Остров патмос где был иоанн – Патмос – остров Откровения

Патмос – остров Откровения

Патмос — небольшой остров из архипелага Додеканес, известность которого несоизмерима его величине.

 

Именно здесь произошло важнейшее для всего христианского мира событие – любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов написал Книгу Откровения, слова Всевышнего о конце времен и Страшном суде. 

 

 

Почти две тысячи лет устремляются  паломники на остров, ставший местом общения апостола Иоанна с Богом, чтобы посетить ту самую пещеру, где была написана завершающая Новый завет книга, которая известна всему миру как «Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις — «откровение»).  

Апостол любви

Фото с сайта — 2.bp.blogspot.com

 

Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников,  которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей – Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой. 

 

Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них — Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос,  место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.

 

После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни. 

 

Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) – так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому–то именуют его «Апостолом Любви».

Пещера Апокалипсиса

Фото с сайта — www.agelostravel.gr

 

Уединившись в пещере, после десятидневного поста и молитвы, продиктует апостол Иоанн своему верному ученику Прохору слова произнесенного Свыше «Откровения  о последних днях человечества и судьбах мира». По преданию, запись текста Откровения сопровождалась землетрясениями, следы которых и сегодня видны в пещере.

 

Иоанн Богослов диктует святому Прохору текст «Апокалипсиса». Фото с сайта  — www.patmosislandinfo.gr

 

Откровение Иоанна Богослова наполнено страшных видений и предсказаний, а его образы и знаки — всадники Апокалипсиса, трубящие ангелы — во все времена привлекали мистиков,  толкователей и художников.

 

В.М. Васнецов. «Четыре всадника Апокалипсиса». Фото с сайта  — www.yslish.com

 

Пещера Иоанна Богослова находится на склоне холма, во времена апостола она была открытой, а с XI века над ней возвышается небольшой храм Апокалипсиса. Пройдя внутрь, можно увидеть огороженным то самое место, где сидел апостол Иоанн, когда получил Откровение, а рядом с ним под алым покровом тот аналой, за которым святой Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса.

 

Фото с сайта  —  en.protothema.gr

 

Пещера Апокалипсиса расположена рядом с монастырем Иоанна Богослова, и вместе с ним в 1999 году была внесена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.

Монастырь Иоанна Богослова

Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.

Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос. 

В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу — разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее. 

Фото: http://www.abi.gr/system/assets/000/000/721/gallery_large_patmos_mon_2.jpg?1280735045

Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город. 

Преподобный Христодул покинул Патмос  и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были  перенесены в основанный им монастырь, где и  хранятся в часовне, ему посвященной.

Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году —  тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.

Лишь по окончании Второй мировой войны острова архипелага Додеканес, а  среди них и Патмос, присоединятся  к Греции. Начнется реставрация старых и возведение  новых храмов, возрождение монашеской жизни. На одном только острове Патмос на сегодняшний день на три тысячи жителей приходится пять сотен церквей.

 

Монастырь Иоанна Богослова

Фото — www.ipaper.gr

 

Монастырь Иоанна БогословаФото — iLoveGreeec.ru

 

Монастырь Иоанна БогословаФото — iLoveGreeec.ru

 

Монастырь Иоанна БогословаФото — iLoveGreeec.ru

 

Монастырь Иоанна Богослова, несмотря на все невзгоды минувших времен, переживает новый расцвет. В особой атмосфере спокойствия этого места скрывается сила страшных пророчеств, но вместе с ней и сила Любви, которую заповедовал людям апостол Иоанн Богослов.

 

Теги: православная греция, святыни греции, патмос

www.ilovegreece.ru

Монастырь Иоанна Богослова (Патмос) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь Иоанна Богослова (греч. Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου) — православный монастырь на острове Патмос (Греция), находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Основан на месте где, по преданию, находясь в ссылке, проповедовал Иоанн Богослов и где он получил «Откровение». В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам[1]. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Местом постройки монастыря был выбран холм с руинами храма Артемиды. Один из блоков её храма был использован в качестве престола для монастырского кафоликона во имя апостола Иоанна, украшенного фресками (самыми ранние датированы XII веком). Христодул стал первым игуменом основанного им монастыря и начал его строительство, продолжавшиеся 19 лет. Монастырь построен как крепость с бастионами и башнями. Вокруг него за годы строительство образовался небольшой посёлок с пастбищами, положивший начало городу Хора. Монастырь регулярно подвергался пиратским набегам. Христодул покинул его и вернулся на Кос, где скончался около 1111 года. Несмотря на это монастырь продолжил своё существование, позднее в него перенесли мощи Христодула, хранящиеся в часовне его имени. В период своего рассвета монастырь имел владения вне Патмоса — на Крите, Косе, Наксосе, в Смирне, на Закинфе. В XIII веке остров Патмос перешёл под власть Никейской империи, но уже императоры Феодор II Ласкарис и Михаил VIII Палеолог подтвердили все имущественные права права монастыря на Патмос (хрисовул Михаила VIII сохранился в монастырской библиотеке

[2]).

После 1453 года Патмос, как и другие греческие острова, попал под власть турок и выплачивал дань турецкому султану. В этот период монастырь продолжал действовать. В 1647 году монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «

дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1770—1774 годы остров Патмос был занят русским флотом под руководством адмиралов Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.

В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Вход в храм над пещерой Апокалипсиса

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными[3][4].

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

ru.wikipedia.org

Иоанн на острове Патмос. Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.)

Иоанн на острове Патмос

Иоанн был сослан на далекий пустынный и каменистый остров Патмос в Эгейском море, к юго–западу от Ефеса. Такой вывод следует из традиционного понимания слов самого апостола: «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа».[593] Там, находясь «в духе в день Господень», апостол получил чудесные откровения о грядущих битвах и победах христианства.

Факт ссылки Иоанна на Патмос подтверждается единодушным свидетельством древних авторов.[594] Память о нем сохранилась в преданиях, которые существуют на острове и в остальном не представляют никакого интереса. «Иоанн — вот смысл Памоса, остров принадлежит ему, это его святилище. Камни острова говорят о нем, и он живет в каждом сердце».[595]

Точное время ссылки неизвестно — это зависит от решения вопроса о дате написания Апокалипсиса. Внешние обстоятельства указывают, что это было во время правления Домициана, в 95 г. по Р.Х.; внутренние данные — что это произошло в правление Нерона или вскоре после его смерти в 68 г. по Р.Х.

Самое распространенное и, можно сказать, единственное внятное предание, своими корнями восходящее к такому надежному свидетелю, как Ириней Лионский (ок. 170), датирует ссылку Иоанна последними годами правления Домициана, который царствовал с 81 по 96 г. по Р.Х.[596] Это был второй римский император, устроивший гонения на христианство, и ссылка была одним из его любимых наказаний[597]. Оба эти факта подтверждают правоту древнего предания. После многообещающего начала царствования Домициан стал таким же жестоким и кровожадным, как Нерон, и даже превзошел последнего в лицемерии и богохульном самообожествлении. Свои письма он начинал словами «Наш Господь и Бог повелевает» и требовал, чтобы его подданные обращались к нему соответствующим образом.[598] Он распорядился, чтобы его золотые и серебряные изваяния поставили в святилищах храмов. Опаснее всего Домициан был в те моменты, когда казался дружелюбным. Он не щадил ни сенаторов, ни консулов, когда те попадали под его подозрение или становились помехой для его честолюбивых замыслов. Он разыскал потомков Давида и родственников Иисуса, опасаясь с их стороны претензий на престол, но обнаружил, что они бедны и невинны.[599] Многие христиане в его правление встретили мученическую смерть по обвинению в безбожии — в их числе и двоюродный брат самого Домициана, консул Флавий Клемент, которого предали смерти, и его жена Домитилла, сосланная на остров Пандатерия близ Неаполя.[600] В пользу традиционной датировки можно упомянуть и о том, что книгу, которая закрывает канон и описывает последние события вплоть до самого конца истории, по логике вещей следовало написать в последнюю очередь.

Однако текст самого Апокалипсиса в сопоставлении с четвертым евангелием указывает на более раннюю дату написания, еще до разрушения Иерусалима, во время междуцарствия, установившегося после смерти Нерона (68), когда все лучшее, что составляло Римскую империю, лежало в руинах, ожидая восстановления (которое и началось с восшествием на престол Веспасиана). Если древняя легенда о том, что Иоанна собирались предать в Риме или в Ефесе мученической смерти через погружение в масло, имеет под собой какую–то почву, она естественно наводит нас на мысль о гонениях Нерона, когда христиан обмазывали горючим веществом и использовали в качестве факелов. Явные указания на имперские гонения более соответствуют временам Нерона, нежели временам Домициана. Мы уже упоминали о различиях между Апокалипсисом, с его еврейской стилистикой и пламенной мощью, и четвертым евангелием, которое написано спокойным тоном и на чистом греческом языке, — эти различия объясняются гораздо проще, если Апокалипсис был написан примерно на двадцать лет раньше. Такая точка зрения находит некоторую поддержку в древних преданиях,[601] и ее придерживается большинство современных критиков, историков и толкователей.[602]

Таким образом, мы считаем наиболее вероятным предположение, что Иоанн был сослан на Патмос при Нероне, вскоре после смерти Нерона (68 или 69 г. по Р.Х.) написал Апокалипсис, вернулся в Ефес, через несколько (возможно, двадцать) лет написал Евангелие и послания и мирно почил при императоре Траяне, где–то после 98 г. по P. X.

Последней вестью Возлюбленного Ученика на пороге II века, в золотой закатный период апостольской эры, стало правдивое повествование об историческом Христе во всей полноте Его божественно–человеческой Личности. Иоанн описывал Господа как воплощение и источник вечной жизни для всех верующих и дополнял свой рассказ наставлениями о практическом применении этой истины. Обогащенные большим жизненным опытом воспоминания юности, преображенные Святым Духом и сияющие небесным светом истины и святости, — вот самый драгоценный дар, оставленный последним апостолом в наследство всем грядущим поколениям церкви.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Остров Патмос, место в котором апостол Иоанн Богослов написал Апокалипсис

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
filaretuos

filaretuos.livejournal.com

Остров Патмос апостол любви исходил своими ногами (+Фото)

Святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая (21 мая по новому стилю) и 26 сентября (9 октября по новому стилю), в день его кончины. Нынче в первую декаду мая мы находились на греческом острове Патмос, где возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа написал пророческую книгу Нового Завета — Апокалипсис, и вместе со всеми верующими, приехавшими сюда из разных уголков мира, вспоминали событие, произошедшее 8 мая.


Произошло оно в Эфесе (в нынешней Турции). Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы города с семью своими учениками, велев им взять с собой лопаты. Помолившись в уединенном месте, апостол сказал ученикам «Копайте вашими лопатами могилу в форме креста, в длину моего роста». Затем попросил засыпать его землей. Ученики не решились ослушаться учителя и исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу.

Узнав об этом, христиане Эфеса пришли вместе с другими учениками апостола к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Прохор (тот самый Прохор, что под диктовку святого Иоанна записывал великое и таинственное откровение Апокалипсиса), пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин. 21, 22). И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».

Затем, по свидетельству Прохора, каждый год из могилы святого евангелиста Иоанна 8 мая выступал тонкий прах. Верующие его собирали и врачевали им различные недуги.

На самом же острове Патмос — его еще называют островом Откровения и младшим братом монашеской республики Афон — в этот день совершается праздничный крестный ход. Монахи обители святого Иоанна Богослова вместе со священниками из приходских храмов несут чудотворные иконы и цельбоносные мощи великих угодников Божиих к источнику, погружают ковчежцы с мощами в воду, и вода освящается. Люди ею с благоговением умываются, набирают в бутылки и уносят с собой как святыню.

Крестный ход. Вокруг монастыря

По пути следования крестного хода все время к нему присоединяется народ. В руках одного из мальчишек мы увидели икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Оказывается, нашего русского святителя здесь любят и чтят. Как и преподобного Серафима Саровского, и блаженную Матрону Московскую.

В небольшой пещере, известной всему миру как святая пещера Апокалипсиса (а находится она на полпути между монастырем и портовым городком Скала), накануне праздника совершается вечерняя служба и утром — Божественная литургия. Как у нас в праздник Святой Троицы полы храмов устилают зеленой, пахнущей полем травой, так и здесь в день памяти святого Иоанна Богослова, на каменном полу пещеры лежало много зеленых листочков (правда, нам так и не удалось узнать, от какого они дерева, но несколько листьев по примеру других паломников мы взяли себе на память).

Вход в пещеру Откровения

Служба проходит на одном дыхании. Вообще византийское церковное пение глубоко соответствует молитвенному духу, а в этой пещере с низким скалистым сводом молитва звучала особенно сильно. И Иисусова молитва -«Кирие, элейсон» (это на греческом языке) — объединяла всех нас, предстоящих перед Господом.

Благочестивую семью паломников из Подмосковья — папу, маму и дочь лет девятнадцати, — которые приезжают на Патмос ежегодно, начиная с 2005 года, мы встречали повсюду: и на крестном ходе, и на праздничной службе в пещере Откровения, и на праздничной службе возле храма-часовни в честь Иоанна Богослова, расположенного недалеко от порта. По церковному преданию, как раз на этом месте апостол любви крестил первых христиан острова. Но поскольку крохотный храм-часовня не может вместить всех молящихся, то праздничные службы обычно совершаются на улице, где слышно ровное дыхание моря.

Нам было близко по духу стремление семьи русских паломников каждый свой отпуск проводить тут, на Патмосе — острове, который апостол и евангелист Иоанн Богослов, отличавшийся редкой чуткостью к другим, состраданием и болезнованием сердца о погибающих, исходил своими ногами. И место его заточения стало местом Откровения для грядущего человечества.

Нина Ставицкая

 

Перед крестным ходом в монастыре Иоанна Богослова

Крестный ход. На выходе из монастыря

Крестный ход. Вокруг монастыря

Водосвятный молебен на городской площади в Хора














Русские паломники








Небольшой храм-часовня в честь Иоанна Богослова стоит недалеко от порта, на месте, где апостол любви крестил первых христиан острова

Один из храмов Патмоса

Вид на остров с купола пещеры Откровения

После освящения хлебов

Всенощная в пещере Откровения в день Иоанна Богослова

В пещере Откровения

В пещере Откровения

Соседние острова

Флаг на храме обозначает, что в этот день будет богослужение (на дальнем плане — монастырь Иоанна Богослова)

Пастырь добрый

Женский монастырь Благовещения Пересвятой Богордицы, основанный старцем Амфилохием (Макрисом)

Вид на Хору и монастырь

Литургия в храме-часовне недалеко от порта

Чин освящения артоса (вечером после литургии)



Фото Владимира Ходакова

www.pravmir.ru

Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Греция Южные Эгейские острова Патмос

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:37.3091639000000014902980183251202106475830078125,»lon»:26.54757860000000135869413497857749462127685546875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»visitedicon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»wmsoverlay»:false,»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»overlaylayers»:[],»resizable»:false,»enablefullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»markercluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B0%D0%BF._%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81)\» title=\»\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0430\u043f. \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 (\u041f\u0430\u0442\u043c\u043e\u0441)\»\u003E\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0430\u043f. \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 (\u041f\u0430\u0442\u043c\u043e\u0441)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0433\u0434\u0435, \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0441\u044c \u0432 \u0441\u0441\u044b\u043b\u043a\u0435, \u043f\u0440\u043e\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b \u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b \u0438 \u0433\u0434\u0435 \u043e\u043d \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b \u00ab\u041e\u0442\u043a\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u0435\u00bb»,»title»:»\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0430\u043f. \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0430 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 (\u041f\u0430\u0442\u043c\u043e\u0441)»,»link»:»»,»lat»:37.3091639000000014902980183251202106475830078125,»lon»:26.54757860000000135869413497857749462127685546875,»icon»:»»}]}

Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.

История

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Местом постройки монастыря был выбран холм с руинами храма Артемиды. Один из блоков её храма был использован в качестве престола для монастырского кафоликона во имя апостола Иоанна, украшенного фресками (самыми ранние датированы XII веком). Христодул стал первым игуменом основанного им монастыря и начал его строительство, продолжавшиеся 19 лет. Монастырь построен как крепость с бастионами и башнями. Вокруг него за годы строительство образовался небольшой посёлок с пастбищами, положивший начало городу Хора. Монастырь регулярно подвергался пиратским набегам. Христодул покинул его и вернулся на Кос, где скончался около 1111 года. Несмотря на это монастырь продолжил своё существование, позднее в него перенесли мощи Христодула, хранящиеся в часовне его имени. В период своего рассвета монастырь имел владения вне Патмоса — на Крите, Косе, Наксосе, в Смирне, на Закинфе. В XIII веке остров Патмос перешёл под власть Никейской империи, но уже императоры Феодор II Ласкарис и Михаил VIII Палеолог подтвердили все имущественные права права монастыря на Патмос (хрисовул Михаила VIII сохранился в монастырской библиотеке).

После 1453 года Патмос, как и другие греческие острова, попал под власть турок и выплачивал дань турецкому султану. В этот период монастырь продолжал действовать. В 1647 году монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1770—1774 годы остров Патмос был занят русским флотом под руководством адмиралов Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.

Современное состояние

В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Пещера Апокалипсиса

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Святые

Святыни

  • цепи ап. Иоанна Богослова
  • часть главы ап. от 70-и Филиппа
  • часть главы ап. Фомы
  • глава сщмч. Антипы Пергамского
  • мощи прп. Христодула Никейского
  • мощи прп. Макария Патмосского
  • мощи прмч. Пахомия Русского
  • 3 креста с частицами Честного Древа
  • частица мощей бесср. Космы
  • частица мощей вмч. Феодора Стратилата,
  • частица мощей вмч. Пантелеимона
  • частица мощей вмч. Иакова Персянина
  • частица мощей прмч. Стефана Нового
  • обувь прп. Христодула

Видео

Как добраться

Адрес: Греция, о. Патмос

Ссылки

azbyka.ru

Патмос, остров апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Патмос — это   первый порт, куда заходят паромы, идущие на Родос. На Патмос можно приплыть на пароме из Пирея, с островов северной и восточной части Эгейского моря, из Кавалы, с Киклад, Родоса и других островов Додеканеса.

Протяжённость береговой линии около 63 километров; высочайшая точка Патмоса — 269 метров над уровнем моря. Остров скалист и практически безлесен.

Главным местом поломничества на остраве Патмос является монастырь Иоанна Богослова, основанный святым Христодулом в 1088 году. Моностырь содержит богатое собрание рукописей, описание которого издано монахом Саккелионом в Афинах . В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Монастырская библиотека с более 3000 книг, многие из которых — исключительной редкости, 900 кодексов и 1300 рукописей, среди которых — золотая булла императора Алексея I Комнина.

С террас монастыря видно почти весь Патмос и прилегающие острова.

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место, где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение» — пещера Апокалипсиса. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны.


Пещера расположена ниже современного уровня дороги, и к ней ведёт крутая лестница. Непосредственно над входом в пещеру сделана надпись: «Это место, производящее неизгладимое впечатление, не что иное как дом Бога; это — дверь на Небеса». 

Близ алтарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, образовавшаяся, как утверждает то же Предание, от падения замертво святого апостола… Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде со II века.
Ряд следов на стенах пещеры связывают с пребыванием в ней апостола: углубление, куда он клал свою голову, каменный аналой, за которым писал Прохор.

Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

— Я много лет живу на Патмосе, — говорит Виолетта Сколину, гид острова, — именно здесь, в святой пещере, перед иконой Апокалипсиса нахожу душевный покой. Что бы ни произошло в моей жизни — хорошее или плохое — я прихожу сюда, чтобы поблагодарить Бога за все!

В середине ХХ века на остров прибыла одна семья из Афин. Эти люди были исполнены желанием просить святого Иоанна излечить их глухонемую дочь. Войдя в пещеру и приблизившись к иконостасу, родители упали на колени, а дочь начала отталкивать их, давая понять, что они наступают на гробницу святого. После этого случилось чудо — девочка заговорила и стала слышать, а на том месте, перед иконостасом, по сей день стоит медная ограда. 

Отец Исидор — священник и учитель духовной школы — служит литургии в Святой пещере. Многие из местных жителей предпочитают проводить обряд крещения именно здесь, считая, что «одно из самых святых мест — это грот Апокалипсиса, и, живя здесь и зная историю этого места, невозможно поступить иначе».

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей. Почти каждый житель острова по воскресеньям ходит в церковь. Это как долг, который нужно исполнить, и это то, чему учили родители. Даже маленькие дети, уютно сидящие на руках у своих родителей, тихо слушают л

filaretuos.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *