Описание каргопольской игрушки: Каргопольская игрушка

Содержание

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.

История каргопольской игрушки

Довольно интересная история не столько самой игрушки, сколько процесса ее возрождения. В отличие от многих других сохранившихся народных промыслов, возрождение которых было централизованно организовано в советское время еще до войны, промысел каргопольской игрушки в России в какой-то момент практически умер. Образцы игрушки «продержались» и были донесены до наших дней одним-единственным человеком – Ульяной Бабкиной. Именно она стала связующим звеном между последними мастерами 30-х годов и ныне действующими ее последователями. И именно ей мы должны быть благодарны за сохранение такой формы, как, например, каргопольская игрушка полкан.

Полкан – это северное подобие Кентавра: человек с телом коня. Полкана можно найти в нашем интернет-магазине в разделе Каргопольская игрушка.

Особенности каргопольской игрушки

Каргопольская игрушка, в сравнении, к примеру, с дымковской, выглядит достаточно архаично. Тем не менее, она имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Каргопольскую игрушку можно назвать действительно народной, потому что ее исполнение достаточно свободное. Сюжеты условно делятся на две категории. Первая – это архаичные типы, например, Берегиня (женцина, держащая в руках голубей), полкан (см. выше), лошадки и другие животные. Такие или подобные им формы характерны практически для любой народной игрушки. Вторая категория – это сюжетная игрушка, вольно демонстрирующая сцены деревенской жизни, а также иллюстрирующая сказочные сюжеты. Это композиции, например, такой тематики: «Мужики на рыбалке», «Девушка за стиркой», «Тройка», «Репка» и так далее. Современные мастера могут придумывать свои сюжеты, тем не менее, общие признаки каргопольской игрушки сохраняются, новые формы прекрасно вписываются в традицию.

Традиционная роспись каргопольской игрушки – это выбеленная фигурка, разноцветно расписанная, но без лишних деталей, безо всякого «глянца». Краски, несмотря на наличие разных, в том числе ярких, цветов, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица очень условная, как бы «плоская». Чуть больше о Каргопольской игрушке, ее сюжетах, истории и авторах можно будет почитать в нашем блоге и на наших страничках в социальных сетях .

В нашем магазине в разделе Каргопольская игрушка купить можно любую традиционную игрушку, а также практически все основные авторские композиции, разработанные мастерами последней четверти 20 века и современными художниками.

Каргопольская игрушка: народный промысел — Щи.ру

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж — полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом.

Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор — люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА — русский народный ху­дожественный про­мы­сел с цен­тром в городе Кар­го­поль.

Его про­ис­хо­ж­де­ние на Кар­го­по­лье обу­слов­ле­но бо­га­ты­ми ме­ст­ны­ми за­ле­жа­ми глин. Уже в XIX веке здесь де­ла­ли гли­ня­ную по­су­ду, а на­ря­ду с ней иг­руш­ки (ко­ней, оле­ней, ба­ра­нов, ба­рынь), ко­то­рые про­да­ва­лись на ба­за­рах и яр­мар­ках. Со­хра­ни­лись об­раз­цы иг­ру­шек конца XIX — начала XX веков: не­боль­шие ста­тич­ные фи­гур­ки лю­дей, жи­вот­ных, по­воз­ки и т. д., соз­дан­ные в деревне Гри­нё­во, в 17 км от Кар­го­по­ля. В 1930-х годах по­том­ст­вен­ный гон­чар И. В. Дру­жи­нин воз­ро­дил тра­ди­цию гли­ня­ной иг­руш­ки. Его про­из­ве­де­ния (ост­ро­ха­рак­тер­ные рас­пис­ные фи­гур­ки кре­сть­я­нок и кре­сть­ян; на­де­лён­ные ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми при­зна­ка­ми фи­гур­ки жи­вот­ных — ко­ней, ко­ров; рас­счи­тан­ные на фрон­таль­ную точ­ку зре­ния ком­по­зи­ции «От­дых», «Кор­ми­ли­ца», «Ка­та­нье») жи­во­пис­ны, при­зе­ми­сты, сдер­жан­ны по рас­цвет­ке. Иг­руш­ки ле­пи­лись по час­тям (на торс на­са­жи­ва­лась юб­ка, при­сое­ди­ня­лись но­ги и т. д.), об­жи­га­лись и по­кры­ва­лись бе­лой крас­кой. До конца 1970-х годов в Гри­нё­ве ра­бо­та­ла мас­те­ри­ца У.И. Баб­ки­на: её про­из­ве­де­ния (ска­зоч­ные пол­ка­ны и пти­цы, со­ба­ки, мед­ве­ди, гар­мо­ни­сты, всад­ни­ки, сце­ны ка­та­ний, кад­ри­ли) от­ли­ча­ют­ся жи­во­стью и те­п­ло­той, мяг­ко­стью трак­тов­ки об­ра­зов. Про­мы­сел каргопольской игрушки су­ще­ст­во­вал в де­рев­нях Гри­нё­во, По­гост, Печ­ни­ко­во, Мо­сее­во, Оле­хо­во, Кон­ши­но, Гарь, в Кар­го­по­ле. Ны­не каргопольскую игрушку из­го­тов­ля­ют в гон­чар­ном це­хе, воз­ник­шем в Кар­го­по­ле в 1967 году (вхо­дит в со­став ар­хан­гель­ско­го пред­при­ятия народных ху­дожественных про­мы­слов «Бе­ло­мор­ские узо­ры»), а так­же в Кар­го­поль­ской шко­ле ис­кусств. Од­на­ко за­час­тую та­кие иг­руш­ки ко­пи­ру­ют лишь внеш­ние при­зна­ки кар­го­поль­ской пла­сти­ки. Наи­бо­лее близ­ки тра­диционным об­раз­цам иг­руш­ки А.Ф., В.Д. и В.В. Ше­ве­лё­вых, воз­ро­ж­даю­щих народное искусство Кар­го­по­лья.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ду­ра­сов Г.П. Кар­го­поль­ская гли­ня­ная иг­руш­ка. Л., 1986

Каргопольская игрушка — история и описание игрушки

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.

Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно. Из глины, которая оставалась после изготовления основного изделия, для малолетних детишек крестьяне делали игрушки. В основном это были одиночные фигурки людей с плоскими лицами, с обобщенными деталями одежды и фигуры, напоминающие «каменных баб», а так же животных. Все эти творения расписывались при помощи сажи и золы, с применением различных узоров и орнаментов. Жизненный век этих игрушек был не долог, и полного представления об игрушках того периода мы, к сожалению не имеем.

О Каргопольской игрушке впервые заговорили в начале ХХ столетия. Гончары данного периода передавали свои знания и умения от отца к сыну, от матери к дочери, сохраняя традиции, о которых мы можем судить по их работам. При окрашивании игрушек использовались черные, зеленые, синие, белые, красные цвета. При их росписи использовали древнюю символику — овалы, кресты, колосья, зерна, солнце. Каргопольскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня каргопольские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива. 

По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.

 

Страница не найдена | МБДОУ №15 «Ручеек» г.

Бердск

сведения об образователной орггпнизации дата создания учредитель адрес образовательной организации режим и график работы контактный телефон адрес электронной почты структура образовательной организации руководители структурных подразделений места нахождения структурных подразделений адреса официальных сайтов адреса электронной почты структурных подразделений сведения о наличии положений устав образовательной организации лицензия на осуществление образовательной деятельности свидетелство о государственной аккредитации план или смета финансово-озяйственной деятельности правила приема режим занятий текущий контроль и промежуточная аттестация перевод и отчисление возникновение отношений отчет о результатах самообследования платные образователные услуги предписания и отчеты реализуемые уровни образования формы обучения нормативные сроки обучения сроки действия государственной аккредитации свидетельство о государственной аккредитации описание образователной программы учебный план аннотация к рабочим программам учебный график методические и иные документы реализуемые образовательные программы численность обучающихся языки образователные стандарты руководитель образователной организации заместители руководителя руководители филиалов заместители руководителей филиалов контактные телефоны адреса электронной почты персональный состав квалификация материально-техническое обеспечение сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов учебные кабинеты обекты кабинеты лаборатории для проведения практических занятий библиотеки объекты спортивный зал средства обучения и воспитания условия питания и охраны труда обучающися столовая договор на питание доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ в интернет электронные образовательные ресурсы наличие и условия предоставления стипендий наличие общежития интерната количество жилых помещений формирование платы за проживание в общежитии и ины видов материальной поддержки обучающися оплата за проживание трудоустройство выпускников информация о порядке оказания платных образователных услуг порядок оказания платных услуг финансовое обеспечение количество свободных мест для приема наименование образовательной программы правила внутреннего трудового распорядка заместители руководителя филиалов

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка — г.

Каргополь Архангельской области

Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки — женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

«Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: «Купи, тятя, коня!» А заодно с копеечной «бобкой», глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится.

Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее «фасад», наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре.»

КАРГОПОЛЬСКАЯ БАРЫНЯ

Искусство изготовления каргопольских игрушек — ис­кусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Подготовка глины, технология изготовления каргополь-ских игрушек’ такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная гли на тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выби рает свой способ приготовления глины: кто-то сначала под сушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния по рошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жид кую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Мож но ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хо рошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки масте ра чувствуют мельчайшие камушки и комочки, ко­торые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеоб­разным мерилом, эталоном пропорций — сред ний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игруш ки получались ровными, одинаковыми.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка. А вот о последней игрушке стоит поговорить особо.

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, что до сих пор находят археологи в своих научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной бо гини — Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми по­дробностями и стали предметами игры.

Как лепил мастер каргопольскую барыню? По частям. Сначала торс с головой, отдельно колокол-юбку, затем торс присоединяли к юбке. Далее катали колбаску для рук, при­мазывали их и сгибали калачиком. В последнюю очередь оформляли голову: головной убор — шляпа или кокошник — делается очень условно, без подробностей, — шляпа скорей похожа на перевернутый горшок из-за маленьких по лей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей.

Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжи­гается через несколько недель в печи.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтитель ны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

Итак, мастер белит обожженную игрушку разведенным на молоке мелом, затем расписывает. Кофту барыни покры вают сплошным цветом, юбку закрашивают так же, спереди рисуют передник, который остается белым после побелки. На нем нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки.

Например,
крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле,
ростки, изображение растительности,
волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.

Для многих эта роспись — не более чем геометрический узор. Чтобы узнать смысл узора, надо немало потрудиться: поработать в библиотеках и музеях.

Русская Каргопольская глиняная игрушка | Живое наследие

Главное

Каргопольская глиняная игрушка — один из самых узнаваемых народных промыслов России, создавший целый мир сказочных героев и образов — “Берегиня”, “Тяни-толкай”, “Полкан”… Игрушечный промысел Каргополя всегда был истинно народным искусством, прошедшим через века до наших дней.

История

Будучи издревле богат глиной, Каргополь очень рано стал местом активного развития гончарного дела. Во всяком случае, он был здесь уже в XII веке. Несколько веков спустя, крестьяне местных деревень, будучи заняты полгода на сельхозработах, в зимний период стали мастерить игрушки сначала для своих детей, а потом и на продажу. Глиняные поделки были для них дополнительным заработком, но он привел к формированию в Каргополе крупного “игрушечного” рынка.

После революции промысел постепенно угас, хотя еще в 1930-е годы на Каргополье работал видный мастер Иван Дружинин, сформировавший ряд традиционных каргопольских образов. В 1950-е годы игрушки лепила одна лишь старушка Ульяна Бабкина, но одна она уже смогла сохранить промысел. Ее заметили в Союзе художников, уже в 1947 года ее первые игрушки купили для музея, а в 1958 году они победили на Брюссельской выставке. В 1967 году под руководством видного мастера Александра Шевелева в Каргополе создали гончарный цех. Дело Шевелева и Бабкиной продолжают десятки мастеров и сегодня.

Состояние

Каргопольскую игрушку трудно перепутать — она отличается яркой раскраской в два-три цвета и имеет набор основных сюжетов, повторяющихся десятилетиями. Чаще всего каргопольские игрушки — это одиночные фигурки, но иногда — связанные одним сюжетом две-три фигурки или многофигурные композиции. Фигурка лепится из одного куска глины. Но он становится неповторимым благодаря тому образу, который ему придает мастер. Часто это “очеловеченные животные”. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. Полкан — это фантастический получеловек-полуконь, крестьянский богатырь, воплощающий в себе силу народную. “Берегиня” — женщина с обнаженной грудью и поднятыми руками символизирует “мать-землю”. Медведь с гармошкой — знак плодородия. Фигура Тяни-Толкая состоит из двух коней — черного и белого, означает постоянную борьбу темной и светлой стороны человеческой души.

Впечатления

Сегодня в Каргополе работает Центр народных ремесел “Берегиня”, посетив который можно выбрать любую игрушку по душе, посетить мастер-класс и спланировать путешествие по Каргополю и окрестностям (ибо в том же здании местный туристский центр). Но еще более колоритным будет посещение частного “Музея семьи Шевелевых” — потомственного рода каргопольских глиняных мастеров, который расположился прямо у них дома.

 

{{objectCandidate. short_description}}

Привязан к брендам:

 

Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate. site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Каргопольская игрушка — одно из традиционных русских декоративно-прикладных искусств, которое распространено в городе Каргополь Архангельской области на севере России. Издавна многие жители города и его окрестностей увлекались гончарным делом и изготовлением глиняных игрушек.

В начале 1930-х годов, что было тяжелым периодом в истории Советской России, торговля керамикой постепенно пришла в упадок, а производство игрушек почти прекратилось еще раньше.С ними продолжила лишь горстка мастеров.

Самыми ранними из сохранившихся каргопольских игрушек являются работы И.В. и Э.А. Дружининых, работавших в 1930-40-е гг. В основном это одиночные фигурки мужиков и дам, расписанные гашеной извести, золой и цветными глинами. Они несколько грубо вылеплены, их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды делают их отсылками к древним каменным изображениям. Узоры росписи включают овалы, круги, кресты и пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

По сравнению с яркими и разноцветными игрушками Филимоново и Дымково, эти фигурки из северных земель России могут показаться довольно суровыми. Однако такое первое впечатление складывается только из-за палитры, включающей черный, темно-желтый и коричневый цвета. Что касается тематики игрушек, то в них много забавных изображений, вылепленных откровенно, но с большой теплотой и народным остроумием. Люди изображены не без психологического описания, поэтому зритель может представить себе образ жизни и нравы местных жителей (Мужчина поливает лошадь, Мужчина сеет, Мужчина с корзиной грибов и т. Д.)

Каргопольская игрушка также имеет композиции из нескольких фигур, таких как веселая тройка (карета и тройка) с пассажирами в санях, танцующие фигурки и фигурки гребцов, и многие другие сцены, которые мастера внимательно наблюдали. Каргопольские мастера любили изображать животных, а также сюжеты из народных сказок.

Игрушки лепятся по частям. Основа фигурки — туловище, которое вместе с головой прикреплено к заранее сформированной юбке. У мужчин к фигуре крепятся ноги и руки цилиндрической формы. Вылепленные изделия сушат неделю-две, а затем запекают в печи. Игрушки расписаны темперой.

Каргопольская игрушка отличается условной трактовкой формы, пропорций и окраски изображения. Все фигурки коренастые, с короткими ручками и ножками, продолговатым туловищем, толстой короткой шеей и довольно большой головой. Что касается животных, то они изображаются толстоногими и иногда динамичными.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, мастера в наши дни делают его более изысканным, иногда более отчетливо акцентирующим детали, обильно раскрашивая маслом и темперой; они, однако, избегают делать его слишком пестрым.Чтобы оживить игрушки, художники теперь добавляют желтый, синий и оранжевый цвета. Основные элементы орнамента — сочетания перекрещенных линий, кругов, безлистных веточек, елочки, точек и полос.

Кроме фигурок людей каргопольские мастера лепят лошадей, коров, медведей, оленей, персонажей сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей был и остается полкан (русская версия Кентавра) — полуконь и получеловек — с бородой, медалями и погонами.Среди других сказочных персонажей — Лев, птица Сирин, двуглавый конь и т. Д.

Подробнее о русских сувенирах …

руслинк100070

ruslink100029

Источники :
pogodki.narod.ru
вики

Каргополь | Сеть креативных городов

О креативном городке:

Расположенный в Архангельской области на севере Российской Федерации, ремесла и народное искусство являются важнейшим сектором экономики Каргополя.Город насчитывает более 100 мастеров, чьи ремесленные мастерские принадлежат семье на протяжении нескольких поколений. Город специализируется на резьбе по дереву и древесной коре и вышивке по текстилю. Тем не менее, всемирное признание получили цветные фигурки, обожженные глиной, которые называются каргопольскими игрушками.

Культурные мероприятия и достопримечательности привлекают в город около 30 000 посетителей в год. Международный праздник народных мастеров России проводится в Каргополе с 1991 года и собирает сотни художников, знатоков традиционных ремесел из разных уголков России, Норвегии, Швеции, Финляндии и других.Изюминкой каргопольского календаря является фестиваль «Хрустальные колокола». Это уникальное мероприятие в России проходит около православного Крещения и собирает ледяных скульпторов и музыкантов из Норвегии и Германии для популяризации своих талантов и ремесел. Международная научная конференция «Каргопольские чтения», организованная Каргопольским государственным музеем, также является основным ежегодным мероприятием с 1996 года, собирая участников из городов соседних стран.

В поддержку местных традиционных ремесел и народного искусства, «Проектируя будущее малых земель» представляет собой межотраслевой проект, в котором предлагается создать Каргопольский ресурсный центр. Каргопольская ассоциация общественных организаций совместно с Фондом грантов Президента Российской Федерации и местным муниципалитетом совместно финансируют эту инициативу в надежде на поощрение участия граждан и малых предприятий, связанных с областью культуры и декоративно-прикладного искусства. в разработке долгосрочных проектов устойчивого развития.

Добавленная стоимость:

Как творческий город ремесел и народного искусства Каргополь предусматривает:

  • содействие устойчивому развитию местных ремесленных сообществ в гармонии с природной средой, которая поддерживает и вдохновляет ремесленную культуру;
  • поощрять участие граждан и малых предприятий, связанных с областями культуры и искусства и ремесел, в разработке долгосрочных проектов устойчивого развития;
  • расширение существующих международных культурных обменов традициями ремесел, ярмарок и фестивалей;
  • развитие навыков ведения бизнеса и сбора средств, а также возможностей для развития декоративно-прикладного искусства;
  • модернизация водной и городской инфраструктуры в гармонии с экологической устойчивостью и традиционной культурой; и
  • расширяет возможности для будущих поколений, продвигая образовательные возможности для детей через школьные программы, конкурсы, обмены и фестивали.

Каргопольская игрушка — история происхождения. Каргопольские игрушки лепка

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (ныне Каргопольский район Архангельской области), издревле занимались изготовлением гончарных изделий повседневного обихода. Этот случай был сезонным — когда сельскохозяйственные работы были закончены, крестьяне могли позволить себе заняться горшками. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка.Изначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для окраски изделия использованы подручные материалы. В основном это была печная сажа и известь.

Что она — игрушка из глины?

Глиняные каргопольские игрушки — фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземленных мужиков с бородатыми лопатками, женщин с новорожденными младенцами, птичек и прочего живого. Несмотря на такое разнообразие форм, старая каргопольская глиняная игрушка не имела яркой окраски, потому что использовались цвета мел, сажа и цветная глина. Современная вещь — это уже более пестрые оттенки, но профессионалы стараются не делать свои творения очень красочными. Красный, синий, зеленый, белый, черный и охра — самые популярные оттенки для росписи изделий.

Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это древние символы солнца. Также использованы мотивы лепестков растений, хлебных колосьев и зерен.

Авторство

В большинстве случаев имена производителей таких вещей никому неизвестны.Но есть и известные мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых поделка сохранилась и в нее были внесены характерные элементы.

В тридцатых годах прошлого века в селе Гринево жил Дружинин Иван Васильевич — потомок жанра гончаров. Он был одним из самых талантливых создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры известны как классический Каргополь.

Гринево стало родиной еще одного известного мастера, из-под рук которого появилась чудесная каргопольская игрушка. Ее зовут Бабкина Ульяна Ивановна. Начав создавать игрушки еще в 15-летнем возрасте, Бабкина продолжала заниматься этим ремеслом всю оставшуюся жизнь. Именно она не позволила закончиться прекрасному обычаю сувениров. В этом Ульяна Ивановна сохранила образ коня-полканы, или, как ее еще называют, полиханы. Кентавр с бородой, то есть Полкан — одно из самых любимых и востребованных образов каргопольской глиняной игрушки.

Династия Шевелевых

Каргопольская игрушка своим развитием многим обязана Шевелеву.Невозможно говорить об удивительных вещах, не упомянув этих славных людей. Семья Шевельевых происходит из села Токарево, которое находилось в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения ООО «Беломорские узоры» по производству игрушек.

Сегодня дело предков унаследовал Валентин Дмитриевич Шевелев. Он занимается воссозданием старинной техники сварки инструментов, которая подразумевает помещение нагретых после обжига игрушек в так называемую болтушку — густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и черными пятнами. Все это возможно благодаря жженой муке. В Каргополе в 2003 году были созданы Дом-музей династии Шевелевых и каргопольская глиняная игрушка.

Женщина

Самая старая каргопольская игрушка — женщина. Благодаря сочетанию довольно древних элементов и его архаичности, она относит пользователя к эпохам мезолита, неолита и палеолита. По внешнему виду фигура напоминает каменную идолку с невозмутимым плоским лицом.Историки считают, что он олицетворяет Великую Мать, предположительно относящуюся к матриархату периода палеолита. Позже она перевоплотилась в символ Матери Земли, главной богини Природы. Через некоторое время культовое значение игрушки было утеряно, и она стала просто детской игрой и аксессуаром в жизни крестьянина.

Изготовление женщины

Фигурка вылеплена на отдельные части: голова и туловище, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сжимали обеими руками колбаски, скручивали их в виде бруска и также фиксировали. К самому последнему крепится головной убор в виде кокошника или шапки. На этом формовка завершена.

Каргопольская игрушка нуждалась в покраске. Бабу лечили известью, иногда для этого использовали раствор на основе мела и молока. Затем мастера приступили к рисованию фартука. Он был наполнен различными изображениями символического значения. Так, волнистые линии символизировали воду и дождь, зигзаги — молнии, ливни и грозы. Изображение креста в круге символизировало солнце, а крест в ромбе — землю.Роспись каргопольской игрушки в виде креста с точками означала засеянное поле, а различные завитки — ростки. Если говорить в общем, то все описанные выше символы относились к оседлому жителю, пахарю или сеятелю.

Полкан

Особое место в истории глиняных промыслов занимает Каргопольская полканская игрушка. Специалисты в области сувениров считают, что слово «полкан» произошло от слова «полконя». Эта игрушка появилась вслед за женщиной. Считается любопытным и архаичным, заключает в себе много разных значений. Полкан — кентавр, человек-лошадь, с бородой и шляпой. Иногда его изображали с женской грудью. У Полихана появляется очень важный символ крестьянства — конь. Он стал воплощением землевладения, богатства, знати и власти.

Полкан — земледелец, так как первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Борода — это свидетельство взрослой жизни, а широкая грудь — символ расцвета сил. Что символизирует женская грудь? История каргопольской игрушки гласит, что это универсальный символ крестьян: покровителя семьи, семьи, хозяина, хранителя жилища.

Другие фигурки

Другие древние изображения включают изображения животных. Сначала были популярны зайцы, чуть позже их выгнали лошади. Особо почетное место занимал медведь («медвежонок») с потомством или без. Его можно лепить из самых разных предметов домашнего обихода, например, с рыбкой или зеркалом в лапках. Медведь — один из первых символов планеты, в последних рассказах о каргопольской глиняной игрушке встречаются изображения, связанные с сельской жизнью. Итак, мастера слепили трех лошадей, запряженных всадниками. Длиннобородые мужчины, держащие гармошку, лапти или трубку, бабы и бабы — все это прототипы глиняных изделий.

Особенности каргопольских игрушек

Каргопольская глиняная игрушка имеет довольно архаичный вид. Имеет узнаваемый стиль, виды и росписи. Эту вещь можно назвать по-настоящему популярной, так как ее исполнение максимально бесплатное. Условно все истории поделок можно разделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие как Берегиня — женщина, держащая в руках голубей, а также лошадей, полкан и других животных.Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, изображающие сцены из деревенской жизни. Также эта категория сувениров иллюстрирует сказки. Сюда входят такие песни, как «Девушка для стирки», «Репа» и другие.

Каргопольская игрушка традиционной росписи — это побеленная поделка ручной работы, окрашенная в разные цвета, но без добавления лишних деталей и лишнего блеска. Несмотря на то, что фигура имеет яркие оттенки, выглядит приглушенно. Человек расписывается довольно условно.

О Каргопольской игрушке сегодня

Сегодня, помимо классических образов, широкую популярность приобрели многофигурные композиции. Здесь есть движение и характер, у мастеров есть желание все делать как в жизни. Гончары установили истории и темы. В большинстве своем это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается множество новых тематик, актуальных для праздничных дат, различных выставок, мероприятий, которые проходят в том или ином городе.

Дом-музей Шевелева

Каргополь, улица Гагарина, дом №30 — именно в этом старинном бревенчатом доме с зелеными наличниками находится знаменитый Дом-музей Шевелевых по всей России. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров Каргопольской игрушки. Есть две небольшие комнаты, в которых жили Клавдия Петровна и Дмитрий Васильевич Шевелевы. Они воспитали троих детей — Валентина, Владимира и Виталия. И они дали жизнь своим детям, которые не оставляют бездны ремеслу своих предков. Когда Дмитрий Васильевич умер в конце 2000 года, его наследники сделали предложение открыть музей. Эту идею поддержала администрация района, и через два года власти передали вторую половину аренды Шевелевым.

Экспозиции музея

В 2002 году Владимир Шевелев построил на территории усадьбы выставочный летний зал, а в парадной части дома устроил комнату для мастер-классов. Через год братья Шевельевы создали экспозицию, но временную.Официальная дата открытия Дома-музея — 13.06.2003 г.

В современном Каргополе нет постоянной экспозиции каргопольских игрушек, поэтому музей Шевелевых восполняет этот пробел. Вот фотографии, некоторые семейные реликвии, tr
Традиционные предметы быта, вылепленные на гончарном круге и покрытые свинцовой глазурью. Выставку украшают картины трех братьев. Будет интересно как старшему поколению, так и младшему.

Это такая каргопольская игрушка.История его возникновения восходит к глубокой древности, проходит через века и останавливается в современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Вот что я сделаю». Но нет, здесь нужен особый навык, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и проникнуться любовью к старинному искусству и его родине.

Долгие сумерки Крайнего Севера России

Город Каргополь, расположенный на заброшенном крайнем севере России, когда-то был важный торговый центр между Новгородом и Византией.Известен своей средневековой монастырская традиция, а в последнее время и лагеря для военнопленных, Марина Бирюкова находит свое прошлое очень заметно.

Каргополь пахнет свежесрубленной древесиной. Бревна уже порублены, ожидая распиловки, мягкие груды щепы складываются рядом с каждым изгородь. Город использует дрова для отопления. Газ идет только в канистрах. Есть горстка двух- или трехэтажных жилых домов в городе. Несколько счастливчиков получили квартиры в этих домах еще в 1970-х годах, со всеми современными удобства, то есть с холодной водой, водопроводом и центральным отоплением. Но обогреватели мало помогли в северном климате. Люди звонили мастеров устанавливать печи с трубами в своих квартирах, часто даже две, одну на кухне и еще один в гостиной. И они аккуратно складывают дрова в вход в здание.

У них могут быть краны, но они все равно носят ведра и ходят в источник воды. У них могут быть ванны, но они все равно берут белье в прачечную, в деревянную хижину у ручья, чтобы помыться. Постельное белье постирано струя становится удивительно белой и мягкой, намного лучше, чем если бы ее промывали в ванна.

Так устроена жизнь в Каргополе.

Когда наступает сезон отпусков, большинство нормальных людей стараются возглавить для теплых вод на юге, но я направляюсь на север. Осенью прошлого года я видел глиняную скульптуру из Каргополя в Вологодский музей. Глиняные игрушки эти скульптуры, и один из примеров на дисплей назывался «нетел» — слово, которое горожане могли не знать, но означает молодую корову, ожидающую первого теленка. Эта маленькая скульптура была просто очаровательно, и от этого я только сильнее, чем когда-либо, хотел попасть в Архангельск. Район и посещение старого Каргополя.

Итак, я в поезде Москва-Северодвинск, пятнадцать лет. часов на север из Москвы. Я прочитал список станций, на которых мы остановимся: Шожма, Лепша, Ивакша, Лельма, Шалакуша, Пукса, Шелекса. Я должен выбраться в Няндоме.

Говорят, еще во времена Николая II богатые Каргопольские купцы объединили свои деньги и дали крупную взятку какому-то чиновнику. или другое, чтобы убедиться, что железная дорога не проложена через их город. Стабильный и респектабельным северянам идея железной дороги не понравилась, при всей ее обещал шума и упадка.Итак, сегодня, чтобы добраться до Каргополя, нужно ехать по автобусом из Няндомы, или вызовите одного из голодных местных таксистов.

Что меня больше всего поразило в реке Онега, так это то, насколько удивительно это синий. Каргополь находится на реке Онеге, которая впадает в озеро Лаче. Белое море. Заунывный крик чаек приветствует городок каждое утро и приветствую приближающуюся ночь каждый вечер.

Загорел в Каргополе, но только на лице — не было ни куртки, ни майки.Северное солнце сурово, но ветер с Белого моря держит в воздухе холод.

Это время белых ночей на северном побережье. В виде местный писатель Борис Шергин ставит, солнце садится на воду как утка и ныряет только после полночь. Белые ночи по-настоящему начинаются только после полуночи. До этого просто очень долгий вечер.

Зимой жители Каргополя видят северное сияние.

*

Белой ночью я хожу в Воскресенский храм.я бродить долго, очарованная 400-летним зданием. На соседнем столбец в уведомлении объявляет, что какой-то общественный совет созывает горожане выйти и помочь очистить землю вокруг церкви. Земля вокруг церковь выглядит довольно ухоженной, но сама церковь находится в полуразрушенном состоянии. государственный. Его деревянные двери заперты на засов, но мне удается отодвинуть засов и вытащить его. заглянуть внутрь на печальную картину пренебрежения.

В городе с десяток церквей, каждая из которых интерес по-своему, но сейчас активны только два. Церковь Иоанна Богослова Креститель, наверное, самый красивый из них, только сейчас начинает возродиться, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы открыта для уже давно и это единственный, который должным образом обслуживается. Уведомление о дверь запрещает посетителям фотографировать иконы. Иконы в церкви здания не современного массового производства. Каждому из них не менее 150 лет и, скорее всего, выжили все это время, спрятавшись в домах людей и сараи.

Я весь дрожу и не могу понять, что происходит, когда я впервые вхожу в церковь. Другой — хор. В с десяток местных бабушек не умеют читать музыку и петь, как пели люди в Беломорские села в старину. Поют церковные песни по-народному, и вместе с затемненными и незнакомыми значками все это объединяет, чтобы произвести незабываемое впечатление.

«Какой позор!» горит мой новый каргопольский знакомый Сергей, главный врач местной больницы.»Вместо того, чтобы слушать этих бабушек, Вы должны послушать Светилена, хор, составленный из местной интеллигенции. Они профессионально исполняют церковную музыку ».

Но это пение мне нравится не меньше.

*

Люди на севере удивительно просты, открыты и добросердечный. Вы сразу чувствуете себя среди них как дома. Они тоже отличные патриоты, и в их случае это не пустое слово.

Я встретил Сергея посреди города. Он видел, как я забираю фотографии церкви Иоанна Крестителя, подошел и начал рассказывать мне о здании.«Если у вас будет время, я проведу для вас экскурсию по городу», — предложил он. Он провел целых три часа, показывая мне руины старой деревянной крепости, что остатки фундамента ныне снесенной церкви Входа в Иерусалим, руины монастыря Святого Духа и многое другое. Я был уверен, что он должен быть специалистом в краеведении. Кто еще мог вспомнить столько имен, цифр и фактов? Но в итоге оказалось, что он врач и все про Каргополь знает просто потому что это его родной город. Я отправился с Сергей с мамой Валентиной Ивановной на следующий день в гости к Майе Алексеевне. «Майя, я привела к тебе в гости», — объявила Валентина Ивановна, когда мы приехали, и, повернувшись ко мне, спросил: «Как тебя снова зовут?» Майя Алексеевна, проживающая в г. одна из высотных квартир, не показавшая ни малейшего удивления и предложенная сначала закончил смотреть программу по телевизору, а потом ел рыбный пирог. Этот в виде пирога внутри целая рыба, в данном случае крупный лещ, и это должен принимать форму содержащейся в нем рыбы. В старину этот рыбный пирог был свадебным блюдом, но сегодня его обычно подают гостям.»Майя, когда Вы успели испечь рыбный пирог? — спрашивает Валентина Ивановна. — Я только сказала вы 20 минут назад, что мы ехали «.

«Сегодня воскресенье», — ответила Майя Алексеевна. «Кто-то был обязательно заскочу «.

*

Езжу с Сергеем на Красную горку, на территорию Свято-Успенский женский монастырь, снесенный в 1925 году. Каргопольский трудовой лагерь. На небольшом почерневшем памятнике написана короткая фраза «чтобы жертвы репрессий ».

Монастырскую церковь снесли, остальное осталось. В Дом настоятеля монастыря все еще стоит. Он стал офисом трудового лагеря. В других небольших зданиях перед служением размещались кельи монахинь и трапезная. как офисы для боссов трудовых лагерей.

Сегодня эти здания наполнены несчастными, убогими, пьяные люди. Пьяная женщина лет тридцати плачет посреди на улице, ее рыдания отчаянные и обжигающие, как крики чаек. «Не плачь, ты найдешь его », — пытается утешить ее старуха.

«Где я ее найду, я везде искал, а она нигде не найти … »Оказывается, женщина потеряла собаку.

Сергей указывает на ржавую крышу с осыпающимся кирпичом. камин.

«Это были старые монастырские конюшни. в тюрьму для приговоренных к смертной казни. Я не хочу туда идти. Ты можешь до сих пор чувствую — там дурная аура ».

Через несколько часов я перехожу к старой конюшне без Сергей.Здание заброшено и заполнено хламом. Я вхожу. Есть коридор и деревянные двери. Постепенно до меня доходит, что здесь жили люди после трудовой лагерь и тюрьма были закрыты. Это видно по полоскам подкладки на двери и все обрывки домашней жизни, такие как ржавый таз и старая рама детского велосипеда.

Все двери покрыты одинаковыми квадратными досками. шпионские отверстия. Когда тюрьма стала местом, где люди строили свои дома, Этими досками они закрывали шпионские норы.Я не могу не пересечь сам. Эти маленькие доски, прибитые к дверям, похожи на крест, символ страдания.

Вдруг я слышу знакомый звук позади одного из двери — скрежет ложки по сковороде и музыка! Я стучу. Изношенный парень открывает дверь. «Что ты хочешь?» он спрашивает.

«Мой дом сгорел», — продолжает он. «Они дали Мне это место здесь после пожара. Да, раньше это была тюрьма ». «Квартира» в убогой форме, но есть маленький телевизор.

Немного дальше от трудового лагеря Каргополь находится весна Иоанна Волосатого. Легенда гласит, что Иоанн Волосатый был отшельником и основателем монастыря. Монахини каждое утро приходили к этому источнику и омывались святой водой.

Я ловлю несколько битых старых пивных бутылок и полиэтиленовый пакет из источника, а затем наполняю свою бутылку водой. Вода на вкус лучше, чем любая минеральная вода. Местный пьяница храпит на траве рядом.

Что касается лепных каргопольских игрушек из глины, то их делают до сих пор. Cегодня. В городе их изготавливает специальная мастерская. Они ярче в цвете в наши дни, раскрашенный смесью плакатных красок и клея ПВА, и потом продаются как сувениры. Старомодные дамы, господа, медведи, зайцы … все приносят немного денег в этот депрессивный регион. Но для настоящих игрушек Белого моря, сделанных по к старинным традициям, нужно за небольшую бревенчатый дом на Семенковской улице.

Шевелевы — мастера игрушек из поколения в поколение. следующий. Второе поколение возродило ремесло в 1960-х, а третье четвертое поколение решило превратить родительский дом в музей. Нравиться во всех каргопольских домах есть традиционная русская печь, а также есть старая посуда, миски и кувшины, настоящий самовар и уголок, где значки висят. Владелец, Владимир Дмитриевич Шевелев, профессионал. художник, как и два его брата. Он рассказывает мне о своем дедушке, бабушка, отец и дядя, которые с детства сидели за гончарным кругом и сделал традиционные игрушки.

«Сначала это было просто развлечением детей, и позже стали продавать их, иногда из-за голода, когда урожай картофеля был ничего хорошего »(кроме картошки в этих краях особо ничего не выращивают).

Настоящая каргопольская глиняная игрушка не расписана. Это запекается а затем обмакивают в мучную смесь, чтобы она не растрескалась и не высохла. Тоже самое процесс использовался для глиняной посуды. Фигуры все красновато-почерневшие от Процесс выпечки полон фантазии.Ворона кормит ее пирогами маленькая ворона, украденные пироги, если судить по выражению вороньей морды, и олень стоит на задних лапах и держит с собой девочку передние лапы.

«Либо здесь, либо в улье …» — рассказывает Владимир Дмитриевич. кто-то как его найти. У него удивительно доброе и открытое лицо.

«Вы, северяне, удачливые люди», — говорю я. «Вам повезло жить здесь ».

Со вздохом соглашается, как почти весь мой Каргополь знакомые.Но удача имеет горький оттенок. Русский север уникальный регион, богатый во всех отношениях, богатый историей, культурой, религией, и природа, но сегодня она заброшена и заброшена. Он живет своим прошлым, но каково его будущее? На этот вопрос сложно ответить. Иногда кажется, что время в этих местах остановилось, как солнце на горизонте. В закат, наполненный меланхолической красотой, задерживается и продолжается, но на севере, это рассвет, а не темнота, которая следует за закатом.

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей

Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей


Телефон: (81841) 2-26-60 (.), 2-25-39 (.)

Адрес: 164110, Архангельская область, Октябрьский проспект, 50 ., Каргополь

График работы: *

Интернет:
www. russianmuseums.info/M935 — официальный сайт
Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей — W1504, официальный сайт karmuseum.ru /

E-Mail:,

рекламный щит, мероприятия и экскурсии



Описание:
Каргопольский музей был основан 27 марта 1919 года на основе частной коллекции местного мещанина Капитона Колпакова. Сегодняшний музей — это большой историко-культурный комплекс.Он состоит из 17 исторических памятников культовой архитектуры XVI-XIX веков. Они расположены в Каргополе и его окрестностях и имеют федеральное значение. В художественных коллекциях музея есть иконы и церковная скульптура, рукописи и книги, изданные в России до XVIII века, традиционные каргопольские вышивки и народная одежда, лицевые и золотые вышивки, росписи по дереву, провинциальные портреты XIX века, глина. игрушки.

Коллекции рукописей и старинных книг, картографическая коллекция представляют большой научный интерес.

В музее постоянно представлены древнее искусство России, народное творчество, исторические и детские выставки.

Музей принимает активное участие в реализации ряда различных проектов, проводит научно-практические конференции. Является организатором единственного в России зимнего фестиваля курантов «Хрустальные звоны».

В дни православных праздников можно послушать пение музейного хора духовной музыки «Светилен». Летом программы ретро-музыки проходят на открытом воздухе в «Музейном дворике».К спектаклю вовлечены все зрители. Приобрести каргопольские глиняные игрушки и другие сувениры, буклеты можно в нашем магазине музея, где мы выставляем и продаем такие вещи.

Адрес: 164110, Архангельская область, г. Каргополь, Октябрьский проспект, 50.

Тел .: +7 (81841) 2 14 61, тел. / Факс: +7 (81841) 2 14 96 E-mail: karmuseum @ Mail.ru

Услуги музея:
музейный магазин, публичная библиотека, оборудована для людей с ограниченными возможностями

Рядом с музеем:
гостиницы и рестораны

для музейщиков

Административный телефон:
(81841) 2-14-96, факс: (81841) 2-14-96

Основание и день открытия:
основан: 27. 03.1919

Статус организации:
Государство Россия

Организационная форма:
Некоммерческая

Тип организации:
культура для общества

Классификация:
Архитектор и памятники, Историческое, Живопись


Площади:
выставочные залы 1256 2
временные выставки 294 2
музейный магазин 503 2

Номер сотрудника:
54 (кураторов: 9)

Среднее количество посетителей в год:
22260

Отдельные отделы:
архив, научная библиотека, реставрационный отдел.()

Объем сборов:
48640, единиц редкой коллекции: 33855


Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2021 Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей

Copyright (c) 1996-2021 Русские музеи . info


Каргополь, жемчужина Русского Севера — hep-i-book’a

Есть места, которые занимают особое место в вашем сердце, даже если вы провели там всего несколько дней.И не в малой степени это связано с людьми, которых вы там встретите. В июле прошлого года я был в таком месте в Архангельской области. Каргополь , старинный город на севере России, расположенный на реке Онеге, никогда не был в моем списке путешествий.

Но так получилось, что в результате какой-то длительной (и я действительно имею в виду) волонтерской работы я привязался к этому месту таким образом, что принял приглашение и после 15 дождливых часов, проведенных в поезде Санкт-Петербург-Архангельск и чрезвычайно ухабистая поездка (хороших «местных» дорог за пределами Питера или Москвы почти нет) наконец добралась.Наш первый день был посвящен обмену новостями и историями из жизни, в результате чего я почти потерял голос на несколько дней.

На следующий день я действительно посетил место, в котором работал волонтером, и сначала должен был преодолеть свои страхи по поводу того, что не смогу это сделать. Одно дело помочь нуждающимся — прийти сюда лично — другое. Я не был уверен, что смогу отпустить всю эту щепетильность и просто быть человеком. Это оказалось правильным, хотя я был изрядно истощен после этого визита, и у меня хватило лишь крохотной части моих умственных способностей, чтобы насладиться историческим центром города с его церквями и музеями (в России они очень часто находятся в одном месте).

Каргополь занимает территорию, где люди жили уже в 4-м тысячелетии до нашей эры, хотя официально считается, что он был основан в 1380 году, когда о нем впервые было упомянуто в письменной форме. Его название — своего рода загадка, содержащая части, которые относятся как к финно-угорскому прошлому, так и к более поздней русификации. И хотя «pol (e)» (поле) довольно очевидно, первая часть переводится как «ворона» или «медведь», в зависимости от того, какой версии вы придерживаетесь.

Рядом с автобусной станцией есть земляной вал, откуда я сделал фотографию выше, которая свидетельствует о временах, когда Каргополь был колонией жителей Великого Новгорода. Раньше город был довольно важным торговым центром в 16 веке, так как имел право торговать … солью, что в то время было довольно роскошью, и не всем городам было предоставлено право делать это, заставляя их приходить и покупать их «белая смерть» (или это только о сахаре?) в Каргополе.

Но при всех своих правах и привилегиях Каргополь был еще и местом ссылки — цари посылали туда своих нежеланных родственников или любимцев, а вывеска на доме выше говорит нам, что некий Иван Болотников (известный всем нам в России по школьные учебники истории), который был лидером народного восстания в 1606-07 годах.Деревянная вывеска напоминает нам, что улица раньше называлась Потаниха, а не улицей Болотникова (переименована в советское время, когда особенно праздновалось Болотниковское восстание). Любопытно отметить в этом здании на фото то, что двойные окна довольно лениво утеплены мхом, чтобы сохранить тепло между рамами.

Эта колокольня 18 века напоминает нам о разрушительном пожаре, который в 1765 году оставил весь город в руинах и заставил Екатерину Великую (см. Ее буквы над аркой) перестроить его по так называемому «регулярному плану». — тот, который позже был применен во многих городах, в том числе и в Санкт-Петербурге.Так Каргополь стал одним из первых городов Российской империи, последовавших этому новому плану.

Но его главная цель сейчас — служить смотровой башней — одна из вещей, которую я очень ценю, особенно когда есть, что посмотреть оттуда 🙂 Одним из недавних (актуальных) событий, которые мне понравились, была бывшая монастырская башня в Старой Руссе. Это заставляет меня думать, что мне еще есть что рассказать…

Церковь с зелеными куполами представляет собой странное сочетание барокко и архитектуры с белыми стенами — я бы никогда не подумал, что она построена в середине 18 века! А этот с блестящими черными куполами был построен 200 лет назад, в середине 16 века, и за эти годы он почти на 100 сантиметров погрузился в землю! Сумасшедшие контрфорсы из камней и деревянных досок были добавлены для поддержки конструкции после уже упомянутого пожара 1765 года. Но главной достопримечательностью этой церкви на самом деле является собрание так называемых «небес» или «небес» ( nebesa на русском языке), расписных деревянных потолков, характерных для Русского Севера. Собранные по всему региону, они выставлены в этой церкви, просто прислоненной к стенам.

Возвращаясь с главной площади к дому моего друга (после посещения краеведческого музея, который также находится в церкви), я заметил дом с очень пыльными окнами и некоторыми традиционными глиняными Каргопольскими игрушками , выставленными в двух из них.Эти игрушки можно принять за более популярные дымковские игрушки, но они менее кричащие и, я бы сказал, в некотором роде более аутентичные. Они говорят, что те, кто делал их в старину, делали это зимой, так как в остальное время года они были заняты обработкой своей земли и сбором урожая.

Игрушка считается одним из символов города (и области) и присутствует, например, в местных продуктах питания, таких как , пряник, и кефир. Однако здесь очень мало продуктов местного производства, так как сельское хозяйство рухнуло с распадом СССР, а из-за удаленности местности, усугубляемой отсутствием надлежащих дорог, здесь трудно что-либо развивать, включая туризм.Кстати, вот что вы можете найти здесь, всего в нескольких шагах от центральной площади:

Эта изящная замысловатая красота в традиционном стиле « узорочье » (буквально «обилие орнаментов») представляет собой церковь 17 века, а справа (внизу) находится еще одна церковь, когда-то украшенная пятью куполами, но теперь уменьшенная до всего один.

Оба они расположены на старой рыночной площади — на снимке во время ежегодного фестиваля, посвященного началу сезона кошения и купальской ночи, которая приходится на 7 июля.Мне посчастливилось приехать как раз к празднику, который включал в себя соревнование по сенокосу между командами, представляющими разные села, базарный день и настоящую Купальскую ночь с огненным шоу, хоровод (хороводы) и музыку.

Соревнование включало покос выделенного участка и укладку стога сена с «изюминкой». Также были представлены традиционные частушки (веселые и часто ироничные короткие песни, которые больше напоминают короткие стихи) в исполнении самих участников.И эти девушки (внизу) готовили для участников угощения.

Эти дамы просто потрясли! Думаю, они первыми закончили свое «творение», а потом пели как настоящие звезды! На фото на фоне церкви 17 века с серебряными куполами на заднем плане. Мне очень понравился фестиваль, хотя мы пропустили первую часть, собственно кошение, так как он начался довольно рано. И я думаю, что людям вокруг меня это тоже нравилось, если честно, потому что кошение остается частью их повседневной жизни, поскольку многие местные жители живут в собственных домах в Каргополе или близлежащих деревнях.

На самом деле я был также одет в традиционный сарафан , который сделал мой хозяин — хотя, в отличие от людей, участвующих в конкурсе, я чувствовал себя очень самозванцем 🙂 Двигаясь дальше к «частному» жилому району города, где люди живут в своих собственных (или двухквартирных) домов, я пришел к этому явно старому, но умирающему деревянному зданию, которое когда-то делили несколько семей.

Когда все спали, я немного побродила и мне подарили чудесный вид на город и реку Онегу.Каргополь такой, почти нет зданий выше, скажем, трех этажей (они придерживаются этого правила сознательно), и есть только ОДИН автобус, который останавливается на местной автобусной станции, прежде чем перейти на другую сторону реки, когда все успевают. выходят из автобуса (даже если их поездка еще не закончена) и водитель с кондуктором заходят в здание вокзала попить чаю. Думаю, на это у них ушло минут 10 — никто не жаловался, так как это устоявшееся «правило». Без шуток!

Я долго наслаждался видом, очарованный прекрасной погодой, атмосферой, людьми и тишиной, которую нарушала только небольшая моторная лодка, двигавшаяся вдоль реки.Рядом есть озеро Лача, самое большое в регионе, но нам не удалось туда поехать. Когда все гости были у меня дома и на фестивале, мне удалось увидеть только крошечный кусочек города, так что многое было оставлено на следующий раз. Я тоже надеюсь прогуляться вокруг него, как и в той части города, где живет мой хозяин.

В тот вечер была также большая вечеринка, сама ночь Купалы, первоначально посвященная летнему солнцестоянию (приходящемуся на 24 июня по старому юлианскому календарю), но теперь, я полагаю, в основном празднуется только лето.Уже в первый день я заметил эти деревянные фигуры в реке Онеге, которые еще строились. Местные жители сказали нам, что они созданы для знаменитого огненного шоу, свидетелями которого мы скоро должны были стать. Фигуры также были символическими, некоторые из них взяты из местного фоклора, некоторые представляют собой традиционные каргопольские игрушки. Наконец-то наступила грандиозная ночь, и я должен признать, что никогда не испытывал ничего подобного — атмосфера фестиваля была очень далека от той, к которой я привык, и я определенно хотел бы посетить его снова, если смогу.

Был также своего рода подиум с очень высокими девушками, демонстрирующими традиционные костюмы, « сковородка » (буквально «сковорода») или танцевальный «пол» с музыкой 80-х годов в живом исполнении учителя биологии и его группы. (ну, ему лучше придерживаться биологии, если вы спросите меня!), готовится много еды и не так много алкоголя, как я ожидал (что, я думаю, было запрещено). Потом были танцы в кружках, поставленные командой из Петрозаводска, к которой я присоединился.Кульминацией вечера стало огненное шоу под живую музыку местного музыканта. Хотя мы уже довольно устали и нам стало холодно, мы все же наблюдали, как горят первые фигуры (что они делали мучительно медленно!), И, честно говоря, почувствовали какое-то сожаление, что они сожгли эти конструкции дотла.

На следующий день люди из различных местных сообществ организовали фестиваль / рынок, демонстрируя свою продукцию и, в первую очередь, традиции. Конечно, в этом мероприятии была гораздо менее аутентичная (и захватывающая для меня) часть, хотя она была отодвинута от главной площади, где можно было купить фаст-фуд, а не местные товары и прочее, что людям, похоже, очень понравилось. , по факту.Дело в том, что те, кто живет в больших городах, избалованы всем барахлом до такой степени, что им становится достаточно, они жаждут чего-то действительно традиционного, аутентичного, этнического, органического и т. Д. И т. Д., В то время как в регионах люди считают первое чем-то искренним. развлекать и принимать последнее как должное.

Я думаю, что для меня было гораздо больше интереса к традиционной части, поскольку это то, чего мне не хватает в моей жизни в городе, и я чувствую лишь очень отдаленную связь с ней.Во всяком случае, на фото ниже та самая дама, которая так активно косила ранним утром, а теперь занимается подогревом воды в самоваре . Какая у нее выносливость!

Люди продавали домашние пироги, копченую рыбу и сладости. Но поскольку утром мы ели довольно много наших собственных свежеиспеченных сладких и соленых пирогов (см. Далее), я ничего там не пробовал, просто бродил по проходам, отговаривая себя покупать все эти корзины, коробки и тому подобное. которые были в продаже.

Поскольку в тот же день мне нужно было сесть на поезд, я не мог наслаждаться фестивалем и рынком так, как мне хотелось. Был также конкурс пения и танцев, который мне пришлось проигнорировать, чтобы увидеть хотя бы некоторые из вещей, которые меня действительно интересовали. В последнюю минуту я сделал несколько сувениров, купив высокий ящик из бересты, украшенный красивые красные и черные мезенские узоры, традиционная живопись Архангельской области.

Раньше в тот день сестра моего хозяина угостила меня настоящим праздником: она приготовила традиционные пироги шанги с картофельным пюре (сверху должно было быть еще немного сметаны или сметаны, но русская печь у моих хозяев есть в домой — см. выше — было очень жарко, и нам пришлось пропустить эту часть) и несколько кутабовидных пирогов с ягодами.Самым забавным в мастер-классе было то, что кот хозяев (который зашипел на меня, как настоящая змея и щелкнул мне в лицо) явно любопытствовал и в то же время довольно нервничал, когда все эти люди занимали его дом мало кто из нас там) прогуляйтесь прямо по раскатанным кружкам теста, готовым к заливке и выпечке. Но мы не возражали

Была еще очень горячая баня с вениками ( баня венчиков из березовых веток и листьев), откуда мне просто пришлось бежать, так как я с трудом переносил такую ​​жару (и приходилось стоять у окна на полпути). час, чтобы вернуться к жизни), я был поражен тем, как мало я знаю о жизни за пределами больших городов, гулял с собакой в ​​ближайшем лесу, было множество новых людей, которых я встретил, и множество историй, которые я слышал, ранним утром шел проливной дождь и пели птицы, я много чего заметил в себе.И я тоже готовил, в основном импровизируя с доступными ингредиентами. Вот сахарные узелки и ягодный пирог в утреннем свете.

В поезде я встретил женщину из Москвы, которая каждый год приезжает на фестиваль. Хотя она, казалось, объехала всю местность и многому научилась, она заставила меня подумать, что вы можете узнать о традициях и жизни в этом регионе столько, сколько вы видите и показываете, тогда как настоящая жизнь — это то, что вы можете только опыт, если вы сами там живете.На следующее утро я уже был в шумной, ненасытно коммерческой Москве — не лучшее место для такого бегства и душевного, значимого путешествия. Одно нужно помнить наверняка.

Находится в коллекции «Русские путешествия».

г.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Каргополь | Вики Сообщества

Каргополь (Россия Каргополь , финн. Каркополис ) — уральский город, самый маленький на Северо-Западе Уралицы. Расположенный на перекрестке автомагистралей UH-13 и UH-18, это важный город-перекресток, так как он находится очень близко к границе графства с Woodlands, и даже не в часе езды от Карелии. Он также входит в число старых поселений Уралицы, первое упоминание о котором датируется 1146 годом, хотя такие упоминания о городе были единичными до пятнадцатого века.

Каргополь имел разнообразную экономику скачкообразно: в период между Катаклизмом и Второй Великой войной, а затем снова между Уральскими чистками и несправедливой войной, экономика Каргополя переживала спад.Но после присоединения к Уралике в середине 2009 года город стал центром многих различных отраслей промышленности, таких как производство продуктов питания, целлюлозно-бумажная промышленность, фармацевтика, производство транспортных средств и производство небольших товаров народного потребления. Также в городе есть достойный высокотехнологичный сектор.

Каргополь, благодаря своему положению в пределах Уралицы, является одним из самых лингвистически разнообразных городов в стране с английским, русским, финским, эстонским, венгерским, вепсским, лудским, карельским, восточно-марийским и даже северным саамами (Каргополь — это то, самый южный край языка), на которых говорят в городе.Наиболее распространены первые четыре и карельский.

В Каргополе находится второй по величине исторический музейный комплекс на Северо-Западе Уралицы после Онеги, и находящийся внутри него является свидетельством довольно уникальной роли Каргополя в нестабильное время в истории России. Он служил убежищем Дмитрию Шемяке, который дважды претендовал на статус Великого князя Москвы в неспокойный период в конце 1440-х — начале 1450-х годов, который привел к смерти Шемяки в результате отравления и прекращению принципа наследственной наследственности (когда власть брал брат и сестра правителя. после смерти правителя вместо сына).В нем также есть раздел, посвященный Болотниковскому восстанию 1606–1607 годов (Иван Болотников был казнен в Каргополе), экспонат, посвященный Каргопольской битве против Польско-Литовской империи в 1612 году (даже когда враги вырезали население Вологды). казачья осада 1614 г. и многочисленные пожары, уничтожившие большую часть города (последний из них был в 1765 г.).

В Каргополе много старинной архитектуры. На Соборной площади, например, находятся три церкви, которые до середины 2009 года использовались как исторические музеи, которые с тех пор были заменены комплексом на другом конце города.В настоящее время все церкви на Соборной площади используются для богослужений — Христорождественский собор (завершен в 1562 году и несколько раз реконструирован, последний раз в 2009 году) и Введенская церковь (завершен в 1810 году, отремонтирован в 2009 году) используются для православных служб, а собор Св. Святой Иоанн Креститель используется уральской евангелической баптистской церковью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *