митрополиту Амвросию серебра, отбитого донскими казаками у французов. Следует отметить, что именно в Казанском соборе был впервые отслужен рождественский благодарственный молебен об освобождении России «от двунадесяти языцей», т.е. от французов и их союзников.
Кутузов был противником войны с Наполеоном за пределами России. Он считал, что для России Наполеон как противник более не опасен. Более того, сильная Франция, по его мнению, могла бы сдерживать антироссийские устремления Англии. Но как верный слуга императора, поставившего своей целью полное освобождение Европы от Наполеона, он идет освобождать Европу. С начала 1813 г. Кутузов успешно руководит военными действиями против французов на территории Польши и Пруссии. Однако это продолжалось недолго.
4 апреля русская армия прибыла в Бунцлау (сегодня польский Болеславец). 5 апреля Кутузов присутствовал на совещании с Александром I и прусским королем. В городе его встретили овацией. Кутузов приветствовал народ, стоя с открытой головой, и простудился. 8 апреля он окончательно слег в постель. «Я в отчаянии, — писал он Александру I, — что так долго хвораю и чувствую, что ежедневно более ослабеваю; я никак не могу ехать дальше, даже в карете». 16 апреля в 9 часов вечера Кутузов скончался. 17 апреля было произведено вскрытие тела и бальзамирование.
В Бунцлау тело находилось 10 дней. 26 апреля адъютант полководца Монтрезор и другие ближайшие сподвижники Кутузова похоронили часть его останков на городском кладбище в трех верстах от Бунцлау, в деревне Тиллендорф.

27 янавря 1814 г. соратники Кутузова на свои средства соорудили небольшой памятник с надписью на славянском и немецком языках: «Генерал Кутузов-Смоленский переселился из сей жизни в лучший мир».Дом майора Фон-дер-Марка, в котором жил Кутузов, позднее был превращен в мемориальный музей.
Местом захоронения Кутузова был избран Казанский собор. «Мне кажется, — писал Александр I обер-прокурору Вязьмитинову, — приличным положить его для почестей в Казанском соборе». Почти два месяца двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Петербург. Маршрут был намечен так, чтобы удобнее было менять лошадей. Он пролегал через Познань, Тильзит, Ригу, Нарву и Сергиеву пустынь. 11 июня кортеж прибыл в Санкт-Петербург, где был встречен высшими чинами, сенаторами и духовенством. В двух верстах от города лошадей распрягли и понесли гроб на руках. Затем гроб был поднят на катафалк, созданный Воронихиным, с помощью специальных механизмов. Два дня петербуржцы прощались с Кутузовым. Надгробное слово произнес ректор Духовной Академии архиепископ Филарет, будущий митрополит Московский.
В 1814 г. семья Кутузова установила ограду над его могилой. Оформление могилы Кутузова — последнее, что сделал Воронихин в Казанском соборе. Ограда выполнена в виде низкой решетки из темной бронзы с золочеными венками, опорными стойками из моделей пушечных стволов и боевыми шлемами на угловых столбах. На красной мраморной доске над могилой начертана надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». Над мемориальной доской расположена икона Смоленской Божией Матери, доставленная из Александро-Невской Лавры.

Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм – в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон…


Широко распространена версия, что сердце М.И. Кутузова было захоронено в Бунцлау. Эта легенда возникла в 1913 г., когда отмечалось столетие со дня смерти фельдмаршала. Но вскрытие могилы, проведенное 4 сентября 1933 г., подтвердило, что сердце Кутузова погребено вместе с ним. Вот полный текст акта вскрытия: «АКТ. Ленинград, 1933 год, сентября 4 дня. Комиссия в составе: директора Музея Истории Религии Академии Наук СССР — профессора Богораз-Тана В.Т., ученого секретаря музея Баканова В.Л., заведующего фондами музея Воронцова К.Ф. в присутствии представителя от ПП ОГПУ т. Бараздина П.Я. составили настоящий акт о нижеследующем: Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М.И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотым позументом), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце.

Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков. Настоящий акт составлен в 2-х экземплярах. Директор музея, ученый секретарь, заведующий фондами музея, представитель ПП ОГПУ (подписи расположены столбиком)».
Приказ о вскрытии могилы дал Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Киров. Он хотел удостовериться, нет ли в могиле орденов и фельдмаршальского жезла. Согласно утверждению Б.Н. Сократилина, осуществлявшего в 1933 г. надзор над историческими и культурными памятниками Ленинграда, в могиле ничего кроме того, что занесено в акт, обнаружено не было. При этом он ссылается на то, что к 1813 г. уже существовал Указ, запрещавший захоронение орденов и других воинских знаков.
А русская армия под командованием М.Б. Барклая де Толли продолжает идти на запад. Вскоре в стенах Казанского собора появляются новые трофеи — ключи от взятых русской армией крепостей и городов. Список ключей говорит о весьма широкой географии освободительного похода наших войск. В соборе находились: ключи от восьми крепостей — Кенигсгафена — 6, Честохова — 2, Торна — 3, Модлина — 4, Замостья — 2, Авена — 6, Гертруденберга — 3, Бреды — 1 и от 17 городов: Брюсселя — 2, Ахена — 2, Касселя — 8, Бремена — 1, Данцига — 6, Дрездена — 4, Кельна — 1, Марселя — 6, Монса — 1, Намюра — 2, Нанси — 2, Реймса — 7, Утрехта — 10.
Польша, Германия, Нидерланды — таков путь русской армии к Парижу. Все трофеи были размещены на пилястрах между окнами и на подкупольных пилонах. Знамена закреплялись на специальных кронштейнах. Для ключей были изготовлены восьмиугольные бронзовые золоченые доски, на которых выгравированы наименования городов и крепостей. Кронштейны и доски были сделаны по рисункам А.Н. Воронихина.
К столетию Отечественной войны 1812 г. было решено все означенные трофеи передать в организуемый в Москве Музей Отечественной войны. Но музей так и не был создан. Большинство трофеев хранятся в Историческом музее в Москве. В Казанском соборе сохранились лишь 5 наполеоновских штандартов и одно знамя, а также ключи от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга. В своем исследовании, посвященном Казанскому собору, архитектор А. Аплаксин пишет: «Отпуская от себя трофеи Отечественной войны, Казанский собор как бы сокращает свою связь с памятью войны. Но ведь история построения собора ясно показывает нам, что собор строился до войны и не как ее памятник».
Формально это так. Но учитывая, что музей в Москве так и не был построен, есть все основания желать возвращения реликвий войны в Казанский собор. Вопрос этот сейчас решается.

Казанский собор хранит память и о другой Отечественной войне, более известной в истории как «Смутное время». Смутное время закончилось изгнанием из Москвы польских интервентов ополчением Минина и князя Пожарского, вступившего в Москву с Казанской иконой Божией Матери в октябре 1612 г. Над могилой М.И. Кутузова расположена картина Ф.А. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве». Художник изобразил тот момент, когда через несколько дней после очищения Москвы от интервентов русские войска приняли участие в торжестве прославления Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. На площади перед храмом святого Василия Блаженного был совершен крестный ход, во главе которого находилась Чудотворная Казанская икона.
Память Кутузова и Барклая де Толли увековечена в установленных на Казанской площади монументах, возведенных по проекту скульптора Б.С. Орловского. Настоящая его фамилия Смирнов. Он был выходцем из крепостных крестьян орловской губернии. По его собственным словам ему «отец оставил 10 копеек медью, две рубахи и икону». Однако благодаря таланту и трудолюбию он приобрел в столице широкую известность и по ходатайству И.П. Мартоса был освобожден от крепостной зависимости, а в 1822 г. принят в Академию художеств. Позднее он учился у великого датского скульптора Бертеля Торвальдсена в Риме. В марте 1829 г. президент Академии художеств А.Н. Оленин предложил Орловскому приступить к изготовлению моделей памятников полководцам.
Сама идея установки памятников возникла у Александра I в 1818 г. В письме к министру полиции он сообщает о намерении «…изъявить справедливую признательность к заслугам нашего времени: слава генерал-фельдмаршалов князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая де Толли требует достойных памятников».
Позднее император Николай I изъявит желание, чтобы полководцы были изображены не как античные герои, а в форменных мундирах, которые носили при жизни. Статуя Кутузова была завершена Орловским к 1831 г., Барклая — де Толли к 1835 г. К двадцатипятилетию победы над Наполеоном в 1837 г. памятники были отлиты мастером В.П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым. Глядя на памятники, нельзя не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 г после посещения мастерской Орловского.
В памятниках заложена глубокая символика. Трактовка памятника Барклая де Толли созвучна событиям первого этапа войны, когда русская армия под его руководством совершала вынужденный отход. Фигура Кутузова символизирует второй этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.

kazansky-spb.ru

Памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге

Кутузов словно селфи делает на фоне Казанского собора (под ссылкой его история) ))))))
А пямятник актуален — даже палец у него лежит как надо ))) Пусть простит меня полководец, но немного над фото покуражился )))

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором поставили 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

Петербургская икона Казанской Божией Матери была сразу признана чудотворной, помогающей в трудных испытаниях. Михаил Илларионович Кутузов перед отъездом в армию молился перед этим образом, и когда победа над Наполеоном была одержана, все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору.

Между памятниками Казанский сквер с фонтаном. История появления там фонтана связана с революционными настроениями масс )))
О Казанском сквере, фонтане и генерал-губернаторе Кейгельс

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.


pantv.livejournal.com

Памятник М. И. Кутузову | Питерский двор

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Интересные факты:

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным. Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы. Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс. После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова. В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта. На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский». Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

dvorspb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *